Новости в чем ценность метода майевтики

Метод Майевтики: незаменимый метод постижения истины. Ценность метода майевтики в современном мире В современном мире метод майевтики остается востребованным и ценным инструментом, который помогает людям разобраться в сложных вопросах и проблемах. Ценность метода майевтики Сократа — искусство приводить к истине через вопросы.

Метод майевтики Сократа: его ценность в кратком описании

Суть метода майевтики заключается в том, чтобы задавать вопросы, которые провоцируют собеседника к размышлению и самостоятельному обнаружению истины. Ценность метода майевтики заключается в его способности помочь нам обнаруживать и анализировать наши представления, предположения и логические ошибки. Более развёрнуто метод майевтики был описан Платоном. Более развёрнуто метод майевтики был описан Платоном.

«Майевтика: искусство отвечать на вопросы и задавать их»

Оно направлено на удержание парадоксального сопряжения универсального и уникального, вневременного и конкретно-исторического в личностной самотождественности человека. Рассуждение о мужестве в данном контексте носит не столько логический, сколько экзистенциальный характер, помогающий родить в душе собеседника эту добродетель во всей ее конкретной полноте. Еще одна любопытная особенность в осмыслении таинственной неопределенности ценности связана с взаимопереходом и даже тождественностью одной ценности всем остальным. Мужество в своих ценностных основаниях сопряжено со справедливостью, рассудительностью и, в целом, с мудростью. Увидевший это Платон и неоплатоники показывали подчиненность и даже изначальную тождественность всех добродетелей единой идее Блага. Поэтому осмысление ценностей представляет собой не построение системы отдельных понятий, а логику эманации, при которой каждая выделенная добродетель сохраняет внутреннюю содержательную связь со всеми остальными. Таким образом, исследование мужества в диалоге «Лахет» нельзя назвать неудачей. Неспособность собеседников достичь явного и непротиворечивого определения этой добродетели вскрывает ее апофатический смысл, преодолевающий ограниченность тех или иных рационализаций этой добродетели. В ходе диалога концептуально схватывается единство общего значения мужества и многообразие его единичных проявлений; соединяются волевой и рациональный аспекты человеческой деятельности, указывается генетическая связь всех добродетелей в их причастности к благу. Список литературы Платон.

Литература Аполлонов, И. Запесоцкий, А. Теория культуры академика В. Кессиди, Ф. Котляров, И. Под общ. Стрябковой, А. Белгород: БелГУ, 2020. Воспоминания о Сократе.

Куда идет российская культура? Куликов, А. Проблема судьбы и героизма у Лермонтова и Льва Толстого. Неретина, С. Степин, А. Гусейнов, Г. Панченко, Д. Пивоваров, Д. Культура и религия: сакрализация базовых идеалов.

Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2013. Избранные жизнеописания: В 2-х т. Пружинин, Б. Смирнов, А. Как различаются культуры? Стёпин, В. Тучина, О. Стратановский и др. Отправить статью Научный результат.

Информация о включении журнала представлена на официальном сайте ВАК Журнал индексируется следующими научными базами и платформами Научный результат. Научный результат. Учредитель: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» НИУ «БелГУ». Адрес: 308015, Белгородская область, г. Белгород, ул. Победы, 85. Издатель: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» НИУ «БелГУ». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор.

Будьте скептичны: Майевтика поощряет критическое мышление и сомнение. Важно оставаться скептичным и не принимать информацию на веру. Активно исследуйте и анализируйте аргументы, чтобы прийти к справедливому заключению. Уважайте собеседника: Важно помнить, что цель майевтики — помочь собеседнику формировать свои собственные мысли и осознавать свои проблемы. Будьте вежливы и уважительны к собеседнику, выслушивайте его точку зрения и учитывайте ее в дальнейшем обсуждении. Не бойтесь неопределенности: Майевтика не всегда приводит к конкретному и однозначному ответу. Часто целью является стимулирование размышлений и поиска новых путей и решений. Будьте открыты для неопределенности и готовы к созданию новых идей и возможностей. Как правильно вести беседу Слушайте внимательно: Один из самых важных аспектов эффективной беседы — это умение слушать без прерывания и с полным вниманием. Покажите собеседнику, что вы интересуетесь его мнением и точкой зрения. Задавайте открытые вопросы: Вместо того чтобы задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», старайтесь задавать вопросы, которые позволяют собеседнику выразить свои мысли и дать подробные ответы. Это поможет вам понять его точку зрения и углубить разговор. Избегайте суждений и предубеждений: При ведении беседы важно помнить, что каждый имеет право на свою точку зрения. Избегайте высказывания суждений и предубеждений, которые могут вызвать напряженность или конфликт. Вместо этого, попробуйте понять и сопереживать чужому мнению. Будьте терпеливы: Ведение беседы может потребовать времени и терпения, особенно если есть разногласия или конфликтные моменты. Будьте готовы выслушать все аргументы и старайтесь найти общий язык с собеседником. Ведение беседы — это навык, который может быть развит с опытом и практикой. Учтите эти советы и практикуйтесь в общении с разными людьми, и вы обязательно станете лучше вести беседы и достигать желаемых результатов. Искусство диалога Искусство диалога лежит в основе майевтики и обладает несколькими ценностями: Стимулирует мышление Диалог, основанный на открытом обсуждении и задавании вопросов, способствует активизации мыслительных процессов участников и побуждает их к осмыслению и размышлению. Учит слушать и выслушивать Искусство диалога требует умения слушать и быть открытым к мнению других. Участники диалога учатся выражать свои мысли и идеи с уважением к собеседнику, что способствует глубокому и взаимному пониманию.

Источник: Методика преподавания литературы. Майевтика гр. Получение ответов, их сопоставление, обобщение подводит людей к истине, к решению. Мысль здесь как бы «рождается» индуктивным путем.

Разве не окажется она, напротив, вредной и злокозненной? Назовёшь ли ты прекрасным что-то такое, что будет злокозненным и вредным? Это было бы неправильно, Сократ. Следовательно, такого рода стойкость ты не признаёшь мужеством, поскольку она не прекрасна, мужество же прекрасно. Ты молвишь правду. Итак, по твоим словам, мужество — это разумная стойкость? Видимо, да. А знаем ли мы, по отношению к чему эта стойкость разумна? Ко всему — и к большому, и к малому? Например, если бы кто-нибудь упорствовал в разумном расходовании денег, зная при этом, что, потратив эти деньги, он приобретёт большее, назовёшь ли ты это мужеством? Нет, конечно, клянусь Зевсом. Важно заметить, что такие дискуссии часто заканчиваются ничем — лишь согласием собеседников, что сформулировать верный ответ на поставленный в начале вопрос невозможно. Тогда в чём ценность сократического метода? Изображение: C. А самое главное — противостоять двойному невежеству , то есть учиться понимать пределы своих знаний. Сократический образ мысли — путь к мудрости, но не сама мудрость в готовом виде; он в принципе отрицает возможность того, что мудрость может быть окончательной и завершённой», — пишет Уорд Фарнсворт в своей книге «Метод Сократа». Из чего состоит метод Сократа В диалогах Платона можно выделить повторяющиеся компоненты, на которых и основан метод Сократа. Вопросы и ответы Сократ не читает собеседнику лекцию и ничего не объясняет, он задаёт ему вопросы. Некоторые из них — открытые, то есть предполагают развёрнутый ответ. Другие же представляют из себя утверждения, с которыми собеседник не может не согласиться.

Вы точно человек?

Зеноновский метод, впоследствии назвали методом «приведения к нелепости» (reductio ad absurdum). Что такое майевтика и в чём заключается ценность метода Сократа — полное объяснение метода диалога с применением сарказма и иронии. Ценность майевтики заключается в том, что она помогает развить критическое мышление, способность к саморефлексии и анализу собственных мыслей. Рассматриваемый нами метод майевтики не утратил своей актуальности даже спустя более двух тысяч лет после его изобретения. Метод майевтики используется там, где педагог, руководитель, просто ведущий сами не знают ответа и вместе с участниками поиска ищут его. В этом смысле майевтикой будет и психоанализ, методы духовного, софийного возрождения личности.

В чем ценность метода Майевтики Сократа?

Майевтика — составная часть так называемого сократического метода наряду с иронией, индукцией и определением. Таким образом, ценность метода майевтики Сократа невозможно переоценить. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, т.е. повивальным искусством, помогающим рождению истины. МАЙЕВТИКА (греч. maieutike — повивальное искусство) — метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог прежде всего по отн.

Вы точно человек?

Мера такой осмысленности определяет границы культурного пространства и личного пространства культурности человека, его личностную идентичность, которая есть одновременно и процесс, и результат смыслообразования, понимания себя в пространстве культуры см. Напряжение понимания определяет субъектную сторону производства идеалов, связанную с освоением смыслового содержания норм и ценностей родной культуры. Оно выталкивает человека из привычной самопонятности, выводит в иной бытийный регистр, с высоты которого открывается возможность для различения подлинности и мнимости своих мнений, желаний, жизненных проектов. Подобный регистр связан с осмыслением ценностных оснований добродетелей, определяющих меру подлинности человека: ту меру, в границах которой я обретаю себя, а преступив которую теряю себя. Такое осмысление не сводится лишь к познавательным процедурам, а становится майевтикой, диалогом, который «испытывает» собеседника, ориентирован на самопонимание, уяснение того, что для него остается потаенным, неясным. И рождение истины становится, по сути, актом онтологическим, в котором раскрывается творческий потенциал человека см. Вместе с тем, разработанная Сократом майевтика является прекрасным экспериментальным методом, исследующим указанную выше жесткую структуру духовной сферы, в которой обретаются ценностные основания культуры. В то же время майевтика сопрягает габитуальный и духовный уровни культурных ценностей в их катафатическом и апофатическом измерениях. В данном контексте майевтика ведет к переоценке привычных жизненных ценностей, поскольку под напором наводящих вопросов теряется ее самоочевидность и изменяется, порой даже в противоположную сторону, ее смысловой вектор.

Например, при разговоре с Критобулом Сократ, все имущество которого оценивалось всего в пять мин, раскрывает смысловой потенциал богатства как традиционной ценности и доказывает, что он богаче своего собеседника, прославленного афинского богача см. Подобным образом, раскрывая смысловые возможности понятия «сводник», Сократ так убедительно доказывает Антисфену благородство этого занятия, что последний с гордостью говорит: «Если я действительно обладаю таким талантом, то душа у меня уж совсем набита будет богатством» Ксенофонт, 1993: 182. Таким образом, майевтика Сократа, во-первых, направлена на рефлексию над интуитивными, самоочевидными основаниями традиции; а во-вторых, подобная рефлексия демонстрирует сам ход раскрытия смыслового потенциала традиционных ценностей культуры, определяющих подлинность человеческой жизни. Одним из характерных примеров подобной майевтики является диалог «Лахет», в котором рассматривается сущность мужества как смысложизненной ценности человека. Осмысление данной ценности имеет принципиальное значение, поскольку героизм как высшее воплощение мужества имеет особую связь с судьбой, связь, которая разворачивается в философский вопрос об «уделе человеческом» Куликов, 2022: 124. Тем самым исследование сущности мужества определяет и сущность человека в его человеческом достоинстве. Активными участниками рассматриваемого диалога являются три человека, личное мужество которых не вызывает сомнения. Это прославленные афинские полководцы Никий и Лахет, а также гоплит Сократ, отмеченный наградами за воинскую доблесть.

Соответственно, в диалоге исследование мужества как универсальной ценности опирается на конкретный жизненный опыт его участников. Уже в фабуле диалога Платон демонстрирует парадоксальный характер рассматриваемой ценности: одна и та же деятельность искусство гоплитомахии, тренировочного сражения в тяжелом вооружении при одних и тех же ценностных ориентирах мужество, ведущее к воинской славе людьми одинаковой профессии: полководцами Никием и Лахетом, притом одинаково прославленными полководцами, оценивается прямо противоположно. Причина такого различия кроется в представлениях о происхождении этой ценности. Никий считает, что деятельность, искусственно дублирующая реальность, каковой является искусство сражаться в тяжелом вооружении, воспитывает те личностные качества и навыки воина, которые будут для него полезны и в реальной схватке с врагом. Лахет же, напротив, искусственно выработанные навыки, полученные в ходе спортивных тренировок, ставит в зависимость от уже имеющихся личностных качеств человека. Отсюда и негативная оценка обучения гоплитомахии, поскольку трус, обретя с помощью этих упражнений дерзость, в реальности покажет себя еще большим трусом, храбрец будет вынужден раз за разом доказывать свое превосходство, и малейшая оплошность приведет его к позору см. Лишь реальный опыт, умение преодолевать реальные опасности, а не хитроумные приемы, делают человека мужественным и ведут его к славе. Дальнейшая рефлексия интуитивного уровня мужества связана с парадоксами дефиниции этой добродетели.

Лахет, привыкший к сражению в сомкнутом строю, без промедления отвечает Сократу: «Если кто добровольно остается в строю, чтобы отразить врагов, и не бежит, знай, это и есть мужественный человек» Платон, 1990: 281. В этом ответе, во-первых, показательна его легкость: Лахет говорит не задумываясь, выражая естественную и самоочевидную для себя истину, которая и является основой понимания этой ценности. Во-вторых, Лахет переводит абстрактное понятие мужество в область конкретного мужественный человек. Тем самым Лахет обращается к габитуальному и катафатическому измерению данной ценности. На первый взгляд, такое обращение должно предельно конкретизировать абстрактный характер мужества в его универсальном значении. Однако на деле выходит, что подобная трактовка сама обладает односторонним и в этом смысле абстрактным характером. На это указывает ирония Сократа, который приводит противоположные примеры мужественного поведения и тем самым показывает фрагментарность такого определения. Далее уже Лахет пытается посредством абстрагирования обнаружить универсальную сущность мужества, представленную во всех приведенных примерах конкретного мужественного поведения: «Мужество — это некая стойкость души» Платон, 1990: 283.

Как мы видим, Лахет не отказывается от содержания исходного определения, поскольку дальнейшая дефиниция лишь абстрагирует конкретность его изначальной дефиниции. Поведение гоплита, не покидающего свое место в строю, распространяется на всю область мужества, превращаясь в нравственное качество стойкости духа. Однако в ходе диалога выясняется, что такое определение оказалось слишком широким, поэтому в качестве ограничения собеседники вводят признак разумности, который отличает осознанную стойкость мужественного человека от стойкости «вредной и злокозненной», связанной с безрассудством или упрямством. Однако при проверке конкретными примерами результаты подобного определения вновь оказываются плачевными. Разумная стойкость, основанная на расчете, позволяющем действовать наверняка, противоречит интуитивному пониманию мужества. И наоборот, мужественными признаются люди, которые, находясь в невыгодном положении и даже в ситуации обреченности, все равно противостоят тем, кто имеет над ними преимущество. Таким образом, рефлексия ценности приводит к противоречию в ее логическом содержании, что и констатируют участники диалога: мужество, рассматриваемое как стойкость духа, с одной стороны, причастно к разуму, а с другой — ему противоположно см. Другой участник диалога, Никий, пытается преодолеть этот парадокс путем увязывания мужества с мудростью, которую, в свою очередь, интерпретирует как «науку о том, чего следует и чего не следует опасаться как на войне, так и во всех прочих делах» Платон, 1990: 186.

Никий здесь рассматривает мужество не как стойкость, а в аспекте столь характерной для него предусмотрительности, которая служила причиной его неизменных побед см. Соответственно, здесь выдвигается и разрабатывается принципиально иной критерий мужества. Стойкость духа — черта, прежде всего, волевая, подчиняющая себе все остальные личностные качества, в том числе и разум. Ведь в рассмотренной выше эволюции своего определения Лахет рассматривает разумность и основанные на разуме знания в качестве прилагательного, уточняющего стойкость, которая становится существенным и отличительным признаком мужества.

Сегодня майевтика нашла свое применение и в современной психологии. Она стала одним из инструментов для работы с клиентами в психотерапии и консультировании. Майевтика позволяет психологам задавать вопросы, чтобы помочь клиентам разобраться в своих мыслях, чувствах и убеждениях. Этот метод активно используется в когнитивно-поведенческой терапии, где он помогает клиентам осознать и изменить негативные мысли и поведенческие паттерны, которые могут причинять дистресс и проблемы в жизни. Майевтика также применяется в групповой терапии, где психолог может задавать вопросы, которые помогут участникам группы обсудить и проанализировать свои проблемы и конфликты.

Таким образом, майевтика продолжает жить и развиваться в современной психологии, предоставляя ценный инструмент для работы с клиентами и помогая им обрести понимание и изменить свою жизнь к лучшему. Майевтика как практика развития творческого мышления Эта практика основана на убеждении Сократа, который считал, что истина и знания уже присутствуют в каждом человеке, и нуждаются только в активизации и проявлении. Майевтика, как метод, помогает ученикам исследовать их внутренний мир и развить интуицию, что способствует рождению новых идей, решений и открытий. В процессе майевтики преподаватель или фасилитатор задает вопросы, которые вызывают размышления и способствуют погружению внутрь своего сознания. Ответы на эти вопросы могут быть неочевидными, требующими креативного и свободного мышления. Майевтическая практика развивает умение самостоятельно мыслить, анализировать и обобщать информацию, а также находить новые идеи и решения. Она помогает ученикам развить способность к критическому мышлению и логическому анализу, что имеет важное значение не только в учебе, но и в повседневной жизни. Поскольку майевтика подразумевает активное участие ученика в процессе поиска ответов, она способствует формированию уверенности в своих силах, самостоятельности и самодостаточности. Это помогает развить личностные качества, такие как креативность, гибкость, умение преодолевать проблемы и достигать целей.

В образовательной среде майевтика может быть использована для решения различных задач, обучения критическому мышлению, развития творческого потенциала учеников. Эта практика также может быть применена в бизнесе, научных исследованиях и других областях, где требуется развитие и поиск новых идей и решений. Техники майевтики в психотерапии Майевтика представляет собой метод психотерапии, разработанный философом Сократом. Он основан на идее того, что истинное знание находится внутри человека и может быть обнаружено путем правильного вопросова Sally-Face.

Майевтика помогает выявить противоречия и неясности в мыслях и убедиться в правильности или ошибочности собственного мнения. Особая ценность метода Сократа заключается в его идеологических и практических преимуществах: Стимуляция мышления: Майевтика побуждает участников диалога мыслить самостоятельно и активно искать ответы на свои вопросы.

Сократ верил, что истина находится внутри каждого человека, и его задача — лишь помочь осознать ее. Развитие критического мышления: Майевтика помогает участникам учиться анализировать и оценивать свои убеждения и предположения, а также проверять их на прочность и логическую последовательность. Определение понятий и определений: Сократское общение направлено на определение истины и понимание ключевых понятий и определений, что позволяет участникам диалога уточнить свои представления и расширить свои знания. Преодоление предубеждений: Майевтика помогает участникам диалога осознать и преодолеть свои предубеждения и стереотипы, давая возможность более объективно и свободно мыслить. Стимуляция диалога: Сократское общение способствует открытому и взаимному обмену мнениями, что способствует развитию способности слушать и уважать точку зрения других людей. Это способствует формированию толерантности и развитию межличностных навыков.

В целом, майевтика предоставляет человеку возможность искать истины, развиваться и обретать новые знания и понимание. Она способствует анализу, самоанализу и критическому мышлению, что делает ее важным инструментом в образовании и развитии личности. Несколько важных правил Слушайте внимательно: Майевтика требует активного участия в диалоге. Важно внимательно слушать собеседника, его аргументы и замечания, чтобы определить логическую недосказанность или ошибки в его рассуждениях. Задавайте вопросы: Ключевой момент в методе Сократа — задавание вопросов, чтобы провоцировать собеседника к более глубокому и аналитическому мышлению. Не стесняйтесь использовать различные виды вопросов, чтобы раскрыть суть проблемы.

Будьте скептичны: Майевтика поощряет критическое мышление и сомнение. Важно оставаться скептичным и не принимать информацию на веру. Активно исследуйте и анализируйте аргументы, чтобы прийти к справедливому заключению. Уважайте собеседника: Важно помнить, что цель майевтики — помочь собеседнику формировать свои собственные мысли и осознавать свои проблемы. Будьте вежливы и уважительны к собеседнику, выслушивайте его точку зрения и учитывайте ее в дальнейшем обсуждении. Не бойтесь неопределенности: Майевтика не всегда приводит к конкретному и однозначному ответу.

Часто целью является стимулирование размышлений и поиска новых путей и решений. Будьте открыты для неопределенности и готовы к созданию новых идей и возможностей.

В зрелом возрасте он женился на Ксантиппе — очень сварливой женщине, имя которой даже стало нарицательным.

Пожалуй, все слышали эту фразу, которая, как считают исследователи, принадлежит именно Сократу. По этому принципу он и жил. Известно, что философ не оставил после себя ни строчки.

О его мыслях и убеждениях человечество узнало лишь из трудов его учеников — Ксенофонта и Платона. Сократ был убежден, что записывание собственных мыслей ослабляет человеческую память. К истине своих учеников мыслитель подводил с помощью умело выстроенного диалога.

Именно в беседах и диалогах он и создал свой метод, известный ныне под названием майевтика. Это можно назвать огромным вкладом в философскую мысль. Суд над Сократом и смерть философа В 399 году до нашей эры великого мудреца обвинили в богохульстве и развращении подрастающего поколения.

О судовом процессе Сократа мы узнаем из произведений Платона и Ксенофонта. Философ отказался от уплаты штрафа, а также от предложения друзей похитить его из темницы. Был ли Сократ действительно виновен?

Как утверждают современные историки из Кембриджского университет, был. На то время действия чудаковатого философа действительно могли классифицировать как противозаконные. В результате мыслитель был приговорен к смертной казни, причем он сам принял яд.

Процесс смерти Сократа подробно описывает тот же Платон. Чем именно был отравлен мудрец, неизвестно.

Майевтика - это... Майевтика в философии

Метод майевтики Сократа: ценность и преимущества Ценность метода майевтики заключается в том, что он способствует саморазвитию и развитию мышления.
Ценность метода майевтики Сократа - основные принципы и преимущества - Майевтика — составная часть так называемого сократического метода наряду с иронией, индукцией и определением.
Метод майевтики Сократа | Метод Майевтики: незаменимый метод постижения истины.
Майевтика: ценность метода в краткой философии уничижения оппонента.

Ценность метода майевтики Сократа — откровение истины через диалог

Майевтика также способствует формированию личности, помогая нам разобраться в себе и стать более целостными и автономными. Она помогает нам осознать, какие ценности и убеждения нам наиболее близки, что позволяет нам принимать более осознанные и аутентичные решения в жизни. Кроме того, майевтика способствует развитию критического и аналитического мышления, что является важной составляющей формирования личности. Она помогает нам выявить негативные установки и представления, которые могут ограничивать наш потенциал, и заменить их на более позитивные и ценностные стереотипы мышления. Таким образом, майевтика играет важную роль в формировании личности и развитии самосознания.

Этот метод помогает нам раскрыть наши потенциальные возможности, осознать наши ценности и убеждения, а также развить критическое мышление и самоанализ. Майевтика позволяет нам стать более осознанными и самореализованными личностями. Преимущества майевтики на формирование личности и самосознания: 1. Позволяет задавать вопросы, которые активизируют мышление.

Способствует осознанию скрытых потребностей и желаний. Развивает самосознание и способствует рефлексии. Помогает обнаружить скрытые причины и мотивы поведения. Формирует личность, помогая выявить ценности и идеалы.

Развивает критическое и аналитическое мышление.

Иными словами, совесть. Майевтика — философский метод Сократа, с помощью которого можно извлечь скрытые в каждом человеке знания рядом последовательных вопросов.

Софизм — логически неправильное рассуждение, умышленно выдаваемое за правильное. Этический интеллектуализм — направление в этике, берущее начало в философии Сократа. Согласно ему, человек всегда стремится к добру, а осознанного стремления ко злу не бывает.

Преимущества использования метода Метод майевтики, разработанный Сократом, имеет ряд значительных преимуществ, которые делают его эффективным инструментом для достижения понимания и истины: Активное участие студента. Майевтика позволяет студентам активно участвовать в процессе обучения. Это стимулирует развитие критического мышления и способность анализировать информацию. Развитие навыков критического мышления.

Метод майевтики помогает студентам развивать навыки критического мышления и анализа. Они учатся задавать глубокие вопросы и искать альтернативные точки зрения. Стимулирование самостоятельного озарения. Майевтика способствует более глубокому пониманию и исследованию собственных мыслей и убеждений.

Она помогает студентам приходить к озарениям и открытиям в процессе обучения. Поиск истины. Майевтика позволяет студентам проводить поиск истины самостоятельно, без навязывания взглядов преподавателя. Это помогает развивать независимое мышление и осознанность.

Участие в конструктивном диалоге. Майевтика способствует созданию конструктивного диалога между преподавателем и студентами, а также между студентами.

В переводе с древнегреческого maia означает «повитуха».

Именно с ней и сравнивает себя Сократ в «Теэтете». Майевтика есть искусство родовспоможения мысли, иначе говоря, искусство извлечения на свет с помощью вопросов и диалога истины, которую разум, сам того не подозревая, содержит в себе.

«Майевтика: искусство отвечать на вопросы и задавать их»

В этом смысле майевтикой будет и психоанализ, методы духовного, софийного возрождения личности. "не в майевтики Метод является классическим в педагогике, можно также говорить о неординарности его использования педагогической практике. Несмотря на древность майевтики, она до сих пор один из самых эффективных методов психотерапии. майевтика, позволяющий создавать условия для формирования различных личностных позиций, является первым основанием методологии гуманитарного проектирования. Майевтика помогает раскопать эту ценность и вытащить её наружу. метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

В чем ценность метода Майевтики Сократа?

Что такое майевтика, как Сократ учил геометрии юношу-раба и при чём тут переселение душ. В них Сократ, в частности, раскрывая смысл своего вопросно-ответного метода (диалектики), говорит, что его искусство сродни искусству повивальной бабки (по древнегречески – майевтики). Главная ценность метода майевтики заключается в том, что он позволяет человеку самостоятельно приходить к истинным знаниям. Благодаря методу майевтики, человек может развить навыки анализа и критического мышления, которые помогут ему в решении сложных философских проблем и проблем на практике.

Ценность метода майевтики Сократа — основные принципы и преимущества

Спор, дискуссия, организационно-деятельностная игра, проводимые по методу майевтики, включают в себя определение используемых понятий, ответы, использование примеров из жизни, повторное определение понятий и так постепенное приближение к более точному ответу. Метод майевтики используется там, где педагог, руководитель, просто ведущий сами не знают ответа и вместе с участниками поиска ищут его. Майевтику изобрел Сократ, она составляет основу сократовских бесед, технологию его эвристики. Сегодня родилась новая научная дисциплина, устанавливающая междисциплинарные связи в научном знании, «сталкивающая» разнородные данные о чем-то или о ком-то, синтезирующая данные лонгитюдных и генетических методов.

Демонстрирование того, что люди не обладают всеми знаниями мира, что, к примеру, только Бог ведает истиной. Раскрытие неверности образовавшегося предрассудка. Разговор «по душам», который носит больше наставительный характер, с советами и моралью. Как это происходило — мыслитель о чём-то спрашивал и внимательно выслушивал ответы, пытаясь обнаружить в них малейшие ошибки и недочёты. После чего, опять-таки с помощью этого метода подводил к этим нелогичным утверждениям, да так, что собеседник ощущал себя, как в тупике. Кстати, именно за это Сократа не раз избивали, да и жизнь его прервалась, потому, что кто-то донёс на него, утверждая, что своими заключениями и речами мыслитель нарушает гражданские нормы.

Поэтому был приговорён к казни путём принятия яда. То есть, её целью было помочь «разродиться», как утверждал мыслитель. История Чтобы вам был более понятен смысл этого метода, хочу привести в пример историю беседы с Евтидемом, который собирался стать государственным деятелем. В силу новых обязательств ему следовало обладать мудростью, но Евтидем никак не мог дать чёткое определение таким понятиям, как справедливость и несправедливость. Философ вызвался помочь другу таковыми он считал всех своих учеников, даже не беря оплаты за обучение , и предложил создать список дел, разделив его, соответственно, на две графы. Первое утверждение Евтидема После чего начал спрашивать, к примеру, куда именно отнести ложь, воровство, торговлю людьми и прочее.

Будущий государственный деятель, конечно же, все эти определения отправил к несправедливости. Тогда Сократ поинтересовался, действительно ли тогда графа справедливости сейчас пуста, потому что всё вышеперечисленное находится в противоположной колонке? Получив утвердительный ответ, он переходит ко второму шагу — индукции.

А знаем ли мы, по отношению к чему эта стойкость разумна? Ко всему — и к большому, и к малому? Например, если бы кто-нибудь упорствовал в разумном расходовании денег, зная при этом, что, потратив эти деньги, он приобретёт большее, назовёшь ли ты это мужеством? Нет, конечно, клянусь Зевсом. Важно заметить, что такие дискуссии часто заканчиваются ничем — лишь согласием собеседников, что сформулировать верный ответ на поставленный в начале вопрос невозможно.

Тогда в чём ценность сократического метода? Изображение: C. А самое главное — противостоять двойному невежеству , то есть учиться понимать пределы своих знаний. Сократический образ мысли — путь к мудрости, но не сама мудрость в готовом виде; он в принципе отрицает возможность того, что мудрость может быть окончательной и завершённой», — пишет Уорд Фарнсворт в своей книге «Метод Сократа». Из чего состоит метод Сократа В диалогах Платона можно выделить повторяющиеся компоненты, на которых и основан метод Сократа. Вопросы и ответы Сократ не читает собеседнику лекцию и ничего не объясняет, он задаёт ему вопросы. Некоторые из них — открытые, то есть предполагают развёрнутый ответ. Другие же представляют из себя утверждения, с которыми собеседник не может не согласиться.

Их последовательность тщательно продумана. Сократ шаг за шагом разбирает утверждения оппонента с помощью примеров и уточнений, проверяет их на прочность. Уорд Фарнсворт отмечает, что на определённом этапе сократический диалог превращается в перекрёстный допрос: «Согласен ли ты с утверждением А? Суть в том, что, побудив собеседника согласиться с одним утверждением, Сократ предлагает ему следующее, такое же неоспоримое, но конфликтующее с первым. А затем озвучивает противоречия между ними — если два утверждения несовместимы друг с другом, значит, какое-то из них неверно. Причём получается, что Сократ не спорит с утверждениями оппонента и не заявляет, что тот не прав, а лишь демонстрирует, как собеседник противоречит сам себе. Майевтика В диалоге «Теэтет» используется термин майевтика, означающий «повивальное искусство».

Источник: Краткий словарь современной педагогики. Ориентирует на литературоведческий анализ произведения, приближающий читателя к замыслу писателя, глубинам текста и дающий наслаждение от исследовательской работы, постижения мастерства художника слова [15].

Источник: Методика преподавания литературы. Майевтика гр.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий