Совместный эфир иерея Павла Островского и протоиерея Максимиана Погореловского (720p). Читайте последние актуальные новости главных событий Сахалина на тему "«С удовольствием остался бы на острове»: протоиерей Константин Островский о Сахалине" в ленте новостей на сайте
Приходская семья. Протоиерей Константин Островский
- Умереть нам не удастся. Записки и проповеди
- Константин Островский — последние новости
- Председатель
- Меню учётной записи пользователя
- Предыдущие выпуски
Епископ Зарайский Константин, ректор КДС, викарий Московской епархии
Полная биография, самые интересные факты из жизни и последние новости об авторе. Священнослужитель Павел Островский пояснил, почему церковь не одобряет идею сексуальной свободы до брака. ← Священник Константин провёл урок в школе 1358. Протоиерей Константин Островский дал мудрый совет людям по данному поводу. Синод заменил патриаршего экзарха Африки: вместо митрополита Клинского Леонида Горбачева им стал епископ Зарайский Константин Островский.
Протоиерей Константин Островский: Поститься нужно по правилам, не можешь – кайся
Священник Константин Островский родился в Москве в 1954 году. Протоиерей Константин Островский родился в 1951 году в Москве. Ведущий Константин Мацан: Отар, вы перед началом беседы упомянули, что пришли сюда поразмышлять над вопросами, которые вас волнуют. Когда мы попросили протоиерея Константина Островского прокомментировать интервью (часть 1, часть 2) Дмитрия Энтео нашему журналу, отец Константин обрадовался. Лучшие и новые книги 2024 автора: Протоиерей Константин Островский в интернет-магазине Лабиринт. Протоиерей Константин Островский родился в 1951 году в Москве.
Как детям не потерять благоговение к «церковному быту»?
Что же требовать от секулярного общества? Конечно, пропаганда семейных ценностей и материальная поддержка многодетных семей нужны, но ведь без духовной основы это все преходяще. Сегодня очевидно, что детей в России мало — государство призывает рожать. А завтра покажется, как в Китае, что много — начнут пропагандировать ограничение рождаемости. Кроме того, все мы знаем, что многие очень богатые люди, которые могли бы и 20 детей вырастить и воспитать, наняв каждому по гувернантке, рожают одного-двух, а есть семьи совсем небогатые, но рожают, сколько Бог дает, и с Божьей помощью живут и воспитывают их. Поддерживать многодетные семьи надо, в том числе и материально, но прямой связи между благосостоянием и многодетностью нет. В романе Толстого «Анна Каренина» есть эпизод, когда Долли узнает, что Анна пользуется противозачаточными средствами. Это приводит ее в шок — она никогда раньше не слыхала о таких средствах. То есть еще в XIX веке и бедные, и богатые рожали столько, сколько Бог давал. За редким исключением! Сегодня это исключение стало нормой и считается большим достижением науки и цивилизации.
Достижение, конечно, сомнительное.
Книга духовника Московской епархии, протоиерея Константина Островского, который так намечает ее структуру: «начнем мы с цели духовного пути — с любви. Потом обсудим вопросы становления на духовный путь, поговорим о молитве, которая в совершенной мере есть богообщение, а в меньших мерах — постепенное приобщение к богообщению.
Затем обратим внимание на то, что препятствует нам исполнять заповеди Божии и молиться Богу, то есть на греховные страсти; поговорим о борьбе с ними.
Чужая душа — потемки. Лишь бы тут не было формализма и показухи. Ведущий: А ведь есть в этой проблеме и противоположная сторона. Допустим, люди, сидящие рядом, понимают, что Отар может смутиться. И это неправильно — смущать человека.
И человек думает: «Ну ладно, не буду креститься», хотя ему хочется сейчас Богу этот свой маленький знак веры принести. Что вы на это скажете, отец Павел? Священник Павел Островский: Мне кажется, нужно по совести. Перед передачей я про себя помолился, хотелось перекреститься, но потом подумал: «Сейчас перекрещусь, а вдруг Отар и правда атеист». В своей жизни я показухи встречал очень много, с себя начиная. У меня отец священник, и я, конечно, с детства знал, когда креститься, куда кланяться.
И я отлично помню, как, будучи молодым юнцом, заходил в храм и, думая о том, как на меня смотрят, молился, прикладывался к иконам и прочее. Но все-таки, учитывая, что мы, представ пред Богом, будем отвечать за себя, нам хорошо бы помнить, что если человек и согрешает, то он согрешает не против нас и не перед нами. Он согрешает в первую очередь против Бога. Именно Господь будет определять, как и что с ним потом делать. Как говорил об этом апостол Павел: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает.
И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» Рим. И если я вижу, что человек согрешает, у меня есть два варианта — я могу его осудить или могу подумать: «Господи, он же не понимает, как это неприятно выглядит. Он себе плохо делает, другим плохо делает». Помолиться за него, потом вспомнить, что я сам так же поступал когда-то, — вот это будет по любви. Любовь — это вообще всегда подвиг. Это прямо усилие над собой нужно сделать.
Проще подойти, взять грязь с земли и… на тебе! Ведущий: Отец Павел сказал: «Чужая душа потемки». Отар, а не получается ли так, что мы все я думаю, что вы тут не одиноки, каждый это в себе тоже обнаружит видим человека и спешим осудить его? Священник Павел Островский: Не получается ли, что мы встаем в позицию судьи и судим? Мы же не знаем на самом деле, что там у них с Богом в душе. Отар Кушанашвили: Не знаем.
Мало того, что я не отрицаю этого, я подтверждаю, что потом задним числом я начинаю жалеть о своем раздражении: «Ну, я же не знаю его обстоятельств, контекста, в котором он крестился или говорил что-то, что меня вывело из себя». Человек переменчив: Отар, разговаривавший сейчас с вами, и Отар, приехавший в 1992 году в Москву, — это два совершенно разных человека. Дети меня очень изменили. И каждый день мы меняемся. Но когда я осуждаю кого-то, я не думаю о высших инстанциях, я просто сам потом про себя думаю плохо. Он же не тебе не раскрывается.
Ты видишь только то, как он ведет себя на съемке или в какой-то публичной ситуации»... И меня, конечно, сейчас зацепило, что вы сказали: «Я не хочу, чтобы Он был ко мне справедлив. Я хочу, чтобы Он был милостив ко мне». Мне надо это обдумать… Ведущий: Как я понял, Отар, несовершенство людей — это самое большое для вас препятствие на пути к Богу. А если бы люди были совершенны, вас бы с Богом ничего не разделяло? Отар Кушанашвили: Вы ставите меня в неловкое положение.
Я бы так формулировал, если бы сам был хотя бы дальним подобием совершенства. Вопрос не в том, вопрос в дружелюбии. Если бы я переступил порог храма и мне бы улыбнулись. Если бы в день похорон мамы приехал другой священник. Если бы на кладбище на погосте про Жанну Фриске мне не так жестко ответили бы. Если бы… Если бы… Минимальные требования!
Я просто хочу донести свою мысль через камеру до миллионов. Вот к вам зайдет младший Кушанашвили. Ну, так получилось, что они у меня улыбчивые. Не цыкайте вы на них! Не шикайте вы на них! Они просто жизнерадостные, будьте к ним милосердны.
Не надо выгонять их, потому что они в джинсах. Это вопрос дружелюбия, вопрос, чтобы человек с крестом был дружелюбным. Но у меня пока этого не случилось... Священник Павел Островский: Вообще, дружелюбность — вещь очень сложная. Апостолы, ученики Христовы, дружелюбными стали совсем не с первого раза. И когда в свое время Иисус Христос говорил им, что их будут гнать, они ужасались и возмущались между собой см.
И дальше евангелист описывает, как к Иисусу подошли два брата, Иаков и Иоанн, и спросили: «Можно мы сядем, когда Ты будешь царствовать, один справа, другой слева от Тебя? А после ответа Христа остальные ученики вознегодовали на этих братьев см. Или, в другом месте, ученики проходили вдоль села и в это село их не пустили переночевать. И тогда ученики предложили: «Господи, позволь нам огонь низвести на это село», то есть сжечь. И Господь ответил: «Вы не знаете, какого вы духа», то есть вы даже не понимаете, о чем вообще говорите см. Так что быть дружелюбным, особенно постоянно, и когда у тебя плохое настроение, и когда у тебя что-то болит или ты устал, — это непросто.
Отар Кушанашвили: Это очень непросто. Но я говорил про кульминационные моменты. Священник Павел Островский: Понимаете, с апостолов все-таки совершенно другой спрос — они выше сегодняшних епископов. Поэтому, если бы в Евангелии описывались не апостолы, никто бы внимания на это не обратил. Но апостолам, да и священникам, Господь в помощь дает некую силу, за которую священник будет в особой степени отвечать на Страшном суде. Когда священника рукополагают, то говорятся такие слова: «Прими залог сей то есть прими определенную часть людей, вверенную тебе и сохрани его цел и невредим до последнего твоего издыхания, о немже имаши истязан быти во второе и страшное пришествие великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».
Истязан — допрошен с пристрастием. Представляете, какая это ответственность? Поэтому и со священника совершенно другой спрос. Если бабушка в храме цыкнула, это не так травмирует человека, как если священник повел себя как-то неправильно. Отар Кушанашвили: Вот это точно. Священник Павел Островский: У нас страна многострадальная.
В 1990-е годы очень много священнослужителей рукополагали, ведь их не хватало, — и кто-то из нас и образование в полной мере не получил, кто-то, как потом выяснилось, в чем-то не выдержан, и так далее. Все-таки исторические моменты играют свою роль. Плюс мы все настолько привыкли к комфорту и удобству, что хотим, чтобы нам все вокруг служили. Знаете, какой один из самых частых вопросов в церкви? Почему нельзя сидеть? Приходи ко мне домой и сиди».
Но все-таки если мы перед Богом предстоим… ведь даже в присутствии старших обычно встают! Если ты пожилой человек, ноги болят и так далее, да, для людей немощных стулья есть. Или еще один острый вопрос: «Почему в церкви все платно? Почему, если я хочу крестить, я должен заплатить за это? Мне это показалось таким абсурдом! Просто Феллини в загробной реинкарнации.
Священник Павел Островский: Почему на этот вопрос сложно ответить? Потому, что, наверное, мы уже никогда не вернемся в то состояние, которое было в древних общинах. Он пошел, отучился, его благословили, рукоположили. У них все свое, храм — это их храм. Соответственно, если, предположим, окошко в храме сломалось, — это наше окошко сломалось, и если пол прогнил, то это наш пол прогнил. Вот этого сегодня нету.
Люди не ощущают храм своим домом. Поэтому настоятель, конечно, может пойти по пути жертвы: «Буду служить, пусть гнилой пол и все остальное. Как усовестятся, так и пожертвуют». Но привычнее ему назначить везде цены и получить стабильный доход, на который ремонтировать храм, выплачивать зарплаты, оплачивать электричество и т. Ведь у нас во всех сферах, к сожалению, все прогнило. И в первую очередь наше, человеческое.
Сейчас главное — налаживание нормальной, спокойной, повседневной церковной жизни. Не только в Южной Африке, но и во всех странах, где присутствует экзархат. Ведь Православная Церковь построена на ежедневном богослужении, постоянной проповеди, таинствах, пастырском окормлении, молитве за людей, делании добрых дел. Это повседневное, в хорошем значении этого слова рутинное дело. Оно в Африке есть, и нам нужно этим заниматься, налаживать и помогать. Одно направление, главное — это множество перешедших к нам священников: их больше двухсот, и все они на месте.
Более того, буквально на днях я проводил собеседование еще с рядом священников из Африки, которые желают перейти в Русскую Православную Церковь. Пятерых мы готовы принять. Поэтому в этом плане динамика весьма позитивная. Вторая сторона — окормление наших русскоязычных братьев и сестер, которые живут в разных странах Африки. В первую очередь это требует контакта с посольствами, местными русскими общинами и устроения «выездного» окормления. В тех случаях, где это возможно, — строительства постоянных храмов или аренда помещений.
И в этом контексте направление священников русских возможно, но это будет решаться в каждом конкретном случае. Сейчас мы вникаем в ситуацию. Предстоит мой объезд всех этих стран, совершение богослужений на местах. А дальше надо смотреть реалистично на вещи: где-то просто нужно срочно приобрести тент, где-то возникают земельные вопросы, где-то идет речь о помещении, а может быть, даже и о храме. Конечно, одна из ближайших задач экзархата — оценка этой ситуации, понимание, что можно сделать, и поиск средств и людей. Мы не хотим ничего сочинять: рассматривается каждая конкретная община, каждый конкретный случай.
Есть общая наша позиция: она мирная, добрая, церковная. Трагедия, которая произошла, уже произошла, и она колоссальна: Константинопольский Патриарх, а вслед за ним греческий церковный мир, признали раскол на Украине. Это боль и трагедия, но не нужно усиливать эту ситуацию еще и руганью. Да, мы приняли этих священников, они стали священниками Русской Православной Церкви. Теперь мы налаживаем мирную церковную жизнь. Как сейчас воспринимают местные жители его присутствие?
Наоборот, мы видим положительную ситуацию и большие возможности для христианской проповеди и добрых дел. Признает ли их правомерность и силу Русская Церковь? Есть ли сведения о том, что в Александрийской Церкви могут предпринять аналогичные меры и в Вашем отношении? Как вы можете охарактеризовать эти слова? Этично ли с его стороны отзываться так о собственных бывших священниках? Я могу сказать вам, что люди, которые перешли от греков, конечно, имеют гораздо большую мотивацию, и речь идет не о финансах, потому что в противном случае они бы так и бегали туда-сюда.
Но люди никуда не бегают — они на месте, хотя они действительно испытывают притеснения от греков, многие из них лишились своих храмов. Продолжаются ли такие действия сейчас, и удается ли Русской Церкви справиться с ними? И мы их решаем по мере возможности, мы помогаем нашим священникам и при этом сохраняем мирный дух. Я еще раз хотел бы подчеркнуть, что моя задача — не усиливать вражду, не разжигать ее, а наоборот, по возможности умиротворять страсти. Кстати, и сам ваш вопрос показывает, что если бы это был переход за деньги — то, скорее всего, священники после такого сразу бы возвращались обратно. Но речь идет не о деньгах.
Задача состоит не в том, чтобы количественно насыщать статистику. Ведь если человек, бывший в неканонической структуре священником или архиереем, согласен перейти мирянином — это один разговор, а если человек хочет получить священный сан или власть — совершенно другой.
РПЦ сменила Патриаршего экзарха Африки
Если напишем новый Типикон «под себя», то гордо успокоимся, что строго соблюдаем устав, следующим шагом будет дальнейшее сокращение устава, – протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ комментирует ст. Священник осудил иереев, назвавших теракт карой Бога за поход на концерт в Великий пост. Островский: Поражён словами священников о том, что жертв теракта наказал Бог. Протоиерей Константин Островский. Родился 08.08.1951 г. в Москве. Отец был инженером, мать — техником. Владыка Константин рассказал о своем пути к вере и священству, об архиерейском служении, а также о том, повлиял ли на его выбор пути пример отца — протоиерея Константина Островского. Иерей Павел Островский объяснил, почему церковь отрицает концепцию сексуальной свободы до брака.
Островский Константин,
Нахабинский священник Павел Островский провел молебен у мемориала в память о погибших при теракте в «Крокус Сити Холле». Будучи священником, г-н Островский наверняка должен быть в курсе того, что говорил апостол Павел – «мужеложники Царства Божия не наследуют». А когда священник сам использует место для проповеди не для проповеди Евангелия, он сам же начинает вносить, по сути, разделение. Слово архимандрита Константина (Островского) при наречении во епископа Зарайского, викария Московской епархии. Владыка Константин рассказал о своем пути к вере и священству, об архиерейском служении, а также о том, повлиял ли на его выбор пути пример отца — протоиерея Константина Островского.
Умереть нам не удастся. Записки и проповеди. Протоиерей Константин Островский
Надежда есть, потому что среди молодежи много осознанно верующих, но недостаточно, чтобы это повлияло на всю страну сразу. Исходя из личного опыта общения, большая часть девушек боится рожать детей, потому что опасается, что будет воспитывать их в одиночестве. Они видят ужасающую статистику разводов, переживают, как будут поднимать детей, если бросит муж. Чтобы убрать этот страх и привить уважение к труду материнства — по принципу Христа, что всякий трудящийся достоин своей награды — считаю необходимым начислять трудовой стаж, чтобы женщины не считались безработными, — заявил священник-блогер.
Лаврентьева — Владыка, а был ли момент выгорания, или усталости, или разочарования?
Нравилось-нравилось по-детски, а потом — раз, повзрослел, и все другое. Епископ Константин — Нет, в этом значении у меня никогда не было. А в отношении темы выгорания — тема серьезная, тема, касающаяся меня уже и в моем нынешнем статусе, потому что общаюсь с большим количеством духовенства. Тема выгорания очень связана с темой духовной жизни.
Большая проблема современных православных мирян и не только мирян, но и даже священнослужителей, что какие-то вехи внешние церковные достигнуты, вот и многое знаешь, и многое умеешь, и признание имеешь... Лаврентьева — И тупик. Епископ Константин — А духовно собой не занялся, и происходит этот разрыв. Потому что внешнее вдруг неожиданно начинает надоедать, и все это, естественно, надоедает, как любое дело может надоедать, а основы нет.
Поэтому эта тема связана для меня. У меня выгорания никакого никогда не было. Правда, духовные проблемы всегда были и могли быть, это у любого человека, естественно. Но для меня всегда была важно хотя бы уже на уровне, не говорю уж дела, на уровне мысли — тема духовной жизни — молитвы и подготовки к вечности.
Хотя это, конечно, трудно. Это легко говорить, но очень трудно делать. Ну об этом хотя бы надо говорить. Лаврентьева — А что такое духовная жизнь и как ее правильно вести — да, такой вопрос прямо, которым занимаются все святые отцы после пришествия Господа Иисуса Христа.
Но на самом деле ведь, действительно, в наше время что это такое, есть ли какой-то минимум, который надо выполнять, чтобы не стоять на месте, не буксовать колесом в песке? Епископ Константин — Ну понимаете, вот тебя выбросили в океан, какой минимум? Надо доплыть до берега. Кому доска, кому авианосец — это уже, понимаете, ну хотя бы доску-то найти надо бы.
Понимаете, есть понятие церковного Предания — ну это богочеловеческого опыта Церкви, опыта спасения. И нужно быть хоть в какой-то мере стать причастником этого Предания. А для этого надо найти человека, в идеале, конечно, который тоже является причастником этого Предания, вот в высоком понимании значения слова — Предание, — который сам по этому пути идет, ну хотя бы хоть какой-то опыт имеет, чтобы прицепиться, сказать: я хочу быть рядом с тобой и как ты. Ну или уже идти от книг, или уж со своей совестью.
Но в идеале, конечно, хорошо иметь этого наставника. Но, знаете, важно в первую очередь пожелать. Знаете, как прежде, чем жениться, надо сначала хотя бы захотеть жениться. Прежде, чем вступить на этот путь, надо сначала сказать себе: я хочу идти по этому пути, я хочу узнать, что это такое.
А где об этом написано, а кто это знает? И тогда есть движение. Мацан — Ну вот очень болезненная, мне кажется, тема. Болезненная — я имею в виду, что трепетная очень такая, касающаяся самого-самого сердца — о духовной жизни.
Вот даже у Киры неслучайно прозвучали слова «какой-то минимум, который нужно выполнять». А не получается ли так, что мы, сколько бы ни говорили о духовной глубине, о молитве, о том, что важно обрести встречу с Богом Живым, что Бог живой, живее нас и живее, чем мы себе обычно представляем, мы волей-неволей соскальзываем в какую-то этическую рамку, что вот над выполнить — вот это сделать, вот этому соответствовать, какой-то внешней мерке, и вот тогда что-то о духовной жизни мы можем сказать. Вот вы эту видите проблему? Епископ Константин — Да, конечно.
Сторговаться с Богом, чтобы Господь сообщил, сколько.
Не стоит ограничивать себя своими стереотипами и убеждениями. Возможно, именно в старости вы найдете свое истинное призвание и сможете реализовать свой потенциал. Не стоит отчаиваться и считать себя ненужным. Возможно, вы просто еще не нашли свой путь и свое место в жизни.
Важно помнить, что все в наших руках, и мы сами создаем свою судьбу.
Борьба с гордостью и стяжание смирения и будут последними темами наших бесед о борьбе со страстями». Читает автор портал «Предание.
Умереть нам не удастся: Записки и проповеди
И правило такое, что если человек исповедуется и не ждет твоего совета, то вот совета не давать. Ну кроме случаев каких-то, ну там, очевидно, где требуется сказать: ну знаешь, брат, ты не прав. Но в молчании принять исповедь, помолиться и отпустить грехи человеку, да. Если человек спрашивает совета, и ты точно можешь его дать — дай этот совет.
Но я сторонник той теории, не той теории, той мысли, что не знаешь — не говори. Не имеешь опыта — скажи, что не имеешь опыта. Вот сейчас, да, уже будучи архиереем и отвечая тем же студентам или священникам, когда меня спрашивают о вопросах семейной жизни — ну какие-то вопросы, конечно, я в силу просто общей грамотности знаю.
Но многие вопросы я не знаю, я не имею опыта семейной жизни, и решение сложных вопросов там супругов или воспитания детей, я честно говорю: вот знаете, отцы, вот у нас есть тот, тот, сходи к нему, посоветуйся. Я не знаю. И я считаю, это правильно.
Или там: подожди, я спрошу, потом отвечу. Это честно. Хуже, когда мы боимся и начинаем что-то нести от ветра головы своей, и какую-нибудь благочестивую чушь, только чтобы о нас не подумали, что мы не знаем.
Но сам я первым стараюсь не лезть. Лаврентьева — И мы уже два года ведем этот цикл программ «Путь к священству». И очень часто мы задаем вопрос, что сложнее всего в служении у алтаря.
И часто священники говорят, что это исповедь, кто-то говорит, что очень сложно, когда ты бьешься с человеком, долгое время, а воз и ныне там. То есть через какое-то время он приходит все равно к началу. Это получается, что все твои труды и молитвы, они как будто в пустоту.
Кто-то говорит, что, например, там выгорание от количества людей, вопросов, еще чего-то. А что сложнее всего для вас как для епископа? Епископ Константин — Вы знаете, вопрос, на который действительно может быть много ответов.
Но мне кажется, что вот если главное — это быть цельным человеком, помнить всегда, что в первую очередь ты православный христианин, задача твоя подготовить свою душу к вечности. И если эта основа есть, то остальное все, какие бы ни были колоссальные проблемы, решаемо. Если эта основа, ты внутренне от нее отрекся — это страшно.
Кстати, это касается не только даже священников, но священников в первую очередь, потому что священники находятся как бы на острие — то здесь катастрофа. Поэтому самое трудное — сохранить цельность. Не оказаться в ситуации, что ты для одних один, а для других другой, а самое худшее для всех ты тот, а для себя другой.
Быть цельным. Лаврентьева — Владыка вы сказали, что священник вообще находится на острие. А каково это?
Не страшно ли это? Потому что спрос ведь, получается, совсем другой, иной, чем даже с мирянина. Епископ Константин — Вы знаете, я, к примеру, счастлив, могу сказать.
Я вижу очень многих своих собратьев и архиереев, священников, которые счастливы. Потому что если ты призван, если ты делаешь... Мы, понимаете, мы же делаем не свое, мы же дело Божие делаем, мы ж служители Божии.
Лаврентьева — В гостях у «Светлого вечера» епископ Зарайский Константин, викарий Московской епархии, ректор Коломенской духовной семинарии.
Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» Рим. И если я вижу, что человек согрешает, у меня есть два варианта — я могу его осудить или могу подумать: «Господи, он же не понимает, как это неприятно выглядит.
Он себе плохо делает, другим плохо делает». Помолиться за него, потом вспомнить, что я сам так же поступал когда-то, — вот это будет по любви. Любовь — это вообще всегда подвиг. Это прямо усилие над собой нужно сделать.
Проще подойти, взять грязь с земли и… на тебе! Ведущий: Отец Павел сказал: «Чужая душа потемки». Отар, а не получается ли так, что мы все я думаю, что вы тут не одиноки, каждый это в себе тоже обнаружит видим человека и спешим осудить его? Священник Павел Островский: Не получается ли, что мы встаем в позицию судьи и судим?
Мы же не знаем на самом деле, что там у них с Богом в душе. Отар Кушанашвили: Не знаем. Мало того, что я не отрицаю этого, я подтверждаю, что потом задним числом я начинаю жалеть о своем раздражении: «Ну, я же не знаю его обстоятельств, контекста, в котором он крестился или говорил что-то, что меня вывело из себя». Человек переменчив: Отар, разговаривавший сейчас с вами, и Отар, приехавший в 1992 году в Москву, — это два совершенно разных человека.
Дети меня очень изменили. И каждый день мы меняемся. Но когда я осуждаю кого-то, я не думаю о высших инстанциях, я просто сам потом про себя думаю плохо. Он же не тебе не раскрывается.
Ты видишь только то, как он ведет себя на съемке или в какой-то публичной ситуации»... И меня, конечно, сейчас зацепило, что вы сказали: «Я не хочу, чтобы Он был ко мне справедлив. Я хочу, чтобы Он был милостив ко мне». Мне надо это обдумать… Ведущий: Как я понял, Отар, несовершенство людей — это самое большое для вас препятствие на пути к Богу.
А если бы люди были совершенны, вас бы с Богом ничего не разделяло? Отар Кушанашвили: Вы ставите меня в неловкое положение. Я бы так формулировал, если бы сам был хотя бы дальним подобием совершенства. Вопрос не в том, вопрос в дружелюбии.
Если бы я переступил порог храма и мне бы улыбнулись. Если бы в день похорон мамы приехал другой священник. Если бы на кладбище на погосте про Жанну Фриске мне не так жестко ответили бы. Если бы… Если бы… Минимальные требования!
Я просто хочу донести свою мысль через камеру до миллионов. Вот к вам зайдет младший Кушанашвили. Ну, так получилось, что они у меня улыбчивые. Не цыкайте вы на них!
Не шикайте вы на них! Они просто жизнерадостные, будьте к ним милосердны. Не надо выгонять их, потому что они в джинсах. Это вопрос дружелюбия, вопрос, чтобы человек с крестом был дружелюбным.
Но у меня пока этого не случилось... Священник Павел Островский: Вообще, дружелюбность — вещь очень сложная. Апостолы, ученики Христовы, дружелюбными стали совсем не с первого раза. И когда в свое время Иисус Христос говорил им, что их будут гнать, они ужасались и возмущались между собой см.
И дальше евангелист описывает, как к Иисусу подошли два брата, Иаков и Иоанн, и спросили: «Можно мы сядем, когда Ты будешь царствовать, один справа, другой слева от Тебя? А после ответа Христа остальные ученики вознегодовали на этих братьев см. Или, в другом месте, ученики проходили вдоль села и в это село их не пустили переночевать. И тогда ученики предложили: «Господи, позволь нам огонь низвести на это село», то есть сжечь.
И Господь ответил: «Вы не знаете, какого вы духа», то есть вы даже не понимаете, о чем вообще говорите см. Так что быть дружелюбным, особенно постоянно, и когда у тебя плохое настроение, и когда у тебя что-то болит или ты устал, — это непросто. Отар Кушанашвили: Это очень непросто. Но я говорил про кульминационные моменты.
Священник Павел Островский: Понимаете, с апостолов все-таки совершенно другой спрос — они выше сегодняшних епископов. Поэтому, если бы в Евангелии описывались не апостолы, никто бы внимания на это не обратил. Но апостолам, да и священникам, Господь в помощь дает некую силу, за которую священник будет в особой степени отвечать на Страшном суде. Когда священника рукополагают, то говорятся такие слова: «Прими залог сей то есть прими определенную часть людей, вверенную тебе и сохрани его цел и невредим до последнего твоего издыхания, о немже имаши истязан быти во второе и страшное пришествие великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».
Истязан — допрошен с пристрастием. Представляете, какая это ответственность? Поэтому и со священника совершенно другой спрос. Если бабушка в храме цыкнула, это не так травмирует человека, как если священник повел себя как-то неправильно.
Отар Кушанашвили: Вот это точно. Священник Павел Островский: У нас страна многострадальная. В 1990-е годы очень много священнослужителей рукополагали, ведь их не хватало, — и кто-то из нас и образование в полной мере не получил, кто-то, как потом выяснилось, в чем-то не выдержан, и так далее. Все-таки исторические моменты играют свою роль.
Плюс мы все настолько привыкли к комфорту и удобству, что хотим, чтобы нам все вокруг служили. Знаете, какой один из самых частых вопросов в церкви? Почему нельзя сидеть? Приходи ко мне домой и сиди».
Но все-таки если мы перед Богом предстоим… ведь даже в присутствии старших обычно встают! Если ты пожилой человек, ноги болят и так далее, да, для людей немощных стулья есть. Или еще один острый вопрос: «Почему в церкви все платно? Почему, если я хочу крестить, я должен заплатить за это?
Мне это показалось таким абсурдом! Просто Феллини в загробной реинкарнации. Священник Павел Островский: Почему на этот вопрос сложно ответить? Потому, что, наверное, мы уже никогда не вернемся в то состояние, которое было в древних общинах.
Он пошел, отучился, его благословили, рукоположили. У них все свое, храм — это их храм. Соответственно, если, предположим, окошко в храме сломалось, — это наше окошко сломалось, и если пол прогнил, то это наш пол прогнил. Вот этого сегодня нету.
Люди не ощущают храм своим домом. Поэтому настоятель, конечно, может пойти по пути жертвы: «Буду служить, пусть гнилой пол и все остальное. Как усовестятся, так и пожертвуют». Но привычнее ему назначить везде цены и получить стабильный доход, на который ремонтировать храм, выплачивать зарплаты, оплачивать электричество и т.
Ведь у нас во всех сферах, к сожалению, все прогнило. И в первую очередь наше, человеческое. Так что, когда смотришь на то, что было в первые века христианства, — понимаешь, что вернуться уже не получится. Ведущий: Не могу до конца с такой пессимистичностью согласиться.
Знаю приходы, где хоть и есть ценники, но именно в виде пожертвования, а есть и вообще без ценников. Но я хочу сказать вот о чем. Мы сегодня говорим о встрече с человеком, который, может быть, отвратил кого-то от Церкви: недостойный священник, злая старушка. Но потом ведь все равно приходит понимание, что я настолько хочу к Богу, что мне, во-первых, неважно, что меня когда-то выгнали, во-вторых, мне, может быть, это было нужно, чтобы я на контрасте понял, что Бог всех принимает, что Бог есть любовь.
Отар, насколько тема встречи не с человеком, а с Богом для вас важна? Отар Кушанашвили: Я не готов сегодня ответить на такой вопрос. Да, раздражение и даже бешенство, которое меня одолевало и раздирало на части, уже прошло. Но на большее я пока не готов.
Я нашел для себя выход: по крайней мере не множить пакостей, не множить злости. Может быть, это окольный путь, но мне хочется сделать людям добро: дай-ка я вот колясочку внесу, шоколадку ребенку на улице подарю. Сказать что-то яснее я сейчас не могу. Священник Павел Островский: Я думаю, что человеку главное — быть честным.
Чего у Бога точно нет, у Него нет лжи. И если ты честный, ты сможешь по крайней мере в случае, когда тебе будет голос Божий, его услышать.
Одно дело просто пожалеть несчастного и помочь ему, а другое, когда та же помощь оказывается в порядке акции милосердия. Любовь — это не «акция любви». Мне, впрочем, тоже приходится постоянно принимать участие в различных общественных и государственных акциях; это делается по необходимости, чтобы не потерять контакт с обществом и государством. Но акции Дмитрия Цорионова обусловлены совсем другим. Если Дмитрий Цорионов не преувеличил и имеет на уровне двух синодальных отделов официальную поддержку, то на грамм пропагандистских успехов мы рискуем получить тонну вредного для Церкви эффекта. Потому что, когда один человек срывает майку с другого, это его частное дело.
Но если он имеет в кармане благословение от Синодального миссионерского отдела — это дело Церкви, и Церковь за него отвечает. Я не считаю, что священноначалие должно благословлять такие вещи. Оно конечно не должно и запрещать, не должно быть защитником либералов. Если человек надевает непристойную одежду или выходит голым на улицу, он должен быть готов к тому, что его могут и побить. И я не считаю, что Церковь должна усиленно защищать таких людей, которые непристойным поведением вызывают раздражение нашего народа, в том числе и верующего. Но благословлять сами акции побивания Церковь не должна. Среди либеральных активных людей не одни только преступники и враги Бога. Там есть люди и верующие, и православные.
Может быть, они заблуждаются, все мы не без греха. Церковь должна всякого принять. Если Церковь поддержит такие акции, какие проводит Дмитрий Цорионов, то это значит, что мы заняли партийную сторону и оттолкнули всех несогласных. Если я Цорионова поддержу, то те, кого он оскорбил и напугал, люди, которые такие акции не приемлют, мною отвергнуты. Приведу пример. Ко мне несколько лет назад ходил неонацист. Но он себя считал православным. Я совершенно его не поддерживаю, я не считаю, что евреи источник всех наших бед.
Но я ему не говорил «ты враг Божий, я не буду с тобой разговаривать». Я для начала предлагал ему их простить. Если даже все, что он говорил — правда, что евреи действительно такие страшные его обидчики, надо простить их. А здесь получается что мы, благословляя Цорионова на его акции, берем на себя ответственность других людей отталкивать. Насилие над душой отпугнет интеллектуалов Скажу как священник, который какой-никакой, но все-таки поставлен пастырем, по крайней мере, с людьми общаюсь. Из всего своего пастырского и просто человеческого опыта я знаю, что когда человек начинает участвовать в таких акциях, это ломает его душу. У человека есть естественная скромность. Чтобы вот так вдруг рвануть в помещение и начать так кричать, как они кричали во время акции, нужно над своей душой примерно то же самое сделать, вы меня простите за сравнение, как для того, чтобы снять штаны в автобусе.
Журналисты приводят в этой связи слова священника Андрея Ткачева, который сразу после теракта отозвался в своем канале: «Какие концерты в Пятницу Первой седмицы Великого Поста? Какие торговые центры? Кто-то до сих пор не понял, что нам всем объявили войну?
Танцульки, распродажи, хохотульки… Жрем все подряд и песни глупые слушаем. А Пост-то начался. И враг-то не спит, но он зол, и мотивирован.
И когда дурак поймет, что он внутри Библии живет? Разве что, когда в него в упор выстрелят. Но поздно может быть.
Вся Россия на войне.
Святые XX века. Православное семейное чтение. Протоиерей Константин Островский
Отар, а не получается ли так, что мы все я думаю, что вы тут не одиноки, каждый это в себе тоже обнаружит видим человека и спешим осудить его? Священник Павел Островский: Не получается ли, что мы встаем в позицию судьи и судим? Мы же не знаем на самом деле, что там у них с Богом в душе. Отар Кушанашвили: Не знаем. Мало того, что я не отрицаю этого, я подтверждаю, что потом задним числом я начинаю жалеть о своем раздражении: «Ну, я же не знаю его обстоятельств, контекста, в котором он крестился или говорил что-то, что меня вывело из себя». Человек переменчив: Отар, разговаривавший сейчас с вами, и Отар, приехавший в 1992 году в Москву, — это два совершенно разных человека. Дети меня очень изменили. И каждый день мы меняемся.
Но когда я осуждаю кого-то, я не думаю о высших инстанциях, я просто сам потом про себя думаю плохо. Он же не тебе не раскрывается. Ты видишь только то, как он ведет себя на съемке или в какой-то публичной ситуации»... И меня, конечно, сейчас зацепило, что вы сказали: «Я не хочу, чтобы Он был ко мне справедлив. Я хочу, чтобы Он был милостив ко мне». Мне надо это обдумать… Ведущий: Как я понял, Отар, несовершенство людей — это самое большое для вас препятствие на пути к Богу. А если бы люди были совершенны, вас бы с Богом ничего не разделяло?
Отар Кушанашвили: Вы ставите меня в неловкое положение. Я бы так формулировал, если бы сам был хотя бы дальним подобием совершенства. Вопрос не в том, вопрос в дружелюбии. Если бы я переступил порог храма и мне бы улыбнулись. Если бы в день похорон мамы приехал другой священник. Если бы на кладбище на погосте про Жанну Фриске мне не так жестко ответили бы. Если бы… Если бы… Минимальные требования!
Я просто хочу донести свою мысль через камеру до миллионов. Вот к вам зайдет младший Кушанашвили. Ну, так получилось, что они у меня улыбчивые. Не цыкайте вы на них! Не шикайте вы на них! Они просто жизнерадостные, будьте к ним милосердны. Не надо выгонять их, потому что они в джинсах.
Это вопрос дружелюбия, вопрос, чтобы человек с крестом был дружелюбным. Но у меня пока этого не случилось... Священник Павел Островский: Вообще, дружелюбность — вещь очень сложная. Апостолы, ученики Христовы, дружелюбными стали совсем не с первого раза. И когда в свое время Иисус Христос говорил им, что их будут гнать, они ужасались и возмущались между собой см. И дальше евангелист описывает, как к Иисусу подошли два брата, Иаков и Иоанн, и спросили: «Можно мы сядем, когда Ты будешь царствовать, один справа, другой слева от Тебя? А после ответа Христа остальные ученики вознегодовали на этих братьев см.
Или, в другом месте, ученики проходили вдоль села и в это село их не пустили переночевать. И тогда ученики предложили: «Господи, позволь нам огонь низвести на это село», то есть сжечь. И Господь ответил: «Вы не знаете, какого вы духа», то есть вы даже не понимаете, о чем вообще говорите см. Так что быть дружелюбным, особенно постоянно, и когда у тебя плохое настроение, и когда у тебя что-то болит или ты устал, — это непросто. Отар Кушанашвили: Это очень непросто. Но я говорил про кульминационные моменты. Священник Павел Островский: Понимаете, с апостолов все-таки совершенно другой спрос — они выше сегодняшних епископов.
Поэтому, если бы в Евангелии описывались не апостолы, никто бы внимания на это не обратил. Но апостолам, да и священникам, Господь в помощь дает некую силу, за которую священник будет в особой степени отвечать на Страшном суде. Когда священника рукополагают, то говорятся такие слова: «Прими залог сей то есть прими определенную часть людей, вверенную тебе и сохрани его цел и невредим до последнего твоего издыхания, о немже имаши истязан быти во второе и страшное пришествие великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Истязан — допрошен с пристрастием. Представляете, какая это ответственность? Поэтому и со священника совершенно другой спрос. Если бабушка в храме цыкнула, это не так травмирует человека, как если священник повел себя как-то неправильно.
Отар Кушанашвили: Вот это точно. Священник Павел Островский: У нас страна многострадальная. В 1990-е годы очень много священнослужителей рукополагали, ведь их не хватало, — и кто-то из нас и образование в полной мере не получил, кто-то, как потом выяснилось, в чем-то не выдержан, и так далее. Все-таки исторические моменты играют свою роль. Плюс мы все настолько привыкли к комфорту и удобству, что хотим, чтобы нам все вокруг служили. Знаете, какой один из самых частых вопросов в церкви? Почему нельзя сидеть?
Приходи ко мне домой и сиди». Но все-таки если мы перед Богом предстоим… ведь даже в присутствии старших обычно встают! Если ты пожилой человек, ноги болят и так далее, да, для людей немощных стулья есть. Или еще один острый вопрос: «Почему в церкви все платно? Почему, если я хочу крестить, я должен заплатить за это? Мне это показалось таким абсурдом! Просто Феллини в загробной реинкарнации.
Священник Павел Островский: Почему на этот вопрос сложно ответить? Потому, что, наверное, мы уже никогда не вернемся в то состояние, которое было в древних общинах. Он пошел, отучился, его благословили, рукоположили. У них все свое, храм — это их храм. Соответственно, если, предположим, окошко в храме сломалось, — это наше окошко сломалось, и если пол прогнил, то это наш пол прогнил. Вот этого сегодня нету. Люди не ощущают храм своим домом.
Поэтому настоятель, конечно, может пойти по пути жертвы: «Буду служить, пусть гнилой пол и все остальное. Как усовестятся, так и пожертвуют». Но привычнее ему назначить везде цены и получить стабильный доход, на который ремонтировать храм, выплачивать зарплаты, оплачивать электричество и т. Ведь у нас во всех сферах, к сожалению, все прогнило. И в первую очередь наше, человеческое. Так что, когда смотришь на то, что было в первые века христианства, — понимаешь, что вернуться уже не получится. Ведущий: Не могу до конца с такой пессимистичностью согласиться.
Знаю приходы, где хоть и есть ценники, но именно в виде пожертвования, а есть и вообще без ценников. Но я хочу сказать вот о чем. Мы сегодня говорим о встрече с человеком, который, может быть, отвратил кого-то от Церкви: недостойный священник, злая старушка. Но потом ведь все равно приходит понимание, что я настолько хочу к Богу, что мне, во-первых, неважно, что меня когда-то выгнали, во-вторых, мне, может быть, это было нужно, чтобы я на контрасте понял, что Бог всех принимает, что Бог есть любовь. Отар, насколько тема встречи не с человеком, а с Богом для вас важна? Отар Кушанашвили: Я не готов сегодня ответить на такой вопрос. Да, раздражение и даже бешенство, которое меня одолевало и раздирало на части, уже прошло.
Но на большее я пока не готов. Я нашел для себя выход: по крайней мере не множить пакостей, не множить злости. Может быть, это окольный путь, но мне хочется сделать людям добро: дай-ка я вот колясочку внесу, шоколадку ребенку на улице подарю. Сказать что-то яснее я сейчас не могу. Священник Павел Островский: Я думаю, что человеку главное — быть честным. Чего у Бога точно нет, у Него нет лжи. И если ты честный, ты сможешь по крайней мере в случае, когда тебе будет голос Божий, его услышать.
А если ты привык жить во лжи, то тогда просто не услышишь этот голос, даже если он будет. Это первое. Второе — если взять меня, я тоже много чего вижу в Церкви и позитивного, и негативного. Но меня радует то, что главой Церкви является Христос. И радует то, что сегодня, так как мир информационный, я могу спокойно все-все о христианстве и Христе узнать, мне не нужно для этого записываться в очередь в Александрийскую библиотеку. И я знаю, что до Христа было множество пророков, которые говорили о том, что придет Спаситель. Все сбылось на Нём.
Сотни людей видели Его воскресшим. Они за это отдали свои жизни.
Это как человеку поручено вести группу альпинистов на Эльбрус, а он имеет опыт только однодневных походов по соседнему скверу. Остаётся уповать на бесконечное милосердие Божие. Что для вас наиболее ярко характеризует служение священника? Отец Константин: Вообще-то, главное в служении священника — это Божественная литургия. Она одна и та же, где бы ни совершалась: в Патриаршем соборе или в глухой деревушке. И если священник сердечно участвует в литургии, то остальное приложится, а, если сердечного участия нет, то ничего нет.
Но вот мне вспомнилось одно искушение. Я обычно после службы произношу проповедь, и один раз были в голове какие-то важные, на мой взгляд, мысли, а день был будничный, народу в храме мало. И мне подумалось, что жалко такие важные мысли высказать сейчас, когда мало людей — не лучше ли отложить на воскресенье? А потом я подумал, что сейчас в храме десять человек и мысли, о которых я сам с собой торгуюсь, может быть, Богом для них и предназначены. А тем пятистам прихожан, для которых я собрался сэкономить свои «сокровища», они вовсе не нужны. Так что стараюсь просто служить и поменьше предаваться помыслам. Отец Павел: Может быть, это связано с тем, что я стал вести миссионерскую деятельность и много общаться с людьми, но последнее время я начал особенно ценить моменты, когда в храме мало людей или вообще пусто. Разумеется, как священник, я всегда радуюсь, если прихожан много — это счастье, когда людей тянет к Богу.
Но в какой-то момент ловишь себя на том, что начнешь служить в первую очередь не Христу, а людям. А вот когда ты в храме один и тебя никто не видит, не слышит и после не поблагодарит, ощущение совершенно иное. В алтаре только Господь Бог и ты. Я думаю, важно сохранять благодарность за саму литургию, даже если ты один. Как праведный Алексий Мечёв, целых восемь лет служивший в пустом храме. Священнослужителю должно нравиться само священнодействие. И я надеюсь, Господь поможет сохранить это чувство надолго. Записала Сабина Кухарчук.
Возвращаясь к вашему вопросу: если у человека действительно глубокие, доверительные отношения с духовником, а он решил, что стыдно открывать духовному отцу какой-то плохой поступок, пошёл исповедовать его другому священнику, то эти отношения нарушаются и своей душе он, безусловно, наносит вред. Потом, конечно, может покаяться: «Простите, батюшка, слицемерил», и тогда отношения восстановятся. Но если таких отношений нет, то не надо их придумывать и делать из этого проблему. А если жаждет лишь душевной поддержки, не нужно было бы называть это духовничеством. Для всех обязательны заповеди — исполняй их; если нарушаешь — кайся; не можешь каяться — терпи скорби, терпи безропотно, а лучше с благодарностью. Ведь что такое скорби? Бог посылает их, помогая нам таким образом бороться со страстями. Например, я страдаю чревоугодием, понимаю, что это грех, каюсь в объедении, но не получается у меня сдерживаться. А тут Господь вмешивается через болезни — надо благодарить. В девяностые я читал в газете, что какой-то американский порноактёр заболел СПИДом, и он сам сказал: «Бог послал мне это за грехи».
Скорби не кара — караем мы себя сами, - а лекарство. Духовная жизнь — это лечение. Если человеку дан дар послушания и Господь посылает опытного руководителя, он будет выздоравливать быстро. Не легко, но быстро. Поэтому духовничество, конечно, великое благо. Настоящее духовное послушание нетипично для современного мирянина, да и всегда, и в монашестве было редкостью и великим духовным подвигом. О таких подвигах полезно знать и смиряться от сознания своей немощи; полезно, не отчаиваясь и не ленясь, стараться подвизаться во всю меру Богом данных сил, но пытаться подражать великим послушникам в их полном послушании старцу… Вы смотрели старый советский фильм «Последний дюйм»? Там мальчик лет десяти в отчаянной ситуации сел за штурвал самолёта и смог благополучно долететь до нужного места. Но вообще-то не нужно мальчикам водить самолёты. Думаю, такое возможно, но в этом случае руководитель должен иметь дар прозорливости, то есть быть пророком, говорить не из своего духовного опыта — может быть, неложного и богатого — а прямо от Духа Святого.
Я о таких святых старцах читал в отечниках, но сам этих даров не имею и не надеюсь иметь, потому что моя внутренняя жизнь совершенно им не соответствует. Я считаю своим долгом отвечать на вопросы, когда мне их задают. Если не знаю, что сказать, стараюсь не фантазировать и отвечаю: «Не знаю». Конечно, я понимаю, что мои ответы несовершенны, что в них некоторый духовный опыт перемешан с простой человеческой опытностью и даже с греховными страстями, но куда же людей пошлёшь? Это как врач или школьный учитель понимает свою ограниченность, но не отказывается лечить или учить, чтобы люди не остались совсем без помощи. В первые годы своего священства я наделал много ошибок, потому что по неопытности думал, что путь полного послушания духовному отцу — норма и его всем надо советовать. Это было, конечно, младостарчеством, но, слава Богу, я всё же не считал себя за святого пророка, а только ошибочно считал полное послушание нормой приходской жизни. Уже потом я понял, что готовность к такому послушанию — большая редкость. И не каждому священнику дано быть таким духовником. Мне не дано.
Поэтому в руководители я никому себя не предлагаю и никого к себе не привязываю. Но я верю, что если Бог кому-то даст жажду духовной жизни и при этом расположит этого человека с кем-то советоваться, Он и советчика вразумит, что отвечать. Один случай запомнился. Прихожанин нашего храма, ныне покойный, постоянно читал Иисусову молитву и жаловался, что на него часто нападают бесы. Не могу точно сказать, что с ним было, наверное, и душевная болезнь присутствовала, но, по-моему, у психиатра он не наблюдался. Отец Георгий мне потом объяснил, что когда сердце человека закрыто, а он постоянно читает Иисусову молитву, он вызывает на себя непосильные искушения. И пока Бог не дал сердечную молитву, лучше скромно читать каноны, акафисты — прекрасные молитвы, но не такие концентрированные. Так он посоветовал моему прихожанину, тот внял мудрому совету, и его состояние сильно облегчилось. Впрочем, болезненные явления остались, потому что, я думаю, имела место и психическая болезнь. У нас есть прихожанин — опытный психиатр, глубоко церковный человек, да и районный психиатр до пенсии была нашей постоянной прихожанкой, с отцом Алексеем Бабуриным, известным психиатром, мы раньше общались.
Если человек, на мой взгляд, психически болен, я советую ему обратиться к врачу. И нередко помогало. Конечно, сидеть на таблетках кому понравится, но всё же люди оставались трудоспособными, сохранялись семьи. Были случаи, когда не слушались врачей, тогда получалось очень плохо. Но встречаются и сложные ситуации, когда даже опытный психиатр руками разведёт. Бывает, человек ведёт себя, как ненормальный, а на самом деле он ненормальный в прямом смысле — оригинал такой. Один случай точно знаю. Но тут вы лучше самих психиатров спросите — они вам расскажут. Когда человек сам к врачу идти не хочет, но состояние его стабильно и он справляется со своими душевными трудностями, живёт полноценной жизнью, ну и слава Богу, а если не справляется, конечно, лучше ему сходить к врачу. С отцом Борисом Ничипоровым, когда мы оба ещё были мирянами, даже близко дружили.
Психологию уважаю, и несколько раз советовал обращаться к хорошему православному психологу, но что-то проку особого не было. Вот пример. У отца были трудности в отношениях с приёмным сыном, психолог дала отцу и матери правильные советы, но через полгода отец завёл любовницу и бросил семью. Психолог в этом не виновата, разумеется. Мне кажется, опытный православный психолог во многих случаях может помочь человеку выявить его глубинные душевные ошибки, разобраться в подлинных мотивах его действий и реакций. Людям с такими проблемами, я думаю, психолог может очень помочь наладить нормальную жизнь. Иногда это может помочь наладить отношения и с Богом. А может не помочь, может и повредить, особенно если психолог неверующий. Я думаю, в отношении к духовной жизни психология ближе к медицине, чем к духовничеству. Психиатр ведь тоже старается помочь больному наладить нормальную жизнь.
Некоторые православные психологи даже говорят о, так сказать, разделении труда: с одними вопросами идите к психиатру, с другими — к психологу, а с третьими — к священнику. Я бы не ставил священника в этот ряд. Задача священника не помочь прихожанину что-то наладить в земной жизни, хотя это и бывает, даже часто бывает. Мало того, среди приходского духовенства есть и психиатры, и психологи; бывает батюшка — природный психолог с большим житейским и духовным опытом, и это может ему помогать в пастырстве. Но разрешение житейских проблем — побочный эффект церковной жизни, а цель — помочь человеку стать живым членом Церкви как Тела Христова. Это цель и для самого священника, об этом все мы молимся и призываем друг друга молиться. Православный христианин, в том числе невротик или психически больной, в меру своей веры во Христа, в меру доверия Христу обретает дар прощения обидчиков, дар терпения всего, что Бог посылает, дар смирения. Сердце смиренного открывается для молитвы, и молитва его не будет посрамлена, Бог ему обязательно поможет. Как поможет? Да непредсказуемо!
Может, например, послать ему в помощь и хорошего психолога или психиатра — почему нет? И человек обретёт здоровую уверенность в своих силах, у него наладятся отношения в семье и на работе, а познав свои ошибки, он в какой-то мере и смирится. А может Бог помочь и совсем по-другому: ничего не наладится внешне или даже совсем разрушится, но человек глубоко смирится, и, не выходя из психиатрической больницы или оставаясь связанным каким-то неврозом, всё-таки войдёт в Царство Небесное, получив свободу и исцеление при исходе души из тела. Я помню рассказ одного психиатра о двух больных, страдающих манией преследования. Ни того, ни другого никто не преследовал, но один своего мнимого преследователя хотел убить, а другой простил. Психология и психиатрия не имеют к спасению души непосредственного отношения, но психолог и психиатр занимаются добрым земным делом — помогают ближним, и потому заслуживают уважения. А если они делают это с памятью о Боге и благодаря Бога за помощь, то Бог помянет их добрые дела в вечности. Ни разу о таком не слышал, хотя и читал; думаю, что может помочь. А что точно бывает очень полезно — это родителям почитать хорошую книжку по психологии. Многие родители не понимают, в каком состоянии их дети, какие негативные проявления в каком возрасте если не неизбежны, то очень вероятны.
Я видел поразительные результаты. Например, семья священника взяла на воспитание мальчика-сироту, уже попавшего под влияние улицы. Матушка в какой-то книжке прочитала про технику активного слушания это термин такой. Обычно ведь как бывает: ребёнок приходит из школы, ему родители вопросы задают: «Ну, как в школе? Какие отметки? И разговор оборвался, если только не разовьётся в скандал: «Почему ты молчишь? Этот мальчик — у него среди ребят в воскресной школе было даже прозвище «Ёжик» - после применения приёмной матерью этой методики говорил с необходимыми перерывами на сон, еду и занятия в школе чуть ли не целую неделю. После этого он резко переменился к лучшему.
В докладе он обозначил основные проблемные вопросы пастырской аскетики, предлагаемые к обсуждению. В частности, владыка Амвросий рассказал о практике ежедневного самоиспытания в форме дневника, которая имеет такие примеры, как св. Иоанн Кронштадский, и сохраняется в среде духовенства и сегодня. Владыка привел в пример патриарха Алексия II, который вел дневник. Протоиерей Павел Хондзинский отметил важность литургической перспективы пастырской аскетики, которую можно обозначить выражением, используемым в священнической традиции: «Отслужил Литургию, начинай готовиться к следующей». В ходе дальнейшего обсуждения епископ Каменский и Камышловский Мефодий Кондратьев развил мысль о важности наблюдения священником за своим духовным состоянием, в том числе для того, чтобы понимать, какой совет он может дать вопрошающему, а какие советы превышают его собственный духовный уровень. Для подобного самонаблюдения важна поддержка духовника. Владыка выразил крайнее огорчение тем, что большинство священников исповедуются всего несколько раз в год — в отличие от многих мирян, которые гораздо чаще прибегают к таинству исповеди и духовному совету. Епископ Зарайский Константин Островский поддержал это замечание. Он уверен, что «у каждого священника должен быть духовник. Если его нет, это очень тревожная ситуация». Игумен Нектарий Морозов выступил с докладом «Аскетика для священников и аскетика для мирян».
Островский Константин, священник
А кто считает, что его лично не касается, тому сволочи напомнят. На распродаже. Или на концерте. Иначе, видимо, многим не проснуться». Позже Ткачев удалил этот пост.
По этому поводу популярный проповедник Павел Островский, который ведет миссионерскую деятельность в социальных сетях и на телевидении, пишет в своем канале: «Сразу несколько человек написали мне в личку о своем возмущении проповедями некоторых священников, утверждавших, что это Господь наказал погибших в теракте, так как они на 1-й неделе Великого поста пошли на концерт вместо духовных подвигов». Павел Островский Фото: Соцсети При этом Островский приводит историю, когда пострадавшая в теракте девушка, придя в православный храм за помощью священника, получила вместо утешения, осуждение: «Повеселилась? Это Бог вас наказал. Если бы в церкви теракт произошел — вы бы в рай попали, а так — кто знает.
Благодари за то, что Бог дает тебе шанс подумать о своей искушенной жизни.
Исполняющим обязанности Патриаршего экзарха Африки назначить преосвященного епископа Зарайского Константина", - сказал Легойда. В постановлении уточнялось, что это было сделано по причине уклонения в раскол патриарха Александрийского Феодора, поминовения им за литургией главы раскольнической Православной церкви Украины ПЦУ Епифания Думенко и совместного с ним служения. После этого целый ряд священников из Африки обратились в РПЦ с просьбой принять их в юрисдикцию Московского патриархата. Патриаршим экзархом Африки с момента его создания являлся митрополит Клинский Леонид.
Так и говорил: «Такие вещи ты носить не будешь, пока живешь в нашем доме». Если ребенок уходит из Церкви — это не погибель — Всякий раз то один, то другой социологический опрос показывает, что православных христиан у нас процентов 70-80. Что вы видите в реальной жизни? Вот покрестить надо ребенка, и человек готов прийти в храм.
А то еще бывает и недоволен чем-нибудь. По-настоящему духовной жизнью живут немногие. Но по-другому и не может быть. Та же статистика показывает, что процента три причащаются чаще, чем раз в месяц. А большинство называющих себя православными только кресты носят и за куличами приходят и за святой водой, а Церковь, забота о душе оказываются вне контекста их повседневных забот. Но потом неожиданно приходит беда, кто-то умирает, заболевает, и это, бывает, пробуждает человека. Последнее время, мне кажется я сужу по нашему приходу , больше людей приходят в Церковь по-настоящему, они не могут без причастия, православие для них — не культурная или национальная самоидентификация, а жизнь. Вообще, не стоит никого осуждать. Человек может по видимости быть одним, а по сердцу другим.
Не зря же Христос дал заповедь «Не судите». Сразу вспомнился случай в Гатчине, который не так давно обсуждали. Кто-то говорил, что это из-за проблем с катехизацией, кто-то — что не должно быть ценников… А вы что думаете? У нас в храме проводится две-три беседы с родителями и крестными, причем между беседами — где-то неделя, то есть с момента, когда люди в первый раз зашли в храм и со мной познакомились, до того, как они будут крестить ребенка, проходит обычно две-три недели. Так что они готовятся к таинству. Что касается денег, у нас висит объявление о сумме рекомендуемого пожертвования, но также там написано, что если семья испытывает материальные трудности, то мы все равно покрестим, и никаких денег не надо. У меня были случаи, когда у людей не было денег и после крещения я им еще и сумку с продуктами давал. А еще священнику нужно не терять здравый смысл. У нас есть крестильный храм, купель, в которой можно погрузить взрослого.
И ребенка тоже могу в этой купели крестить. Но, если я чувствую, что физически ребенок тяжелый, мне тяжело его окунать с головой, просто сажаю его туда и сверху трижды поливаю водичкой. А того священника, которого вы вспомнили, запретили в служении на год. Дай Бог, чтобы это пошло ему на пользу. Бывает, что родители приводят ребенка в церковь, в воскресную школу, а сами так и не начинают входить в церковную жизнь. Мама стоит где-то сзади, болтает с подружками, а ребенка толкает вперед, чтобы поисповедовался у какого-то страшного батюшки, которого он боится, потому что рядом нет родителей. Под давлением ходит в воскресную школу, до поры до времени, ведь дома никакой духовной жизни нет. Потом становится подростком и заявляет: «Я больше никуда ходить не буду». Если же семья церковная, я все равно говорю родителям, что если ребенок ходит в храм, а потом неожиданно не хочет ходить, то не надо давить на него, не надо заставлять идти через силу.
Просто идти самим и молиться за него. Главное — сохранить хорошие отношения с ребенком, чтобы он в будущем не отвернулся от родителей. Если отношения сохранились, то, может быть, когда он вырастет, он начнет вспоминать свою жизнь, будет вспоминать детство, вспомнит, что он маленьким ходил в храм, ему там было очень хорошо. А если заставлять ходить в храм, то он тоже будет вспоминать об этом и говорить, что родители силой тащили, а ему было плохо и больше никогда в церковь он ходить не будет. Хуже всего — заставлять причащаться, это причастие не во благо будет, а только в осуждение: он не особо верит в Бога, а будет причащаться только для того, чтобы вы от него отстали. Это какое-то насилие над душой человеческой. Даже если ребенок уходит из Церкви, потому что он соблазнился миром, то это не погибель, ничего страшного в этом нет. У него, возможно, будет свой путь к Богу.
Долгие лета!
Настоятелю Успенского храма протоиерею Константину Островскому - 70 лет 13:02, 8 августа 2021 г. Центральный федеральный округ Жизнь протоиерея Константина Островского удивительна. Окончил в 1974 году Московский институт электронного машиностроения, позже работал программистом.
РПЦ сменила Патриаршего экзарха Африки
Первую не «светскую» книжку, которую взял в руки мальчик Павел, будущий священник и проповедник, сделал его отец, Константин Островский. настоятель Успенского храма в Красногорске; благочинный церквей Красногорского округа; председатель епархиального отдела по реставрации и строительству. Протоиерей Константин Островский: Пост — это дар каждому христианину, и он имеет смысл только как свободный выбор. Будучи священником, г-н Островский наверняка должен быть в курсе того, что говорил апостол Павел – «мужеложники Царства Божия не наследуют». На Youtube-канале Ксении Собчак вышло совместное интервью с Павлом Островским.