На какой день приходится Рождество Христово в 2023 году, история и традиции праздника, как отмечают и как поздравлять с Рождеством. Рождество празднуют 7 января около 260 миллионов человек во всем мире: не только в России и Белоруссии, но и в Греции, Сербии, в общинах Эфиопии, Египта и других стран. Празднование Нового года в России имеет весьма непростую историю. Рождество в России и на Западе. Что такое Рождество Христово, когда его празднуют в России. История праздника, как его празднуют, традиции.
Что такое Рождество Христово и как правильно отметить этот православный праздник. Простыми словами
Обычай украшать елку на Рождество пришел в Россию в первую очередь в дворянские дома, во второй половине 19-го века. А уже в самом конце 19-го века появились в столичных российских городах многочисленные елочные базары. Празднование Нового года в России имеет весьма непростую историю. Рождество, история и традиции Уже много лет огромное количество людей разных стран ждет это праздник, как один из самых дорогих и любимых. Рождество Христово – это второй, по значимости, праздник в православном календаре. 7 января 2024 года в России отмечают праздник Рождества Христова, день появления на свет Спасителя.
Новости дня
- Рождество Христово в 2024 году: суть, история и традиции праздника — 04.01.2024 — Статьи на РЕН ТВ
- История Рождества: православный священник разоблачает мифы / «Реальное время Live»
- Рождество Христово 2025 в России
- Рождество в России
- Колядование
- Что принято дарить на Рождество Христово
Рождество в Царской России
Разворачивать надо было постепенно, передавая подарок тому, чье имя значилось на очередной обертке. После всенощной свечи на елке зажигали для детей, но ненадолго. Детские праздники устраивались уже на второй и третий день. Часто это был только бумажный головной убор чепчик, шляпка, треуголка, жокейский картуз. Меняться костюмами не полагалось. Подарки дарились не только детям.
Канун Рождества и Святки считались днями особой благотворительности и участливости по отношению к тем, кто лишен по каким-либо причинам возможности быть причастным к празднеству.
На столе стояла рождественская свеча, а под столом лежало сено, в память о месте, в котором лежал младенец. Одно место за столом оставалось свободным, это означало, что семья готова принять Христа. Рождественский пост Рождественский пост длится 40 дней, его основу составляют зерновые культуры, он менее строгий, чем Великий пост перед Пасхой. В эти дни исключаются яйца, мясо, сыр, молочные продукты. Разрешается рыба по вторникам и четвергам, субботам и воскресеньям.
Недочётом со стороны православной церкви является то, что в новогоднюю ночь, когда принято накрывать богатый стол, верующие, соблюдающие рождественский пост, должны довольствоваться постными блюдами. Сочельник — обычаи и нравы День накануне празднества Рождества Христова называют рождественским Сочельником. Любите ли вы Рождество? ДаНет В Сочельник полагалось поститься весь день, готовить праздничные угощения и приводить в порядок одежду. Церковь в эти дни вспоминает страдания спасителя, взявшего на себя все грехи человечества, и его смерть на кресте. Считалось, что нельзя встречать Рождество в чёрной одежде.
Святки и колядки Период святок начинается в канун Рождества с появлением первой звезды и длится до крещенского освещения воды. В эти дни проводились святочные обряды, в основном это гадания на будущее. Ещё до принятия христианства в эти дни отмечался древний праздник солнцеворота, когда солнце умирает и постепенно возрождается.
Первой его колыбелью стали ясли — кормушка для овец. В момент рождения в небе засияла Вифлеемская звезда, которая и оповестила людей о приходе Спасителя. Главная традиция Рождества — это торжественная ночная служба в храме. Она заряжает положительной энергией и позволяет встретить праздник с чистой душой и сердцем. Только после службы заканчивается Рождественский пост и православные приступают к праздничной трапезе. Рождество Христово — это прежде всего семейный праздник, день мира и милосердия.
Поэтому и провести его нужно соответствующим образом. В этот день нужно собрать дома близких людей, и вкусно накормить их. В некоторых странах есть чисто рождественские блюда — индейка или карп в сметане.
По счету кондитера Петра Прядина в 1880 г. Елочные подарки включали в себя: «сюрпризы французские» 95 шт. Кроме этого, за границу отправили великим князьям Сергею и Павлу Александровичам сюрпризы и конфеты. От стандартного «подарочного рождественского набора» отличался только подарок Александру II, ему в «комплект» включили ящичек абрикосов «пат де абрикос» одна коробка за 3 руб. Таким образом, в 1880 г. Великим князьям добавлен чернослив.
Все подарки обошлись в 972 руб. Как мы видим, по сегодняшним стандартам, подарок очень скромный, прямо-таки сиротский, но «базовый комплект», конечно, дополнялся и личными подарками членов императорской семьи. Следует отметить, что с началом «террористической охоты» на Александра II никто из членов императорской семьи не мог позволить себе ходить по магазинам, лично выбирая подарки. Образцы подарков присылались в Зимний дворец поставщиками Императорского двора, и именно из них отбирались личные подарки. В этот же день в Белом зале состоялась и семейная елка со всеми традиционными подарками. На следующий день семья отправилась в Аничков дворец, где были обед и елка «у Саши для детей». Их подняли в 7 часов утра. После завтрака юноши готовились к лотерее и наклеивали билетики на книги. Затем они посетили отца и в 11 часов пошли к литургии.
На 6 часов вечера назначена елка у наследника-цесаревича. До нее великие князья готовили уроки и обедали с родителями. После елки на половине цесаревича в 8 часов вечера вся семья собралась ко всенощной, та продолжалась два часа. После этого Александр и Владимир побыли «с час времени» у родителей и «спать легли около четверти двенадцатого». Перед сном к сыновьям зашел Александр II. Таким образом, никто не ждал полуночи, традиция новогодних курантов появилась много позже. Воспитатель царских детей адмирал Д. Арсеньев особо отметил в дневнике 1873 г. Императрица Мария Александровна Единственное, что выделяло этот день из череды других дней, был семейный обед всех детей с родителями.
День завершался всенощной, на ней императорская чета не присутствовала. Новый год не встречали, но в дневниковых записях нескольких поколений Романовых четко отслеживается традиция, характерная для самых разных людей, коротко подводить итоги уходящего года. Как правило, это делалось в нескольких словах. Например, 31 декабря 1873 г. В этот день служилась обедня в парадных туалетах, приносились поздравления, наносились обязательные визиты. Сверчков Н. Александр и Владимир встали также в 7 часов. В 8 часов они пошли на половину старшего брата-наследника пить чай. К половине десятого великие князья собрались в приемной у Александра II в полной парадной форме и с Андреевскими цепями.
После семейного завтрака братья отправились делать визиты. Один из младших братьев цесаревича записал в дневнике: «По обыкновению, вся семья собралась утром поздравлять Папа…. Завтракали en famille. Таскался целый день с визитами, ужасно много, голова болит, спать хочется». Около половины 11 они приехали домой и стали одеваться в церковь. Обедня и выход окончились в час. Позавтракав у родителей, Александр и Владимир вернулись домой, а затем опять поехали делать визиты. Они заехали ко всем членам Императорской фамилии и, кроме того, к военному министру, генерал-губернатору, генералу Плаутину, графу Строганову и графу Перовскому. Домой вернулись в три часа.
Остальное время до обеда великие князья читали. В этот день молодые люди обедали у родителей, а в шесть часов пришли к себе и сели читать. В 7 часов великие князья переоделись, чтоб ехать в Большой театр. После спектакля они приехали домой «в исходе 11 часа». Там во дворце обычно ставили 8 — 10 елок в Желтой и Малиновой гостиных. Романова Мария Федоровна К Всенощной обычно съезжалась вся царская семья. Готовиться начинали заранее: выбирали подарки для гостей, отбирали фарфоровые и стеклянные вещи для лотереи и подарков. Надо заметить, что при Александре III ситуация с практикой подбора подарков изменилась. Волна терроризма в России на рубеже 1870—1880-х гг.
Поэтому образцы подарков присылались магазинами во дворец, а уже из них отбирались собственно подарки. Проблема заключалась в том, что эти образцы из года в год повторялись, поэтому дети старались смастерить что-нибудь сами. Так, однажды маленькая великая княжна Ольга Александровна подарила отцу мягкие красные туфли, вышитые белыми крестиками. Ей было так приятно видеть их на нем. Изменился и сам характер подарков. Так, подарок Марии Федоровны своему мужу в декабре 1881 г. Можно назвать это «хорошим мужским подарком», а можно его воспринять как намек на террористическую угрозу, она в полной мере сохраняла свою реальность в конце 1881 г. Примечательно, что своим мальчикам — Николаю и Георгию — императрица подарила по хорошему английскому ножу, вполне сопоставимых по цене с револьвером. Кто не приезжал в сочельник, появлялись утром к литургии и праздничному завтраку в Арсенальном зале, на который приглашались лица по списку.
Хотя из года в год процедура Рождества повторялась, но от этого она не становилась менее радостной не только для детей, но и для взрослых. Сестра Николая II вспоминала, как отец, император Александр III, звонил в колокольчик, и все, забыв про этикет и всякую чинность, бросались к дверям банкетного зала. Двери распахивались, и «мы оказывались в волшебном царстве». Весь зал был уставлен рождественскими елками, сверкающими разноцветными свечами и увешанными позолоченными и посеребренными фруктами и елочными украшениями. Шесть елок предназначались для семьи и гораздо больше — для родственников и придворного штата. Возле каждой елки ставили маленький столик, покрытый белой скатертью и заваленный подарками. Младший брат Николая II Михаил писал в дневнике, что накануне Рождества он «валялся в кровати и думал о елке». Вскоре праздник заканчивался, и елки, простоявшие во дворце три дня, убирали. Снимали украшения с елок дети: «Все изящные, похожие на тюльпаны подсвечники и великолепные украшения, многие из которых были изготовлены Боленом и Пето, раздавались слугам.
До чего же они были счастливы, до чего же счастливы были и мы, доставив им такую радость! При Александре III было положено начало традиции посещения других многочисленных елок членами Императорской фамилии. Так, ежегодно 25 декабря после фамильного завтрака ехали с детьми и великими князьями в манеж Кирасирского полка на елку для нижних чинов Собственного Его Величества конвоя, Сводно-гвардейского батальона и Дворцовой полиции. На следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки. Для офицеров праздник устраивался 26 декабря в Арсенальном зале Гатчинского дворца. Напротив бильярда стояла елка и стол с подарками, после раздачи даров, всех угощали чаем. Александр III считал своим долгом разделить рождественские праздники с людьми, обеспечивавшими его личную безопасность. Собственно, календарный Новый год 31 декабря в царской семье отмечался только молебном, поскольку для людей того времени это был обычный календарный рубеж, не имевший ничего общего с рождественскими чудесами.
С началом нового царствования все традиции, впитанные Николаем II с детства, воспроизводились при императорском дворе вплоть до 1917 года. Спальная комната Николая Второго Конечно, из череды обязательных праздничных мероприятий старались выделить время и для семейной елки. Все повторялось из года в год. Многочисленные елки для охраны, с родственниками, домашние, в которых стали принимать участие и дети. Для них, кстати, устраивались отдельные елки. А в 1906 году Николай II записал: «В новой комнате Аликс была наша собственная елка с массой прекрасных взаимных подарков». Следует также отметить, что и в праздники работа для царя не останавливалась. Например, 31 декабря 1905 года рабочий день императора включал в себя: смотр лейб-гвардии Казачьего полка с 10 часов 30 мин. Поскольку день был насыщенный, он в своем дневнике отметил: «Гулял очень мало».
Потом в 16. После обеда царь, стараясь закончить нескончаемые дела, «занимался усиленно» до 23 часов 30 мин. И только затем семья «пошла к молебну». И так повторялось из года в год. В декабре 1895 г. Затем 25 декабря: «В 3 ч.
Дата празднования Рождества в России: в ночь на 7 или 8 января?
В России рождественский рассказ был все еще настолько непривычен, что поэт Алексей Хомяков в своем переводе 1844 года назвал "Рождественскую песнь" Диккенса "Светлым Воскресением", отнеся время ее действия не к Рождеству, а к Пасхе». История праздника Рождества Христова. В Новом Завете подробно описана история рождения Иисуса Христа. Традиционно рождественские блюда делились на две категории – еда в Сочельник и еда в само Рождество. 24 декабря обычно подавались постные блюда.
История Рождества: древние традиции, которые почитают в России
Николай Карамзин считал, что Коляда у славян был богом пиршеств и мира. В словаре Даля сказано, что это слово происходит от латинского calendae январь 1 — 6. Некоторые исследователи считают, что коляда происходит от санскритского «Kala» — созывать. В Х веке Русь приняла крещение. Как же поступить с языческими праздниками? В Западной Европе в этом смысле было проще: Церковь обращалась к государственной власти и та силой подавляла пережитки язычества. В России было по-другому. Церковь сама боролась с язычеством и, отнюдь не силовыми методами. Каким же образом? Она старалась наполнить старую форму новым содержанием. Говоря о разнице мировоззрения Востока и Запада, Василий Розанов очень точно подметил, что на Западе средства спасения, употребляемые Церковью в отношении к заблуждающимся, по ее мнению, людям, носят характер причинный, отгоняющий от заблуждения.
На Востоке же — характер целесообразный, привлекающий к истине.
В словаре Даля сказано, что это слово происходит от латинского calendae январь 1 — 6. Некоторые исследователи считают, что коляда происходит от санскритского «Kala» — созывать. В Х веке Русь приняла крещение.
Как же поступить с языческими праздниками? В Западной Европе в этом смысле было проще: Церковь обращалась к государственной власти и та силой подавляла пережитки язычества. В России было по-другому. Церковь сама боролась с язычеством и, отнюдь не силовыми методами.
Каким же образом? Она старалась наполнить старую форму новым содержанием. Говоря о разнице мировоззрения Востока и Запада, Василий Розанов очень точно подметил, что на Западе средства спасения, употребляемые Церковью в отношении к заблуждающимся, по ее мнению, людям, носят характер причинный, отгоняющий от заблуждения. На Востоке же — характер целесообразный, привлекающий к истине.
Именно поэтому Церковь никогда не давила на сознание людей внешней силой и не отменяла святки.
Мы поднялись по меньшей мере футов на 80 по лестнице и здесь наверху увидели увитую зелёной хвоей прелестную беседку, от которой до самой земли тянулась ледяная дорожка, обсаженная деревьями. Гору полили водой, которая моментально замерзла, превратившись в совершенно гладкий лёд.
Ну, хорошо, давайте ещё раз поднимемся в беседку и усядемся в кресло с каким-нибудь компаньоном. У кресла вместо ножек полозья. Человек на коньках, стоящий сзади, толкает высокие сани и, направляя их, катится вместе с вами.
Вы стремительно несётесь вниз, и, пока гора не кончится, остановиться невозможно. Мне кажется, ощущение при этом такое, будто летишь по воздуху как птица. По тому, что я спускалась семь раз, вы можете понять, насколько мне понравилось катание с ледяных гор».
Главная Церковь Зимнего Дворца Появление именно рождественской елки в России датируется первой четвертью XIX века, когда жена великого князя Николая Павловича, в будущем императрица Александра Федоровна, постепенно вводит этот обычай при Императорском Дворе. Постепенно этот обычай распространяется сначала среди аристократии Петербурга, а затем и среди горожан. Как правило, накануне Рождества в сочельник после всенощной у императрицы Александры Федоровны устраивалась елка для ее детей, и вся свита приглашалась на этот семейный праздник.
При этом у каждого из членов семьи имелась своя елка, рядом с которой стоял стол для приготовленных подарков. А поскольку детей и племянников было много, то в парадных залах Зимнего дворца ставилось до десятка небольших елочек. Надо заметить, что детские подарки выглядели довольно скромно.
Как правило, это были различные игрушки и сладости с обязательными «конфектами». Мемуаристы зафиксировали, что Николай I лично посещал магазины, выбирая рождественские подарки каждому из своих близких. Елки ставились обычно в покоях императрицы и ближайших залах — Концертном и Ротонде.
После всенощной перед закрытыми дверями, вспоминает современник «боролись и толкались все дети между собой, царские включительно, кто первый попадет в заветный зал. Императрица уходила вперед, чтобы осмотреть еще раз все столы, а у нас так и бились сердца радостью и любопытством ожидания. Вдруг слышался звонок, двери растворялись, и мы вбегали с шумом и гамом в освещенный тысячью свечами зал.
Императрица сама каждого подводила к назначенному столу и давала подарки. Можно себе представить, сколько радости, удовольствия и благодарности изливалось в эту минуту». Отец подарил 13-летнему наследнику-цесаревичу бюст Петра I, ружье, саблю, ящик с пистолетами, вицмундир Кавалергардского полка, фарфоровые тарелки и чашки с изображением различных частей русской армии и книги на французском языке.
Примечательно, что дети сами приобретали рождественские подарки для родителей на свои карманные деньги. Описывая рождественскую елку в декабре 1837 г. Кстати, «зажженные елки» представляли собой определенную опасность для огромного дворца, поскольку на них зажигали свечи.
И поэтому когда в декабре 1837. И рассказывая об этом эпизоде, Ольга Николаевна обронила, что император «всегда был против елок». Виды залов Зимнего дворца.
Зимний сад императрицы Александры Федоровны Однако традиция уже сложилась, и «пожароопасные» рождественские елки, так радовавшие детей, продолжали проводиться. А рождественские подарки вспоминались спустя долгое время после самого Рождества. Так, в июле 1838 г.
Николай I в письме к сыну Николаю упомянул: «Надеюсь, что мои безделки на Рождество тебя позабавили; кажется, статуйка молящегося ребенка мила: это ангел, который за тебя молится, как за своего товарища». При последующих российских императорах традиция рождественских елок становится непременным атрибутом новогодних праздников. Гау Эдуард Петрович.
Вид Ротонды в Зимнем дворце,где устанавливалась елка. Виды залов Малого Эрмитажа. Романовская галерея Виды залов Зимнего дворца.
Малый кабинет императора Николая I Царская семья не забывала одарить подарками и свиту. После раздачи взаимных «семейных» подарков все переходили в другой зал Зимнего дворца, где был приготовлен большой длинный стол, украшенный фарфоровыми вещами, изготовленными на императорской Александровской мануфактуре. Здесь разыгрывалась лотерея.
Николай I выкрикивал карту, выигравший подходил к императрице и получал выигрыш — подарок из ее рук. Самым запомнившимся современникам рождественским подарком в период царствования Николая I стал подарок его дочери, великой княжне Александре Николаевне, в декабре 1843 г. Дело в том, что накануне в Петербург прибыл ее жених.
Родители скрыли это от дочери, и когда двери Концертного зала Зимнего дворца растворились, дочь Николая I нашла своего жениха привязанным к своей елке в качестве подарка с фонариками и «конфектами». Наверное, для нее это стало действительно рождественским чудом. На это Рождество подросшие дочери Николая I в Концертном зале Зимнего дворца нашли на «своих» столах уже «взрослые» подарки.
Великая княжна Ольга Николаевна получила от родителей на Рождество в декабре 1843 г. А для Двора и светского общества состоялся традиционный праздник с лотереей, на которой разыгрывались прекрасные фарфоровые вещи — вазы, лампы, чайные сервизы и т. Концертный зал Молодой император Александр II продолжил традиции, сложившиеся во время царствования отца.
Поскольку в 1855 г. К «своим» по обыкновению отнесены фрейлины Марии Александровны — Александра Долгорукая и Анна Фёдоровна Тютчева, дочь поэта, которая вспоминала:«24 декабря 1855. Сегодня, в Сочельник, у императрицы была ёлка.
Это происходило так же, как и в предыдущие годы, когда государь был ещё великим князем, — в малых покоях. Не было никого приглашённых; по обыкновению, присутствовали Александра Долгорукая и я; мы получили очень красивые подарки. Была особая ёлка для императрицы, ёлка для императора, ёлка для каждого из детей императора и ёлка для каждого из детей великого князя Константина.
Словом, целый лес ёлок. Вся большая «золотая зала» была превращена в выставку игрушек и всевозможных прелестных вещиц. Императрица получила бесконечное количество браслетов, старый Saxe, образа, платья и т.
Император получил от императрицы несколько дюжин рубашек и платков, мундир, картины и рисунки. Впрочем, я должна сознаться, что вся эта выставка роскоши вызывает во мне скорее чувство пресыщения и печали, чем обратное…» Император Александр Второй и Императрица Мария Александровна Золотая гостиная Императрицы Марии Александровны Следует отметить, что к проведению этих рождественских елок и лотерей готовились не только взрослые, но и дети. Так, 27 декабря 1861 г.
Даже когда семья в силу обстоятельств была разлучена, елки в Зимнем дворце проводились по устоявшейся традиции. Семья Императора Александра Второго Примечательно, что рождественское настроение овладевало не только детьми, но и взрослыми. Все с удовольствием готовились к празднику, обдумывали, какие подарки выбрать для родных и близких, и с удовольствием радовались подаркам, оказывшимися под «их» елкой.
Уже выросший 16 лет великий князь Сергей Александрович записал в дневнике 24 декабря 1873 г. Как мы наслаждались, подаркам не было конца! Мари получила чудные драгоценности!
Китти была и очень радовалась». Примечательно, что няня царских детей Е. Струтон Китти разделяла радость всей семьи.
Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. В семье возникли разногласия. Императрица Мария Александровна желала провести рождественские праздники как можно скромнее по случаю продолжавшейся войны.
Как писал ее сын Сергей Александрович: «Мама решила, что елок не будет у нас совсем в этом году и праздники грустные будут», однако «Папа потребовал одну большую елку в Золотой гостиной». Рождественские подарки имели свою материальную составляющую, впрочем, она, конечно, не особенно интересовала хозяев огромной Империи. Как правило, приготовлением елок на Рождество занимались кондитеры.
Обычно им выдавался аванс на их «обустройство», а после предоставления счета происходил окончательный расчет. При Александре II 1855—1881 гг. Но при этом в 1878 г.
В 1879 г. Таким образом, в этот год рождественские елки обошлись дворцовому ведомству в 1260 руб. Украшали их кондитерскими изделиями, подарки включали в себя «сюрпризы», «конфекты», мандарины, яблоки, чернослив.
Известно, что в 1880 году, например, придворными кондитерами было укомплектовано 75 «базовых» стандартных рождественских подарков, которые обошлись в 972 руб. Но «базовый комплект», конечно, дополнялся и личными подарками членов императорской семьи. По счету кондитера Петра Прядина в 1880 г.
Елочные подарки включали в себя: «сюрпризы французские» 95 шт. Кроме этого, за границу отправили великим князьям Сергею и Павлу Александровичам сюрпризы и конфеты. От стандартного «подарочного рождественского набора» отличался только подарок Александру II, ему в «комплект» включили ящичек абрикосов «пат де абрикос» одна коробка за 3 руб.
Таким образом, в 1880 г. Великим князьям добавлен чернослив. Все подарки обошлись в 972 руб.
Как мы видим, по сегодняшним стандартам, подарок очень скромный, прямо-таки сиротский, но «базовый комплект», конечно, дополнялся и личными подарками членов императорской семьи.
Откуда взялась новогодняя елка? Традиция украшать ель к празднику родилась в Германии. По преданию, первые рождественские елки стали украшать на этой земле еще в VIII веке. Рассказывают, что однажды, в те далекие времена, святой Бонифаций проповедовал язычникам, которые жили в лесах и поклонялись деревьям, считая их божествами. Чтобы убедить их в ошибочности этого верования, Бонифаций срубил один из дубов, считавшихся священными. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все остальные деревья и не тронул лишь маленькую ёлочку.
Святой удивился этому чуду и воскликнул: «Пусть будет это дерево деревом Христа! Письменные свидетельства о том, что под Рождество в Эльзасе ставили маленькие елочки, украшенные яблоками и облатками, но еще без свечей, датируются XVI в. И если в иных германских землях издавна был известен обычай подвешивать елочки или другие деревца к потолку иногда макушкой вверх, а иногда — вниз , то в Эльзасе искони это была только ель, и ее не подвешивали, а именно ставили на пол. О том, что к 1770-м годам рождественская елка существовала уже в современном нам виде, свидетельствует Иоганн Вольфганг Гёте. В вышедшем в 1774 г. Он заговорил о том, как обрадуются малыши, и припомнил те времена, когда неожиданно распахнутые двери и зрелище нарядной елки с восковыми свечами, сладостями и яблоками приводило его в невыразимый восторг». В Россию обычай украшать новогоднюю елку пришел в несколько приемов.
Рождество в прежние века
- Рождество в Царской России: Идеи и вдохновение в журнале Ярмарки Мастеров
- Как встречали Рождество на Руси
- История праздника Рождество Христово — традиции и обычаи православного Рождества
- История возникновения празднования Рождества
- С первой звездой: история и традиции Рождества
Рождество Христово 2025 в России
С тех пор «рождественская елка» стала приравниваться к «новогодней», а традиция дарить подарки и посещать Деда Мороза превратилась в праздничную традицию. Сейчас Рождество является частью общих «новогодних каникул», которые начинаются с Нового года и продолжаются до первого воскресенья после Рождества Христова.
Подарки дарились не только детям. Канун Рождества и Святки считались днями особой благотворительности и участливости по отношению к тем, кто лишен по каким-либо причинам возможности быть причастным к празднеству. В эти дни старались посещать больных, ходить в тюрьмы с подарками.
В дни, когда Господь дарит Себя в образе человеческом, должна быть внутренняя готовность к щедрости, к желанию помочь нуждающимся. Для мужчин в первые дни Рождества были обязательны «визиты» снизу вверх по родственной и социальной лестнице. Визит включал поздравление со стороны гостя и угощение часто и подарок со стороны хозяев.
Если все останется неизменным, с 2101 года православное Рождество перейдет на 8 января. Как отмечают Рождество Христово в православной церкви В канун Рождества совершается Всенощное бдение с Великим повечерием, на котором поют и читают пророчества о Рождестве. Около полуночи начинается утреня по чину великих праздников: поют отрывки из Евангелия о Рождестве и канон «Христос рождается — славьте! Затем совершается праздничная Божественная литургия святого Иоанна Златоуста.
Праздничное убранство православной церкви на Рождество. Верующие посещают церковную службу, зажигают свечу у иконы и молятся за себя и близких. После литургии свечу зажигают и дома, перед иконостасом. Только после молитвы можно садиться за праздничный стол. Традиции празднования Рождества в России Верующие готовятся к празднованию Рождества, соблюдая 40-дневный Филиппов пост. Накануне праздника постятся особенно строго, но обязательно едят сочиво пшеницу или рис с маком и медом. Именно отсюда произошло название этого дня — «сочельник». Строгий пост заканчивается только при появлении первой звезды, символизирующей рождение Иисуса.
Сочиво для сочельника. На трапезу готовили 12 постных блюд по числу апостолов , на стол ставили кутью. Были и праздничные, скоромные, блюда: пироги и пирожки с разными начинками, блины, запеканки, свинина, рыба, гусь с яблоками. Крупноразмерные куски мяса или тушки птицы готовили в русской печи. Мелко нарезанное мясо варили в горшках с кашей. Хозяйки пекли фигурки из теста в виде животных и дарили их близким. С середины XIX века по западному примеру дома стали украшать еловыми ветками и свечами, а под праздничную ель класть подарки, символизирующие дары волхвов младенцу Иисусу. Еще раньше в России стала популярна европейская традиция рождественского вертепа, который создавали своими руками и устанавливали в храмах, на площадях и в домах.
Кое-где до сих пор сохраняется либо возрождается традиция колядования в ночь перед Рождеством: молодые люди и дети наряжаются, а потом ходят по дворам, прославляя Христа и хозяев домов. В ответ они получают сладости, мелкие монеты и выпечку. Колядки на улицах Твери.
Распространённым рождественским обычаем в деревнях было сооружение во дворе, а затем сожжение соломенного стога. Вся родня при этом стояла кругом в благоговейном молчании, пока солома не сгорала полностью. По поверью, умершие предки в эти мгновения приходят погреться у огня, зажжённого их потомками, и могут способствовать плодородию. С вечера накануне Рождества начинались, по обычаю, святочные гадания [1]. В прошлом у русских земледельцев считалось дурной приметой, если в день Рождества из числа посторонних людей первой в жилище входила женщина — считалось, что в этом доме женская половина семейства будет болеть весь год [1]. К Рождеству хозяева обязательно убирали избу, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, так как верили, что от этого зависел будущий урожай [1]. За завтраком не давали пить простую воду, так как полагали, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда [1]. Под страхом всевозможных бед и напастей в Рождество ничего не сгибали, не плели, не шили [1]. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада [1]. Днём, после утреннего богослужения священники обходили дома прихожан и совершали «славление» Бога христославили. На рождественский ужин было принято приглашать знакомых одиноких людей, одиноких путников. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду, чтобы волки , «отведав и познав человеческую доброту», не вредили крестьянской скотине [3].
Как праздновали Рождество Христово на Руси?
В истории России было время, когда празднование Рождества оказалось под запретом. С 1929 года в советской России было запрещено отмечать праздник. С этим запретом отменялась и рождественская елка, которая стала называться «поповским» обычаем. В ночь с 6 на 7 января в России и многих других странах отмечают Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников, посвящённый рождению младенца Иисуса. Праздник Рождество Христово в России имеет глубокие корни. В этом видео мы расскажем о истории и традиции праздника, каким его праздновали на Руси, а также о значении праздника Рождества Христова для всех христиан. Но в России ещё в конце XVII века наступление «новолетия» отмечали по византийскому календарю, 1 сентября. История празднования Рождества в России тесно связана с распространением христианства. В княжеский период древнерусской истории (IX-XIII века) празднование Рождества не имело однозначного характера и сочеталось с языческими обрядами. Тематика новогодних и рождественских открыток в дореволюционной России была разнообразна.
Как праздновали Рождество Христово на Руси?
Статьи о российской истории. Уже более тысячи лет Рождество на Руси почитается как основной праздник. Информация о Федеральном портале Истории России. За несколько дней до Рождества в городах начинались елочные базары. Новости. Контакты.
Рождество Христово в Евангелии
- Рождество Христово в России — Википедия
- Навигация по записям
- Как появилась песня «В лесу родилась ёлочка»?
- Рождество - праздник православный. Какие традиции соблюдают россияне, читайте далее
- История празднования Рождества в России
- 5 любопытных фактов о православном Рождестве - Узнай Россию