В Гродно театр кукол располагается в прекрасном историческом здании, похожем на могилевский драмтеатр.
Гастроли Гродненского театра кукол стартовали на сцене Рязанского театра кукол
Новости Гродно и Гродненского региона на канале Беларусь 4 и Беларусь 1. Общественная и политическая жизнь города, чрезвычайные происшествия, важные события. Как отметил Чакчи Фросноккерс, участник Санкт-Петербургского Малого театра кукол, Гродно – это тот город, который останется в его сердце навсегда. Государственное учреждение культуры «Заслуженный коллектив Республики Беларусь «Гродненский областной театр кукол». В Гродно 21 сентября стартует третий Международный фестиваль кукольного искусства «Лялькі над Нёманам», сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.
Актеры Театра кукол в Гродно — о купаловцах и гродненском Драматическом театре
После опалы Тизенгауза его гродненская труппа распалась. Некоторые артисты были переведены в Варшаву, где стали основой «Товарищества танцовщиков Его Королевского Величества». При Понятовском в Гродно проходили различные театральные представления. В 1802—1809 в здании действовал театр Соломеи Дешнер. В 1846-52 русско-польский театр. В 1928-39 работал польский театр имени Ожешко. В 1943—1984 тут размещался Гродненский областной драматический театр.
Коллектив Областного театра кукол размещён в театре в 1984 году. Архитектура[ править править код ] Здание театра кукол является старейшей сохранившейся театральной площадкой Беларуси, специально построенной для театральных выступлений. Здание изначально строилось как театральное, хотя в некоторых публикациях указанно, что оно перестроено из манежа, который на самом деле находился рядом с театром и был построен несколько ранее специального театрального корпуса. Изначально театр представлял собой аскетичное двухэтажное здание лишённое декора.
Постановкой обоих спектаклей занимается главный режиссер театра Олег Жюгжда.
Гродненский областной театр кукол размещается в старейшем театральном здании Беларуси - манеже Тизенгауза, где артисты выходят на сцену более 200 лет. В начале позапрошлого столетия здесь действовал постоянный театр актрисы и антрепренера С. Дешнер, дирекционный русско-польский театр, позже - польский театр имени Э. Труппа современного областного театра кукол переехала сюда в 1986 году. История самого театра кукол также необычна.
Считается, что в прошлом столетии он зарождался трижды. Впервые - в довоенном 1939 году по инициативе актерской семьи Ярема, убедившей власть открыть театр в Гродно, который из-за поселившейся здесь в те годы интеллигенции и творческих людей называли "культурным Пьемоном". В первые послевоенные годы в Гродно театр кукол как самодеятельный театр открывается вновь на базе Дома народного творчества.
Но все равно ты живешь в некоем культурном контексте, который так или иначе влияет на становление и мировосприятие человека. Или что есть сказать, то и доносите до зрителя? С одной стороны, публику в других странах я не знаю, с другой стороны, дети везде дети, а взрослые везде взрослые.
Постановки, скорее, отличаются актерскими работами. Впрочем, в Польше и других странах соцлагеря не так давно еще работали по той же схеме преподавания и подготовки кадров, что и у нас. Поэтому у нас достаточно близкие театральные школы. Я не могу сказать, что мы очень отличаемся от европейского или от русской школы. Но подходом мы действительно разнимся. Кстати, сейчас в российском театре кукол в основном задают тон белорусские режиссеры: Александр Янушкевич, Игорь Казаков… Белорусы оказались крутыми мастерами, которые, можно сказать, задают тренд.
В основном они ставят российскую классику. И взгляд со стороны иногда оказывается более интересным и передовым. Не зря практически все спектакли, поставленные этими режиссерами либо выдвигались на «Золотую маску», либо получали ее, либо как минимум входили в шорт-лист. А в какой точке находится театр спустя 30 лет? Мы работаем с другими материалами, с другим светом, с другими аудио- и видеоносителями. Казалось бы, мелочи, но много нового было привнесено именно с развитием техники.
Приходится работать в условиях огромной конкуренции с шоу-бизнесом, кино, компьютерными играми. Там все «спецэффекты», конечно же, ярче, громче, насыщеннее. Но все это «неживое». Театр ценен тем, что происходящее на сцене, происходит здесь и сейчас и никогда больше не повторится. Это искусство мгновения. После нас ничего не остается.
Записи спектакля не передают ни актерской энергетики, ни зрительской. Безусловно, сегодня на театр повлияло и клиповое мышление, которое нам навязали. Я не ретроград, но бежать за этим паровозом не хочу. Театр — это живой процесс, своя вселенная. При этом он должен быть интересным и трогать за живое, чтобы через катарсис человек становился лучше. Здесь каждый раз нужно придумывать заново какую-то Вселенную, в которой обитают странные персонажи, происходят интересные истории...
А драматический театр в некотором смысле ограничен. Есть актер, есть зритель. В театре кукол между ними находится кукла, которая и воплощает в себе внутренние качества персонажа, и существует в условной реальности. Но дело в том, что со временем жанры сближаются, происходит их взаимопроникновение. В драмтеатре начинают использовать кукольные приемы, иногда даже маски, ростовые куклы.
То, что в конце концов легло в основу декораций пьесы — идею «проходного двора» — предложила именно она. И ворота тогда появилась, и куколки в этом контексте стали теми символическими маленькими фигурками, которых можно перемещать туда-сюда, а они молчат «. Ворота — главная часть декораций «Тутэйшых», что олицетворяет собой идею «проходного двора» Сценография спектакля с куклами требовала краткости и лаконичности. Чтобы должным образом передать выразительность произведению и характерный купаловский гротеск, нужны были соответствующие актеры. Снимок из первых показал спектакля. Фото из архива театра кукол Полную версию статьи с воспоминаниями актеров о спектакле читайте по-беларуски. Перепечатка материалов Hrodna. Контакт info hrodna.
Театры кукол из России и Беларуси покажут лучшие спектакли в Гродно
Она приурочена к международному Дню гражданской обороны. Возле театра кукол бойцы пожарной команды организовали выставку спецтехники с демонстрацией инструментов спасения. Ребята смогли забраться в машину спасателей и посмотреть на всё изнутри. В холле театра школьники примерили одежду спасателей, повторили правила безопасности дома и поучаствовали в викторине. Для детей, которые постарше рекомендуем скачать на телефон приложение «МЧС: помощь рядом», в котором собраны уже действия при более 50 чрезвычайных ситуациях.
Я долго искал материал, пока не вспомнил сказку Константина Паустовского «Похождения жука-носорога». В ней совмещается несовместимое — жук и война. Тема войны очень серьезная и деликатная. Поэтому решено не показывать в спектакле кукол, а воплотить идею через текст Паустовского, достаточно поэтичный, очень грамотный, с иносказаниями, который актеры доносят со сцены. Спектакль поставлен в достаточно популярном теперь жанре сторител, то есть рассказ истории.
Три актрисы — женщины разного возраста мать, жена и дочь — рассказывают сказку-быль о минувшей войне, о солдате, который ушел на фронт. Когда видишь человека и слышишь его, ему проще до тебя достучаться. Три человека работают за экраном, они делают необходимую анимацию. Ну а гвоздем спектакля станет жук-носорог. Мы наблюдаем мир его глазами, видим, как он преломляется через его восприятие. Есть жук реальный, виртуальный и воображаемый. А если придут трехлетние-четырехлетние, будет ли он им интересен? Хотя, думаю, и до четырехлетнего ребенка, может, какая-то часть текста дойдет.
Также в штате состояли: кукловод-бригадир, старший кукловод, он же помощник режиссера, два кукловода 1-го положения и один — 2-го. Шофер исполнял обязанности рабочего сцены. Поставлено было 516 спектаклей в самых отдаленных уголках Гродненской области, из них 30 новогодних представлений в 1958 г. Театр участвовал в традиционном празднике песни на озере Нарочь и был приглашен Управлением культуры Молодеченской области для обслуживания школьников области. Всего за время работы театр обслужил более 100 тысяч зрителей. В репертуаре театра в сезоне 1958-59 г. В третий раз театр родился осенью 1980 г. Гродненского областного театра кукол. Базой для него, как и много лет назад, вновь стал Дом народного творчества. У истоков театра стояли молодой режиссер Сергей Юркевич и старейший художник белорусского театра кукол Леонид Быков, творческая личность, очень хорошо известная не только в Беларуси, но и за ее пределами. Затем на должность главного режиссера в театр пришел Николай Андреев. В 1986 г. Постоянной театральной базой ее стал старейший театр Беларуси, построенный еще во времена Антония Тызенгауза. С этого времени начался новый качественный период в жизни театра. Гродненцы любят свой театр. Достаточно сказать, что в сезон имеет место быть проблема «лишнего билета», заполняемость зала составляет более 90 процентов, этим похвастаться не могут как кукольные, так и большинство драматических коллективов страны. Сегодня театр известен не только в Республике Беларусь, но и далеко за ее пределами. Он непременный участник и лауреат многих фестивалей театрального искусства, которые проходят в России, Польше, Литве, Украине, Хорватии, Франции, Чехии, Венгрии. Все это стало возможным, благодаря неустанному творческому росту и кропотливому труду всей труппы театра, лицом которого являются его главный режиссер Олег Жюгжда и художник Лариса Микина—Прободяк, актеры Виктор Шалкевич, Лариса Микулич, Галина Закревская, Людмила Павловская, Александр Бобровский, Юрий Менько и, конечно же, руководители театра — Александр Игнатенко и Мария Шабашова. Виктор Саяпин Фото из архива автора и интернет-ресурса old. Фото 60-х г. София Ярема. Фото 2008 г.
Как отметил Чакчи Фросноккерс, участник Санкт-Петербургского Малого театра кукол, Гродно — это тот город, который останется в его сердце навсегда: — Гродно удивляет своей красотой и уникальной архитектурой. Уверен, что этот город обязательно должны посетить все мои коллеги из Малого театра кукол. Кроме того, он подчеркнул воспитанность и заинтересованность гродненской публики в театральном искусстве: — Мы не зря приехали сегодня к гродненскому зрителю со спектаклем по социально-философскому роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». Потому что в Гродно живут любознательные, начитанные люди, которые знают толк в искусстве, в том числе театральном, — подчеркнул Чакчи Фросноккерс. Утреннюю программу первого фестивального дня открыл Омский театр куклы, актера, маски «Арлекин». Для маленьких гродненцев актеры показали постановку «Время играть».
«Куклы не выносят длинных текстов»
- Театры кукол из России и Беларуси покажут лучшие спектакли в Гродно - 05.09.2022, Sputnik Беларусь
- Мы в соцсетях:
- Театры кукол из России и Беларуси покажут лучшие спектакли в Гродно
- Меню раздела
Самые популярные
- Кукольные театры Гродно и Петербурга начали обменные гастроли - ТАСС
- Что еще почитать
- Гродненский областной театр кукол - в Гродно |
- Гастроли Гродненского театра кукол пройдут в Нижнем Новгороде
Гродненский областной театр кукол
Мы узнали, что здание кукольного театра старосты Гродно Антония Тызенгауза, относится к памятникам архитектуры XVIII века! Накануне Международного дня театра кукол корреспондент «ГП» пообщался с главным режиссером Гродненского областного театра кукол, заслуженным деятелем искусств Республики Беларусь Олегом Жюгждой. Брестский и Гродненский областной театры кукол проведут 6-9 апреля обменные гастроли. Уже готовится виртуальная экскурсия по музею куклы, который действует в театре много лет. Как отметил Чакчи Фросноккерс, участник Санкт-Петербургского Малого театра кукол, Гродно – это тот город, который останется в его сердце навсегда.
Гродненский кукольный театр
Вниманию маленьких гродненцев представят добрую и трогательную сказку Григория Остера "Котенок по имени Гав". Последний раз обменялись гастролями в 2020 году с гомельскими коллегами. Никак не можем с Витебском обменяться. В этом году снова перенесли с ними обменные гастроли на осень, надеюсь, в этот раз получится. Поэтому обменных гастролей с гродненским театром ждали и актеры, и зрители", - отметила Тамара Павлюкович.
Гомельский театр кукол представит спектакль "Шаша в левом башмаке", Могилевский — "Великан-эгоист". Московский театр кукол покажет спектакль по мотивам русской народной сказки "Крошечка-Хаврошечка", гродненский — пьесу по мотивам Андерсена "Русалочка". Организаторами фестиваля выступают Управление культуры Гродненского облисполкома и Гродненский областной театр кукол. Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале.
Уверен, что этот город обязательно должны посетить все мои коллеги из Малого театра кукол. Кроме того, он подчеркнул воспитанность и заинтересованность гродненской публики в театральном искусстве: — Мы не зря приехали сегодня к гродненскому зрителю со спектаклем по социально-философскому роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». Потому что в Гродно живут любознательные, начитанные люди, которые знают толк в искусстве, в том числе театральном, — подчеркнул Чакчи Фросноккерс. Утреннюю программу первого фестивального дня открыл Омский театр куклы, актера, маски «Арлекин».
Для маленьких гродненцев актеры показали постановку «Время играть». Вечером перед зрителями выступил Рязанский театр кукол со спектаклем «Бегий пес, бегущим краем моря».
Дабкуса» мужчины, женщины, юноши, девушки. Областной дворец творчества детей и молодежи. Баскетбол Чемпионат Беларуси среди женских команд. Гродненское училище олимпийского резерва. Плавание Первенство области в программе соревнований по плаванию «Веселый дельфин». Легкая атлетика Открытые легкоатлетические соревнования области «Ошмянская весна» по часовому, 12-минутному бегу и 6-минутному бегу. Ошмяны, ул.
Чкалова, 13. Гандбол Чемпионат Беларуси среди мужских команд.
Куклы-пенсионеры и свое привидение
- Театр из Гродно обратился к Лукашенко после закрытия детского спектакля - | Новости
- Новости по теме
- Брестский и Гродненский театры кукол обменяются гастролями
- Гродненский театр кукол привез в Петербург спектакль режиссера Олега Жюгжды - Российская газета
«Тутэйшыя» возвращаются! Гродненский театр кукол вернул в репертуар культовый спектакль
Поэтому не стоит удивляться и тому, что театр кукол давно уже вышел из-за ширмы, работает напрямую со зрителем, а не просто пытается изобразить какую-то абстрактную сказочную жизнь. Олег Жюгжда в спектакле «Дракон» по пьесе Е. Шварца, 1990 г. Над этим нужно было очень долго работать, заманивать зрителя в театр, чтобы в конце концов люди сказали: «А у вас интересней, чем в драме». Кстати, взрослые спектакли нам очень сильно помогли во время эпидемии ковида, когда театры теряли зрителя.
Мы же благополучно перескочили эпидемию и одновременно приобрели зрителя за счет того, что начали показывать больше спектаклей для взрослых. Сейчас после ковида люди снова начинают возвращаться в театр. И все мои проекты расписаны на два года вперед. Материал выбрали необычный: «Похождения жука-носорога» Константина Паустовского — есть у него такая маленькая солдатская сказка.
После премьеры полечу на Сахалин, где буду ставить «Медею». Потом ждет постановка народной драмы «Царь Максимилиан» в Вологде. В основном, насколько моему замыслу подходит та или другая труппа. Я на самом деле мало отказываю.
Очень трудно говорить людям «Нет». Но в этом году нас пригласили со спектаклем «Локic», мы приехали, и это достаточно полезный опыт в нашей копилке фестивалей. Спектакль Гродненского областного театра кукол «Локiс» на Март-контакте в Могилеве зрители встречали овациями. Но все, что касается спектакля, как он живет, развивается и куда его приглашают, на это я уже не совсем могу повлиять.
Это тоже своего рода мистика. Нас пригласили на «Март-контакт» именно с этим спектаклем, который уже отмечен на фестивалях за лучшую женскую роль и за лучшую сценографию художника. Что касается, легенды, то я знаю материал с детства — мама мне рассказывала эту историю в вольном пересказе. Когда возник вопрос, что бы такого поставить загадочного и мистического, мне вспомнился этот, как мы его называем, «литвинский детектив».
Интересно, как его принимают разные зрители. Мы возили «Локiс» даже в Рязань на международный фестиваль. При том, что спектакль на белорусском языке, нас неплохо приняли. Конечно, наш театр уже с именем: что бы мы не привезли, зритель пойдет смотреть.
Чем отличается от могилевского? Олег Жюгджа в фойе Могилевского театра кукол на Международном театральном фестивале Март-контакт. А семь лет назад у фестиваля был очень удачный старт, интересный по географии. Но в прошлом году в силу определенных событий пришлось ограничить фестивальные показы только российскими и белорусскими театрами.
Тем не менее, у нас была хорошая атмосфера и интересные спектакли, потому что я знал, кого приглашаю. Задумывались «Ляльки над Неманам» как фестиваль друзей. За годы работы Гродненский театр обзавелся большим количеством друзей в разных странах.
Юбилей творческого союза театры отметили большим международным проектом - постановкой «Гертруда — Дании краса и королева, и этот, как его, принц Датский…», где заняты ведущие артисты театров кукол Гродно и Рязани. В рамках гастролей Гродненского театра кукол в Рязани в общей сложности состоялось семь показов.
Все они прошли в большом зале Рязанского театра кукол.
Театр Спектакль «Вий» Ихображение: grodnolyalka. В спектакле переплелись мотивы гоголевской повести «Вий» и рассказа «Страшная месть». Где: ул. В тишине этого убежища тайно встречаются помощник премьер-министра и его секретарша. Но в один момент их романтического уединения в окне появляется нечто неожиданное — труп! Теперь, чтобы сохранить честь, семью и карьеру, нашим любовникам придется прибегнуть к самым дерзким уловкам. А препятствий им хватит: ревнивый муж, остроумный официант, беспощадный управляющий и скандалами жена.
Рады, что стали его частью.
Мы помогали в организации мероприятия. Стараемся подхватывать любые мелочи и детали, включиться в процесс. Для нас это здоровский опыт", - поделились Дмитрий Карабун и Никита Малойко. Как обещано, программа фестиваля выстроена таким образом, чтобы было интересно и детям, и взрослым. Зрителей ждут всевозможные театральные формы - от традиционных до авангардных. Привезли спектакль "Время играть", он поставлен по мотивам сказки современной английской писательницы Джулии Дональдсон "Бумажные куклы". Мы открывали фестиваль сегодня утром. А вообще, очень приятный город Гродно.
"Сказочные истории закулисья Гродненского театра кукол"
Главная Новости и события Неделя в Гродно: от спектаклей до мастер-классов. Под руководством мастера сцены вместе создадите экспромт-спектакль и почувствуете себя настоящими актёрами театра кукол! Вместе с ним покинула Гродно и его жена, Лариса Микина-Прободяк — главный художник театра кукол.
Театр из Гродно обратился к Лукашенко после закрытия детского спектакля
Учреждение расположено в старинном здании бывшего манежа, который был построен политическим деятелем и меценатом культуры в Великом княжестве Литовском графом Антонием Тизенгаузем. Старые традиции и изысканный интерьер зала поспособствовали художественному направлению театра и оказали помощь в творческом развитии гродненских кукольников. На протяжении последних пяти лет театральная труппа активно гастролирует по странам ближнего и дальнего зарубежья, демонстрируя свои великолепные постановки. В 2003 и 2014 году актеры театра были удостоены специальной премией Президента Республики Беларусь «За вклад в развитие международных культурных связей». Как правило, по четвергам и пятницам. В программе представлены как утренние, так и вечерние спектакли.
Для детей они проходят в дневные часы: 10:00, 12:30. В вечернее время суток в 19:00 идут спектакли для взрослых. Средняя продолжительность детского спектакля составляет 50 минут, взрослого — около 1 часа 30 минут.
Справка Гродненский театр кукол открылся 2 февраля 1940 года.
Ведущими актёрами трупы стали Владислав и Стефания Яремы, по инициативе которых была организована труппа театра кукол. Сразу же после открытия в театре проходят спектакли Сергея Образцова. Театр закрылся в связи с началом немецкой оккупации. Театр вновь открыт летом 1946 года в Доме народного творчества, как самодеятельный, но уже в следующим году был преобразован в профессиональный коллектив — Областной театр кукол.
Третье открытие театра состоялось 1 ноября 1980 года согласно Постановлению Гродненского облисполкома. Труппа сформировалась из дипломников Белорусского Государственного театрально-художественного института, Ленинградского института театра, музыки и кино им. Черкасова и выпускников Гродненского училища культуры.
В ней можно найти ответ на любой вопрос сегодняшнего дня. Вы не были против?
Конечно, предупреждал о трудностях, она и сама прекрасно знала, что это такое, ведь росла за кулисами. И в 2016 году поступила в труппу петербургского Малого театра кукол. Хорошая артистка. Недавно я поставил у них «Антигону» Ануя, Аглая играет там. Вот, кстати, и она.
А это сын Даниил, режиссер и художник анимационного кино, работает в Минске, на киностудии «Беларусьфильм». Вот так вся семья собралась на фестивале в Петербурге... Из белорусов — Лелявский-старший, Анатолий Александрович, основатель белорусской национальной профессиональной школы театра кукол. За те два года, что он преподавал нам в Белорусском театральном институте, я многое у него взял. Главное — на сцене должно быть «вкусно», не пошло, остроумно, интеллигентно.
Это он начинал ставить спектакли для взрослых в Минске. В принципе, все актеры, с которыми я работаю, начинают с азов. Если приезжаю в новый для меня театр, сразу рассказываю: «Ну, не ходят так уже давно, не разговаривают! И кукол уже так не оживляют...
Их любят и ценят, уважают и знают не только в родной стране, но и за рубежом. Как отметил Чакчи Фросноккерс, участник Санкт-Петербургского Малого театра кукол, Гродно — это тот город, который останется в его сердце навсегда: — Гродно удивляет своей красотой и уникальной архитектурой. Уверен, что этот город обязательно должны посетить все мои коллеги из Малого театра кукол. Кроме того, он подчеркнул воспитанность и заинтересованность гродненской публики в театральном искусстве: — Мы не зря приехали сегодня к гродненскому зрителю со спектаклем по социально-философскому роману Федора Достоевского «Преступление и наказание».
Потому что в Гродно живут любознательные, начитанные люди, которые знают толк в искусстве, в том числе театральном, — подчеркнул Чакчи Фросноккерс. Утреннюю программу первого фестивального дня открыл Омский театр куклы, актера, маски «Арлекин».
Отыграют всего дважды: в Гродненском театре кукол состоится концерт 18+
В первые послевоенные годы в Гродно театр кукол как самодеятельный театр открывается вновь на базе Дома народного творчества. Сотрудники гродненского Театра кукол записали видеообращение в поддержку уволенных актеров Купаловского театра в Минске и областного драмтеатра в Гродно. История театра кукол в Гродно насчитывает множество ярких страниц, начиная с его основания и до современности. Это первый в мире спектакль, который был поставлен на сцене театра кукол по одноименному произведению выдающегося киргизского и русского писателя и сценариста Чингиза Айтматова.