Самым главным событием Британской империи во время кризиса капитализма стала война с англо-бурской войны 1899-1902 годов. По официальной принятой во всем мире версии Британская империя распалась после второй мировой войны.
США рухнут, как Британская империя
Подробная информация о фильме Падение империи на сайте Кинопоиск. И разрушение Британской империи в любом случае будет только на руку СССР. Британская империя рухнула вместе с ее колониальной системой, и попытки возродить ее обречены на провал, пишет Spiked. Вашингтон намерен третий раз способствовать распаду Соединённого Королевства под лозунгом избавления британской королевы от долгов. Так как же Британская империя, которую часто называли "империей, над которой никогда не заходит солнце", прошла путь от невероятно могущественной на заре 20-го века, до распада.
Взрывая Историю / Blowing Up History. Сезон 2 (2017)
- Как и когда пала британская империя
- История британской империи. Процесс распада британской империи
- Почему распалась Британская империя?
- . Он станет самым жестоким и ненасытным правителем в истории Англии. Его звали .
Когда распалась Британская империя?
Когда распалась Британская империя? - Есть ответ на | Она распалась в 1997 году. Можно сказать, что Британия была последней империей, которая смогла так долго просуществовать. |
Почему распалась Британская империя? | Америку ждет длительный упадок, который будет проходить по сценарию распада Британской империи. |
Когда распалась Британская империя? | В результате развала Британская империя трансформировалась в некое аморфное Содружество, где все еще 52 государства. |
Распад британской колониальной империи. Почему распалась Британская империя | The British Empire was the largest, richest, and most powerful empire in the world. |
Ответы : Когда и почему распалась Британская Империя? | Распад Британской колониальной империя и образование независимых государств После Первой мировой войны начался кризис колониальной системы Великобритании. |
Расцвет и падение крупнейших империй в анимированных картах
Великобритания потеряла свою господствующую позицию и стала менее способной контролировать свои колонии. В то же время, другие супердержавы, такие как США и СССР, стали активно вмешиваться в дела колоний и поддерживать их стремление к независимости. Все эти факторы вместе привели к постепенному распаду британской империи и возникновению новых независимых государств. Процесс распада британской империи Процесс распада британской империи был длительным и сложным. Он включал в себя несколько ключевых этапов: Возникновение национальных движений Во второй половине XIX века в колониях британской империи начали формироваться национальные движения, которые выступали за независимость от Великобритании.
Эти движения были вдохновлены идеями национального самоопределения и борьбы за свободу. Национальные лидеры, такие как Махатма Ганди в Индии и Джомо Кеньятта в Кении, активно пропагандировали идеи независимости и организовывали массовые протесты и гражданское неповиновение против британского колониального правления. Деколонизация В послевоенный период Великобритания столкнулась с экономическими и финансовыми трудностями, что привело к необходимости сокращения своих затрат на управление колониями. В результате, Великобритания начала процесс деколонизации, постепенно предоставляя независимость своим колониям.
Первыми колониями, получившими независимость, были Индия и Пакистан в 1947 году. Распад империи Постепенно, в результате процесса деколонизации, британская империя начала распадаться. Колонии получали независимость и становились суверенными государствами. Великобритания сохраняла некоторые связи с некоторыми колониями, такими как Канада, Австралия и Новая Зеландия, которые стали членами Содружества наций.
Однако, большинство колоний выбрали путь полной независимости и вышли из состава британской империи.
Английское господство давно тяготило английские народы и элиту. Однако последней каплей явилась халатность военных властей империи, спровоцировавших в 1943 г. Опасаясь японского вторжения из Бирмы, британские военные организовали пояс безопасности с выжженной землей, отгородившей Индию от агрессора. Но когда вражеского наступления не последовало, власти не удосужились вернуть в Бенгалию вывезенные запасы риса и погубили миллионы, окончательно дестабилизировав обстановку в колонии. Индия не забыла инцидента и хотя основные элитарные группировки, объединенные вокруг ИНК Индийского Национального конгресса и МЛ Мусульманской Лиги согласились потерпеть англичан до победы над фашизмом, вопрос независимости остался на повестке дня. Лишь только подошел к концу победный 1945 г. Колониальная власть на местах оказалась парализованной.
Обуздать море недовольства англичанам оказалось нечем. Силы империи, на две трети состоящие из индийцев, рассредоточились ради помощи голландским и французским колонизаторам. Тренировка гуркхов непальцы в войсках Великобритании в малайских джунглях. Пока буржуазные элиты торговались относительно форм независимости и полномочий, произошел мятеж в колониальной армии. Восстание англичане подавили, но не так быстро и убедительно, как обычно, ибо слишком долго искали подходящие войска. Осознав, что при рецидиве ситуация может выйти из-под контроля, правительство К. Эттли 15 марта 1946 г. Но одновременно колониальные власти принялись акцентировать внимание индийских элит на неизбежности конфессионального размежевания страны при переходе к полной независимости.
Хотя он признавал, что дни империи сочтены. Махатма Ганди и независимость колоний Власть Империи начала ослабевать с начала 1930-х годов. Но заметная смена политики произошла в 1935 году с принятием Закона о правительстве Индии. Который предоставил определенную степень самоуправления Индийскому субконтиненту. Этот акт был, возможно, самым значительным поворотным моментом в истории британской администрации в Индии. Партия противников закона не скупилась на слова в своей оценке акта.
Не успокоился и Махатма Ганди, бывший член партии Конгресс. Юрист, получивший образование в Лондонском университете, Ганди был лицом и лидером индийского национализма. Организовав три кампании за независимость в 1920—22, 1930—34 и 1940—42 годах. Идеи Ганди о ненасильственном национализме находили отклик у людей не только в рамках жесткой кастовой системы Индии. Но и в Великобритании, Европе и во всем мире. Борьба за независимость Индии активизировала колонии по всей империи.
Одна за одной, колонии объявляли независимость. Эта модель будет наблюдаться по всей Британской империи сразу после войны.
Более того, она умудрилась даже оказаться в числе победителей в обеих мировых войнах. Однако по сути после 1945-го года империя просто самораспустилась. Ибо понесла мощные финансовые потери, особенно во второй мировой. После которых уже не могла окончательно восстановиться. И не способна была удерживать территории с многократно превосходящим собственно англичан туземным населением. Англичане после 1945-го довольно быстро осознали, что смогут попытаться удержать свои владения лишь грубой военной силой. А применять такую силу придется одновременно буквально в половине мира...
На что британцев явно уже не хватит. Как не хватит и всех финансов Британской короны. В любом случае - проиграют! Клемент Этли - британский премьер, что распустил свою империю Клемент Этли - британский премьер, что распустил свою империю И правительство во главе с премьером Клементом Этли приступило к немедленным действиям по роспуску империи.
История британской империи. Процесс распада британской империи
Интересные факты о Британской империи | Речь идет о Британской империи, каких-нибудь 80 лет назад занимавшей четверть всей земной суши, а сейчас вроде бы съежившейся до крохотных размеров. |
История британской империи. Почему распалась Британская империя | Именно признание Великой Британской империей Pax Britannica своего подчинения новоявленному лидеру стало изначальной точкой постепенного завершения первой холодной войны XX века Америки против Англии и начала формирования современного англосаксонского. |
Власть Факта. Распад Британской Империи (2021) | Британская империя рухнула вместе с ее колониальной системой, и попытки возродить ее обречены на провал, пишет Spiked. |
Как США разрушили господство Британской империи | Since 1450, the British Empire has expanded across several continents, only to shrink back to where it started. |
Власть Факта. Распад Британской Империи (2021) | Вскоре начался распад Британской империи: в 1922 году она признала независимость Египта, в 1932 году независимость получил Ирак. |
В Великобритании предупредили об угрозе распада королевства
Власть Факта. Распад Британской Империи (2021) | Но, несмотря на все свои великие достижения, Британская империя стала прародителем некоторых самых страшных бедствий, обрушившихся на человечество. |
Вы точно человек? | Брита́нская импе́рия — колониальная империя во главе с метрополией, владевшей наибольшим количеством территорий из когда-либо существовавших государств за всю. |
Великобритания: как росла и распадалась империя | Как триумф — потому что Британской Индии после долгих десятилетий борьбы за независимость наконец удалось выйти из состава империи. |
«Был ли неизбежным распад британской империи? Почему? » — Яндекс Кью | Америку ждет длительный упадок, который будет проходить по сценарию распада Британской империи. |
Вы точно человек?
Впервые на грани распада Британская империя оказалась в 70-80 е гг. XVIII. Британская империя (British Empire) – крупнейшая империя в истории человечества, в период между Первой и Второй мировыми войнами занимала до четверти всей земной суши. Англичане не отпускают Шотландию по той причине, что её выход станет спусковым крючком распада всего королевства. Распад Британской империи окончательно оформился с передачей Гонконга КНР в 1997 году. Главное, что отличало распад Британской империи от аналогичных процессов в других государствах характер последствий для метрополии: они вовсе не были катастрофическими.
Распад британской колониальной империи. Почему распалась Британская империя
Чтобы опередить своего геополитического соперника, в 1839 году Британия предприняла первую попытку захватить Афганистан , однако Первая англо-афганская война закончилась для неё катастрофой [77]. В 1853 году усиливается политическое присутствие России на Балканах. Англия и Франция, опасавшиеся усиления влияния России в Средиземноморье и на Ближнем Востоке , вступили в Крымскую войну 1854—1856 , продемонстрировавшую их технологическое превосходство и несколько ослабившую влияние России на международной арене [77]. В течение следующих двадцати лет Британия присоединила Белуджистан 1876 г. В 1878 году две империи впервые договорились о разделе сфер влияния в Азии. Тем не менее, в 1902 году Англия заключила направленный против России союз с Японией. Во время русско-японской войны Британская империя, официально сохраняя нейтралитет, тайно поставляла вооружение и боеприпасы в Японию, предоставляя последней военные кредиты, что способствовало военному поражению и ослаблению Российской империи. В 1907 году Россия присоединилась к англо-французскому военному союзу Антанте , направленному против Германии, и две враждующие империи стали союзницами. Одновременно Россия признала протекторат Британии над Афганистаном, а Персия Иран была разделена на русскую и английскую сферы влияния. На такие же сферы влияния между европейскими державами был разделён Китай. C 1820 года сюда началась массовая английская иммиграция.
Во время Великого трека конца 1830-х — начала 1840-х годов, тысячи буров покинули колонию и ушли на север, основав там свои новые республики Трансвааль 1852—1877, 1881—1902 гг. Они враждовали как с британцами, так и с африканским народами сото и зулу. По итогам второй англо-бурской войны 1899—1902 гг. Вначале над ним был установлен совместный англо-французский контроль, а в 1882 году регион канала был оккупирован британскими войсками [86]. Англо-французская конкуренция из-за Суэцкого канала закончилась в 1902 году признанием его нейтральной территорией, хотя де-факто он оставался под контролем британских войск до 1954 года. С усилением активности Франции, Бельгии и Португалии в нижнем течении реки Конго , между европейскими державами началась « Драка за Африку ». Разногласия пытались урегулировать на Берлинской конференции в 1884—1885 гг. Конкуренция между колониальными империями продолжалась до 1890-х годов и вынудила, в частности, Великобританию пересмотреть своё решение 1885 года вывести свои войска из Судана. Объединённые англо-египетские силы подавили восстание махдистов в 1896 году и дали отпор французскому вторжению в Фашоду [88]. После этого Судан был формально провозглашён совместной англо-египетской колонией , но фактически остался под британским контролем.
Британский колонизатор Сесиль Родс , первопроходец британской экспансии в Южной Африке , выступил с предложением строительства трансафриканской телеграфной линии и железной дороги Кейптаун — Каир , которая должна была связать стратегически важный Суэцкий канал с богатой полезными ископаемыми Южной Африкой [89]. В 1888 году Родс, опираясь на принадлежащую ему частную Британскую Южно-Африканскую компанию , захватил обширную территорию, названую в его честь — Родезия [90]. С появлением автомобилей , одновременно на разных участках началось строительство связующего всю Африку шоссе Каир-Кейптаун , а также местных автомобильных дорог. Изменение статуса «белых» колоний[ править править код ] Путь к независимости «белых» колоний Британии начался в 1839 году с отчёта Дарема , провозгласившего объединение и самоуправление двух канадских провинций, как способ борьбы с волнениями.
Но во внешней политике они полностью подчинялись империи. Протекторатами Британии в разное время были Египет, Бруней, Иран. Подмандатные территории — бывшие колонии Германии и Османской империи, переданные Лигой Наций под руководство Великобритании на основе мандата. В отличие от протекторатов, на подмандатных территориях нельзя было строить военные базы, собирать армии из местного населения, торговать оружием и алкоголем. Британская Ост-Индская компания имела большее могущество, чем сама Британия. Британская Ост-Индская компания была частным акционерным обществом с широкими правами на торговлю на Востоке.
Организация была основана в 1601 году и сразу получила монополию на торговлю с Индией. Компания поставляла в Британию чай, специи, ткани, зерно. Через пятнадцать лет король Яков I предоставил бессрочные привилегии компании. Общество быстро развивалось и вскоре обрело не только торговые, но и правительственные и военные функции. Британская Ост-Индская компания фактически управляла большей частью Индии. Она обладала правом собирать налоги с населения Бенгалии. Она подчинила себе внешнюю политику стран Индостана. Британская Ост-Индская компания даже обладала собственными войсками и частным флотом. Британская Ост-Индская компания значительно повлияла на развитие Британской империи и сделала ее великой. К середине 19 века она по своему влиянию и могуществу стала опережать британское правительство, что привело к неизбежному конфликту с государством.
В 1858 году правительство постановило передать административные функции британской короне. В 1874 году компания закрылась. Британская империя серьезно повлияла на современный мир. О влиянии Британской империи на мировую историю ведутся споры между учеными. Одни считают, что британцы подарили миру свободу торговли, новейшие технологии, образование, прецедентное право, развитую культуру, продуманную инфраструктуру, английский язык и идею свободы. Другие напоминают о жестоких войнах, геноциде, рабстве, эксплуатации природных ресурсов. Но тот факт, что Британская империя оказала огромное влияние на становление современного положения дел, нельзя отрицать. Американское правительство, парламентские институты США, а также американские законодательство, традиции образования и права — все это не новые изобретения переселенцев из Британии, а британское наследие. Без Британской империи не было бы и современной Индии. Скорее всего, она бы вообще не существовала как единое государство.
До британских завоеваний Индия представляла собой раздробленную страну с постоянным конфликтами между княжествами. Британская империя объединила территории, наладила инфраструктуру, установила общую экономическую систему.
Кстати, по данным Всемирного банка, Великобритания находится не на девятом, а на десятом месте после Франции. Публикация Блумберг от 2 сентября заставляет лишний раз задуматься о том, насколько быстро может меняться экономическая картина мира. О причинах такой неравномерности размышляли многие.
Ленин в работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» 1916 г. После краха колониальной системы маятник пошел в другую сторону: бывшие колонии стали экономически укрепляться, а бывшие метрополии хиреть. Иногда такое колебание называют «законом маятника». Этот закон хорошо просматривается в ретроспективных статистических материалах, которые многие годы составлял британский историк экономики Ангус Мэддисон Angus Maddison [1926-2010 гг. Рейтинги экономического развития стран, составленные им по прошлым векам, разительно отличаются от сегодняшней картины см.
Контуры мировой экономики. Например, в первой половине XIX века центр экономической жизни человечества находился не в Европе, а в Азии. В первой половине XIX века, по оценкам Э. А к 1950 году их доля сжалась до 9 процентов. И уже несколько десятилетий два азиатских гиганта берут реванш за те потери, которые они понесли от прямого в случае Индии и косвенного в случае Китая колониального угнетения со стороны Великобритании.
Некоторые историки экономики считают, что это не предел. Мистический маятник может вывести две азиатские страны на позиции, которые они занимала два столетия назад. Особенно это касается Индии.
Также Великобританией был заключён союз с Францией, которая раньше была врагом.
Этот договор уменьшал напряжённость между сторонами. Он привёл страны к будущему сотрудничеству в Антанте. Также этот договор послужил снижению напряжённости в отношениях с Российской империей, которая формально стала её союзницей. Заключение таких договоров показало, что Великобритания уже не могла демонстрировать себя как сверхдержава.
Она не могла доминировать над миром в одиночестве. В этом же десятилетии скончалась королева Виктория. Был также подписан договор Веренигинге, который закончил бурскую войну. Он побуждал африканцев сотрудничать с британцами в Южной Африке.
В 1906 году наступил конституционный кризис. В результате него были ограничены полномочия Палаты Лордов. Из-за этого были сформированы два «подвешенных парламента». Начались административные беспорядки Когда наступила Первая мировая война , то сразу стали видны недостатки среди высшего военного руководства Великобритании.
Начались административные беспорядки. В 1915 году произошла нехватка снарядов. А в 1916 году случилось восстание в Дублине. Оно стало предупреждением ирландских националистов о необходимости выполнения их требований.
Ирландцы по-прежнему требовали самоуправления. А Великобритания вела переговоры с США об огромных займах. Они нужны были для продолжения военных действий. Так Великобритания из крупного международного кредитора превратилась в крупного должника.
Ещё до начала войны в Великобритании происходили беспорядки и забастовки. Старый порядок стал трещать по швам. С началом войны некоторые почувствовали какое-то облегчение. Они лелеяли надежду на восстановление прежних общественных отношений.
В 1921 году был наконец подписан договор об отделении Ирландии.
В Великобритании предупредили об угрозе распада королевства
19 веках, максимального расширения достигла к началу 20 века. Распад Британской империи наступил после 2-й мировой войны в результате мощного подъёма антиколониальной борьбы населявших её народов. Главное, что отличало распад Британской империи от аналогичных процессов в других государствах характер последствий для метрополии: они вовсе не были катастрофическими. ИМПЕРСКИЙ ПУТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ И УПАДКА АНГЛИИ В XX-XXI ВЕКАХ».
Поделиться
- 9. Голод в Ирландии
- Взлёт и падение Российской империи
- История британской империи. Почему распалась Британская империя
- . Он станет самым жестоким и ненасытным правителем в истории Англии. Его звали .
- В Великобритании предупредили об угрозе распада королевства - | Новости
- Великобритания: как росла и распадалась империя
Был ли неизбежным распад британской империи? Почему?
В течение следующих двадцати лет Британия присоединила Белуджистан 1876 г. В 1878 году две империи впервые договорились о разделе сфер влияния в Азии. Тем не менее, в 1902 году Англия заключила направленный против России союз с Японией. Во время русско-японской войны Британская империя, официально сохраняя нейтралитет, тайно поставляла вооружение и боеприпасы в Японию, предоставляя последней военные кредиты, что способствовало военному поражению и ослаблению Российской империи. В 1907 году Россия присоединилась к англо-французскому военному союзу Антанте , направленному против Германии, и две враждующие империи стали союзницами. Одновременно Россия признала протекторат Британии над Афганистаном, а Персия Иран была разделена на русскую и английскую сферы влияния. На такие же сферы влияния между европейскими державами был разделён Китай. C 1820 года сюда началась массовая английская иммиграция.
Во время Великого трека конца 1830-х — начала 1840-х годов, тысячи буров покинули колонию и ушли на север, основав там свои новые республики Трансвааль 1852—1877, 1881—1902 гг. Они враждовали как с британцами, так и с африканским народами сото и зулу. По итогам второй англо-бурской войны 1899—1902 гг. Вначале над ним был установлен совместный англо-французский контроль, а в 1882 году регион канала был оккупирован британскими войсками [86]. Англо-французская конкуренция из-за Суэцкого канала закончилась в 1902 году признанием его нейтральной территорией, хотя де-факто он оставался под контролем британских войск до 1954 года. С усилением активности Франции, Бельгии и Португалии в нижнем течении реки Конго , между европейскими державами началась « Драка за Африку ». Разногласия пытались урегулировать на Берлинской конференции в 1884—1885 гг.
Конкуренция между колониальными империями продолжалась до 1890-х годов и вынудила, в частности, Великобританию пересмотреть своё решение 1885 года вывести свои войска из Судана. Объединённые англо-египетские силы подавили восстание махдистов в 1896 году и дали отпор французскому вторжению в Фашоду [88]. После этого Судан был формально провозглашён совместной англо-египетской колонией , но фактически остался под британским контролем. Британский колонизатор Сесиль Родс , первопроходец британской экспансии в Южной Африке , выступил с предложением строительства трансафриканской телеграфной линии и железной дороги Кейптаун — Каир , которая должна была связать стратегически важный Суэцкий канал с богатой полезными ископаемыми Южной Африкой [89]. В 1888 году Родс, опираясь на принадлежащую ему частную Британскую Южно-Африканскую компанию , захватил обширную территорию, названую в его честь — Родезия [90]. С появлением автомобилей , одновременно на разных участках началось строительство связующего всю Африку шоссе Каир-Кейптаун , а также местных автомобильных дорог. Изменение статуса «белых» колоний[ править править код ] Путь к независимости «белых» колоний Британии начался в 1839 году с отчёта Дарема , провозгласившего объединение и самоуправление двух канадских провинций, как способ борьбы с волнениями.
Акт о союзе 1840 года создал провинцию Канада. В Новой Шотландии Ответственное правительство впервые появилось в 1848 году, этот опыт вскоре был распространён и на остальные колонии в Британской Северной Америке. В 1867 году Верхняя и Нижняя Канады , Нью-Брансуик и Новая Шотландия были объединены в доминион Канада, конфедерацию с полным самоуправлением, за исключением иностранных дел.
Новый вице-король Индии лорд Маунтбеттен после встречи с Мухаммадом Али Джинной описал лидера Мусульманской лиги как «типичного психопата».
Поскольку в Лондоне всё больше опасались, что конфликт религиозных групп перерастет в гражданскую войну, задача родственника королевской семьи в колонии свелась к тому, чтобы убедить всех участников процесса, что разделение — единственный вариант выхода из кризиса. После этого ему следовало как можно скорее свернуть всю деятельность британской администрации. Многие исследователи считают , что основная вина за последующие события лежит не на Мусульманской лиге и не на Конгрессе, а именно на представителях метрополии и конкретно на Маунтбеттене. Когда Маунтбеттен только отправлялся в колонию, ему давали время до лета 1948-го — не 1947-го, — чтобы завершить свою миссию.
Но ему не терпелось вернуться в Англию к своей карьере во флоте, и поэтому он решил передвинуть дату на 10 месяцев. Насколько важны оказались эти 10 месяцев? Именно они предопределили разницу между жестоким разделением и ужасающим террором, который ничем не отличался от геноцида». Несмотря на принадлежность к британской аристократии и даже к королевской семье, Маунтбеттен относился к вопросу о будущем европейских колоний после Второй мировой войны куда более прагматично, чем многие другие представители высшего общества.
Он одним из первых среди приближенных к короне заметил , что японская оккупация Малайи, Бирмы, Индонезии и Индокитая способствовала росту националистических настроений. Истощенные империи не могли достаточно быстро подавить их и восстановить безоговорочный контроль над колониями. Маунтбеттен даже советовал французским властям прекратить войну с борцами за независимость Вьетнама под предводительством Хо Ши Мина и предлагал британскому политику-лейбористу Тому Дрибергу провести переговоры с лидером Вьетминя военно-политической организации, боровшейся за выход Вьетнама из-под контроля Франции и Японии. Родственник короля Георга VI и будущего принца-консорта Филиппа критически отзывался о попытках Нидерландов вновь подчинить себе Индонезию.
В Бирме сторонники прежних колониальных порядков пришли в ужас, когда Маунтбеттен фактически открыто поддержал борца за независимость от Японии и Британии, основателя компартии и Антифашистской лиги народной свободы Аун Сана. Ганди подчинился, англофил Неру, у которого завязался роман с Эдвиной, тоже согласился. Однако угодить Джинну никак не получалось». Основная проблема на пути к организации разделения для Маунтбеттена состояла в определении границы между двумя будущими государствами.
Сделать это требовалось еще и таким образом, чтобы лидеры индуистов и мусульман остались довольны. Заниматься распределением территории Маунтбеттен пригласил юриста Сирила Рэдклиффа, который до этого никогда не бывал в колонии. На составление карты и плана разделения вице-король предоставил ему меньше полутора месяцев. Самого Рэдклиффа такой расклад не радовал, но ему пришлось подчиниться.
Народы нага, вооруженные британцами еще в годы Второй мировой для отражения японской агрессии, хотели, чтобы для них создали Нагастан. Сикхи составляли проекты отделения Сикхистана, а белуджи — Белуджистана». В большинстве случаев Маунтбеттену удавалось договориться с региональными правителями, махараджами, и убедить их, что выбрать обязательно надо между Индией и Пакистаном. Предложенный вице-королем принцип распределения подразумевал, что государственную принадлежность провинции определит религиозная принадлежность населения: если большинство составляли индуисты, то провинция присоединялась к Индии, если же мусульмане — то к Пакистану.
Исключение составляли обладавшие большей автономией княжества, правители которых могли самостоятельно решить, в состав какого государства войти. Именно их и уговаривал сотрудничать Маунтбеттен. Официально причины, по которым вице-король перенес выход Индии из состава Британской империи и ее разделение с июня 1948-го на августа 1947-го, неизвестны до сих пор. Одна версия состояла в том, что Маунтбеттену не было никакого дела до того, что случится с бывшей колонией.
Он хотел лишь побыстрее завершить командировку и вернуться к привычной жизни. Согласно другой версии , передвигая дедлайн, вице-король хотел подстегнуть обе стороны и ускорить переговоры, которые постоянно срывались и вставали на паузу из-за любой мелочи. Какое бы из этих объяснений ни соответствовало истине, именно это решение отчасти привело к последующей катастрофе. Рэдклифф, которого поджимали установленные Маунтбеттеном сроки, определяя границы Индии и Пакистана, не посещал деревни и поселки, не видел лично реки, леса и другие природные объекты, которые на его картах входили в пограничную зону.
У британского юриста не было надежной информации о способах сообщения и взаимодействия между индустриальными центрами и сельскохозяйственными окраинами. Одним из последствий неосведомленности Рэдклиффа стало решение отделить мусульманское население Бенгалии от Калькутты, вокруг которой формировалась экономическая и социальная жизнь региона. Такое распределение, по словам писателя и исследователя Панкаджа Мишры, на десятилетия вперед предопределило отсталое положение Восточного Пакистана, позже отделившегося в качестве Бангладеш. Какая деревня попадет в какую страну?
Какая семья окажется по одну сторону новых границ, а какая — по другую? Сложность обстановки в провинции усугублялась тем, что значительная часть ее жителей исповедовала сикхизм — индийскую религию, которая сочетала в себе черты ислама и индуизма. Не имея возможности однозначно отнести сикхов к мусульманам или индуистам, британские власти часто распределяли население между двумя будущими странами произвольно. Может показаться странным, что никто из индийских лидеров, с которыми консультировался Маунтбеттен, не предупредил его о вероятных последствиях столь хаотичной подготовки к разделению.
Панкадж Мишра объясняет это тем, что, в отличие от британцев, прежде всего заинтересованных в том, чтобы покинуть колонию, их преемники стремились к тому, чтобы гарантировать себе власть. Лидеры с обеих сторон увидели самый надежный способ добиться этого в форсировании разделения, независимо от рисков для населения. И всё же именно британцы сигнализировали о начале кошмара для независимых Индии и Пакистана, утвердив новые границы. Составивший их Рэдклифф никогда больше не возвращался на субконтинент.
Когда его незадолго до смерти в 1977 году спросили о несостоявшемся визите, он ответил журналисту: «Подозреваю, что обе стороны немедленно застрелили бы меня». Уже через два дня субконтинент погрузился в массовые беспорядки, которые переросли в неконтролируемое насилие. За следующие несколько месяцев около 12 миллионов человек подверглись принудительному переселению. Количество погибших жителей бывшей колонии составило около миллиона.
Одной из косвенных причин насилия стало то, что Маунтбеттен, несмотря на крайне напряженную обстановку в Индии, до последнего не раскрывал новые границы. Многие узнавали, на территории какого из новых государств будут жить, уже после официального дня объявления независимости 15 августа. Из-за этого люди не успевали подготовиться и не имели возможности переехать заранее. Религиозная принадлежность внезапно предопределяла их статус чужаков в городах и поселениях, где часто мирно существовали многие поколения их семей.
На момент своего образования ни одно из государств не имело представления о том, где проходят его границы. Рассуждая о причинах, побудивших Маунтбеттена хранить абсурдную скрытность, историк Стэнли Уолперт заключает , что вице-король не хотел отвлекать внимание или ставить под угрозу срыва процедуру передачи власти от метрополии. Еще одним фактором, предопределившим масштабы насилия, стало недовольство почти всех объектов разделения тем, как формировались границы. Лидеры Конгресса настаивали на том, что многие деревни и населенные пункты, которые британцы отнесли к Пакистану, на самом деле должны были стать частью Индии.
Глава Мусульманской лиги Мухаммад Али Джинна назвал территорию, которую власти выделили под Пакистан «искалеченной, расчлененной и изъеденной молью». Основная причина его недовольства заключалась в том, что в состав мусульманского государства вошли восточная и западная оконечности бывшей колонии, не граничившие между собой и разделенные тысячами километров индийской территории. Пока Маунтбеттен смотрел фильм Боба Хоупа, а его подчиненные из британской администрации спешно проталкивались через толпы, чтобы добраться до железнодорожных станций, на улицах Индии и Пакистана уже начались беспорядки с множеством жертв. Сотрудники вокзалов из шлангов поливали платформы, чтобы смыть кровь.
Мусульмане караулили индуистов, когда те собирались погрузиться на поезда, и нападали на них. По другую сторону границы индуисты делали то же самое с мусульманами. Покидая Лахор, который теперь относился к Пакистану, британцы видели, что вся провинция Пенджаб, где располагался город, охвачена пламенем. Сударшана и ее родные прятались на крыше дома в своем родном городе Шекхупура, где в августе 1947 года мусульмане нападали на «иноверцев».
Через щели в досках девочка видела, как погромщики убили ее дядю и его семью, включая годовалую дочь. Сударшана несколько дней ничего не ела. Вместе с родными она перебегала с места на место по мере того, как нападавшие обыскивали одно здание за другим. Когда их наконец нашли, они и еще около 300 человек прятались на чердаке.
Их вывели на детскую площадку, заваленную трупами людей, многих из которых Сударшана знала. Избежать смерти ей и ее семье удалось лишь по счастливому стечению обстоятельств: в тот момент, когда их собирались казнить, влиятельный активист-сикх Тара Сингх проехал по городу с мегафоном и призвал остановить бессмысленное насилие. Большинство подчинилось. История Кумари далеко не уникальна — в таких же условиях в конце лета и осенью 1947-го пришлось спасаться миллионам жителей разделенного Пенджаба и других регионов.
Однако это не помогло освободившемуся от колониального гнета Великобритании государству стать членом ООН. Родезия была одной из последних колоний, которая обрела независимость. В 1970 году был уже близок момент, когда перестала работать формула «Над Британской империей никогда не заходит солнце». Как это было в Азии Великобритания, будучи длительное время не только владычицей морей, но и, по сути, единственной сверхдержавой, захватила самые лакомые и самые обширные колонии во всех частях света. Не все это великолепие, конечно, удалось удержать к XIX веку. Так, заматеревшие американские колонисты довольно скоро накачали мускулатуру и отвоевали независимость от Лондона. Еще и в помине не было расхожего советского идеологического лозунга «Черный континент просыпается». Однако к концу Второй мировой войны стало понятно, что не за горами демонтаж колониальной системы. И у него есть три мощные объективные причины. Поэтому нейтрализовать центробежные силы дряхлеющей метрополии, которая более не располагала несокрушимой армией, становилось все сложнее и сложнее.
В-вторых, США распространяли на весь сущий мир политику либерализма, который никак не вписывался в отношения метрополии и колоний. И колонии, точнее — сформировавшаяся в них туземная аристократия, начинали помаленьку вынашивать замысел освобождения. В-третьих, Советский Союз распространял иные идеи — социалистического интернационализма. И они также определенными кругами местного истеблишмента воспринимались как путь к социальному счастью. Понимая неизбежность демонтажа, Великобритания предпринимала отчаянные шаги, чтобы не допустить лавинообразного процесса, который мог обернуться катаклизмом. Она старалась последовательно, пошагово отпускать колонии на волю. При этом Лондон понимал, что действовать надо сообща — совместно с Францией и Нидерландами. Именно поэтому в 1945 году, когда освободительное движение в Индонезии достигло критического уровня, Великобритания отправила туда свои войска, чтобы помочь голландцам остановить процесс распада. Предварительно, конечно, с островов были изгнаны японцы, а уж потом английские военные принялись усмирять Сукарно, который провозгласил независимость и даже успел сформировать правительство. Совместные боевые действия с подоспевшими на помощь англичанам голландцами продолжались до 1948 года.
Однако жертвы оказались напрасными: в 1950 году Индонезия стала новым суверенным государством, вступив в ООН. Безрезультатными были и попытки оказать военную помощь Франции в Индокитае. Однако еще раньше здорово полыхнуло у самих англичан — в важнейшей индийской колонии, которая на протяжении столетий считалась ее заокеанской визитной карточкой. Собственно, освободительное движение на Индостане началось еще 20-е годы.
Возглавлявший в то время правительство А. Иден не решился открыто заявить народу своей страны о характере происходивших событий и вынужден был капитулировать вместе с союзниками после угроз со стороны СССР и негативной реакции США. Поэтому завершение распада империи стало лишь вопросом времени. Распад Британской империи растянулся на десятилетия и происходил скорее в форме "размывания", чем "взрыва" или "обвала". Процесс этот имел немалые издержки и жертвы. И все же вовремя принимавшиеся нестандартные решения позволили метрополии избежать более губительных последствий, в том числе на заключительной стадии имперского распада. Доказательством тому может служить история Франции, которая со второй половины 1940 х и до начала 1960 х гг. Но принесенные жертвы не изменили результата - империя распалась. Британцы и французы не без основания полагают, что в большой степени обязаны окончательным распадом своих колониальных систем после второй мировой войны США и СССР. Немалую роль в кризисе обеих империй сыграло идеологическое влияние - либерального эгалитаризма и социалистического интернационализма соответственно. Но влияние супердержав на колониальную периферию прежде всего стало следствием ослабления позиций ведущих европейских стран в экономике и военной сфере. Известный историк П. Однако, освободившись от бремени колониальных забот, страны Западной Европы укрепили свои позиции. Пойдя же по пути интеграции, достигнув устойчивого экономического роста и значительного повышения стандартов жизни, они стали мощным центром притяжения для многих "формальных" и "неформальных" составлявших советской империи. Новые центры притяжения возникли и на южных границах СССР. В то же время экономика самого Союза и советское общество в целом находились уже в состоянии "застоя". Автор ставит в вину или заслугу роль президента Рузвельта в крушении Британской империи: Совещания военных представителей обеих сторон, состоявшиеся в течение дня, повлекли за собой некоторое нарушение идеального единства, которым было отмечено утро. Англичане снова всячески старались убедить нас уделять как можно больше материалов по ленд-лизу Англии и как можно меньше Советскому Союзу. Я не думаю, чтобы ими непосредственно руководили политические мотивы, хотя следует признать, что в сущности их неверие в способность России к сопротивлению носило политический характер. На этих совещаниях и Маршалл, и Кинг, и Арнольд продолжали настаивать на том, что вполне разумно оказывать Советам всяческую возможную помощь. Ведь как бы то ни было, доказывали они, германские армии находятся в России; танки, самолеты, пушки в руках Советов будут нести гибель нацистам, тогда как для Англии ленд-лиз в данное время будет означать лишь наращивание запасов. Кроме того, мы, конечно, не могли забывать и о потребностях собственной обороны, о том, что необходимо для укрепления наших армии и флота. Со своей стороны, адмирал Паунд, генерал Дилл и главный маршал авиации Фримен на все лады доказывали, что, в конечном счете, эти запасы будут более полезными для решающих военных усилий союзников. Они упорно твердили свое, - что военные материалы, передаваемые Советам, неизбежно будут захвачены нацистами, что в интересах самой Америки направлять большую часть материалов в Англию. К счастью, американские представители по-иному понимали интересы самой Америки, а также интересы войны в широком смысле. Я же задавался вопросом, не стремится ли Британская империя к тому, чтобы нацисты и русские уничтожали друг друга, пока Англия будет накапливать силы. Тем временем отец трудился с Самнером Уэллесом над проектом какого-то документа. Тогда мы еще не знали, что это такое; как оказалось, они работали над текстом Атлантической хартии и над письмом к Сталину, в котором выражалась наша общая решимость добиваться совместными усилиями общей победы над гитлеризмом. В тот вечер премьер-министр вновь обедал на «Августе». Этот обед выглядел менее официально; высших военных чинов на нем не было. Присутствовали только отец, премьер-министр, их ближайшие помощники, мой брат и я. Поэтому здесь было гораздо больше возможностей познакомиться с Черчиллем поближе. Он снова был на высоте положения. Его сигары сгорали дотла, коньяк неуклонно убывал. Но это, повидимому, совершенно не сказывалось на нем. Его мысль работала не менее, если не более ясно, а язык стал еще острее. И все же в сравнении с предыдущим вечером разговор протекал по-иному. Тогда Черчилль прерывал свою речь только для того, чтобы выслушать вопросы, которые ему задавали. Теперь и другие прибавляли кое-что в общий котел, и поэтому в котле забурлило, и раза два он чуть не ушел через край. Чувствовалось, что два человека, привыкшие главенствовать, уже померялись силами, уже прощупали друг друга, а теперь готовились бросить друг другу прямой вызов. Нельзя забывать, что в то время Черчилль был руководителем воюющей страны, а отец - только президентом государства, достаточно ясно определившего свою позицию. После обеда Черчилль все еще руководил разговором. Однако перемена уже начинала сказываться. Впервые она резко проявилась в связи с вопросом о Британской империи. Инициатива исходила от отца.
История Британской империи: от ее возникновения до расцвета
- Британская империя, настоящие причины краха величайшей империи
- Непобедимый флот
- Началась война маори в Новой Зеландии
- Непобедимый флот
- БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ ПОСЛЕ 1914
Почему распалась британская империя. Процесс распада британской империи
Однако психологическую неадекватность этого ощущения обнаруживает тот факт, что, прожив несколько лет в таких колониях, англичане, от колониальных чиновников до последних бродяг, чувствовали, попадая назад в Англию, еще больший дискомфорт. Те, кто волей судьбы оказывался перед необходимостью более или менее близко соприкасаться с неевропейцами чего англичане избегали приобретали себе комплекс "аристократов " и тем по существу обращались в маргиналов в английском обществе. Ничего подобного не знает история никакого другого европейского народа. Любая новая территория, где селится англичанин, в его восприятии - "чистая доска ", на которой он творит свой собственный мир по своему вкусу. Это в равной степени относится и к колонизации Америки, и к созданию ИндоБританской империи. Так, "пуритане, несмотря на свои миссионерские претензии рассматривали Америку как свою собственную страну, а ее коренных жителей, как препятствие на пути своего предопределения как американцев.
Будучи пионерами, осваивавшими богатую неразвитую страну, первые американцы верили в свою способность построить общество, отвечающее их желаниям ". Аналогичным образом и "индийская tabula rasa представлялась во всех отношениях в высшей степени подходящей, чтобы устроить там общество на свой собственный манер ". Внешне это восприятие может напоминать "дикое поле " русских, но имеется одно очень существенное различие. Русские осваивают "дикое поле ", вбирают его в себя, не стремясь ни ограничить его, ни устранить встречающиеся на нем препятствия. Русские как бы игнорируют конфликтогенные факторы, связанные с новой территорией, и не прилагают никаких усилий, чтобы устранить их возможное деструктивное действие.
Эти конфликтогенные факторы изначально рассматриваются не как внешние трудности, а как внутренние, от которых не уйдешь, но которые не подлежат планомерному устранению, а могут быть сняты только в более широком контексте деятельности народа. Англичане же, если они не могли избежать самого столкновения с тем, что порождает конфликтность - а сам факт существования туземного населения уже является для англичан конфликтогенным, ведь туземное население так или иначе препятствует реализации собственно английских представлений - то они стремились поставить между собой и местным населением барьер. К чему приводило наличие психологического барьера между англичанами и коренным населением колоний? Эдвард Спайсер в книге "Циклы завоевания " описывает как из "политики изоляции " постепенно развивалась концепция резерваций, воплотившаяся в отношениях с индейцами Северной Америки. Изначально эта концепция выразилась в том, что с рядом индейских племен были подписаны договоры как бы о территориальном разграничении.
Но существенным в этих договорах для англичан было не определение территориальных границ напротив, они изначально игнорировали эти границы , а то, что в результате самого акта подписания договора индейское племя превращалось для англичан в некоего юридического субъекта, через что отношения с ним вводились в строго определенные и ограниченные рамки. Очевидная бессмысленность наделения индейцев статусом юридического лица при том, что никакие права дефакто за ними не признавались, параллельно навязчивым желанием англоамериканцев придерживаться даже в случаях откровенного насилия определенных ритуалов свойственных международным отношениям, указывают на то, что внешний статус индейцев имел в глазах колонистов самостоятельную ценность. Он давал возможность экстериоризировать туземный фактор, отделить его от себя и тем самым получить возможность абстрагироваться от него. Такие сложные психологические комплексы, казалось бы, должны были остановить колонизация. А между тем англичане создали империю значительно более прочную, чем, например, испанцы, хотя последние прикладывали к созданию империи больше сознательных усилий.
Значит ли это, что разгадка - в коммерческих способностях англичан? И действительно, значительная доля справедливости есть в словах, что Британская империя являлась "коммерческой комбинацией, деловым синдикатом ". Но этого объяснения недостаточно, ибо как психологически могли сочетаться эта гипертрофированная самозамкнутость англичан гигантский размах их торговых операций, заставлявший проникать их в самые удаленные части земли и чувствовать там себя полными хозяевами? Кроме того, торговые выгоды получали главным образом жители метрополии, а они, казалось, видели в империи только лишний балласт. Томас Маколей сетовал на то, что англичане вовсе не интересуются Индией и "предмет этот для большинства читателей кажется не только скучным, но и положительно неприятным ".
Пик английской завоевательной политики на Востоке по времени первая половина XIX века совпал с пиком антиимперских настроений в Англии, так что кажется, словно жизнь на Британских островах текла сама по себе, а на Востоке, где основным принципом британской политики уже стала "оборона Индии " - сама по себе. Англичане уже словно бы свыклись с мыслью о неизбежности потери колоний и даже желательности их отпадения, как то проповедовали экономисты Манчестерской школы. Однако с выводами спешить не надо, эта апатия имела и оборотную сторону. Узнав о коварстве и жестокостях полководца У. Хастингса, английское общественное мнение поначалу возмутилось, однако гнев прошел быстро, и Хастингс был оправдан парламентским судом.
Осуждать его англичане не хотели. Я повторяю, это не лицемерие; если бы противоположность идей и чувств осознавалась бы - игра была бы проиграна; залог успеха - бессознательность. В этом смысле показательно высказывание Дж. Фраунда о том, что Британская империя будет существовать даже несмотря на "глупость ее правителей и безразличие ее детей ". Здесь мы имеем дело с выражением противоречивости внутренних установок англичан.
Англичане осваивали весь земной шар, но при этом стремились абстрагироваться от всего, что в нем было неанглийского. Поскольку такой образ действия практически невыполним, колонизация волейневолей связана с установлением определенных отношений и связей с внешним неанглийским миром, то выход состоял в том, чтобы не замечать само наличие этих связей. Для англичан Британских островов это означало не замечать наличие собственной империи. Действовать в ней, жить в ней, но не видеть ее. Так продолжалось до середины XIX века, когда не видеть империю далее было уже невозможно.
Модели народной колонизации в принципе внеидеолоичны. Они связаны с восприятием народом осваиваемого им пространства и отражают психологически комфортный образ действия, свойственный той или иной культуре. Это - модели действия человека в мире, адаптации, в том числе и психологической, человека к миру и адаптирования им внешней среды применительно к своему образу восприятия этой среды. Они могут обретать соответствующее ценностное обоснование постфактум, а могут и вообще без него обходиться. Сложная и многоэтапная "драма ", связанная с освоением новой территории, является реализацией внутрикультурного конфликта и обеспечивает для этноса максимально возможную психологическую комфортность в процессе достижения определенной цели.
Однако в культуре народа должны быть представления, которые обосновывали бы силу экспансии. Англичане могли как бы не замечать империю, но очевидно, что была некая мощная сила, которая толкала их к ее созданию и сохранению. При наличии всех психологических трудностей, которые несла с собой британская колонизация, абсолютно невозможно представить себе, чтобы она имела лишь утилитарные основания. А если так, то мнение о внерелигиозном характере Британской империи ошибочно и вызвано тем, что до XIX века миссионерское движение не было значимым фактором британской имперской экспансии. Приходится только удивляться тому, что все исследователи, за очень редким исключением, отказывали ей в какомлибо идеологическом основании.
Но так ли это? Если миссия была неимоверно затруднена психологически, то это не значит, что ее не хотели. Не мочь не означает не хотеть. И если стимулом к созданию империи было мощной религиозное основание, то ни из чего не следует, что внешне это будет проявляться таким уж прямолинейным образом. Имперские доминанты получали в сознании англичан достаточно причудливое выражение.
Следует ожидать, что и их религиозные основания имеют сложную форму. Очень многие смотрели на Британскую империю как на "торговый синдикат ", но в ее истории не было ни одного периода, по отношению к которому это определение было бы справедливо. Можно лишь сказать, что Британская империя, корме всего прочего была и "торговым синдикатом ". Более корректно было бы говорить о "прирожденном альянсе между религией и торговлей в конце XVI - начале XVII веков, который оказал глубокое влияние на то, что в один прекрасный день было названо Британской империей. Между религией и торговлей существовала тесная связь.
Торговцы и моряки верили, что они являются орудием Проведения. Благочестивые замечания, встречающиеся в вахтенных журналах, удивляют современного читателя как нечто, совершенно не относящееся к делу... Но в XVII веке эти комментарии были выражением настроения эпохи ". Так например, при основании в 1600 году ОстИндийской компании отбором капелланов для нее занимался сам ее глава Томас Смит, известный как человек примерного благочестия. Он обращался в Оксфорд и Кембридж для того, чтобы получить рекомендации.
Кандидаты должны были прочитать испытательную проповедь на заданные слова из Евангелия служащим компании. Эти деловые люди были знатоками проповедей, они обсуждали их со знанием дела не хуже, чем профессиональные доктора богословия. При отборе капелланов имелась ввиду и цель миссии. Необходимость обращения язычников в протестантизм была постоянной темой английских дискуссий о колонизации. Однако, несмотря на значительный интерес общества к вопросам проповеди, в реальности английская миссия была крайне слабой.
Попытаемся понять причину этого, обратившись к истории формирования концепции Британской империи. Важно отметить, что для того, чтобы понять ценностное основание той или иной империи, мы должны обращаться к ее зарождению, к той ценностной доминанте, которая дала ей импульс. На это можно было бы возразить, что этот первоначальный импульс мог восприниматься рядом последующих государственных деятелей как анахронизм. Но новые веяния зачастую грозили фатальным образом разрушить логику имперского строительства. И эта логика сохранялась порой уже не в силу личных ценностных ориентаций конкретных государственных деятелей, а благодаря их "шестому чувству " - ощущению целостности и последовательности имперского строительства.
Что же касается английского понимания слова "империя ", как оно сложилось в начале XVI века, то здесь нас ждут большие неожиданности. Это концепции "страны ", "сообщества ", "империи " и "нации ". Изменение значений слов происходило главным образом в XVI веке. Эти четыре слова стали пониматься как синонимы, приобретя смысл, который, с небольшими изменениями, они сохранили и в последствии и который совершенно отличался от принятого в предшествующую пору. Они стали означать "суверенный народ Англии ".
Соответственно изменилось и значение слова "народ ". Слово "страна " country , первоначальным значением которого было "county " - административная единица, стало синонимом слова "nation " и уже в первой трети XVI века приобрело связь с понятием "patrie ". В словаре Томаса Элиота 1538 год слово "patrie " было переведено как "a countaye ". Слово "commonwealth " в значении "сообщество " стало использоваться в качестве взаимозаменяемого с терминами "country " и "nation ". С понятием нация начинает тесно связываться и понятия "империя ".
В средневековой политической мысли "империя " была тесно связана с королевским достоинством. Понятие "империя " лежала в основе понятия "император ". Император обладал суверенной властью внутри его королевства во всех светских делах. Это значение было радикальным образом изменено в Акте 1533 года, в котором понятие "империя " было распространено и на духовные вопросы и использовано в значении "политическое единство ", "самоуправляющееся государство, свободное от каких бы то ни было чужеземных властителей ", "суверенное национальное государство ". При этом бытие Англии в качестве "нации " было непосредственным образом связано с понятием "представительского управления ".
Представительство английского народа, являющегося "нацией " символическим образом возвышало его положение в качестве элиты, которая имела право и была призвана стать новой аристократией. Здесь для нас чрезвычайно важно сделать следующие замечания. При этом, поскольку понятия "нация ", "сообщество ", "империя " являются в этот период фактически синонимичными, но "представительское управление " как "способ действия " следует рассматривать как присущий им всем. В этот же ряд понятий следует ввести и "англиканскую церковь ". Ей так же присущ атрибут "представительское управление " - что выразилось в специфике миссионерской практики англичан.
Причем данный способ действия в сознании англичан приводит к возвышению над всем окружающим миром и логически перерастает в атрибут "образа мы ". На раннем этапе он трактовался как религиозное превосходство, затем как одновременно превосходство имперское "лучшая в мире система управления народами " и национальное. Затем он стал пониматься как превосходство социальное. Но каждый из этих случаев более сложен, чем это кажется на первый взгляд. Так и знаменитый британский национализм, поражавший всю Европу, в действительности далеко отстоял от того, что обычно понимают под этим понятием, которое было очень сложным психологическим комплексом.
В XVI веке тесно закрепляется связь протестантской веры с Англией, и как с суверенным политическим союзом, и как с империей. В "Законах церковной политики " Ричарда Хюкера читаем: "Каждый, кто является членом общества commonwealth , является членом англиканской церкви ". В 1559 году будущий епископ Лондонский Джин Эйомер провозгласил, что Бог - англичанин и призвал своих соотечественников семь раз в день благодарить Его, что они родились англичанами, а не итальянцами, французами или немцами. Джон Фокс писал в "Книге мучеников ", что быть англичанином означает быть истинным христианином: английский народ избранный, выделенный среди других народов, предпочитаемый Богом. Сила и слава Англии необходима для Царствия Божия.
Триумф Протестантизма был национальным триумфом. Идентификация Реформации с "английскостью " вела к провозглашению Рима национальным врагом и исключением католиков из английской нации. Епископ Латимер первым заговорил о "Боге Англии ", а архиепископ Краимер связал вопросы вероучения с проблемой национальной независимости Англии и ее национальных интересов. Итак, национализм того времени определялся не в этнических категориях. Он определялся в терминах религиознополитических.
Он был связан с идеями самоуправления и протестантизма. Эти два последних понятия также были непосредственным образом связаны с понятием "империя ", то есть самоуправления в религиозных вопросах. Таким образом мы видим, что британская империя имела религиозную подоплеку, сравнимую по своей интенсивности с Российской империей. Действительно, та центральная идея, лежащая в основании любой империи всегда имеет религиозное происхождение, и, каким бы образом она ни проявлялся внешне, она может быть выражен словами пророка Исайи: "С нами Бог, разумейте, народы, и покоряйтесь, потому что с нами Бог " Исайя, 7, 1819. Другое дело, что иногда с течением времени это основание забывается, а те следствия, которые из него вытекают воспринимаются как самостоятельные феномены.
Необходимо понять, в какие комплексы могут вылиться изначальные религиозноценностные основания, распознать их в исторической действительности иного времени и понять, какое влияние данные комплексы оказывают на действие народа в последующие эпохи. После того, что мы сказали о религиозных комплексах англичан, легко понять, почему проповедь протестантизма в его английском варианте была затруднена. Ведь английский протестантизм был тесно переплетен с понятием "нация ", "национальная церковь ". Британская империя несла с собой идею самоуправляющейся нации. Именно поэтому, очевидно, английские купцы, националисты и меркантилисты, проявляли значительную осведомленность в вопросах теологии.
Однако только в XIX веке появились идеи, позволяющие распространять понятие национальной церкви на другие народы. Был провозглашен отказ от "эклесиоцентризма ", то есть от установления по всему миру "институциональных церквей западного типа ". Венн и Р. Андерсон разработали концепцию самоуправляющейся церкви. Идея состояла в необходимости отдельной автономной структуры для каждой туземной церковной организации.
Одна из основных целей миссионерской активности должна быть определена в терминах "взращиваемой церкви ". Однако эта стратегия подразумевала по сути "выращивание " скорее нации, чем церкви, что создавало, в свою очередь, новые проблемы. Последнее обстоятельство должно было вызвать определенный перенос понятий и акцентов. Действительно, именно в это время в сознании англичан все более отчетливо проявляется представление, что они всюду несут с собой идею свободного управления и представительских органов ", что в целом коррелировало с концепцией самоуправляющейся церкви. Однако в это время наблюдается рост расистских установок, чего почти не было раньше.
Так слово "ниггер " стало употребляться в отношении индийцев только с 40-х годов XIX века. Английский историк, утверждая, что англичане в Индии не "индизировались ", уточняет, " в отличии от первых завоевателей ". Действительно, стремление передать свои ценности другим народам подразумевало психологический контакт с ними. Но тут же давал ощущать себя психологический барьер. А вслед за ним возникало ощущение, что "вестернизация - опасное занятие.
Возможно, неевропейцы вовсе не были потенциальными английскими джентльменами, которые лишь подзадержались в своем развитии, а расой чуждой по самому своему существу ". Целью действия ценностной доминантой было провозглашено то, что до сих пор было условием действия, атрибутом человека, без чего человек просто не был полноценным человеком. Перенесение данной парадигмы в разряд целей вело к ее размыванию и угрожало самой парадигме империи в сознании англичан. Признание новых целей не могло произойти безболезненно, оно требовало изменения "образа мы ". Поэтому, данная цель одновременно и декларировалась, и отвергалась в качестве цели практической.
Джон Морли, статссекретарь по делам Индии, заявил в 1908 году: "Если бы мое существование в качестве официального лица и даже телесно было продолжено судьбою в 20 раз более того, что в действительности возможно, то и в конце столь долгого своего поприща я стал бы утверждать, что парламентская система Индии совсем не та цель, которую я имею в виду ". Выходом из психологического тупика оказывается формирование идеологии Нового Империализма, основанием которой стала идея нации. В ней атрибут "представительского самоуправления " относится только к англичанам, которые и признавались людьми по преимуществу до сих пор такой прямолинейности не было. Британский национализм в качестве идеологии развился как реакция на извечные психологические комплексы англичан в качестве колонизаторов. Создание Великой Британской империи в Азии стало восприниматься как романтический подвиг мужества, а не как деловое предприятие.
В своем выступлении в Кристальном дворце 24 июня 1872 года Бенжамин Дизраэли сказал: "Англичане гордятся своей огромной страной и желают достигнуть еще большего ее увеличения; англичане принадлежат к имперской стране и желают создать империю ". Дизраэли сказал то, что было уже и до него, он просто констатировал факт. Рефлексией же середины XIX века по поводу этого, очевидно имевшего места факта, являются работы Ч. Дилька, Дж. Фраунда, Дж.
Сили, в которых излагается история Британской империи и описывается ее география таким образом, что оказывается - слово сказано. Создается нечто среднее между историей империи и легендой об империи. С этого момента империя была осознана как целостность и данность. Именно в это время на Британских островах "империализм становится окончательно философией истории " и для кого-то превращается в настоящий культ. Параллельно с этим процессом шел другой, который начался не на Британских островах, а с Британской Индии.
Там возникла идеология "бремени белого человека ", сыгравшая важнейшую роль в модификации английской этнической картины мира. В Индии развивался своего рода культ "воинственной энергии, суровой и по отношению к себе, и по отношению к другим, ищущей красоту в храбрости справедливость лишь в силе ". Для создателей Британской Индии империя была средством нравственного самовоспитания. Этот тип человека воспевался и романтизировался в имперской литературе. Индия виделась "раем для мужественных людей ", стоически переносящих все трудности и опасности.
С идеологией "бремени белого человека " была связана, с одной стороны, доктрина о цивилизаторской миссии англичан, их призвании насаждать по всему миру искусство свободного управления и в этом своем срезе данная идеология приближается к имперской целиценности , а с другой - верой в генетическое превосходство британской расы, что вело к примитивному национализму. Причем эти две составляющие были порой так тесно переплетены, что между ними не было как бы никакой грани, они плавно переливались одна в другую. Их противоположность скорее была понятна в теории, чем видна на практике. Воплощением слитых воедино противоречий явилась фигура Сесиля Родса, деятеля уже Африканской империи и друга Р. Для него смысл Британской империи состоял в том благодеянии, которое она оказывает человечеству, обращая народы к цивилизации, однако непоколебимо было и его убеждение, что англичане должны извлечь из этого обстоятельства всю возможную пользу для себя.
Родсу принадлежит знаменитая фраза: "Чистая филантропия - очень хороша, но филантропия плюс пять процентов годовых еще лучше ". Философские взгляды С. Родса так описываются в одной из его биографий: если существует Бог, то в истории должны быть Божественные цели. Ими является, вероятнее всего, эволюция человека в сторону создания более совершенного типа людей. Поскольку, Родс считал, что порода людей, имеющая наилучшие шансы в эволюции, - это англосаксонская раса, то делал заключение, что для служения Божественной цели следует стремиться к утверждению господства англосаксонской расы.
Если так мог всерьез считать Родс, то и слова лорда Розбери о том, что Британская империя является "величайшим мировым агентством добра, которое когдалибо видел свет " не следует считать обычным лицемерием. Идеология "бремени белого человека " фактически примеряла различные составляющие английского имперского комплекса: национальное превосходство, самоотверженное служение религиозной идее, насаждение по всему миру искусства свободного самоуправления и романтика покорения мира. Это новая интерпретация имперской идеологии, где вновь религиозная, национальная, имперская и социальная составляющая выступают в единстве. Парадигма же "представительского самоуправления " вновь занимает место не ценности - "цели действия " целью действия теперь является втягивание мира в английскую орбиту , а "способом действия ", а именно, способом покорения мира. Эта идеологема находит свое выражение в мандатной системе примененной на практике после Первой Мировой войны.
Ко второй половине XIX века в Британской империи наблюдался переход от непрямого сохраняющего значительные элементы автономии управления колониями к прямому централизованному управлению. Но уже к началу XX века доминирующим принципом Британской имперской практики становится протекторатное правление. Это было серьезной модификацией английской картины мира. Но как английская колонизация и британская имперская идеологии связанны друг с другом? Кажется, что жизнь колоний течет сама по себе, а идеология является не более, чем головным измышлением.
Однако, если присмотреться внимательнее, то корреляция окажется достаточно прочной. Попытаемся дать описание "образа мы " в картине мира англичан, которое вписывалось бы и в модель английской народной колонизации, и согласовывалось бы с различными интерпретациями Британской империи, являвшейся существенным фрагментом английской картины мира в целом. Итак, основным субъектом действия в английской модели колонизации является некое "общество ", "сообщество " все равно, религиозное или торговое. Каждое из них так или иначе воспринимало религиозноценностные основания Британской империи и к торговым сообществам, как мы видели, это относится в полной мере. Но поскольку в британской идеологеме империи понятия "сообщество " и "империя " синонимичны, то - в данном контексте - сами эти сообщества превращались в миниимперии.
Не случайно ОстИндийскую компанию называли "государством в государстве ", не случайно лорд Керзон называл Индию империей в империи. Каждое "сообщество ", которое в конечном счете складывалось не в силу какихлибо исторических причин, а потому, что такой способ действия для англичан наиболее комфортен таков "образ коллектива " в картине мира англичан , и каждое из них все более замыкалось в себе, абстрагируясь как от туземного населения, так и от метрополии. И каждое из них тем или иным образом проигрывало внутри себя альтернативу "сообщество - империя ". Оно отталкивалось от идеологемы "сообщество ", "привилегированное аристократическое сообщество ", "сообщество белых людей " и переходило к понятию "империи аристократов ". Создавалась структура взаимосвязанных миниимперий.
Единство этой структуры вплоть до конца XIX века практически выпадало из сознания англичан, оно не было принципиально важным. Субъектом действия были "миниимперии " будь то сельскохозяйственные поселения, торговые фактории или, позднее, миссионерские центры , и их подспудное идеологическое обоснование обеспечивало их мобильность, а, следовательно, силу английской экспансии. Между этими "миниимпериями " и "центром ", именовавшим себя Британской империей, существовало постоянное непреодолимое противоречие: "центр " стремился привести свои колонии "миниимперии " к "единому знаменателю ", а колонии, самодостаточные по своему внутреннему ощущению противились унификации, восставали против центра, отделялись от метрополии юридически. Впрочем, хотя отделение Соединенных Штатов вызвало в Британии значительный шок и появление антиимперский идеологии "малой Англии ", но это ни на миг не снизило темпов реального имперского строительства, в результате чего сложилась так называемая "вторая империя ". Сама по себе колониальная система, структура "миниимперий " имела посуществу только пропагандистское значение.
В известном смысле прав русский геополитик И. Вернадский, который писал о Британской империи, что, "по своему внутреннему устройству и по характеру своего народа эта страна может легко обойтись без той или другой колонии, из которых ни одна не сплочена с нею в одно целое, и каждая живет своей особенной жизнью. Состав британских владений есть скорее агрегат многих политических тел, нежели одна неразрывная целостность. Оторвите каждое из них и метрополия будет существовать едва ли не с прежней силой. С течением времени она даже приобретет новые владения и старая потеря почти не будет для нее заметна.
В России невозможно представить себе даже саму мысль о восстании русского населения какойлибо окраины против центра. Русская колонизация ведет к расширению российской государственной территории: русская колония, образуясь вне пределов российской территории, стимулировала подвижки границы.
Наиболее важными и выгодными колониями стали земли Вест-Индии. Однако, этому предшествовало несколько неудачных попыток захвата территорий. Англичане были сосредоточены на поиске драгоценных камней и золота. Чуть позже был сделан акцент на выращивание сахарного тростника, сбор специй и другое. Чтобы защитить свои доходы, Британия приняла закон о том, что в колониях могли торговать только английские купцы.
Первое поселение на территории Северной Америки было организовано в 1607 году, а колония Виргиния образовалась в 1624 году. Здесь занялись выращиванием табака и других сельскохозяйственных культур. Религиозные меньшинства стали перебираться в Северную Америку, создавая свои поселения. Стоит отметить, что колонии здесь были менее финансово успешными. Большие доходы формировались только за счет торговли с индейцами.
Индийский национальный конгресс в 1906 выдвинул требование самоуправления для Индии. Однако английские власти жестоко подавили антиколониальные выступления. Правительства доминионов стали привлекаться к обсуждению вопросов внешней политики и обороны Британской империи на имперских конференциях. Капиталисты доминионов вместе с английскими капиталистами участвовали в эксплуатации колониальной части Британской империи. В конце 19 - начале 20 вв. Вступление Великобритании в войну автоматически повлекло участие в ней и доминионов. Господство Великобритании фактически распространялось также на Египет пл. Я мировая война нарушила сложившиеся хозяйственные связи в Британской империи. Это способствовало ускоренному экономическому развитию доминионов. Великобритания вынуждена была признать их права на ведение самостоятельной внешней политики. Первым выступлением доминионов и Индии на мировой арене было их участие в подписании Версальского мирного договора 1919. В качестве самостоятельных членов доминионы вступили в Лигу Наций. В результате 1-й мировой войны произошло расширение Британской империи. Империалисты Великобритании и доминионов захватили у своих соперников ряд владений. Английский империализм расширил свои позиции в районе Ближнего и Среднего Востока. Многие государства этого района, формально не входившие в состав Британской империи например, государства Аравийского полуострова , на деле являлись полуколониями Великобритании. Под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции в колониальных и зависимых странах началось мощное национально-освободительное движение. Развернулся кризис Британской империи, ставший проявлением общего кризиса капитализма. В 1918-22, 1928-33 происходили массовые антиколониальные выступления в Индии. Борьба афганского народа вынудила Великобританию в 1919 г.
К 1965 году Британия утратила былую хватку, однако, последствия империализма были ужасающими. Коррумпированные африканские "силовики" пришли к власти, несмотря на то, что социальные нужды народа игнорировались, а экономическая зависимость от Запада в сочетании с политической коррупцией приводили лишь к искалеченным попыткам диверсий. Даже сегодня Африка — это наименее развитый регион в мире, страдающий от бедности и недоедания. Идея о том, что европейцы хотели "цивилизовать" Африку была полной ложью, чтобы оправдать эксплуатацию континента. Политика умиротворения В марте 1935 года Гитлер учредил общий призыв на военную службу, и объявил положения о разоружении "неравного" Версальского Договора недействительными. Некоторые европейские лидеры поняли о наступлении опасности и предостерегали от его будущих агрессивных действий. Однако, единый фронт против Гитлера быстро рухнул. Великобритания первая приняла политику "умиротворения" Гитлера, предоставив ему все, что он хотел, чтобы избежать войны. Однако, как позже выяснилось, Гитлер уже все решил, и 1 сентября 1939 года немецкие войска вторглись в Польшу, а Англия и Франция, наконец, объявили войну Германии. Началась вторая мировая война, и теперь в ближайшие шесть лет более пятидесяти миллионов человек потеряют свои жизни. Эпоха промышленной революции Промышленная революция в Англии Промышленная революция началась в Англии в 1780-х годах, а начала влиять на континентальную Европу и остальной мир после 1815 года. Это событие глубоко изменило образ человеческого мышления. Владельцы заводов стали очень богатыми в ходе промышленной революции, в то время как рабочие жили в чудовищной нищете. Вокруг заводов вырастали города, зачастую очень быстро и без надлежащего градостроительства. Это говорило о том, что были проблемы с канализацией, водопроводом и системами санитарии. По иронии судьбы первые трущобы появились в Великобритании, где переполненные и грязные поселения были рассадниками заболеваний, таких как холера. Работа на заводах была трудной и опасной, а продолжительность 12-16 часов в сутки. На протяжении 20 века, во многом благодаря новой системе мира, созданной промышленной революцией, население планеты вырастет до невероятных размеров к началу 21 века нас было шесть миллиардов, сейчас уже семь. Таким образом, за один век произошел четырехкратный прирост населения. Это легло тяжелым бременем на имеющиеся на Земле ресурсы. Высвобождение ископаемого топлива в атмосферу поставило человечество в условия титанической борьбы с изменениями климата, глобальным потеплением и угрозой различных природных аномалий.
Расцвет и падение крупнейших империй в анимированных картах
Since 1450, the British Empire has expanded across several continents, only to shrink back to where it started. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. ИМПЕРСКИЙ ПУТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ И УПАДКА АНГЛИИ В XX-XXI ВЕКАХ».