Глава Минюста обратил внимание, что создание эффективной службы пробации является одним из приоритетных вопросов. Руководящий состав Федеральной службы исполнения наказаний поздравил с получением ведомственной награды генерал-лейтенанта внутренней службы в отставке Алексея Гиричева. На Федеральную службу исполнения наказаний будет возлагаться обязанность по ведению реестра лиц, в отношении которых применяется пробация.
Как будет работать закон о пробации
Президент России Владимир Путин согласился с идеей создания в структуре Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) службы пробации, которая позволит оказывать. ФСИН будет вести единый реестр участников пробации, а меры к каждому из них будут применять, учитывая обстоятельства и особенности его личности. Они рассмотрели с разных сторон и под разными ракурсами содержание закона о пробации, а также обсудили его последующую реализацию. В Минюсте России обсудили механизмы реализации мер пробации в отношении осужденных и освободившихся граждан. Федеральный закон от 06.02.2023 № 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации". Они рассмотрели с разных сторон и под разными ракурсами содержание закона о пробации, а также обсудили его последующую реализацию.
ФСИН назвал число российских заключенных, нуждающихся в помощи после освобождения
В ходе встречи Чуйченко предложил ввести должность замдиректора Федеральной службы исполнении наказаний (ФСИН) для создания службы пробации заключенных с целью их. 6 февраля 2023 года N 10-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОБАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 25 января 2023. На Федеральную службу исполнения наказаний будет возлагаться обязанность по ведению реестра лиц, в отношении которых применяется пробация.
Путин одобрил идею создания должности замдиректора ФСИН по службе пробации
Президент согласился с идеей, передает РИА Новости. До этого Владимир Путин отдал поручение, согласно которому необходимо уточнить понятие «пытки» в законодательстве и усилить ответственность за их применение. Предложения должны быть представлены до 1 июня.
Он предусматривает довольно широкий набор мер — оказание психологической и медицинской помощи, содействие в трудоустройстве, приобретении продуктов питания и одежды, получении жилья, образования, новых навыков работы... Каким будет закон на практике — можно будет сказать только через какое-то время. Но меня он настораживает тем, что очень уж напоминает Правила внутреннего распорядка. Только уже не исправительных учреждений, а поведения осуждённого на воле. Человек, который обратился к государству за такой помощью, получит в нагрузку большое количество обязанностей. Он должен будет являться в органы Уголовно-исполнительной инспекции «для разъяснения порядка и условий применения пробации». Должен будет предоставлять государству информацию о ходе исполнения мероприятий, предусмотренных программой.
Обязан «выполнять законные требования работников учреждений, осуществляющих пробацию», уведомлять их об изменении места жительства… ну и так далее. То есть это такой своеобразный административный надзор, но уже по просьбе осуждённого. Я не увидела в законе ничего про ответственность за неисполнение данных требований. Но предполагаю, что в случае их нарушения все мероприятия будут прекращены. Более того, будет создан специальный реестр лиц, обратившихся за оказанием такой помощи. В нём будет храниться не только информация о персональных данных, но и индивидуальная программа пробации. Поэтому осуждённый должен подписать согласие на обработку персональных данных и разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, а также на размещение информации о получателе социальных услуг. Безопасность хранения государством такой чувствительной информации у меня вызывает серьёзные сомнения. Ещё мне непонятно, почему в пояснительной записке говорится, что принятие законопроекта не повлечёт для государства финансовых и социально-экономических затрат.
Очевидно, что это не так. Для реализации мероприятий по пробации потребуются колоссальные денежные средства. Например, покупка одежды и продуктов питания предусмотрена за счёт средств федерального бюджета. То же касается и оказания психологической помощи, медицинской помощи, помощи в получении образования, получении жилья и так далее.
С другой стороны, у властей есть шанс выбрать адекватную траекторию, но для этого нужно не пожалеть денег, считает эксперт: «Я не завидую сейчас заместителю Гостева главы ФСИН , которому поручено реализовывать этот проект. Ему придётся набирать людей, выбивать помещения, разбираться с транспортом, а сейчас примут изменения в закон, и с него уже начнут требовать. Сделать это на базе ФСИН дешевле, но это неправильно. Сейчас у страны есть деньги из-за высоких цен на газ, и это лучший момент, чтобы сделать всё как надо, ведь создание службы пробации на базе ФСИН неизбежно повлечёт переход установок этого ведомства на новые задачи. Сохранится репрессивное отношение к заключённым и к тем, кто уже освободился». В то же время Дикань согласился с тем, что сейчас в России просто нет необходимого количества специалистов и социальные службы в стране развиты достаточно слабо. И где найти эти 50 тысяч грамотных кадров — большой вопрос. Ведь службе придётся решать вопросы с жильём, обеспечением работой и так далее. Например, освобождается наркоман, которого осудили за кражу на два-три года. А лечение от зависимости тянется четыре года. Он когда выходит из колонии, ему приходится продолжать всё это дело. Другая история: больной ВИЧ. Ему надо продолжать терапию, потому что он два дня не пропил препараты — и всё лечение коту под хвост.
В целом, выбор модели зависит от ряда факторов, в первую очередь от экономического положения России, его приоритетов в социально-экономической и политической сферах. Идея целесообразности создания в России системы пробации в рамках отдельной федеральной службы, находящейся в подведомственности Минюста РФ была одобрена в марте 2013 г. В тоже время, подготовленный в 2012 году проект федерального закона, предусматривающий создание указанной службы, не нашел поддержки Министерства финансов РФ, поскольку его реализация требовала более 65 млрд. В результате, Минюст России подготовил законопроект предусматривающий введение отдельных элементов пробации в отношении несовершеннолетних. В дальнейшем, анализ законопроекта показал, что без существенной доработки его нельзя вводить в действие. Проект разрабатывается во исполнение Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. Вместе с тем потребность России в формировании службы, соединяющей в своей деятельности контрольно-надзорные функции и полномочия по социальной адаптации и реабилитации, вне всякого сомнения, давно назрела. Учреждение такой службы не должно превратиться в очередное переименование: вместо уголовно-исполнительных инспекций - органы пробации. Для этого, доработанный с участием представителей науки, общественности, работников судов, правоохранительных органов законопроект целесообразно в рамках эксперимента ввести в действие на территории нескольких субъектов Российской Федерации для оценки эффективности мероприятий по социальной адаптации и реабилитации осужденных [8]. Учитывая трудности с финансовым обеспечением создания полноценной службы пробации, тем более, в условиях сегодняшнего экономического кризиса, реальной перспективой может стать поэтапное внедрение ее элементов с последующим образованием службы в имеющихся организационных и правовых рамках на базе действующих уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России. В дальнейшем служба пробации может приобрести самостоятельный статус в формате отдельной федеральной службы, где на сроки этапы реализации будут принципиально влиять социально-политические и экономические условия развития России. Очевидно, что необходимо проводить синхронную работу по изучению зарубежного опыта и развивать отечественные наработки с опытом совершенствования правосудия и практики исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы. Важно продолжать совершенствовать уголовно-исполнительную политику страны, приближать ее к европейским стандартам, использовать полученные результаты при разработке современной правовой парадигмы. Отработку элементов пробации для осужденных без изоляции от общества можно проводить в рамках экспериментальных пилотных проектов, которые целесообразно проводить в различных регионах России. Мировая тенденция развития служб пробации и их опыт дают основание при рассмотрении концепции создания института пробации в Российской Федерации заложить в нее следующие принципы: - указанный институт должен иметь самостоятельное ведомственное подчинение; - служба пробации должна заполнить нишу социально-реабилитационной работы с гражданами, преступившими закон; - эта служба должна быть компактным органом, который обязан не только сам решать социально-реабилитационные задачи, но и организационно и финансово мобилизовывать все соответствующие ресурсы на обслуживаемой территории. Например, посредством формирования индивидуальных программ реабилитации и контроля [5]. Исходя из опыта стран Запада, можно утверждать, что проработанная система пробации не только предупреждает криминализацию личности, снижает повторную преступность и уменьшает нагрузку на пенитенциарную систему, но и способствует снижению общего уровня преступности в обществе. Важно отметить, что в создании полноценной службы пробации заинтересовано и судейское сообщество: имея в своем распоряжении досудебный доклад, в котором содержится информация о криминогенных, социальных и психологических особенностях подсудимого, оценка рисков совершения повторного правонарушения и рекомендации по целесообразности применения условной меры, суд может назначать дополнительные обязанности, с учетом индивидуального плана работы с правонарушителем. Тем не менее, на сегодня, вопрос о создании в Российской Федерации службы пробации остается актуальным и полагаем, что его проработка будет продолжена. Очевидно также, что многие принятые в данном направлении решения требуют дальнейшего совершенствования и развития. В целом, создание отдельной, единой и независимой службы пробации в России смогло бы эффективно реализовывать государственную политику в области исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы. Рецензенты: Спасенников Б.
Навигация по записям
- ФСИН объявила, что поможет осуждённым найти родственников
- О введении в Российской Федерации института пробации
- ФСИН назвал число российских заключенных, нуждающихся в помощи после освобождения - МК
- В Архангельской области готовятся к реализации закона о пробации
- В 2023 году в России может начать действовать служба пробации заключенных
- Путин подписал закон о пробации для заключенных и вышедших из тюрем - Российская газета
Как будет работать закон о пробации
РИА Новости. ФСИН России заключила соглашения с четырьмя регионами о создании на их территории центров пробации для бывших заключенных, еще в восьми вопрос. – Мы предлагаем создать соответствующую службу в рамках структуры Федеральной службы исполнения наказаний, которая будет на системной основе эти проблемы решать. Надо заметить, что Федеральной службой исполнения наказания ситуация фактически прогнозировалась и находится под контролем. Вследствие этого фактора, как утверждают свежие новости – руководство в результате планирует поднять зарплаты для ФСИН до такого же размера.
Как будет работать закон о пробации
Согласно докладу, подготовленному экспертами Института криминологии и уголовного права Университета Лозанны, в России самый высокий процент заключенных среди стран Совета Европы СЕ и самый низкий уровень расходов на них. По состоянию на 1 января 2015 г. Очевидно, что необходимость содержания столь значительного количества осужденных лиц, требует от государства соответствующих бюджетных ассигнований, корректировки других социально ориентированных программ, дополнительных усилий по нейтрализации криминальной культуры. В рамках реформирования уголовно-исполнительной системы предусматривается совершенствование правовых, организационных и иных условий деятельности уголовно-исполнительных инспекций далее - УИИ , приданием их работе социальной направленности, проведение подготовительных работ к последующей постпенитенциарной адаптации через службу пробации. В пенитенциарных системах многих стран мира, служба пробации является важнейшим институтом сферы уголовного правосудия и предупреждения преступлений. В правовых системах зарубежных государств, данный уголовно-правовой институт, представляет возможность применять альтернативные виды наказания за совершение преступления, взамен реального лишения свободы при наличии установленных законом оснований.
Такими, институтами пробации, на сегодня являются, условное осуждение, условно безусловное освобождения от наказания, общественно полезные работы и др. Под пробацией, на сегодня, различают комплекс мер, направленных на социальную реабилитацию и адаптацию, защиту законных прав и интересов лиц, подвергшихся уголовному преследованию и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, контроль и надзор за их поведением [1]. В этом понимании пробация охватывает досудебную стадию, стадии назначения и исполнения наказания и мер уголовно-правового характера воздействия , а также постпенитенциарную стадию [7]. Наиболее распространенная коннотация термина «пробация» связана с деятельностью по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией от общества, где под ней понимают уголовный надзор или уголовную опеку. По мнению других специалистов, сущность пробации заключается не только в осуществлении принудительного надзора за поведением осужденного, контроле выполнения, возложенных на него судом обязанностей, но и профилактики совершения повторных преступлений, помощи в социальной адаптации, коррекции его поведения [4].
Понятие «пробация» употребляется также значении института, сопровождающего условное лишение свободы или отсрочку вынесенного приговора. Как правило, пробация применяется в отношении уголовных преступлений, влекущих уголовную ответственность в виде лишения свободы сроком не более двух-трех лет. То есть в данном случае, суть пробации заключается в том, что наряду с серьезными ограничениями повседневных жизненных условий правонарушителя, в случае нарушения порядка и условий отбывания наказания не связанного с лишением свободы, испытательного срока условного осуждения она грозит непосредственной заменой наказания на лишение свободы. В ходе своей эволюции институт пробации все больше стал выполнять социально-реабилитационные функции в отношении граждан, преступивших закон и нуждающихся в подобной помощи. При этом в разных странах имелись существенные отличия в характере, функциях и организационном построении службы пробации.
Необходимо отметить, что в России службы, аналогичной зарубежным службам пробации, на сегодняшний день не существует, хотя в экспертном сообществе, по данному вопросу имеются различные мнения. Другие эксперты считают, что по своему содержанию функции уголовно-исполнительных инспекции далее - УИИ в России не соответствуют зарубежным службам пробации, и они не могут оказывать своим подучетным реальную помощь в социальной адаптации. На сегодня, УИИ, не представляют досудебные доклады, по ходатайству органа уголовного преследования, прокуратуры или суда, в том числе и при решении судом вопроса об избрании меры пресечения в виде ареста. Также, УИИ не организовывают примирительные процедуры медиации между сторонами уголовно-правового конфликта, не разрабатывают и не осуществляют коррекционные программы социального поведения подконтрольных лиц, не решают задач оптимального обеспечения интересов несовершеннолетнего осужденного. При этом, в качестве главного аргумента, эксперты указывают на то, что современное пенитенциарное законодательство Российской Федерации по смыслу не предусматривает для них перечисленные функций [6].
Данное обстоятельство эксперты связывают с тем, что исполнение общепризнанных норм международного права и международных обязательств России в сфере исполнения наказаний нашим законодателем, принявшим Уголовно-исполнительный кодекс, поставлено в прямую зависимость от «экономических и социальных возможностей» [3].
Уполномоченный займётся созданием службы пробации. Служба пробации — специальное подразделение, которое работает с бывшими осужденными, вышедшими на свободу. Ввести в структуру ФСИН новые должность и службу в ходе встречи с главой государства предложил министр юстиции страны Константин Чуйченко.
Об этом в понедельник, 31 января, сообщили на сайте Кремля. Законодатель готовит почву для массового внедрения принудительных работ вместо лишения свободы Необходимость создать такую службу министр юстиции объяснил тем, что ежегодно из тюрем выходит порядка 100 тыс. Часто, по словам Чуйченко, эти люди не подготовлены к жизни на свободе и нуждаются в помощи для адаптации. На сегодняшний день, по статистике, из 100 тыс. Мы предлагаем создать соответствующую службу в рамках структуры ФСИН, которая будет на системной основе эти проблемы решать.
То есть людей готовить к выходу на свободу, заниматься их социальной адаптацией, ресоциализацией и последующей реабилитацией», — рассказал Чуйченко.
В настоящее время заканчиваем процедуру согласования, и думаю, что мы уже представим его в правительство для внесения в Госдуму. Я бы хотел, чтобы вы дали одобрение на эти шаги, и думаю, что мы к середине 2023 года создадим её, может быть, не в полном объёме, но в значительной степени эта служба заработает, — заявил Чуйченко. Министр также попросил согласовать идею создания во ФСИН новой должности замдиректора. Этот человек должен будет отвечать за работу службы пробации и начать формировать её в начале пути. Глава государства поддержал и это предложение Чуйченко.