Новости в чем ценность метода майевтики

Суть метода майевтики заключается в том, чтобы задавать вопросы, которые провоцируют собеседника к размышлению и самостоятельному обнаружению истины. МАЙЕВТИКА (греч. maieutike — повивальное искусство) — метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог прежде всего по отн. Зеноновский метод, впоследствии назвали методом «приведения к нелепости» (reductio ad absurdum). В чем ценность метода майевтики? практическая по философии, и там такой вопрос. «Развернутое описание «метода» майевтики осуществил Платон: «Теперь мое повивальное.

Сократовская майевтика: суть и принципы метода

О том, как Сократ объяснял собственный метод — майевтику, — мы узнаем из диалога Платона «Таэтет». МАЙЕВТИКА — МАЙЕВТИКА (греч. maieutike, букв. — повивальное искусство) — метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. В чём суть метода Сократа, из каких элементов он состоит и как применяется в современном образовании. Свой метод собеседования Сократ называл майевтикой («повивальным искусством»), имея в виду, что только помогает «рождению» знания, но сам не является его источником: так как не вопрос, а ответ является положительным утверждением, то «знающим» считался собеседник. Майевтика рассматривалась Сократом как вид повивального искусства, унаследованного им от своей матери, с той только разницей, что Сократ помогал разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождали они не физическое дитя, а знание.

Метод майевтики: ценность и краткая философия

Существует несколько основных принципов метода майевтики: Ирония — философ задает простые вопросы, которые приводят собеседника к самоопровержению или осознанию своих незнаний. Майевтика — подробное исследование истинности приводимых ответов. Майевтика Сократа была одним из ключевых элементов практики и изучения философии в Древней Греции. Метод диалога и поиска истины через вопросы и обсуждение стал одним из фундаментов западной философии. Ценность метода майевтики Сократа Метод майевтики, разработанный Сократом, имеет огромную ценность в философии и практической жизни.

Когда вам сталкиваетесь с проблемой или конфликтом, применение майевтики может помочь вам выявить скрытые факторы, осознать свои идеи и представления, а также предложить альтернативные решения. Задавайте себе вопросы типа: «Почему это произошло? Майевтика может помочь нам лучше понять других людей, их мотивы и ценности. Установите глубокий контакт с другими людьми, слушайте активно и задавайте вопросы, чтобы лучше понять их точку зрения и переживания. Майевтика может быть полезным инструментом для самооткрытия и развития личности в повседневной жизни. Применение этого метода позволяет лучше понять свои мысли, чувства и ценности, а также развить способность анализировать ситуации и взаимодействовать с другими людьми. Влияние майевтики на формирование личности и развитие самосознания С помощью майевтики человек может осознать свои скрытые потребности и желания, которые могут быть запрятаны глубоко в подсознании. Этот метод позволяет задавать вопросы, которые направлены на активизацию мышления и способствуют выявлению глубинных установок личности. Майевтика способствует развитию самосознания путем стимуляции рефлексии и самоанализа. Она помогает осознать свои сильные и слабые стороны, а также преодолеть внутренние преграды, которые могут мешать личностному росту и развитию. Одним из основных преимуществ майевтики является ее способность обнаруживать скрытые причины и мотивы нашего поведения. Этот метод помогает нам лучше понять самих себя, свои стремления и желания, а также узнать, какие ценности и идеалы действительно важны для нас. Майевтика также способствует формированию личности, помогая нам разобраться в себе и стать более целостными и автономными. Она помогает нам осознать, какие ценности и убеждения нам наиболее близки, что позволяет нам принимать более осознанные и аутентичные решения в жизни.

Основы майевтики и ее философские корни Философские корни майевтики уходят в античную древность, когда Сократ проводил свои диалоги с афинской молодежью. Сократ считал, что истина не может быть полностью передана извне, она должна быть обнаружена и осознана самим человеком. Он верил, что каждый человек внутренне обладает знанием и может разгадать загадку жизни через размышления и диалог. Метод майевтики базируется на принципе вопросов и ответов. Сократ задавал провокационные и глубокие вопросы, стараясь пробудить в собеседнике скрытые знания и истины, которые уже имелись, но были забыты или закрыты собственными убеждениями. Таким образом, майевтика позволяет человеку самостоятельно осознать и почувствовать ценность, которая уже присутствует в его сознании, но требует раскрытия. Философия Сократа, основанная на майевтике, предполагает, что истина не является готовым продуктом, который можно передать в виде внешнего знания, но есть что-то внутри нас, что может быть обнаружено, если мы будем задавать себе и другим людям глубокие и мудрые вопросы. Майевтика помогает преодолеть поверхностные убеждения и априорные суждения, открывает возможность для саморазвития и самопознания. Таким образом, майевтика является философским методом, который помогает человеку раскрыть ценности, знания и истины в себе через диалог и задание провокационных вопросов. Она позволяет обрести понимание и самосознание, а также превзойти поверхностные убеждения и предрассудки. Майевтика возглавляет путь к истинному самоосвобождению и высшим познаниям о собственной ценности в мире. Практическое применение майевтики в повседневной жизни Майевтика, философский метод, впервые предложенный Сократом, может быть полезным инструментом раскрытия ценности и осознания себя в повседневной жизни. Практическое применение майевтики помогает людям более глубоко понять свои мысли, убеждения и ценности. Вот несколько способов использования майевтики в повседневных ситуациях: Размышление и самоанализ.

Гуманитарное проектирование есть всегда новая интерпретация, перепроектирование незавершенного социально-культурного проекта. Гуманитарный проект связан с процессом трансцендирования проектировщика в мир абсолютных ценностей. Отсюда и появление нового смысла. Гуманитарный проектировщик принадлежит двум мирам: физически-социально- культурному и миру абсолютных ценностей. Гуманитарный проект есть локальный по масштабу проект. Это не огромная бездушная социальная машина, а небольшое ценностное, рефлексивное и коммуникативное сообщество. Образовательный процесс в «Школе майевтики» организован в три этапа. Первый этап обучения в школе майевтики предполагает организацию культурно-ценностного самоопределения участников выездных сессий 3 раза в год по 5 дней «Школы майевтики», фиксацию занимаемой позиции, разработку собственного социального или технического проекта и получение экспертной оценки в любом региональном тематическом проектном конкурсе. Дети и взрослые, не ориентированные на саморазвитие в рамках культуры, на второй этап не приглашаются. На втором этапе происходит разработка собственного «пробного» гуманитарного проекта. Он получается только в результате тройного самоопределения проектировщика: 1 осознания собственных ценностных ориентаций и проблем и их реализации; 2 выбора, освоения и самостоятельной интерпретации определенной области духовной культуры в контексте соцоикультурной региональной ситуации; 3 освоения средств методологической культуры рефлексии, критического мышления, понимания, самоопределения, позиционного анализа ситуации, схематизации и др. Попытка разработки и реализации гуманитарного проекта заканчивается фазой рефлексивного анализа с целью проявления и фиксации личностной позиции. Если первая попытка была неудачной, попытки повторяются до получения позитивного результата. Проявление и закрепление личностной позиции можно считать окончанием обучения на втором этапе в школе майевтики. На третьем этапе к проектной составляющей добавляется исследовательская. Предполагается углубленное изучение определенной культурной традиции до понимания ее возможностей и границ, и разработка собственного жизненного проекта для сохранения и развития этой традиции [7].

В чем ценность метода майевтики кратко

Поиск истинных ответов Суть майевтики Сократа Майевтика, метод философического исследования, разработанный Сократом, имел глубокий смысл и важное значение в античной Греции. Суть метода заключается в поиске истины и раскрытии познавательного потенциала у собеседника. Сократ считал, что истинные знания уже присутствуют в человеке, и его задача заключается в том, чтобы помочь собеседнику осознать их. Он не давал готовых ответов, а используя простые и логичные вопросы, направлял собеседника на самостоятельное поисковое мышление. Суть майевтики заключается в создании диалогической ситуации, в рамках которой Сократ задавал вопросы, стимулировал мышление и анализ. Через эту сократическую диалектику, собеседник мог осознать свои заблуждения, уточнить свои мнения и прийти к истинным знаниям. Таким образом, майевтика Сократа была попыткой обрести истину через осознание и самопознание. Он верил, что истина может быть достигнута только путем задания вопросов и искреннего поиска ответов.

В своей философии Сократ искал не только истину, но и мудрость. Ведь, по его мнению, человек мудр, когда знает ограниченность своих знаний и способен задавать правильные вопросы. Преимущества метода майевтики Сократа: 1. Помогает собеседнику развить мышление и критическое мышление; 2. Содействует осознанию истинных знаний и устранению заблуждений; 3. Развивает навыки обсуждения и анализа; 4. Стимулирует самостоятельное поисковое мышление; 5.

Позволяет прийти к внутреннему самознанию и пониманию. Определение и особенности метода философа Особенностью метода майевтики Сократа является его фокус на осознании и самоанализе участников диалога.

Сократ верил, что каждый человек в себе содержит уже имеющиеся знания, но может о них не знать или не осознавать их. Майевтика помогает людям обнаружить и получить доступ к своим скрытым знаниям. Принцип иронии. Сократ использовал иронию, чтобы подчеркнуть неопределенность и неадекватность знания. Он задавал уточняющие вопросы, которые заставляли людей самим прийти к выводу о недостаточности своих знаний. Принцип открытости и готовности к изменению. Сократ учил, что необходимо быть открытым для новых идей и готовым изменить свои убеждения. Он поощрял самоанализ и сомнение, чтобы достичь более глубокого понимания.

Особенности метода. Майевтика не предполагает предоставление готовых ответов, это скорее процесс поиска истины через анализ и формулировку вопросов. Сократское обсуждение может быть многослойным и длительным. Применение в современном мире. Майевтика остается актуальным методом до сих пор. Она используется в различных областях, таких как психология, коучинг, образование. С ее помощью можно развивать критическое мышление, самоанализ и способность к самостоятельному поиску знаний. Положительные эффекты. Майевтика помогает участникам развивать навыки критического мышления, самоанализа и коммуникативных навыков. Она способствует углубленному пониманию темы, развитию уверенности в своих знаниях и способности к самостоятельному решению проблем.

Применение метода майевтики в современном мире Майевтика — это метод, разработанный древнегреческим философом Сократом, который позволяет достичь истины путем постепенного выведения правильных ответов из своего собеседника. Этот метод майевтики активно применяется в современном мире в различных сферах деятельности. В бизнесе метод майевтики широко используется в процессе консультаций и тренингов. С помощью вопросов, задаваемых майевтиком, участники мероприятий раскрывают свои мысли и приводят аргументы, что позволяет им лучше понять причины своих проблем и найти пути их решения. Также метод майевтики активно применяется в образовании. Преподаватели используют его для развития критического мышления и самостоятельности учащихся.

Причем недостаточно просто делать вид, что тебе интересно, надо на самом деле увлекаться темой и получать от разговора настоящее наслаждение. Проблемы в процессе разговора, беседы и общения в целом возникают из-за того, что участники участвуют в нем просто так, механически, потому что так нужно.

Цель эффективной беседы заключается в искренней заинтересованности проблемой человека. Основное правило эффективного общения заключается в живом интересе к жизни вообще и к человеческим потребностям в частности. Даже если в процессе беседы возникают споры, противоречия, то содержание и качество диалога от этого не страдает. Научиться правильно вести беседу, поддерживать ее — задача не из легкий, но этот навык, по мнению многих психологов и социологов, как нельзя лучше определяет социальную адаптированность личности. Позволяет судить об уровне развития коммуникативных навыков. Умение правильно выстраивать беседу способствует лучшему продвижению по службе, имеет важное значение в работе, особенно если твоя профессия связана с коммуникативной сферой или с областью обслуживания. Несколько важных правил, как правильно вести беседу Обучение искусству диалога требует немного терпения, настойчивости и практики. Главной составляющей любого эффективного общения является увлечение и интерес к жизни.

Нельзя поддержать собеседника, если тебе неинтересно ничего в этом мире. Собственное развитие, исследование жизни и поиск новых знаний, идей — движущая сила любого общения, диалога. Смысл беседы — обмен опытом, информацией по данной теме, но, если нет истинного интереса, ничего не получится. Основные принципы: Осознай тот факт, что с любым человеком есть о чем поговорить. Хороший собеседник одинаково умеет поддержать разговор на различные темы, например, о помидорах, поиске духовных источников развития или о практических науках. Если трудно определиться с предметом общения, то всегда можно поговорить о самом человеке. Активно слушай. Это значит смотри в глаза, задавай вопросы по теме, старайся предугадать его мысли, вставляй реплики и вместе с ним познавай мир дальше.

Таким образом, ты создашь атмосферу понимания и доверия. Рассказывай интересно и слушай с интересом. Если вещи, о которых рассказывает твой новый знакомый, бесконечно от тебя далеки, например, благотворительная деятельность православной общины или как открывать в себе нескончаемый источник радости, то прояви интерес со своей стороны. Диалог может состоять из нескольких тем, и все они могут оказаться неинтересными для тебя. В каждой из них нужно научиться находить что-то занимательное для себя. Но кто знает, может, в будущем это станет твоим новым увлечением. В случае далеких от тебя тем, следует использовать прием «копилка знаний» и «мой словарь». Отмечай для себя все новое, подводи итоги разговоров, анализируй, что может тебе пригодится дальше по жизни, обогащай свою речь новыми понятиями.

Выражайся проще. Говорить нужно простым, доступным языком. Без иронии, намеков, вычурных метафор. Не следует в диалог вводить специализированные термины и модные иностранные слова. Использование непонятных слов засоряет разговор, отдаляет друг от друга собеседников. Обратную связь путем умничания не наладишь. Беседа может принимать любую форму, но тебе важно научиться всегда вести понятным языком. Это самое верное средство растопить сердце собеседника и начать разговор по душам.

Называй своего друга по имени. Согласно исследованиям психологов, нет ничего приятнее для всех нас, как слышать в процессе беседы свое имя. Отвечай, переспрашивай, рассказывай и всегда при возможности вставляй имя своего друга. Меньше говори «я». Все любят говорить о себе и своих проблемах. Но «тема» о себе служит самым плохим примером, о чем можно вести разговор. Никогда не начинай разговор со сложных, серьезных тем, умных философствований. Выбери что-нибудь полегче, поинтереснее и доступнее для беседы.

Не давай никаких советов, рекомендаций, если тебя не просят. Не демонстрируй своего превосходства, не хвастайся достижениями, не рассказывай поучительных историй, не давай своих определений жизненным явлениям и событиям. Вместо этого предложи свою помощь в чем-либо, поддержи собеседника, если он чем-то расстроен, выскажи ему свое расположение. Придет время, и собеседник сам обо всем у тебя спросит. Не перебивай, особенно во время дискуссии. Дай возможность высказаться оппоненту до конца. И даже в простой дружеской беседе не стоит прерывать друга, так ты покажешь, что его слова, убеждения, мысли интересны и значимы именно для тебя. Всегда соблюдай границы.

Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», — писал Аристотель «Метафизика», XIII, 4. Диалектика, в понимании Сократа и есть во многом метод исследования понятий, способ установления точных определений, для раскрытия содержания этого понятия, нахождением того, что заключено в нем... Тебе, Лахес, как полководцу, ведь известно, что такое мужество? И, клянусь Зевсом, вопрос нетрудный. Не долго думая, отвечу: мужествен тот, кто, оставаясь на своем месте в строю, сражается с неприятелем и не бежит с поля боя. Это ты верно говоришь, Лахес, если, правда, иметь в виду один из примеров мужественного поступка. Возможно, моя вина в том, что ты свел мужество к единичному случаю, поэтому уточним вопрос: я прошу тебя определить существо добродетели мужества, найти то, что есть «одно и то же во всем» 191 с , то есть то общее и существенное, которое охватывает все случаи и все примеры мужественных поступков. Твой же ответ следует признать опрометчивым потому, что существуют поступки и образы действий, которые по внешнему проявлению противоположны твоему пониманию мужества, но которые всеми должны быть признаны за мужественные. Так, скифы, убегая, сражаются не менее мужественно, чем преследуя. Да и Гомер называет Энея «мастером бегства».

Бегство само по себе не обязательно есть признак малодушия или отсутствия мужества. Ведь во время сражения при Платее гоплиты лакедемонян, столкнувшись с персидскими щитоносцами, побежали, не утратив при этом мужества. Когда же из-за этого бегства ряды персов расстроились, лакедемоняне неожиданно обернулись назад, стали сражаться как конные и таким образом одержали победу. Собственно говоря, я хотел бы узнать от тебя, Лахес, о мужественных не только в пехоте, но и в коннице и вообще в военном деле, и не только на войне, а также во время опасностей на море, в болезнях, в бедности или в государственных делах, и опять еще не о тех только, что мужественны относительно скорбей и страхов, но и кто силен в борьбе с вожделениями и удовольствиями, на месте ли он остается или обнажает тыл; ведь бывают, Лахес, мужественные и в таких вещах. Если, Сократ, от меня требуется определение мужества, то есть нахождение того существенного признака, который присущ всем его проявлениям, то я бы сказал, что это — своего рода стойкость души, твердость характера, словом, упорство. Ты говоришь так, как нужно. Но мне кажется, что не всякое упорство представляется тебе мужеством. Такое заключение делаю из того, что почти уверен, что ты, Лахес, относишь мужество к прекрасным вещам. Да, несомненно, к прекрасным. А упорство, соединенное с благоразумием, не будет ли прекрасной и хорошей вещью?

Каково же оно будет без благоразумия? Очевидно, противоположной вещью, то есть дурной и плохой? Стало быть, ты не назовешь нечто дурное и плохое хорошим? Не назову, Сократ.

Метод майевтики Сократа — раскрывая истину через вопросы

Ценность метода майевтики Сократа заключается в том, что он помогает людям. Майевтика — составная часть так называемого сократического метода наряду с иронией, индукцией и определением. Думаю суть в том, что, поскольку этот метод основан по принципу вопрос-ответ, то в процессе осуществления этого метода собеседники приходят к некоему выводу, к истине. Таким образом, ценность метода майевтики Сократа невозможно переоценить.

Основные положения философии Сократа и метод майевтики

Эта задача решалась при помощи «индукции» и «общих определений». Если этическая цель дискуссии — объективно существующее Добро понятие то стратегическая цель — поиски истины, которые оформляются в некий результат — новое для собеседника знание. В сформулировано определенное мнение, которое мы как бы внушаем навязываем собеседнику. Например, задавая вопрос: «Вы, наверняка, заинтересованы в получении хорошего образования? В какой степени эти попытки были успешными? Что вам не удалось сделать? В каком отношении? Презентация к методическому семинару на тему "Использование метода майевтики метод сократической беседы на уроках самопознания " почти заставляют правильность В большинстве случаев наводящие вопросы звучат крайне навязчиво, они ученика признать ваших суждений и вынуждают согласиться с ними. Ученик может заподозрить, что им пытаются манипулировать, что может вызвать у него внутреннее сопротивление.

Потому использовать наводящие вопросы нужно с осторожностью. И не забывайте следить за тем, чтобы заданный вопрос вызывал у ученика положительную реакцию. Презентация к методическому семинару на тему "Использование метода майевтики метод сократической беседы на уроках самопознания " Всего можно насчитать семь «шагов» этой беседы-дискуссии по Сократу: 1. Согласие оппонента по поводу общего определения. Поиски противоречия. Сократовская ирония. Размывание начального допущения. Тупиковая ситуация аналогия с лабиринтом.

Демонстрация невежества «мудр только Бог».

Условия использования информации. Вся информация, размещенная на данном портале, предназначена только для использования в личных целях и не подлежит дальнейшему воспроизведению.

Идея самоанализа и самостоятельного мышления до сих пор ценится в образовательной и научной среде, и метод майевтики остается актуальным и полезным до сегодняшнего дня.

Основные принципы метода Метод майевтики, разработанный Сократом, основан на нескольких ключевых принципах, которые позволяют достичь глубокого понимания истины: Ирония: Сократ ставил под сомнение знания и убеждения людей, чтобы их сознание открылось для новых идей. Майевтика: Сократ помогал людям самостоятельно искать истину, задавая им провокационные вопросы и подталкивая их к размышлению. Диалог: Сократ предпочитал обсуждать истину с другими людьми, ведь в процессе общения можно обнаружить новые аргументы и найти решения. Критическое мышление: Сократ завлекал людей к анализу, оценке и обсуждению своих убеждений.

Он не давал легких ответов, а искал истину вместе с другими. Все эти принципы позволили Сократу создать уникальный метод, который активно используется до сих пор для обсуждения важных философских и этических вопросов. Преимущества использования метода Метод майевтики, разработанный Сократом, имеет ряд значительных преимуществ, которые делают его эффективным инструментом для достижения понимания и истины: Активное участие студента. Майевтика позволяет студентам активно участвовать в процессе обучения.

Это стимулирует развитие критического мышления и способность анализировать информацию. Развитие навыков критического мышления. Метод майевтики помогает студентам развивать навыки критического мышления и анализа. Они учатся задавать глубокие вопросы и искать альтернативные точки зрения.

Стимулирование самостоятельного озарения.

Она позволяет открыть скрытые идеи и убеждения, а также преодолеть противоречия в собственных умозаключениях. В основе метода лежит постоянный диалог, в котором учитель ставит вопросы, а ученик ищет ответы. Этот подход к обучению подчеркивает значимость собственного мышления и самостоятельного поиска истины. Вместо того, чтобы передавать знания готовыми решениями, Сократ стимулирует критическое мышление и анализ. Метод майевтики также акцентирует внимание на этике. Сократ считал, что истинное знание и мудрость ведут к нравственности.

Он поощрял людей искать принципы и ценности, которые помогут им принимать правильные решения в жизни. Философ учил, что основой морального поведения является самосознание и осмысленность своих поступков. В целом, метод майевтики Сократа представляет собой не только практическую методику обучения, но и философскую систему обращения к истине и к самим себе. Он помогает развивать критическое мышление, открывать новые пути познания и понимания мира и создавать нравственные основы для своего поведения. Ценность метода майевтики Сократа Метод майевтики Сократа, основанный на диалоге и вопросах, имеет непереоценимую ценность в познании и самопознании. Он позволяет людям задавать глубокие вопросы себе и другим, чтобы расширить свое понимание мира и собственной жизни. Одной из главных ценностей метода майевтики является способность помочь людям развивать свою критическую мысль и аналитическое мышление.

Сократ верил, что истинное познание возникает из осознания своей невежественности. Применение метода майевтики помогает людям задавать правильные вопросы и искать ответы, основанные на обоснованных и логических рассуждениях. Другая ценность метода майевтики заключается в его способности помочь людям достичь осознания своих личных ценностей, убеждений и мировоззрения. Путем задавания вопросов и проведения диалога Сократ ставил целью помочь людям разобраться в себе и своих принципах. Это позволяет каждому человеку понять, что именно для него является важным и ценным в жизни. Еще одной важной ценностью метода майевтики является его способность к самопересмотру и изменениям. Сократ учил, что истинное знание достигается через постоянный поиск и пересмотр своих убеждений.

Применение метода майевтики позволяет людям быть готовыми менять свои точки зрения и обновлять свои знания в свете новых фактов и аргументов. В целом, метод майевтики Сократа имеет огромную ценность в познании и самосовершенствовании. Он помогает задавать важные вопросы, понимать себя и свои ценности, а также быть готовым к постоянному развитию и изменениям в своем мировоззрении.

Сократовская майевтика: суть и принципы метода

12. «Майевтика» как метод познания Сократа. Майевтика — составная часть так называемого сократического метода наряду с иронией, индукцией и определением.
Ценность метода майевтики Сократа: основные преимущества Майевтика предполагает, что истина уже содержится в нас или мы в истине; это либо знание-припоминание, либо вечность.
Метод майевтики Сократа | «Развернутое описание «метода» майевтики осуществил Платон: «Теперь мое повивальное.
Что такое майевтика: в чем ценность метода Сократа (Диалог) - полное объяснение Что такое майевтика: в чём ценность метода Сократа.

Метод майевтики Сократа

На деле майевтика выглядела примерно так: после того как известный политический деятель произносил свою речь, Сократ начинал задавать ему вопросы. Сперва он хвалил и всячески превозносил собеседника, говорил множество лестных слов и уверял, что он с лёгкостью ответит на простейшие вопросы. Затем он задавал первый простейший вопрос и дожидался, пока собеседник на него ответит.

Апейрон у Анаксимандра является основой мира и существует в вечном движении.

Апейрон — это бескачественная материя; всё возникло путём выделения из апейрона противоположностей например, горячее и холодное. Существовала в IV в. Критический реализм в философии — направление современной философии науки, ведущее своё происхождение от «критической философии» И.

Рилем, О. Кюльпе, А. Мессером и др.

Как самостоятельная школа критический реализм сформировался в США, когда Д. Дрейк, А. Лавджой, Дж.

Пратт, А. Роджерс, Дж. Сантаяна, Р.

Селлерс и Ч. Стронг выпустили в 1920 «Очерки критического реализма», где была дана детальная... Теория действия — область философского исследования, предметом которой являются действия, прежде всего действия человека.

В центре современных дискуссий вопросы природы действий, их адекватного описания и объяснения. Дильтея, Г. Зиммеля, Ф.

Мейнеке, Г. Риккерта, М. Вебера, Э.

Метатеория — теория, анализирующая методы и свойства другой теории, так называемой предметной или объектной теории. Абдукция от лат. Понятие применяется в философии, физике, психологии, политологии, географии, пространственном анализе, медицине, богословии и биологии в отношении причин разнообразных феноменов и сущностей, вне контекста их свойств.

Спор, дискуссия, организационно-деятельностная игра, проводимые по методу майевтики, включают в себя определение используемых понятий, ответы, использование примеров из жизни, повторное определение понятий и так постепенное приближение к более точному ответу. Метод майевтики используется там, где педагог, руководитель, просто ведущий сами не знают ответа и вместе с участниками поиска ищут его. Майевтику изобрел Сократ, она составляет основу сократовских бесед, технологию его эвристики. Сегодня родилась новая научная дисциплина, устанавливающая междисциплинарные связи в научном знании, «сталкивающая» разнородные данные о чем-то или о ком-то, синтезирующая данные лонгитюдных и генетических методов.

А ирония - это есть постоянная насмешка над самонадеянностью человека, что он якобы уже все знает и всего достиг. Когда Сократ беседовал с афинянами, в процессе чего задавал им вопросы, заставляющие собеседника задумываться, сомневаться в выраженной им ранее мысли, а наиболее самокритичные начинали разочаровываться в своей прежней самонадеянности. Здесь и начинается философия. Впоследствии Платон, а затем и Аристотель говорили, что философия начинается с удивления. Кто не умеет удивляться, никогда не поймет, что есть философия.

Ирония Сократа обращает человека в первую очередь против самого себя. Если догматическая самоуверенность мешает двигаться мысли, то ирония снимает это. Ирония ведет к очищению ума для его дальнейшего просвещения. Итак, ирония - очищает от самонадеянности и самоуверенности в достижении человеком истины во всей ее полноте и глубине. Поэтому Сократ и выдвинул принцип "я знаю, что ничего не знаю". Вторая сторона метода Сократа - майевтика. Под майевтикой Сократ подразумевал последнюю фазу иронического процесса, когда он помогал освободившемуся от фальшивых иллюзий, от самонадеянности и самоуверенности человеку "родить" истину. Сократ говорил о том, что надо научиться принимать духовные роды, ведь философия - поиск истины, философия должна способствовать рождению истинной мысли. У Сократа это состояло в том, что он задавал вопросы, решение которых вело к истине.

По Сократу, преподавание - это самоучение, нельзя научить, если нет потенции на учение у объекта учения. Рождение истины - это рождение ее нами самими. Повивальное искусство истины происходит в процессе вопрошания. Философия и есть любовь к истине, самая высокая и самая бескорыстная, когда философ то есть любящий мудрость, любящий и ищущий истину как бы вопрошает мир и человека как его часть о его тайнах. Любовь же живет в процессе, а не в результате. Философия тоже процесс любви. Она, как и любовь, движет, воодушевляет. Вот в чем диалектика метода Сократа. Поэтому Сократ - главный герой философии.

Он и есть любовь к истине. Вопрошание, как и всякая любовь, возможна в диалоге. Вопрошание к себе или другим, диалог с собой или с собеседником - это одна из сторон диалектического метода Сократа. Повивальное искусство Сократа - маевтика - в диалоге, в котором происходит вопрошание, что и побуждает душу собеседника знать. Хотя, как говорил Гераклит, многознание уму не научает, но в результате маевтики не будет всезнания да это и невозможно , а будет движение к истине. Третья сторона метода Сократа - индукция - неведение. Она состоит в том, что Сократ не доходит до истины никогда, но движение к ней у него происходит методом наведения. В философии нельзя, как в стрельбе, прямо попасть в цель, а происходит лишь движение к истине, то есть наведение на истину. Цель движения к истине - определение, то есть определение предмета в уме - словом, логосом.

Это рационально освоенное, осмысленное слово и есть определенно выраженный предмет.

Майевтика и некоторые другие идеи Сократа

Более развёрнуто метод майевтики был описан Платоном. Зеноновский метод, впоследствии назвали методом «приведения к нелепости» (reductio ad absurdum). В них Сократ, в частности, раскрывая смысл своего вопросно-ответного метода (диалектики), говорит, что его искусство сродни искусству повивальной бабки (по древнегречески – майевтики). В них Сократ, в частности, раскрывая смысл своего вопросно-ответного метода (диалектики), говорит, что его искусство сродни искусству повивальной бабки (по древнегречески – майевтики). обозначает конкретные приемы уста­ новления истины.

Ценность метода майевтики Сократа — откровение истины через диалог

Благодаря методу майевтики, человек может развить навыки анализа и критического мышления, которые помогут ему в решении сложных философских проблем и проблем на практике. «Развернутое описание «метода» майевтики осуществил Платон: «Теперь мое повивальное. Ценность метода майевтики в современном мире В современном мире метод майевтики остается востребованным и ценным инструментом, который помогает людям разобраться в сложных вопросах и проблемах. В этом смысле майевтикой будет и психоанализ, методы духовного, софийного возрождения личности.

Сократ: диалектика и метод майевтики

Имморализм лат. Апоретическое апорийное суждение фиксирует несоответствие эмпирического факта и описывающей его теории. Апории известны со времён Сократа. Наибольшую известность получили апории Зенона из Элеи. Название закрепилось в научном обороте благодаря одноименной работе Хаима Перельмана. Лингвистический поворот — явление в философии XX века, связанное с переосмыслением понятия и роли языка, а также одноимённая антология англ. Скептицизм может варьироваться от сомнений в современных философских подходах до агностицизма и отрицания реальности внешнего мира. Объективизм предполагает учёт максимального количества факторов при создании общей картины действительности. Осевое время нем.

Achsenzeit — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 700—200 годами до новой эры. По его мнению, все учения осевого времени которые в изменённом виде существуют до сих пор отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших... Основной вопрос философии — метафилософская и историко-философская концепция в философии марксизма, согласно которой основной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе. Имеет онтологический и гносеологический аспекты. Обычно проблематизируется в форме вопроса: «Что первично, дух или материя? Марксизм выделяет два основных варианта решения основного вопроса философии: материализм, при котором материя обладает... Необходимость — характеристика явления, однозначно определённого некоторой областью действительности, предсказуемого в рамках знания о ней.

Необходимость противопоставляют случайности. Кризис Средневековья породил интерес к античной мысли, в том числе к философии эпикуреизма. Французские материалисты Гассенди, Гельвеций, Гольбах, Дидро, Кондорсе, Ламетри, Кабанис, Нежон , вслед за итальянскими неоэпикурейцами Лоренцо Валла , в основу своей философии ставили этику удовольствия как антитезу средневековой этики долга. Благодаря этому они получили имя либертинов... То есть признающее божество началом и основой всех вещей всё есть Бог , обожествляющее Вселенную, природу, но отрицающее личного Бога, Откровение и Промысел, и вообще богословское, догматическое учение. Самая обширная книга по пандеизму была написана Максом Бернхардом Вайнштейном в 1910 году. Также является соотносительной с категорией прекрасное. Безобразное определяется как проявляемое внешне нарушение определенной внутренней меры бытия.

Первым обвинением против Сократа можно назвать постановку комедии Аристофана «Облака», где Сократа изображали профессионалом «кривых речей». А позже против него был написан довольно объёмный текст, автором которого явился Мелет, где Сократ обвинялся в том, что он не признаёт общепризнанных богов, вводя своих, и развращает молодёжь. Мелет требовал смерти философа. Другие философы, бывшие современниками Сократа, не могли простить ему его ошеломительной иронии над человеческой глупостью, его яркое противопоставление себя обществу, а также пророчества о том, что после его смерти, к которой они же его и приговорили, всех их постигнет кара ещё более суровая. Сократа осудили и приняли решение казнить, однако он, имея возможность совершить побег и уйти в изгнание, отказался от этого.

Судебный процесс по делу Сократа был в подробностях описан Платоном и Ксенофонтом в их произведениях со схожими названиями «Апология Сократа», а процесс и обстоятельства казни позже описал Платон в диалоге «Федон». И этому есть объяснение: до Сократа ещё не один мыслитель мира античности не делал направление самопознания сутью своего учения и основополагающим принципом своей деятельности. Смысл этой позиции заключается в том, что никакие навыки и знания не являются гарантией благополучия и счастья, так как всё это имеет значение и смысл только в зависимости от того, насколько познано добро и зло. Причём, даже их познание не станет благом, если не приводит к успокоению души. Изречение «Познай самого себя» олицетворяло для Сократа признание души человека как руководящего начала в нём и призыв к осознанной и духовной жизни.

Если же говорить о нравственности, то, согласно Сократу, она является индивидуальной и автономной. Истинно нравственный поступок может быть совершён только осознанно и по собственному желанию. Если же человек поступает хорошо лишь по причине общественных норм, то этот поступок не может быть нравственным, так как вызван он не собственным порывом, а желанием сделать так, как принято. Исходя из этого, за норму нравственности Сократ берёт индивидуальность в добром деянии и его независимость от мнения социума. Древнегреческий философ был глубоко убеждён, что благая жизнь, добродетель и самосовершенствование возможны только на пути морального и интеллектуального проникновения внутрь своего существа.

Майевтика Сократом был разработан особый метод познания, основывающийся на таких понятиях как «майевтика» и «ирония», и строящийся на комплексе последовательных вопросов, отвечая на которые собеседник должен прийти к конфликту с самим собой, и далее — к осознанию собственного невежества.

В ходе диалога Сократ вместо того, чтобы утверждать ту или иную истину, задает последовательно вопросы, отвечая на которые, его собеседник сам формулирует дотоле неизвестные ему утверждения «рождает истину ». Отсюда и связь с повивальным делом: Сократ не делится истиной, а лишь помогает собеседнику самостоятельно «извлечь» её из своего же собственного разума, руководствуясь тезисом постулатом о предсуществовании истины. Суть этого метода состоит в противопоставлении внешнего софистического знания внутреннему философскому знанию, которое каждый носит в себе и может в себе открыть [1].

Суть этого метода состоит в противопоставлении внешнего софистического знания внутреннему философскому знанию, которое каждый носит в себе и может в себе открыть [1]. Как утверждает Сократ в диалоге Платона «Теэтет» , он промышляет тем же, чем занималась его мать Фенарета, бывшая повитухой , с той только разницей, что он помогает разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождают они не дитя, а знание.

Себе он отводит скромную роль, уверяя, что сам он пуст и каждый производит с его помощью то, чем чреват сам [3].

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий