Носацкая Екатерина Владимировна, магистрант НИУ ВШЭ Доклад «Ключевые направления развития торгово-экономических отношений России и Беларуси в рамках Союзного государства».
Экономическая интеграция
В условиях спецоперации для них открываются большие возможности. Для России же Белоруссия — условный северный фронт, который не факт, что будет создан, но нависает над Украиной», — добавляет он. Задачи высшего совета Высший госсовет Союзного государства России и Белоруссии является высшим органом Союзного государства, куда входят главы государств и правительств, руководители палат парламентов двух государств. Среди задач ВГС — решение вопросов развития Союзного государства, назначение выборов в палату представителей парламента Союзного государства, утверждение бюджета и годовых отчетов о его исполнении, а также утверждение международных договоров. Одна из ключевых тем переговоров — организация совместного импортозамещения, говорит руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич. По его мнению, не нужно недооценивать экономический потенциал Белоруссии, для которой Россия — «это как минимум 150-миллионный рынок».
Что же касается темы военной интеграции, то Москва и Минск стоят почти перед одинаковыми внешними вызовами, добавляет он. Белорусскому руководству важно закрепить выгодное получение энергоносителей от России, а также устойчивый транзит своих калийных удобрений через российский порты на Балтике, говорит проректор ГАУГН Вячеслав Сутырин. Кроме того, продолжается обсуждение экономических дорожных карт, в том числе доработка таможенных договоренностей. В сфере безопасности решающую роль играют тактические вопросы размещения ядерного оружия на территории Белоруссии, что укрепляет ее оборонный союз с Россией.
Президент России Владимир Путин заявил о важной роли Союзного государства России и Белоруссии как объединения, запускающего процессы интеграции в Евразии. Он назвал непростыми условия, в которых страны «обеспечивают надёжную безопасность и укрепление оборонного потенциала Союзного государства, эффективно координируют действия на международной арене». Президент обратил особое внимание на достижение цели по обеспечению равенства прав российских и белорусских граждан в здравоохранении, образовании, пенсионной и социальной сферах.
Вопрос в условиях и в принципах, на которых эта интеграция происходит. С белорусской стороны нет никакого принципиального отторжения интеграционным процессам, но у Белоруссии есть своя интеграционная позиция и в некоторых моментах она не совпадает с российской. Белорусская позиция — сначала решаем экономические вопросы, потом политические, в российском подходе всё обратная логика — сначала национальные органы, единая валюта, единая фискальная политика. Вопрос на самом деле заключается в этом — что сначала мы решаем. Также есть вопрос доверия — если мы сейчас заключаем договорённости, например, которые охватывают экономику, после чего Белоруссия соглашается на следующий шаг в политике, то кто гарантирует, что эти договорённости не пересматриваются, как было с ценами на нефть и газ.
По словам Мишустина, Россия и Белоруссия довольны тем, как идёт сотрудничество, плечом к плечу противостоят санкциям и развиваются в интересах своих граждан. Премьер в четверг присутствовал на заседании Высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии, которое провели Владимир Путин и Александр Лукашенко.
Беларусь и Россия подписали межправительственное Соглашение о единой промышленной политике
Процесс интеграции России и Белоруссии после утверждения Высшим госсоветом (ВГС) Союзного государства совместных программ продвинулся, но не закончился. Союзное государство Беларуси и России отвечает интересам народов, и дальнейшая интеграция останется нашим приоритетом». Дмитрий Мезенцев об уровне интеграции России и Белоруссии.
Эксперты оценили вероятность объединения России и Белоруссии 21 февраля
Интеграция России и Белоруссии является процессом, который выгоден для обеих сторон. В целом интеграция у России и Беларуси уже довольно сильная. Две братские страны – Белоруссия и Россия – постепенно ускоряют интеграцию, но, чтобы это сделать, чиновники экономических блоков двух стран начнут делиться друг с другом статистикой. Присоединение Белоруссии повлечет за собой усиление международных санкций, которые даже в существующем варианте тормозят развитие России и усиливают ее отставание от мировых лидеров.
Как будет развиваться интеграция Беларуси и России в 2024 году
Лукашенко озвучил прогноз экономического развития России и Белоруссии 5 апреля 2023, 20:35 "Очень серьезно помогает, у нас сейчас идет взаимодействие по целому треку вопросов — финансовый суверенитет, экономический суверенитет, промышленный", — сказал он в интервью Павлу Зарубину на телеканале "Россия 1". По словам Мишустина, Россия и Белоруссия довольны тем, как идёт сотрудничество, плечом к плечу противостоят санкциям и развиваются в интересах своих граждан.
Поэтому здесь опять же необходим спокойный, взвешенный, экономически обоснованный подход. Игорь Марзалюк: В связи с этим, почему так сложно идут переговоры со стратегическим партнёром? Почему, если Россия — стратегический союзник, уж извините, я, может быть, с меньшей дипломатичностью скажу, почему она так себя ведёт по отношению к нам? Потому что всякое действие рано или поздно рождает противодействие. Сергей Рачков: Опять же, Президент сказал, что у нас порой бывают очень непростые отношения с Россией. Но, тем не менее, мы рассматриваем Россию, как тоже основного союзника.
Почему сложно? Потому что, и мы затрагивали эту тематику, интересы порой отличаются. Есть определённые амбиции, я не побоюсь даже сказать это слово, у отдельных государств. В том числе, есть амбиции и у Российской Федерации, которая хотела бы, видимо, так сказать, использовать свои возможности — и политические, и экономические, — для того чтобы получить больше выгоды. Давайте говорить об этом откровенно, открыто. И здесь задача как дипломатической службы, так и парламентариев — активно включаться вот в этот процесс, объяснять и коллегам, и профессионалам, и политологам, и общественности, на каких основах может строиться наши отношения. А отношения, как говорит Президент, они должны строиться на равноправии, на создании тех условий, которые, в первую очередь, позволят лучше жить как россиянам, так и белорусам.
Игорь Марзалюк: На какие компромиссы мы можем, вообще, идти? Какой уровень компромисса возможен, если для нас самое главное — суверенитет и независимость страны? Сергей Рачков: Вы знаете, если уже говорить о компромиссах, то это уже мы, наверное, с вами войдём в ткань переговорного процесса.
Зная об этом, президент Лукашенко от имени белорусов поздравил россиян с праздником, а «самые теплые поздравления» передал крымчанам. День народного единства президент РФ встретил в Севастополе.
С одной стороны, наличие у каждой из стран этого права гарантирует Беларуси возможность контролировать Россию при более плотной интеграции. Без этого права Россия будет доминировать политически как пример, планы по созданию союзного парламента предусматривали 75 мест для РФ и только 28 — для белорусской стороны. На таких условиях наднациональные парламентские органы не станут эффективным инструментом по развитию интеграции и не получат серьезных полномочий и ответственности от руководства обеих стран. Отсутствие институционального базиса и закрепленных общих ценностей, которые в случае ЕС стали определяющими факторами развития интеграции, могут служить серьезными ограничителями и для развития Союзного государства. Выводы Со всеми перечисленными факторами при развитии двусторонней интеграции придется справляться и искать формулы, удовлетворяющие обе страны. В то же время, если преодоление субъективных препятствий лежит в плоскости пересмотра подходов и стратегий в отношении союзного строительства, то объективные факторы могут потребовать пересмотра самой структуры интеграции и ее конечных целей.
Вместе с тем, общая история, схожие национальные интересы, геополитическое положение, а также наличие глубоких связей на межличностном уровне может стать тем материалом, который сцементирует Союзное государство на время поиска удачной формулы его дальнейшего развития. Денис Буконкин, научный сотрудник Института истории НАН Беларуси, директор общественного объединения «Центр изучения внешней политики и безопасности».
Политик об усилении интеграции России и Белоруссии: «У нас общая судьба»
Интеграция России и Белоруссии в том виде, как она прописана в союзном договоре, сейчас уже невозможна, заявил Александр Лукашенко. «Россия и Белоруссия достигли 100% отметки выполнения запланированных мероприятий первого этапа интеграции – с 2021 по 2023 годы, – подчеркнул заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вольвач. По ее данным, степень интеграции России и Беларуси будет едва ли не выше, чем у государств Евросоюза. Несмотря на то, что среди 28 союзных программ нет целевой по строительству общего научного пространства Союзного государства, интеграция России и Беларуси в этой сфере также происходит.
Лукашенко: интеграция РФ и Белоруссии в соответствии с союзным договором уже невозможна
Но сама по себе позиция Минска оценивается очень высоко. Два государства — одна экономика — Какие перспективы экономической перестройки Белоруссии вы теперь видите, исходя из того, что извлекать прежние выгоды из своего географического положения страна не сможет? Транзитная роль позволяла Минску не только зарабатывать на перевозках и реэкспорте, но также получать существенные таможенные пошлины. Переработка российской нефти и продажи нефтепродуктов на Украину и в Евросоюз также вносили существенный вклад в белорусский ВВП. Но опять же еще до СВО Москва стала пересматривать систему взимания налогов: произошел так называемый налоговый маневр, исходя из своей внутренней логики.
Поэтому и выстроенная в Белоруссии экономическая модель не могла не претерпеть изменений. Сегодня белорусы могут участвовать в российских госзакупках. Это сложный, но во многих случаях весьма рентабельный вид бизнеса, который позволяет диверсифицировать белорусскую экономику. Это более перспективный путь чем поставки калийных удобрений и нефтепродуктов в Европу.
Мы видим, как весь этот год активно выстраивалась модель взаимодействия, основанная на принципе «два государства — одна экономика». Российская и белорусская экономики изначально дополняли друг друга, и даже там, где интересы могли бы вступать в противоречие, как например, в калийном производстве, на практике реализовывались кооперационные сценарии. Иногда картелизация является лучшим вариантом, нежели обострение конкуренции и способствует ускорению развития. А это значит, что Лукашенко придется провести свою страну через весьма сложный период испытаний.
И если не «Батька», то я даже не знаю, кто еще может быть к этому готов и способен. Что касается западного влияния на страну, то оно в Белоруссии в тех или иных формах останется. Но осуществить смену власти уже, очевидно, не удастся. Для этого должны быть внутренние предпосылки.
Этих предпосылок даже пару лет назад не хватило. Более того несмотря на то, что Лукашенко остается во главе республики с 1994 года, нельзя сказать, что в стране есть властный застой. Окружение президента меняется, появляются новые молодые и способные руководители. Лукашенко их взращивал.
Но они не политики, а типичные управленцы. То есть государство в Белоруссии постепенно развивается в сторону своего рода меритократических принципов. При этом часть белорусов до сих пор думает, что они живут в полицейском государстве. Хотя на деле во многих аспектах эта страна куда свободнее многих европейских соседей.
В европейских государствах существует множество формальных регламентов, негласных ограничений и табу, каких нет в Белоруссии. Надо понимать, что у свободы имеется множество измерений и только одно из них политическое. И уж точно не стоит отождествлять возможность выбора одного политика из нескольких со свободой. За что корят себя белорусы — Тем не менее очевидно, что Лукашенко рано или поздно придется уходить.
Стороны пока не могут найти точки соприкосновения по четырем ключевым финансовым и политическим вопросам, отмечают эксперты. Президент РФ Владимир Путин выбрал тактику «малых шагов», чтобы не нарушить интеграционный процесс с Белоруссией, так как это может повлиять на развитие другого союза — ЕАЭС. Заседание Высшего госсовета прошло в режиме видеоконференцсвязи.
Ещё одним важным аспектом он назвал равные возможности выбора места жительства и работы в Белоруссии и РФ.
Он выразил уверенность в способности Союзного государства преодолеть все трудности и преграды, расширять связи и заботиться о коренных интересах братских народов стран. В телеграмме он подчеркнул, что отношения между странами «опираются на традиции дружбы и добрососедства».
А главной темой переговоров стало развитие интеграции и реализация союзного договора. Белорусский президент также предложил президенту России решить все спорные вопросы и подготовить программу действий по интеграции государств до 8 декабря 2019, к 20-летию Союзного договора. Белорусский и российский президенты также отметили, что уже решено всё, что было намечено: определены направления действий в данный момент и создана совместная группа на уровне правительств.
История интеграции России и Белоруссии в рамках Союзного государства
Спустя 25 лет интеграция России и Белоруссии еще не достигла заявленных целей, особенно в политической сфере, стороны регулярно конфликтуют по политико-экономическим вопросам. Экономическая интеграция между регионами Беларуси и России будет усилена. отмечает политолог Дмитрий Аграновский. Соглашение о Парламентском Собрании Сообщества России и Белоруссии было подписано 29 апреля 1996 года.
Лукашенко: Союзу Беларуси и России удалось предвосхитить сегодняшние «тектонические сдвиги»
Россия ТРО Online вещание РИА Новости о Союзном государстве Созвучие: Литература и публицистика стран Содружества. Европарламент выступил с очередным сенсационным заявлением: они признали нелегитимной интеграцию России и Белоруссии. Россия и Белоруссия будут углублять интеграцию в разного рода направлениях. Также граждане России и Белоруссии благодаря интеграции двух стран получат равные права и возможности в экономической и социальной сферах в рамках Союзного государства.