В России с 2021 года действует прогрессивная шкала налогообложения.
«Пощипать» богатых? В России после выборов задумали повысить налоги
Эксперты считают, что повышение налогов может повлечь за собой серьезные проблемы для российской экономики 27 апреля 2024 3 мин. Аналитики Института комплексных стратегических решений провели опрос среди предпринимателей и выяснили, как они относятся к такому решению. Власти уже довольно долгое время обсуждают повышение налогов в стране. Правительству необходимо решить сложные задачи, которые требуют огромного финансирования, поэтому увеличение доходов выглядит весьма привлекательным. С помощью дополнительных средств власти смогут обеспечить безопасность страны, профинансировать различные национальные проекты, а также улучшить социальные условия граждан. Опрос предпринимателя позволил узнать, что многие предприниматели весьма негативно относятся к повышению налогов. В нем приняли участие более 1500 бизнесменов из многих регионов страны. Большая часть опрошенных жалуется на то, что в последние годы налоговая нагрузка значительно увеличилась.
Справочно: фиксированным платежом также называют платёж, размер которого не зависит от общей величины облагаемой базы.
В данном случае все плательщики вносят в бюджет одинаковую сумму, а не одинаковый процент от базы. Примером такого платежа могут служить страховые взносы для ИП , которые не ведут предпринимательскую деятельность либо доходы которых не превышают 300 тыс. Каждый из них обязан перечислить за себя в бюджет фиксированную сумму. Пропорциональный налог имеет ряд преимуществ перед прогрессивным налогом: Одно из главных преимуществ — простота расчёта. Для определения суммы налогового платежа достаточно знать только один показатель — величину базы. Это значительно снижает вероятность ошибок при расчёте, экономит время и ресурсы всех участников — налоговых инспекций, плательщиков и агентов. Пропорциональный налог стимулирует выводить доходы из тени: при достаточно низкой ставке налога его уплата становится экономически более выгодной, чем выплата «серого» дохода. Это способствует сокращению теневой экономики и увеличению поступлений в государственный бюджет.
Кроме того, такой налог снижает число случаев уклонения от уплаты налогов и, как следствие, уменьшает издержки на администрирование со стороны налоговых органов. Фактически пропорциональный налог — это система налогообложения, при которой происходит ослабление налогового бремени с ростом доходов, что стимулирует экономическую активность. Основные различия между прогрессивным и фиксированным налогом Одно из основных отличий между прогрессивным и фиксированным налогом заключается в порядке определения суммы налогового платежа в бюджет. При фиксированном налогообложении эта сумма возрастает прямо пропорционально росту базы налогообложения, поскольку необходимо уплачивать в качестве налога одинаковую долю. Прогрессивный налог же предполагает рост налоговой ставки «ступенями»: чем больше доход, тем выше налоговая ставка. При превышении установленного порога порогов увеличивается доля, которую необходимо уплатить в бюджет. Особенности прогрессивной системы налогообложения в России В России прогрессивная система установлена для налога на доходы физлиц и транспортного налога. Так, налоговая ставка: в отношении НДФЛ повышается, если величина доходов в течение года превышает 5 млн рублей в отношении транспортного налога увеличивается в зависимости от мощности двигателя транспортного средства Также региональные и местные власти имеют возможность ввести прогрессивную шкалу для налога на имущество , когда ставка повышается в зависимости от кадастровой стоимости облагаемого объекта.
Так, доходы резидентов РФ зарплата, от долевого участия и др.
Минимальные оценки предполагают, что изменения шкалы НДФЛ будут предусматривать некоторое снижение налоговых ставок для групп населения с низкими доходами. Если налоговая реформа затронет другие налоги и обязательные платежи, например социальные взносы, либо если параметры НДФЛ и налога на прибыль изменятся кардинальным образом, суммарный эффект реформы может оказаться более существенным — в некоторых разумных сценариях можно говорить о 2,0—2,5 п. Однако такая перспектива оценивается АКРА как менее вероятная. Предельная ставка — доля уплачиваемого налога в последнем рубле налоговой базы самая высокая ставка, по которой платит конкретный налогоплательщик при прогрессивной шкале налога. Справедливость налогообложения и уровень налоговой нагрузки на труд определяются не только НДФЛ, но и другими налогами и обязательными платежами, а также системой социальной поддержки Налоги на труд в широком смысле помимо НДФЛ включают в себя социальные взносы. Если бы цель налоговой реформы формулировалась как введение плоской шкалы для суммы трудовых налогов, то можно было бы увидеть, например, неизменные ставки для доходов в размере до 2 млн руб. Это так называемый налоговый клин — доля налогов на труд в общих затратах работодателя на труд.
Рисунок 5. Получается более низкая по сравнению с текущей ставка для низких и средних доходов, близкая к действующей сейчас ставка для доходов в 2—4 млн руб. Эти примеры показывают, что вопросы прогрессии налогов и уровня налоговой нагрузки важно обсуждать в более широком контексте, чем только шкала НДФЛ. Более того, на доходное неравенство влияют налоги, формально не имеющие дифференциации ставки по доходам например, НДС и налоги на имущество , как и система социальной поддержки и налоговых вычетов9. Леухин, А. Рост ставки налога может улучшить балансы бюджетов, в которые данный налог не поступает Теоретически за счет социальных взносов, поступающих в бюджеты социальных фондов, выплачиваются пенсии, производятся выплаты по ОМС и страхованию на случай временной нетрудоспособности. Если бы эти доходы были полностью разделены между бюджетами разных уровней, то оценки бюджетного эффекта для каждого из них могли бы быть независимыми. На практике же федеральный бюджет ежегодно перечисляет крупный трансферт, призванный сбалансировать солидарную пенсионную систему.
Следовательно, если будет принято решение об увеличении прогрессивности налоговой системы через социальные взносы, а не через НДФЛ, это приведет, скорее всего, не к улучшению баланса социальных фондов, а к улучшению баланса федерального бюджета снизится потребность в упомянутом трансферте. Важность индексации границ ступеней дохода зависит от того, с какого уровня дохода начинается прогрессия В зависимости от момента начала действия прогрессии в рамках новой шкалы НДФЛ или от места модификации шкалы социальных взносов можно по-разному добиться стабильности и предсказуемости налоговых условий до 2030 года, заявленных в качестве целей в президентском послании. С одной стороны, неизменные в денежном выражении границы ступеней дохода — это формально предсказуемые налоговые условия. С другой стороны, со временем из-за инфляции эти границы в реальном выражении смещаются вниз, что в экономическом смысле сложно назвать стабильностью, поскольку при отсутствии индексации границ средняя налоговая нагрузка автоматически растет. При этом в случае инфляционных шоков со стороны совокупного предложения данный эффект усиливается, а бюджетная политика становится процикличной. Если предположить, например, что граница какой-либо из новых ступеней ежегодного дохода в России будет находиться на уровне 2 млн руб. В связи с описанными фактами, по оценкам АКРА, чем на более низком уровне годового дохода окажется отсечка, с которой начнется или изменится прогрессия на шкале НДФЛ, тем выше вероятность того, что границы ступеней дохода будут так или иначе индексироваться внутри шестилетнего периода для обеспечения стабильности налоговых условий. Аналогичные соображения актуальны не только для шкалы НДФЛ, но и для шкалы социальных взносов.
Увеличение прогрессии и дискретность налоговой шкалы могут сформировать у компаний и работников новые стимулы для перехода к неформальным — так называемым серым — практикам В системах налогообложения, дифференцированных по уровню дохода, могут усиливаться стимулы для налоговой оптимизации10,11. Внешне это может проявляться в том, что количество налогоплательщиков, которые декларируют доход, минимально необходимый для того, чтобы не перейти в категорию со следующим более высоким уровнем налоговой ставки, существенно превышает количество налогоплательщиков с любыми уровнями задекларированных доходов, близкими к порогу по шкале12; хотя валовой доход до налогов и трансфертов теоретически должен иметь распределение, слабо зависящее от шкал налогов или социальной поддержки. Когда наблюдаются такие явления, это косвенно говорит о том, что в целях уменьшения налогооблагаемой базы структура доходов легально или нелегально оптимизируется, что приводит к снижению эффективной собираемости налогов. В конечном счете рост количества ступеней доходов и налоговых ставок, применяемых для высокого уровня доходов, может повлечь за собой некоторое усложнение администрирования налогов. Эффект оптимизации, как правило, более ярко выражен при налогообложении дохода, не являющегося заработной платой. К этой категории относятся, например, доходы самозанятых и владельцев бизнеса. Frictions and taxpayer responses: evidence from bunching at personal tax thresholds. International Tax Public Finance.
В этом случае налогоплательщики могут группироваться по уровню дохода ниже той границы, достижение которой сокращает величину поддержки.
Увеличивать налоги для богатых нужно постепенно, чтобы бизнес в стране не ушел в теневой сектор, считает сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский. В беседе с «Известиями» он отметил, что в других странах аналогичная система работает достаточно успешно. По мнению экономиста и директора по коммуникациям BitRiver Андрея Лободы, новые правила помогут увеличить наполняемость федеральной казны в несколько раз. Кроме того, появление прогрессивной шкалы налогообложения поможет поддержать менее обеспеченные слои населения, считает член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светланы Бессараб. Она рассказала «Ленте. Парламентарий назвала введение новых правил справедливым решением. Анатолий Аксаков предположил, что прогрессивное налогообложение заработает в России в следующем году. Сейчас, добавил парламентарий, нужно доработать систему и утвердить законодательно.
Сенатор: прогрессивная шкала НДФЛ ответит на запрос общества на социальную справедливость
Что же он скажет теперь, когда узнает о новых планах российского правительства? О них Владимир Путин впервые сообщил в ходе недавнего послания Федеральному Собранию. Фактически речь идёт о важной части его предвыборной программы. При этом вездесущие источники дали понять российским СМИ, что в Минфине уже работают над необходимыми поправками, причём с конца прошлого года. Почему прогрессивную шкалу не вводили раньше Это прозвучало весьма забавно, ведь публично в самом Минфине идею дальнейшей дифференциации налоговых ставок в последний раз категорично отвергли именно в конце прошлого года. Если бы документ приняли, то налогоплательщики, зарабатывающие меньше 30 тыс. А максимальная ставка предусматривалась для тех, кто зарабатывает свыше 100 млн рублей в год. Осенью документ получил в правительстве отрицательный отзыв. А в середине октября замминистра финансов Алексей Сазонов более подробно разъяснил позицию ведомства в интервью «Ведомостям».
Он согласился с тем, что чем ниже доход, тем выше в нём доля косвенных налогов. Ведь в стоимость покупок заложены НДС, акцизы и другие платежи. То есть, фактически получается не плоская шкала и не прогрессивная, а, скажем так, регрессивная — чем меньше зарабатываешь, тем больше платишь. Но, как известно, «жизни белых тоже важны». Поэтому люди, которые сберегают часть своего дохода, а не пускают его на текущее потребление, не менее важны для экономики — особенно сейчас, когда Россия отрезаны от внешних рынков, внутренние сбережения становятся основным источником инвестиций, — объяснял Сазонов. Какие ставки НДФЛ обсуждают в Минфине На протяжении многих лет главными думскими евангелистами прогрессивной шкалы были «эсеры». Раз в несколько сессий они вносили новый проект налоговых реформ. Причём последний документ был обнародован буквально за пару дней до послания президента.
Тогда же стало известно, что его отправили в правительство для получения отзыва. У «эсеров» нулевая ставка отсутствует. Это для тех, чей годовой доход свыше 500 млн.
С кого его начнут брать и для кого новые нормы станут наиболее ощутимыми — в материале NEWS. Что такое прогрессивный налог Прогрессивное налогообложение — система, при которой ставка налога увеличивается с ростом налогооблагаемой базы. В случае с налогом на доходы физических лиц базой являются, например, выплаты по договорам ГПХ и премии, а также зарплата. Прогрессивные налоги вводятся с целью повышения налогообложения для людей с более высокой платежеспособностью и его понижения для тех граждан, кто мало зарабатывает. Как в России пытались ввести прогрессивные налоги Впервые прогрессивное обложение ввели в России в 1812 году.
В условиях высокого внешнего долга империи и ожидаемой войны с Наполеоном 11 февраля 1812 года вышел манифест, вводивший сбор с доходов помещиков. Налогом облагались все виды экономической деятельности, приносившие дворянину прибыль. Он должен был ежегодно предоставлять информацию о доходах. Первый прогрессивный налог просуществовал шесть лет. Но затем, когда военный энтузиазм помещичьего класса исчез, поступления в бюджет по этому налогу стали быстро сокращаться, и в 1819 году он был отменен.
Налоговая система России за последние годы претерпевала ряд изменений, которые прежде всего реагировали на текущую экономическую ситуацию. Изменения налогов не только выполняли фискальные задачи, но также очень часто и задачи экономического стимулирования", - сказал сенатор РИА Новости. В Совфеде назвали преимущества прогрессивного налогообложения 13 марта, 10:56 По его словам, в этом плане текущая система подоходного налогообложения стала заложником желания государства максимально отбелить доходы.
Он подчеркнул, что планируется снизить налоговое бремя для многодетных семей. По информации Forbes, первой о готовящихся изменениях сообщила российская журналистка Юлия Старостина. В кабмине намерены взимать НДФЛ по повышенной ставке не со всех доходов, а только с суммы выше 1 млн или 5 млн рублей соответственно. В правительстве будут учитывать только регулярные поступления — зарплата, дивиденды, проценты по вкладам и так далее, а не разовые доходы — например, от продажи имущества, отмечает журнал. Еще один федеральный чиновник подтвердил Forbes, что «ведется работа по прогрессивному налогообложению доходов физлиц и организаций». Он не уточнил, какие параметры прорабатываются. В то же время правительство не планирует повышать фиксированный налог в 5 млн рублей в год, который вправе платить независимо от размера прибыли богатейшие бизнесмены, владеющие активами в России через контролируемые иностранные компании КИК , подчеркнул федеральный чиновник. Как писал NEWS. Но по факту средние зарплаты во многих регионах до сих пор не превышают 50—70 тысяч рублей. В 2024 году ресурсы государства и бизнеса на повышение зарплат истощаются, и часть экспертов допускают даже падение реальных доходов в стране.
Прогрессивный налог — 86-я попытка!
Этот материал будет полезен нашим читателям, которые хотят узнать, какие налоги вводят в России. Правительство РФ рассматривает два варианта прогрессивной шкалы налогообложения. Законопроект подготовлен в целях введения прогрессивной шкалы налогообложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) в Российской Федерации. Президент России Владимир Путин считает, что ввести прогрессивное налогообложение для граждан и бизнеса, зарабатывающих больше, было бы справедливым. / Налоги и бухучет. Законопроект о введении в России прогрессивной шкалы налогообложения на доходы физических лиц внесен в Госдуму.
Новости. Налоги и бухучет
Это бесплатно. Читайте также:.
Сейчас в детали не хотел бы вдаваться, над этим нужно поработать.
И таким образом нужно построить эту систему, чтобы она действительно давала большую отдачу для решения прежде всего социальных вопросов и задач, стоящих перед государством в этой области», — сказал президент. В числе планируемых шагов глава государства назвал снижение налогового бремени для многодетных семей. Путин объяснил, что стабильность системы налогообложения будет важна в том числе и для бизнеса, представители которого просят власти определиться с ее параметрами и больше не корректировать.
В идеале, для них, наоборот, надо снизить налоговую нагрузку. По его словам, богатым человека можно назвать, если он получает доход от 15 млн рублей в год и выше. А сверхбогатым — от 50 млн. Согласно другому подходу, богатый человек — это тот, кто тратит большую часть своих доходов на вещи, «которые не нужны непосредственно для жизни». Как может измениться НДФЛ По информации Bloomberg и Forbes , в правительстве хотят поднять налоги для граждан с регулярным доходом от 1 млн рублей в год. Таким образом, повышение НДФЛ может коснуться людей с зарплатой примерно от 83 тыс.
Налог на доход собираются увеличить именно для «регулярных поступлений»: зарплаты, проценты по вкладам, дивиденды от акций.
Президент впервые обозначил прогрессивное поднятие налога на доход в послании Федеральному собранию в конце февраля. Путин предложил «зафиксировать основные налоговые параметры до 2030 года». Так что, в принципе, можно выбирать любой и принимать. Но мы понимаем, что через Госдуму пойдет законопроект, разработанный в правительстве хотя авторами могут в итоге быть и депутаты , поэтому сейчас просто ждем, что оно наработает и как обоснует свои предложения», — указал он. Щапов подчеркнул, что КПРФ против поднятия налогов на прибыль для «простых граждан с небольшими доходами». В идеале, для них, наоборот, надо снизить налоговую нагрузку. По его словам, богатым человека можно назвать, если он получает доход от 15 млн рублей в год и выше.
Справедливо. Эксперт раскрыл идею Путина о налогах для богатых и бедных
Правительство ведет работу над модернизацией налоговой реформы, анонсированной президентов РФ в его послании Федеральному собранию. Средняя зарплата в России в 2023 году превысила 70 тысяч рублей, но больше всего изменения повлияют на Дальний Восток и Сибирь. В данной статье я хочу опровергнуть тезис, что прогрессивная шкала невыгодна бизнесменам России.
Делайте ставки: какой может быть новая шкала подоходного налога? Комментарий Семена Новопрудского
Дело в том, что повышение налоговых ставок может стать причиной ограничения экономического роста. В худшем сценарии Россия может столкнуться со снижением налоговой базы. Это негативно скажется на темпах экономического роста. В конечном итоге, правительство не получит ни роста экономики, ни дополнительных доходов. По словам специалистов, обсуждение этого вопроса должно касаться не только изменения ставок, но и обеспечения привлекательности отечественной экономики для инвестиций. Практика показывает, что все инвесторы весьма чувствительно относятся к любым налоговым изменениям. Перед правительством сейчас стоит крайне сложная задача — необходимо привлечь иностранных партнеров на отечественных рынок и убедить их в том, что вести бизнес в России крайне выгодно. Если власти предпримут неверное решение, то реализовать данную задачу будет крайне сложно.
Для примера: семья с тремя детьми каждый месяц будет сохранять в своём бюджете 1300 рублей, при этом размер годового дохода, на который распространяется вычет, также предлагаю повысить с 350 тысяч до 450 тысяч рублей», — сказал президент. Это значит, что семья с пятью детьми сможет возвращать 20 800 рублей в месяц, или 249 600 рублей в год. При этом для получения выплат не нужно будет подавать документы.
По поручению президента такая мера поддержки будет предоставляться автоматически. С 2025 года появится также новый налоговый вычет. Его смогут получать те, кто регулярно проходит диспансеризацию и сдаёт нормативы ГТО «Готов к труду и обороне».
При этом рассчитывать на получение налогового возврата могут лишь те, кто официально трудоустроен и является плательщиком налога на доходы физических лиц НДФЛ. Те, у кого зарплаты «в конвертах», получить налоговый вычет не могут.
Президент РФ в послании Федеральному собранию предложил модернизировать фискальную систему так, чтобы более справедливо распределить налоговое бремя «в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы». Глава государства поручил правительству и Госдуме подготовить конкретные предложения в ближайшее время, пообещав, что основные параметры модернизированной налоговой системы будут закреплены до 2030 года. Путин при этом раскрыл некоторые детали будущих изменений. В частности, он предложил снизить налоговую нагрузку на семьи в том числе за счет вычетов.
Позже ставки налогов неоднократно корректировались в связи с инфляцией и обесценением рубля. Также в закон вносились изменения, которые уменьшали или вовсе освобождали от уплаты НДФЛ некоторые виды доходов, например северные надбавки. К концу 2000 года в России сохранились три уровня налоговой ставки: 13 процентов — для тех, кто получал до 50 тысяч рублей в год; 20 процентов — для зарабатывающих от 50 до 150 тысяч рублей в год и 30 процентов — для граждан, чей доход превышает 150 тысяч рублей в год.
Год спустя в стране решили ввести плоскую шкалу НДФЛ — 13 процентов. Такое решение объяснили сложностью администрирования налоговых поступлений и массовым уходом зарплат в теневой сектор. С 1 января начал действовать так называемый налог для богатых — для россиян, чей годовой заработок превышает 5 миллионов рублей, ставка выросла и составила 650 тысяч рублей за год, плюс 15 процентов от превышающей части. Собранные деньги правительство собиралось направить на лечение детей с редкими, хроническими и тяжелыми заболеваниями. Как отмечают в правительстве, в ближайшие три года отчисления по налогу на богатых россиян принесут федеральному бюджету 570 миллиардов рублей. С каждым годом сумма будет только расти: в 2024 году казна получит 176,2 миллиарда рублей, в 2025-м — 189,6 миллиарда, а в 2026-м — 204,1 миллиарда. Фискальные органы при этом не раскрывают подробностей о количестве плательщиков налога, однако, по данным Росстата, их не более одного процента. В России также действует повышенный налог на коммерческую и жилую недвижимость, кадастровая стоимость которой превышает 300 миллионов рублей. Ее собственники уплачивают в бюджет налог два процента вместо 0,1-0,5 процента.
Кроме того, дороже обходится содержание роскошных машин — их перечень ежегодно публикует Минпромторг. Повышающий коэффициент от 1,1 до 1,5 по транспортному налогу действует с 2014 года. Тогда его ввели для владельцев авто стоимостью от 3 миллионов рублей, однако с 2022 года цену отсечки подняли до 10 миллионов. Россияне считают разные налоговые ставки справедливыми Как показывает опрос Superjob, две трети россиян 64 процента поддерживают введение прогрессивной шкалы налогообложения и считают ее справедливой.
Расчёт НДФЛ по прогрессивной шкале в 2023 году
Об этом заявил Владимир Путин в интервью Дмитрию Киселеву для телеканала «Россия 1» и РИА «Новости». Ставка НДФЛ в 13% при плоской шкале налогообложения когда-то стала для России смелым экспериментом, позволившим повысить собираемость налогов в стране. Систему налогов в России изменят. Акцент сделают на том, чтобы ставка налога зависела от размера доходов. Изучаем варианты прогрессивной шкалы в разных странах, и разбираемся, какую модель и почему изберут в России. Почему прогрессивный налог в России пока не появился, если это самый простой и оптимальный способ борьбы с бедностью и снижения её масштабов.
Прогрессивный налог: не с кого взимать
Просто вместо государства за деньгами с высокой долей вероятности придут пираты, бандиты или исламисты. Это один из вариантов прогрессивной шкалы. При этом планка бедности в каждом случае своя. Скажем, в Австралии она составляет 18 200 местных долларов в год 12 тыс. В Китае ежемесячно можно защитить от налогов 5000 юаней 700 долларов.
Максимум будут платить те, кто зарабатывает от 100 тыс. Впрочем, существует немало стран, где шкала прогрессивного подоходного налога начинается с показателя заметно выше нуля. Высокими налогами для богатых отличаются многие страны Северной и Западной Европы. Больше половины дохода им придётся отправить в казну в таких странах, как Швеция, Дания, Финляндия, Швейцария, Великобритания, а также в Японии.
При этом плоская шкала наподобие той, что до недавнего времени была в России — это скорее исключение из правил. И, вероятно, вынужденное. Это больше, чем максимальная планка прогрессивной шкалы в новом проекте российского Минфина. При этом в федеральный бюджет шли другие сборы.
Однако с 1 января 2021-го года появился 15-процентный налог для людей с доходом свыше 5 млн рублей. При этом повышенная ставка применяется только к той части дохода, которая превышает планку. Судя по всему, новая редакция налоговой системы будет следовать той же самой логике. Регионы получат свою обычную 13-процентную долю, а всё, что сверх того, отправится в Москву.
Тогда россияне с доходом свыше 5 млн рублей сообща перечислили в консолидированный бюджет 636 млрд рублей. В 2022 году эта сумма подскочила уже до 1,013 трлн. При этом в федеральный бюджет из этой суммы попало 132 млрд.
Летом 2020 года Президент предложил ввести прогрессивную ставку налога и уже осенью были введены поправки в Налоговый кодекс, которые предусматривали повышенную ставку НДФЛ в отношении доходов свыше 5 млн руб. Когда же она превысит порог, сумма налога составит 650 тыс. Пороговое значение и прогрессивную ставку НДФЛ теперь необходимо применять в отношении совокупности баз. Для налоговых резидентов РФ в совокупность налоговых баз входят следующие виды доходов: от долевого участия, в том числе в виде дивидендов иностранной организации, в виде выигрышей участников азартных игр и лотерей; по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами; по операциям РЕПО, предметом которых являются ценные бумаги; по операциям займа ценных бумаг; по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, которые учитываются на ИИС; полученные участниками инвестиционного товарищества; в виде сумм прибыли КИК; иные доходы, в том числе заработная плата, доходы от продажи недвижимости, арендные платежи относятся к основной налоговой базой. Каждую из этих налоговых баз нужно рассчитывать отдельно. По общему правилу стандартные, социальные, имущественные, инвестиционные, профессиональные и другие вычеты применяют только к основной базе. При расчете финансового результата по операциям с ценными бумагами можно учитывать инвестиционные вычеты и убытки прошлых лет.
Есть и другая особенность для стандартных, социальных вычетов и имущественных вычетов на покупку жилья и проценты по ипотеке, когда их не могут учесть при расчете основной базы. На неучтенные суммы таких вычетов можно уменьшить облагаемые доходы от продажи имущества, стоимость подаренного имущества либо страховые выплаты, выплаты по пенсионному обеспечению за этот же год.
В ходе выступления на конференции Общественной палаты России по вопросам неравенства г-н Фадеев указал, в частности, на «не плоскую, а регрессивную шкалу налогообложения» в нашей стране.
Глава СПЧ отметил тогда, что из несложных расчетов четко следует: самые обеспеченные россияне и домохозяйства не выплачивают в казну даже тот 13-процентный подоходный налог, который за ними закреплен. Расходы весьма заметно не соответствуют, по словам Валерия Фадеева, тем уровням доходов, которые демонстрируют богатейшие граждане для уплаты налогов. Эти граждане не доплачивают 500 миллиардов рублей.
Если говорить с моральной точки зрения, то это позор, поскольку самые бедные платят 13 процентов», — отметил руководитель СПЧ. Валерий Фадеев не поддержал инициативу о повышении налогов, подчеркнув, что в ближайшее время правительству элементарно не удастся взимать эти деньги с самых богатых россиян. Целью окажется в итоге средний класс, обладающий, как известно, доходами небольшими.
По-видимому, чтобы еще больше усилить привлекательность введения прогрессивной шкалы, решено было увязать ее введение с помощью тяжелобольным детям. Да еще и распределять собранные деньги должны врачи и общественные деятели. Ну кому это не понравится? Кто будет возражать, чтобы богатые заплатили больше, можно сказать, для святой цели — помощи тяжелобольным детям? Нет, таких не найдется. И именно это свидетельствует, что такое решение появилось именно сейчас — накануне голосования по поправкам к конституции — неспроста. Однако в спешке — надо было во что бы то ни стало успеть до дня голосования 1 июля — похоже, не учли некоторые важные моменты. К примеру, то, что реализация данной инициативы в предложенном варианте нарушает один из важнейших принципов бюджетной системы Российской Федерации — принцип общего совокупного покрытия расходов бюджетов Ст. Принцип этот гласит, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета.
Там есть несколько исключений, но они здесь никак не подходят. То есть вы не можете конкретный налог — или его часть — направить на финансирование определенных расходов. Такое невозможно, и никакая бюджетная система не выдержит, если все будет организовано по-другому. Есть и еще один любопытный аспект. Вообще-то НДФЛ — это региональный налог, однако в предложенном формате все однозначно выглядит так, как будто этот налог федеральный.