Формирование основ функциональной грамотности относится к тем метапредметным результатам, которые должны предшествовать предметному обучению, иначе изучение учебных дисциплин не сможет стать результативным и эффективным. Направления функциональной грамотности: 1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности. Что такое «функциональная грамотность»Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:&l. понимать - ориентироваться и постепенно начинает включать более широкие сферы общественной и культурной жизни. Функциональная грамотность. А. А. Леонтьев: Функционально грамотный человек — это человек.
Что такое функциональная грамотность и как она связана с общим интеллектом
На 2 уровнем овладения функциональной грамотностью учащиеся приобретают умения применять имеющиеся знания и навыки в простейших не учебных ситуациях. способность человека свободно использовать навыки и. С 5 по 9 декабря — НЕДЕЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В МАОУ ШКОЛЕ №1. А.А. Леонтьев, советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук, доктор филологических наук. Направления функциональной грамотности.
Сущность понятия «функциональная грамотность».
Педагоги представили мастер-классы по всем направлениям функциональной грамотности и эффективные педагогические практики: учебное сотрудничество и умение работать в команде, учение в общении и умение договариваться, решение жизненных задач и ролевая игра, формирование элементов критического мышления, поисковая активность и приобретение опыта. На заключительном этапе мероприятия подвели итоги работы. Состоялся свободный обмен мнениями и впечатлениями между участниками семинара. Просмотров всего: , сегодня: Новости с финала Краевой олимпиады школьников по финансовой грамотности Провели финал Олимпиады по финансовой грамотности Приморского края. Свои знания продемонстрировали 73 школьника. Ребята приехали из разных, в том числе самых отдаленных населенных пунктов региона. Мальчишек и девчонок сопровождали и поддерживали мамы и папы, бабушки и дедушки, педагоги. В течение часа участники очного турнира решали задачи и тесты по экономике, финансовой грамотности, семейному бюджету, истории денег. Желаем новых достижений и успехов!
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA — исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?
Функциональная грамотность в начальной школе Как помочь детям активно участвовать в том, чему они учатся, помочь чувствовать свои силы и самостоятельно оценивать результаты работы вне типовых алгоритмов? Челябинска»: Умение быстро читать — одна из основ функциональной грамотности. Дети с низкой техникой чтения не могут быстро прочитать задачу, правило или текст и, соответственно, начинают отставать в учебе. С другой стороны, дети часто быстро читают, но не понимают текст, вопрос или инструкцию. Мне как учителю важно видеть, что, во-первых, все учащиеся прочитали текст на уроке или дома, а во-вторых, поняли его содержание. Если речь идёт просто о задании к упражнению, которое мы прочитали, я задаю уточняющие вопросы: «Как вы поняли, ребята, что мы сейчас должны сделать? Дети получают список с вопросами и таким же списком пишут ответы.
Но как мотивировать ребёнка на прочтение учебного материала, а не просто ограничиться личным опытом или опытом родителей, просмотром роликов в интернете? Второй вопрос: как организовать систему контроля всего класса на уроке с целью глубинного освоения материала? Расскажу о своем опыте на примере проекта «Рассказ о слове» из учебника русского языка 3-го класса по программе «Школа России». Это командная работа, которая, помимо функциональной грамотности, развивает у детей еще и навыки «4К» критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация , о которых мы все в последнее время говорим. Группы примерно равноценные. В каждой есть ученик — генератор идей. Он распределяет поручения, кто чем будет заниматься при работе над проектом. Другие дети, конечно же, тоже предлагают свои идеи и варианты. Они сами вызываются для работы над той частью проекта, которая им наиболее близка и понятна.
Роль учителя — наблюдать и направлять в нужное русло, оказывать дозированную помощь. Читайте также: «Комиксы — это отдельный вид литературы»: всё, что нужно знать о рассказах в картинках Например, дети опираются на пример разбора слова «мороз». Каждой группе предложено своё слово, с которым нужно проделать аналогичный разбор: «бабушка», «герой», «дружба», «добро», «труд». Дети пишут транскрипцию, называют орфограммы и определяют их тип. В помощь детям был предложен толковый словарь, словарь синонимов и антонимов. Экземпляр всего один, поэтому группы пропускали задания в ожидании словаря, а затем возвращались к ним вновь. При подборе фразеологизмов дети использовали смартфоны. Так же было и в случае загадок, примеров использования слова из художественных текстов. Плюс детям было предложено нарисовать и проиллюстрировать заданное слово.
Такая же работа применяется на других уроках. Так, на изо мы занимаемся изготовлением пальчиковых кукол и макетов декораций к спектаклю. В одиночестве делать декорации сложно, а в группе работа идет хорошо. Дети изготавливали бумажные цепи для украшения класса — инструкцию для создания этих украшений мы предварительно написали на уроке русского языка. Крупный, маленький и интегрированный: форматы заданий для формирования функциональной грамотности Функциональная грамотность — межпредметный навык. Рассмотрим ещё несколько кейсов: как можно отрабатывать разные типы грамотности, при этом продолжая работать на вовлечение учеников. Екатерина Горбатова, кандидат филологических наук, преподаватель русского языка и литературы: Важно показать ученикам: знания, которые они получают сейчас, не фикция. Лучше всего эта идея реализуется в крупных образовательных форматах: тренингах, циклах занятий, образовательных погружениях и ролевых играх. Все эти форматы хороши своей метапредметностью, поскольку они формируют целостное и системное мышление.
Но в то же время они явно выходят за рамки классно-урочной системы. И тут важно показать еще и другой пример — как маленькие задания такого типа можно было бы включать в рядовые занятия по предмету. Образовательная ролевая игра Пример крупного образовательного формата — ролевая игра. Это некая смоделированная жизнеподобная ситуация, в которую погружаются ученики всей школы. У неё есть базовый сценарий и определённые правила, но развитие сюжета зависит от игроков. В нашем случае примерами стали две игры: — «Царскосельский лицей» и «Серебряный век и революция». В ролевой игре, как и в жизни, нет чёткого разделения между дисциплинами.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены 6 направлений: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Электронный Банк заданий для оценки функциональной грамотности Инструкция о получении доступа к Банку заданий.
Лаборатория функциональной грамотности
Термин «грамотность» был введен ЮНЕСКО в 1957 году Грамотность определялась как умение читать и писать и использовать эти навыки в социальном контексте. Также были введены понятия «минимальная грамотность» — способность человека читать и писать простые сообщения и «функциональная грамотность» — способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с обществом. То есть это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность человека в социальном окружении. В российской системе образования определение функциональной грамотности сформулировал А. Paris, 27. Поскольку готовых рецептов нам никто предложить не может, будем создавать педагогические практики своими руками. Но хочу успокоить наших читателей и рассказать об инновационном федеральном проекте «Разработка и реализация вариативных моделей, обеспечивающих возможности формирования предпосылок читательской, математической и естественно-научной грамотности детей 3—7 лет», который стартует в сентябре 2022 года. Стартовый этап проекта рассчитан на три года.
К работе над проектом уже подключились кафедры дошкольного образования педагогических университетов и институтов развития образования в субъектах Российской Федерации, муниципальные методические центры и дошкольные организации. Кто будет руководить проектом и какова его цель? Научный консультант проекта — Марина Ивановна Кузнецова, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории начального общего образования Института стратегии развития образования РАО. Цель данного проекта — совместными усилиями науки и практики разработать вариативные модели для формирования у детей 3—7 лет предпосылок читательской, математической и естественно-научной грамотности.
В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы? Для формирования различных видов функциональной грамотности необходима целенаправленная работа всего коллектива педагогов. Поэтому в этом учебном году школа подготовила и начала реализовать план по формированию функциональной грамотности школьников. В соответствии с планом для обучающихся проведены уроки Цифры в рамках Всероссийской акции, профориентационные уроки, уроки безопасности в сети. В учебный план средней школы включен курс по выбору: «Финансовая грамотность». Данный курс успешно реализуется Головниным А.
С нового учебного года в 5-х классах Бронникова И. Курс создаёт условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных. Курс поделен на 6 модулей, 6 составляющих функциональной грамотности: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. С целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу формирования функциональной грамотности запланированы заседания Школьных методических объединений, проведена традиционная Методическая неделя по теме: «Формирование функциональной грамотности обучающихся при реализации обновленных ФГОС».
Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе? В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная. О востребованности функциональной грамотности Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут». Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников — важным показателем качества образования. Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно.
Крупницкой, В. Мацкевич, «проблематика грамотности функциональной грамотности становится актуальной лишь тогда, когда страна должна наверстовать упущенное, догонять другие страны». Именно поэтому понятие функциональной грамотности является мерой оценки качества жизни общества своего роде культурный стандарт при сопоставлении социально экономической эффективности разных стран. Некоторые ученые, а именно О. Лебедев, Е. Огарев, А. Хуторской рассматривают данное понятие «функциональной грамотности» с точки зрения образованности учащихся и образовательного результата. Леонтьев утверждал следующее: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Из словаря методических терминов и понятий: «функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Стартовала Всероссийская Эстафета "Мои финансы"
Героя РФ А. Тасимова» Её организовали для учащихся начальных классов Килинчинской школы с 1 по 7 февраля Великий психолог и лингвист А. Леонтьев писал, что функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В рамках Недели функциональной грамотности учителя начальных классов провели ряд запланированных мероприятий, которые подобрали, учитывая возрастные особенности младших школьников.
Подводя итоги, Барыбина И. Леонтьева: «Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений». Подписывайтесь на наши новости:.
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше? Написать о проблеме Стартовала Всероссийская Эстафета "Мои финансы" 27 апреля 2024 г. Стартовала Всероссийская Эстафета "Мои финансы" «Функционально грамотный человек — способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Всероссийская просветительская эстафета «Мои финансы» — это новый масштабный проект по финансовой грамотности для россиян всех возрастов.
Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Креативное мышление — умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше; способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их. Глобальные компетенции : критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Описание изображения
- Большелогская средняя общеобразовательная школа | Функциональная грамотность
- Федеральный государственный образовательный стандарт
- Онлайн-курсы
- ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
- Стартовала Всероссийская Эстафета "Мои финансы"
Зачем дошкольникам функциональная грамотность. Интервью с экспертом
Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у обучающихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Функциональная грамотность. Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных. гласно А.А. Леонтьеву функциональная грамотность – это «способность человека.
Информационные ресурсы по оценке функциональной грамотности
Главная» Новости» Функциональная грамотность в начальной школе выступление на педсовете. Главная > Новости > О функциональной грамотности. Международное исследование функциональной грамотности (PISA) —. На практике функциональная грамотность проявляется в действиях учащихся, а оценка сформированности функциональной грамотности можетосуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения учащихся.
Форма обратной связи
- Функциональная грамотность – ГБОУ школа № 219
- У приволжских учеников прошла Неделя функциональной грамотности
- Стартовала Всероссийская Эстафета "Мои финансы"
- Обновленные ФГОС: Вектор функциональной грамотности и воспитания личности - Центр АНЭКС
- Формирование функциональной грамотности
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
В то же время постепенно должно происходить расширение и усложнение обязанностей, повышение требований к ответственности. Подросток должен научиться действовать по собственному замыслу на основе принятия собственного решения, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, построения ориентировочной основы действия. Научиться действовать ученик может только в процессе обучения, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные модели, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учеников. Поэтому важнейшей задачей в развитии мастерства современного учителя является формирование его функциональной компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных моделей на уроке, готовность к гибкости, адаптации и модификации с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и временных потребностей. Разумеется, функциональная грамотность ни в коей мере не может стать единственной целью образования. Но она дает возможности для формирования творческого опыта и способностей, необходимых для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Панариной, И. Сорокиной, О.
Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Леонтьев, советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук, доктор филологических наук Направления функциональной грамотности: 1. Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
А еще нужно уметь воспринимать информацию на слух, следить за динамическими видеорядами — мультипликацией, анимированной графикой, видео. Все эти форматы в наши дни широко используются в учебной литературе: электронных учебниках, ресурсах Интернета, компьютерных моделях.
Еще раз повторим, что сами понятия чтения и письма существенным образом изменились. Сегодняшние учащиеся в большей степени, чем предыдущие поколения школьников, подвержены технологическим аспектам информатизации. Современный учебный текст приобрел мультимедийный характер: он использует весь спектр иллюстративных ресурсов от статичного изображения до звука и видео, обладает интерактивностью.
Даже традиционные дидактические материалы сильно изменились по сравнению с теми учебными пособиями, которыми пользовались раньше. Еще заметнее эта тенденция прослеживается применительно к электронным учебникам, образовательным программам, ресурсам Интернета, которые уже стали полноправными участниками образовательного процесса. Можно сделать вывод, что для сегодняшнего школьника чтение — это процесс восприятия и усвоения мультимедийной информации, представленной совокупностью различных форматов.
Педагогика сегодня стремится сделать учение более активным, предлагает различные практики, в которых школьники должны самостоятельно усваивать учебный материал. Но представим себе, как сможет справляться с такой работой ученик, который плохо понимает прочитанные тексты, не привык разбираться в сопровождающих его иллюстрациях, не может найти нужные сведения в таблицах… И никакие дополнительные возможности цифровой образовательной среды не помогут ему лучше учиться до тех пор, пока у него не будут сформированы основы ФГ. Без необходимых умений обучение будет некомфортным для всех: для самого ученика, который обречен быть отстающим; для учителя, который вынужден будет по несколько раз объяснять одно и тоже без особой надежды на успех.
А родителям, вероятно, придется искать репетиторов по всем предметам, хотя проблема их ребенка вовсе не в недостаточности знаний, а в отсутствии необходимых умений.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. Функциональная же грамотность означает, что навыки чтения и письма развиты достаточно для бытового и профессионального взаимодействия.
Функциональная грамотность
Математическая грамотность — способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять и интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она помогает людям понять роль математики в мире. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства. Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Как оптимизировать семейный бюджет. После каждого урока учителями проведен самоанализ и организован обмен мнениями. Высказаны благодарности за «находки», почерпнутые из посещенного урока, даны советы. Среди учащихся 5-6 классов был проведен школьный этап олимпиады по функциональной грамотности. Поздравляем победителей и призеров олимпиады: Ампилогов Артемий, ученик 6а класса, — победитель!
Сапраньков Вадим, ученик 6в класса, — победитель! Петракова Екатерина, ученица 6а класса, — призер! Внуковская Ксения, ученица 5б класса, — призер! Свистун Назар, ученик 6в класса, — призер! Леонтьев Александр, ученик 6в класса, — призер! Шийко Анна, ученица 6в класса, — призер! Поздравляем всех с отличными результатами! Совместное заседание ШМО учителей гуманитарного и естественно-научного цикла «Роль метапредметных заданий в формировании функциональной грамотности», учителя и руководители кафедр, 15 человек.
Урок-беседа в 8 классах «Рациональное поведение покупателей», 58 человек. Урок-практикум «Задачи на развитие математической грамотности на примере первых пяти заданий из ОГЭ по математике», 9 классы, 45 человек. Конкурс плакатов «Рецепты кухни Россиии», 4 классы, 58 человек. Викторина по финансовой грамотности в рамках программы курса внеурочной деятельности «Юный финансист» среди учащихся 3в и 4в классов, 39 человек.
Исследование PISA Финансовая грамотность Акцент на конкретные повседневные ситуации решения личных и семейных финансовых вопросов В фокусе внимания модели поведения личности в сфере финансов: покупка товаров и услуг планирование финансовых дел и др. В каждой ситуации действуют конкретные люди, среди которых ровесники учащихся, выполняющих тест, члены их семей, одноклассники, друзья и соседи. Обстоятельства, в которые попадают герои описываемых ситуаций, отличаются повседневностью, и варианты предлагаемых героям действий близки и понятны школьникам. Ситуация и задачи изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно. По каждой ситуации предлагается серия заданий-задач, требующих определённых интеллектуальных действий разной степени сложности.
Леонтьев писал, что функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Читательская грамотность, как компонент функциональной грамотности Эффективные педагогические практики. Термин «функциональная грамотность» впервые ввёл советский психолог, философ и педагог Алексей Леонтьев. Международное исследование функциональной грамотности (PISA) —. Что такое функциональная грамотность простыми словами? Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.