Зоя Федорова спешит на вокзал – сегодня приезжает ее дочь. В США ушла из жизни актриса и писательница Виктория Федорова, дочь знаменитой советской актрисы Зои Федоровой и американского военного атташе Джексона Тейта. 23 февраля 1955 года Зоя Фёдорова воссоединилась с дочерью Викторией и вскоре вернулась в кино. В 1980 году Зоя Федорова снова хотела навестить дочь, но ее долго не хотели выпускать, потому что Виктория издала книгу, где рассказывала о судьбе матери и об ужасах советских репрессий.
Слава, тюрьма и выстрел в затылок: судьба актрисы Зои Федоровой
Зоя Федорова и ее дочь переехали в один из самых престижных районов Москвы. история жизни, тайны и загадочная смерть актрисы. Позже Зоя Федорова рассказала, что до января 1941 г. неоднократно встречалась с Берией, благодарила его за помощь, но ему этого было мало, и он откровенно ее домогался, а в 1940-м дважды пытался изнасиловать.
Тюрьма, любовь, убийство. Биография актрисы Зои Федоровой
Как закон экранного присутствия это придет позже, с Антониони и Годаром. Фёдорова с сильным опережением дала Монику Витти, полностью отпуская себя, когда не надо подавать реплик. Есть подозрение, что в этом ей мог помочь, уловить эту особенность, подсказать ничего не делать тогдашний муж оператор Рапопорт, снимавший ее и в «Подругах», и еще в паре-тройке картин, приносивших ей как раз сталинские и комсомольские премии. В те времена шел у нас американский фильм «Секрет актрисы». Сталинский опыт Фёдоровой дает исчерпывающий ответ — в чем этот секрет. Ей надо просто родиться. Да, просто родиться — с таким лицом, в котором зритель увидит всё. Пожалуй, это что-то сродни кулешовскому опыту с лицом Мозжухина: ведь мы читаем в нем мысли, спровоцированные той ситуацией, которая сейчас разворачивается на экране без участия Фёдоровой. Но эти ее моменты молчания, моменты внутрикадровых выключений сродни чему-то вечному, исчерпывающему и великому, как буддистский «ом». Что ж поделать, так вышло: ее героини пришли в кино, когда необходим был навык защищаться, отбрехиваться и нападать.
Она попала в это противоречие со временем и противоречиво его сыграла, на контрасте хабалистого говора и антониевского всеобъясняющего молчания. Вряд ли она его любила, то время. Тут стоит вспомнить крошечный эпизод из той самой барнетовской «Ночи в сентябре», про вредителей в руководстве Донбасса. Они запирают героиню Фёдоровой в дурдом, на вязках. Сцена, где ее отыщут добрые НКВДшник и парторг решена в самых жгучих традициях тогдашней мелодрамы: высокое окно, всклокоченная косматая арестантка дурдома, грязные простыни, зловещие шприцы, сгорбившийся знаком вопроса убийца в белом халате, тени и свет. Но вот ее развязали, и в 5 секунд она с подругами одолевает пятиметровую лестницу, приговаривая «Ой, девочки, бежим скорей отсюда», а за ними как-то по-мальчишески шкодливо семенит Крючков.
Следователи сделали однозначный вывод, этот человек был хорошо знаком Зое Алексеевне. В ходе расследования было высказано предположение, что после ареста в 1927 года Зоя Федорова стала агентом ОГПУ, в 1941 году она должна была остаться на нелегальной работе в Москве в случае сдачи города немцам. Может быть ее убили потому что агентесса Федорова могла на Западе рассказать что-то лишнее? Федорова входила в высший круг так называемой «бриллиантовой мафии».
Актриса активно занималась скупкой камешков и произведений искусства и имела высокий рейтинг на черном рынке антиквариата. Достаточно сказать, что она жила в одном доме с родней Брежнева, Андропова, Щёлокова. Ходили слухи, что слабым местом актрисы был сбор компромата на любого серьезного человека, попадавшего в круг ее общения. При осмотре места преступления следователи обнаружили на журнальном столике телефонную книжку убитой в которой было 2000 контактов, от ФИО многих из абонентов у следаков перехватывало дух. Вполне вероятно актрису убили с целью похищения ее архива, или устранения ненужного свидетеля, знающего изнутри кухню бриллиантовой мафию. Кто-то считал что Зою Алексеевну убили из-за редкого крупного бриллианта хранившегося в ее коллекции, а другие говорили, что причиной насильственной смерти стала организация левых концертов по всему Союзу. Виктория рассказала, что за два дня до рокового выстрела мама в телефонном разговоре сказала: «Доченька, я знаю, меня скоро убьют».
Она навещала наследницу и планировала переехать в штаты. Но в очередной раз повидаться не удалось: Зою убили в квартире выстрелом из немецкого пистолета. Дело оказалось достаточно загадочным.
Приплетали туда КГБ, но доказать причастность спецслужб. По другой версии, с актрисой расправилась "бриллиантовая мафия", где были партийные верхушки. Другая гласит, что всё это обычное ограбление, ведь из дома пропали ценные вещи. Близкие вовсе уверены, что к убийству причастна подруга Маргарита Набокова, но мотивов у нее не было. Источник фото: Фото редакции Не менее любопытна версия про то, что зарубежный журнал опубликовал какую-то информацию без согласия семьи Федоровой и она как раз собиралась судиться в США.
Часто на съемочную площадку Зоя брала с собой Вику. Потому после окончания школы девочка, уже вкусившая запах кинопавильонов, решила стать актрисой и поступить вначале в драматическую студию при театре Станиславского, а затем во ВГИК. Незадолго до этого Федорова рассказала дочери про отца.
Все его фотографии были у Зои конфискованы, потому на вопрос Вики о том, какой он, мать отвечала: «Посмотри в зеркало. Ты — вылитый он». На память о Джексоне остался лишь американский фонарик. С ним Виктория и засыпала, живя мечтой встретиться с отцом из далекой Америки. Позже она признавалась, что хотела стать известной актрисой, чтоб отец смог узнать о ней и увидеть ее хотя бы на экране. Успех в кино: первые роли Виктория Федорова. Кадр из фильма «Возвращенная музыка» В кино Вика начала сниматься в 1964 году, сыграв роли племянницы профессора Корнилова в жизнерадостном фильме «Возвращенная музыка» и девочки Жени в известной киноповести «До свидания, мальчики», которая после эмиграции режиссера Михаила Калика в Израиль была запрещена к показу в СССР. Виктория Федорова.
Кадр из фильма «До свидания, мальчики» Третья роль Виктории Федоровой в кино стала для нее настоящим прорывом. В вышедшей на экраны в 1965 году мелодраме Михаила Богина «Двое» она играла глухонемую девушку Наташу. Фильм был восторженно принят критикой, отмечали особую, резковатую пластику актрисы, печаль ее глаз и европейскую изысканность, не свойственную советским актрисам. Киноленту отправили на международный кинофестиваль, но Вику, естественно, за границу не выпускали. В США лента шла под названием «Баллада о любви», и больше всего юная актриса хотела, чтоб там ее увидел отец. Карьера Виктории Фёдоровой складывалась успешно. Ее лицо украшало обложку «Советского экрана», открытки с ее изображением продавались в киосках, а на экраны один за одним выходили фильмы с ее участием. Конечно, не все фильмы получились удачными, но, как впоследствии рассказывала Виктория, отказаться от роли, на которую она была утверждена худсоветом, молодая актриса не могла.
Фима Собак из «12 стульев»: жизнь комической актрисы Веры Ивлевой оборвалась, как в страшном фильме Имя Веры Ивлевой знакомо лишь заядлым киноманам, но стоит лишь напомнить ее маленькие, но яркие роли в фильмах «12 стульев», «Мама» или «За спичками», как тут же раздастся возглас: «Да-да, такая смешная, чудаковатая! Ее карьера в театре и кино успешной не стала, не сложилось и в личной жизни, а злой рок уготовил Вере Ивлевой страшную смерть. Узнать подробности Бенефисная работа и съемки с матерью За 10 лет работы в советском кинематографе среди 18 киноработ в фильмографии Федоровой случались и фильмы, оставившие свой след. В киноленте «Сильные духом», рассказывающей о событиях Великой Отечественной войны, актриса сыграла советскую разведчицу Валентину Довгер. Этот фильм, предвосхитивший «Семнадцать мгновений весны», пользовался огромной популярностью: его посмотрело более 55 миллионов зрителей. Сестру Раскольникова Дуню сыграла актриса в экранизации романа Достоевского «Преступление и наказание». Она считала эту свою работу одной из значимых, особо вспоминая мягкость и профессионализм маститого режиссера Льва Кулиджанова. Практически бенефисной стала ее следующая работа — лирическая лента «О любви», которую снимал, как и «Двое», Михаил Богин.
Героиня Федоровой — скульптор-реставратор, которая пробует устроить свое женское счастье, пытается пойти на компромисс, который едва не заканчивается поражением, но в итоге становится победой над собой. Критики называли работу актрисы в этом фильме достойной всяческих похвал. Совсем в ином образе актриса предстает в спортивной мелодраме «Ход белой королевы», ее героиня — эффектная лыжница Алиса Бабурина. Несмотря на достаточно слабый сценарий и режиссуру, фильму удалось собрать награды международных кинофестивалей в Италии и Чехословакии. Достаточно успешным в прокате был военный фильм «О тех, кого помню и люблю», рассказывающий о женском саперном батальоне. Хрупкая героиня Фёдоровой Рита Меньшикова жертвовала собой ради спасения боевых подруг. Виктория и Зоя Федоровы. Кадры из фильма «Гнев» Последний советский фильм с участием Виктории «Гнев» зрители практически не увидели.
Историческую драму о восстании в Бессарабии, в которой также снялись Олег Янковский, Клара Лучко и Николай Олялин, в последний момент не допустили до проката. Кстати, в этом фильме единственный раз Виктория снялась вместе со своей мамой — Зоей Федоровой. Первая любовь Иван Дыховичный и роман с Немесио Посуэло Личная жизнь артистки была не менее насыщенной, чем ее жизнь актерская. Первой любовью Виктории называют Ивана Дыховичного, который впоследствии стал кинорежиссером. Иван был младше 17-летней Вики и был готов на любые подвиги ради возлюбленной. Так он, пытаясь доказать свою любовь, прыгнул в Москву-реку и угодил в мазут, откуда его доставал милиционер. Вика была в восторге от этого происшествия. Немесио Посуэло сейчас.
Фото: соцсети футболиста Во время съемок фильма «Двое» у Федоровой случился роман с футболистом «Спартака» Немесио Посуэло. Горячая испанская кровь провоцировала спортсмена на жуткие приступы ревности, он каждый день звонил из Москвы в Ригу, где шла работа над лентой, и требовал, чтобы Виктория немедленно все бросала и ехала к нему. Сам Посуэло верностью не отличался, и, когда Вика узнала об его изменах, пришла в бешенство и тут же его бросила. Милиционер из «Бриллиантовой руки»: трагедия Станислава Чекана и его сын, повторивший печальную судьбу актера Актера Станислава Чекана помнят в основном по роли милиционера Миши в культовой комедии Гайдая «Бриллиантовая рука», хотя сыграл он более 80 ролей в кино. На экране он всегда был убедителен, его выразительное лицо и мощная стать были востребованы в ярких эпизодах.
Кто и почему убил актрису Зою Федорову?
Фёдорова, Зоя Алексеевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фёдорова. Зоя Фёдорова Зоя Фёдорова в фильме «Станица Дальняя» (1939) Имя при рождении: Зоя Алексеевна Фёдорова Дата рождения: 8 (21) декабря 1909(1909-12-21). На свободу Зоя Фёдорова вышла только в 1955 году, после начала массовой реабилитации осуждённых по политическим статьям. Биография актрисы Зои Фёдоровой − детство и юность, роли в кино, арест и приговор, новыё взлёт карьеры, личная жизнь, причина смерти. Жизнь Зои Фёдоровой и её дочери Виктории — это драматическая семейная сага, местами напоминающая лихо закрученный шпионский боевик,оставляющей и сейчас слишком много вопросов. Зоя Федорова с дочкой Зоя Федорова с дочкой, зятем и внуком | Wday. В июле 1945 года Зоя была неожиданно отправлена в Крым на гастроли, а Тэйта выдворили за пределы СССР в течение 48 часов. Однако в конце 1946 года Зоя Фёдорова все-таки была арестована и через год приговорена к 25 годам лишения свободы за шпионаж.
Московский детектив: так все-таки кто убил Зою Федорову?
Биография актрисы Зои Фёдоровой − детство и юность, роли в кино, арест и приговор, новыё взлёт карьеры, личная жизнь, причина смерти. Зоя Федорова биография личная жизнь дети фото: кремлевская дочка. Зоя Алексеевна Фёдорова — чем известна, биография, достижения и успехи в кино — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Родилась Зоя Федорова 21 декабря, в 1909 году, в городе Петербурге. На тот момент Зоя Федорова уже родила дочь Викторию, о чем Джексон Тейт даже не подозревал.
Тюрьма, любовь, убийство. Биография актрисы Зои Федоровой
Сталин замялся, но просьбу выполнил. По другой легенде, освобождение отца Фёдорова выпросила у наркома внутренних дел Берии. Больной отец лагерей не выдержал и умер на руках у Зои в собственной постели. Её карьера в предвоенный и военный период действительно как бы предполагает присутствие какого-то покровителя: за первые 10 лет работы в кино выпускница училища при Театре революции снялась в 22 картинах и дважды стала лауреатом Сталинской премии, но кто им был — тоже так и осталось тайной. Участники событий давно унесли с собой всё в могилу. В 1946 году Фёдорову снова арестовали. Молва судачила, что это месть Берии, которому актриса отказала, но на самом деле арестовали её в ходе сбора компромата на Берию. Близкие люди считали, что Фёдорова, точно так же, как и её подруга Татьяна Окуневская, пострадала "от длинных языков и постоянных любовных историй с иностранцами" — видимо, по задумке Абакумова, они должны были признаться в шпионаже и скомпрометировать Берию.
Но в дело вмешался Сталин — он спас Берию и арестовал Абакумова. Лаврентий Берия. Ей дали 25 лет лагерей, а родню сослали в Казахстан. В Москву она вернулась только через 9 лет, в 1955 году. Её дочь всё это время воспитывалась её сестрой и считала ту за родную мать. Версии, версии... Новая жизнь началась с новых ролей в кино.
Правда, теперь роли были характерные, эпизодические: "Девушка без адреса", "Ленинградская симфония", "Алые паруса", "Свадьба в Малиновке"... С 1956 года и до самой смерти актриса состояла на службе в труппе Театра-студии киноактёра. С годами она стала прижимистей, усилилась подозрительность. Соседи рассказывали, что в квартиру никого не пускала, с ними и с работниками ЖЭКа разговаривала через дверь, всегда проверяла, кто перед ней: звонила в ЖЭК, интересовалась — присылали ли такого человека.
Ветеран органов внутренних дел поведал, какую версию он считает более правдивой. Изделия забрал преступник. Мы изъяли только «следы» — пустые коробочки из-под драгоценностей, их был не один десяток, бирки, которые убийца срезал», — цитирует мужчину «КП». Также Васильев убеждён, что вариант устранения актрисы спецслужбами — это большая глупость. Ее убийство было связано только с похищением драгоценностей. Она располагала деньгами. Убийца не просто так к ней пришел», — подытожил бывший оперативник. Ранее стало известно, как выглядит и чем занимается внучка Сталина , живущая в США.
И нашли бы другого агента. Бандиты, воры тоже исключены, их бы точно нашли. Да и Зоя Федорова в квартиру к себе никого не пускала. Часто разговаривала через дверь. Наверно воры и могли открыть замок ее двери, но только в ее отсутствие. Зачем ее убивать. Вот например: жену Алексея Толстова ограбили, ее бандиты просто связали и все вынесли. Так же жену директора цирка Бугримову ограбили. Обе живы. И зять тут не причем. Что за извращение лететь и убивать тещу в другой стране. Да и зачем, что она ему сделала плохое. Вот свою постоянно пьющею жену понятно. Но он это не сделал. О бриллиантах он ничего не знает Зоя Федорова ему их не показывала, это очень скрытная женщина. Говорят, что зять разбогател после смерти Зои Федоровой. Он летчик хорошо зарабатывал. Потом возможно наследство получил от родителей. И вообще, велико ли было его богатство?. Зятя, кстати, допросили наши сыщики и отпустили. И КГБ, как правило, следит за такими иностранцами. Нет, он не мог убить свою тещу. Было опрошено 4000 тысячи граждан так или иначе знакомых с Зоей Федоровой и не каких зацепок. Даже проверили тех, с кем сидела Зоя Федорова. Была одна странная улика: стрелянная гильза от пистолета «Зауэр» любимое оружие немецких летчиков. Профессионал не оставил бы гильзу никогда. Проверили всех владельцев этой марки, их оказалось трое в СССР. Их проверили, виновных не установили. Да и зачем ее убивать на квартире сбили бы машиной или прыснули что-нибудь сердечное. А тут так тупо сработано. И еще один странный факт. Стреляли, как выяснили эксперты с расстояния 10 сантиметров голова Зои Федоровой упала на стол после выстрела и волосы у не на затылке должны быть взъерошены, а они были причесаны. Поэтому отверстие от пули в затылке не было видно. Не один профессиональны убийца не будет после выстрела расчесывать волосы своей жертвы это уже какое-то извращение. Поэтому некоторые исследователи делают выводы, что стреляла женщина, я то же склоняюсь, к тому, что стреляла женщина. Только женщина очень странная, ведь убить человека не так-то просто. А она после выстрела не упала в обморок и расчесала еще волосы жертвы. Скорее всего убивать ей было не в первой или она воевала, а может была военврач. Уж очень хладнокровно вела себя.
В 1937 году Зоя Федорова и В. Рапопорт вместе участвовали в съемках фильма «На границе». И хотя он не имел громкого успеха, как фильм «Подруги», однако роль Федоровой в нем не прошла незамеченной. Актриса по праву вошла в список тогдашних звезд советского кино. Но тут внезапно ее карьера едва не прервалась на самом взлете — Федорова попала в категорию детей «врагов народа». Дело обстояло так. В 1936 году заболела ее мать у нее обнаружили рак , и отец нашел для нее частного врача, который оказался немцем. Однако больной он помочь так и не сумел, и его присутствие в доме Федоровых кое-кем было истолковано превратно. Когда в стране началась кампания против «врагов народа», эта связь сыграла злую шутку с Алексеем Федоровым. Он и так порой позволял себе нелестные отзывы в адрес некоторых высоких руководителей на правах человека, работавшего у Ленина, он имел все права так высказываться , поэтому когда «ежовщина» охватила всю страну, его постигла участь миллионов несправедливо осужденных. Летом 1938 года А. Федоров был арестован по статье 58 УК и приговорен к десяти годам лишения свободы. Став дочерью «врага народа», Федорова мысленно распрощалась со своей звездной карьерой. Однако, как это ни странно, но арест отца практически не отразился на дальнейшей судьбе актрисы. За первые десять лет своей карьеры в кино она снялась в 22 картинах, причем, в большинстве из них в главных ролях. Стоит отметить, что за съемки в фильмах «Музыкальная история» 1940, 7-е место в прокате — 17,9 млн. Однако, как признавалась позднее сама актриса, она мечтала о других ролях — ярких, музыкальных, — а ей приходилось играть героинь, как через кальку списанных друг с друга. Даже пыталась изменить свой имидж, сыграть отрицательную героиню чтоб курила, пила и ругалась как базарная торговка , но таких ролей ей никто не предлагал. Так что не все безоблачно было в тогдашней ее кинокарьере. Между тем в конце 30-х годов изменилась личная жизнь актрисы. Брак с В. Рапопортом окончательно развалился, и в 1939 году актриса встретила свою настоящую любовь. Этим человеком стал летчик Иван Клещев. Однако оформить свои отношения официально времени у них не хватило — началась война с фашистской Германией. Клещев ушел на фронт, и в одном из боев под Сталинградом его самолет был сбит. Летчика спасло чудо — он выжил, получив тяжелые ранения. Более месяца пролежав в госпитале, его выписали с диагнозом «не годен к полетам». После этого Героя Советского Союза Ивана Клещева распределили для дальнейшего прохождения службы в отдел по расследованию авиакатастроф. В отличие от него, Федорова была несказанно рада такому повороту событий и уже мечтала о свадьбе. Однако судьбе было угодно расставить все по-своему. В один из дней И. Клещев вылетел к месту очередной катастрофы под Тамбовом, и самолет, в котором он находился, был атакован вражеской авиацией. В неравном бою самолет Клещева был сбит и разбился. Так Федорова вновь осталась одна. Надо отдать должное Зое Федоровой, несмотря на драматизм всего происходящего в стране и в ее личной судьбе, она не прекращала попыток вызволить из тюрьмы отца. Для этого ей даже пришлось напроситься на прием к Лаврентию Берии. Этот человек тайно симпатизировал знаменитой актрисе и готов был многое для нее сделать в обмен на ее благосклонность. По воспоминаниям многих, через такую «помощь» Берии тогда прошли многие известные женщины страны. Вполне вероятно, что не избежала этой участи и Федорова. В результате в конце лета 1941 года ее отца выпустили на свободу. Однако годы отсидки не прошли для 56-летнего А. Федорова даром. Из-за обморожения в лагере ему ампутировали пальцы на обеих руках. Жизнь на свободе продолжалась для него недолго, и 22 сентября 1941 года Алексей Федоров скончался. А вскоре Федорову и двух ее сестер постигло новое горе — на фронте погиб их младший брат Иван. Тем временем Л. Берия не бросил своих попыток ухаживать за знаменитой актрисой. В декабре 1943 года он пригласил ее к себе в особняк на улице Качалова, объяснив свое приглашение просто: «Моя супруга любит вас и хочет отметить ваш день рождения в узком кругу». Отказать всесильному наркому Федорова не смогла, хотя в душе глубоко презирала его. В гостях терпения актрисы хватило только на первый час общения с Берией. Когда выяснилось, что никакой жены наркома на вечеринке не будет, что эту встречу организовал лично он, Федорова внезапно вспылила и оскорбила Берию. Тот тут же приказал ей убираться из его дома. Когда она вышла на улицу, Берия догнал ее на крыльце и вручил ей букет роз. При этом он мрачно произнес: — Это букет на вашу могилу! После этой встречи и грозного предупреждения Берии актриса ждала только одного — ареста. Однако его тогда так и не последовало. Постепенно жизнь вошла в свое русло, и Федорова успокоилась. Она не могла даже догадаться, какие события ждут ее. Осенью 1942 года Федорова, будучи на выставке американского кино в Москве, познакомилась с корреспондентом американской газеты «Юнайтед пресс» Генри Шапиро. Он ввел ее в круг своих друзей, среди которых оказался заместитель главы морской секции американской военной миссии Джексон Тэйт. Их первая встреча произошла в январе 1945 года на торжественном приеме в особняке на Спиридоновке. На следующий день после приема Тэйт внезапно пригласил актрису в ресторан «Москва». Так началось их знакомство, которое переросло в любовь. Эта история породила массу слухов на много лет вперед. Например, некоторые источники будут утверждать, что актриса, став негласным агентом МГБ, была специально введена в круг американских дипломатов. Однако кураторы Федоровой от МГБ, видимо, не учли того, что она была обыкновенной женщиной, которая не смогла устоять перед чарами американского красавца капитана. Видимо, этим объяснялась и последовавшая после знакомства с Тэйтом беременность Федоровой. Правда, рождение дочери Виктории она появилась на свет 18 января 1946 года отец так и не застал. После окончания войны американцы из наших союзников превратились во врагов, и связь Федоровой с Тэйтом не могла закончиться хеппи-эндом. Даже непонятно, на что она рассчитывала в то время, решив родить от американского дипломата ребенка. В июле 1945 года актрису внезапно отправили на гастроли в Крым, и в это же время Тэйт получил распоряжение советских властей в течение ближайших сорока восьми часов покинуть пределы СССР. Когда Федорова вернулась в Москву, ее любимого там уже не было. Джексон Тэйт получил новое назначение на военно-морскую базу рядом с Сан-Педро в Калифорнии. Он ничего не знал о судьбе Федоровой и даже не представлял, что она родила ему ребенка. Но ответа не было. И вот когда он уже потерял всякую надежду что-либо узнать, на его имя внезапно пришло короткое послание, отправленное из Швеции. В нем сообщалось, что Федорова вышла замуж за некоего композитора и счастливо растит с ним двоих детей. Подписи под этим письмом не было. Кто написал это письмо, так до сих пор доподлинно неизвестно. Но доля правды в нем была. Еще в начале 40-х она познакомилась с композитором Александром Рязановым, стала в его джаз-квартете вокалисткой.
Легендарная актриса Зоя Федорова стала жертвой советской диктатуры
Осенью 1973 года Виктория снималась в Молдавии в фильме "Гнев". Обе женщины загорелись желанием повидаться с ним. В 1975 году по приглашению профессора университета Коннектикута Ирины Керк Виктория вместе с матерью приехала в США, где впервые увидела своего отца. За несколько дней до окончания срока действия визы она вышла замуж за пилота Фредерика Р. Можно было бы подумать, что это был фиктивный брак, но через год у них родился сын - Кристофер Александер Федор Пуи. А в 1978 году Виктория получила американское гражданство. Мать Виктории мечтала перебраться в США к дочери и даже начала собирать документы для выезда. Но не успела этого сделать.
В 1981 году Зоя Федорова была убита в своей московской квартире. Обстоятельства ее гибели до сих пор не выяснены. Потрясенная известием Виктория не смогла приехать на похороны матери: ее попросту не впустили в страну. Отец Виктории умер еще раньше, в 1978 году. За год до его смерти Виктория написала автобиографическую книгу "Дочь адмирала".
Мало кто мог похвастать такими связями.
В уголовном деле об убийстве Зои Фёдоровой до сих пор остается много вопросов. В 80-е на раскрытие этого преступления бросили лучших столичных следователей. Чтобы распутать убийство, им пришлось копать глубоко в прошлое. Подробности жизни и смерти советской актрисы Зои Фёдоровой — в программе « Основано на реальных событиях ». Картина дня.
Фильм имел большой успех, эта работа принесла Федоровой всесоюзную известность и любовь многочисленных поклонников.
Ей звонили домой, не давали спокойно пройти по улице, поклонники забрасывали ее письмами. Ее муж, Владимир Рапопорт, проживал в Ленинграде, она — в Москве, и его не устраивала разлука с молодой женой. К концу года ему удалось получить отдельную квартиру для себя и Федоровой, но та переезжать не спешила, и продолжала активно заниматься карьерой. В 1937 году Рапопорт и Федорова вместе принимали участие в работе над кинофильмом «На границе». Эта картина не имела такого успеха, как предыдущая лента с Федоровой, но ее роль в этом фильме не прошла незамеченной. Федорову продолжали любить зрители, и к ней были благосклонны критики.
В самом начале взлета ее карьера едва не оборвалась. В 1936 году заболела мать Зои, и врачи у нее обнаружили рак. Алексей Федоров нашел для жены частного онколога, немца по фамилии Бек, чье вмешательство не помогло спасти больную, но присутствие иностранца в доме партийного деятеля было истолковано не в пользу Федорова. Когда в СССР началась кампания по борьбе с «врагами народа», Алексей Федоров был арестован по 58 статье Уголовного Кодекса за предполагаемую связь с иностранными шпионами, а также за резкую открытую критику некоторых высоких руководителей. Летом 1938 года он был приговорен к десяти годам лишения свободы. Став дочерью «врага народа», Федорова ожидала прекращения своей карьеры актрисы, но арест отца в то время практически не отразился на дальнейшей творческой судьбе.
В течение десяти лет Зоя Федорова снялась в 22 фильмах, в большинстве из них она сыграла главные роли. За фильмы «Музыкальная история» в 1940 году и «Фронтовые подруги» в 1941 году Зоя Федорова получила Сталинскую премию, но ей не нравилось, что все роли положительных советских героинь были похожи друг на друга. Актриса сыграла в фильмах «Шахтеры» в 1937 году, «Человек с ружьем» в 1938 году, «Станица Дальняя» в 1939 году и многих других картинах. Одной из самых заметных работ Федоровой стала роль Надежды Колесниковой в картине «Великий гражданин». Федоровой удавалось то, чего не могли сделать многие другие актрисы — в идеологических сюжетах она снижала патетику своих героинь, делала их живыми, наивными, реальными женщинами, но сама актриса позже признавалась, что мечтала о совсем других ролях, даже пыталась изменить свой имидж и сыграть отрицательную героиню. Значительное место в творчестве Федоровой занимала работа в комедийных фильмах.
Она блестяще сыграла роль Невесты, провинциальной жеманной барышни, в экранизации чеховской «Свадьбы» в 1944 году. В конце 1930-х годов окончательно распался ее брак с Владимиром Рапопортом. В 1939 году актриса познакомилась с летчиком Иваном Клещевым, между ними завязались отношения, но вступить в брак они не успели. Началась война, Клещев ушел на фронт, был сбит в одном из боев под Сталинградом, но выжил. Больше месяца с тяжелыми ранениями он пролежал в госпитале, откуда его выписали с заключением «не годен к полетам». Героя Советского Союза Ивана Клещева распределили в отдел по расследованию авиакатастроф, Федорова начала готовиться к свадьбе, но однажды, когда Клещев вылетел на служебном самолете к месту катастрофы, борт был атакован вражеской авиацией, был сбит и разбился.
Тем временем Зоя Федорова не прекращала попытки вызволить отца из тюрьмы. В результате ее стараний 56-летнего Алексея Федорова выпустили на свободу в августе 1941 года, но он был очень болен, во время заключения в лагере из-за обморожения ему ампутировали пальцы на обеих руках. В это же время Зоя Федорова стала объектом настойчивых ухаживаний Лаврентия Берии, который, по слухам, помог вызволить ее отца из лагерей. В декабре 1943 года он пригласил актрису в гости в свой дом на улице Качалова, объяснив свое приглашение: «Моя супруга любит вас и хочет отметить ваш день рождения в узком кругу». Отказать наркому Федорова не могла. Когда она пришла на вечеринку, оказалось, что жены Берии дома нет, и празднование не планировалось.
Вспылив, актриса оскорбила Берию, он выгнал ее из дома, вручив букет роз со словами: «Это цветы на вашу могилу! После такого предупреждения Федорова ожидала ареста, но его не последовало. Она продолжала много сниматься, вела активную светскую жизнь, посещала выставки и приемы в иностранных посольствах. Осенью 1942 года на выставке американского кино в Москве актриса познакомилась с корреспондентом американской газеты «Юнайтед пресс» Генри Шапиро. В январе 1945 года на торжественном приеме в особняке на Спиридоновке он познакомил ее со своими друзьями, среди которых был Джексон Тэйт — заместитель главы морской секции американской военной миссии, а впоследствии — контр-адмирал. На следующий день Тэйт пригласил Федорову в ресторан «Москва».
Их общение быстро переросло в любовь. Пара не скрывала своих отношений, они ходили в театры и рестораны, на танцы и приемы. Эти отношения породили массу слухов, актрису подозревали то в агентской деятельности на иностранную разведку, то в работе на МГБ, то в двойной агентуре. Жизнь в послевоенное время После окончания войны американцы превратились из союзников во врагов, и связь актрисы с американским дипломатом закончилась чередой проблем и бед. В июле 1945 года ее неожиданно отправили на гастроли в Крым, а когда она вернулась в Москву — Тэйта она там уже не застала. Он получил от советских властей распоряжение покинуть пределы СССР в течение двух суток.
Тэйт ничего не знал ни о судьбе возлюбленной, ни о существовании дочери. Пытаясь восстановить связь, он регулярно посылал в СССР настойчивые запросы и письма, но ответа не получал. Позже на его имя пришло письмо без подписи из Швеции, в котором сообщалось, что Зоя Федорова вышла замуж за известного советского композитора, растит двоих детей и счастлива в браке. Еще в начале 1940-х годов Зоя Федорова познакомилась и подружилась с композитором Александром Рязановым, и стала вокалисткой в его джазовом квартете. Когда вышел указ о наказании матерей-одиночек, он предложил ей расписаться. Федорова сначала ему отказала, но потом согласилась.
Но спасти ее это уже не смогло. С августа 1946 года за актрисой велась постоянная слежка. Кроме того, установлено, что Фёдорова является участницей группы англо-американской ориентации, стоящей на позициях активной борьбы с советской властью. Постановил: Фёдорову З. Более полугода актриса провела на Лубянке во внутренней тюрьме, где ее подвергали допросам и пыткам, ее не кормили, обливали кипятком, не давали спать.
С дочерью, которая девять лет жила в ссылке в Казахстане вместе с тетей и ее детьми, она воссоединилась только в 1955 году, после своей реабилитации. В детстве Виктория мечтала стать актрисой, как ее мама. Окончив школу в 1962 году, девушка поступила в студию драматического искусства. Она дебютировала в кино в 1964 году, исполнив эпизодическую роль Жени в фильме Михаила Калика "До свидания, мальчики! После этого Виктория успела сняться в нескольких фильмах. Так, она снялась в очень талантливой трагикомедии Алексея Коренева "Урок литературы" по первому рассказу Виктории Токаревой "День без вранья" , где сыграла небольшую, но запоминающуюся роль журналистки Лены. Ее партнером по фильму был Евгений Стеблов. Также она участвовала в классической экранизации Льва Кулиджанова "Преступление и наказание", исполнив роль Дуни, сестры Раскольникова. В 1970 году Викторию пригласили на главную роль в мелодраму Михаила Богина "О любви", где она сыграла скульптора Галину. Также она снялась в психологической драме Федора Филиппова "Расплата" и ряде других известных советских картин 1960-х-1970-х годов. Виктория была в молодости красивой, очень напоминала свою мать, и нравилась многим мужчинам. По воспоминаниям Альберта Филозова, Виктория была "компанейской, хорошей девушкой". До своего отъезда в Америку она трижды успела побывать замужем.
Слава, тюрьма и выстрел в затылок: судьба актрисы Зои Федоровой
Как, впрочем, и найти реального убийцу. Даже несмотря на то, что дело 71-летней актрисы насчитывает десятки томов и больше 4 тысяч допрошенных свидетелей. РИА Новости Есть несколько версий, которые могут хоть как-то объяснить эту трагедию. Во-вторых, рассматривалась и версия самого обычного ограбления.
После убийства из дома актрисы пропали драгоценности. В-третьих, причиной расправы могла послужить возможная связь Федоровой с «бриллиантовой мафией», занимавшейся нелегальной продажей ювелирных украшений. В нее, по слухам, входили жены и дети советской партийной верхушки.
Вероятно, Зоя могла знать что-то ценное про членов этой «банды» и шантажировать людей эксклюзивной информацией. И в-четвертых, в убийстве героини этого текста может быть след неназванного американского журнала. Они подали на журнал в суд.
Зоя летела на судебный процесс. Но в то же время, когда произошло убийство, в Москве находился ее зять, он попал под подозрение. По одной из версий, убийство было связано именно с этой поездкой в Америку и с судами, которые Зоя Алексеевна и Вика затеяли.
Слишком большие суммы потребовали с журнала», — рассказывал бывший сотрудник уголовного розыска Игорь Васильев. По их мнению, в убийстве могла быть замешана ее подруга Маргарита Набокова.
Внешность и талант оказались не самым главным. Актриса плохо знала язык, была новичком на этой «фабрике кино». Она говорила: «Тут все просто, ты не выбираешь, тебе говорят, и ты снимаешься. А если нет «языка»… Кому лишние траты и морока с дубляжом нужны». Всего одна крупная роль досталась актрисе в кинематографе Америки — «Секретный агент Макгайвер», да еще несколько эпизодов. Картина «Секретный агент Макгайвер» Более ощутимых успехов Федорова добилась в модельном бизнесе, как лицо косметического бренда Beauty Image. Модельный бизнес В.
Федоровой В 1978 г. Федорова написала книгу «Дочь адмирала» о трагической любви своих родителей. Она предполагала снять по ней фильм с участием матери. Однако материал о чувствах представителей двух супердержав не показался интересным американской публике. Федоровой «Дочь адмирала» А может быть, это было слишком сложно. Сотрудничество с В. Зайцевым С работой становилось все сложнее. Актриса, освоив компьютер и основы веб-дизайна, стала зарабатывать на создании сайтов, рисовании картин и создании керамики. Личная жизнь С Фредериком Поуи Виктория была счастлива.
Она стала мамой замечательного сына Кристофера. Федорова, З. Федорова и Кристофер После 15 лет брака, отношения в семье начали портиться. Взрывной характер Федоровой, недовольство собой и профессиональная неустроенность приводили к постоянным ссорам. В 1981 году в Москве в своей квартире была убита Зоя Федорова. Смерть матери подкосила актрису. Женщина пристрастилась к алкоголю, что стало для мужа последней каплей. Он подал на развод и отсудил у жены сына. Для Виктории это были страшные удары, она проводила в алкогольном дурмане целые дни, но ей удалось взять себя в руки и пойти в общество анонимных алкоголиков.
Она справилась. И все-таки она нашла своего мужчину. С пожарным Джоном Дуайером Виктория прожила 20 лет. В их доме в городке Маунт - Поконо штат Пенсильвания царила любовь и забота. Он ее любил, а она расписывала вазы и тыквы, вела жизнь среднестатистической американки. Кончина В 2005 году у Виктории начались проблемы с легкими. Врачи обнаружили рак легких. Актрисе провели успешную операцию и курс комплексной терапии.
Личная жизнь Первым ее мужем был репортер Владимир Раппопорт, в конце 30-х годов их брак дал трещину. Второго мужа — летчика Ивана Клещева — забирает война. В это же время погибает еще один Иван — ее брат. Джексон Тейт Третья любовь актрисы к американскому военному принесла счастье материнства и другие события, изменившие ее жизнь. Осенью 1942 года на выставке американского кино в Москве актриса знакомится с корреспондентом «Юнайтед пресс» Генри Шапиро, среди друзей которого оказался и Джексон Тэйт. Он был заместителем главы морской секции американской военной миссии. Тэйт приглашает актрису в ресторан. Так началась красивая история любви советской актрисы и американского военного. Слухи о ней ходили разные. По утверждению некоторых источников, актрису, которая была агентом КГБ, в общество американских дипломатов ввели специально. Как бы там ни было, Зоя влюбилась, забеременела и родила дочь, о которой красавец-капитан узнал спустя много лет. По окончании войны бывшие союзники стали врагами, поэтому связь Федоровой и Тэйтом не могла иметь счастливое завершение. После возвращения в Москву своего любимого Зоя не застала. Он пишет письма и отправляет запросы, но безрезультатно. Когда уже не было никакой надежды, на его имя пришло анонимное письмо, в котором сообщалось, что Федорова замужем за неким композитором, и у них двое детей. Зоя Федорова с дочерью Colors. В 1946 у актрисы родилась дочь. В это же время выходит указ о наказании матерей-одиночек. Чтобы защитить Зою от очередных неприятностей, знакомый ей с 40-х годов композитор Александр Рязанов предложил расписаться. С Джексоном Тэйтом она встретилась в 1976 году, когда ей разрешили выезд за границу. Зоя Федорова Дочь Виктория унаследовала талант матери и стала актрисой. В молодости, когда она жила в Москве, ее друзьями и партнерами по съемкам были Олег Янковский, Валентин Смирнитский и Борис Хмельницкий. Потом она уехала в Америку, где тоже снималась. На 66 году ушла из жизни из-за неизлечимой болезни. Путь к славе Вопреки воле отца, Зоя в 1930 году становится студенткой театрального училища, которое закрыли спустя два года. Девушка не сдается и продолжает занятия в училище при Театре революции. Уже во время приобретения профессии актрисы Зоя снимается в кино — это небольшая роль в фильме «Встречный». Первый блин в карьере получился комом — ее участия в картине не смогли оценить зрители, поскольку сцена была вырезана в последний момент перед прокатом. Вторая роль в фильме «Гармонь» в 1933 — официальный дебют актрисы Зои Федоровой. Именно тогда ее заметили, посыпались предложения от кинематографистов. Главная роль в «Подругах» в 1936 сделала актрису востребованной, жизнь заиграла новыми красками. Зоя Федорова в юности Все было бы прекрасно, если бы не арест отца. Алексея Федорова арестовали и приговорили к 10 годам лишения свободы. По одной версии, поводом стали его нелицеприятные высказывания в адрес руководителей страны. По другой, он обращался за помощью к немецким докторам, чтобы те помогли вылечить жену Екатерину, заболевшую раком. Во времена партийных чисток — веская причина для обвинения. Любящая дочь Зоя сделала все от нее зависящее для освобождения: она дошла до самого Берии. Усилия не были напрасными, Алексея освободили досрочно перед самой войной. За последующие 10 лет актриса снялась в 22 фильмах, в основном играя главные роли. В этот период получила две главные государственные награды — Сталинские премии II степени. Знакомство с Лаврентием Берией стало причиной рокового падения Зои Федоровой. В 1943 году она приехала к нему домой, якобы по просьбе жены на празднование дня рождения. Но Лаврентий Павлович встретил Зою один в халате. Быстро сообразив, в чем дело, актриса в сердцах оскорбила высокопоставленного ухажера и выбежала на улицу. Там ее догнал автомобиль с букетом роз и злобное напутствие: «Это на Вашу могилу». Месть настигла Зою Алексеевну спустя 3 года, когда она почти забыла о происшествии. В декабре 1946 она вернулась на работу в театр и поняла, что тучи над головой сгущаются по нескольким деталям: в фойе был снят ее портрет, а главные роли распределены другим актрисам. Вскоре Зою Федорову арестовали — были предъявлены тяжелейшие обвинения в действиях против власти. Приговором суда ей дали 25 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Родные были высланы в Казахстан. Девятимесячная дочь Вика оказалась на воспитании тети Александры. Кадр из фильма «Свадьба в Малиновке» Женщина воспитывала малышку, как родную — приемный ребенок называл тетку мамой 9 лет — до самого освобождения из-под стражи Зои Алексеевной. На зоне женщине приходилось туго. Несмотря на всенародную любовь, стражи с ней и не думали церемониться. Она испытала и душ из кипятка и переломанные пальцы рук. Доведенная до отчаяния актриса писала Берии письма, полные мольбы о спасении, но ничто не помогало. В 1955 Зоя Алексеевна была оправдана и смогла вернуться в Москву. Без средств к существованию, не имея угла, она получила помощь от Лидии Руслановой, другой звезды советской сцены. Судьба свела женщин во «Владимирке», где обе отбывали наказание, попав в мясорубку советской системы. Первое время с привезенной из Казахстана Викой актриса жила у певицы. Затем ей дали квартиру, более того, Зое Алексеевной предоставили возможность вернуться в кинематограф. На сей раз роли были второстепенными, но настолько яркими и запоминающимися благодаря ее таланту, что слова персонажей мгновенно разлетались на цитаты. В 1965 ей присвоили звание Заслуженной артистки. Эпизодическая роль в «Свадьбе в Малиновке» принесла советской звезде не меньшую славу, чем ее главные роли. Фильм занял второе место в прокате, собрав 75 млн зрителей, и получил «Оскар». Последняя работа актрисы в кино — «Москва слезам не верит». Это была роль тети Паши — строгой вахтерши женского общежития. Она завершила кинематографическую карьеру звезды. Артистическую деятельность Зоя Федорова продолжила в качестве организатора гастрольных туров популярных актеров. На Ростовской кинохронике Любовная история Для начала рассмотрим предысторию событий. Все трудности в жизни Зои Алексеевны начались с любви… Она — знаменитая актриса, блиставшая в таких фильмах, как «Подруги», «Станица Дальняя», «Свадьба» и многих других — знакомится с американским дипломатом Джексоном Тейтом. В то время связь с иностранцем — уголовно наказуемое преступление. К тому же, Зоя еще и забеременела, и в начале 1946 года родилась дочь Виктория. Влюбленный в актрису композитор Александр Рязанов , с которым она вместе когда-то ездила на фронтовые гастроли, предложил ей выйти за него замуж, дабы скрыть факт рождения ребенка от иностранца. Но это не помогло… Уже в декабре 1946-го Зоя была арестована. Ее обвинили в шпионаже и осудили на 25 лет лагерей усиленного режима.
Тем не менее, по некоторым данным, в 1981 году заветную бумагу ей все же удалось получить. И, похоже, Зоя Федорова понимала, что ей грозит опасность. Во время одного из телефонных разговоров с дочерью она обронила фразу «Меня скоро убьют», но Виктория не придала этим словам значения. В ночь на 10 декабря Зоя говорила по телефону с одной из приятельниц о предстоящей поездке в Краснодар , а около 13:00 актрисе звонила сотрудница Мосфильма. После этого 71-летняя Зоя Федорова перестала выходить на связь с родными и друзьями: она не открывала дверь, а ее телефон был постоянно занят Одна из подруг Федоровой Маргарита Набокова, с которой у Зои была назначена встреча, два раза приходила к ее квартире, после чего оставила в дверях записку. Она связалась с племянником актрисы Юрием у него были запасные ключи и попросила его срочно приехать на Кутузовский проспект. Приехав, Юрий заметил, что в окнах квартиры Федоровой горит свет, но дверь ему не открыли, и он воспользовался запасными ключами. Как следователи установили позже, Зоя была убита выстрелом в затылок с расстояния около 10-20 сантиметров: пуля прошла навылет, пробив левый глаз и стекло надетых на нос очков. После убийства Федоровой ее близкие припомнили странную деталь: незадолго до смерти Зоя жаловалась, что в последнее время кто-то присылает ей по почте ее фотографии, на которых выколот левый глаз Странным обстоятельством было и то, что в месте ранения волосы на затылке погибшей были аккуратно уложены — очевидно, убийца для чего-то причесал свою жертву. Это поначалу сбило с толку прибывших в квартиру оперативников. Первое, что бросилось в глаза, — под стул натекла лужа крови. Сначала, не трогая ничего, провели внешний осмотр. Самое интересное, что мы все-таки были уже не новички, кое-что видели и кое-что понимали. А здесь мы не могли определить, от чего она умерла. Я взял ее руку, потрогал пульс — пульса нет, но тело было еще теплое Борис Кривошеинбывший начальник Уголовного розыска 123-го отделения милиции Москвы И лишь когда оперативники начали осматривать лицо Федоровой, они поняли, что ее застрелили. Баллисты установили, что стреляли из немецкого самозарядного пистолета Sauer 38H. Сразу нашли всех владельцев такого оружия — в СССР подобные пистолеты были зарегистрированы лишь у троих граждан. Но все они оказались непричастны к убийству. Не особо помог следствию и тот факт, что в Федорову выстрелили, когда в квартире зазвонил телефон и она сняла трубку, — установить номер абонента не удалось. Об этом косвенно говорил и тот факт, что на столе стояли две чашки и тарелка с пирожными, — очевидно, у Зои с загадочным стрелком состоялось дружеское чаепитие. На осмотре места преступления мы увидели, что она в рваных шлепанцах, в протертых шерстяных носках и в старом халате. Это говорит о том, что к ней приходил человек достаточно знакомый Сергей Бутенинв 1981 году — старший инспектор по особо важным делам Московского уголовного розыска МУР В пользу версии о том, что убийца был знаком актрисе, говорил и тот факт, что при посторонних Федорова практически никогда не надевала очки. Да и малознакомых людей в квартиру она не пускала, разговаривая с ними через дверь или во дворе. Незнакомых людей она никогда не пускала в дом. Закрывала все замки на дверях, даже днем — на цепочки и засов. На ночь придвигала лестницу-стремянку: упадет — загремит из показаний родственницы Зои Федоровой Под подозрение сразу же попали все родственники убитой, вплоть до юного внучатого племянника, которого для допроса сняли с занятий в школе. Следователи не исключали, что Федорову мог убить и племянник Юрий, но у него оказалось железное алиби: в день преступления он был на отчетно-выборной конференции. Впрочем, несмотря на это, Юрия на некоторое время заключили под стражу — предполагали, что он является заказчиком преступления. Но и эта версия в итоге не подтвердилась. Кем был этот человек, установить так и не удалось. Эта ее приятельница собиралась ехать к сыну, и актриса планировала передать через нее украшения для дочери. При этом работавшая в подъезде консьержка сообщила следователям, что в тот роковой день к Федоровой приходила лишь Набокова и племянник, других посетителей не было. К слову, Набокова лишь немного пережила подругу: через несколько месяцев после убийства Федоровой она скончалась при странных обстоятельствах Тогда сыщики предположили, что преступник проник в подъезд через чердак и таким же образом покинул место преступления. Проверив лежащую рядом с телом записную книжку Федоровой, следователи пришли в изумление: в ней было более двух тысяч телефонных номеров и около 1,5 тысячи почтовых адресов, московских и иногородних. Явных следов ограбления в квартире не было, однако исчезло кольцо стоимостью 50 тысяч рублей, столовое серебро и подлинник Матисса.
ЗОЯ ФЕДОРОВА. НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ИЗ ЖИЗНИ ЗАСЛУЖЕННОЙ АРТИСТКИ.
На это закрывали глаза, пока Зоя Федорова не проговорилась, что хочет навсегда остаться у дочери в в США. Несмотря на клеймо дочери «врага народа», Зою Федорову продолжают активно снимать. Биографическая справка о Зое Фёдоровой, составленная по воспоминаниям её дочери Виктории, на сайте Музея Сахаровского центра.
Кто "убрал" актрису Зою Федорову
Биографическая справка о Зое Фёдоровой, составленная по воспоминаниям её дочери Виктории, на сайте Музея Сахаровского центра. На свободу Зоя Фёдорова вышла только в 1955 году, после начала массовой реабилитации осуждённых по политическим статьям. В биографии танцовщика Рудольфа Нуреева, написанной английским журналистом и искусствоведом Питером Уотсоном, упоминается и Зоя Федорова. Виктория Федорова, дочь Зои Федоровой, родилась 18.01.1946 г. в Москве. Виктория Федорова, дочь Зои Федоровой, родилась 18.01.1946 г. в Москве.
О Зое Федоровой, заключенной Владимирского централа
У оперативников появилась информация, что он живет на Таганке и нелегально владеет пистолетом Sauer 38H. Завидев милицию, спекулянт попытался скрыться на такси Тогда следователь Борис Кривошеин остановил первую проезжавшую машину и приказал водителю преследовать такси, а потом и вовсе его таранить. Но таксист понял, что задумал преследователь, и остановился. В итоге спекулянта задержали, но к убийству Зои Федоровой он оказался непричастен. Зато обнаружили крохотную кладовку-тайник, которая была доверху забита дамскими сумочками. В одной из них оперативники нашли три тысячи рублей, в другой — золотую цепочку, остальные были пустыми. Но вряд ли сумочки могли быть целью убийцы. Ходили слухи, что актриса хранила в своей квартире огромный бриллиант, на который и охотился преступник По другой информации, у Федоровой для вывоза была готова партия драгоценных камней в чемодане, который убийца забрал с собой. Официального подтверждения эти версии так и не получили, но то, что Федорову могли устранить из-за ее подпольной «бриллиантовой» деятельности, было вполне вероятно. Сыщики не исключали, что после очередного отказа в разрешении на выезд Федорова могла шантажировать какого-нибудь высокопоставленного участника «бриллиантовой» цепочки — и получила пулю в голову.
Кроме того, выяснилось, что незадолго до смерти Федорова сумела переправить дочери в США одну из дорогих картин. Актриса предполагала, что денег от продажи полотна им с дочерью хватит надолго. Но когда Виктория попыталась продать картину, то выяснилось, что это подделка. Не исключено, что Зоя, узнав об этом, связалась с продавцом. По-видимому, Федорова требовала у обманувшего ее продавца вернуть деньги. Быть может, надавила, или эти люди боялись разоблачения. Вот и убили ее. Слухи, что актриса сотрудничает с чекистами, ходили с 40-х годов, ее якобы завербовали еще в 1927 году — после ареста по делу Прове. Инкриминируемое гражданке Федоровой обвинение следствием установить не удалось, а посему полагал бы дело по обвинению Федоровой следствием прекратить и сдать в архив из поручения Генриха Ягоды Не исключено, что такая лояльность высокопоставленного чекиста была связана именно с согласием Федоровой сотрудничать.
Да и ее встреча с Джексоном Тейтом могла быть неслучайной: возможно, Зое предстояло выведать у американца как можно больше государственных тайн. Но в дело вмешались чувства, что не понравилось вероятным начальникам Федоровой — ее любовника спешно выслали из страны, а саму Зою отправили за решетку. Впрочем, ее работа на КГБ могла продолжаться и после освобождения. Косвенно это подтверждает тот факт, что Федорову трижды спокойно отпускали к дочери в США. Так, во время одной из них актрисе удалось тайно вывезти из СССР мелкие драгоценные камни, продать их за океаном и все деньги отдать дочери. В другой поездке она приобрела за небольшие деньги несколько нейлоновых шуб. Эти шубы уже в Советском Союзе Федорова перепродала по 500 рублей за каждую. А во время своих пересадок в Париже она встречалась с обосновавшимся на Западе советским танцовщиком Рудольфом Нуреевым , Федорова продавала ему картины и ювелирные украшения. Поговаривали, что возможность подобных спекуляций ей обеспечивало КГБ.
Но в 80-х Федорова решила уехать за границу навсегда: это чекистам не подходило — и Зою застрелили. Впрочем, сыщики предполагали, что убить актрису могли из-за куда более приземленных вещей. Была версия, что она у кого-то что-то взяла, а деньги не вернула. Вторая версия — что это был человек, с которым она не расплатилась за оказанные услуги. То ли это был проход через пограничную службу, то ли то, что сейчас называется «крышевание» Сергей Бутенинв 1981 году — старший инспектор по особо важным делам Московского уголовного розыска МУР Свою версию преступления высказывал сценарист Эдуард Володарский : по его мнению, с Федоровой мог расправиться ее зять — пилот, который часто летал из Нью-Йорка в Москву. Теоретически он мог прийти к теще, застрелить ее и забрать ценности. Случайно или нет, но именно после гибели Федоровой ее зять стал крупным предпринимателем.
Зоя Федорова, фото:sovietime. В декабре 1981 года Зою Федорову нашли мёртвой в собственной квартире. Женщина сидела в кресле с простреленной головой и держала в руках трубку телефона. По версии следствия актрису могли убить ради наживы, ведь всё её ценные вещи пропали. Также говорили, что Федорову застрелили подельники-мафиозники за сотрудничество с КГБ. Кто-то предполагал, что кинозвезду «убрали» спецслужбы, так как она хотела переехать жить в США. Судя по тому, что Федорова впустила убийцу в дом, она прекрасно его знала. Артистка никогда не пускала к себе незнакомцев и с подозрением относилась к окружающим.
Правда, в отличие от своих высокопоставленных подружек, она соглашалась легко расстаться с «брюликами», за хорошую цену, конечно. В условиях другой экономической системы Зоя Алексеевна могла бы стать настоящей акулой капитализма — она явно обладала прекрасной предпринимательской хваткой. Стены её новой квартиры украшали полотна старых мастеров. Где хранятся роскошные ювелирные украшения, которые Фёдорова показывала избранным гостям, никто не знал. Впрочем, гостей она принимала очень редко. Зоя была одержима манией преследования. С соседями по элитному дому она разговаривала только на площадке, не пуская их в квартиру. Дверь даже днём запирала на три замка и цепочку, а на ночь еще и подпирала стремянкой. Когда в 1976 году Фёдорова впервые пересекала границу СССР она летела в США к дочери через Париж , её багаж состоял из невообразимого числа сундуков и чемоданов, набитых явно не подарками для новорожденного внука. Провожавшая её родственница рассказывала, что к самолету актриса шла по дипломатическому коридору, а таможенники не только не досматривали багаж, но даже не осмелились взять плату за перевес. Свет на содержимое этих сундуков и чемоданов пролил биограф всемирно известного танцовщика Рудольфа Нуреева Питер Уотсон. Перебравшийся на запад еще в 1961 году Нуреев был известен не только как артист балета, но и как страстный коллекционер произведений искусства. В своей книге, материалы для которой он собирал в том числе в архивах КГБ, Уотсон писал, что Фёдорова поставляла Нурееву контрабандные произведения живописи, декоративно-прикладного искусства и ювелирные украшения. Первый контакт между ними установился в 1973 году, когда гастролировавшему в Тель-Авиве Нурееву передали некий каталог ценных вещиц, составленный Фёдоровой. Через три года в Париже между танцовщиком и актрисой состоялся взаимовыгодный обмен произведений искусства на крупную сумму в твердой валюте. В частности, коллекция Нуреева пополнилась двумя портретами Петра I, написанными в XVIII веке, и несколькими вещицами, принадлежавшими русскому императору, которым Рудольф искренне восхищался. Рудольф Нуреев. Каждый раз по дороге в Париже она встречалась с Нуреевым, и, видимо, с другими покупателями. Такие поездки явно не могли быть самодеятельностью актрисы. Получение выездных виз, дипломатический коридор без таможни, подчеркнутое невнимание органов к коммерческой деятельности Фёдоровой и даже к явной контрабанде — всё это говорило о том, что за спиной Зои Алексеевны стоят не только могущественные покровители, но и возможные компаньоны по её незаконному бизнесу. Естественно, если есть компаньоны, то должны быть и конкуренты, и даже враги. В последние годы жизни актриса жаловалась родственникам, что кто-то регулярно присылает ей её фотографии с выколотым левым глазом. Именно левый глаз актрисы и пробила пуля, пущенная ей в затылок 11 декабря 1981 года. В начале декабря Зоя договорилась с одной из подруг, что та приедет к ней в гости днём 11 декабря. Дверь подруге никто не открыл, хотя внутри квартиры работало радио и слышался шум воды. Раздосадованная женщина просунула в щель двери недоуменную записку, указав время своего визита — 13:10. В это время Фёдорова еще была жива — сотрудница Мосфильма говорила с ней по телефону около двух часов дня. В доме был кто-то, кого Зоя явно знала, но не хотела показывать даже подруге. Известно, что накануне хозяйка ждала каких-то гостей, причем из-за границы. Возможно, эти визитёры загостились?.. Зоя Фёдорова в фильме «Москва слезам не верит». Не дозвонившись до тети и забеспокоившись, он приехал на Кутузовский и увидел, что в квартире горит свет. Тогда он съездил домой за ключами, открыл дверь и увидел страшную картину… Следов ограбления милиция не нашла. На тумбочке лежали двадцать сторублевых купюр — огромная сумма для 1981 года.
Вместе с ним в Москву перебралась и семья. Еще во время учебы в школе Зоя увлеклась театром, посещала драматический кружок. Однако после окончания школы по требованию отца пошла работать счётчицей в Госстрах. В 1927 году была арестована по обвинению в том, что она пособница иностранного шпиона, однако через полгода дело было прекращено и ее отпустили. В 1928 году поступила в театральное училище, которым руководил Юрий Завадский. Спустя два года училище закрыли. Она продолжила учёбу в училище при московском Театре Революции, которое закончила в 1934 году. С 1932 года - актриса киностудии «Ленфильм». Зоя Фёдорова в молодости Зоя Фёдорова в кино В кино дебютировала в 1932 году в фильме «Встречный», правда, её роль не вошла в окончательную версию картины. В 1934-м сыграла в ленте «Гармонь». Широкая известность к ней пришла после выхода в 1935 году ленты «Подруги» - история о трех подругах с рабочей окраины Петрограда. Ее героиня - Зоя. Даже арест отца в 1938 году по сфабрикованному обвинению не повредил блестящей карьере актрисы - она продолжала играть главные роли в фильмах. В 1941 году ей была присуждена Сталинская премия второй степени за исполнение роли Клавы в фильме «Музыкальная история». Зоя Фёдорова в фильме "Музыкальная история" В 1941-1945 годах вела концертную деятельность на фронте. Также во время войны снялась в ряде фильмов и фронтовых киносборников. В 1942 году получила Сталинскую премию второй степени за исполнение роли Наташи в фильме «Фронтовые подруги».