Если доходы бюджета превышают расходы, это значит, что бюджет сформирован с профицитом, если же наоборот – расходы превышают доходы, значит бюджет дефицитный. Что такое дефицит и профицит бюджета? Профицит бюджета же в макроэкономике — превышение доходов бюджета над расходами, то есть ситуация, в которой доходная составляющая бюджета превалирует над расходной.
Профицит бюджета: определение, механизмы, плюсы и минусы
Профицит, наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит действительно выглядит привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. Экономисты часто называют профицит результатом жесткой бюджетной политики, которая сдерживает экономический рост и развитие. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам. Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. До 2019 года последний профицитный бюджет был только в 2010 году. И наоборот, профицит не приносит небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей.
Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах. Кстати, поэтому чаще всего бюджетный профицит встречается как раз у стран — экспортеров сырья. В обоих случаях главным образом важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. Что будет с государственным долгом? То есть если бы России в одночасье понадобилось закрыть все свои долги, она бы смогла это сделать. Но уже к лету 2020 года долг российского правительства превысил ликвидные резервы государства и вернулся к положительным значениям. Это меньше, чем предполагалось проектом федерального бюджета годом ранее. Ожидается, что следующие три года в абсолютных числах размер госдолга продолжит увеличиваться — до 25,368 трлн рублей в 2023 году и 27,679 трлн рублей и 29,939 трлн рублей в 2024—2025 годах соответственно.
Но сам по себе госдолг больше макроэкономического показателя. Например, в 2020 году его изменение показывало, сколько денег правительство занимает на борьбу с последствиями коронавирусной пандемии.
Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе Поделиться документом Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе Информация об изменениях: Статья 6 изменена с 14 апреля 2023 г. N 128-ФЗ Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2023 г.
Звучит заманчиво, но давайте разберемся, насколько это хорошо!
Профицит: хороший или плохой? Если экономика страны здорова, профицит — показатель ее мощности. Но если экономика зависит от экспорта без внутреннего потребления, это может стать проблемой.
Словарь бизнес терминов. Применительно к исполнению… … Энциклопедия инвестора Профицит — Профицит положительное сальдо. По отношению к бюджету превышение доходов над расходами.
Что такое профицит простыми словами? Что его характеризует, какие виды существуют в 2022 году?
Источники финансирования бюджетного дефицита В структуре государственного бюджетного дефицита источники финансирования подразделяются на внутренние и внешние. К первой группе относится эмиссия ценных бумаг облигации федерального займа для населения , предоставление денежных ссуд бюджетами других уровней. Вторая группа подразумевает реализацию ценных бумаг на мировом финансовом рынке, получение банковских кредитов или займов международных наднациональных финансовых корпораций, а также межгосударственное кредитование. Требования к бюджету К бюджету государства применяется ряд обязательных требований: Отсутствие жёсткой привязки и зависимости доходов от расходов.
Это позволяет исполнителям бюджета расставлять приоритеты при решении задач федерального уровня, что обеспечивает гибкость экономической политики. Соблюдение системы иерархии и принципа автономности бюджетов разных уровней. Включение в бюджет государства всех подконтрольных ему доходов и расходов.
Уровни бюджетной системы Бюджетной системой предусмотрено подразделение бюджета на три уровня: Федеральный бюджет страны в целом. Региональный бюджеты краёв, областей, республик, автономных округов, городов федерального значения. Местный бюджеты муниципальных образований — городов, посёлков, станиц, районных центров.
Доходы и расходы бюджетов всех уровней Формирование доходов бюджетов происходит в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством страны. В основу бюджетных расходов всех уровней заложены единые принципы и нормативы минимальной обеспеченности бюджета для реализации госуслуг, установленных исполнительными органами власти. Рассмотрим подробнее.
Формирование доходов бюджетов Формирование происходит за счёт налоговых и неналоговых видов доходов. В актив бюджета нового финансового года зачисляется также неосвоенный остаток денежных средств, образовавшийся по итогам завершённого бюджетного года. Налоговые доходы включают в себя все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени.
Здесь действуют иные принципы экономической политики, часто противоположные тому, что мы считаем привычным с точки зрения экономического поведения в домашнем хозяйстве или на предприятии. Итак, нам все последние 30 лет говорили, что при экономическом спаде надо сокращать расходы федерального бюджета, что нужно иметь «оптимизированный» главный финансовый документ, что «надо жить по средствам». Со всей ответственностью заявляю, что всё это миф от начала и до конца, порожденный либо непониманием экономических законов, либо злым умыслом, либо что не менее опасно преступной халатностью.
Повторяю: государство — это система, обеспечивающая развитие всех сфер жизнедеятельности общества. При этом развитие должно происходить и во времени, и в пространстве, а часто еще и в условиях абсолютной неопределенности. В этой части правило «стало меньше доходов — сокращаем расходы» не действует по той простой причине, что сокращение расходов в целом ряде сфер деятельности может привести к тому, что доходов там не будет уже никогда.
Я сейчас не вспоминаю про культуру, образование, здравоохранение или социальное обеспечение. С этим, как говорится, всё понятно, хотя пресловутая оптимизация и здесь неплохо отметилась. Я говорю о том, что у государства есть целый ряд обязательств, обнуление или сокращение которых ведет к разрушению самого государства, что мы и наблюдали все прошедшие 30 лет.
Будем справедливы, в последние годы сделано многое для возвращения или обретения необходимой государственной сложности. Мы стали обращать внимание на жилищное строительство, на науку, на поддержку промышленности, реального сектора и наукоемких отраслей. Всё это так, но укоренившийся миф об экономии государственных ресурсов всё еще живет и здравствует.
Помните тезис эпохи развитого социализма про то, что «экономика должна быть экономной»? Понятно, что этот лозунг возник как ответ на необходимость борьбы с бесхозяйственностью и «разбазариванием» в условиях тотальной государственной собственности. Но даже тогда многие экономисты недоумевали и откровенно называли данный тезис как минимум странным и противоречивым.
И, собственно, они были правы. Какая может быть экономия на развитии народного хозяйства, или, как теперь говорят, национальной экономики? Государство аккумулирует ресурсы не ради государственной прибыли, а ради их перераспределения в приоритетные с точки зрения общества направления деятельности.
При этом данные приоритеты могут быть как перспективными например, освоение космоса , так и текущими например, поддержка семей с детьми. Тратить государственные деньги в интересах государства и общества — это не просто нормально, это является прямой обязанностью государства.
Инвестиций в работающие или создающиеся учреждения. Выдаче кредитов внешнего характера.
Выдача средств для обслуживания государственного долга. В свою очередь, расходы делятся на текущие — требуемые для того, чтобы органы власти, включающие — органы центральной власти, местное самоуправление и бюджетные учреждения, были способны функционировать согласно государственным требованиям. Капитальные расходы — расходы, которые идут на всесторонне развитие государства — инновационные технологии, спонсирование проектов, кредиты перспективным организациям, вложения в реновацию зданий, инвестиции. Сбалансированный бюджет и дефицит бюджета Сбалансированной бюджет — это равенство доходной и расходной части государственного бюджета.
В большинстве случаев — ситуации полной стабилизации баланса государственного бюджета ежегодно — явление невозможное из-за постоянных экономических колебаний. К тому же, еще и не особо нужное — полагают многие экономисты, поскольку до сих пор нет устоявшихся критериев оценивающих установку «сбалансированный бюджет». Существует целый ряд открытых дискуссий по поводу бюджетного баланса, например — должны ли быть поправки на экономический цикл то есть циклические колебания экономической активности в составлении сбалансированного бюджета, должна учитываться номинальная рыночная ставка без учета инфляции ставка или реальная рыночная ставка с учетом инфляции в бюджетных расчетах о государственных платежах по внешнему долгу, и вообще должны быть включены процентные платежи по государственному долгу и доходы получаемые с процентов гос-страховой? Единого ответа на этот счет у экономистов нет, точки зрения разнятся, однако частично признают требуемую регулировку бюджета согласно экономической фазе.
В европейском союзе нет обязанности поддерживать сбалансированный бюджет, однако есть предписание — которому дефицит бюджета государства, входящего в европейский союз, обязан установками регулировки дефицита бюджета — требующих превышение не более 3-х процентов годового роста. Если профицитом бюджета называется превосходство доходности над расходностью гос. То дефицит бюджета, что ожидаемо, имеет противоположное значение.
Он позволяет обеспечить стабильность в экономике и реализовать долгосрочные цели развития страны, способствуя благополучию и процветанию общества. Стимулирование экономического роста Чтобы стимулировать экономический рост, государство может использовать профицит бюджета следующими способами: Инвестиции в развитие инфраструктуры.
Государство может направлять средства на строительство и модернизацию дорог, железных дорог, аэропортов, энергетических объектов и других объектов общественного назначения. Повышение качества инфраструктуры способствует улучшению условий для предпринимательства и привлечению инвестиций. Поддержка малого и среднего бизнеса. Государство может предоставлять финансовую и налоговую поддержку малым и средним предприятиям, создавать интересные условия для их развития. Это помогает увеличить количество рабочих мест и развивать сектор экономики, который является одним из основных источников экономического роста.
Повышение уровня образования и науки. Государство может направлять средства на развитие системы образования и научных исследований. Создание современных образовательных учреждений, обеспечение доступности качественного образования способствует повышению уровня квалификации работников и стимулирует инновационное развитие экономики. Поддержка инноваций и развития высокотехнологичных отраслей. Государство может предоставлять финансовую поддержку и налоговые льготы для компаний, занимающихся научными исследованиями и разработками, а также в области информационных технологий, биотехнологий, нанотехнологий и других высокотехнологичных секторов.
Регулирование денежной политики. Государство может проводить монетарную политику, направленную на поддержание стабильности цен и уровня инфляции. Умеренная инфляция и стабильность цен способствуют развитию экономики и повышению инвестиционной активности. Стимулирование экономического роста через профицит бюджета позволяет государству создавать благоприятную среду для развития предпринимательства и привлечения инвестиций. При эффективном использовании средств, направленных на развитие инфраструктуры, поддержку малого бизнеса и инноваций, а также повышение уровня образования, возможно достижение устойчивого экономического роста и улучшение жизни населения.
Снижение уровня государственного долга Снижение уровня государственного долга является важной задачей для многих стран, так как высокий уровень долга может создавать значительные проблемы для экономики. Когда доля долга в ВВП становится слишком высокой, это может увеличить риск для инвесторов и повлиять на кредитный рейтинг страны. Профицит бюджета может помочь уменьшить размер государственного долга, так как государство может использовать избыточные средства для погашения существующих задолженностей. Это может быть особенно полезно, если государство имеет высокую процентную ставку по своим долговым обязательствам, так как погашение долга позволит сэкономить на выплачиваемых процентах. Снижение уровня государственного долга может также создать благоприятные условия для внутренних и внешних инвестиций.
Когда долг сокращается, это может улучшить кредитный рейтинг страны и повысить доверие к ее экономическим перспективам. Это, в свою очередь, может привлечь больше инвестиций и способствовать экономическому росту. Однако следует отметить, что снижение уровня государственного долга может иметь и некоторые негативные последствия. Например, если государство слишком быстро сокращает свой долг, это может привести к ограничению расходов на социальные программы и инфраструктурные проекты. Поэтому важно найти баланс между сокращением долга и обеспечением устойчивого экономического развития.
Итак, снижение уровня государственного долга является одним из потенциальных преимуществ профицита бюджета. Это может помочь улучшить кредитный рейтинг страны, привлечь инвестиции и сэкономить на процентных выплатах.
Как понять профицит?
Профицит бюджета — превышение доходов над расходами; экономическое понятие, которое означает, что доходная часть бюджета превышает расходную часть бюджета. Несмотря на то, что профицит бюджета может иметь положительные последствия, он также связан с определенными рисками и проблемами. В данном материале разберёмся в том, что такое профицит в целом, и что такое профицит бюджета.
Академик Аганбегян: дефицит бюджета лучше, чем профицит
И конечно, не вызывает вопросов оценка ситуации — ничего хорошего в дефиците нет. Сложнее обстоит дело с профицитом. Разберемся, как выглядит профицит госбюджета на практике, а главное, попробуем понять — почему он скорее плох, нежели хорош. Доходы, превышающие уровень расходов — профицитный бюджет Профицит бюджета — это положение в экономике страны, когда денег в казне не просто хватает на все текущие нужды, но еще и остается излишек. В одном конкретно взятом периоде государство может: покрыть все внешние долги; выплатить пенсии, зарплаты и пособия; профинансировать все важные сферы от промышленности до обороны и образования.
Например, США в минусе почти на 0,9 миллиардов долларов, Китай — на 475 миллиардов долларов.
Внутренние долги — кредиты внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг облигации займа. Внешние долги — у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций. Что делать государству при дефиците госбюджета: сократить расходы уменьшить зарплату бюджетникам, сократить пособия, отменить льготы, свернуть финансирование социальных и инфраструктурных проектов ; нарастить внешний долг через получение кредитов или выпуск облигаций; опустошить ЗВР золотовалютный резерв. Что делать государству, если возник профицит: увеличить расходы через рост зарплат и пособий, дополнительно финансировать важные социальные и инфраструктурные проекты; перебросить излишек средств на следующий год; купить золото или иностранную валюту.
Но у нас есть активы, которые приносят дивиденды и именно они компенсируют эту разницу. Со временем вы будете не только сохранять баланс, но и сможете увеличивать объём потребления.
Исходя из всего вышесказанного делаем ещё один вывод — в семейном бюджете недопустим ни профицит ни дефицит. Первое означает, что вы допускаете ошибки в управлении финансами либо ограничиваете себя в чём-то, а второе сигнализирует о больших проблемах, потому что вы залезете в долговые обязательства. Профицит госбюджета Особенность госбюджета заключается в том, что и доходы и расходы частично управляемы. Для увеличения первого всегда можно увеличить налоги, а второе сильно зависит от экспорта и импорта. В целом здесь речь идёт о двух ключевых составляющих — социальной и внешней политике. Казалось бы очень здорово, когда страна много экспортирует и зарабатывает на этом большие деньги.
Настолько много, что доходы оказались значительно выше расходов. Но на практике всё совсем не так. У госбюджета также есть доходы, сверхдоходы и расходы. По всем правилам финансовой грамотности первое должно быть в балансе третьим, а второе управленцы обязаны направить на инвестиции, то есть покупку активов. Примеры удачного использования профицита госбюджета Лучшим примером здесь будет Норвегия, которая всю прибыль от продажи нефти списала в категорию сверхдоходов и на эти деньги скупает ценные бумаги по всему миру. В результате пенсионный фонд Норвегии стал крупнейшим и уже много лет власти предлагают населению безусловный базовый доход.
Это когда тебе платят деньги просто так, за то что ты гражданин. Но на референдумах люди отказываются. Это тема для отдельной статьи. Ещё один хороший пример — ОАЭ. Неожиданно обнаруженная нефть в 60 — е годы также стала для них сверхдоходом. Их инвестировали в создание инфраструктуры.
Это позволило стать бизнес центром своего региона и сегодня предприниматели со всего мира работают в этой стране, принося колоссальные налоговые прибыли. Примеры неудачного использования профицита госбюджета Венесуэла занимает первую строчку в рейтинге стран по объёмам запасов нефти. Они в отличии от Норвегии и ОАЭ сочли нефтяные доходы просто доходами, а не сверх. И баланс сошёлся на том, что страна благополучно жила на эти деньги. Ничего не создавала, не развивала и могла позволить себе отвернуться от мировой экономики, в частности от импорта из США. Особенность сверхдоходов в том, что они непостоянны.
Сегодня есть, завтра нет. Навыки, знания и активы куда надежнее. Но в человеческий капитал никто не вкладывал и когда абсолютно бездарная внешняя политика привела к куче санкций, а сама нефть упала в цене, Венесуэла погрузилась во мрак. Но там эти доходы тоже посчитали обычной прибылью. Но пошли ещё дальше. Коррупция буквально съела эти деньги и до народа вообще ничего не дошло.
По бумагам торговый баланс вероятнее всего сходится, но по факту бюджет страны, если судить по домохозяйствам, дефицитный. Если сегодня выключить нефть из бюджета и отнести всю эту прибыль к сверхдоходам, а значит начать их инвестировать, то придется сильно потрудиться над созданием производства. Чтобы вылезти из дефицита нужно что-то создавать и продавать. Так картина стала бы понятной и наличие инвестиций позволило бы как-то исправить ситуацию. Как правительства скрывают экономическую катастрофу? И так, одним из трюков является внесение сверхдоходов в категорию обычных доходов.
Это создаёт иллюзию богатства. Любой экспорт полезных ископаемых нельзя считать прибылью ни в коем случае, бюджет должен строится без учета этих денег. Ими нужно и можно пользоваться, их крайне важно правильно инвестировать, но тратить на базовые потребности и тем более считать своим доходом как минимум глупо! Берём простой пример. Бюджет РФ за 11 месяцев 2022 года признан профицитным.
Профицит бюджета — это буквально разница между доходами и расходами государства. Если доходы превышают расходы, то бюджет профицитный.
В обычных условиях профицит бюджета — признак того, что государство эффективно управляет доходной и расходной частью.
Профицит бюджета - это что такое простым языком
Торговый профицит простыми словами – это превышение доходов от полученной прибыли над реальными расходами. Говоря о государственном бюджете необходимо рассмотреть такое понятие как профицит – это положительное сальдо баланса бюджета государства, то есть превышение доходов бюджета над его расходами. Говоря о государственном бюджете необходимо рассмотреть такое понятие как профицит – это положительное сальдо баланса бюджета государства, то есть превышение доходов бюджета над его расходами. превышение доходов бюджета над его расходами; бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти.
Дефицит и профицит бюджета: определение, понятие, особенности и характеристика
Чем профицитный бюджет отличается от других видов? Бюджет бывает профицитный, дефицитный и сбалансированный. Чем они отличаются между собою? Схематически разницу можно отобразить следующим образом: Профицитный бюджет — это когда доходы превышают расходы. Сбалансированный— доходы и расходы являются одинаковыми.
Дефицитный — расходы превышает доходы. Страны с профицитным бюджетом — это Дания, Швеция, Бельгия. Самым ярким примером дефицитного бюджета является Япония, а вслед за ней и США. Нет смысла сравнивать такие экономические явления, как дефицит и профицит.
По сути они есть противоположностью друг другу. Общим у них является лишь то, что как в первом, так и втором случае, они свидетельствуют о несбалансированной экономике государства.
Поэтому для приведения федерального бюджета в сопоставимый с показателями бюджетов других стран вид требовалась дополнительная корректировка данных. Кроме того, нарушалась логика в исследовании бюджетных потоков. С 1998 года осуществляется расчёт дефицита федерального бюджета по международной методологии. Это означает изменение порядка балансирования доходов и расходов, источников внутреннего и внешнего финансирования, отражения дефицита бюджета и учёта расходов на погашение и обслуживание государственного долга. Если рассматривать этот вопрос с точки зрения бюджетных потоков, то те из них, которые связаны с привлечением средств и их погашением, полностью выводятся из потоков, непосредственно связанных с доходами и расходами текущего финансового года. В настоящее время в расходах по статье «Обслуживание государственного долга» отражаются только процентные платежи по внутренним и внешним заимствованиям. Внешние источники финансирования бюджетного дефицита обеспечивают поступление иностранной валюты в бюджет на финансирование текущих расходов и импортных закупок оборудования.
При этом большое значение имеют диверсификация источников внешних заимствований, соотношение внутренних и внешних займов, сроки и условия привлечения средств. Улучшению структуры внешних заимствований в значительной степени способствует получение Россией кредитных рейтингов ведущих специализированных международных организаций. Они зависят от политических и экономических рисков для потенциальных внешних инвесторов, а влияют, прежде всего, на условия размещения внешних займов, которые при определенных обстоятельствах могут быть лучше, чем условия размещения внутренних займов. Однако внешние заимствования сопряжены с необходимостью поддержания такой структуры платёжного баланса, когда валютные поступления в каждый конкретный отрезок времени достаточны для своевременного выполнения обязательств по займам. Это может создать дополнительные сложности при регулировании валютного курса российского рубля.
Удержание более высоких фискальных сборов является нормой при большей прибыли, которая, в свою очередь, вызывается дополнительным совокупным спросом. Отсюда следует, что в процессе подобных расчетов и для страны, и для её отдельных административно-территориальных подразделений огромную роль играет именно сбалансированность бюджетов. Дефицит, профицит — результаты зависимости державной политики в сфере сборов и налогообложения. Наличие каждого из них является главным показателем экономической активности страны. Ведь и расходная часть, и основная прибыль от подоходных налогов оказывают непосредственное воздействие на объемы промышленного производства. Бюджетный профицит при полной занятости Профицит бюджета, образовавшийся во время нахождения экономики государства в состоянии максимальной занятости, считают идеальным методом управления финансовой политикой страны. Имея массу преимуществ над способом обыкновенного учёта дефицита и профицита на всех уровнях хозяйственной деятельности, такой подход способствует оптимальной оценке утвержденного бюджета. По сути, главным разграничением между двумя понятиями выступает налог. В случае экономического спада производственные объемы останутся примерно на том же уровне, а профицит полной занятости будет по-прежнему превышать фактический. В понятие профицита бюджета власти РФ закладывают и некоторые особенности. Например, позиция президента заключается в том, что ежегодный финансовый план государства при любых условиях не должен ощущать негативное воздействие от изменений стоимости российских товаров, поставленных на экспорт в различные точки мира. Поэтому федеральный бюджет должен иметь неординарную конструкцию и механизмы распределения профицита. Куда направляются дополнительные средства? Как правило, дополнительные профицитные средства федерального бюджета распределяют в направлениях: замещения внутригосударственных источников, покрывающих дефицит сюда включают и прибыль, полученную на фондовом рынке ценных бумаг, от продажи государственного имущества ; замещения финансовых источников, покрывающих дефицит госбюджета на внешней международной экономической арене; оплаты государственного долга. Иногда резервные средства, полученные вследствие бюджетного профицита, содержатся в высоколиквидных облигациях, векселях и других ценных бумагах.
Деньги в долг стоят процентов. Чтобы страна не платила огромные суммы в качестве процентов, она погашает кредиты, когда у нее есть на это деньги. Так что это важный шаг, который помогает правительству погасить свои долги. Недостатки Во время рецессии эта политика проявляет повышенный ухудшающий эффект. Рецессия — это когда в руках людей становится меньше денег. Если правительство принимает решение увеличить налоги и ограничить расходы на восстановление экономики, это оказывает на него негативное влияние. Это снижает спрос на облигации. Когда правительство прекращает брать взаймы, процентная ставка по облигации падает, одновременно уменьшая доходность. Таким образом, это потеря для домохозяйств, поскольку они получают меньше процентов. Профицит бюджета против дефицита бюджета Бюджетный профицит и дефицит — это два противоположных термина, с которыми экономика время от времени сталкивается. В то время как первое указывает на дополнительные деньги, которые правительство имеет после покрытия своих расходов, второе означает дополнительную сумму, которую правительство должно иметь для полного покрытия своих расходов. Некоторые различия между терминами заключаются в следующем: Бюджетный профицит — это когда доходы государства превышают расходы. С другой стороны, при дефиците бюджета государственные расходы превышают его доходы. Это может произойти, когда правительство собирает меньше налогов или начинает тратить больше. В обоих сценариях деньги текут в экономику, а покупательная способность увеличивается. Это помогает сделать экономику сильной, указывая на заметный рост. Если профицит бюджета происходит в период бума, денежно-кредитная политикаДенежно-денежная политикаДенежно-кредитная политика относится к шагам, предпринятым центральным банком страны для контроля над денежной массой для экономической стабильности. Например, политики манипулируют денежным обращением для увеличения занятости, ВВП, стабильности цен, используя такие инструменты, как процентные ставки, резервы, облигации и т. Читать далее, можно решить эту проблему. Таким образом, если правительство начинает брать больше налогов, а экономика замедляется, центральный банк использует экспансионистскую денежно-кредитную политику, чтобы увеличить предложение денег при снижении процентной ставки и увеличении спроса.
Что такое бюджет и каким он может быть: профицит и дефицит
Абел Аганбегян: Сразу хочу сказать: умеренный дефицит лучше профицита, которым мы почему-то долгие годы гордились. Само по себе наличие бюджетного профицита означает, что правительство не в состоянии грамотно управлять бюджетными средствами и забирает у людей лишнего. Дефицит и профицит бюджета зависит от своевременности поступления обязательных налогов, выплачиваемых гражданами, а также полноты сумм.
Государство обязано расходовать деньги и брать их в долг
Или своей огородной — всё равно. Допустим, посадили вы её как всегда. Урожай у соседей тоже как обычно, а ваш превзошёл все ожидания: раз копнул — и ведро с куста. Идём по магазинам и базарам, прицениваемся: цены тоже обычные. Отлично, на картошке можно получить профит прибыль : и самим — ешь от пуза, и на продажу останется больше всегдашнего. А теперь предположим, что той же картошки везде завались, просто год такой урожайный. У вас по ней в таком случае профицит: с продажи много не выручишь, цены низкие, и самим до новой не съесть — излишек погниёт в подвале или в бурте. Разве что на самогонку пустить, так оно и для здоровья не полезно, и по закону за неё гоняют.
Поэтому профицит бюджета не является плановой величиной, предусматриваемая при его составлении. Законодательство многих стран мира прямо запрещает это делать. Законодательство Российской Федерации предусматривает, что бюджеты любого уровня: федеральный, краевой или областной и местный составляются и утверждаются без бюджетного профицита. Если в процессе составления бюджета выявляется профицит, то бюджетные комиссии обязаны на эту сумму уменьшить поступления в доходную часть от продажи государственной собственности, реализации иных федеральных запасов и резервов.
Дотации обычно называют «нецелевыми межбюджетными трансфертами». Субсидии предоставляются на поддержку реализации полномочий, исполнение которых закреплено за получателем субсидий. Так, например, за субъектами Российской Федерации закреплены полномочия по реализации программ поддержки сельского хозяйства. На поддержку реализации указанных полномочий в течение ежегодно субъектам предоставлялись целевые субсидии субсидии на поддержку племенного животноводства, субсидии на приобретение элитных семян и другие. Субвенции предоставляются на осуществление переданных полномочий, то есть полномочий, которые не закреплены за получателем субвенции. Например, полномочия по регистрации записи актов гражданского состояния относятся к полномочиям Российской Федерации и в обычной ситуации должны исполняться федеральными органами государственной власти. Указанные полномочия были переданы для исполнения субъектам Российской Федерации. Для исполнения данных полномочий регионам предоставляются субвенции. Состав полномочий, закрепленных для постоянного исполнения за субъектами федерации, или переданных для исполнения субъектам вместе с субвенциями, периодически меняется. Так, с 2015 года для исполнения субъектам федерации передаются полномочия по предоставлению мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации. На примере семьи, если мама даёт сыну деньги на карманные расходы, которые он тратит по своему усмотрению, это дотация. Если сын хочет купить игрушку, которая стоит 500 рублей, а у него есть только 200, то мама добавляет ему 300 рублей на покупку этой игрушки и это получается субсидия. Если мама отправляет сына за покупками в магазин и даёт ему денег на них, то это субвенция. Профицит и дефицит бюджета Если доходы бюджета превышают расходы, это значит, что бюджет сформирован с профицитом, если же наоборот — расходы превышают доходы, значит бюджет дефицитный.
Как и почему он возникает? Природу возникновения такого явления, как сверхдоходы можно объяснить просто. Экономика России напрямую зависит от экспорта сырья. При этом расходная часть бюджета планируется, с учетом расценок на нефть состоянием на сегодня. В правительственных органах учитывают данную стоимость при расчете бюджета при условии, что нефть добывается и продается без скачков, на одинаковом уровне. Естественно, это самая главная причина, но есть и дополнительные факторы, вызывающие профицит. Какой бы ни оказалась причина профицита, следует предпринимать меры с целью сохранить бюджетные средства, которые не предназначались для расходования в рамках принятого бюджета. Чем профицитный бюджет отличается от других видов? Бюджет бывает профицитный, дефицитный и сбалансированный. Чем они отличаются между собою? Схематически разницу можно отобразить следующим образом: Профицитный бюджет — это когда доходы превышают расходы.