«Бахчисарайский фонтан» А.С. Пушкина в театре и музыке. «Прощальная песнь воспитанников Императорского лицея в Царском Селе» на слова Антона Дельвига с музыкой Вильгельма Теппера – лицейского учителя хорового пения, в доме которого Пушкин участвовал в литературных состязаниях. Русская музыка всегда была неразрывно связана классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина. Большим стихотворно-музыкальным концертным представлением в областной филармонии имени Альфреда Шнитке завершился фестиваль, получивший название «Пушкин в музыке». Диалог о Пушкине и музыке будут вести актер Евгений Шевелев и солист филармонии Вячеслав Клименко.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА " ПУШКИН В МУЗЫКЕ "
Пушкин раскрыл в своих стихах музыкальное начало русской речи: ее напевность, ее ритмическое богатство. Пушкин в музыке купить билеты в Москве от организатора мероприятия без наценок на сайте Moscow Show. Подобно тому, как Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, Глинка стал основоположником русской классической музыки. В концерте «Пушкин в музыке» прозвучат самые яркие произведения музыкальной Пушкинианы! Гала-концерт «Пушкин в Михайловском» перенесёт вас в бессмертные произведения писателя, благодаря русским народным песням и великим композиторам — Михаилу Глинке, Петру. Жители Пушкинских Гор смогут насладиться классической музыкой на фестивале «Пушкин.
«Шедевры русских композиторов. Пушкин в музыке»
- Пушкин в русской музыке
- Разделы сайта
- Также рекомендуем
- Пушкин русской музыки
- Пушкин в русской музыке
- «Пушкин по Пушкинской»: в ГДК представили современное прочтение биографии великого поэта
«Пушкинские образы в музыке»
Так, «Слеза» появилась в виде романса композитора М. Яковлева — лицейского друга Пушкина; таким же образом было опубликовано стихотворение «Я здесь, Инезилья» с музыкой Глинки. Большое число стихотворений поэта в 20-е годы пелось как городская песня: «Черная шаль», «Под вечер осенью ненастной», «Талисман», «Узник», «Буря мглою», «Девицы, красавицы», «Старый муж», «Любви, надежды, тихой славы». Гениальная опера «Руслан и Людмила» М.
Глинки 1842 открыла пути воплощения в музыке не только лирических, но эпических, фантастических и сатирических образов Пушкина. Среди имен композиторов второй половины XIX века выделяются Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, которые в своих операх стремились раскрыть разные стороны творчества поэта: социальную, бытовую, историческую, политическую, философскую, лирическую. Советские композиторы, во многом по-новому оценивая наследие великого Пушкина, также создали целый ряд значительных сочинений.
Истинный патриотизм Пушкина, глубокая народность его творений, яркая национальная окраска, сочность и богатство русского языка — вот те черты его поэзии, которые особенно созвучны советскому человеку. Именно этим можно объяснить, что советские композиторы неустанно вносят свой вклад в музыкальную пушкиниану, претворяя лирические, драматические, эпические и сказочные образы его произведений в музыку. Только за послеоктябрьский период написано 600 романсов и хоров, до двадцати балетов, более десяти опер, музыка к спектаклям и кинофильмам.
Эти цифры с годами растут, и мы можем смело сказать, что уже сейчас почти каждое лирическое произведение Пушкина воплощено в музыке. Среди советских композиторов можно назвать такие известные имена, как Глиэр, Прокофьев, Шостакович, Асафьев. Интерес к сочинениям Пушкина проявляет не только советский народ, но и народы всего мира.
Все больше появляется музыкальных произведений на его сюжеты зарубежных композиторов, которые по-своему их понимают и воплощают в звуках. Среди них следует отметить романсы Б. Бриттена Англия , В.
Лютославского Польша , В. Новака Чехословакия и других.
Собрать все таланты в единое целое и объединить различные эпохи в одной постановке прекрасно удалось нашему режиссеру Алле Масловской.
Трудно себе представить, какой бы была без Пушкина русская опера. Пушкин вдохновлял и столетие спустя — в тяжелые послереволюционные годы обращался к его стихам Метнер; четыре пушкинских романса написал Шостакович; шестьдесят лет назад музыка к фильму «Метель» принесла всенародную известность Свиридову.
Песен: 25, 1 ч. Еще от: Мелодия.
Рыленков «Союз волшебных звуков, чувств и дум» - так определил поэзию А. И это определение как нельзя лучше характеризует творчество великого поэта. Волшебные звуки пушкинской поэзии, особый ритм его произведений пользовались и пользуются до сих пор особой любовью композиторов и музыкантов. Поэзия Александра Сергеевича Пушкина вдохновляет композиторов на сочинение романсов уже почти три столетия. Известные и неизвестные композиторы, дилетанты и классики - все в той или иной мере чувствуют музыкальность стиха великого поэта.
При жизни Пушкина было создано около восьмидесяти романсов. Музыку на его стихи писали М. Глинка, С. Рахманинов, А. Алябьев, А. Даргомыжский, П.
Лекция «Пушкин в музыке (на примере оперы «Евгений Онегин»)
Музыкальный и художественный критик В.В. Стасов заметил, что и Пушкин, и Глинка – «родоначальники национального оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке». Написал музыку к стихотворениям Пушкина «Старый муж, грозный муж», а так же «Ворон к ворону летит». «Пушкин в музыке»: в Московском международном Доме музыки состоится концерт для любителей высокой поэзии. Весьма популярной стала песня на слова стихотворения «Зимний вечер», написанного Пушкиным в 1825 году в селе Михайловском. И сегодня, вместе с членами Пушкинского клуба мы отправились в увлекательное и познавательное путешествие в музыкальный мир А.С. Пушкина.
Пушкин русской музыки
Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт, которого еще при жизни признали гением. Композитор Александр Серов писал о нем: «Пушкин — неисчерпаемый родник для русской музыки». Петр Ильич Чайковский также восхищался пушкинским гением: «Независимо от того, что он излагает в форме стиха, в самом стихе, в его звуковой последовательности есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка».
Волшебные звуки пушкинской поэзии, особый ритм его произведений пользовались и пользуются до сих пор особой любовью композиторов и музыкантов.
Поэзия Александра Сергеевича Пушкина вдохновляет композиторов на сочинение романсов уже почти три столетия. Известные и неизвестные композиторы, дилетанты и классики - все в той или иной мере чувствуют музыкальность стиха великого поэта. При жизни Пушкина было создано около восьмидесяти романсов. Музыку на его стихи писали М.
Глинка, С. Рахманинов, А. Алябьев, А. Даргомыжский, П.
Булахов, А. Варламов, А.
Участие в литературно-музыкальном салоне позволило лицеистам и гостям мероприятия оценить, какое влияние творчество Пушкина оказало на развитие русской и мировой музыкальной культуры. Вокальные и музыкальные выступления участников создали особую атмосферу в зале. В исполнении Софии Михайловой прозвучал романс М. Глинки «Мэри», Альберта Филимончика — романс «Я помню чудное мгновение …». Софья Полякевич сыграла «Сентиментальный вальс» П.
Пушкин «надергал» цитат из романов, которые могла читать Татьяна, а потом сделал рифмы и создал такую Татьяну, которая в жизни ничего не видела. Онегин говорит про дядю, который умер, а ей не важно. Она увидела в нем героев своих книг! Она в жизни ничего не видела, кроме поместья, варки варенья, крестьян, идиллии. Но Чайковскому не до смеха, потому что он до безумия любит эту Татьяну В сцене письма, одном из гениальнейших творений, своего рода моноопере Пуленк создал свой «Человеческий голос», где весь спектакль одна женщина говорит по телефону, ориентируясь на письмо Татьяны , Чайковский совершил чудо, как и с Ленским: он берет стихи, абсолютно невероятные девочка из дворянской семьи пишет: «Я пью волшебный яд желаний», но в то время это вовсе не означало, что Татьяна немедленно хочет вступить в интимные отношения с Онегиным. Это означало, что она впитывает в себя свое чувство, которое она потом раскроет Онегину и уничтожает всю пародийность. Гениальная борьба Чайковского с Пушкиным заканчивается полной победой Чайковского. Ленский — любимая партия Сергея Лемешева. В 1925 году он впервые спел ее в студии Станиславского, а в 1965-м простился со сценой Большого театра, спев пятисотый спектакль «Евгения Онегина». Что происходит дальше? Онегин был бы совсем никудышным, если бы, получив письмо, не приехал самолично. Причем какое письмо! Грандиозное, куда вложена вся душа, все мастерство симфонизма, ведь это практически симфония с солирующим голосом. Кстати, у Пушкина есть интересная деталь: Татьяна с утра одета. Она интуитивно чувствует, что ответом будет не письмо, а приезд. И вот он приезжает. Как здесь счастлив Чайковский, что у них опять ничего не получится! Какой человек приехал, а? Один из лучших людей России того времени, согласно Пушкину. Человек, прочитавший, познавший книгу жизни, ведь по тем временам двадцать пять лет — это ведь полжизни. У Онегина странное состояние. С одной стороны, ему жалко эту девчонку, она полюбила серьезно, выписала из Ричардсона полписьма, поэтому он скорее как отец ей отвечает. А теперь раскрою самый главный тайный знак это оперы. Четыре героя: Татьяна и Онегин, Ольга и Ленский. Ленский: «Я люблю вас, я люблю вас, Ольга…» Ольга: «Я не способна грусти томной…» Татьяна: «Пускай погибну я…» Онегин: «Когда бы жизнь домашним кругом…» Если вслушаться внимательно, это одна и та же музыка! Конечно, есть нюансы: скажем, Онегин не может так просто, как Ольга, выдавать сентенции, его музыкальная речь более витиеватая. Но все эти мелодии — родственные. А вот фразой «кроме вас одной, невесты б не искал иной» Онегин уничтожил всё лучшее в Татьяне. Это секвенция из письма Татьяны, только более светская, лишенная девичьих пауз. Итак, Ленский любит Ольгу — полное фиаско. Татьяна любит Онегина — совершенно напрасно, придуманный герой. Но случилось чудо. Татьяна и Онегин встретились через годы, и Чайковский пишет знаменитый дуэт, заключительную сцену Евгения Онегина. Здесь гениальное либретто. Точно найден психологический момент. Что это? Дуэт согласия или дуэт разногласия? А это величайший дуэт согласия-разногласия в истории музыки Потому что мы знаем в оперной музыке дуэт разногласия, когда весь дуэт враждебный. Мы знаем дуэты согласия, когда оба героя как соловьи поют и любят друг друга. А здесь — самый уникальный дуэт в истории оперы и оперного искусства, потому что герои, во-первых, меняются местами. Теперь Татьяна — личность, приближенная к императору, представительница высшего света. А Онегин — потерянный человек, который не знает, куда деться, куда применить свои силы.
Трансляции в этом месте
- Версия для слабовидящих
- Предварительный просмотр:
- «Пушкинские образы в музыке»
- Добавить комментарий
Лекция «Пушкин в музыке (на примере оперы «Евгений Онегин»)
Направник опера «Дубровский» 9. Даргомыжский опера «Русалка» 10. Даргомыжский опера «Каменный гость» 11. Мусоргский опера «Борис Годунов» 12. Кюи опера «Пир во время чумы» 13. Кюи опера «Капитанская дочка» 14. Кюи опера «Кавказский пленник» 15.
Глиэр балет «Медный всадник» 17. Минкус балет «Барышня — крестьянка» 18.
Пушкин вдохновлял и столетие спустя — в тяжелые послереволюционные годы обращался к его стихам Метнер; четыре пушкинских романса написал Шостакович; шестьдесят лет назад музыка к фильму «Метель» принесла всенародную известность Свиридову.
Песен: 25, 1 ч. Еще от: Мелодия.
Но поэмы, повести и трагедии писателя также послужили основой многих музыкальных произведений. Особенно популярными стали оперы на пушкинские сюжеты. Пушкин в опере - герои и злодеи. На концерте вы узнаете о самых известных музыкальных драмах, в которых наиболее ярко передан дух Пушкина.
Грибоедов наиграл недавно услышанную на Кавказе мелодию грузинской песни. Подсевший к роялю Глинка стал импровизировать на нее. Что скажешь, Александр Сергеевич? Который тридцать лет спустя озвучил Балакирев «Грузинская песня» и, еще через сорок лет, Рахманинов.
Концерт «Пушкин в музыке»
Часто в письмах Пушкин говорит о Россини. Из Одессы поэт пишет Дельвигу: «Правда ли, что едет к нам Россини и итальянская опера? Боже мой! Это представители рая небесного. Умру с тоски и зависти». А в письме к Вяземскому он замечает: «Твои письма оживляют меня, как умный разговор, как музыка Россини». Возвратившись из ссылки, Пушкин с жадностью и восторгом окунается в мир искусства. Он завсегдатай на концертах в филармоническом зале.
Весьма интересны программы этих концертов: Реквием Моцарта, «Сотворение мира» Гайдна, симфонии Бетховена. Пушкин — частый гость и на музыкальных вечерах у Виельгорских, у Зинаиды Волконской, дом которой был, как писал Вяземский, «волшебный замок музыкальной феи... Там стены пели: там мысли, чувства, разговор, движения— все было пение». Известно, что в первое знакомство с Пушкиным Зинаида Волконская поет ему элегию «Погасло дневное светило», положенную на музыку весьма известным в те годы в Москве пианистом и композитором И. Будучи другом талантливой пианистки М. Шимановской, поэт пишет в ее альбом слова, которые передают его отношение к музыке: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь — мелодия». Эти строки потом вошли в маленькую трагедию «Каменный гость».
Приезжая в Москву, Пушкин бывает в Петровском теперь Большом театре. Известно, что Пушкин был на первом представлении оперы Глинки «Иван Сусанин» 27 ноября 1836 года. Многие тогда не поняли оперы, но Пушкин оценил ее сразу и ответил на злобные выпады клеветников стихами: Слушая сию новинку, Пусть скрежещет, но уж Глинку Затоптать не может в грязь.
Боже мой!
Это представители рая небесного. Умру с тоски и зависти». А в письме к Вяземскому он замечает: «Твои письма оживляют меня, как умный разговор, как музыка Россини». Возвратившись из ссылки, Пушкин с жадностью и восторгом окунается в мир искусства.
Он завсегдатай на концертах в филармоническом зале. Весьма интересны программы этих концертов: Реквием Моцарта, «Сотворение мира» Гайдна, симфонии Бетховена. Пушкин — частый гость и на музыкальных вечерах у Виельгорских, у Зинаиды Волконской, дом которой был, как писал Вяземский, «волшебный замок музыкальной феи... Там стены пели: там мысли, чувства, разговор, движения— все было пение».
Известно, что в первое знакомство с Пушкиным Зинаида Волконская поет ему элегию «Погасло дневное светило», положенную на музыку весьма известным в те годы в Москве пианистом и композитором И. Будучи другом талантливой пианистки М. Шимановской, поэт пишет в ее альбом слова, которые передают его отношение к музыке: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь — мелодия». Эти строки потом вошли в маленькую трагедию «Каменный гость».
Приезжая в Москву, Пушкин бывает в Петровском теперь Большом театре. Известно, что Пушкин был на первом представлении оперы Глинки «Иван Сусанин» 27 ноября 1836 года. Многие тогда не поняли оперы, но Пушкин оценил ее сразу и ответил на злобные выпады клеветников стихами: Слушая сию новинку, Пусть скрежещет, но уж Глинку Затоптать не может в грязь. Музыка Глинки была дорога и понятна Пушкину.
На музыкальных вечерах у Дельвига «он Глинка.
Композитор Александр Серов писал о нем: «Пушкин — неисчерпаемый родник для русской музыки». Петр Ильич Чайковский также восхищался пушкинским гением: «Независимо от того, что он излагает в форме стиха, в самом стихе, в его звуковой последовательности есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка». Поэмы, драмы и повести, сказки в народном духе и лирические стихотворения великого классика вдохновили более 1000 композиторов.
Это и обсуждение сценария оперы «Жизнь за царя» в 1835 году, и знаменитое четверостишие Александра Пушкина, написанное после премьеры оперы «Слушая сию новинку…», и беседа по поводу сюжета будущей оперы «Руслан и Людмила». Десять романсов Глинки на слова Пушкина, включая «Я помню чудное мгновенье» — значительный итог сотворчества двух гениев. Александр Сергеевич царит во всей истории русской музыки на протяжении более двух столетий. Фондовая коллекция Российского национального музея музыки представляет музыкальные рукописи и печатные издания сочинений на пушкинские сюжеты, фотографии исполнителей и сцен из спектаклей, эскизы декораций и костюмов. Среди них произведения, вошедшие в «золотой фонд» мировой музыкальной культуры: оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин», «Мазепа» и «Пиковая дама», юношеская опера Сергея Рахманинова «Алеко», оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок», а также менее известные сочинения.
Так, на сюжет «Пиковой дамы», помимо оперы Чайковского, написаны водевиль Штуцмана, музыка к одноименному спектаклю композитора Солина, музыка Прокофьева к кинофильму, «Эпиграфы к повести» Бузовкина. На сюжет поэмы «Цыгане» одновременно написали свои экзаменационные сочинения при окончании Московской консерватории и Сергей Рахманинов, и его соученик по классу композиции Лев Конюс; а ещё на этот сюжет написаны кантата Александра Хессина, балет Сергея Василенко, вокальные сочинения Станислава Монюшко и Александра Верстовского.
Лекция — концерт «Пушкин в музыке».
В Пушкинских Горах состоялся литературно-музыкальный фестиваль «Пушкин. Публикация «Список музыкальных произведений „А, С, Пушкин в музыке“» размещена в разделах. Пушкин раскрыл в своих стихах музыкальное начало русской речи: ее напевность, ее ритмическое богатство. Вслед за песнями, романсами, альбомными стихами вошла в музыку и пушкинская поэзия мысли, выраженная в музыкальном жанре элегии.
Публикация «Список музыкальных произведений „А, С, Пушкин в музыке“» размещена в разделах
- «Пушкин в музыке»
- Параллели гениев: Александр Пушкин и Михаил Глинка - Российский Национальный Музей Музыки
- Пушкин в музыке середины ХIХ века
- Пушкин в русской музыке