словари, энциклопедии, книги по науке, культуре, искусству на прием, который используется для создания комического или сатирического эффекта в высказывании. Зачастую, гротеск путают с горгульями, но каменная резьба в стиле «гротеск» не предназначалась для отвода воды. Первичное значение французского grotesque — буквально гротовый, относящийся к гроту или находящийся в гроте, от grotte — грот (то есть небольшая пещера или впадина), восходит к латинскому crypta — скрытый, подземный, подземелье.
Что значит гротеск кратко
разберем в этом материале. прием, который используется для создания комического или сатирического эффекта в высказывании. характеризующийся гротеском.
Гротеск - примеры из литературы
Вспомните образ губернского города N, созданный Н. Гоголем, который разрастается до всероссийских масштабов. Подобное обобщение, часто сатирическое, во многом достигается благодаря использованию гротеска. Фантастическое может преобладать над реальным или, наоборот, отступать на второй план. Так, в повестях М. Салтыкова-Щедрина в основе повествования лежит сказочный элемент, а фантастика сочетается с злободневной политической действительностью. Писателя привлекала фантастическая основа сказки, позволяющая в гротесковом заострении изобразить общественные и нравственный пороки. В произведениях Щедрина масса условностей и бытовых несообразностей: от чудесного разрешения конфликтов до волшебных превращений и перемещений, придания животным и предметам необыкновенных свойств.
Любая сюжетная ситуация у Щедрина доводится до полного неправдоподобия или абсурда. Подобное совмещение реального и гротескного планов создаёт неожиданный эффект: в привычном обнаруживаются страшные, пугающие несоответствия. Однако фантастичность, нереальность происходящего не всегда играет ключевую роль при создании гротесковых образов. Так, в «Петербургских повестях» Н. Гоголя, в отличие от «Вечеров на хуторе близ Диканьки», фантастический элемент отодвигается на второй план.
Cвифт Путешествие Гулливера. B русской литературе широко пользовались гротеском пpи создании ярких и необычных художественных образов H. Гoгoль Hoc, 3aпиcки сумасшедшего , M. Caлтыкoв-Щeдpин История одного города, Дикий помещик и другие сказки , M.
Бyлгaкoв Poкoвыe яйцa, Coбaчьe cepдцe , A. Бeлый Пeтepбypг, Macки , A.
Гротеск — живописное украшение, по образцу найденных в римских подземельях, из пестрой смеси людей, животных, растений и пр. О словаре В словаре терминов «Дизайн» содержится толкование основных терминов и понятий в области дизайна интерьеров, а также смежных дисциплин. Толкование слов иностранного происхождения осуществляется без указания их оригинального написания. Толкование терминов приводится доступным языком, в лаконичной, но достаточно полной для передачи смыслового значения форме.
Словарь будет полезен студентам, абитуриентам, преподавателям вузов по соответствующим направлениям подготовки, а также всем, кто интересуется историей и современным дизайном. Энциклопедический словарь гротеск устаревшее название шрифтов некоторых гарнитур древней, плакатной, рубленой и др. Булгакова, Х. О словаре Энциклопедический словарь — справочный словарь, статьи которого содержат более полное, в сравнении с обычным словарем, описание данного термина или определения. Энциклопедический словарь может быть общим или специализированным, освещающим определенную дисциплину или область знаний, например, медицину, искусство, астрономию, историю. Сведения в словаре могут быть сосредоточены вокруг конкретной этнической, культурной или академической перспективы, например, Военно-исторический энциклопедический словарь России, Словарь наук и так далее.
Энциклопедические словари, как правило, содержат в себе иллюстрации, карты и другой наглядный материал. В искусстве: изображение чегон. Гротескный стиль. Гротесковая роль. О словаре Словарь С.
Художественный прием в искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, нарушении границ правдоподобия, сочетании резких, неожиданных контрастов. Орнамент в виде причудливо , фантастически переплетающихся растений, животных, фигурок людей, масок и т. Типографский шрифт с равномерной толщиной штрихов. Значение слова «Гротеск» по Ожегову: «Гротеск» - Изображение чего-нибудь в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях «Гротеск» в Энциклопедическом словаре: «Гротеск» - устаревшее название шрифтов некоторых гарнитур древней,плакатной, рубленой и др. Резко смещая формы самойжизни, создает особый художественный мир, который нельзя пониматьбуквально или расшифровать однозначно , как в аллегории: гротеск устремленк целостному и многогранному выражению основных, кардинальных проблемчеловеческой жизни.
Гротеск — психология
Гротеск - что это такое, определение термина в литературном словаре Эксмо | Гротеск всегда предполагает отклонение от нормы, он широко применяется в сатирических целях. |
Грот и гротеск, crypta - этимология | Часто гротеск в литературе отражает неполноценность и несовершенство мира, а также подчеркивает моральные и социальные проблемы. |
Гротеск в литературе | Гротеск нарушает границы правдоподобия, придаёт изображению условность и выводит образ за пределы вероятного, деформируя его. |
Яркие примеры гротеска и его роль
- Что такое гротеск кратко
- Что такое гротеск в литературе | Блог Skysmart
- Истоки и история гротеска
- Гротеск — Рувики: Интернет-энциклопедия
- Что мы узнали?
- Грот и гротеск, crypta - этимология (Сергей Колибаба) / Проза.ру
Гротеск в искусстве
- Значение слова «Гротеск» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др. -
- Похожие статьи
- Что такое гротеск? Гротеск в литературе и других видах искусства
- Значение слова «гротеск»
- Гротеск в литературе: первоначальное понятие и происхождение
Значение слова «Гротеск»
Что такое гротеск кратко. Гротеск художественный прием. Гротеск примеры из литературы. Пример гротеска в литературе примеры. Гротеск (Grotesque, Grottoesque) – тип художественного образа, являющегося контрастным смешением реальности и выдумки. это стиль в искусстве, который отличается своей эксцентричностью и необычной формой. Гротеск всегда предполагает отклонение от нормы, он широко применяется в сатирических целях. Гротеск — всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях.
Что такое гротеск?
В истории развития искусства именно умело созданные гротескные персонажи заставляют читателя задуматься, запоминаются надолго, дают пищу для размышления. Необычный способ описания героев, используя прием гротеска, дается не каждому: на это способен только настоящий мастер, вне зависимости от того, идет ли речь о литературе или другом виде искусства.
История развития гротеска В эпоху Возрождения гротеск претерпел значительные изменения. Он стал использоваться в архитектуре и живописи, как для украшения стен и потолков, так и для создания необычных и смешных персонажей. Гротеск стал символом буфонады и иронии, позволяя художникам выражать свои мысли и идеи с юмором и заигрыванием. В 20 веке гротеск был переосмыслен и использован в современном искусстве. Художники начали использовать его для передачи драматичности и экспрессии. Отчасти, это было связано с появлением новых материалов и технологий, которые позволили создавать более агрессивные и мрачные образы. Сегодня гротеск используется в различных сферах искусства, от графического дизайна до современного кино. История развития гротеска свидетельствует о его многогранности и способности адаптироваться к различным временам и требованиям художников.
С самого начала и до сегодняшних дней гротеск остается важным и интересным элементом в искусстве, способным вызывать эмоции и передавать идеи с помощью своего особого стиля и выразительности. Характеристики и особенности жанра 1. Иронический подход. Гротеск характеризуется ироничным отношением к изображаемым явлениям и ситуациям. Он ставит насмешку над реальностью и раскрывает необычные, экстравагантные стороны бытия. Фантастическое и неправдоподобное. Жанр гротеска играет с необычными и абсурдными ситуациями, создавая фантастические и неправдоподобные образы. Здесь обычное и реальное смешивается с абсурдным и фантастическим. Преувеличение и карикатура. Гротеск часто использует преувеличение и карикатуру для усиления комического эффекта.
Он утрирует черты и особенности персонажей, явлений и ситуаций. Парадоксальность и противоречивость. Жанр гротеска основывается на противоречиях и парадоксах.
Гоголь «Нос» , М. Салтыков-Щедрин сказки, «История одного города» , к гротеску неоднократно прибегает В. Маяковский «Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня» и др. Использует гротеск А. Твардовский «Тёркин на том свете» , А.
Термин Г. Так называлась древняя стенная роспись, которая была найдена в «гротах» grotte подвалах Тита.
Рафаэль использовал ее как образец для украшения лож Ватикана, а его ученики для росписи… … Литературная энциклопедия гротеск — а, м. Изображение, отличающееся причудливым, фантастическим сочетанием мотивов и деталей.
Произношение слова
- «Гротéск» — происхождение и значение слова
- Что говорит о гротеске Михаил Бахтин?
- Гротеск в литературе: первоначальное понятие и происхождение
- Что такое Гротеск
- Яркие примеры гротеска и его роль
Что такое гротеск в литературе? Определение и примеры
Гротеск: что это такое и каким языком говорит | Вы будете получать письма о лучших книгах ЭКСМО, узнаете первыми о скидках, удивитесь литературным новостям и интригующим фактам из жизни писателей, насладитесь занимательными тестами. |
Что такое гротеск: кратко и понятно | Предлагаем разобраться, что означает понятие гротеск в литературе, каковы его отличительные черты и лексическое значение, рассмотрим примеры в статье. |
Слово «Гротеск»
Гротеск (Grotesque, Grottoesque) – тип художественного образа, являющегося контрастным смешением реальности и выдумки. Можно кратко перечислить некоторые известные примеры гротеска в литературных произведениях. Гротеск нарушает границы правдоподобия, придаёт изображению условность и выводит образ за пределы вероятного, деформируя его. гротеск — гротеск I м. 1. Художественный приём в искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, нарушении границ правдоподобия, сочетании резких, неожиданных контрастов.
Гротеск - примеры из литературы
Помните, у Жуховицкого? Да ой! Нахалы какие, за какой-то коктейль «Мутный таран» я все должна помнить. А сверху летят, как опахала, польские журналы всех стран». Причем не только в снах, но и собственно в повествовании каждый герой предстает в определенном, «цитатном», стилистическом ореоле: в повести, в сущности, отсутствует не-чужое слово. Сфера гротеска в искусстве включает многозначные образы, созданные фантазией художника, в которых жизнь получает сложное и противоречивое преломление. Гротескные образы не допускают ни их буквального толкования, ни их однозначной расшифровки, сохраняя черты загадочности и непостижимости.
Ярчайшее воплощение стихия гротеска получила в искусстве Средних веков орнаментика звериного стиля, химеры соборов, рисунки на полях рукописей. Мастера эпохи Возрождения, сохранившие средневековое пристрастие к гротеску Хиеронимус Босх, Питер Брейгель, Альбрехт Дюрер , сделали гротеск средством выражения моральных и социальных взглядов своего переломного времени. Войны, революции и политические катаклизмы XX в. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Тематический словарь. Читайте также: Игры с внутренним родителем - психология Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия фр.
Термин «Г. Верная в своей основе, эта мысль не исчерпывает многообразия проявления Г. Совмещение элементов сатиры и фантастики, карикатуры и условности в гротескных образах не имеет цели смешить и развлекать. В отличие от комического, к-рое, по Аристотелю, есть «ошибка и безобразие, никому не причиняющие страдания и ни для кого не пагубные», Г. Не случайно гротескные образы чаще вызывают не улыбку и смех, а чувства отвращения, негодования, презрения, страха. Таковы нек-рые образы прозы Н.
Гоголя и М. Салтыкова-Щедрина, фантастические образы Ф. Гойи, саркастические диссонансы Д. Шостаковича и И. Гротескное изображение в одном из офортов Гойи «Ты, который не можешь» наездников-ослов, оседлавших своих всадников-людей, образно воплощает идею внутреннего разлада самой действительности, паралича, разбившего об-во, в к-ром правящие не в силах управлять, а подчиненные лишены возможности выполнить их волю. Шостакович в Седьмой симфонии сатирически-гротескно изобразил фашистское нашествие: зловещая поступь чужеземных полчищ ассоциируется с угловатыми движениями вышедшей из повиновения механической игрушки.
Неправдоподобие Г. При этом Г. Как худож. Не случайно, несмотря на элементы фантастики, Г. У Гоголя и Салтыкова-Щедрина Г. По отношению же к тем произв.
Он невозможен там, где последовательно проведены принципы «страшного романа» или драматургии абсурда Абсурда искусство , абстрактной живописи и т. Источник: Эстетика: Словарь франц. Первоначально термин «Г. В эпоху Возрождения Г. Впоследствии термин «Г. Особое значение Г.
Эстетика романтизма, разрабатывая диалектику комического и трагического как основу романтич. Шеллинг в лекциях по философии иск-ва 1803 , Ф. Шлегель в «Разговорах о поэзии» 1800 , А. Шлегель в «Чтениях о драматическом искусстве и литературе» 1809—11 рассматривали Г. Schelling, Philosophie der Kunst, Werke, Bd. Наиболее значительными в истории иск-ва, по мнению романтиков, являются произведения Аристофана и Шекспира, в к-рых осуществляется синтез трагедии и комедии, великого и низкого.
Во Франции с пропагандой Г. Гюго, Собр. Во 2-й пол. Так Ф. Фишер F. Флегель К.
Эстетика рус. Чернышевский, Возвышенное и комическое, 1854 , открыв реалистич. Гофмана, Гоголя, Щедрина. То, что на первый взгляд воспринимается только как смешное и забавное, раскрывает в Г. Трагическое является Г. В сов.
Брюсова, М. Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т. А также и эксцентричный гротеск влечёт персон особенных. Но в чём же суть этого жанра и как гротеск находит отражение в литературе? Давайте разбираться.
Гротескный — это уродливо-комический образ чего-то или кого-то, основанный на контрасте и преувеличении. В обыденной жизни, многие воспринимают гротеск, как что-то уродливое и эксцентричное. В наше время его широко используют в карнавальных образах на различных праздниках. Немного истории Гротеск имеет довольно старинное происхождение. Корни его уходят в древний Рим времён Нерона. Когда-то император, обладающий невероятной фантазией и художественным вкусом, пожелал, чтобы стены его дворца были украшены несуществующими в природе видами и изображениями.
Но судьба не слишком благосклонна и впоследствии дворец был разрушен императором Трояном. Текло время и вскоре, руины и подземные сооружения были случайно найдены во времена эпохи Возрождения. Найденные подземные развалины назвались гротами, что с итальянского переводится, как грот или подземелье. Роспись, украшавшая эти развалины, в дальнейшем стали называть гротеском. Литература Стремясь погрузить читателя в мир полный фантазии и невероятных явлений, автор использует множество приёмов и стилей. Одним из них является гротеск.
В нём совмещаются, казалось бы, не сочетаемое — это ужасное и смешное, возвышенное и отвратительное. Гротеск в википедии означает соединение реальности и фантастики, как комбинация правды и карикатуры, как сплетение гиперболы и алогизма. Grotesque от французского причудливый. В отличие от той же иронии, тем что в данном стиле забавные и смешные образы одновременно ужасные и пугающие. Это как бы две стороны одной медали. В литературе гротеск и сатира идут рука об руку.
Но это не одно и то же. Под маской неправдоподобия и фантастичности кроется своеобразный обобщающий взгляд художника на мир и важные события в нём. На основе этого причудливого стиля создаются пьесы, декор и костюмы. Он борется с обыденностью и позволяет авторам и художникам открыть неограниченные возможности своего таланта. Стиль поможет расширить внутренние границы мировоззрения человека.
Указывает на несовместимые противоречия Яркие примеры гротеска и его роль Гротеск — это всегда некое отклонение от общепринятых норм, намеренная карикатура, нереальность образа или ситуации. Цель автора в данном случае — привлечь внимание к персонажу или проблеме. Обычно гротескные образы встречаются в трагедиях.
Рабле , Л. Стерна , Э. Гофмана , Н. Гоголя , М. Твена , Ф. Кафки , М. Булгакова , М. Салтыкова-Щедрина , А. Платонова , В. В изобразительном, декоративном искусстве и орнаменте термин означает отдельный жанр, характерный причудливой композицией и фантастическими элементами.
В мировой литературе мастером гротеска был Франц Кафка, всё творчество которого пронизано и наполнено мрачным гротеском. Гротеск в современной музыке это, прежде всего, великий и ужасный Мэрилин Мэнсон. Некоторые элементы гротескного звучания можно встретить в творчестве таких групп как Black Sabbath, Kiss и даже Radiohead.
Что такое «гротеск» и откуда произошло это слово?
На отдельных участках стен сохранились причудливые орнаменты, вызвавшие живой интерес среди художников. Найденные гротески вдохновили многих выдающихся мастеров Ренессанса на создание оригинальных фресок с элементами гибридных художественных образов. В частности, так поступили: Доменико Гирландайо Domenico Ghirlandaio ;.
Произведение искусства, исполненное в причудливо-фантастическом, уродливо-комическом стиле искус. То же, что гротескный искус. Стиль г.
Название одного из типографских шрифтов тип. Набрать заглавие гротеском. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Чуковский, «О Чехове», 1915 г. Станиславский, «Моя жизнь в искусстве», 1925—1928 г.
Бахтин называл это смешение амбивалентностью и возводил к карнавальной культуре , смешное и ужасное а также любые промежуточные эмоции.
Определение термина «гротеск» Что говорит о гротеске Михаил Бахтин? Если пересказать книгу Бахтина одним словом, это слово будет «карнавал». Карнавал — особая форма существования человека со всеми его горестями и страхами. Представьте, что мы устроим карнавал. Это игра, и, как у всякой игры, у нее будет игровое пространство скажем, актовый зал , игровое время например, до половины первого часа, чтобы успеть на метро и правила: все должны быть в хорошем настроении и все будут стараться , все должны надеть маски и тогда я — это уже не совсем я со своими унылыми проблемами, а Карлсон, Винни Пух или Фредди Крюгер. Еще мы должны хорошо выпивать и закусывать, не волнуясь, что вино и закуски кончатся. А я приду, нарядившись в Смерть.
Надену тренировочный костюм с нарисованными костями, сделаю себе косу из картонной коробки и буду гоняться за вами. Я — уважаемый человек, деятель науки и просвещения. А вы, уважаемые люди, мои коллеги, будете с визгом разбегаться, но если я уж кого настигну, то непременно заколдую. Я — Смерть? И да и нет. Я — смешной карнавальный гротеск. Смерть такой не бывает, у нее тысячи лиц, и нет своего лица. Она вселяет ужас, и неизвестно, откуда она придет.
Но вот она пришла — в трениках, с игрушечной косой. Ей даже можно отвесить пинка но безболезненного, тоже игрушечного. Это будет прекрасный праздник! Мы совместно переживем апокалипсис, и смерть будет высмеяна, а значит, на один день она будет побеждена. Карнавал — это защита от страха смерти, он превращает тяготы жизни в комические гротески, и участнику карнавала вновь открывается истина, что жизнь сильнее смерти. В каждом отдельном случае смерть берет верх над жизнью, но ей никогда не победить жизнь как процесс. Жизнь — это мощный поток, а смерть — только серые искорки в этом потоке. Вот о чем говорит нам радостный гротеск Средневековья и Ренессанса.
То, что было после Ренессанса, Бахтин не любил — просветителей, рационалистов. Особенное омерзение у него вызывал гротеск у романтиков XIX века. Бахтин считал его болезненным вырождением ренессансной идеи торжества жизни над смертью. Что можно считать классическим примером гротеска? Нельзя сказать, что вилла Палагония — это «классический гротеск», потому что такая постановка вопроса невозможна. Чтобы назвать что-либо классикой, должны быть нормы, установленные временем, исторической эстетикой и поэтикой. А гротеск — это разрушение всех норм. Невозможен гротеск хорошего тона или хорошего вкуса.
Сомневаюсь в существовании изящного гротеска если забыть опять же про древние орнаменты и их подобия в стиле рококо. Категория вкуса к нему просто неприменима. Гротеск — это узаконенная форма безвкусицы в искусстве. Ему не покровительствуют музы и грации, гротеск — любимец Диониса. Гротеск нестабилен, он постоянно меняется, рушит все представления о пространстве и времени. Гротескные тела сжимаются, раздуваются, лопаются, рассыпаются на части, которые способны вновь соединяться в произвольные смешения. Вот почему пластические искусства, если они обращаются к гротеску, оказываются слишком ограниченными в средствах. Полную свободу гротеску может предоставить только литература.
Понятие гротеск Термин «гротеск» взят из живописи. Так называлась роспись стен, найденная в «гротах» — подвалах Тита, во время археологических раскопок. В засыпанных землей помещениях, известный итальянский художник Рафаэль со своими учениками нашли необычную живопись, которая впоследствии была названа «гротеск» от итальянского слова grotta — «грот», «подземелье». В дальнейшем, термин «гротеск» был распространен и на другие виды искусства — музыку, литературу. Само определение «гротеск» звучит как тип образности, который основан на причудливом, контрастном сочетании фантастики и реальности, комичного и трагичного, прекрасного и безобразного. В искусстве сфера гротеска включает в себя многозначные образы, которые созданны фантазией художника, в них жизнь получает довольно противоречивое преломление. Гротескные образы не допускают их буквального толкования, сохраняя черты загадочности. Существуют и другие значения термина «гротеск»: Гротеск — это вид художественной образности; орнамент, где причудливо сочетаются изобразительные и декоративные мотивы животные, растения, человеческие формы, маски.
В связи с чем, в гротеске заключено противоборство двух или нескольких субъектов. Это сопровождается негативными эмоциями и действиями, выходящими за рамки норм и правил поведения. Квентин Массейс «Безобразная герцогиня» , около 1513 года Местонахождение: Национальная галерея Лондон, Великобритания Образы гротескного искусства Типичными образами гротескного искусства стали интересные животные: дракон и виноградная лоза, грифон, у которого в лапах было зажато яблоко и двуглавый лев, обвитый плющом. Эти персонажи родились в XV столетии из пещер и подземелий. Слово «гротовый» относилось к живописи и архитектуре. А само слово «grotta» в переводе означало «пещеру», пришедшую из эмоционального языка итальянцев. По утверждению Этимологического словаря М. Фасмера, «гротеск» произошёл от французских слов «причудливый и смешной»: «grotesque». Примеры гротеска в литературе Самые яркие примеры данного приёма представлены у Н.
Гоголя в его повести «Нос», в которой нос, отделяясь от своего хозяина, живёт самостоятельно.