Глава Роскосмоса Юрий Борисов заявил, что первый запуск модернизированной ракеты-носителя тяжёлого класса «Ангара-А5М» запланирован на 2027 год. Одной из основных задач, которые будут выполняться с помощью полетов «Ангары» с Восточного, станет строительство Российской орбитальной станции (РОС), сообщает РИА Новости. — Грузоподъемность ракеты «Ангара-А5ВМ» в многоразовом исполнении по расчетам, проведённым в рамках выполненных работ, оценивается на уровне ракеты «Ангара-А5М», то есть 27 тонн на низкую околоземную орбиту. Вторая отмена запуска ракеты-носителя «Ангара-А5» не вызывает удивления, заявил «» глава Института космической политики (ИКП) Иван Моисеев. Первая – «Ангара-А5М» – отличается от исходной модели форсированными двигателями РД-191, улучшенным конструктивным совершенством и заметно большей энергетикой.
Что за ракета «Ангара-А5»?
Тяжелая ракета-носитель "Ангара-А5", которая ранее впервые стартовала с космодрома Восточный, вывела на орбиту разгонный блок "Орион" с испытательной полезной нагрузкой, следует из трансляции "Роскосмоса". Ракета "Ангара-А5В" с третьей ступенью на водородном топливе, сможет выводить на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку массой до 27 тонн, если носитель оснастят возвращаемыми первой и второй ступенями, заявил в интервью РИА Новости генеральный. "Ангара-А5В" с водородной третьей ступенью сможет выводить на низкую околоземную орбиту до 27 тонн полезной нагрузки, если ее оснастят возвращаемыми первой и второй ступенями, рассказал гендиректор Центра имени Хруничева Алексей Варочко. Также стоит отметить, что перед выводом на геостационарную орбиту испытательной полезной нагрузки на низкую орбиту «Ангара-А5» успешно доставила малый космический аппарат «Гагаринец» формата Cubesat 3U.
Ракета-носитель «Ангара-А5» впервые стартовала с космодрома Восточный
В России также идут эксперименты с более прогрессивным топливом. В науке появляется все больше работ об эффективности и простоте коктейля «кислород — метан» в качестве заправки для ракет. На практике в очередной модификации «Ангары» — «Ангара А5В», запуск которой запланирован на 2027 год, — предусмотрен частичный переход на «кислород — водород», что позволит увеличить грузоподъемность носителя сразу до 37,5 тонны. Немного истории Сейчас очевидно, что «Ангара» станет основной российской ракетой легкого и тяжелого классов на ближайшие десятилетия. По словам Юрия Борисова, «с ней предстоит много работать, чтобы обеспечить ее надежность, а в 2028 году с ее помощью в космос будет запущен пилотируемый корабль».
Однако этому проекту далеко не всегда доверяли и оказывали поддержку. Семейство ракет «Ангара» — один из наших многочисленных космических долгостроев, «гадкий утенок» и enfant terrible отрасли, которому неоднократно меняли концепты и замораживали финансирование. Впервые о необходимости его создания заговорили в 1992 году, когда стало понятно, что отношения с бывшими советскими республиками, на которые были завязаны российские полеты в космос, могут не пройти проверку на прочность. На вчера еще советском космодроме Байконур, который отошел независимому Казахстану, бунтовали солдаты; на Украине, где располагались десятки предприятий ракетно-космической отрасли СССР, начались первые конфликты вокруг Черноморского флота РФ и массированное навязывание националистической повестки.
Пуски «Протонов» и «Союзов» становились все более уязвимыми перед внешними факторами.
Она должна вывести на орбиту перспективный космический корабль в беспилотном режиме. Ракета сможет нести на себе полезную нагрузку массой до 27 тонн, добавил он. В случае если работы будут финансироваться в достаточном объеме, то летные испытания должны пройти уже в 2030 году, указал он. Российский лидер спросил у главы "Роскосмоса", нужен ли еще один стартовый стол для сверхтяжелой ракеты.
Переносы пуска «Ангары-А5» происходят регулярно. Например, еще в августе 2018 года Рогозин, в мае того же года назначенный на должность гендиректора госкорпорации, заявлял , что летные испытания «Ангары» продолжатся в 2019 году.
В октябре Рогозин сообщил, что проведенное в 2014 году первое летное испытание «Ангары-А5» « не подтвердило заложенные требования заказчика», поскольку «выводимая масса оказалась ниже, чем нужно». В марте менеджер объявил , что «Ангара-А5» подвергнется модернизации. В ходе посещения производственного объединения ПО «Полет» омский филиал Центра Хруничева Рогозин рассказал, что принято решение немедленно открыть работы по облегчению ракеты и увеличению ее тяговооруженности. В июле бывший гендиректор, экс-конструктор Центра Хруничева Владимир Нестеров объяснил причины дороговизны «Ангары-А5»: «Заработная плата, электроэнергия, газ, тепло, накладные расходы, транспортные услуги нужно куда-то вписать. И когда трехкратный цикл изготовления вешают на одно изделие, естественно, его цена растет в три раза». В 2012 году генерал армии в запасе Владимир Поповкин оценил объем уже потраченных на разработку «Ангары» средств в 5,33 миллиарда долларов.
Благодаря модульной конструкции, с помощью различного числа универсальных ракетных модулей можно создать ракету носитель любого класса — от легкого до тяжелого. В частности, ракета «Ангара-1. Немаловажно и то, что в качестве топлива для ракетных двигателей РД-191 используется экологически чистая смесь жидкого кислорода и керосина. Это означает большую свободу в выборе траекторий запуска ракеты-носителя. Предполагается создание многоразовой версии тяжелой ракеты «Анагра-А5В», которая сможет повторно использоваться до десяти раз. Ракета-носитель с многоразовым блоком будет оснащена четырьмя посадочными опорами, которые будут выпускаться перед приземлением. Приземляться она сможет либо на плавучую платформу в Охотском море, либо на самом космодроме Восточный. Многоразовость снизит полезную нагрузку тяжелой «Ангары», однако уменьшится и стоимость эксплуатации, что повысит конкурентоспособность российской ракеты на международном рынке космических услуг. В дальнейшем они смогут использоваться и для обеспечения пилотируемых космических полетов. Предполагается, что перспективный российский космический корабль «Федерация», переименованный в «Орел», будет выводиться на орбиту при помощи тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5П» или «Ангара-А5В».
Модернизированная ракета «Ангара-5М» впервые взлетит в апреле, пообещал глава «Роскосмоса»
Миллионы россиян 11 апреля в режиме реального времени наблюдали за первым стартом тяжелой трехступенчатой ракеты-носителя «Ангара-А5». Ракета «Ангара-А5» является одной из самых грузоподъемных из этого семейства ракет-носителей: ее стартовая масса составляет 773 т. На низкую околоземную орбиту она может вывести до 24 т полезной нагрузки, говорится на сайте. Также разрабатывается модернизированная версия — «Ангара-А5М», которая сможет вывести на низкую околоземную орбиту до 27,5 т, и сверхтяжелая модификация «Ангара-А5В» грузоподъемностью 37,5 т.
"Ангара-А5М" полетит с Восточного в 2023 году
Маленький робот для исследования астероидов [новости науки и космоса]. Одной из основных задач, которые будут выполняться с помощью полетов «Ангары» с Восточного, станет строительство Российской орбитальной станции (РОС), сообщает РИА Новости. Третий пуск ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5» (№3Л), впервые оснащенной разгонным блоком «Персей», с Государственного испытательного космодрома Министерства обороны Российской Федерации.
Тяжелая ракета "Ангара-А5" впервые стартовала с космодрома Восточный
Фото: Роскосмос С помощью транспортно-установочного агрегата ракету доставили из монтажно-испытательного корпуса и установили на стартовом комплексе площадки 1А. Решение о вывозе и продолжении комплексных испытаний ракеты «Ангара-А5» на стартовом комплексе приняли после успешного завершения комплексных испытаний на техническом комплексе космодрома. По результатам испытаний с участием ракеты «Ангара-А5» на стартовом комплексе будет принято решение о пуске. Этот пуск начнет летно-конструкторские испытания космического ракетного комплекса «Амур» с ракетами-носителями тяжелого класса «Ангара» на космодроме Восточный.
Госкомиссия разрешила повторный запуск ракеты, но он тоже не состоялся из-за сбоя системы контроля запуска двигателя. По словам руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, перенос пусков ракет-носителей — достаточно распространённая ситуация. Он отметил, что специалисты «Роскосмоса» быстро установили источники проблем.
В этих документах и будут определены сроки перехода на «Ангару-А5М». На сегодняшний момент это космические аппараты, предназначенные для выведения на геостационарную орбиту. Количество запусков ракет «Ангара» будет определяться конкретными требованиями заказчиков.
Помимо этого, подготовлена соответствующая документация для пусков ракеты легкого класса «Ангара-1. При реализации этого проекта станут возможны запуски легкой «Ангары» с этого же стартового комплекса для формирования и восполнения многоспутниковых группировок. Когда появятся первые образцы нового разгонного блока и носителя, и когда начнутся их летные испытания? Планируемый срок летных испытаний — 2030 год. Кроме этого, Центр Хруничева успешно завершил в текущем программном периоде эскизное проектирование ракеты «Ангара-А5В». Данный проект принят Госкорпорацией «Роскосмос» и Космическими войсками. Продолжение работ запланировано на следующий программный период, начиная с 2026 года.
Планируемый срок летных испытаний — 2035 год. Все теоретические расчеты подтверждены в рамках защищенного эскизного проекта по созданию водородной «Ангары-А5В», и мы планируем в следующем программном периоде данные работы продолжить. Решение о дате очередного запуска этого носителя примет государственный заказчик — Министерство обороны. Мы полагаем, у этой ракеты есть хорошие перспективы, и в будущем также будут заказы на «Ангару-1. Для этой ракеты завершена стадия проектных работ, при этом проведение ее пусков возможно со стартового комплекса как космодрома Восточный, так и космодрома Плесецк.
Первоначально на нее планировалось выделить 750 млрд рублей 50 — на Байконур, 180 — на Плесецк и 530 — на Восточный. Позднее они превратились в 550 млрд, а потом и вовсе в 340 млрд рублей. Это был тяжелейший удар по космической отрасли.
Одновременно усилилась конкуренция на рынке коммерческих запусков из-за появления новых игроков, и, как следствие, обмелел приток валютных поступлений. Но вернемся к созданию «Ангары». В книге Нестерова приведены цифры: в 1995—1996 годах деньги дало только Минобороны, в 1997 году — МО и Российское космическое агентство РКА — предшественник Роскосмоса. С 1998 года перебои с финансированием пошли уже с двух сторон: военные вместо 99 млн выделили 6,5 млн рублей, РКА — ни копейки. В 2000 году военные оказались щедрее 48,3 млн вместо 115 млн , РКА — снова ноль… Всего до 2005 года, когда началось нормальное финансирование, было выделено 4 процента от всех необходимых бюджетных средств. Но чистая арифметика тут не работает: в кризис 2008 года потребовались дополнительные ассигнования на проект — из-за роста цен на энергоносители, материалы и зарплаты, а также из-за уточнения цифр смет после проведенных испытаний и в результате уточнения конструкторской документации. По книге Нестерова можно проследить, как менялось финансирование проекта «Ангара» с годами и как от этого сдвигались графики и планы подготовки узлов, агрегатов. Однако испытания удалось провести только в 2014-м.
Казалось бы, вот она, заветная черта — с конца 2014 года «легкая» и «тяжелая» «Ангара» у России формально есть. Почему же эти носители не используют? Тому две основные причины. Хруничева из-за перевода производств из Москвы в Омск, вторая — неготовность космодрома Восточный для старта «Ангары». Куда уехал цирк Русская пословица гласит, что один переезд равен двум пожарам. То есть на такие риски и затраты, когда речь идет о переводе в другое место налаженного производства, рекомендуется идти в крайнем случае и очень продуманно. Острой же необходимости в быстрой переброске производства «Ангары» из Москвы в Омск специалисты не видят до сих пор. Официальная версия переезда, озвученная несколько лет назад, гласила, что проблема в сварке: на омском «Полете» используется фрикционная сварка, необходимая при создании «Ангары», тогда как на московском заводе, где долгие годы делают «Протон», аргонно-дуговая.
Не проще, а главное, не дешевле ли в такой ситуации поменять метод сварки? Такой вопрос, похоже, отраслевое руководство сильно не заботил. Еще одна причина переезда, озвученная официально,— выгодность расположения: Омск ближе к космодромам Плесецк и Восточный. Аргумент так себе: за годы существования отечественной космонавтики изделия успешно возили и в Плесецк, и на Байконур, так что ссылка на расстояние лукава. Впрочем, в итоге сделали как хотели. А последствия решения о переброске производства за Урал известны, и конструктор Нестеров в своей книге об этом подробно пишет: налаженный производственный цикл на самом мощном в России профильном холдинге был нарушен, из его состава практически выведено три крупных предприятия численностью около 16 тысяч человек «Протон-ПМ» в Перми, КБХА и ВМЗ в Воронеже , проведены массовые сокращения персонала под эгидой оптимизации производства самая существенная потеря — ветераны производства , подорваны, а то и разрушены производственные связи. Опытно-конструкторские работы также пострадали от переезда. Сказались эти перемены и на налаженном за десятилетия цикле по изготовлению и запускам «Протона» в 2007—2013 годах ГКНПЦ им.
Хруничева запускал в среднем в год по 10—12 «Протонов», обеспечивая треть мирового космического грузопотока, а в 2016 году было запущено всего три, в 2017 году — два, в 2018-м — четыре. А на омском «Полете» вместо постепенного и поэтапного освоения серийного производства «Ангары» был включен сверхзатратный авральный режим: первый этап модернизации мощностей «Полета» обошелся казне в 7 млрд рублей один только гальванический цех — 250 млн рублей , второй этап — 10 млрд рублей, но процесс так и не завершен. А решение о резком переводе производства на неготовые площади с неподготовленным персоналом не просто обошлось в копеечку, но и ожидаемого эффекта не дали: сроки изготовления новых ракет «Ангара» постоянно откладываются, равно как и запуск ее серийного производства новая дата теперь — 2023 год. Так зачем было идти на риск? Убедительного официального ответа специалисты не видят, зато прагматичное неофициальное толкование давно гуляет по Сети: филевские территории ГКНПЦ им. Хруничева — настоящий Клондайк с точки зрения их будущей коммерческой застройки… В. История создания». В 2 томах.
Издательство «Ремарко». В продажу книга не поступала. Интернет-версия отсутствует Пару месяцев назад случилась занятная коллизия: скоропостижно был расторгнут контракт между Роскосмосом и ГКНПЦ им.
«Ангара-А-5» не сумела вывести груз на заданную орбиту?
Ангара-А5 – последние новости | Ракета-носитель «Ангара-А5» — экологически чистая, не использует токсичные компоненты топлива, в отличие от ракеты-носителя «Протон-М». |
Госкомиссия разрешила провести третью попытку пуска «Ангары-А5» с Восточного - Новости | Это – при использовании на ракетах-носителях "Ангара-1.2" и "Ангара-А5" двигателей РД-191. |
Ангара-А5 – последние новости | «Ангара-А5» после летно-конструкторских испытаний отправится в космос, и поможет России запускать любые космические аппараты. |
Испытание Восточным
В этой связи Центр Хруничева совместно с Роскосмосом прорабатывает варианты полезных нагрузок для свободных ракет-носителей, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В настоящее время идет процесс поиска путей реализации данного вопроса, в том числе и в рамках межправительственной комиссии по комплексу Байконур. Завершена ли эта работа? Что заменено в «Заре»? Были предусмотрены закупки расходуемых материалов и регулярно заменяемого оборудования для ФГБ «Заря». В период с 2021 по 2024 годы к ранее изготовленному и поставленному заменяемому оборудованию, по новому контракту с компанией Boeing было заказано, изготовлено и поставлено еще несколько десятков единиц так называемых ЗИПов.
К настоящему времени эти закупки завершены. За это время было поставлено оборудование для следующих систем: радиотелеметрической, электроснабжения, управления бортовым комплексом, терморегулирования, средств пожарообнаружения и пожаротушения, многократно выработавших заданный срок службы. Также проводились работы по замене средств вентиляции, шумопоглощения, израсходовавших свой рабочий ресурс за 25 лет эксплуатации модуля ФГБ «Заря». Поэтому работа с Boeing в этом направлении будет продолжена. Хруничева проделана большая работа в обеспечение продления срока службы до 2028 года в части незаменяемого на орбите оборудования: герметичного корпуса, двигательной установки, части системы терморегулирования, стыковочных узлов, солнечных батарей модуля ФГБ «Заря».
Проводится модернизация ряда бортовых систем наземного стендового оборудования, диагностика состояния конструкции герметичного корпуса и незаменяемого оборудования системы электроснабжения, системы управления бортовым комплексом. По промежуточной камере модуля приняты меры с целью устранения обнаруженной утечки, они имели некоторый успех. Снизить потери воздуха из камеры позволяет ее периодическая изоляция от остального обитаемого отсека модуля. Экипаж входит в камеру на время проведения в ней работ.
Чтобы отнести ее к классу сверхтяжелых ракет, такой грузоподъемности недостаточно. Разработчики условно называют ее ракетой тяжелого класса повышенной грузоподъемности. Единственной многоразовой ракетой большей грузоподъемности, чем Falcon 9 является сверхтяжелая Falcon Heavy того же производителя. В варианте с возвращаемыми ступенями она может выводить на орбиту до 50 тонн, в одноразовой версии — до 64 тонн.
Хруничева Алексей Варочко сообщил СМИ, что сокращение числа пусков тяжёлой «Ангары» с 10 до 6 в рамках ЛКИ связано с достижением безаварийного функционирования ракеты-носителя уже с первых пусков. Макеты РН семейства «Ангара» [ править править код ] Планируется три модификации базовой «Ангары-А5» первые три носителя в рамках лётно-конструкторских испытаний : «Ангара-А5М» 2023 год, «Восточный» — модернизированный вариант «пятёрки» с двигателями РД-191М, благодаря которым грузоподъёмность увеличится с 22,3 т до 24,5—25,0 т. Зимой 2015 года Роскосмос должен был начать рассмотрение проектов по созданию сверхтяжёлой ракеты-носителя , но в марте того же года было решено отказаться от его создания ввиду отсутствия моногрузов массой 50—70 тонн [72] , сосредоточившись на создании научно-технического задела и разработке отдельных систем и агрегатов для будущей сверхтяжёлой ракеты один из вариантов предполагает, что от РКН «Ангара-А5В» будет взята верхняя водородная ступень. Вместо носителя сверхтяжёлого класса решено создать модификацию «Ангары-А5» двойного назначения, способную выводить на орбиту как тяжёлые спутники в интересах Министерства обороны РФ , так и аппараты гражданского назначения. Предварительная оценочная стоимость модификации составляла 37 млрд. При этом вся программа создания ракеты с учётом строительства и оснащения наземной инфраструктуры для неё будет стоить 150 млрд. Впервые в истории отечественной космической промышленности новая ракета-носитель будет создаваться в кооперации трёх ведущих космических предприятий-конкурентов: Центра им. Многоразовая модификация [ править править код ] В 2018 году один из идеологов ракет семейства «Ангара» генеральный конструктор средств выведения Александр Медведев предложил сделать «Ангару-А5В» многоразовой. Согласно концепции Медведева, после старта связка первой и второй ступеней четыре боковых блока первой ступени и центральный блок второй ступени без отделения друг от друга, как должно быть при пуске одноразовой «Ангары», продолжают лететь до момента отделения от них третьей ступени с космическим аппаратом. Затем третья ступень продолжает полёт по своей программе, а связка из первой и второй ступеней выдаёт тормозной импульс, разворачивается в воздухе и летит двигателями вниз. Перед посадкой центральный блок включает двигатель на торможение, и ракета «садится» на выдвижные опоры, как у ракеты Falcon 9 от SpaceX. Приземлять ракету предлагается на плавучую платформу в Охотском море в 1360 километрах от космодрома. Создание многоразовой версии «Ангары» потребует её конструкторской переделки, дооснащения носителя посадочными опорами, системой управления при посадке, дополнительными системами теплозащиты. После доработки многоразовая «Ангара-А5В» сможет выводить с космодрома «Восточный» 26—27 тонн, а не 37 тонн, как в одноразовом варианте. В конце 2020 года генеральный конструктор КБ «Салют» Центра им. Хруничева Сергей Кузнецов сообщил СМИ, что технических препятствий оснастить «Ангару» возвращаемой первой ступенью нет, однако экономическая целесообразность такого подхода неясна [77]. Хруничева Алексей Варочко сообщил СМИ, что в 2021 году был защищён эскизный проект по созданию КРК «Амур» второго этапа с ракетой-носителем повышенной грузоподъёмности «Ангара-А5В», в состав которой входит кислородно-водородная третья ступень. В рамках данного проекта была рассмотрена возможность создания на её основе многоразовой ракеты. Учитывая текущую ситуацию, решение о развертывании дальнейших работ по созданию многоразовой ракеты является прерогативой государственного заказчика. При этом необходимо учитывать, что её разработку нужно вести одновременно с разработкой ракеты повышенной грузоподъемности «Ангара-А5В» [39]. Запускается с пятью универсальными ракетными модулями УРМ-1, которые оснащены двигателями РД-191 и РД-0124 на второй ступени четыре модуля на первой ступени и один на второй.
До этого носители такого типа стартовали только с Плесецка. Так что в истории Восточного начинается новая глава. Раньше именно они выводили на орбиту тяжелые аппараты, в частности модули МКС.
На космодром Восточный отправлен макет «Ангары-А5»
«Ангара-А5М» будет обладать более мощными двигателями, чем предыдущая версия, что позволит ей выводить на орбиту до 27 тонн полезной нагрузки. Государственная комиссия допустила ракету «Ангара-А5» к заправке и запуску 11 апреля с космодрома Восточный. на уровне ракеты "Ангара-А5М", то есть 27 тонн на низкую околоземную орбиту", – сказал Варочко в интервью РИА данным агентства. Глава Роскосмоса Юрий Борисов заявил, что первый запуск модернизированной ракеты-носителя тяжёлого класса «Ангара-А5М» запланирован на 2027 год. Запуск ракеты-носителя тяжёлого класса «Ангара-А5» с разгонным блоком «Орион» ознаменовал новую веху для космодрома Восточный, заявил глава.
Испытание Восточным
на уровне ракеты "Ангара-А5М", то есть 27 тонн на низкую околоземную орбиту", – сказал Варочко в интервью РИА данным агентства. Гендиректор «Роскосмоса» Юрий Борисов назвал огромным событием в жизни всей России первый старт ракеты тяжёлого класса «Ангара-А5» с космодрома Восточный. «Ангара-А5» после летно-конструкторских испытаний отправится в космос, и поможет России запускать любые космические аппараты. В составе космического ракетного комплекса «Амур» I первого этапа на Восточном планируется применять трехступенчатые ракеты-носители тяжелого класса «Ангара-А5» и «Ангара-А5М». Бывший гендиректор и генконструктор Центра Хруничева, где производится «Ангара-А5», Владимир Нестеров в интервью РИА «Новости» отметил. Как пишет РИА Новости со ссылкой на источник в ракетно-космической индустрии, космическое ведомство договорилось с Минобороны об облике носителя тяжелого класса «Ангара А5М». «.
Подвинься, Starship. Какой будет новая ракета "Ангара" и кому она понадобится
Когда в 2017—2018 годах встал вопрос о том, что для стартового комплекса «Ангары-А5» нужны отечественные технологические разработки, заказчики обратились к нам», — рассказал Виктор Корнеев. По предоставленным заказчиком ТЗ наше конструкторское бюро разработало, а затем на предприятии изготовили поршневые насосные агрегаты и испарители криогенной жидкости. То есть это полностью отечественная разработка, в ней нет импортных узлов. В рамках импортозамещения к нам уже обращались и другие заказчики для разработки и изготовления оборудования взамен покинувшего российский рынок», — отметил специалист.
Старт удалось осуществить только с третьего раза — запуск ракеты тяжелого класса дважды переносили из-за срабатывания автоматики. Рассказываем о первом удачном запуске ракеты-носителя данного типа с Восточного, причинах неудач предыдущих попыток, а также об особенностях и назначении «Ангары-А5». Ракета «Ангара-А5» и ее предназначение «Ангара» представляет собой семейство российских ракет-носителей от легкого до тяжелого класса, использующих экологически чистое топливо на основе керосина и жидкого кислорода. Это делает их предпочтительной альтернативой ракетам «Протон-М», которые планируется заменить в ближайшем будущем. Директор Института космических исследований РАН, Анатолий Петрукович, описывает ракету тяжелого класса «Ангара-А5» как основной космический «грузовик» для доставки в космос крупных объектов, таких как астрономическая обсерватория или посадочные аппараты для предстоящих миссий на Луну, Марс и Венеру. В дополнение к стандартной «Ангаре-А5» с грузоподъемностью до 24,5 тонн и стартовой массой около 773 тонн разрабатываются модификации «Ангара-А5М» с увеличенной грузоподъемностью и «Ангара-А5В», которая будет оснащена возвращаемыми ступенями и третьей ступенью на водороде. Ракеты этого типа предназначены для вывода на околоземную орбиту спутников, компонентов будущей Российской орбитальной станции и пилотируемых транспортных кораблей.
А затем добавил - «Поздравляю стартовиков и ракетчиков родного "Роскосмоса" с успешным завершением пусковой кампании 2021 года! Хруничева» объявило тендер на разработку проекта техперевооружение своего омского филиала. Во сколько обойдется затем само перевооружение — пока можно только догадываться. Однако в любом случае эти миллиарды можно считать весомым вкладом в экономику Омской области. Но насчет «успешного завершения пусковой кампании» глава «Роскосмоса», вероятно, поторопился с заявлениями.
Уникальность этого старта еще и в том, что одновременно испытываются разгонный блок «Орион» и новейший комплекс «Амур», куда входит как сама ракета, так и возведенная под нее инфраструктура. Какие задачи стоят перед «Ангарой», идущей на смену «Протону»? Эта ракета способна выводить на орбиту абсолютно любые типы российских космических аппаратов. Успешные испытания «Ангары» значат, что теперь Россия сможет запускать со своей территории и транспортные, и пилотируемые ракеты.