Марафон наций. Памирцы. Выпуск от 9 декабря 2022 года. Ученые выяснили, что популяции памирцев объединяет общее прошлое с населением Таримского бассейна раннего бронзового века, которое известно благодаря таримским мумиям.
«Заявления режима, что нас не существует, — равнозначны оскорблению и угрозе»
Доступ к сети восстановили только в трех отдаленных районах ГБАО, в Хороге и близлежащих районах интернета по-прежнему нет. Вместо обещаний устранить военных на блокпостах, напротив, произошло их усиление. Народ в напряжении и хочет снова выйти на митинг, но мы их сдерживаем. Мы надеемся, что Рустами Эмомали отреагирует на наше обращение и ситуация будет стабилизирована, — говорит Пирмамадов. По его словам, больше всего обстановку нагнетает местное управление Госкомитета национальной безопасности ГКНБ , которое отправляет повестки участникам митинга и заставляет снимать телесюжеты и передачи, в которых протестующих обвиняют в преступлениях. Люди и так напряжены из-за усиления военного присутствия в области и отсутствия интернета. Еще и фильмы транслируют, в которых обвинительная риторика, что не может не раздражать народ. Другие структуры не создают напряженности и не нагнетают обстановку.
Исмаилиты совершают намаз молятся всего лишь два раза в день, тогда как таджики и узбеки делают это пять раз в день. Поскольку памирцы не соблюдают пост в священный месяц Рамадан, их женщины не носят паранджу, а мужчины позволяют себе пить самогон, то соседние народы не причисляют этих людей к правоверным мусульманам. История народа Однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев нет.
История этого этноса насчитывает более двух тысячелетий. Учитывая принадлежность жителей Бадахшана к европеоидной расе, некоторые исследователи склонны полагать, что памирцы — потомки древних ариев, оставшиеся в горах во время индоевропейской миграции и впоследствии смешавшиеся с местным населением. Впрочем, каких-либо исторических доказательств этой теории нет. По мнению большинства специалистов, несколько восточно-иранских племен перебрались на Памир отдельно друг от друга и в разное время. Интересно, что их ближайшими родственниками были легендарные скифы — древний этнос, создавший в VII-IV веках до нашей эры огромную империю, простиравшуюся от Крыма до Южной Сибири. Происхождение памирцев ученые связывают с несколькими волнами миграций кочевого племени саков, которые начали заселять высокогорье в VII-VI веках до нашей эры. Тогда предки ваханцев переселились из Алайской долины, которая расположена восточнее Бадахшана. А будущие ишкашимцы перебрались на высокогорье с юго-запада. Мунджанцев после лингвистического исследования их языка ученые считают остатками бактрийской общности, уцелевшими в отдаленных районах. Следующая волна миграции саков породила северных памирцев, которые перекочевали в Бадахшан с запада по реке Пяндж, распавшись впоследствии на шугнанцев, рушанцев, язгулямцев и ванджцев.
А еще позже предки сарыкольцев перебрались на свои нынешние территории, входящие в настоящее время в состав китайской провинции Синьцзян. Все эти миграционные волны завершились к началу нашей эры. Благодаря богатым залежам рубина и лазурита обитателей высокогорья регулярно посещали купцы, которые обменивали на драгоценные камни предметы обихода, домашнюю утварь, а также ножи и топоры, другие инструменты. Еще во II веке до нашей эры через долину реки Пяндж шли караваны из Китая по Великому шелковому пути. На протяжении всей истории Памира этот край пытались завоевать разные тюркоязычные племена, китайцы, арабы, монголы, а также династии Сасанидов и Тимуридов. Но никто из них не остался на высокогорье, чтобы править горсткой племен. Поэтому даже номинально завоеванные памирцы долгое время продолжали жить спокойно, как и привыкли. В 1895 году была официально установлена граница между Афганистаном, который находился под протекторатом англичан, и Бухарским эмиратом, пользовавшимся поддержкой русских. Две империи разделили сферы влияния по реке Пяндж, причем Ваханский коридор отошел к Афганистану. Впоследствии там же была установлена граница СССР.
Ни в Москве, ни в Лондоне никого не волновала судьба памирских народов , которые оказались буквально отрезанными друг от друга. Сейчас высокогорье поделено между Таджикистаном, Китаем, Афганистаном и Пакистаном. Языки памирских народов последовательно вытесняются, а их будущее остается неопределенным. Обычаи и нравы Памирцы всегда жили довольно изолированно. Суровая природа высокогорья, которое располагается между 2 и 7 тысячами метров над уровнем моря, оказала существенное влияние на их быт и нравы. Каждый элемент дома здесь имеет символическое значение. Опорой жилища памирцев служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан. Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод традиционного жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух. Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине.
Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи. Причем, у памирцев встречаются браки между двоюродными братьями и сестрами, что часто обусловлено нежеланием выплачивать крупный калым за невесту из другого рода. Несмотря на то, что ислам существенно повлиял на положение женщин, браки у памирцев матрилокальные. То есть, после свадьбы молодые поселяются в доме родителей невесты. Традиционными занятиями этих людей являются земледелие и животноводство. На высокогорье разводят коров, овец, коз, лошадей и ослов. Памирцы много веков занимались обработкой шерсти, ткачеством, гончарным делом, изготовлением ювелирных украшений. Среди них всегда было много умелых охотников. Рацион памирцев обычно состоит из пшеничных лепешек, овечьего сыра, домашней лапши, овощей и бобовых, фруктов и грецких орехов. Бедный житель высокогорья пьет чай с молоком, а богатый добавляет в пиалу еще и немного сливочного масла.
Говорят на разнородных памирских языках восточноиранской группы иранской ветви индоевропейской языковой семьи. Большая часть памирцев объединены на религиозной основе исповеданием исмаилизма. Расселение Области расселения памирцев - западный, южный и восточный Памир , смыкающийся на юге с Гиндукушем - представляют собой высокогорные узкие долины с довольно суровым климатом, практически нигде не опускающиеся ниже отметки 2 000 м над уровнем моря и окружённые крутосклонными покрытыми вечными снегами хребтами, высота которых местами подбирается к 7 000 м. Восточные склоны Памира принадлежат бассейну р. Административно вся эта территория, издавна составлявшая эклектичный, но единый ареал, оказалась поделенной между Таджикистаном , Афганистаном , Пакистаном и Китаем в результате экспансии в XIX в. Российской , Британской и Китайской империй и их сателлитов Бухарского и Афганского эмиратов. В результате ареалы многих памирских народов оказались искусственно разделены. Этногеографическими единицами на Памире служат исторические области: Шугнан , Рушан , Ишкашим , Вахан , Мунджан , Сарыкол - в целом изначально совпадавшие со сформировавшимися в них народностями. Если в плане материальной и духовной культуры памирцы благодаря тысячелетним взаимным контактам значительно сблизились друг с другом, то изучение их языков показывает, что разные памирские народы вышли из как минимум четырёх древних восточноиранских общностей, лишь отдалённо родственных друг другу и занесённых на Памир независимо. Таджикская часть Бадахшана Горно-Бадахшанская автономная область.
К западу и северо-западу от вершины расположено Памирское фирновое плато , одно из самых протяжённых высокогорных плато в мире. Плато протянулось с востока на запад на 12 км. Ширина плато составляет 3 км. Нижняя точка плато расположена на высоте 4700 м, верхняя - на высоте 6300 м. Памироязычные народы Классификация памирских народов обычно строится по языковому принципу. Афганская часть Бадахшана Таджикский Бадахшан Северные памирцы Шугнано-рушанцы - группа народов, населяющих смежные долины, говорящая на близкородственных языках-диалектах , что позволяет им при общении сносно понимать друг друга; часто в качестве междолинного шугнано-рушанского языка используется шугнанский. Шугнанцы - Шугнан тадж. Пяндж в районе Хорога , долины его правых притоков Гунт , Шахдара , Баджув. Ведущий этнос Памира, численностью ок. Рушанцы - Рушан тадж.
Общая численность - ок. В неё включаются также малочисленные смежные группы с отдельными языками и отдельным самосознанием: хуфцы - Хуф тадж. Xuf к юго-востоку от Рушана; бартангцы - среднее и верхнее течение р. Бартанг ; рошорвцы - Рошорв тадж.
Ранее активисты памирской молодежи в Москве, объявили, что 24 июля проведут мероприятие памяти жертв Хорогских событий 2012 года. Pamir Daily News пишет, что данное мероприятие состоит из чтения Корана и традиционных религиозных песнопений памирских народов. Генерал Назаров, который был убит вечером 21 июля в селе Наводак, в 2 км от Хорога. Его вытащили из машины и зарезали ножом.
Власти сразу обвинили в его убийстве Толиба Аёмбекова, бывшего командира оппозиции в ГБАО, брата известного Лешы-Горбуна, и потребовали, чтобы он сдал непосредственных исполнителей убийства генерала. Министр внутренних дел Рамазон Рахимзода, глава ГКНБ Саймумин Ятимов и тогдашний министр обороны Шерали Хайруллоев отправились на переговоры в Хорог и Рахимзода по областному ТВ вновь потребовал, чтобы незаконные формирования сложили свое оружие и сдали преступников до 24 июля.
Ученые доказали, что эти народы относятся к нескольким древним восточно-иранским общностям, которые когда-то попали на Памир отдельно друг от друга, но однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев так и нет. Внешне памирцы больше похожи на европейцев, чем на азиатов.
Все путешественники, побывавшие на Памире, отмечали, что у них серые или голубые глаза и светлые волосы. Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм. В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт Насир Хосров 1004-1088 годы , который спасался от преследования мусульман-суннитов.
Он стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм — шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма. Национальная одежда Традиционная памирская мужская одежда летом — прямые рубахи свободного кроя и широкие штаны, зимой — шерстяной халат и овчинный тулуп. Женский костюм состоит из туникообразного платья и шаровар, узких в щиколотке. Зимой надевали по три шерстяных платья, голову покрывали платком.
На ногах носили джурабы и сапоги-чулки из мягкой кожи. В переводе с персидского «джурабы» означает «носки». Вяжут их крючком из бараньей или козлиной шерсти. Они хорошо согревают и обладают лечебными свойствами.
В условиях Памира это очень важно: ведь холодный период здесь длится долго, и даже летом достаточно прохладно. А еще мастерицы говорят, что положительный заряд владельцу джурабов дает особый орнамент.
Как живут в Москве памирцы
Власти, получив ультиматум, стали угрожать активистам. Так, прокурор ГАБО Парвиз Орифзода в эфире местного телевидения предупредил, что тех, кто выйдет на митинг, ждет уголовное наказание. Организаторами акции, по версии МВД, выступили неформальные лидеры области — Мамадбокир Мамадбокиров и Алим Шерзамонов, а также независимый журналист и правозащитник Ульфатхоним Мамадшоева. Как утверждают в силовом ведомстве, по указанию Мамадбокирова «группа несведущих юношей» под руководством 29-летнего жителя Хорога Замира Назришоева совершила вооруженное нападение на сотрудников УМВД по ГБАО, которые охраняли здание областного суда.
Нападавшие взорвали ручную гранату, в результате чего несколько силовиков получили ранения и были госпитализированы. Сам Назришоев тоже был ранен и скончался в больнице. По версии Софии Мусофир, по истечении ультиматума протестующие направились к административным зданиям, где были встречены вооруженными солдатами, милицией и ОМОНом.
Силовики вначале применили газ и травматическое оружие, а потом стали стрелять из боевого. В результате был убит Замир Назришоев. Еще троих раненых доставили в больницу.
Супруга решение мужа поддержала. Перед тем как ехать, я посоветовался с нашими старейшинами и получил их благословение», — поделился Джамшед. Отмечается, что пока у памирца нет боевого опыта, но его он получит в ходе обучения.
В Донецкой Народной Республике уже знают о добровольце и ждут в одном из подразделений. По словам Джамшеда, в Донбасс намерены приехать и другие памирцы.
Эксперт отмечает, что 18 мая правительство Таджикистана направило в регион вооруженные силы в рамках антитеррористической операции. Дороги, школы и магазины были, по его словам, закрыты, а интернет отключен. Достоверные источники сообщают, что в ходе обеспечения безопасности в районе Рушон были, предположительно, убиты около 40 человек. В ООН предупреждали Фернан де Варенн выразил сожаление в связи с тем, что предыдущие предупреждения со стороны группы экспертов ООН, включая его самого, а также рекомендации по предотвращению эскалации, не были услышаны правительством. Он отметил, что напряженность в этой автономной области вспыхнула в ноябре прошлого года, когда молодой памирец Гулбиддин Зиёбеков был, предположительно, подвергнут пыткам и убит таджикскими силами безопасности.
Власти жестоко отреагировали на последовавшие протесты, убив двух памирцев и ранив 17 человек.
Отмечается, что пока у памирца нет боевого опыта, но его он получит в ходе обучения. В Донецкой Народной Республике уже знают о добровольце и ждут в одном из подразделений. По словам Джамшеда, в Донбасс намерены приехать и другие памирцы.
Напомним, в 2014 году в Донецкой Народной Республике была сформирована интернациональная бригада «Пятнашка». С началом специальной военной операции она является отдельной тактической бригадой специального назначения.
Памирцы: уникальный народ с богатым наследием
При проведении Всесоюзной переписи 1939 г. Перепись 1939 г. Начиная с 1950-х гг. В качестве яркого примера этой политики может послужить факт уничтожения в 1972 г. Фирдавси в Душанбе. Чешко, где ученый выступил с предложениями о пересмотре национальной политики в стране, в качестве примера приведя ситуацию в ГБАО.
Как писал С. Чешко, эти народы по вине руководителей Таджикистана с 1959 г. Автор подверг критике тех, кто объявил памирские языки диалектиками персидского языка. В современной практике это право на самоопределение официально реализуется памирцами проживающими в Российской Федерации еще с 2010 года по данным переписи населения В Республике Таджикистан за памирскую самоидентификацию в период переписи населения людям могут по понятным причинам устроит травлю, вплоть до уголовной ответственности. Однако это не мешает в быту памирцам себя идентифицировать таковыми и быть воспринятыми таковыми своими соотечественниками.
Идентичность памирских народов — это реальность, закрепленная в законодательстве Таджикистана и находящаяся под защитой Международных конвенций и институтов. Игнорировать эту реальность не имеет никакого смысла и чревато конфликтом и дестабилизацией.
Следует учесть, что изначально памирцы населяли только бассейн Пянджа и его притоков. Экспансия сарыкольцев в Синьцзян , йидга и ваханцев — в долину Инда относятся к позднейшей эпохе.
Издавна, вероятно ещё задолго до иранизации, горы Бадахшана были одним из основных поставщиков лазурита и рубина для древнего мира. Тем не менее жизнь древних бадахшанцев оставалась весьма замкнутой. Изоляция памирцев оказалась прерванной начиная с II в. Многочисленные попытки завоевания Памира мировыми империями Сасанидами , тюрками , китайцами , арабами , монголами , Тимуридами и др.
Фактически до XIX в. В ходе Большой Игры и борьбы за Среднюю Азию после 1895 г. Российская империя и Эмират Афганистан , находившийся под влиянием Британской империи , окончательно утвердили рубежи зон влияния, на востоке Средней Азии граница прошла по Пянджу. При этом Ваханский коридор отходил к Афганистану в качестве буфера между Российской и Британской империями.
Русское правительство помогло своему зависимому Бухарскому эмирату подчинить памирские княжества. Граница по р. Пяндж между Афганистаном и Бухарой, а в дальнейшем и СССР по сути прошла «по живому», разделив памирские народы по берегам реки и прервав внутридолинные связи. Религия С установлением начиная с конца I тыс.
Особенно сильны были позиции зороастризма в Шугнане , где на возвышенностях строились открытые храмы огня , некоторые из которых действовали вплоть до XIV в. Другой важной религией Памира был буддизм , проникавший сюда из Индии караванным путём. Особенно сильны позиции буддизма были в Вахане, через который массово двигались буддистские проповедники из Индии и паломники из Хотана и Китая. Широко почитаемый при жизни и после смерти Насир Хосров стал духовным наставником местного населения и инициатором широкой пропаганды исмаилизма в других памирских областях.
Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам — духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты- сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции.
Этническая самоидентификация Исследователи этнической самоидентификации и этнической принадлежности народов Памира [2] отмечают, что однозначного ответа на вопрос об этнической принадлежности памирцев нет, что объясняется как объективными так и субъективными обстоятельствами. По их мнению, объективно этническое самосознание памирцев не вполне укладывается в рамки принятых критериев. Субъективные обстоятельства возникли впоследствии того, что по идеологическим соображениям этнические особенности народов Памира умышленно отрицаются. Они утверждают, что для памирцев понятия национальной и этнической принадлежности неравнозначны.
Национальная принадлежность в сознании памирцев ассоциируется с отнесением себя к более обширному, нежели локальная этническая общность, — к этнокультурному сообществу родственных народов, по отношению к которому с давних времен имел хождение этноним таджик. В наше время таджиками себя считают как персоязычный народ Центральной Азии , язык которого относится к западно-иранской группе, так и носители восточно-иранских языков в лице ягнобцев , язгуламцев , рушанцев , бартангцев , шугнанцев , сарыкольцев , ваханцев , ишкашимцев , сангличцев , мунджанцев. В Афганистане таджиками себя называют ещё и ормури и пашаи и различные группы других народов в том числе пуштунов , говорящих на языке фарси. Как можно заметить, этноним таджик в данном случае употребляется в двух значениях: во-первых, он определяет генетическую и этноязыковую общность людей, для которых фарси-таджикский язык — родной, и во-вторых, в более широком смысле это слово означает генетическую и культурную общность ряда ираноязычных народов Центральной Азии за исключением пуштунов , что вполне сравнимо с понятием «славяне» и «славянской национальности».
Ученые отмечают [2] , что понятие «национальная принадлежность» — это всего лишь одна, верхняя, ступень этнического самосознания ираноязычных народов Памира. Но это не означает, что у жителей «Крыши Мира» нет иного этнического самосознания или они, кроме особенностей речи, не видят у себя иных признаков этнической самоидентификации. Напротив, это чувство у памирцев развито сильно, и оно дает им возможность различать ещё несколько других местных сообществ людей. Исходя из сходства в обычаях и традициях и из конфессиональной общности то есть принадлежности к исмаилизму , все малые народы Памира именуют себя «памирцами» — тадж.
В сознании как самих памирцев, так и таджиков это понятие ассоциируется не с региональной, а прежде всего с языковой, культурной и конфессиональной принадлежностью к определенному сообществу. Таджикоязычные жители Памира — дарвазцы и ванджцы, исповедующие суннизм, не причисляют себя к памирцам, в то время как таджикоязычные горонцы-исмаилиты считают себя памирцами. Между тем язгуламцы хотя и исповедуют суннизм, но по этноязыковому признаку относят себя к памирцам. Первая и изначальная ступень этнического самосознания малых народов Памира — это ощущение общности, свойственной только им.
То есть единение людей, у которых один и тот же язык, жизненный уклад, одни и те же традиции и обычаи; всем им присущи также некоторые сходные психологические особенности и по своему менталитету они отличаются от окружающих их народов. По этим признакам они считают себя прежде всего шугнанцами, рушанцами, бартангцами, сарыкольцами, язгуламцами, ишкашимцами, мунджанцами и ваханцами. Именно этот уровень самосознания отражает их этническую принадлежность, поскольку подразумевает наиболее монолитную общность людей, история которой насчитывает более чем 2 тысячи лет. Этой общности присущи все признаки этноса [2].
Поселение и жилище Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.
Главным результатом стало убийство 22 мая неформального лидера памирцев Мамадбокира Мамадбокирова — полевого командира времён гражданской войны 1992 — 1997 гг. Несмотря на объявленное завершение, силовые структуры продолжили поиск и задержание всех причастных, по мнению правительства, к беспорядкам в Хороге.
Ещё два предполагаемых лидера преступных группировок — Хурсанд Мазоров и Зоир Раджабов — были ликвидированы в ходе очередной операции 12 июня. Кто такие памирцы и что из себя представляет ГБАО? Горно-Бадахшанская автономная область занимает больше половины территории всего Таджикистана, и в то же время является самым малозаселенным и бедным регионом. Живут там памирцы — народ, исповедующий исмаилизм — одну из ветвей шиизма, в отличие от большей части таджиков-суннитов.
Сама по себе это крайне сплочённая нация с крепким осознанием общинной солидарности. Она держится на широко разветвленных семейно-клановых узах, основанных на религиозных устоях и обычаях. После распада СССР регион, обладавший широкими полномочиями при советской власти также надеялся получить независимость. По этой причине в 1992 году в Таджикистане разразилась гражданская война, которая закончилась лишь в 1997 подписанием мирного договора на условиях предоставления автономии.
Со стороны руководства отсутствует какая-либо поддержка региону, а административные органы совершенно безразличны к судьбе проживающего там народа. На фоне всего этого возник справедливый кризис доверия местного населения к властям. Жители ГБАО воспринимают деятельность таджикского руководства как направленную конкретно против этнических памирцев, которые испокон веков проживали в этом районе. Уже ставшие регулярными силовые операции при любой даже незначительном митинге окончательно утвердили это мнение.
Экономическая и социальная отсталость региона Отсутствие какой-либо поддержки стало причиной того, что в ГБАО сейчас самый высокий уровень безработицы более 80 процентов. Цены на продукты первой необходимости на 30-40 процентов выше, чем по всей стране из-за сложностей в логистике в труднодоступную местность. Из-за этого мужская часть населения уезжает на заработки в другие страны, в том числе в Россию.
Они заявили, что мир и стабильность в ГБАО находятся под угрозой из-за неправомерных действий правоохранительных органов. Обращение, выложенное на портале Pamir Daily News вечером 19 декабря, зачитал Фаромуз Иргашев, руководитель группы переговорщиков от участников митинга 25-28 ноября так называемой группы-44. Он отметил, что в ходе митинга силовики открыли огонь, в результате чего пострадали 17 человек, двое из которых погибли. Но гибель и ранение мирных жителей никем не расследуется. В обращении подчеркнуто, что «толерантный народ Бадахшана» всегда поддерживал политику главы государства, хотя в ГБАО всегда были самые высокие цены на продукты, ГСМ и электричество и самые худшие дороги в стране. Мир и спокойствие, единство таджикского народа, целостность государства, которые Лидер нации, президент Эмомали Рахмон достиг с большими сложностями, в ГБАО сегодня находятся под угрозой. В связи с этим мы, миролюбивый народ Бадахшана, обращаемся к вам с надеждой, что, используя все свои знания и влияние, вы возьмете ситуацию в Хороге под свой строгий контроль и окажете нам свою поддержку», — сказано в обращении активистов. Между тем, спустя три недели после завершения митинга ситуация в Хороге остается напряженной.
«Горы нам не интересны, хотим лимузин на свадьбу» — как живут московские памирцы
Памирец нация Таджикистан. Памирская Национальная одежда. Как в советские времена, так и после распада СССР и последующей гражданской войны в Таджикистане памирцы приезжали в Петербург на учебу или в поисках работы. Памирцы возмущены, что их автономия, упомянутая даже в названии региона — по сути формальность, раз даже губернатора им назначают из Душанбе. Известно, что помимо памирцев, в состав группы входят выходцы из нескольких стран и регионов, в том числе из Азербайджана и Дагестана.
ПАМИ́РСКИЕ НАРО́ДЫ
У них есть чаты в соцсетях, некоторые из которых уже закрыли и поудаляли. Есть телеграм-каналы, где они выкладывают так называемые «сливы» с пьяными полуголыми девочками, которые приходили на эти тусовки. В интернете это тоже распространяли, я лично заходил в определенные беседы, пока из этого ещё не сделали шумиху. В этих чатах также были русофобские высказывания. К слову, 14 февраля должна была быть очередная такая вечеринка, но ее отменилили. На видео их обычно целая толпа, насколько я знаю, задержали только пятерых. На самом деле их гораздо больше, человек 10-15. Один из них, кстати, больше всех выпендривался в переписке: якобы у него есть связи, мол, среди родственников есть полковники и ничего им за драки не будет.
Обычаи и нравы Каждый элемент памирского дома имеет символическое значение. Опорой жилища служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан. Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух. Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи. Интересны свадебные традиции памирцев. Свадьба состоит из нескольких обрядов. Один из них — «пицпатчид» — церемония открытия лица невесты.
Невесте закрывают лицо несколькими платками: от семи и больше. Когда она приходит в дом жениха с закрытым лицом, платок ей поднимает близкий друг жениха с помощью веточки от плодового дерева и лука без стрелы. Лук в обряде является предметом, который отгоняет злых духов и недругов, а веточка — это символ плодородия. Поднимая платок, друг жениха произносит: «Три отца, три матери, три ребенка». Эта церемония закрепляет за ним особый статус: теперь он названый отец девушки. У памирской женщины три пары родителей: родные отец и мать, свекор и свекровь и друг мужа с супругой. Именно семья друзей должна будет поддерживать женщину в трудных ситуациях.
Поэтому он длиннее других столбов и непосредственно соприкасается с землей. Столб Хусейн - символ света и огня. Около его читаются молитвы, религиозные тексты, совершается намаз и обряд зажигания свечи «чарогравшан» после смерти человека. Четырёхступенчатый свод дома - «чорхона», символизирует 4 стихии: земля, вода, ветер, огонь. Брак и семья Наиболее архаичной формой семьи у памирцев являлась большая патриархальная семья, основанная на принципах агнатного родства. Неразделённость хозяйства являлась основой существования большой семьи , которая в свою очередь была основана на совместном владении землей. Во главе такой семьи стоял старейшина, распоряжавшийся всем имуществом, распределением работ в семье и другими делами. Внутри семьи господствовали патриархальные отношения, младшие беспрекословно подчинялись старшим, а все вместе старейшине. Однако с проникновением в районы расселения памирцев товарно-денежных отношений общинный уклад был подорван, что привело к разложению больших патриархальных семей. На смену патриархальной семье пришла семья моногамная, сохранявшая ещё в той или иной мере патриархальные отношения. С установлением Ислама было легализовано превосходство мужчины над женщиной. Согласно шариатным нормам муж имел преимущество в деле наследования, в качестве свидетеля, было узаконено право мужа на развод. Фактически положение женщины в семье зависело от степени её участия в производстве, сельском труде, поэтому в горных районах, где женщина принимала большее участие в производительной деятельности, её положение было относительно более свободным. Значительную роль у памирцев играли родственные браки, они стимулировались также и по экономическим причинам. Особенно излюблены были кузенные браки, главным образом, женитьба на дочери брата матери и дочери брата отца. Памирцы - жители ГБАО - горно-бадахшанской области. В обширной области с самым низким местом 2000 метров над уровнем моря проживает богатый комплект древних народностей. Эти своевольные жители едва ли не самыми последними в азиатском регионе приняли ислам. Сейчас памирцы в основном носят исламские имена. Традиции Зароастризма, этой древнейшей мировой религии в Бадахшане мирно сосуществует с мусульманством. И я думаю, что памирцы тяготеют к своим, более древним духовным обязательствам. Мужчины, рождённые на Памире, отмечены печатью огня. У таджиков, их ближайших соседей, принято говорить, что "памирцы не знают бога" и всегда относятся к памирцам настороженно. Памирцев крайне мало на фоне жителей Таджикистана. В котором, в основном, живут таджики и узбеки. До Великой Зелёной революции 1990 года представителей очень разных народов в Таджикистане было очень много. Нечего сказать: Таджикистан - одна из самых ярких стран, из тех что мне доводилось видеть. Когда-то в ней селили по принуждению, а потом его заселяли, строя большие города, представители всех наций Союза очень охотно. Снабжение таких республик было всегда чуть не на уровне Москвы. До 1929 года столица Таджикистана Душанбе была кишлаком с названием "Понедельник", как собственно и переводится слово Душанбе. Все рождённые в этом городе могут говорить, что в "понедельнике, их мама родила". Кишлак Душанбе с давних времён лежал на Великом Шёлковом пути , проходил по памирским горам. Торговые шёлковые караваны, шли через всю территорию Китая от Самого синего Океана до центра юной Европы. Памирцы всегда представляли серьёзную угрозу этим караванам и не раз за всю свою историю подвергались акциям усмирения. На Памире и в мире существуют мифы об одной из древних акции. Её называют Край земли Александра. Именно с памирских гор Македонский смотрел на гору, к которой был прикован Прометей - самый первый из непокорных. Александр прошёл много гор и понял, что добраться до Прометеевой горы его жизни не хватит. Потому что в горах за каждой следующей горой всегда оказывается гора ещё выше и путь к вершинам открывает лишь путь к следующим вершинам. Итак Александр Великий покорил Памир, вернее, государство Бактр, древнюю родину памирцев. Он наслушавшийся Аристотеля и начитавшийся Гомера, видел в себе просвещающий смысл и даже имел из-за этого сложности со свои генералитетом. Александр, один из первых "авторитарных демократов", сочетался браком с местной принцессой, по её древнему обычаю огнепоклонников. Его невеста не была похоже ни на одну женщину, виденную прежде, разве что своим неукротимым духом, на мать Александара. Она вовсе не собиралась смотреть на Александра как на божество. Хотя так делали все вокруг и друзья и враги. Полтора года Александр со своим войском провёл на Памире. До настоящего времени памирцы, со всем основанием утверждают, что они - потомки двух великих Александра и Авицены. И сейчас множество памирцев носит в своих глазах доказательство своего благородного происхождения.
В суд вместе с обвиняемыми в хулиганстве приехали их многочисленные родственники. Мать одного из них заявила, что это просто детские шалости, за которые нужно наказывать в административном порядке. В том же духе высказался и адвокат одного из несовершеннолетних участников инцидента Абусупьян Гайтаев. Он удивился, что следователь просит заключить подростка под стражу. Об агрессивной компании давно известно на юге Москвы. Излюбленным местом для тусовок у них был один из торговых центров в Чертаново. Чаще всего жертвами становились молодые люди, которые приходили на фудкорт с девушками и в ходе перепалки были вынуждены защищать своих спутниц. Об этом «МК» рассказал хакер, который долгое время следил за «памирцами» в интернете, вступая в их закрытые чаты.
Кто такие Памирцы? Таджикистан. Кыргызстан. Афганистан. Пакистан. Узбекистан.
Читайте последние новости дня по теме Памир: В НАНТ рассказали, зачем нужна российско-таджикская станция на Памире, Стало известно о состоянии пострадавших на Памире. А как вы думаете?, Вот настоящий Памирец кто знает его пишите в комент., ПАМИРЦЫ. ПОТОМКИ АССАСИНОВ, Гиды, история нации и культуры, Таджикистан и культур Памира. их историческое формирование, национальность, язык и религию, а также традиции, внешность и характер. Особые отношения между русскими и памирцами сложились еще в XIX веке, когда Российская Империя буквально защитила памирцев от геноцида Афганских ханов и угнетения Бухарских.
«Горы нам не интересны, хотим лимузин на свадьбу» — как живут московские памирцы
Юсуф-Али-шах и его приверженцы были казнены в Кабуле. Жестокая эксплуатация, основанная на насилии и порабощении аборигенов, была сохранена. Захватив насильственным путем Шугнан и Рушан, войска Абдурахман-хана под предлогом розыска имущества казненного Юсуф-Али-хана разоряли и без того крайне обнищавший народ. Для достижения своих целей иноземные войска пускали в ход обман и убийства, а там, где считали нужным, занимались подкупами. Афганский эмир всю власть в Шугнане передал новому хану — Мухаммед-Ферузу. Восстание против поработителей Мухаммед-Феруз, повторяя политику эмира, разослал своих агентов во все уголки Шугнана с целью конфискации имущества и наказания тех, кто не хотел им добровольно подчиняться. Тревогу афганским войскам вселяло пребывание в Шугнане горного инженера Дмитрия Иванова.
Афганские военачальники боялись, что вскоре должны появиться русские войска. Именно в это же время среди жителей Шугнана и Рушана с каждым днем возрастало недовольство. После ареста Юсуф-Али-хана шугнанцы одумались и отправили в Рушан посланцев, посоветовав жителям сопротивляться и любыми способами не впускать афганские войска в свои укрепления. Особенно тяжелые временя для Шугнана и Рушана наступили с приездом нового афганского военоначальника Гульзор-хана, который был родом из Кундуза. Доведенные до крайности, шугнанцы и рушанцы начали поднимать восстание против своих поработителей. Однако оно было быстро подавлено с обычной жестокостью: большинство жителей были убиты, скот угнан, все ценное имущество увезено.
Более того, афганские отряды начали силой отбирать детей в рабство - для заполнения гаремов в Кабуле и Кундузе. При этом иноземцев мало интересовал возраст детей. Специальными палками измеряли рост - кто подходил, того отбирали, затем отправляли по назначению. Летом 1885 года крестьяне Шугнана и Рушана снова поднялись на борьбу против поработителей. Восставшие осадили крепость в Калаи Вомар, разоружили афганский гарнизон и отправили его в ущелье Бартанга. Афганцы долго сопротивлялись, поэтому восставшим пришлось сжечь часть крепости.
Направляясь из Рушана в Шугнан, крестьяне захватили дороги, идущие из бадахшанского Файзабада. По пути движения к крепости Калаи Барпанджа численность восставших крестьян увеличилась, что дало возможность осадить крепость, в которой сидел Гульзор-хан со своим горнизоном. Афганские войска, будучи обеспечены продуктами питания и боеприпасами на сравнительно длительное время, отказались добровольно сложить оружие. Воспользовавшись своим преимуществом перед крестьянскими отрядами, имевшими примитивное оружие, и понимая, что крестьяне не имеют возможности овладеть крепостью штурмом, афганцы часто предпринимали вылазки против повстанцев. Крестьянские отряды, видя бесполезность долгой стоянки у стен крепости, а также опасаясь прихода новых афганских войск из Бадахшана на помощь осажденным, сожгли ее, чем и вынудили афганские войска разоружиться. Захватив у афганцев и оружие и остатки продуктов питания, крестьяне сами пытались управлять Шугнаном и Рушаном.
Что же касается афганских солдат, попавших в плен вместе с Гулзор-ханом, то часть из них была отправлена в Бартанг, а другая в Гунд. Отсутствие руководителя у восставших крестян способствовало тому, что представители местных феодалов пытались использовать восстание в своих интересах. Одним из таких попутчиков оказался некий Манзаршо из Рушана - человек довольно влиятельный, который пользовался среди верхушки феодалов авторитетом. Манзаршо пытался взять инициативу в свои руки. Не оставался в стороне также и шугнанский ишан Сейид-Фаррух-ша, который всячески уговаривал крестьян «успокоиться», то есть подчиниться афганским войскам. Господствующая верхушка, боясь дальнейшего распространения крестьянских восстаний, организовала заговор против них.
По инициативе шохдаринских аксакалов к бадахшанскому миру через ваханский Сархад был послан специальный представитель с извещением о событиях в Шугнане. Получив подробные сведения о восстании в Шугнане, бадахшанский губернатор сердар Абдулла-хан снарядил специальный карательный отряд во главе с Сейид-Али-ханом. В состав отряда входили хазарейский батальон и две роты других войск при двух орудиях. Сейид Фаррух-ша, получив известие о прибытии афганского войска, тайно послал сердару Абдулла-хану письмо о помиловании, отдавая ему в подарок свою дочь Ходжабегим. Манзаршо убежал в Дарваз. Правящие круги Афганистана в страхе перед возмутившимися массами любой ценой пытались быстрее подавить восстание.
В этом большую помощь оказывали местные феодалы, которые сразу вошли в союз с войсками Абдурахман-хана. Афганским войскам не удалось быстро подавить восстание.
В чем заключается такие особенности? Языковые особенности В Рушане Рихене говорят на рушанском, который является диалектом шугнанского, сами рушанцы называют себя рихен, хуфидж, бартангидж, рошорвидж. На видео: Ваханский язык Также в Ванджском районе в долине Язгулям, живут язгулямцы згамиг , обладающие собственным языком. Все памирские языки относятся к восточной таджикский — к западной подгруппе иранской группы индоевропейских языков. На видео: Шугнанский язык В Дарвазе и Ванче население говорит на таджикском языке, хотя в Вандже до XIX века был старо-ванджский язык, который сейчас утерян. В Мургабском районе коренное население кыргызы, которые говорят на кыргызском языке. Языком межэтнического общения для всех жителей ГБАО, равно как и используемым ими письменным языком, является таджикский.
По словам экспертов, памирские языки могут быть утеряны. На этих языках не осуществляется учебный процесс, нет радио, телевидения, не издаются газеты и журналы. Все памирские языки — бесписьменные.
Это обстоятельство наложило отпечаток на характер бадахшанцев, сформировало их независимый характер. История этой маленькой страны, затерявшейся между снеговых хребтов и ледников, где царствуют ветер и стужа, снег идет зимой и летом, а землетрясения считаются повседневной реальностью, полна трагических страниц. Один из памирских правителей Саид-Акбар-Шо писал: «…явились сюда воры-грабители и овладели половиною моих владений… Докладывая Вам о положении дел, высказываю надежду, что страна моя будет принята под покровительство Великого Белого Царя, воры же убегут и перестанут разорять мою родину». И это случилось в 1895 году, когда был заключен договор с Великобританией и проведена граница Российской империи по реке Пяндж. Многотысячная миграция из Таджикистана и Бадахшана началась в мае 1992 года, когда в Таджикистане разразилась кровавая гражданская война, длившаяся почти пять лет.
Беженцы направлялись прежде всего в близкий Афганистан, а также в Пакистан, Иран и Китай, небольшая часть попала в Петербург. Со столицей Российской империи связана интересная страница истории памирских народов. В 1912 г. Ага-хан высоко ценил присоединение Памира к России. А пшеница у нас не растет… Памир считался оплотом оппозиции в той войне. Местные называли это блокадой. Вот в это время Ага-хан напомнил о себе, организовав снабжение Памира через Афганистан и Киргизию.
Кто-то сливал из закрытой группы. Контингент вечеринок — малолетние русские школьницы и мигранты, там всем наливают алкоголь. У них есть чаты в соцсетях, некоторые из которых уже закрыли и поудаляли. Есть телеграм-каналы, где они выкладывают так называемые «сливы» с пьяными полуголыми девочками, которые приходили на эти тусовки. В интернете это тоже распространяли, я лично заходил в определенные беседы, пока из этого ещё не сделали шумиху. В этих чатах также были русофобские высказывания. К слову, 14 февраля должна была быть очередная такая вечеринка, но ее отменилили. На видео их обычно целая толпа, насколько я знаю, задержали только пятерых.
Памирские активисты обратились к Рустаму Эмомали: «Мир в ГБАО находится под угрозой»
Ранее этнические памирцы дистанцировались от всех радикальных организаций, решая все возникающие вопросы с таджикскими властями путем демонстраций и диалога. Памирцы — единственная в своем роде исмаилитская нация. Но его жители все еще считают себя единой нацией — памирцами. Интересно, что в 1990-е годы, когда в Таджикистане шла гражданская война, среди небольшой части памирцев царили проафганские настроения.
«Горы нам не интересны, хотим лимузин на свадьбу» — как живут московские памирцы
Памирцы не попадают в мировые новости, не борются за независимость, не стремятся создать собственное государство. Мир и спокойствие, единство таджикского народа, целостность государства, которые Лидер нации, президент Эмомали Рахмон достиг с большими сложностями, в ГБАО сегодня. Памирец нация Таджикистан. Таджикистан Памирцы народность. Традиции памирцев Таджикистане.