Профессор Алексей Ильич Осипов — Любовь и семья, вызов современности 04:50. Лекции профессора Осипова Алексея Ильича. Видео и клипы Лекции профессора а.
Профессор Алексей Осипов: «Современный человек будет бороться с чем и кем угодно, но не с собой»
Биография богослова Будущий педагог родился в Тульской области в 1938 году. Семья Алексея Осипова часто переезжала. Детство мальчик провёл в городе Козельске. Алексей Осипов в молодости По-настоящему заметным эпизодом в судьбе ребёнка стало знакомство с монахом Никоном. Эта встреча изменила жизнь Алёши. Никон стал для Алексея духовным отцом, с которого будущий богослов старался брать пример.
Со своим духовным наставником игуменом Никоном Духовный отец Алексея Осипова был известен своей праведной жизнью и исключительной любовью к Богу. О жизни священника до прихода к вере известно немного. Мужчине пришлось тяжело в период репрессий. Николай, так звали игумена до пострига, принял монашество в тридцать шесть лет. В то время религия подвергалась всяческим гонениям, монастыри по всей стране не действовали, и священнику приходилось вести жизнь монаха в миру.
Неизвестно, при каких обстоятельствах произошло знакомство Алексея и игумена. Однако оно переросло в крепкую дружбу на долгие годы. Никон много рассказывал о Боге и религии, следил за школьной успеваемостью мальчика, его досугом.
Недаром это называется Царством Божиим, неслучайно это называется раем, но, опять таки, Господь говорит: «Царство Божие внутрь вас есть».
Достигается как это Царство Божие: правильной христианской жизнью. Правильной, то есть какой? Соответствующей тем заповедям, которые даны в Евангелии. Вы слышите?
Потому что заповеди являются ничем иным, как выражением нормальных человеческих свойств. Это просто нормальные человеческие свойства и больше ничего. У нас они искажены. И как искажены, мы знаем, как искажены.
Когда, вместо гнева на грех, мы гневаемся на человека. Когда, вместо того, чтобы восхищаться тем, как у человека у другого получается замечательно, любоваться этим, мы зеленеем от зависти. Какой болезненный сдвиг произошел в нашем сознании? Вот оказывается, что такое заповеди.
Одним из благодеяний Бога, совершившего Жертву ради нас, явилось то, что в церкви именуется Таинствами… Таинствами… Не было в истории религиозного сознания ничего подобного… Просто ничего подобного не было. Были мистерии? Были эти вещи? Ну всегда были.
Они даже в светском мире есть. Во всем много тайного. Благодаря пришествию Христа, человек получил возможность приобщиться особым Дарам Божиим. Вот эти, или, по крайней мере, определенная часть этих Даров Божиих, именуется в церкви Таинствами.
Они различны. В каждом Таинстве дается свой особый Дар. Но, что это такое? Чем они отличаются от того, что имело место в дохристианском мире и продолжается до сих пор в различных религиях, и не только в различных религиях, но об этом скажу позднее.
Обратите внимание, в человеке всегда живет ощущение, присутствующее в нем, что есть нечто таинственное. Есть это. Как только мы касаемся более серьезного мира, это ощущение становится более острым, и это переживали все люди, все народы — лучше скажу так — во всех религиях. Поэтому уже там возникали некие определенные священнодействия, назовем их таким образом, некие обряды, культовые символы и т.
Возникали из сознания того, что оказывается, как полагали, можно, совершая эти определенные действия, знаки и символы, достичь результатов, которых никаким другим образом не получишь. Речь идет о получении здоровья, о познании будущего, о возможности воздействия на природу, о получении соответствующих сил, о власти над силами природы. Более того: о власти над духами. Вот это сознание — сознание того, что в мире присутствуют таинственные силы и есть возможность с помощью определенных средств получить власть над этими силами, и воспользоваться этими силами в своих интересах — вот это вот называется магическим сознанием или магическим миропониманием, или называется просто даже магией.
Магия как смотрит на мир? Что мир устроен абсолютно закономерно, он абсолютно детерминирован: все подчинено, все имеет свою причину, все имеет свои следствия, если хотите — это кармическое сознание. Вот эта вот идея, идея того, что все в мире взаимообусловлено и построено по принципу причинно—следственных отношений, глубоко сидит в нас. Вот только что я недавно сказал, посмотрите, насколько у нас неверно воспринимаются те же заповеди Божии, то же отношение наше отношение к людям: вместо радоваться успехам человека, мы завидуем.
Только что я сказал. Так вот и здесь тоже произошла одна грубейшая ошибка, и она присутствует в так называемом ветхом человеке. Ошибка в чем заключается? В том, что вместо понимания того, что есть Бог, как личностное существо, с которым можно вступить в личностные отношения, и эти отношения между Богом и человеком обусловлены моим внутренним духовным состоянием, произошло искажение сознания и подменили все это другим — именно верой в то, что мир абсолютно закономерен и детерминирован, надо найти только средство, кнопочку, нажав которую, я получу соответствующий результат.
Вот все это именуется магическим миропониманием, магическим сознанием. И все так и было. До христианства. Христианство вдруг заявило нечто, что совершенно не согласно с этим.
Христианство установило Таинства. Что такое Таинства? Таинства — это, скажем так, это особые священнодействия, в которых или через которые человек, имеющий правильное духовное устроение, может получить определенный Дар Духа Святого. В каждом Таинстве дается особый Дар.
Чем отличается христианское понимание от магического? Отличается вот чем. Если в магическом миропонимании достаточно знать очень хорошо и правильно исполнять ритуал, все действия, слова и заклинания, то в христианстве, оказывается, это является вторичным. Первейшим и необходимым условием является правильное душевное состояние человека.
Нет этого состояния — никакие священнодействия, ничто не поможет человеку. Оказывается это не магические действия, вы слышите, это не магия. То, что священник произведет то или иное священнодействие, это совсем еще не значит, что человек приобщается к Богу. Не значит.
Это не магия. Таинство не магия — вот основное положение, которое необходимо твердо знать, когда мы говорим о христианских таинствах. Таинство совершает Бог, священник — священнослужитель — совершает только священнодействие. Он совершает священнодействие — Дар благодати священник дать не может.
Это дает Бог, а Бог может дать только тогда, только при том условии, если человек способен к принятию этого дара. Мы же сами прекрасно понимаем, что нам нельзя все дать. Попробуйте вот, дай нам сейчас Дар Чудотворения, что мы наделаем? Правда же?
Мы такие чудеса натворим в мире, что, наверное, от мира ничего не останется. Вот какова ситуация. Вот это самое важное положение. Насколько возможно, я постараюсь быть покороче, чтобы не утомить никого, но уж как оно получится.
Но постараюсь. Итак, вот что я хотел бы сказать о Крещении. Это первое Таинство, которым человек входит в церковь. Что происходит здесь?
Сплошь и рядом теперь все крестят. Хочешь, чтобы не болел? Ну, так всегда делали. А что происходит с Таинством?
При каком условии оно окажется полезным для человека? Что оно дает человеку? Что происходит с человеком? Вот это вопросы, которые в высшей степени важны для нас и об этом следует поговорить.
Господь говорит так: «Кто будет веровать и креститься, тот спасен будет». Предваряющим условием для Крещения ставится условие веры. Ну действительно… Что такое креститься, когда я ни во что не верю? Зачем тогда креститься?
Можно креститься — крестятся. Понимают крещение, как магию. Главное, оказывается, совершить обряд Крещения, а что там, как там — это не интересует человека. Вы слышите, как соприкасаются близко эти две линии в человеке?
Эти, если хотите, две мировоззренческие концепции? Магия так и приближается к человеку. Главное — сделать, а что там будет, это не важно. Христос говорит: «Кто будет веровать и крестится, спасен будет».
Итак: вера является, прежде всего, необходимым элементом, необходимым условием при крещении человека. Что происходит в Крещении? По утверждению, которое я могу вам проиллюстрировать очень многими высказываниями святых отцов, в Крещении происходит дарование человеку зерна, семени того нового человека, который воссоздан Христом своей Жертвой. Нового человека!
Вот что дается, оказывается, в Крещении человеку. Семя, семечко… Никакого не происходит моментального изменения человека, превращения его из одного в другого. Происходит освящение человека. Происходит прощение его грехов, но, самое главное… самое главное, что ему дается семя нового человека, того исцеленного, который дан человечеству во Христе.
Об этом очень многие говорят. Об этом уже говорит апостол Иоанн Богослов, когда пишет, что семя его пребывает в каждом рожденном от Бога. Так вот то, что связано с Крещением. Но для нас что важно?
Евангелие говорит о том, что если веры не будет, то нельзя даже креститься. Неужели, если крестится человек, а веры не имеет, то и ничего ему не будет?.. И ничего он не получит? Мы так привыкли… и заставляем, во что бы то ни стало, любого встречного и поперечного — крестись!..
Кирилл Иерусалимский был такой патриарх иерусалимский в четвертом веке произносит, вдруг, очень серьезные слова, над которыми бы стоило задумываться каждому. А он, кстати, сам занимался, прежде всего, оглашением тех, кто приходили в церковь, то есть научал их — готовил их к крещению. Он сам — патриарх. И вот он пишет: «Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет тебя крестить».
Марк Подвижник — преподобный, который жил немножечко позднее его, тоже четвертый—пятый век — пишет: «Уверился ли ты хотя ныне, что твердо верующим Дух Святой дается тотчас по крещении, неверным же и зловерным — и по крещении не дается». Правда интересно?.. Оказывается, крестили человека, а эти святые говорят: «Никакого духа ты не получил». Сказали бы — ересь.
А это святые отцы говорят!.. А посмотрите, что пишет Симеон Новый Богослов о крещении младенцев? Послушайте только! Поэтому, с продолжением времени, они, мало—помалу, изменяются и переходят на сторону худа, и благодать Святого Крещения в иных погасает и совсем теряется».
Встречали таких? В детстве крещен, а потом… «А в иных сохраняется малая ее искра, о которой потом великая сия милость опять в них воспламеняется, если прибегнут к духовным отцам и покаются, как мы сказали, примут оглашение…». Что значит примут оглашение? Познакомятся с христианской верой, что это такое.
Примут оглашение, восстановят веру, как следует, и возуповают на Бога. Посмотрите, какие интересные вещи… Вопрос, действительно, очень—очень серьезный. Как «хорошо», когда понимаем, что главное — крестить, а что там, как там — неважно. Нет вот святые отцы мешают.
Говорят — нет, просто так нельзя. Лицемеришь — тебя Дух крестить не будет, зловеришь — не примешь, младенца крестишь — смотри, будь очень внимателен, потому что многие, получив Крещение в младенчестве, потом не известно кем становятся. Церковь получила свободу, вот как сейчас у нас, точно то же самое. Так, получила, наконец, свободу.
Что мы видим? Поразительные вещи! В области Крещения, я говорю. Василий Великий, который является столпом церкви, украшением церкви, его все его собратья, все Отцы называют «кораблем, нагруженным драгоценностями», крестится в тридцать лет.
Его семья была Святая. Никто не боялся подумайте — даже в младенчестве не боялись — а что, если умрет не крещенным? Что тогда будет? Его брат, то же самое.
Много находим случаев хотя, правда, это уже не случай — это больше, чем случай , когда относятся к Крещению, оказывается, с величайшим благоговением, и принимают его не просто так: родился — крестить, а потом — за стол, а принимают его, оказывается, как знак вступления в церковь. Сознательный знак вступления в церковь. Мы видим, что, с тех пор, в церкви существуют, так сказать, две традиции. Некоторые принимают Крещение уже в сознательном возрасте, другие принимают крестят детьми.
Но при каком условии церковь допускала крестить детей? Когда, действительно, есть надежда, есть основание, есть уверенность, что ребенок, которого крестят, будет воспитан так, что он в любой момент своей жизни скажет: да, я подтверждаю те обеты крещения, которые были даны за меня в моем детстве. Вот только при каком условии. Я не знаю, приходилось ли вам видеть или нет, но я думаю многим, наверное, приходилось, когда крестился взрослый человек, искренне, по вере.
Вы посмотрите, как он внешне менялся даже… Потом спросите его — он вам сам скажет, в каком состоянии он находился. То есть, человек переживает великий опыт — опыт познания того, кто есть Бог, и этот опыт является для него уже великой святыней, которая держит, если хотите, его в последующую жизнь — удерживает его. В младенчестве ничего этого нет. Он ничего не помнит.
Действительно ли Таинство Крещения в младенчестве? Семя дается. Дается семя, но надо думать о пользе. Когда полезнее для человека — вот что очень важно.
Ведь зерна пшеницы лежали в пирамиде несколько тысяч лет и не давали никаких всходов, и так и остались они мертвыми зернами. Не было соответствующей обстановки, при которой эти зерна могли прорасти. Так вот, я вам и говорю, что, поэтому в истории церкви мы видим две традиции, которые так и продолжают существовать до настоящего времени, когда одни предпочитают совершать крещение в детстве, другие — позднее, когда ребенок достигает уже определенного возраста. Ну хорошо!
По крайней мере всем, надеюсь, понятна суть дела, что связано с Крещением. Ну еще, может быть, один момент, на который стоит обратить внимание, связан с нашими школьными системами, в которых утверждается, что в Крещении прощается первородный грех Адама. Эта идея идет прямо из латинского богословия, из католического богословия, когда, под первородным грехом Адама, разумеется вина, наша с вами всех вина за то, что сделал Адам тысячи лет тому назад. Вообще идея «изумительная», лучшего не придумаешь: мой отец украл корову — меня должны теперь судить.
Даже в человеческом обществе такого нет, не говоря о Божественном. Пророк Иезекииль по этому поводу пишет: «Не несет сын вины за отца, и отец не несет вины за деяния сына. Каждый отвечает за свое дело, за свою вину, и каждый награждается или наказывается за свои деяния». Это естественно, но католическое богословие рассудило иначе, и вот отсюда перешло, к сожалению, и в наши учебники о том, что человеку прощается первородный грех в Крещении.
Не понимают простой вещи: что, если первородный грех — это есть наша поврежденность и, если бы это происходило, то мы бы сразу бы становились сразу, по крещении бессмертными, нетленными, бесстрастными. Мы этого не видим. Напротив, говорим, слава Тебе, Господи, успели окрестить, а то бы некрещеный умер. Посмотрите как наш святитель Тихон Задонский пишет: «Ибо в человеке, который христианскую веру и Крещение воспринял, два рождения имеется, от этих двух рождений восстает в нем брань духа и плоти, или же, проще сказать, двоякая склонность, потому что два эти рождения противоположны и свое свойство каждое из них имеет, и к тому человеческое склоняет и побуждает сердце, что каждому свойственно.
Плотское рождение склоняет христианина к плотскому мудрованию, духовное — к духовному. И эта брань в одном и том же христианине есть, ибо в христианине рожденном, как два рождения, так два и человека, свойствами своими имеются ветхий и новый». Не уничтожается, никакого автоматизма нет, никакого магического действия нет, а человек получает великое благо, ему дается семя нового человека, по образу Христа. Вот что происходит.
Это серьезнейшая вещь. И святитель Игнатий Брянчанинов пишет: « В нашем падшем естестве не уничтожено Святым Крещением свойство рождать из себя смешанное зло с добром». И он ссылается при этом на Святых Отцов и говорит: «Святой Исаак Сирин, согласно с прочими Отцами, научает, что Христос насаждается в сердца наши таинством Святого Крещения, как семя в землю». Я приведу вам еще очень интересную мысль святителя Феофана, действительно, очень важную мысль.
Вот послушайте: «Но надо при этом иметь в мысли, что в этом умертвии греху через Крещение, ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно свободных решимостей самого человека». Более того, он объясняет: «Господь, приступающего к нему с покаянием и верою, приемлет, прощает ему все прочие грехи и, освящая Таинствами, снабжает силою препобеждать живущий в нем грех — самого же греха не изгоняет, возлагая на самого человека изгнать его с помощью, даруемой ему для того, благодати». Человек призывается сам к труду и к борьбе. И, вообще, я даже не знаю — вот меня удивляют эти богословские споры: эти богословы — им делать нечего.
Они только и знают, что спорят между собой — прощается первородный грех, не прощается — да кто же из нас не знает в самом себе. Крещенные мы? Ну, что мы уже святые, бесстрастные? Следовательно: все в нас есть.
Батюшка меня раз, помочил трижды, и все в порядке. И я уже святой выхожу. Потрудись сам, человек. Да, тебе дается, великое дается благо, но потрудись сам.
Итак, говоря о Крещении, я подвожу итог, что я хочу сказать? В Таинстве Крещения самое главное и важное: мы получаем рождение — рождение нового человека в нас самих. Нового, но какого? В семени… в семени.
Не древо, не плоды, а семечко получаем. И мы знаем, как из семечка — из определенного семечка — вырастает только это дерево, а не какое другое, так и из этого семечка, которое мы получаем в Крещении, вырастает только плод Христов. Вырастает новый человек, святой человек, и вот в течении жизни, отныне, и происходит в человеке борьба ветхого и нового. Так в этом и вся ценность человека — покажи, человек, кем ты хочешь быть.
Покажи, покажи кем… Вот теперь и то и другое; добро и зло, ветхое и новое, Христос и, если хотите, Антихрист. Так… ну?.. Вот перед чем ставит Крещение каждого человека. Ничего механически, как говорит святитель Иофан, с нами не происходит.
Да, при Таинстве Крещения, поскольку приступающий к нему приходит с какой верой — отрекается он от всего того зла, с которым он жил до этого то есть приходит с чувством каким? В этом, если хотите, уникальное свойство Таинства Крещения — все отпускается ему, если он приходит с верою и покаянием. В отношении взрослых и младенцев: пожалуйста — каждый пусть крестит так, как считает более полезным. Полезным… Хочет, чтобы ребенок его ничего не знал и потом только по слухам от мамочки узнал, что его крестили — крестите.
Можно крестить в детстве. Да, он получает семя, но что потом получится — смотрите. Хотите, чтобы человек пережил этот дар благодати Божией и это переживание стало закваской доброй на всю его последующую жизнь, можно и подождать. Церковь говорит — ваше право.
Ваше право… Смотрите только, как полезнее сделать. Никакого автоматизма нет. Как был в нем ветхий человек — он остается, но человеку зато даруется преизобильная благодать Божия, благодаря которой он может отныне, имеет силу, вступить в настоящую человеческую жизнь — жизнь по свойствам Божиим. Вот так.
Это то, что касается таинства Крещения. Кстати, один их исследователей данного вопроса, Кремлевский делает такой вывод: вообще у отцов и учителей церкви первых веков христианства мы не найдем такой мысли, что детям при Крещении прощается грех Адамов. Вот вам подведение итогов по данному вопросу. Я не знаю, стоит ли мне говорить в этой аудитории о Священстве.
Я только хочу сказать, что отношение к Священству в высшей степени было серьезным всегда в церкви. В Таинстве Священства человек получает особый дар благодати Божией. Дар чего?.. Дар не производить священнодействия.
Совершить священнодействия — прочитать, перекрестить, помахать кадилом — любой может, тут дара не нужно. Здесь требуется только право. Дар же священства заключается совсем в другом. Священник это, образно говоря, это водитель.
Представьте себе, огромная машина или автобус, полный народу — так? Дорога сложная, говорят, даже очень сложная. Ну, кто поведет машину? Очень сложная дорога… Наверное, только человек, который действительно может вести машину как следует.
Представьте себе, там придется крутые повороты, пропасти… и пропасти. Там камни, узкие дороги и т. Кто поведет машину? Вот, что такое Священство!
Вот как относились к Священству. Дар благодати, который посылается в этом таинстве человеку, это дар вспомощес—твующий данному человеку — священнику — вести, вести людей, помогать им идти по пути спасения, то есть назидать, указывать, предупреждать от ошибок, от всяких заблуждений, объяснять истинную православную веру, помогать людям молитвою, образом своей жизни, самим своим примером — вот, что такое Священство.
От имени РПЦ участвовал в межконфессиональном диалоге. Выступает с докладами и лекциями в России и за рубежом перед различными аудиториями, как церковными, так и светскими: в академиях, университетах, институтах, школах, в общественных, военных и деловых организациях, по радио и телевидению. Наша встреча и Алексеем Ильичем Осиповым.
Алексей Ильич Осипов родился в городе Белёве Тульской области в семье служащих. До 1952 года проживал сначала в городе Козельске Калужской области, затем в поселке Оптино Козельского района. С 1952 года жил в городе Гжатске ныне Гагарин Смоленской области.
В 1955 году, окончив школу, отказался поступать в какой-либо вуз и три года в домашних условиях изучал начала богословия под руководством игумена Никона Воробьёва.
Профессор Алексей Осипов: «Современный человек будет бороться с чем и кем угодно, но не с собой»
В 1964 г. В разные годы читал лекции по Экуменизму, Истории Русской религиозно-философской мысли, Актуальным богословским проблемам, Протестантизму. С 1965 г. В академии вел спецкурс «Основы духовной жизни в Православии». В 1969 году получил звание доцента, в 1975 г. В 1985 году за совокупность богословских трудов присвоена ученая степень доктора богословия. С 1982 по 2006 годы — заведующий аспирантуры МДА.
С 1952 года жил в городе Гжатске ныне Гагарин Смоленской области. В 1955 году, окончив школу, отказался поступать в какой-либо вуз и три года в домашних условиях изучал начала богословия под руководством игумена Никона Воробьёва. В 1958 году поступил в четвёртый выпускной класс Московской духовной семинарии, сдав экзамены сразу за три предыдущих года. В следующем году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1963 году со степенью кандидата богословия тема диссертации — «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником синодального издания».
Он давал читать Алеше русских классиков, греческих философов и, конечно, святых отцов православной церкви — Иоанна Лествичника и сборник «Добротолюбие». Старец следил и за учебой мальчика, за его оценками и досугом. Научил его, например, игре в шахматы, но потом, когда Алексей Ильич уже вырос, играть в шахматы запретил, сказав, что это бессмысленная трата времени. На недоуменные вопросы юноши старец отвечал, что в переходный возраст шахматы являются меньшим злом по сравнению с другими глупостями, которые могут роиться в голове у подростка. Образование Занятия с отцом Никоном и его серьезные рекомендации помогли Алексею Ильичу поступить сразу на четвертый курс духовной семинарии, сдав экзамены за первые три. Старец опекал Алексея Ильича до самого конца своей жизни и был для него главной опорой в духовном взрослении. В последний год жизни отец Никон тяжело болел, но, сохраняя ясный ум и чистое сердце, не переставал быть ярким маяком в биографии Алексея Ильича Осипова. Алексей Осипов сейчас Сейчас деятельность богослова охватывает все области жизни человечества и включает произведения на темы таинства крещения, начала существования, бессмертной души, любви, семьи и брака. Комментарии к Евангелию от Матфея» и книгой-нравоучением «О чём говорил Иисус? Преподавательская работа Окончив семинарию, Алексей Ильич поступил в Московскую духовную академию, которую в 1963 году блестяще окончил со степенью кандидата богословия.
В следующем году Алексей Ильич поступил в аспирантуру и начал свою преподавательскую деятельность, которая продолжается и до сих пор. Кроме преподавания, профессор Осипов ведет обширную церковную деятельность. В разные годы он был членом учебного комитета при Синоде и членом богословской комиссии, принимал участие в Поместных соборах Русской православной церкви и различных межцерковных диалогах. Но педагогическая работа, ведение семинаров и чтение лекций являются самым главным послушанием и выделяются в биографии Алексея Ильича Осипова. Личный вклад в дело катехизации и апологии православия у профессора огромен. Зрелый возраст В возрасте 26 лет, в 1964 году, Алексей Осипов заканчивает аспирантуру, прослушав курс при духовной академии. Преподавание в академии Сразу же по окончании аспирантуры Осипов назначается в ней преподавателем основного богословия и новой для того времени дисциплины Экуменизм всехристианская сплоченность, стремление к единству всех религиозных общин во Вселенной. Работая в новой должности, Алексей Ильич параллельно читает лекции в духовной академии на первом курсе и в семинарии на пятом курсе по основам христианской веры, богословия и западным вероисповеданиям. С 1969 года Осипов — доцент, а с 1975 — профессор духовной академии. С 1990 года, в течение трех лет, был главным редактором издания духовной академии «Богословский вестник».
С 1973 и по настоящее время профессор Осипов принимает активное участие в деятельности РПЦ: состоял в членах учебного комитета от духовной Академии при Священном Синоде орган управления РПЦ до 1986 года; был членом комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства до 2004 года; в 1988 году был членом Юбилейного Поместного Собора РПЦ с 1994—1995 г. Следует отметить, что на сегодняшний день отношение Русской Православно Церкви к лекциям и мировоззрению профессора А. Осипова неоднозначное. С одной стороны, в области Основного богословия апологетики , он является, бесспорно, крупнейшим специалистом, что же касается Догматического богословия разделы учения о спасении, конечных судьбах мира и человека , то здесь, по заключению Синодальной библейско-богословской комиссии 2016 г. В этом видео представлен отрывок из лекции профессора А. Осипова «О десяти праведниках». Общественно-политическая деятельность Профессор А. Осипов активно участвует в общественной и политической жизни: с 1996 по 1987 гг. Религия»; был участником ассамблей Всемирного совета церквей; участвовал в конференции европейских церквей; принимал участие в Христианской мирной конференции; был приглашен на многие всемирные международные и иные церковные и общественные конференции и ассамблеи в России и за рубежом. Участие в телепрограммах Алексей Ильич Осипов много выступает: на встречах с учениками духовных академий; с верующими; на телевидении.
Профессора часто приглашают для чтения лекций, и всегда задают очень много вопросов. Часто его выступления можно увидеть на православном канале «Союз». Адрес, история, режим работы, расписание служб, фото, как добраться Зрителей необычайно волнуют не только вопросы веры, но и личная жизнь и семейное положение профессора, есть ли у него дети, женат он или нет. Однако Осипов никогда не рассказывает лично о себе. Он считает, что его биография и личная жизнь — не есть повод для обсуждений. Гораздо важнее поговорить о том, в чем он видит свое предназначение: Донести до присутствующих послания святых отцов. Обсудить вопросы православия и христианства. Например, на вопрос одного из телеведущих:» Какая главная трудность сегодня у человека на пути к храму, вере, к Богу?
И второе: как же человек приобретает себе дары Св. Духа, о которых мы читаем в «Откровении». Преподобный Исаак Сирин об этом говорил: « Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, а рож—дающемуся от них то есть, через них смирению». Это очень важная мысль. Если не будет такового — смирения — напрасны все труды и все добродетели. Если хотите, это критерий, по которому мы можем, хотя бы отчасти, оценивать и самих себя, и помочь другим в оценке своего духовного состояния. И последнее, о чем я хотел сказать и закончить: как возможно продвижение по лествице духовной жизни без превозношения? Это вопрос, который встречается постоянно. Как может добродетельный человек, видя, что он совершает добро и преуспевает в жизни, не возгордиться? Ответ: тот кто идет действительно по верной стезе спасения, не видит себя преуспевающим — это первое. И важнейшее, если хотите, формула отцов, которую следует запомнить, смирение не видит себя смиренным. Если я вижу у себя его смирение — первый признак, свидетельствующий об отсутствии смирения во мне. Смирение не видит себя смиренным. Второе: святые оплакивали свои добродетели как грехи.
Смотрите также
- Личная жизнь Алексея Осипова. Жена и дети
- Новые лекции
- Алексей Осипов — биография
- Осипов Алексей Ильич on Viber
- Осипов Алексей Ильич: биография, личная жизнь и семья, образование, преподавательская карьера
Биография Алексея Ильича Осипова
Осипов Алексей Ильич. Лекции профессора Московской Духовной Академии А. И. Осипова. В новой программе известный православный богослов, заслуженный профессор Московской духовной академии, публицист и проповедник Алексей Ильич Осипов будет встречаться с самой разной аудиторией, чтобы обсудить темы, волнующие ищущего человека. СМИРЕНИЕ И ЛЮБОВЬ Осипов Алексей Ильич лекции МДАиС. Профессор Алексей Ильич Осипов: Процесс обмирщения Церкви идёт, и, к сожалению, на него не обращается внимания. Мы продолжаем цикл программ «Парсуна», и сегодня у нас в гостях профессор Алексей Ильич Осипов.
Осипов Лекции Скачать mp3
По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic. По вопросам, связанным с использованием контента Правообладателей, не имеющих Лицензионных Договоров с ООО «АдвМьюзик», а также по всем остальным вопросам, просьба обращаться в службу технической поддержки сайта на skymuz yandex.
Критика Оппоненты проф. Осипова находили в его высказываниях взгляды, которые, по их мнению, серьезно противоречили церковному учению, градус критики порой доходил до обвинений в ереси.
В 2013 году на имя патриарха Московского и всея Руси Кирилла было направлено письмо группы верующих 48 подписей во главе с руководителем Школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе А. Люлькой [1] , в котором авторы просили дать разъяснения относительно того, соответствуют ли мнения А. Осипова "точному изложению православной веры".
Неправота профессора была выражена авторами письма в к следующих пяти пунктах: Отрицание Осиповым А. В некоторых лекциях Осипов А. Осипов А.
Говоря о Таинстве Евхаристии профессор Осипов А. Отрицание необходимости крещения младенцев, отрицание вообще необходимости Таинства Крещения для спасения. В 2016 году авторы письма получили Заключение Синодальной Библейско-богословской комиссии за подписью её секретаря А.
Шишкова [2] по всем пяти пунктам, суть которого сводится к следующему: Мнение о конечности адских мучений и связанные с ним богословские воззрения не находят основания в Священном Писании В Новом Завете неоднократно подчеркивается совершенная непричастность воплотившегося Сына Божия какому-либо греху. Православное богословие, не принимая крайностей юридической теории Искупления, всегда признавало догмат Искупления одной из фундаментальных основ христианского учения о спасении. Ни в одной Поместной Церкви, ни на одном церковном Соборе термин «пресуществление» не был отвергнут или осужден в качестве неправославного.
Что касается теории профессора А. Осипова, то она является богословским новшеством, основанным на воззрениях протоиерея Сергия Булгакова. Практика крещения младенцев упоминается в раннехристианских источниках.
На вопрос о конечной участи некрещеных младенцев однозначного ответа в православной традиции нет. Письмо заключалось следующим образом: "Синодальная Библейско-богословская комиссия с уважением отмечает значимые положительные заслуги профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова в деле проповеди Православия за многие годы его трудов на благо Русской Православной Церкви. В то же время комиссия обращает внимание уважаемого профессора на необходимость более сбалансированного освещения указанных выше тем.
Православный богослов должен стремиться к тому, чтобы излагать, прежде всего, то, «во что верили всегда, повсюду и все» св. Викентий Леринский , а при наличии разных подходов в святоотеческом предании — освещать их, по возможности, равномерно, не давая явного предпочтения одной частной точке зрения".
Смирение имеет разные степени, как мы с вами говорили. В чем специфика христианства в понимании любви? В том, что истинная любовь, по христианскому учению, возможна только на почве приобретенного правильного смирения. Там, где нет этого смирения, невозможна правильная любовь. Отсюда вы сразу можете увидеть, какое огромное различие между христианской любовью и всякого рода сектантской любовью, католической любовью, протестантской любовью, не христианской любовью. Там нет этого условия, там нет этого понимания — понимания того, что без познания себя, без смирения, не может быть истиной любви. Мерою смирения подается человеку Дух Божий, то есть сам Бог, а Бог есть любовь.
Это кратко все основное или, если хотите, стержень. Конечно это голый скелет, но мы с вами достаточно уже говорили об этом. Мне очень хотелось, чтобы вы усвоили себе эту суть. Я прошу, чтобы вы запомнили два основных высказывания св. Этим самым сразу решаю важнейший вопрос, как приобрести смирение, без которого невозможна любовь. И второе: как же человек приобретает себе дары Св. Духа, о которых мы читаем в «Откровении».
Множество ученых, философов, писателей, политиков, деятелей всех видов искусств с полной ответственностью заявляют о своей вере в Его бытие, Его вовлеченности в нашу жизнь, в жизнь каждого человека.
Есть о чем задуматься.
Лекции Алексея Ильича Осипова.
Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским». Этот святоотеческий критерий является в Православии основополагающим в оценке истинности любого мнения и любого учения каждой церкви, называющей себя христианской. Совсем иные критерии наблюдаются в инославных исповеданиях.
Как Христос ответил женщине, просящей за дочь: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Кажется, это звучит грубо. Но тут указана истина: прежде должно заботиться о том, кто нам поручен, за кого мы ответственны перед совестью и Богом. А о всех мы заботиться не можем. В отношении же эллина и иудея речь идет о том, что христиане ко всем должны относиться с добром, независимо от их национальности, веры, социального положения — никому не делать и не желать зла. Но если видим, что на наш народ, наших близких и беззащитных идет агрессор, убийца, то нужно всячески бороться с противником, кем бы он ни был. Толстой, например, извратил Евангелие, призвав не противиться злу. Мы должны обязательно противиться злу. Иначе во что превратится жизнь? Потому всегда в особом почете находились воины а не артисты , ибо они первыми отдавали свои жизни, защищая других, исполняя заповедь Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». А как можно душу, то есть жизнь, положить? Подставить грудь и все? Нет, нужно поразить тех, кто несет зло, кто хочет убить, и это все ты должен сделать, хотя бы ценой своей жизни — защитить, поражая, убивая носителей смерти твоих ближних, твоей Родины. Почему брат идёт на брата — Но вот что сейчас происходит — друг против друга воюют православные, родные по вере и крови. Разве возможно такое? И как к этому относиться? Только началось человечество, и уже Каин убивает Авеля, своего родного брата. Но я вот о чем хочу сказать. Помните из гоголевского «Тараса Бульба»: «Я тебя породил, я тебя и убью», — сказал он своему родному сыну и застрелил его за предательство своего народа. Что же совершил Тарас Бульба? Нет, тяжелейший подвиг духа. Можно быть кровными родными и ненавидеть друг друга. А можно быть совершенно чужими людьми, но иметь единый дух, одну душу, иметь действительную любовь между собой. И когда вопрос сводят к тому — единокровные мы, единоверные или нет, это просто примитив и полное непонимание того, что единство возможно только в единстве духа, то есть в единомыслии, единстве желаний, взаимной любви, а не тела и крови! В чем суть украинского конфликта, каковы его причины? Теперь есть полные доказательства, документы, которые показывают, что восемь лет Донецк и Луганск не только подвергались непрерывным нападениям, артобстрелам, но, оказывается, уже была подготовлена и окончательная жестокая расправа над всем населением и, прежде всего, русским. Ведь ДЛНР постоянно пытались найти решение на почве переговоров. И даже Минские соглашения заключили при международных посредниках. И что же это дало? Вот только что Порошенко заявил, что они и не думали выполнять их. Сейчас стало совершенно ясно, что Россия воюет не с Украиной, а с Западом, с Америкой и их ставленниками. Своей небывалой по силе пропагандой они искусственно разжигают неприязнь украинцев к русским. Это страшное нравственное зло, за которое они ответят перед Богом и, уверен, перед всеми людьми. Вы только подумайте, какую любят они Украину, когда призывают бороться «до последнего украинца»! Это же открытая издёвка, сатанизм. Ненавидят они Украину так же, как и Россию, чтобы уничтожить обе. Вот где корень этой войны! Спасительный термин — Много вопросов и про недавний Собор в Киеве.
В фойе Центра в этот день проходила выставка-ярмарка православной духовной литературы. Алексей Ильич помолился у могилы почившего настоятеля Смоленского храма протоиерея Иоанна Монаршека, который был его учеником, будучи семинаристом Московской Духовной семинарии, и с которым был очень дружен.
Он автор многочисленных лекций на тему экуменизма, протестантизма, основного богословия, современных богословских проблем, западных исповеданий. Детство и юность Родился Алексей Осипов 31 марта 1938 года в небольшом городке Белёве Тульской области. Родители мальчика были обычными служащими. Спустя некоторое время семья Осиповых переехала в город Козельск под Калугой, где они и прожили вплоть до 1952 года. Потом случился еще один переезд, на этот раз в поселок Оптино, той же, Калужской области. Затем судьба занесла семейство в город Гжатск Смоленской области. С 1968 года этот город носит имя первого советского космонавта, называется Гагарин. Алексей Ильич Осипов в молодости Аттестат о среднем образовании Осипов получил в 1955 году, но даже и не думал поступать ни в один вуз. Парень увлекся религией, и на протяжении трех лет занимался изучением богословия. Его наставником в те годы стал православный священнослужитель Никон Воробьев , получивший сан игумена в 1956-м. Благодаря письменной рекомендации того же Никона и благословения архиепископа Смоленского и Дорогобужского Михаила, Осипов в 1958-м стал учеником четвертого, выпускного класса МДС Московской духовной семинарии. Он сумел успешно сдать экзамены за три предыдущих класса. Этой степени он удостоился за научную работу, в которой проводил сравнительный анализ русской и греческой систем вероисповедания. Степень кандидата богослова предоставляла возможность Алексею продолжить обучение в аспирантуре, потом преподавать идеологию единства, получившую специальный термин «Экуменизм».
Последние лекции осипова
Последние выступления Осипова Алексея Ильича 2023: новости и аналитика. Лекции профессора Осипова Алексея Ильича 2022 год. Алексей Ильич Осипов — богослов, педагог и публицист, доктор богословия, профессор Московской духовной академии, автор многих книг. Здесь вы найдете книги и лекции Алексея Ильича Осипова, на которых выросло целое поколение православных людей.
983 комментария
- Алексей Осипов - фото, биография, личная жизнь, новости, лекции 2021
- Лучшие книги Алексея Ильича Осипова
- Алексей Осипов — биография
- Форма поиска
- Встреча с профессором А.И. Осиповым в Ивантеевке
Лекции А.И. Осипова
Алексей Ильич выступал с лекциями и беседами в России и за рубежом перед различными аудиториями. Он также — автор духовной литературы. В своих работах проповедник отвечает современному человеку на важные актуальные вопросы. Автор рассматривает темы распространения всеобщей религиозности в мире, основы православной жизни, веры и спасения, ответственности христианина. Опираясь на святоотеческое учение, богослов рассматривает понятия «святость» и «святой человек», приводит примеры жизни подвижников и старцев, которые доказали истинность православного пути к святости. Через свои работы православный деятель делится с последователями своим опытом духовной жизни.
По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic. По вопросам, связанным с использованием контента Правообладателей, не имеющих Лицензионных Договоров с ООО «АдвМьюзик», а также по всем остальным вопросам, просьба обращаться в службу технической поддержки сайта на skymuz yandex.
РФ» «Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России.
Осипова, в 13:00, состоится духовная беседа с отцом Валерием Духаниным «Духовное наследие прп. Паисия Святогорца и наше время». Адрес: Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, 131.
Алексей Осипов: другие книги автора
- Осипов А.И.. Книги онлайн
- Лекции профессора А.И.Осипова (Москва) (Союз) (выпуск от 25 июня 2023 года)
- Лекции профессора А.И.Осипова (Москва)
- 983 комментария
- Осипов Алексей Ильич - Антимодернизм.ру
- проф. А.И. Осипов
Профессор Алексей Осипов: «Современный человек будет бороться с чем и кем угодно, но не с собой»
31 марта исполняется 80 лет Алексею Ильичу Осипову – профессору Московской духовной академии, известному русскому богослову, педагогу и публицисту. Мобильное приложение позволяет прослушать и бесплатно скачать книги, интервью и лекции профессора МПДА Алексея Ильича Осипова, в которых рассматриваются вопросы. Алексей Ильич Осипов. Биографию Алексея Ильича Осипова и личную жизнь определило его знакомство с игуменом Никоном.
Профессор МДА Алексей Ильич Осипов
Лекции профессора Осипова Алексея Ильича. 34. Без Молитвы Нет Религии (Встреча С Духовенством Одинцовской Епархии) / А.и. Осипов. Алексей Ильич ОСИПОВ, профессор Московской Духовной Академии и Семинарии. Видео и клипы Лекции профессора а. Осипов Алексей Ильич — русский православный богослов, заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия СКАЧАТЬ. Профессор Алексей Ильич Осипов.
Осипов Алексей Ильич: биография, личная жизнь и семья, образование, преподавательская карьера
Профессор Московской духовной академии. Есть ли Бог и кто Он? Каков же смысл жизни? Мобильное приложение позволяет прослушать и бесплатно скачать книги, интервью и лекции профессора МПДА Алексея Ильича Осипова, в которых рассматриваются вопросы. Законы духовной жизни Лекция профессора 3. Лекция православного богослова, педагога и публициста, доктора богословия заслуженного профессора МДА Алексея Осипова состоялась 27 октября в Синем зале епархиального управления. professor_osipov. Алексей Ильич Осипов. Зачем Богу человек?