Новые правила приема экзаменов на водительские права, введенные в апреле, серьезно осложнили жизнь будущим автомобилистам: лишь 13%, выяснил “Ъ”, сдали тест с первого раза. Ситуация такая: многие из знакомых ребят после обучения в автошколах сдают на права (город) раз по 8-9! Сдать на права станет сложнее.
Стоимость обучения на водительские права
В статье разберем, сложно ли сдавать на права зимой, какая существует разница в прохождении экзамена в зависимости от сезона и как различаются полученные знания и навыки. «Люди немножечко деградировали»: крик души автоинструктора — он откровенно рассказал о тех, кто приходит сдавать на права. В то время в нашей компании одновременно несколько человек учились и сдавали на права.
Где лучше учиться на права
- Права: сдать или купить? Шесть реальных историй
- К автошколам ужесточили требования: труднее ли теперь будет сдать на права
- Учёба в автошколе без проблем: к чему нужно быть готовым
- Что изменится в экзаменах на водительские права с 1 апреля
- Прощай, площадка: нюансы обновленного экзамена на права // Новости НТВ
- Ученики "попали": автоэксперты предупредили о сложности сдачи экзамена на права по новым правилам
Стоимость обучения на водительские права
«Это станет сильно сказываться на учениках, им будет сложнее сдавать экзамен». В правилах сдачи на права появились нововведения, которые уже начали действовать во многих регионах России. поставить крест на пройденном обучении и прекратить попытки получить права. Сложно ли учиться на механике с нуля? Как они учились и сдавали на права?
Когда лучше учиться на права — зимой или летом?
Мнение эксперта: настолько ли сложны новые правила приема экзаменов на права? Тяжело вздыхаю. Сложно ли учиться на механике с нуля? Мне обучение в автошколе давалось очень тяжело. Мнение эксперта: настолько ли сложны новые правила приема экзаменов на права?
Учение или мучение? Что о новых правилах сдачи экзамена на права думают в автошколах?
Сейчас люди все-таки стараются сделать все точнее, быстрее. Они же строгие судьи», — обратил внимание Андрей Легасов. Частные обучающие учреждения по всей стране диктуют свои условия. Здесь дополнительной преградой для будущего автомобилиста становится внутренней экзамен, а отрицательной мотивацией — быстро пустеющий кошелек.
В ГАИ меня так и не допустили, пересдавала я три месяца, так права и не получила», — вспоминает Анастасия Помазан. Именно так в автошколе Анастасии объяснили условие: пройти тест из 20 вопросов, не допустив единой ошибки и проехать по маршруту, не заработав ни одного штрафного балла. Любое отступление от жестких требований — минус 500, или сразу 3500 тысячи из бюджета на новую попытку.
И так раз за разом. Перед пересдачей вождения нужно обязательно купить дополнительный урок по вождению, и только после того, как мы его откатаем, нас допускали, тоже платно, к сдаче экзамена внутреннего», — говорит Анастасия Помазан. И здесь мнения расходятся.
Не получивший навыков вождения в сложных погодных условиях ученик, имеет все шансы провалить экзамен. Те, кто все же сдают, часто отказываются от вождения зимой и ездят на машине только летом. Межсезонье Начав учиться весной, вы будете проходить практику в комфортных условиях на сухом и чистом асфальте. Обучение зимой с вождением в январе, феврале, марте позволит освоить управление автомобилем в непростых погодных условиях, но момент сдачи придется на холодное время года. Это значит, что на дорогах еще будет гололед или снежные заносы, что может помешать безошибочно пройти испытания. Зимнее обучение Стоит ли учиться на права зимой? Опытные инструкторы считают это время года оптимальным для поступления на курсы.
Во-первых, вы научитесь уверенной езде в сложных условиях. Например, курсы экстремального вождения лучше проходить зимой. Во-вторых, экзамен будете сдавать летом. Поэтому определитесь заранее, какую цель вы преследуете — легко и без пересдачи получить права или в совершенстве управлять машиной на любых дорогах. Где лучше учиться на права В первую очередь выясните, есть ли у организации лицензия на обучение вождению и соответствующие договоры с ГИБДД. В лицензии указывается адрес, по которому ведется деятельность. Несоответствие фактическим данным и указанным в договоре — нарушение.
Есть и другие критерии, как выбрать автошколу: Оснащение и персонал.
Внимательно прочитайте инструкцию к вашим препаратам и проконсультируйтесь с врачом, чтобы заменить их. В случае, если альтернативы нет, то водить «под таблетками» будет рискованно. Из-за того, что водители старшего возраста склонны к быстрой потере концентрации и утомлению, рекомендуется не водить автомобиль дольше часа без перерыва.
Если предстоит дальний путь, то обязательно делайте остановки. Припаркуйтесь где-нибудь, пройдитесь вокруг автомобиля, разомнитесь, сделайте дыхательную гимнастику. Наконец, садитесь за руль только если удовлетворительно себя чувствуете. Ничего не болит, вы не голодны, выспались и в хорошем расположении духа.
Если вы чувствуете неуверенность на дороге, а такое может случаться, особенно в первые недели после поучения прав, то попросите кого-нибудь «из опытных» посидеть на пассажирском кресле. Пусть подсказывает вам, но не отвлекает. Это может быть супруг или хороший товарищ. Можно даже оплатить инструктора из школы.
В 21 веке сесть за руль может каждый. Благодаря современным методикам вы достаточно легко освоите вождение автомобиля, автоцентры подберут наиболее удобного «железного коня» под ваши вкусы, потребности и возможности. С личным транспортом вы сможете не только передвигаться по городу, но и путешествовать, совершенно не ограничиваясь маршрутами электричек. Поехать за грибами в глухой лес — запросто!
Лишь бы была дорога. Главное — отлично знать правила, не спешить и не волноваться.
Если инспектор останавливает автомобиль автошколы, и выясняется, что за рулём уже бывший ученик, то инструктору — 30 тысяч рублей штрафа , бывшему ученику — от 5 до 15 тысяч рублей штрафа. Сейчас, когда пересдачу назначают не ранее 1 месяца и не позднее 3 месяцев, прецеденты уже имеют место.
После 1 апреля ситуация только ухудшится. И ни один нормальный инструктор рисковать своими кровно заработанными не будет. Несостоявшемуся водителю остаётся только одно: на свой страх и риск ездить по дорогам самостоятельно. То есть если водитель завалил вождение три раза, то прежде, чем его допустят через полгода к сдаче вождения, ему вновь придётся сдать теорию. Плюсом идёт неприятный момент: инструкторы по вождению очень не любят брать «чужих учеников».
У каждого инструктора — своя методика обучения. И не он подстраивается под ученика, а ученика подстраивает под свою методику. Процесс обучения идёт быстрее. Если к нему приходит «чужой ученик», то первые 2—3 занятия уходят на его подстраивание под инструктора. При этом никакой положительной динамики в достижении цели обучения нет.
Естественно, он начинает высказывать претензии, задумываться о ещё одной замене инструктора… Когда пересдачу назначают только через шесть месяцев, а инструктор уволился, заболел, сломалась машина и так далее, то кандидат в водители вынужден будет идти к другому инструктору, что крайне болезненно скажется на его психологическом состоянии и на содержимом кошелька. Хотите проверить себя на готовность сдать сегодня экзамен в ГАИ? Берёте свой любимый автомобиль, находите дорогу шириной пять метров, и разворачиваетесь на ней с использованием заднего хода. Причём заднюю передачу можно включить только один раз! И вы после этого будете утверждать, что вы — крутой водитель?
С 1 апреля минимальную ширину проезжей части для разворота с использованием заднего хода увеличили с 5 до 7 метров. Количество штрафных баллов увеличили с 5 до 7. Казалось бы — поблажка!
Выбрала время года для учёбы в автошколе
- Виртуальный хостинг
- Ученики "попали": автоэксперты предупредили о сложности сдачи экзамена на права по новым правилам
- Езда по городу
- Учение или мучение? Что о новых правилах сдачи экзамена на права думают в автошколах?
- Самое читаемое
- Как проходит обучение в автошколе в 2023 году
Права пожилым!
Накануне моего выпускного экзамена в конце марта 2020 года автошколы закрыли. При этом ГИБДД продолжали принимать экзамены у всех, кто успел сдать внутренние экзамены в своих автошколах. Пустые, сухие весенние дороги: я упустила свой шанс. Через полгода без вождения мне нужно было восстанавливать навыки, для чего я уже искала частных инструкторов. Но с частными инструкторами начались новые проблемы: один постоянно пытался гладить мою руку, помогая поворачивать мне руль, другой клал мне руку на ногу, утверждая, что она лежит не так, как надо. Я попросила говорить мне это словами, на что он ответил, что если пару раз меня потрогает за ногу, я уже наверняка запомню, как она должна лежать. Я поняла, что рассказывать про харассмент, когда ты третий раз в жизни едешь по шестиполосной дороге, реально сложно. Конечно, были и адекватные, профессиональные инструкторы, благодаря которым я сейчас нормально езжу, но их меньшинство. Хотя моя автошкола находится в Бутово, где есть площадка для сдачи, всех учеников отправили сдавать в Марьино, чтобы было меньше коррупции. Теорию я сдала с первого раза, а потом началась эпопея.
Частные инструкторы, с которыми я ездила по маршруту, говорили, что есть некий кодекс чести, который предписывает «помурыжить этих наглецов, решившихся сдавать без денег». Вся система сдачи построена на унижении.
Если занятия два раза в неделю, обучение займет полгода, если четыре раза — три месяца. Поэтому можно выбрать школу, где реально обучиться быстрее.
Как получить водительские права в 2023 году Шаг 1. Выбрать автошколу. Сравните стоимость и сроки обучения в автошколах, почитайте отзывы на сайте и форумах. Проверьте лицензию организации в реестре на сайте Рособрнадзора.
Если лицензия просрочена или отозвана, идти в такую автошколу нельзя. Это открытая информация, которая должна быть на сайте компании После прохождения курсов в автошколе с просроченной лицензией или без нее ученик получит не имеющую юридической силы справку, она не позволит сдать экзамен на права в ГИБДД. Шаг 2. Заключить договор и пройти обучение в автошколе.
Договор должен содержать количество часов обучения, стоимость услуг и порядок оплаты. Шаг 3. Сотрудники автошколы организуют групповую сдачу экзамена в ГИБДД для успешно прошедших внутренний экзамен. Но сдать его можно и отдельно от группы — в более удобные день и время.
Для этого нужно лично обратиться в инспекцию или подать заявление на получение прав через «Госуслуги». Чтобы получить справку, нужно пройти медкомиссию в любом государственном, муниципальном или частном медицинском учреждении. Если этот срок прошел, понадобится новая. Шаг 4.
Оплатить госпошлину. Госпошлина за выдачу водительского удостоверения составляет две тысячи рублей. Шаг 5. Срок выдачи прав — 30 рабочих дней со дня приема документов.
Ответ приходит в личный кабинет на «Госуслугах» при любой форме подачи заявления. Сотрудники проверят бумаги, сфотографируют вас и выдадут водительское удостоверение. Сколько стоит получить права впервые Сумма за получение прав впервые складывается из стоимости обучения в автошколе, госпошлины и медсправки. Госпошлина одинакова для всех — две тысячи рублей.
Многие отговаривали, но у меня был такой страх, что поняла, что со страхом ещё и со сцеплением, точно не справлюсь. Села за руль с двумя детьми на следующий день до сих пор думаю, как муж разрешил но сил больше не было ездить в бассейн на автобусе 40 мин. Страх прошёл через 2 мес, но я активно ездила. Почти каждый день. Жалею, что раньше не смогла сесть, столько бы дел переделала мужу сказала, чтоб дочек учил водить, и права получать надо лет в 18, пока страха такого нет 09. Помню, страшно было в город выезжать! Села за руль в итоге только осенью 2010, когда дочке 3 месяца было.
Теперь до этой отметки потребуется набрать именно 7 баллов. При этом таблица баллов остается неизменной. По сути, добавляется возможность совершить еще одно легкое правонарушение. Теперь инспектор простит еще одно незначительное нарушение при практическом экзамене. Эксперты подробно разобрали новый документ. Поправки, которые обнародовала пресс-служба МВД, - лишь верхняя часть айсберга. Да, к экзаменам на водительское удостоверение не допустят тех, кто не имеет права управления транспортными средствами других категорий и подкатегорий, если речь идет об автобусах. Также не допустят тех, кто привлечен за управление автомобилем в состоянии опьянения или не выполнил требования о прохождении медосвидетельствования на наличие алкоголя в крови. Кроме того, не будут допущены к экзаменам и не получат права те граждане, в отношении которых применены временные меры, направленные на явку этих лиц по повестке военкомата. Все это установлено законами, и теперь нормативные акты приводятся в соответствие с ними. Но есть и другие нюансы.
«Первый раз проехала пять метров, и меня отправили на пересдачу». Истории курсантов автошкол
Сколько длится обучение в автошколе на права категории B? Вот учиться мне было тяжковато, еще труднее сдавать в ГАИ (4 месяца беременности было). О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам Условия использования Конфиденциальность Правила и безопасность Как работает YouTube Тестирование новых функций. Для обучения на права и сдачи экзамена в ГИБДД понадобятся паспорт, СНИЛС и медицинская справка 003-ВУ. С апреля практический экзамен на водительские права идет по новым правилам, но легче не стало. Есть стереотип, что сдать на права без взяток может или гуру вождения, или счастливчик.
Практическую часть обучения на права могут ужесточить
При сдаче практического экзамена на права после 1 апреля у водителей будет больше шансов удачно сдать экзамен, заявил член Союза автошкол России Сергей Матвеев. «Люди немножечко деградировали»: крик души автоинструктора — он откровенно рассказал о тех, кто приходит сдавать на права. Учиться, безусловно, тяжело. Но представьте, сколько возможностей дают водительские права: не придётся больше тесниться в вагонах метро в час пик, а поездка на дачу превратиться в увлекательное путешествие, а не в обзвон соседей. Для смены же иностранных прав на управление автобусами и грузовиками и вовсе нужно подтвердить аттестацию в автошколе и успешно сдать теорию и практику. Специфика обучения в автошколах такова, что увеличение часов на вождение действительно увеличивает количество ДТП с новичками. Сложнее ли сдать на права сейчас, после всех нововведений?
Как сдать экзамен на права с первого раза в 2023
По мнению Орлова, нынешние практические занятия в автошколах имеют много недостатков, что и приводит к плохой подготовленности автомобилистов к реальным ситуациям на дороге. Чтобы это исправить, в программу автошкол предлагается включить отработку навыков скоростного вождения на автомагистралях, управления в темное время суток на неосвещенных дорогах и в неблагоприятных погодных условиях. Кроме того, будущим водителям нужно преподавать элементы контраварийного вождения, полагает Орлов.
Человек хуже видит и слышит. Реакция замедляется, подверженность стрессу возрастает. Все это очень важно на дороге.
В случае чего, именно острое зрение, холодная голова и молниеносные механические действия способны избежать аварии. Представители старшего поколения, несмотря на осторожность и обдуманность каждого действия, на скоростных трассах попадают в ДТП значительно чаще. Все происходит именно благодаря тому, что организм уже не может реагировать на разворачивающуюся ситуацию с той скоростью, которая требуется. Предостережения и советы начинающим водителям Если вы все-таки решили получить права — отлично! Однако не стоит забывать про некоторые моменты.
Один из них — авто с АКПП автоматической коробкой передач. Задумайтесь над приобретением автомобиля «с автоматом». Это не только очень удобно, но и позволит больше внимания уделять происходящему на дороге, отвлекаясь от нужды постоянно дергать рычаг передач. Вот еще несколько советов: Во-первых, если человек метеочувствительный, то стоит воздержаться от поездок на автомобиле в дни повышенного или пониженного атмосферного давления. Во-вторых, пожилые люди часто принимают лекарства, среди побочных эффектов которых присутствует сонливость или потеря концентрации.
Внимательно прочитайте инструкцию к вашим препаратам и проконсультируйтесь с врачом, чтобы заменить их. В случае, если альтернативы нет, то водить «под таблетками» будет рискованно. Из-за того, что водители старшего возраста склонны к быстрой потере концентрации и утомлению, рекомендуется не водить автомобиль дольше часа без перерыва. Если предстоит дальний путь, то обязательно делайте остановки. Припаркуйтесь где-нибудь, пройдитесь вокруг автомобиля, разомнитесь, сделайте дыхательную гимнастику.
Почему-то решила, что уже набрала критическое количество баллов, которое обеспечивало несдачу, заволновалась еще больше и, когда поступила команда остановиться, я не обозначила маневр поворотником. Из-за этого и не сдала. Было очень обидно. Подруга, с которой я поступала, кстати, сдала без проблем. После этого я ходила пересдавать, уже в ГАИ. Запомнила, что нас, пересдававших, приветствовали: «Здравствуйте, смертнички! Конечно, лучше было бы сдавать со своей автошколой, где были больше заинтересованы, чтобы мы сдали, знали нас, поддерживали.
Все прошло очень быстро, даже слишком. За рулем менялись курсанты, никто не сдавал. В тот раз я волновалась еще сильнее, даже не помню, какие именно ошибки совершила. Но никаких претензий к инспекторам не возникало. А вот когда не сдавал очередной курсант, сидевший со мной в машине подвоза, почему-то казалось, что к ним чересчур строги и ставят несдачу незаслуженно. После всего этого меня так трясло, что я поняла: сдаюсь, не мое. Зато после автошколы я стала намного внимательнее на дорогах как пешеход.
Перехожу в неустановленном месте только в крайнем случае, а обычно стараюсь вести себя так, чтобы не доставлять водителям дискомфорта. Оказавшись у перехода, всегда смотрю, особенно если дорога многополосная, остановились ли водители на всех полосах. Раньше я этого не делала, могла увидеть, что ближайшая машина остановилась, и почесать. Пока желания проходить все это заново тоже нет. Но я не буду зарекаться. С нами в группе училась женщина, которой на тот момент было около шестидесяти. Вдруг я к этому возрасту созрею?
Ведь в том, чтобы иметь машину, есть большое преимущество, особенно, если есть дача, если хочется съездить в лес за грибами, ягодами. Но минусов не меньше. Решила переехать в Тюмень к дочери, но купить здесь вместо квартиры участок земли, чтобы не воевать за каждый сантиметр придомовой территории ради посадки цветочков, а полноценно заниматься садоводством, жить на природе. Сейчас обустраиваю участок, выбираю проект бани. Одна проблема — из города добираться сложно. Поэтому подумала и пошла в автошколу. У мужа была машина, но желания и потребности учиться ездить у меня раньше не было.
А несколько лет назад супруг тяжело заболел и умер. Пришлось поучиться в нескольких автошколах. Первый инструктор мне посоветовал перейти на автомат ради удобства. Хотя механика мне понравилась, я поняла ее смысл, что такое первая передача, вторая, что делать, чтобы не глохла машина, и так далее. Но там на автоматах не учили, и я перешла в другую школу. Второй инструктор сразу посадил меня за руль, и я первый раз поехала по городу на автодром сама. Едем мы, прошло уже какое-то время, я поглядываю на инструктора, а он сидит так откинувшись.
Смотрю, а он храпит… И вдруг вскинулся — проснулся, смотрит: а мы проехали. Включил аварийку, и мы сдали назад до поворота на автодром. Вот такой был первый раз в городе. Приехала в тот день мокрая, аж по спине текло. Но и во второй школе позаниматься удавалось мало, поэтому я ушла в третью. С моим последним инструктором мы прекрасно сработались, он меня многому научил. В первый раз сдала теорию и площадку, завалила вождение — на повороте с ул.
Пермякова на ул. Логунова при проезде автобусной полосы задела сплошную. И пошли пересдачи. К тому же началась пандемия, это еще больше растянуло процесс. Мне все знакомые говорили: «Да купи ты права, не парься». А мой третий инструктор сказал: «Лучше дольше позанимайся, но я тебя научу ездить, чем отдашь деньги и потом будешь мучиться». Вот за это я его уважаю.
Не было никаких унижений, оскорблений с его стороны, а только спокойное, доброжелательное отношение к ученикам. Сдала экзамен с пятого раза. Уже была уверена в себе на сто процентов. Не было ни страха перед экзаменатором, ни волнения. Команды я понимала, в контакт мы вошли, и хотя инспектор меня ставил в жесткие условия, но я не молчала, спорила с ним, доказывала. Инспектор дает команду: поставить автомобиль на стоянку параллельно проезжей части, двигаясь задним ходом. И место конкретное указывает.
Я осмотрелась, начала маневр и вижу, что приближается машина. Причем водитель понимает, что учебка, но все равно прет. Я, чтобы не создать ему помеху, решаю ускориться. Ну, газанула и оказалась очень близко от бордюра. Инспектор говорит: «Вы видите, где поставили машину? Но я не ударилась о бордюр, не шаркнула, могу спокойно выехать. Вы заметили, что я ускорилась, чтобы освободить место проезжавшей машине».
Но экзаменатор все равно поставил три балла. Думаю: «Ладно, ты меня разозлил! Так и хотелось спросить: «А сам-то ты смог бы здесь развернуться? Права получила в июле. В общей сложности училась год. Проездила все сезоны — и грязь, и слякоть, и снег. Вот молодым, бывает, подфартит, они сдадут махом, а как потом будут ездить, еще не известно.
А я, чтобы набраться опыта, дополнительно нанимала инструкторов, не торопилась. Я получила высшее техническое образование. Ездить мне нравится. Нравится сама машина, движение. Благодаря урокам вождения я гораздо лучше узнала Тюмень. Больше ездили на Маяке. Там я знаю каждую улочку, каждую ямку.
Недавно ездила с инструктором, чтобы не терять навык, пока не купила свою машину. Говорю: «Ну что, куда вас отвезти, товарищ пассажир? Вот тогда почувствовала себя настоящим водителем. Мне это все страшно нравилось. Я даже мечтал тогда, как вырасту и стану водителем автобуса. Учиться водить машину я начал, наверное, лет с тринадцати. Однажды улучил момент и попросил отца.
Когда ездили с родителями на дачу, на пустой проселочной дороге он садил меня к себе, и я рулил. Потом уже он пускал меня за руль одного. Первые моменты за рулем — настоящая эйфория. Было супер ощущать, что ты сам ведешь машину, она тебя слушается, рулишь, ямки объезжаешь. Был такой аттракцион — автодром, машинки с палками. Похожее ощущение, но, конечно, мощнее. Со временем я мог сам ездить не только по дальней проселочной дороге, но и от самой трассы до дачи.
Конечно, без прав. Чем больше опыта я набирался, тем больше отец мне позволял. Самый кайф был когда еще до получения прав, пару-тройку раз угонял отцовскую машину и ездил по городу с друзьями. Тогда это был шик! Стояла зима, за рулем жутковато, но пер адреналин. Кайфово и страшно! Вот после этих угонов, наверное, почувствовал себя по-настоящему уверенно на дороге.
Бросить учиться водить никогда не хотелось. Конечно, отец периодически орал на меня, но как негатив это не откладывалось в памяти. Потом он всегда говорил, что погорячился, а я ехал в принципе нормально. Когда мне исполнилось 18 лет, отец сказал: «Получишь права, отдам тебе свою машину». Естественно, стимул был огромный. Практика вождения к тому времени у меня, считай, была. Нужно было сдать теорию.
Я начал зубрить. Но, поскольку у отца был хороший знакомый в ГАИ, мы решили все-таки пойти проторенным путем и договориться. В назначенный день я пришел в аудиторию, сел и наравне со всеми начал сдавать, но совершил больше ошибок, чем позволяли правила сдачи экзамена. Короче, засыпался. Экзаменатор тогда громко сказал, что у меня неправильно заполнен табель, и попросил заполнить заново. Я пошел заполнять. Немного потянули время, пока все остальные не закончили экзамен, и он поставил мне оценку «Сдал».
Это было в 1994 году, как раз особого порядка не было, многое делалось по блату, по знакомству. Те, у кого были знакомые в ГАИ, конечно, пользовались этим. Кто-то покупал, а мы баш на баш — у отца тогда были связи. Я не горел желанием сдавать на общих основаниях. Теория мне почему-то казалась менее важной, чем практика. Я был в себе уверен и не считал, что незнание каких-то нюансов теории помешает мне нормально ездить. На моей совести две аварии.
Их, конечно, можно было избежать. Однажды я поворачивал со второстепенной дороги налево и просто не увидел машину, которая двигалась по главной, хотя уже был опытным водителем. В итоге въехал ей в корму. С тех пор головой верчу во все стороны, прежде чем совершить подобный маневр. А вот вторая авария могла стать фатальной… Мы ехали с другом зимой по загородной дороге, спрессованному снегу, фактически по льду, на летней резине. Времена такие были, да и денег особо не было на зимний комплект.
Нейтралка, первая, вторая, третья: и так далее. Когда переключаешь передачи, обязательно выжимаешь сцепление. Давай, пробуй. Первое занятие по вождению на автодроме. Сажусь в машину и впадаю в дикий ступор, сменяющийся паникой. Какой дурак придумал делать три педали, когда у человека всего две ноги? Нет все-таки как хорошо, что у человека всего две руки и две ноги. А то бы эти изобретатели точно еще бы педалей и рукояток понаставили — поди уследи. Тут с этими-то не знаешь, как управиться. Видимо, нормальные люди обладают врожденными знаниями об устройстве автомобиля, с пеленок умеют трогаться, плавно тормозить, вовремя переключать передачи, держать дорогу и видеть все вокруг в трех зеркалах сразу. Тяжело вздыхаю… Инструктор на первый взгляд, серьезный мужчина, перевидавший на своем веку сотни таких, как я, дрожащих и испуганных учениц, дает команду: сцепление в пол, первая передача, ручник вниз, плавно отпускаешь сцепление и катишься по прямой. И ведь действительно качусь. Скорость — десятые доли километра в час, но хотя бы не заглохла одна из основных фобий новичков, моя в том числе, — заглохнуть, резко отпустив сцепление. Вот так, на одном сцеплении, и катаемся минут десять. С поворотами пока беда. Делая все, как положено, забываю одну маленькую вещь — всегда нужно смотреть вперед, а не на педали и рычаги. Самым нелюбимым упражнением на автодроме стала «горка», она же «эстакада». Правила были таковы: не «глохнуть» и не пробуксовывать. Попробуй тут не пробуксуй. Много раз глохну, перегазовываю, бурчу под нос несколько неподобающих даме слов и начинаю все сначала. Машину я не чувствовала совсем, ее габариты ощущала очень плохо. Очень скоро обнаружилось, что поговорка «не было бабе печали — купила порося» вполне себе применима и к курсам вождения. С теорией проблем вроде нет — память у меня хорошая. Нужно лишь приноровиться к тому странному языку, которым пишут правила — ну да человек ко всему привыкает. С практикой-то оказывается хуже. В итоге, на нервах разревелась прямо за рулем! А вам разве не обидно: я так хочу научиться, а не получается! Имея лидерский характер становится обидно вдвойне: это у МЕНЯ то и не получается ничего?! Несколько раз мою бестолковую голову посещала навязчивая мысль: «Черт меня дернул пойти на эти курсы! Киваю, выползаю из машины. Ноги ватные, голова гудит. Медленно-медленно иду по улице, глядя на проносящиеся мимо автомобили. Неужели я когда-нибудь научусь управлять этой железякой? А может, бросить все к лешему, пока не поздно? Представив сочувствующие лица подруг и ехидные смешки дома, трясу головой. Не дождутся! Послезавтра, в это же время. Потом еще два месяца. Научусь всем им назло. Вон вокруг, сколько народа ездит — а я что, рыжая?