Новости санкт петербургский императорский университет

Санкт-Петербургский государственный университет — старейший и один из крупнейших и ведущих классических университетов Российской Федерации, основанный в 1724 году.

Скульптуру "Крылатый гений" перед СПбГУ заменят на памятник Сергею Уварову

Старейшему техническому высшему учебному заведению страны, Петербургскому горному университету, исполнилось 250 лет. В 1821 году университет был переименован в Санкт-Петербургский императорский университет.В 1823 году большая часть университета переехала из Двенадцати коллегий в южную часть города за Фонтанку. Представители Санкт‐Петербургского университета совершили визит в город Сыктывкар, где обсудили вопросы поддержки талантливых школьников и целевого обучения в СПбГУ. Санкт-Петербургскому государственному университету исполнилось 300 лет. Санкт-Петербургский государственный университет.

Подпишитесь на рассылку

  • Материалы рубрики
  • Рассылка новостей
  • Владимир Путин переименовал Горный университет в честь Екатерины II - МК Санкт-Петербург
  • Историк Евгений Анисимов представил свою новую книгу и провел лекцию в Кочубей-центре

Горному университету Петербурга вернули имя Екатерины II

Стоит напомнить, что граф Уваров являлся инициатором преобразования в 1819 году главного педагогического института в Императорский Санкт-Петербургский университет.

Памятник в виде летящего ангела с горящим факелом перед главным зданием Санкт-Петербургского государственного университета заменят на монумент Сергею Уварову, который был президентом Императорской академии наук в XIX веке. Он также предложил преобразовать Главный педагогический институт в Императорский Санкт-Петербургский университет, что стало одним из этапов развития нынешнего СПбГУ. Скульптуру «Крылатый гений» перенесут во двор здания Двенадцати коллегий.

СПбГУ — первый университет России — был основан 28 января 8 февраля 1724 года, когда Пётр I издал указ об учреждении Университета и Российской академии наук. Галерея продемонстрирует образ старейшего в России университета с трехвековой историей, который создавали выдающиеся личности, внесшие значительный вклад в укрепление российской государственности, развитие науки, образования и культуры. Галерея ректоров будет располагаться на парадной лестнице здания Двенадцати коллегий рядом с Актовым залом, где проводятся заседания Ученого совета СПбГУ и другие торжественные мероприятия.

Голицына, озаглавленном «Об учреждении Университета в Санкт-Петербурге» и содержащим проект «Первоначальное образование С. Уваровым [10]. Первое время Университет жил по Уставу Главного педагогического института, пока 4 16 января 1824 года в нём не был введён в действие изменённый по обстоятельствам Устав Московского университета [11].

После этого на протяжении своей истории университет неоднократно менял названия: С 1821 по 1914 год он назывался Императорский Санкт-Петербургский университет; 1914 — февраль 1917 года — Императорский Петроградский университет; февраль 1917 — июнь 1918 года — Петроградский университет; июнь 1918 — октябрь 1919 года — Первый Петроградский университет; октябрь 1919 — январь 1921 года — Петроградский университет; январь 1921 — январь 1924 года — Петроградский государственный университет; январь 1924 — апрель 1933 года — Ленинградский государственный университет; апрель 1933 — октябрь 1937 года — Ленинградский государственный университет имени А. Бубнова; октябрь 1937 — февраль 1944 года — Ленинградский государственный университет; февраль 1944 — октябрь 1948 года — Ленинградский ордена Ленина государственный университет; октябрь 1948 — 1969 год — Ленинградский ордена Ленина государственный университет имени А. Жданова; 1969 — январь 1989 года — Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени А. Жданова; январь 1989 — 1991 год — Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет; с 1991 года — Санкт-Петербургский государственный университет [13]. Университетам присвоен особый статус «уникальных научно-образовательных комплексов, старейших вузов страны, имеющих огромное значение для развития российского общества». Согласно закону [15] , СПбГУ получил право выдавать выпускникам дипломы собственного образца с собственной гербовой печатью [16].

Санкт‑Петербургский университет развивает партнерство с Республикой Коми

Императорский Санкт-Петербургский университет — Запрос «ЛГУ» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) Девиз Hic tuta perennat (Здесь в безопасности пребывает). Президент России Владимир Путин присвоил Санкт-Петербургскому горному университету имя императрицы Екатерины II. Президент России Владимир Путин присвоил Санкт-Петербургскому горному университету имя императрицы Екатерины II. "Санкт-Петербургский государственный университет сообщает об изменении цветовой гаммы некоторых зданий вуза.

Историки впервые исследуют неформальные связи элиты, военных и народа в императорском Древнем Риме

Императрица считается основательницей вуза. В 1773 году рукой императрицы был подписан указ об учреждении училища. Но уже после революции вуз был переименован в честь Плеханова.

Согласно одной из версий, современный СПбГУ — преемник так называемого Академического университета , который был учреждён одновременно с Академией наук указом Петра I от 28 января 1724 года. В настоящее время эта версия официально принята руководством университета. Согласно другой версии, современный СПбГУ — преемник Санкт-Петербургского университета, который был создан в 1819 году в результате переименования и последующей реорганизации Главного педагогического института при этом следует иметь в виду, что Главный педагогический институт был восстановлен независимым от Университета уже в 1828 году. За дату основания в этом случае принимается 8 20 февраля 1819 года , стоящая на докладе министра духовных дел и народного просвещения, князя Александра Николаевича Голицына , озаглавленном «Об учреждении Университета в Санкт-Петербурге» и содержащем проект «Первоначальное образование С. С 1821 по 1914 г. Бубнова ; октябрь 1937 г.

Например: author:иванов Можно искать по нескольким полям одновременно: author:иванов title:исследование По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе: исследование разработка оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе: исследование OR разработка оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент: исследование NOT разработка author:иванов NOT title:разработка Тип поиска При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.

Зона для отдыха оборудована всем нужным для путешествия такого типа. Есть места для установки палатки, приготовления еды, а также умывания и других гигиенических процедур. Отдых в кемпинге у петербуржцев пройдет с комфортом. В зоне отдыха есть несколько обустроенных уборных и душевых. Можно приезжать как со своими палатками, так и брать оборудование у администрации. Куда поехать с палатками. Из него открывается живописный вид на Финский залив. На территории есть протяженный пляж, усыпанный песком. Вокруг — свежий лес, по которому можно погулять. Кемпинг оборудован всем необходимым для петербуржцев. Есть место для приема душа, несколько чистых уборных, кухня для приготовления пищи и место для жарки шашлыков. Также имеется зарядная станция для электронных приборов. Поселок Горки на Рощинском шоссе Выборгского района Поехав на отдых с палатками сюда, петербуржцы насладятся живописным видом, выходящим на озеро. Разрешается брать для отдыха собственную палатку любого размера. Также на территории есть специальные домики для гостей.

Что еще почитать

  • Другие новости раздела
  • ОБЪЯВЛЕНИЯ
  • Санкт-Петербургскому горному университету присвоено имя Екатерины II
  • Владимир Путин переименовал Горный университет в честь Екатерины II - МК Санкт-Петербург
  • Санкт-Петербургский Императорский Университет - Saint Petersburg Imperial University -
  • «Будем опираться на наши ценности и историю»

СПбГУ – первый университет страны

Это был один из этапов трехвекового развития Санкт-Петербургского университета, - отметили в пресс-службе. Место установки памятника Уварову предложила коллегия почетных профессоров вуза 21 июня. Также там рекомендовали установить в конце Менделеевской линии скульптуру выпускнику и профессору университета 1865-1890 Дмитрию Менделееву.

Так, в 1827 г. Николай Векман подал прошение об увольнении из академии якобы потому, что он чувствует себя неспособным заниматься медициной. Однако Совет на основании мнения преподавателей постановил, что причина исключительно в нерадении. Воспитаннику не разрешили поступить в писари, что открывало ему путь к гражданской службе, а «употребили в фельдшеры». Во второй половине 1820-х — начале 1830-х гг. По сведениям о выпусках студентов набора 1811-1815 гг.

Особым покровительством Марии Федоровны пользовались два ее первых пансионера - Ф. Депп и С. Лучших выпускников награждали книгами и хирургическими инструментами. Молодые врачи получали от Воспитательного дома капитал, положенный на имя каждого из принятых в академию. Воспитательный дом заботился и о трудоустройстве выпускников, их старались определять на места в учреждениях опекунского совета, где они были обязаны прослужить по назначению не менее 6 лет. Однако скоро штатных вакансий стало не хватать, таких невостребованных воспитанников передавали медицинскому начальству для распределения. Долго не могли получить места выпускники 1816 г. Так, лекарь Андрей Филисов был определен при Александровской мануфактуре подразделение Воспитательного дома , кандидат Кирилл Андреев помещен «при доме», еще двух кандидатов направили в Костромскую и Симбирскую губернии.

В 1820-1830-е гг. Выпускник 1832 г. Александр Маклерой год провел на стажировке в военном госпитале, еще два года находился при Александровской мануфактуре в помощь медикам. Отчаявшись получить штатное место, он попросил уволить его из Воспитательного дома для службы по морскому ведомству, на что немедленно получил согласие. Многие воспитанники Санкт-Петербургского воспитательного дома всю жизнь отдали служению медицине и внесли серьезный вклад в ее развитие. Прежде всего, следует упомянуть о первом пансионере императрицы Марии Федоровны в Медико-хирургической академии Филиппе Филипповиче фон Деппе 1793-1855. Именно по отношению к нему впервые в России прозвучало слово «педиатр». Филипп Филиппович родился 2 октября 1793 г.

Когда Филипп окончил уездную школу в Везенберге, родители, не имея средств к дальнейшему обучению сына, обратились за помощью к императрице Марии Федоровне. По ее повелению Депп был принят в Санкт-Петербургский Воспитательный дом. В 1805 г. Филипп Депп оказался самым способным учеником этого класса, и Мария Федоровна до конца своих дней гордилась им, считая Деппа наглядным примером справедливости своих педагогических взглядов. Окончив гимназию, но оставаясь под патронажем Воспитательного дома, Депп поступил в Медико-хирургическую академию. Он окончил ее в 1814 г. Далее была недолгая служба ординатором в Мариинской больнице для бедных. Шла война с Наполеоном, и Депп обратился к императрице с просьбой принять его добровольцем в Русскую армию.

С 11 марта 1815 г. Депп находился в походах во Франции, Германии и Польше. Вначале он служил в госпитале, затем был прикомандирован к главной квартире фельдмаршала Барклая-де-Толли. Депп возвратился в Санкт-Петербург, чтобы продолжать службу в Мариинской больнице. В 1816 г. В 1817 г. В 1821 г. Депп удостоился ордена св.

Владимира 4 степени, в 1827 г. Анны 2 класса. В 1823 г. В 1829 г. По существу, именно здесь была создана первая в России детская больница, правда, пока только для нужд самого Воспитательного дома. Бичом Воспитательного дома были детские инфекции, изучению их эпидемиологии и течения Депп уделял особое внимание, определяя длительность заразного и инкубационного периодов при кори, скарлатине, дифтерии и многих других детских инфекциях. При Воспитательном доме Депп открыл первую детскую амбулаторию «для приходящих детей», где независимо от сословий ежедневно вел прием всех, кто обращался за помощью. Еще не существовало понятия «лейб-педиатр», но Деппа нередко приглашали ко двору для лечения детей августейших особ.

В то время ещё отсутствовала кафедра детских болезней в Медико-хирургической академии. Санкт-Петербургский воспитательный дом стал тем местом, где врачи столицы могли специализироваться в области педиатрии. В середине XIX века в стенах Воспитательного дома начинали свою педиатрическую карьеру многие практикующие врачи Петербурга. За особые заслуги на посту главного доктора Воспитательного дома, масштабную научную и просветительскую деятельность, существенный вклад в борьбу с эпидемией холеры 1831 г. Медицинский совет Медико-хирургической академии присудил Деппу высшее ученое звание «доктор медицины и хирургии». Он был возведен в ранг придворного доктора, ему было пожаловано имение Муромницы в Ямбургском уезде Петербургской губернии. В 1841 г. Скончался он в 1855 г.

Главным помощником Филиппа Филипповича долгие годы оставался его однокашник по Воспитательному дому и Медико-хирургической академии, детский врач Александр Никитич Никитин 1793—1858 , один из основоположников петербургской педиатрической школы. После выпуска из академии был определен на службу в грудное отделение Санкт-Петербургского воспитательного дома. Однако вскоре по распоряжению императрицы был переведён лекарем в одно из подразделений Воспитательного дома — Александровскую мануфактуру. Здесь А. Никитину пришлось иметь дело с подростками, изучая специфику физиологии и заболеваемости в этом возрасте. Это был уникальный опыт системы патроната, когда детей Воспитательного дома до достижения ими семилетнего возраста за плату размещали в специально подобранные крестьянские семьи Петербургской губернии. Тщательно отбирались семьи, их обучали уходу и воспитанию, а затем постоянно контролировали состояние здоровья и развитие малышей. Для заболевших детишек, находящихся под опекой «деревенской экспедиции», по всей губернии была создана сеть лазаретов.

К сожалению, эта система после смерти Деппа была разрушена. Позже ее восстанавливали вновь. Всего А. Никитиным было издано 62 труда, 16 из которых — переводы французских и немецких авторов. Оставил большое количество сочинений по различным направлениям медицины, в том числе: «Врачебный словарь, изъясняющий принятые в медицине греческие и латинские термины с прибавлением кратких биографических очерков известных древних врачей» 1835 , «Болезни рабочих с указанием предохранительных мер» 1847 , «Диетика беременных, родильниц и детей» 1846 , «Наставление о пособии больным до прибытия врача» 1846 , «Популярная диетика, или указание средств к сохранению здоровья» 1851 , «Исторический очерк введения, водворения и развития оспопрививания в разных странах» «Друг здравия», 1855. В сентябре 1832 г. Никитин стал одним из учредителей Общества русских врачей в Санкт-Петербурге и первым его секретарём. В 1834 г.

Медико-хирургическая академия без экзамена присудила ему степень доктора медицины. В 1848 г. Скоропостижно скончался 22 июня 4 июля 1858 г. Фельдшер Иосиф Ионович Ионин 1802 - 1868 в 1821 г. Вскоре главный доктор дома попросил устроить Ионина на вакансию младшего фельдшера «в приносном отделении». В 1826 г. Сначала он делал прививки в Петербургской губернии, а в 1827-1830 гг. В 1843 г.

Распространил оспопрививание и между горцами, заслужив их полное доверие. В 1846 г. В 1863 г. Станислава III степени. Совершенно очевидно, что первым и крайне важным шагом к успехам медиков — воспитанников Воспитательного дома послужило обучение в Латинских классах и прочный фундамент полученных знаний, прежде всего, анатомо-физиологических. Училище повивальных бабок или Повивальный институт Одновременно с Воспитательным домом, согласно Генеральному плану, был открыт Родильный госпиталь на 20 коек, где анонимно оказывалась акушерская помощь всем без исключения родильницам.

Попечитель Петербургского учебного округа Делянов остался крайне недоволен приговором: он показался ему слишком мягким. В архивном деле сохранилась его записка: «По мнению моему, открыл рот, так и виноват, разве будет положительно доказано, что открыл его для того, чтобы прекратить беспорядок». Однако приговор университетского суда пересмотру не подлежал… Любопытно, как сложились судьбы участников этой истории. Роберт Ленц продолжил преподавать в Университете. Впоследствии он получил степень доктора, стал заслуженным профессором. Таким образом доказал, что не только протекция отца была основанием для его удачной научной карьеры. Отдав более сорока лет науке, он приобрел известность не только как физик, но и как организатор международных полярных станций, член Русского географического общества, управляющий Экспедицией заготовления государственных бумаг. Его «оппонент» Сергей Неклюдов окончил физико-математический факультет, затем поступил на юридический, получил степень кандидата права. В течение 36 лет состоял почетным мировым судьей, занимался адвокатской практикой. На рубеже XIX — XX веков выступил одним из организаторов земского движения, входил в состав «Союза 17 октября», был членом Государственного совета. Иван Делянов в 1882 году был назначен министром народного просвещения. При нем был подготовлен и введен в действие новый университетский устав, среди прочего отменявший само существование университетского суда, решением которого по делу Неклюдова Иван Давыдович был так недоволен… Газетный зал «Жители столицы неоднократно обращались с просьбами к СПб. Драчевскому заступиться за пассажиров конок и трамвая, зябнущих в вагонах, железные ручки которых не обвернуты сукном и сидения лишены покрывал… С 10 декабря вагонные ручки были обернуты сукном; что же касается суконных покрывал, то, по отзыву исполнительной комиссии, таковые были уничтожены еще с 1904 года.

Санкт-Петербург В Петербурге сегодня открыли памятник министру народного просвещения Российской империи Сергею Уварову. Фигуру ученого авторства Салавата Щербакова установили перед главным входом в здание Двенадцати коллегий. Раньше на этом месте почти 20 лет простоял памятник Универсанту. Среди студентов СПбГУ даже была примета: чтобы успешно сдать экзамен, нужно потереть пятку гению.

Скульптуру "Крылатый гений" перед СПбГУ заменят на памятник Сергею Уварову

Министр юстиции принял участие в открытии галереи портретов ректоров Санкт-Петербургского государственного университета, 9 февраля 2024.

Исследование охватит почти три века древнеримской истории - с последней четверти I в. Ранее эта эпоха, называемая историками принципатом, в подобном контексте не изучалась. Отмечается, что исследование позволит лучше понять влияние рассматриваемых социальных групп на политическую жизнь Древнего Рима императорской эпохи, даст более подробную и реальную картину жизни римского общества в периоды как спокойствия, так и во время военно-политических кризисов.

Классика не стареет: об учреждении Санкт-Петербургского государственного университета 20. Сам Санкт-Петербургский государственный университет официально считает своим Днем Рождения — 8 февраля 1724 года, когда Петр I издал указ об учреждении Академии наук и Академического Университета. Этой же точки зрения придерживаются многие петербургские историки. Однако существует еще одна дата, которую можно считать днем учреждения одного из старейших университетов нашей страны. Современный СПбГУ также называют преемником Санкт-Петербургского университета, который был основан в 1819 году после реорганизации Главного педагогического института. Сам же Педагогический институт был образован из Учительской семинарии, основанной еще в 1786 году. Согласно этой версии, день основания Санкт-Петербургского государственного университета — 20 февраля 8 февраля по юлианскому календарю. Этим числом был датирован доклад министра духовных дел и народного просвещения князя А. Голицына «Об учреждении Университета в Санкт-Петербурге». Во время доклада был представлен проект «Первоначальное образование С. Конечно, дело не обошлось без личного указа императора Александра I, который настоял на том, чтобы Педагогический институт переименовали в Университет, как ему и должно было называться, ведь программа учебного заведения была объёмной и глубокой. Первое время университет продолжал жить по уставу Главного педагогического института, однако в январе 1824 года был взять за основу Устав Московского университета, а самому учреждению присвоили звание Императорского. Еще во времена Педагогического института в учебном заведении сформировалась сильная база преподавателей. В период с 1758—1765 ректором Академического университета был М. Лекции по политической экономии читали М. Балугьянский, А. Куницын, М.

Кандидатская степень отменялась, выпускники успешно сдавшие государственные экзамены получали диплом I или II степени. А вот введение системы гонорара, когда студенты помимо суммы в пользу университета, вносили суммы из расчета 1 рубль за недельный час в среднем 50 рублей в год в пользу, тех преподавателей, чьи лекции или занятия посещали, себя не оправдало, хотя, она вроде бы и была направлена на улучшение материального положения профессуры. На практике она тормозила расширение преподавания, поскольку влекла за собою увеличение гонорара, противореча более чем скромным материальным возможностям большей части студентов. Должности штатных доцентов упразднялись, вместо них поощрялось развитие приват-доцентуры, причем последние получали право читать параллельные курсы, создавая тем самым научное соревнование на факультете. Фактически, устав 1884 г. Факультеты стали также составлять несколько учебных планов для разных специальностей, которые студенты могли выбирать. Кроме того, студентам была предоставлена возможность прохождения курса по индивидуальным учебным планам и возможность слушать лекции на других факультетах. Университетский суд был ликвидирован и надзор за студентами поручался специальной инспекции, во главе с инспектором, назначаемым опять-таки министром. В отличии от системы преподавания и экзаменов структуру факультетов Петербургского университета устав затронул незначительно. На историко-филологическом факультете кафедры греческой и римской словесности были слиты в одну — классической филологии, введена новая кафедра географии и этнографии, которая, впрочем, скоро в 1887 г. На физико-математическом факультете количество кафедр было сокращено до 10 путем слияния кафедр физики и физической географии и кафедр минералогии и геологии. На юридическом факультете устав 1884 г. На факультете восточных языков количество и состав кафедр остались прежними. Во второй половине 1880-ых — 1890-ых гг. На кафедре физики до 1901 г. Петрушевский, его приемником стал И. Боргман, автор более 100 работ в области электричества, главным образом, по электропроводимости газов. Крупной заслугой Боргмана стала постройка нового здания Физического института, который был первым учреждением подобного рода в России. На средства, отпущенные министерством народного просвещения в 1899 г. В начале 1901-1902 учебного года состоялось его торжественное открытие. В новых просторных помещениях в течении 1904-05 уч. Вторым профессором физики был О. Хвольсон, занимавшийся разными вопросами теоретической и экспериментальной физики. Наиболее его замечательное исследование относится к вопросу диффузии света, который он разобрал, применив метод интегральных уравнений задолго до того, как теория этого метода была развита. В разные годы Хвольсон читал курсы механической теории тепла, оптики и теории потенциала. Плодом его многолетней научно-педагогической деятельности явился многотомный курс физики, выдержавший несколько переизданий и переведенный на немецкий, французский и испанский языки. В области математики к 1890-ым гг. Сохоцкого и Г. Вороного, посвященные теории алгебраических чисел. В трудах последнего были заложены основы современной геометрической теории чисел. В 1894 г. Гюнтера, автора ряда исследований по общей теории дифференциальных уравнений и по математической физики. Кафедру астрономии с начала 1880-ых гг. Глазенап, основоположник астрофизики в России. Широкую известность получили его исследования о двойных и переменных звездах. Благодаря усилиям Глазенапа при университете была организована астрономическая лаборатория и возникло Русское астрономическое общество, начавшее издание первого на русском языке научного астрономического журнала. Химические кафедры после ухода из университета Менделеева и Бутлерова заняли Д. Коновалов и Н. Меншуткин стал организатором создания и строительства новой химической лаборатории, которая была открыта в октябре 1894 г. По своему техническому оснащению она считалась одной из лучших в Европе. В 1891 г. Тищенко и А. В начале 1890-ых гг. Шимкевич и В. Шевяков — яркие представители нового поколения ученых — молодые, энергичные, интересующиеся последним словом науки. Они образцово поставили педагогический процесс на своих кафедрах, ввели практикумы и воспитали многих учеников. С 1891 по 1895 гг. В 1886-1897 гг. Лесгафта, который читал курс анатомии. Его лекции воспринимались как прокладывающие новые пути в науке о жизни человека и были популярны не только среди естественников, но и среди студентов других факультетов. После ухода Сеченова из университета заведующим физиологической лабораторией стал его ученик Н. Введенский, который продолжил разработку и развитие проблемы нервного торможения рефлексов. Наибольший ущерб устав 1884 г. Было отменено деление историко-филологического факультета на три отделения: историческое, славяно-русское и классическое. Министерство, ссылаясь на недостаток учителей древних языков для гимназий, усиленно насаждало классицизм в историко-филологическом образовании. Древние языки, древняя история и мифология объявлялись основными предметами на протяжении всех 4 лет обучения. Примечательно, что даже сами антиковеды выступали против преувеличения роли древних языков в преподавании. Декан историко-филологического факультета И. Перестройка историко-филологического факультета имела следствием отлив студентов, так если в 1884 г. Угроза дезорганизации учебной работы историко-филологического факультета, уменьшение числа студентов, явное недовольство профессоров, принудили министерство в 1889 г. В том же году были восстановлены обязательные полу курсовые экзамены на всех факультетах. Но даже в этих условиях на историко-филологическом факультете продолжали работать значительные научные силы и появлялись талантливые молодые преподаватели. С 1888 г. Платонова в области изучения русской истории. Его работы по истории Московского государства конца XVI — начала XVII века по-новому трактовали ряд ключевых проблем этого периода опричнина, экономический кризис, социальный характер восстания Болотникова, нижегородское ополчение и др. Немалым успехом пользовались и доходчивые и впечатляющие лекции Платонова, выдержавшие 10 переизданий. С 1890-ых гг. В области истории древнего мира и классической филологии работали В. Ернштедт, И. Помяловский, В. Латышев, П. Никитин, Ф. Кафедру истории искусства занимал с 1887 по 1897 гг. Кондаков, имевший много учеников. В самом конце XIX века началась педагогическая деятельность представителей нового поколения отечественных антиковедов — М. Ростовцева и С. Важным элементом в подготовке молодых преподавателей продолжали оставаться заграничные командировки. Например, Ростовцев на средства министерства народного просвещения в 1895-98 гг. В области преподавания филологических дисциплин А. Веселовскому удалось добиться открытия романо-германского отделения, вместо кафедры всеобщей истории литературы, представлявшей из себя на деле подсобную для русской литературы дисциплину. Отделение, преподавателями которого стали Ф. Батюшков, Р. Ланге, Ф. Браун, сделало изучение западноевропейских языков и литератур самостоятельной специальностью. По инициативе же Веселовского в 1885 г. На кафедре русской литературы работали известные исследователи творчества Пушкина и других русских писателей — П. Морозов, И. Жданов, С. На кафедре сравнительного языкознания с 1891 г. Булич, а в 1901 г. Бодуэн де Куртенэ, создавший научную школу исследователей-лингвистов, из которой вышло немало известных ученых. Кафедру философии занимал известный философ-неокантианец и логик, прекрасный лектор А. Введенский, здесь же начинали преподавание крупные в будущем философы И. Лапшин и Н. На юридическом факультете, наряду с маститыми профессорами появились молодые ученые. С 1895 г. Туган-Барановский, один из видных представителей, так называемого легального марксизма. Лекции по курсу уголовного права читали И. Фойницкий и А. Жижиленко, а в 1897-98 гг. Кафедру энциклопедии и философии права занимал Л. Петражицкий, стремившийся внести в правоведение психологический анализ. На кафедре статистики началась деятельность И. Кауфмана, крупнейшего специалиста по вопросам денежного обращения России и иностранных государств, знатока финансов и банковского дела. Юридический факультет был самым большим по количеству студентов. Поэтому неудивительно, что среди его выпускников и студентов того времени можно найти немало известных деятелей отечественной культуры. Здесь учились художники и искусствоведы А. Бенуа, Н. Рерих, В. Поленов, И. Билибин, М. Врубель, И. Грабарь, М. Добужинский, С. Дягилев; композиторы А. Глазунов, И. Стравинский, и многие другие. Весной и осенью 1891 г. Сергеевича, сдавал государственные экзамены В. Ульянов Ленин. На этом же факультете в 1899-1904 гг. Университетские дипломы юриста открыли для них возможность адвокатской практики, ставшей началом политической карьеры обоих крупнейших политических деятелей России начала XX века. Факультет восточных языков в последние десятилетие XIX века становится крупнейшим центром ориенталистики в России. Несмотря на то, что министерство отдавало предпочтение чисто практическим задачам — подготовке чиновников, владеющих языками, профессора факультета сумели расширять и углублять, именно, научную деятельность. Идея гармоничного сочетания научных и практических целей была сформулирована еще в 1884 г. В эти годы здесь преподавали иранист и тюрколог И. Березин, знаток монгольских языков К. Голстунский, специалист по истории Средней Азии и археолог Н. Веселовский, буддологи С. Ольденбург и Ф. Щербатской, знаток персидской словесности В. К концу столетия выкристаллизовалась новая самостоятельная дисциплина — восточное языкознание, первым представителем которого был П. Большая заслуга в развитии факультета принадлежала В. Розену, бывшему деканом с 1893 по 1902 г. Научные общества, существовавшие при университете являлись центром притяжения лучших творческих сил страны. На заседаниях Русского физико-химического общества выступали с докладами как университетские ученые, так и известные изобретатели Яблочков и Ладыгин. Попов продемонстрировал действие первого в мире радиоприемника, осуществившего прием сигнала без проводов. Эта дата стала отмечаться в нашей стране как День радио. Общество естествоиспытателей, в 1893 г. За эти годы оно провело серию экспедиций на Север России, где создало Соловецкую биологическую станцию; в бассейн Аральского и Каспийского моря, на Алтай, создало Крымский Комитет и Комиссию по исследованию Санкт-Петербурга и его окрестностей. В 1901 г. В этот период возникли и новые научные общества. В начале 1888 г. Председателем общества стал профессор геологии А. Иностранцев, получивший известность и как исследователь первобытного человека. В 1889 г. Юридическое общество имело в своем составе более 400 членов. Несмотря на недостаток, отпускаемых средств продолжали пополняться существующие кабинеты и музеи и были организованы новые. При кафедре географии и этнографии возник соответствующий кабинет, в 1892 г. Главной своей задачи — прекращение студенческих волнений в университете, устав 1884 г. Все эти меры толкали определенную часть студенчества на путь нелегальной, революционной борьбы с правительством. Весной 1886 г. Добролюбова, в которой несмотря на запрет приняло участие более 1,5 тысяч студентов. Ульянов и еще 10 студентов Петербургского университета были арестованы за подготовку покушения на Александра III. Это вызвало новые репрессии по отношению к университетам в целом, и к Петербургскому университету в частности. Было постановлено принимать в Петербургский университет, за исключением факультета восточных языков, только выпускников гимназий Петербургского учебного округа, плата за обучение повышена до 100 рублей в год. Студенческое научно-литературное общество, секретарем которого был А. Ульянов, по приказу министра было закрыто. Наибольшую печальную известность получил циркуляр от 18 июня 1887 г. Следует заметить, что это касалось только лиц, исповедующих иудаизм, так как в дореволюционной России понятие национальности заменялось вероисповеданием. Крупные выступления студентов Петербургского университета прошли в декабре 1887 г. Ветровой, покончившей собой, не вынеся издевательств тюремщиков. События 8 февраля 1899 г. На сходках и в прокламациях студенты требовали свободы слова, собраний, неприкосновенности личности, наказания полицейских чинов за избиения студентов. Царское правительство усиливало репрессии, началось широкое наступление на передовых преподавателей, сочувственно относившихся к студенческим требованиям. Еще в 1890 г. Менделеев, передавший министру студенческую петицию. Летом 1899 г. Книпович, С. Кареев, И. Гревс и др. В знак протеста подал заявление об отставке всемирно известный математик, академик А. Впервые рабочие поддержали студенческое движение. При разгоне демонстрации полицией и конными казаками несколько человек было убито, более 100 ранено, избито, изувечено, 1050 арестовано. Недальновидная и непоследовательная политика правительства в университетском вопросе вела к тому что, студенческое движение, начавшись в 1899 г. В это время происходило политическое размежевание студентов, университет становился ареной политической агитации различных партий. Были среди студентов и лица, разделявшие крайне правые, даже черносотенные взгляды, в их среде возникла осенью 1903 г. Среди преподавателей значительно популярна была партия конституционалистов-демократов, многие профессора Петербургского университета М. Ростовцев, Н. Кареев были ее активными членами. После событий 9 января 1905 г. Петербургский университет, как и другие высшие учебные заведения, был закрыт. Только 7 февраля студенты получили разрешение на общеуниверситетскую сходку. В актовый зал собралось около 5 тысяч человек, среди которых были и представители профессуры, курсистки, студенты других учебных заведений. Они отменяли некоторые, наиболее одиозные статьи устава 1884 г. При выборах большинство получили опять-таки радикально настроенные студенты. В дни всеобщей октябрьской политической забастовки в университете проходили многочисленные митинги и собрания, в которых участвовали уже не только студенты. Тем не менее 18 октября после издания известного манифеста от 17 октября 1905 г. Таким образом, в 1905 г. События 1905 г. Но в реальных условиях России того времени, когда значительные слои общества принимали в ней участие, а студенчество, начиная со второй половины XIX века было одной из наиболее активных общественных сил, иначе быть не могло. И именно их выступления, так же, как и куда менее радикальные протесты профессоров, позволили вырвать у правительства эфемерную автономию. Соединяющим универсанта того времени и универсанта XXI века остается, пожалуй, только блистательный пейзаж, обрамляющий этот участок василеостровской суши: величественная Нева с дворцами по обоим берегам, монументальное здание Коллегий с университетским двором. Только во дворе, огражденном деревянным забором, вместо нынешних зданий теснились конюшни, поленницы дров, деревянные домики служителей. До реконструкции здания Коллегий в 1834—1838 гг. Педагогический институт и университет занимали лишь часть его: четыре коллегии со стороны Невы и еще несколько помещений. В остальной части здания размещался архив Сената, квартиры сенатских чиновников, архивы Адмиралтейств-коллегии и Синод. Университетские ворота со стороны Невы запирались на ночь для ограждения спящих студентов от «лихих людей», а мостовую перед воротами скупо освещал единственный фонарь, за который Правление университета аккуратно выплачивало деньги Городской думе. Внутренние помещения и галерея второго этажа тогда еще открытая освещались свечами. Один из служителей — отставной солдат — должен был, по инструкции, постоянно дежурить, обходя здание, для «бережения от огня». Слава богу, серьезных пожаров в университете не было. Каким же был облик петербургского студента и его образ жизни 150—200 лет назад? Статус студента первой половины XIX века был переходным. Право скорее воображаемое или отложенное до окончания университета на «благородство» подкреплялось фактом соотнесения университетских ученых степеней — студента, кандидата, магистра — с классными чинами. Между прочим, «студент» «действительный студент» по законодательству первой половины XIX века — первая ученая степень, она присваивалась оканчивающим курс, но назывались так и все учащиеся. Окончивший университет кандидатом с написанием научной работы и ее публичной защитой мог рассчитывать вступить в службу с чином XII и даже X класса, дающим личное дворянство. Образ «благородства» поддерживался вежливым обращением со студентами, большинство из которых были выходцами из духовного звания, неупотреблением телесных наказаний зато по указу 1811 г. И все-таки мыслимые блага ожидали студента не в настоящем, а в будущем, зато исключение из университета делало его маргиналом в российском обществе: ни вернуться в духовное звание, ни дотянуться до «благородного сословия» он не мог. Сказанное относится к большинству студентов Петербургского университета 1800-1830-х гг. Перелом в соотношении: казеннокоштные — своекоштные наступил лишь в следующее десятилетие. В это же время в аудиториях появляются студенты из дворян. Много ли было в университете студентов? В Педагогический институт было проведено четыре набора казеннокоштных студентов, примерно по 100 человек каждый, но первый 1804 и второй 1806 г. Последний набор студентов Педагогического института 1816 г. Что касается своекоштных студентов, то в 1819 г. С 1819 по 1837 г. Численность студентов стремительно возрастает в 1830-е гг. В 1835 г. Этот рост продолжался до 1848 г. За первые три года реформ Александра II численность студентов снова приблизилась к 600. Уникальность положения Петербургского университета состояла в том, что в течение длительного времени он был самым многонациональным по составу студентов. Доля юношей с русскими фамилиями, вероятно, не составляла и половины студентов. Много было немцев: как «коренных», петербургских, так и выходцев из остзейских губерний. Благодаря учреждению специальных стипендий, здесь учились небольшие группы «иностранцев»: сербов и уроженцев Дунайских княжеств, состоявших под протекторатом Империи. Только в Петербургском университете существовала кафедра молдаво-валахского языка. С 1810-х гг. Однако самым многочисленным из национальных сообществ в университете было польское. Не боясь ошибиться, можно утверждать, что каждый третий студент 1830-60-х гг. Причина состояла в том, что после восстания 1830-1831 гг. Виленский и Варшавский университеты были закрыты, а проводимая Николаем I политика русификации в том и заключалась, чтобы «оторвать» польское юношество от национальных корней. При этом диплом европейского университета не давал права поляку вступить в российскую службу, ему приходилось выбирать между российскими университетами. Университет и военно-учебные заведения играли, и довольно успешно, роль механизма русификации. Прагматическая цель отправления поляков на учебу в Петербург состояла в том, что здесь были открыты две кафедры польского законоведения, ориентированные на подготовку юристов-практиков. В конце 1850-х гг. За польскими стипендиатами устанавливался более строгий надзор: выезжая домой на каникулы, они обязаны были получать специальное разрешение, а возвращаясь — привозить свидетельство о поведении от местных властей. В случае прекращения стипендии и отсутствия других материальных источников, польским студентам трудно было рассчитывать удержаться в университете. Судьба таких студентов часто заканчивалась трагически. Это произошло, например, с Осипом Петрицей, который лишился стипендии и был исключен за неуплату. Следствие выяснило, что этот студент, проучившись год на стипендию Виленского учебного округа, был исключен из числа стипендиатов из-за недостатка вакансий.

В СПбГУ объяснили причину замены «Крылатого гения» на памятник имперскому министру

9 февраля в Санкт-Петербургском государственном университете состоится торжественная церемония открытия галереи ректоров Императорского университета, Петроградского университета, Ленинградского государственного университета и СПбГУ. Санкт-Петербургский Императорский университет относится к числу 12-ти Императорских университетов, созданных и действовавших не территории Российского государства. Санкт-Петербург. Солидный юбилей: Санкт-Петербургский государственный университет отмечает 300-летие. 8 фев, 10:26 В России Эфирная новость 387 0. Санкт-Петербургский университет – альма-матер для огромного количества выдающихся ученых и государственных деятелей. Торжественная церемония открытия галереи портретов ректоров Императорского университета, Петроградского университета, Ленинградского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета.

Императорский Санкт-Петербургский университет

Функционировал по специально созданному документу «Первоначальное образование С. В 1821 году Университет получил наименование «Императорский». С 1819 по 1835 гг. Являлся открытым высшим учебным заведением, дающим законченное академическое образование и центром развития фундаментальных наук. Находился в ведомстве Министерства народного просвещения. Передан в ведение Народного комиссариата просвещения на основании декрета СНК от 5 июня 1918 года.

Состав документов: Высочайшие указы и указы Сената 1820; 1822; 1825—1860; 1864—1866; 1876—1911 гг. Уставы Университета 1835; 1863; 1884 гг. Журнал и протоколы заседаний правления, конференции и совета Университета 1819—1917 гг. Главные книги 1819—1827; 1864—1866; 1875; 1885; 1895; 1905; 1916 гг. Переписка об учреждении строительного комитета; журналы заседаний комитета 1821—1825; 1837—1839; 1892—1895; 1901—1904; 1913—1918 гг.

Журналы заседаний факультетов; учебные программы, расписания лекций; переписка об открытии и деятельности факультетов и кафедр, о введении новых курсов, ежегодные обзоры преподавания по факультетам и Университету в целом 1819; 1823—1925 гг. Протоколы испытаний на степень магистра и доктора наук; переписка о научно-исследовательских работах; протоколы публичных диспутов на соискание учёных степеней; диссертации, в т. Менделеева, П. Чебышева, Н.

После того как А.

Щедрин закончил переделку здания Двенадцати коллегий, университет вернулся на прежнее место. Его церковь была размещена над главным входом с Университетской линии. Она заняла на верхнем этаже сводчатый зал в шесть окон и была освящена 29 июня 1837 года епископом Псковским Нафанаилом Павловским во имя первоверховных апостолов Петра и Павла , покровителей Санкт-Петербурга. Первым настоятелем был определен о. Павел Солярский , который также преподавал в университете богословие.

Иконы в одноярусном иконостасе из белого стюка написал на медных и кипарисных досках академик П. Шамшин, лепку исполнил Е. Кисти Шамшина принадлежали и двенадцать живописных вставок на стенах с изображением пророков, евангелистов и апостолов. Ко дню освящения князь М. Дондуков-Корсаков, попечитель учебного округа, подарил две картины: "Святое семейство" итальянской школы и "Страсти Христовы" голландского мастера, а купец В.

Пивоваров, 20 лет бывший церковным старостой, - богатую утварь из золоченого серебра, в том числе дарохранительницу в виде готического храма, кресты, Евангелие, плащаницу и три бронзовых паникадила. В 1849 году он поставил на главном фасаде кресты, а на дворовом фасаде повесил на кронштейнах колокола.

В настоящее время эта версия официально принята руководством университета. Согласно другой версии, современный СПбГУ — преемник Санкт-Петербургского университета, который был создан в 1819 году в результате переименования и последующей реорганизации Главного педагогического института при этом следует иметь в виду, что Главный педагогический институт был восстановлен независимым от Университета уже в 1828 году. За дату основания в этом случае принимается 8 20 февраля 1819 года , стоящая на докладе министра духовных дел и народного просвещения, князя Александра Николаевича Голицына , озаглавленном «Об учреждении Университета в Санкт-Петербурге» и содержащем проект «Первоначальное образование С. С 1821 по 1914 г.

Бубнова ; октябрь 1937 г. Жданова ; 1969 г.

Лекции по политической экономии читали М. Балугьянский, А. Куницын, М. Статистику и географию вели К. Герман и К. Области истории и философии были отмечены такими именами, как А. Галич и Э. Изначально у университете было всего три факультета: историко-филологический, философско-юридический и физико-математический.

Интересно, что все эти факультеты объединяли смежные области знаний, а следовательно, захватывали обширные темы для изучения. Чуть позже к этому списку добавился факультет восточных языков. Первое и сегодня главное здание университета — здание Двенадцати коллегий на нынешней Университетской набережной. В 1818 году в университете начались перемены. Факультеты разделили на узкие специализации. Первый набор во вновь восстановленный университет был всего 27 человек. Зато к 1829 году в составе высшего учебного заведения Санкт-Петербурга обучались уже 132 студента. В университете учились три года, каждый день, слушая по 3-4 двухчасовые лекции. Занятия студенты посещали в специальной форме: синий мундир с красным воротником и петлицами, а еще фуражка с малиновым околышком.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий