в соавторстве со своей женой Татьяной Калецкой. В середине 70-х в Гельмане нашел своего драматурга ефремовский МХАТ, где были поставлены все его пьесы. Читая выступление Александра Гельмана, ловишь себя на противоречивых чувствах. Драматург и писатель Александр Исаакович Гельман попал в гетто в возрасте восьми лет и прожил там три года, потеряв всех родных, кроме отца.
Игорек, сын Галериста
Александр Гельман, отец галериста Марата Гельмана, признанного в РФ иноагентом, «прозрел» на подходе к пенсионному возрасту. Александр (Шуня) Исаакович Гельман — русский драматург, писатель, сценарист, публицист, общественный и политический деятель, почётный доктор гуманитарных наук университета Пепердайн (Калифорния, США).Шуня (впоследствии Александр) Гельман родился 25 октября. Драматург и писатель, автор пьес "Протокол одного заседания" и "Обратная связь" Александр Гельман во время Второй мировой войны восьмилетним попал в гетто и прожил там три года.
Сын Гельмана подтвердил, что драматург получил перелом обеих ног в ДТП
Сравнивать между собой два типа дикости не вижу смысла. Немалому числу людей было совсем плохо тогда и совсем плохо сейчас. Беспаспортный советский колхозник был примерно так же несвободен, как сегодняшний безработный. Важно разобраться в причинах преследующей нас дикости. Одна из причин — отсутствие философии и практики постепенного, шаг за шагом, совершенствования общественной системы. В начале прошлого века вместо того, чтобы совершенствовать тогдашний дикий русский капитализм, решили строить самое справедливое общество в мире — социализм. Произошла революция. В конце прошлого века вместо того, чтобы совершенствовать неудачный, преступный наш социализм, добиваясь общественного устройства типа скандинавского социализма, мы опять решили вернуться к капитализму. Опять революция. И опять получили нечто дикое, наглое, бесчеловечное. И опять вместо того, чтобы этот капитализм избавлять от пороков, довести до кондиции образцов западной рыночной системы, мы сегодня готовы снова совершить революцию, снова вернутся к социализму, и если это произойдет, то это снова будет дикий социализм.
Чтобы сразу, быстро, немедленно все было хорошо, все было справедливо — такого никогда не было и никогда не будет. Толковое, разумное общество может быть построено только постепенно, когда шаг за шагом исправляется и совершенствуется то, что есть. Нам нужны не революции, а радикальная, настойчивая эволюция. Но как это делать, когда действительно возвращается цензура, когда многие разумные голоса не могут быть широкими слоями общества услышаны?
Александр Гельман становится известным после фильма «Премия». В пьесах и сценариях 1970-х гг. В 1978 году А.
Театры более чем тридцати стран ставили пьесы по его произведениям. С конца 1980-х гг. Гельман занят в публицистике, вёл рубрику в журнале для кинематографистов «Искусство Кино», является политическим обозревателем газеты «Московские новости». На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Александра Гельмана в самых разных форматах epub, fb2, pdf, txt и многие другие.
Когда немцы захватили Дондюшаны, его семья была направлена в гетто. Оно располагалась в местечке Бершадь, до которого колонна евреев шла пешком больше двух недель. В гетто семья Александра жила в холодном и сыром подвале. Вскоре он потерял 12 родственников, среди которых была мать, бабушка и младший, еще грудной братишка. Нацисты морили людей голодом, ставили над ними эксперименты. До освобождения дожил лишь он и отец. Впоследствии о своем пребывании в фашистском гетто Александр напишет книгу воспоминаний «Детство и смерть». После войны он вместе с отцом возвратился в родные Дондюшаны. Окончив школу, Гельман перебрался в украинские Черновцы, где поступил в училище. До армии он успел поработать наладчиком станков на чулочной фабрике города Львова. Службу Александр проходил на Камчатском полуострове и в Севастополе. После армии Гельман устроился фрезеровщиком на завод «Электроточприбор» в Кишиневе.
Что производственный конфликт, раскручивающийся как детективная история, открывает глубинные социальные проблемы того времени, которые впоследствии будут называть эпохой брежневского застоя, да и всей советской системы в целом. Бывший диспетчер 99 СМУ 46 треста "Главзапстрой", который возводил огромный нефтехимический комбинат в Киришах, недавний сотрудник ленинградского "Строительного рабочего" досконально знал строительное дело. Проницательный мыслитель, он понимал, что прикасается к материям, которые связаны с самим существованием советского строя, поставившего амбициозную задачу создания нового человека, но так и не сумевшего преодолеть сопротивления этого уникального чуда природы. Сопротивление человеческого материала социальной системе - об этом рисковали размышлять немногие. Александр Гельман заявил о себе как один из лучших драматургов страны в пору, когда театр заменял большинству советских людей и кафедру, и храм, и парламент. Так было и в СССР, и в досоветской России: зрители становились гражданами в темноте зрительного зала. И Ефремов, и Товстоногов почувствовали в произведениях нового автора общественный темперамент, который оплодотворял их творческие поиски. Как справедливо писал А. Гельман после "Протокола одного заседания" стал драматургом, удовлетворяющим социальную жажду современной сцены. Ефремов получил право "первой ночи": все новые пьесы А. Гельман приносил в Художественный театр, он и писал их, думая о том, кто будет играть в них главные роли - сам Ефремов, Лаврова, Доронина, Евстигнеев, Смоктуновский или Табаков... Театр и писатель нашли друг друга. И это было счастьем для зрителя.
ГЕ́ЛЬМАН АЛЕКСАНДР ИСААКОВИЧ
В годы перестройки Гельман пьесы уже не писал. Вновь возвратился к драматургии в начале 2000-х. Опубликовал также сборник стихов и несколько книг эссеистики. Пьесы Гельмана ставили театры более чем 30 стран. Драматург спектаклей.
Первые же деньги я потратил на то, чтобы начать коллекционировать искусство».
Создал Галерею Марата Гельмана. Владелец дизайн-бюро GuelmanGraphic, информагентства "Культура" Gif. Вместе с политологом Глебом Павловским был совладельцем Фонда эффективной политики, издавал вместе с ним ежемесячный публицистический журнал "Пушкин". Я в это время был уже известным галеристом и хотел помочь ему войти в эту среду. Я организовал несколько "круглых столов", куда привлек всех тогдашних политологов.
Тогда же познакомился и с Павловским, и с Кургиняном. Мои "круглые столы" были оценены, начались совместные проекты, вылившиеся в сотрудничество с Глебом Павловским в форме Фонда эффективной политики». Как политтехнолог принимал участие в избирательных кампаниях: Президента РФ, мэра Москвы, губернатора Нижегородской области, депутатов Госдумы. Потом сценарным консультированием. Затем уже руководил предвыборными кампаниями».
Я был только исполнителем. Публично я позиционирую себя исключительно как галерист и не продвигаю себя в качестве политтехнолога. Поэтому я могу спокойно молчать... Когда я не хотел, чтобы какие-то люди победили... Аналитики на телевидении не нужны».
После того, как драматург угодил под машину в центре столицы, врачи диагностировали у него переломы обеих ног. Может, что-то новое напишется. Драматург, сценарист и поэт Александр Исаакович Гельман родился в румынском селе Дондюшаны в 1933 году. В годы Второй мировой войны их семья из 14 человек была депортирована, до освобождения дожили только Шуня и его папа.
Одно дело, когда отдельно взятый человек забывает какие-то тяжелые моменты своей личной жизни, и совсем другое, когда значительная, подавляющая часть общества забывает трагедии, пережитые целым народом или даже всем родом человеческим. Когда несколько лет назад в Москве был антифашистский митинг, собрались не более пяти тысяч человек, и среди них евреев — ну, человек сто, может быть, двести. Казалось бы, уж евреи-то должны были прийти все, почти все — в Москве проживает несколько десятков тысяч евреев. Для того, чтобы фашисты не смели рот раскрыть, я думаю, достаточно активного протеста пяти процентов граждан страны.
Но не наберется и одного процента. Иногда мне кажется, что половина человечества, не меньше, должна быть уничтожена — для того, чтобы оставшаяся половина не забывала о смертельной опасности таких явлений, как фашизм, о таких диктаторах, как Сталин и Гитлер... Не поэтому ли приемлемое антифашистское поведение — и общества, и власти — сегодня можно наблюдать , пожалуй, только в Германии. И Шаламов сильно злился на Солженицына, когда тот говорил, что лагерь, мол, необходим для понимания природы человека и своих возможностей как личности. Шаламов говорил: нет, это не нужно, это за пределами человеческого... Я могу сказать только о своем ощущении этого явления. Пока я был молод, пока был захвачен теми жизненными проблемами, от которых зависело мое конкретное существование, самоутверждение, я меньше и не так остро, не так болезненно, как сейчас, думал и ощущал то жуткое время, те жуткие события, о которых я написал в воспоминаниях «Детство и смерть». Старость, близость собственной смерти всколыхнули во мне все то страшное, что происходило в моем детстве.
Совсем недавно я написал книгу стихов «Последнее будущее», близкую по духу моим воспоминаниям о гетто. Детство и старость соединились, сблизились — смерть их объединяет. Вот Ад только, может, Данте и удался... И вам, не сочтите за лесть, удалось описать это. А ведь все боятся браться за такой материал: скажем, фильмы об Освенциме всегда грешат картоном, фальшью... Или «Черную книгу» Эренбурга и Гроссмана. Пережившим ад удается описать его достоверно. Я не составляю исключения.
Такие вещи пишутся на высшем пределе творческих возможностей. О патологической любви еврейки и эсэсовца? Там, конечно, все это эстетизировано, это Зло всемирное... Но вообще фильм о том, что фашизм в принципе соприроден человеку: за эту мысль Кавани чуть не сожрала живьем либеральная интеллигенция.
Александр Гельман: драматург и его жизнь
- Дополнительные ссылки
- Известного драматурга Гельмана сбила машина у Театра имени Пушкина в Москве
- Александр Гельман: биография и творческий путь выдающегося драматурга
- Александр ГЕЛЬМАН, драматург: "Жизнь и без того коротка" | Статьи | Известия
- Поздравляем Мастера! К 90-летию Александра Гельмана | Театр To Go
- Писатель Александр Гельман: биография и библиография.
Ранние годы и образование
- ГЕЛЬМАН АЛЕКСАНДР ИСААКОВИЧ • Большая российская энциклопедия - электронная версия
- «Ноги в гипсе». Драматурга Александра Гельмана сбила машина в центре Москвы
- Александр Гельман: биография и творческий путь выдающегося драматурга
- фотографии >>
- ГЕЛЬМАН Александр Исаакович, фото, биография
- Сейчас живу…
ГЕ́ЛЬМАН АЛЕКСАНДР ИСААКОВИЧ
Александр Гельман Aleksandr Gelman Карьера: Драматург Рождение: Россия, 25.10.1933 В 1991 году А.И. Гельман избран почетным доктором гуманитарных наук университета Пепердайн (США, Калифорния). Александр Исаакович Гельман ‒ писатель, драматург, сценарист, публицист. Родился 25 октября 1933 году в поселке Дондюшаны, Тырновского района (ныне в Республике Молдова), в семье служащего. Российский драматург и сценарист Александр Гельман рассказал о своем состоянии после вчерашней аварии. Александр (Шуня) Исаакович Гельман — русский драматург, писатель, сценарист, публицист, общественный и политический деятель, почётный доктор гуманитарных наук университета Пепердайн (Калифорния, США).Шуня (впоследствии Александр) Гельман родился 25 октября. советский и российский драматург, сценарист, публицист, общественный и политический деятель.
"Александр Гельман: 90 лет жизни и искусства. Поздравление от Горбачев-Фонда"
В годы перестройки Гельман пьесы уже не писал. Вновь возвратился к драматургии в начале 2000-х. Опубликовал также сборник стихов и несколько книг эссеистики. Пьесы Гельмана ставили театры более чем 30 стран. Драматург спектаклей.
Я боюсь об этом думать — похоже, я был не совсем нормальным, и эта непрерывная игра, непрерывное состояние возбужденного воображения и были, вероятно, моим сумасшествием. Я сошел с ума в восемь лет. Наш полуподвал находился посередине — между рекой и шоссе. Сначала все шло на восток, потом — на запад. Это были настоящие немецкие части, но под моим личным командованием.
Я включал в свои игры реальные военные силы, которые двигались по шоссе, я их поворачивал в нужную мне сторону, они безоговорочно выполняли любые мои команды. В моей войне могло быть все что угодно: например, украинские партизаны могли биться под началом немецких офицеров против румынских жандармов. Я бывал по очереди то немецким, то русским, то румынским генералом, а когда по шоссе прошла итальянская часть, тут же сделался итальянским генералом. Про реальную войну я мало что знал и знать не хотел — меня интересовала и увлекала лишь моя воображаемая война. Жизнь довоенная и жизнь в гетто были настолько две разные, две чужие, чуждые друг другу жизни, что они не могли обе поместиться в моей душе. Поэтому, попав в гетто, я свою довоенную жизнь как-то враз забыл, она выпала из моей памяти — и, казалось, навсегда. Мне ни разу даже не снилась довоенная жизнь. Единственное, что из той жизни перешло в эту, — игра, дух игры. Я увлеченно, непрерывно играл.
Оказалось, что для этого совсем не обязательно бегать, прыгать и орать, как это бывало в Дондюшанах. Я научился играть молчком, про себя. Я испытываю сложные чувства, вспоминая сегодня мои игры в Бершади. Хотя понимаю, что именно они меня спасли. И если я сегодня более или менее нормальный человек, во всяком случае не совсем, не полностью, не до конца сумасшедший, то это только благодаря тому, что тогда, в гетто, я непрерывно, как заведенный, как безумец, играл, играл — все три года непрерывно играл, и потом играл еще долго после возвращения, после войны... Психика человека очень пластична, податлива, и поэтому человек может приспособиться к любой ситуации и превратиться во что угодно, в кого угодно. Страшно подумать, во что может превратиться человек, причем запросто. Нужны особые меры предосторожности, учитывая эту кошмарную эластичность психики. Возвращался я из гетто не как-нибудь, а на боевом советском танке.
Этот танк одним из первых ворвался в Бершадь. Вдруг он остановился, свалилась гусеница. Толпа изможденных людей мгновенно обступила машину. Из башни высунулся моложавый небритый танкист, заулыбался. На него не обиделись — его тискали, обнимали, жали руки, а он смеялся. Часа два он провозился с ремонтом, я помогал. Он взял меня с собой. Мы двигались вместе с фронтом. Я не помню, какой это был фронт, кажется, 2-й Украинский, которым, если не ошибаюсь, командовал маршал Конев.
А маршалом Коневым командовал я... Когда мы переехали Днестр, танкист, поискав на карте Дондюшаны, огорченно покрутил головой — оказалось, они лежали в стороне от его боевого маршрута. Я вернулся в Дондюшаны вооруженный до зубов. Я привез два пистолета — русский и немецкий, кинжальный нож, штук двадцать пулеметных патронов, две ручные гранаты. Я не узнал мою милую родину, с трудом нашел наш дом, который теперь показался мне крошечным, игрушечным. Меня окликнула соседская девочка Клава Руссу — она была так рада, а я ни разу ее за эти годы не вспомнил, забыл, что она есть на свете. Мне было одиннадцать лет, я не умел ни читать, ни писать. Взрослые, которые развязали ту войну, взрослые, которые сегодня развязывают бесчисленные так называемые малые войны, никогда не думают о детях. У них у самих имеются какие-то пусть абсурдные, идиотские, но цели.
В 1970 году Александр Гельман написал сценарии для нескольких документальных фильмов, а также для игрового фильма «Ночная смена» — в соавторстве со своей женой Татьяной Калецкой. С тем же соавтором он написал сценарии ещё двух художественных фильмов — « Считайте меня взрослым » и «Ксения — любимая жена Фёдора». Широкую известность Гельману принёс снятый в 1974 году по его сценарию фильм « Премия »; позже сценарий был переработан в пьесу «Протокол одного заседания», поставленную в 1975 году Г. Ефремовым , шедшей с неизменными аншлагами во МХАТе [6]. Кульминацией спектакля является пронзительный монолог руководителя парткома Соломахина Евгений Евстигнеев , который заканчивается репликой обращенной в зал: «Товарищи! Нет такой партии! И не будет!!! В некоторых провинциальных театрах, сразу после этих слов Соломатин запевал « Интернационал », который подхватывали остальные персонажи спектакля и зрительный зал.
В середине 1970-х годов в Гельмане нашёл своего драматурга ефремовский МХАТ, где были поставлены все его пьесы: помимо «Заседания парткома», «Обратная связь» 1977 , «Мы, нижеподписавшиеся» 1979 , «Наедине со всеми» 1981 , «Скамейка» 1984 , «Зинуля» 1986 , в 1994 году, уже МХТ им. Чехова , поставил и «Мишин юбилей» [14]. Острые, злободневные пьесы Гельмана в жанре производственной драмы, с не всегда правдоподобными сюжетами А.
Сегодня 90 лет исполняется их создателю Александру Гельману, мастеру производственной драмы. Источник фото: alefmagazine. В 1941-1944 годах он находился в еврейском гетто в городе Бершадь Винницкой области, где погибла почти вся его семья. После окончания Львовского военно-политического училища имени Щорса 1952-1954 , он шесть лет служил в армии. Затем учился на библиографическом отделении Кишиневского университета, но его не окончил. Работал помощником мастера на фабрике, фрезеровщиком, строителем, корреспондентом ленинградских газет.
В 1978 году переехал в Москву, был обозревателем газеты «Московские новости», вёл рубрику в журнале «Искусство кино».
фотографии >>
- Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
- Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
- Александр гельман биография кратко
- С Александром Гельманом наедине: к 90-летию легендарного драматурга
- Об Александре Гельмане — Вестник Европы
- Биография Александр Гельман
Что-то с памятью его стало…
Он родился 25 октября 1933 года на станции Дондюшаны Тырновского района Молдавии. В детстве его жизнь была отмечена трагическими событиями - с 1941 по 1944 год он вместе с родителями находился в еврейском гетто в городе Бершадь Винницкой области. Из 11 членов его семьи остались в живых только он и его отец. После войны Гельман начал свою трудовую деятельность. Он окончил профтехшколу трикотажников в Черновцах и работал помощником мастера на чулочной фабрике. Затем он служил в Советской Армии и командовал подразделениями в Береговой обороне Черноморского флота и Камчатской военной флотилии Тихоокеанского флота. После демобилизации Гельман работал фрезеровщиком на заводе "Электроточприбор" в Кишиневе и одновременно учился в Кишиневском государственном университете.
Ефремовым во МХАТе. Кроме МХАТа пьесы драматурга шли в десятках других театров страны. Некоторые из них, в частности «Наедине со всеми» и «Скамейка», были переведены, опубликованы и поставлены в более чем 30 странах. Пьеса «Скамейка» в разные годы шла на сценах 6 театров Франции. В 1985 году в издательстве «Советский писатель» вышел сборник пьес драматурга, некоторые пьесы выходили отдельными изданиями в издательстве «Искусство», публиковались в журналах «Театр» и «Современная драматургия». Наиболее известные пьесы А.
Гельмана, начиная с 1980 года, были включены в школьные программы по современной русской драматургии. В годы «перестройки» А. Гельман перестал писать пьесы, так как увлекся политикой. Стал одним из трех сопредседателей совета учредителей газеты «Московские новости» в тот период, когда газета сыграла выдающуюся роль в становлении гласности в стране. В 1988-1992 гг. С 1988 по 1999 год работал в газете «Московские новости» в качестве политического обозревателя, публиковал на ее страницах свои статьи и эссе.
В 1989 году А.
Все больше внимания уделяется поведению отдельных лиц.... Здесь нет рабочих. Это мир «начальников» низшего и среднего звена. Среда, в которой честность невозможна, недостижима, искоренена. Любовь к своей работе и уверенность в своей правоте также недостижимы... Мы видим анатомию бюрократического мира, его механизмы, мафиозные узы между бюрократическими кликами, формирование «клиентуры» и все взаимоотношения. Политическая карьера.
Обучение в вечерней школе дало Александру возможность после ее окончания в 1952 году поступить в военнополитическое училище, которое находилось во Львове. В 1954 году он окончил кафедру сухопутных войск После окончания Львовского училища Александр Гельман в 1854 году пошел служить в армии. В 1960 году Гельман завершил военную карьеру и переехал жить в Кишинев. В этом городе он поступил на известный завод «Электроточприбор». После этого он переехал в Кириши и устроился на работу в трест «Главзапстроя» диспетчером.
С «Премией» было такое: как драматург Гельман сделал имя на чужом сюжете
драматургу, поэту, эссеисту - исполнилось 90 лет. Драматург, сценарист и поэт Александр Гельман родился в 1933 году. Александр Гельман — известный российский драматург и режиссер, чьи произведения занимают особое место в современной театральной культуре. Александр Гельман: смотреть фильмы онлайн. Александр Гельман – один из знаменитых драматургов советского времени.
Известного драматурга Гельмана сбила машина у Театра имени Пушкина в Москве
О новой пьесе на своей странице в Фейсбуке написал сын драматурга — российский коллекционер, галерист и публицист Марат Гельман: «Мой папа Александр Гельман написал новую пьесу. Об Альберте Эйнштейне. Точнее о нем и о жене скульптора Коненкова, которая была любовницей Эйнштейна и советской разведчицей. Действие происходит в тот самый момент после бомбы, сброшенной на Хиросиму, и в день, когда он узнал о ее работе, то есть в день их расставания, так что главной задачей было — нарисовать психологический портрет гения и человека, натворившего и в мире и в личной жизни черти что. Насколько я знаю отца — он рисовал его с себя. Вот у него есть пьеса, которая шла в театре «Практика» — «Последнее будущее» — она автобиографическая.
Александр Гельман вновь вернулся к драматургии в начале 2000-х годов. Были опубликованы его новая пьеса «Претендент» «Профессионалы победы» , а также его сборник стихов и несколько книг эссеистики. Александр Гельман — обладатель очень многих наград и титулов. Наиболее известные пьесы Гельмана, начиная с 1980 года, были включены в школьные программы по современной русской драматургии. Писатель в последние годы увлекся интернетом, стал печататься в интернетовских сетевых изданиях. RU до недавнего времени он вел еженедельную рубрику «Наедине со всеми». Александр Гельман живет в Москве.
Сын — Марат Гельман род. Общественная позиция[ править править код ] В октябре 1993 года подписал « Письмо сорока двух », о чём спустя 20 лет не сожалел [7]. В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ [8]. В 2003 году — письмо против войны в Чечне [9]. В марте 2014 года подписал письмо КиноСоюза своим коллегам с Украины, поддерживающее Евромайдан и осуждающее возможную российскую военную интервенцию на Украину [10]. В мае 2018 присоединился к заявлению российских литераторов в защиту украинского режиссёра Олега Сенцова , осуждённого в России [11]. В марте 2020 года подписал обращение против принятия поправок к Конституции РФ, предложенных президентом Путиным [12]. Творчество[ править править код ] Публиковать рассказы и очерки начал в конце 1950-х годов во время службы на Камчатке. В 1970 году Александр Гельман написал сценарии для нескольких документальных фильмов, а также для игрового фильма «Ночная смена» — в соавторстве со своей женой Татьяной Калецкой. С тем же соавтором он написал сценарии ещё двух художественных фильмов — « Считайте меня взрослым » и «Ксения — любимая жена Фёдора». Широкую известность Гельману принёс снятый в 1974 году по его сценарию фильм « Премия »; позже сценарий был переработан в пьесу «Протокол одного заседания», поставленную в 1975 году Г.
Детство писателя пришлось на войну, семья была депортирована в бершадское гетто в... Александр Шуня Исаакович Гельман — русский драматург, писатель, сценарист, публицист, общественный и политический деятель, почётный доктор гуманитарных наук университета Пепердайн Калифорния, США. Детство писателя пришлось на войну, семья была депортирована в бершадское гетто в Транснистрии, где погибла его мать. Младший брат и бабушка писателя погибли по пути в гетто в ходе т. После войны жил в Кишинёве, учился в училище, работал слесарем, учился в военном училище, был офицером, работал на стройках и заводах. В 1966 приехал в Ленинград. С 1967 по 71-й год работает корреспондентом ленинградских газет «Смена» и «Строительный рабочий».
Драматург и писатель Александр Гельман отмечает юбилей
Александр Гельман уже выбрал нового президента России, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.09.2002. Александр Исаакович Гельман ‒ писатель, драматург, сценарист, публицист. Родился 25 октября 1933 году в поселке Дондюшаны, Тырновского района (ныне в Республике Молдова), в семье служащего. Биография. Советский и российский драматург, сценарист, публицист, общественный и политический деятель. Драматург и писатель Александр Исаакович Гельман попал в гетто в возрасте восьми лет и прожил там три года, потеряв всех родных, кроме отца.