Куртуазность – это искусство общения, которое проявляется в умении уважительно и вежливо вести себя с окружающими людьми. Родственные слова: куртуазно, куртуазность. Куртуазная лирика трубадуров, труверов, миннезингеров обогатила поэзию новыми темами, жанровыми формами, стихотворными размерами, рифмой. Подонок может быть аристократически утончённым, изысканно любезным, то есть будет казаться на все сто куртуазным, и лишь опытный взгляд увидит в его поведении фальшь за показным рыцарством и напускной куртуазностью. Само слово «куртуазность» сегодня воспринимается не совсем верно, под ним часто понимают несколько более вольные нравы, чем могли позволить себе знатные господа и дамы в XI-XII веках.
Куртуазность как основа рыцарской культуры. Куртуазность - это что такое
Куртуазность, куртуазное поведение, куртуазная любовь, куртуазность в средневековой культуре, определение куртуазности. Куртуазность проявляется во многих ситуациях нашей жизни – в общении с коллегами на работе, с друзьями, семьей, незнакомыми людьми. Узнайте, что такое куртуазность и как она проявляется.
Куртуазность: основные понятия и значения
- Что такое КУРТУАЗНОСТЬ? Значение слова
- Что такое куртуазность и как ее проявлять в жизни?
- Куртуазная любовь: средневековая литература Лангедока и Прованса
- Куртуазия: элегантность и изящество в мире культуры
- Что такое на самом деле «куртуазная любовь» - опасная и полезная игра
- Куртуазность: что это такое и как ее проявить
что такое куртуазность определение
Чувство — конечно, любовь, но любовь особого рода, ее признаки — смирение, вежество, измена и собственно культ Любви. Влюбленный всегда жалок. Покорно удовлетворять малейшие прихоти дамы, хотя бы и самые фантастические, молчаливо сносить ее упреки, хотя бы несправедливые, — единственное, на что он может отважиться [Льюис 2015: 22]. Это — литература.
Но как она соотносилась с практическими реалиями жизни? Христианство, пришедшее на смену более свободным античным воззрениям, хоть и не полностью отринув их, любовному чувству не помогало, напротив, оно «в очень общем смысле, настойчиво говоря о страдании и святости человеческого тела, стремилось смягчать или осуждать как постыдные наиболее откровенные случаи грубого и фривольного отношения античного мира ко всем областям человеческой жизни, а потому и к области пола» [Льюис 2015: 28]. Несмотря на богословские споры вокруг секса в браке и получаемого от него удовольствия, церковь все же однозначно запрещала любую раскрепощенность, а уж об измене и говорить нечего — это табу.
Другое табу — почитание женщины наравне с Девой Марией. Распространено мнение о том, что куртуазная традиция заимствовала такой тип поклонения у христианства, однако для этого в таком поклонении недостаточно эротизма. Так или иначе, Прекрасная дама не может быть всерьез приравнена к Деве Марии; религия и сладострастие — два полюса, которые сойдутся через несколько веков под пером Данте.
И однако вдруг на этом строгом аскетическом фоне в Провансе появляется ни на что не похожая, воспевающая доселе невиданное чувство к доселе не стоявшей так высоко женщине куртуазная поэзия. Все так, но с оговоркой: «Наука любви» насквозь иронична. Такое отношение к женщине в пору куртуазности было невозможным.
Он — их раб, они — суровы и беспощадны» [Льюис 2015: 26]. И Средневековье приняло эти правила более чем серьезно. Однако почему Льюис полагает, что теория несостоятельна?
Веселовскому, хоть он и признает исключительность куртуазности и не ставит себе целью найти ее истоки, удается предположить ее происхождение. Этому способствовали серьезные и труднопреодолимые обстоятельства, составлявшие средневековый контекст, в котором сошлись столь разнонаправленные реалии: Хотите продолжить чтение?
Осторожный, осмотрительный и благоразумный человек без куртуазности в контексте учтивости мог выглядеть в глазах окружающих трусливым, робким и застенчивым. Даже испытывая уважение и симпатию к другому человеку, но, не проявляя куртуазности, можно в общении поставить его в неловкое положение и получить от общества ярлык пакостника и провокатора. Когда общество стремительно деградирует, людям не до куртуазности, то есть учтивости, утончённости и изысканной вежливости. В век разнузданности, распущенности и деградации куртуазные манеры превращают человека в чудака. Куртуазный стиль с его изысканной вежливостью и любезностью кажется нынешнему поколению атавизмом и отстоем. Кто сегодня ведёт себя куртуазно, выглядит, чуть ли не сумасшедшим.
В наш меркантильный, чудовищно прагматичный век ко всякому проявлению куртуазности относятся, по меньшей мере, настороженно. В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. Сегодня такую любовь за её смирение и культ Любви назвали бы мазохизмом. Клайв Стейплз Льюис в «Куртуазной любви» пишет: «Влюблённый всегда жалок. Покорно удовлетворять малейшие прихоти дамы, хотя бы самые фантастические, молчаливо сносить её упреки, хотя бы несправедливые, — единственное, на что он может отважиться. Такое любовное служение берёт пример с вассала, почтительно служащего своему господину. Влюбленный — это «человек» дамы. Он обращается к ней midons, что этимологически восходит к обращению «мой господин», а не «моя госпожа».
Все эти отношения верно описаны как «феодализация любви». Такой любовный ритуал ощущается неотъемлемой частью куртуазной любви, возможной только для того, кто учтив. Куртуазная любовь не легкомысленна; «она представлена как трагическое, безнадёжное чувство, или почти безнадёжное, ибо от полного отчаяния влюблённого спасает вера в божество Любви, которое никогда не предает своих служителей и способно покорить самых неприступных красавиц». В духе куртуазной любви Овидий давал такой совет начинающему любовнику: Коли прикажет тебе госпожа явиться на площадь — Раньше срока предстань, самым последним уйди. Если велит бежать по делам — беги, не замедли, Чтоб никакая толпа не задержала тебя. Ночью ли, с пира домой собираясь, раба себе кликнет — Будь ей вместо раба, первым являйся на зов. Шлет ли, уехав, письмо «Приезжай! И да не будут помехой тебе ни снега на дорогах, Ни в нестерпимые дни дышащий жаждою Пес.
Воинской службе подобна любовь.
Важность куртуазности в профессиональной сфере Куртуазность — это проявление вежливости, уважения, такта, также умение устанавливать дистанцию в профессиональных отношениях. Куртуазные люди легко находят общий язык с окружающими, считаются приятными и доброжелательными коллегами. Они не только облегчают процесс коммуникации, но и усиливают эффективность работы в команде и снижают напряжение в коллективе. Куртуазность также имеет большое значение во взаимодействии с клиентами и партнерами. Вежливое обращение и уважительное отношение к клиентам создает положительную атмосферу и способствует установлению долгосрочных деловых связей. Куртуазность проявляется не только в словах, но и в манере общения, внимании к потребностям и ожиданиям клиента. Высокий уровень куртуазности также важен при представлении компании или организации на профессиональных мероприятиях, конференциях или переговорах.
Соблюдение этикетные правила и умение вести себя в соответствии с требованиями мероприятия способствует созданию положительного впечатления о компании и ее представителях. В профессиональной сфере куртуазность является неотъемлемой частью деловой культуры. Она способствует установлению доверительных и продуктивных взаимоотношений, а также повышает имидж участников профессионального сообщества. Куртуазность способствует взаимопониманию и сотрудничеству между сотрудниками, что способствует эффективности работы в команде. Куртуазность создает благоприятную атмосферу взаимодействия с клиентами, что в свою очередь способствует развитию бизнеса и увеличению клиентской базы. Куртуазность при представлении компании на мероприятиях помогает укрепить ее репутацию и создать положительное впечатление о компании. Таким образом, куртуазность имеет большое значение в профессиональной сфере. Вместе с профессионализмом она определяет успех взаимодействия, командной работы и развития бизнеса.
Куртуазность и ее связь с этикетом Куртуазность и этикет тесно связаны друг с другом. Этикет — это набор правил и норм поведения, которые облегчают взаимодействие людей и поддерживают гармоничные отношения. Куртуазность включает в себя соблюдение этикетных норм и принципов. Одним из важных аспектов куртуазности является уважение к приватной жизни и границам других людей. Куртуазные люди умеют общаться, не нарушая приватность других и не вторгаясь в их личное пространство. Они также умеют поддерживать разговор, не обсуждая конфиденциальные темы или критикуя других. Куртуазность также включает в себя умение проявить эмпатию и внимание к другим.
Однако многие историки согласны с тем, что, помимо средневековой литературы, «облагораживанию» грубых нравов в немалой степени способствовали женщины той эпохи, например, такие выдающиеся личности как Алиенора Аквитанская.
В XII веке любовь к женщине выходит на первое место в литературе, оттесняя воспевание рыцарской отваги. Куртуазность в средневековом обществе От рыцаря требовалось умение ухаживать за дамой, и не важно, если дама была замужем, а сам рыцарь вассалом ее супруга. Мало по малу в средневековом обществе под влиянием трубадуров и самих дам вырабатываются правила куртуазного поведения, в которых изящные манеры играют первостепенную роль. А как же любовь? Куртуазная любовь, воспеваемая трубадурами южной Франции , не имела ничего общего с супружеской верностью, за что порицалась как Церковью, так и обществом мирян. Куртуазный кодекс поведения рассматривал любовь к замужней даме как повод для морального совершенствования влюбленного.
Значение слова "куртуазность"
История возникновения куртуазности Куртуазность — это понятие, которое очень часто ассоциируется с аристократическим образом жизни. Куртуазность — это культурное и этическое понятие, которое определяет правила и нормы приличия, вежливости и этикета. Куртуазность — статья из Интернет-энциклопедии для Куртуазность — это культурное и этическое понятие, которое определяет правила и нормы приличия, вежливости и этикета. Подонок может быть аристократически утончённым, изысканно любезным, то есть будет казаться на все сто куртуазным, и лишь опытный взгляд увидит в его поведении фальшь за показным рыцарством и напускной куртуазностью.
Что такое куртуазность
В основе кодекса рыцарского благородства лежит куртуазность. Это значит, что настоящий рыцарь должен быть не только храбрым, но и вежливым, учтивым, воспитанным, грамотным. Должен уметь слагать стихи в честь дамы и проявлять галантность. Тонко чувствовать и трепетать при виде своей возлюбленной. С тех самых пор я ваш навеки стал, И ваша воля — для меня закон. Чтоб вам почет повсюду воздавали, Лишь вы одна — похвал моих предмет. Гильом де Кабестань Такой кодекс рыцарского благородства ознаменовал зарождение новой формы отношений между женщиной и мужчиной. Ее называют "куртуазная любовь". Современники ее называли "fine amour", т. Как правило, это любовь неженатого мужчины юноши к замужней женщине или женщине высшего сословия, возможно, жене сеньора.
Пылкий юноша томится в любви и делает вид, что во всем подчиняется избраннице, отдавая свою свободу ей ради достижения своей цели. Однако, дама принадлежит уже своему мужу и, если она будет замечена в нарушении правил поведения, то ее вместе с сообщником могут подвергнуть суровому наказанию. Причем зачастую настоящих чувств ни у рыцаря, ни у дамы и в помине не было, и отношения напоминали опасную игру, в которой главное не результат достижение благосклонности Дамы , а переживание и ожидание. То есть игра ради игры. Рыцарь совершает свои подвиги во имя дамы сердца, чтобы прославить ее имя через свое и добиться ее расположения.
Ревнивый муж жену воспринимает как объект, как личное имущество, приобретенное путем брачного союза, а потому он заслуживает того, чтобы быть обманутым. Понятие куртуазности тесно связано с идеалами средневекового рыцарства. Идеалы благородства и верности, самоотверженности и бескорыстия, обходительности с женщинами оказали огромное влияние на людей той эпохи и не утратили своего значения и в наши дни. Куртуазность, по мнению некоторых авторов, как бы стала новой своеобразной религией средневекового Запада, со своими ритуалами, системой ценностей, со своим божеством - Прекрасной Дамой. Это некий свод правил поведения рыцарей. Куртуазная личность - это "человек чести". Рыцарь, обладающий всеми мыслимыми добродетелями, такими, как: великодушие, вежливость, отвага, привлекательность и красноречие, утонченность и изысканность, проницательность и скромность. Идеи куртуазной любви нашли свое отражение в литературе в виде стихов и баллад трубадуров и рыцарских романов. И, несмотря на то, что со временем куртуазность стала объектом насмешек и пародий, она продолжает занимать молодые умы и в наше время. Ибо соблюдение этикета, галантное и учтивое отношение к женщинам— это признак если и не рыцарской личности в современном мире, то, по крайней мере, показатель культурного развития и воспитания.
То есть игра ради игры. Рыцарь совершает свои подвиги во имя дамы сердца, чтобы прославить ее имя через свое и добиться ее расположения. Обязательным условием такой любви является непреодолимая преграда. Именно поэтому в качестве своей избранницы рыцари выбирали замужних дам или дам, стоящих выше на сословной лестнице. Стремление к Даме бесконечно: целью куртуазной любви является не обладание объектом поклонения, а трудное, но радостное духовное совершенствование мужчины. Это были роскошные зрелища, на которые собирались толпы народа, в том числе и знатные дамы. Как правило, это были поединки конных рыцарей в доспехах, суть которых заключалась в том, чтобы выбить противника из седла затупленным копьем. Победа в таком турнире сулила рыцарю расположение его дамы. Подаренная улыбка, ленточка по окончании турнира было безмерным счастьем для влюбленного. И, наряду с церковно-христианскими строгими произведениями и патриотическим эпосом о древних героях, стали появляться романы о рыцарской любви с обязательным культом дамы например, "Тристан и Изольда" Готфрида Страсбургского. Героические патриотические произведения, где герой отстаивал честь рода, господина или страны уступили место романтическим. В центре куртуазного романа стоит героическая личность — мудрый, утонченный и галантный рыцарь, совершающий в далеких полусказочных странах небывалые подвиги во славу своей дамы. Рыцарская литература не отражала действительность, а воплощала лишь идеальные представления о рыцаре. Рыцарь сражался с драконами, колдунами, великанами и феями и другими мифическими существами. Создателями же куртуазной поэзии считаются трубадуры поэты и певцы , в Германии - миннезингеры. Первым трубадуром считается Гильем Аквитанский. Стихи трубадуров посвящались рыцарским доблестям, но главная тема - куртуазная любовь, от которой герой страдает, но не откладывает попыток добиться своей избранницы. Многие стихи трубадуры перекладывали на музыку баллады и зачастую исполняли сами. Наиболее известными произведения куртуазной литературы были "Артурианский цикл", "Роман о Розе" Гильома де Лориса и другие. В Италии в 13-14 вв. Таким образом, центральное место в творчестве трубадуров занимала та "утонченная любовь" с куртуазными ценностями: героическая личность, куртуазное поведение и радость от куртуазного служения. Заключение Таким образом, понятие куртуазности тесно связано с идеалами средневекового рыцарства. Идеалы благородства и верности, самоотверженности и бескорыстия, обходительности с женщинами оказали огромное влияние на людей той эпохи и не утратили своего значения и в наши дни. Куртуазная личность - это "человек чести". Рыцарь, обладающий всеми мыслимыми добродетелями, такими, как: великодушие, вежливость, отвага, привлекательность и красноречие, утонченность и изысканность, проницательность и скромность. Идеи куртуазной любви нашли свое отражение в литературе в виде стихов и баллад трубадуров и рыцарских романов. И, несмотря на то, что со временем куртуазность стала объектом насмешек и пародий, она продолжает занимать молодые умы и в наше время. Ибо соблюдение этикета, галантное и учтивое отношение к женщинам, пожилым людям - это признак если и не рыцарской личности в современном мире, то, по крайней мере, показатель культурного развития и воспитания. Куртуазность - это своеобразный свод правил поведения, изобретенный еще во времена Средневековья. Его должен был изучить каждый придворный, мечтавший добиться успеха, иметь хорошую репутацию. Изначально данная система регулировала в основном взаимоотношения представителей противоположных полов, но постепенно понятие расширилось. Итак, что же скрывает загадочное слово «куртуазность», что подразумевалось под ним тогда и сейчас? Куртуазность - это кодекс хорошего тона Классическое Средневековье - период, когда рабовладельческий строй окончательно сменила феодальная система. Также главенствующую роль стала играть Церковь, активно вмешивающаяся в мирские дела. Именно тогда завершилось формирование произошло это приблизительно к началу 13 столетия. Куртуазность - это кодекс хорошего тона, следовать которому были в те времена обязаны все рыцари и прекрасные дамы. Постепенно своеобразный свод «законов» дополнялся и расширялся, обзаводился все новыми и новыми правилами, многие из которых считаются актуальными и в наши дни. Понятие Куртуазность - это понятие, произошедшее от французского слова «courtois», которое переводится как «рыцарский», «учтивый». Изначально эта система представляла собой своеобразную концепцию любви. Она устанавливала правила, согласно которым развивались отношения между рыцарем и его дамой сердца. Считалось, что влюбленный мужчина должен вести себя со своей избранницей примерно так, как вассал ведет себя с господином. Конечно же, куртуазность - это не только любовная концепция. Постепенно эта система стала регулировать также и взаимоотношения мужчин друг с другом. Затем она и вовсе превратилась в свод правил хорошего тона.
Нередко женщина и мужчина не были даже увлечены друг другом, а всего лишь играли в опасную игру. Конечно же, от рыцарей ожидались и красивые подвиги, посвященные избраннице, которые позволяли ему завоевать ее расположение. Считалось, что необходима преграда, которая мешает влюбленным соединиться, поэтому юноши предпочитали играть в эту игру с замужними женщинами. Интересно, что вовсе не близость была главной целью куртуазной любви, игроки наслаждались самим процессом завоевания. Куртуазная литература Что такое «куртуазный роман»? Это произведение, главным героем которого непременно становился галантный и утонченный рыцарь. Герой совершает славные подвиги в честь своей дамы сердца, путешествует в полусказочных странах. Конечно же, подобная литература не имела ничего общего с действительностью, она позволяла ознакомиться лишь с идеальными представлениями об образе рыцаря, всегда готового победить ведьм, великанов, драконов. К примеру, можно вспомнить о романе «Тристан и Изольда», который полностью соответствует духу того времени. Нельзя не упомянуть и куртуазную поэзию, которая была создана трубадурами. Любимой темой странствующих певцов, конечно же, оставалась куртуазная любовь. Персонажи всегда готовы были на любые жертвы для того, чтобы завоевать свою даму, привлечь к себе ее внимание. Невозможно забыть и о сонетах, которые Франческо Петрарка посвятил прекрасной Лауре, в которую был влюблен на протяжении всей жизни. Наши дни Куртуазность поведения в наши дни нередко вызывает насмешку, становится объектом пародий. Однако и жители современного мира согласны с тем, что необходимо проявлять учтивость и галантность по отношению к пожилым людям, женщинам, помнить о соблюдении правил этикета.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях
- Обратите внимание:
- что такое куртуазность определение
- Истори про историю. Куртуазность. | Blackwood history | Дзен
- Об Университете
- Куртуазность — это искусственно созданное вежливое и уважительное отношение между людьми
Что такое куртуазность.
Куртуазная любовь , но и в отношениях с мужчинами.
Впервые понятие «куртуазная любовь» встречается в конце XI века в поэзии трубадуров при дворе владетельных синьоров Аквитании и Прованса. Однако к началу раннего Нового времени, к моменту появления «профессиональных» придворных понятие куртуазность стало включать в себя « вежливость », « учтивость » и правила их выражения по отношению как к женщинам, так и мужчинам.
В идеальном образе рыцаря, создаваемом куртуазной литературой, моральные добродетели мужество, справедливость, готовность защищать мечом христианскую веру, вступаться за беззащитных и т. Любовные отношения нередко описывались в куртуазной литературе в тех же терминах, что и феодальное служение вассала сюзерену. Кодификация понятия «куртуазность» произошла во 2-й половине 12 в.
Лирические жанры куртуазной литературы — альбы , канцоны , сирвенты , пастурели и др.
От юноши требовалось изображать любовное томление, выполнять все прихоти дамы, вручить ей свою свободу. Нередко женщина и мужчина не были даже увлечены друг другом, а всего лишь играли в опасную игру.
Конечно же, от рыцарей ожидались и красивые подвиги, посвященные избраннице, которые позволяли ему завоевать ее расположение. Считалось, что необходима преграда, которая мешает влюбленным соединиться, поэтому юноши предпочитали играть в эту игру с замужними женщинами. Интересно, что вовсе не близость была главной целью куртуазной любви, игроки наслаждались самим процессом завоевания.
Куртуазная литература Что такое «куртуазный роман»? Это произведение, главным героем которого непременно становился галантный и утонченный рыцарь. Герой совершает славные подвиги в честь своей дамы сердца, путешествует в полусказочных странах.
Конечно же, подобная литература не имела ничего общего с действительностью, она позволяла ознакомиться лишь с идеальными представлениями об образе рыцаря, всегда готового победить ведьм, великанов, драконов. К примеру, можно вспомнить о романе «Тристан и Изольда», который полностью соответствует духу того времени. Нельзя не упомянуть и куртуазную поэзию, которая была создана трубадурами.
Любимой темой странствующих певцов, конечно же, оставалась куртуазная любовь. Персонажи всегда готовы были на любые жертвы для того, чтобы завоевать свою даму, привлечь к себе ее внимание. Невозможно забыть и о сонетах, которые Франческо Петрарка посвятил прекрасной Лауре, в которую был влюблен на протяжении всей жизни.
Наши дни Куртуазность поведения в наши дни нередко вызывает насмешку, становится объектом пародий. Однако и жители современного мира согласны с тем, что необходимо проявлять учтивость и галантность по отношению к пожилым людям, женщинам, помнить о соблюдении правил этикета. Все это до сих пор считается показателем культурного развития , пусть в наши дни уже и не существует культа Прекрасной Дамы и Какие существуют синонимы Итак, какие же слова способны без ущерба для смысла заменить собой термин «куртуазность»?
Синоним, который идеально подходит в данном случае , - учтивость. Неудивительно, ведь именно от этого слова произошло название кодекса, зародившегося во времена Средневековья. Конечно же, учтивость - далеко не единственный синоним, который можно смело использовать вместо этого понятия.
К примеру, похожее значение имеют следующие слова : обходительность, манерность, любезность, деликатность, вежливость. В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. Эта средневековая концепция любви , согласно которой отношения между влюблённым и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином , оказала значительное влияние на всю европейскую культуру вплоть до настоящего времени.
Впервые понятие «куртуазная любовь» встречается в конце XI века в поэзии трубадуров при дворе владетельных синьоров Аквитании и Прованса. Однако к началу раннего Нового времени, к моменту появления «профессиональных» придворных понятие куртуазность стало включать в себя «вежливость », «учтивость » и правила их выражения по отношению как к женщинам, так и мужчинам. Сюда входили правила приветствия, обращения к даме или кавалеру, ведения разговора, приглашения на танец, поведения в танце, прощания.
Владение собой, своими поступками, словами - один из признаков куртуазности. Современная практика употребления слова «куртуазность» носит скорее иронический характер, и подразумевает фанатичное, часто - за гранью здравого смысла, следование правилам и манерам « высокого стиля » поведения. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII в.
Человек в истории. Отрывок, характеризующий Куртуазность — Боком, закройтесь пистолетом, — проговорил Несвицкий. Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него.
Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова. Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова : — Глупо… глупо!
Смерть… ложь… — твердил он морщась. Несвицкий остановил его и повез домой. Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова.
Долохов, молча, с закрытыми глазами , лежал в санях и ни слова не отвечал на вопросы, которые ему делали; но, въехав в Москву, он вдруг очнулся и, с трудом приподняв голову, взял за руку сидевшего подле себя Ростова. Ростова поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно нежное выражение лица Долохова. Друг мой, — сказал Долохов прерывающимся голосом, — где мы?
Мы в Москве, я знаю. Я ничего, но я убил ее, убил… Она не перенесет этого. Она не перенесет… — Кто?
Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать, — и Долохов заплакал, сжимая руку Ростова. Когда он несколько успокоился, он объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее.
Ростов поехал вперед исполнять поручение, и к великому удивлению своему узнал, что Долохов, этот буян, бретёр Долохов жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой, и был самый нежный сын и брат. Пьер в последнее время редко виделся с женою с глазу на глаз. И в Петербурге, и в Москве дом их постоянно бывал полон гостями.
В следующую ночь после дуэли, он, как и часто делал, не пошел в спальню, а остался в своем огромном, отцовском кабинете, в том самом, в котором умер граф Безухий. Как-то возникла у меня необходимость эти самые правила найти - хоть тушкой, хоть чучелком. В общем, позарез.
И не нашла.
Истори про историю. Куртуазность.
Куртуазные сочинения, по его мнению, пропитаны женоненавистничеством. На самом деле куртуазная любовь обучала тому, как стать преданным вассалом. Сеньор, глава домочадцев, соглашался поместить свою супругу в центр состязательной борьбы молодых мужчин, в обманчивое игровое положение превосходства и власти. Дама лишала своей милости одного и предлагала ее другому. Приученное куртуазной любовью к дисциплине, мужское влечение, таким образом, было использовано в политических целях. К тому же, продолжает автор, не являлась ли женщина в данном случае всего лишь иллюзией, «ширмой»?
В том военном обществе, каким было рыцарство, не являлась ли куртуазная любовь в действительности любовью мужчин? Такая интерпретация подкреплена в более свежем исследовании Ж. Согласно ему, утонченная любовь, которую называли «куртуазной», выводит на сцену женщину, «осажденную» юношей, который притворяется побежденным и униженным, чтобы завоевать ее. В большинстве случаев эта женщина оказывается супругой его сеньора. Сеньор, в свою очередь, решает использовать ее в качестве «приманки».
Дама подвергает юношу испытанию, требуя от него показать, на что он способен. В силу взаимности ибо в обществе того времени любой дар требовал ответного дара и преданного служения она, наконец, решает отдаться своему возлюбленному, но не сразу, а «поэтапно». Итак, куртуазная любовь не имеет ничего общего с любовью платонической — это игра, лидерами которой становятся мужчины. Ее новшествами можно считать ожидание, мастерство «игрока» и «одомашнивание» удовольствия. Удовольствие мужчины[712] теперь заключается не в его утолении, а в его ожидании, и достигает кульминационной точки в самом влечении[713].
Эти поэмы и романы, справедливо замечает Ж. Дюби, предназначены для людей, находящихся при дворе, особенно при дворе Плантагенета, в образованной среде, знающей и почитающей Овидия. Речь идет о литературе, уводящей от действительности, поэтому историк не должен обманываться, считая, что эти документы напрямую освещают о реалии жизни той эпохи. В этом, на мой взгляд, слабая сторона аргументации автора. Действительно, если литература хоть сколько-нибудь отражала действительность, зачем сеньоры принимали такой образец поведения?
Ведь он представлял для них большой риск, поскольку дамы, становившиеся объектом любви и попадавшие по воле своих супругов в столь опасную ситуацию, были их женами. В противном случае, если эта идеологическая модель не имела никаких связей с действительностью, какую пользу она приносила сеньорам и только им? Эти поэмы, говорит Ж. Дюби, воспевают не женщину, а образ, сотворенный мужчинами. Но насколько соответствует характеру мужчины того времени образ, в угоду которому он должен оказаться на положении слуги, покорного воле дамы, чьим желанием будет либо даровать ему милость, либо ответить отказом?
Нет ли в этой новой концепции любви следов женского или феминизирующего влияния, как полагает автор? Кроме того, признает Ж. Дюби, эти произведения пользовались огромным успехом, а следовательно, сумели хоть в чем-то изменить нравы аудитории. Следует спросить себя и это важно прежде всего для историка , почему эта куртуазная модель была превознесена, почему она вышла на первый план и получила признание. Куртуазное поведение являлось в первую очередь отличительным критерием в рядах мужского общества: речь шла о том, чтобы изменить свое поведение не в отношении женщины в целом, а в отношении определенных дам — придворных, аристократических.
Более того, куртуазная любовь, как полагает Э. Келер, могла быть изобретением клириков, испытывавших еще большее чувство неудовлетворенности, нежели «юноши» или трубадуры родом из мелкой знати. Проблема у этих двух социальных групп одна и та же: и те и другие лишены возможности жениться в силу церковных и социальных законов… но любовь — это иное дело! Этим запретным плодом духовенство отнюдь не брезгует! Запрет ничего не даст: лучше обойти его под видом куртуазности.
К тому же, добавляет автор, рыцарское воспитание в мужской среде способствовало расцвету гомосексуальных наклонностей и культивировало образ недоступной, таинственной, обольстительной, запретной и беспокоящей воображение женщины, над которой рыцари всеми силами старались восторжествовать, прибегнув к бахвальству[714]. Идеализировать свое влечение, сублимировать его в невыразимое наслаждение, «joy», было более изящным, более искусным способом преодолеть чувство тревоги и беспокойства, вызванное дестабилизирующим открытием своего «сексуального тупика», и постичь «непостижимую тайну наслаждения женщиной». Тонкие замечания Ж. Дюби возвращают нас в область реалий, в область социального брака, не принимавшего любовь в расчет, что, вероятно, способствовало отводу любовной энергии в «иное русло». Тем более что в XII в.
Вот где, на мой взгляд, таится уязвимое место гипотезы: ибо, несмотря на усилия автора уменьшить этот аспект, куртуазная любовь очень часто все же оказывается прелюбодейной, и этот факт явно противоречит интерпретации. Двор, орган социального регулирования и контроля, на котором крупные сеньоры собирали неженатых мужчин, дабы «умерить их непоседливость», равным образом оказывался «привилегированным местом охоты на знатных женщин». Легко можно было бы предположить, что куртуазная литература, если она находилась под контролем сеньоров и была ими инициирована, создавала или использовала этот «педагогический образец любовного поведения», применяя его к «женщинам на выданье», к девушкам из знатных семейств этого двора. Своими кодексами и правилами такая педагогика в рамках военной аристократии устанавливала границы ущерба, причиняемого неудержимым сексуальным распутством. Однако в таком случае не совсем понятно, почему этот куртуазный обычай применялся главным образом к дамам, к супругам сеньоров, и почему последние с легким сердцем принимали эту игру, ставя своих жен «в игровое положение добычи, которую надо завоевать».
Дама, добавляет Ж. Дюби, руководила «состязаниями», сталкивавшими между собой всех придворных холостых мужчин и не имевших надежды завоевать любовь хозяина. Но тогда непонятно, почему это состязание, предназначенное для того, чтобы добиться от сеньора жены и владений — путем брака с девушкой его двора, обязательно должно было включать эмоциональное, чувственное или даже сексуальное покорение его супруги.
В своей работе я постараюсь дать определение куртуазности и выявить основные черты куртуазной любви. Рассмотрим понятие "куртуазность" более подробно. Понятие куртуазности Куртуазность от courtois — учтивый, рыцарский - это средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюбленным и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином.
Впоследствии куртуазностью стали руководствоваться не только во взаимоотношениях с женщинами из благородного общества, но и в отношениях с мужчинами. В более общем смысле, куртуазность — это правила хорошего тона, хорошие манеры. Можно сказать, что куртуазность — это некое подобие, а точнее зачатки современной этики и морали. Куртуазность как основа рыцарской культуры Благодаря крестовым походам, в VIII веке начинает возникать новое сословие - рыцарство. К XII веку рыцарская культура переживает свой расцвет. В этот период выработанные веками собственные традиции и этические нормы, особое мировоззрение формулируются в особом кодексе рыцаря.
Если в раннем средневековье рыцарские ценности имели в основном военно-героический характер, то к XII столетию им на смену приходят рыцарские идеалы, не связанные с честью господина или страны, а связанные с образом Прекрасной Дамы возлюбленной рыцаря. В основе кодекса рыцарского благородства лежит куртуазность. Это значит, что настоящий рыцарь должен быть не только храбрым, но и вежливым, учтивым, воспитанным, грамотным. Должен уметь слагать стихи в честь дамы и проявлять галантность. Тонко чувствовать и трепетать при виде своей возлюбленной. С тех самых пор я ваш навеки стал, И ваша воля — для меня закон.
Эта средневековая концепция любви , согласно которой отношения между влюблённым и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином , оказала значительное влияние на всю европейскую культуру вплоть до настоящего времени. Впервые понятие «куртуазная любовь» встречается в конце XI века в поэзии трубадуров при дворе владетельных синьоров Аквитании и Прованса. Однако к началу раннего Нового времени, к моменту появления «профессиональных» придворных понятие куртуазность стало включать в себя « вежливость », « учтивость » и правила их выражения по отношению как к женщинам, так и мужчинам.
При этом возвышенное отношение рыцарей распространялось исключительно на женщин своего сословия. Но мужчина должен был быть вежливым со всеми дамами без исключения. В куртуазной культуре принципиально важным было осознание возможности видеть в женщине не только «приложение» к материальному достоянию или земельному наделу, а возвышенное, нежное, прекрасное существо, которое нуждается в заботе и любви. Изначально культ «избранницы сердца» подразумевал бескорыстное служение и платонические чувства. Но попытки церкви превратить служение в платонический культ, ставший зеркальным отражением культа Богоматери, успехом не увенчались, так как в куртуазные отношения часто вмешивалась настоящая страсть.
Общественное мнение со временем стало поощрять переход куртуазных союзов в оформленные любовные связи, при условии соблюдения определенных правил. Куртуазия нашла отражение в средневековой литературе. В конце 11 века под покровительством французских, а затем испанских сеньоров зародилась куртуазная поэзия трубадуров. Наиболее известными из провансальских трубадуров являются П. Видаль и Б. Они воспевали любовь и весну как величайшие блага в жизни, дарованные людям.
Что такое куртуазность и как проявить ее в общении — 5 принципов вежливости и такта
Куртуазность – неотъемлемая часть человеческого общения, которая выражается в уважительном, вежливом и тактичном общении с другими людьми. Куртуазные люди обладают хорошими манерами, умеют слушать и выражать свои мысли и чувства с уважением к собеседнику. Само слово «куртуазность» сегодня воспринимается не совсем верно, под ним часто понимают несколько более вольные нравы, чем могли позволить себе знатные господа и дамы в XI-XII веках. это особая форма вежливого и утонченного поведения, характерная для аристократического общества. Новости БелГУ: Куртуазность в XXI веке Случалось ли вам в наши дни сталкиваться с галантностью, вежливостью, тактичностью и любезностью средневековья? Термин «куртуазный» ввел французский филолог Гастон Парис, указывая на социальный круг героев, так как «Куртуазный» в переводе с французского означает «учтивый, рыцарский, галантный».
Куртуазность и ее роль в общении
- Маньеризм и куртуазность
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Куртуазность - это что такое?
- Куртуазность
- Sorry, your request has been denied.