Праздничный стол башкир отличается своим изобилием мясных и сладких блюд. Как и многие башкирские народные праздники, Ураза-байрам пришел вместе с мусульманством. Башкирские народные праздники. Праздник по-башкирски называется байрам. Удивляли башкиры и своей национальной кухней. В детском саду № 67 состоялся национальный башкирский праздник "Грачиная каша".
Башкиры Нижнекамска отметили национальный праздник урожая Сумбуля
Национальный башкирские праздники: история, описание и традиции Древний тюркский народ, башкиры, смогли за свою многовековую историю сохранить многие. Напрашивается только один вывод – башкирский народ обладает уникальной способностью радоваться и отмечать как религиозные, так и национальные праздники. Йыйын является наиболее древним башкирским праздником. Общественные собрания в праздничной форме, отражающие обрядовую культуру и общественные отношения, сложились у башкир-кочевников в недрах первобытно-общинного строя. Гости праздника могут познакомиться с национальными подворьями, приобрести товары народных промыслов на ярмарке, попробовать национальные блюда, послушать песни и увидеть народные танцы. Сейчас же дата отмечается, в том числе, как символ национального единства и культурных традиций татарского и башкирского народов. Из национальных праздников башкир особым почетом пользовался сабантуй праздник плуга, который справлялся с языческих времен и сохранился до наших дней.
КАЖДЫЙ САМ
- В Стерлитамаке прошёл национальный башкирский праздник "Грачиная каша"
- «Башҡорт аты» - самые важные и интересные факты о международном фестивале
- Новый год по-башкирски
- Башкиры Нижнекамска отметили национальный праздник урожая Сумбуля. В городе его отмечают ежегодно.
- Новогодние семейные традиции разных народов Башкортостана
- В Ишимбайском районе отметили древний фольклорный праздник
Традиционные зимние игры северо-западных башкир «БӘЙГЕ»
Зимние башкирские праздники | Как и многие башкирские народные праздники, Ураза-байрам пришел вместе с мусульманством. |
Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск | В Башкирии 19 марта традиционно отметили республиканский праздник весеннего равноденствия «Навруз», сообщили «Башинформу» в минкультуры региона. |
В Березниках отметили народный праздник татар и башкир – Сабантуй
Вместо этого был другой праздник — Нардуган, своебразный аналог русских святок. Этот праздник отмечался с 25 декабря по 7 января — люди одевали свои лучшие одежды, устраивали игры и гуляния и, конечно, готовили праздничные угощения. Чтобы в следующем году всех ждал достаток и удача, башкиры ставили на стол особое блюдо — аумаля. Оно напоминало по вкусу манную кашу, но вместо крупы использовались мучные клецки. Для приготовления этого блюда необходимо просеять муку, потом обмакнуть руку в сырое яйцо и потом обвалять в муке, чтобы получилась мелкая мучная крошка.
Чем мельче — тем лучше! После этого засыпать получившую крошку в бульон и варить на медленном огне до готовности. Еще один вариант приготовления аумаля: нужно растопить сметану обязательно густую, деревенскую, с магазинным продуктом такой фокус не пройдет , после чего, постоянно помешивая, всыпать муку, посолить и довести до готовности. Блюдо само по себе очень сытное и жирное, поэтому на стол его подают с хлебом или отварным картофелем.
Это густой, наваристый суп, напоминающий одновременно и похлебку, и мясное рагу. Кстати, а в соседнем Татарстане «элеш» — это большой пирог с мясом и картошкой, а вовсе не первое блюдо. В праздничном элеше лук подается в полусыром виде. Фото: cooking-24.
Не забывайте снимать пену, чтобы бульон был прозрачный. Через час после закипания бульон надо посолить и убавить огонь, а еще через полчаса — добавить лавровый лист и целую очищенную луковицу для аромата.
Уфа башкиры национальный костюм. Башкирское восстание 1705-1711. Башкирское восстание 1705-1711 иллюстрация. Восстание в Башкирии 1740. Башкирское восстание 1735-1740 фото.
Башкирское восстание 1735. Башкирское восстание 1705. Башкирское восстание 1704-1711 гг. Традиции башкир Башкортостана. Традиции Башкиров народов России. Традиция Башкиров Национальная Башкиров. Традиции народов России башкиры.
Национальный костюм народ России Башкирцев. Башнац костюм Башкирский. Башкирская Национальная одежда Бурзян. Народы Республики Башкортостан. Народы Башкирии многонациональность. Численность башкирского народа в Республике Башкортостан. Казахстан январь 2022 протесты.
Казахстан митинг митинги 2022. Салават Юлаев национальный герой. Салават Юлаев башкир. Салават Юлаев национальный герой башкирского народа. Салават Юлаев Пугачевское восстание. Башкирский национальный праздник Йыйын. Национальные праздники башкирского народа Йыйын.
Перестройка в России 1990. КПСС 1990 митинги. Куйбышев митинги 1990. Башкирские Восстания 1735 1740 картинки. Казаки и башкиры в Париже в 1814. Башкиры в Париже 1812 картина. Дом дружбы народов Республики Башкортостан.
Фольклориада 2021 Башкирия Октябрьский. Этнография народов Башкирия. Кякук сяйе. Кякук сяйе Башкирский праздник. Сеянтус Башкирская деревня. Каргатуй Башкирский праздник. Восстание в Туркестане в 1916.
Восстание казахов 1916. Восстание в Семиречье 1916. Емельян Пугачев восстание. Восстание Емельяна Пугачева картина. Крестьянское войско Емельяна Пугачева 1773. Емельян пугачёв Пугачевское восстание. Национальный костюм Башкиров Южного Урала.
Дюсяново , Салават Ахметов с. Елбулактамак , Фидалия Халикова г. Белебей , Зульхизя Кинзябаева с. Конкурс был направлен на духовно — нравственное укрепление института семьи; сохранение семейных обычаев и традиций; популяризацию образа матери, женщины, невестки. В ходе состязания участницы содержательно рассказывали о себе и о своей семье, исполнили песни, продемонстрировали танцевальное мастерство, продекламировали стихи народных поэтов.
В агентстве подчеркнули, что для участия в флешмобе необходимо опубликовать на странице своего профиля в социальных сетях публикацию, связанную с приготовлением любимого национального блюда с указанием специального хэштега моенациональноеблюдо. Ранее сообщалось, что в Тобольске с 3 по 10 января пройдет гастрономический фестиваль «Пельменный съест».
«Башҡорт аты» - самые важные и интересные факты о международном фестивале
В селе Шигаево по традициям празднования фольклорно-обрядового праздника Нардуган проведено открытие сельской ёлки. Во время праздника гостей угостили горячими блинами и чаем, также играли в национальные игры, водили хоровод и пели песни.
Такой честный отзыв для организаторов праздника — большая награда. А значит, все не зря. Поэтому национально-культурная автономия «Урал» обещала и дальше радовать горожан своими яркими мероприятиями. Пожалуйста, оцените материал:.
Об этом говорит и изначальный перевод слова - «собрание». Здесь собирались представители родов, чтобы подвести итоги прошедших событий, определить границы родоплеменных территорий и порядок перекочёвок, а также уладить межродовые споры.
Башкирский праздник объединяет людей разных поколений и является любимым праздником не только башкир, но и представителей многих других народов, бережно относящихся к своим историческим корням и традициям. В этом году мероприятие было посвящено поддержке семей участников СВО, участников локальных войн и конфликтов, участников ВОВ и приравненных к ним лиц, а также 110-летию со дня рождения министра просвещения Республики Башкортостан Фатимы Хамитовны Мустафиной, нашей землячки, уроженки земли самарской», — говорит председатель Самарской областной общественной организации поддержки национальной культуры «Курултай» башкир Самарской области» Гульсина Акирова. В традициях Йыйынов прошлых веков здесь устраиваются разные состязания, игры для детей и молодежи. В этом году на празднике были также представлены картины самобытного художника Салимкирея Хазеева — уроженца с.
Куштау забастовка Башкирия. Защита Куштау август 2020. Битва за Куштау. Защитники Куштау. Защита горы Куштау. Куштау 16 августа 2020.
Куштау Противостояние. Куштау 2020. Куштау протесты. Волнения в Башкирии сегодня. Башкирия народ. Люди Башкирии. Башкиры люди. Культура Башкортостана. Про народов Башкортостана башкиры. Народы Урала башкиры.
Айлинские башкиры. Башкиры коренной народ Республики Башкортостан. Восстания башкир 1704. Восстание 1704-1711 Башкирия. Восстание башкир 1735-1740. Башкирское восстание 1704-1711. Башкирское восстание 1735-1740. Восстание башкир 1735. Восстание башкир 1705-1711. Национальный костюм башкир Южного Урала.
Национальный костюм башкир культура Башкортостана. Национальный праздник башкир Сабантуй. Праздники Башкиров Сабантуй. Сабантуй у Башкиров. Праздник Сабантуй в Башкирии. Алдар батыр Башкирское восстание. Хабиров Фольклориада флешмоб. Башкортостан башкиры. Башкирская культура Башкортостана. Культура народа Башкирии.
Парад национальных костюмов в Уфе. Народность башкиры столица Уфа. Население Республики Башкортостан. Уфа население. Национальный костюм народов Башкортостана. Нац костюмы народов Башкортостана. День национального костюма в Башкирии. Народы живущие в Башкирии. Мобилизованные из Башкирии в Саратове. Мобилизация в Башкирии.
Частичная мобилизация в Башкирии.
Башкиры и татары отпраздновали национальный праздник «Барда зиен»
В Ишимбайском районе отметили древний фольклорный праздник | Башкирские народные праздники Праздник по-башкирски называется байрам. Башкирский праздник весенне-летнего цикла, известен в центральных и восточных районах Башкортостана, в Зауралье. |
«Башҡорт аты» - самые важные и интересные факты о международном фестивале | Сабантуй — национальный татаро-башкирский праздник плуга, символизирующий завершение весенних посевных работ. |
Какие есть зимние национальные праздники у башкир?
Национальные праздники башкирского народа Йыйын. Древнейший праздник Нардуган по своему сюжету коррелирует с рождением Исидой Гора от умершего Осириса. В Башкирии стартовал флешмоб «День национальных зимних блюд». «Это заранее спланированная массовая акция, в которой шеф-повара республики готовят свои любимые праздничные блюда башкирской кухни», — отмечается в положении о проведении. не совсем зимний, он отмечается в первые дни весны. Йыйын является наиболее древним башкирским праздником. Общественные собрания в праздничной форме, отражающие обрядовую культуру и общественные отношения, сложились у башкир-кочевников в недрах первобытно-общинного строя. Йыйын является наиболее древним башкирским праздником. Общественные собрания в праздничной форме, отражающие обрядовую культуру и общественные отношения, сложились у башкир-кочевников в недрах первобытно-общинного строя.
Башкирия волнения народа
В Башкирии стартовал посвященный национальным зимним блюдам флешмоб Флешмоб «День национальных зимних блюд» стартовал в Башкортостане Фото: Wikipedia В Башкортостане стартовал флешмоб «День национальных зимних блюд». Как уточняет «Интерфакс» со ссылкой на организаторов, посвященное праздничным блюдам национальной кухни мероприятие призвано популяризировать «поварское дело».
The main site for Archive Team is at archiveteam. This collection contains the output of many Archive Team projects, both ongoing and completed. Thanks to the generous providing of disk space by the Internet Archive, multi-terabyte datasets can be made available, as well as in use by the Wayback Machine , providing a path back to lost websites and work. Our collection has grown to the point of having sub-collections for the type of data we acquire.
В Ишимбайском районе отметили древний фольклорный праздник Мероприятие состоялось на живописном берегу реки Белой. Этот древний праздник посвящён прилёту грачей и отмечается башкирами и татарами. Молодёжь воспринимает его как фольклорную забаву, но люди старшего возраста ещё помнят старинный обряд. В прежние времена, с приходом весны дети ходили по деревне, собирая крупу и другие продукты, которые затем использовались для приготовления каши. Вся деревня участвовала в этом процессе.
Башкирские национальные праздники 1. Наиболее древний башкирский праздник йыйын народное собрание. На народных собраниях решались вопросы мира и войны, уточнялись границы родоплеменных территорий, улаживались споры. Завершались народные собрания праздником. На йыйын приглашались жители из других дальних аулов. Делалось это для установления дружеских отношений с другими родами, а также завязывания знакомств. У башкир брак внутри рода был строго запрещен, а знакомства на йыйыне позволяли выбрать невесту из другого рода. Праздник способствовал формированию в подрастающем поколении экологической культуры, развивал потребность общения с природой, познания реального мира, определял в какой-то степени положительное поведение люден в природе. Нардуган, в переводе с тюркского - начало нового года, с персидского - новый год. Этот один из наиболее ярких и красочных древних праздников приходится на первый день месяца фарвардина по древнеиранскому солнечному календарю, а по григорианскому на 21-22 или реже на 23 марта в 2009 году - 22 марта. В первый день года принято ходят друг к другу с новогодними пожеланиями, пляшут. Гостей хозяева одаривают мелочью, сладостями. Если в первый день нового года первым в дом зайдёт мужчина, - значит, год будет щедрым, благополучным. Гостя обильно угощают, подают брагу, медовуху и т. Иске ян, а ел девушки загадывают на жениха. Записываются приметы: если в новогодний вечер много звёзд на небе, то хороши будут ягоды и домашняя птица: гуси, утки, индюки, куры. Кар хэуые за талой водой -отмечается в апреле. Бабушки рассказывают, что эта вода очень полезна, ее растирались до пояса, лицо, они верели что вода снимает нездоровье, колдовские чары. На востоке Башкортостана Учалинский р-н известен под названием "йома сэйе" "чай, в пятницу" , в северных районах республики Башкортастана и в Пермской области - "сэйесмэ" "чаепитие". Кукушкин чай так же, как и каргатуй, восходит к архаичным верованиям и обрядам, связанным с почитанием птиц и предков. Крапива от сердечной боли, девясил от желудка, кора березы -от боли суставов. С X века среди башкир распространяется ислам, ставший в XIV веке господствующей религией. Наиболее значимый для мусульман - башкир праздник - Курбан-байрам. Все торжества, имеющие отношение к исламу, отмечаются по мусульманскому лунному календарю. Праздник Курбан-байрам начинается 10-го числа месяца зуль-хиджжа. Он совпадает с днем завершения паломничества в Мекку. Праздник Курбан-байрам установлен в воспоминание о попытке принесения Авраамом своего сына в жертву Богу и празднуется четыре дня. Начало праздника определяется появлением новой луны. За появлением луны следили различными способами, в одних местах смотрели на воду в пруд, озеро, реку , в других спускались в глубокий колодец или яму и оттуда высматривали луну. Человек, который первым являлся к мулле с заявлением, что ему удалось увидеть серп молодой луны, получал награду. В первый день праздника приглашаются в гости только близкие родственники и соседи, а затем уже начинается хождение по гостям, сначала по приглашению, а потом заходят запросто, к кому вздумается. Сам хозяин не участвует в еде вместе с гостями, а должен стоять все время на ногах, переходя от одного гостя к другому, пока не будет приглашен самими гостями принять участие в трапезе. Праздник - это радостное событие. В этот день мусульмане готовят традиционные национальные блюда, друзьям и родственникам преподносят подарки, причем они не должны быть дорогими. В каждом доме мусульманина царит дух такого гостеприимства и щедрости, что любой человек, зашедший в дом, не выйдет, не отведав праздничного угощения Зачем все таки нужны нам праздники? Наверно каждый выбирает лично для себя не зависимо от национнальности и веро исповедания. Но мой взгляд автора, утверждает о том что в эти праздники главное уделить внимание всем своим хорошим друзьям и ближайшим родственникам. И как гласит старая и избитая пословица "Главное не подарок, а внемание! Не забывайте о своих лучших друзьях которые идут рядом с вами и ближайших родственников которые будут поддерживать вас всегда и готовые принять вас такими какими вы есть. Способ приготовления кумыса Готовили кумыс в прежние времена в деревянных кадках из липы или дуба. Процесс приготовления заключался в следующем: вначале готовили закваску - бродило, которую замешивали с кобыльим молоком и давали настояться. Бродилом для получения первого кумыса у башкир служит кислое коровье молоко. Иногда в качестве закваски использовали разваренное до консистенции каши пшено с постоявшим кобыльим молоком или пшено с солодом. Ну, а когда первый кумыс приготовлен, то следующим бродилом служит крепкий кумыс. Кстати, еще в прошлом веке было установлено, что микроорганизмы кумыса образуют зерна, которые можно промывать, высушивать и сохранять. Закваска из таких зерен - наилучшая. Это - чистые культуры бактерий. По времени созревания с момента заквашивания кумыс подразделяют на слабый одни сутки , средний двое суток и крепкий трое суток. Кумыс, приготовленный из непастеризованного кобыльего молока считается натуральным кумысом. Натуральный однодневный кумыс обладает диетическими и лечебными свойствами. Науруз наурыз. Праздник Нового года по солнечному календарю, совпадающий с днем весеннего равноденствия, распространен среди ирано-язычных и тюрко-язычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана, а также среди башкир и татар. Башкиры унаследовали его у ирано-язычных племен которые обитали в долине рек Яик Урал , Сакмара примерно в 7 в. В науруз каждая семья варила из круп злаковых культур ритуальную пищу, которой угощали гостей и всех желающих. Во время Науруза взрослый предводитель, специально назначенный обществом учредитель праздника, вместе с юношами организует хождение по дворам. Они прославляют хозяев за домовитость, щедрость, после чего получают продукты для общей трапезы, вышитые изделия для награждения участников состязаний в беге, борьбе курэш , скачках, а также певцов, сэсэнов, кураистов, думбыристов, танцоров, мастеров горлового пения узляу. В Науруз обязателен ритуал посещения стариков для получения благословения фатиха. Обряды, совершаемые в Науруз, призваны задобрить природные силы и духи предков для достижения благополучия в наступающем году. Башкирский праздник весенне-летнего цикла, известен в центральных и восточных районах Башкортостана, в Зауралье. Традиционно праздник устраивали с наступлением весны. В Западном и Югo-Западном Башкортостане его проводили за день до сабантуя, в нем участвовали главным образом женщины и подростки, но могли присутствовать и мужчины. Праздник начинался с молений на кладбище, иногда сопровождался жертвоприношениями. В ходе праздника молодые женщины, девушки устраивали импровизированные представления с песнями, танцами, играми. Распорядительницу праздника называли алсабыр или юлбарсы. После общей трапезы участницы оставляли остатки ритуальной каши на пнях деревьев, камнях с благо пожеланиями к птицам. У юго-восточных и горных башкир каргатуй почти всегда устраивали на ближайшей горной вершине. Во время празднества деревья наряжались цветными шалями, бусами и другими украшениями, выставлялись молочные продукты; мальчики имитировали карканье птиц. У западных башкир обряд был исключительно подростковым. Истоки праздника лежат в архаичных пластах верований: культе птиц, ранней форме культа тотемич. Возможна двойная интерпретация праздника: "воронья свадьба", "воронья каша", так как возникновение связано с культом вороны, и "грачиная свадьба", "грачиная каша", что обусловлено изменением характера обряда, ставшего своеобразной встречей весны. За талой водой. Проводится в апреле. Принимались все, джигиты притаптывают тропинку за водой, бабушки рассказывают, что эта вода очень полезна, растирались до пояса, лицо, снимает нездоровье, колдовские чары бальзам. Девушки с коромыслами идут за талой водой. Пили чай, ели блины. Кукушкин чай. Башкирский обряд весенне-летнего цикла.
Башкиры Нижнекамска отметили национальный праздник урожая Сумбуля
Зимние национальные праздники башкир список. Праздничные и бытовые обряды У башкир существует четкое разграничение праздников и повседневности. В рамках республиканского конкурса “Трезвое село” сегодня на территории озера Кандрыкуль прошли традиционные зимние игры северо-западных башкир «БӘЙГЕ». В Башкирии стартовал флешмоб «День национальных зимних блюд». «Это заранее спланированная массовая акция, в которой шеф-повара республики готовят свои любимые праздничные блюда башкирской кухни», — отмечается в положении о проведении. Нардуган — Новый год — древний праздник зимнего солнцестояния у башкир и некоторых других народов Поволжья.
В Самарской области прошел ежегодный областной башкирский национальный праздник «Йыйын»
Национальный башкирские праздники: история, описание и традиции | На Среднем Поволжье и Приуралье с 25 декабря по 7 января татары отмечают праздник зимнего солнцестояния. |
Кто приходит в Новый год к народам Башкортостана? | Национальные праздники башкир. Поиск. Смотреть позже. |
Сегодня у башкир - зимний Нардуган | Г.Р,Валеевой Л.Р,Газимовой одно провели субботник на ки очистили снег:СуюшевР.Р,Юртказин А.С,Газимова лина З.Х ОГРОМНАЯ благодарность Альфие Гайнановой!за организацию программы,предоставление костюмов для праздника! |
«Зимний сабантуй» – это весело и зрелищно! | Национальный башкирские праздники: история, описание и традиции Древний тюркский народ, башкиры, смогли за свою многовековую историю сохранить многие. |
Башкиры Нижнекамска отметили национальный праздник урожая Сумбуля
В детском саду № 67 состоялся национальный башкирский праздник "Грачиная каша". Сабантуй — национальный праздник башкир Сабантуй — один из наиболее популярных национальных праздников в Башкортостане. Женисбек Пиязов специально для праздника подготовил одну из любимых и популярных у башкир песен — «Шаймуратов генерал», в которой воспевается образ Героя России, легендарного командира Башкирской кавалерийской дивизии Минигали Шаймуратова.
Культура и традиции
- Башкирский народный праздник – Сабантуй
- Башкиры Нижнекамска отметили национальный праздник урожая Сумбуля
- Кыш-бабай был в виде духа. Фольклорист о башкирских новогодних традициях | АиФ Уфа
- В Пермском крае на празднике «Барда-зиен» гости познакомились с культурой башкир и татар
В Аскинском районе прошёл народный праздник «Шэжэре байрамы»
В некоторых районах республики до сих пор сохраняется традиция празднования Карга туй. Это период с 22 по 28 марта, когда птицы голосят, предчувствуя смену сезонов. Ранее его отмечали прямо после появления из-под снега черной земли. Считая, что это и есть начало новой жизни. Она укрыта снегом-саваном. Ее нельзя тревожить, нельзя копать. Это все равно, что ранить ее живую плоть.
Потому башкиры не закапывали умерших зимой в землю. Тело заворачивали в войлок и подвешивали на ветку дерева или водружали на возвышенное место. С наступлением первых весенних дней покойника спускали и укладывали на холм. Грачи и вороны расклевывали мягкие ткани тела, слетаясь стаями. Громкие кликания птиц воспринимались как сигналы наступления нового времени, что и праздновалось как Карга туй. Оставшиеся кости закапывали в землю, которая к этому времени оттаяла.
И до сих пор в башкирском языке сохранен фразеологизм — «кости держат землю», а тех, кто хоронил покойника в могилу, называли «спускающиеся к костям». Нардуган и пир головой — Зимнее солнцестояние играло какую-то роль в жизни башкир? Нар в переводе с башкирского — солнце, дуган — родилось. Еще одна версия: на древнетюркском слово «дуган» означало «граница». Зимний нардуган приходится на период с 21 до 25-26 декабря. Башкиры воспринимали это так: солнце повернулось в сторону лета, то есть отмечается граница между зимним и летним временем года.
О наличии священного почитаемого духа года у башкир писал еще в IX веке арабский миссионер, путешественник. Периодом черного солнца, то есть холодного времени считались октябрь, ноябрь и декабрь — до зимнего солнцестояния. В период зимнего солнцестояния совершались обряды, связанные с увеличением сил природы, человека. Обязательно ходили по соседям и произносили благопожелания: «Нар-нар-нардуган! Иди на нардуган, братец мой! Пусть в дом придет благо!
Пусть у вас корова отелится! Пусть в ульях много пчел перезимует! Пусть дети будут здоровы! После этого разводили костры и сжигали нечисть. В огонь бросали старое тряпье, ненужные вещи, связанные с болезнью, тревогами, так сжигали «несчастья». Могли устроить прыжки через костер.
Такой же обряд проводили на Летний нардуган, который приходился с 21 по 23-24 июня. К праздничному столу обязательно пекли круглые лепешки, смазывали их желтым маслом. Они символизировали круглое солнце. Лепешки ели, разламывая руками, нельзя ни в коем случае резать их ножом, ведь это означало ранить солнце, рушить целостность мироздания. Молодые люди традиционно устраивали хождение по домам для получения у почитаемых старейшин, долгожителей благословения. Устраивали знакомства для молодых, организуя веселые вечера с играми — Аулак.
Еще одна важная традиция связана с зимой. В это время старики рассказывали вечерами молодым и детям сказки, предания, эпические сказания, загадывали загадки. Главное условие: голову животного оставляли до весны, потом варили ее и приглашали самых почетных гостей на баш ите — головное мясо. Люди верили, что в голове сосредоточены сила, биогенетическая энергия, жизненные начала, мудрость. Она от зимы до весны соединяла жизненные нити, охраняла род. Как только ее съедали с молитвами в дни весеннего равноденствия, живые получали благословение на новый виток времени, соединялись с новой фазой года.
Еще пример — пока не родившей детей невестке запрещалось делать прорубь. Считали, что она еще ничего не подарила этому роду и была бесправной на «хозяйские» отношения с благами земли, с дарами природы. Обязательно зимой устраивали гадания. Например, когда забивали скотину во время жертвоприношения, брали правую лопатку для мужчины и левую для женщины и по ней определяли судьбу.
Пока я здесь был, увидел культуру башкирского народа, которая меня очень сильно впечатлила. Такие мероприятия очень важны, чтобы представители других стран могли ознакомиться с культурой и бытностью башкирского народа. Самая большая выставка народных промыслов и ремесел «Город мастеров» объединила более 20 мастеров республики, которые представили кованые, шорные изделия, охотничье и воинское снаряжение, разные виды вальтрапа «Сергетыш». Также в рамках праздника прошел конкурс мастеров и ремесленников, на котором были представлены работы более 100 участников. Победителем в номинации «Конская упряжь» стал Сагит Фахретдинов из Учалинского района. Увлекаюсь этим ремеслом уже более 30 лет.
Родом я из Челябинской области, после переезда в Башкортостан изучал, как работают старые мастера, что-то перенял у них, что-то новое сам начал изобретать и сыновей своих научил ремеслу», — поделился мастер. В категории «Охотничье и воинское снаряжение» лучшим признан мастер из Уфы Юлай Галиуллин. Гран-при в возрастной категории от 18 лет и старше удостоился заслуженный художник Башкортостана Джалиль Сулейманов. Концертная программа В башкирской мифологии образы коня и человека неразрывно взаимосвязаны и составляют единое целое. Образ лошади раскрывается в башкирских эпосах «Урал батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», «Идукай и Мурадым», множестве преданий, легенд и песен. Многие из песен прозвучали в рамках концертных программ фестиваля с участием звезд сцены. Для башкир-батыров лошадь всегда была верным соратником — и в древности, и в годы войн — Отечественной войны 1812 года, Первой мировой войне, Великой Отечественной войне. На празднике вспомнили про легендарного коня по кличке Керчь — единственного вернувшегося с полей сражений и увековеченного памятником. Специальными гостями фестиваля стали народный артист Узбекистана и Башкортостана Женисбек Пиязов, ногайский мультиинструменталист Ислам Сатыров и артист фольклорного ансамбля «Тыва» Артур Дамдын-оол. Женисбек Пиязов специально для праздника подготовил одну из любимых и популярных у башкир песен — «Шаймуратов генерал», в которой воспевается образ Героя России, легендарного командира Башкирской кавалерийской дивизии Минигали Шаймуратова.
По словам артиста, сейчас он разучивает еще одну популярную башкирскую песню - «Зимний романс» Рима Хасанова. Сегодня башкирская лошадь — это яркий национальный бренд Башкортостана, который предстоит сделать узнаваемым во всем мире. Принята программа по развитию спортивного коневодства, намечены перспективы развития конно-спортивных школ, направления джигитовки. Для телепроекта «Семь джигитов» планируем устраивать соревнования по джигитовке. Конь — это наше прошлое и будущее, связь с нашей душой. Фестиваль достиг еще одной цели — возможно, он откроет еще одно новое направление туризма и станет популярным для многих групп: школьников, пенсионеров, иностранцев, любителей природы и фольклора.
Новояппарово Давлекановского района прошёл региональный праздник «Йыйын демских башкир рода кыркуйли-минцы». Йыйын — древний башкирский праздник, одно из значимых событий в культуре народа, он знаменовал все крупные события в жизни башкирского общества. В переводе с башкирского слово «йыйын» означает «встреча», «народное собрание», «народный праздник». С давних времен минцы проживали на берегу Демы и её притоков на территории Давлекановского района.
Оно проводилось в целях расширения научно-исследовательской, краеведческой, этнографической деятельности в ходе составления шэжэре родословной , привлечения молодежи к исследовательской и научной работе, способствования повышению у населения интереса к истории, корням. В ней приняла участие делегация Пермских башкир. Более 20 башкирских родов из 14 северо—западных районов Башкортостана представили свои шэжэре, традиции и быт, — рассказала методист Башкирского историко-культурного центра в Пермском крае Зауя Махатова.
В Пермском крае состоялся национальный праздник башкир
Йыйын является наиболее древним башкирским праздником. Общественные собрания в праздничной форме, отражающие обрядовую культуру и общественные отношения, сложились у башкир-кочевников в недрах первобытно-общинного строя. Нардуган – древний праздник зимнего солнцестояния у башкир и некоторых тюркских народов Поволжья. Этот праздник также называется "рожденный солнцем", так как начиная с этого дня световые дни становятся длиннее, символизируя победу света над тьмой. Новый год у башкир – Нардуган (Нардуған) проводился два раза в год. 22 июля в п. Южный Большеглушицкого района прошел ежегодный областной башкирский национальный праздник «Йыйын». В давние времена Нардуган был главным зимним праздником предков современных башкир.