Новости нарушение памяти в психологии

это проявления расстройства памяти, которое возникает на фоне помрачения сознания или другого психического расстройства спустя неопределенный срок.

Все публикации

Так как процесс старения не поддаётся контролю, врач-токсиколог поделился советами, которые помогут сохранить память до самых преклонных лет. энергетического. Расстройства памяти могут быть обусловлены нарушением метаболизма в центральной нервной системе.

Все публикации

Больной без всякой заинтересованности относится к эксперименту, выявилась нецеленаправленность действий больного. Он не может выполнять задания, требующего учета прежних действий. Так, классифицируя картинки, он образует много одноименных групп. Когда больной образовал 2 группы животных и экспериментатор обратил его внимание на это, больной удивился: "А разве я уже собирал животных? Выявляются грубые нарушения памяти: из 5 предъявленных слов он Воспроизводит после 5-кратного повторения лишь последнее. Больной запомнил 1,2,0,1,1 Слово. Применение опосредования по методу А. Леонтьева ему не помогает. Из 10 слов он запомнил лишь 2 хотя сам процесс опосредования ему в принципе доступен. Точно так же больной не может воспроизвести сюжет простого рассказа "Галка и голуби".

Почему галка полетела к голубям? А кто ее знает, захотела и полетела. Может она слышала, что у голубей хорошая пища была? Может быть, галки прожорливые, но и голуби тоже любят поклевать. Ну, а кто кого выгонял из гнезда? Кто перекрасился? Никто никого не выгонял. Какая раскраска? Не понимаю, о чем вы толкуете?

Спустя 10мин, больной отрицает сам факт исследования, говорит, что никогда не видел экспериментатора. Часто нарушения памяти на события недавнего прошлого не достигают столь выраженной степени. Корсаковский синдром может проявиться в неточности воспроизведения слышанного, виденного, в неточности ориентировки. При этом возникает иногда ложное воспроизведение , без грубых кофабуляций: нередко больные сами замечают дефекты своей памяти, пытаются восполнить ее пробелы, придумав не существовавший вариант событий. Таким образом, нарушение памяти на недавние события сочетается у больных с недостаточной ориентировкой в окружающем; реальные события могут то отчетливо выступать в сознании больного, то переплетаются причудливо с не имевшими место событиями; невозможность воспроизведения информации настоящего момента приводит к невозможности организации будущего, по существу у больных нарушается возможность увязывания отдельных отрезков жизни. Не случайно ряд ученых А. Лурия , В. Гиляровский увязывают наличие корсаковского синдрома с нарушениями сознания. Шмарьян 1948 тоже указывал на то, что расстройства гнозиса пространства и времени являются одним из механизмов развития корсаковоподобного амнестического синдрома, наблюдаемых при тяжелых травмах мозга.

Особую форму приобретают расстройства памяти при корсаковском синдроме, если они развиваются на фоне выраженной аспонтанности, то есть грубых нарушений мотивационной сферы, активности, как это имеет место у больных с поражениями лобно-базальных отделов мозга. Наблюдая вместе с Ю. Розинским 1948 подобных больных, мы выявили, что такие нарушения памяти обнаруживаются на фоне апатического и эйфорического состояний. При апатическом состоянии деятельность больных оказывается лишенной произвольности, целенаправленности; для таких больных недоступен выбор, спонтанное переключение с одного предмета деятельности на другой, проявление инициативы, у них отсутствует потребность окончить начатое дело. При эйфорическом состоянии часто наблюдалась расторможенность, легкомысленно-дурашливое поведение расстройства критики. Недостатки памяти больные восполняют конфабуляторными высказываниями. Мы наблюдали больных, которые вместо описания предъявляемых им рисунков рассказывали о чем угодно, но не о том, что в действительности было предложено. Им значительно легче было создать любой, несоответствующий ситуации вариант, чем адекватно сообщить о виденном или слышанном. В силу дезориентировки у больных была нарушена адекватная оценка окружающего.

Им было недоступно соотнесение прошлого и настоящего в плане временной характеристики событий. Приводим для иллюстрации историю болезни больного Е. Больной Е. Анамнестические данные. Со слов родных родился и развивался нормально. В детстве ничем не болел. По характеру всегда был общительным, живым, активным, инициативным. Учился хорошо, к учебе проявлял интерес. Всегда очень активный, являлся примерным производственником.

Дома - очень внимателен к родным, заботлив, мягок. Много времени проводил за книгами - "любитель почитать". Диагноз при поступлении: перелом основания черепа, ушибленная рана лба. После удаления сгустков крови в области лобной кости слева линейная рана длиной 5 см с рваными краями. Рана проникает до кости. Другая линейная рана на левой брови, длина ее 2 см. Под кожей черепного свода широкая гематома, занимающая лобную, почти половину теменной и височную область. Произведена операция. Напряженная твердая мозговая оболочка разрезана крестообразно.

Из-под нее стали выходить сгустки крови и жидкая кровь. На рану наложены швы. Не ориентирован; говорит, что травма была 4 года назад. Он родился в 1941г. Соглашается, что тогда ему не может быть 44 года, "надо взять послужной список и посмотреть". Работал он "на этом, в котором говорили лет 5". Месяц назвать не может: "сентябрь, октябрь, ноябрь - выбирайте любой". Жену и дочь, пришедших к нему не узнал. Во второе посещение через 2 недели его состояние было лучше, он узнал родных, но отнесся к их приходу совершенно равнодушно, считал, что он находится дома, что родные не пришли, а находятся здесь с ним постоянно.

Тотчас забывал все, что ему говорили и что говорил сам. Не высказывал никаких желаний, просьб. Совершенно равнодушно отнесся к уходу родных, ни о чем их не спрашивал. Неврологический статус. Малоподвижен, застывает в однообразных позах, ходит мелкими шагами. Слегка уплощена левая половина лобной кости, там же костный дефект, видна пульсация.

Учтите, что при когнитивных нарушениях все проблемы должны обсуждаться с семьей, так как пациенту будет необходима помощь и участие близких. Если ухудшается память что делать вам подскажет следующий список: Продолжайте участвовать в повседневных делах. Регулярно обучайтесь, изучайте новое и делайте умственные упражнения, например, стратегические игры, кроссворды и головоломки. Используйте вспомогательные инструменты, такие как заметки с напоминаниями, списки дел и календари. Находите время для друзей: многие отказываются от социальной жизни, когда слабеет память чего делать категорически нельзя. Исследование Гарвардской школы общественного здравоохранения показало, что люди с активной социальной жизнью имеют самый медленный спад памяти. Кладите нужные вещи, такие как ключи или очки, всегда в одно и то же место. Много отдыхайте: лишение сна снижает рост новых нейронов в гиппокампе. Соблюдайте полноценную диету: особенно полезны для мозговой деятельности продукты, богатые Омега-3 — лосось, тунец, грецкие орехи, брокколи. А вот насыщенные жиры и количество калорий следует ограничить. Лечите хронические заболевания: исследования показывают, что диабет, проблемы с сердечно-сосудистой системой и другие соматические патологии значительно усугубляют снижение внимания и памяти что делает борьбу с ними обязательным пунктом в борьбе за мозговую деятельность. Избавьтесь от таких вредных привычек как алкоголь и курение: они повышают риск сосудистых нарушений. Хороша как простая ходьба и легкая аэробика, так и упражнения на координацию. Поделитесь своими проблемами с семьей. В моменты, когда критически подводит память, что делать вам подскажут именно они. Мозг способен производить новые клетки в любом возрасте, поэтому значительная потеря памяти не является неизбежным результатом старения. Ваш образ жизни, привычки и повседневная деятельность оказывают огромное влияние на здоровье вашего мозга. К сожалению, справляться своими силами с этой проблемой можно лишь до определенной поры. Когда теряется память, что делать должен сказать врач, ведь только полноценное лечение способно улучшить долгосрочный прогноз. К какому врачу обратиться при проблемах с памятью Если у человека развивается нарушение памяти, к какому врачу обращаться нужно решить как можно быстрее. Необходим полный объем диагностических мероприятий, с помощью которого будет выяснено, с какой патологией связаны симптомы. Не все знают, какой врач занимается памятью. Следует учесть, что может потребоваться консультация нескольких специалистов. К какому врачу обратиться при потере памяти? Вам помогут психиатр, невролог и нейропсихолог. В некоторых случаях может понадобиться консультация терапевта и гериатра.

Однако нет никакой необходимости всегда помнить все детали своей жизни: какая, к примеру, погода была в день вашего первого знакомства с любимым человеком; или в какого цвета ванночке вы искупали первый раз своего ребенка. Существует такое понятие в психологии — кривая забывания или кривая Эббингауза, по имени немецкого психолога Германа Эббингауза, получившего эту кривую экспериментальным путем. По сути, это график, который демонстрирует то, как ухудшается человеческая память в зависимости от времени, в течение которого сохраняются воспоминания о каком-либо событии. Если изучить любой пример этой кривой, связанной с каким-то событием, то можно сделать вывод, что мы быстрее забываем детали события лишь в самом начале. Однако со временем, когда наименее важная информация уже была утрачена, скорость забывания снижается. Получается, что мы сохраняем главное воспоминание, однако отбрасываем детали, в которых уже нет необходимости. Роль памяти в жизни человека Реконсолидация памяти Когда наш мозг запоминает что-либо, происходит процесс, называемый консолидацией памяти. Иными словами, кратковременные воспоминания в результате этого процесса превращаются в долговременные. Раньше считалось, что именно из-за этого процесса стираются предыдущие воспоминания — мозг как бы стирает их сам, освобождая место для новых. Однако относительно недавно, в результате экспериментов психологов и нейробиологов, удалось выяснить, что процесс «извлечения» консолидированных воспоминаний приводит к их нестабильности. Иными словами, каждый раз, когда мы что-то вспоминаем, наш мозг часть знаний утрачивает, а часть — дополняет. Происходит так называемая реконсолидация памяти. И если мы находимся, к примеру, в состоянии стресса , наше реконсолидированное воспоминание может оказаться более стойким, чем предыдущее, консолидированное. Несмотря на тот факт, что этот процесс кажется вредным, открытие процесса реконсолидации памяти привело к пониманию механизма некоторых психических травм , а также подсказало методы их лечения. В частности, благодаря существованию данного процесса, ученым удалось разработать новый метод лечения посттравматического стрессового расстройства. Пациенту дают медицинский препарат, воздействующий на мозг таким образом, что в нем блокируется процесс реконсолидации. Затем психолог провоцирует возникновение воспоминаний о травмирующем событии. Таким образом, так называемые плохие воспоминания постепенно стираются. Детская амнезия К какому периоду вашей жизни относятся самые ранние воспоминания? Подавляющее большинство взрослых людей не в состоянии вспомнить ничего из того, что происходило в их жизни лет до трех или четырех. Этот феномен носит название «детская амнезия», «инфантильная амнезия» или «амнезия детства». Психологи до сих пор не могут найти ему единственно верное объяснение. Однако существует немало теорий на эту тему. Согласно одной из них, мозг в этом возрасте еще недостаточно развился для того, чтобы хранить воспоминания. По мнению же Зигмунда Фрейда, мозг ребенка просто вытесняет в подсознание воспоминания вместе с сексуальностью, которая развивается в этот ранний период становления личности. Наиболее популярная на сегодняшний день теория гласит, что в раннем возрасте мозг ребенка претерпевает структурные изменения. После рождения в мозге постоянно появляются новые клетки, которые также формируют связи с другими клетками. Исследования показали, что возраст, к которому данный процесс замедляется, совпадает с возрастом, когда большинство людей обретает свои первые воспоминания. Интересный факт: оказывается, мозг морских свинок не подвержен тому, что мы называем детской амнезией. Ученые опытным путем убедились, что взрослые морские свинки не теряют даже самых ранних воспоминаний. Объясняют это тем, что мозг грызунов не претерпевает значительных структурных изменений в течение их жизни. Таким образом, эти маленькие создания способны на то, что недоступно людям — помнить события из своего самого раннего детства. Вспышки памяти Этот феномен связан не столько с проблемами с памятью, сколько с тем, как наш разум обманывает нас, убеждая, что информация, которую мы запомнили, абсолютно верна. Наверняка в жизни каждого из нас есть ряд событий, которые мы помним столь же ясно, как в дни, когда эти события происходили. Кажется, что воспоминания эти ничуть не стерлись — они полны деталей, как будто бы вы пережили их сегодня. Это могут быть грустные или счастливые воспоминания, но они настолько яркие, что их называют вспышками памяти на манер используемого в кино и литературе понятия «флешбэк».

Так как процесс старения не поддаётся контролю, врач-токсиколог поделился советами, которые помогут сохранить память до самых преклонных лет. Способы, которые поддержат высокий уровень мозговой активности, опубликовал телеканал «Саратов 24» со ссылкой на врача-токсиколога Михаила Кутушова. Для сохранения деятельности мозга организму нужны регулярные умеренные физические упраженения. Они улучшают кровоснабжение и поднимают настроение. Прогулки, йога, плавание или занятие фитнесом помогут не только поддерживать память, но и фигуру. Упражнения нужны не только телу, но и мозгу, которому также требуются регулярные интеллектуальные тренировки.

«Цифровое слабоумие»: невролог раскрыл, почему у молодежи все чаще возникают проблемы с памятью

В качестве общей оценки состояния организма назначают общий анализ крови, биохимический анализ крови, общий анализ мочи, при соответствующей клинической картине возможно проведение обследования на различные нейроинфекции ВИЧ-инфекция, вирус герпеса, нейросифилис, нейротуберкулез и другие. Также в обязательном порядке врач проводит специальные тесты на выявление проблем с памятью тест «Рисование часов», тест Бушке на селективное запоминание, тест на запоминание трёх предметов или тест на запоминание списка слов и другие. Лечение Тактика лечения при амнезии направлена в первую очередь на борьбу с основным заболеванием. При острых психогенных амнезиях восстановление памяти может происходить постепенно и самостоятельно после прекращения травмирующих событий. Лекарственная терапия назначается в соответствии с выявленной органической причиной амнезии.

Это связано со снижением активности мозга, низкой возбудимостью нервных клеток и нарушением связей между нейронами. Так как процесс старения не поддаётся контролю, врач-токсиколог поделился советами, которые помогут сохранить память до самых преклонных лет. Способы, которые поддержат высокий уровень мозговой активности, опубликовал телеканал «Саратов 24» со ссылкой на врача-токсиколога Михаила Кутушова.

Для сохранения деятельности мозга организму нужны регулярные умеренные физические упраженения. Они улучшают кровоснабжение и поднимают настроение. Прогулки, йога, плавание или занятие фитнесом помогут не только поддерживать память, но и фигуру.

Проблемы с памятью после ковида На сегодняшний день известно, что тяжелые формы ковид могут привести к серьезным когнитивным расстройствам. Ухудшение когнитивной функции актуально как для молодых, так и для пожилых людей. Почему после коронавируса память ухудшилась? Всем известно, что вирус поражает легкие и вызывает порой очень тяжелую дыхательную недостаточность. При недостатке кислорода в организме гипоксии в первую очередь страдает самый чувствительный к этому фактору орган — головной мозг. Но когнитивная функция может пострадать даже у тех, кто перенес заболевание легко или бессимптомно. Это связано со стрессом, который испытывает организм во время борьбы с инфекцией. Кроме того, ученые выяснили, что вирус обладает токсическим действием на нервные клетки, приводит к затруднению их работы, а в Германии установили, что коронавирус у больных людей может из носоглотки напрямую проникать в головной мозг и поражать его клетки. Еще один механизм, который приводит к нарушениям функции мозга при ковид — это так называемый «цитокиновый шторм» при коронавирусе, являющийся иммунной реакцией организма в ответ на проникновение возбудителя. Во время этой реакции может возникать агрессия антител к собственным клеткам организма.

Вследствие этого еще недостаточно изученного феномена страдают нервные клетки нейроны. Жалобы на проблемы с памятью у человека, перенесшего ковид, обычно возникают в течение полугода после перенесенного заболевания. При своевременно начатой терапии осложнений коронавируса удается восстановить функцию головного мозга. Что делать, если ухудшается память В первую очередь, когнитивную дисфункцию у человека нужно своевременно заметить и сразу что-то делать с этой проблемой. Все мы иногда замечаем за собой забывчивость, в какие-то дни ощущаем снижение работоспособности, но это не значит, что в каждом случае нужна медицинская помощь. Что делать, чтобы не пропустить серьезные отклонения? Когда проблема с памятью возникает остро, необходимость в обращении к врачу не вызывает сомнений. Человек, который еще совсем недавно был здоров, ярко демонстрирует признаки полной или частичной потери памяти. Не всегда он замечает это сам, обратить внимание на изменения должны его близкие. При постепенном развитии заболевания его признаки видят тогда, когда она мешает выполнять профессиональную деятельность, вызывает дезориентацию даже в привычной среде.

Если проследить процесс во времени, можно отметить прогрессирование нарушений. Рассмотрим основные симптомы, которые могут отмечаться при когнитивной дисфункции: Амнезия — это отсутствие воспоминаний, связанных с определенным временным промежутком. Он может быть коротким, например, момент до или после получения травмы, и довольно продолжительным, вплоть до того, что человек забывает свое имя, домашний адрес, близких и другую важную информацию. Гипомнезия — это частичное снижение памяти. События, которые хранятся в голове, забываются не полностью. Фиксационная амнезия — это затруднения при запоминании новой информации. Этот вид нарушений не только делает невозможным процесс обучения, но и затрудняет коммуникацию, поскольку человек может забыть то, что ему сказали минуту назад. Анэкфорией называют нарушение, при котором пациент не может вспомнить информацию, полученную давно, например, какие-либо моменты своего прошлого, сведения, связанные с профессиональной деятельностью. Аффектогенная амнезия служит своеобразным защитным механизмом психики. В этом случае забываются события, которые вызвали бурные эмоциональные переживания.

Например, это может быть катастрофа или смерть близкого человека. Скотомизация аналогична аффектогенной амнезии, но отличается тем, что фрагменты, выпавшие из памяти, не связаны с эмоциональными переживаниями. Псевдореминесценции — это замена выпавших из сознания эпизодов событиями, которые происходили с человеком ранее. При конфабуляциях больной заполняет то, что он забыл, вымышленными, порой крайне неправдоподобными фактами. При криптомнезии забытые события пациент заменяет историями, прочитанными в книгах либо услышанными по телевизору.

Подробнее Ученые еще точно не знают, что именно вызывает мозговой туман — широкий спектр симптомов наблюдают даже у людей, которые легко перенесли болезнь и до этого не имели хронических заболеваний. Главная теория на сегодня такова: мозговой туман возникает, когда иммунная реакция организма на вирус не прекращается, или становится следствием воспаления кровеносных сосудов мозга. Спутанность и расстройство сознания, а также другие типы изменения психических функций возникали при госпитализации коронавирусных пациентов с респираторными проблемами. И исследование показало, что такие пациенты нуждались в более длительной госпитализации и часто после нее не могли справляться с повседневными делами.

Но исследования долговременного мозгового тумана только начинаются. Проблемы с памятью, головокружение или спутанность сознания отмечались у трети или более респондентов. Как будто нахожусь под наркозом. Но девушка стала такой рассеянной, что однажды постирала пульт от телевизора вместе с бельем, а также была вынуждена вернуть собаку, которую недавно взяла из приюта, потому что не могла доверить себе заботу о домашнем животном.

Проблемы с памятью: причины, лечение

Вступительные заметки о живой памяти: Памяти Зинченко Татьяны Петровны. Нарушения памяти могут быть вызваны различными заболеваниями, а также внешними факторами. Отличить симптомы обратимых нарушений, например при депрессии, от начальной стадии болезни Альцгеймера сложно, поэтому при проблемах с памятью нужно обратиться к неврологу. разнообразные болезни, связанные с нарушением памяти (Паркинсона, Пика, Альцгеймера, Гентингтона, старческое слабоумие, психотические формы сенильной деменции).

Проблемы с памятью: 10 случаев, когда наш мозг подводит нас

Понятием двигательная память определяют способность запоминать последовательность и формулы движений. Выделяют память на внутренние состояния, например, эмоциональные эмоциональная память , висцеральные ощущения боль, дискомфорт и т. Возможно формирование матрицы памяти, отражающей характеристики целостной системы связей устойчивого патологического состояния. Эта система связей может воспроизводиться мозгом по памяти даже после того, как патологический фактор уже устранен. Учет этого обстоятельства необходим для понимания патогенеза и лечения хронических заболеваний. Специфической для человека является символическая память, в которой различают память на слова символы и память на мысли, идеи логическая память.

Индивидуальная память различается по объему, быстроте, точности и прочности запоминания. Объем памяти исчисляется количеством информации, которая может быть в ней зафиксирована. Расчеты объема памяти человека показали, что он значительно превосходит возможности современных компьютеров и составляет до 1023 единиц информации. В отношении каждого из упомянутых качеств память одного человека отличается от памяти другого. Встречаются лица, обладающие поразительной памятью.

Известно, что феноменальной была память А. Наполеон, например, будучи офицером, прочел однажды юридический кодекс Юстиниана и затем на протяжении всей жизни цитировал тексты статей законов наизусть. Запоминание быстрота, точность, воспоминание и забывание во многом зависят от личностных качеств, конкретного отношения данного человека к тому, что подлежит запоминанию. Запоминание связано с отношением к впечатлениям. Так, родители, читающие детям бесконечные нотации, напрасно рассчитывают на то, что дети их запомнят — негативные впечатления плохо запоминаются.

Важное значение для запоминания имеет спонтанность мышления — умственные стереотипы приводят к интеллектуальной слепоте. Очевидно, что и запомнить лишенное смысла трудно и незачем. Способствуют лучшему запоминанию частые рассказы о каких-то впечатлениях. Плохие рассказчики обычно не пишут мемуаров. Весьма важным для запоминания является состояние сознания и чувств, тот контекст, в котором существует событие.

Тульвинг с соавторами выдвинули гипотезу о специфичности кодирования впечатлений в зависимости от ситуации. Известно, что лучше запоминается то, что нужно, интересно или то, что оказалось незавершенным. Так, досадные ситуации, в которых не удалось поставить точку, помнятся особенно долго. Улучшает запоминание проговаривание впечатлений, которые благодаря этому интегрируются в словесно-логические структуры памяти. Наконец, материал запоминается лучше при углублении «в предмет, когда он связан с другими фактами в различных контекстах и под разными углами зрения.

При воспоминании, как и запоминании, важен контекст, наличие опорных точек, объектов для сравнения. Поэтому именно узнавание, а не оторванные от контекста воспоминания считаются более надежным показателем фактически усвоенного материала т. В забывании, как упоминалось, важную роль играет вытеснение мотивированное забывание. Пожилые люди скорее забывают недавние события. В основном потому, что им труднее организовать информацию, которую предстоит вспомнить.

Забывание событий первых трех-четырех лет жизни — детская амнезия, связывается с разными причинами, особое значение придается неразвитому самосознанию. Быстро забывается неиспользованная информация, чему немало способствует традиционная система обучения — она не учит пониманию важности полученных в годы образования знаний. Забывание связано также с таким явлением, как интерференция. Проактивная интерференция выражается в том, что события, происшедшие до запоминания, ему мешают. Запоминанию могут мешать также события, случившиеся после запоминания — ретроактивная интерференция.

Существуют различные приемы запоминания — мнемотехника. Это, например, метод локальной привязки, метод группировки, метод акронимов и акростихов и многие другие. Использование приемов мнемотехники позволяет намного улучшить эффективность памяти. Различают непроизвольную и произвольную память. В первом случае запоминание сопровождает деятельность человека и не связано со специальным намерением запомнить что-либо.

Произвольное запоминание связано с предварительной установкой на запоминание. Оно наиболее продуктивно и лежит в основе всякого обучения, но требует соблюдения специальных условий осмысливание запоминаемого материала, предельное внимание и сосредоточенность. Ранние формы произвольной памяти в далеком историческом прошлом, у детей проявляются в виде запоминания одного предмета через другой например, хранение локона волос. Позже опосредованное запоминание осуществляется через действие чтобы вспомнить забытое, надо выполнить действие, связанное с желаемым воспоминанием, например, вернуться на прежнее место. Более высокая ступень произвольного запоминания связана с использованием речевых инструкций.

Наконец, зрелая форма произвольной памяти опосредована мышлением, организацией материала в логическую последовательность. Можно ожидать, что регресс памяти в условиях патологии осуществляется в обратной последовательности. В зависимости от организации процессов памяти и длительности удержания информации различают непосредственную, кратковременную, промежуточную буферную и долговременную виды памяти. Первые три вида иногда объединяют в кратковременную память. Каждая из них реализуется на основе различных механизмов, обладает различной емкостью, спецификой фиксируемых данных.

Кратковременная память делится также на так называемый непосредственный отпечаток, промежуточную форму кратковременной памяти или стадию консолидации и оперативную память. Непосредственный отпечаток характеризуется достаточной емкостью, длительность хранения информации не превышает одной секунды. Функциональное значение этого вида памяти состоит в продлении эффекта коротких внешних сигналов на время, достаточное для оценки их значения в центральной нервной системе и отбора полезной информации. Кроме того, непосредственная память обеспечивает непрерывный характер восприятия. Это модально-специфическая память с рядом хранилищ для каждого канала сенсорной информации.

Иллюстрацией к работе сенсорной памяти могут служить последовательные образы, то есть, впечатления, сохраняющиеся некоторое время после разглядывания объекта. Положительные последовательные образы возникают при закрытых глазах, если перед тем глядеть на источник света и потом от него отвернуться. Несколько секунд будут видны затем светящиеся пятна. Отрицательные последовательные образы появляются после длительной 30 секунд фиксации цветного изображения. Если после этого смотреть на лист серой бумаги, возникает изображение в цветах, комплементарных исходному цвету вместо красного — зеленый, синего — желтый, светлого — темный и наоборот.

Механизмы последовательных образов связывают с деятельностью низших зрительных центров. Затем информация из непосредственной переводится в кратковременную память. Это модально-неспецифический вид памяти с одним накопителем информации. Информация представлена абстрактным последовательным кодом. С этим психологи связывают «магию» цифры 7.

Процессами кратковременной памяти можно управлять произвольно. Время хранения информации в памяти — до 20 секунд — срок, достаточный для опознания, отбора и кодирования сигналов. Работу кратковременной памяти иллюстрируют явления эйдетизма. Эта форма памяти отличается повышенной чувствительностью к различным внешним воздействиям интоксикации, гипоксия, травмы, аффекты. Оперативная память, как разновидность кратковременной памяти, служит для удержания информации по ходу ее извлечения из долговременной памяти в процессе осуществления тех или иных видов деятельности и имеет исключительно большое значение при реализации почти всех психических процессов.

Промежуточная буферная память имеет единственное хранилище информации, в котором она удерживается до трех суток. Для этого информация из промежуточной направляется в кратковременную память, там интерпретируется и только затем поступает на хранение в долговременную память. Долговременная память обеспечивает хранение впечатлений практически на протяжении всей жизни. Долговременная память имеет двигательные, образные и словесные структуры. В каждой из них существует два блока информации.

В первом последняя хранится в организованном виде и активно используется. В другом блоке информация неорганизована и произвольному воспроизведению у большинства людей недоступна. Различают ряд форм организации материала долговременной памяти: — пространственную, позволяющую установить опорные пункты и связи в нашем физическом и социальном окружении. Лежит в основе «когнитивных карт», связующих в одно целое разные элементы поля; — линейную, например, по алфавиту, дням недели и т. В первой, «автобиографичной» хранятся личные впечатления индивидуума.

Во второй — структуры, позволяющие понять мир: понятия, нормы, законы, правила. До сих пор не известно о конкретных способах извлечения информации из долговременной памяти, которые субъективно протекают подсознательно и чрезвычайно быстро. Механизмы непосредственной памяти связывают с изменениями на уровне рецепторов. Работу кратковременной памяти объясняют циркуляцией импульсов в замкнутых нейронных цепях. Стадия консолидации памяти представляет собой латентный период длительностью от 15 до 60 мин.

В течение этого времени нейронные контуры кратковременной памяти должны быть неактивными. Разные воздействия на мозг в этот период могут привести к стиранию следов памяти и амнезии. После стадии консолидации информация переходит в долговременную память. Механизмы последней согласно гипотезе Хебба, связаны с длительным изменением синаптических связей. Биохимическая теория памяти Хидена объясняет механизм долговременной памяти с процессами образования РНК.

Основным субстратом хранения памяти считается синапс. Не исключается возможность участия в этом нейроглии. Гипотеза Лэшли о существовании центра памяти не подтвердилась. Тем не менее есть все основания считать, что гиппокамп и связанные с ним образования миндалевидное тело, ядра зрительного бугра, мамиллярные тела играют особо значительную роль в фиксации и хранении следов памяти. Установлено, что двустороннее поражение гиппокампа приводит к грубым нарушениям памяти, которые известны в клинике под названием «корсаковский» или «лимбический» синдром.

Поражение мозговой коры никогда не приводит к общему нарушению следов памяти, однако, при этом наблюдается выпадение возможности закреплять следы модально-специфических раздражений, соответствующих локализации поражения. Поражение лобных долей больших полушарий специфически нарушает способность произвольного управления функцией памяти, но не препятствует бесконтрольному, пассивному запечатлению и репродукции следов памяти. Повреждение височных областей коры приводит к нарушению правильной последовательности воспроизведения памятных следов. Психопатология памяти Расстройства памяти проявляются нарушениями запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. Различают количественные нарушения, выражающиеся ослаблением, выпадением или усилением следов памяти, и качественные нарушения парамнезии , при которых наблюдаются ложные воспоминания, смешение прошлого и настоящего, реального и воображаемого.

Количественные нарушения памяти включают амнезию, гипермнезию и гипомнезию. Выпадение памяти на разные сведения, навыки либо на тот или иной промежуток времени. Различают следующие виды амнезии. Фиксационная амнезия. Утрата способности запоминать и воспроизводить новые сведения.

Резко ослаблена или отсутствует память на текущие, недавние события при сохранении ее на приобретенные в прошлом знания. Ориентировка в обстановке, времени, окружающих лицах, в ситуации нарушена — амнестическая дезориентировка. Фиксационная амнезия является важнейшим признаком корсаковского синдрома, наблюдающегося при корсаковском психозе, черепно-мозговых травмах, атеросклеротических, других органических психозах, интоксикациях например, окись углерода , атрофических процессах старческое слабоумие, болезнь Альцгеймера. При фиксационной амнезии нарушение касается механизмов кратковременной, а возможно и непосредственной памяти. Существуют экспериментальные доказательства того, что при фиксационной амнезии нарушается скорее репродукция, а не процессы запечатления: так, пациент, которому при рукопожатии незаметно наносят укол иглой, со временем перестает протягивать руку для приветствия.

После медикаментозной седации позволила увести себя в палату, была уложена в постель, но оставалась двигательно беспокойной, периодически садилась и вновь ложилась, сминала постельное белье. Контакту оставалась недоступной, на вопросы не отвечала, инструкции не выполняла, иногда реагировала на обращение по имени - на непродолжительное время фиксировала взгляд на враче, но чаще отворачивалась от врача. Выражение лица оставалось растерянным, периодически появлялась гримаса страдания, начинала плакать, но быстро спонтанно успокаивалась. Неврологическое состояние: без общемозговой и менингеальной симптоматики.

Глазные щели одинаковы, правильной формы. Зрачки округлые, симметричные. Фотореакция живая, содружественная. Оценить полноту объема движений глаз не удалось не выполняла инструкции.

Нистагм отсутствовал. Ассиметрии лица не выявлялось. Язык по средней линии, спокоен. Глотание свободное.

Мышечный тонус не изменен. Чувствительные нарушения не выявлялись. Объем активных движений в конечностях не ограничен. Сухожильные рефлексы живые, симметричные.

Симптом Маринеску-Радовича положительный с обеих сторон. Провести стато-координаторные пробы не удалось. Соматическое состояние удовлетворительное. Среднего роста 170 см , правильного телосложения, гиперстенической конституции, избыточного питания 76 кг , индекс массы тела 26.

Кожа и видимые слизистые физиологической окраски, обычной влажности. Периферические лимфоузлы не увеличены. В легких дыхание везикулярное, с жестким оттенком, равномерно проводилось во все отделы, хрипы не аускультировались. Тоны сердца ясные, ритмичные.

При пальпации живота во всех отделах болезненности не выявлялось. Печень по краю рёберной дуги. Симптом Пастериацкого отрицательный с обеих сторон. Периферических отёков нет.

Мочеиспускание свободное. Результаты обследования: Микрореакция крови и бактериологический анализ на кишечную группу и дифтерию при поступлении - отрицательные. Общеклинические анализы крови и мочи при поступлении в норме. Рентгенография органов грудной клетки: очаговых и инфильтративных изменений не выявлено.

ЭКГ: Синусовый ритм 82 в мин. Гипертрофия миокарда левого желудочка. Выраженные диффузные изменения миокарда левого желудочка. Окулист: Начальная катаракта обоих глаз.

Гипертоническая ангиопатия сетчатки. Гинеколог: Миоматоз матки. Невролог: Гипертоническая энцефалопатия 3 ст. Терапевт: Миокардиодистрофия метаболического генеза.

Недостаточность кровообращения 0. Гипертоническая болезнь 3 ст.

По мере того, как дети становятся подростками, их познавательные способности развиваются, и, в конце концов, снижение когнитивных функций происходит как часть старения.

Поскольку процессы восстановления регенерации центральной нервной системы ЦНС несовершенны, некоторые когнитивные функции могут нарушаться как часть нормального старения из-за дегенерации и гибели нейронов. Лучшие когнитивные навыки обеспечивают и лучшее понимание окружающей среды, чтобы взаимодействовать с ней наиболее эффективным и безопасным образом. Некоторые области когнитивного функционирования, такие как внимание, каким-то образом снижаются при психических заболеваниях.

Некоторые болезни способствуют отсутствию концентрации внимания, а другие вызывают полную неспособность сосредоточиться. Однако каждое псмихическое расстройство обычно способствует преимущественному нарушению определенной когнитивной области. Отсутствие исполнительной функции наблюдается при многих психических заболеваниях, но определенные функции снижаются до определенной степени.

Например, отсутствие планирования связано с тревожными расстройствами. Это также включает в себя принятие правильных решений и создание эффективных моделей поведения. Когнитивные нарушения являются одним из основных признаков шизофрении, наряду с позитивными бред и галлюцинации и негативными симптомами.

Снижение когнитивных функций описано не только у пациентов с продолжающейся шизофренией , но и в периоды ремиссии , у пациентов с первым психотическим эпизодом и даже у здоровых близких родственников. Исследователи считают, что нейрокогнитивные нарушения можно обнаружить задолго до того, как болезнь проявится, и они столь же значительны, как другие симптомы шизофрении. Депрессивные расстройства также сопровождаются когнитивными нарушениями в различных областях, таких как внимание, исполнительные функции, память и скорость обработки информации.

Эти нарушения часто сохраняются даже в период ремиссии. К нейробиологическим механизмам, ведущим к когнитивным нарушениям при различных нервно-психических заболеваниях, относятся: Генетические механизмы. Это связано с дисфункцией различных генов, участвующих в патогенезе психических расстройств.

Таким образом, причиной ложной памяти могут быть не только психические отклонения. Исказить факты очень легко, если вставить в предложения нужные слова. Разновидности фальшивых воспоминаний Некоторые фальшивые воспоминания мы придумываем самостоятельно. Иногда нам их навязывают.

Однако вся искажённая реальность имеет свои нюансы. Например, псевдореминисценция одна из разновидностей ложной памяти отличается от контабуляции неправдоподобные рассказы. Хотя симптоматика очень похожа. Если в первом случае человек, давно переживший травму или обиду, начинает о ней вспоминать так, как будто бы она случилась совсем недавно.

Во втором случае флэшбэки украшаются придуманными историями. Эти фантазии свойственны алкоголикам, наркоманам или пациентам с диагнозом «шизофрения». В результате ложную память разбивают на несколько категорий. По причинам происхождения: бредовые ложные воспоминания, которые не связаны с нарушениями психики и характеризуются навязчивыми идеями самого человека; внушённые — появляются после определённых подсказок или наводящих вопросов; мнестические — замещают определённые пробелы в памяти прошлого или настоящего; онейрические — возникают на почве интоксикации организма или поражения головного мозга; экспансивные — связаны с бредом величия например, человек искренне верит, что он Наполеон Бонапарт.

По провоцирующим факторам: спонтанная первичная парамнезия. Возникает сама по себе. Чаще всего идёт параллельно с деменцией, а все воспоминания — выдуманные; спровоцированная вторичная конфабуляция. Ответная реакция на нарушение памяти.

Возникают не только в виде деменции, но и в качестве амнезии. Бывают случаи, когда ложные воспоминания появляются как кратковременное явление на почве пережитого стресса. По содержанию: амнестические — человек теряет ощущение реальности и относит себя к прошлому например, пациент может думать, что ему до сих пор 12 лет ; мнемонические — ложные воспоминания о нынешних событиях они могут касаться быта или профессиональной деятельности ; фантастические — содержат многочисленные нереальные, придуманные истории, похожие на детективные истории или фантастические фильмы. В своё время игра разума сыграла злую шутку с некоторыми знаменитостями.

Мэрилин Монро утверждала, что в 7 лет её изнасиловали. Однако в разных интервью называла новые имена насильника. Марлен Дитрих считала, что её изнасиловал учитель музыки. Полиция взялась за расследование и выяснила, что такой человек существовал в реальности и он действительно преподавал музыку.

К его счастью, когда Марлен было 16, педагог проживал в другом городе. Таким образом, врачи пытаются вначале выяснить причину и тип воспоминания и только потом начинают работать с пациентом. Принципы в нейробиологии В нейробиологии считают, что за переделку воспоминаний отвечают гиппокамп и миндалина. Сканируя мозг с помощью фМРТ и наблюдая за работой участков, можно определить, была ли перезапись или нет.

Расположение гиппокампа в человеческом мозге Как показывает практика, человек не всегда соглашается с тем, что ему навязывают. Под давлением он может признать всё что угодно, но будет оставаться при своём мнении. Доказать это легко. После повторного тестирования, но без давления начальное воспоминание не меняется.

Если испытуемый начинает искренне верить в навязчивую идею, он будет настаивать на ней в любой ситуации. То есть исходное воспоминание исчезло, а вместо него появилось новое. Этот феномен заинтересовал нейробиологов из Великобритании и Израиля источник. С помощью фМРТ они решили выяснить, какие участки мозга задействованы в искажении памяти.

В эксперименте приняли участие 30 добровольцев. Их разделили на группы по 5 человек. Каждой группе показывали 40-минутный ролик про ловлю нелегальных иммигрантов. Всем испытуемым объяснили, что целью эксперимента является изучение памяти и в конце всем будут заданы вопросы.

Поэтому всех попросили не обсуждать друг с другом сюжет. Каждый участник должен был выбрать вариант и указать, насколько он уверен в правильности своих суждений.

Основные виды расстройств памяти

  • Проблемы с памятью: 10 случаев, когда наш мозг подводит нас
  • Основные причины
  • Провалы в памяти
  • Лечение нарушения памяти, речи, внимания и мышления - «Елизар-Мед»
  • Похожие статьи

Нарушение памяти в психологии: причины и лечение. Особенности памяти

А вот насыщенные жиры и количество калорий следует ограничить. Лечите хронические заболевания: исследования показывают, что диабет, проблемы с сердечно-сосудистой системой и другие соматические патологии значительно усугубляют снижение внимания и памяти что делает борьбу с ними обязательным пунктом в борьбе за мозговую деятельность. Избавьтесь от таких вредных привычек как алкоголь и курение: они повышают риск сосудистых нарушений. Хороша как простая ходьба и легкая аэробика, так и упражнения на координацию. Поделитесь своими проблемами с семьей. В моменты, когда критически подводит память, что делать вам подскажут именно они. Мозг способен производить новые клетки в любом возрасте, поэтому значительная потеря памяти не является неизбежным результатом старения. Ваш образ жизни, привычки и повседневная деятельность оказывают огромное влияние на здоровье вашего мозга. К сожалению, справляться своими силами с этой проблемой можно лишь до определенной поры. Когда теряется память, что делать должен сказать врач, ведь только полноценное лечение способно улучшить долгосрочный прогноз. К какому врачу обратиться при проблемах с памятью Если у человека развивается нарушение памяти, к какому врачу обращаться нужно решить как можно быстрее.

Необходим полный объем диагностических мероприятий, с помощью которого будет выяснено, с какой патологией связаны симптомы. Не все знают, какой врач занимается памятью. Следует учесть, что может потребоваться консультация нескольких специалистов. К какому врачу обратиться при потере памяти? Вам помогут психиатр, невролог и нейропсихолог. В некоторых случаях может понадобиться консультация терапевта и гериатра. Это сложная проблема, которая проявляется как на органическом, так и на психологическом уровне, поэтому необходима их совместная работа. При проблемах с памятью врач применяет следующие методы диагностики: изучение анамнеза; оценка соматического здоровья; беседа с родственниками: когда у одного из членов семьи, особенно пожилого возраста, началось ухудшение памяти, к какому врачу обратиться часто решают близкие. Их участие в лечебно-диагностических мероприятиях может оказать существенную помощь; неврологическая, психиатрическая и психологическая оценка; психометрическое тестирование: измеряется точность, скорость и качество таких психических процессов как принятие решений, внимание, планирование; лабораторно-инструментальное обследование: анализы крови, МРТ-сканирование, позитронно-эмиссионная томография, электроэнцефалография и другое. Специалисты тщательно анализируют состояние больного, учитывая его поведение и результаты проведенных диагностических мероприятий.

Если вы думаете, к какому врачу обратиться по поводу памяти, лучше искать место, где возможна совместная работа нескольких смежных специалистов. Необходимо и наличие современного диагностического оборудования — это позволит результатам быть более точными и сэкономит время. В последующем результаты диагностических мероприятий используются для разработки плана лечения. Если человек находится в преклонном возрасте, но пока не испытывает серьезных проблем с памятью, к какому врачу обратиться нужно знать заранее — если вы обеспокоены возможностью снижения когнитивных функций в будущем, лучше провести профилактическое обследование. Оно поможет отсрочить или даже избежать развития серьезной патологии.

Если верить медицинской статистике, подобные нарушения памяти регулярно беспокоят четвертую часть населения нашей планеты. От чего зависит появление проблем с памятью? Эти причины существенно различаются в каждом случае, и обусловлены целым рядом факторов. Причем самая распространенная причина — психоэмоциональное перенапряжение, повышенная тревожность или депрессивное состояние.

Часто плохая память наблюдается у людей при выздоровлении после перенесенных соматических заболеваний. Тем не менее, некоторые виды расстройства памяти изначально основываются на более серьезных причинах — психических нарушениях или тяжелых поражениях головного мозга. В медицине выделяются следующие существенные причины, которые вызывают ощутимые нарушения памяти. Переживания, стрессовое состояние, навязчивое чувство тревоги — делают человека рассеянным, потому что его мозг концентрируется на той проблеме, которая является причиной его беспокойства. Серьезный недостаток сна и хроническая усталость — мешают сосредоточиться, закономерный итог — плохая память. Нарушения в системе кровообращения головного мозга человека — острого или хронического характера, среди них инсульт, атеросклероз или спазм сосудов мозга, а также иные возрастные проблемы. Замедление процессов мышления — чаще всего из-за токсического влияния на организм алкоголя, курения и сопутствующего им гиповитаминоза. Аналогичное действие оказывают некоторые успокоительные лекарственные средства или антидепрессанты, также ослабляющие кратковременную и визуальную виды памяти. Различные черепно-мозговые травмы, опухоли и новообразования головного мозга.

Генетически обусловленные проблемы с памятью.

Если в первом случае человек, давно переживший травму или обиду, начинает о ней вспоминать так, как будто бы она случилась совсем недавно. Во втором случае флэшбэки украшаются придуманными историями.

Эти фантазии свойственны алкоголикам, наркоманам или пациентам с диагнозом «шизофрения». В результате ложную память разбивают на несколько категорий. По причинам происхождения: бредовые ложные воспоминания, которые не связаны с нарушениями психики и характеризуются навязчивыми идеями самого человека; внушённые — появляются после определённых подсказок или наводящих вопросов; мнестические — замещают определённые пробелы в памяти прошлого или настоящего; онейрические — возникают на почве интоксикации организма или поражения головного мозга; экспансивные — связаны с бредом величия например, человек искренне верит, что он Наполеон Бонапарт.

По провоцирующим факторам: спонтанная первичная парамнезия. Возникает сама по себе. Чаще всего идёт параллельно с деменцией, а все воспоминания — выдуманные; спровоцированная вторичная конфабуляция.

Ответная реакция на нарушение памяти. Возникают не только в виде деменции, но и в качестве амнезии. Бывают случаи, когда ложные воспоминания появляются как кратковременное явление на почве пережитого стресса.

По содержанию: амнестические — человек теряет ощущение реальности и относит себя к прошлому например, пациент может думать, что ему до сих пор 12 лет ; мнемонические — ложные воспоминания о нынешних событиях они могут касаться быта или профессиональной деятельности ; фантастические — содержат многочисленные нереальные, придуманные истории, похожие на детективные истории или фантастические фильмы. В своё время игра разума сыграла злую шутку с некоторыми знаменитостями. Мэрилин Монро утверждала, что в 7 лет её изнасиловали.

Однако в разных интервью называла новые имена насильника. Марлен Дитрих считала, что её изнасиловал учитель музыки. Полиция взялась за расследование и выяснила, что такой человек существовал в реальности и он действительно преподавал музыку.

К его счастью, когда Марлен было 16, педагог проживал в другом городе. Таким образом, врачи пытаются вначале выяснить причину и тип воспоминания и только потом начинают работать с пациентом. Принципы в нейробиологии В нейробиологии считают, что за переделку воспоминаний отвечают гиппокамп и миндалина.

Сканируя мозг с помощью фМРТ и наблюдая за работой участков, можно определить, была ли перезапись или нет. Расположение гиппокампа в человеческом мозге Как показывает практика, человек не всегда соглашается с тем, что ему навязывают. Под давлением он может признать всё что угодно, но будет оставаться при своём мнении.

Доказать это легко. После повторного тестирования, но без давления начальное воспоминание не меняется. Если испытуемый начинает искренне верить в навязчивую идею, он будет настаивать на ней в любой ситуации.

То есть исходное воспоминание исчезло, а вместо него появилось новое. Этот феномен заинтересовал нейробиологов из Великобритании и Израиля источник. С помощью фМРТ они решили выяснить, какие участки мозга задействованы в искажении памяти.

В эксперименте приняли участие 30 добровольцев. Их разделили на группы по 5 человек. Каждой группе показывали 40-минутный ролик про ловлю нелегальных иммигрантов.

Всем испытуемым объяснили, что целью эксперимента является изучение памяти и в конце всем будут заданы вопросы. Поэтому всех попросили не обсуждать друг с другом сюжет. Каждый участник должен был выбрать вариант и указать, насколько он уверен в правильности своих суждений.

Через четыре дня эксперимент повторили. Однако теперь испытуемых сканировали на фМРТ и следили за изменениями в коре головного мозга. Вопросы повторялись, однако теперь участниками пытались манипулировать.

Им разрешили опираться на общественное мнение. То есть иногда показывали, как ответили другие испытуемые. Вопросы поделили на три группы, на которые испытуемый отвечал правильно и уверенно.

Отсутствие манипуляции.

Приводит к соматическим нарушениям, структурным изменениям мозга. Болезни, связанные с патологиями кровообращения в головном мозге. Травмы головы. Опухоли, локализованные в тканях головного мозга. Патологии психиатрического профиля. Врожденные нарушения интеллекта — как генетические, так и связанные с родовыми травмами. Нарушение обмена веществ.

Хроническая интоксикация например солями тяжелых металлов Соответственно, лечение в каждом случае специфическое, а диагностика требуется тщательная, так как причин множество. Признаки развития нарушений памяти Могут появляться в одночасье, а могут развиваться практически незаметно. То, как прогрессирует заболевание, важно для диагностики. Симптомы располагают по нескольким категориям. Оценивают и то, насколько сильно пострадала память, и то, какие ее компоненты затронуты. По количеству выделяют такие симптомы: Амнезия. Так называется полное забывание событий какого-либо временного периода. Этот же термин применяется для обозначения полной потери воспоминаний.

Это обратный процесс — пациенты отмечают феноменальное усиление памяти, запоминают все мелочи, могут воспроизвести большой объем информации. Это частичная потеря воспоминаний или частичное снижение памяти. Есть симптомы, связанные с поражением различных компонентов памяти: Невозможность запомнить события, происходящие в настоящий момент времени.

Память, речь, внимание и их расстройства (когнитивные нарушения). Нарушение памяти

Внимание многих ученых сейчас привлечено к додементным когнитивным нарушениям, рассказала Надежда Коберская, невролог, сотрудник Лаборатории памяти. Вследствие вышесказанного нарушение рабочей памяти можно считать эндофенотипическим признаком, маркером восприимчивости к расстройствам шизофренического спектра. Отличить симптомы обратимых нарушений, например при депрессии, от начальной стадии болезни Альцгеймера сложно, поэтому при проблемах с памятью нужно обратиться к неврологу. Расстройства памяти проявляются нарушениями запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта.

Все публикации

Провалы в памяти у взрослых и пожилых людей могут предшествовать появлению болезней Паркинсона и Альцгеймера. Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное) – одно из самых распространенных расстройств, знакомое практически каждому человеку и способное существенно ухудшить качество жизни. Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти является нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого, так называемый корсаковский синдром, который был описан известным. Нарушение памяти в той или иной форме порождает множество проблем.

Проблемы с памятью

Упражнения нужны не только телу, но и мозгу, которому также требуются регулярные интеллектуальные тренировки. Отлично подойдут кроссворды, головоломки, чтение, изучение новых навыков или языков. Следуя советам врачей, можно сохранить и развить память в пожилом возрасте Для улучшения когнитивных функций в рационе питания постоянно должны присутствовать овощи, фрукты, орехи, рыба и оливковое масло. Продукты, богатые омега-3 жирными кислотами, антиоксидантами, витаминами группы В и С обеспечат организм здоровьем на долгие годы. Укрепить память, а также уменьшить стресс и снизить ощущение изоляции поможет общение с друзьями, участие в мероприятиях и хобби.

Ещё важно помнить о соблюдении режима сна и отдыха, которые очень нужны для сохранения мозговой деятельности.

Такой вид памяти нарушается при болезни Паркинсона. Например, люди с этим заболеванием могут случайно проявлять эмоции, которые не испытывают, например смеяться или плакать, когда им не смешно или не грустно. Словесно-логическая память — отражает процессы запоминания и воспроизведения мыслей, когда человек размышляет и обрабатывает новую информацию. Проследить работу словесно-логической памяти можно на примере запоминания важных диалогов или рекомендованной литературы. Особенностью этого вида памяти является то, что мысли не существуют без языковой поддержки [1] [8] [12]. Такой вид памяти нарушается при шизофрении.

Из-за этого человек не может запомнить и искажает информацию, которую только что услышал. В зависимости от целей деятельности память может быть: непроизвольной — осуществляется автоматически, без особого волевого напряжения и сознательного контроля; произвольной — требует волевых усилий и цели для запоминания информации. Также существует разделение на кратковременную, долговременную, оперативную и промежуточную память. Объём кратковременной памяти всегда индивидуален. Он зависит от природных характеристик человека и, как правило, остаётся неизменным в течение жизни. Для кратковременной памяти характерно механическое запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала [2] [10] [11]. В кратковременную память попадают последние 5—6 единиц информации, воспринимаемые через органы чувств.

Этот вид памяти страдает при шизофрении : человек становится невнимательным и рассеянным, не может сконцентрироваться. Также проблемы с кратковременной памятью — это один из первых признаков болезни Альцгеймера и энцефалопатии Вернике : человек не помнит события, которые произошли с ним недавно, например снова идёт в магазин за хлебом, хотя только что его купил. Работа долговременной памяти сильно зависит от кратковременной, так как в неё проникает лишь та информация, которая когда-то прошла через кратковременную память. Это становится возможным благодаря волевому усилию человека. В долговременную память можно поместить куда больше информации, чем позволяет индивидуальный объём кратковременной памяти. Этого можно добиться при постоянном повторении необходимой информации. Иногда при энцефалопатии Вернике также страдает долговременная память, в редких случаях недостаток воспоминаний восполняется событиями, которые никогда не происходили.

Оперативная память позволяет сохранить информацию, которая необходима в текущий момент. Как только эта информация теряет актуальность, она забывается. Такой вид памяти нарушается при сосудистой деменции. Например, человек может забыть свой номер телефона или домашний адрес, который всегда помнил. Как правило, такое возникает не сразу, а при прогрессировании болезни. Этот вид памяти нарушается при болезни Альцгеймера и синдроме Корсакова. Промежуточная память сохраняет информацию в течение дня, а во время ночного сна мозг её структурирует и переводит в долговременную память.

Поэтому когда человек соблюдает режим сна и бодрствования, утром он готов к запоминанию и анализу новой информации. Если сон длится менее трёх часов, промежуточная память не успевает очищаться, из-за чего возникают проблемы с выполнением других важных мыслительных операций, понижается внимание и объём кратковременной памяти. Классификация и стадии развития нарушения памяти В патопсихологии выделяют следующие нарушения памяти: эйдетизм — особенность памяти, при которой лучше развито зрительное восприятие, позволяет человеку удерживать необыкновенно яркие представления и воспроизводить их с высокой точностью; гипермнезия — патологическое увеличение памяти, которое связано с яркими воспоминаниями и, как правило, сопровождается психическими отклонениями может быть симптомом маниакального синдрома ; гипомнезия — ослабление памяти проявление старческого слабоумия и т. В свою очередь амнезия классифицируется по разным признакам: По форме: ретроградная — человек не помнит события, которые случились до нарушения памяти; антероградная — память не фиксирует события, произошедшие после нарушения памяти; антероретроградная — пациент не помнит события ни до, ни после нарушения памяти. По динамике: фиксационная — человек не может зафиксировать в памяти текущие или недавно произошедшие события, часто развивается при атеросклерозе , недостатке витаминов группы В и алкоголизме; регрессирующая — со временем память постепенно восстанавливается; стационарная — человек не может вспомнить конкретные события, этот фрагмент так и не восстанавливается; прогрессирующая — пациент постепенно забывает события, которые находятся всё дальше в прошлом закон Рибо — Джексона ; ретардированная отсроченная — события забываются через некоторое время. По причине развития: истерическая — в памяти исчезают конкретные неприятные для человека события потеря близкого, насилие и т. Виды ложных воспоминаний: конфабуляция — пациент забывает событие или непреднамеренно заменяет его вымыслом; псевдореминисценция — пробелы в памяти заменяются воспоминаниями из прошлого; криптомнезия — пациент принимает прочитанные или увиденные в кино события за реально пережитые; эхомнезия — пациенту кажется, что события постоянно повторяются, т.

Осложнения нарушения памяти Параллельно с нарушениями памяти развиваются проблемы при письме, чтении и работе с числами.

Качественные дисфункции подразумевают путаницу в голове пациента, связанную с невозможностью отличить подлинные воспоминания от фантазий. Больной не понимает, какие события являются реальными, а какие плодом его воображения. Количественные дефекты отображаются в усилении или ослаблении следов памяти. Существует огромное количество разновидностей нарушений памяти. Большинство из них характеризуется кратковременностью и обратимостью.

Они могут быть вызваны такими банальными причинами, как переутомлением, частыми стрессовыми ситуациями, злоупотреблением лекарственными препаратами, а также алкогольными напитками. Другие требуют серьезного подхода в лечении. Причины возникновения нарушений в памяти Что же это за причины, способные вызвать нарушение памяти? В психологии выделяют несколько таких. Например, наличие у человека астенического синдрома, который сопровождается быстрой утомляемостью, истощением организма. Он может быть последствием черепно-мозговых повреждений, длительных депрессий, авитаминоза, алкогольной и наркотической зависимости.

У детей расстройства памяти чаще всего являются следствием недоразвитости мозга, травмы головы физического или психического характера. У таких детей появляются проблемы с запоминанием информации и ее последующим воспроизведением. Особенности памяти у детей таковы, что нарушения проявляются в основном в форме амнезии. Амнезия — выпадение отдельных воспоминаний. У детей она наступает в следствии неблагоприятной обстановки в семье или в детских учреждениях, которые они посещают. Так же к причинам амнезии можно отнести частые острые заболевания дыхательных путей и гиповитаминоз.

Помимо этого, детские особенности памяти проявляются в том, что начиная с рождения она постоянно развивается, в результате чего становится уязвимой. Проблемные беременность и роды, а также неправильная стимуляция развития запоминательных процессов могут приводить к повреждениям памяти. Заболевания, связанные с кровоснабжением головного мозга, например, сахарный диабет, атеросклероз сосудов, болезнь Паркинсона влияют на память.

Ретроградная амнезия характеризуется невозможностью вспомнить предшествующие травме или болезни события, антероградная сопровождается потерей памяти на события, произошедшие после болезни. Различают также ретроантероградную амнезию сочетание первых двух и фиксационную, характеризующуюся невозможностью запоминать текущие события. Если утрачивается память на события в момент травмы или болезни, говорят о конградной амнезии. Возможные причины Провалы в памяти не всегда свидетельствуют о каком-либо заболевании. Быстро сменяющаяся информация усваивается только кратковременной памятью и сохраняется в течение нескольких суток. Примером такого запоминания служит подготовка к экзамену: большой объем данных усваивается за короткое время и так же быстро исчезает из памяти. Для сохранения информации на длительное время требуются обработка и кодирование. Только после этого необходимые данные фиксируются в структурах мозга. При наличии психологических факторов стресс, нервное перенапряжение или постоянной усталости и недосыпании нарушается концентрация внимания, что ухудшает процесс запоминания. Часто провалы в памяти возникают как защитная реакция на эмоциональный стресс. Характерным примером такого состояния служит внезапная потеря памяти на экзаменах, при выступлениях перед аудиторией. Эти провалы относятся к преходящим нарушениям памяти, однако в ряде случаев они могут свидетельствовать о нарушении кровообращения в области задних мозговых артерий, что чаще всего возникает при алкоголизме, наркомании. Повреждение даже малых участков мозга при черепно-мозговой травме тоже приводит к утрате памяти или провалам. При этом возникает ретроградная амнезия, которая захватывает несколько часов до травмы. Возможна и более длительная фиксационная амнезия — несколько суток сразу после травмы, которая отмечается при ясном сознании пациента. Через несколько суток после травмы память в большинстве случаев восстанавливается.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий