"Эмоциональный интеллект (EQ, с английского Emotional quotient – эмоциональная компетенция) – это способность человека понимать, контролировать, управлять собственными чувствами и эмоциями окружающих людей для решения поставленных задач. Хотя развитие этого типа интеллекта рассматривается как нечто, чего можно достичь только в детстве, правда в том, что есть игры на эмоциональный интеллект для взрослых, все они веселые и помогают получить глубокое эмоциональное самопознание.
Как развить эмоциональный интеллект: 6 навыков для улучшения карьеры и жизни.
В статье о техниках и целях развития эмоционального интеллекта у взрослых и детей, Можно ли его повысить у себя? Когда мы развиваем интеллект взрослого человека, необходимо подбирать упражнения, методы повышения и интеллектуального улучшения, развития памяти и внимания с учетом особенностей взросления и тех факторов. Интеллект – это свойство психики, состоящее из умения осознавать новые ситуации, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций. Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. Виктория Шиманская — психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», автор книги «Монсики.
Станьте исполнителем на hrtime.ru, пишите статьи и получайте заказы
- Как я прокачала эмоциональный интеллект и испытала весь спектр чувств
- Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
- Эмоциональный интеллект: что это такое
- Эмоциональный интеллект: что такое и как его развивать, маркеры низкого и высокого EQ
- Можно ли его развить у взрослых и детей?
Это важнее IQ: 5 упражнений для развития эмоционального интеллекта
Как развить эмоциональный интеллект у взрослого | В этой статье рассматривается важность эмоционального интеллекта и предлагаются игры и упражнения для развития этого навыка. |
10 игр на эмоциональный интеллект для взрослых | В статье — способы развития эмоционального интеллекта, эффективные упражнения и полезные книги. |
Развитие эмоционального интеллекта: правила и упражнения
Если мы можем добраться до корня нашей проблемы, мы можем достичь уровня саморазвития, который описывает Абрахам Маслоу в своей пирамиде. Она представляет собой иерархию от базовых биологических и физиологических потребностей до самореализации в самом высоком уровне. Однако часто наша жизнь закрепляется на самом низком уровне пирамиды, и мы не можем добиться того, что мы хотим, просто потому, что мы не можем достаточно качественно решить свои базовые потребности. Как узнать реальное эмоциональное состояние человека? Способность читать невербальные сигналы — это важный навык в области коммуникации, который может помочь в ситуациях, когда слова не могут передать все, что вы чувствуете.
Например, если вы понимаете, что ваш коллега на самом деле не так уверенен в своих возможностях, как говорит, или если вы замечаете, что ваш друг на самом деле переживает настоящую боль, когда говорит, что все в порядке. Наблюдение за невербальным поведением — это достоверный способ узнать реальное эмоциональное состояние человека. Мы можем узнать об этом через мимику, тон голоса, жесты. Если вы умеете читать эти сигналы, то сможете узнать больше, чем когда-либо могут передать слова.
Навык взаимодействия с людьми на основе невербального поведения, может помочь сделать большой скачок в этой области. И, хотя некоторые люди думают, что это дар, который может быть дан только некоторым людям, на самом деле, вы можете научиться этому навыку. В наше время наука развивается стремительно в этой области. Существуют многочисленные курсы и тренинги, которые помогут развить вам навыки чтения невербальных сигналов.
И, что самое главное, для того, чтобы использовать этот навык, не нужно знать физиогномику или другие лженауки. Необходимо лишь уметь внимательно наблюдать за окружающими вас людьми и быть внимательными к невербальным сигналам, которые они отправляют. Как изучать невербальное поведение для развития EQ? Значительную роль в эмоциональном интеллекте играет невербальное поведение.
Наблюдая за мимикой, жестами и тоном голоса других людей, мы можем распознать их эмоциональное состояние. Это в свою очередь позволяет нам эффективнее общаться и решать спорные вопросы даже в наиболее сложных ситуациях. Для изучения невербального поведения лучше всего начать с простых наблюдений за близкими людьми или коллегами. Смотрите на их мимику, жестикуляцию и тон голоса, когда они говорят разными эмоциями.
Обратите внимание, как меняются их взгляды, когда они находятся в состоянии гнева, радости или грусти. Также можно обратиться за помощью к людям из вашей жизни, которые являются значимыми для вас. Например, супруг, родной брат или сестра, шеф, подчиненный или продавец — каждый из этих людей может помочь вам в развитии навыков наблюдения и распознавания невербального поведения. Общение с ними позволит попрактиковаться в коммуникации и анализе чувств и эмоций.
Более глубокие знания о невербальном поведении дает курс по Профайлинг у, который специально создан для развития EQ. Этот курс поможет улучшить коммуникацию, научиться лучше понимать эмоции других людей и находить наилучший подход в каждой ситуации. Как развить эмоциональный интеллект и использовать его в своих целях Каждый из нас обладает эмоциональным интеллектом, но не все им умеют пользоваться. Если вы хотите улучшить свой эмоциональный интеллект, следует развивать определенные навыки.
Среди них — эмпатия, самосознание, любопытство, аналитическое мышление, понимание базовых потребностей и интерпретация невербальных сигналов. Важно уметь идентифицировать эмоции других людей и управлять ими. Для этого нужно разбираться в своих собственных чувствах, уметь управлять своими реакциями и общаться с другими, используя принципы взаимоуважения и понимания. Развитие эмоционального интеллекта пригодится не только для поддержания крепких отношений с другими, но и для достижения своих личных и профессиональных целей.
Мягкость и дипломатичность в общении направлены на то, чтобы устранять недопонимание и конфликты, что положительно сказывается на сотрудничестве и достижении общих целей. Попробуйте BrainApps.
Я неспроста отметил, что нематериальная мотивация и положительное подкрепление — основа эффективного управления. Эффективное, а значит, стратегическое управление всегда направленно на развитие сотрудника как самостоятельно действующего участника бизнес-процессов. Креативность и ответственность формируется через реализацию высших потребностей человека «уважения» и «саморазвития», а это возможно только через инструмент положительного подкрепления достижений. Часто весь управленческий процесс основан только на низших потребностях «безопасность» и «принадлежность к группе», и, следовательно, на материальной мотивации, что рождает хорошо управляемую, зависимую и обезличенную команду исполнителей, которые способны лишь исполнять, а не думать и тем более проявлять инициативу.
У них нет вовлеченности в компанию, так как компания не интересуется ими, соответственно, сотрудники отвечают компании тем же. Основным инструментом управления в таких компаниях является отрицательное подкрепление в самом неэффективном его виде — штрафа. Здесь необходимо объяснить, почему отрицательное подкрепление, наказание — неэффективное, по сравнению с положительным подкреплением, поощрением. Все очень просто: мы кого-то наказываем, таким образом сообщая «что не надо делать», но ничего не предлагаем взамен, поэтому естественным результатом такого управления является полная безынициативность команды, которая боится что-то делать, чтобы не получить наказание. А вот когда мы используем положительное подкрепление, то есть поощряем необходимое нам поведение, то мы показываем «что надо делать», то есть формируем активность у команды, показывая направление, где ее деятельность будет поощряться, а люди почему-то устроены так, что идут туда, где им хорошо, а не плохо. Но положительное подкрепление тоже важно использовать так, чтобы оно было значимо для сотрудника, а для этого необходимо знать его истинные потребности. В этой связи я бы предложил руководителям самим выяснить свои потребности, при том, что для этого есть простые и доступные методики.
Практика этапа Мотивация Я бы рекомендовал руководителям пройти тест Фредерика Герцберга , он достаточно четко показывает уровень мотивации и степень ее выраженности, при этом потребности «уважения» и «саморазвития» в нем дробятся на вполне конкретные составляющие с точными цифровыми выражениями. Этот тест есть и в электронном виде, и он также точен, как и обычный его вариант, хотя в нем и меньше вопросов. Пройдя тест Фредерика Герцберга и изучив его теорию, руководитель поймет, что материальная мотивация не может быть эффективна в чистом виде — деньги, вернее только деньги не работают, а вот деньги плюс похвала и помощь в развитии приносят невероятный синергетический эффект. А когда вы протестируете на тесте Фредерика Герцберга всю свою команду и составите для себя таблицу с мотивационным профилем сотрудников, вам будет понятно, с кем как взаимодействовать, чтобы максимально реализовать потенциал каждого, а значит, получить вполне материальную выгоду для всего бизнеса. Часть «OUT» Эта часть направлена на внешнюю реализацию всего того, что изучил и развил в себе руководитель в части «IN» и ее трех этапах: осознанность, проактивность и мотивация. Именно в этой части мы можем оценить эмоциональный интеллект руководителя. Чуткость Этот этап еще называют «профессиональная эмпатия».
Слово «профессиональная» является ключевым, так как важно понимать поведение и чувства других чем является обычная эмпатия , но не включаться в эти чувства, не пропускать их через себя. Именно понимание этого и есть суть профессиональной эмпатии — вы понимаете чувства других и учитываете их для достижения результата. Кстати, часто неправильное понимание отличия профессионального и личного общения приводит к тому, что руководитель приходит в управление с желанием всем помогать и всех любить, то есть впускает чужих людей в зону, которая рассчитана только на близких. Логичным результатом такой неверной позиции бывает эмоциональное выгорание руководителя, из которого он уходит либо в постоянный стресс, либо закрывается в жесткое формальное общение через инструкции и правила. Чтобы этого не происходило, есть простой инструмент проверки профессионализма вашего действия как руководителя. Практика этапа Чуткость Если у вас есть сомнения в принятии того или иного решения, вам необходимо честно ответить себе: «Я это делаю для результата бизнеса или из-за эмоций: чтобы меня любили, боялись, не подумали плохо и т. Если вы делаете это для результата, значит вы все делаете верно — вы в профессиональном общении, ну а если вам важно, что о вас подумают другие, значит вы ушли в личное общение, и вам срочно нужно менять приоритеты с личных на профессиональные.
Коммуникация Главная цель этого этапа — научиться доносить информацию до других, используя правильные, то есть наиболее адекватные для них каналы получения информации. То есть научиться делать так, чтобы вас правильно поняли другие.
Как только вам удастся разобраться с собственными чувствами, можно приступать к чувствам других. Следует понаблюдать, какие способы они используют в целях реагирования на претензии и требования или, наоборот, на приятные события. Как себя ведут в непредвиденных ситуациях, получается ли сохранять самообладание. Необходимо отыскать новые для себя пути реагирования на типовые случаи. Какие эмоции и чувства они вызывают? Хочется ли проявлять на них агрессию или, наоборот, переключиться на нежность? Нужно отслеживать собственный локус контроля. Это лишь сотая доля рекомендаций, как быстро развить свой эмоциональный интеллект.
Существуют специальные методики и упражнения для решения этой задачи. Насколько это возможно? Это абсолютно возможно. По сути, EQ каждого человека — лишь набор определенных навыков, что по-английски означает «soft skills». Ученые доказали, что интеллектуальный коэффициент человека активно растет лишь в течение первых 20-ти лет жизни. Затем он либо остается на том же месте, либо падает. Однако глупо полагать, что успех в жизни определяется лишь тем, что нам удалось наработать в детстве. Иначе немногие люди смогли бы стать состоявшимися. На помощь как раз таки и приходит EQ. В отличие от IQ показателя разума его развитие происходит на протяжении всего жизненного опыта, получаемого индивидуумом.
Его повышение будет наблюдаться в любом случае. Но если приложить к этому процессу определенный объем усилий, конечный результат будет значительно лучше. Этот коэффициент во многом определяется следующими факторами: среда «обитания» индивидуума в основном условия, в которых он рос и развивался ; уровень осознанности осознания себя и окружающего мира, действительности ; багаж знаний практика показывает, что чем умнее человек в принципе, тем выше его EQ. Хорошая новость в том, что развитие эмоционального интеллекта у опытных взрослых настолько же реально, насколько у детей. К несчастью, в мире нет волшебной пилюли, которая вмиг помогла бы стать развитым и счастливым. Но есть одно действенное средство — обучение, совершенствование и постоянная практика. Только через собственный труд можно научиться азам самоанализа и постичь глубочайшую психологическую науку.
Это довольно базовый для психики процесс, который обычно не требует дополнительного обучения. Человек получает из окружающего мира стимул, чаще сенсорный — звук голоса, вид чужого лица, и так далее, — и с помощью мыслительных способностей интерпретирует его. Дальше мозг решает, какую эмоциональную реакцию стоит выдать в этой ситуации. Эта реакция выступает эмоциональным стимулом для другого человека, и так далее по кругу. Следующая ступень — это осознание и распознавание эмоций. Реагировать эмоционально можно и совершенно несознательно. Когда человек умеет определить, какую эмоцию испытывает он сам или люди вокруг него, он может лучше проконтролировать свою реакцию, — это уже более продвинутая ступень, зачатки эмоционального интеллекта. Дальше в модели развитии ЭИ идет осознанность, или знание себя. Это уже не просто про способность определить свою эмоцию в моменте — скорее, про понимание себя в целом, своих привычных эмоциональных реакций, сильных и слабых сторон. Осознанный человек может предугадать, как воспримет ту или иную ситуацию, и подготовить себя эмоционально. Логически за знанием себя следует способность контролировать свои эмоциональные реакции. Здесь нужно оговориться, что ученые до сих пор не могут точно ответить на вопрос, может ли человек контролировать свои эмоции. С одной стороны, есть данные о том, что, переключая внимание или меняя свое отношение к ситуации, можно изменить и эмоциональный ответ. С другой, к примеру, смещение фокуса внимания с фигуры Гитлера на его возраст в эксперименте, где нужно было оценить возраст Гитлера и свое к нему отношение никак не повлияло на чувства людей к диктатору. Можно предположить, что в какой-то степени управлять эмоциями можно, но, видимо, не всегда. Подавлять негативные эмоции никто и не требует — это может быть вредно для психики. Но вот что можно сделать всегда, так это изменить способ выражения эмоций, свою реакцию и поведение, — и те, кто способен это контролировать, оказываются счастливее и успешнее в жизни. Человек, достигший этого уровня пирамиды эмоционального интеллекта, становится более открытым к людям, гибким и восприимчивым — и одновременно с этим не так остро реагирует на происходящее, не позволяет чужим эмоциям сильно сбивать себя с толку. Это готовит почву для следующей ступени ЭИ — развития эмпатии. Эмпатия является продолжением осознанности: научившись понимать свои собственные чувства и эмоциональные реакции, человек затем развивает способность поставить себя на место другого и спрогнозировать эмоции этого человека. Таким образом, эмпатия позволяет адекватно реагировать на других, активно включаться в их проблемы и радости, — за счет этого мы развиваем свои социальные навыки, формируем свой круг общения. Долгое время считалось, что именно поэтому аутичные люди с трудом заводят друзей и испытывают другие сложности в социуме. Но последние исследования показывают , что аутисты испытывают не меньше эмпатии к другим аутичным людям, чем нейротипичные без РАС люди к таким же, как они. Эта находка заставила ученых пересмотреть подходы к изучению эмпатии.
Как развить эмоциональный интеллект у взрослых и детей
Схему, которую предлагает Елена, можно проходить «спринтами». В IT спринтом называют отрезок времени, за который команда проекта делает какое-то конкретное улучшение продукта. Когда один спринт завершается, команда подводит итоги и начинает следующий. Так же и в тренировке эмоционального интеллекта можно провести определённую работу над собой, получить обратную связь, проанализировать все результаты и начать следующий этап своей трансформации. Эмоциональный интеллект: советы из книги Дэниела Гоулмана Термин «эмоциональный интеллект» получил широкую известность после публикации книги американского психолога и научного журналиста Дэниела Гоулмана « Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ ».
В ней Гоулман выделяет несколько способов развития EQ. Внутренний диалог Представьте, что ваш близкий друг рассказывает о своих проблемах в браке всем, кроме вас. Если эта мысль тревожит, поговорите с собой. Задайте вопрос: «Почему меня это задевает? Определившись с причиной эмоций, ослабьте их.
Скажите себе: «Я могу чувствовать себя отвергнутым, но, может быть, мой друг просто не хотел отвлекать меня от моей работы и моих проблем». Так вы приучите себя анализировать свои эмоции и научитесь лучше себя понимать: что вас расстраивает, что радует, что обижает и так далее. Следующим этапом будет научиться говорить о своих эмоциях, не обижая при этом собеседника. Эмпатия Чтобы лучше понимать чужие эмоции, научитесь анализировать язык тела другого человека. Язык тела выражает эмоции и вызывает их.
Например, если вы заметите, что другой человек принял напряжённую позу и сжался, подумайте, в каких обстоятельствах вы сами принимали такую позу. Это поможет вам понять, что чувствует ваш собеседник. Позитивное мышление Чтобы увеличить самомотивацию и достичь успеха, начните мыслить позитивно. Скажите себе: «Люди, которые думают, что могут изменить причины своих фейлов, легко не сдаются. Они не перестают действовать, потому что уверены, что от этого напрямую зависит их успех».
Поэтому если вы хотите достигнуть цели, то гоните от себя дурные мысли. EQ vs IQ: что важнее Американский психолог и соавтор одной из концепций эмоционального интеллекта Дэвид Карузо считает, что эмоциональный интеллект — не противоположность умственному: «Это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения обоих». Нельзя сравнивать EQ и IQ по отдельности — каждый из них очень важен. Развивая в равной степени умственные и социальные навыки, человек реализовывает свой потенциал. А значит — учится влиять на свою жизнь, на других людей и мир в целом.
Главное понять механизм работы и индивидуальность собственной психики. Самоконтроль служит основой оптимизма, воли к победе и положительной мотивации, поэтому активно развивается спортсменами и бизнесменами. Прокачка эмпатии Эмпатия — улавливание нюансов внутреннего состояния другого человека. Понимание чужих мотивов и обратных реакций на внешнее поведение дает возможность решить многие внутриличностные вопросы.
За неприятием постороннейагрессии часто скрывается собственное неумение отстоять точку зрения, доказать права, смело о чем-либо заявить. Специальное упражнение поможет разобраться в истинных причинах напряжения между коллегами, друзьями и членами семьи. Закалка самоуверенности Самовосприятие накладывает отпечаток на мировоззрение в целом. Адекватнее первое — объективнее второе.
Повышая самооценку, люди становятся счастливее и коммуникабельнее. Решение проблемы путем приобретения статуса, дорогих атрибутов и пластических операций приносит мало пользы. Нужно научиться смотреть на «Я-личность» под другим углом, принять неисправимые недостатки физические и внутренние и поработать над исправимыми, осознать и акцентировать достоинства с помощью специальных упражнений. Хорошо развитый эмоциональный интеллект закладывает основы истинного лидерства: умение воодушевлять и мотивировать, оказывать влияние, урегулировать конфликты и укреплять взаимоотношения.
Аналитическое мышление Если уж речь идет об эмоциональном интеллекте, как о когнитивном процессе, то без развитых навыков аналитического мышления тут не обойтись. Вы столкнетесь с чрезвычайно сложным для понимания объектом — человеком. Это означает, что вам придется много думать о том, что, как, и главное, почему так поступают люди. Ключевым для аналитического мышления является умение применять законы логики и избегать логических ошибок. Сосредоточьтесь в первую очередь именно на этом. Больше читайте здесь. Основание пирамиды занимают такие базовые вещи как физиологические потребности и безопасность, наверху — эстетические и духовные потребности. Эмоционально интеллектуальный человек должен уметь относить те или иные действия человека к разным уровням потребностей, чтобы понимать истинную мотивацию. Также следует отличать собственно потребности от желаний: последние направлены на реализацию первых.
Рано или поздно вы выйдете на какой-либо уровень пирамиды Маслоу. И очень часто это будет самый нижний. Невербальная коммуникация Один из наиболее достоверных способов узнать реальное эмоциональное состояние человека — наблюдать за его невербальным поведением. Только один этот навык позволит сделать большой скачок в умении взаимодействовать с людьми.
Удовольствие — это эмоциональная составляющая. Энергия — физическая. Попробуйте сейчас оценить уровень своей энергии и уровень эмоций. В каком вы секторе? Кстати, человек может действовать эффективно в любом из четырех состояний, примеры подходящих занятий для каждого находятся внутри цветных квадратов. Постепенно можно научиться распознавать, в каком секторе настроения находится собеседник, и тогда общаться станет проще. Про общение со сверстниками Упражнение «Не обижайся! От того, что тебя назвали слоном, уши или хобот не вырастут. Это всего лишь «кривое зеркало», мимо которого всегда можно пройти, проигнорировав странное изображение. Игнорирование — еще один способ не обижаться и не «подпитывать» своей реакцией обидчика. Чтобы было проще, нужно задать себе вопрос: «Разве мне так важно мнение человека, который это говорит? Фото: из книги «Коммуникация» Виктории Шиманской Перейти в режим игнора помогает ассоциативная цепочка. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите? Например, видите стол, стул, шкаф. Эмоций ноль.
Как развить интеллект
Каждый из нарисованных образов нужно подписать. Время работы: 20-30 минут. Далее все листы ватманов выкладываются в круг или крепятся на стены. Участники делятся по парам. По очереди они переходят от одного рисунка к другому.
Тот, кто мотивирован, оптимистичен и полон энтузиазма, достигнет гораздо большего, чем тот, кто этого не делает. Вот почему так важно изгнать любые плохие мысли из головы. Таким образом, вы должны записывать каждый раз, когда у вас есть положительные эмоции и что вы делали в то время или кто заставил вас чувствовать эти эмоции. Еще одно упражнение для развития эмоционального интеллекта — выявление положительных эмоций, которые вы хотите испытать, и обдумывание того, что вы можете сделать, чтобы вызвать их. Таким образом, вы сможете испытать их.
Вы можете попробовать подумать о мелочах в вашей повседневной жизни, которые заставляют вас чувствовать себя хорошо. Чем больше вы работаете над развитием своего эмоционального интеллекта, тем больше вы сможете достичь. Попробуйте эти два упражнения прямо сегодня. Так как чем раньше вы начнете, тем лучше вы будете себя чувствовать!
Написать эксперту! Развитый эмоциональный интеллекта является важной компетенцией не только для руководителей, но и для линейных сотрудников. Для развития эмоционального интеллекта отлично работают тренинговые программы и посттренинговое сопровождение. Проведение упражнения: В зависимости от количества участников в группе делим на подгруппы по 3-6 человек.
На листе ватмана вам нужно нарисовать различные уголки природы, деревья, цветы, животных.
Развитие внимания 1. Прочтите вслух ряд слов, стараясь запоминать их по порядку. А потом назовите только первые буквы. Можно записать на листок, и у вас получится слово. Выполняйте упражнение в своем темпе. Перед вами буквы, цифры и кривые линии.
Как развить эмоциональный интеллект у взрослого – список практических рекомендаций
Сегодня получила распространение девятиступенчатая модель эмоционального интеллекта, разработанная греческими учеными в 2018 году. О роли эмоционального интеллекта взрослый человек наслышан, вполне вероятно, что многие выбирают заниматься самообразованием в этой теме. Упражнения для развития навыков осознания своих эмоций. Узнайте свой уровень эмоционального интеллекта по одной из известнейших моделей Дэниеэла Гоулмана – тест состоит всего из 14 вопросов. Он будет присылать вам упражнения на развитие эмоционального интеллекта в течение всего курса, давать подсказки и советы. опросник эмоционального интеллекта Д.В. Люсина (Приложение 1), и методика Н Холла для определения уровня развития эмоционального интеллекта (Приложение 2).
Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект
Дальше идет самоактуализация самореализация — этот этап совпадает с верхней ступенью в пирамиде Маслоу. Исследователи ЭИ подчеркивают, что максимально реализовать свой потенциал можно только тогда, когда человек достиг гармонии со своими эмоциями и научился обходиться с чужими, — именно поэтому для достижения самореализации важно развивать эмоциональный интеллект. Последние две ступени — трансцендентность и эмоциональное единство — уже находятся на уровне духовных гуру: человек, достигший таких высот ЭИ, помогает реализоваться другим, живет в гармонии с людьми, природой, не разделяет страдания и радости на свои и чужие. Упражнения для «прокачки» эмоционального интеллекта Эмоциональный интеллект — это, как минимум отчасти, навык. А значит, его можно тренировать. Это подтверждают и исследования: уже после шести месяцев занятий люди отмечают , что стали лучше распознавать свои эмоции и управлять реакциями на них. Какие именно упражнения в этом помогут? Ориентироваться можно на программы , разработанные для развития ЭИ у детей. Самое базовое упражнение на распознавание собственных эмоций: остановитесь в любой случайный момент времени, обратите внимание на тело и чувства.
Что вы испытываете? Где эта эмоция находится в теле? Повторять регулярно, чтобы наладить контакт с самим собой. Доставайте из подсознания чувства, которые уходят от вашего внимания. Для этого можно, например, писать «утренние страницы» или делать какие-то другие письменные практики подобного типа, вести дневник. Или, как дети в тель-авивских школах, рассказывать свои сны — в них могут таиться скрытые и подавляемые эмоции. Используйте творчество и воображение. Пишите стихи, рассказывайте, придумайте сказку своему ребенку или сценарий для онлайн-игры — главное, чтобы у героев были узнаваемые эмоциональные реакции.
Старайтесь не проецировать на всех свой взгляд на мир, а учесть, что кто-то может — и будет — думать, чувствовать и вести себя по-другому. Активно слушайте. Не отвлекайтесь на телефон и собственные мысли, погрузитесь в то, что вам рассказывает собеседник, задавайте вопросы. Позвольте себе не знать. Когда вы не понимаете, что кто-то имеет в виду, постарайтесь не додумывать — а вместо этого честно сказать: «Я тебя не понимаю. Например, вы заметили тенденцию, что вы постоянно испытываете тревогу перед поездками, — и поняли, что это связано с тем, что вы пакуете чемоданы в последний момент и боитесь опоздать на самолет. Простым решением, которое спасет от многих неприятных чувств в будущем, будет писать заранее список дел и вещей, которые вы должны взять с собой.
Запишите не менее пяти событий или ситуаций, которые заставляют вас чувствовать себя плохо. Рядом с ними напишите, о чем будете думать в следующий раз, когда с вами произойдет одно из этих событий. И дальше, поскольку вы собираетесь думать иначе, чем обычно… изложите, как будете себя чувствовать. Ощутите и визуализируйте это столько раз, сколько сможете. Фиксируйте эмоции Поиск закономерностей в том, как вы чувствуете себя в течение дня, поможет вам контролировать свое настроение. Составьте список эмоций, которые вы испытывали в течение последних нескольких дней. Разделите их на позитивные и стрессовые, тревожные. Используя эти списки в качестве руководства, в течение следующей недели отмечайте эмоцию каждый раз, когда вы ее определяете. Оцените свой список в конце каждого дня или недели. Удивило ли вас что-нибудь?
Чтобы отточить этот навык, научитесь выражать свои мысли тремя словами лучше делать это мысленно , перенаправляя эмоции на себя. Например, в ситуации, когда коллега слишком долго выполняет вашу просьбу, не говорите ему о некомпетентности. Это только ухудшит положение, потому что обращение «вы» заставляет вашего визави защищаться. Чтобы добраться до сути своих эмоций, справиться с ними и урегулировать конфликт, скажите себе: «я чувствую нетерпение». Смотрите также: Деловые коммуникации. Как добиться успеха Как развить эмоциональную грамотность Выражайте чувства предложениями из трех слов. Говорите «я» вместо «вы» это позволит овладеть чувством, а не транслировать его на другого человека. Используйте определения чувств например, «я чувствую... Помните, что мысли определяют эмоции. Повышайте эмпатию Люди с развитой эмпатией признают и понимают чужие чувства. Если коллеги и близкие видят наше сопереживание, то считают, что мы относимся к ним честно и с уважением. Как развить эмпатию Не спешите давать советы иногда достаточно просто выслушать. Уважайте чужое мнение поставьте себя на место другого человека. Помните о важности эмоционального контроля В целом эмоциональный контроль — это способность влиять на то, что поддается вашему контролю.
Вы получите сертификат по окончании курса плюс год изучения английского на платформе Kespa в подарок. За 2 месяца вы прокачаете уверенность в себе: сможете выстраивать экологичное общение с окружающими и с достоинством выходить из конфликтных ситуаций Формат обучения. Смотреть видеоуроки и выполнять задания можно в удобное время, каждую практическую работу проверит эксперт и даст индивидуальный фидбэк. В конце обучения вас ждёт тестирование по теоретической части курса и практический экзамен. Все учебные материалы сохраняются в личном кабинете студента бессрочно. После сдачи итогового экзамена вы получите сертификат, а в качестве бонуса — бесплатный доступ к платформе для изучения английского. Вы узнаете, как выстраивать конструктивное общение с собеседниками, вдохновлять людей и «заряжать» их своими эмоциями Формат обучения. Живые вебинары по 1,5 часа проходят 1 раз в неделю. Электронный сертификат по окончании обучения. Вас ждут вебинары и практические занятия с домашними заданиями. По каждой работе студента преподаватель даёт обратную связь. Можно учиться по гибкому графику и заниматься с разными группами. Вы получите сертификат. После обучения на курсе вы сможете уверенно принимать решения и выстраивать конструктивное общение с людьми Формат обучения. В программе 18 коротких лекций от практикующего психотерапевта — всего 3,5 часа видеоконтента. Доступ к урокам бессрочный. По окончании курса выдаётся сертификат. Checkroi на связи: отвечаем на частые вопросы Я раньше никогда не занимался развитием эмоционального интеллекта. С чего мне начать? Ответить на этот вопрос мы попросили нашего эксперта Елену. Заведите привычку почаще спрашивать себя: «Какие эмоции я испытываю сейчас? Постарайтесь не отвергать свои чувства, прежде чем у вас будет возможность их продумать. Пока вы практикуете эмоциональную осведомлённость, найдите время, чтобы отслеживать и своё поведение. Наблюдайте, как вы ведёте себя, когда испытываете определённые эмоции, и как это влияет на вашу повседневную жизнь. Управлять эмоциями становится проще, как только мы осознаём, как мы на них реагируем. Для ощутимых подвижек может потребоваться много времени — позвольте себе это небольшое пространство. Если же вам нужны результаты за короткий срок — лучше записаться на специализированные онлайн-курсы. Там опытные психологи и тренеры помогут обрести баланс гораздо быстрее и глубже разобраться в себе. Начните менять отношение к своим эмоциям, и результаты не заставят себя долго ждать Можно ли проходить курсы в своём темпе? У меня мало свободного времени. У большинства курсов гибкий график с «мягкими» дедлайнами: вы можете смотреть видеолекции и выполнять домашние задания в удобное время в течение недели. Некоторые программы включают живые лекции и вебинары, обычно они проводятся по вечерам 1—2 раза в неделю. Желательно присутствовать на онлайн-трансляциях, чтобы задавать вопросы и участвовать в обсуждениях, но если что — обязательно будут видеозаписи.
Проект тренинга развития эмоционального интеллекта (для педагогов)
Задания для развития эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EI) — один из «мягких», надпрофессиональных навыков, от которых зависит карьерный успех и производительность труда. О роли эмоционального интеллекта взрослый человек наслышан, вполне вероятно, что многие выбирают заниматься самообразованием в этой теме. Уникальный авторский тренинг, который поможет развитию вашего эмоционального интеллекта и управлению эмоциями!
Это важнее IQ: 5 упражнений для развития эмоционального интеллекта
4 шага для развития эмоционального интеллекта | Пикабу | Низкий уровень развития эмоционального интеллекта пред-ставлен низкими количественными результатами диагностики и характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности, во взаимодействии и общении. |
Онлайн-курсы эмоционального интеллекта: тренинги EQ и развития эмоций | Как известно, развитие эмоционального интеллекта можно улучшить не только путем генетического наследования, но и путем тренировки. |
Как развить эмоциональный интеллект: 6 навыков для улучшения карьеры и жизни. | Низкий уровень развития эмоционального интеллекта пред-ставлен низкими количественными результатами диагностики и характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности, во взаимодействии и общении. |
Как я прокачала свой эмоциональный интеллект и испытала весь спектр чувств
После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта и родители смогут наблюдать ребёнка, который. Программы по развитию эмоционального интеллекта на западе внедряются для всех школьников и успешно там работают. Отличная книга Тревиса Бредберри с конкретными советами по развитию эмоционального интеллекта. Развитие эмоционального интеллекта помогает управлять эмоциями своими и окружающих с целью решения задач в жизни, отношениях, на работе. ы тренинг-упражнений по развитию эмоционального интеллекта. IPLAY EQ — игра на развитие эмоционального интеллекта, предназначенная для взрослых.
Часть «IN»
- Развитие эмоционального интеллекта у взрослых и детей: методики и упражнения как это сделать
- 4 шага для развития эмоционального интеллекта | Пикабу
- Эмоциональный интеллект: что такое и как его развивать, маркеры низкого и высокого EQ - Чемпионат
- Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований
Как я прокачала свой эмоциональный интеллект и испытала весь спектр чувств
Как вы будете учиться В течение двух месяцев вы будете находиться в благоприятной образовательной среде, которая поможет вам развить эмоциональный интеллект. Задания курса будут интегрированы в вашу жизнь, чтобы вы смогли увидеть результат уже во время обучения Личный помощник — бот Телеграм-бот будет давать вам задания, направленные на развитие вашего эмоционального интеллекта. Задания будут короткими — их легко выполнять в общем потоке дел. Вебинары с теорией и упражнениями Раз в неделю вас ждут вебинары с полезной выжимкой теории и упражнения на развитие разных аспектов эмоционального интеллекта. Практические занятия в группе Раз в неделю проходят занятия с практикой в формате группового обсуждения для отработки кейсов и выполнения упражнений на развитие эмоционального интеллекта. Поддержка экспертов Преподаватели будут давать обратную связь на практических занятиях и по домашним заданиям, чтобы помочь вам развивать эмоциональный интеллект. Развитие эмоционального интеллекта — это непрерывный процесс, и наша образовательная среда его обеспечивает Персональный помощник-бот Он будет присылать вам упражнения на развитие эмоционального интеллекта в течение всего курса, давать подсказки и советы.
Правильная эмоциональная память Эмоционально интеллектуальные люди живут с девизом: «Обмани меня однажды — позор тебе, обмани дважды — позор мне». Благодаря их уверенности в себе и открытости их довольно сложно обидеть. Они имеют правильную эмоциональную память: умеют прощать, чтобы избежать чувства обиды, но никогда не забывают, извлекая из каждой ситуации важный урок. Отрицательные эмоции, накопленные из-за различных конфликтов, могут стать серьезным препятствием для построения отношений. Негативные чувства часто вызывают стресс , который может иметь разрушительные последствия для здоровья и качества жизни. Люди с высоким EQ стремятся его избежать и контролируют эмоциональную память. Тем не менее, прощая плохие поступки других по отношению к себе, нужно стараться не допускать повтора таких ситуаций. Умение радоваться и противостоять стрессу Многие люди не умеют по-настоящему радоваться. Полностью испытать им чувство удовольствия мешают привычки сравнивать себя с остальными и критиковать себя за это. Если такое происходит, то человек перестает быть хозяином своего счастья. Когда эмоционально интеллектуальные люди чувствуют себя хорошо, то они не сопоставляют свои достижения с остальными, а просто искренне радуются своему успеху. Независимо от того, что думают или делают другие люди, у человека должны быть чувство собственного достоинства и правильная самооценка. Эмоционально умные люди точно знают, что делает их счастливыми, и они стараются получать удовольствие от всего, чем они занимаются. Они умеют превратить монотонную работу в увлекательное испытание или игру, решать сложные проблемы, опираясь на позитивное мышление. Эти люди заряжают положительными эмоциями и окружающих, призывая ценить каждый момент жизни и противостоять стрессу. Отказ от негативной самооценки Большой шаг в развитии эмоционального интеллекта включает в себя отказ от негативной самооценки. Психология отношений к себе не должна строиться на постоянном самобичевании и самоедстве. Чем больше человек думает о себе плохо, тем больше закрепляет негативные мысли по отношению как к себе, так и к окружающим.
Особенно, в случае сильных эмоций, таких как гнев, печаль, страх. У каждой из этих эмоций есть какая-то определенная полезная цель. Например, печаль способствует эмоциональному исцелению, страх способствует действиям по спасению жизни, а гнев может мобилизовать и вдохновить нас. Теперь вернемся к ранее обозначенным четырем направлениям. Начнем с первого - как развить самоуправление? На самом деле контролировать свои эмоции здесь и сейчас нам мешает одно - стресс. Вспомните, когда вы в последний раз испытывали стресс. Было ли вам тогда легко взять над собой контроль? Скорее всего, нет. И это не удивительно. Стресс - это очень мощный фактор, который мешает нам мыслить здраво. Так что нам нужно научиться управлять стрессом. Когда вы умеете управлять своим стрессом, неприятные эмоции уже не будут так сильно влиять на ваши мысли и самоконтроль, и вы сможете сделать верный выбор, правильно трактуя то, что вам пытаются сказать ваши эмоции и чувства. Следующее направление развитие эмоционального интеллекта - это самосознание. Как его развить? Данная способность связана с тем, как проходили ваши эмоциональные переживания в раннем детстве. Если ваши родители или опекуны ценили и понимали ваши эмоции, то, скорее всего, это будет хорошим фундаментом для развития эмоционального интеллекта во взрослой жизни. Если нет, то, вероятно, в детстве вы пытались избегать своих эмоций, потому что они казались вам угрожающими, болезненными и сбивающими с толку. Чтобы понять, подавляете ли вы или выключаете свои эмоции, ответьте на данные вопросы: 1. Испытываете ли вы эмоции и чувства, как поток, где одни чувства сменяются другими, в зависимости от момента? Сопровождаются ли ваши эмоции физическими ощущениями в животе, горле или груди?
Реагировать эмоционально можно и совершенно несознательно. Когда человек умеет определить, какую эмоцию испытывает он сам или люди вокруг него, он может лучше проконтролировать свою реакцию, — это уже более продвинутая ступень, зачатки эмоционального интеллекта. Дальше в модели развитии ЭИ идет осознанность, или знание себя. Это уже не просто про способность определить свою эмоцию в моменте — скорее, про понимание себя в целом, своих привычных эмоциональных реакций, сильных и слабых сторон. Осознанный человек может предугадать, как воспримет ту или иную ситуацию, и подготовить себя эмоционально. Логически за знанием себя следует способность контролировать свои эмоциональные реакции. Здесь нужно оговориться, что ученые до сих пор не могут точно ответить на вопрос, может ли человек контролировать свои эмоции. С одной стороны, есть данные о том, что, переключая внимание или меняя свое отношение к ситуации, можно изменить и эмоциональный ответ. С другой, к примеру, смещение фокуса внимания с фигуры Гитлера на его возраст в эксперименте, где нужно было оценить возраст Гитлера и свое к нему отношение никак не повлияло на чувства людей к диктатору. Можно предположить, что в какой-то степени управлять эмоциями можно, но, видимо, не всегда. Подавлять негативные эмоции никто и не требует — это может быть вредно для психики. Но вот что можно сделать всегда, так это изменить способ выражения эмоций, свою реакцию и поведение, — и те, кто способен это контролировать, оказываются счастливее и успешнее в жизни. Человек, достигший этого уровня пирамиды эмоционального интеллекта, становится более открытым к людям, гибким и восприимчивым — и одновременно с этим не так остро реагирует на происходящее, не позволяет чужим эмоциям сильно сбивать себя с толку. Это готовит почву для следующей ступени ЭИ — развития эмпатии. Эмпатия является продолжением осознанности: научившись понимать свои собственные чувства и эмоциональные реакции, человек затем развивает способность поставить себя на место другого и спрогнозировать эмоции этого человека. Таким образом, эмпатия позволяет адекватно реагировать на других, активно включаться в их проблемы и радости, — за счет этого мы развиваем свои социальные навыки, формируем свой круг общения. Долгое время считалось, что именно поэтому аутичные люди с трудом заводят друзей и испытывают другие сложности в социуме. Но последние исследования показывают , что аутисты испытывают не меньше эмпатии к другим аутичным людям, чем нейротипичные без РАС люди к таким же, как они. Эта находка заставила ученых пересмотреть подходы к изучению эмпатии. Оказалось, что аутисты просто испытывают эмпатию иначе — скорее на эмоциональном уровне, чем на когнитивном, как это делают нейротипичные люди. Нейротипичный человек чаще определяет эмоции по контексту, аутичный — по прямым проявлениям. Так что, если человек плохо считывает социальные шаблоны, это еще не говорит о его низком эмоциональном интеллекте — вполне возможно, что его ЭИ расцветет в других условиях, когда окружающие будут более открыто делиться своими эмоциями. Ваш коллега или партнер, как вам кажется, недостаточно эмпатичен? Попробуйте говорить о своих чувствах напрямую — это может помочь.
Упражнение для тренинга эмоционального интеллекта “Территория чувств”
Высокий уровень развития эмоционального интеллекта означает, что человек осознает свои переживания, причины злости или печали. Развитие эмоционального интеллекта необходимо, чтобы обеспечить внутреннюю мотивацию настроить жизнь так, как нужно человеку сиюминутно или в отдаленном будущем. Как я прокачала свой эмоциональный интеллект и испытала весь спектр чувств. Развитие эмоционального интеллекта помогает управлять эмоциями своими и окружающих с целью решения задач в жизни, отношениях, на работе.