Новости кронштадт во время блокады ленинграда

Во время блокады Ленинград был отрезан от жизни страны, и все новости с фронта горожане получали через рупоры на улицах. Кронштадт в прорыве блокады Ленинграда. Полное снятие блокады произошло 27 января 1944 года.

Исторические события

  • Медиафайлы
  • Кронштадт в блокаду выжил благодаря колюшке
  • Кронштадт – последние новости
  • В Кронштадте прошли мероприятия в честь годовщины снятия блокады Ленинграда
  • Петербургский дацан во время блокады Ленинграда
  • Город воинской славы Кронштадт : Министерство обороны Российской Федерации

Мемориал "Малая дорога жизни" в Кронштадте обрёл подсветку

Матросова, конц. Железняк , ансамбль танца «Ритм и Мы» рук. Зыкова , артисты театра-студии «Ступени» рук. Звездина , студия эстрадного вокала «Фреско» рук. Вишневской рук. Устина, конц. В концертную программу были включены эпизоды с драматическим рассказом о разных периодах войны: ее начало, голод в Ленинграде, концерты в осажденном городе, воспоминания детей о страшных днях войны, разорванное кольцо фашистской блокады и долгожданная Победа.

Часть сил группы армий «Север» оказалась прикована к Ораниенбауму и фактически не могла участвовать в наступлении на Ленинград. Трибуца в ноябре 1941 года. Трибуц В. Трасса начиналась по льду Финского залива от станции Бронка станция находится рядом с Ораниенбаумом , до Кронштадта, далее от Кронштадта до Горской и Лисьему носу. Малая дорога жизни — это ледовая в зимнее время и водная трасса, действовавшая во время Великой Отечественной войны через Финский залив от Лисьего носа и Горской через Кронштадт до Ораниенбаума с осени 1941 и до снятия блокады в 1944 г. Протяженность трассы составляла 37 километров. Ранее, в период ожесточённых боёв на Ораниенбаумском плацдарме и до наступления морозов, кораблями Краснознамённого Балтийского флота осуществлялась перевозка войск, боевой техники, боеприпасов, продовольствия, на плацдарм и в Кронштадт, обратно проводилась эвакуация жителей и раненых. С 17 ноября 1941 года начала действовать ледовая трасса. Для контроля за состоянием трассы и расчета нагрузок были привлечены соответствующие военные гидрографическая и гидрометеорологическая службы, а также привлечены учёные П. Кобеко, В. Шулейкин и другие. Для скрытности были предусмотрены меры маскировки, и также организована охрана трассы. Так в декабре 1941 — январе 1942 года на льду были установлены управляемые минные заграждения для взламывания льда.

Одновременно с высадкой морской пехоты с Ораниенбаумского пятачка кронштадтцев должны были поддержать сухопутные части. Примерно в это же время небольшой тактический десант был высажен и в Стрельне. Морякам, вооруженным лишь легким стрелковым оружием, пришлось несколько суток сдер-живать натиск немецкой мотопехоты и танков. Оказать помощь десантникам не удалось. Все подхо-ды к берегу постоянно обстреливались противником. Не было возможности подвозить боеприпасы и увозить раненых. Подразделениям 8-й армии, наступавшим с района Мартышкино, прорвать обо-рону немцев также не удалось. Почти весь десант моряков погиб. Лишь единицы с боями прорва-лись на Ораниенбаумский плацдарм. Причиной неудачи этой операции стала плохая подготовленность десанта. Прежде всего не удалось обеспечить скрытность при его подготовке, не были десантники снабжены и надежными средствами связи. Впервые после этого десанта в лексиконе немецких вояк появился термин «шварце тотт» черная смерть — так окрестили фашисты одетых в черные бушлаты морских пехотинцев. Но флот был жив и героически сражался. Из Ленинграда и от Кронштадтских причалов выходили в море, проры-вались через минные поля и топили врага прославленные балтийские подводники: Афанасьев, Вишневский, Лисин, Маринеско, Осипов, Травкин и мн. Тральщики, морские охотники, торпедные и сторожевые катера надежно охраняли подступы к Ленинграду с моря, обеспечивали бесперебойное сообщение на маршрутах Ленинград-Кронштадт-Ораниенбаум. В ноябре 1943 — январе 1944 года под прикрытием Кронштадта корабли скрытно провели 2-ю ударную армию из Ленинграда и Лисьего Носа в Ораниенбаум, откуда советские войска начали окончательный разгром фашистов под Ленинградом. С островного аэродрома взлетали истребители и самолеты-торпедоносцы. Так Балтийская крепость неутомимо сражалась изо дня в день. Конечно же рядом с воинами-балтийцами бок о бок трудились и сражались жители города — рабочие, техники, инженеры и слу-жащие. С первых дней войны население Кронштадта, как и всех прифронтовых городов, активно участвовало в строительстве оборонительных сооружений. Установлены 10-ки пушек всех калиб-ров, построено свыше 200 дотов, дзотов, пулеметных точек. За городом и в черте города были воз-ведены различного рода препятствия и заграждения. Усилена оборона предприятий. Кронштадт был подготовлен к уличным боям. За первые 6 месяцев войны по всеобщей мобилизации и добровольцами из Кронштадта ушло на фронт около трех тысяч бойцов, 50 медицинских сестер, 48 сан. С первых дней вой-ны женщины Кронштадта заменили мужей на производстве, стали активно участвовать в донорском движении. Был оборудован эвакогоспиталь, рассчитанный на 400 коек, инфекционный госпиталь. Население города активно участвовало в оказании помощи фронту и материально. В народный фонд обороны от Кронштадта поступило на 1. На боевые корабли и в дей-ствующую армию коллективы предприятий и учреждений посылали 100 посылок, не считая огром-ного количества подарков, передаваемых больным и раненым, находящимся на излечении в госпи-талях. Разрушения, причиненные врагом городу, были значительны. На Морском заводе не было ни одного цеха, который бы не подвергся разрушению. Отдельные участки завода были полностью уничтожены. Выведен из строя Петровский док. В 18 местах поврежден водопровод, разрушена го-родская канализация. Вышел из строя банно-прачечный комбинат. Порвано до 20 км радиотелефон-ной и около 9 км электрической сети. Оказалась поврежденной почти половина жилищного фонда. Всего было разрушено 140, разобрано на дрова и оборонительные сооружения 115 строений. К это-му времени численность гражданского населения города-крепости составляла 9800 чел. Но силами команд противовоздушной обороны, с привлечением всего работоспособного населения немедленно принимались меры к ликвидации последствий воздушных нападений и арт-обстрелов. Городской водопровод и канализация ремонтировались круглосуточно, что обеспечило бесперебойность в снабжении водой населения, предприятий, корабле и частей КБФ. Предметом постоянной заботы являлось также обеспечение населения продуктами питания и топливом. В нача-ле войны в Кронштадте был 4-5 —месячный запас продовольствия. Нормы питания, также как и в Ленинграде, постепенно сокращались. До 25 де-кабря 1941 г.

Главный редактор: Данилова М. Редакционная почта: news brief24. Фонд борьбы с коррупцией» ФБК , «Альянс врачей» - некоммерческие организации, выполняющие функции иноагентов.

Кронштадт во время Великой Отечественной войны

В юбилейный для снятия блокады год совместно с Шенкурским краеведческим музеем мы провели презентацию фотоальбома военврача Григория Кулижникова, лечившего военно-морских летчиков Кронштадта во время Великой Отечественной войны. Блокаде вопреки» расскажет посетителям об истории жизни, труда и борьбы гражданского населения Кронштадта в период блокады и обороны Ленинграда. Сегодня все вместе, дружной кронштадтской семьей, мы приехали на Лыжню России-2024. #кронштадт – последние новости. Во время обороны Ленинграда моряки-балтийцы показали множество примеров героизма и самопожертвования. Как и Ленинград, островной Кронштадт оказался в нацистской блокаде. Кронштадт с начала блокады стал тыловым щитом флота Ленинграда.

Малая Дорога жизни: специальный репортаж ЛенТВ24

Страницы истории. 80 лет со дня наводнения 25 октября 1942 года в блокадном Ленинграде В память кронштадтских защитников блокадного Ленинграда.
Музей истории Кронштадта отмечает предстоящее 80‑летие со дня полного освобождения Ленинграда Корабли, пришедшие в Кронштадт во время блокады Ленинграда, вели артиллерийский огонь по позициям оккупантов, а подводные лодки нарушали морские коммуникации противника.

Роль Кронштадта в снятии блокады Ленинграда

3 июня глава администрации Кронштадтского района Олег Довганюк вручил документы на квартиру ветерану, жительнице блокадного Ленинграда Галине Григорьевне Сидоренко. В бывшем Ленинграде в честь 81-й годовщины начала блокады объявили общегородскую минуту молчания. Сегодня все вместе, дружной кронштадтской семьей, мы приехали на Лыжню России-2024. #кронштадт – последние новости. Огромную роль сыграл Кронштадт в деле обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. От нее я впервые узнал реальную историю блокады Ленинграда.

Город, переживший ад. Как Ленинград выдержал блокаду

Главная Новости Местное время КРОНШТАДТ. В самые тяжёлые месяцы блокады Кронштадт делился с жителями Ленинграда продуктами и обеспечивал поставку необходимых припасов в осаждённый город. Патриотическая акция "Свеча Памяти" в честь годовщины прорыва блокады Ленинграда / Фото: Министерство обороны РФ. Прошло 70 лет, подростки блокадного Ленинграда стали дедушками и бабушками, но до сих пор бережно хранят воспоминания о днях блокады. В первый год блокады по Малой дороге жизни Кронштадт снабжал Ленинград продовольствием, не прекращал работу Кронштадтский Морской завод, кронштадтцы тушили зажигательные бомбы, купол Морского собора служил навигационным постом.

Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев

Блокада Ленинграда была прорвана. В дальнейшем форты плацдарма до 16 июня 1944 года участвовали в разгроме финских частей. Значение и итоги: Ораниенбаумский плацдарм стал в буквальном смысле щитом Кронштадта и Ленинграда. Орудия его фортов ежедневно обстреливали позиции немцев и финнов.

Благодаря Ораниенбаумскому плацдарму советским силам удалось сохранить контроль над частью акватории Финского залива, прилегающей к Ленинграду, создавать напряжённость в тылу немецких войск и сохранить историческое наследие Ораниенбаума. С Ораниенбаумского пятачка началась операция «Январский гром» «Нева-2» Немцам не удалось блокировать главную базу Балтийского флота — Кронштадт. Часть сил группы армий «Север» оказалась прикована к Ораниенбауму и фактически не могла участвовать в наступлении на Ленинград.

Трибуца в ноябре 1941 года. Трибуц В. Трасса начиналась по льду Финского залива от станции Бронка станция находится рядом с Ораниенбаумом , до Кронштадта, далее от Кронштадта до Горской и Лисьему носу.

Малая дорога жизни — это ледовая в зимнее время и водная трасса, действовавшая во время Великой Отечественной войны через Финский залив от Лисьего носа и Горской через Кронштадт до Ораниенбаума с осени 1941 и до снятия блокады в 1944 г. Протяженность трассы составляла 37 километров. Ранее, в период ожесточённых боёв на Ораниенбаумском плацдарме и до наступления морозов, кораблями Краснознамённого Балтийского флота осуществлялась перевозка войск, боевой техники, боеприпасов, продовольствия, на плацдарм и в Кронштадт, обратно проводилась эвакуация жителей и раненых.

Найденные судьбы и имена: самый крупный портал о блокадном Ленинграде опубликовал новые данные о 239 тыс. Работа по поиску информации и архивных документов во всех регионах России, куда в годы Великой Отечественной войны эвакуировали ленинградцев, продолжается.

В настоящее время считается, что немецкое наступление на блокадный город было осуществлено 23 сентября 1941 года из района Пулковских высот. Но стоит напомнить, что ранее произошло важное Кронштадтское Сражение, которое изменило ход истории. Именно 21, 22 и 23 сентября 1941 решилась судьба советских граждан. Кронштадтское Сражение закончилось победой советских войск, а значимость его до сих пор недооценивается. Все началось утром 21 сентября на "Ораниенбаумском пятачке", где расположились 10-я и 11-я стрелковые дивизии 8-й армии советских войск.

В это время возле острова Котлин базировался КБФ. Гельфенштейн дежурил в утреннюю смену с 8 до 12 часов. Он не только обнаружил цели противника, но и по пульсации импульсных сигналов умело определил количество самолетов, реальную картину воздушной обстановки. В первом массовом налете старший оператор насчитал 220 — 230 бомбардировщиков типа «Юнкерс». Колонну составляли бомбардировщики «Юнкерс-88» и пикирующие «Юнкерс-87». К тому времени 18-й Гельфенштейн разработал собственную методику определения количества самолетов в группах, что практически исключало ошибки. Следя за обстановкой, Г.

Гельфенштейн разгадывал тактические ходы противника. Самолеты перестраивались из ряда походных колонн в 3 боевые колонны для «звездной» атаки кораблей артиллерии КБФ. Преимущество в 12-15 минут до подхода противника к Финскому заливу, сыграло важную роль в подготовки войск к «воздушной тревоге». Противник был встречен адским заградительным огнем артиллерии 8 советской армии и флота и был вынужден бесприцельно сбрасывать в воды Финского залива большую часть гигантского бомбового груза. Действия бомбардировки проходили по одному и тому же сценарию. Меньшее количество самолетов, скорее всего, было связано не сколько с серьезными потерями немецкого флота, сколько с множественными серьезными повреждениями большого количества самолетов. По подсчетам старшего оператора Гельфенштейна с 21 по 23 сентября принимало участие, около 550 - 560 бомбардировщиков.

В 40-е годы еще не было РЛС кругового обзора. Поэтому местоположение целей определялось в системе координат «азимут- расстояние». По этой причине картина воздушной обстановки не воспроизводилась на экране, как на современных индикаторах кругового обзора. То есть по мере вращения антенной системы полная картина координат и цели мысленно возникала в голове оператора. Азимут наблюдаемой цели считывался с указателя азимута, а расстояние до цели определялось на экране индикаторного устройства. В памяти старшего оператора РЛС должны были сохраняться координаты всех целей в зоне обзора, направление движения целей и количество самолетов в группах, чтобы чувствовать и понимать динамику событий, происходивших в воздухе. За сигналами пульсирующих импульсов нужно было уметь видеть самолеты противника, а по характеру пульсаций определять количество самолетов в группах.

Стоит отметить, что обладать подобным восприятием и чувствовать реальную воздушную обстановку могли лишь единицы операторов. К таковым профессионалам относился старший оператор Г. Гельфенштейн, который показал высокий уровень мастерства, ответственности и не откладывая, принял все меры для оповещения артиллерии и флота. Находившиеся воентехник Лившиц, инженер Лютоева, немногочисленные офицеры флота были поздравлены адмиралом Трибуцом, возглавлявшим Балтийский флот в то время до прибытия маршала Г.

Реалии Крым. НЕТ» Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей» Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.

Страницы истории. 80 лет со дня наводнения 25 октября 1942 года в блокадном Ленинграде

Но ситуация в Кронштадте, особенно с продовольствием, в годы блокады была еще более тяжелой, чем в Ленинграде. Здесь хранились и боеприпасы, и продовольствие для всего Балтийского флота. Большая часть кораблей ушли с острова в Ленинград. Перевезти отсюда должны были и войска, и население, чтобы не перегружать маленький Кронштадт со своими небольшими возможностями", — рассказывает Кобчиков. После этого решения, когда стало известно о проблемах доставки продовольствия в блокадный город, Кронштадт отдал в Ленинград продуктовые запасы, рассчитанные на три года. Мастеров, инженеров-гражданских, работавших на военных предприятиях, эвакуировать не предполагалось.

Они должны были полностью обеспечивать работу предприятий. Предполагалось перевезти все мирное население, в первую очередь женщин и детей", — описывает события историк. Увы, этим планам сбыться было не суждено. Не удалось завершить даже первый период эвакуации населения Кронштадта. Из гражданских около 5 тыс.

Это последствия того, что не смогли реализовать полностью план по эвакуации мирного населения, не задействованного в обороне города и в работе оборонных предприятий". В тяжелом положении оказались и воинские части, расположенные на фортах, а также Ораниенбаумский плацдарм, которые ранее снабжались продовольствием с кронштадтских складов. Блокадный паек для детей, оказавшихся в двойном кольце блокады, был меньше ленинградской нормы на 25 граммов. А 125 граммов здесь получали бойцы отдельной зенитной роты — молодые парни, здоровые мужики, которые сидели в окопах в ожидании возможного десанта противника, были в готовности вступления в бой, — они получали 125 граммов хлеба, как дети блокадного Ленинграда. Этот факт малоизвестный и практически неизученный", — делится научный сотрудник.

На протяжении всех 872 блокадных дней Малая Дорога жизни обеспечивала снабжение войск и питание для Ораниенбаума, Кронштадта и островов в заливе. Трасса также помогла поставить победную точку в битве за Ленинград и освободить город от фашистской блокады — именно по ней отправили 2-ю ударную армию, принявшую участие в прорыве блокады 18 января 1943 года. И в 1944 году этот плацдарм через нашу трассу, по которому шли войска, помог разбить врага под стенами Ленинграда. Это главное значение ледовой переправы. Так младший брат Ленинграда — Кронштадт — защищал старшего, — резюмировал Владимир Шатров.

В, Боярченко. Охрану водного района Кронштадта возложили на капитана 1-го ранга Ю. Афанасьева, быстро увеличивался. Особо отличившиеся «Щ-406» Е. Осипова и «С7» С.

Им приходилось отражать вражеские атаки. В «КТЩ-702» попала бомба. Но и для них атаки не проходили безнаказанно. Чернышева и «МО-308» М. Самолеты противника сбросили на каждый катер до 80 бомб.

Первая лодка второго эшелона, «Л-3», пробралась в самое логово врага — на меридиан Берлина, в Померанскую ныне Поморская бухту. Советские моряки во главе с П. Грищенко быстро нарушили безмятежную жизнь фашистов. Транспорт водоизмещением 10000 тонн мог перевезти 200 танков или 2 тысячи солдат с оружием и боеприпасами либо полугодовой запас продовольствия для пехотной дивизии. Эти блестящие победы достались дорогой ценой.

Из боевых походов не вернулись «М-97», «С-7» и 9 «щук». Воды Балтики стали могилой для сотен подводников. Бон перегородил залив на всю его глубину и ширину. Операция «Балрус» потребовала напрячь силы и средства всего рейха. В мае 1943 года из Кронштадта вышли на разведку три лодки.

Что случилось с Краснознаменной «Щ-406» Е. Осипова, неизвестно. Летчики потопили два вражеских сторожевика, остальных рассеяли, но совсем отогнать не смогли. Тогда «Щ-408» всплыла и два часа сражалась с 8 фашистскими катерами. Два из них загорелись, еще два получили повреждения.

Но слишком не равны были силы. Под градом снарядов и крупнокалиберных пуль, изрешеченная пробоинами, лодка медленно уходила на дно. Над ней трепетал не спущенный флаг. Этот сигнал, понятный всем морякам мира, способны поднять лишь самые сильные духом: «Погибаю, но не сдаюсь! Они несколько раз пересекала минные поля, запуталась в сетях, но все же освободилась из стальной паутины уклонилась от преследования кораблей и самолетов противника, сбросивших на нее сотни бомб.

Экипаж лодки во главе с И. Травкиным выполнил поставленную задачу. Данные разведки убедили командование флота и фронта в необходимости временно воз держаться от применения подводных лодок. В Германии торжествовали: операция «Балрус» удалась! Немецкие транспорты стали ходить с зажженными ходовыми и отличительными огнями, без конвоев и даже без зенитного вооружения.

На море работали все маяки и световые буи, словно в мирное время. Но с 28 мая вражеские суда снова стали гореть, взрываться и тонуть. Это вышли на морские коммуникации летчики 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка. В 1943 году они потопили 55, повредили 6 транспортов и кораблей противника. Левченко , а в его составе - Островная военно-морская база командир - контр-адмирал Г.

База объединила все части и подразделения на острове Лавенсари. Гуськова, истребительный отряд охраны водного района Кронштадта во главе с капитаном 2-го ранга М. И, конечно, атаковали врага при первой возможности. Гуманенко и С. Осипова, капитан-лейтенантов И.

Иванова и А. Чернышева отправились в дозор. Они должны были обеспечить безопасность перехода больших конвоев между Лавенсари и Котлином. Позже к ним добавились еще три. Казалось бы, вступать в бой при таком соотношении сил бессмысленно, но советские моряки отважно атаковали врага.

В этом неравном бою пули буквально изрешетили командира катера Н. Лежа па палубе, истекая кровью, он продолжал руководить экипажем, Командир второго «охотника» В. Чернышев и многие моряки получили ранения и контузии. Они позорно бежали под защиту своих береговых батарей. Но моряки выполнили свой долг.

Они потопили два и сильно повредили один катер противника, а главное - защитили фарватер, уберегли корабли. Звериной жестокости фашистов советские воины противопоставили контрбатарейную борьбу. Ее вела артиллерия фронта и флота, но главную роль играла морская—более мощная, дальнобойная, и, благодаря особым приборам управления, более точная. Командующий артиллерией КБФ контр-адмирал И. Грен требовал научного учета вражеских батарей.

На каждую из них заводилась особая карточка, ей давался номер, указывались калибр, обычное время «работы» и другие данные. Сначала наносили ответные удары. Достигли такого совершенства, что открывали огонь через минуту после первого выстрела гитлеровцев, а некоторые корабли - через 40-50 секунд. Еще позднее противник стал вести обстрел города лишь в мглистую погоду короткими огневыми налетами. Только так фашистская артиллерия сохраняла шансы уцелеть.

Одной из ответных мер артиллерии флота стала снайперская стрельба. Представляли к этому званию поорудийно, командование придирчиво оценивало каждого претендента. И все равно вскоре десятки батарей получили звание снайперских. К концу года только в Ижорском секторе их стало 20. Чтобы облегчить муки Ленинграда, артиллеристы смогли найти лишь один метод: «огонь на себя».

Гитлеровцы сразу же переносили огонь с города на орудия. Начальник артиллерии крепости Кронштадт Н. Но расчеты не уходили в укрытия, и стрельба не прекращалась до тех нор, пока не умолкали батареи противника». Родилась новая мысль: сочетать мощь артиллерии и авиации. В третьем квартале таким способом удалось уничтожить 7 батарей и 5 орудий врага.

В октябре обстрелы Ленинграда сократились в 3 раза. С 5 ноября 1943 года заметно оживилось движение кораблей и судов между Ленинградом, Лисьем Носом, Кронштадтом и Ораниенбаумом. Впрочем, заметно это было только советским людям. Этот клочок суши не имел тыла, насквозь простреливался врагом. Десятки кораблей совершали рейсы по ночам, с полным соблюдением светомаскировки.

Фашисты включали прожекторы, осматривали залив. Но немедленно по ним открывали огонь орудия Кронштадта и кораблей, враги «слепли». Морская артиллерия и авиации подавляли любые попытки неприятельских батареи обстрелять обнаруженные ими суда и не дали потопить ни одного. В полной темноте их нужно было очень быстро разгрузить, чтобы до рассвета суда могли вернуться в Ленинград, Лисий Нос или хотя бы в Кронштадт. На этой работе отличились выгрузочные команды моряков из Кронштадта.

Утром 14 января 1944 года ленинградцы услышали канонаду небывалой силы. За время операции артиллерия Краснознаменного Балтийского флота выпустила по врагу более 23 тысяч снарядов.

Он шел от Кронштадта до островов Сескар и Лавенсаари в восточной части Финского залива, где базировались советские гарнизоны. Трасса протяженностью 75 километров начиналась от Шепелевского мыса на южном берегу и шла перпендикулярно другому маршруту ледовой дороги "Так как трасса шла вдоль захваченных врагом земель, впереди колонны шел отряд разведчиков, за ним — аэросани, а затем уже шли наши машины, доставлявшие продовольствие и боеприпасы", — рассуждает историк. Как младший брат защищал старшего Кронштадт с начала блокады стал тыловым щитом флота Ленинграда. Военно-морская база, расположенная на острове, обеспечивала морскую и противовоздушную оборону. На Кронштадтском морском заводе ремонтировали корабли, подводные лодки и катера, боевую технику, производили оружие для фронта. Но ситуация в Кронштадте, особенно с продовольствием, в годы блокады была еще более тяжелой, чем в Ленинграде. Здесь хранились и боеприпасы, и продовольствие для всего Балтийского флота. Большая часть кораблей ушли с острова в Ленинград.

Перевезти отсюда должны были и войска, и население, чтобы не перегружать маленький Кронштадт со своими небольшими возможностями", — рассказывает Кобчиков. После этого решения, когда стало известно о проблемах доставки продовольствия в блокадный город, Кронштадт отдал в Ленинград продуктовые запасы, рассчитанные на три года. Мастеров, инженеров-гражданских, работавших на военных предприятиях, эвакуировать не предполагалось. Они должны были полностью обеспечивать работу предприятий. Предполагалось перевезти все мирное население, в первую очередь женщин и детей", — описывает события историк. Увы, этим планам сбыться было не суждено. Не удалось завершить даже первый период эвакуации населения Кронштадта. Из гражданских около 5 тыс. Это последствия того, что не смогли реализовать полностью план по эвакуации мирного населения, не задействованного в обороне города и в работе оборонных предприятий". В тяжелом положении оказались и воинские части, расположенные на фортах, а также Ораниенбаумский плацдарм, которые ранее снабжались продовольствием с кронштадтских складов.

Блокадный паек для детей, оказавшихся в двойном кольце блокады, был меньше ленинградской нормы на 25 граммов. А 125 граммов здесь получали бойцы отдельной зенитной роты — молодые парни, здоровые мужики, которые сидели в окопах в ожидании возможного десанта противника, были в готовности вступления в бой, — они получали 125 граммов хлеба, как дети блокадного Ленинграда. Этот факт малоизвестный и практически неизученный", — делится научный сотрудник.

Она примерно такой была до и оставалась после войны", — говорит Кобчиков. Щитом ледовой трассы стали фортификационные оборонительные сооружения, возведенные на искусственных островах и побережье с 1704 года до войны 1914 года. С южной и северной сторон вокруг острова Котлин было построено около 20 фортов.

Она шла в основном за линией фортов, которые могли прикрыть движение по этой трассе". Кронштадтская дорога, как и ладожская, была оборудована специальными фонарями, которые имели узконаправленный луч. Они светили с берега и были хорошо заметны водителям автомашин, говорит Кобчиков. Движение по Малой Дороге жизни осуществлялось днем и ночью, однако люди старались не рисковать и передвигаться только в темное время суток, учитывая погодные условия. Чтобы максимально обезопасить движение, велись измерения при помощи прогибографа — прибора для регистрации колебаний льда и фиксации проблемных участков дороги. Кроме ледовой Дороги жизни, была еще ледовая оборона, которая насчитывала несколько десятков километров вокруг острова Котлин.

Это то, что фактически обороняло от возможного прорыва противника по льду в сторону Кронштадта", — перечисляет Кобчиков. По дороге ходили в основном легковые, полутора- и трехтонные машины, отмечает Шатров. Но были грузы и значительно тяжелее. По льду на Ораниенбаумский плацдарм проводили даже тяжелые танки по традиционной классификации машины весом более 40 тонн считались тяжелыми, для примера: вес одного из самых распространенных тяжелых танков начала Великой Отечественной — КВ-2 — составлял 52 тонны — прим. Малая Дорога жизни — сеть дорог, которая также имела и второй маршрут. Он шел от Кронштадта до островов Сескар и Лавенсаари в восточной части Финского залива, где базировались советские гарнизоны.

Трасса протяженностью 75 километров начиналась от Шепелевского мыса на южном берегу и шла перпендикулярно другому маршруту ледовой дороги "Так как трасса шла вдоль захваченных врагом земель, впереди колонны шел отряд разведчиков, за ним — аэросани, а затем уже шли наши машины, доставлявшие продовольствие и боеприпасы", — рассуждает историк. Как младший брат защищал старшего Кронштадт с начала блокады стал тыловым щитом флота Ленинграда. Военно-морская база, расположенная на острове, обеспечивала морскую и противовоздушную оборону. На Кронштадтском морском заводе ремонтировали корабли, подводные лодки и катера, боевую технику, производили оружие для фронта. Но ситуация в Кронштадте, особенно с продовольствием, в годы блокады была еще более тяжелой, чем в Ленинграде. Здесь хранились и боеприпасы, и продовольствие для всего Балтийского флота.

Кронштадт — как щит для Ленинграда

Скромный дар ленинградцев — памятник мужественным героям. Бронзовая фигура маршала была установлена 25 января 1999 года. Стачек Обелиск защитникам Ленинграда На протяжении 900 дней длилась осада города. На его защиту встали содаты и моряки — воины Советской Армии и жители Ленинграда. Они проявили героизм и беспримерное мужество, в нечеловеческих условиях отстояли Ленинград и победили врага. Памятный обелиск — дань памяти всем, кто внёс свой вклад в победу. Лёни Голикова, д. Открыт 28 октября 1968 года. В мемориал также входит траурный курган «Дневник Тани Савичевой» и аллея Дружбы.

Вода в Неве поднялась довольно высоко, но потом природа одумалась, ветер присмирел, из берегов Нева не вышла.

А если бы вышла?.. При мысли об этом не по себе становится… Блокада и наводнение…». В годы войны и блокады многие гидрологические станции и посты прекратили свое существование. Но некоторые станции продолжали свою работу: Ленинград-город, Лисий нос, Ленинград-порт, Невская устьевая и Ковалево. Все получаемые гидрометеорологические сведения держались в строжайшем секрете. В годы войны о наводнениях гражданам ничего не сообщали. По годам: 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 А знаете ли вы, что?

Тему не пришлось выбирать - все очевидно : "Кронштадт во время блокады Ленинграда ". Конечно, о трагедии перехода наших кораблей из Таллина вспомнили.

И возложили цветы у стены Памяти на Якорной площади.

Нормы отпуска поначалу такие же, как и в Ленинграде. Хотя какое-то время на прилавках кронштадтских магазинов еще появлялось продовольствие в свободной продаже. В магазине уже почти ничего не было, стояли только банки с крабами. Мы … не могли и думать, что это ценный продукт. Когда на следующий день мы прибежали в этот магазинчик, полки были уже пусты, крабы исчезли». Жители сдают металл для военной промышленности. В основном сдавали домашнюю утварь: баки, тазы, кастрюли, вазы, лампы, столовые приборы и даже медные дверные замки. Среди инициаторов — рабочие, инженерно-технические работники и служащие Портовой электростанции, а также работники школ. На протяжении всех блокадных месяцев жители города — рабочие, медики, школьники, домохозяйки — сдавали деньги, собирали теплые вещи для отправки на фронт.

Говорит ли это о возможной эвакуации граждан из Кронштадта уже летом 1941 г.? Кольцо вражеской блокады замкнулось, и … распечатали мы свои чемоданы до особого распоряжения. По радио приходили страшные вести, ужас и страх не покидали душу и сердце ни днем, ни ночью…» Вспоминая события августа 1941 г. К тому времени, когда дети из Кронштадта добрались до Московского вокзала, поезда уже не ходили, потому что московское направление было уже перерезано. Так что дней через двадцать все вернулись в Кронштадт». Таллинский переход, трагический и героический, привнес изменения в жизнь кронштадтцев. В город прибыли тысячи людей и, судя по некоторым данным, значительная часть из них осталась в Кронштадте. Мы … с трудом пробрались … к пирсам, куда доставляли людей с прибывающих военных и транспортных кораблей, для распределения в медицинские заведения города … Вместе с ранеными в город прибыли семьи военнослужащих, отдельные гражданские лица и гражданские учреждения. Для людей необходимы были жилье и медицинская помощь. Население города заметно выросло».

В осенний день 21 сентября на Кронштадт было сброшено более 500 бомб. Перестали действовать водопроводная и электрическая станция. Превратились в развалины несколько жилых домов. А так как здание было очень крепкое, то внешние стены дома выстояли, но внутренние перегородки, перекрытия вместе с содержимым квартир обрушились полностью. В подвале дома находилось бомбоубежище, так все укрывавшиеся там люди были завалены, погибли». Чтобы противостоять налетам немецкой авиации, «трудящиеся города, в основном школьники переправили камни из развалин польского костела, чтобы укрепить грунт взлетно-посадочной полосы для прибывшего на остров звена истребителей И-15». Учебный год в кронштадтских школах начался с большим опозданием — 3 ноября 1941 г. Власти города прилагали все усилия по сохранению порядка и «человеческих норм» проживания.

Кронштадт – последние новости

Минуя немецкие минные заграждения, из Кронштадта осуществляли выход в море подводные лодки. Кронштадт сыграл важную роль в прорыве и в освобождении Ленинграда от фашистской блокады. Кронштадтские моряки сражались у Ленинграда, под Москвой, в Сталинграде, на Северном Кавказе, в Крыму, в Заполярье и на территории фашистской Германии, участвовали в штурме Берлина.

Неподалёку от него можно найти бесплатную парковку. Уже здесь, в сквере, можно почувствовать влажный морской воздух и постоянный ветер. Так что даже в тёплую погоду лучше взять с собой на прогулку шарф. Архитектурная доминанта Якорной площади — грандиозный Никольский военно-морской собор. Многоярусное нарядное строение с большим количеством фантазийных арок завораживает своей красотой и торжественностью. В ясную погоду можно долго любоваться отражением солнца в ажурном золоте куполов. По замыслу архитекторов они, как маяки, должны были быть заметны морякам издалека. Храм построили в первое десятилетие XX века.

В советскую эпоху кресты были сбиты, купола разрушены, интерьеры утрачены. Сегодня в храме ведутся активные реставрационные работы, и многое уже восстановлено. Собор обязательно стоит осмотреть изнутри, чтобы увидеть масштабные контрастные росписи в бело-бордовых тонах, грандиозные люстры, а также любопытные отсылки к морской тематике в оформлении. Например, мозаичного кальмара на полу. С колокольни собора хорошо заметен огромный якорь, выложенный на площади светлой плиткой. Ансамбль Якорной площади также дополняют несколько важных для истории города объектов: скульптура причисленного к лику святых адмирала Фёдора Ушакова перед входом в храм, вечный огонь в память о погибших революционерах и памятник вице-адмиралу С. Макарову, русскому полярнику и океанографу, начальнику Кронштадтского порта. Около этого монумента принимают присягу молодые моряки. Также на площади можно заметить любопытный фрагмент мостовой, собранный из чугунных шашек. В Кронштадте это решение сочли очень практичным и замостили таким образом много улиц.

Однако во время Великой Отечественной войны шашки переплавили на боевые снаряды, и от чугунных мостовых осталось только два фрагмента: подлинный на Октябрьской улице и восстановленный на Якорной площади. Памятник морякам-подводникам Балтики Далее пеший маршрут сворачивает в сторону Финского залива. Однако если вы располагаете временем, сделайте небольшой крюк и двигайтесь на север от Никольского собора, чтобы посмотреть монумент морякам-подводникам Балтики. В нём использованы фрагменты рубки реальной подводной лодки. Мемориал увековечил подвиг военных моряков, сражавшихся в Кронштадте во время блокады Ленинграда. Музей-квартира Иоанна Кронштадтского В 15 минутах ходьбы на запад от мемориала, на пересечении улиц Андреевской и Посадской находится квартира, в которой в первой половине XX века жил протоиерей и проповедник Иоанн Кронштадтский. Этот священнослужитель был горячо любим в народе, а в 1990-х годах канонизирован.

В итоге, по разным данным, на барже оказалось от 1 200 до 1 500 человек, которым предстояло пересечь озеро с запада на восток до порта Новая Ладога. Баржа, ведомая буксиром «Орел», вышла в рейс в ночь на 17 сентября в условиях приближающегося шторма. Постепенно ветер крепчал, волнение усиливалось. Примерно в 3 часа ночи неожиданно корпус старой баржи не выдержал нагрузок, обшивка борта треснула, на судно стала поступать вода. Попытки заткнуть течь не увенчались успехом, так как на барже не было ни крепежного материала, ни инструментов. Затем образовались другие трещины в обшивке корпуса. Вода через образовавшиеся трещины устремилась в трюм, и баржа стала тонуть. Экипаж и курсанты пытались как-то поддержать плавучесть судна — с помощью ведер и ручной помпы старались откачать воду из трюма. Но воды поступало больше, чем ее успевали откачивать. Перекатывающиеся через палубу баржи волны смывали людей в озеро. В таких условиях даже опытному пловцу трудно было выжить в воде. Зенитчики ПВО на страже ленинградского неба. Ленинград, октябрь 1941 г. Когда баржа осела настолько, что ее палуба оказалась на уровне воды, буксир «Орел» вынужден был отдать буксировочный трос и стал маневрировать вокруг баржи, неустанно передавая сигналы SOS. В это время вражеские самолеты обнаружили баржу и стали ее бомбить. Отбомбившись, самолеты врага улетели. На палубе относительно безопасным местом была рубка, в которую стали собирать женщин, детей и подростков. Но накатившая волна смыла рубку в озеро. На рассвете командир буксира «Орел» с риском для буксира и его экипажа начал спасательные работы, не ожидая подхода других кораблей-спасателей. Дворцовая площадь. Осень 1941 г. Пока баржа держалась на плаву, было решено сначала спасать людей с воды, несмотря на десятибалльный шторм. Буксир маневрировал вокруг баржи, подбирая людей. Ударами больших волн часть палубы баржи с сотнями людей на ней была оторвана от корпуса и смыта в воду. Более пяти часов буксир подбирал тонущих, но сам уже недопустимо осел под тяжестью спасенных и не мог больше принимать на борт погибающих в воде людей. Тогда контр-адмирал, находившийся на «Орле», потребовал от командира канонерской лодки «Селемджа» также приступить к оказанию немедленной помощи. Перегруженный буксир «Орел» с 216 спасенными людьми с баржи взял курс на Новую Ладогу. Еще 24 человека были спасены канонерской лодкой. Только по спискам военно-морских училищ, Военно-морской медицинской академии и Географического управления погибло 685 человек. Кроме них, жертвами стали все дети, ученики ремесленного училища, члены семей офицеров, а также вольнонаемные — работники Артиллерийского и Технического управления ВМС и другие лица. Даже если на барже было 1200 человек, удалось спасти только 240 человек. Ладожская катастрофа относится по числу жертв к одной из крупнейших в истории мореплавания. Высадка десанта на одном из островов, занятых врагом близ Ханко. Балтийский флот, 1941 г. Противник вышел к Финскому заливу в районе Стрельны и отрезал измотанные соединения 8-й армии от основных сил фронта. Так образовался приморский ораниенбаумский плацдарм, сыгравший большую роль в обороне Ленинграда. На этот день ситуация под Ленинградом выглядела так: с севера, востока и на юге оборону города держали 23-я, 42-я и 55-я армии; на западе на побережье Финского залива, части 8-й армии удерживали плацдарм от Долгово до Ораниенбаума. Были произведены значительные разрушения; много человек погибло. В большое пятиэтажное здание эвакогоспиталя на Суворовском проспекте, в котором размещались раненые, попали три крупнокалиберные фугасные бомбы и много зажигательных бомб, в результате чего произошел обвал трех капитальных стен. Возникший пожар стал стремительно распространяться по обнаженным конструкциям и быстро охватил все этажи. Обвалилось большинство лестничных клеток. Уже через 15 минут после взрыва бомб здание превратилось в огромный костер. Многие раненые и сотрудники госпиталя были застигнуты врасплох огнем и дымом. Многие пытались спастись через окна, проломы в стенах и падали с высоты нескольких этажей. Варварский налет фашистской авиации на госпиталь явился причиной гибели 600 раненых бойцов. Погибло также много людей из медицинского и обслуживающего персонала. Одновременно с бомбежкой артиллерия противника в течение 18 часов обстреливала город. Вы очень запоздали. Надо наверстать потерянное время. Однако и на сей раз, Кулик ограничится местными боями. Выполнение этого задания было возложено на Московскую авиагруппу ГВФ особого назначения. Эти поставки не могли радикально изменить ситуацию в городе и на фронте — сколько груза могли перевезти несколько самолетов? Задуманы они были для другого: для снабжения продовольствием и другими необходимыми товарами ленинградского руководства. Мы свои! Я считаю, что если такие люди имеются среди большевиков, то их надо уничтожать в первую очередь, ибо они опаснее немецких фашистов. Блокадная карточка на мясопродукты. Но наша артиллерия и атаки истребителей не позволили нанести флоту существенный ущерб. В этом им неоценимую помощь оказали впервые использованные отечественные радиолокаторы РУС-2. Локаторы, установленные вблизи Ораниенбаума на предельном удалении от РЛС 180—200 километров, засекли эшелоны бомбардировщиков противника. Три месяца войны… Что же происходит? Никто ничего толком из нас не знает. Враг у ворот. Где-то близко. Но где? Сначала мы блокируем Ленинград герметически и разрушим город, если возможно, артиллерией и авиацией… в. Защитники Ленинграда на Дворцовой площади. Ленинграда 22 сентября 1941 г. Берлин Секретно Будущее города Петербурга 1. Чтобы иметь ясность о мероприятиях военно-морского флота в случае захвата или сдачи Петербурга, начальником штаба военно-морских сил бьл поднят вопрос перед Верховным главнокомандованием вооруженных сил о дальнейших военных мерах против этого города. Настоящим доводятся до сведения результаты. Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса. Финляндия точно так же заявила о своей незаинтересованности в существовании этого города непосредственно у ее новых границ. Прежние требования военно-морского флота о сохранении судостроительных, портовых и прочих сооружений, важных для военно-морского флота, известны Верховному главнокомандованию вооруженных сил, однако удовлетворение их не представляется возможным ввиду общей линии, принятой в отношении Петербурга. Предполагается окружить город тесным кольцом и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сровнять его с землей. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения. Главное командование военно-морских сил в ближайшее время разработает и издаст директиву о связанных с предстоящим уничтожением Петербурга изменениях в уже проводимых или подготовленных организационных мероприятиях и мероприятиях по личному составу. Если командование группы армий имеет по этому поводу какие-либо предложения, их следует как можно скорее направить в штаб военно-морских сил». В этот же день командующий Ленинградским фронтом Георгий Жуков отдал директиву военным советам армий и командирам соединений, из которой видно, что армия воевать все еще не умела и ей приходилось учиться этому на ходу. Плакат 1941 г. Пострадавшая от обстрела центральная часть обсерватории вся выгорела и обрушилась. Пламя распространилось на два боковых крыла, охватило чердачные помещения и верхние этажи. Пылавшее открытым огнем здание, расположенное вблизи от переднего края обороны, служило хорошим ориентиром для усиленного обстрела расположения наших войск. Тушение пожара осложнялось из-за недостатка воды. Попытка организовать подвоз воды автоцистернами из прудов, находившихся в соседнем селе, эффекта не дала: обстрел усилился. Пришлось использовать единственный водоисточник у тылового склона горы. Тушение пожара продолжалось несколько часов. Надежды на прорыв блокады в сентябре 1941 года силами 54-й армии под командованием Маршала Советского Союза Григория Кулика он был единственным маршалом во время войны, кого поставили командовать армией не оправдались: у советских войск было слишком мало сил и практически не было танков и авиации. Обе стороны, не имевшие сил для широкомасштабных наступательных операций, зарылись в землю, прикрылись надолбами и минными полями. Бои осенью 1941-го и зимой 1941—42 годов тем не менее продолжались, но бои, типичные для позиционной войны: артиллерийская и минометная перестрелка, частные наступательные операции без перевеса сторон Работа по сохранению памятников в блокадном Ленинграде. Памятник Петру I «Медный всадник» на площади Декабристов. Автор — французский скульптор Этьен-Морис Фальконе. Слева Исаакиевский собор. Зачинателем снайперского движения и инициатором создания отрядов снайперов в каждом воинском подразделении стал боец 13-й стрелковой дивизии 22-летний Феодосий Смолячков, с июля — боец народного ополчения Ленинграда. Смолячков погибнет в бою в 1942 году, когда на его счету будет 125 уничтоженных гитлеровцев. Впрочем, снайперы могут использоваться только в позиционной войне нужно время, чтобы занять позицию, замаскироваться, не спеша выбрать жертву , то становится понятным, что Сталин готовился только к наступательной войне. В нем участвовало 197 самолетов противника. Евстигнеева, П. Курбаткина, М.

В митинге памяти жертв блокады, организованном Администрацией Кронштадтского района Санкт-Петербурга, приняли участие руководители и профсоюзный актив Территориальной профсоюзной организации Военно-Морского флота Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России города Кронштадта. Кронштадтцы почтили минутой молчания память павших в годы войны советских граждан. В честь тех, чьи жизни унесла блокада, кто не вернулся с фронтов Великой Отечественной, прозвучал военный салют. Для кронштадцев 8 сентября — это особая, трагическая дата. Известно, что был дан приказ Фюрера: «Сравнять Кронштадт с морем... С 14 сентября 1941 года начались планомерные бомбовые удары, артиллерийские обстрелы города. В дни блокады на Кронштадт было совершено 244 авиационных налета, выпущено 4444 бомб; объявлено 316 воздушных тревог, их продолжительность составила 2420 часов.

Кронштадт в блокаду выжил благодаря колюшке

Композитор Дмитрий Шостакович (первый справа) в дни блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны был бойцом добровольной противопожарной команды и дежурил на крыше консерватории. Во время обороны Ленинграда моряки-балтийцы показали множество примеров героизма и самопожертвования. Блокада Ленинграда Великая Отечественная война Вторая мировая война Жители блокадного Ленинграда набирают воду. Кронштадт с начала блокады стал тыловым щитом флота Ленинграда. Жители Ленинграда во время эвакуации из ладожского порта Осиновец, 1942 год.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий