Официально царский титул первым в России принял Иван IV Васильевич Грозный, венчавшийся на царство в 1547 г. Венчание на царство российских правителей (с начала XVIII века — коронация) темой отдельной выставки стало в первый раз. В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония венчания Ивана Васильевича на царство.
Предыдущие выпуски
- Предыстория
- Какого правителя Руси первого венчали на царство
- Литература
- Иван Васильевич, ставший Грозным
- Предыдущие выпуски
- Регентство Елены Глинской (1533-1538)
Как Иван Грозный на царство венчался
Русская армия вступила в Эстонию и в ходе штурма овладела крепостью Пайду Вейсенштейн , крупнейшим после Ревеля Таллина опорным пунктом шведов в Ливонии. Но в тылу царя находился Новгород, часть «лутших» дюдей которого была готова поддержать Андрея Курбского в случае успеха польских войск. События на «южном» и «ливонском» фронтах разворачивались почти одновременно. В 1572 году крымский хан вновь появился около Москвы, но был встречен русской ратью во главе с князем Михаилом Ивановичем Воротынским. Произошло несколько сражений, в ходе которых татары потерпели поражение и бежали в Крым, преследуемые русскими войсками. В плен попал фактический руководитель похода крымский полководец Дивей-мурза. Из 120 тысяч в Крым вернулось менее 20 тысяч. Твердость проявленная Московским государством в ответ на турецкие притязания на Казань и Астрахань, удачные военные действия против крымского хана Девлет Гирея, в рядах которого, как известно, были не только ногайцы мурза Керембердеев с 20 тысячами человек , но и 7 тысяч янычар, присланных хану турецким везирем Мехмед-пашой, наконец, удачный набег донских казаков в 1572 году на Азов, когда они, воспользовавшись разорением города от взрыва порохового склада, причинили турецкому гарнизону большой ущерб, — все это несколько «отрезвило» султанское правительство. Кроме того, Турция после 1572 года была отвлечена борьбой, которую султану Селиму II пришлось вести в Валахии и Молдавии, а затем и в Тунисе.
Это был знак примирения, особенно приятный для России, так как предшественник Мурада III, его отец Селим II, не счел нужным известить московское правительство о своем воцарении. Однако турецкая вежливость вовсе не означала отказа от враждебной наступательной политики. Стратегическая задача турок состояла в том, чтобы образовать через Азов и Северный Кавказ сплошную линию своих владений, которые, начиная с Крыма, опоясывали бы с юга Русское государство. Однако, разгром турок и татар дал возможность Московскому царству противостоять и Швеции и Польше. Польский флот, о котором мечтал Сигизмунд-Август, так и остался его мечтой. Польский король направил против царя Иоанна немецких и фламандских корсаров. Иоанн в свою очередь пригласил к себе на службу знаменитого датчанина Керстен Роде, который захватил около 40 шведских и польских судов, серьезно подорвав торговлю между Швецией и Польшей. И война с моря перешла на сушу: обе стороны готовились к генеральному сражению.
Но вдруг 7 июля 1572 года Сигизмунд-Август простудился и скончался в этот же день. После его смерти выяснилось, что в Польше Московский царь среди народа и огромного слоя небогатого дворянства пользуется авторитетом. Полякам он представлялся суровым царём, но смелым воином, все помнили его победы под Смоленском, Полоцком и Вейсенштейном. В Польше с энтузиазмом встретили мысль об избрании на польский трон Иоанна Грозного. Царь Иоанн IV в 1573 году принял польскую делегацию, прибывшую к нему с предложением принять Польшу под свою державную руку. В 1575 году прибыла в Москву вторая польская делегация звать Иоанна на польский престол. Царь не спешил с решением и здесь он проявил не властолюбие, а государственный разум. Узнав, что сын германского императора претендует на Польский престол, Иоанн предлагает снять свою кандидатуру с польского трона, но отдать ему Литву вотчину матери Елены Глинской.
Пока шли переговоры с Веной, турецкий султан потребовал от польского сейма снять кандидатуру Иоанна с польского трона в пользу венгерского боярина Стефана Батория. Своё требование султан подкрепил высылкой к границам Польши 100 тысячного войска. В Варшаве воцарилась паника. Так Османская империя решила польский вопрос. Стефан Баторий, вступая на польский престол, поклялся завоевать Московское царство. Он начал войну против Руси в 1579 году. Здесь воевода Иван Петрович Шуйский отбил все штурмы поляков. За все время осады поляки убитыми, ранеными и «без вести пропавшими» «потеряли» почти половину своей армии..
На лицемерный призыв к миру Иоанн IV писал Баторию: «Называешь себя христианином, а хочешь ниспровергнуть христианство». И в войну вновь вмешались шведы, захватив Иван-город. Война приняла затяжной характер. В 1581 году Иоанн Грозный вынужден был отступить из Литвы. Этим и решил воспользоваться Римский папа, назойливо предлагая Иоанну соединение церквей. Он предложил царю Иоанну дискуссию о соединении церквей Православной и Католической, делая упор на то, что Рим взаимодействует с Греческой церковью. Иоанн обличал римских пап, которые заставляют носить себя на престоле, и ставят на своём сапоге знак святого креста. Поссевино не мог вставить и слово в обличительную речь царя.
А когда всё-таки попробовал сказать о папе, как о пастыре, царь Иоанн резко возразил в ответ: «Кто… велит носить себя на седалище, как бы на облаке, кто живет и учит не по учению Христову, тот папа волк, а не пастырь. Таким образом, царь Иоанн отстоял Русь и в войне религиозной, в войне за чистоту православия, которая велась более скрытными методами, чем война внешняя.
В чине поставления на великое княжение фигурировали также великокняжеские бармы и пояс «золотой великий», при великом князе Василии I к ним присоединён так называемый животворящий крест, на котором русские государи давали крестное целование при Венчании на царство. Обряд Венчания на царство впервые был введён Иваном III, считавшим себя правопреемником византийских императоров; 4 февраля 1489 Иван III венчал на «великое княжение Владимирское и Московское, и Новгородское» своего внука Дмитрия, возложив на него бармы и шапку Мономаха. Венчание сопровождалось пышным пиром у великого князя. В официально закреплённой при Иване IV доктрине божественного происхождения царской власти монарх был назван наследственным государем от «прародителей» своих, продолжателем древней династии, восходящей к римским и византийским «цесарям». Окончательно преемство русским государем византийской короны было закреплено соборной грамотой духовенства восточной православной церкви, присланной с благословением патриарха Константинопольского царю Ивану IV в 1561 вместе с книгой царского венчания византийских императоров. В соборной «Утвердительной» грамоте 1561 был утверждён сан царя на Руси, а также изложен весь порядок священного действа «чин венчания на царство».
Впервые обряд Венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершён 31 мая 1584 при Венчании на царство Фёдора Ивановича. Главной составной частью церемонии был «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля для «великих» выходов при венчании предназначалось Золотое, позднее Красное крыльцо Грановитой палаты. Внутри Успенского собора было устроено со стороны западных дверей специальное царское место «чертог о 12 ступенях» для возложения митрополитом Дионисием царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава «яблоко державное» с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. После миропомазания и причащения в алтаре состоялось шествие государя из Успенского в Архангельский собор. Венчание на царство сопровождалось военным празднеством на Девичьем поле. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Фёдором Борисовичем Годуновым не были совершены из-за кратковременности его царствования.
Чуть позже — Испания, Дания и Флорентийская республика. В 1576 году Римский император Максимилиан II уступил Ивану Грозному в его желании назвать себя «царем всея Руси», чтобы получить его поддержку в союзе против Турции.
А вот польские короли долго не признавали русских правителей царями, опираясь на поддержку папского престола, и это стало значимым камнем претконовения в будущих русско-польских конфликтах. Каким остался в истории первый русский царь В историю первый русский царь, прозванный «Грозным», вошел как противоречивая личность. С одной стороны он способствовал развитию государства: провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления. При нем был составлен Судебник — свод русских законов. При Иване Грозном были покорены Казанское, Астраханское и Сибирское княжества, присоединены другие земли. В то же время Иван IV ввел опричнину, которая привела к разорению земель и террору, да и властитель не отличался покладистым нравом.
Седьмая незаконная жена — Мария Нагая — родила сына Дмитрия, который, как мы знаем, погиб в Угличе и впоследствии был канонизирован. Как он погиб: от несчастного ли случая или был убит — отдельный вопрос, к которому мы еще вернемся. Как видим, за исключением брака с Анастасией Романовой, семейная жизнь царя была несчастной. В первый незаконный брак в пятый по счету, а по сути — четвертый царь вступил в 1575 году, когда Ивану и Федору было уже больше 20 лет, но, по-видимому, царь полагал, что это не является гарантией продолжения династии.
И был прав, так как мы знаем, что через шесть лет царевич Иван умер. С другой стороны, все дети, которые могли бы родиться от трех последних браков, априори были незаконнорожденными. Это прекрасно понимали современники: царь Федор Иванович запретил поминать Дмитрия Ивановича как царевича, и царь Борис Годунов, когда писал в Речь Посполитую по поводу появления там самозванца Григория Отрепьева, также говорил о том, что Дмитрий не имел прав на русский престол, так как был сыном от седьмой жены. Для чего же царь Иван Васильевич женился в пятый, шестой и седьмой раз? Вероятно, это можно понять так: хотя наследники от этих браков были нелегитимны, все-таки они кровь и плоть государя, а значит, была надежда, что дети царя поддержат своих братьев от первого брака отца в их политике. Обратимся теперь к жизни Бориса Годунова при Грозном. Он родился, вероятно, в 1552 году, под Вязьмой. Отец рано умер, и Бориса вместе со старшим братом Василием умер в моровое поветрие 1571 года и сестрой Ириной воспитывал их блистательный брат Дмитрий Годунов. Уже в 15 лет Борис попал на царский двор — он стал стряпчим в его ведении погреба, гардероб, приемы. Но это можно объяснить не только ролью Дмитрия Годунова, но также и тем фактом, что троюродный брат Бориса, Григорий Васильевич Годунов, был дядькой то есть воспитателем царевича Федора Ивановича, младшего сына Грозного.
Сравнение двух икон В 1570 году, еще не достигнув 20 лет, Борис выиграл местнический спор с князем Федором Ивановичем Сицким. То есть он документально доказал перед царем, что его, Годунова, предки ценились Рюриковичами выше, чем предки князя Сицкого, который, между прочим, был племянником Анастасии Романовой, первой и любимой жены царя Ивана! В итоге в следующем 1571 году Борис удостоился великой чести быть дружкой невесты на свадьбе царя с Марфой Собакиной и «в мыльне с царем мылся» то есть в бане. Кто и что делает во время свадьбы царя, расписывалось очень подробно. При этом дружкой царя был родственник Бориса — Иван Сабуров. Через неделю состоялась свадьба старшего сына Ивана Грозного Ивана Ивановича, в которой Борис Годунов также принимал участие — но уже не только как приближенный Грозного, а еще и как родственник невесты. Ведь невестой была Евдокия Сабурова. Это был триумф рода Сабуровых — если царевич Иван был наследником престола, значит, Евдокию Сабурову прочили в царицы Руси! Царевич Иван был интересным человеком. Он был близко знаком с преподобным Антонием Сийским и после его преставления написал ему канон, переработал его житие.
Он был знающим и думающим человеком — известны его пометки на книгах. В одной из них он писал, что имя русского народа произошло от названия реки Рось. Это неверно, но уже сам интерес царевича к теме происхождения русского народа говорит о многом. Сохранилась икона, которой Новгородский архиепископ Леонид благословил царевича Ивана и Евдокию на брак — она повторяет иконографию той самой иконы «Явление Богоматери с предстоящими Захарии Чету», о котором мы говорили как о родовой святыне этого рода. Только эта икона является как бы «мужским вариантом» того образа: если на той иконе изображена сидящая на престоле Богоматерь, и Ей предстоят Филипп и Ипатий, то на иконе царевича Ивана и Евдокии Сабуровой — на престоле восседает Христос и Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. Заметим, что через полвека дочь царя Бориса Ксения Годунова вышила точно такой же покров, с тем же самым образом, были только добавлены припадающие Сергий и Никон Радонежские. То, что Новгородский архиепископ благословил молодых этим образом, свидетельствует: наследие потомков Захарии Чета вышло на общероссийский уровень — их родовые символы становились общенациональными [10]. Участники этой свадьбы 1571 года прекрасно помнили, что 64 года назад отец нынешнего царя женился на другой представительнице рода Сабуровых — Соломонии. Несомненно, тема ее судьбы обсуждалась, и именно тогда немец Гейденсталь услышал из уст одной боярской дочери подтверждение того, что у Соломонии все-таки родился сын — князь Юрий Васильевич. На смотре невест и свадьбах Ивана Грозного и его сына Ивана присутствовало множество представителей Сабуровых и Годуновых; вероятно, они и были источником этой информации.
Но брак царевича Ивана был несчастным — уже через год Евдокия Сабурова была пострижена в монастырь, затем царевич женился еще два раза, но умер в 1581 году, так и не оставив потомства. Что касается мифа об убийстве царевича Иваном Грозным, то его впервые озвучил иезуит Антоний Поссевино, который перед этим в пух и прах проиграл спор о вере Ивану Грозному. А художник Репин упрочил этот миф своей картиной, увенчав себя сомнительными «лаврами» другого любителя вешать ярлыки историческим деятелям — Пушкина. После смерти царевича в родовой монастырь его первой жены — Костромской Ипатьевский — были вложены Евангелие, сочинения святителя Иоанна Златоустого, образ святителя Николы Чудотворца с деяниями и складни — «Живоначальная Троица» и «Воплощение Богоматери». Вернемся к Борису и Ирине Годуновым. С учреждением опричнины Борис вошел в состав опричного войска как и некоторые другие Годуновы и Сабуровы [11] , но про них неизвестно, чтобы они принимали какое-то участие в тех самых казнях, за которые опричников не любил народ. Его сестра Ирина Годунова родилась примерно в 1557 году и уже в 7 лет была принята на воспитание в Кремль, где росла вместе с Федором-царевичем — своим одногодком. Федор-царевич женился на Ирине примерно в возрасте 15 лет. Точная дата свадьбы Федора-царевича и Ирины Годуновой неизвестна, принято считать, что это произошло не позднее 1575 года. Вполне вероятно, что она состоялась в 1572 году — вслед за свадьбой старшего сына Грозного.
Именно в этом году братья Дмитрий Иванович и Борис Федорович Годуновы сделали первый земельный вклад в Ипатьевский монастырь — село Прискоково, что неподалеку от Плеса ныне — Ивановская область. Храм села Передки Бежецкой пятины - 1531 год. Напомню, что Ирина стала женой суздальского удельного князя, так как никто не знал, что после смерти Ивана Федор станет царем. Еще при жизни Грозного его невестка прославилась своими мастерскими. В 1572—1582 годах она и ее помощницы вышили следующие пелены: «Положение во гроб» для Ипатьевского монастыря, «Преподобный Сергий Радонежский» для Троице-Сергиева, «Преподобный Варлаам Хутынский» для Хутынского, «Преподобный Александр Свирский» для Свирского монастыря. В 1575 году царь Иван Грозный женился на Анне Васильчиковой — и Борис Годунов вновь был дружкой — только уже самого царя — и вновь вместе с ним «в мыльне мылся». В 1577 году во время военного похода по пути из Новгорода в Псков царь изволил ехать на аргамаке, то есть на коне, Бориса Годунова. Это была большая честь. И в том же году Борис был пожалован чином кравчего. Кравчие следили за тем, чтобы царь случайно не отравился и не был специально отравлен во время еды и питья.
Это было не понижением чести, а данью родству, так как Нагие —родственники Годуновых — через Пешковых-Сабуровых. При этом одна ее сестра была замужем за князем Иваном Глинским, двоюродным братом царя, а другая — за князем Дмитрием Ивановичем Шуйским — братом будущего царя Василия Шуйского. Таким образом, через этот брак Борис Федорович стал родственником видных и влиятельных родов. В 1581 году царь сделал 30-летнего Бориса боярином, а на следующий год у Бориса и Марии родилась дочь Ксения. В 1584 году, незадолго до своей смерти, Иван Грозный сделал Бориса конюшим — этот чин давался только особо доверенным и уважаемым боярам. В том году Годунову исполнилось всего 32 года. Как видим, на судьбе потомков Захарии Чета ярко отразилась политика Грозного царя, заключавшаяся в «переборе людишек», — он умел казнить и миловать. Царь казнил немало Сабуровых и Пешковых, но он же женил своего старшего сына на Евдокии Сабуровой, младшего сына — на Ирине Годуновой, устроил блистательную карьеру для многих Сабуровых и Годуновых, в том числе для Дмитрия Годунова и Бориса Годунова — будущего русского царя. Представьте себе царя Ивана Васильевича в 1572 году. Ему перевалило за 40 лет.
Позади три брака, 21 год семейной жизни, но все три жены мертвы. Наследников только двое. Страна окружена религиозными и государственными врагами.
Венчание на царство великого князя Московского и Всея Руси Ивана IV Васильевича (1547)
Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач. Добродетельная: Анастасия Захарьина-Юрьева Сразу после венчания на царство Иван IV устроил смотр невест: какой же это государь без жены? Всем боярам разослали грамоты с требованием представить наместникам дочерей и прочих девиц-родственников. Может быть, это сыграло свою роль, но уверенно сказать об этом нельзя: невеста была на редкость хороша собой. Миниатюрная, темноволосая и темноглазая, она вмещала в себе все добродетели того времени: целомудрие , скромность, набожность и красоту. А вот сам Иван жену обожал и прислушивался к ее мнению. Царица не управляла через мужа страной: юная жена лишь сглаживала своей добротой вспыльчивый характер Грозного. Под ее влиянием он отменял смертные приговоры, посещал монастыри, отпускал заключенных и отказался от кровавых забав — перестал травить шутов медведями и собаками. Досуг Анастасия проводила за вышиванием: из ее мастерской вышли десятки произведений, которые отличала не только роскошь материалов, но и удивительное мастерство и тонкий вкус. Царица родила шестерых детей, большинство из которых умерло во младенчестве.
До взрослого возраста дожили только двое ее сыновей: Иван тот самый, которого мы знаем по картине Репина и Федор, ставший в 1584 году царем. На похороны Анастасии собралась огромная толпа людей, а бедняки отказывались от похоронной милостыни: свою любимицу они оплакивали искренне, а не за деньги. Сам Иван рыдал и «от великого стенания и от жалости сердца» едва держался на ногах. В 2000 году появились доказательства, что Иван IV, вероятно, был прав: в останках царицы обнаружили ртуть, мышьяк и свинец в количестве, которое не могло накопиться даже при ежедневном использовании средневековой косметики, которая содержала ядовитые вещества. После смерти Анастасии царь ожесточился, стал подозрительным и гневливым. Тогда-то на смену ангелу и пришла демоница: черкешенка Мария Темрюковна. Иван IV хотел взять в жены сестру короля Польши Екатерину, однако тот потребовал за родственницу Новгород, Псков и Смоленск, и Грозный отказался от этой идеи. Царь отправил сватов «у черкасских князей дочерей смотрети», и вскоре в Москву прибыли 16-летняя княжна Кученей с братом. Гостью представили царю, и он, впечатленный ее красотой, объявил девушку своей невестой.
После крещения Кученей получила имя Мария — в честь святой Марии Магдалины. По словам Карамзина, Мария Темрюковна была дика нравом и жестока душой. Вышивать в светлице она отказалась, зато с удовольствием сопровождала мужа в военных походах, на охоте, публичных казнях и медвежьих травлях.
Русские же правители носили титул великого князя и долгое время назначались ордой, а на княжение не венчались, а ставились специальным церковным обрядом настолования. Однако за десятилетия до Грозного уже была сделана первая попытка провести обряд венчания на московский княжеский престол — однако тогда не использовался царский титул, да и удачи в борьбе за правление потенциальному великому князю венчание не принесло. Дмитрия вскоре заточит в темницу отец Ивана IV, Василий III, и к 1509 году Дмитрий сгинет в заточении, так никогда и не став самостоятельным правителем. Решение Ивана Грозного принять царский титул и царский венец означало не только укрепление связи с византийской традицией, но и следующий шаг в развитии российской государственности. На смену возвысившемуся над остальными раздробленными княжествами Великому княжеству Московскому придет Русское царство, которое просуществует до 1721-года, когда на смену ему, в свою очередь, придет Российская империя. Самодержец с расширенными полномочиями Торжественный обряд венчания на царство Ивана IV во многом напоминал обряд венчания внука Ивана IV.
Но именно по образу и подобию церемонии 1547 года был составлен официальный чин венчания на царство — ему, с незначительными изменениями, следовали все последующие российские цари и императоры. Во время службы в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Макарий возложил на Ивана IV крест, венец и бармы, по легенде переданные византийским императором Константином Мономахом князю Владимиру. Впоследствии, при расширении границ царства, к нему продолжали добавляться названия новых территорий. В 1584 году церемония была дополнена обрядом помазания на царство, при котором лоб восходящего на престол монарха помазывается миром или елеем — отсюда и происходит выражение «помазанник Божий».
Было это уже давно, тем не менее личность его вызывает интерес и по сей день. Скажите, у Русской Православной Церкви сформировалось какое-то единое отношение к этому историческому деятелю? С одной стороны, в церковных текстах, а именно в житиях святых, присутствуют эпизоды, которые однозначно свидетельствуют о темной, негативной окраске этой личности. Потому что именно на совести Ивана Грозного лежит убийство игумена Псково-Печерского монастыря преподобномученика Корнилия, который теперь причислен к лику святых, является святым Русской Православной Церкви.
Иоанн Грозный, восприняв Корнилия как некое противодействие планам по наказанию псковичей, отсек ему голову. Преподобномученик Корнилий пострадал от рук этого царя и позднее был причислен к лику святых. Вторая жертва царя Ивана Грозного — глава Русской Православной Церкви митрополит Московский Филипп, который один из немногих осмелился указать царю на его негативные стороны жизни, некие перегибы в его политике. Когда однажды Иван Грозный после Божественной литургии пошел поцеловать напрестольный крест, который священнослужитель дает лобызать каждому, митрополит Филипп отказал ему в этом, отказал в своем митрополичьем благословении, причем публично, принародно, потребовав от него прежде избавиться от каких-то греховных сторон жизни... Но, даже находясь в ссылке в Тверском Отроч монастыре, видимо, он не давал покоя царю: хотя нет достоверных сведений, что Иван Грозный дал на это личное указание, тем не менее в ссылке митрополита Филиппа посетил Малюта Скуратов он возглавлял опричников Ивана Грозного и задушил митрополита Филиппа в келье Отроч монастыря. Думаю, вряд ли это было личной инициативой Скуратова. Митрополит Филипп мученически скончался и причислен Церковью к лику святых. То есть в сонме святых Русской Православной Церкви есть люди, которые пострадали от руки Ивана Грозного.
Поэтому возникает вопрос: как может относиться Церковь к тому, кто являлся мучителем многих? С другой стороны, Иван Грозный погребен как царь, возглавлявший нашу державу, в исторической усыпальнице русских великих князей и царей. Таковой усыпальницей является Архангельский собор Московского Кремля. По сравнению со всеми другими государями нашего Отечества, в том числе причисленными к лику святых в частности, это Димитрий Донской , Иван Грозный, один из немногих, лежит в Архангельском соборе на территории алтаря. Конечно, это ни о чем не говорит, но именно там находится его гробница. Посещая во время экскурсий Архангельский собор и разглядывая надгробия царей, часто спрашивают: «Почему же мы не видим гробницы Ивана Грозного? С другой стороны, в жизни Ивана Грозного много таких эпизодов, когда он показывал примеры удивительного русского благочестия. Конечно, нельзя подходить к личности Ивана Грозного с мерками нашего XXI века, потому что XVI век был особым, и не только в истории нашего Отечества, а вообще в истории европейских государств.
Поэтому трудно оценивать его личность с позиции сегодняшнего дня. Будучи царем, он каждый день читал духовные книги, выполнял монашеское правило. В настоящее время не все монахи такое правило тщательно выполняют, а Иван Грозный тщательно держался этого правила. Он неизменно посещал богослужения, и не только в праздничные дни, но и в будни. Поэтому личность его противоречивая, какого-то однозначного общецерковного отношения к Ивану Грозному нет. Что касается людей церковных священнослужителей и мирян , то, наверное, сколько людей, столько существует и оценок его личности. Как, в общем-то, и среди историков, которые дают Ивану Грозному как однозначно положительные оценки, так и однозначно отрицательные. Ну а правда, как всегда, находится, наверно, где-то посредине.
Потому что, наверное, нет и не было ни одного человека в мире, которого можно охарактеризовать однозначно либо как исключительно светлую личность, либо как исключительно темную. Что касается Ивана Грозного, мне хотелось бы выступить несколько в защиту этого царя, против тех ярлыков, которые на него навешиваются. Ведь все познается в сравнении, и мы должны учитывать, во-первых, особенности XVI века, когда жил Иван Грозный. Если мы сравним жестокие методы правления Ивана Грозного с таковыми же методами правления монархов различных европейских государств, которые принято называть просвещенными, передовыми монархиями, то увидим, что Иван Грозный по сравнению с ними просто сизокрылый голубь. Потому что в Европе Англия, Франция и другие государства в то время лились просто реки крови от рук монархов. Во-вторых, мы знаем примеры не только XVI века, но и других периодов.
Лазарева совершили кругосветное путешествие. В 1820 г. Экспедиция открыла 29 островов. Это был научный подвиг. Только через 100 с лишним лет там, где пролегали пути «Востока» и «Мирного», вновь побывали люди. Герцогиня и ее дочь покоятся в крипте под храмом.
Обряд венчания
- Добродетельная: Анастасия Захарьина-Юрьева
- ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ
- Венчание Иоанна Васильевича Грозного на царство
- Кто являлся инициатором венчания на царство?
- Предыдущие выпуски
Выбор Ивана Грозного: Сабуровых-Годуновых на царство!
Если взглянуть на фактические итоги царствования Иоанна IV, то мы увидим, что Иван Грозный правил 51 год и за это время. Идея венчания на царство принадлежит не самому Ивану, а митрополиту московскому Макарию, которую он высказал в декабре 1546 года. 16 января 1547 года был повенчан на царство Иван Грозный, вошедший в историю как кровавый тиран, взращенный в атмосфере дворцовых интриг. Чин венчания Иоанна IV на Царство не сильно отличался от того, как венчались его предшественники. Венчание на царство.
16 января 1547 года Иван IV Грозный официально венчался на царство
Митрополит Макарий благословляет Ивана Грозного во время венчания на царство. Ход Венчания на царство спланировал митрополит Макарий, которому Иван безмерно доверял. Идея венчания на царство принадлежит не самому Ивану, а митрополиту московскому Макарию, которую он высказал в декабре 1546 года. Венчание на царство. Венчание на царство.
Новости и события Российского исторического общества
В результате его сын погиб. Как Вы считаете, действительно много общего между этими государственными деятелями? Мы уже провели параллель, например, с Петром I. Просто, наверное, некая схожесть того положения, в котором оказывается государство, предполагает определенную типологию поступков и действий со стороны правителей. Поэтому если проводить параллель между Сталиным и Иваном Грозным, то мы должны сравнивать и те условия, в которых оказалось наше государство в то время и в XX веке: есть довольно много схожих моментов, поэтому и некая реакция государства в лице правителей тоже схожа. Наверное, в чем-то действительно есть нечто общее: и один, и другой были готовы на какие-то очень жесткие меры для достижения каких-то целей. Как у одного, так и у другого были перегибы, которые иногда приобретали трагический характер и для самих этих личностей, и для государства в целом. Мы назвали ряд мучеников, которые пострадали от руки Ивана Грозного, они ныне почитаемы в лике святых. Еще больше таковых мучеников, пострадавших от так называемых сталинских репрессий. Это новомученики нашей Церкви, священнослужители и миряне, которые по религиозным мотивам пострадали в 20-е, 30-е, 40-е годы. Хотя на самом деле отмашку этой тирании дал не Сталин, а его предшественник — Ленин, который в сознании большинства людей — некий «дедушка Ленин», любящий детишек.
Но на самом деле именно Ленину принадлежит фраза из его письма, которое теперь рассекречено и опубликовано: «Чем больше мы расстреляем черносотенного духовенства, тем лучше. Нужно однозначно жестко покончить с этой религиозной сворой, чтобы на многие поколения им было неповадно заявлять свою позицию». То есть расстреливать даже не за какие-то преступления, которые считались преступлениями с точки зрения советской власти, не за какую-то жесткую антисоветскую позицию, но просто расстреливать как можно больше духовенства для острастки. И всех подчистую «зачищали»... Но опять же мы должны оценивать эти поступки с точки зрения той эпохи и того времени. По сравнению со Сталиным, мне кажется, руки Ивана Грозного менее замараны в крови. Число пострадавших при советской власти в 30-е годы в разы превосходит число пострадавших во времена Ивана Грозного. А что значит этот термин? Венчание бывает с супругой, и он был женат неоднократно. Но что значит «венчание на царство»?
Все — будь то крестьянин, когда он становился за соху, или ремесленник, который изготавливал какие-то предметы быта, или кузнец — воспринимали свою деятельность как некое и церковное служение. И быть государем, стоять во главе государства — это воспринималось не только как государственное служение, но и как служение церковное. Любому важному делу, которое делает человек, должно сопутствовать Божие благословение. Так Церковь считает сейчас, так считали и в XVI веке. Поэтому вступление в такую должность было не просто какой-то инаугурацией; это было восприятие на себя какого-то особого служения и Богу, и народу, что сопряжено с огромной ответственностью за судьбу Отечества и этого народа. Поскольку человек нуждался в особой помощи Божией в решении каких-то определенных моментов, совершалась особая религиозная церемония, в результате которой происходило помазание того, кто вступал на трон, особым веществом — святым миром, через которое человеку преподаются особые дары Духа Святого. Мы знаем, что нечто подобное происходило еще в ветхозаветные времена, и на страницах Священного Писания Ветхого Завета мы видим многочисленные примеры того, как ветхозаветные пророки или праведники помазывали на царство ветхозаветных царей. Так, например, был помазан царь и пророк Давид: будучи еще обычным пастушком, не думая о царстве, он встретился с пророком Самуилом, и тот возлил на его голову освященный елей, масло и провозгласил его, к его удивлению, царем над ветхозаветным Израилем. Подобных примеров было много. В христианской Церкви как на Западе, так и на Востоке возведение на царство или вступление на трон сопровождалось церковной молитвой, богослужением и помазанием миром.
Конечно, помазание миром не лишало человека личной ответственности, но давалась благодать Божия, которая помогала принимать те или другие решения. Вторую часть нашей программы предлагаю посвятить святому Серафиму Саровскому, память которого отмечается 15 января. Для России этот святой — особенный.
Дополнили данное соглашение 15 сентября договоренностью о военной помощи Ливонии от Польши и Литвы. Это обстоятельство преобразовало конфликт в столкновение сильнейших восточно-славянских государств друг с другом.
Портрет Ивана Грозного Боевые действия возобновились с января 1560 года и затянулись до 1583 года. В результате Российское государство лишилось значительных территорий на северо-западе, приграничные районы обезлюдили. Это поражение было вызвано рядом проблем, требующих одновременного решения. Из-за череды политических ошибок Избранную раду распустили, на период 1565—1572 гг. Предательство новгородской знати вынудило царя в 1569 году организовать разорительный поход на Новгород опричным войском.
Обострилась проблема, связанная с набегами крымского хана и степных кочевников, которым в 1571 году удалось сжечь Москву. В 1575 году Иван Васильевич осуществил показательный отказ от царствования в пользу касимовского хана, с целью демонстрации беспомощности других. Вернувшись на престол, ему удалось обогатить казну, признав недействительным все документы, подписанные временным правителем и заключив их заново. Страну разрывало на части, но благодаря решительной воли царя все же удалось сохранить государство в целости и приумножить территорию. Оттого и прозвали его «грозным» для своих врагов и мудрым реформатором для своей страны.
Смерть Умер первый царь 18 марта 1584 года. По одной из версии его отравили и после придушили. Инициаторами убийства были Годуновы. Данную версию по прошествии нескольких столетий уже невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. Вскрытие гробницы Ивана Грозного, произведенное в 1963 году, показало, что царь к концу жизни сильно болел и из-за многочисленных остеофитов не мог ходить самостоятельно.
В останках его присутствовал еще мышьяк и ртуть, что объясняется уровнем развития медицины того времени. За время правления у него было множество жен и как минимум 8 детей. Многочисленное потомство не удержало власть Рюриковичей на российском престоле, тем самым Иван Грозный стал предпоследним правителем из своей династии. Его сын Федор Иванович не отличался крепким здоровьем, правил 14 лет и умер, не оставив после себя наследников. Другой наследник, малолетний царевич Дмитрий Иванович, по официальной версии умер был убит -?
Но даже если поверить версии о том, что он выжил при покушении, скрылся в Польше и смог получить власть при поддержке поляков, то все равно династия после этого завершилась. Страна надолго погрузилась в смуту и чуть было не потеряла независимость, перейдя под власть польского королевича Владислава Вазы. Есть разные мнения по поводу того, была ли вина Ивана Грозного в том, что после его кончины история стала развиваться по такому катастрофическому сценарию. Оцените статью.
Годы «боярского правления» стали временем ослабления страны и падения ее престижа. Россия утратила контроль над Казанью, рус. Утвердившийся в Казани крымский ставленник Сафа-Гирей и крымский хан требовали дани, последний угрожал вмешательством Османской империи. В 1548 г. В офиц. Первоначально речь шла об утверждении в Казани московского ставленника Шах-Али, затем - об определенной автономии ханства в составе Русского гос-ва, но реализовать эти планы не удалось. После похода, предпринятого с напряжением всех военных сил и материальных ресурсов, Казань была взята штурмом в окт.
Война продолжалась после этого несколько лет, и лишь к 1557 г. После занятия в 1556 г. Астраханского ханства под властью И. Был установлен своего рода протекторат над Ногайской Ордой, кочевавшей в низовьях Волги и в бассейне Яика. Ногайские мурзы со своими отрядами участвовали затем в войнах, к-рые вело Русское гос-во. В 1557 г. Были установлены дипломатические отношения с Ираном.
Эти связи были закреплены в 1561 г. На Тереке была поставлена крепость - опорный пункт рус. Кабардинцы и адыги были нужны как союзники для буд. Такие планы в Москве зародились сразу после присоединения Казани и Астрахани. Были предприняты успешные нападения на Крымское ханство на судах, пришедших с Дона. Осуществить более значительные действия в этом направлении помешало осложнение международной обстановки. В условиях резкого расширения торговых связей между Россией и странами Зап.
Европы русская сторона несла большие убытки вследствие установления на землях Ливонского ордена, через которые проходили торговые пути, принудительного посредничества ливонских купцов, не допускавших прямых контактов между рус. Кроме того, власти ордена установили запрет на ввоз в Россию цветных металлов и оружия, не пропускали мастеров, нанятых рус. В 1554 г. Один из пунктов договора предусматривал возобновление выплаты дани, к-рую во 2-й пол. Когда в 1557 г. В 1558-1559 гг. Занятая русскими войсками в 1558 г.
Нарва превратилась в крупный порт, где рус. В 1560 г. Однако, не имея флота, русская армия не могла овладеть прибалтийскими портами. В это же время Великое княжество Литовское, Швеция и Дания выступили с притязаниями на наследство Ливонского ордена, на обладание транзитными путями, приносящими большие доходы. Локальный конфликт превратился в международный. Одновременно осложнилось внутриполитическое положение в России. К кон.
Он считал себя не только правителем России, но и главой всего христ. Такой правитель, ответственный за свои действия только перед Богом, по убеждению И. Между тем действительность не соответствовала этим представлениям. Царя не могло радовать усиление выборных начал в гос. Имело значение и то, что преобразования способствовали росту влияния и престижа того главного органа власти, к-рый их проводил,- Боярской думы. Следуя практике местничества, царь мог вводить в состав думы только членов наиболее знатных княжеских и боярских родов. Это собрание представителей верхушки дворянского сословия неоднократно принимало решения, не соответствовавшие желаниям монарха, и настаивало на них.
Так, на рубеже 1554 и 1555 гг. Анастасии Романовны. Позднее царь с возмущением писал, что кн. Лобанова-Ростовского, уличенного в попытке отъезда в Литву, дума приговорила только к ссылке на Белоозеро. Александровская слобода. Гравюра И. Ульфельда «Путешествие в Россию».
Итоги реформ вызывали у царя все большее неудовлетворение. Инициаторы преобразований свящ. Сильвестр и Адашев в 1560 г. К нач. Его ближайшими советниками стали принадлежавшие к этой среде А. Басманов и В. Первое послание И.
Курбскому в идейном смысле подготовило почву для этого поступка. Некогда близкий к царю, назначенный им наместником Ливонии кн. Курбский в 1564 г. В ответе, отвергая обвинение, царь обличал беззакония бояр в годы «боярского правления» и в свою очередь обвинял их в том, что они неохотно ходили в походы и плохо выполняли его приказы. Одновременно он обосновывал свое право на неограниченную власть и беспрекословное повиновение подданных. Царь доказывал в послании, что только единоличная неограниченная власть правителя может привести страну к процветанию, а «правление многих» приведет ее к гибели. В дек.
Он отправился в путь в сопровождении большой вооруженной свиты, взяв с собой всю казну. Из Александровой слободы он прислал в Москву грамоты. Он объявлял, что отрекается от царства, т. Слова царя были подкреплены многочисленным войском, находившимся в Александровой слободе. Обеспокоенные печальной перспективой междуцарствия посадские люди Москвы заявили о готовности «потребить» царских «лиходеев» и изменников. Растерявшиеся советники были вынуждены поехать в Александрову слободу и просить царя вернуться на царство и править так, как он считал нужным. В стране установился новый политический порядок.
За царем было признано право наказывать «непослушников» вплоть до смертной казни и конфискации имущества по своему единоличному решению, не считаясь с мнением Боярской думы. Епископы не могли больше «печаловаться» за опальных. Страна была разделена на 2 части: личное владение царя, получившее название опричнины, и остальную территорию, прозванную земщиной. Для организации жизни в царском уделе «на подъем» на земщину была наложена контрибуция 100 тыс. В опричнине создавались свои органы управления, двор, войско. Раздел страны сопровождался делением на 2 части и дворянского сословия. На территории опричнины могли находиться только бояре и дети боярские, к-рых царь удостоил своим доверием и принял в опричный двор.
Отбор производился на смотрах, где приближенные царя тщательно изучали родственные связи кандидатов. Люди, не удостоенные доверия, должны были покинуть территорию царского удела. Их земли отбирались, вместо этого им предлагалась компенсация в земщине. Жившие в уделе дети боярские назывались опричниками и должны были отличаться от земских детей боярских даже внешним видом. Опричники ходили в черной одежде, к сбруе их коней прикреплялись песьи головы, к седлам были приторочены метлы в знак того, что опричники должны выслеживать и «выметать» из страны изменников. Контакты между опричниками и земскими были ограничены: они не должны были разговаривать друг с другом, опричник не мог посещать родителей, живущих в земщине. Опричники были наделены особыми правами и привилегиями.
Судьям предписывалось решать все дела в пользу опричников. Опричное войско должно было стать опорой царя в борьбе за утверждение в стране его неограниченной власти. Верхушка опричного двора ок. Этот уклад подразумевал присутствие на многочисленных богослужениях, чтение текстов из Миней за трапезой. Жизнь опричников протекала под постоянным надзором главы братства - царя-игумена. Так И. Членам братства царь поручал казни изменников.
Террор стал характерной чертой опричного режима с начала его существования. Царь активно пользовался своим правом казнить изменников и конфисковывать их имущество. Первые казни прошли сразу по возвращении И. Опричный террор имел особенности. Уже в 1-м послании Курбскому царь четко выразил свое убеждение, что все, кто препятствуют ему в выполнении его миссии, являются врагами не только власти, но и веры, «отступниками», которые заслуживают самых суровых наказаний. Таких людей, по мнению И. Трупы их не разрешалось хоронить, по ним запрещалось давать заупокойные вклады.
Главным объектом репрессий стали княжеские роды потомков Рюрика, занимавшие высшее место в древнерусской социальной иерархии. Так, еще до начала опричнины И. Сразу после учреждения опричнины был казнен наиболее выдающийся из суздальских князей - А. Горбатый-Шуйский, Суздаль вошел в опричнину. В 1565 г. Поволжья ростовских, ярославских и стародубских князей, а их вотчины стали «отписывать» на государя. Гравюра Н.
РГБ В 1566 г. Царь согласился возвести на митрополичью кафедру после смерти митр. Афанасия игум. Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря св. Филиппа Колычева , хотя тот добивался отмены опричнины. Была возвращена часть владений кн. В кон.
Большая группа детей боярских использовала созыв Собора, чтобы подать царю коллективную челобитную об отмене опричнины. Челобитчики были сурово наказаны, и царь вернулся к прежней политике. В янв. Осенью 1567 г. Отряды опричников ездили по стране, уничтожая принадлежавшее «изменникам» имущество. Апогеем репрессий стал разгром в нач. Новгорода, жителей которого обвинили в том, что они хотели перейти под власть вел.
Литовского и польск. Сигизмунда II Августа. Были казнены многие сотни людей, их дома разрушали, имущество уничтожали или конфисковывали, были разграблены церкви и монастыри. В июле 1570 г. Политика массового террора негативно сказалась на способности страны к активной внешней деятельности. Когда в 1561 г. Ливонский орден заключил с Сигизмундом II договор о присоединении Ливонии к Великому княжеству Литовскому, в Москве приняли решение сосредоточить все силы на борьбе с этим гос-вом.
С Данией и со Швецией были заключены соглашения, по к-рым за этими странами фактически признавались занятые ими части Ливонии, а И. В февр. Тем самым был перерезан значимый торговый путь из этого гос-ва в Ригу. Однако в 1564 г. Война затягивалась, не принося успеха ни одной из сторон. В 1570 г. Ход войны показал, что, не обладая флотом, Русское гос-во вряд ли сможет подчинить своей власти главные порты Прибалтики - Ригу и Ревель Таллин.
В данных условиях возник план добиться этой цели мирным путем - созданием в Ливонии вассального, зависимого от России Ливонского королевства. Во главе этого политического образования должен был стать брат датского кор. Фредерика II Магнус. В июне 1570 г. Магнус прибыл в Москву, принял вассальную присягу и обручился с племянницей И. Особой жалованной грамотой Ливонскому королевству была предоставлена широкая автономия, обязанности Магнуса по отношению к царю ограничивались посылкой небольшого отряда для участия в военных действиях. Жителям ливонских городов, если они подчинятся Магнусу, И.
Предполагалось, что королевство образуется в основном за счет присоединения тех земель в Прибалтике, на к-рые распространялась шведская власть. Расчеты эти оправдались лишь отчасти. Многие ливонские дворяне стали служить Магнусу, но горожане Ревеля отказались ему подчиниться. В авг. Магнус вместе с русским войском осадил Ревель. Однако датский король не только не прислал флота, но и заключил в дек. Осада Ревеля закончилась безрезультатно весной 1571 г.
Вовлечение Русского гос-ва в многолетнюю войну в Ливонии способствовало ослаблению позиций России на др. Ухудшилось положение на Сев. Кавказе, где тесть царя Темрюк терпел неудачи в борьбе с противниками, которых поддерживал крымский хан. Возобновились набеги крымских татар на юж. В 1571 г. На начавшихся переговорах хан требовал передать ему Казань и Астрахань. Его действия поддерживала Османская империя.
В 1572 г. Воротынский, нанесла поражение этому войску в битве при Молодях 30 июля - 2 авг. В условиях многолетней войны, шедшей на неск. Бедствия усугубили голодные годы 1569-1571 , разразившаяся в 1571 г. В нач. Предписание И. Это вело к дезорганизации внутреннего положения в стране, действия опричников сталкивались с вооруженным сопротивлением населения.
Царю поступал поток жалоб, в которых опричники выглядели не лучшим образом. Борьба за власть и влияние в опричном дворе вела к тому, что соперники обвиняли друг друга в измене. Жертвой таких доносов стал один из инициаторов опричнины - Басманов. Во время набега татар в 1571 г. Осенью 1572 г. Портрет неизвестного художника. Музей-заповедник «Александровская Слобода» Продолжался такой порядок сравнительно недолго.
В окт. Он выделил себе особый удел, названный теперь двором, в состав к-рого вошли и бывш. Во главе др. Такое решение вызвало беспокойство части приближенных, обратившихся к царю с прошением не возводить на трон «мимо своих чад иноплеменника». Ответом стали казни авторов челобитной на Соборной площади Кремля в нояб. Через год Симеон Бекбулатович был сведен с великокняжеского стола и управление земщиной было поручено, как и в годы опричнины, земской Боярской думе. Разделение страны снова сопровождалось отбором детей боярских для службы на территории удела и массовым выселением с этих земель неугодных.
На землях двора были созданы свои органы управления во главе с дворовой думой. Такое разделение страны сохранялось до смерти И. В эти годы большое влияние на государственные дела приобрела группа возвышенных царем худородных детей боярских, введенных им в состав дворовой думы в чине думных дворян, наиболее видной фигурой среди них был Б. Рост опасности для Великого княжества Литовского со стороны России в годы Ливонской войны способствовал тому, что Литва и Польша, связанные ранее между собой только династической унией, в 1569 г. Литовский Сигизмунд II. На ставший вакантным трон наряду с др. Среди польской шляхты у него нашлись сторонники, рассчитывавшие при его помощи ослабить власть магнатов.
Они пытались вступить в контакты со своим кандидатом. На переговорах с посланцами из Речи Посполитой И. По-видимому, царь рассчитывал на то, что запутавшиеся в борьбе партий магнаты и шляхта будут вынуждены обратиться к нему, а он продиктует свои условия. Такой путь, однако, не мог привести его к успеху. В 1572-1576 гг. К 1577 г. Под русскую власть перешли такие города на балтийском побережье, как Гапсаль Хаапсалу и Пернов Пярну.
В 1576 г. В 1577 г. Двины, занятые в годы Ливонской войны литов. Небольшие гарнизоны находившихся здесь крепостей капитулировали, не оказывая сопротивления. Двины, кроме Ревеля и Риги. Ссылаясь на достигнутые успехи, И. Царь полагал, что новый польский король, бывший правитель небольшого княжества, не решится вступить с ним в спор из-за Ливонии, но ошибся.
К 1578 г. Против нее фактически сложилась враждебная коалиция из Польско-Литовского гос-ва, Швеции и Крымского ханства, страна должна была вести войну одновременно на нескольких фронтах. Открытая враждебность Крыма, который вел переговоры о союзе даже со Швецией, заставляла держать на южной границе войска, к-рые были остро нужны на западе. Вместе с тем к кон. По разным подсчетам, в Новгородской земле к нач. Это сказывалось на размерах дворянского ополчения - главной военной силы страны - и на его способности нести службу. В последние годы Ливонской войны уклонение детей боярских от службы стало приобретать массовый характер.
Приходилось посылать специальные отряды, чтобы собирать ополченцев и отправлять их на войну. В королевской ставке стали возникать планы оторвать от Русского государства весь северо-запад с его главными центрами - Новгородом и Псковом. В Новгород была послана грамота, призывавшая жителей города поднять восстание против «тирана», а захват Пскова стал целью нового похода Батория, в авг. Эти крайне неблагоприятные для царя события совпали по времени с личной драмой: 19 нояб. В тяжелой ситуации, сложившейся внутри гос-ва, царь пытался искать помощь даже в Риме. Обещая в будущем папе союз против османов, И. Папский посредник иезуит Антоний Поссевино прибыл в Москву, когда уже началась осада Пскова.
Героическая оборона города сорвала планы политиков Речи Посполитой, но в стране, истощенной войной, не было сил на то, чтобы отбросить от Пскова польско-литовскую армию и добиться победного окончания войны. Пока шла осада Пскова, Русское гос-во потерпело еще одно поражение. Бросив все силы на борьбу с Баторием, И. Затем шведы заняли лежавшие на др. Наровы новгородские пригороды. Гравюра с рис. XIX в.
РГБИ 15 янв. Речь Посполита вернула занятые польско-литов. Вопрос о ливонских землях, занятых шведами, в договоре был обойден молчанием. Но планы эти осуществить не удалось. В Казанском крае началось широкое восстание марийцев, которое сумели подавить лишь после смерти И. Уже осенью 1582 г. Плюссе было заключено перемирие со Швецией на 3 года, по условиям к-рого Швеции отошли не только земли в Ливонии, но и рус.
По-видимому, И. В 1582-1583 гг. По монастырям рассылались списки таких людей, содержавшие многие сотни имен. Перед смертью И. Боусом, рассчитывая заключить союз с Англией против Батория, чтобы вернуть под свою власть Полоцк и «Лифлянскую землю по Двину». Очевидно, царь был намерен со временем возобновить Ливонскую войну.
Кроме того, новый титул свидетельствовал о самодержавном характере власти.
Церемония венчания на царство подробно запечатлена в миниатюрах Царственной книги — последней части Лицевого иллюстрированного летописного свода, самого крупного летописного произведения средневековой Руси. Лицевой летописный свод был создан по повелению Ивана IV в 1560—1570-е гг. Уникальный памятник древнерусского книжного искусства, имеющий всемирное значение, состоит из около 10 тысячи листов, объединенных в десять томов, и украшен более чем 17 тысячами миниатюр. Первые три тома повествуют о событиях священной и всемирной истории, включая текст Библии, Троянскую историю, историю древнего Востока, древнего Рима и историю Византии, доводя повествование до X века.
Венчание на царство великого князя Московского и Всея Руси Ивана IV Васильевича (1547)
Первый русский царь. Удивительная биография первого царя и первая денежная реформа в России | 25 января 1547 года состоялось первое в отечественной истории венчание на царство. |
Правление Ивана Грозного | Во-первых, актом венчания на царство он завершил процесс рождения русского самодержавия и юридически оформил Российское государство. |
Венчание Иоанна Васильевича Грозного на царство | Венчание на царство. |
В Александровской слободе рассказали о венчании на царство Ивана Грозного | Церковный чин венчания на царство впервые был применен в 1498 году в отношении соправителя и несостоявшегося наследника Ивана III – Дмитрия Ивановича. |
Иван Васильевич, ставший Грозным
Венчание на царство Ивана 4 | Официально царский титул первым в России принял Иван IV Васильевич Грозный, венчавшийся на царство в 1547 г. |
ИОАНН ГРОЗНЫЙ | Официальный титул царя на Руси появился 16 января 1547 года, после венчания на царство Ивана IV Грозного. |
Этот день в истории: 1547 год — первое венчание на царство на Руси
Сегодня годовщина венчания на Царство Государя Иоанна Грозного | Чин венчания Дмитрия Внука был позже использован для разработки чина венчания на царство Ивана Грозного. |
ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ | 16 января исполнилось 477 лет от венчания на царство первого русского царя – Ивана Грозного (1530-1584 гг.). В этот очень значительный для нашей истории день в 1547 года в Успенском соборе Кремля впервые состоялась данная торжественная церемония. |
Венчание на царство Ивана 4 | Венчание на царство Ивана Грозного определяло ему высокий титул, а Русь приравнивалась к Римской империи. |
ИОАНН ГРОЗНЫЙ
Торжественная церемония «венчания на царство» Ивана IV, позднее прозванного Грозным, состоялась в Успенском соборе Московского Кремля. Инфоурок › История России ›Презентации›Венчание на царство Иоанна Грозного и его реформы. А чину венчания на царство Грозного с незначительными изменениями следовали все русские цари и императоры в течение последующих 350 лет. Инфоурок › История России ›Презентации›Венчание на царство Иоанна Грозного и его реформы.