Башкиры и татары продолжают сохранять свою культурную самобытность и национальное наследие, несмотря на различия в их истории и традициях. Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем. Понятно, что переписать, точнее, воздействовать таким образом на башкира из Сибая или Уфы, или на татарина из Казани, при всей близости башкирского и татарского народов, невозможно. Чем отличаются башкиры от татар: основные различия и характерные черты. Подводя итог, в чем разница между башкирами и татарами, можно добавить, что, несмотря на близость культур и происхождения, у этих народов есть и антропологические различия.
Интервью: уфимский публицист о «соперничестве» между Татарстаном и Башкирией
Правда, после распада Золотой орды независимость была утрачена, территория стала частью Ногайской орды, Сибирского и Казанского ханства, и в итоге при Иване Грозном вошла в состав российского государства. В смутные времена под предводительством Салавата Юлаева башкирские крестьяне принимали участие в бунте Емельяна Пугачева. В период российской и советской истории пользовались автономией, а в 1990 году Башкирия получила статус республики в составе РФ. Мифы и легенды башкир В дошедших до наших дней легендах и сказках обыгрываются фантастические сюжеты, рассказывается о происхождении земли и солнца, появлении звезд и луны, зарождении башкирского народа. Кроме людей и животных, в мифах описываются духи — хозяева земли, гор, воды. Башкиры рассказывают не только о земной жизни, они трактуют происходящее в космосе. Так, пятна на луне — это косули, вечно убегающие от волка, большая медведица — семь красавиц, нашедших на небе спасение от царя дэвов. Башкиры считали землю плоской, лежащей на спине большого быка и гигантской щуки.
Они верили, что землетрясения вызывают движения быка. Большая часть мифологии башкир появилась в домусульманский период. В мифах люди неразрывно связаны с животными — башкирские племена по легендам происходили от волка, коня, медведя, лебедя, но и звери, в свою очередь, могли происходить от человека. Например, в Башкирии существует поверье, что медведь — это человек, ушедший жить в леса и обросший шерстью. Многие мифологические сюжеты осмыслены и развиты в героических эпосах : "Урал-батыр", "Акбузат", "Заятуляк менэн Хыухылу" и др. Когда-то татары и башкиры жили вместе и строили великую империю. Они говорят на близких языках, но сейчас эти отношения иногда перестают быть братскими.
Народ, который исторически веками доминировал в регионе, уверен, что язык народа, также веками живущего по соседству, - всего лишь диалект великого и древнего языка. Более того, даже существование самостоятельного соседа под вопросом: «Мы, - говорят, - единый народ». И действительно, в регионе, где проживают башкиры и татары, отличия повседневного уклада чаще всего равны нулю. Причины противоречий Сосед не согласен. Соседи уверены в своей идентичности, любят свой язык, строят своё государство. Такие претензии на самостоятельность доминирующему народу кажутся блажью. Они уверены, что соседняя страна - искусственное образование.
Прежде всего потому выдвигается этот посыл, что на значительной части Башкорстана преобладают этнические татары, а башкиры, к тому же, очень часто разговаривают по-татарски. Естественное желание преобладающего на территории населения - сделать свой язык государственным и добиться, чтобы все жители им пользовались. Необходимо доказать, что хозяева этой земли - башкиры, и татары отличия в менталитете должны были бы признать. Однако так не получается. Татары и башкиры - один народ, уверены в Татарстане и многочисленных татарских поселениях Башкорстана. Башкиров обвиняют в искусственной ассимиляции и навязывании языка. Это вместе с требованием, чтобы татарский язык стал вторым государственным в Татарстане.
Итак, историческое доминирование, приближающееся к шовинизму, против навязчивого нациестроительства. Кто больше прав? Башкиры и татары - отличия или идентичность? Как заморозить этнические конфликты Вряд ли кто-то в России слышал о подобном конфликте, но это вовсе не потому, что эти противоречия незначительны. Они, скорее всего, гораздо сильнее российско-украинских. И не знают о них вовсе не потому, что россиянам безразлично, чем живут чуваши, татары и башкиры. А также адыгейцы, шорцы, ненцы и долганы.
Ну и, конечно, якуты. И татары, и башкиры так же близки русскому народу, как все остальные 194 народности бывшего СССР. Это не считая малых народов, которых тоже огромнейший список. Вот на снимке башкиры и татары. Отличия фото передаёт только в костюмах. Одна же семья! Трудно урегулировать без возрождения культуры диалога при почти завершившемся вырождении национальных элит: башкиры и татары - вражда.
Хотя конфликты здесь не зашли так далеко, как, скажем, на Кавказе, где бывшие половцы кумыки никогда не жили в мире с горными народами. Подавляться эта стихия не может уже никак, кроме применения силовых методов. Татары и башкиры потеряли ещё не всё. Национальные сложности Рассмотрим этнический состав поближе. При советской власти переписи показывали примерно равное количество тех и других. Теперь татары обвиняют Башкорстан в приписках и ассимиляции, а башкиры доказывают, что "отатаренные" башкиры вернулись к своей идентичности. Русские живут в основном в городах, а в сельской местности преобладают башкиры и татары, отличия которых русскому глазу не слишком заметны.
У русских нет настолько глубоко укоренённых противоречий с любыми другими народами, даже таких, какие взрастили башкиры и татары. Разница в характере отношений настолько велика, что конфликт местных тюрков с местными русскими гораздо менее вероятен. Из истории создания государства Исторически Россия сложилась из территорий, где проживают различные народности, как лоскутное одеяло. И после революции, естественно, встал вопрос самоопределения всех этих народов. В первые годы власти Советов сложились и граница Башкирии, включившая такое большое количество татар на своей территории. Татария предлагала свои проекты, удивительное единомыслие здесь показали и эсеры Идель-Урала, и большевики Татаро-Башкирской Советской республики. Предполагалось единое государство и единый народ.
Однако башкиры, которые были в Российской Империи воинским сословием, таким же, как казаки, сформировали армию и захватили власть в Предуралье. Советская Россия приняла их после подписания договора. В нем значилось, что Малый Башкурдистан, где проживали этнические башкиры, будет существовать под властью башкир. Условия договора, конечно же, время от времени нарушались, но кончилось тем, в 1922 году почти вся Уфимская губерния была уже в составе Башкирской АССР. После этого ещё происходили некоторые изменения границ: Башкорстан потерял удалённые районы, населённые сугубо башкирами, но все смирились. Сегодня же границы Башкорстана - часть башкир, и сдаваться они не намерены. Именно поэтому башкиры и татары, разница меж которыми русским, например, не очень-то и видна, пытаются растворить в себе друг друга.
Пока число татар в Башкирии сопоставимо с количеством башкир, само башкирское территориальное образование находится под постоянной угрозой. Конечно, татары, проживающие в Башкирии, всеми силами сопротивляются и хотят объединённого национального государства. Пакт о ненападении Этнический конфликт между татарами и башкирами России удалось заморозить. Но он не убит, и есть риск, что когда-нибудь вырвется на свободу. Если бы республики были суверенными, тогда вряд ли конфликт долго оставался бы в покое, но, во всяком случае, можно попробовать. Националистическое государство - всегда плохо: тут можно вспомнить осетин и абхазов, испугавшихся националистических проектов Грузии, гагаузов среди молдаван, сербов среди хорватов. Так же точно и татары не хотят вливаться в культуру башкир, оставив притязания на свою.
Пока кровь не пролилась, а претензии уже озвучены, можно ожидать мирного диалога и полного разрешения противоречий. Разница между татарами и башкирами во взглядах может быть преодолена. Итак, каковы притязания сторон? Башкиры хотят незыблемости границ и концепцию башкирского государства. Татары не хотят потерять лидерство в регионе. Татары башкорстанские хотят собственной идентичности и своего языка. И нельзя забывать, что в Татарстане велико число националистов, которые хотят один Большой Татарстан.
Согласование интересов Башкиры хотят "башкирскости" на своей территории - пусть её получат вместе с нерушимостью границ. Татары не хотят ассимиляции - пусть получат гарантии, что им не навяжут башкирскую идентичность и башкирский язык. Татарстан хочет быть лидером в регионе - должен довольствоваться равноправием. Все народы Башкорстана должны иметь право на получение образования на родном языке при обязательном изучении башкирского как отдельного предмета. Татарский язык может быть использован в органах власти Башкорстана, но он не станет официальным языком наравне с башкирским. Башкорстан может вводить национальные квоты, чтобы роль башкир стала лидирующей, но было и представительство других народов, а также должен отказаться от ассимиляции татар и манипуляций с переписями населения. Татарстан откажется от территориальных претензий и от предоставления двойного гражданства.
Башкорстан отказывается от своих претензий на национально-территориальную автономию. Но надежды на то, что подобный диалог состоится скоро, пока нет. Справедливость живёт в аду, а в раю - только любовь Такой план наверняка покажется несправедливым и той, и другой стороне. Однако какова альтернатива, чем она порадует? Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем. С одной стороны, татары должны понимать, что мир - залог их претензии на лидерство. Татары, живущие в Башкорстане, послужат связующим звеном между республиками.
А если война, даже победная, случится, Татарстан получает злейшего врага у границ, плюс к этому, не видать международной легитимности, зато будет много подозрительности от рядом расположенных республик. Мирно же башкиры не откажутся от границ республики и роли своего народа на этой территории. Башкирам тоже нужно многое осознать. Сохранить границы и статус титульной нации можно только в случае договорённости с народами, живущими в республике. Есть вариант: при национальной диктатуре этнические чистки. Ничего хорошего для Башкорстана это не сулит - ни в международном статусе, ни во взаимоотношениях с ближайшими соседями. Теперь о русских, коих большинство Как быть в этой ситуации русским, проживающим на территориях Башкорстана и Татарстана?
Сейчас русский язык имеет непропорциональное преимущество в обеих республиках, несмотря на весь их национализм. Наблюдается тотальное преобладание русского языка в бизнесе, во всех СМИ и в книгоиздании, а государственное управление почти целиком ведётся на русском, даже там, где количество русских людей невелико. В Башкортостане легко идти по карьерной лестнице , не зная ни татарского, ни башкирского. Но даже смешно говорить о об этом, если человек не знает русского. Нельзя сравнивать преподавание башкирского и татарского русским детям с преподаванием русского татарам и башкирам. Русским языком владеют все без исключения и в самом полном объёме, что никак нельзя сказать о владении русскими республик. Русским всё равно, "башкиризация" наступит или "татаризация" - в любом случае в течение ближайших нескольких десятилетий как минимум доля русского языка будет намного выше доли любого национального.
Так сложилось, несмотря на все претензии к равноправию и справедливости. А политическое представительство можно распределять по договорённости, как того и хотят рядовые башкиры и татары. Отличия между ними несущественны и в таких важных областях , как религия: помимо атеизма и православия, которые присутствуют в обеих республиках, большинство исповедует суннитский ислам. Благие подвижки Надежда на улучшение башкиро-татарских отношений появилась после ухода президента М. Президенты республик обменялись визитами. В Уфе начал работу татарский телеканал ТНВ в виде корреспондентского пункта. Увеличилось культурное и экономическое сотрудничество этих республик.
Хотя нерешённые проблемы никуда не ушли и остаются в отношениях двух стран многочисленные противоречия. На самом деле странно, что у элит народов, ближайших по языку и одинаково сложившейся культуре, не получается совместного подхода к проблемам нациестроительства. Откуда это разное видение этнополитического пространства? Год 1917-й с его ошибочными, может быть, решениями неимоверно далёк от настоящего момента, но, тем не менее, спрятанные там конфликты до сих пор влияют на менталитет двух братских народов. Причины противоречий Если покопаться, можно выделить из канвы событий вековой давности пять основных факторов такого развития событий. Первый - субъективный, остальные - вполне объективные. Неприязнь и полное отсутствие взаимопонимания между лидерами Заки Валиди и Гаязом Исхаки.
Заки Валиди был вождём башкирского освободительного движения от 1917 года до 1920-го. Востоковед, историк, доктор философии, профессор и почётный член университета Манчестера в будущем. А пока - просто лидер. Гаяз Исхаки - лидер национального движения Татарии, издатель и писатель, публицист и политик. Ревностный мусульманин - главенствовал в подготовке, а после в проведении первого съезда мусульман в предреволюционной Москве. Умные же, образованнейшие люди, почему не договорились? Земельный вопрос рассматривался у татар и у башкир по-разному.
Татары за 365 лет с момента колонизации постепенно растеряли все земли, захваченные во времена монголо-татарского ига, поскольку положение этих территорий было стратегическим: реки, дороги, торговые пути. Первый раз - после 1552 года, затем - в начале 18 века по царскому указу в Татарии были ликвидированы феодалы, а земли переданы русским переселенцам и казне. С тех пор безземелье стало настоящей бедой для татар. Иная ситуация сложилась на территориях башкир, обладавших в царской империи вотчинным правом и постоянно впоследствии за него воевавших. Во время голода, случавшегося при царизме периодически - раз в 3-5 лет, а также во время в Башкирию прибывали поселенцы как из России, так и из ближайших земель. Образовалось многонациональное крестьянство. Земельный вопрос стоял в Башкирии всегда очень остро, а после 1917 года стал фактором для формирования национального движения.
Чисто географическое расположение татарских и башкирских земель. Земли татар находились в самой глубине Империи, они не имели границ ни с каким окраинным регионом, способным объединить усилия в борьбе на общие интересы. Башкирия почти граничила с Казахстаном - пятьдесят километров русской земли отделяли эти республики друг от друга. Вероятность союза была очень велика. Некоторые различия в системе расселения башкир и татар в Российской империи. Дисперсное расселение татар до революции, даже на своих землях не составляющее подавляющего большинства, против башкир, составляющих на своих землях это подавляющее большинство. Разный культурный и образовательный уровни башкир и татар.
При дисперсном расселении татар главным их оружием стал интеллект, высокие моральные качества и организованность. Силой же башкир не были медресе и интеллигентность. Они владели землёй, были военизированы и готовы в любой момент встать на защиту своей независимости.
Кочевали до XIX века У татарского народа, в отличие от башкиров, сложилось много географических разновидностей: крымские, чулымские, волжские, сибирские, горские, ногайские, кузнецкие. Главные отличия Татары быстро покинули кочевые привычки и разрослись до второго по численности народа в современной России. Башкиры долго шли к оседлости и остались в меньшинстве. Для русских людей между национальностями нет различий, кроме названия. Народы Татарстана и Башкортостана не испытывают друг к другу враждебности, но чувствуют национальную обособленность так же, как белорусы и украинцы.
Между ними существуют культурные и языковые различия, а также разница в характере. Башкиры открыты, прямолинейны, гостеприимны и щедры. Татары отличаются бережливостью, расчетливостью, настороженностью к гостям. О них в народе ходила поговорка «Незваный гость хуже татарина». Антропологические особенности Для представителей обеих национальностей характерен миндалевидный разрез глаз, выделяющиеся скулы, округлое лицо. Но внешность татар имеет больше общих черт с европеоидной расой, особенно среди представителей самой многочисленной поволжской народности: светлая кожа и волосы, голубые глаза.
Условия, в которых оказывались переселенцы, сильно различались. Из разных волн формировались разные сословные группы, отличавшиеся условиями налогообложения и воинской службы. Эти различия и ограничения на свободный выбор местожительства препятствовали полной консолидации всех групп волго-уральских татар. Способствовала этому и политика властей. Например, Указ от 20 августа 1739 года повелевал «мещеряков, татар и чувашей селить особыми деревнями порознь». Тем не менее, несмотря на существовавшие определённые различия, считать этносословные группы татар отдельными народами как это допускают некоторые авторы — ненаучно и не соответствует истине. Имелось множество факторов, говорящих о единой культуре этих групп. Общими были религия, система школьного образования, язык, литература, бытовая культура, одежда и кухня, и многое другое [10]. Основная статья: Мишари Организованное переселение мишарей в Приуралье зафиксировано уже в документах второй половины XVI века. С 1580-х годов переселялись служилые татары из Темникова, Кадома, Шацка [10]. По говору были «цокающие» мишари. Следом за ними из этих же местностей потянулись вольные переселенцы. К XIX веку последние стали либо государственными крестьянами, либо тептярями.
Как и многие другие кочевники Великой степи, которым было суждено пережить монгольское нашествие, они сильно смешались с другими племенами. Наука называет их одной из самых разнообразных в генетическом плане наций мира. Но в общем и целом, этот народ вполне сохранился с древних времен. Его культура, образ жизни и этнические особенности останутся такими же, какими были тысячелетия назад. Даже в Золотой Орде башкиры займут достаточно привилегированное положение. Только вот появились они куда раньше. Если отбросить в сторону фолк-хистори, а также всевозможные предположения и допущения, то получается интересная ситуация.
Лексические отличия
- Что еще почитать
- Голубоглазые блондины и скуластые брюнеты. Почему татары такие разные? | АиФ Казань
- Главная лента
- Почему в Уфе нет Tele2
- Отличия татаринов и башкир: культура, традиции, история
- Чем отличаются башкиры от татар
В чем отличия между башкирами и татарами, есть ли разница – сравнение
Разница между татарами и башкирами во взглядах может быть преодолена. Башкиры Языковые различия Различий между татарским и башкирским языком значительно меньше, чем это можно встретить в русском и белорусском, британском и американском. Даже если человек говорит по-татарски и ощущает себя татарином, но у него в роду есть башкиры, значит он и есть башкир. Примечательно, что татары и башкиры имеют не только различия в образе жизни, но и в происхождении. Понятно, что переписать, точнее, воздействовать таким образом на башкира из Сибая или Уфы, или на татарина из Казани, при всей близости башкирского и татарского народов, невозможно.
Кто такие татары? Мнение башкирских историков.
Современные татары с башкирами и кавказские мусульмане, живя в России, имеют значительные ментальные различия. Несмотря на фонетические различия, башкиры и татары понимают речь друг друга. Понятно, что переписать, точнее, воздействовать таким образом на башкира из Сибая или Уфы, или на татарина из Казани, при всей близости башкирского и татарского народов, невозможно. Итак, рассмотрим подробно – чем отличаются башкиры от татар.
Чем отличаются татары и башкиры — разбираемся в вопросе
Замужние женщины носили головные уборы в виде покрывала или шапок, которые были широко распространены у многих тюркских народов. Под головной платок кыекча надевали налобную матерчатую повязку с нашитым серебряным позументом или мягкую шапочку, украшенную монетами. Полотенцеобразное покрывало накидывали на шапочку и наматывали на голову наподобие чалмы. Чалмообразный кыекча этнографы считают характерным для башкир. Многочисленны женские украшения — крупные миндалевидные серьги, подвески к косам, воротниковые застежки с подвесками, перевязь, эффектные широкие браслеты, при изготовлении которых ювелиры применяли различные техники : скань, зернение, чеканку, литье, гравировку, чернение, инкрустацию драгоценными камнями и самоцветами. В сельской местности при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты. Головной убор мужчин кроме кряшен — четырехклинная тюбетейка полусферической формы тубэтэй или в виде усеченного конуса кэлэпуш. Праздничная бархатная позументная тюбетейка украшалась тамбурной, гладьевой чаще золотошвейной вышивкой. Эти головные уборы мужчины обязательно надевают и сегодня при посещении мечети. Источники информации 1. Гумилев Л.
Великая Русь и великая степь. От Руси к России. Черная легенда: друзья и недруги Великой степи. Исхаков Д. Татарская нация: история и современное развитие. Казань, 2002. Кузеев Р. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этногенетический взгляд на историю. Происхождение башкирского народа. Вопросы и задания 1.
Пользуясь книгами Л. Гумилева, подготовьте сообщение об историческом взаимодействии русских с народами великой степи. Какие субэтнические группы татарского этноса можно выделить по географическому распространению, языку и религии? Подготовьте краткое сообщение по одной из этих групп. Какое влияние на национальную культуру татар и башкир оказал ислам? Подготовьте компьютерную презентацию о наиболее значимых памятниках исламской культуры в регионе. Пользуясь топонимическим словарем, определите по карте Европейской части РФ область распространения тюрских топонимов. Из книги Русские плюс... Живопись, архитектура и скульптура эпохи Возрождения. Крупнейшие живописцы Северного Возрождения Самой яркой страницей итальянского Возрождения стало изобразительное искусство , особенно живопись и скульптура.
Другие осели в деревнях, возделывают поля и разводят пчел. Эти последние сейчас все более и более растворяются среди других татар Российской империи. Зиму все башкиры - и Из книги Инки. В мечетях царит удивительная чистота и порядок. Стены окрашены монотонно, без орнаментов, полы покрыты войлочными коврами. Посты соблюдаются в Крыму строжайше. В основном они живут в Минусинском уезде Из книги История ислама. Хотя мусульманский закон строго повелевает татарским женщинам закрывать Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Присутствие человека и следы его деятельности отмечены в этом регионе чрезвычайно давно. Этническая структура Северо-Кавказского региона Северный Кавказ — самый многонациональный и густонаселенный район Российской Федерации.
Формирование субэтнических группПредки мордвы населяли Волго-Окско-Сурское Из книги автора Хазары украинские, сарматы польские, татары русские Восстание 1648-го навсегда изменило не только национальную и политическую карту Украины, но и совершенно переменило социальную структуру общества. Старая элита Речи Посполитой была изгнана с левобережья Днепра или Чего больше - сходств или различий между башкирским и татарским языками? Можно ли опредедить разницу на слух? Разбираемся в отличиях двух родственных языков. Татарский и башкирский языки относятся к алтайской языковой семье, кыпчакской группе тюркских языков. Считается, что их «родоначальником» был кыпчакский половецкий, куманский язык, сегодня не существующий. Исторические причины обусловили схожесть двух языков. Многие исследователи в своих работах используют термин «татаро-башкиры», акцентируя внимание на единстве народов. Близость территорий и административный фактор привели к тому, что в результате переписей XIXвека наблюдались интересные случаи двойственной этнической идентификации. Жители башкирских деревень при переписи могли отнести себя к сословию башкир, при этом обозначив национальность как «татарин».
Границы взаимопроникновения языков сильно отличаются от современных административных границ между республиками. Так, в языке жителей восточного Татарстана можно услышать характерные признаки , присущие башкирскому языку. В свою очередь, и сегодня велика доля татароязычных башкир, проживающих в северо-западных районах Башкортостана. Интересно мнение некоторых ученых о том, что нет таких слов, каких бы не понял носитель башкирского, а вот в башкирском литературном найдется несколько десятков слов, непонятных татарину. Между татарским и башкирским гораздо меньше различий, чем, например, между русским и белорусским, британским и американским английским, чешским и словацким. Но всё-таки они есть. В советское время сформировались литературные языки, и выяснилось, что татарский и башкирский в основных своих чертах идентичны. Преимущественно различия между двумя языкам касаются фонетики и грамматики, в меньшей степени - лексики. Лексические отличия В лексическом составе можно найти некоторые расхождения, поэтому, безусловно, на русский имеет свои особенности относительно татарского языка. Приведем примеры различий среди базовых слов.
Фонетические отличия 1. По сравнению с татарским, в башкирском происходит замена некоторых букв и звуков в парах первое слово из татарского языка, второе из башкирского. Из-за фонетических особенностей башкирский язык на слух воспринимается как более мягкий. Таким образом, два языка имеют больше сходств, чем различий. Эти народы всегда жили в достаточно близком соприкосновении и друг с другом, и с русским населением этих краев. В процессе совместного проживания происходило взаимовлияние и взаимопроникновение культур, однако и в XXI веке народы Поволжья и Урала сохранили свое национальное самосознание и аутентичность. Понятно, что образ жизни, культурные традиции, другие этнографические особенности сегодняшних татар, башкир и чувашей существенно отличаются от того, что было 150 лет назад. Тем интереснее, полагаю, будет читателю соприкоснуться со своего рода "временным срезом" жизни этих народов, всегда игравших значительную роль в нашей общей российской истории. При подготовке материалов этой части обзора использованы следующие источники: - "Народы России. Этнографические очерки.
Материалы для этнографии России. Казанская губерния. Семенова-Тян-Шанского , т. Элизе Реклю. Полное географическое описание нашего отечества" под редакцией В. Семенова и под общим руководством П. Семенова-Тян-Шанского и акад. Ламанского, т. Артемьев, Этнографическое обозрение чувашей, 1859. В обзоре использованы иллюстрации из книг и журналов XIX века, фотографии и произведения художников того времени.
Ареал обитания самого многочисленного из представленных народов - татар - довольно обширен: от среднего течения Волги Нижегородская губерния до Астрахани на юге и Уфимской губернии на востоке. Волжских татар принято было именовать казанскими, чтобы отличать их от татар крымских и кавказских азербайджанцев. Казанские татары. Pauli F. Казанские татары, пришедшие с начала тринадцатого столетия с монгольскими ханами, но очень мало смешанные с племенами их вождей, судя по чистоте их типа, происходят от кипчаков Золотой Орды. Они среднего роста, широкоплечи, крепкого телосложения; лицо у них красивой овальной формы, нос прямой, тонкий, красиво выгнутый, глаза черные, живые, острые, скулы немного выдающиеся, борода черная, редкая, шея толстая и короткая; голову они всегда бреют, отчего их прямые уши кажутся более длинными, чем на самом деле. Женщины имеют обыкновение белиться и румяниться, но они все более и более принимают русские моды. Татарки бедных семейств свободно выходят на улицу, с полуоткрытым лицом, а жены богатых татар ездят иногда в русский театр, в Нижний на ярмарку и в столицы, присутствуют на публичных увеселениях. Многоженство все еще существует, брак не перестал быть покупкой жены, и в брачных договорах, в составлении которых жених и невеста не участвуют, постоянно упоминается цифра калыма, уплачиваемая за молодую девушку. Однако, число татар-многоженцев понемногу уменьшается.
Фото А. Карелина, 1870-е. Татарская чета Казанской губ. Фото Ж. Рауля, 1870-е. Чета татар. Карелина, 1880-е. Чета пожилых татар. Татарки по наружному виду более подходят к восточному типу, а именно к монгольскому, по причине значительно выдающихся скул и узкого разреза глаз. Другая отличительная их черта - это переливающаяся с боку на бок походка, по которой тотчас возможно признать татарку, без предварительного разузнавания ее народности.
За особенную красоту татарки почитают их выдающиеся боковые кости. К 35 годам татарки от употребления косметических средств и от бездеятельной жизни сильно стареют, представляя этим совершеннейшую противоположность с другими народностями. До настоящего времени татарские женщины ведут совершенно отдельную от мужчин жизнь, имея свое особое помещение. Единственное их развлечение составляют дети, одежда и частая еда. От этой характеристической черты жизни татарских женщин в последнее время делаются отступления. Так, например, татарки являются в театр занимая места в ложах позади своих мужей, при опущенных вуалях. Их можно также встретить на гуляньях и на официальных балах. На последних они откидывают свои вуали, причем наблюдателю немедленно бросается в глаза их полуиспуганный вид и всякое отсутствие движения зрачков. При всем том некоторые из них весьма привлекательной наружности, в особенности те, которые не употребляют косметических средств, что весьма редко. Фото М.
Букаря, 1872. Главным занятием массы татарского населения служит земледелие, хотя справедливость требует заметить, что татары - плохие земледельцы, несмотря на то, что занимают сравнительно хорошие земли. Причин этого несколько: прежде всего недостаточность наделов, обезлесение местности, служащее причиной частых засух, и плохая техника земледелия. Татары расселились громадными селениями по нескольку сот дворов, вследствие чего поля их раскинулись на десятки верст, и дальние полосы не могут быть удобряемы. Кроме того, среди татар наблюдается наибольший процент безлошадных, которым приходится или отдавать свои наделы за ничтожную плату в аренду, или обрабатывать кое-как наймом, что также дает мало дохода. Будучи дурными земледельцами, татары - плохие и плательщики податей. Но если татары плохо организуют свое собственное хозяйство, то в чужом хозяйстве являются очень хорошими работниками. Вообще, татары способны ко всякому труду. Поступая в услужение, в виде кучеров, дворников, сторожей, скоро приобретают полное доверие своей честностью, исправностью, услужливостью и готовностью на всякое дело. В физическом труде отличаются большой силой и необыкновенной выносливостью; на волжских пристанях считаются самыми лучшими крючниками и грузчиками, свободно таская на себе тюки с тяжестями по 12-18 пудов.
Но в целом татарин, сибарит по натуре, любит и предпочитает всему лёгкий труд, особенно торговлю, к которой он, подобно еврею, чувствует большую склонность и способность. Стоит татарину скопить несколько рублей, как он пускается в торговлю. Торгуют татары решительно всем, чем только можно, и с большим уменьем и выгодой для себя. Многие из них скоро обогащаются; в Казани и Нижнем есть татары-миллионеры. Полное географическое описание. Выгрузка баржи татарами. Дмитриева, 1890-е. Зажиточные нижегородские татары. Одежда татар - восточная, отличающаяся своей длиной и шириной. Рубашка - белая или цветная, ситцевая или же из синей крашенины, с широкими рукавами, спускается ниже колен и не подпоясывается; штаны, также широкие, запускаются за сапоги или завертываются за онучи.
Поверх рубашки татары носят безрукавый камзол "зилян" , доходящий до колен, затем халат, подпоясываемый гарусным или шелковым кушаком - и, наконец, шубу. Казанские татары-купцы носят обыкновенно поверх зиляна суконный кафтан с опушкой, похожий покроем на русский купеческий. Эта скромная одежда отличается у богатых только тем, что сукно тоньше и кафтан вообще опрятнее; зато они носят много драгоценностей: золотые перстни, кольца с бриллиантами, массивные золотые цепи и пр. Выбритая гладко голова татарина покрывается ермолкой тюбетейкой , иногда расшитой золотом и жемчугом, затем шапкой, у богачей опушенной бобром. Муллы и хаджи, т. Пожилой и молодой татарин. Фото К. Сафонова, 1890-е. Татарин Казанской губ. Татарский мальчик Казанской губ.
Прянишников, 1880. Женская одежда состоит из длинной и широкой ситцевой рубашки с нагрудннком и шаровар. На рубашку татарки надевают зилян, а на голову накидывают полотняное или ситцевое покрывало, заменяемое иногда простым платком; богатые вместо зиляна носят халат из парчи, из шелковой материи или из китайки с длинными рукавами. Халат накидывается прямо на голову и служит таким образом вместо чадры покрывала. Головным убором служат шелковые или бархатные колпачки, с дорогой бахромой, позументами, мелкими серебряными монетами и драгоценными камнями, или же бархатные круглые шапочки с плоским верхом, отороченные соболем. Кроме того, татарки очень любят разные украшения из благородных металлов и самоцветных камней: ожерелья, массивные серьги, браслеты, перстни, в косы вплетают разные металлические подвески, монеты и пр. Солнцев, 1869. Татары Пензенской губ. Фото Орлова, 1890-е. В городах, в особенности Казани, вид татарских домов и строений ничем не отличается от других городских.
Приемные покои в виде залы и гостиной убраны на европейский лад, обыкновенной мягкою мебелью, зеркалами, канделябрами, занавесками, коврами, салфетками и цветами на окнах. Во внутренних покоях преобладает азиатский вкус с его низкими диванами по стенам, на которых сидят татарки, поджав свои ноги. Дома в деревнях по первому впечатлению опрятнее русских, что происходит от влечения татар казаться богаче, чем они в действительности есть. Для сего он белит несколько раз в году свою печь, ставит на вид самовар с чайным прибором яркого цвета, большой сундук, окованный жестью и раскрашенный такими же цветами и зеркало на видном месте - придают избе своего рода изящество, без которого русский крестьянин обходится легко, не увлекаясь желанием казаться богатым и приберегая копейку на более необходимые предметы, либо для увеличения своего капитала. В татарских избах с виду кажется все чистым и прибранным, но большинство татар нельзя, однако, похвалить за чистоту и опрятность. У них постоянно случается, что в одной и той же посуде стирается грязное белье и подается кушанье. Чистоплотности от татар также, кажется, можно было бы ожидать, вследствие частых омовений, предписываемых им законом; но на деле бывает далеко не то: у них чаще, чем у какого-нибудь другого племени встречаются разные накожные болезни, порождаемые неопрятностью, а также парша на голове от грязных тюбетеек, не пропускающих головных испарений. Вместе с тем, как сам татарин, так и дом его, насквозь пропитаны каким-то особенным запахом от бараньего сала, которое они постоянно употребляют в пищу, в виде приправы к разным кушаньям. Обыкновенная пища татарина-поселянина состоит в следующем: «толкан» - мука вареная в воде с солью; болтушку эту едят утром вместо чая. За обедом подают салму - мучные шарики, иногда с мясом, разваренные в воде; лепешки из гречневой муки.
Вечером опять варят «толкан». По праздникам лакомятся лошадиным мясом или бараниною. Самый общительный татарин не станет с русским есть мяса: надо, чтобы животное было заколото татарином, который, перерезывая горло, произносит молитву: "бис-милях" во имя Божье. Часто случается, что, приходя в русский трактир, татарин приносит с собою курицу или кусок говядины и отдает ее зажарить; если же принесенная птица живая, то татарин тут же сам закалывает ее с молитвою. Уход за скотиною в татарском хозяйстве весьма тщателен и примерно чист. Их вареные сливки - каймак - очень вкусны. Они запасаются ими на зиму, замораживая их в больших кадках, и едят затем разогретыми. Впрочем, это делается большею частью в домах зажиточных татар. Богатые татары преимущественно едят лапшу, пельмени, жаркое, жирные лепешки с чаем , пироги с зелеными огурцами и сухие плоды. До разных овощей татары весьма болышо охотники: они возделывают их с любовью, запасаясь ими на зиму.
Татары, живущие в Казани, почти совсем не едят конины. Это невкусное мясо в употреблении только у деревенских жителей, которым продают на убой обыкновенно старых, еле живых лошадей. До чаю все вообще татары страстные охотники; быть может, это потребность желудка после их жирных обедов. Но замечательно, что пристрастие к чаю и ко всему сладкому не уничтожает в них, как и в русских крестьянах, склонности к вину. Несмотря на заповедь пророка и запрещение мулл, татарин любит выпить, оправдываясь тем, что пьет не вино, а бальзам попросту - настой трав на водке. Трактирная жизнь татарину очень по сердцу; в этом, может быть, проявляется здесь любовь восточного жителя к кофейням. В трактире татарин обыкновенно выпивает несколько рюмок бальзаму и множество бутылок пива. Выпить в течение дня 10 - 15 бутылок у татарина не считается гастрономическим подвигом. За пивом распевает он свои песни, или слушают орган, курит табак, а у себя в доме курить не позволяется. Пьяные татары не так скоро ссорятся, как русские; зато уж если случится драка, то унимается она не скоро.
Фото неизв. Нижегородские татары. Дмитриева, 1893. Татары очень набожны и отличаются сильной приверженностью к обрядам своей религии, исправно посещают богослужение и обязательно пять раз в день совершают моление, которому всегда предшествует омовение. Нахождение даже в пути не освобождает татарина от исполнения религиозных обязанностей, и он свято выполняет их. Самым важным в религиозном отношеши у татар считается месяц рамазан - девятый месяц в лунном году мусульманского летосчисления, так как, по словам корана, в этом месяце основатель ислама начал получать откровения Божии, и потому все мусульмане, кроме детей, престарелых, беременных женщин, больных и путешественников, обязаны держать в этот месяц пост. Пост состоит в том, что с появлением утренней зари все воздерживаются от употребления пищи и питья, курения и пр. Мещеряки современное название мишари - татарский субэтнос, представители которого обитают в Среднем Поволжье и Приуралье, наиболее компактно - в окрестностях Нижнего Новгорода нижегородские татары. В XIX веке бытовала версия их происхождения от финно-угорского племени мещёра, жившего в среднем течении Оки. Существует также версия происхождения мишарей от племени буртас, смешавшегося с булгарами.
Некоторые исследователи полагают, что мишари произошли от смешения золотоордынских кипчаков с булгарами и буртасами. Тек или иначе, но мишари имеют свой диалект татарского языка, свои этнокультурные особенности, хотя в ХХ веки многие различия мишарей и татар были во многом нивелированы.
Татары были, но они были в другой форме. Чтобы говорить об этническом происхождении населения северо-запада Башкирии, нужно разобраться с целым клубком вопросов. Башкирские политтехнологи находят слово «башкир», зафиксированный в источниках, и думают, что оно означает настоящий этноним. Но в ряде случаев это может быть сословной принадлежностью, которая имеет свою традицию. Обнаружил закономерность: в народных преданиях башкир этноним «башкорт» существует только у южных кыпчакских групп.
А в преданиях других групп башкир этого этнонима нет. Этот вопрос ещё не нашёл объяснения. Тут нужно исследование. Когда башкирские политтехнологи начинают конструировать средневековых башкир, встают на очень скользкий путь, с которым можно прийти к ошибочным выводам. Они находят ранних башкир 5-6 веков нашей эры в источниках. Есть такой термин «баширд». Тюркологи знают, что этим же этнонимом назывались и мадьяры.
Вполне может быть, что под ней имели в виду не тюркские группы, а угорские. От этих групп политтехнологи ведут исторически всех башкир, так оказывается, что башкиры — древний народ. Такой подход мне кажется ошибочным, и он не соответствует современным научным нормам. Раиль Кузеев попытался поставить на научную базу. У него книгой вышла его докторская диссертация, где он исходя из изучения кланового состава башкир фактически сделал этногенетические выводы. Он обозначил ряд групп, дав им этнические направления. Какие-то относятся к булгарско-угорскому слою, какие-то к тюрко-угорскому.
Скажем, булгаро-угорская группа более древняя. Потом появляются кипчаки, то есть кипчакский слой. Это уже предмонгольский слой — 11-12 века и начало 13 веков. Потом появляются поздние слои: ногайский, татаро-монгольский слои. Кузееву пришлось башкир разделить на территориальные группы. У него есть понятие «северо-западная культурная область», это как раз территория, которая соответствует нынешнему северо-западу Башкортостана, включая часть восточного Татарстана. Считаю, что Кузеев допустил серьёзную ошибку по трактовке кипчакско-половецкого компонента, как раз это и раскрывает, кто такие на самом деле северо-западные башкиры.
Главный вопрос ведь заключается в том, почему они татароязычные? Это чисто умственная конструкция. Этого на самом деле нет. Покойный Радик Сибагатов работал зафкафедрой татарского языка в Башуниверситете. Он проанализировал топонимы, которые есть на северо-западе Башкортостана. А топонимы обычно носят старые названия. Он доказал, что эти наименования уже в 18 веке, иногда в 17 веке были написаны по-татарски, звучали как татароязычные топонимы.
Если бы местный народ говорил на другом языке, более близким к восточным башкирам, то мы увидели такие топонимы. А их нет. Это всё доказывает, что проживающая группа населения на северо-западе уже в те века была татароязычной. Вот есть взгляд Салавата Хамидуллина и его сторонников, они написали толстые тома по истории башкирских кланов, доказывая тем самым, что население северо-запада Башкортостана — это самые настоящие башкиры. Но если посмотреть конкретно исторический материал, то мы видим иную картину. Все хамидуллинские построения притянуты за уши и в научном плане не обоснованы. В северо-запад Башкирии входит целый ряд родов и кланов: буляр, байлар, юрми, ирэкте — икская группа.
Учебный год только начался и я сидел и заполнял учебный журнал. И тут ко мне внезапно подсел Марат. Казань в Татарстане. И потому что так было написано в журнале, который вёл не я. Я просто из года в год переписываю. И потом все знают, что ты татарин. Можем у любого на курсе спросить. А ещё ты сам это всем говорил всегда.. Что скажешь то и напишу.
Кем ты решил стать? Однако, Марат посмотрел на меня как-то очень серьёзно и с лёгким укором. И внезапно достал из внутреннего кармана кителя военный билет и развернул мне чтобы я видел графу "национальность" и тут же сказал: - Я башкир, а не татарин..
Как проходила перепись в Москве? Наименее правдоподобно выглядят итоги переписи в Москве: 9072 тысячи русских, 3418 тысяч людей без национальности и лишь 518 тысяч человек всех других известных национальностей, кроме русских. Среди людей без национальности 2950 тысяч человек — «лиц, в переписных листах которых отсутствуют данные о национальности», — те, кто, скорее всего, не участвовал в переписи; и 362 тысячи «указали другие ответы о национальной принадлежности» — возможно, это люди, которые участвовали в переписи, но по незнанию или намеренно указали несуществующие нации или не поняли вопрос. Еще у 105 тысяч человек «нет национальности». Хотя мы знаем, что эта доля постоянно растет. Общее число трудовых мигрантов в РФ колебалось в последние годы от 7 до 12 миллионов. Это значит, что большинство представителей нерусских народов в Москве остались непереписанными. На основе приведенных цифр мы можем восстановить возможную схему получения этих результатов переписи в Москве: Лично — через переписчиков или Госуслуги — переписалось около половины жителей Москвы. Оставшихся порядка 6-6,5 миллиона зарегистрированных жителей переписали по паспортным данным. Остальные 3 миллиона остались в категории «лиц, не указавших национальность». Русские среди них тоже есть, но лишь около одной трети. Подобные схемы, позволяющие без явно видимых нарушений и фальсификаций получать нужный власти результат, вероятно, использованы в большинстве регионов РФ. Прежде всего, в Петербурге, других крупнейших городах, как Самара, Челябинск, Новосибирск, и в развитых регионах с высокой долей мигрантов: Московская область, Югра... Главный этнолог страны Валерий Тишков ругает организаторов за провальную перепись. И утверждает, что при переписи потеряли не менее 0,5 миллиона татар и не менее 13,5 миллиона русских. Еще в число русских могли попасть до 1,5 млн украинцев, чувашей, финно-угров из пропавших 2,5 млн человек. Еще было массовое переселение из Донбасса в 2014-2015 годах — минимум 0,5-0,7 млн человек. В результате убыль русских в границах 2010 года может получиться 9-10 миллионов. Но часть потерь находится среди «лиц без национальности».
Кто вбивает клин между татарами и башкирами?
Подводя итог, в чем разница между башкирами и татарами, можно добавить, что, несмотря на близость культур и происхождения, у этих народов есть и антропологические различия. — И люди с татарской и башкирской идентичностью видят некоторые различия в языке, культуре, но в целом склонны к осознанию общей истории, этнического происхождения и пространства развития. По социальному положению отличались от прочих групп служилых татар и башкир; они, как и однодворцы, владели землёй на основе поместного права.
Татары и башкиры: чем похожи и отличаются
Между башкирами и татарами существуют значительные культурные и религиозные различия, которые могут повлиять на взаимоотношения между этими этническими группами. 04 сентября 2020 года Центр культуры и кино «Родина» опубликовал на страницах сообществ ВКонтакте и Одноклассники статью «Татары и башкиры. Кто богаче – башкиры или татары? О различиях — татар больше, чем башкир, и проживают они по всей территории России. Главная» Новости» Яем татары отличаются от остальных. Татары не особо жалуют гостей в отличие от башкир.