Новости михаил александрович врубель демон летящий

Михаил Александрович Врубель принадлежал к плеяде художников и графиков, своим необычным и новаторским творчеством вызывающих всю гамму эмоций публики и критики: раздражение, недоумение, откровение, восторг. В истории русского искусства конца XIX — начала XX века Михаил Александрович Врубель (1856−1910) занимает уникальное место. Михаил Александрович сбил большой комок глины и быстрыми движениями рук стал придавать ему вид львиной головы. Живая речь искусствоведа Успенского о произведении Михаила Врубеля "Демон летящий" (1899) из собрания Государственного Русского музея. Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова.

Анализ картины Михаила Врубеля Демон летящий

Первые попытки запечатлеть видение не сохранились, наиболее ранней считается небольшая акварель 1890 года «Демон сидящий ». Тогда Врубель осознает, что ему еще только предстоит создать своего монументального Демона. И таким полотном — первым из целой череды работ — становится написанный в 1890-м «Демон сидящий ». Голова Демона. Бумага, прессованный уголь, сангина. Государственная Третьяковская галерея Из предчувствий самым совершенным воспринимается графическая работа 1889 года «Голова демона». В ней художник достигает бесплотности средств выражения. Выполненное легкими штрихами угля и сангины на бумаге изображение напоминает контуры древней фрески.

Примечательно, что этот рисунок создан на обратной стороне другой работы — композиции «Воскресение». Государственная Третьяковская галерея Уникальность творческого метода Михаила Врубеля проявляется в соединении «культа глубокой натуры», идущей от школы Павла Чистякова с визионерским характером творческого мышления. Эпоха модерна абсолютизировала красоту, понимая ее как высшую истину. Поэтому неудивительно, что Врубель обращается к образу «светлого» Демона, стремится уйти от христианского понимания своего героя как олицетворения тьмы, одинаково не принимая как старые традиции, так и современные трактовки европейского символизма. Врубель воплощает в Демоне представление о трансформации творческого сознания своей эпохи, которая, по меткому замечанию философа-богослова Сергея Булгакова, «стремится жить, касаясь ризы божества, если не молитвенной рукой, то хотя чувством красоты и в ней нетленности и вечности». Демон в трактовке Врубеля ближе всего к сократовскому «божественному голосу», который в философии Платона понимается как «посредник между людьми и богами, ведущий человека крестным путем страсти и смерти к познанию бессмертия и высшей красоты». С темой духовного мятежа оказываются связаны черты жертвенности и скорби.

Демон в трактовке Врубеля перекликается с поэтическим образом философии Фридриха Ницше, его Христа-Диониса и отражает характерное для религиозных исканий эпохи стремление примирить христианство и античность. Сверхчеловеческие черты Демона нейтрализуются его отстраненно созерцательным состоянием. С другой стороны, высокая степень духовной концентрации в состоянии героя Врубеля перекликается с учением Артура Шопенгауэра о противостоянии «мировой воле» с помощью экстатического творческого созерцания, открывающего сознанию высшие формы Прекрасного как абсолютные идеи — то, что Шопенгауэр называл «высшим благом и состоянием богов». Демон скорее отражает отвлеченную идею духовного состояния, нежели является персонификацией определенного героя. Методу мистической творческой интуиции Врубеля параллельны образы поэзии Владимира Соловьева, пронизанные предчувствием «неведомого бога»: Бескрылый дух, землею полоненный, Один лишь сон, и снова окрыленный, Ты мчишься ввысь от суетных тревог… Владимир Соловьев Михаил Врубель. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея Душа Демона закована в телесную оболочку, подобную огромному переливающемуся в закатных лучах камню, венчающему скалу.

Композиция наполнена внутренним напряжением благодаря спиральной структуре. Уже в своей первой зрелой работе Врубель применяет принцип пластических подобий малых и крупных форм. Горизонтальному формату полотна противопоставлена доминирующая вертикаль фигуры, верхняя часть головы которой как бы срезана краем картины. Могучие плечи и руки, словно отлитые из бронзы, нарастающее чувство скованности огромной силы вызывают в памяти образы Микеланджело сивиллы и ньюди Сикстинской капеллы. Да и в целом восприятие близко тому, как описывал свое впечатление от работ Микеланджело французский символист Гюстав Моро: «Все фигуры Микеланджело кажутся застывшими в позах идеальных сомнамбул… Трудно объяснить это почти неизменное повторение во всех фигурах выражения поглощенности сновидением, так что все они выглядят заснувшими, унесенными к другим мирам, далеким от нашего». Сформулированные Моро принципы «благородной инерции» и «необходимого великолепия» у Врубеля встречаются в трактовке взаимоотношения фигур и пространства, хотя последний вряд ли имел о них представление. Общие пластические идеи объединяют двух мастеров, вставших на путь деконструкции академической системы.

Но если Моро увлечен скорее разложением традиционной формы, то Врубель в своем кристаллическом формообразовании открывает процесс конструирования новых принципов, автономных от непосредственного зрительного опыта. Обращает на себя внимание контрастное соотношение масс в пространстве, характерное для монументального искусства. Скульптурная объемность фигуры уподобляется своими очертаниями раскрывающемуся цветку или чаше. Эти очертания несколько раз повторяется в пространстве, ограниченном жестом рук, что создает ощущение нарастающей изнутри огромной энергии. Колени, замкнутые руками, образуют форму, напоминающую сердце, подобное голубому цветку или кристаллу. Множественность контуров усиливает эффект постоянного превращения форм и их смысловой многогранности. Кисти рук напряженно сплетены и в то же время подобны разрываемым цепям.

Руки Демона несут память о могучих крыльях, которых нет у героя. Покрытый тенью профиль контрастен массивному телу и словно принадлежит другому существу. Он «сын небесного изобилия и земной скудости». Черты лица будто расплавлены в закатных лучах и находятся в процессе трансформации. В этом гиганте закована огромная энергия, и в то же время он исполнен меланхолии.

В процессе трансформации мотивов художественные техники обогащают звучание друг друга, на их пересечении рождаются неожиданные приемы и пластические решения, предвосхищающие искусство будущего, отмечают организаторы выставочного проекта.

Наталья Стрельцова.

Легендарные демоны добрались не все — можно сказать, «по состоянию здоровья» сохранности полотна. Большая выставка Михаила Врубеля в Корпусе Бенуа, которая претендует на звание главной выставки лета в Русском музее, простоит до 2 августа. До Петербурга, с 3 ноября по 13 марта, ее показывали в Москве, в Третьяковской галерее на Крымском Валу, куда ездили более сотни «петербургских» работ. Та выставка вошла в пятерку самых успешных по стране за 2021 год, уступив трем эрмитажным и одной — московского Мультимедиа Арт Музея по рейтингу The Art Newspaper. Общее число произведений на столичной выставке превышало три сотни. В Петербурге заявили «свыше двухсот». К сожалению, в Петербурге «не случилось» событий, которые выносили в первые строки московские СМИ, — «встречи трех демонов» «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный» и воссоединения двух частей картины «Пророк» если в Москве их повесили одну над другой, как и полагалось, в Петербурге разнесли по разным залам.

Русский музей не смог отобрать крупные произведения. Если «Демона поверженного» Третьяковка не отдавала по причине плохой сохранности, то «Принцессу Грезу» не было возможности показать в Корпусе Бенуа в силу ее размера — как и целиком триптих «Фауст» и «Суд Париса». Впрочем, Русский музей показал в Петербурге то, что не отдавал в Москву, — гипсовую голову демона, однажды уже собранную по кусочкам после того, как душевнобольной посетитель сбросил ее с постамента на выставке вековой давности. В Москве, по отзывам СМИ, «целый зал» выставки Врубеля — просторной, наполненной воздухом, со специально под нее созданной архитектурой — отдали под произведения, созданные художником в клиниках в периоды ремиссии. В Петербурге выбрали иной подход. Показав ряд рисунков больничного окружения, сделанных Врубелем, когда болезнь его отпускала, и три работы периода тяжелого расстройства, на словах пояснили, что эту тему педалировать не хотели. Говоря о концепции петербургской выставки, она подчеркнула, что та не носит ни хронологический, ни тематический характер. А показать хотели — «идеального художника» и его произведения «в лучшем виде». Впрочем, выставка оставляет ощущение, что с этим желанием перестарались: ярко-фиолетовые и ярко-зеленые стены забивают работы, делая их невзрачными.

Но, может, есть вина и освещения: с этим Врубелю в Петербурге уже однажды не повезло, что, собственно, и свело художника с ума, когда один из его демонов поверженный упорно смотрелся совсем иначе, чем в его мастерской, в которой был направленный свет. Строго говоря, показать всё, что хотелось, не удалось и в Москве — хотя там выставка собиралась еще до февральских событий, фактически перекрывших музеям возможности международного сотрудничества. Не выдали Третьяковке акварельные этюды и эскизы из Киева, а также эскиз костюма Волховы из Казахстана. Но с последним Петербург в теории мог бы справиться самостоятельно: сам костюм хранится в Театральном музее. Однако вещь ждет реставрации.

Если таковые вообще были. Мне кажется, что во времена правления Сталина руководству музея совсем ни к чему было выносить сор из избы. Из-за страха за свою жизнь. В те годы за халатное отношение к народному добру даже меньшей ценности можно было поплатиться головой.

А тут такие имена! Появился… и снова исчез Между тем, судя по одним и тем же подписям под большинством актов о пропажах, ведущие сотрудники музея были вне подозрения. Их даже не понизили в должности как ответственных за материальные ценности. Дорогие картины исчезали, а они оставались на своих рабочих местах и ставили закорючки под очередными актами. Наверняка это были хорошие специалисты. Но их «непотопляемость» наводит на определенные размышления. Как видно из перечня похищенного, грабители действовали очень разумно, они знали, что и где брать. Да так, чтобы пропажу не обнаружили сразу. Как будто у похитителей был компетентный наводчик.

Не исключено, что даже из числа сотрудников музея. Уж слишком «аппетитные» вещи они крали. Впрочем, это уже из области детектива. Кстати, согласно музейным инструкциям того времени, пропавшая картина вычеркивалась из списка художественного отдела музея всего лишь… 10 месяцев спустя после подачи заявления о пропаже в милицию.

«Демоны» и «ангелы» Михаила Врубеля. 5 известных картин художника

Оставаясь в рамках фигуративного искусства, Врубель подошел к границе беспредметного. На выставке демонстрируется путь художника и русского искусства к беспредметному, представлено стремление мастера выразить невыразимое и безграничное. Разработка целого ряда образов превращается в синтетический проект, включающий все виды творчества: живопись, графику, прикладное искусство, между которыми Врубель никогда не делал различий.

Он уловил тогда еще еле слышный, подземный гул будущих потрясений.

Пройдет не так много лет — и этот гул вырвется наружу. Стройными рядами будут шагать по России строители счастья для будущих поколений. И над растерянной, испуганной страной, где голод, коммуналки и разруха, прозвучит голос Маяковского: «Долой вашу любовь!

Долой ваше искусство! Долой ваш строй! Долой вашу религию!

А пока, в 1899-м, мощный Демон на холсте Врубеля летит прямо на зрителя, и в его облике проступают черты муки и обреченности. Помрачение Образ Демона как вольнолюбивого мятежника пришел в искусство вместе с романтизмом. Новозаветные тексты полностью отказываются от наглядных образов сатаны.

Теологическая литература не описывает внешность дьявола либо пользуется метафорами. Напротив, фольклор и изобразительное искусство уделяют этому большое внимание. В Средневековье, изображая сатану, наделяли его исполинским телом неимоверных размеров, животными чертами, многорукостью.

Но это всегда были образы зла и тьмы. Голова пророка. Демоны уже позади.

Он смотрит на мир не с презрением, а видя прекрасную тайну и глубину самой жизни. В искусстве — эпоха романтизма с изображением сильных зачастую бунтарских страстей и характеров. Образ сатаны становится почти положительным.

Демон —как символ бунтаря-одиночки, бросающего вызов закостенелому обществу. В искусстве появляется целая галерея мятежных демонов — и у Байрона, и у Лермонтова. Врубель — наследник этой традиции.

В свое время Лермонтов пытался отделаться от своего демонического героя. И этот дикий бред Преследовал мой разум много лет. Но я, расставшись с прочими мечтами, И от него отделался — стихами!

Хотя вовсе не отделался. А разве Печорин не демоничен? И разве не демоничны насмешки над недалеким Мартыновым?

Вот и Врубель не отделался. Картина «Демон летящий» осталась незаконченной. Но образ Демона вновь полностью владеет художником, взывая к своему новому воплощению.

В декабре 1901 года появляется другая картина — «Демон поверженный». Врубель снова и снова переписывает свое полотно, не прекращая работы даже на выставках в Москве и особенно в Петербурге. На холсте вывернутое, словно под пытками изломанное тело.

Врубель надеялся, что картину приобретет Третьяковская галерея. Друзья-художники, от которых зависело приобретение его заветной картины, критикуют неправильную анатомию в изображении фигуры Демона. Врубель был в бешенстве.

Потеряв всякий такт, он откровенно оскорблял Серова, Остроухова и даже свою жену. Остроухов, член Художественного совета Третьяковской галереи, писал по этому поводу: «Врубель так истерзал меня своими сценами, что не могу спокойно смотреть еще его вещь, каждый павлиний глаз крыльев Демона точно кричит мне врубелевскими изнервничавшимися криками... Он не следовал анатомической правильности.

Реализм был не важен для него. Наконец он нашел того, кого искал, — своего подлинно трагического Демона. Его вывернутое, изломанное тело — метафора пережитых внутренних мучений, борений духа.

Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми.

В нем нет примирения, и в душе собираются силы для нового восстания. Врубель намеревается ехать в Париж и там выставить своего «Демона» под названием «Икона». В работе над этой картиной Михаил Александрович впадет в настоящее духовное помрачение.

Те, кто видел его в те дни на выставке в Петербурге, были потрясены происходящим. Впрочем, лучше предоставить слово очевидцам. В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное.

Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее». Но кажется, дух, которым Врубель пленился и которого возвеличил, насмеялся над ним самим.

После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу.

Болезнь Михаила Александровича загадочна. Многое сыграло свою роль в этом срыве: и непонимание Врубеля собратьями-художниками, глухота к его поискам, и, конечно, изматывающая творческая борьба, в которой Врубель пытался запечатлеть сущность Демона. Но Демон постоянно менялся, ускользал, и этот поединок становится наваждением для художника.

А может быть, текучесть сущности и есть суть демонического. Все двоится, троится, ни в чем нельзя нащупать твердой почвы. Найденная истина вскоре оборачивается лукавым обманом.

Просветление В больнице Михаил Александрович скоро теряет лоск и утонченность, в нем трудно узнать былого франта. Болезнь обезобразила его внешность. Сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге, писала: «...

Это внешне. А внутри — мукой купленное просветление. Врубель окончательно расстается со своими демонами.

Среди художников, привлечённых к оформлению и работе над ним, был Михаил Александрович Врубель. В 1890 году художник начал работу над иллюстрациями к поэме М. Лермонтова «Демон».

Михаила Врубеля травили при жизни, сравнивая его картины с мусором. Громкая слава пришла куда позже. Содержание статьи 1.

Должен был стать не художником, а юристом 2. Встреча с ангелом 3. Безумства во славу любви 4. Уничтожить нельзя увековечить 5. От Богоматери в Киеве — к «Демону» в Москве 6. Травля художника: «Грубость, карикатурность, уродство!

Врубель поверженный Скрыть Должен был стать не художником, а юристом Вообще-то отец Михаила Александровича Врубеля мечтал, чтобы сын стал юристом. И только решимость Михаила, который вопреки воле отца отнес документы в художественное училище, избавила мир от еще одного посредственного юриста, подарив уникального художника. Даже ученические работы Врубеля поражали учителей — ему удавалось придать невероятную живость и страсть даже холодным гипсовым фигурам, которые рисовали студенты. Дело в том, что об этой церкви ходили нехорошие слухи. Она располагалась на территории сумасшедшего дома — так называемой «Павловки». Это место старались обходить стороной.

Встреча с ангелом Руководил реставрационными работами Адриан Прахов — известный искусствовед. В храме, где работали художники, постоянно появлялась его жена Эмилия. О взаимности и речи быть не могло. Молодой художник бесконечно страдал. Чтобы заглушить свою душевную боль, он даже нанес себе раны, изрезав грудь ножом.

Врубель. Его ангел и демоны

Над картиной «Летящий Демон» Врубель трудился уже в декабре 1898 года, но работа не заладилась. И тут Михаил Александрович проявил свой необыкновенный дар графической черты и формы»,— восторгался мемуарист. Полное описание картины Михаила Врубеля Демон летящий, написанной им в 1899 году.

Во власти демонов и изумрудных глаз. Михаил Врубель - за шаг от безумия

И тут экспертов ожидал сюрприз с «пропиской» рисунка. По имевшимся данным, он должен был находиться в фондах Приморской государственной картинной галереи, куда попал из краеведческого музея имени В. Но неведомым путем оказался в Первопрестольной. Эскиз картины «Демон летящий» появился в экспозиции Владивостокского государственного областного музея так ранее назывался краеведческий музей имени Арсеньева. Рисунок Врубеля в числе других картин и рисунков известных русских и западноевропейских художников был передан Третьяковской государственной галереей периферийному «коллеге» для пополнения его фондов.

В Москве Врубель создает свою собственную сказочную вселенную: с русалками, птицами-сиринами, былинными героями и принцессами-грезами — в самых разных техниках, включая керамику, фрески, витражи. Но в 1894 году он снова возвращается к «Демону» — в образе скульптуры и с испуганным страдающим выражением. Голова демона. Это были предвестники нейросифилиса — тяжелого бактериального поражения головного и спинного мозга. Сифилисом Врубель заразился в 1892 году, накануне своей женитьбы на оперной певице Надежде Забеле. Он был так поглощен семьей и работой, что не обратил внимание на первые симптомы заболевания и не начал лечение. Сестра его жены, Екатерина Ге, вспоминает: «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку». С конца 1898 года Врубель нарисовал набросок к картине «Пророк» и несколько графических иллюстраций по мотивам стихотворения Пушкина — о шестикрылом серафиме, который является страннику и совершает над ним страшные превращения, чтобы тот мог творить. Одновременно с этим художник снова размышляет над «Демонами»: «летящим» и «поверженным».

В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее», — вспоминает художник Александр Бенуа процесс работы над «Демоном поверженным». У художника только что появился сын Савва — мальчик родился с заячьей губой. Художник написал его портрет: глаза ребенка печальны и тревожны. Жена вынуждена прервать выступления, чтобы заботиться о ребенке, и ответственность за содержание семьи полностью ложится на Врубеля. Его психологическое состояние ухудшается, а количество рабочих часов увеличивается. Художник стоит, не отрываясь от холста, порой дольше 14 часов при искусственном свете. Раз в день он надевает пальто, открывает форточку и 15 минут вдыхает холодный воздух — это и есть вся «прогулка». Но работа над «Демоном» не заканчивается, Врубель никак не переходит к его глазам — их он всегда пишет последними.

Демон поверженный.

Лермонтов На картине изображён демон, летящий над Кавказом. На фоне хорошо просматриваются заснеженные вершины гор, бурная река предположительно — Терек. Демон облачён в коричневую тунику, стянутую поясом [3].

Мастер пытался добиться гармонии между фигурой демона и окружающим его пейзажем. Для художника темный дух был символом противостояния, непокорности. Свобода - главное для мастера в его герое. Однако свобода здесь подразумевается, как неистовый бунт. Мрачные серые тона произведения вместе с узким пространством, оставленным между небом и землей, создают ощущение тревоги и обреченности: зрителю кажется, будто Демон летит навстречу своему поражению, уже предчувствуя его, но не в силах что-либо изменить. История создания.

В 1899 году Михаил Врубель пишет «Летящего Демона». Это одно из самых символических воплощений его демониады, которое создавалось в разгар небывалой славы художника. В этот период его «Сирень» постоянно экспонируется на выставках. Майоликовый камин, созданный Врубелем, получает Золотую медаль Всемирной выставки в Париже. Полотна «К ночи» и «Пан» собирают восторженные отзывы венской публики. В течение многих лет Врубеля влекло к образу Демона: он был для него не однозначной аллегорией, а целым миром сложных переживаний.

На холсте, в глине, на обрывках бумаги художник ловил лихорадочное мелькание обликов, чередование гордости, ненависти, мятежности, грусти, отчаяния. Врубель объяснял, что его Демона не надо путать с традиционным чертом, демоны — это «мифические существа, посланники». На его картинах они восстают во весь свой огромный рост, возвещая о мире ином. Демоны, ангелы, серафимы для художника — божественные сущности, наделенные величием. Но в этом понимании сути бесплотных сил и крылась глубокая трагедия художника - понятия добра и зла странным образом перепутались в сознании живописца. В полете Демона, вместо задуманного ощущения мощи и свободы духа, является чувство катастрофы, преддверие конца.

Кажется, что-то явилось на полотне, помимо воли самого Врубеля: может быть то, что и несет за собой «освободившийся» нигилистский человек. Потом напишут, что Врубель гениально узрел дух Зла, который навис над Европой на рубеже веков.

МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ - ДЕМОН ЛЕТЯЩИЙ

Портрет Брюсова Михаил Александрович писал почти наощупь и уверял его, что не он рисует картины, что демон руководит им, поэтому даже на стенах палаты сами собой появляются непристойные сюжеты. Летящего демона Михаил Врубель писал, как часть из серии иллюстраций для поэмы Михаила Лермонтова «Демон». М. Врубель. Демон летящий.

Картины демонов Михаила Врубеля

160 лет со дня рождения русского художника Михаила Александровича Врубеля demon_flying. Демон летящий. Михаил Врубель, 1899 год.
Печальный демон рисунки Врубеля к поэме Демон, Демон Врубеля и Лермонтова, художник символист, русский художник, Лермонтов.
Во власти демонов и изумрудных глаз. Михаил Врубель - за шаг от безумия Михаил Александрович говорил, что теперь Демон уже не повержен, а летит; и многие видели полет Демона».

Во власти демонов и изумрудных глаз. Михаил Врубель - за шаг от безумия

рисунки Врубеля к поэме Демон, Демон Врубеля и Лермонтова, художник символист, русский художник, Лермонтов. hudozhnik Mihail Vrubel 16 Михаил Александрович Врубель. Биография художника Михаила Александровича Врубеля: личная жизнь, болезнь сына, книги о знаменитости. Летящий Демон Михаил Александрович Врубель 1899. У этого изломанного Демона — пустые остекленевшие глаза, оперение когда-то мощных крыльев обратилось в декоративные павлиньи перья. Со своим Демоном Михаил Врубель встретился раньше. Видел наброски «Демона» и отец Врубеля, который приехал в Киев навестить сына в момент его страданий.

Художник и его демоны . Михаил Врубель

Как-то раз, во время ужина, он бросил Репину: «А вы, Илья Ефимович, рисовать-то и не умеете! Ему нужен был неизвестный и недорогой мастер с академическим образованием. Врубель подходил идеально. Но только на первый взгляд. Работы художника явно носили абсолютно самостоятельный характер.

В них не было ни слова о реставрации памятников XII века. Все было бы хорошо. Работы мастера понравились заказчику, ему увеличили гонорар, он мог бы прославиться. Да, мог бы, но в жизни Врубель никогда не искал простых путей.

В жизнь художника пришла любовь — бич и вдохновение возвышенных натур. Вроде бы, ничего плохого в этом не было, если бы объектом любви мастера не стала жена его покровителя и работодателя Эмилия Львовна Прахова. Это был полный провал. Вначале пылкого влюбленного отправили от греха подальше в Италию, но это никак не повлияло на него.

Вернувшись в Киев, Врубель тут же объявил, что намерен жениться на Эмилии Львовне, причем заявил он об этом не ей, а её мужу. Финал был предсказуем. Врубель вынужден был уехать, а еще начал резать себя. Так ему становилось легче.

Новый этап в жизни художника начался в Москве. Здесь он познакомился с главным свои благодетелем, меценатом Саввой Мамонтовым. Еще до этого у Врубеля случился кризис веры, в тот момент, когда он писал картину «Моление о чаше». В одном из писем к сестре мастер писал: «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем, вероятно, оттого, что вдали от семьи, — вся религиозная обрядность, включая и Христово Воскресение, мне даже досадны, до того чужды» Странно, но именно работая над росписью киевских церквей художник пришел к теме, которая не оставляла его уже до конца жизни.

Он обрёл своего «Демона».

Выставка «Михаил Врубель» Михаил Врубель. После этого года художник почти не работал масляными красками. И это оказалось увлекательной и творческой задачей. Проходя через чистилище психиатрических клиник, Врубель напрягал все силы, чтобы упражнять руку и глаз. Все рисунки подобны сгусткам энергии, собранным невероятными волевыми усилиями.

Демон Врубеля не вмещается на полотне. Говорят, что по мере работы фигура демона росла, художнику даже пришлось надшивать холст, но всё равно очертания его выходят за рамки картины.

Он будто не помещается в привычное и понятное, не вмещается в рамки наших представлений, в рамки нашего понимания. В одном из первых вариантов он имел крылья об этом пишет и сам Врубель своей сестре , о них сейчас напоминают лишь полукружья цветов за его спиной. Этот демон не имеет крыльев, он более земной, более человечный, более близкий к нам. Его тело — сжатая пружина, готовая развернуться. Его тело — бугры мышц, узел неведомых, скрытых энергий, готовых к действию. Оно полно великой силы, в нем спит зерно великих свершений… Но вглядимся в вывернутые, изогнутые страшным напряжением пальцы, вглядимся в его лицо, в его глаза — и, возможно, слова Врубеля, сказанные им о картине полушутливо: «Позади цветы, а впереди пустота» совсем не покажутся нам шуткой. Пустота, тоска, неопределенность. Тоска человека, стоящего на распутье и еще даже не знающего, между чем ему предстоит выбирать, еще не осознающего даже самой необходимости выбора, а лишь предчувствующего этот выбор.

А эти странные цветы за его спиной, багрово-золотой закат и уже темное, но без звездное небо?.. Надвигается ночь, и ночь эта не принесёт покоя и отдыха от дневных трудов. Не станет она и радостным ожиданием восхода. Может быть, именно об этой надвигающейся ночи, об этой тоске, об этом выборе и хотел сказать художник? Как обычный человек иной раз в своих снах и видениях предчувствует свою судьбу, так и великий художник предчувствует судьбу эпохи, с которой он связан. И тогда произведение искусства становится нашим коллективным сном. Сейчас, сто с лишним лет спустя, мы лучше понимаем смысл этого сна. Впрочем, кто-то из философов понял его раньше.

В работе «Новое Средневековье» Николай Бердяев писал: «Духовные начала новой истории изжиты, духовные силы ее истощены. Рациональный день новой истории кончается, солнце его заходит, наступают сумерки, мы приближаемся к ночи. Все категории пережитого уже солнечного дня непригодны для того, чтобы разобраться в событиях и явлениях нашего вечернего исторического часа. По всем признакам мы выступили из дневной исторической эпохи и вступили в эпоху ночную. Это чувствуют наиболее чуткие люди… Мы живем в этот час смешения, в час тоски, когда бездна обнажилась и все покровы сброшены…» Пан. Рушилась и уходила в прошлое великая некогда эпоха. Изношенная и уставшая эпоха маленького человека, эпоха миллионов лишних, никому не нужных людей, зашедшая в тупик, заплутавшая в бесплодных спорах и поисках. Их эпоха смотрит на нас слезящимися, полными страдания и жалости глазами старика Пана с другой картины Врубеля.

А новая, еще не родившаяся, но полная невиданной энергии и мощи с тоской провожала старое солнце, задавая себе вечный вопрос: кто я? Куда мне идти? Может быть, только эта великая сила позволила нам прожить двадцатое столетие. Но путь, который был выбран, и ответ, который прозвучал век назад, оказались не окончательными. Сегодня мы снова пытаемся ответить и выбрать... Может быть, в этом суть послания «Демона»? Таинственного даймона — российской нашей души, великой своими силами, но всё еще стоящей перед пустотой ночи и выбором. Не стоит, наверное, строить иллюзии, что ночь эта закончилась или хотя бы заканчивается.

Судя по всему, до рассвета еще очень далеко. И вопрос: «... Ведь в этом полотне при всей его своеобычности, как ни в одном другом произведении современников Врубеля, отчетливо проступает великолепное владение всеми традициями мировой культуры.

Комплекс проведенных мероприятий: Предварительно проведенный комплекс лабораторных исследований позволил оптимально определиться с подбором реставрационных методик по укреплению и укладке кракелюра на произведении, где художник использовал клее-меловой грунт с применением мягкой и тягучей смолы «Элеми». Также определенных изменений и иного подхода потребовало удаление загрязнений с поверхности красочного слоя. В результате все основные задачи были выполнены, красочный слой и грунт укреплены, очищены от въевшихся загрязнений, основа дублирована на новый холст, и картина натянута на подрамник. Для защиты живописи от внешних воздействий, ультрафиолетовых лучей и снижения влияния температурно-влажностных изменений на поверхность нанесен слой матового даммарного лака. Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий