встреча со Христом. И вот наступило событие той самой встречи, Сретения, которое мы до сих пор чтим и празднуем — он увидел младенца Иисуса Христа. Само название Сретение, что означает «встреча», отсылает нас к сути этого великого праздника. Сретение, то есть встреча, в данном контексте подразумевает встречу старца Симеона с Богом в лице принесённого в Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа[5].
История праздника
- Циркулярные письма
- Как правильно провести этот особый для православных день
- Сретение Господне: история, традиции и смысл православного праздника
- Комментарии
- Сретение 2024: что нужно сделать, чтобы слезами год не умываться
Сретение Господне 15 февраля: в чем суть праздника и что категорически нельзя делать
Но прежде оно есть в евангельском повествовании о Благовещении: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» Лк. Обращаясь таким образом к Богородице, мы уподобляемся архангелу Гавриилу, который приветствовал Ее, принеся весть о будущем Рождении от Нее Мессии. Именование Богородицы «благодатной» в тропаре святитель Николай Сербский объясняет следующим образом: «Душа Ее, как храм, была исполнена животворящими дарами Духа Святого, небесным благоуханием и небесной чистотой» [13].
Пресвятая Дева приняла и усвоила в Себе дары Духа Святого, благодаря чему через Нее и пришел в мир Спаситель, поэтому и мы обращаемся к ней в молитве: «Благодатная». Солнце правды В тропаре Господь олицетворяется с солнцем, которое освещает все, на что падают его лучи. И в песнопении мы видим неразрывную связь с недавним праздником Рождества Христова.
Церковнославянское причастие «возсия», имеющее значение «начать сиять, воссиять, засиять» [14] , показывает, что именно благодаря Богородице Спаситель пришел в наш мир. Неслучайно один из авторов русского перевода — священник Михаил Асмус — передает церковнославянское «возсия» как «взошло на небосклон». Именование Господа солнцем дает нам понять, что Он являет Собой свет, освещающий все.
Именование Господа солнцем дает нам понять, что Он являет Собой свет, освещающий все Стоит обратить внимание и на существительное «правды». Слово «правда» в церковнославянском языке имеет достаточно широкое значение: праведность, истина, закон, справедливость [15]. Господь пришел в наш мир, чтобы избавить нас от рабства греха и власти дьявола, чтобы восстановить некогда падший образ Божий в каждом человеке Своей благодатью, своим нетварным светом.
Пророк Исайя пишет: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» Ис. Но освещение Божиим светом является не просто внешним освещением, как обычный свет освещает предметы, но особым светом, возвращающим нам духовное зрение. На это указывает церковнославянское причастие «просвещаяй» от глагола «просвещати» — «озарять, давать свет, возвращать зрение, совершенствовать» [16].
Веселись, праведный старец!
В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно — Святой Дух привел его. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына».
Как дева, то есть девственница, может родить? Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» женщина. Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно.
Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» Лк 2:25-26. И вот, день пришел.
Исполнилось то, что ученый ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, — а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть.
Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе — «Ныне отпущаеши».
А Тебе Самой оружие пройдёт душу,— да откроются помышления многих сердец» Лк 2:34-35. Споры в народе — это преследования, которые были уготованы Спасителю. Открытие помышлений — Суд Божий.
Что за оружие пронзит сердце Богородицы? Это было пророчеством о Распятии, которое ждало ее Сына. Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце.
Есть икона Богородицы — яркая иллюстрация этого пророчества. Она называется «Умягчение злых сердец». Иконописцы изображают Богоматерь стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами.
Анна-пророчица В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге.
Она много лет жила и работала при Храме, как пишет евангелист Лука, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» Лк 2:37—38. Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из Храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. А Святое Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило все положенное законом Моисея.
Сретение — это встреча с Господом. Старец Симеон и Пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример — как принять Господа с чистым и открытым сердцем. После встречи со Христом Симеон отошел к праотцам, чтобы ждать Воскресения Христова.
И, представьте, смерть стала для него огромным счастьем! Праведный старец прожил долгую жизнь — по преданию, ему было больше трехсот лет. Многие скажут «счастливчик», потому что мечтают жить вечно.
Но почитайте рассказы долгожителей, которые превысили возраст, отпущенный человеку Богом, — сто двадцать лет. Мне запомнился один телесюжет: древнюю старушку к журналистам вывела пра-пра-правнучка, которая тоже далеко не молода. Согбенную бабушку разогнули и спросили: «К тебе здесь телевидение пришло.
Что ты можешь сказать? Почему Он меня не забирает? И, приняв из рук Девы Марии Богомладенца, возрадовался.
Теперь, когда он своими глазами увидел Спасителя, Господь отпускает его из мира тленного — в мир Горний. Так и мы, однажды встретив Бога, должны понять: время греха, слабостей и своеволий прошло.
Не тождественное «сретению», а более широкое по объему, родовое по отношению к нему. В слове «встреча» есть какие-то едва уловимые смысловые оттенки случайного хотя, всем понятно, что зачастую встречи разного уровня и типа заранее планируются , стихийного, хотя и не бессмысленного, наоборот, скорее, чего-то судьбоносного, предопределенного, быть может, даже рокового… «Сретение» — тут нет никакой стихийности, но и о предопределенности как-то неприлично, что ли, говорить… Сущность этого явления — особая промыслительность а Промысел Божий — это в первую очередь забота Божия. Встречи могут быть, условно говоря, случайными или вынужденными. Сретение — нет. В нем проявляется какое-то умонепостижимое сочетание промыслительной предопределенности и нравственной свободы выбора: св. Симеон не ведется помимо своей воли на предопределенную встречу с Богомладенцем, он извещен свыше и стремится к ней; Богородице предстает Архангел Гавриил независимо от Ее желания, но встреча — это контакт, на который Приснодева могла и не пойти, а явление Архангела так и осталось бы явлением, не перейдя во встречу. Это все не просто встречи, это — сретения. В нашей жизни множество событий было, и еще будут, чье предназначение — стать встречами.
Что-то состоялось как встреча, что-то — нет, и уже никогда не состоится. И лишь некоторые из них должны были стать сретениями, однако, или мы их вообще проглядели, или же отозвались, и как встречи они состоялись, да, но, не облекаясь в сретенскую промыслительность, оставаясь непонятыми нами по смыслу и не достигая своего предназначения, так и остались они всего лишь встречами. Впрочем, для кого-то и не «всего лишь».
Отрадно, что в нашей Церкви сложилась замечательная традиция молодежного добровольческого служения, когда юноши и девушки, объединяясь в вере и любви к Богу и ближним, стремятся делиться с окружающими своим сердечным теплом и вниманием, помогая тем, кто в этом особенно нуждается: детям-сиротам, пожилым и тяжелобольным людям. Отдавая частичку самих себя, мы обретаем нечто гораздо большее: счастье быть нужным другим, радость от осознания того, что делаем этот мир чуть лучше и чуть добрее», — отметил Патриарх Кирилл в обращении. Со следующей недели православные уже отказываются от мяса, но вкушают молоко и яйца. А после Прощенного воскресения, которое в этом году выпало на 26 февраля, начинается первая неделя самого строгого в году Великого поста.
Тем не менее, до поста еще полторы недели. А Сретение Господне — радостный праздник, несущий надежду и тепло приближающейся весны.
Форма обратной связи
- Сретение Господне. История и суть праздника
- Также рекомендуем
- Похожие новости
- СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ, РЕПОРТАЖ - 1. ЛИТУРГИЯ
- Сретение Господне: традиции и приметы, что нельзя делать 15 февраля
Открытки на Сретение Господне
15 февраля весь православный мир отметит Сретение Господне – это один из великих двунадесятых праздников. Также Сретение означает встречу Ветхого и Нового Заветов в лице Родившегося Спасителя, и встречу человека с Богом в масштабном смысле этого слова. Сретение — то встреча двух эпох, двух миров – Ветхого и Нового – это самая главная и долгожданная встреча в истории человечества. Православные верующие отмечают сегодня Громницы, или Сретение Господне – один из 12 главных церковных праздников. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Встреча зимы с весной. Обряды, приметы, традиции
- Открытки по темам
- Радость Встречи /
- Радость Встречи
- Сретение 2024: что нужно сделать, чтобы слезами год не умываться
- Анна Рослякова
Сретение – это встреча
Сегодня уже отмечалось, что Сретение – это встреча. Сегодня, 15-го февраля 2024 г. христианский мир отмечает праздник Сретения Господня. Главная» #Наша жизнь» (ВИДЕО) Сретение Господне – это встреча с Господом. Философское значение праздника Сретения — встреча старого языческого мира и христианства, Ветхого Завета и Нового.
«Сретение - встреча»
Анна поклонилась Иисусу и вышла на улицу, чтобы рассказать людям о появлении избавителя Израиля. После исполнения обычая Богородица, Иосиф и Иисус вернулись в Назарет. Когда начали праздновать Сретение Праздник считается одним из самых древних. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ...
После этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию». В VI веке праздник стал общегосударственным для Византии. Затем традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру.
Как провести Сретение Праздник совпадал с окончанием сильных холодов. В народе говорили: «Сретение — зима с летом встретились». И, действительно, солнце выглядывает все чаще, а дни становятся длиннее и светлее.
Последние морозы и первые оттепели тоже называли сретенскими.
Вместе с Богоприимцем была Анна Пророчица. Симеон взял Богомладенца на руки и произнес вслух пророчество о Спасителе: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». А Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец». Предания гласят, что Симеон родился до Рождества Христова и в итоге прожил более 300 лет. Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем, причислила к лику святых, прославила как благочестивого праведника и покровителя младенцев. Сретение символизирует пересечение Ветхого и Нового Заветов, соединяя иудейскую и христианскую традиции, истории спасения человечества. Это один из старейших христианских праздников. Его застали, в частности, священномученик Мефодий Патарский и святитель Иоанн Златоуст, они выступали с проповедями. Несмотря на древнее происхождение, Сретение начали отмечать более торжественно только после того, как в VI веке, во времена бедствий, люди получили откровение о важности этого дня.
Официально праздник закрепили в 544 году, после чудесного избавления от несчастий в Византии. Это событие определяет не просто встречу, а встречу сущего с Вечным, когда земное касается небесного, выражая идею знакомства смертных с вечной жизнью. Основной смысл Сретения — общение человека с Господом, иллюстрируемое через встречу Симеона и Анны с младенцем Иисусом в Иерусалимском храме. Все вместе они демонстрируют важность постоянной готовности к контакту со Всевышним. Каждый из нас перед этим стоит.
Во время долгожданной встречи с богомладенцем, Симеон произнес пророчество о непростом будущем маленького Исуса, его гибели и его Воскрешении.
Эти слова подтвердила и Анна. Фото со страницы Новосибирской митрополии ВКонтакте Сегодня по традиции верующие на Сретение обычно отправляются в церковь, где освящают свечи. Считается, что сретенские свечи обладают огромной силой. Они защищают людей от бед и несчастий, дом — от пожара и молний, посевы — от града и заморозков. Хранили свечи целый год и зажигали только тогда, когда возникала проблемная ситуация. Вторым символом Сретенья была вода, которую набирали из трех колодцев.
Верили, что она может исцелить многие болезни. По поверью, сретенская вода по своей силе не уступает крещенской, поэтому ее также освящают, а затем несут домой, чтобы умываться, пить по немногу самим и поить детей, чтобы укрепить здоровье и прибавить сил. В древние времена бытовал также дикий по меркам современных людей обычай.
Научи нас, недостойных рабов Твоих, радоваться каждому дню, укреплять веру и приумножать любовь к Тебе. Позволь обрести счастье с Твоей помощью, дабы каждый день был новым продолжением счастливой жизни.
Помоги мне понять, что необходимо вычеркнуть из моей жизни, чтобы стать счастливым человеком. Я молю Тебя о мудрости в поведении моем и словах моих. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Счастья вам и вашим близким! Смотрите также.
Праздник Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
Православные верующие в пятницу отмечают Сретение Господне – один из 12 главных церковных праздников. Сегодня уже отмечалось, что Сретение – это встреча. Сотрудники Кановского сельского Дома культуры провели фольклорный праздник «Сретение или Встреча Зимы с Весной». Таково основное содержание и смысл праздника Встречи-Сретения, завершающего собой цикл рождественских торжеств и воспоминаний, посвященных прославлению явившегося в мир. Час православной культуры «Сретение Господне – праздник встреч».
Радость Встречи
Слово «сретение» означает «встреча», причем значение праздника в православной и народной трактовке отличается. Сретение, то есть встреча, в данном контексте подразумевает встречу старца Симеона с Богом в лице принесённого в Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа[5]. Церковно-славянское слово «сретение» можно перевести на русский язык словом «встреча». Встреча Ветхого Завета с Новым, встреча Симеона Богоприимца с Христом.