В народном календаре января есть много важных праздников, с которыми связано большое количество примет и суеверий. Какие праздники отмечаются в январе по славянскому календарю? Расписание всех славянских праздников и обрядов на январь месяц. Велесичи (Кудесы). Славянский праздник -День угощения домового. Славянские праздники января – в самом сердце зимы.
7 января — праздник Солнца-Дажьбога
В белорусских щедровках характерные припевы: «Шчодры вечар добрым людзям! Богатством содержания и поэтической формой щедровок восхищались украинские писатели и композиторы, в частности Николай Лысенко, Николай Леонтович, Кирилл Стеценко, Михаил Вериковский, Константин Данькевич и другие. Вслед за мифологической теорией к изучению внутреннего состава щедровок стали прилагаться приемы сравнительного метода, благодаря чему были доказаны заимствования не только в целом, но и в подробностях. Сравнивая их со славянскими и, главным образом, румынскими колядками, учёные попытались выделить русские исторические и бытовые черты из обширного греко-романского элемента, который, по всей вероятности, лёг в основу нынешних украинских и белорусских щедровок. Учёные видели в бродячих сюжетах живые воспоминания народа о древнерусских князьях, представляющие только случайные сколки «некогда блестящей поэзии дружинной эпохи». В I томе «Исторических песен малорусского народа» Антоновича и Драгоманова был выделен даже особый отдел таких обрядовых песен, в которых будто бы сохранился необыкновенно древний исторический элемент. По словам издателей, «в колядках и щедровках, не носящих следов христианства, следует искать остатков древнейшего русского славословия богам», а в остальных — «древнейших славословий героям и князьям». Этот взгляд несколько умеряет проф. Петров, поместивший обширный разбор малорусских песен в «Трудах Киевской духовной академии». Здесь было впервые подвергнуто сомнению приурочение издателями некоторых обрядовых песен к таким историческим лицам, как Иван Берладник или Роман Волынский.
Костомаров понимал значение этих песен несколько шире. Сторонником мифической теории был и А. Потебня, который производил название «Усень» «Овсень», «Авсень» от санскритск. По мнению Потебни, ценность такого толкования заключается в том, что разъясняет несколько непонятный зачин большинства щедривок: «Ой рано, рано солнце сходило» и т. Как оказалось из последующих исследований, «заря» румынских и славянских щедровок имеет отношение скорее к началу весны, к «утру» солнечного года, чем к началу дня. Веселовский связал происхождение колядования и щедрования с римскими новолетними праздниками «общей радости», завершавшими целый праздничный цикл в честь Диониса, Сатурналий, Опалий и Календ см. Коляда П. Шейн не делает различия между первыми и вторыми; он говорит, что «колядки, которые поются на Новый год, называются щедрецовыми, щедрецами и щедровками. В сознании современных исполнителей и слушателей цель щедровок и колядок состоит в том, чтобы «дом развеселить и детей разбудить».
Свое пение они сравнивают то с «ластовкой» ласточкой , то с «соловьём» или «зозулей» кукушкой ; они будят «господаря», его семью и челядь, сообщая им о «радости на дворе» или «Божьей милости». Последняя трактуется здесь с точки зрения исключительно экономической: коровы потелились, кобылы пожеребились, пчелы пороились и т. Весеннее происхождение щедривок видно из того, что перечисляемые в них реальные «радости» хозяина могут быть приурочены скорее к началу весны, чем к зиме, когда происходит пение щедровок. Наиболее типичными из них оказываются те, которые имеют бытовой характер. Запевало говорит, что он ходил по новым городам и долго искал королевского дворца на трех столбах, пока не нашел его во дворе прославляемого хозяина. Затем следуют пожелания «пану господарю» жить «в домочку с женой и детками, как в раечку», самому господарю — сиять ясным месяцем, деткам — частыми звездочками. Наряду с шутливыми сюжетами, в щедровках находим религиозные мотивы с заметными апокрифическими чертами; в большей части щедровок фигурирует Панна Мария Богоматерь ; это указывает, быть может, на западное, отчасти польское происхождение таких мотивов. Тексты щедровок разбросаны в многочисленных изданиях, посвященных украинскому и белорусскому народному творчеству. Белорусские традиции С этого вечера начиналась Щедрая неделя, или Богатая Коляда.
Происхождение такого названия связано с обрядом: бросали в колодец кашу — тогда же гадали и кричали в колодец: "Ку-гу-гу! По другим данным «Агатуха» происходит от глагола «гагатать» веселиться, смеяться. С щедрым вечером связано много запретов, поверий и гаданий о будущем замужестве. Обрядовый предновогодний ужин отличался богатством блюд и их скоромностью. В Белоруссии хозяин приглашал за стол Мороза: «Мороз, иди кутью есть. А летом не бывай, хвостом не виляй, а то буду пугой сечь». Праздничное застолье также называли «кутьёй святого козлика». Щедровали под окнами и в домах, где славили хозяев. Водили «козу» «кобылку», «вола», «тура», «медведя», «журавля» и пели песни, главной из которых являлась "Го-го-го, коза".
Щедровные песни отличались от рождественских в основном рефреном.
Коляда — праздник славян. Иллюстрация: ukrnova. Некоторые районы до сих пор идут в ногу с традицией пения колядок и маскировки в ночь на 6 января.
Группы детей и взрослых, одетых в костюмы яслей, ходят от двери к двери, распевая песни под названием «колядки». Некоторые из них являются пасторальными колядками, восхваляющими рождение младенца Христа, в то время как другие связаны с Колядой, древней дохристианской славянской богиней солнца. Считалось, что Коляда может сделать длинные зимние дни теплее и принести солнечный свет в дома людей.
Событие было такое значимое, что славянский народ решил начать новое летоисчисление. Также некоторые историки связали это событие со строительством Великой китайской стены, которая образовала границу между землями заключивших мир двух больших народов. А Звёздный Храм - это не мифическое культовое сооружение, а выстроившийся на небосклоне «парад планет» ряд планет , который совпал с датой заключения мира между славянами и китайцами, считают учёные. Это событие подтверждают и древние гравюры. Великий Царь царей Иван III в 1492 году, который был 7000 годом от Сотворения мира, издал Указ перенести начало нового года на 1 сентября, чем объединил праздник новолетия нового года с праздником сбора урожая, а заодно и со сбором податей и оброка. И эта дата сохранилась как 1 сентября — начало нового учебного года в школах и ВУЗах. От даты 7208 от Сотворения мира в Звёздном Храме отняли 5508 лет. Георгий Победоносец свидетельствует о войне с Китаем и драконом Легенды и сказания о войне славян с китайцами передавались из уст в уста во многих славянских странах и народах. Даже в христианской католической религии есть сказание «Чудо Георгия о змие». На Руси же Георгий Победоносец, которого в древности называли Егорием Храбрым, присутствует на изображениях православных икон. Он поражает копьём не змея, а символ Китая — дракона. Святой Егорий, а не Победоносец считается покровителем русского воинства. Вместо Егория первым святым Георгием назвал все тот же Пётр I. В настоящее время этот образ Святого Егория присутствует в центре Государственного герба России. Скакун сменил год Золотого Тура 2022 год.
В ожидание безмолвном подо льдами спит вода, В тёплой тине дремлет рыба. Наступили холода… По Земле заснувшей Велес… посох силы волховской, В Красной шапке, красном платье с золотистою канвой, На плечах могучих шуба. Нарушать Закон не сметь — С ним надёжный спутник бурый — его преданный медведь. По полям, пустынным пашням и густым бредут лесам, Отправляя танец вихрей к тёмно-синим небесам. Путь Снежане Велес правит — молодой ещё Зиме На комоне дева скачет в снежнобелой кутерьме. Щедрый Велес этой ночью постучится в нашу дверь, Гой же Велесе! Во славу! Чара преданным сердцам, Сурью пенную во здраву отошлём седым отцам. Нынче братчиною дружной по домам своим роды Славят Велеса-Мороза средь своей мирской среды. Кривду Велес побеждает. А всю правду во Родах Мудрый Велес утверждает — пастырь-Бог в земных стадах. Твоя Сила велика! Гой, Велесе!.. Турицы зимние Пора, когда закрываются Врата Нави открытые в пору Велесовых Святок , а мир Яви приобретает обычную упорядоченность. Этот РОДовой праздник праздник посвящён одному из тотемных и самых почитаемых у славян животных — Туру тотемное животное Велеса , которого славяне водили в дни этого праздника по улицам и сами надевали шапки с рогами во Славу благополучия, которое состоит из здоровья, богатства и доброй семейной жизни и праведного пути. Наши предки трудились и не знали бедности. Древний путешественник писал: «…Даже ленивый будет сыт в богатой земле Росичей…» А основное богатство Славянам, в то время, давало земледелие и животноводство что означали рога на шапках. На Севере Тур предстает гордым оленем, а в таежных лесах сохатым. Древние славяне брали пример с этих грозных животных, которые не заботились о себе, чтобы защитить стадо. Они старались научить юное поколение нападать и обороняться, проявлять находчивость и стойкость, выносливость, храбрость, умение объединяться для отпора врагам, защищать слабых и находить слабое место у противника. Раньше в день Туриц славяне проводили древнейший обряд юношеских посвящений. Надев на себя волчью шкуру и маску, юноша должен был проявить охотничьи способности, воинскую отвагу и завалить первого крупного зверя. В отличие от дня Калиты юноши в этот день испытываются не столько на «крепость тела», сколько на «крепость духа» и смекалку — уходя без всего в лесную чащу, юноша должен соорудить себе место для ночлега, добыть себе пропитание и развести костер. В этот светлый день у Нави замолкает скрип ворот, Закрывает Велес святки, завершая старый год. В этот важный час община приглашает пастуха, С ним рядится долго-чинно — дел весною вороха. Вечерами под лучиной бабы, девки… Там холсты Будут прясть-сучить общиной, песни петь меж суеты. А наутро снег в оврагах, чистый, плотный, мужики Наберут колодцы с верхом, что вскопали у реки. Чтобы жарким летом влага сохранялась, красота — Будет свежая водица для людей и для скота! В баньке девки этой ночкой собираются гадать, Что Сварог сковал им в кузне, страсть как хочется узнать, Что за невод им связала Мати-Макошь с дочерьми, В этом им поможет Банник за закрытыми дверьми. В час рождения вселенной Матерь Дана в Явь вошла, Влагой землю напоила, и с водицей жизнь дала, В ледяной водице чистой полыхает жар огня, Знает тот, кто окунётся в Водокрес святого дня. Ставят яства всей общиной и напитки, а потом Собираясь под лучиной с приглашённым пастухом Разговоры о хозяйстве, ждущем солнышка лучи… Спит природа, слышно только, подо льдом водой журчит. Матери с детьми, запасшись подарками, шли поздравлять тех повитух, кто помогал им, а те встречали гостей кашей. Повитухи, были в то время не только заменой докторов, но и людьми, знающими традиции старины, теми, кто был как бы проводником ребенка и матери через весь непростой для них период рождения, а также некоторого времени до него и после. Повивальными бабками их называли оттого, что новорожденного нужно было умеючи «свить» пеленками так, чтобы малыш не выбрался из них, но и не был стеснен.
Щедрец — что можно и чего нельзя делать в праздник 13 января
Поздравления с Колядой и Новолетием. Колядовщиков одаривали специально испечёнными «козулями», «коровками», пирогами, фруктами и деньгами. Для сбора подарков среди колядовщиков были механоши, то есть люди, которые носили глубокий мешок с подарками. Иногда жадные хозяева прогоняли непрошенных гостей. Тогда для них колядовщики пели специальные корильные колядки или «колядки-проклятица», в которых хозяевам сулились различные угрозы: «уведём корову за рога», «в дом чертей, а в огород червей». Колядовщики всегда носили с собой один особо важный атрибут — «Солнце» с лучами на шесте, как символ рождения нового Солнца. Тако же колядовщики использовали вертепы - специальные двухярусные ящики, внутри которых с помощью деревянных или тряпичных кукол разыгрывались сценки, посвящённые празднованию Коляды. На Святки было принято рядиться, то есть надевать на себя диковинные, необычные костюмы и маски личины. Прежде всего это были костюмы и маски животных: медведя, быка, лошади, гуся, козы, журавля, лисы, а также сказочных и мифологических существ: кикиморы, лешего, домового, водяного.
В это время гадают о будущем, молодёжь устраивает весёлые гуляния. Но стараются в это время и поостеречься — нечисть тоже гуляет во всю! В это время и самые страшные гадания — для смелых. В сам вечер ходят по гостям, поют песни-щедровки, угощают родных и друзей.
Материалы размещены на основе принципа добросовестного использования. Я уважаю авторские права.
Годовое колесо — Коло Сварога — несло в себе особый смысл, который заключался в вечном перерождении и обновлении всего живого. Но календарь важен не только буднями, его всегда украшают веселые праздники. Цикл славянских праздников Почти все праздники у славян совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому имеет значение не только духовное начало, но и иное — приобщение к Природе, привнесение в свою жизнь чувства того, что Земля — живая материя. Даже если не праздновать эти дни, а просто помнить о них, то перед человеком уже пройдет юность, зрелость и старость Земли-Кормилицы.
Праздники Славян
7 января – день Солнца – Дажьбога – древнейший славянский праздник, в который величали и поклонялись Светлому Богу Дажьбогу. 6 января — Водосвятие, Водокрес, Турицы зимние — день, когда закрываются Врата Нави (открытые в пору Велесовых святок), а мир Яви приобретает обычную упорядоченность. 8 января, через день после мужского праздника, приходило время и для женских торжеств, названных соответственно – Бабьи каши. На 19 января по новому стилю приходится славянский праздник Водокрещи, или Водосвет.
Новый год. Древнерусская версия
В ночь на 13 января ему обязательно на видном месте оставляли еду, а утром использовали немного бытовой магии. Из закромов хозяин дома доставал яичко, хранящее силу праздника Ярилы Вешнего отмечаемого в апреле , ставили рядом с ним зажженную свечу и читали старинный заговор к домовому, где просили его «изгнать лихо с избы, отвести горе от семьи». После чтения заговора свечу тушили и оставляли вместе с яйцом на видном месте. Волхвы выказывали Маре особое почтение: они проводили в ее честь специальный, «профессиональный» ритуал. К высохшему дереву, найденному в лесной чащобе, требовалось положить заговоренный собачий череп, по веткам развешивались звериные шкуры, и к этому импровизированному алтарю «ведающие» несли необычные подношения — вареные яйца с воткнутыми в них «Навьими костями» - заостренными костями животных с наложенными на них чарами и обожженные на костре перепеки пресные лепешки. На яичный белок при необходимости наносились человеческой кровью знаки, зовущие силу Темной хозяйки, чтобы излечить недужных или, наоборот, наложить на кого-то заклятие. Интересно, что при проведении обряда для всей общины использование крови строжайше запрещалось, чтобы сила колдовства не превысила способности волхвов ее обуздать. Новое солнце — новая жизнь Купание в проруби - древняя традиция Стоит изучить многие православные праздники, как обнаруживается удивительный факт: за ними стоят древние традиции славянского язычества.
Особое почитание полагалось в этот день младшему брату прародителя Рода — богу Крышеню, покровителю людского племени и мира Яви. Легенда гласит, что в день торжества Крышень подарил славянским племенам огонь, способный растопить зимние льды, и пролил с небес животворящую Сурью — жидкость, делающую все земные воды источником здоровья и вечной молодости. Примечание редактора "Хронотона". Обратите внимание - Сурья переводится с санскрита как Солнце. Утренний комплекс йогов называется - Сурья Намаскар , то есть, приветствие солнцу. Сурья - имя бога Солнца в индуизме. Мы еще раз видим несомненное сходство индийской и славянской мифологии.
На Просинец всякий, желающий подтвердить свою веру в богов и обрести крепость тела и духа, должен был трижды окунуться в прорубь. А вода с частицей Небесной Сварги сохранялась в каждом доме как наилучшее средство от любой хвори. Иначе говоря, славяне совершали те же ритуалы, которые в наши дни православные верующие исполняют в день Крещения — 19 января. А на языческих капищах волхвы возносили молитвы Яриле-Солнцу, который со дня Просинца от старославянского «просиять» понемногу начинал согревать землю, приближая наступление весны. Ярилу просили возродить Явь после ледяной зимы, принести в мир солнечное тепло и радость, даровать плодородие земле и благополучие — людям. После соблюдения всех обрядов наступало время изобильных праздничных застолий. Главным угощением было земное воплощение Сурьи — напиток из медов и целебных трав, обладающий, согласно поверью, теми же живительными свойствами, что и его небесный двойник.
Кроме Сурьи на столы выставлялось огромное количество молочных продуктов — сыров, творога, масла и всего, что можно было из них приготовить. Наши предки были убеждены: если их стол будет ломиться от яств, то и весь год они проживут безбедно, в противном случае боги разгневаются на неуважение смертных и накажут их неурожаями, болезнями и другими напастями. У всякого, кто хочет следовать славянским традициям, есть возможность очиститься с помощью простого заговора.
Встречали Солнце Новое, радовались, что день становится на заячью лапку, стало быть, и ночь отныне все короче да короче будет. Сегодня это переломное время кличут зимним солнцестоянием, но я, старая северянка, еще помню, как и почему истинные праздники назывались. Знаю, да тебе рассказываю.
А знаешь ли ты, добрый человек, на какой день Коляда — праздник славян в нынешнем году приходится? Когда следует в ряженых облачаться, да песни колядные заводить? Об том тебе сегодня мой сказ. Ты слушай, слушай, да мотай на ус, предки наши поболе нашего знали, да что могли, нам передали. Коляда — старинный праздник славян У нас на севере два друга — мороз да вьюга. Оттого-то мы особо чтим праздники зимние, зимой-то ведь одна на всех забота — весну ждать.
Коляда — древний праздник славян, дата которого выпадала в современном ладу на конец декабря. Это сейчас люди корни свои позабыли, да от Родных Богов отвернулись, и по незнанию празднуют Коляду в январе, во время православного рождества. Большое невежество это! Коляда — молодой Бог Зимнего Солнца с каждым зимним солнцестоянием рождается, да тьму со дворов прогоняет. Недаром в наших краях говорят, когда счастья хотят пожелать — взойдет и над нашими воротами Солнце.
Хозяйки выгоняют из дома навий, что заглянули туда во время Велесовых Святок. Выгоняют их кочергой из-под лавок, делают уборку, сжигают мусор.
День, когда вода становится волшебной, а навьи уходят из мира людей. В этот день непременно нужно угостить дедушку-суседушку лакомством, а то и поднести ему подарочек. В этот день хозяин чертит границу, защищающую его владения.
Этот праздник является своеобразным прародителем Нового года, и многие его традиции сегодня стали новогодними для нас.
Когда именно отмечают в России Щедрец, что это за вечер такой и какие у данного праздника существуют традиции? Давайте разбираться. Когда отмечают Щедрец 13 января 2024 года отмечается Щедрый вечер, который приходится на канун старого Нового года. Согласно старому летоисчислению, этот день был кануном Нового года.
Щедрый вечер в 2024 году выпадает, как обычно, на 13 января. Тогда его называли Меланьиным днём, что связано с легендой о девушке по имени Меланка, похищенной змеем и спрятанной в подземелье. Единственным, кто решился освободить её, был богатырь Беспальчик-Васильчик, который после этого женился на ней. Поэтому этот день получил ещё одно название — Васильев день, в честь защитника.
Вместе с принятием христианства значение этого дня изменилось, и он стал посвящён святой Мелании Римлянке, которую начали почитать 13 января.
Славянский праздник Просинец отмечают 21 января
Степанов день — 9 января 49 В этот день языческим верованиям восточных славян в январе соответствует праздник Стефана Первомученника. Главные Славянские праздники января. Как и что праздновали славяне в январе? Не испорченные глобальным потеплением январи давних лет исправно выстуживали все. Степанов день — 9 января 49 В этот день языческим верованиям восточных славян в январе соответствует праздник Стефана Первомученника. Новости Славянского Мира.
Как празднуют Новый Год славяне в 2024 году?
Так крестьяне Курской губернии, объясняли этот обычай так: «Под Рождество и под Крещение жгут костры, чтобы родители на том свете погрелись». Аналогично в Тамбовской и Орловской областях: «На первый день Рождества умершие встают из могил и приходят греться… На первый день Рождества по отходе утрени «родителей греют». Помимо этого день примечателен традиционными рождественскими гаданиями и магическими ритуалами - особая волшебная атмосфера этого дня отражена даже во многих произведениях классической литературы, включая повесть Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Кадр из фильма "Ночь перед Рождеством" по Н. Гоголю В ряде областей России проводили «кормление» или «пугание» мороза, чтобы задобренный или запуганный он весной не повредил ярового хлеба. Во время ужина глава семьи выставлял кутью с овсяным киселем и кликал мороз «Иди в хату есть кутью! Зимой ходи, а летом под колодиной лежи». Также в сочельник обвязывали соломенным перевяслом все плодовые деревья в саду, а домашнему скоту давали хороший корм — чтобы хорошо родили. А вот на диких животных, напротив — от Рождества до Крещения охотиться запрещалось. Убийства зверей в эти дни грех, который доведет о несчастья с самим охотником.
В ночь перед Рождеством Тамб. С 7 по 19 января устраивали катания на санях и справляли свадьбы. Художник Федор Сычков. Принято было чтобы замужние женщины ходили с пирогами и прочим угощением к повивальным бабкам.
Мы еще раз видим несомненное сходство индийской и славянской мифологии. На Просинец всякий, желающий подтвердить свою веру в богов и обрести крепость тела и духа, должен был трижды окунуться в прорубь. А вода с частицей Небесной Сварги сохранялась в каждом доме как наилучшее средство от любой хвори.
Иначе говоря, славяне совершали те же ритуалы, которые в наши дни православные верующие исполняют в день Крещения — 19 января. А на языческих капищах волхвы возносили молитвы Яриле-Солнцу, который со дня Просинца от старославянского «просиять» понемногу начинал согревать землю, приближая наступление весны. Ярилу просили возродить Явь после ледяной зимы, принести в мир солнечное тепло и радость, даровать плодородие земле и благополучие — людям. После соблюдения всех обрядов наступало время изобильных праздничных застолий. Главным угощением было земное воплощение Сурьи — напиток из медов и целебных трав, обладающий, согласно поверью, теми же живительными свойствами, что и его небесный двойник. Кроме Сурьи на столы выставлялось огромное количество молочных продуктов — сыров, творога, масла и всего, что можно было из них приготовить. Наши предки были убеждены: если их стол будет ломиться от яств, то и весь год они проживут безбедно, в противном случае боги разгневаются на неуважение смертных и накажут их неурожаями, болезнями и другими напастями.
У всякого, кто хочет следовать славянским традициям, есть возможность очиститься с помощью простого заговора. Для него в ночь на 21 января нужно налить в тарелку чистой воды, положить в нее любую вещицу из серебра и произнести наговор: «Черные разговоры, всякие разговоры, все худое и недоброе вода с меня смоет. Той водой лицо умою, тело очищу, сердце очищу, ум очищу. Да будет так». Эти слова следует прочесть столько раз, сколько выполняющему ритуал исполнилось полных лет. Затем вода выставляется на окно до утра, а утром ею полагается трижды умыться. Дедушко-соседушко Бдительный хозяин дома В самом конце месяца, 28 января, наступало время Велесичей или Кудес.
Всеобщее почитание в этот день выказывалось «Велесовым детям» — духам-охранителям домашнего очага, Домовым Хозяевам. Легенда рассказывает, что часть небесного воинства спустилась некогда с небес на землю и поселились среди людей: оказавшиеся в лесу сделались лешими, упавшие в воду превратились в водяных, ну а те, кто прижился в человеческих жилищах, стали домовыми. Они редко показывались людям, но изредка их можно было увидеть в облике маленького лохматого мужичка, черного кота или даже отражения в зеркале. К статусу домашнего хранителя домовые относились со всей серьезностью: «дедушки-соседушки» другое название домовых бдительно присматривали за хозяйством, следили, чтобы люди вели дом рачительно, содержали его в чистоте, не забывали вовремя выполнять необходимые обряды. Если же хозяйство велось плохо, домовой выражал семье свое недовольство: в доме начинали пропадать вещи, а те, что не пропадали, могли выпасть прямо из рук и сломаться или разбиться. По ночам в домах нерадивых хозяев раздавались пугающие шумы и шорохи, не давая людям спать. Так продолжалось до тех пор, покуда дела в доме не приводились в порядок.
Если же нареканий к обитателям дома не было, домовой мог подать знак о скорых положительных переменах, ожидающих семейство — в этом случае на окне не в положенный срок расцветали цветы или находились давно утерянные предметы.
Этот праздник сопровождается традиционными церемониями, колядками, кулинарными угощениями и обменом подарками. Васильв вечер играет важную роль в сохранении и передаче культурного наследия и традиций славянских народов. Истоки праздника: Васильев вечер восходит своими корнями еще в языческую эпоху, когда люди праздновали приходящую зиму и запасались на холодные месяцы. С приходом христианства этот праздник был переосмыслен и ассоциирован с памятью о святом Василии Великом. В некоторых странах празднование Васильева вечера совпадает с датой памяти святого Василия, которая приходится на 1 января по юлианскому календарю. Традиции празднования: Основные традиции Васильева вечера связаны с гостеприимством и весельем. Семьи и друзья собираются вместе в доме или на улице у костра, который символизирует огонь очага, и ведут праздничное собрание. Вечер начинается с общей молитвы, после которой подаются разнообразные блюда, состоящие из семи, девяти или двенадцати ингредиентов, в зависимости от местных традиций и суеверий. Приготовление особого кулинарного блюда, называемого кутейной, также является обязательным элементом праздника.
Кутейная и другие символы праздника: Кутейная — это сладкое блюдо, которое готовится из различных злаковых культур, таких как пшеница, рожь, ячмень или гречка. Это блюдо является символом плодородия и обилия. Особое внимание уделяется сохранению зерен в целости, что символизирует сохранение всей семьи и ее благополучие. Также кутейная может содержать разные добавки, такие как мед, орехи, сухофрукты и мак. Кутейная подаётся водружённой на вершки посуды и подается первой на стол, как символ оберегающей и благого будущего. Вместе с кутейной на праздничном столе могут быть разнообразные другие блюда, такие как блины, медовые пряники, фрукты, орехи и традиционные напитки. После трапезы устраиваются различные игры, песни, танцы и развлечения. Воздух наполнен смехом, радостью и семейным теплом. Васильев вечер — это народный праздник, который соединяет древние традиции и веселье в едином праздничном настроении. Этот праздник приносит людям радость, единение семей и общения с друзьями.
Зажигание костров, готовка вкусных блюд, игры и танцы создают атмосферу праздника и запечатлевают в памяти яркие моменты счастья. Васильев вечер — это время, когда можно поделиться радостью и любовью со своими близкими, а также прикоснуться к богатой истории и культуре нашего народа. Сквозь Время и Поколения: Поверья и Традиции Щедрого Васильева Вечера В Васильев вечер, который отмечается 14 января по старому стилю, люди собираются вместе, чтобы поздравить друг друга с праздником и передать пожелания счастья, здоровья и благополучия. Этот день является важной частью русской народной культуры и сопровождается рядом интересных традиций и обычаев. Один из таких обычаев связан с садоводством. В ночь Васильева дня садоводы встряхивают яблони, чтобы привлечь богатый урожай в грядущем сезоне. Верят, что это действие помогает пробудить деревья после зимней спячки и стимулирует их рост и плодоношение. Этот обычай особенно популярен среди жителей сельской местности, где садоводство является важной частью их жизни. Одежда также играет важную роль в Васильев вечер. Люди стремятся надеть новую одежду, чтобы символизировать новое начало и прийти в новый год в достойном виде.
Это еще один способ привлечь удачу и избежать недостатка в течение года.
Так сменялись основные сезоны: с момента совершенного перехода люди готовились либо к холодной зиме, либо к грядущему потеплению. У славян был свой круговорот обязательных работ. Традиционно 22 числа в сентябре праздновался своеобразный НГ: такая традиция дошла до современного человека только частично. Крещение Руси. Даты Нового года у славян Какого числа в 2024 году встречать старинный Новый год: для определения даты, необходимо пройти весь цикл формирования славянской культуры. Первый законный НГ припадал на конец марта, а потом на конец сентября. Позже Петр I в 1700 году перевел славян на григорианский календарь и принятые до этого даты для празднования сместились. Старославянские лета четко исчислялись по 12 месяцам каждый. Чем отличался новый стиль от старого: с него начались новые традиции — вместе со сменой календаря царь изменил весь формат празднования; появились новые традиции — они тяжело приживались и даже после смерти царя не сразу стали популярными среди простых людей; вместе с новыми традициями старинные обычаи, связанные с равноденствием, порицались — первое время переход на новый уклад был насильственным и для простого человека непонятным; с перехода на григорианский календарь начинается новый цикл жизни славян — НГ объединил разные слоя населения, сделал празднование доступным и для бедных.
Среди старорусских традиций сохранились и те, что связаны с язычеством. Елка — традиционное украшение дома к Новому 2024 году. Она символизирует нескончаемую мощь природы: перерождение, переход на новый жизненный цикл. Официальная дата празднования была утверждена в 1492 году. С того времени 14 сентября отмечается славянский НГ по юлианскому календарю. Васильев вечер Васильев день выпадает на ночь с 13 на 14 января. Называют его еще Новым годом по старому стилю или Старым Новым годом. Это традиционное празднование для славян, которое для представителей других культур непонятное. Назван праздник в честь Святого Василия. Он является покровителем свиноводства.
В древней Руси к 14 января в церковь приносилась свинка, как пожертвование. Так люди задабривали силы окружающего мира и просили о благополучии на весь последующий год. Такой НГ у славян традиционно начинался с большого застолья: хозяйки угощали каждого, кто приходил в их жилище. Ведический праздник, который переплетается с православием, отмечается в ночь с 13 на 14 января. Как только садилось солнце, люди выходили на улицу и устраивали массовое гуляние. В эти сутки было принято помогать нуждающимся людям — бедным раздавалась еда и деньги. Исполнялись колядки — со дня Василия и появилась традиция ходить группами по домам и петь песенки про приходящее торжество. Обязательным в доме был сноп из колосков. Он притягивал удачу и защищал жилище от любого зла. С таких древнейших праздников началось формирование многолетних традиций, которые сохранились по сей день.
Путь Света
Cлавянский календарь Славянские праздники и обряды. 15 января День Чернобога С этого дня можно начинать уборку в доме. Главная» Новости» Славянские праздники январь. Праздники, приметы, обычаи в январе на Руси. Здесь смешались славянские языческие традиции и превнесенное с христианством. Но январские праздники все любят. СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ В ЯНВАРЕ С 6 по19 января – Большие Велесовы Святки (в народе их ещё звали Прямые Святки) 12 дней и ночей волшебства.
Славянские праздники января – в самом сердце зимы
Для современного россиянина этот день называется «старым Новым годом». Этот день не отмечается сегодня, и фольклорные данные о дне очень ограничены. Это считалось одним из самых «несчастных» дней года. Вероятно, те, кто будет праздновать Старый год, не согласятся с этим. Мара-Морена — богиня зимы, темный лик Великой Богини-Матери, властвующей над смертью. По приданьям в Белоруссии, старшая сестра-Трясовица, прикованная 12 цепями к подземному жилищу, выводит своих сестер на землю в явный мир , чтобы «спрятаться». Чтобы спастись от «незваных гостей», люди утром омывают косяки дверей освященной или заговоренной водой, запирают двери, закрывают окна, занавешивают шторами и заговаривают их молитвой. Вечером в деревне жители ставят для домового кашу и молоко, хлеб и обещают ему все хорошее. Если Лихо «поселяется» в доме, то просят помощи у домового. Встают до первых кур, собирают крашеные яйца, снесенные на Ярилу Вешнего 22 апреля , поджигают фитиль на свечке и хозяйка дома произносит заговорные слова:Дядя Домовой, хозяин дома!
Приходи ко мне при свечах, На зелень, как дубовый лист, На синь, как вал речной! Приходи ко мне такой, какая я есть, Я подарю тебе яйца Ярилины. Помоги мне, помоги мне, Забери мою боль из дома моего, из сада моего от семьи моей, от меня. Внука Даждьбога! Домовой, спаси меня от беды моей! Я молюсь тебе во имя Велеса! Свечи и яйца оставляют в том месте, где было прочитано заклинание, а сами ложатся отдыхать. В этом день знающий человек особо почитает Мару и совершает обряды. Находят сухое деревце в лесу, прикрепляют к нему череп собаки, а к ветке привязывают кусок животного шкуры.
Печеный хлеб перепек и очищенные вареные яйца взбивают «костью Нави» острым гвоздем, вбитым в снег вокруг дерева и кланяются Маре. Ведьмы рисуют своей кровью особые круги на белке яйца и призывают силу Марены для исцеления и мощных заклинаний. В клановых родовых ритуалах, однако, использование крови в общих кругах строго запрещено. Восхождение Васильева вечера: История и Повседневные Традиции 13 января — особенный день для славян, известный как Васильев вечер или Щедрый вечер. Этот праздник имеет глубокие исторические и культурные корни, и он является важной частью народного календаря у различных славянских народов. Васильев вечер празднуется в разных странах и регионах под различными названиями, но он объединяет людей в радостном ожидании Нового года. В Украине и Беларуси этот праздник более известен как Щедрый вечер или Щедрец. В этот день семьи собираются вместе, чтобы отпраздновать окончание рождественского поста и наступление нового года. Щедрый вечер ассоциируется с изобилием кулинарных угощений и щедрых подарков, которые распаковываются после традиционной вечерней молитвы и особой церемонии.
В Поволжье, центральных и некоторых южных областях России этот праздник был известен как Овсень. В этот день в домах устраивались колядки — песни, исполняемые колядниками, которые приносили праздничное настроение своими пением и пожеланиями благополучия на следующий год.
До сих пор на Рождественский праздник Коляды выпекают фигурки коров, быков, овец и домашних птиц.
Выпеченных животных выставляют на окна для показа проходящим, а вечером их рассылают в подарок родным. Такое печево называется «козули» или «коровки» и применяется в особом обряде сохранения и приумножения богатства. А вот современные баранки — это сильно упрощенные обрядовые овечки или овны.
Все эти животные обладают особой плодовитостью, и ритуальное их поедание представляет собой акт приобщения себя и всей своей семьи к тем силам и способностям, которые приписываются этим животным. Сделанные в этот день фигурки уже самим фактом своего существования должны влиять на будущее. На Святки в селах Русов наиболее распространенным был обряд колядования, имеющий поминальный смысл.
По ночам ходили ряженые. Это были ребятишки, неженатая молодежь. Они рядились козою, быком, или медведем, свиньями, кобылами, журавлём, чаще использовали вывернутый мехом наружу тулуп, а на лица — маски.
Они ходили из избы в избу группой и под гармошку или балалайку пели хозяевам величальные песни с характерными припевами «Ой, Коляда». В этих песнях высказывались пожелания богатства, здоровья, урожая. Нередко ряженые приходили с полным лукошком зерна и «рассевали» жито по избе.
Это означало принести в дом довольство и сытость. Хозяин одаривал колядующих. Святочные гуляния были временем всеобщего веселья.
Обычай колядования потерял со временем обрядовый смысл и превратился в увеселение, забаву. Чудище приплясывает, отпускает веселые шутки, и смотреть на него не страшно, а весело и смешно. А ведь колядники, согласно преданиям, тени древних Предков.
Они приходят в Новогоднюю ночь и пускаются в дальний путь проведать потомков и принести из мира иного залог урожайного года, достатка и благополучия. И когда мы кладём под ёлку конфеты, яблоки или печенье, то делаем это как бы в память о далёких наших Предках. И конфеты, которые мы вешаем на ёлку, украшая её, тоже означают пожелание сладкой жизни в Новое Лето в Новом году.
А ёлочные игрушки — коровы, барашки, козы — это воспоминание о новогодней жертве: чтобы избежать голода и бедствий, люди устраивали праздник в честь духов подземного мира, принося им в «жертву» домашних животных. Оживление Воды — Водосвятие — Водокрес. Водосвятием завершаются святки, которые длятся от Дня зимнего солнцестояния до 6 января.
День, когда освящаются священным огнем новорожденного Солнца все Воды Матушки-Земли. Негативная информация, которую вода набрала за год, обнуляется — и вода снова становится первозданной, чистой, целебной… Искра Небесного Огня Креса из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их волшебными свойствами. Ещё верят, будто в это время Велес Вещий Бог посылает людям Здраву — благословляет все Земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов.
Существовало поверье: если в ночь на Водосвятие 6 января прийти на реку и вырубить прорубь, то вода вскипает. В этот день вода в природных водоёмах меняет свои свойства, становится целебной. А потом возвращается в своё обычное состояние.
В этот праздник на Руси был обычай купаться в проруби, несмотря на морозы. Купание в такой воде даёт человеку бодрость, здоровье, мощный прилив жизненный сил. По традиции Русы приносили воду домой и окропляли ей дом, двор, родных, домашних животных, давали выпить больным, лечили раны.
В это время очень важен прямой контакт с Царицей-Водицей. Обряд Водосвятия — раскалив на огне кусок Сварожьего железа, его торжественно, с соответствующими славлениями, опускают в воду, которая, согласно народным верованиям, обретает в этот день особую Силу — становится «могутной да премогутной», целебной, очищающей тело и душу. После завершения обряда Водосвятия все собравшиеся умываются водой или купаются в прорубях, дабы смыть с себя «все болести и горести».
Принимавшие участие в обрядовой окрути обряжавшиеся в личины выходцев из Нави на Коляду и во время Велесовых святок — смывают с себя остатки Навьих чар, связывавших их с миром Мёртвых. По народным представлениям, вода, освящённая на Водокрес, считается чистой — священной, и в ней в течение 12 дней не следует стирать или полоскать бельё. Если водой, заклятой на Водокрес, окропить двор и дом — вся нечисть будет обходить их стороной.
Уголья от Священного Огня, разожжённого на Капище в этот день, а также от огня, в котором калили обрядовое железо, — хранят в течение года, почитая чудодейным оберегом от пожара и молнии. Чтобы предостеречь свой дом от пожара, на Водокрес хозяева — старшие в своём Роду мужчина и женщина — обходят дом, держа в руках чашу с водой, при сём рекут слова: «Велес и Макошь со мной, Несут чару с водой; Если пожару быть — Станут пожар тушить: Не гори — раз! Не гори — два!
Не гори — три! Произнося эти слова, трижды сбрызгивают водой на дом, после чего завершают заговор: «Духи Предков стоят — Дом от пожара хранят! Слово моё крепко да лепко!
В народе верят, что выносить воду из дома в этот день нельзя — вместе с ней можно вынести чистоту.
Так крестьяне Курской губернии, объясняли этот обычай так: «Под Рождество и под Крещение жгут костры, чтобы родители на том свете погрелись». Аналогично в Тамбовской и Орловской областях: «На первый день Рождества умершие встают из могил и приходят греться… На первый день Рождества по отходе утрени «родителей греют». Помимо этого день примечателен традиционными рождественскими гаданиями и магическими ритуалами - особая волшебная атмосфера этого дня отражена даже во многих произведениях классической литературы, включая повесть Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Кадр из фильма "Ночь перед Рождеством" по Н.
Гоголю В ряде областей России проводили «кормление» или «пугание» мороза, чтобы задобренный или запуганный он весной не повредил ярового хлеба. Во время ужина глава семьи выставлял кутью с овсяным киселем и кликал мороз «Иди в хату есть кутью! Зимой ходи, а летом под колодиной лежи». Также в сочельник обвязывали соломенным перевяслом все плодовые деревья в саду, а домашнему скоту давали хороший корм — чтобы хорошо родили. А вот на диких животных, напротив — от Рождества до Крещения охотиться запрещалось. Убийства зверей в эти дни грех, который доведет о несчастья с самим охотником.
В ночь перед Рождеством Тамб. С 7 по 19 января устраивали катания на санях и справляли свадьбы. Художник Федор Сычков. Принято было чтобы замужние женщины ходили с пирогами и прочим угощением к повивальным бабкам.
Ещё одно название этого дня - Водокрес. Сей день завершает святочные бесчинства. Пора, когда закрываются Врата Нави, а мир Яви приобретает обычную упорядоченность. Ещё верят, будто бы в это время Велес - Податель Здравы - благословляет все земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов. Православные христиане отмечали в этот день Крещение Господне иначе называемое Богоявлением. В этот день принято чествовать повивальных бабок ныне акушерок и рожениц.
Им приносили подарки и угощения, квас, блины, пироги и фрукты. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Этот день считается в народе "страшным", опасным для всего живого днём. Его не отмечают как собственно праздник, поэтому этнографические сведения о нём крайне скудны. Так, известно, что день этот - один из самых "несчастливых" дней в году.