«Если увольняется большая группа учителей, то скорее всего что-то неладное в школе. Сразу 17 учителей уволились из школы №338 в Невском районе Петербурга на старте учебного года. Еще одна причина увольнения из школ – отсутствие свободы, огромная зарегулированность образовательного процесса и школьной жизни в целом, а также слишком большая нагрузка. В департаменте информационной политики Свердловской области объяснили массовое увольнение учителей из школы №22 на Уралмаше выходом педагогов на пенсию и уходом по собственному желанию.
Учителя стучат друг на друга, а дети качают права: педагоги назвали истинные причины побега из школ
Грубо, если в 2017-м уволилось пять учителей, то в 2023-м - 10. Также профсоюз «Учитель» сравнил оклады учителей, установленных правительствами регионов, с уровнем МРОТ в 19 242 рубля - с 1 января 2024 года. Цифры даны по учителям с высшим образованием 4-я квалификационная группа , но без стажа и категории данные по ДФО также в таблице. Когда учить? Своим мнением о жизни педагога с «АиФ-ДВ» поделилась одна из амурских учителей Виктория имя изменено. Три причины, по которым вы уволились бы прямо сейчас?
Второе - работа, не предусмотренная трудовым договором, а значит, неоплачиваемая: сопровождение детей на олимпиады, работа на приусадебном участке школы. А в последнее время - как из рога изобилия: курсы «Разговоры о важном» и «Россия - мои горизонты», ведение госпаблика в соцсетях, плюс своё отделение российского движения детей и молодёжи, свои театры, музеи, спецспортшколы, юнармия - и всё бесплатно: «Нет такой статьи расходов». Третье и главное - ужасное отношение к учителю со стороны детей и их родителей. И проблемы лишь усугубляются. Многие из нас об уходе из образования думают уже ежедневно.
Моя коллега, например, сняла помещение под свой кабинет как самозанятая.
Media — На самом деле зарплата является одной из главных, но не единственной причиной, по которым учителя уходят из школы, — пояснила «Октагону» Елена Воронова, 20 лет проработавшая в школе учителем математики. Просто в московских школах дефицит учителей пока не так заметен — на место ушедших приходят педагоги из регионов. Но такими темпами серьёзные проблемы с кадрами вскоре появятся и в столице.
Дело в том, что нормальный заработок в школах крупных городов всё так же достигается только при условии значительной перегрузки. Нужно работать на полторы или две ставки, брать классное руководство, дополнительные занятия. С учётом проверки тетрадей и подготовки к урокам пахать приходится фактически в режиме нон-стоп. Собеседница «Октагона» добавила, что одновременно с этим в столице постоянно растёт рынок репетиторов: дети уходят на домашнее обучение, и им требуется помощь.
Елена Воронова бывший учитель математики с 20-летним стажем — Ко всему прочему профессия учителя с каждым годом становится всё более стрессовой: с двух сторон на педагогов наседают администрация и родители, много бюрократической нагрузки. Недаром сейчас в школах больше всего не хватает учителей математики, информатики и иностранных языков — репетиторы по этим предметам наиболее востребованы. При этом стоимость репетиторских услуг стабильно повышается в отличие от учительских зарплат, — пояснила Воронова. Педагоги боятся работать в школе По данным Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы, нехватка педагогических кадров в школе сейчас составляет 250 тысяч человек.
Однако эксперты полагают, что статистика занижается самими учебными заведениями за счёт перегрузки учителей в школах и ситуаций, когда один педагог преподаёт несколько дисциплин. В реальности дефицит учителей в стране намного больше. Правозащитник в сфере образования Виктор Панин считает, что рост числа увольнений педагогов в этом году в первую очередь связан с усталостью учителей от бесконечных невыполненных обещаний со стороны образовательных чиновников. Соответственно, всё больше людей понимают, что рассчитывать на изменения в ближайшем будущем бессмысленно, и начинают строить свою жизнь вне школы».
Виктор Панин председатель Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования — Мы всё ближе подходим к крайней точке разрушения системы среднего образования в стране, уже сейчас получить полноценные знания в рядовой школе становится практически невозможно, — отметил в беседе с «Октагоном» эксперт. Оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова обращает внимание и на то, что школы нередко сами провоцируют нехватку педагогов, выдавливая из системы «несовременных» учителей.
Постоянный кашель появился в октябре и закончился в июне, ровно спустя 2 недели после моего увольнения. Невроз, кошмары закончились примерно тогда же.
Радости жизни появились тоже после того, как я распрощалась со школой. Но уволилась, кстати, я не из-за детей. Они были классными большинство из них. А из-за руководства.
На майские праздники нужно было выйти на митинг и сделать еще что-то на собственных выходных. Я отказалась. Мне сказали: «А как вы собираетесь с классным руководством выходные иметь? Надо же в кино сходить с детьми, на парады...
Но мне намекнули, что с такими намерениями работать нельзя, лучше увольняться сразу. В этих словах я услышала для себя призыв: зачем мне работать там, где меня не ценит руководство, где есть недовольные мной родители. Действительно, зачем я их дитяткам двойки поставила. Ну и что, что он сочинение сначала совсем не написал, а потом списал с ГДЗ готовые домашние задания.
Я извинилась перед детьми и через 2 недели была свободна. Я не была идеальным учителем. Я кричала на детей. Мои занятия не были суперинтересными.
Я не проверяла тетради каждый день 90 тетрадей. Часто мои оценки были спровоцированы поведением детей. Например, ученик выводит из себя, я ему сразу три вопроса и ставила оценку в журнал обычно тройку. Но я искренне люблю преподавание, и мне нравится учить детей в своей маленькой школе.
Учитель сегодня — это работа на износ. И всё это «удовольствие» за зарплату 25 000 рублей. Стоит ли погубленное здоровье этого?
Он подчеркивает, что причиной увольнения стал не конфликт с руководством школы, а личный мотив: «Так что я ушел из опасений за свою свободу и жизнь». Сейчас Георгий Миррор оканчивает курсы программирования. При этом бывший преподаватель не отказывается от своих пристрастий и по-прежнему увлекается БДСМ-сессиями, играет в компьютерные игры и ходит на парные танцы. Он говорит, что в школу возвращаться категорически не хочет и желает удачи всем педагогам, так как совмещать карьеру и личную жизнь для учителей все-таки очень сложно. Нет претензий — лесом идите» Не собирается возвращаться на работу в школу и Ольга Щеголева, которая была уволена в октябре этого года из-за блога о секс-просвете.
Девушка рассказала Daily Storm, что планирует создать свой центр помощи по половому воспитанию в Санкт-Петербурге: уже разрабатывает бизнес-план и ищет инвесторов. Пошла в магазин экзотических рептилий — мы ездили по детским садам, показывали детям змей, ящериц. Потом получила переквалификацию на учителя биологии. Мне нравится читать лекции, вести занятия, но, к сожалению, в школах все сложнее, чем кажется. Работа с детьми — это лишь часть работы. В школе ко многим нововведениям Ольги отнеслись негативно. Она позволяла детям выходить в уборную без спроса, пить чай и кофе на уроке. А еще она просила обращаться к себе просто по имени и на Вы.
Для многих коллег это, к сожалению, было неприемлемо, отмечает Щеголева. Кто конкретно заметил блог и пожаловался, Щеголева не знает. По словам девушки, ее несколько раз вызывали к директору по поводу блога. В результате она просто написала заявление, так как посчитала, что личное увлечение дороже работы. Это вся сфера, которая крутится вокруг половых взаимодействий.
В МГПУ обсудили, что отталкивает молодых учителей от профессии
Все дисциплины преподаются, невыполнение учебных планов не допускается. К слову, за три года реализации программы «Земский учитель» в школы области трудоустроены 125 специалистов. Вопрос о деньгах: в 2023 году в СМИ не раз проходили новости о «повышении зарплат бюджетников». Но речь шла только о бюджетниках федеральных госучреждениях, а подавляющее большинство образовательных учреждений - муниципальные или региональные. То есть на регионе - и индексация зарплат. Была ли она в 2023 году? Установление системы оплаты труда и индексация в муниципальных учреждениях - полномочия органов местного самоуправления, исходя из возможностей муниципальных бюджетов. В обязательных остались рабочая программа учебного предмета, а также журналы учёта успеваемости и внеурочной деятельности. Классный руководитель ещё готовит план воспитательной работы и характеристики на обучающихся по запросу. Тем не менее половина педагогов опрос октября-2023 считает, что нагрузка не снизилась. Но педагоги часто не разделяют истинно бюрократическую нагрузку неоплачиваемую работу и дополнительную оплачиваемую.
Мешает и большой пласт бюрократических «отчётов-запросов» с муниципального уровня.
А вставала я каждый день в полшестого. При учителях и учениках меня могли отчитать, когда я, например, просила что-то подсказать: «Ты в вузе штаны просиживала? Хочешь показать, что ты из себя что-то представляешь? А чем ты ночью занимаешься? Для регистрации нужен диплом — у меня его не было. Получу диплом, а потом пойду его защищать? Помогла куратор — курсы продлили еще на месяц, и я успела.
Завуч только улыбалась: «Ну, ты же прошла, все же хорошо? Из-за диплома, курсов и ремонта отдыха у меня не было и недели. К тому же еще с зимы до конца августа меня поставили замещать математика. В августе сказали, что я должна сидеть до трех часов на работе: «Ты там читай учебники, готовь конспекты, составляй рабочие программы». А я составляла и думала: вот, зарплата будет побольше. И в итоге заплатили только за мои основные часы. Разбираться было бесполезно: «Где ты сидела? Ты уходила еще раньше остальных.
Ты ничего не докажешь». На второй год меня поставили замещать профильный труд у детей с ограниченными возможностями здоровья, и это тоже был ад, потому что у меня есть уроки биологии, физики или химии, а параллельно — труд. Условно, сидит мой 9-й класс, сидят дети с ОВЗ и мальчик с умственной отсталостью. У всех разные учебники, разные программы, разные темы. Ученики ходили на ушах, я пряталась в подсобках и плакала, потому что ничего не получалось, а завуч подливала масла в огонь: «Ты показываешь свою некомпетентность. Все так работают, и у всех все хорошо». Но там должно работать минимум три-четыре человека, в том числе руководитель с опытом не менее пяти лет, а у меня стаж всего второй год. Меня долго водили за нос, обещали дать информацию… И оказалось, что с февраля 2022 года меня назначили руководителем «Точки роста» и ее единственным работником, но не было ни приказа, ни консультаций, а узнала я об этом в середине июня от знакомой, которая зашла на сайт школы!
Я звонила завучу, директору, ходила в роно. Но все говорили одно и то же: «А кто, если не ты? Сейчас я работаю в офисе, профессия в какой-то степени связана с биологией и экологией. Появилось время на себя, на отдых, на творчество, на друзей. Иногда думаю о школе — только из-за учеников. Мне нравилось с ними работать, но веры в другие школы у меня нет. Первый блин был чересчур комом, на это глаза просто так не закроешь. Я все равно не хочу забывать свои предметы и буду следить за педагогикой — может, когда-нибудь вернусь, но точно не сейчас, а через много лет.
Сказали, что им нужен учитель английского — уже была одна девушка, но она не справлялась. Я, недолго думая, согласилась. Обещали ставку с хвостиком, около 20 часов — это идеально, потому что училась я в Тамбове, а работать нужно было в области, то есть я могла бы ездить туда на несколько дней в неделю. Но в начале августа выяснилось, что другая учительница увольняется, а мне отдают все часы. Почему-то это меня не остановило, хотя в экстренном порядке пришлось искать квартиру рядом со школой. Начался учебный год. У меня 32 часа, репетиторство на дому, институт. Ко второй четверти я вообще перестала готовить, убираться в квартире и в принципе радоваться жизни, потому что слишком много на себя взяла.
К декабрю уже сидела у завуча в кабинете и плакала, что уволюсь. Она божилась, что найдет еще одного учителя. Обещали разделить нам часы, разбить большие классы на группы. Но вторая учительница взяла всего несколько часов, классы никто не делил. Я уже тогда поняла, что уйду, решила просто довести дело до конца. Да и зарплата устраивала, не хотелось терять такой доход. За 32 часа мне платили 25 тысяч, когда снизилась нагрузка — выходило 23. Зимой даже прислали премию в 20 тысяч, я еще немного отложила и купила стиральную машину и пылесос.
Учитывая, что жила я с молодым человеком, нам хватало на все и даже больше. Но это в Тамбовской области, где мало куда сходишь и тратить деньги можно либо на еду, либо на покупки через интернет. Объективно, конечно, этого мало. Если бы я жила одна на той же съемной квартире, ситуация была бы другая. Зимой меня записали на курс повышения квалификации какой квалификации, если у меня даже диплома нет? Было дико сложно справляться с четвертыми-шестыми классами. Тот самый возраст, когда дети в состоянии «все мне враги», с ними невозможно договориться, крик на них не действует, жалость — тем более. Я шла в школу как на каторгу, а уходила с головной болью, это было невыносимо.
У меня был мальчик на домашнем обучении.
Ротация педагогов во время летних каникул — обычная ситуация. Ничего критичного не происходит», — сказала Ирина Потехина. В свою очередь в Комитете по образованию добавили, что учителя уволились в разное время, а не одновременно подали заявление.
Таким образом, департаменты и комитеты образования ушли от коллегиальности и открытости в сторону контроля.
Я считаю, что было бы правильно, если бы Департамент предлагал несколько кандидатур на пост директора школы из своего кадрового резерва и представлял их педагогическому коллективу. И чтобы коллектив тоже мог предлагать своих кандидатов — к примеру, завучей, которые уже давно работают в школе. Голос педагогов важен, их мнение должно учитываться. Тем более что новых педагогов сейчас найти очень сложно и директор должен стараться сохранить коллектив». Комментарий Департамента образования г.
Москвы: «Кандидат на должность директора школы, подведомственной Департаменту образования и науки города Москвы, назначается в соответствии с установленным порядком. Согласно ему, инспектор образовательной организации отбирает трех кандидатов из числа действующего кадрового резерва системы образования. В резерв входят сотрудники, успешно прошедшие аттестацию на должность руководителя, а также профессиональные и личные качества которых соответствуют требованиям законодательства и профессионального стандарта руководителя образовательной организации. Куратор округа в свою очередь выбирает одного кандидата из числа предложенных и представляет его руководителю Департамента, который принимает решение о назначении на должность. Таким образом, претендовать на должность директора школы может кандидат, состоящий в действующем кадровом резерве системы образования, а также руководитель иной образовательной организации.
Изменится ли ситуация 15 сентября первый заместитель председателя комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова выступила с инициативой по изменению порядка назначений директоров школ. В письме к главе Министерства просвещения Сергею Кравцову, которое есть в распоряжении «Мела», депутат упомянула инциденты, произошедшие в школах Екатеринбурга и Петербурга.
Учителя массово увольняются из школ Хакасии из-за урезания зарплат
Родители учащихся одной из школ Санкт-Петербурга жалуются на массовое увольнение учителей, в том числе тех, кто готовил старшеклассников к предстоящему ЕГЭ. Тогда в школе работал другой учитель (она тоже, кстати, уволилась), и на этого учителя внезапно в коридоре начинают кричать, потому что от ее кабинета потерялся ключ. В 2023 году из российских школ уволились 193 тысячи учителей. Что касается конкретно школы №338, то там часть учителей ушла на пенсию, некоторые иногородние педагоги вернулись к себе на родину, часть устроилась в другие школы. Число уволившихся из школ РФ педагогов в 2023 году достигло максимального с 2017 года уровня, следует из отчета о состоянии системы образования, опубликованного в начале февраля пресс-службой Минпросвещения. Как сообщил один из уволившихся педагогов, заявления об уходе подали учителя начальных классов, по географии, русскому языку и литературе, информатике, несколько учителей немецкого языка и завуч по воспитательной работе.
В Минпросвещения подтвердили высокую текучесть кадров в школе
Пожаловались на массовый уход педагогов родители Элеонора КУРЮМОВА Из школы №338 уволилось одновременно 17 учителей в Петербурге. Мать десятиклассницы одной из московских школ обвинила учителя истории в повышенном внимании к девочке. Как изменилось число уволившихся учителей с 2017 г. Пока педагоги увольняются из-за низких зарплат и непосильной нагрузки, число школьников увеличивается.
Более 190 тысяч учителей уволились из школ в 2023 году.
Также она обратила внимание на то, что чаще всего из школ уходят учителя начальных классов. В связи с этим предлагаю запустить широкое исследование этого вопроса на предмет выявления причин уволившихся педагогических работников, только ли низкие зарплаты и огромная отчетность заставили их распрощаться со своей профессией. Скрозникова считает, что исследование могло бы помочь понять, куда ушли учителя, в какой сфере они сейчас трудятся, какие меры можно принять для того, чтобы вернуть в школы учителей.
В целом, сохраняется высокий отток молодых кадров из школ. При этом исключительно финансовое стимулирование не помогает сохранять кадры, а желаемые учителями карьерные сценарии малодоступны. Он представил доклад «Реально ли учителю стать заместителем директора московской школы? Неужели, все так просто?!
А вторую дочь, которая пошла в шестой класс в этой школе, я перевела в другую, так как летом узнала о ситуации.
Сейчас в шестых классах нет ни биологии, ни географии, ни музыки с информатикой, — возмущается мама ученицы Наталья. Учащимся 7-9 классов еще сложнее — из их расписания исчезли еще и русский с литературой. К экзамену просто некому готовить, как и к русскому языку, ОГЭ по которому обязательный. У каких-то классов с начала года был всего один урок ИЗО, зато занятий по физкультуре и физике, наоборот, подозрительно много. В родительском комитете уверены, что всему виной новое руководство школы. Условия для учителей, как рассказывает мама школьницы, стали ухудшаться с октября 2022 года, когда в учреждении сменился директор, им стал Илья Смирнов. Урал — Многие уволившиеся педагоги остаются на связи с родителями.
Среди них есть и завучи.
При этом директор выставлял эту фотографию как лучшую работу конкурса. Нам даже дали грамоту, похвалили, что мы так креативно подошли, а потом меня на основе этой фотографии захотели уволить», — объясняет Тушканов. После пикета учитель сначала пытался решить ситуацию мирным путем и даже пришел к директрисе с благими намерениями. Ведь тогда многие СМИ обратили внимание на конфликт педагога и руководства школы — можно же было привлечь администрацию, чтобы попросить денег на ремонт старого здания.
Но директриса отказалась от этого предложения, сославшись на преклонный возраст: «Изначально, когда все началось, я предложил директору: «Давайте использовать мою популярность и давить на администрацию, чтобы дали денег». Сами понимаете, провинциальные школы обычно в плохом состоянии. Но она отказалась, не хотела связываться. И вот перед увольнением прямо она мне сказала: «Прости, два года до пенсии осталось». Ну я думаю: «Класс!
Тебе два года до пенсии осталось, а ты парню жизнь ломаешь». Неплохо так». Громкое увольнение Тушканова тяжело приняли его ученики. На последний звонок меня, естественно, не пустили, тогда дети пришли к директору и сказали, что не будут выступать и сорвут концерт, на который должны приехать руководство и мэр города», — рассказывает бывший учитель. В результате на последний звонок все же пустили, вспоминает Тушканов.
Ученики с благодарностью вспоминали уроки с молодым учителем, отчего он сам, как признается, «плакал крокодильими слезами». А потом на выпускном поехали «тусить» за город все вместе. Тушканов уточняет: «Одного меня из учителей позвали. А вот люди остальные — им репутацию не вернуть никогда».
Учитель: опять май и я опять увольняюсь из школы
Учителя и другие работники школы Хакасии массово увольняются из-за резкого снижения заработной платы, хотя администрация губернатора региона обещала поднять уровень дохода до среднего, сообщает «Известия». Родители учащихся одной из школ Санкт-Петербурга жалуются на массовое увольнение учителей, в том числе тех, кто готовил старшеклассников к предстоящему ЕГЭ. Почему учителя уходят из школ и кто будет учить детей в обозримом будущем? Учителя стучат друг на друга, а дети качают права: педагоги назвали истинные причины побега из школ. Также учителя жалуются, что директор может грубо общаться даже с педагогами преклонного возраста.
Учителя массово уволились из школы на Уралмаше в Екатеринбурге, им ищут замену
Учителя и воспитатели школ Хакасии массово увольняются из-за резкого понижения зарплат, хотя администрация губернатора региона обещала поднять уровень дохода до среднего. Что касается конкретно школы №338, то там часть учителей ушла на пенсию, некоторые иногородние педагоги вернулись к себе на родину, часть устроилась в другие школы. Провели опрос среди учителей, которые, не выдержав условий работы, уволились и распрощались с этой сферой деятельности. Тогда в школе работал другой учитель (она тоже, кстати, уволилась), и на этого учителя внезапно в коридоре начинают кричать, потому что от ее кабинета потерялся ключ. Школы Хакасии столкнулись с массовыми увольнениями учителей и воспитателей, вызванными резким сокращением заработных плат.