Фото: Виталий Арутюнов / РИА Новости Александр Ширвиндт и Вера Васильева в спектакля «Безумный день или женитьба Фигаро». Это видео пару месяцев назад выложил сын Михаил: Александр Ширвиндт собирается на репетицию в театр и шутит. Александр Ширвиндт более 20 лет возглавлял Театр Сатиры. На счету Александра Ширвиндта более 20 режиссерских работ, в том числе «Маленькие комедии большого дома» в соавторстве с Андреем Мироновым (1973).
Ширвиндт рассказал о возвращении в репертуар Театра сатиры спектакля «Где мы?»
cписок спектаклей актёра Александра Ширвиндта. Александр Ширвиндт — автор многих спектаклей, которые сегодня с большим успехом идут в репертуаре театра Сатиры. Ближайшие спектакли, запланированные в Московском академическом театре сатиры, не будут отменены в связи со смертью народного артиста РСФСР, президента театра Александра Ширвиндта. Популярный артист театра и кино Александр Олешко хотел устроить вечер памяти Ширвиндта на спектакле "Где мы?".
Читайте также:
- «Прощайте, дорогой лорд-канцлер» — памяти Александра Ширвиндта
- «Плеяда практически исчерпана». Политики и деятели культуры вспоминают Ширвиндта
- Правила комментирования
- Роли в Театре сатиры
- Форма поиска
Театр сатиры не отменит ближайшие спектакли после смерти Александра Ширвиндта
Это его диалог с Александром Ширвиндтом, но на самом деле гораздо больше, чем диалог - в каждом выпуске оживают истории с участием выдающихся деятелей искусства. Часто - героев уходящей эпохи. Потому и название - "Ушедшая натура". Это вечная история, когда не успевают снять лето летом, зиму зимой… Меня интересует, чтобы нынешнее поколение это утопия, но тем не менее! В шести фильмах он делится со зрителями яркими эпизодами личной и творческой биографии, рассказывает о работе в театрах и съемках в кино, о родственных отношениях с Анатолием Эфросом и многолетней дружбе с Валентином Гафтом, о Михаиле Козакове, который, по словам Ширвиндта, "вовлек его в кинематограф".
Учась на курсе В. Львовой, он становится одним из наиболее успешных студентов и после его без проблем принимают в члены труппы Театра им.
Ленинского Комсомола. Далее его карьера стремительно развивается, и за этим следуют предложения стать участником Московского Драматического театра на Малой Бронной.
Он пришел в труппу в семидесятых, в двухтысячных стал художественным руководителем, а три года назад президентом театра, и не оставлял его даже в последние дни. Спектакля больше не будет. Даже не потому что трудно представить кого-то вместо него, а он так распорядился», - объявил художественный руководитель Театра сатиры Сергей Газаров. Александр Ширвиндт родился в Москве в 1934 году в музыкальной семье. Отец был известным скрипачом, а мать редактором Московской Филармонии.
Работа в театре дала актеру возможность почувствовать себя востребованным, знаменитым и любимым публикой. С 1970 года работает в Театре сатиры, а параллельно является преподавателем Театрального института им. Щукина кафедра актерского мастерства. Так же важным аспектом его творческой деятельности является должность художественного руководителя Москвоского академического театра сатиры, которую он занимает с 2000 года.
Театр Сатиры вернул в репертуар спектакль с Александром Ширвиндтом
Что еще почитать. Церемония прощания с Александром Ширвиндтом проходила в Театре сатиры 18 марта. И первой строкой в творческой истории под названием «Ширвиндт и Театр Сатиры» стал образ графа Альмавивы в знаковом спектакле «Женитьба Фигаро».
Олешко отказали в вечере памяти Александра Ширвиндта с участием персонала
Но помимо полотен у Липкина была еще замечательная библиотека по живописи и искусствоведению. И однажды его жена прошествовала из своей комнаты к туалету с толстенной книгой «Художники итальянского Возрождения». Великолепно изданный альбом на тончайшей прелестной бумаге… А в нашем коммунальном сортире торчал большой гвоздь, на который для известной процедуры были нанизаны обрывки газет вспомним название книги «Отрывки из обрывков». Так вот, мадам сняла газеты и вбила гвоздь в «итальянцев». Теперь посетитель сортира мог полюбоваться работами итальянских мастеров. Например, изучить биографию Тинторетто, затем оторвать страничку, употребить ее и перейти к Боттичелли… К чему я вспомнил всю эту историю.
А к тому, что моя новая книжка, вышедшая в издательстве «Азбука», годится только для чтения. И не потому, что я лучше Боттичелли, а потому, что напечатана она на плотной и качественной бумаге — какой у нас сейчас в стране в помине нет. Они представить не могли, что у нас нет денег. Нам сняли номер в отеле, а обедали и ужинали мы чем бог пошлет» Фото: из личного архива Александра Ширвиндта Александр Олешко : Александр Анатольевич Ширвиндт создал биографию не только свою собственную, но и огромному числу своих учеников и коллег. Кому-то подарил репризу, кому-то спектакль...
А еще, оказывается, Александр Анатольевич имеет отношение к жанру песенному. Потому что первые две фразы песни «Падает снег на пляж», которую мы знаем в исполнении Андрея Миронова, придумал он. Теперь эту песню иногда исполняю я... Именно Ширвиндт придумал блистательный эстрадный дуэт «Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична», а Владимиру Винокуру поставил потрясающий спектакль, ставший классикой эстрадного жанра. Огромное количество походя брошенных им фраз было подхвачено разными артистами, которые гастролировали и гастролируют с творческими встречами, выдавая шутки и репризы Ширвиндта за свои.
Но я, когда рассказываю что-то из его историй, — обязательно ссылаюсь, что услышал это от Александра Анатольевича. Олешко — единственный, кто на любую встречу со мной приходит не с пустыми руками. У меня много друзей и очень много учеников, но все они, как правило, приходят ни с чем — с этим же, правда, и уходят, но дело в другом. В том, что моя Наталья Николаевна уже привыкла к презентам Саши. Приходишь со спектакля, она спрашивает: «Что?
Или: «Вот статуэтка! Александр Олешко: «Ширвиндт создал биографию огромному числу своих учеников и коллег. Эти дамы всю жизнь, на протяжении лет сорока, сидели вдвоем на кухне нашей коммуналки нос к носу и беседовали. Компромиссов не было ни по одному пункту, начиная, естественно, с национального вопроса и заканчивая вопросами веры. Наташка была очень религиозной.
Дома она говорила, что мы идем на прогулку по Гоголевскому бульвару, а сама вела меня на службу в храм. В маленькой церквушке в переулках Старого Арбата я провел практически все детство — с младенчества до школы я оттуда не вылезал. Теперь насчет песни «Падает снег на пляж». Мы с Андреем Мироновым были в городе София. Сатиричен театр Софии дружил с московским Театром сатиры.
RU, выдающийся артист исполнит главную роль в постановке "Где мы? Её впервые выпустили в свет в 2018 году, и в репертуаре спектакль шел примерно один сезон. Как пояснил прессе сам Александр Анатольевич, он обсудил с коллективом театра возможность продолжения показов этого проекта, и все пришли к выводу, что можно продолжать спектакль.
У него было около 30 режиссерских работ и множество ролей в театре и кино.
Своей невероятной харизмой Александр Ширвиндт удивлял и очаровывал. Не было людей, которые смотрели на него сумрачно или с каким-то неудовольствием», - рассказывает народная артистка РСФСР Светлана Немоляева. Немоляева также назвала Ширвиндта «человеком-подарком» и подчеркнула, что у него было «невероятное чувство юмора». Она была знакома с актером с молодости и, по ее словам, считала его родным человеком.
Когда по тем или иным причинам не можешь соблюдать заданный остальными темпоритм, увы, толкать будут тебя, а ещё грубить, выплёскивая бесконечную волну негатива и негодования. Если, не дай Бог, произойдёт падение, лавина спешащих людей может запросто задавать своей массой того, кто не устоял на ногах... Может быть, пора хоть на минуту остановиться в этой динамичной гонке за успехом и постараться задуматься о том, где мы? Что происходит вокруг?
Почему триумфальные ценности человечества, которые вырабатывались тысячелетиями, вдруг нивелировались и канули в лету цивилизаций? Деньги стали важнее дружбы, карьера приоритетнее любви, а меркантильность в рейтингах личностных принципов зачастую поглощает милосердие? Все эти и многие другие вопросы задаются в новом спектакле Театра Сатиры «Где мы?.. Поставил спектакль драматург, режиссёр, профессор театрального училища им.
Щукина — Родион Овчинников. Совсем недавно мы рассказывали о его антрепризных спектаклях — «Не бойся быть счастливым» и «Снег в чужом городе». Актёрский ансамбль «Где мы?.. Для Александра Ширвиндта постановка — первая премьера за много лет.
Его ученик, а ныне Заслуженный артист России Александр Олешко давно мечтал сыграть в одной пьесе со своим наставником. Идея родилась три года назад. Заручившись согласием Ширвиндта, Олешко озвучил свою идею Родиону Овчинникову.
Смотрите еще
- Читайте также:
- Олешко рассказал, что случилось накануне последнего спектакля Ширвиндта - МК
- Лента новостей
- Регистрация
Александр Олешко пожаловался на решение отменить спектакль с Ширвиндтом
Александр Ширвиндт: И на Малой Бронной. Арбузов всегда писал о себе, а Эфрос всегда ставил о себе — и на этом они сошлись. Виктор Лошак: Да, конечно. Александр Ширвиндт: Когда случился этот кошмар, когда Толю выгнали из Ленкома, такой вереницей девять человек, по-моему, ушли с ним на Бронную. И началась история, что предают, что Дунаев, который был главный режиссер Бронной, травит и не дает возможности Эфросу. Он был очень хороший режиссер Дунаев и замечательно относился к Толе, и давал ему работы. Ты понимаешь? Виктор Лошак: А откуда же этот миф взялся? Александр Ширвиндт: А вот чтобы поострее. То же самое с этими уходами.
Когда он был в Ленкоме недолго… Понимаешь, он же замечательный режиссер, отдельный режиссер, он никакой не худрук. Это очень часто несовместимо. Виктор Лошак: Ну конечно. Организатор и художник. Это разные люди. Александр Ширвиндт: Он ничего не понимал в этом, да. Вот ставить, ставить, ставить… Целый день, круглые сутки ставить. Но он был главный режиссер. А здесь он был очередной режиссер, и практически он ставил один спектакль в год.
Какой хотел, тот и ставил: «Три сестры», «Дон Жуана» и так далее, «Отелло». У него была такая муза — Олечка Яковлева, которая прошла с ним все. Замечательная актриса, штучная, потому что с индивидуальностью. Он как-то унюхал эту индивидуальность. Но когда год, два, три, четыре — спектакль, спектакль, спектакль, спектакль… Ведь хороший режиссер — это как Эрнст Неизвестный. Эрнст очень колдовал с материалом. Так и режиссер. Это тот материал, который для него вот та глина, которую он еще не пробовал. Замечательный спектакль!
Я играл с Сухаревской в «Визите дамы» всех ее 45 мужей. Я играл «Счастливые дни несчастливого человека». А Толя, помимо того что он был замечательный, он еще, конечно, дико умел уговаривать. И вдруг, значит, он меня вызывает к себе: «Шура, давай поговорим. Ты знаешь, я трудно выбираю материал и очень волнуюсь. Я решился — я буду делать «Ромео и Джульетту». И вопрос с актерами для меня — ну, это просто трагедия. Ты знаешь, как мы с тобой угадали тогда в «Снимается кино», в «Мольере». Я решил: все-таки попробуем».
Я думаю: уж не Ромео ли он мне хочет всучить? Я говорю: «Толя, а что? Будем пробовать. Это центральная роль». Я говорю: «Ромео? А почему это главная роль? У Шекспира действующие лица, описание: герцог падуанский — первый, а потом — Ромео, Джульетта… Герцог. Спектакль шел около четырех часов. Лалевич и Сысунова, как помню, были театральные художники.
Они все, почти все у Толи оформляли, делали какие-то совершенно непонятные декорации и костюмы. Это были в основном какие-то птицы. А центральная птица — это был герцог. У меня были вот такие огромные какие-то бархатные крылья, какой-то полувенец-полукорона, еще что-то нанизано. И я сидел 3 часа 57 минут… Виктор Лошак: До выхода на сцену? Александр Ширвиндт: А потом выходил и говорил: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». И в это время, когда появились все эти новые любови… Он, например, мне обещал Дон Жуана. Тем не менее, пришел Мишка Козаков и сыграл. Потом, правда, он, извиняясь… Может, ты видел, у него была замечательная телевизионная штука «Несколько слов в пользу Мольера», и я играл Дон Жуана в этом.
Виктор Лошак: Это поставил Эфрос? Александр Ширвиндт: Это поставил Эфрос и меня взял. Он искал. В Ленкоме мы с ним работали. Виктор Лошак: Все говорили про его тяжелый характер. Александр Ширвиндт: А какая разница? Ну, характер тяжелый, потому что он искал и требовал правды, сценической правды, общаться. И, поняв очередной тупик, он… Вот они выпустили этот шлягер сатировский — «Фигаро. Безумный день».
И, сыграв, очень хорошо сыграв, по-моему, четыре или пять спектаклей, он ушел в Моссовет к Завадскому. И тогда вот эта троица, о которой я сказал, пошли к Плучеку и сказали: «Надо этого вместо Гафта». И они меня уломали. Виктор Лошак: И началась твоя Сатира. Александр Ширвиндт: Да. Я ввелся на роль Гафта — на графа. Ты не любишь его потому, что ты не любишь высмеивать людей? Почему ты не любишь это слово? Александр Ширвиндт: Сатира все-таки подразумевает злость.
Сатирические образы… И ужас в том… Сколько я уже там? С 70-го года? Это 52 года. И еще побывал 21 год начальником, худруком. Виктор Лошак: Ну, ты и сейчас начальник, ты же президент театра. Александр Ширвиндт: Я президент, но… Это как президент подземного перехода. Виктор Лошак: Да. Александр Ширвиндт: Короче говоря, никогда… Вот сатира лечит, сатира учит, сатира потрясает, и человек думает: «Больше никогда так не буду! Никогда зритель, сидя в зале и глядя спектакль, в котором его бичуют, его пороки, никогда он это на себя… Виктор Лошак: О себе не думает?
Александр Ширвиндт: …не надевает никогда. А если надевает и видит, что это он посылает, что это бездарно, вранье и гадость, то вот то, что нужно измениться… Виктор Лошак: Ему? Александр Ширвиндт: Ну да. А ирония, пародия, карикатура — вот это я очень люблю. Виктор Лошак: Я недавно перечитывал «Двенадцать стульев». И знаешь, о чем я подумал? Что Остап Бендер — это тот герой, которого должен был ты сыграть, но так и не сыграл. Александр Ширвиндт: Да, у меня было — сколько? Понимаешь, какая история?
И у этих трех совершенно полюсных произведений очень разные судьбы выбора Остапа. Леонид Иович — замечательный человек! Я его очень любил, мы дружили. И сняли по тем временам… Очень немногим режиссерам давали пленку американскую. Причем, предположим, три тысячи метров — фильм. Дают Гайдаю, предположим, обычную пленку и 300 метров фирменной. И как хочешь. Хочешь — природу снимай. Хочешь — массовку.
Хочешь — крупный план любовницы. И все. И было снято уже 200 полезных метров с Сашкой. И он случайно попал в Тбилиси на моноспектакль Арчила «Остап Бендер» у него был моноспектакль и влюбился. Представляешь себе? И все заново. Это одно. Хотя до этого он перепробовал все мужское население России. У него в кабинете на Мосфильме висели фотопробы так называемые — от Куравлева, включая меня… Ну, кого ни назови.
Виктор Лошак: То есть он тебя тоже пробовал? Александр Ширвиндт: Пробовал. Миша Швейцер — единственный человек, который стал снимать «Двенадцать стульев» только для того, чтобы снять Юрского. Понимаешь, совсем наоборот, то есть поисков здесь никаких не было.
А все, что имелось у нас с Андреем на еду, — мелкие стотинки болгарские разменные монеты. У нас все было распределено.
Мы выходили утром из гостиницы и шли к автоматам с кофе. Бросали несколько стотинок в автомат. В ответ он выплевывал стаканчик, потом лилось что-то типа кофе, падал микроскопический кусочек сахара и маленькая пластмассовая ложечка, а рядом высыпалась горсточка поп-корна. Это был наш завтрак. Обедали и ужинали чем бог пошлет. В день отлета в Варну денег у нас оставалось на один стаканчик...
Мы, исхудавшие, доползли до этого автомата. Андрей бросил монетки, и... Стаканчики кончились! Мы, как в немой сцене из хорошо знакомого нам «Ревизора», наблюдали, как утекает наш завтрак. В довершение, как обухом по голове, выпала ложечка… Так вот, во время этого отдыха мы подружились с потрясающим композитором Найденом Андреевым. Он подарил Андрею замечательную мелодию.
Но у нас не было текста. И, лежа на пляже, уже немножко к тому времени сытый, я придумал первую строчку: «Падает снег на пляж, и кружатся листья... Все остальное в Москве сочинил Юрий Энтин. Теперь он все время, когда видит меня, возмущается, что я отнимаю у него авторство. После целого ряда страшных провалов на вступительных экзаменах в театральные учебные заведения я однажды в очередной раз доставал педагога Щукинского училища Леонида Моисеевича Шихматова, который смотрел на меня не то что сочувственно, а совершенно безысходно. И вдруг он спросил: «Может быть, вы на фортепиано играете?
Еще до этой встречи Аркадий Исаакович Райкин посоветовал мне читать на экзаменах начало седьмой главы «Мертвых душ», и я решил объединить два совета уважаемых мастеров. В начале седьмой главы «Мертвых душ» у Гоголя — лирическое отступление про судьбу сатириков в России, и я соединил это с музыкой Чайковского «Времена года». Но поскольку читал я немногим лучше, чем играл, в сочетании это давало, прямо скажем, абсурдный синтез... Пришел я вновь к Шихматову, сел за инструмент… По окончании моего выступления он сказал: «Знаете, лучше идите». И я пошел во МХАТ. На консультации меня запустили в десятке, как обычно.
Среди абитуриентов был один такой шустрый малый — и пел хорошо, и танцевал, и декламировал. Потом он стал известным артистом — это был Коля Караченцов. Мне бы уйти сразу и ничего не делать, но я попытался что-то изобразить. Меня очень ласково остановили: «Достаточно. А кто вас этому научил?
К сожалению, спектакля больше не будет. Не потому, что трудно представить кого-то вместо него, а потому что он так распорядился, — подчеркнул он. Газаров добавил, что в театре решили не отменять ближайшие спектакли. По его словам, он думал, надо ли играть спектакли в эти дни, и пришел к выводу, что это нужно, «потому что это его жизнь», передает ТАСС.
Противоречия между актерским коллективом и администрацией театра возникли из-за отмены спектакля «Где мы?! Планировалось, что спектакль состоится 3 апреля, но после трагического события этого не случилось. Актер Александр Олешко , также задействованный в этой постановке, предложил не отменять спектакль, а провести своеобразный вечер памяти с участием актеров из спектакля. На таком мероприятии зрителям должны были рассказать о процессе постановки пьесы, использованных костюмах и особенностях спектакля.
mk.ru: после кончины Ширвиндта в Театре сатиры обнаружились проблемы
Уже во время учебы ему прочили большое актерское будущее. Дипломной работой Александра стали роли в спектаклях «Трудовой хлеб» и «Ночь ошибок». Окончив театральное училище в 1956 году, Ширвиндт начал творческий путь в театре-студии имени Щукина и через полгода уже дебютировал в фильме «Она вас любит! Талант и трудолюбие Ширвиндта были замечены и уже через год он получил две престижные должности: попал в штат киностудии «Мосфильм» и перешел в театр им. Ленинского комсомола, где с 1957 по 1966 год сыграл несколько десятков ролей. Александр Ширвиндт также покорил телевидение, особенно популярными были его передачи «Семь нас и джаз», «Терем-теремок» и «Театральные встречи». В 2000 году Ширвиндта назначили художественным руководителем театра Сатиры, а в 2021 году его президентом.
В спектакле «Где мы?! Но из-за проблем со здоровьем в последнее время пришлось сделать перерыв. В начале апреля Ширвиндт должен был вернуться на сцену. Ранее 5-tv.
От Ольга , 20 часов назад Я понимаю, что негатива много, но раньше там был полный бардак, и никто не хотел его убира... От Мария , 20 часов назад Если он переехал в 2014-м, то большую часть жизни он живёт в России, поэтому и акценты рас... От Мария , 20 часов назад Давно пора! Своим дурацким дымом весь Ростов дымить. Извините, если кого обидел, но это пр...
В 1951 году Ширвиндт поступил в Щукинское театральное училище, где попал на курс Веры Константиновны Львовой. Уже во время учебы ему прочили большое актерское будущее. Дипломной работой Александра стали роли в спектаклях «Трудовой хлеб» и «Ночь ошибок».
Окончив театральное училище в 1956 году, Ширвиндт начал творческий путь в театре-студии имени Щукина и через полгода уже дебютировал в фильме «Она вас любит! Талант и трудолюбие Ширвиндта были замечены и уже через год он получил две престижные должности: попал в штат киностудии «Мосфильм» и перешел в театр им. Ленинского комсомола, где с 1957 по 1966 год сыграл несколько десятков ролей.
Александр Ширвиндт также покорил телевидение, особенно популярными были его передачи «Семь нас и джаз», «Терем-теремок» и «Театральные встречи».
Олешко отказали в вечере памяти Александра Ширвиндта с участием персонала
— Спать не могла, раздавлена новостью о смерти Шуры, — говорила она. Недавно было объявлено о том, что Александр Ширвиндт покидает пост художественного театра Сатиры. Что еще почитать. премьера спектакля Где мы в Московском театре Сатиры. новости Ярославля. Читайте последние новости дня по теме Александр Ширвиндт: "Этот жуткий ковид": сын Ширвиндта раскрыл подробности о состоянии отца, Ширвиндт госпитализирован с коронавирусом.
В Театре сатиры рассказали о судьбе последнего спектакля Ширвиндта
Александр Ширвиндт: Их не трогали. Потому что когда кто-то приезжал, типа Сартра или Назыма Хикмета, и говорил: «У вас застенки», — то говорили: «Какие застенки? Это было разрешенная всеми келейная отдушина. А что такое Дом актера? Двести человек в зале, Плятт, Утесов, Шмыга и Топорков. Виктор Лошак: Я тебе этот вопрос задал, потому что мне казалось, что советские люди сплошь и рядом были чуть-чуть актеры, чуть-чуть актеры. Александр Ширвиндт: Ну, естественно. Виктор Лошак: Потому что нужно было изображать любовь к этой уже отжившей системе, к отжившей власти, к людям, которых они не уважали.
Виктор Лошак: Я, например, был на митинге на заводе ночная смена , когда умер Брежнев. Пока собирали рабочих на митинг, они такое о нем говорили! Начался митинг — и все сказали все, что нужно, с трибуны. Александр Ширвиндт: Ну, это условия игры. А если актер, то как это не сыграть преданного или не вступить в партию? Паторжинский, по-моему, замечательный киевский артист, ему давали Орден Ленина. Он вышел, сидит это Политбюро, которое вручало, в Театре Франко.
Он в черной бархатной робе, бант у него огромный. Ему вручают — и он тут же в слезы. Прослезиться — это же… Виктор Лошак: Для актера. Александр Ширвиндт: Ну что ты? И я помню, он сказал: «За это спасибо, за это. И вообще я вам так скажу, если честно: да здравствует наша великая Коммунистическая партия и совершенно потрясающий ЦК! Я помню, что честно он сказал.
Виктор Лошак: Шурочка, скажи… Вот для каждого советского человека отдельное большое воспоминание и очень подробное — это первая поездка заграницу. Ты когда попал первый раз заграницу? Александр Ширвиндт: Первыми в эту щель, когда приоткрыли вот настолько этот занавес, туда стали пролезать композиторы. Виктор Лошак: А почему именно композиторы? Александр Ширвиндт: Потому что там очень много было родственников композиторов. Вот Покрасс, например, великий Покрасс американский, брат, и великий Покрасс наш. Никита Богословский — помнишь его?
Виктор Лошак: Конечно. Александр Ширвиндт: Он дико остроумный был человек! Но его горе было в том, что он… Виктор Лошак: Он был король розыгрышей, по-моему. Александр Ширвиндт: Ну, он не мог не острить, на нем был такой шлейф уже. Это такая же трагедия, как и у Миши Жванецкого. Когда он выходил… Нужно было все время быть афористичным. Виктор Лошак: Шутить.
Александр Ширвиндт: Ну, неважно. Когда кто-то из композиторов уехал, не знаю, Григорий Цукерман, он стал привозить из Франции предметы второй и третьей необходимости, потому что первой необходимости — это были колготки, трусы жене и любовнице, «неделька» знаменитая, семь трусов. Никто не понимал — зачем, когда можно одни носить годами. А тут — семь. Ну, это… Виктор Лошак: Я жил в Одессе, и моряки привозили мохер. Это было самое выгодное, что можно было привезти. Александр Ширвиндт: Это «школа» называлось.
Виктор Лошак: Школа, абсолютно точно, абсолютно точно. Так все-таки когда ты первый раз попал за границу? Ты имеешь в виду так называемую настоящую заграницу? По-моему, впервые — в Израиль. Потом — в Америку. Потом — уже чаще в Германию. Потом — ненадолго в Англию.
А вот там я не был — ни в Индии, ни в Японии — никогда. Виктор Лошак: А ты ездил с театром? Или это были такие туристические поездки? Александр Ширвиндт: Нет, и так, и этак. Потому что туристическая… Это обслуживание незначительного континегнта советских евреев за рубежом. Вот как это было. Виктор Лошак: А со спортсменами ты не ездил?
Александр Ширвиндт: А как же. Виктор Лошак: Потому что вы же с Театром Сатиры их развлекали там. Александр Ширвиндт: Конечно. Причем мы были в Калгари на каком-то очередном чемпионате мира по хоккею, и там все команды жили в шикарном отеле. А они же не общались друг с другом вне игры, особенно наши. И я помню, что огромная такая анфилада залов, где обедали спортсмены: Канада, финны, мы и так далее. Вот они сидят — что можно, а что нельзя.
А у нас — гомерический хохот! Это во время обеда мы их развлекали, понимаешь, потому что ни до, ни после… Виктор Лошак: Нет времени. Александр Ширвиндт: Нет времени, тренировка. Не дай бог… Виктор Лошак: Ну конечно. Я об этом и говорю. Александр Ширвиндт: Нет, это было замечательно. Виктор Лошак: Ты написал несколько книг за последнее время.
Тебя это увлекло? Александр Ширвиндт: Нет, в общем, конечно, я графоман, но мне это нравится. Виктор Лошак: А почему графоман? Я с таким удовольствием прочел! Александр Ширвиндт: Я хороший писатель? Александр Ширвиндт: К сожалению, я не великий русский писатель. А вообще, кто хороший, кто плохой — это так непонятно.
Знаешь, я для интереса, будучи в этих ковидных карантинах, тупо сидел на даче. Делать нечего, все время пить нельзя, курить не дают, лица все те же — можно офонареть. Виктор Лошак: А рыбу ловить там негде? Александр Ширвиндт: Негде рыбу ловить. Да ее и нет там, где ее ловят. Но, ты знаешь, все книжки, которые… Ну как выбросить книжку, да? Все штабелями лежит на даче.
И я иногда вынимал от безвыходности. И я вынул книгу Лейкина «Наши за границей». А потом я понял… Это как купеческая семья, муж с женой поехали в турне по Германии, в Цюрих, она со своими двумя подушками. А потом я выяснил, что это был любимый сатирик Чехова, что молодой Чехов приносил ему на отзывы рецензии произведений, и тот его благословлял. Представляете себе? Но главное — смешно. Поэтому я надеюсь, что мои книжки тоже кто-то читаешь.
Виктор Лошак: А ты диктуешь или пишешь сам? Александр Ширвиндт: Я пишу рукой. Виктор Лошак: У тебя есть своя собственная философия отношения к возрасту? Александр Ширвиндт: Ну, сейчас — ужасная. Слава богу, мы сидим вальяжно за столом, но показать, как ты меня вел в эту студию, когда прямые коленки, противно. Дело в том, что… Виктор Лошак: Я мог бы какого-нибудь спортсмена так вести тоже, если бы у него болела коленка. Александр Ширвиндт: Ну, в общем… Сашу Тимофеевского знаешь, да?
Виктор Лошак: Он работал у нас в «Московских новостях». Александр Ширвиндт: Замечательный! И, в общем, незаслуженно, по-моему… Виктор Лошак: Недооцененный. Александр Ширвиндт: Недооцененный. Все знают только «К сожалению, день рождения только раз в году». Это он же, да? А то, что он ироничнейший, тонкий?
Насчет старости: «Что такое старость? Старость — это в сердце лед. Водка с праздника осталась, А ее никто не пьет». Страшный образ, да? Виктор Лошак: Страшная картина! Никто не пьет, а она стоит. Виктор Лошак: У тебя замечательная семья.
Театр сатиры не отменит ближайшие спектакли после смерти Александра Ширвиндта 15:23, 16 марта Театр Ближайшие спектакли, запланированные в Московском академическом театре сатиры, не будут отменены в связи со смертью народного артиста РСФСР, президента театра Александра Ширвиндта. Об этом журналистам сообщил художественный руководитель театра Сергей Газаров. Я думал, надо ли играть спектакли в эти дни, и я понял, что надо. Надо, потому что это его жизнь, и мы будем играть обязательно спектакли, которые будут и сегодня, и завтра.
В фойе тем временем служба «Ритуал» усыпала гардеробную стойку розами. Белые и красные букеты чередовались. Ходить по театру было запрещено: проход только в зал на сцену и тут же на выход. Остаться в зале на панихиду у поклонников не было возможности. Когда в зал запустили зрителей, на сцене стоял гроб, весь усыпанный цветами. По центру в глубине стоял венок от президента России, вокруг — венки от театров, Государственного Кремлевского дворца, Союза театральных деятелей, Министерства культуры, Союза кинематографистов. Даже оркестру театра, который играл траурную музыку, место нашлось только за венками. На экране — фотохроника и кадры из спектаклей с участием Александра Ширвиндта. Охрана Филиппа Киркорова внесла в театр огромный венок из белых роз. Венок не влезал на сцену, как и знаки признания от ветеранов футбольного клуба «Торпедо» Москва , Театра Олега Табакова, Театра Ермоловой. Их расставили в фойе. Мы Табакова называли папой, и для учеников Александра Ширвиндта, для его артистов он, безусловно, тоже был папой. Я счастлив, что успел посмотреть его последний спектакль «Где мы? Он выходил на сцену, и 1,2 тыс. Хотя он уже болел, но играл он замечательно. Такими были Папанов, Леонов, Табаков и Ширвиндт. Это бриллианты российского театра. Коллеги рассказывают, что когда стали отменять спектакль «Где мы? Артист такого уровня не позволяет себе болеть, раскисать. Потому что по нему ориентируется весь огромный коллектив. А народный артист Юрий Назаров хоть и сам не молод, но не смог не прийти проститься с другом. А если такое возможно, то эта страна непобедима».
Даже предварительно запланировали выписку на 20 число, но сегодня произошло резкое ухудшение с летальным исходом. После выписки Александр Анатольевич должен был начать подготовку к спектаклю в Театре сатиры под названием «Где мы». Он был запланирован на 3 апреля.