Фото Достоевского, великого русского писателя мирового значения, чрезвычайно интересны.
Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского
Одним из счастливых моментов юности Достоевского в Петербурге в Инженерном училище являлось общение с поэтом-романтиком ским. Новости «Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ В ПОРТРЕТАХ. С особым одушевлением Достоевский вспоминал в зрелые годы о знакомстве с Писанием. Федор Михайлович Достоевский родился (30 октября) 11 ноября 1821 года в Москве, в многодетной семье военного медика. Захватывающая биография Федора Достоевского: избежал смертной казни, стал игроком и увяз в больных отношениях. КОМПАНИЯ. О проекте. Новости.
Поделитесь статьей с друзьями
- Родители Федора Достоевского: сын священника
- Хронология жизни и творчества
- Федор Достоевский — интересные факты из жизни писателя — Эксмо | Онлайн-журнал Эксмо
- Юность достоевского
- Федор Достоевский (11 ноября 1821 - 9 февраля 1881) , русский писатель и мыслитель
Федор Михайлович Достоевский: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»
Проект по литературе "Детство и юность Ф.М.Достоевского" | КОМПАНИЯ. О проекте. Новости. |
Достоевский, Фёдор Михайлович — Википедия | В бордели Достоевский ходил только в юности. |
8 популярных легенд о Достоевском - Узнай Россию | Фото Достоевского, великого русского писателя мирового значения, чрезвычайно интересны. |
449. Достоевский. Молодые годы | Александр Егорович Ризенкампф (1821–1895), врач, ботаник, товарищ молодости Достоевского: Скажу несколько слов об обыкновенном ежедневном препровождении времени Федора Михайловича. |
8 фактов из жизни Достоевского, которые позволят по-другому взглянуть на его творчество | Один из решающих моментов в жизни писателя выглядел так: Как известно, Достоевский в молодости был арестован вместе с другими участниками кружка петрашецев и обвинён в таком ужасающем преступлении, как чтение вслух известного. |
Вы точно человек?
Романтический период жизни писателя ознаменован литературными увлечениями и пламенным культом дружбы. В Петербурге он знакомится с Иваном Николаевичем Шидловским, молодым чиновником Министерства финансов и поэтом. Шидловский пишет туманно-мистические стихи, страдает от возвышенной любви, вдохновенно говорит о Царствии Божием и сладостно мечтает о самоубийстве. Он разочарован: даже любимая женщина не может вдохновить его на великие создания, даже она «не сорвет аккордов с цевницы его, зачарованной благоуханием цветка нечаянного». В душе его звучат стихи Шиллера и Новалиса, веют бесплотные тени поэзии Жуковского, откликаются натурфилософские идеи Шеллинга. Он верит, что «человек есть средство к проявлению великого в человечестве, что тело, глиняный кувшин, рано или поздно разобьется». Достоевский в исступлении восторга пишет о Шидловском брату. В его письмах литературный стиль романтизма доведен почти до пародии. Юноша не только глядит на всё глазами своего друга, но буквально чувствует его чувствами.
Здесь впервые проявляется способность писателя к творческому перевоплощению. В 1840 г. Он иссох; щеки впали; влажные глаза его были сухи и пламенны; духовная красота его лица возвысилась с упадком физической. Он страдал! Передо мной было прекрасное, возвышенное созданье, правильный очерк человека, который представили нам и Шекспир и Шиллер; но он уже готов был тогда пасть в мрачную манию характеров байроновских. О какая откровенная, чистая душа! У меня льются теперь слезы, как вспомню прошедшее! Воображенье его начало создавать драмы, и какие драмы, брат мой.
О как провели мы этот вечер! Знакомство с Шидловским подарило меня столькими часами лучшей жизни». Скоро друзья расстаются и навсегда. О дальнейшей судьбе Шидловского, русского романтика-мистика, мы узнаем из письма его невестки к Анне Григорьевне Достоевской в 1901 г. Шидловский скоро бросил писать стихи и стал работать над историей русской церкви. Внутренний разлад, неудовлетворенность всем окружающим — вот предположительно те причины, которые побудили его в [18]50-х годах поступить в Валуйский монастырь. Не найдя, по-видимому, и здесь удовлетворения и нравственного успокоения, он предпринял паломничество в Киев, где обратился к какому-то старцу, который посоветовал ему вернуться домой в деревню, где он и жил до самой кончины, не снимая одежды инока-послушника. Его странная, исполненная всяких превратностей, жизнь, свидетельствует о сильных страстях и бурной природе.
Глубокое нравственное чувство Ивана Николаевича стояло нередко в противоречии с некоторыми странными поступками; искренняя вера и религиозность сменялись временным скептицизмом и отрицанием». В своем имении Шидловский то кутил с драгунами, то проповедовал. Русский романтизм во всех его сложных превращениях — одна из основных идей творчества Достоевского. От восторженного преклонения перед ним, через обличение и борьбу, он приходит в конце жизни к признанию его ценности. Но писатель создает не абстрактные схемы, а живых людей — «идееносцев». Романтизм был пережит им в личной влюбленной дружбе с романтиком Шидловским, осознан в реальном человеческом образе. Ордынов в повести «Хозяйка» начинает линию романтических героев Достоевского; Дмитрий Карамазов, декламирующий Шиллера, замыкает ее. Нежное воспоминание о друге своей юности Федор Михайлович хранил всю жизнь.
Анна Григорьевна рассказывает, что он полюбил Владимира Соловьева за то, что тот напоминал ему Шидловского. Вторая романтическая дружба относится к 1840 г. Герой ее — старший товарищ Достоевского по училищу, Иван Бережецкий. Воспитатель А. Савельев изображает его изнеженным щеголем. Достоевского или одного, или вдвоем, но ни с кем иным, как с кондуктором старшего класса Ив. К сожалению, как тогда, так и теперь, истинное значение этой дружбы двух молодых людей определить очень трудно. Хлебников в своих «Записках» сообщает: «Помню, как Ф.
Достоевский и Бережецкий увлекались совместным чтением, если не ошибаюсь, Шиллера. Бывало, читают, читают и вдруг заспорят и затем скоро, очень скоро пойдут чрез все наши камеры или спальни, один впереди, как бы убегая, чтобы не слышать возражений другого, что делал обыкновенно Бережецкий, а его преследовал Достоевский, желая досказать ему свои мысли». В дружбе с Шидловским Достоевский был учеником, подавленным гениальностью своего поэтического друга. В отношениях с франтом Бережецким ему принадлежит активная роль. Он властно внушает светскому юноше величие Дон Карлоса и маркиза Позы. Там он перевоплощался в Шидловского, здесь превращает Бережецкого в героев Шиллера. Он пишет брату : «Я имел у себя товарища, одно созданье, которое так любил я! Ты писал ко мне, брат, что я не читал Шиллера.
Ошибаешься, брат! Я вызубрил Шиллера, говорил им, бредил им; и я думаю, что ничего более кстати не сделала судьба в моей жизни, как дала мне узнать великого поэта в такую эпоху моей жизни; никогда бы я не мог узнать его так, как тогда. Читая с ним Шиллера, я поверял над ним и благородного, пламенного Дон Карлоса, и маркиза Позу, и Мортимера. Эта дружба так много принесла мне и горя и наслажденья. Теперь я вечно буду молчать об этом; имя же Шиллера стало мне родным, каким-то волшебным звуком, вызывающим столько мечтаний; они горьки, брат; вот почему я ничего не говорил с тобою о Шиллере, о впечатленьях, им произведенных: мне больно, когда я услышу хоть имя Шиллера». В письмах к брату ничего не говорится о быте училища, занятиях, преподавателях. Мечтатель не видит унылой действительности, он живет в мире литературы, поэзии — и живет в нем пламенно. Дружба с Бережецким была непрочна, и связанные с ней мечтания о Шиллере скоро стали «горькими».
Вероятно, Дон Карлос — Бережецкий разочаровал своего требовательного друга. Товарищи по училищу изображают юношу Достоевского задумчивым и молчаливым. Трутовский пишет: «Он был хорошо сложен, коренастый; походка была у него какая-то порывистая, цвет лица какой-то серый, взгляд всегда задумчивый и выражение лица большею частью сосредоточенное. Военная форма совсем не шла как-то к нему. Он держал себя всегда особняком и мне он представляется почти постоянно ходящим где-нибудь в стороне взад и вперед с вдумчивым выражением... Вид его всегда был серьезный, и я не могу себе представить его смеющимся или очень веселым в кругу товарищей. Не знаю почему, но он у нас в училище носил название Фотия». Воспитатель Савельев так описывает Достоевского в 1841 г.
В этом изолированном от других столиков месте сидел и занимался Ф. Достоевский; случалось нередко, что он не замечал ничего, что кругом его делалось; в известные установленные часы товарищи его строились к ужину, проходили по круглой каморе в столовую, потом с шумом проходили в рекреационную залу к молитве, снова расходились по каморам; Достоевский только тогда убирал в столик свои книги и тетради, когда проходивший по спальням барабанщик, бивший вечернюю зорю, принуждал его прекратить свои занятия. Бывало, в глубокую ночь, можно было заметить Ф. Набросив на себя одеяло сверх белья, он, казалось, не замечал, что от окна, где он сидел, сильно дуло». Молодой литератор, занесенный судьбой в военно-учебное заведение; первые вспышки вдохновения под аккомпанемент маршировки и барабана — вот образ его духовного одиночества в Инженерном училище. Юноша дышит воздухом мистического романтизма, религией сердца, мечтой о «золотом веке». Границы христианского искусства для него очень широки: они охватывают и Гомера, и Гюго, и Шекспира, и Шиллера, и Гёте. Он пишет брату: «Гомер баснословный человек, может быть как Христос, воплощенный Богом и к нам посланный может быть параллелью только Христу, а не Гёте.
Сколько в этом письме ученического благоговения перед «гениями», сколько незрелого восторга и туманного христианства! Достоевский знает о романтическом культе полубога Гомера, повторяет модную идею «организации» человечества, что-то слышал о христианстве Гюго. С не меньшей страстностью он восхваляет классиков Расина и Корнеля. И это можно спрашивать. Прочти, жалкий человек, прочти и пади в прах пред Корнелем. Ты оскорбил его! Не дух времени, но целые тысячелетия приготовили бореньем своим такую развязку в душе человека». Под «умом вселенной» не трудно распознать «мировой дух» немецкого идеализма.
Увлечение Бальзаком остается у Достоевского на всю жизнь: автор «Евгении Гранде» — один из вечных его спутников. Не менее глубоко влияние Гофмана. Фантастический мир немецкого романтика пленяет юношу с таинственной силой; странными и страшными героями Гофмана он бредит наяву. Пусть люди бесятся, пусть лечат, пусть делают умным. Ежели ты читал всего Гофмана, то наверно помнишь характер Альбана. Так напряжена жизнь Достоевского в литературе; чтение для него — переживание, встреча с писателем — событие. Юноша, не получивший систематического образования, лихорадочно, порывисто усваивает мировую культуру.
Как бы не так! Но нужна и судорога; об этом позаботимся мы, правители, — уточняет Петруша.
Полное послушание, полная безличность, но раз в тридцать лет Шигалев пускает и судорогу, и все вдруг начинают поедать друг друга, до известной черты, единственно чтобы не было скучно». В том провозглашенном будущем, которое для нас уже стало прошлым, было всякое, но вот скуки точно не было. Для осуществления шигалевского проекта требовался перво-наперво хороший клейстер, чтобы намертво склеить хотя бы базовую «пятерку», внутри которой с самого начала стал обнаруживаться разлад. Определенный Верховенским в номинальные вожди переворота загадочный русский швейцарец Николай Ставрогин, откровенно издеваясь, советует Петруше: «Подговорите четырех членов кружка укокошить пятого, под видом того, что тот донесет, и тотчас вы их всех пролитою кровью, как одним узлом, свяжете. Рабами вашими станут, не посмеют бунтовать и отчетов спрашивать! Замыслом романа автор обязан реальному злодеянию. В ноябре 1869-го члены подпольной «Народной расправы» убили студента Петровской земледельческой академии Ивана Иванова — своего вышедшего из беспрекословного подчинения товарища. Живший в то время в Дрездене Достоевский узнал об этом из газет. Зачинщиком убийства был основатель организации, «созидатель разрушения» Сергей Нечаев, закалявший волю, подражая Рахметову: спал на голых досках, сидел на черном хлебе.
А помимо того — изучал историю декабристов и петрашевцев, пользовался покровительством теоретика анархизма Михаила Бакунина. Встав на путь беспощадного террора, поиском средств себя не утруждал, бравировал вседозволенностью, утверждая, что для революционера «нравственно все, что способствует торжеству революции... Итогом борьбы видел такой строй, где каждый станет трудиться «под страхом смерти в случае отказа от труда», «производить для общества как можно больше, потреблять как можно меньше». Зловещую роль главаря «Народной расправы» в «Бесах» исполняет Петр Верховенский, хотя на прототипа он похож лишь складом ума да изворотливостью. Достоевский лично не знал ни Нечаева, ни студента Иванова, хотя о последнем был наслышан от приехавшего в Дрезден шурина Ивана Сниткина, учившегося в той же академии. О «пятерке» и тем более о страстях внутри нее писателю тогда ничего не было известно. Позже подробности, конечно, всплывут, но к тому времени роман уже сложится. Чтобы воплотить литературный замысел, автору вполне хватило опыта собственных заблуждений и прозрений. Ведь он взялся не за хронику частного преступления, не за документальный очерк, а за художественное постижение насильственных попыток переделки общества, а кроме того — за ревизию собственных политических увлечений в молодую пору.
Читайте также: Достоевский и искусство: любимые авторы, художники и музыканты писателя С юности страдал эпилепсией Любовь к писательству появилась у Достоевского еще в детстве. В 1834 году Федор и его старший брат Михаил были определены в элитный Пансион Чермака, располагавшийся на Новой Басманной улице. Преподавательский состав учебного заведения старался поддерживать семейную атмосферу и развивать дарования учеников.
Среди прочих братья Достоевские особенно выделяли учителя русского языка Николая Ивановича Билевича, переводчика и писателя, державшего своих подопечных в курсе литературных событий. Пребывание в пансионе не предвещало беды, но именно там у Федора Достоевского случился первый припадок падучей эпилепсии. Дальнейшие события в жизни писателя только ухудшили его здоровье.
Потеря матери, нелюбимая профессия инженера, участие в кружке петрашевцев и, как следствие, суд и страшный приговор заговорщикам. Серьезное нервное потрясение вызвала инсценировка расстрела петрашевцев: только на Семеновском плацу, куда заключенных вывели для совершения наказания, им объявили, что «смертная казнь расстрелянием» заменена ссылкой в Сибирь. Именно на каторге у Достоевского была официально диагностирована эпилепсия.
Стал основателем жанра психологической прозы После ссылки и военной службы, куда Достоевский был отправлен для завершения срока наказания, он со своей первой супругой Марией Исаевой вернулся в Петербург. Это произошло в декабре 1859 года, а уже в 1860-м вышел двухтомник его сочинений. Эта «премьера» оказалась почти незамеченной: за время заключения автора успели подзабыть.
Новую известность литератору принесли « Записки из Мертвого дома », созданные в Сибири. До сих пор никто из писателей не касался темы каторги и каторжан. Поэтому «Записки...
Герцен сравнивал произведение с фреской «Страшный суд» Микеланджело, самого Достоевского называли «русским Данте ».
Достоевский 17 ноября и 18 ноября 2021 года к 200-летию со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского заведующая библиотекой колледжа Ярош Татьяна Николаевна провела в группах 9ГД-11 и 9ГД-12 лекцию «Ф. Достоевский в портретах. Обучающиеся познакомились с редкими фотопортретами, сделанными при жизни писателя, живописными и графическими работами художников 19 века, образами Ф.
Биография Федора Михайловича Достоевского
Однако все это был лишь спектакль для запугивания, потому что уже было готово императорское помилование и решение заменить казнь на другие наказания. Кому-то уже успели завязать глаза и отдать приказ целиться. А потом объявили отбой. Это переживание на «краю смерти» Достоевский потом описал в «Дневнике писателя»: «Почти все приговоренные были уверены, что он [приговор] будет исполнен, и вынесли, по крайней мере, десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти». Вердикт: Правда Легенда 5. Но поскольку к евреям у него накопилось много претензий, порой в весьма резких выражениях, многие записывали его в ряды антисемитов справедливости ради, претензии Достоевского сыпались не только в адрес евреев, но и поляков, французов, немцев и других народов, поскольку он однозначно относился с любовью только к «русскому народу-богоносцу». В тексте «Еврейский вопрос» он разъяснил свою позицию: он не мог думать о проблемах еврейского народа, когда слишком многие люди в стране находились в таких же, а то в худших условиях. Он имел в виду, в частности, жалобы евреев, что они лишены свободного местожительства в Российской империи им разрешали жить только в определенных местах , в то время как двадцать три миллиона русских были тогда крепостными и жили в более тяжелых условиях. Он с неприятием относился к еврейским предпринимателям, которые захватывали прессу и вели антирусскую пропаганду, и не менее резко отзывался о русских либералах, которые «ползали на коленях перед Западом» и пренебрежительно относились к своей стране. Статью он закончил пожеланием «полного расширения прав еврейского племени», но при условии «принять и воспользоваться правами этими без ущерба коренному населению». В его переписке с русским публицистом Аркадием Ковнером он пишет: «Я вам скажу, что я вовсе не враг евреев и никогда им не был!
Но уж 40-вековое, как вы говорите, их существование доказывает, что это племя имеет чрезвычайно сильную жизненную силу, которая не могла, в продолжение всей их истории, не формулироваться в разные status in statu [государство в государстве]». Вердикт: Неправда Легенда 6. Сбежал от умирающей жены с любовницей за границу Мария Дмитриевна Достоевская Всеобщее достояние Его первую жену, Марию, современники описывали как стройную, «довольно красивую» блондинку, отдельно отмечая ее «страстность, экзальтированность, живость и впечатлительность». Они поженились, когда писателю было 34 года, и брак формально продлился восемь лет. Однако фактически совместное проживание продлилось недолго: почти сразу они начали жить отдельно - не только в разных домах, но порой и в разных городах; и у каждого из них были связи на стороне. Начался разлад с того, что в свадебном путешествии у Достоевского случился эпилептический припадок. До этого врачи говорили ему, что это просто нервные припадки, которые могут пройти с переменой образа жизни. На этот раз доктор высказался однозначно - это эпилепсия падучая. Достоевский действительно отправился в первую заграничную поездку в 1862 году без жены. И на тот момент она была уже больна туберкулезом.
Но все 1860-е годы она скончалась в 1864-м он пытался облегчить страдания жены, возил ее по врачам из одного города в другой, нанимал сиделок и был с ней в последние минуты жизни. Впоследствии писатель признался : «Она любила меня беспредельно, я любил ее тоже без меры, но мы не жили с ней счастливо… Это самая честнейшая, самая благороднейшая и великодушнейшая женщина из всех, кого я знал за всю жизнь». Вердикт: Неправда Легенда 7. Был почти нищим Федор Достоевский А.
Зимой 1881 года здоровье Достоевского ухудшилось — дала знать о себе застаревшая эмфизема легких. Лечение не принесло результатов, и 9 февраля 28 января по старому стилю писатель скончался в возрасте 59 лет. Погребальная процессия растянулась на целый километр.
Гроб несли на руках. В качестве эпитафии на его надгробном камне высечены слова из Евангелия от Иоанна — именно их в свое время писатель выбрал эпиграфом к роману "Братья Карамазовы": "Истинно, истинно глаголю вам: аще пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода". Крамского «Ф. Достоевский на смертном одре», РИА Новости Женщины в жизни Достоевского Достоевский был не только гениальным писателем — в жизни он был обычным мужчиной, который любил, страдал, шел под венец, встречался и расставался с женщинами. Четыре дамы оставили след в его сердце, а одна из них стала его опорой до конца жизни. Мария Исаева Первой женой писателя стала Мария Дмитриевна Исаева, с которой он познакомился в годы военной службы в Семипалатинске. В 1854 году Достоевский после четырех лет каторги прибыл в Семипалатинск — маленький городок, затерянный в степи.
Здесь его ждала солдатская служба. Через несколько месяцев он познакомился с семьей Исаевых. Глава семьи был добрым и скромным человеком, но имел пристрастие к алкоголю. Это вызывало недовольство у его жены, Марии Дмитриевны. Она была образованной женщиной, знала иностранные языки. Достоевский увлекся ею не на шутку. Летом 1855 года Исаевы уехали в Кузнецк.
Федор Михайлович тяжело переживал разлуку и писал Марии "со всем пылом молодости": "Только об вас и думаю. Если бы вы знали до какой степени осиротел я здесь один! Право это время похоже на то, как меня первый раз арестовали в сорок девятом году и схоронили в тюрьме, оторвав от всего родного и милого. Я к вам так привык". Писатель не оставлял попыток, и Исаева наконец сдалась. У жены оказался тяжелый нрав — ее мучили постоянные истерики и мигрени, после которых все валилось из рук. Кроме этого, она ревновала Достоевского без повода, устраивала сцены, упрекала в отсутствии средств, скептически относилась к его творчеству.
Этот брак разрушила болезнь, а потом и смерть Марии Дмитриевны, которая скончалась весной 1864 года. Позже Достоевский признается : Несмотря на то, что мы были с ней положительно несчастны вместе по ее странному, мнительному и болезненно фантастическому характеру , — мы не могли перестать любить друг друга; даже чем несчастнее были, тем более привязывались друг к другу. Как ни странно это, а это было так. Эти образы женщин с бледными щеками, лихорадочным взором и порывистыми движениями навеяны той, кто был первой и большой любовью писателя. На момент их встречи в 1861 году писателю было сорок лет, Сусловой — двадцать один. Полина, как ее звали домашние, не терпела намеков на свою красоту. Хотя ей было чем похвалиться: фигурка хрупкая, однако с плавными, соблазнительными формами, тонкий овал, чистые и правильные черты лица.
Вскоре у Достоевского и его поклонницы завязался роман.
Тема положения каторжан стала для русских читателей откровением. В 1862 и 1863 гг. После очередного разорительного проигрыша он, наконец, избавился от игромании. Впечатления этого периода, как и многие другие факты биографии Достоевского, нашли отражение в его творчестве — в сюжете романа «Игрок».
Фёдор Михайлович посетил Германию, Францию, Англию, Швейцарию, Италию и Австрию, однако, в отличие от многих своих соотечественников, не влюбился в Европу и не принял распространённых на западе либерально-буржуазных ценностей и идей. В 1860-е гг. В 1864 году скончался старший брат писателя и его издатель Михаил Михайлович, и на плечи Фёдора Михайловича легли все долги журнала. Спустя год «Эпоху» пришлось закрыть, а писатель, остро нуждавшийся в деньгах, согласился на кабальные условия издателей и был вынужден писать много и быстро. В условиях жесточайшей нехватки времени, под страхом нищеты он создал романы «Преступление и наказание» и «Игрок» — последний писатель надиктовал за рекордные 26 дней.
Достоевский не справился бы с такой задачей в одиночку: ему помогала одна из лучших стенографисток столицы Анна Григорьевна Сниткина, ставшая впоследствии супругой писателя. В 1867 году Достоевский бежал от кредиторов за границу и некоторое время жил в Швейцарии, Италии и Германии. Там он работал над такими романами, как «Идиот» и «Бесы». Вернуться на родину писатель смог только в 1871 году. Не оставлял Достоевский и публицистическую деятельность.
В 1870-х гг. В 1880 году Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине, приуроченную к открытию памятника в Москве. Речь эта, в которой Достоевский обратился не только к фигуре великого поэта, но и к общественно-политическим дискуссиям, вызвала восхищение современников, подействовала примиряюще на идеологических противников — западников и славянофилов. С произнесением, а позднее публикацией этой речи слава Достоевского достигла апогея. До смерти писателя оставалось чуть больше полугода.
Значение творчества Достоевского Творчество Достоевского стало новаторским не только для русского, но и для всеевропейского романного жанра. Уже в самых ранних текстах — таких, как «Бедные люди» — автор разрушал принятые в ту эпоху каноны, обращался к разговорному слогу и обыденным сюжетам, в которых раскрывал глубокие философские и гуманистические истины. В романах так называемого «великого пятикнижия» «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» , наиболее важных произведениях Фёдора Достоевского, автор в полной мере раскрыл как свою особенную манеру повествования и новый тип романного сюжета, так и определённую общественно-политическую, нравственную и религиозную идеологию. У каждого героя Достоевского видна своя идея, свой особый голос. Многоголосие этих идей, важность каждой из них — отличительная черта романов Достоевского, которая позволила исследователю его творчества литературоведу М.
Бахтину назвать их, по аналогии с музыкальным искусством, «полифоническими». В них нет единственно верной «авторской позиции», они построены на поиске истины в диалоге.
Особенно впечатляет бесценное свидетельство современницы — писательницы В. Тимофеевой О.
Починковской , наблюдавшей Достоевского в минуты творческого одушевления: «Да, вот оно, это настоящее лицо Достоевского, каким я его представляла себе, читая его романы!.. Как бы озаренное властной думой, оживленно-бледное и совсем молодое, с проникновенным взглядом глубоких потемневших глаз, с выразительно замкнутым очертанием тонких губ, — оно дышало торжеством своей умственной силы, горделивым сознанием своей власти... Это было не доброе и не злое лицо. Оно как-то в одно и то же время и привлекало к себе и отталкивало, запугивало и пленяло...
И я бессознательно, не отрываясь, смотрела на это лицо, как будто передо мной внезапно открылась «живая картина» с загадочным содержанием, когда жадно торопишься уловить ее смысл, зная, что еще один миг, и вся эта редкая красота исчезнет, как вспыхнувшая зарница. Такого лица я больше никогда не видала у Достоевского. Но в эти мгновения лицо его больше сказало мне о нем, чем все его статьи и романы. Это было лицо великого человека, историческое лицо.
Я ощутила тогда всем моим существом, что это был человек необычайной духовной силы, неизмеримой глубины и величия, действительно гений, которому не надо слов, чтобы видеть и знать. Он все угадывал и все понимал каким-то особым чутьем» В. Тимофеева О. Год работы с знаменитым писателем.
Совершенно в ином роде — физиогномическое описание Георга Брандеса в письме к Ницше 1888 , одновременно нелицеприятное и комплиментарное: «Взгляните на лицо Достоевского, наполовину лицо русского крестьянина, наполовину — физиономия преступника, плоский нос, пронзительный взгляд маленьких глаз под нервно подрагивающими веками, этот высокий, рельефно очерченный лоб, выразительный рот, который говорит о безмерных муках, неизбывной скорби, о болезненных страстях, о беспредельном сострадании и ярой зависти. Гений-эпилептик, одна уже внешность которого говорит о приливах кротости, заполнявших его душу, о приступах граничащей с безумием проницательности, озарявшей его голову; наконец, о честолюбии, о величии стремлений и о недоброжелательстве, порождающем мелочность души» Ф. Новые материалы и исследования. И наконец, знаменитое высказывание Дм.
Мережковского: «Самый необычайный из всех, "человек из подполья", с губами, искривленными как будто вечною судорогою злости, с глазами, полными любви новой, еще неведомой миру, "Иоанновой", с тяжелым взором эпилептика, бывший петрашевец и каторжник, будущая противоестественная помесь реакционера с террористом, полубесноватый, полусвятой, Федор Михайлович Достоевский» Д. Грядущий Хам. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет.
Парадоксальный факт: портреты, созданные в XX в. Обогащенные духовными прозрениями великих истолкователей Достоевского начала XX в. Преобладание авангардистского подхода в иконографии Достоевского как и в иллюстрациях к его произведениям можно объяснить тем, что его творчество сродни искусству авангарда, эстетику которого он предвосхищает. Как неисчерпаемо творчество Достоевского, так неисчерпаема его личность и так многолики его портреты: то лик «полусвятого» гравюра В.
Линницкого, 1971 , то гримаса «полубесноватого» рисунок И. Шарлеманя, 1924 , то на нас устремлен скорбно-трагический, мрачный, «тяжелый взор эпилептика» портрет Н. Гусева, 1882; офорт Ю. Селиверстова, 1970 , то у писателя задумчивый, созерцательный, самоуглубленный или отстраненный взгляд работы Сарры Шор, 1970; А.
«Лишь бы кондрашка не пришиб». Чем на самом деле болел Федор Достоевский?
Начинающему сочинителю, чья первая книга прошла цензуру и появилась в печати лишь тремя-четырьмя месяцами ранее, нельзя было польстить больше. Искусителем оказался одногодок Михаил Петрашевский, выпускник Царскосельского лицея, кандидат прав Петербургского университета, переводчик в Министерстве иностранных дел и при этом пламенный фурьерист, лидер дискуссионного молодежного кружка, собиравшегося по пятницам в его доме. Достоевский стал бывать на этих собраниях, читал отрывки из «Бедных людей», рассказывал про «Неточку Незванову», оглашал «преступное» письмо Белинского Гоголю и давал его списывать. Не довольствуясь одними разговорами, вошел в «семерку» радикалов, которые втайне даже от Петрашевского замышляли «произвести переворот в России». Ба, да это же Верховенский-младший «Нечаев — отчасти Петрашевский», — укажет Достоевский в черновиках романа, имея в виду Петрушу , и говорит он так же, как его прообраз — ускоренно, торопливо, но внятно, без сбоев. И даже имя для этого персонажа извлечено из фамилии прямого предшественника. Однако за двадцать разделяющих их лет произошло не только перерождение, но и вырождение самого типа революционера. И если Верховенский мог сказануть о себе: «Я ведь мошенник, а не социалист, ха-ха!
И все-таки петрашевцы и нечаевцы, по Достоевскому, связаны между собой, как отцы и дети, предшественники и преемники, хотя между жертвой искушения и бесом-искусителем — пропасть. Он и себя вписал в «пятерку» Верховенского — под именем убитого Ивана Шатова, во всяком случае, поделился с ним муками собственных религиозных поисков, отчасти дал ему свою внешность, от которой не был в восторге. Верховного беса Николая Ставрогина автор тоже сыскал не в окружении Нечаева, а среди петрашевцев. Он — злодей, но лицо трагическое, — охарактеризует его Достоевский в письме к Михаилу Каткову и добавит: «Я из сердца взял его». Шатов в романе выкликает почти теми же словами: «Я не могу вас вырвать из моего сердца, Николай Ставрогин! Даже когда молчит, видно, что в разговоре он господствует. Не было бы ничего удивительного, если бы сам автор произведения хотел так же выглядеть и держаться.
Между тем прошлое у Ставрогина мутно, настоящее провально, а будущего он лишает себя сам. Надо полагать, в создании этого образа писатель ориентировался на близкого товарища по «семерке» петрашевцев Николая Спешнева, с которым не был столь короток во взаимоотношениях, как, например, с Аполлоном Майковым даже уговаривал последнего к ним примкнуть , и тем не менее тянулся к нему, считался с ним, а за глаза в доверительном разговоре называл его своим Мефистофелем. Когда Достоевскому потребовались 400 рублей серебром, Спешнев дал 500, взяв взамен обязательство никогда не напоминать о долге. В одном, правда, они решительно не могли сойтись: христианство для «мефистофеля» ничего не значило. В крепости во время следствия он заболел чахоткой и на Семеновском плацу, где минут десять вместе с товарищами ожидал неминуемой смерти, выглядел удручающе изможденным.
В доме всегда было много родительских друзей, сослуживцев отца и родственников. Родители Достоевских вели такой образ жизни, что дети впитывали от них напрямую любознательность, порядочность, любовь к людям, науке, искусству. На семейных вечерах отец зачитывал целые главы из «Истории государства Российского» Николая Карамзина, и Федор Михайлович, благодаря этому, уже в 10 лет прекрасно ориентировался в основных событиях русского истории.
И в целом будущий писатель был всю жизнь благодарен родителям и за чудесное детство, и за прекрасное образование, которые они дали всем своим детям, несмотря на то, что жили довольно скромно в финансовом отношении. Пансион С 1934 года братья Михаил и Федор Достоевские стали учиться в пансионе Леонтия Ивановича Чермака — прогрессивном учебном заведении, где не практиковались физические наказания. Обучение было сильным и дорогостоящим, но, к счастью, оплачивать учебу помогали Куманины. И хотя в пансионе уделяли внимание всем наукам, но оба брата Достоевских более всего увлекались литературой. Правда их литературные интересы довольно серьезно разнились, но, как писал позднее Федор Михайлович, « Пушкин нас мирил». Жизнь переменилась в один миг. В 1837 году от чахотки скончалась матушка Мария Федоровна, в этот момент и закончилось детство будущего писателя. Два старших брата — Михаил и Федор — так решает отец, должны ехать в Петербург, в пансион К.
А затем по настоянию отца оба поступили в Петербургское инженерное училище. И хотя братья страстно желали заниматься литературой, но Михаил Андреевич настаивал на получении «серьезного образования». Сыновья не смели перечить воле отца. Инженерное училище. Михайловский замок в Санкт-Петербурге в 19 веке, литография по рисунку И. Шарлеманя И Федор, и Михаил успешно окончили училище. Но, даже готовясь стать инженерами, интересоваться литературой не перестали. Более того, в 1838 году Федор Михайлович организовал среди приятелей по училищу литературный кружок.
Но он все еще не решался серьезно заняться литературой. После окончания курса он даже на некоторое время устроился работать в Петербургскую инженерную команду на должность инженера-подпоручика. Но уже через год принял решение уйти в отставку и посвятить всего себя литературе, так как не представлял свою жизнь ни в каком ином занятии. Достоевский: первый роман и первый успех С емья не одобрила решения Федора, однако, смирилась. Начинающий писатель с вдохновением взялся за перо. И первый же роман «Бедные люди», который вышел в свет в 1844 году, принес ему оглушительный успех. Виссарион Белинский и Николай Некрасов — ведущие литераторы того времени — оценили произведение невероятно высоко. Как, впрочем, и все российское литературное сообщество.
Читатели приняли книгу с большой теплотой, так как поднятые в ней темы были очень актуальны. Между собой молодого Достоевского назвали «новым Гоголем ». Второй роман Достоевского Однако второй выпущенный роман «Двойник» не нашел такого же отклика. Его назвали растянутым и непонятным. И хотя сегодня сейчас роман оценен и с художественной, и с литературной точек зрения, но в те годы над писателем в открытую посмеивались.
Больница здесь есть до сих пор, улица и соседняя станция метро носит имя писателя. Здесь же находится мемориальный музей Достоевского. Смерть отца Скончался Михаил Андреевич Достоевский, отец писателя. Официально причиной смерти стал апоплексический удар, но родственники были уверены, что Михаила Андреевича убили его крестьяне. Достоевский-старший был выходцем из духовенства, однако выслужил дворянство и отличался строгостью. Брат писателя Андрей вспоминал, что в последние годы жизни, после смерти супруги Марии Фёдоровны 27 февраля 1837 года , их отец много пил и становился всё более раздражительным. Дальше, по словам Андрея Достоевского, произошло следующее: …В деревне Черемошне на полях под опушкою леса работала артель мужиков, в десяток или полтора десятка человек; дело, значит, было вдали от жилья! Выведенный из себя каким-то неуспешным действием крестьян, а может быть, только казавшимся ему таковым, отец вспылил и начал очень кричать на крестьян. Один из них, более дерзкий, ответил на этот крик сильною грубостию и вслед за тем, убоявшись последствия этой грубости, крикнул: «Ребята, карачун ему!.. Как стая коршунов, наехало из Каширы так называемое временное отделение. Первым его делом, конечно, было разъяснить, сколько мужики могут дать за сокрытие этого преступления! Не знаю, на какой сумме они порешили, и не знаю также, где крестьяне взяли вдруг, вероятно, немаловажную сумму денег, знаю только, что временное отделение было удовлетворено, труп отца был анатомирован, причём найдено, что смерть произошла от апоплексического удара, и тело было предано земле в церковном погосте села Моногарова». Смерть отца, безусловно, повлияла на будущего писателя. Фрейд в известной работе «Достоевский и отцеубийство» связывает эту трагедию с возможным Эдиповым комплексом у юного Достоевского и последующей разработкой мотива убийства отца в «Братьях Карамазовых». Виссарион Белинский Петербургский сборник, изданный Николаем Некрасовым, с первой публикацией романа «Бедные люди». Первый роман Достоевского пользовался большим успехом среди публики. Белинский оценил талант молодого писателя как необыкновенный, в литературных кругах имя Достоевского стало известным.
В молодости писатель придерживался идей, близких к социалистическим, посещал кружок Петрашевского и выступал против самодержавия. Как пояснял сам писатель, он желал, «чтоб не был заглушен ничей голос и чтобы выслушана была, по возможности, всякая нужда». Так вот в январе 1850 года Достоевский вместе с другими петрашевцами был приговорен к расстрелу за чтение запрещенной литературы. Обряд казни на Семеновском плацу. Он уже приготовился к смерти и многое для себя осмыслил, его облачили в саван и привели на Семёновский плац на расстрел, но прямо перед исполнением приговора ему зачитали царский указ о помиловании. Такова была воля Николая I — высшую меру приговоренным заменить на более мягкие наказания, но не говорить им об этом до последней минуты. Сибирь подкосила здоровье В течение жизни Достоевский страдал от сильных приступов эпилепсии, а началась она у него в Сибири, куда его отправили отбывать срок после замены смертной казни на каторгу. Правда, есть данные, что приступы «падучей» у него случались и до этого начиная с 18 лет , но обычно они были очень редкими, слабыми. Именно на каторге болезнь обрушилась на писателя в полную силу. Там же, в Сибири, у него начались проблемы с легкими, которые впоследствии переросли в эмфизему. И там же, на каторге в Омске, Достоевсаий приобрел привычку пить крепчайший сладкий чай, который заключенные называют чифиром, и эту традицию он продолжал в последующей жизни. Писатель заваривал такой чай на ночь, что бодрило и позволяло до утра продуктивно работать. Дворянство вернули Только через семь лет после отправки на каторгу, уже во время последующей военной службы Достоевский получил полную амнистию — от уже следующего российского монарха — только что взошедшего на престол Александра II. Вместе с амнистией ему было снова разрешено публиковаться, а также Достоевскому вернули полученный от отца дворянский титул. Достоевский был полностью помилован и ему вернули дворянский титул. Незадолго до этого Достоевский написал верноподданническое стихотворение в честь вдовы покойного Николая I, а также его высокопоставленные друзья ходатайствовали о его полной амнистии императору. Возможно, это помогло, но стоит отметить, что указом царя были помилованы и другие петрашевцы, а также декабристы. Победил игроманию Одно время писатель был заядлым игроманом.
Что запрещал писатель своей жене и кем работал его правнук. 10 любопытных фактов о Достоевском
Одним из счастливых моментов юности Достоевского в Петербурге в Инженерном училище являлось общение с поэтом-романтиком ским. В это время Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, сторонником утопического социализма, и начал посещать собрания его кружка. Дмитрий Андреевич Достоевский родился в 1945 году и до пенсии работал водителем трамвая №34 в Санкт-Петербурге.
Биография Достоевского
Началом творческой биографии Федора Достоевского стал роман «Бедные люди», работу над которым он закончил в мае 1845 года. Произведение начинающего писателя так понравилось модным литераторам того времени Николаю Некрасову и Виссариону Белинскому , что первый присвоил ему звание «нового Гоголя» и напечатал его произведение на страницах своего альманаха «Петербургский сборник». Белинский отметил, что автору удалось раскрыть такие подробности жизни на Руси и описать характеры людей, над которыми никто и никогда даже не задумывался. Он назвал работу Достоевского первым социальным романом, притом написанную так ярко и талантливо, что невозможно выразить словами. Потом Федор начал работу над повестью «Двойник», и по мере написания читал отрывки этого произведения на заседаниях литературного кружка Белинского.
Все слушали с нескрываемым интересом, но когда он наконец-то закончил работу, то сильно разочаровал публику. Ему сделали замечание, что его герой какой-то вялый и скучный, сюжет растянут до неимоверной длины, и отбивает всякую охоту читать. Достоевский начал переписывать повесть, избавился от ненужных описаний, второстепенных эпизодов, растянутых диалогов и размышлений героев — от всего, что мешало сосредоточиться на сюжете. В 1847-м Достоевского увлекли идеи социализма.
Он стал постоянным участником кружка Петрашевского, где активно шло обсуждение судебной реформы, свободы книгоиздательства, отмены крепостного права. На одном из заседаний кружка Достоевский познакомил публику с письмом Белинского к Николаю Гоголю, которое считалось запрещенным. За это в апреле 1849-го он был арестован и посажен в Петропавловскую крепость, в которой пробыл восемь месяцев. Решением суда он был признан главным преступником, потому что не донес на Белинского и распространял текст запрещенного письма, в котором автор подрывал устои церкви и правительства.
Он получил высшую меру наказания — расстрел, но буквально перед самой казнью вышел указ императора о смягчении приговора петрашевцам. Вместо расстрела Достоевский отправился в Омск на четыре года, отбывать каторгу, после которой служил рядовым в Семипалатинске. В 1856-м, после коронации Александра II , Федора амнистировали. Великое пятикнижие Годы пребывания писателя в Омске нашли отражение в его повести «Записки из Мертвого дома».
Автор одним из первых описал каторгу, существование заключенных, быт и нравы, царящие в этом мрачном месте. Современники писателя по-разному оценили его произведение. Для одних повесть стала откровением, другие ее просто не признали.
Негативное отношение писателя к революционерам читается в романе "Бесы". Именно за них Ленин не любил классика. Тургенев называл писателя безнравственным человеком. Он говорил о Достоевском как о "русском маркизе де Саде". Напомним, что сам маркиз был проповедником идеи абсолютной свободы, не ограниченной ни нравственностью, ни религией, ни правом.
Смерть отца Достоевского спровоцировала развитие эпилепсии. Отец писателя умер в 1839 году, что вызвало у юного Федора серьезные нервные припадки. Тогда и дебютировала его болезнь.
Что-то, видимо, было на самом деле, нет дыма без огня. Иван Сергеевич, судя по воспоминанию Минского, воспринял эту выходку Федора Михайловича исключительно как провокацию, направленную на оскорбление лично его, Тургенева. Отчасти это, вероятно, так и было, но при этом Тургенев как будто не замечает еще одного и не менее важного смысла неприличной выходки Достоевского. Комментируя эту историю, которая обсуждалась в русской печати, отец Сергий Булгаков в статье «Русская трагедия» 1914 г. Того же мнения впоследствии придерживался и Томас Манн. Нельзя забывать об особенности Достоевского как художника: он в себе и на себе «перетащил» всё, что переживали его герои. Скажем, все места Петербурга Раскольникова автор исходил вослед своему герою, переживая всё, что тот пережил. Или вот Старая Русса «Братьев Карамазовых»: домом отцеубийства автор сделал собственный дом. Он мог целыми часами говорить словами и мыслями своего героя, старого князя». Можно также вспомнить, как Достоевский писал письма брату слогом господина Голядкина. Очевидно, это было ему необходимо, такое вживание в своих героев, своеобразный эксперимент на себе и на своих слушателях. В воспоминаниях Е. Опочинина о беседах с Достоевским есть такая фраза: «Всего не буду записывать: пожалуй, уж слишком откровенно». Нечто подобное засвидетельствовал и Вс. Так что, видимо, Страхов, как и Висковатов, стал жертвой таких экспериментов Достоевского. Тайна творчества гения оказалась ему не по силам. Но, кажется, ее хорошо понял Толстой, который Страхову впоследствии писал по поводу Достоевского, что чем глубже копнешь в себя, тем общее для других, то есть писатель переживает в себе то, что есть и в других, и эту способность к греху в том числе. Интересно, что Тургенев как будто забыл, а мог бы вспомнить, что сравнительно недавно он писал Достоевскому: «Вы до того полно и тонко схватили то, что я хотел выразить Базаровым, что я только руки расставлял от изумления — и удовольствия. Точно Вы в душу мне вошли и почувствовали даже то, что я не счел нужным вымолвить».
Достоевский 1849. Фёдор Иванович Достоевский 1847. Федор Достоевский. Фёдор Достоевский фото. Федор Михайлович Достоевский семья. Федор Достоевский фото в молодости. Федор Михайлович Достоевский детские годы. Ф М Достоевский в юности. Федор Михайлович Достоевский в детстве. Павел Фокин музей Достоевского. Достоевский фото. Достоевский новый год. Федор Михайлович Достоевский. Фёдор Достоевский в 1840. Федор Михайлович Достоевский 1821-1881. Достоевский 1880 Панов. Достоевский Михаил Федорович. Ф Достоевский. Федор Достоевский портрет. Крамской Достоевский. Портрет Достоевского Крамского. Достоевский фотография н. Достоевский 19 век. Достоевский Федор Михайлович в юношестве. Федор Федорович Достоевский в детстве. Фото Достоевского Федора Михайловича. Достоевский редкие фотографии.
Десять портретов Достоевского
Квартира детства Достоевского располагалась во флигеле московской Мариинской больницы для бедных, где служил врачом отец писателя. идеи, которые Достоевский примет позже в жизни. В 1832 Достоевский и его старший брат Михаил начали заниматься с приходившими в дом учителями. Фото достоевский в юности. Читайте также. Краткая биография Достоевского Федора Михайловича, самое главное из жизни и творчества писателя, личная жизнь, фото и причина смерти.
Фёдор Достоевский
Достоевский Фёдор | Читайте самые интересные моменты из личной жизни и творчества автора Федора Достоевского. |
Что запрещал писатель своей жене и кем работал его правнук. 10 любопытных фактов о Достоевском | В этой статье вы найдете множество фотографий Федора Достоевского в его молодости. |
Десять портретов Достоевского | Дмитрий Андреевич Достоевский родился в 1945 году и до пенсии работал водителем трамвая №34 в Санкт-Петербурге. |
Глава 1. Детство и юность
Захватывающая биография Федора Достоевского: избежал смертной казни, стал игроком и увяз в больных отношениях. Жизнь Достоевского в ранние годы проходила в атмосфере религиозности и патриархата. Федор Достоевский в молодости / «ВКонтакте». Если в молодости Достоевский никак не мог определиться в своем жизненном пути, метался из стороны в сторону в поисках правды и истины, то после каторги он стал зрелой личностью, с устоявшимися жизненными взглядами и принципами. В юности Достоевский получил образование в элитном частном московском пансионе, а потом по настоянию отца поступил в Главное инженерное училище в Петербурге.
Жизнь и творчество писателя по датам
- Федор Достоевский • биография и творчество
- Факты и легенды о Федоре Достоевском
- Достоевский в молодости
- 6 июня 1839 года. Смерть отца
- Русский писатель, философ, публицист
- Легенда 1. Достоевский был страстным игроком
Федор Достоевский
Отец настоял на поступлении двух старших сыновей, Михаила и Федора, в Главное инженерное училище. Впоследствии Федор Достоевский, уже тогда грезивший литературой, назвал это решение большой ошибкой. Читайте также: Достоевский и искусство: любимые авторы, художники и музыканты писателя С юности страдал эпилепсией Любовь к писательству появилась у Достоевского еще в детстве. В 1834 году Федор и его старший брат Михаил были определены в элитный Пансион Чермака, располагавшийся на Новой Басманной улице.
Преподавательский состав учебного заведения старался поддерживать семейную атмосферу и развивать дарования учеников. Среди прочих братья Достоевские особенно выделяли учителя русского языка Николая Ивановича Билевича, переводчика и писателя, державшего своих подопечных в курсе литературных событий. Пребывание в пансионе не предвещало беды, но именно там у Федора Достоевского случился первый припадок падучей эпилепсии.
Дальнейшие события в жизни писателя только ухудшили его здоровье. Потеря матери, нелюбимая профессия инженера, участие в кружке петрашевцев и, как следствие, суд и страшный приговор заговорщикам. Серьезное нервное потрясение вызвала инсценировка расстрела петрашевцев: только на Семеновском плацу, куда заключенных вывели для совершения наказания, им объявили, что «смертная казнь расстрелянием» заменена ссылкой в Сибирь.
Именно на каторге у Достоевского была официально диагностирована эпилепсия. Стал основателем жанра психологической прозы После ссылки и военной службы, куда Достоевский был отправлен для завершения срока наказания, он со своей первой супругой Марией Исаевой вернулся в Петербург. Это произошло в декабре 1859 года, а уже в 1860-м вышел двухтомник его сочинений.
Эта «премьера» оказалась почти незамеченной: за время заключения автора успели подзабыть. Новую известность литератору принесли « Записки из Мертвого дома », созданные в Сибири. До сих пор никто из писателей не касался темы каторги и каторжан.
Однако второе произведение разочаровало пишущую публику. Достоевского раскритиковали как Белинский, так и другие сподвижники. Совсем скоро Федор Михайлович поссорился с Тургеневым и перестал контактировать с кружком Белинского. А затем поругался с руководителем «Современника» Николаем Некрасовым , который до тех пор был высокого мнения о его творческом дебюте. С того момента он начал сотрудничать с журналом Андрея Краевского, «Отечественные записки». Несмотря на неприятие его творчества некоторой частью просвещенной публики того времени, он не сходил с литературной дороги. Успешный дебют и быстро растущая популярность позволили Достоевскому завести немало полезных знакомств.
Как из числа литераторов, так и среди столичной творческой публики, интеллигенции вообще. В конце 1846 года Федор Михайлович познакомился с М. Видным мыслителем, идеологом масштабных государственных перемен. С этого момента писатель заинтересовался идеями социализма. Петрашевский А уже в 1847 Достоевский стал завсегдатаем устраиваемых Петрашевским «пятниц» — неформальных собраний, где просвещенные люди обсуждали пороки государственного устройства Российской Империи. На повестке были вопросы отмены жесткой цензуры, либерализация судопроизводства, а также освобождение крестьян от позорного полурабского положения. Постепенно Федор Михайлович менял свою точку зрения на все более радикальную.
Пока в 1848 не познакомился с Николаем Спешневым, который придерживался революционных идей. В тот же период писатель вступил в тайное общество, которое включало в себя несколько наиболее радикально настроенных петрашевцев и в конечном итоге планировало свержение царской власти. Арест и ссылка В 1849 году Ф. Достоевский был арестован. На допросах он давал минимум информации. О существовании тайного общества и других радикально настроенных членов, сторонников Спешнева следователи так и не узнали. Во многом это спасло как самого писателя, так и его сподвижников.
Хотя жизнь литератора все равно висела на волоске. Достоевский и Ч. Фото 1858 г. После ареста Достоевский попал в заключение. На протяжении целых 8 месяцев он находился в Петропавловской крепости, где ожидал своей участи. Решением суда писателя приговорили к высшей мере наказания. В вину ему вменяли то, что он знал о содержании письма Белинского Гоголю, и не донес на автора.
Более того, распространял запрещенную информацию, тем самым подрывал государственный строй и устои общества. До исполнения приговора, однако, так и не дошло. Распоряжением самого императора, петрашевцев отправили в ссылку. Было ли столь суровое решение суда реальным действием, попыткой обезопасить царский режим или же искусно разыгранным спектаклем, чтобы напугать противников власти — сказать сложно. Точки зрения на этот вопрос различаются. Федор Михайлович Достоевский Интересно, что уже после принятого решения, петрашевцам о проявленной имперской милости не сказали. В положенный день их вывели на плац, объявили о приговоре и приготовились расстрелять.
Об отмене сурового наказания сказали в последний момент. Инсценировка казни произвела на Достоевского серьезное впечатление. Некоторые приговоренные после разыгранного властями спектакля сошли с ума. Писателя отправили на каторгу в Омск на 4 года.
Роман «Бедные люди», связь которого со «Станционным смотрителем» Пушкина и «Шинелью» Гоголя подчеркнул сам Достоевский , имел исключительный успех. Опираясь на традиции физиологического очерка, Достоевский создает реалистическую картину жизни «забитых» обитателей «петербургских углов», галерею социальных типов от уличного нищего до «его превосходительства». Лето 1845 г.
Осенью 1845 г. Рассказ «Господин Прохарчин» 1846 и повесть «Хозяйка» 1847 , в которых эскизно намечены многие мотивы, идеи и характеры произведений Достоевского 1860—1870-х гг. Радикально изменил свое отношение к Достоевскому и Белинский, осудивший «фантастический» элемент, «вычурность», «манерность» этих произведений. В других произведениях молодого Достоевского — в повестях «Слабое сердце», «Белые ночи», цикле острых социально-психологических фельетонов «Петербургская летопись» и незаконченном романе «Неточка Незванова» — расширяется проблематика творчества писателя, усиливается психологизм с характерным акцентом на анализ сложнейших, неуловимых внутренних явлений. В конце 1846 г. Позднее возникает у него конфликт и с редакцией «Современника»: большую роль сыграли здесь мнительный, самолюбивый характер Достоевского. Насмешки над писателем недавних друзей особенно Тургенева, Некрасова , резкий тон критических отзывов Белинского о его произведениях остро переживались писателем.
Примерно в это время, согласно свидетельству доктора С. Яновского, у Достоевского появились первые симптомы эпилепсии. Тяготит писателя изнуряющий труд для «Отечественных записок». Бедность вынуждала его браться за любую литературную работу в частности, он редактировал статьи для «Справочного энциклопедического словаря» А. Арест и ссылка В 1846 года Достоевский сближается с семьей Майковых, регулярно посещает литературно-философский кружок братьев Бекетовых, в котором главенствовал В. Майков, а постоянными участниками были А. Майков и А.
Плещеев — друзья Достоевского. С марта—апреля 1847 г. Достоевский становится посетителем «пятниц» М. Участвует он и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам. Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849 г. Был признан следствием «одним из важнейших» среди петрашевцев, виновным в «умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка». Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: «… отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием».
Предыдущая Следующая 22 декабря 1849 г. Достоевский вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного приговора. По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. Анненковой, А. Муравьёвой и Н. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь.
С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости. В январе 1854 г. В ноябре 1855 г. Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых в том числе Э. Тотлебена — в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875. В 1857 г. Достоевский женился на овдовевшей М.
Исаевой, которая, по его словам, была «женщина души самой возвышенной и восторженной … Идеалистка была в полном смысле слова … и чиста, и наивна притом была совсем как ребенок». Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших Достоевского. В Сибири писатель начал работу над воспоминаниями о каторге «сибирская» тетрадь, содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи, послужила источником для «Записок из Мертвого дома» и многих других книг Достоевского. Создав две «провинциальные» комические повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», Достоевский вступил через посредство брата Михаила в переговоры с М. Катковым, Некрасовым, А. Однако современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием эти первые произведения «нового» Достоевского. Достоевский по прошению был уволен «по болезни» в отставку в чине подпоручика и получил разрешение жить в Твери с воспрещением въезда в Петербургскую и Московскую губернии.
С 1859 — в Твери, где возобновил прежние литературные знакомства и завязал новые. Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому жить в Петербурге, куда он приехал в декабре 1859 г. Расцвет творчества Достоевского Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над «чужими» рукописями с публикацией собственных статей, полемических заметок, примечаний, а главное художественных произведений. Роман «Униженные и оскорбленные»— произведение переходное, своеобразное возвращение на новой ступени развития к мотивам творчества 1840-х гг. В то же время роман заключал в себе черты сюжетов, стиля и героев произведений позднего Достоевского. Огромный успех имели «Записки из Мертвого дома». В Сибири, по признанию Достоевского, изменились «постепенно и после очень-очень долгого времени» его «убеждения».
Суть этих перемен, Достоевский в самой общей форме сформулировал как «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». В журналах «Время» и «Эпоха» братья Достоевские выступали как идеологи «почвенничества» — специфической модификации идей славянофильства. Скептически относясь к революционным путям преобразования России и Европы, Достоевский высказывал эти сомнения в художественных произведениях, статьях и объявлениях «Времени», в резкой полемике с публикациями «Современника». Суть возражений Достоевского — возможность после реформы сближения правительства и интеллигенции с народом, их мирного сотрудничества. Эту полемику Достоевский продолжает и в повести «Записки из подполья» «Эпоха», 1864 — философско-художественной прелюдии к «идеологическим» романам писателя. Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости.
Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться! В июне 1862 г. В августе 1863 г. В Париже он встретился с А. Сусловой, драматические взаимоотношения с которой 1861—1866 получили отражение в романе «Игрок», «Идиот» и других произведениях. В Баден-Бадене, увлеченный, по азартности своей натуры, игрой в рулетку, проигрывается «весь, совершенно дотла»; это многолетнее увлечение Достоевского — одно из качеств его страстной натуры. В октябре 1863 г.
До середины ноября жил с больной женой во Владимире, а в конце 1863— апреле 1864— в Москве, наезжая по делам в Петербург.
Родители Федора не были богатыми людьми, однако они неустанно трудились, чтобы обеспечить семью и дать детям хорошее образование. Впоследствии Достоевский не раз признавался, что безмерно благодарен отцу и матери за прекрасное воспитание и образование, которое стоило им тяжелого труда. Читать мальчика научила мать, она использовала для этого книгу «104 Священные Истории Ветхого и Нового Завета». Отчасти поэтому в знаменитой книге Достоевского «Братья Карамазовы» персонаж Зосима в одном из диалогов рассказывает, что в детстве научился читать именно по этой книге. Навыки чтения юный Федор осваивал и на библейской Книге Иова, что также нашло отражение в его последующих произведениях: писатель использовал свои размышления о данной книге при создании известного романа «Подросток».
Отец также вносил свою лепту в образование сына, обучая его латыни. Федор Достоевский в молодости В общей сложности в семье Достоевских родилось семь детей. Так, у Федора был старший брат Михаил, с которым он был особенно близок, и старшая сестра Варвара. Кроме того, у него были младшие братья Андрей и Николай, а также младшие сестры Вера и Александра. В юности Михаила и Федора обучал на дому Н. Драшусов, преподаватель Александровского и Екатерининского училищ.
С его помощью старшие сыновья Достоевских изучали французский язык, а сыновья преподавателя, А. Драшусов и В. Драшусов, обучали мальчиков математике и словесности соответственно. В период с 1834 по 1837 годы Федор и Михаил продолжили обучение в столичном пансионе Л. Чермака, который тогда был весьма престижным учебным заведением. В 1837 году случилось ужасное: Мария Федоровна Достоевская скончалась от чахотки.
Федору в момент смерти матери было всего 16 лет. Отец хотел, чтобы мальчики впоследствии поступили в Главное инженерное училище. Интересно, что оба старших сына Достоевского на тот момент увлекались литературой и хотели посвятить ей свою жизнь, но отец не воспринимал их увлечение всерьез. Перечить воле отца мальчики не смели. Федор Михайлович успешно прошел обучение в пансионе, поступил в училище и окончил его, однако все свободное время он посвящал чтению. Шекспир, Гофман, Байрон, Гёте, Шиллер, Расин, Гомер, Лермонтов, Гоголь, Пушкин — произведения всех этих прославленных авторов он глотал взахлеб, вместо того, чтобы увлеченно постигать азы инженерной науки.
В 1838 году Достоевский вместе с приятелями даже организовали в Главном инженерном училище собственный литературный кружок, в который, помимо Федора Михайловича, вошли Григорович, Бекетов, Витковский, Бережецкий. Уже тогда писатель начал создавать свои первые произведения, но все же не решался окончательно встать на путь литератора. Завершив обучение в 1843 году, он даже получил должность инженера-подпоручика в Петербургской инженерной команде, однако продержался на службе недолго. В 1844 году он решил заниматься исключительно литературой и подал в отставку. Личная жизнь Первой супругой Достоевского стала Мария Исаева, с которой он познакомился вскоре после возвращения из каторги.
Фёдор Достоевский
Отмечая, что в молодости у Достоевского «не было серьёзной горячей любви к какой-нибудь женщине» по причине того, что «он слишком рано начал жить жизнью умственной», и творчество, а затем и политика отодвинули личную жизнь на второй план. Подробная информация по теме: "Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского" в материале Достоевский. Молодые годы — Клуб экскурсий Петра Гордеева / Петербург — 46 фотографий. Завершив обучение в 1843 г., Достоевский получил должность инженера-подпоручика в Петербургской инженерной команде, однако продержался на службе недолго.