Классическая литература: как полюбить и читать классическую литературу, чем полезна классическая литература. Почему важно читать классику в 21 веке. Если сравнить классическую и современную литературу, то детям проще понять последнюю, поэтому и читать её нравится больше. Зачем читать: как книги не только из русской классики помогают в учёбе и жизни.
Классическая литература: что дает ее чтение, с чего начать знакомство с ней, как ее полюбить
Читая сочиненную кем-то историю, мы не должны думать о том, что предпринять и как правильно реагировать в реальной жизни. Эмпатия по отношению к персонажу книги не требует альтруистичных поступков. Когда мы видим бездомного, просящего милостыню, но помочь ему не можем, то испытываем стыд, проходя мимо. Но если мы читаем историю о вымышленном нищем, мы не чувствуем ответственности, потому что на ход воображаемых событий повлиять не способны. Чтение не только не вызывает стресс, но и может снижать его уровень. Исследования показали , что уровень кортизола гормона стресса во время чтения художественной литературы снижается примерно так же, как во время медитации.
Помогает в психотерапии Существует метод библиотерапии : специалист подбирает клиенту список книг, которые помогут ему справиться с душевными трудностями или облегчить состояние при некоторых ментальных расстройствах. Пациент читает книги, ведет читательский дневник, отмечает эмоционально заряженные для него отрывки и обсуждает их с терапевтом. Основные цели библиотерапии — помочь человеку увидеть, как с похожими проблемами сталкивались другие. Справляясь с трудностями, персонаж и читатель растет над собой и формирует новые убеждения и ценности. Библиотерапия может быть эффективна при лечении некоторых эмоциональных проблем.
В 2011 году в рамках исследования специалисты проводили занятия по чтению с младшеклассниками, которым было трудно общаться и адаптироваться к школе. Педагог акцентировал внимание детей на чувствах и мыслях героев, предлагал им порассуждать о них. Спустя два месяца эти дети показали более высокий результат в своем когнитивном и эмоциональном развитии. Читайте также Похожий метод — сказкотерапия , когда под конкретный запрос клиента подбирают архетипические структурные элементы сказок. Благодаря иносказаниям и символам сказкотерапия помогает человеку обойти психологические защитные механизмы например, вытеснение и отрицание.
Человеку может быть невыносимо больно и страшно погружаться в свою проблему и говорить о ней прямо. Сказка помогает говорить о самых трудных событиях отстраненно. В сказочных поворотах человек может найти эмоциональный ресурс и пути решения реальной проблемы. Сказкотерапия работает и для детей, и для взрослых. Малышам психологи часто предлагают придумать свою сказку на заданную тему: в таких историях отражаются личные переживания, которые ребенок может проработать в игре с помощью психолога.
Сказки помогают детям справиться с агрессией, научиться осознавать и принимать свои эмоции, понимать причины своего поведения и даже реакции других людей, поиграв от их лица. Взрослые люди ничуть не меньше детей могут бояться собственных эмоций. Психотерапевт Сьюзен Форвард в книге «Токсичные родители» рассказывает, как сказка помогает тем, кто пережил в детстве насилие, справиться с психологической травмой. Сьюзен просит клиента написать сказку, которая описывает его травмирующую историю, но в волшебном мире. Клиент превращается в главного героя, положительного персонажа, а токсичный родитель, например, в чудище.
Конец у такой сказки должен быть счастливым. Например, одна клиентка Сьюзен Форвард написала историю о веточке плюща это сама женщина , на которую злой король ее отец посылал заклятья. В финале крестная фея психолог вырвала с корнем эту веточку и унесла из «долины печали». Такой взгляд на свою жизнь может дать силы тогда, когда кажется, что помощи ждать неоткуда. Приносит удовольствие и успокаивает Американский психолог Михай Чиксентмихайи изучал тему счастья.
Он пришел к выводу, что максимальное удовольствие от любого процесса наступает, когда мы полностью поглощены деятельностью, а всё остальное становится неважным. Он назвал это состояние потоком. В состоянии потока искажаются чувство времени и самосознание: теряется ощущение времени и места, собственное «я» отходит на второй план. Читая увлекательную книгу, мы находимся в потоке. Тогда включается активная визуализация: мы отчетливо представляем всё, о чем читаем.
Удивительно, какие образы он создает. Как вы думаете, по какой причине Филиппа Дика потом с руками и ногами готов был оторвать Голливуд и на его основе делал почти все свои классические боевики 1980-х и 1990-х годов? Потому что он был крут. Возьмем в пример его роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах? Главный герой, охотник за андроидами, знает, что выслеживает андроида. Но этот робот поет в опере, а у самого охотника великолепное знание музыки, он ее очень любит. Ему хочется с андроидом поговорить, потому что она для него совершенство.
Охотник начинает к ней испытывать симпатию. Он ее выслеживает вместе с другим охотником, который вообще недостойный человек. В какой-то момент он начинает думать, что сам тоже андроид, потому что не испытывает никаких чувств. А выслеживает где? На выставке Мунка. И через описание картины «Крик» подается первая сцена. Потом идет описание следующей картины — «Переходный возраст».
Причем саму картину он не называет. Плохой писатель назовет, а хороший покажет, что там изображено, чтобы втянуть вас в эту сцену. Дальше этого андроида бесчеловечно убивают. Вот это грамотно выстроенная визуальная сцена. Вас ведут к развязке, показывают образ жертвы, момент проявления чувства. Неоднозначность конфликта, расширение. Вот это то, как надо писать книги, чтобы они цепляли и мастерски передавали атмосферу.
Искусственный интеллект так не пишет. Он пишет очень посредственно, использует самые базовые слова, потому что у него нет абстракции. Он не сравнит настроение сцены с картиной, описав ее эмоционально так, что это будет полностью соответствовать со всем остальным звучанием. Плюс он никогда не сможет ритмически все это оформить. Язык — это совершенно другой уровень богатства, не только текстовые конструкции, но еще и ритмические. Ритм для поэзии, например, это вообще одна из самых основных вещей. Яркий пример.
Кто говорил красивее о распятии Христа, чем Маяковский? Сможет такое искусственный интеллект написать? Сомневаюсь, потому что неологизмы он тоже не умеет создавать, у него ограниченный инструментарий. Ты можешь чем угодно его накачивать, делать его суперумным, он легко будет писать рекламные тексты, описания, что-то схематичное, для чего человек особо не нужен, а мышления в нем не будет. Вы за месяц прочитали восемь книжек. Пользуетесь ли вы техниками скорочтения? Нет, я просто много времени на это выделяю.
Я не действую по технике скорочтения, потому что, по-моему, это абсолютно неправильно и неверно. Почему неправильно? Техника скорочтения рождается из идиотизма. Я застал моду, когда все тренировали скорочтение. Это стало прямо огульно в 1990-е годы. Чем быстрее твой ребенок читает, тем круче он развивается. И нет большего идиотизма, чем эта схема.
Объясню, почему. В программе начальной школы есть момент, когда у учеников замеряют скорость чтения. В этот период дети только учатся читать, и важно понимать, как проходит развитие их мозга, потому что цифры показывают уровень этого развития. Но они колеблются в определенных пределах, и не надо выше. Выше — не лучше. Если ты читаешь 42 слова в минуту, это не значит, что ты умнее и круче человека, который читает 36. Это не соревнование, а просто уровень развития мозга.
В определенный момент учителя решили публиковать эти результаты, а родители — смотреть, чей ребенок быстрее читает, и тренировать скорочтение. Я не знаю и не понимаю, зачем это делалось. Ты можешь использовать технику скорочтения, если ты читаешь однотипный, совершенно ненужный, тупой материал, который ты смотришь по диагонали, например, научный текст, который у нас пишется с использованием однотипной лексики. Вообще не обязательно читать всю научную статью, можно только выводы посмотреть, а потом сравнить с тем, через какие эксперименты это все прошло. Вот в этом случае уместно применять технику скорочтения. Но если ты тараторишь Тургенева, ты не поймешь прелести творчества Тургенева. Поэтому не занимайтесь тупизной.
Это не помогает лучше воспринимаете реальность. Это значит, что вас, как собаку Павлова, просто научили быстро обрабатывать информацию, не особенно понимая ее сути. Можно, конечно, гордиться и говорить, что это достижение, но я бы не стал. Как же тогда анализировать текст? Надо ли применять аналитическое чтение к каждой книге? В начале нужно просто понять, интересует ли тебя то, о чем автор пишет, или нет. Если ты специалист, пошел учиться на филфак или на журфак, ты применяешь аналитическое чтение всегда.
Если ты человек, который просто хочет читать, для тебя это непрофессиональное занятие, то ты смотришь, насколько тебя заинтересовывает книга, насколько она тебе откликается. Потом ты узнаешь про автора, исторические реалии, биографию и так далее. В этот момент для тебя текст продолжает жить и открываться по новой. Но вначале нужно прочитать саму книгу, потому что это первоисточник. Это тот изначальный код, с которым ты общаешься. Потом уже ты начинаешь его расшифровку. Здесь важно понимать несколько вещей.
Ритмика в тексте всегда очень важна. Через нее можно понять, как создается настроение. Текст может передавать очень классные эмоции, переживания, чувства. Когда понимаешь весь инструментарий, которым обладает язык, ты начинаешь просто кайфовать. А мы живем с вами в информационном обществе.
Как считала Мария Александровна Рыбникова, человек воспринимает в окружающем мире гораздо больше, чем понимает. Понимает он только то, что может назвать. Путь «от маленького читателя к большому писателю» лежит через выражение своих мыслей, чувств, ощущений, эмоций, словесному выражению которых его надо учить с детства. Поэтому программа 5—6-го класса, возможно и начальных классов, должна быть существенно перестроена в пользу письма и устной речи. Ребенка нужно учить писать живые тексты , этюды и так далее, тогда ему писать будет интересно. Менять надо не список, а подходы — Сейчас в школьный курс по литературе добавлены произведения современных авторов , которые еще не прошли проверку временем. Не сделано ли это в угоду моде и не повлияет ли отрицательно на формирование читательского вкуса? Путь к классике всегда лежит через беллетристику, и это нормально, что ученики читают не очень хорошие тексты. Всё равно большая часть людей, к сожалению или к счастью, я не знаю, остаются наивными читателями, то есть отождествляющими себя с героями книг. Не список надо обсуждать. Невозможно договориться о списке — давайте договариваться о тех вещах, о которых договориться можно: о новых технологиях, о новых практиках чтения , как их осваивать, как через визуальное вести к словесному, как совмещать то и другое. Если нагрузка учителя — 30 часов и выше, ничего нового появиться не может. К этим часам нужно а подготовиться, и б проверить работы. У учителя должно быть время на то, чтобы читать самому, на то, чтобы слушать интересные лекции, на то, чтобы учиться дальше. Если мы ему этого времени не дадим, если на законодательном уровне не будет установлено ограничение на нагрузку свыше 22—24 часов в неделю, то мы ничего не добьемся. А вот если эта ситуация вынужденная, связанная с нехваткой кадров, давайте эту проблему признаем и будем ее решать. Кроме того, сначала следует повысить зарплату учителя, а потом требовать с него качество образования. И только после этого думать о программах, учебниках и прочем. Методисты разработают технологию, но у педагога просто физически не будет времени на её освоение. Есть прекрасно работающая, 100 лет отработанная технология медленного чтения, чтения с комментариями, но на неё нужно элементарное время и грамотно сформулированная учебная задача. Она очень сложна и одновременно очень проста — это формирование читателя, способного на самостоятельное общение с книгой. Способности, в общем, у нас у всех разные. И если водопроводчик дядя Вася будет читать какой-нибудь масскульт, а не пить пиво, это будет великолепный уровень достижения. Нас интересует, читает ли человек через пять лет после окончания школы или нет? Нет, такая задача перед учителем не ставится, потому что чиновников волнует средняя температура по больнице — рейтинг, в том числе включающий результаты ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, то есть результат здесь и сейчас. Такое мнение высказывают известные писатели — Дмитрий Быков признан Минюстом иноагентом , Александр Генис. Тогда какова роль литературы в жизни человека? Во-вторых, отказывать в воздействии любого искусства на человека невозможно, есть понятие «потрясение искусством». А если мы открываем для себя принципиально новое эстетическое переживание, осваиваем новую этическую позицию — это воспитание. А лобового влияния литература никогда не имеет. Про лобовое воздействие я знаю только одно — высказывание В. Ленина о романе Чернышевского «Что делать? Напомню и слова Максима Горького: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Есть «воспитывающее» влияние литературы? Да, есть, безусловно.
Сегодня у нас есть огромное количество разных источников информации и развлечений — от телевизора и кино до социальных сетей и игр. Многие из нас предпочитают проводить свое свободное время, смотря сериалы или играя в компьютерные игры. И в этой суете и скорости, когда все должно происходить мгновенно и без задержек, может показаться, что классическая литература уже не актуальна. Однако, разве мы не упускаем что-то важное? Классическая литература — это не только красивые описания природы и душевных переживаний героев, но и мудрые мысли и наблюдения авторов.
Достояние. Надо ли читать сегодня в школе классическую литературу?
В процессе исследований психологи использовали специальные тесты для работы с участниками-добровольцами, которые по условиям тестирования предварительно читали определенные тексты — литературу разного рода и жанров. Причем распределение текстов для участников осуществлялось в случайно-произвольном порядке, а также имелась контрольная группа, которая вообще ничего не читала. Именно эта последняя группа, которой литературу не выдавали вовсе, показала наиболее низкие результаты при тестировании на развитие теории намерений, а также хуже всего воспринимала выражение лиц на демонстрируемых ей фотографиях. Участники эксперимента, которым достались тексты-выдержки из классических произведений литературы по показателям развития у них «теории намерений» намного опередили людей, читавших отрывки из популярной современной литературы по версии популярности книг от интернет-магазинаAmazon. Дальнейший анализ подтвердил, что такой результат не был случайностью, а качественная классическая литература закономерно развивает теорию намерений лучше, чем популярное, но некачественное чтиво.
Все, что человеку нужно для понимания мира и окружающих людей, можно найти в книгах. Почему нужно читать книги в наше время? Чтение научит писать Одна из самых популярных и востребованных профессий сегодня — ведение блога. Многие мечтают стать блогерами или писателями, но для этого нужно уметь писать.
А для развития этого навыка необходимо не только писать как можно больше, но и читать. Так, например, Стивен Кинг советует всем начинающим писателям читать как можно больше книг. Читать нужно как можно больше Помогает поверить в лучшее Чтение помогает отвлечься от тяжелых мыслей. Когда на душе тягостно, а жизненные ситуации кажутся непреодолимыми, всем нам нужно найти силы бороться с проблемами.
Кто придумал термин: «повествование» — неспециальное и ничейное понятие. Что это значит: п narrative — это любое связное изложение чего-либо. Повествование — это, во-первых, рассказ о событиях а не о чувствах, идеях и тому подобном. Во-вторых, этот рассказ должен вестись, когда события уже прошли: рассказчик мог быть раньше их участником, но теперь все равно говорит о них немного со стороны. Американский философ Артур Данто приводил такой пример. В повествовании историка может быть фраза «В 1618 году началась Тридцатилетняя война». А вот современник этого события например, летописец, который заносит начало войны в свою хронику не мог бы написать такую фразу — потому что не знал, сколько война продлится и как ее потом назовут. Повествование — это взгляд из будущего, который устанавливает связи между событиями, следующими друг за другом. Логика повествования отлична от логики реальности. Как объяснял Барт, эта логика основывается на принципе «после этого — значит, вследствие этого», то есть причиной события по умолчанию считается другое событие, о котором нам сообщили раньше. Литература сама иногда критикует и высмеивает такую повествовательную логику. Есть, например, знаменитое предание из древнеримской истории: царь Тарквиний обесчестил добродетельную Лукрецию, она покончила с собой, народ возмутился, изгнал Тарквиния, и с тех пор в Риме вместо царской власти стала республика. Это сильный, убедительный нарратив, где одно событие вроде бы с необходимостью следует за другим, вплоть до смены политического режима. Логика жизни отличается от нарративной логики, однако мы склонны об этом забывать. Нужно правильно понимать эту фразу: «история» здесь значит «повествование об исторических событиях», которое ведется задним числом и выстроено в одну прямую линию. А настоящая история процесс совершающихся событий и поступков всегда могла пойти по-другому , и историки это знают, исследуя несбывшиеся варианты ее развития.
Некоторые книги переходят в категорию классических гораздо раньше. Зачем нужно читать классическую литературу, чему можно научиться Источник: avatars. К тому моменту, как книга будет закончена, вопрос отпадет сам собой. Удивительно, но многие, начав знакомство с классическими произведениями, открывают в них не только назидательную составляющую, но и увлекательный сюжет. В целом, хорошее знание классики позволит: Легко поддерживать разговор в компании культурных людей, приводя примеры и аналогии из известных книг. Часто не нужно даже подробно расписывать сюжет, достаточно ограничиться именем персонажа, расхожей цитатой или указанием на эпизод. Например, не в меру жадного человека будет уместно сравнить со скупым рыцарем; услышав про очередную несправедливость, заметить «Ужасный век, ужасные сердца! И это далеко не все, что могут дать внимательному читателю «Маленькие трагедии» Пушкина, не говоря уже о других классических произведениях. Лучше разбираться в людях. Одно из неоспоримых преимуществ классики — это ее глубокий психологизм. Особенно этим отличается литература XIX века, когда в рамках критического реализма писатели старались заглянуть в самые сокровенные уголки человеческой души. Несмотря на небольшой размер, она очень глубоко исследует саму суть человеческого бытия, безжалостно показывая, что существование многих людей лишено смысла. Знакомясь с подобными книгами, читатель анализирует события собственной жизни, начинает мыслить более осознанно. Справляться с трудностями. Хорошим примером в данном случае может стать рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона.
Зачем читать классику?
Всего этого у Тургенева, Достоевского и Толстого пруд пруди. Последнего, кстати, вполне можно почитать для обогащения французского — помните эти огромные вставки в «Войне и мире»? Русская классика мало чему может научить современную молодежь Конечно, человеческие эмоции вечны и неизменны, и порой можно соотнести себя даже с жителем средневековья — антураж сменился, проблемы остались. Социальная несправедливость, несчастная любовь, финансовые трудности… Все это есть и сейчас.
Но подходы и средства решения жизненных проблем сильно изменились, и брать за пример героев классической литературы, понятно, не стоит. Так и до дуэли недалеко! Кроме того, зачастую она попросту непонятна Все-таки классики, как люди своего времени, рассматривали актуальные для них проблемы, которых сейчас уже не существует.
Например, в «Анне Карениной» остро стоит проблема развода. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» выступает против крепостного права. Без подробной исторической справки, которую, к сожалению, на уроках литературы дают редко, суть таких произведений ускользает от читателя, и никакой пользы он из них не выносит.
Русскую классику практически невозможно читать ради удовольствия Чтобы привлечь к чтению, нужно донести: читать — это интересно и здорово!
Она ведь не зря ею стала — это энциклопедия жизни целой эпохи, отражающая все стороны существования: быт, общество, культуру. Причем в лучшем ее проявлении. Видели ли вы хоть одного человека, прочитавшего этот роман и отозвавшегося о нем плохо? Я — нет. И даже если вы вдруг и встретили такого, то сомневаюсь, что он читал внимательно. Потому что историей сильной женщины, пусть и с пороками, и обаятельного, харизматичного мужчины, пусть не идеального, поистине восхищается весь мир.
Это история, показавшая людям, что красота — не залог счастливой жизни, что умная, сильная женщина, если она красива, редко воспринимается всерьез. И конечно, это история большой любви, заставляющей страдать, мучиться, но так или иначе, делающей людей счастливыми. Вместе с героями романа читатель плачет и смеется, переживает и радуется. Можете мне поверить, не каждый автор может такого добиться. Помните строчку из знаменитого стихотворения В. Брюсова: «Ты — женщина, и этим ты права... Это как раз о Скарлетт, главной героине.
Вопреки стереотипам о главных героях произведений, ее совсем не обязательно любить. Митчелл не показывает явной симпатии или антипатии к ней, что делает роман еще более ценным. Читатель сам выбирает, восхищаться ему Скарлетт или ненавидеть ее. Заслуга автора еще и в том, что чувства к главной героине всегда находятся на грани, эдакой пиковой точке. Положа руку на сердце, ответьте, был ли хоть один эпизод в романе с участием Скарлетт, где вы относились к ней равнодушно? Правильно, нет. Ведь Скарлетт всегда либо ангел, либо бес.
Прочитанные в свое время книги, дают ценные советы из опыта их героев, а от нас требуется только уметь правильно понимать смысл, заложенный в них. К сожалению, на молодое поколение классическая литература практически никак не влияет. Это связано с тем, что в школе обучение ей поверхностное, информация, идущая из СМИ, зачастую добру и порядочности не учит, а скорее наоборот проповедует насилие и вседозволенность. Информационные технологии "убивают" тягу к чтению, такая потребность в современном мире почти утрачена. Образ жизни настоящей молодежи никак не связан с литературой. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку" [4],- сказал как-то Луи Жан Жозеф Блан, в чем был абсолютно прав. В заключение хотелось бы отметить, что влияние классической литературы на образ жизни современного человека исключительно избирательное. Тот, кто в свое время почерпнул знания из книг, его жизнь проходит на этой основе. В основном, такой человек является «белой вороной» в обществе, особенно в настоящее время, находит недопонимание и зачастую враждебное отношение к себе. И в противовес этому существует большая серая масса людей, которая от своей общей необразованности и неначитанности чувствует комфорт в современном мире.
На них классическая литература не влияет никак, потому что они сами этого не хотят, а то и вовсе не считают нужным. Ведь чтение подобных произведений не развлечение, не отдых, а напряженный духовный труд, требующий постоянной внутренней работы над собой. Классика зовет человека вперед, она его тревожит, раздражает, делая явными его тайные грехи и несовершенства [3]. Но нельзя забывать, что "литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым" [4] , - как справедливо отмечал Дмитрий Сергеевич Лихачев. Афоризмы и высказывания писателей, философов, поэтов. Зачем нужна классическая литература.
А что добавить? Это не вопрос методики. Это вообще не научный вопрос. Потому что в программе по литературе 1920—30 годов Марии Александровны Рыбниковой эти тексты были названы учебным материалом, необходимым для решения конкретных задач. И не надо считать, что у нас такие низкоквалифицированные учителя, которые откажутся от Пушкина, Достоевского и Чехова. Но учитель знает свои возможности и возможности своего класса. Мы должны понимать одно: планируемые результаты обучения по литературе рассчитаны не на конец года и не на конец обучения в школе, они имеют отсроченный характер. Читает человек после школы или не читает? Хоть раз в жизни он взял тот текст, к которому обратился в школе, или нет? Это первый аспект. Второй аспект. Мы должны перестать сосредотачивать массовое внимание на ОГЭ и ЕГЭ, и соответственно, в старших классах отказаться от так называемого историко-литературного курса: ведь на самом деле он таковым не является, потому что мы изучаем только вершины. В-третьих, мы должны очень существенное внимание обратить на младшие классы. Почему ребёнок не читает: ему не интересна вся эта классика, как нам кажется? Потому что не видит все те вопросы, которые она перед ним ставит? А сам их ставить он еще не умеет. Может быть, у него нет просто огромного лексического запаса, чтобы сформулировать свои впечатления от прочитанного. Как считала Мария Александровна Рыбникова, человек воспринимает в окружающем мире гораздо больше, чем понимает. Понимает он только то, что может назвать. Путь «от маленького читателя к большому писателю» лежит через выражение своих мыслей, чувств, ощущений, эмоций, словесному выражению которых его надо учить с детства. Поэтому программа 5—6-го класса, возможно и начальных классов, должна быть существенно перестроена в пользу письма и устной речи. Ребенка нужно учить писать живые тексты , этюды и так далее, тогда ему писать будет интересно. Менять надо не список, а подходы — Сейчас в школьный курс по литературе добавлены произведения современных авторов , которые еще не прошли проверку временем. Не сделано ли это в угоду моде и не повлияет ли отрицательно на формирование читательского вкуса? Путь к классике всегда лежит через беллетристику, и это нормально, что ученики читают не очень хорошие тексты. Всё равно большая часть людей, к сожалению или к счастью, я не знаю, остаются наивными читателями, то есть отождествляющими себя с героями книг. Не список надо обсуждать. Невозможно договориться о списке — давайте договариваться о тех вещах, о которых договориться можно: о новых технологиях, о новых практиках чтения , как их осваивать, как через визуальное вести к словесному, как совмещать то и другое. Если нагрузка учителя — 30 часов и выше, ничего нового появиться не может. К этим часам нужно а подготовиться, и б проверить работы. У учителя должно быть время на то, чтобы читать самому, на то, чтобы слушать интересные лекции, на то, чтобы учиться дальше. Если мы ему этого времени не дадим, если на законодательном уровне не будет установлено ограничение на нагрузку свыше 22—24 часов в неделю, то мы ничего не добьемся. А вот если эта ситуация вынужденная, связанная с нехваткой кадров, давайте эту проблему признаем и будем ее решать. Кроме того, сначала следует повысить зарплату учителя, а потом требовать с него качество образования. И только после этого думать о программах, учебниках и прочем.
Зачем нужно читать классическую литературу
Почему важно в школе изучать произведения классической литературы 19 века. Читающий классическую литературу человек получает возможность восприятия высоких понятий — таких, как дружба, любовь, честь, верность, доблесть, героизм. Чтение классической литературы: зачем нужно читать произведения навыки развивает читатель, моральное удовольствие. Вот почему стоит читать литературу, изучать литературу, пробираться сквозь неясные места и даже сверяться со словарями.
Содержание статьи
- Что еще почитать
- Достояние. Надо ли читать сегодня в школе классическую литературу? – Учительская газета
- Нужна ли современному читателю классическая литература?
- «Каждое поколение по-своему перечитывает классику» | Вести образования
- Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Нужна ли современному читателю классическая литература?
Развивает ли чтение классики?
Классическая литература в отличии от современной развивает словарный запас и помогает в общении с социумом. Предлагаем вашему вниманию статью на тему: Нужно ли современной молодежи читать русскую классику: «за» и «против». не нужно, в том числе и потому, что русскую классику из позапрошлого века читать попросту «не модно». Классическую литературу можно назвать неким фундаментом, который накопил в себе знания и умения не только для будущих авторов, но и для читателей.
Почему надо читать классику
Так, практически все произведения начала 20 века посвящены революции 1917 года и гражданской войне, роман-эпопея Л. Толстого рассказывает о жизни в период Отечественной войны 1812 года, а «Слово о полку Игореве» — о междоусобных воинах и борьбе с кочевниками в далеком 12 веке. Так нужна ли классическая литература современному читателю? Что может она дать, чему научить? Может быть, стоит читать только произведения, рассказывающие о жизни в наши дни? Чтобы ответить на эти вопросы, для начала, как мне кажется, нужно разобраться — а что такое «классическая литература»? Почему некое количество произведений объединено под этим названием? Почему считается, что классическую литературу обязан читать и знать каждый образованный человек? К моему великому удивлению, ни один из словарей не смог дать четкого определения интересующему нас понятию. Ясно лишь одно — «классическая литература» пытается разобраться в непреходящих вещах, вечных ценностях, которые актуальны во все времена. Именно поэтому, мне думается, она столь ценна.
Но тогда возникает другой вопрос — а почему мнение именно этих писателей считается образцовым, верным? Почему именно они, а не другие люди, творившие в это время, могут чему-то научить нас, людей 21 века? Наверное, именно «классические» писатели наиболее точно ответили на многие вопросы, волновавшие человечество во все времена. Именно они дали тонкий анализ человеческой природы, психологии, смогли сформулировать основные «законы», по которым всегда существовал человек. Наверное, моим самым любимым «классиком» является Ф. Его роман «Братья Карамазовы», на мой взгляд, универсальное произведение, дающее ответы на вечные вопросы, рано или поздно возникающие в голове у каждого человека. В центре повествования находятся судьбы четырех братьев. Их жизни тесным образом связаны между собой и с жизнью их отца — человека деспотичного, развратного, грешного в самом широком понимании этого слова. Братья Карамазовы — чрезвычайно разные люди. Каждый из них, живя в тяжелых условиях деспотизма и самодурства отца, пытается найти ответы на важные вопросы бытия.
И им кажется, что они эту идею находят. Так, Иван Карамазов в основу угла ставит разум, логику. Он пытается рационально понять и обосновать то, что происходит вокруг. Однако это герою плохо удается. Иван не может многого постичь, не может принять жестокий и несправедливый мир. Этому герою тяжело жить на свете, он пытается найти что-то, что облегчило бы ему существование, но не находит такой спасительной отдушины. Его удел — это безнадежность и отчаяние. Другой брат — Смердяков — живет в постоянной ненависти. Этот человек ненавидит все — отца, братьев, людей, Россию, себя, в конце концов. Смердяков приходит к тому, что надо жить, позволяя себе все.
Он отказывается от всяких нравственных и моральных законов внутри себя, стремится к саморазрушению. Старший брат Митя Карамазов, возможно, четко не сформулировал жизненной позиции. Он живет так, как «бог на душу положит», следуя зову своей натуры — широкой, разгульной, страстной и безудержной. Этот герой обладает мощными жизненными силами, но не знает, как применить их, чтобы самому быть счастливым и сделать счастливыми окружающих. Самый гармоничный среди братьев — Алеша Карамазов. Он обладает ценнейшей способностью — верить. Именно вера в бога делает Алешу светлым человеком, способным справиться со своими темными сторонами и дарить людям свет. Из монастыря Алеша вынес всепрощающую любовь к людям и смирение — то, чего, по Достоевскому, не хватает людям во все времена. Но в жестком, несправедливом и противоречивом мире, в котором живут братья, никто не слышит слабый голос Алеши. Все заняты собой, своими обидами и страстями.
Складывается такое ощущение, что каждый из героев один на один бьется с роком, который, в любом случае, одержит верх и сломает героев. Образ жизни и мысли Карамазовых влечет их к трагедии. И эта трагедия происходит — Смердяков убивает своего отца. Однако в этом преступлении оказываются замешаны все — подал страшную идею Иван, а расплачивается каторгой за нее Митя. Таким образом, Достоевский утверждает, что в преступлениях, совершающихся в мире, нет невиновных. В том, что происходит, духовно виноваты все. Это одна из основных мыслей в романе «Братья Карамазовы». Один из крупнейших философов начала 20 века, В. Розанов, так охарактеризовал жизненную позицию Достоевского: «Достоевский не хочет всеобщего счастья в будущем, не хочет, чтобы это будущее оправдывало настоящее. Он требует иного оправдания и лучше предпочитает до изнеможения колотиться головой об стену, чем успокоиться на гуманном идеале».
Писатель считает, что отвлеченные размышления о прекрасном будущем преступны. Пока люди философствуют о том, что будет завтра, сегодня в мире творится зло. Каждый человек должен жить здесь и сейчас, стремясь сделать так, чтобы настоящая жизнь стала гуманнее и добрее. Всем известны слова Достоевского о том, что никакое прекрасное будущее не стоит одной-единственной слезы ребенка в настоящем. Показывая жизнь семьи Карамазовых, автор еще раз стремится донести до читателя, что нужно переиначивать обыденную жизнь вокруг себя. А изменить мир может лишь нравственное очищение, которое, по мысли писателя, происходит лишь через страдания. Именно на этот путь Достоевский направляет Митю Карамазова, видя в нем огромный человеческий потенциал. Таким образом, надеюсь, я ответил на вопрос, поставленный мною вначале. Я считаю, что классическая литература — это литература на все времена. Она должна стать основой, базой, которая формирует человека, его внутренний мир, морально-нравственные взгляды.
Именно поэтому классическая литература изучается в школе. Именно поэтому, на мой взгляд, ее должен читать и перечитывать каждый человек, претендующий на звание Человека. Единственное, что они читают это статусы друзей в соцсетях и блоги. А у школьников только и возникает один вопрос, зачем читать книги, и тем более классику. Так как, по их мнению, это скучно и не интересно.
Нужна ли современному читателю классическая литература? Ответ нейросети: Классическая литература — это наследие мировой культуры, которое остается актуальным даже спустя десятилетия и века. Однако, задумывались ли мы когда-нибудь, нужна ли она нам, современным людям? Сегодня у нас есть огромное количество разных источников информации и развлечений — от телевизора и кино до социальных сетей и игр. Многие из нас предпочитают проводить свое свободное время, смотря сериалы или играя в компьютерные игры.
Несмотря на обилие книг, прочитанных с ним в раннем детстве, в старших классах он категорически отказывался читать книги из школьной программы. Да бог с ней с программой, я была бы рада увидеть его с любой книгой в руках. Но, увы... Гораздо интереснее было висеть в соцсетях или играть в "доту". О, скольких нервных клеток стоило мне это его увлечение! Знаете, на какую книгу удалось неожиданно уговорить этого молодого игрока? Правильно, на одноименную. Одним словом, мотивировать к чтению классики возможно даже самого несговорчивого ребенка. И подход. Шуточный аргумент "на всю жизнь иммунитет к страдающим мужикам, которыми полна русская литература, типа Онегина и Базарова" тоже наверняка сработает для какой-нибудь юной романтически настроенной особы.
Если ребенок амбициозен и думает о будущем всерьез, можно аргументировать необходимость чтения классики тем, что это поможет и при учебе в вузе, и при овладении профессией, какую бы из них он ни выбрал, потому что это занятие вырабатывает привычку "хорошо ориентироваться в многофигурных и многоплановых сюжетах и удерживать в голове большой объем связей, а это в свою очередь, отбрасывая вопросы рабочей необходимости, для уменьшения вероятности постановки диагноза "старческая деменция" в пожилом возрасте". Если ваш ребенок начнет ссылаться на "весь цивилизованный мир", напомните ему, что в любой стране каждый интеллигентный человек ассоциирует Россию с великой литературой: "Не красавицами и не "калашниковым", а, извините, Достоевским и Толстым мы в мире ценны. И даже если мы до конца не в силах понять, почему лично я не могу понять, почему Достоевский? Даже если не понравится, тем более! Ну а некоторых наших классиков так и просто очень интересно читать". Может быть, такое современное прочтение классики взбодрит вашего старшеклассника? Я отчасти согласна с тем, что многие обязательные произведения школьникам не по возрасту, не по знаниям и, может быть, даже не по уму. Мне так в свое время были совсем не по уму логарифмы и интегралы.
Вчера перед сном жена "Обрыв" Гончарова читает господи, я-то до сих пор его не читал , - и вслух мне кусок зачитывает:... Читать далее Психологическая консультация 6000 р. Дмитрий Анисимов Работаю в Фонде содействия благотворительности "Взрослеем вместе", а до этого работал в... Важно, чтобы на уроках литературы в учениках воспитывалось критическое мышление, умение выбирать медиа и чтиво, литературный вкус, культура общения, в том числе, и в сети даже ОСОБЕННО в сети. Ну и неплохо было бы добавить... Читать далее Поэт, прозаик, филолог, книготорговец. Как человек, прошедший через две педагогических практики в школе, могу сказать, что классика изучается не столько из-за своей не актуальности, сколько из-за ценности для языка и кругозора человека вообще. Понятное дело, что для учеников уроки литературы зачастую связаны с боязнью и, как...
5 причин зачем нужно читать классическую художественную литературу от античности до современности
Недавно я услышала мнение, что современным детям «непонятно, сложно и скучно» читать классическую литературу. В этом выпуске говорим с ним о том, почему читать все же важно, а также спрашиваем, как чтение влияет на работу мозга и какие способности открывает. Чтение классической художественной литературы от античности до современности имеет огромное значение и может быть очень полезным для читателя. Это-то и является одной из причин, по которой нам так важно читать классическую литературу. Чтение классической литературы: зачем нужно читать произведения навыки развивает читатель, моральное удовольствие. Чтение классической литературы: зачем нужно читать произведения навыки развивает читатель, моральное удовольствие.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Почему школьник скучает над классическим текстом? Классическая литература: как полюбить и читать классическую литературу, чем полезна классическая литература. Почему же отказ выходца новейшего времени читать литературу, представлявшую интерес в XVIII-XIX веках, воспринимается нами как нежелание ребенка становиться грамотным? Зачем школьникам читать классику. Любовь к классической литературе прививают еще со школьной скамьи. Читают ли взрослые классическую литературу или, окончив школу, больше не возвращаются к ней?