ноги скрестили по-Бухарски. В Еврейском музее и центре толерантности российской столицы развернулась выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев, а также образцам ткачества и золотого шитья.
Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»
Фото: Еврейский музей и центр толерантности Главными центрами еврейской религиозности оставались Бухара и Самарканд. Выходцы из местных еврейских общин внесли значительный вклад в развитие религиозной поэзии на фарси и иврите, а также музыкальной культуры. Фрагмент экспозиции «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Фото: Еврейский музей и центр толерантности Известный российский этнограф Василий Радлов, посетивший в 1860-х годах Среднюю Азию, отмечал: «Главное занятие евреев есть торговля, и именно торговля шелком, который они сами красят, и курение вина, которое прежде от них тайком покупали правоверные». Другими традиционными ремеслами бухарских евреев являлись ювелирное дело и дубление кож. Помимо этого, они были искусными лекарями, хранившими старинные рецепты и народные способы лечения.
Темами её картин становятся базары, чайханы, улочки старого города. Для исследователей узбекистанского искусства показателен так называемый бухарский цикл художницы. Обаятельны и значительны образы горожан в традиционных национальных костюмах. Художница создает образ длинными мазками, отбрасывая лишнее, добиваясь исключительной цветосилы и воплощая характерные национальные черты. Вклад Разумовской Ю.
Разумовская Ю. Бухарские евреи из серии «Типы старой Бухары»:.
Редкие документы, картины, аутентичные предметы быта и народного искусства, потрясающие изделия ремесленников, душистые специи — всё это переносит посетителей в далекую солнечную Центральную Азию.
Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев, а также образцам ткачества и золотого шитья. Большинство произведений, которые увидели посетители, являются частью коллекции Музея истории евреев в России и собраны в еврейских семьях в ходе музейных экспедиций в Центральную Азию.
Ядром проекта стали элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX — первой трети XX века, именно они легли в основу специально созданной инсталляции , рассказывающей о жилище бухарско-еврейской семьи. Важное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья. Большинство предметов были собраны в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию. Также на выставке представлены экспонаты из собрания Российского этнографического музея , Фонда Марджани и частных коллекций.
Еврейский музей и центр толерантности открыл выставку «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»
Евреи живут в Бухаре, оазисе на старом Шелковом пути, уже более 2000 лет. Официальная группа Вконтакте Община бухарских евреев. МЕОЦ | Московский еврейский общинный центр 24 марта в 1:34. Потолок в доме бухарских евреев Еврейский музей. Духовно-религиозная жизнь общины строится вокруг синагог и йешив: бухарским евреям в Израиле принадлежит 140 синагог. Министр иностранных дел Узбекистан Абдулазиз Камилов 13 февраля принял делегацию Всемирного конгресса бухарских евреев. Так через бухарских евреев в страну беспрепятственно пошел поток товаров из Бухары, что в долгосрочной перспективе возымело положительное значение в отношениях империи и эмирата.
Еврейский музей представляет выставку «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»
Знаменитые синие ткани, ценившиеся и мусульманами, красили только в еврейской общине живописные «Красильщики» Елены Коровай из Нукусского музея, которых нет на нынешней выставке, но привозили в 2017-м в Пушкинский музей, отражают как раз этот обычай. А расцветки тканей с доминантой желтого и зеленого цветов или с рисунком в клетку использовались именно бухарскими евреями: среди развешанных в музейном лобби халатов есть один в желто-зеленую клетку. Культура бухарской общины привлекает большое внимание не только здесь и сейчас — бухарскую одежду вспоминали в Музее Израиля в Иерусалиме на выставке об израильской моде см. В Москве в Еврейском музее в феврале в постоянной экспозиции открыли интерактивную инсталляцию «Кухня», посвященную в том числе еде бухарских евреев.
А о проекте, полностью сфокусированном на бухарской общине, мечтали еще во время презентации книги «Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре» см. Жаль только, у нынешней выставки нет каталога.
В городах Израиля компактно живут 150 тыс. В 2000 году был создан Всемирный конгресс бухарских евреев во главе с Леви Леваевым, который своей масштабной деятельностью изменил отношение израильского обывателя к общине бухарских евреев. В том же году по инициативе Арона Шаламаева был организован Союз писателей бухарских евреев Израиля. Духовно-религиозная жизнь общины строится вокруг синагог и йешив: бухарским евреям в Израиле принадлежит 140 синагог. Исследованием истории бухарских евреев занимается институт «Яд Бен Цви» в Иерусалиме. В Израиле выпускаются две общинные газеты бухарских евреев: «Менора» и «Марворит», а также два журнала: «Бухарские евреи» и «Авука». Ассоциация творческой интеллигенции «Согдиана» издает книги по истории и культуре бухарских евреев.
Есть фольклорные ансамбли. Гордость общины — великий певец Авраам Толмасов, президент технологического института в Холоне Эдуард Якубов, ректор Ариэльского университета Альберт Пинхасов.
Делегация ВКБЕ с благодарностью отметила, что в соответствии с Указом Президента Шавката Мирзиёева с 12 февраля вступило в силу положение о безвизовом въезде в нашу страну на срок до 30 дней для израильских граждан, среди которых выходцы из Узбекистана составляют более 100 тысяч человек. На встрече обсуждены и другие темы, представляющие взаимный интерес, сообщает пресс-служба МИД.
Кульмос указка для чтения Торы. Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи. XIX в. Бекасаб тканье из шелковых и хлопковых нитей , ситец, тесьма. Ядром проекта станут различные элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX — первой трети XX века: именно они лягут в основу специально созданной инсталляции, рассказывающей о жилище бухарско-еврейской семьи.
Вернутся ли бухарские евреи в Таджикистан?
Евреи живут в Бухаре, оазисе на старом Шелковом пути, уже более 2000 лет. В новом ресторане восточной кухни Loomi состоялся ужин, посвященный гастрономическим традициям бухарских евреев – «Путешествие из Тель-Авива в Бухару». Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья. Бухарские евреи — так называют евреев, переселившихся на территорию Таджикистана и соседних государств Среднеазиатского региона после разрушения Второго Храма.
Выставка "На перекрестке цивилизаций" рассказывает о евреях Средней Азии
Telegram: Contact @jliferu | В новом ресторане восточной кухни Loomi состоялся ужин, посвященный гастрономическим традициям бухарских евреев – «Путешествие из Тель-Авива в Бухару». |
В Еврейском музее открывается выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» | В Еврейском музее и центре толерантности открылась масштабная выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций", сообщает пресс-служба институции. |
В Москве прошла презентация книги «Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре»
В проекте «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций», который в Еврейском музее сделали кураторы Григорий Казовский и Борис Хаймович, объединено около 200 предметов. Бухарские евреи принадлежат к еврейской диаспоре. Конгресс бухарских евреев России и СНГ выражает свои глубокие соболезнования всем родным и близким покойного. Здесь покажут предметы быта, изделия ремесленников, уникальные исторические документы и фотографии, которые должны дать представление об истории и культуре бухарских евреев. в Бухарско-еврейском театре при Наркомпросе Узбекской ССР в 1932 году. Масштабный проект посвящен культуре бухарских евреев как феномену особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии.
Выставка об истории и культуре бухарских евреев открылась в Москве
Еврейский музей и центр толерантности, МоскваЖенский именной амулет. Еврейский музей и центр толерантности, Москва Также гости выставки узнают, какие обереги создавали бухарские евреи. Например, увидят чор де вола — специальный амулет для дома, название которого дословно переводится как «четыре стены». На нем изображали магендавид и писали имена ангелов. Такие амулеты вешали на все стены в доме: считалось, что они оберегают жилище от нечистой силы с четырех сторон. Многие еврейские амулеты предназначались для защиты новорожденных от демоницы Лилит. Согласно поверьям, дети были практически беззащитны перед магическими силами, и потому ребенка от рождения до обрезания или имянаречения следовало охранять.
Детские амулеты, как правило, украшали растительными орнаментами и магендавидом. Румоли пулакчи — женский головной убор бухарских евреев. Еврейский музей и центр толерантности, МоскваТупи тос — головной убор бухарских евреев. Еврейский музей и центр толерантности, МоскваХупа — женский свадебный балдахин бухарских евреев. Еврейский музей и центр толерантности, Москва Важное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья.
На выставке будет представлено около 200 экспонатов, некоторые из которых ранее не показывались публично. Это образцы народного искусства и предметы быта, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, уникальные исторические документы и фотографии. Ядром проекта станут различные элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX — первой трети XX века: именно они лягут в основу специально созданной инсталляции, рассказывающей о жилище бухарско-еврейской семьи. Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья. Большинство произведений являются частью коллекции Музея истории евреев в России и собраны в еврейских семьях в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию. Также на выставке будут представлены экспонаты из собрания Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций.
Президентом Конгресса избран известный бизнесмен Леви Леваев. В состав президиума вошли все руководители региональных конгрессов, бизнесмены и общественные деятели. Приоритетными направлениями деятельности Конгресса являются сохранение духовного наследия и национальной культуры бухарских евреев, возвращение к своим историческим корням.
Как сказано в книге о правителях, основавших города в Персии, называемой «Города Ирана» «Город Хорезм основал Нарсэ сын иудейки» [14]. В этой книге иудейское происхождение Нарсэ приводится для того, чтобы объяснить источник наличия иудеев в городе. Иудеи продолжили жить в провинции Хорасан вплоть до арабского завоевания Мерва в 652 году, пережив и Сасанидскую Персию и Тюркский каганат. Арабский халифат и Хазарский каганат[ править править код ] Ещё до завоевания арабами столицы Хорасана — города Мерва в 652 году, в нём проживали с Сасанидского времени иудеи, христиане и зороастрийцы. А уже через 87 лет они упомянуты Ат-Табарием в книге «История пророков и царей», где он рассказывает, что после того, как наместник Хорасана Наср ибн Сияр вернулся в Мерв после похода в Мавераннахр в 739 году, он произнёс речь перед людьми: «Ведь Бахрамсис заботился об огнепоклонниках , защищая их и возлагая наложенные на них подати на мусульман? Ведь Ишибдад, сын Грегора, заботится о христианах, а Акиба ал-Яхуди — об иудеях, делая то же самое? И я позабочусь о мусульманах и защищу их и переложу тяготы их на язычников. Упомянутая подать, так называемая джизья , налагалась на население обладающее статусом зимми , в которое входили; зороастрийцы, христиане и иудеи. Зиммии упомянуты и в Бухаре между 715 и 724 годами при предыдущем наместнике Хорасана Асаде сыне Абдуллы Кушайри. Как рассказывает Наршахи в книге «История Бухары», при бухархудате Тахшаде I «появился один человек, который стал проповедовать ислам жителям Бухары. Жители Бухары большею частью были зиммиями и платили подушную подать. Можно предположить, что среди зиммиев Бухары были не только зороастрийцы и христиане, но и иудеи. А тем временем в соседнем с Арабским халифатом Хазарском каганате хазары под влиянием своего полководца Булана перешли в иудаизм. В середине 700 годов часть Средней Азии, в частности Хорезм, входил на несколько десятилетий в состав Хазарского каганата, куда мигрировали иудеи из мусульманских Хорасана и Мавераннахра. Оставшиеся иудеи Хорасана и Мавераннахра осуществляли связь с Хазарским каганатом посредством торговой корпорации « Раданиты », о которой упомянул в 800 годах Ибн Хордадбех в «Книге путей и стран», где он пишет, что раданиты путешествовали в Хорасан и Мавераннахр через Хазарский каганат из славянских земель: «Путь еврейских купцов ар-Разанийа, которые говорят по-арабски, по-персидски, по-румийски, по-франкски, по-андалузски, по-славянски. Они в самом деле путешествуют от ал-Машрика до ал-Магриба и от ал-Магриба до ал-Машрика по суше и по морю… Иногда они держат путь по ту сторону севернее Румийи, в страну славян, затем в Хамлидж — главный город хазар, далее по морю Джурджан, затем в Балх и Мавараннахр, затем в Урт тугузгуз, затем в ас-Син. Столицей Мавераннахра в этот период был город Самарканд, в котором правил эмир Наср I правнук Саман-худата , и тогда в 800 годах, благодаря раданитам, в городе возникает большая иудейская община. Более 2 веков исповедовали хазары иудаизм и за это время иудейские общины распространились через Хазарский каганат из Персии и среднеазиатского региона до земель восточных славян. В ней много евреев, мало христиан, и есть разные виды магов…» [18]. Газневиды, Караханиды, Сельджукиды, Каракитаи, Хорезмшахи[ править править код ] В дальнейшем на протяжении более 200 лет в среднеазиатском регионе правили различные династии; Караханиды , Газневиды , Сельджукиды , Каракитаи и Хорезмшахи. На протяжении всего этого периода иудеи продолжали жить на среднеазиатских землях. В 1000 годах об иудеях в среднеазиатском регионе сообщает поэт Унсури , который упомянул о них в своей касыде во славу султана Махмуда Газневи. В первой половине 1100 годов об иудеях в Самарканде упоминает ан-Насафи в книге «Кандия малая», где он пишет, что в Самарканде у синагоги: «В настоящее время место это носит прозвище еврейской улицы. В этой книге приведён рассказ из более раннего источника «Известия» об иудее построившем в Самарканде свинцовый акведук «Джуй Арзиз» [19]. Во второй половине 1100 годов об иудеях в том же Самарканде сообщает Вениамин Тудельский , который в «Книге странствий раби Вениамина» упоминает довольно многочисленную общину иудеев Самарканда «между которыми есть люди учёные и богатые. Начальствует над этой общиной князь раввин Обадия. Вениамин также сообщает, что иудеи жили тогда по всему Хорасану. Монгольская империя[ править править код ] В 1219 году происходит завоевание среднеазиатского региона монголами под предводительством Чингизхана. В 1220 году монголы завоевали Бухару и Самарканд, а в 1221 году Ургенч и Мерв. Несмотря на жестокое завоевание городов среднеазиатского региона, иудеи упомянуты в городе Бухаре уже через 20 лет после вторжения монголов, в 1240 году, историком Ибн аль-Фувати [21]. Чагатайский улус, государство Хулагуидов, Золотая Орда[ править править код ] После деления Монгольской империи между сыновьями Чингизхана, среднеазиатский регион оказался частично в государстве Хулагуидов , частично в Золотой Орде и частично в Чагатайском улусе. Во всех этих государствах продолжали жить иудеи. Об иудеях в Золотой Орде в городе Гурганжде в первой половине 1300 годов сообщает аль-Омари в книге «Пути взоров по государствам разных стран», где он пишет, что: «Столица тамошнего царя — Сарай. Это небольшой город между песками и рекою. Город Харезм лежит на Джейхуне, между двумя рукавами его, похожими на шаровары. В Харезме 100 домов еврейских и 100 домов христианских, не более. Им Евреям и Христианам не разрешено иметь больше этого. Об иудеях в Чагатайском улусе, столицей которого был город Самарканд, в той же первой половине 1300 годов сообщает ибн-Баттута в книге «Путешествие», где он пишет, что: «Когда Бузун овладел царством, он стал притеснять мусульман, несправедливо обращался с подданными и позволял христианам и иудеям строить их храмы. Мусульмане стали волноваться из-за этого и ждали лишь удобного случая, когда судьба отвернется от него. Когда известия о Бузуне достигли в Хорасане Халила — сына султана Йасура Махзума, то он направился к царю Герата, а это был султан Хусайн, сын султана Гийас ад-Дина ал-Гури, и сообщил ему то, что знал, и попросил у него помощи войсками и деньгами, с условием разделить с ним царство, если оно окажется наконец в его руках. Малик-Хусайн послал с ним большое войско… Когда эмиры мусульман узнали о походе Халила, они встретили его, выражая ему покорность и желание вести священную войну против врага… Эмиры со всех областей съехались и собрались вокруг Халила. Халил встретился с Бузуном, войска его перешли на сторону Халила, разбили Бузуна, взяли его в плен и привели к Халилу. Халил его казнил, задушив тетивой лука, так как у них в обычае убивать царевичей лишь удушением. Царство перешло к Халилу. Тимуридская империя[ править править код ] Большая Синагога Бухары. Фотография 1901—1906 г. В тимуридский период иудеи жили и в Бухаре, о чём свидетельствует Большая Синагога Бухары, действовшая в городе с 1300-х годов по 1900-е годы, и в столичном Самарканде до 1720 года, когда землетрясение разрушило город, а также в других городах. В 1601 году власть в Бухарском ханстве перешла от Шейбанидов к Аштарханидам. К 1600-м годам относится литературная деятельность еврейского поэта Элишы Бен Шмуэля Рагиба Самарканди. Его перу принадлежит поэма «Шахзаде ва суфий Принц и отшельник » 1680 года. Нисба Самарканди явно свидетельствует о существовании иудейской общины в Самарканде в 1600-х годах. В 1688—1755 годах жил и творил поэт Яхуди Юсуф Бен Ицхак Бухари [26] , перу которого принадлежит много высокохудожественных и колоритных произведений. В их числе — ряд газелей , большая поэма «Мухаммас», в которой воспевается личность Моисея , а также поэма «Семь братьев» рассказ о семи мучениках и их матери. Его ученики-поэты Беньямин бен Мишоэль Амин, Узбек, Элиша и Шломо, которых называют общим именем «мулло» ученый , разрабатывали в персидских поэмах еврейские сюжеты, но также усердно изучали персидскую поэзию. Их поэмы были написаны еврейским шрифтом, и теми же письменами они транскрибировали для бухарских евреев классиков — Низами , Гафиза и других, а также переводили персидскими стихами еврейские стихотворения, например, поэмы Израиля Нагары Архивная копия от 23 июня 2017 на Wayback Machine [27]. В 1721 году в Хивинское и Бухарское ханства, а также в Кокандское ханство выделившееся из Бухарского ханства в 1709 году прибыл Флорио Беневени , посланник царя всея Руси Петра I, который в своих записках упомянул о евреях, указав, что они заняты в окрашивании тканей [28]. В 1740 году Бухарское ханство и Хивинское ханство без Кокандского ханства перешли под контроль первое — мирным путём, второе — военным Надыр-шаха.
Гости «бухарского» ужина в новом ресторане Loomi
С 3 марта по 18 июня 2023 года в Еврейском музее и центре толерантности пройдет выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Министр иностранных дел Узбекистан Абдулазиз Камилов 13 февраля принял делегацию Всемирного конгресса бухарских евреев. Более других преуспели в этом бухарские евреи, предпринявшие попытку связать разбросанные по нескольким континентам общины в единую организацию. На церемонии присутствовали: президент Всемирного конгресса бухарских евреев Лев Леваев, высокопоставленные представители Азербайджана, посол Израиля, а также руководители.
Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»
Невозможно было описать антропонимию бухарских евреев, не зная языка, историю, традиций этого народа, все эти аспекты взаимосвязаны. Торжественное открытие выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций», состоялось 2 марта 2023 года. Статья автора «myDecor» в Дзене: С 3 марта по 18 июня 2023 года в Еврейском музее и центре толерантности пройдет выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций". Как особый еврейский субэтнос бухарские евреи окончательно сформировались в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата. Те, кто уже посетил выставку, отмечают: сейчас, с учетом развития современных технологий, экспозиция — хороший повод на примере бухарских евреев напомнить о по-настоящему.