Где-то читал, что последняя война чукчей с коряками была в 1953-1957 годах. Многие чукчи, хотя и живут всю жизнь на море, не умеют плавать.
Золото Крайнего Севера. Проблемы и перспективы Чукотки
Ведя преимущественно кочевой образ жизни, чукчи также могли в любой момент отступить и стать недоступными для врага. Фотограф и путешественник Тимур Ахметов с детства живет на Чукотке и не устает исследовать край, в котором вырос. Термометра может опускается до минус 50 градусов, и тем не менее чукчи, живут в этих условиях, уютно обживают свои юрты, словно они не замечают холода. В основном они живут на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке, сохраняя традиционный уклад жизни, язык и промысел своих предков. Сиреники, где уже 28 лет живет Наталья, расположены в Провиденском городском округе Чукотки, на берегу Берингова моря.
Где живут чукчи и эскимосы?
У кочевых и оседлых чукчей развились кустарные ремесла. Женщины выделывали мех, шили одежду и обувь, плели сумки из волокон кипрея и дикой ржи, делали мозаику из меха и тюленьей кожи, вышивали подшейным волосом оленя, бисером. Мужчины обрабатывали и художественно резали кость и моржовый клык. В оленную нарту чукотско-корякского типа запрягают одного-двух оленей Основным средством передвижения по санному пути были олени, запряженные в нарты нескольких видов: для перевозки груза, посуды, детей кибитка , жердей остова яранги. По снегу и льду ходили на лыжах-«ракетках»; по морю — на одноместных и многоместных байдарах и вельботах.
Гребли короткими однолопастными веслами. Оленные, в случае необходимости, строили плоты или выходили в море на байдарах зверобоев, а те использовали их ездовых оленей. Способ передвижения на собачьих упряжках, запряженных «веером», чукчи позаимствовали у эскимосов, цугом — у русских. Запрягали собак и в оленьи нарты.
Стойбища кочевых чукчей насчитывали до 10 яранг и были вытянуты с запада на восток. Первой с запада ставили ярангу главы стойбища. Яранга — шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 м и диаметром от 5,7 до 7—8 м, похожий на корякский. Деревянный остов покрывали шкурами оленей, сшитыми обычно в два полотнища.
Края шкур накладывали один на другой и скрепляли пришитыми к ним ремнями. Свободные концы ремней в нижней части привязывали к нартам или тяжелым камням, что обеспечивало покрытию неподвижность. В ярангу входили между двух половин покрытия, откидывая их в стороны. Для зимы шили покрытия из новых шкур, для лета использовали прошлогодние.
У родного очага Очаг находился в центре яранги, под дымовым отверстием. Напротив входа, у задней стенки яранги, устанавливали спальное помещение полог из шкур в виде параллелепипеда. Форма полога поддерживалась благодаря шестам, пропущенным через множество петель, пришитых к шкурам. Концы шестов опирались на стойки с развилками, а задний шест крепился к каркасу яранги.
Средний размер полога — 1,5 м в высоту, 2,5 м в ширину и около 4 м в длину. Пол застилали циновками, поверх них — толстыми шкурами. Постельное изголовье — два продолговатых мешка, набитых обрезками шкур, — находилось у выхода. Зимой, в периоды частых перекочевок, полог делали из самых толстых шкур мехом внутрь.
Укрывались одеялом, сшитым из нескольких оленьих шкур. Для изготовления полога требовалось 12—15, для постелей — около 10 больших оленьих шкур. Каждый полог принадлежал одной семье. Иногда в яранге бывало два полога.
Каждое утро женщины снимали его, раскладывали на снегу и выбивали колотушками из рога оленя. Изнутри полог освещался и отапливался жирником. За пологом, у задней стенки шатра, хранили вещи; у боковых, с двух сторон от очага, — продукты. Между входом в ярангу и очагом имелось свободное холодное место для различных нужд.
Для освещения жилищ береговые чукчи применяли китовый и тюлений жир, тундровые — вытопленный из раздробленных оленьих костей жир, горевший без запаха и копоти в каменных лампах-жирниках. Яранги сохраняли конструктивную основу жилища оленных, но каркас сооружали как из дерева, так и из костей кита. Это делало жилище устойчивым к натиску штормовых ветров. Покрывали ярангу моржовыми шкурами; дымового отверстия у нее не было.
Полог делали из большой моржовой шкуры до 9—10 м в длину, 3 м в ширину и 1,8 м в высоту, для вентиляции в его стенке имелись отверстия, которые закрывали пробками из меха. По обеим сторонам полога в больших мешках из шкур тюленей хранили зимнюю одежду и запасы шкур, а внутри вдоль стен протягивали ремни, на которых сушили одежду и обувь. В конце XIX в. В полуземлянках жили в основном зимой.
Тип и конструкцию их заимствовали у эскимосов. Каркас жилища сооружали из китовых челюстей и ребер; сверху покрывали дерном. Четырехугольное входное отверстие располагали сбоку. За работой Домашняя утварь кочевых и оседлых чукчей скромна и содержит лишь самые необходимые предметы: различного вида чашки собственного изготовления для бульона, большие деревянные блюда с низкими бортами для отварного мяса, сахара, печенья и пр.
Запрещено было и кричать во время родов, ведь так можно привлечь злых духов. После появления на свет младенца, мать сама проделывала все те манипуляции, которые выполняют у иных народов акушерки. Например, с помощью нити, сплетенной из сухожилия животных и собственных волос, она перерезала пуповину. Если на протяжении длительного времени самостоятельно разродиться не получалось, то на подмогу звали родственницу. Но после такой ситуации не только к роженице, но и к ее супругу относились с презрением. Считалось, что лучше погибнуть, чем позвать на помощь. Новорожденного протирали кусочком шкуры, предварительно смоченной в моче мамы. На левую руку и ножку надевали браслеты, выполнявшие роль оберегов.
Затем облачали в меховой комбинезон. На протяжении десяти дней после родов девушке запрещено употреблять в пищу мясо и рыбу. Ранее малыша до четырех лет кормили грудным молоком. Если по каким-либо причинам это было невозможно, то ребенку давали тюлений жир и соску, выполненную из кишки морского зайца. Пустышку дополнительно «фаршировали» мелко нарезанными кусочками мяса. В некоторых селах практиковали вскармливание с помощью собаки. Вернуться к оглавлению Воспитание мальчиков С шести лет из мальчугана начинали выращивать воина. Его приучали к скромной обстановке.
Странно звучит, не правда ли? Если учесть в каких условиях проживают чукчи, куда уж скромней. Ребенку необходимо было научиться за считанные секунды просыпаться и чутко реагировать на любые странные звуки. Также мальчик должен был быстро бегать, метко стрелять из лука и иметь острый глаз. Современная детвора чукчей предпочитает играть в футбол. Мяч делают из оленей шерсти. Также популярностью пользуется борьба на льду или скользкой шкуре. Смерть Чукчи никогда не боялись умирать, поскольку свято верили в то, что каждый из них имеет по пять жизней.
После смерти они стремились попасть в мир духов, поэтому старались погибнуть от рук врага либо друга. В давние времена просьба пристрелить среди чукчей считалась обыденным делом. К так называемой «добровольной смерти» чаще всего прибегали люди преклонного возраста. Они уже не могли ухаживать за собой и не хотели становиться обузой для близких. Женщины всегда носили холодное оружие. В случае нападения врага она должна была сначала зарезать всю семью, а затем лишить жизни себя. Культура и религия Чукчи относятся к анимистам. Боготворят природу и зверей, верят в злых духов.
У них очень много национальных праздников. Фольклор народности чрезвычайно богат. Основные психологические черты обитателей Севера — это чрезмерная возбудимость, склонны к самоубийству и легко могут лишить жизни другого человека. При этом чукчи доброжелательны и любят принимать гостей, всегда готовы прийти на помощь. Народ славится своим рукоделием. Национальный музыкальный инструмент чукотов — варган и бубен. Помимо ритуальных танцев они не прочь поразвлечься, изображая под музыку пантомиму. Праздники Как и у всех народностей, у чукчей имеются национальные торжества.
Для европейского человека они покажутся странными и даже диковатыми, но ведь все мы со своими причудами. Праздник скат байдары Его празднуют прибережные представители народа. Байдара — это вместительная лодка, в которой легко усядется тридцать человек. Остов изделия выполнен из дерева и китовых ребер. Затем его обтягивают тюленей кожей. Лодка — незаменимая вещь в быту для чукчей. Ее отсутствие означает недостаток провианта в семье. По этой причине к байдаре относятся с особым уважением и почетом.
А вот в Анадыре чукчей много, но все они "городские": оленеводство и охоту давно сменили на обычную работу, а яранги - на квартиры с отоплением. Говорят, отыскать самых что ни на есть настоящих чукчей крайне проблематично. Советские реформы на Чукотке сильно повлияли на культуру народа. Маленькие школы в поселках закрывали и строили интернаты в районных центрах, отрывая детей от национальных традиций и языка. Тем не менее, во время нашего экспедиционного круиза мы высадились рядом с островом Ыттыгран, где встретили настоящего чукчу Владимира и его жену Фаину. Живут они одни, в приличном отдалении от внешнего мира. Конечно, цивилизация затронула и их образ жизни, но из всех чукчей, которых я видел до того, эти - самые аутентичные. Домик чукотского семейства стоит на берегу защищенной от волн бухты: 3.
Фаина очень обрадовалась гостям. Сказала, что они уже пару месяцев не видели людей кроме друг друга, и были очень рады общению.
Быт чукчей Сейчас большинство людей живут в домах и квартирах, но еще остались места, где коренные чукчи до сих пор ведут кочевой образ жизни, пасут оленей и живут в ярангах. Кстати, название народа «чукчи» произошло от слова «чаучау» богатый оленями. Так как основное мясо — оленина, его продают и в городах Чукотки, и в поселках, оно намного дешевле говядины и свинины, в связи с тем, что другое мясо на Север доставляется самолетом или кораблем, а оленина круглый год своя, поэтому особое внимание правительство округа уделяет оленеводам и кочевникам. В большинстве это коренные жители Чукотки, которым передавались умения пасти оленей и выживать в суровой тундре из поколения в поколение. Яранга Кочевники никогда не остаются на одном месте надолго. Во-первых, потому что быстро съедается мох и ягель оленями. Во-вторых, долгое нахождение на одном месте приводит к тому, что запах от оленей и быта людей привлекает хищников: медведей, лис и волков.
Поэтому чукчи придумали, так называемое переносное жилище-ярангу. Это сооружение представляет из себя шатер большого размера, каркасом которого служат толстые ветки, которые прибило к берегу штормом и шкура оленя. Посередине оставляли небольшое отверстие, чтобы дым от костра, который разжигали чукчи посередине яранги, не заполнял помещение. Из своей жизни могу сказать, что в яранге очень тепло зимой, а летом не жарко. А запах внутри похож на древесный, с элементами вареного мяса. Помимо кочевников, есть и оседлые чукчи, они занимаются морским промыслом. Охотятся на моржей и китов, ловят рыбу и делают красную икру. А также ходят в тундру и собирают ягоды и грибы. Язык Чукотский язык очень сложный, на данный момент, к сожалению, мало кто остался истинным носителем языка.
В 1930 году пастух с Чукотки по имени Теневиль создал идеографическую письменность, но широкого распространения она не получила. На сегодняшний день коренные жители Севера используют алфавит, созданный на основе кириллицы, но с добавлением нескольких специфичных символов. Основная часть чукотских произведений искусств, в частности книги, создается только на русском языке. Однако, моя бабушка, известная во всем мире писательница Чукотки — Валентина Вэкэт, до сих пор пишет произведения и выпускает книги на чукотском языке. Одежда В одежде, которую создавали сотни лет назад уже никто не ходит, только некоторые хореографические коллективы выступают на праздниках. Перчатка с орнаментом Но разнообразие одежды поражало. Были летние камлейки, которые украшались орнаментом из бисера, и не просто рисунком, взятым из головы, а определенным оберегом.
Чукотка: очарование Севера, которое влюбляет навсегда
Эскимосское население побережий Тихого и Ледовитого океанов континентальные охотники-чукчи частично вытеснили в другие прибрежные районы, частично ассимилировали. По роду занятий чукчи подразделялись на «оленных» кочевых, но продолжающих охотиться , «сидячих» оседлых, имеющих небольшое количество прирученных оленей, охотников на диких оленей и морских животных и «пеших» оседлых охотников на морского зверя и диких оленей, не имеющих оленей. Пегтымель К XIX в. Среди оленных тундровых — индигирско-алазейская, западноколымская и др. Издавна сложилось два типа хозяйства. Основу одного составляло оленеводство, другого — морской зверобойный промысел. Рыболовство, охота и собирательство носили вспомогательный характер. В XIX в. Оленеводство тундровой группы имело в основном мясное и транспортное направление. Оленей выпасали без пастушеской собаки, в летнее время — на побережье океана или в горах, а с наступлением осени продвигались в глубь материка к границам леса на зимние пастбища, где по мере надобности совершали перекочевки на 5—10 км.
К концу XIX в. Расширение торговли с русскими и иностранцами со второй половины XIX в. Береговые оседлые традиционно занимались морским зверобойным промыслом, достигшим к середине XVIII в. Охота на тюленей, нерп, лахтаков, моржей и китов давала основные продукты питания, прочный материал для изготовления байдар, охотничьих орудий, некоторых видов одежды и обуви, предметов быта, жир для освещения и отопления жилища. На моржей и китов охотились в основном в летне-осенний, на тюленей — в зимне-весенний период. Орудия охоты состояли из разных по размерам и назначению гарпунов, копий, ножей и пр. Китов и моржей добывали коллективно, с байдары, а тюленей — индивидуально. С конца XIX в. Лыжи, подшитые мехом, — идеальное средство передвижения И оленные и береговые чукчи рыбу ловили сетями, сплетенными из китовых и оленьих сухожилий или из кожаных ремней, а также сачками и удилами, летом — с берега или с байдар, зимой — в проруби.
Горных баранов, лосей, белых и бурых медведей, росомах, волков, лисиц и песцов вплоть до начала XIX в. Со второй половины XIX в. В морском зверобойном промысле к началу ХХ в. Женщины и дети собирали и заготавливали съедобные растения, ягоды и коренья, а также семена из мышиных нор. Для выкапывания корней пользовались особым орудием с наконечником из рога оленя, который позже был сменен на железный. У кочевых и оседлых чукчей развились кустарные ремесла. Женщины выделывали мех, шили одежду и обувь, плели сумки из волокон кипрея и дикой ржи, делали мозаику из меха и тюленьей кожи, вышивали подшейным волосом оленя, бисером. Мужчины обрабатывали и художественно резали кость и моржовый клык. В оленную нарту чукотско-корякского типа запрягают одного-двух оленей Основным средством передвижения по санному пути были олени, запряженные в нарты нескольких видов: для перевозки груза, посуды, детей кибитка , жердей остова яранги.
По снегу и льду ходили на лыжах-«ракетках»; по морю — на одноместных и многоместных байдарах и вельботах. Гребли короткими однолопастными веслами. Оленные, в случае необходимости, строили плоты или выходили в море на байдарах зверобоев, а те использовали их ездовых оленей. Способ передвижения на собачьих упряжках, запряженных «веером», чукчи позаимствовали у эскимосов, цугом — у русских. Запрягали собак и в оленьи нарты. Стойбища кочевых чукчей насчитывали до 10 яранг и были вытянуты с запада на восток. Первой с запада ставили ярангу главы стойбища. Яранга — шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 м и диаметром от 5,7 до 7—8 м, похожий на корякский. Деревянный остов покрывали шкурами оленей, сшитыми обычно в два полотнища.
Края шкур накладывали один на другой и скрепляли пришитыми к ним ремнями. Свободные концы ремней в нижней части привязывали к нартам или тяжелым камням, что обеспечивало покрытию неподвижность. В ярангу входили между двух половин покрытия, откидывая их в стороны. Для зимы шили покрытия из новых шкур, для лета использовали прошлогодние. У родного очага Очаг находился в центре яранги, под дымовым отверстием. Напротив входа, у задней стенки яранги, устанавливали спальное помещение полог из шкур в виде параллелепипеда. Форма полога поддерживалась благодаря шестам, пропущенным через множество петель, пришитых к шкурам. Концы шестов опирались на стойки с развилками, а задний шест крепился к каркасу яранги.
К отверстию мешка пристегнут клапан, из которого ежедневно вынимали такую пеленку и меняли на чистую. Характер Чукчи являются эмоциональными и психологически очень легковозбудимыми людьми, что часто приводит к исступлению, склонности к самоубийствам и убийствам, даже при малейшем поводе. Этот народ очень любит независимость и настойчив в борьбе. Но вместе с тем чукчи очень гостеприимные и добродушные, всегда готовы прийти на помощь соседям. Во времена голодовок они помогали даже русским, приносили им еду. Религия Чукчи по своему верованию являются анимистами. Они обоготворяют и персонифицируют явления природы и ее области, воду, огонь, лес, животных: оленя, медведя и ворону, небесные тела: луну, солнце и звезды. Верят чукчи и в злых духов, считают, что они насылают на Землю бедствия, смерть и болезни. Чукчи носят амулеты и верят в их силу. Создателем мира они считали Ворона по имени Куркыль, который сотворил все на Земле и научил всему людей. Все, что есть в космосе сотворили северные животные. У каждой семьи есть свои семейные святыни: наследственный снаряд для добычи священного огня методом трения и используемый по праздникам. У каждого члена семьи свой снаряд, и на нижней дощечке каждого была высечена фигура с головой хозяина огня; семейный бубен; связки деревянных сучков «отстранителей несчастий»; деревяшки с изображениями предков. К началу 20 века многие чукчи были крещены в Русской православной церкви, но среди кочующих до сих пор есть люди с традиционными верованиями. Традиции У чукчей есть регулярные праздники, которые проводятся в зависимости от времени года: осенью — день убоя оленей; весной — день рогов; зимой — жертвоприношение звезде Альтаир. Также много нерегулярных праздников, например, кормление огня, поминки по умерших, обетные служения и жертвоприношения после охоты, праздник кита, праздник байдарки. Чукчи верили, что у них 5 жизней, и не боялись смерти. После смерти многие хотели попасть в Мир предков. Для этого нужно было умереть в бою от руки врага или от руки друга. Поэтому, когда один чукча просил другого убить его, тот сразу соглашался. Ведь это была своего рода помощь. Умерших обряжали, кормили и гадали над ними, заставляя отвечать на вопросы. Потом сжигали, либо относили в поле, прорезали горло и грудь, вытаскивали наружу часть печени и сердца, оборачивали тело в тонкие пласты оленьего мяса и оставляли. Старики часто убивали себя сами заранее или просили об этом близких родственников. К добровольной смерти чукчи приходили не только из-за старости. Нередко причиной были тяжелые условия жизни, недостаток пищи и тяжелая, неизлечимая болезнь. Что касается брака, он преимущественно эндогамный, в семье у мужчины могло быть 2 или 3 жены.
Очерки военно-политической истории Чукотки начало I тыс. Коротко говоря, русская экспедиция встретилась на Алазее с местными старшинами, призвала их платить ясак, но те отказались и начался бой. В последующие 85 лет в районе Нижней Колымы и бассейна Анадыря периодически возникали стычки между чукчами и казаками, на чьей стороне также выступали их сибирские союзники — юкагиры Юкагиры — коренное население Северо-Восточной Сибири. В итоге с конца 1720-х Российская империя сделала ставку на насильственное подчинение неподвластной территории. Шмалева 1778. Те события, которые позже назовут чукотской войной, растянувшейся на полвека, начались с сухопутной экспедиции Шестакова — Павлуцкого Афанасий Шестаков 1677—1730 — якутский казачий голова и полярный исследователь. Дмитрий Павлуцкий 1692? Кто руководил военными действиями с обеих сторон и кто был их героями? В 1727 году решение о создании «анадырской партии» во главе с Шестаковым и Павлуцким было утверждено императрицей Екатериной I. Оба были убиты во время боевых столкновений с чукчами в один день 14 марта с разницей в семнадцать лет: Шестаков — на реке Егаче, Павлуцкий — на реке Орловой. Шестаков, бросившись на помощь своим и успев застрелить нескольких чукчей, был ранен под горло. Вытащив стрелу, он влез на грузовые нарты, однако управиться с ними не смог. Ездовой олень завез Шестакова в стан врага, где казачий голова и был заколот. Известно, что казачий голова владел семью местными языками вероятно, якутским, а также диалектами тунгусского и юкагирского. Очерки крайнего Северо-Востока. Иркутск, 1892.. По преданиям анадырцев, он сражался с чукчами, держа в правой руке саблю, а в левой — ствол от ружья. Есть несколько версий гибели Павлуцкого. Чукчи долгое время стреляли в него из луков и кололи копьями, а все-таки не могли его ранить; наконец, обступив его, как волки оленя, запутали ремнями, уронив на землю, и нашли место заколоть, под самым подбородком» Г. Анадырский край. Записки Общества изучения Амурского края. Владивосток, 1893.. В других источниках говорится, что Павлуцкий, поваленный арканами на землю, сам открыл железный нагрудник, после чего был заколот копьем. Существует также предание о том, что чукчи отрезали майору голову и хранили ее как реликвию. В свою очередь, жители Нижнеколымска были убеждены, что враги разрезали тело майора на куски и засушили их на память. В русских документах упоминаются и предводители чукотских войск — Кею, тойон Чукотского носа; Хыпаю, тойон Восточного моря Берингова пролива ; Наихню, тойон Северо-Восточного моря Чукотского моря. Чукотские герои, отважно сражавшиеся с неприятелем, также выявляются по фольклорным материалам, где упоминаются Лявтылевалын, Чукэгрэв, Чымкыль и Эленнут. Какова была численность армий и кто имел преимущество? При необходимости они могли собрать войско до 2000 бойцов, которое «соответствовало в процентном отношении гигантскому воинству персидского царя Ксеркса в 480 г. Военное дело чукчей. Первая иллюстрированная энциклопедия. Российские военные экспедиции против чукчей, как правило, насчитывали до 500 человек солдат, казаков, а также местных союзников — юкагиров и коряков.
Социальную выплату дают при условии, что у человека нет права на трудовую пенсию — отсутствует трудовой стаж или его недостаточно для назначения страховых выплат. В 2023 году социальная пенсия для малочисленных народов Севера составляет 7153 рубля в месяц. Но работать северным народам никто не запрещает. Наоборот, у них есть гарантии трудоустройства по их специальности в организациях традиционного хозяйства и промыслов. Если есть необходимый стаж, им назначат трудовую пенсию. В частности: сохранять и развивать родные языки; создавать общественные объединения, культурные центры и национально-культурные автономии малочисленных народов, фонды развития малочисленных народов и фонды финансовой помощи малочисленным народам; создавать в соответствии с законодательством и своими материальными и финансовыми возможностями учебные группы, состоящие из лиц, относящихся к малочисленным народам, для их обучения традиционному хозяйствованию и промыслам; получать и распространять информацию на родных языках, создавать средства массовой информации; соблюдать свои традиции и совершать религиозные обряды, не противоречащие федеральным законам, законам субъектов Федерации, содержать и охранять культовые места; устанавливать и развивать связи с представителями малочисленных народов, проживающих на территориях других регионов, а также за пределами территории страны. В армию — по желанию Эвенки и нанайцы, ханты и вепсы и другие представители редких народностей имеют право заменить военную службу альтернативной. Например, их могут взять трактористами, почтальонами, поварами. Срок альтернативной службы дольше, чем обычной срочной. Если альтернативщика взяли в организацию, подведомственную федеральным органам исполнительной власти, ему придется отработать там 21 месяц. В организациях, принадлежащих вооруженным силам, срок альтернативной службы — 18 месяцев. Но если коренные жители России хотят служить в армии на равных условиях со всеми призывниками, то могут это сделать. В списке Минтруда для прохождения альтернативной службы — 149 профессий, в том числе артисты ансамбля песни и танца, оленеводы и животноводы. Речь идет о финансировании для социально-экономического и культурного развития, защиты традиционного образа жизни и среды обитания.
Благодарю за заявку
- Пот чукчей не имеет запаха
- 2. Жили в ярангах, которые переносили с места на место
- Информация к размышлению. Где живут чукчи? » Сайт Владимира Кудрявцева
- Северное спокойствие
Они обладают очень хорошим обонянием
- Богатые оленями: откуда появились и как живут современные чукчи
- НАРОДЫ АРКТИКИ
- Есть ли отличия между чукчами, эскимосами и коряками
- Почему чукчам не нужно разрешение на охоту - Парламентская газета
- Золото Крайнего Севера. Проблемы и перспективы Чукотки | Чукотский автономный округ | ФедералПресс
- У вас включен VPN?
Чукотка - Дикий восток России
Термометра может опускается до минус 50 градусов, и тем не менее чукчи, живут в этих условиях, уютно обживают свои юрты, словно они не замечают холода. Он побывал на самом краю нашей страны и увидел, как чукчи живут на берегу Северного Ледовитого океана. Это национальное село, жители которого – чукчи и эскимосы – получают квоты на добычу китов (в коммерческих целях она запрещена). Огромная снежная пустошь на Крайнем Севере, практически безлюдная, где живет немногим больше 50 тысяч а чаще всего ассоциируется с анекдотами про аборигенов. Пора уже нам избавиться от мысли, что Чукотка — «это холодно» и «где-то далеко», а живут там «чукчи из советских анекдотов».
Воины, маги, танцоры… Чего мы не знали о чукчах
Как же живут сейчас чукчи? Большая часть живёт в посёлках, а современных домах. Но оленеводы живут традиционно, в ярангах, это сооружение купольной формы до 4,5 метров в высоту, из направляющих деревянных шестов и шкур оленя. Термометра может опускается до минус 50 градусов, и тем не менее чукчи, живут в этих условиях, уютно обживают свои юрты, словно они не замечают холода. Однако на востоке Чукотки, где морской промысел играет ключевую роль, культура береговых чукчей сохраняет свои уникальные черты. Чукчи традиционно делятся на морских чукчей, которые обосновались на побережье и жили в основном охотой на морских млекопитающих, и северных чукчей, которые вели кочевой образ жизни во внутренней тундре, сезонно мигрируя со своими стадами северных оленей.
Современный портрет
- Как живут Люди Чукотки. Что Вы о них знаете?
- Чукчи. Большая российская энциклопедия
- Трудности перевоза
- Настоящие люди: как живут современные чукчи
- Дальний Восток
Почему чукчам не нужно разрешение на охоту
А еще в годы войн между коряками им чукчами последним лишь по одному запаху костей удалось определять, кому они принадлежат: своим или чужим. Чукчи меняются женами Многие шутят, что чукчи — это первые «свингеры», известные истории. По сути, так и есть. С помощью обмена женами они закрепляют дружеские узы. Данный ритуал называется «нгэвтумгын» что в переводе означает «дружба по жене» , а сам мужчина, совершающий обмен — «нгэвтумгыт». Подробнее об этой шокирующей для нас традиции вы можете прочитать в другом материале. Чукчи не спасают тонущих людей Что вы будете делать, если вы увидите, что тонет человек? Наверняка, вы либо позовете на помощь, либо сами броситесь помогать, в крайнем случае, бросите бедняге спасательный круг и пожелаете ему удачи. А вот чукча помогать ни в коем случае не станет. Все потому, что они считают, что в воде обитают сильнейшие духи, которые сами вправе распоряжаться судьбой человека.
А препятствовать решению духов — значит навлечь на себя беду. Могли менять пол по велению духов И снова духи! По мнению чукчей, эти сверхъестественные существа могли обитать не только в воде, но и во всех остальных явлениях и предметах. А еще они способны управлять поведением людей — например, ни с того, ни с сего мужчина мог почувствовать желание сменить пол и стать женщиной.
Предположительно, они пришли с территории Камчатки и нынешней Магаданской области, затем двинулись через Чукотский полуостров в сторону Берингова пролива и остановились там. Столкнувшись с эскимосами, чукчи переняли их морзверобойный промысел, впоследствии вытеснив их с Чукотского полуострова. Оленеводству на рубеже тысячелетий чукчи научились у кочевников тунгусской группы — эвенов и юкагиров. В Анадырь, а затем в национальные поселки можно долететь на самолете. Но потом из поселка добраться до конкретной оленеводческой бригады в нужное время очень сложно», — объясняет Пуя. Стойбища оленеводов постоянно перемещаются, причём на большие расстояния.
Дорог, чтобы доехать до мест их стоянки нет: передвигаться приходится на гусеничных вездеходах или снегоходах, иногда на оленьих и собачьих упряжках. Кроме того, оленеводы строго соблюдают сроки перекочевок, время своих обрядов и праздников. Владимир Пуя Потомственный оленевод Пуя настаивает, что оленеводство — «визитная карточка» региона и коренного народа. Но сейчас чукчи в основном живут не так, как раньше: промыслы и традиции уходят на второй план, а на смену им приходит типичная жизнь отдаленных регионов России. Их причисляли не к городским заведениям, а к сельским — в сельских школах зарплаты в два раза выше. Я сам учился в такой школе, качество образования было очень высоким. Но детей отрывали от жизни в тундре и приморье: мы возвращались домой только на летние каникулы. И поэтому теряли комплексное, культурное развитие. Национального воспитания в интернатах не было, даже чукотский язык не всегда преподавался. Видимо, власти решили, что чукчи — советские люди, и свою культуру нам знать ни к чему».
Жизнь оленеводов География проживания чукчей сначала зависела от передвижения диких оленей. Люди зимовали на юге Чукотки, а летом уходили от жары и гнуса на север, до берегов Ледовитого океана. Народ оленеводов жил родовой системой. Они селились по озерам и рекам. Чукчи обитали в ярангах. Зимняя яранга, которую шили из оленьих шкур, натягивалась на каркас из дерева. Снег из-под нее вычищался до земли. Пол укрывался ветками, на которые настилали шкуры в два слоя. В углу устанавливалась железная печка с трубой. Спали в ярангах в кукулях из шкур животных.
Но Советская власть, пришедшая на Чукотку в 30-х годах прошлого века, была недовольна «бесконтрольным» перемещением людей. Коренным жителям указывали, где строить новое — полустационарное — жилище. Это делалось для удобства перевозки грузов морским транспортом. Точно так же поступали и со стойбищами. При этом, возникали новые рабочие места для коренных жителей, а в поселениях появились больницы, школы, дома культуры. Чукчей обучили письменности. А сами оленеводы жили чуть ли не лучше всех других чукчей — вплоть до 80-х годов XX века. Сейчас жители Конергино отправляют письма на почте, закупаются в двух магазинах «Норд» и «Катюша» , звонят «на материк» с единственного на весь поселок стационарного телефона, иногда ходят в местный клуб культуры, пользуются врачебной амбулаторией. Впрочем, жилые дома села находятся в аварийном состоянии и капитальному ремонту не подлежат. По его словам, если раньше жилфонд в Конергино ремонтировали коммунальщики, то теперь у них нет ни стройматериалов, ни рабочей силы.
Строители отказываются, им невыгодно работать с нами», — жаловался он. В Конергино живет около 330 человек. Из них около 70 детей: большинство учатся в школе. В ЖКХ работает полсотни местных жителей, а в школе — вместе с детским садом — заняты 20 воспитательниц, учителей, нянь и уборщиц. Молодежь в Конергино не задерживается: школьные выпускники разъезжаются на учебу и работу в другие места. Депрессивное состояние села иллюстрирует ситуация с традиционными промыслами, которыми славились конергинцы. По капиталистическим правилам он не выгоден, — говорит Пуя. В 90-х годах производство пушнины в Конергино схлопнулось». Осталось только оленеводство: в советское время и до середины нулевых, пока Роман Абрамович оставался на посту губернатора Чукотского АО, оно было здесь успешным. В Конергино работает 51 оленевод, из них 34 — в бригадах в тундре.
Теперь резьбу по кости успешно осваивают и женщины. Среди известных мастериц — Кмеймит, Янку, Тынатваль. Гордость чукчей — резьба по кости. Из моржовых клыков вырезают удивительные по выразительности и пластике миниатюрные скульптуры, покрывают их гравировкой — сценами охоты и быта, сюжетами легенд и преданий, геометрическими орнаментами. Основы современного косторезного и гравировального искусства заложили Вуквол, Вуквутагин, Гемауге, Ичель — искусные художники и известные мастера косторезного промысла. Полезные ссылки.
Кочевали вместе с оленями. Георгий Иванович - коренной чуваш, родом из Ибресинского района. В 2007 году приехал на Чукотку строить школу. Да так и остался в этих краях.
Работа, можно сказать, свела. Татьяна Иннокентьевна как раз преподавала в школе русский язык и литературу. На родине мужа она тоже успела побывать. Очень ее впечатлили чувашские вышитые и богато украшенные костюмы. Супруги живут в двухкомнатной квартире в селе Омолон, неподалеку содержат небольшой участок земли, где выращивают овощи и зелень. Огородничать в условиях мерзлоты дело-то совсем непростое. Даже землю пришлось завезти издалека.
Как живут Люди Чукотки. Что Вы о них знаете?
Структура мира у чукчей включала три сферы: земную твердь со всем сущим на ней; небеса, где живут предки, умершие достойной смертью во время сражения или выбравшие добровольную смерть от руки родственника (у чукчей старики, неспособные промышлять. На юге, там где процент ниже, живут русские и камчатские эвены, на севере, как уже понятно — чукчи. Особой категорией считаются чукчи-собаководы, что разводят собак для упряжек, на которых народ путешествует по снежным просторам.
Чукчи — хранители вековых традиций
История этого немногочисленного народа насчитывает 9 000 лет. В древние времена они жили за Енисеем и в Саянах, а во времена завоевания Сибири кочевали и охотились на землях между реками Лена и Анадырь. Сейчас на территории страны живет 1 597 юкагиров. Очень древние корни имеют тувинцы, алтайцы, хакасы, эвенки и эвены, однако сами народы сформировались только в начале нашей эры. Северный Кавказ На Северном Кавказе есть несколько народов, жилах которых течет древняя кровь скифов — многочисленного народа, проживавшего на юге России с VIII века до нашей эры. Согласно языковеду Магомету Измаиловичу Исаеву «Скифский язык» потомками скифов могут быть являются осетины, чей язык схож со скифским.
А ученый Анатолий Алексеевич Клесо , занимающийся продвижением и развитием ДНК-генеалогии, считает, что неоспоримыми потомками скифов являются вайнахи — чеченцы и ингуши; к потомкам скифо-сарматских племен можно отнести балкарцев и карачаевцев. Хотя тут можно поспорить — некоторые ученые считают чеченцев выходцами из Закавказья, то есть пришли они на свои земли не так уж и давно. Центральная Россия На севере Европейской части России живет весьма древний народ коми-зыряне 228 235 человек , чья культура уходит в века. На месте поселения коми-зырян с неолита существовали сменяющие друг друга археологические культуры — это волосовская культура, приказанская, ананьинская и вымская. Самая древняя насчитывает возраст в 11 000 лет.
Чукчи представлены двумя этнографическими группами: оленные расселяются в континентальной части Чукотки и занимаются оленеводством, береговые сидячие, пешие, приморские — прибрежные жители, охотники на морского зверя. Помимо оленеводства и охоты чукчи занимались резьбой по кости и моржовому клыку, вышивкой оленьим волосом. Общество У прибрежных чукчей к началу контактов с русскими родовая община почти полностью заменилась соседской. Как у алеутов и эскимосов, существовали байдарные общины. Главой общины был хозяин байдары. В общину входили члены его семьи и семьи гребцов. Семьи, входившие в общину, селились рядом и были связаны обязательствами взаимопомощи. У оленных сохранялись патрилинейные роды, объединенные общими ритуалами и обычаями.
С конца XIX в. Встречались случаи переменного брака, товарищества по жене, отработки за невесту и т. Расселение Чукчи расселены на территории Чукотского АО 12,6 тыс. Живут также на севере Камчатского края 1,4 тыс.
Здесь молниеносная весна, невероятно скоротечное лето и такая же быстрая осень. Уже в августе начинает выпадать снег, а в сентябре начинаются по-настоящемулютые морозы.
Впрочем,именно благодаря такому климату на Чукотке сформировалась уникальная природа, которая в наше время стала настоящим магнитом для туристов. В регионе существуют два государственных природных заповедника, пять заказников и 19 природных памятников: посмотреть действительно есть на что. Однако если говорить об экономическом развитии, здесь все не так радужно. На Чукотке, например, почти нет дорог — строить их в таком климате невероятно сложно. Продукты доставляют самолетами, из-за чего цены вырастают до небес. В каком-нибудь Приморье ценник в 500 рублей за килограмм огурцов наверняка бы вызвал социальный бунт.
Для Чукотского АО это норма жизни. Возглавляли непростое предприятие казаки. В свое время Анадырский острог, на месте которого теперь стоит столица региона, имел огромное значение и при освоении Камчатки. Казакам приходилось бороться не только с вечной мерзлотой, но и с «немирными чукочами». Покорители Крайнего Севера долгое время враждовали с местными народами и далеко не всегда побеждали в сражениях. Местных жителей даже пытались обратить в христианство, но в большинстве случаев эти попытки завершились провалом.
Когда в XIX веке на Чукотке обнаружилось золото, сюда начали стекаться не только русские, но и американцы. Иностранным бизнесменам также был интересен китобойный промысел в водах Берингова пролива. Россияне вернули себе контроль над основными ресурсами региона далеко не сразу. В конце того же столетия на Чукотку начали ссылать заключенных — пусть и не в таких масштабах, как на колымские просторы. Многие ссыльные принимали участие в экспедициях по поиску полезных ископаемых, вели записи о жизни коренных народов и записывали хронику событий в регионе. В советское время Чукотка стала одним из столпов промышленности.
Здесь открыли множество предприятий, началось активное освоение тундры. Без перегибов, конечно, не обошлось — власти Советского Союза не уделяли особого внимания экологии. Некоторые последствия бурного промышленного развития Чукотки до сих пор сказываются на природе. С развалом Союза люди начали массово покидать регион: с 1989 года численность населения сократилась на 102 тысячи человек и продолжает падать. Главной причиной бегства стали экономические трудности: из-за кризиса закрывались многие предприятия, люди оставались без работы и уезжали в другие регионы. К прежнему уровню развития Чукотка начала возвращаться совсем недавно.
Ставка на золото Основой экономики Чукотского автономного округа является сегодня добывающая промышленность.
Русским товарам, доставляемым за тысячи верст из центра России, было трудно конкурировать с товарами из портов западного побережья Америки. Убытки несли не только русские купцы, но и ближние к русским чукчи, которые служили посредниками в торговле. Якутское и иркутское начальство приняло ряд мер по охране чукотских берегов и к большему сближению с оседлыми чукчами и эскимосами.
В 1858 году в Якутске произошла встреча губернатора Штубендорфа и помощника чукотского эрыма главного тойна Хотто, который был принят с почестями. В 1859 году удалось уговорить и самого эрыма Амраургына приехать в Якутск, где он присягнул на верность Александру II. Для этой церемонии был переведен на чукотский язык текст присяги. Кроме того, он был размножен типографским способом и направлен для распространения среди чукчей.
Поездка Амраургына в Якутск имела положительное значение для укрепления связей чукчей с русскими. Со второй половины XIX века российская политика на Чукотке заметно активизировалась.
Народы Севера. Чукчи
Информационное агентство «Чукотка» — события, факты, фото, видео о жизни в Чукотском автономном округе. Супруги живут в двухкомнатной квартире в селе Омолон, неподалеку содержат небольшой участок земли, где выращивают овощи и зелень. самые аутентичные.