В этом году гастрольный тур Пасхального фестиваля посвящен 79-летию Великой Победы, а также юбилеям композиторов Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского и Михаила Глинки. Как известно, Мусоргский не успел закончить «Хованщину», и тем более ценна работа советского музыковеда Павла Ламма, сумевшего по авторским автографам восстановить полный оригинальный текст оперы. Мусоргский работал долго и трудно, начинал и бросал свои сочинения: к моменту смерти композитора в 1881 году «Хованщина» за исключением финальной сцены последнего акта была готова в клавире.
Премьера оперы "Хованщина"
Каждый день фестиваля посвящался определенной тематике и наполнялся лекциями, выступлениями военно-исторических клубов, концертами и, конечно, оперой. Что немаловажно, все мероприятия были бесплатны для посещения! В день открытия состоялась лекция о выдающихся оперных певцах, уроженцах Рязани, а также прошло выступление рязанского камерного оркестра под управлением Сергея Проскурина. Прозвучала премьера увертюры к символ-опере «Евпатий Коловрат».
В «цыганский день» на лужайке во внутреннем дворике кремля прошел интерактивный показ оперы «Алеко». В день духовной и камерной музыки прихожане Христорождественского собора услышали живое исполнение «Всенощной» и «Литургии» Рахманинова государственным академическим хором Московской области имени Андрея Кожевникова. Заключительный день фестиваля был посвящен опере Модеста Мусоргского «Хованщина».
Во дворце Олега прошла беседа на тему «Хованщина. Взгляд в прошлое», зрителям показали отрывки из одноименного фильма. На территории Кремля военно-исторические клубы Москвы и Тулы показали реконструкторское шоу «Стрельцы и Петровцы».
Оба сюжета решены с одинаковой убедительностью. Режиссер ставит оперу не об одном только стрелецком бунте. Он, следуя негласному историческому правилу видеть в премьерах «Хованщины» знак переломного времени, памятник жертвам и обвинение в адрес тех или иных злодеев, ставит оперу об актуальности самой «Хованщины», намекая на узнаваемость героев и ситуаций.
Есть и ответы: при всей прямоте концепции и мизансцен они уклончивы в деталях, но ясно сводятся к тому, что виноваты все, кто хоть как-нибудь действует. Титель не находит у Мусоргского положительных персонажей. В тоскливой беспросветности этого универсального ответа, подтверждая его, сияет страшная звезда Хованского игра Дмитрия Ульянова блистательна, а голос завораживает, грохоча.
Мерцает неприятным светом прозаический, бессовестно и тихо одержимый Досифей филигранная роль Дениса Макарова. Не соль земли, не скрепа, а серая мышь этот бывший князь Мышецкий. Темнеет на свету парадоксально объемная, лирико-эпическая фигура предателя Шакловитого, сделанная Антоном Зараевым выпукло, на пределе возможностей.
Даже Голицын Нажмиддин Мавлянов замечательно сдержан и больше всех аккуратен по части дикции , которому в общем-то нечего предъявить, кроме приказа убрать свидетельницу собственной слабости, виноват уже хотя бы потому, что попал со своей либерально-западнической физиономией в царство по-разному бесноватых как кур в ощип. Преступница — Софья, преступник — Петр и тут режиссеру даже не нужно ничего делать — сам Шостакович укомплектовал соответствующие такты Мусоргского барабанной дробью своей Седьмой симфонии. И Марфа при всей любви безумная провокаторша Ксения Дудникова, голос внушительной силы и обворожительно красивого тембра.
Может, и не она больше всех виновата, и вообще — жертва, но мы видим, что страшные вещи делаются в том числе ее руками. Кто здесь хоть сколько-нибудь не хор — тот и виноват.
Особенно впечатляющи в «Хованщине» массовые сцены: когда хор Мариинского театра исполнял партии народа, стрельцов или тех и других вместе, в зрительном зале повисала абсолютная тишина, окутывая в то же время силой распеваемого звука каждого зрителя и вызывая у него мурашки. Правда, обозвали [татар] по-всякому — ну, это ладно», — поделился впечатлениями со знакомыми во время первого антракта Ильшат Аминов в опере несколько раз упоминается тяжелое прошлое Руси во время татарского ига — прим. XLI Международный Шаляпинский фестиваль стартовал в этом году 30 января премьерной постановкой итальянца Джузеппе Морасси «Севильский цирюльник». За все время фестиваля зрителям были показаны еще восемь спектаклей, в том числе «Борис Годунов» и «Царская невеста». Также в программе два гала-концерта, которые состоятся сегодня и завтра — 27 и 28 февраля.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ.
Масштабное событие в Астрахани проходит благодаря национальному проекту «Культура», сообщает пресс-служба главы региона. Главное действо спектакля развернулось в центре Соборной площади. Там установили большую сцену, на которой возвышаются огромные деревья и годичное кольцо дерева, символизирующее объединение героев и проецирующее смену периодов истории. В спектакле было задействовано более 600 человек: артистов, работников различных цехов, административный состав.
Пошито 450 нарядов и облачений, сообщает министерство культуры и туризма Астраханской области.
«Хованщина»
Опера М.П. Мусоргского «Хованщина» в Костроме | Опера «Хованщина» звучала в концертном исполнении, но даже в таком сдержанном варианте производила колоссальное впечатление. |
Смута на Москве: опера "Хованщина" приехала из Санкт-Петербурга | Отправной точкой для размышлений над «Хованщиной» стала постановка оперы Мусоргского, осуществленная в 2007 году в Баварской опере Дмитрием Черняковым, которому автор мысленно посвящает партитуру «Раскола». |
«Хованщина» | Мы уже писали в новостях об открытии 230-го сезона Мариинского театра знаковым для русского искусства произведением – шедевром Мусоргского «Хованщина» в классической постановке ва. |
Поиск, Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова | Апогеем фестиваля стал показ оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в полной версии, протяженностью трех с половиной часов. |
«Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина» | "Хованщина" Модеста Мусоргского занимает особое место в летописи исторических спектаклей Мариинского театра. |
В Астрахани представили оперу «Хованщина»
Отправной точкой для размышлений над «Хованщиной» стала постановка оперы Мусоргского, осуществленная в 2007 году в Баварской опере Дмитрием Черняковым, которому автор мысленно посвящает партитуру «Раскола». Мусоргский работал долго и трудно, начинал и бросал свои сочинения: к моменту смерти композитора в 1881 году «Хованщина» за исключением финальной сцены последнего акта была готова в клавире. Опера Мусоргского снова идёт в редакции Шостаковича, ведь Модест Петрович работу не завершил. В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко снова гремит "Хованщина". Сегодня мы рассматриваем оперу М. П. Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина". Международный фестиваль классической музыки OperaFirst 2022 открыли оперой М.П. Мусоргского «Хованщина» в кремле.
На сцене театра Ла Скала состоялась премьера «Хованщины» Мусоргского
Мы уже писали в новостях об открытии 230-го сезона Мариинского театра знаковым для русского искусства произведением – шедевром Мусоргского «Хованщина» в классической постановке ва. В письмах Мусоргского первое упоминание работы над «Хованщиной» датируется летом 1872 года, хотя по мнению музыковедов он мог задумать новую оперу раньше. опера Модеста Мусоргского в пяти действиях с подзаголовком "национальная музыкальная драма". Таким образом, опера Мусоргского «Хованщина» отображает исторические события прошлых лет. Краткое содержание оперы Мусоргского «Хованщина» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице. В 2022 году 10-ти летие Русских опер в Астраханском кремле с постановкой оперы М.П. Мусоргского «Хованщина» также было ознаменовано победой в грантовом конкурсе.
Северо-Осетинский информационный портал «REGION15.RU».
Грядущее сокрыто покровом туманным, трепещешь за каждый миг напрасной жизни. Станиславского и В. Немировича-Данченко прошла премьера новой постановки знаменитой оперы Модеста Мусоргского «Хованщина» в оркестровке Шостаковича. Это отличный спектакль. Александр Титель — режиссер заслуженный и плодовитый, но эта Хованщина — безусловно и с большим отрывом лучшая его постановка из всех, что видел ваш автор. Ее стоит посмотреть.
Вообще говоря, Титель любит осовременивание оперы, но здесь от него отказывается в пользу брехтовской условности. И это понятно — опера сама по себе жанр очень условный, и перенос действия в иное время и иные обстоятельства оправдан только в поисках актуальности, но на фоне украинской трагедии сама фабула Хованщины становится предельно актуальной после сцены, в которой князь Голицын читает письмо царевны Софьи — «Верить ли клятве женщины властолюбивой и сильной?.. Вам, конечно, верю я охотно, но с вами осторожность надобна, а то — как раз в немилость, а там — голову напрочь!.. Осторожней, гетман-князь». Осовременивание тут большому режиссеру Тителю просто не нужно, тогда как натурализм в современной опере дорог, чем вызывает недовольство директора театра, и непонятно, зачем нужен.
Конечно, в театре, гордящемся своими основателями — К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко — и традициями реализма, принципы эпического театра Брехта могут кому-то показаться не совсем уместными, но времена меняются и невозможно даже если бы и хотелось закрепить на вечные времена правила и приемы Станиславского. Точное воспроизведение исторического быта и атмосферы — для Тителя не главное, не говоря уже о том, что и сам Мусоргский намеренно, в целях повышения наглядности и обеспечения драматургического единства смешал в фабуле события двух разных стрелецких мятежей — собственно Хованщины 1682 года и антипетровского бунта года 1689-го.
В редакции Шостаковича после этих слов звучит оркестровая постлюдия с фанфарами, построенная на теме марша Преображенского полка.
Гергиев, снимая маршевое оркестровое заключение, оканчивает сцену в соответствии с намерениями Мусоргского «на одном грозном аккорде p[ianissimo] с опущением занавеса» из письма Владимиру Стасову. Шакловитый — Алексей Марков, Василий Голицын — Евгений Акимов, Иван Хованский — Владимир Ванеев, Досифей — Станислав Трофимов Второе, принципиально важное изменение относится к кульминационному последнему пятому акту оперы, в котором действие происходит ночью в раскольничьем скиту. За отсутствием нотных материалов Мусоргского Шостакович в своей партитуре во многом следует редакции Римского-Корсакова, но по-иному переосмысляет финал. Уже после того, как все погибают в пламени, на сцене появляются солдаты Петровского потешного полка, отступающие в ужасе при виде догорающего пепелища. Шостакович развертывает финал и далее, дополняя оперу хоровым и оркестровым заключением, музыкально-философской рефлексией о прошедших событиях.
После петровцев на сцену выходят пришлые люди, смотрящие на языки пламени и оплакивающие Русь: «Ох ты, родная, матушка Русь, нет тебе покоя, нет пути». Затем следует перемена декораций и зрители вновь слышат симфоническую картину рассвета на Москве-реке. Андрей Хованский — Константин Артемьев, Марфа — Ксения Дудникова В версии Мариинского театра зритель не видит на сцене ни пришлых людей, ни петровцев, не узнает музыки рассвета. Марфа собственной рукой поджигает раскольничий скит. Разгорающийся пожар поглощает людей, запертых внутри.
Скит обрушивается. На фоне пламени опускается занавес. По сути, финал спектакля оказывается ближе к идеям Мусоргского, чем к законченным партитурам Римского-Корсакова и Шостаковича. На наш взгляд, важные качества спектакля Мариинского театра могут быть охарактеризованы с помощью двух эпитетов — сомасштабность и соразмерность. Соразмерность всех составляющих спектакля: безупречное звучание оркестра — вокальные достижения певцов-солистов — идеальная интонация хоровых групп — безукоризненная интерпретация балетных артистов и миманса — профессиональная работа осветителей и работников сцены.
Ни в малейшей степени не преувеличивая, обозначим нашу, пусть во многом субъективную, оценку спектакля «Хованщина» Мариинского театра как динамичного продолжения и органичного развития великой традиции отечественного музыкального театра, оставляющей колоссальный след в душе каждого человека и тем самым стимулирующей развитие художественных идей будущего времени.
Астраханский государственный театр оперы и балета открыл оперой М. В спектакле под открытым небом продолжительностью 2,5 часа задействованы более 600 человек, сообщила пресс-служба министерства культуры и туризма региона. II Международный фестиваль классической музыки OperaFirst - 2022 проходит в Астрахани с 2 по 11 сентября, в концертной программе примут участие прима-балерина Большого театра, народная артистка РФ Светлана Захарова и оперная прима, народная артистка РФ Хибла Герзмава, а также солисты театров стран Прикаспия. Мусоргского "Хованщина", осуществление проекта стало возможным благодаря национальному проекту "Культура".
В 13:00 в Большом концертном зале Псковской областной филармонии состоится концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. В программу вошли сочинения Мусоргского: «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», «Ночь на Лысой горе», цикл «Картинки с выставки». В программе возможны дополнения. Завершит «Гений места» в Пскове «Хованщина», последняя опера Мусоргского.
В 17:00 в Большом концертном зале Псковской областной филармонии она прозвучит в исполнении солистов оперы, хора и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
«Хованщина» в Рязани
Видео Опера «Хованщина» ского.*. Опубликовано: publisher Категория: Афиша, Новости Метки: Александр Лазарев, Александр Титель, Иван Хованский, МАМТ, Мусоргский, Россия-Культура, сезон 2018-2019, тв, Хованщина, Шостакович. «Хованщина» – последняя опера Модеста Мусоргского. Опера «Хованщина» в Театре Станиславского представляет собой народную музыкальную драму, которая по своей уникальности могла бы стать самой «русской» оперой.
«Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского
В 2022 году 10-ти летие Русских опер в Астраханском кремле с постановкой оперы М. Мусоргского «Хованщина» также было ознаменовано победой в грантовом конкурсе. Идеолог проекта и дирижер-постановщик всех русских опер, представленных в Астраханском кремле Валерий Воронин считает оперу «Иван Сусанин» особо значимой, так как она напрямую связана с историей страны и нашим традиционным мировоззрением. Простой и в то же время монументальный сюжет о жертвенном подвиге обычного русского крестьянина во имя спасения Родины от иноземных захватчиков всегда будет наиважнейшим для сохранения нашей идентичности, воспитания будущих поколений» - так комментирует выбор спектакля Валерий Владимирович. Режиссер-постановщик спектакля Михаил Панджавидзе и художник-постановщик Гарри Гуммель представят зрителю ситуацию, которая сопряжена с проблемой выбора и добровольного самопожертвования, она принадлежит к тем самым сильным впечатляющим и ответственным, что требуют от постановщиков таланта, мастерства и вдохновения, без остатка.
Например, почему в уста коварного Шакловитого композитор вкладывает проникновенную арию «Спит стрелецкое гнездо…» , исполненную тревоги и печали о судьбе Руси? Что это — тонкий психологический штрих, напоминающий, что нельзя судить о человеке по первому впечатлению? А может, сам автор «берет слово» — задолго до появления кинематографа с его «голосом за кадром»?
Еще более загадочным представляется оркестровое вступление «Рассвет на Москва-реке». Традиционное истолкование связывает его с зарождением новой, могучей России, которую создадут петровские реформы… Но вряд ли это имел в виду М. Мусоргский: деятельность Петра I он оценивал отнюдь не восторженно, а в опере тему «Рассвета» с образом Петра и петровцев связал не он, а Н. Настоящая же их музыкальная характеристика — «механический» военный марш, в котором нет ничего человеческого. Так на кого же возлагает композитор надежды, с каким из образов оперы связан «Рассвет»? В том-то и дело, что ни с каким — ни одна из музыкальных характеристик ни личных, ни «групповых» теме «Рассвета» не родственна. Так может быть, «Рассвет на Москва-реке» — это надежда вопреки всему?
С исторической точки зрения сюжет основывается на событиях первой половины XVII века — стрелецкий бунт 1682 года и раскол Русской православной церкви. Религиозный уровень повествования выражен в конфликте двух концепций миросозерцания — «Святая Русь» в образе старообрядцев противопоставлена «окну в Европу» начала Петровской эпохи. После Петербурга опера поедет в Большой театр, где прозвучит с 13 по 17 марта.
Нужно много факторов — и зеркало сцены, и оркестровая яма, и музыканты. Тем не менее, фестиваль состоялся и вызвал большой интерес у публики», — сказала Марина Владиславовна. При работе на открытом воздухе есть акустические сложности, но такой формат дарит особую атмосферу.
Когда я дирижировал, невольно смотрел по сторонам: зритель, соборы кремля — это сочетание завораживает», — поделился дирижер спектакля «Хованщина» Тимур Зангиев. Генеральный продюсер премии «Онегин», продюсер фестиваля «Русская опера» Игорь Тарасов признался, что площадку для фестиваля выбрали еще в апреле. Рязанский кремль приглянулся сразу: Особенность исполнения «Хованщины» в кремле в естественном звучании заключается в том, что зрители слышат практически живые голоса, с лишь небольшой фоновой подзвучкой. Только так можно оценить неповторимое чудо человеческого голоса — насколько он может быть полетным, красивым без дополнительного усиления с помощью техники» Режиссер «Хованщины» Александр Титель добавил, что исполнение оперы под открытым небом делает ее доступнее: Я сторонник того, чтобы возить оперные спектакли по замечательным местам, играть их на площадях, в кремлях, на фоне монастырей, крепостей. Это позволяет музыкальному оперному искусству обретать новых поклонников. Здесь, в Рязанском кремле, красиво и интересно.
Фестиваль показал, что опера имеет огромное количество ценителей на нашей земле».