Волнения крестьян села бездна Казанской губернии. выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 (См. Крестьянская реформа 1861). Текст научной работы на тему «Участие студентов Казанской духовной академии в панихиде по крестьянам С. Бездна». Главная» Новости» Крестьянские выступления.
21. Крестьянское движение весной 1861 года. Расстрел Кандиевского и Бездненского восстаний
Обзор игрового слота «Продуктовая лотерея СССР» | К 12 апреля в Бездну съехалась группа крестьян из других деревень и губерний.[17] Идет спор о количестве крестьян, сошедшихся в Бездне. |
Волнения в селе | Расстрел безоружных крестьян в Бездне вызвала возмущение передовых людей как в России, так и за границей, а вот помещики, напротив, выражали бурную радость и жалели, что мало мужиков было убито. |
Вы точно человек?
В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. Один из пунктов образца уставной грамоты, в котором было сказано «после 10-й ревизии отпущено на волю столько-то», он растолковал таким образом, что царь дал волю уже в 1858 году, а помещики это скрывали, поэтому вся земля принадлежит крестьянам и хлеб, собранный и проданный в продолжение 2 лет, надо взыскать с помещиков.
Основная мысль, которая проводилась в манифесте, заключалась в стремлении доказать, что уплата крестьянами повинностей за пользование их собственной землей в пользу помещиков вполне справедлива. Для подтверждения этого аргумента Филарет счел необходимым сослаться на религию, в частности на авторитет апостола Павла. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и, по естественному рассуждению, свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим… воздавать всем должное и в особенности кому должно: урок, дань, страх, честь… что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки, что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещика землею и не нести за сие соответственной повинности». Обнародование «Положений» сразу же вызвало мощный подъем крестьянского движения. Сохраняя наивную веру в царя, крестьяне отказывались верить в подлинность манифеста и «Положений», утверждая, что царь дал «настоящую волю», а дворянство и чиновники либо ее подменили, либо истолковывают в своих корыстных интересах. Среди крестьян появились люди, пытавшиеся толковать «Положения» с точки зрения крестьянских интересов. Крестьянское движение на первых порах проявилось главным образом в отказе от выполнения барщины и уплаты оброка.
Уже в марте, по далеко не полным данным Министерства внутренних дел, волнения крестьян происходили в 7 губерниях: Волынской, Черниговской, Могилевской, Гродненской, Витебской, Ковенской и Петербургской. В течение апреля, по этим же данным, «случаи неисполнения и сопротивления крестьян закону» имели место в 28 губерниях, в мае — в 32. Наибольший размах весной 1861 г. В первой половине апреля крупное выступление крестьян произошло в селе Бездне Спасского уезда Казанской губернии. В этом выступлении чрезвычайно ярко обнаруживаются стремления и чаяния крестьянства — жажда подлинной воли, которая в их сознании неразрывно связывалась с правом на землю. В начале апреля в селе Бездна один из местных жителей, Антон Петров, начал толковать «Положения» в духе крестьянских чаяний. Как утверждал Петров, крестьяне согласно «Положениям» получали немедленно волю и не должны были выполнять по отношению к помещикам никаких повинностей. Почти вся помещичья земля должна также принадлежать крестьянству, — «помещику земли — горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута.
Переступит он шаг со своей земли — гони добрым словом, не послушался — секи ему голову, получишь от царя награду». Агитация Антона Петрова имела огромный успех и получила широкое распространение. Крестьяне различных деревень стекались в Бездну, чтобы услышать о «настоящей воле». В бездненских волнениях принимали участие крестьяне 75 населенных пунктов Спасского уезда. Среди крестьян наблюдались массовые отказы от выполнения барщины, распространялись разговоры о необходимости расправиться с дворянами. События в Бездне вызвали огромное беспокойство и растерянность местных властей. В Бездну направился свитский генерал-майор граф Апраксин с войсками для подавления волнения. Как сообщал казанский военный губернатор Козлянинов в своем донесении министру внутренних дел, по приказанию Апраксина к Бездне было двинуто 12 рот пехоты с двумя трехфунтовыми орудиями.
Однако и его увещевания не принесли никаких результатов. На другой день, 12 апреля, граф Апраксин снова вернулся в Бездну с двумя ротами резервного батальона Тарутинского пехотного полка и повторил свое требование. Как указывал Апраксин в своем рапорте царю, к этому времени в Бездне собралось около 4000 крестьян, среди которых были и приехавшие из Самарской и Симбирской губерний.
Крестьяне отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды, отказывались исполнять барщину, делили помещичий хлеб. Крестьяне отказались выдать Петрова, его арестовали только после шести залпов по безоружным крестьянам. Согласно официальным данным, было убито 91 и ранено 87 человек. По сообщению врача, лечившего раненых, общее число жертв превышало 350 человек. Распоряжением императора Александра II Николаевича крестьянин Антон Петров был предан военному суду и 19 апреля 1861 года публично расстрелян.
Многие крестьяне были наказаны розгами и приговорены к тюремному заключению. Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократической интеллигенции в России и за границей. Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А. Несколько статей бездненским событиям посвятил «Колокол» А. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861.
Дали вольную – крестьяне недовольные
Бездненские волнения, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 года. Волнения крестьян села бездна Казанской губернии. «Восстание крестьян в селе бездна». 1931. Крестьянские волнения 1861. Выступление крестьян в селе бездна.
16 апреля 1861 в Казани состоялась Куртинская панихида
Выступление крестьян в селе бездна. Бездненская трагедия | Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность к-рых дошла до 10 тыс. чел. |
100 лет в печати "Декабристы разбудили Герцена" — Я гражданин СССР (Александр Кемер) — NewsLand | Дали вольную – крестьяне недовольные. Отмену крепостного права в деревне встретили без особой радости, а кое-где мужики даже взялись за вилы — думали, помещики их обманывают. |
Против крестьян | Крестьянский бунт в 1861 г. был спровоцирован крестьянином А. Петровым, проживавшим в с. Бездна. |
Волнение крестьян в селе бездна. Бездненская трагедия
Выступление крестьян в селе бездна. Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность к-рых дошла до 10 тыс. чел. Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность к-рых дошла до 10 т. ч. Волнение охватило св. 75 сел и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишского уездов Казанской губ., ряд уездов Симбирской и Самарской губ.
Аресты, розги и кандалы. Как проходила отмена крепостного права в Вятке.
Восстание в селе Бездна Казанской губернии (ныне — село Антоновка в Татарстане). Грамотный крестьянин Антон Петров по-своему толковал вышедший царский манифест об отмене крепостного права. Наиболее известными выступлениями были восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандиевка Пензенской губернии. Из истории классовой борьбы в России в 60-х годах XIX века на примере событий в селе Бездна Казанской губернии После цикла очерков о крестьянском движении в Казанском крае в 1917 году. Только за 1861 год произошло 1859 крестьянских выступлений. Житель села Бездна Казанской губернии Антон Петров убеждал крестьян, что согласно царскому повелению барская земля бесплатно отдается крестьянам, и призывал их не платить оброк и не ходить на барщину.
Разочарование освобождением. Движения в ответ на реформу 1861 г
Я оставил его в пламени. Государь тяжело и часто стал дышать, нижняя губа его задрожала, и прекрасные голубые глаза мгновенно увлажились слезами. Но это продолжалось только одну минуту. Государь вдруг нахмурился, как бы осуждая самого себя за свою слабость. И, приподняв голову, твердым голосом обратился к Мишо. А сейчас давайте погрузимся в историю, которой и посвятим большую часть сегодняшней программы.
И первым делом я предлагаю вспомнить о дате, которая как-то незаметно прошла в наших календарях. А между тем, для России с ее вечной темой земли и революции она более чем значимая. В марте исполнилось 155 лет отмене крепостного права в стране императором-освободителем Александром вторым. Но ничего опять же что связано с земельным вопросом не проходит в перенасыщенной землей стране просто. И уже вслед за манифестом царя последовала волна крестьянских бунтов всех мастей.
Освобожденные по разному трактовали свои права и свободы. Одни вовсе не желали перемен, ибо у нас бесхозный крестьянин столь же потерян и напуган, что и закрепощенный. Иные видели в реформах обман, несправедливость, желали большего и считали возможные выгоды от разных дат. Диляра Юсупова отправилась по следам забытого восстания в село, что носит сейчас имя Антонова - зачинщика того бунта, нашла даже его потомков и готова раскрыть нам одну из страниц извечной российской истории под названием "Земля - крестьянам! Отличники школы всё знают про историю самого здания, где учатся и места, где живут.
На словах. Имение Мусина-Пушкина, исторические события 19 века. И вот небольшой уголок мини-музея - об истории, что и сделала этот маленький посёлок на глубинке Татарстана таким уникальным. Не случайно о событиях тех лет не было снято ни одного фильма. Публикации появились только в середине 20 века, имели весьма небольшой тираж.
Известность событие получило позже - в советское время битва на Бездне все-таки вошла в учебники по истории. Причем, правильнее говорить Без Дна, с ударением на последний слог. Река в действительности была бездонной, измерить ее глубину не могут до сих пор. Водоем оставался главной достопримечательностью поселка до событий, что произошли уже на ее берегу. Историки это место обходят стороной.
Мол, событие было, последствия - тоже, но кто прав, кто виноват, непонятно и поныне. Сам зачинщик - крестьянин Антон Петров-Сидоров о судьбе народа вообщем-то изначально не думал, толкнула сама судьба. Владимир Астафьев, доцент Института международных отношений , истории и востоковедения КФУ: "Становой пристав Михайлов, который должен был читать, был не особо грамотен. Он учился у Антона Петрова и попросил его: сначала он просто прочитал, но потом это стало его идеей". В действительности, Антон Петров был не единственным бунтарем.
После того как император Александр Второй подписал манифест об отмене крепостного права, возник вопрос "Как делить землю? Компромисс нашли: отдать землю крестьянам - по 3,5 гектара на душу. Был крепостной, а стал свободный должник. Смысл жизни теперь - платить государству и… помещикам. Владимир Астафьев, доцент Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ: "Крестьяне по-прежнему должны были сорок дней барщины отработков иметь, они по-прежнему не могли получить землю, эти положения нужно было довести до крестьян, в Казани были доставлены только в начале апреля".
Начались крестьянские бунты. Текст манифеста об отмене крепостного права назвали "филькиной грамотой". Только за 1861 год произошло 1859 крестьянских выступлений. Антон Петров пошел дальше, манифест он растолковал по своему: царь дал волю раньше на два года до официальной даты. Этот факт помещики якобы скрывали, а потому вся земля принадлежит крестьянам, и хлеб, собранный и проданный в продолжение 2 лет, надо взыскать с бывших хозяев.
Диляра Юсупова - "Сейчас это школьные мастерские, но именно здесь держали Антона Петрова в винном погребе, он во всем признался, но стоял на своем и через семь дней его расстреляли, правда уже в другом месте, на окраине села". Есть улицы центральные, а есть исторические, как эта, правда по ней и не скажешь, что когда-то здесь пролили немало крови. Одинокий памятник, стертая надпись и люди, что и не помнят, а что-то слышали, читали. Обрывки прошлого доносятся и вот до этой женщины. Она живет с прямым потомком Антона Петрова-Сидорова.
Говорит, сегодня и не разберешь - Сидоровых в деревне около 4 семей - может и родственники - признается, после такой кровавой битвы, кто кому сват уже и неважно. Бунтовщиков все же заставили платить. За 45 лет землю смогли выкупить единицы.
В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. Один из пунктов образца уставной грамоты, в котором было сказано «после 10-й ревизии отпущено на волю столько-то», он растолковал таким образом, что царь дал волю уже в 1858 году, а помещики это скрывали, поэтому вся земля принадлежит крестьянам и хлеб, собранный и проданный в продолжение 2 лет, надо взыскать с помещиков.
По сообщению врача, лечившего раненых, общее число жертв превышало 350 человек. Распоряжением императора Александра II Николаевича крестьянин Антон Петров был предан военному суду и 19 апреля 1861 года публично расстрелян. Многие крестьяне были наказаны розгами, приговорены к тюремному заключению. Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократической интеллигенции в России и за границей.
Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную Куртинскую панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил русский этнограф и антрополог, публицист, историк освоения Сибири А.
Газета "Русские ведомости" в 1879 г. Серпухова Московской губернии: "Положение детей, из-за 4-5-рублевого жалованья обреченных на изнурительную 12-часовую работу, в высшей степени печальное. К сожалению, эти изможденные, бледные, с воспаленными глазами существа, погибающие физически и нравственно, до сих пор еще не пользуются в надлежащей степени защитой со стороны закона. А между тем эта юная рабочая сила представляет весьма солидный процент всех сил, занятых на местных фабриках; так, на одной фабрике г. Коншина работают до 400 детей". Оплата столь тяжкого труда рабочих в первые десятилетия после "великих реформ" была грошовой.
Спорадическое повышение заработной платы далеко отставало от роста цен. Мало того, существенную часть до половины! До того как был принят в 1886 г. Итак, за 11 минут опоздания полагалось отработать бесплатно весь день! Из других пунктов тех же "условий" явствует, что хозяин мог штрафовать рабочего по всякому поводу, а за "дурное поведение" в любое время уволить. Разумеется, под мотивировку "дурное поведение" хозяин мог подвести любого из неугодных ему работников. Адский труд при грошовой оплате не позволял рабочим обеспечить себе хотя бы элементарное человеческое существование.
Жили они со своими семьями нищенски, большей частью в бараках и казармах, мало подходивших "даже для стойла коровы или лошади, не только для человеческого жилища"[ 4 ], или в подвалах вроде того, который описан инспектором земской управы Петербургского уезда, обследовавшей жилищные условия столичного пролетариата за 1878 г. Берви-Флеровский, досконально изучивший положение российских рабочих 60-х годов, пришел к выводу: условия жизни рабочего "таковы, что он должен отказаться или от существования, или от достоинства человеческого". Первые шаги рабочего движения в России после 1861 г.
Как Александр II "Освободитель" крестьян расстреливал
Вот о годовщине первого полёта с Земли в эту звёздную Бездну все и ведут речь. Но была ведь и ещё одна Бездна, которая тоже в этот же день отметила свою годовщину. Которую, правда, почти никто не заметил... В эту Бездну страна заглянула ровно на сто лет ранее гагаринской реплики «Поехали! Восстание в селе Бездна Казанской губернии ныне — село Антоновка в Татарстане. Грамотный крестьянин Антон Петров по-своему толковал вышедший царский манифест об отмене крепостного права.
По его словам, выходило, что добрый царь освободил крепостных ещё в 1858 году, но помещики скрыли это. Вся земля должна принадлежать крестьянам, и конечно, помещикам они больше ничего не должны. Никакой барщины, никаких выплат которые в реальности продолжались ещё полвека. В Бездну стекались тысячи крестьян, воодушевлённых таким толкованием царского манифеста. Волнения охватили 75 сёл.
Тысячи крестьян отказывались дальше гнуть спину на помещиков... И вот 12 апреля в село вошли войска под командованием графа Антона Апраксина.
Среди крестьян наблюдались массовые отказы от выполнения барщины, распространялись разговоры о необходимости расправиться с дворянами.
События в Бездне вызвали огромное беспокойство и растерянность местных властей. В Бездну направился свитский генерал-майор граф Апраксин с войсками для подавления волнения. Как сообщал казанский военный губернатор Козлянинов в своем донесении министру внутренних дел, по приказанию Апраксина к Бездне было двинуто 12 рот пехоты с двумя трехфунтовыми орудиями.
Однако и его увещевания не принесли никаких результатов. На другой день, 12 апреля, граф Апраксин снова вернулся в Бездну с двумя ротами резервного батальона Тарутинского пехотного полка и повторил свое требование. Как указывал Апраксин в своем рапорте царю, к этому времени в Бездне собралось около 4000 крестьян, среди которых были и приехавшие из Самарской и Симбирской губерний.
Не достигнув своей цели, Апраксин отдал приказ о расстреле безоружной толпы. Крестьяне держались стойко, и только после нескольких залпов толпа дрогнула, а Антон Петров вышел к войску, неся на своей голове «Положения». По сообщению спасского исправника, общее количество убитых составляло 61 человек, умерших от ран — 41 и раненых — 71 человек.
Как рассказывает в своих воспоминаниях адъютант казанского военного губернатора поручик Половцов, «по счету доктора, приехавшего на другой день из Казани и лечившего пострадавших в течение с лишком двух месяцев, всех жертв было более 350 человек». Однако число жертв не могло быть определено точно и лечащим врачом, так как, разойдясь по домам, далеко не все крестьяне обращались к врачебной помощи, боясь обвинения их в причастности к бездненским событиям. По приговору военного суда Антон Петров был расстрелян, а большое количество крестьян было наказано розгами и сослано.
Казанское дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина, «мужественно» и «решительно» расправившегося с волновавшимися крестьянами. Апраксина — дурака, человека без сердца, ни к чему не способного — провозглашают усмирителем и спасителем края». Наиболее крупным событием в крестьянском движении весны 1861 г.
Одним из главных организаторов движения являлся крестьянин села Высокого Леонтий Васильевич Егорцев. Еще в марте, тотчас по объявлении манифеста, начались волнения среди крепостных крестьян. Положение крепостных в этой губернии было исключительно тяжелым.
Даже свитский генерал-майор Дренякин, командированный царем в эту губернию, в своем рапорте указывал, что «Пензенская же губерния по многоземелью своему легкостью барщины и подводною повинностью в пользу помещика похвалиться не может». Один из участников карательной экспедиции Дренякина, подпоручик Худеков, в своих воспоминаниях оценивая обстановку, сложившуюся в Пензенской губернии, писал: «Нужна была только одна искра; почва для пожара была уже давно готова». И такой искрой явилось опубликование манифеста.
Движение крестьян в Пензенской губернии отличалось как своей массовостью, так и активными формами борьбы. Крестьяне, как и в других губерниях, либо не хотели верить в подлинность манифеста и «Положений», либо пытались найти в них иное содержание, объявлявшее настоящую волю. Волнения начались 1 апреля в селе Студенки Чембарского уезда, где демократически настроенный священник Федор Померанцев, толкуя «Положения», заявил крестьянам, что работать им на помещика не следует.
Вполне естественно, что подобная интерпретация манифеста, отражавшая чаяния крестьян, получила сразу же широкую известность.
Герцен рвет с анархистом Бакуниным. Правда, Герцен видит еще в этом разрыве только разногласие в тактике, а не пропасть между миросозерцанием уверенного в победе своего класса пролетария и отчаявшегося в своем спасении мелкого буржуа. Не поняв буржуазно-демократической сущности всего движения 1848 года и всех форм домарксовского социализма, Герцен, тем более не мог понять буржуазной природы русской революций. Свои излюбленные мысли на эту тему он развивал бесчисленное количество раз. Чем больше земли получили бы крестьяне в 1861 году и чем дешевле бы они ее получили, тем сильнее была бы подорвана власть крепостников-помещиков, тем быстрее, свободнее и шире шло бы развитие капитализма в России.
Герцен создал вольную русскую прессу за границей - в этом его великая заслуга. Рабье молчание было нарушено. Но Герцен принадлежал к помещичьей, барской среде. Он покинул Россию в 1847 г. Чернышевский, Добролюбов, Серно-Соловьевич, представлявшие новое поколение революционеров-разночинцев, были тысячу раз правы, когда упрекали Герцена за эти отступления от демократизма к либерализму. Однако справедливость требует сказать, что, при всех колебаниях Герцена между демократизмом и либерализмом, демократ все же брал в нем верх.
Кавелин сразу узнал себя в этом портрете. И Тургенев сразу узнал себя. Он продолжал отстаивать свободу Польши и бичевать усмирителей, палачей, вешателей Александра II. Герцен спас честь русской демократии. Когда полковник Рейтерн застрелился в Варшаве 1860 г. Ты ненавидишь помещика, ненавидишь подьячего, боишься их - и совершенно прав; но веришь еще в царя и архиерея...
А вот в поселке ни одной вывески или записи исторической хроники. С давних пор село переименовано в Антоновку - откуда и кто этот человек не указано, даже на злосчастном камне на месте трагедии. Информация похоронена вместе с борцами за свободу, самодержавием и Российской Империей. Впрочем уже тогда власти решили забыть и о самом земельном вопросе, что не был решен и в начале ХХ века. Обнародование «Положений» сразу же вызвало мощный подъем крестьянского движения. Сохраняя наивную веру в царя, крестьяне отказывались верить в подлинность манифеста и «Положений», утверждая, что царь дал «настоящую волю», а дворянство и чиновники либо ее подменили, либо истолковывают в своих корыстных интересах. Среди крестьян появились люди, пытавшиеся толковать «Положения» с точки зрения крестьянских интересов. Крестьянское движение на первых порах проявилось главным образом в отказе от выполнения барщины и уплаты оброка. Объективно оно означало борьбу за ликвидацию феодально-крепостнических отношений. Уже в марте, по далеко не полным данным Министерства внутренних дел, волнения крестьян происходили в 7 губерниях: Волынской, Черниговской, Могилевской, Гродненской, Витебской, Ковенской и Петербургской1.
В течение апреля, по этим же данным, «случаи неисполнения и сопротивления крестьян закону» имели место в 28 губерниях, в мае - в 32. Это был период наибольшего подъема крестьянского движения. Как указывал П. Валуев в своей записке «О положении крестьянского дела в начале сентября 1861 года», «промежуток времени между обнародованием Положений и введением в действие мировых посредников т. Для того чтобы представить себе тот размах, который приняло движение в этот период, необходимо остановиться на вопросе о количестве войск, привлекавшихся к подавлению крестьянских волнений, на основе обработки нами данных Департамента Генерального штаба, состоящих из донесений в Военное министерство как командиров частей и соединений, так и местной администраций. Несмотря на эту весьма внушительную цифру, составлявшую существенную часть общего количества полевых войск, она является далеко не полной. По-видимому, часть донесений либо вовсе не сохранилась, либо она отложилась в других фондах, так как они писались на имя разных лиц: императора, военного министра, генерал-квартирмейстера1. Наибольший размах весной 1861 г. В первой половине апреля крупное выступление крестьян произошло в селе Бездне Спасского уезда Казанской губернии. В этом выступлении чрезвычайно ярко обнаруживаются стремления и чаяния крестьянства - жажда подлинной воли, которая в их сознании неразрывно связывалась с правом на землю.
В начале апреля в селе Бездна один из местных жителей, Антон Петров, начал толковать «Положения» в духе крестьянских чаяний. Как утверждал Петров, крестьяне согласно «Положениям» получали немедленно волю и не должны были выполнять по отношению к помещикам никаких повинностей. Почти вся помещичья земля должна также принадлежать крестьянству,- «помещику земли - горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута. Переступит он шаг со своей земли - гони добрым словом, не послушался - секи ему голову, получишь от царя награду»2. Агитация Антона Петрова имела огромный успех и получила широкое распространение. Крестьяне различных деревень стекались в Бездну, чтобы услышать о «настоящей воле». В бездненских волнениях принимали участие крестьяне 75 населенных пунктов Спасского уезда. Среди крестьян наблюдались массовые отказы от выполнения барщины, распространялись разговоры о необходимости расправиться с дворянами. События в Бездне вызвали огромное беспокойство и растерянность местных властей. В Бездну направился свитский генерал-майор граф Апраксин с войсками для подавления волнения.
Как сообщал казанский военный губернатор Козля-нинов в своем донесении министру внутренних дел, по приказанию Апраксина к Бездне было двинуто 12 рот пехоты с двумя трехфунтовыми орудиями1. Однако и его увещевания не принесли никаких результатов. На другой день, 12 апреля, граф Апраксин снова вернулся в Бездну с двумя ротами резервного батальона Тарутинского пехотного полка и повторил свое требование. Как указывал Апраксин в своем рапорте царю, к этому времени в Бездне собралось около 4 тыс. Не достигнув своей цели, Апраксин отдал приказ о расстреле безоружной толпы. Крестьяне держались стойко, и только после нескольких залпов толпа дрогнула, а Антон Петров вышел к войску, неся на своей голове «Положения». По сообщению спасского исправника, общее количество убитых составляло 61 человек, умерших от ран - 41 и раненых - 71 человек. Как рассказывает в своих воспоминаниях адъютант казанского военного губернатора поручик Половцов, «по счету доктора, приехавшего на другой день из Казани и лечившего пострадавших в течение с лишком двух месяцев, всех жертв было более 350 человек»3. Однако число жертв не могло быть определено точно и лечащим врачом, так как, разойдясь по домам, далеко не все крестьяне обращались к врачебной помощи, боясь обвинения их в причастности к бездненским событиям. Эта расправа, учиненная Апраксиным, была настолько дикой и к тому же лишенной каких-либо оснований, что встретила порицание даже со стороны губернатора Козлянинова.
В своем донесении от 22 апреля министру внутренних дел Ланскому он, осуждая поступок Апраксина, писал: «... По приговору военного суда Антон Петров был расстрелян, а большое количество крестьян было наказано розгами и сослано. События в Бездне оказали большое влияние на рост крестьянских волнений не только в Казанской губернии, но и на всем Среднем Поволжье.
Разочарование освобождением. Движения в ответ на реформу 1861 г
В Спасском затоне продолжали зимовать десятки судов, построенных ещё в царские времена. На новые пароходы у советской власти средств не было. В путеводителях за 1929 год писали, что первой пристанью на левом берегу после устья Камы были Переволоки, а в весеннее половодье их затопляло водой, и пристань переводилась в Спасский затон. В том же году завод здесь решили закрыть, ему не нашлось места в планах первой пятилетки. Самое ценное оборудование при ликвидации предприятия смазали, уложили в трюм баржи и затопили. Рабочие начали массово разъезжаться из посёлка Спасский Затон, разбирая и увозя на новое место свои дома. Однако уже через год инженера Г.
Экономическое и правовое положение крепостных крестьян накануне реформы было очень тяжелым. Поэтому в первой половине XIX в. В 1815 г. Помимо крупных постоянно происходили и мелкие выступления крепостных крестьян, к тому же они принимали активное участие в «Картофельном бунте» 1842 г. Государственные крестьяне обладали намного большими правами, чем помещичьи крепостные: они могли выступать в суде, заключать сделки, владеть собственностью, вести торговлю и открывать фабрики. Поэтому помещичьи крестьяне зачастую хотели перейти в разряд государственных, но сталкивались с преградами со стороны чиновников, которые обычно шли на поводу у помещиков. Дела упирались в юридическую волокиту, длились по 30 — 40 лет и часто ничем не заканчивались. Исправить положение помогли только либеральные реформы Александра II, главная из которых — отмена крепостного права. Число помещичьих крестьян в городе Вятка на 1850 г. Народные волнения и жестокое подавление восстаний Подготовка к реформе началась в Вятской губернии в первой половине 1859 г. Документ отправили в Петербург, а в декабре 1860-го в Вятке создали временную комиссию по крестьянскому делу во главе с губернатором Михаилом Клингенбергом. Позже она преобразовалась в губернское присутствие по крестьянским делам, которое и занималось реализацией реформы. Осуществление крестьянской реформы на местах началось с обнародования в кафедральных соборах губернских городов императорского Манифеста об освобождении крестьян. В Вятке он был оглашен в воскресенье 12 марта 1861 г. Газета «Вятские губернские ведомости» сообщала читателям, что «город встрепенулся и оживился», когда до него дошла весть о манифесте, и 12 марта «городские площади почти до самого вечера были полны народом, тогда как в обыкновенные дни они к полудню значительно пустеют». При этом газета не уточняла, что конкретно обсуждали вятчане, как прошла церемония и не объясняла содержание реформы.
Наказание это может быть смягчено во внимание к молодости лет подсудимого, коих ему 22 года, чисто — сердечному сознанию и совершенному раскаянию и, наконец, потому, что убеждение об открытой Антоном Петровым воле было общее всех вообще крестьян. Казанский губернатор, учитывая, что бесконечные вызовы крестьян в суд в качестве свидетелей могут посеять в народе новые волнения, счел целесообразным судебное дело прекратить. Весьма характерным является следующий довод губернатора в пользу прекращения судебного дела, «принимая во внимание, писал он, несомненную пользу от скорейшего предания забвению этого истинно прискорбного происшествия, которое при продолжении следствий и суда поддерживает лишь беспокойное в моральном отношении состоянии крестьян, усиливает недоверие, а может быть, и они считают, причиною постигшего их несчастья». Губернатор просил Валуева, исходя из изложенных выше соображений, ходатайствовать перед императором «о совершенном прекращении дальнейшего производства дела привлеченных к суду крестьян». Ходатайство губернатора было, доложено Александру II и 8 августа1961 года на имя начальника губернии из Петербурга за подписью Валуева, была направлена телеграмма следующего содержания «высочайше разрешено производство судебного дела о волнении крестьян в селе Бездне прекратить». Кроме названных выше 16 — ти крестьян, дела которых решались специально учрежденным военным судом, было привлечено к уголовной ответственности еще около 20 — ти крестьян, преданных губернатором под суд гражданского ведомства. Когда слух о кровавой расправе над крестьянами распространился в Казани, студенты университета и духовной академии устроили панихиду в кладбищенской церкви. Это сообщение в истории как «Куртинская панихида ». По ее окончании Щапов А. Вечная историческая память вашему самоотверженному подвигу» Уже в первой телеграмме от 13 апреля в Петербург о подавлении Безднинского восстания, о расстреле крестьян губернатор между прочими подробностями сообщал: «Цель моя посылки 12 рот … была избежать кровопролития; Апраксин, видя ежеминутно увеличивающиеся массы … решился не дожидаться остальных войск с 2 ротами двинулся в Бездну. Охарактеризовав, прежде всего казанских дворян, как противников отмены крепостного права, как «поборников старины», губернатор заключал, что они «явнее начали высказывать их недоверенность к удовлетворенности законоположений по крестьянскому делу, заметив сочувствие с ними по этому предмету свиты е. Дворяне думали видеть в нем уполномоченного государя императора с особыми правами и властью, а он не хотел, не умел их в том разуверить. Относительно действий Апраксина в Бездне Козляников писал: «Казалось, лучше б было дождаться сбора войск, хотя бы даже толпа еще и увеличилась, чем с 2 — мя ротами, в каждой по 100 человек, рисковать, действовать против толпы, которая увеличиваясь, в рассказах, доходила до 8000 человек и более, неуспех был бы не только гибельным для 2 — х рот, но имел бы страшные последствия для края, раздражив крестьян, придав им смелости и доставив им 200 оружий, я называю риском действия двумя ротами потому еще более, что роты в Бездне, введенные в улицу тесно, подвергались опасности быть охваченными кругом и сдавленными, не имея возможности построиться в каре или отступить; крестьяне могли иметь топоры, колья, рогатины. В письме дается справка, что уже 13 апреля на месте был 5 рот, а 15 апреля 12 рот с 2 — мя орудиями и по 100 патронов на солдата, тогда как 12 апреля у Апраксина было 2 роты и у каждого солдата лишь по 10 патронов. Между тем казанское дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина, «мужественно» и «решительно» расправившегося с волновавшимися крестьянами. Радости их,- писал в письме адъютант губернатора Козлянинова Половцов,- при получении известия о стрельбе не было конца,- те, которые поумнее, старались скрыть ее, а глупые и того не делали; многие публично пили шампанское и поздравляли друг друга с успехом; мало того, слабые женщины и те выказывали свою радость и жалели только о том, что убитых было слишком мало. Апраксина - дурака, человека без сердца, ни к чему не способного-провозглашают усмирителем и спасителем края». По ней катились коляски, дрожки и тарантасы с веселыми лицами помещиков, едущих к губернатору. Только что получено было известие «о победе графа». По приговору военного суда Антон Петров был расстрелян, а большое самое дурное последствие исхода безднинского дела, по мнению губернатора, «состояло в том, что число жертв оно вызывало негодование многих». Например, в апреле-мае 1861 г. Эти выступления отличались массовостью, большей решимостью, стойкостью и упорством крестьян. Таким образом, можно сделать выводы: 1. Что крестьянское волнение потерпело поражение, потому что, все-таки крестьяне не поняли суть самой реформы; 2. Крестьяне во время волнения верили, сохраняли веру в царя; они были убеждены, что царь им дал «чистую волю», а помещики и чиновники скрывают ее. В первой четверти ХIХ в. Из отчета III отделения: « Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян» О событиях в Спасском уезде Казанской губернии писала реакционная официальная пресса « Санкт- Петербургского ведомости», « Северная пчела» и либеральные органы « Отечественные записки», «Русский вестник», « Русское слово ». Первое сообщение в крестьян в Бездне. Царское правительство сначала намеревалось скрыть от общественности свою кровавую расправу над крестьянами.
Крестьяне поверили Антону. Волнения охватили свыше 75 сел, восстала почти вся Казанская и частично Симбирская и Самарская губернии. Крестьяне отказывались идти на барщину, делили помещичий хлеб, властям не подчинялись. Даже стали организовывать собственную власть, как во времена Пугачева, — призрак того бунта еще витал в воздухе. Местное дворянство перепугалось. Было решено послать в Бездну генерала Апраксина с войском.
День в истории. Бездна
Казенный крестьянин — Сайфутдин Ерюшев Все вышепоименные 10 человек преданны военному делу суду за предательство крестьян к неповиновению и за участие в волнениях по селу Бездна. Вместе с Антоном Петровым были арестованы и также заключены в тюрьму его родные. Судить « Антона Петрова велено было по полевому уголовному уложению, и привести приговор в исполнение немедленно» Также отправили « под полицейский надзор бывшего сотским села Кузнечиха помещика Дадиани — Василия Михайлова, немедленно представить за надлежащим конвоем в Казань для суждения их военным судом». Рапорт Спасского земского исправника Шишкина Р. Об «успокоении» крестьян большинства деревень Спасского уезда, кроме села Кузнечихи и Альметьего от 18 апреля 1861г «Не совершенно успокоившимися оказываются в селе Кузнечихе, где 970 душ, и деревни Альметьего, где 180 душ, куда уже идут в первую- две и вторую —одна роты, и нет сомнения, что по приходу их на места, порядок немедленно восстановится.
По распоряжению казанского губернатора Козлянинов П. По официальным данным было убито 51 и ранено 77, однако фактически от расстрела пало около 350 человек. Многие умерли от ран позднее, боясь обращаться к властям. Большое количество крестьян было наказано розгами и сослано.
Воля царя была выполнена — Антон Петров был расстрелян 19 апреля. Есть несколько легенд об Антоне Петрове. Когда его, привели к месту казни и, когда все уже было подготовлено для расстрела, на том самом косогоре, откуда так хорошо видно село, будто бы показалась тройка лошадей, на которой везли царский указ о помиловании бунтаря. А в указе говорилось, что Антон Петров, оказывается, донес до крестьян правду о настоящей воле, скрываемую на местах помещиками и чиновниками.
Только не успели якобы с тем указом. Люди, искренне верившие в «настоящую» волю, вкладывали в легенды особый смысл, выдавая желаемое. Казанские помещики торжествовали победу. Следствие продолжалось два с лишним месяца.
Многие арестованные были освобождены, как « неимущие прямой связи с бывшим в селе Бездне возмущением», или за неимением улик, или, наконец, потому что во время следствия, как писал Перцов, не обнаружено, чтобы некоторые из арестованных «принимали в возмущении участие более других крестьян, бывших в Бездне» Всего к уголовной ответственности оказались привлеченными 16 человек, как « главнейших виновных» возмущения крестьян. Из указанного количества учрежденный военный суд закончил только пяти крестьян. Следствие относительно остальных подсудимых затянулось, многие из них не сознавались в своих «преступлениях», свидетельские показания о них зачастую не имели юридической силы, так как давались крестьянами также участвовали в волнении. Из материалов дела видно, что «преступления» большинства крестьян из указаний части подсудимых были во многом сходны с преступлениями осужденных крестьян Иванова, Лаврентьева и др.
Так, дворный человек помещика Умова Николай Михайлов, 29 л. Виновность его, по обстоятельствам дела, оказывается следующая: Петр Федоров, 22 — х лет, неграмотный, известясь, об открытой воле в с. Бездне, несмотря на убеждения помещика в противном, ездил с другими однодеревенцами в с. Бездну и, услыхав от тамошних крестьян, что Антон Петров действительно вычитал волю и что туда приедет военная команда, но стрелять не будут, по предложению безднинских крестьян ездил по разным деревням под видом посланного Антоном Петровым, объявлял об открытой воле и приглашал приезжать в Бездну.
В бытность в с. Муллино, помещик г. Аристов, узнав о прибытии Петра Федорова, через старосту требовал его к себе, но Федоров ослушался, казав, что безднинские старики к барину его ходить не велели и что, если барин хочет, то пусть сам пойдет под окошко, и затем снова разъезжал по деревням, объявляя о воле, чем самым возмутил крестьян. Так как из сознания самого Петра Федорова видно, что он в бытность в Бездне знал, что туда идет военная команда, но, несмотря на то, дозволил себе разъезжать по деревням от имени Антона Петрова объявлял о воле и собирал в Бездну народ, а в селе Муллино оказал ослушание своему помещику, то Петр Федоров, как участник Антона в произведенном волнении, по точному смыслу 221 ст.
Герцен дал подробное описание бездненской трагедии. Щапова 16 апреля 1861 г. Казань, 1948; Устюжанин Е. Безднин-ское восстание 1861 г. Лемке, т. Выступление крестьян Казанской губ.
Началось в с. Бездна Спасского у. Петров Антон Петрович Сидоров истолковывал нек-рые статьи "Положений 19 февраля" в интересах крестьян. В толковании Петрова настоящая воля заключалась в том, что "крестьяне ничего не должны работать на помещика, что вся земля принадлежит крестьянам". Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность к-рых дошла до 10 т. Волнение охватило св.
Крестьяне отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды, отказывались исполнять барщину, делили помещичий хлеб.
Самым кровавым считается восстание в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии, когда от солдатских пуль погибло 70 крестьян, около 20 было ранено, а организатор выступления Антон Петров был казнен перед односельчанами. Петров посмел заявить, что зачитанный царский Манифест — подложный, а настоящий, который «спрятали помещики и попы», бесплатно дарует освобождаемым крестьянам землю. В селах Черногай и Кандеевка Пензенской губернии свыше полутысячи восставших крестьян, вооружившись косами и вилами, обратили в бегство военный отряд, направленный для их «вразумления», и гнали солдат почти 10 верст! Подавить восстание удалось лишь три недели спустя. Были и другие проявления крестьянского недовольства царской реформой.
Значительная часть лично освобожденных крестьян продолжала пребывать во «временно-обязанном» состоянии, которое мало отличалось от прежней крепостной зависимости, за исключением личной свободы, появившейся у бывших рабов. В итоге царю-освободителю пришлось спустя 20 лет переводить отказников на выкуп уже в приказном порядке. Половинчатая реформа по отмене крепостного права без наделения освобождаемых крестьян землей, по сути, не удовлетворила никого за исключение профессиональных патриотов и горстки либералов. Реформа лишь ускорила нарастание революционных процессов и гибель самодержавия.
Известия об этом быстро распространились и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность которых дошла до 10 тысяч. Волнение охватило свыше 75 сёл и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишевского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний — крестьяне отказывались работать на барщине, делили помещичий хлеб, отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды. В результате было убито 51 человек и ранено 77 по другим сведениям общее число жертв превышало 350 человек.
Обзор игрового слота «Продуктовая лотерея СССР»
волнения крестьян села Бездна (ныне - Антоновка) Спасского уезда (ныне - Спасский район) Казанской губернии (ныне - Татарстан) и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права). Текст научной работы на тему «Участие студентов Казанской духовной академии в панихиде по крестьянам С. Бездна». выступления крестьян Казанской губернии в апреле 1861 в ответ на крестьянскую реформу 1861. Например, профессор университета Щапов завершил свое выступление лозунгом: "Да здравствует демократическая конституция!".