Памирцы стали одной из самых образованных наций в бывшем СССР. Министр также упомянул, что в Таджикистане проживают около 100 национальностей и этнических меньшинств, при этом не называя памирцев среди прочих. Памирское гостеприимство началось ещё в самолёте Москва-Душанбе: случайный попутчик (памирец!), узнав, что я собираюсь на Памир, немедленно обеспечил нам "стол и дом".
Народ без государства: как памирцы сохраняют черты самобытности
Джамшед Азизбеков — отец семерых детей. Родом он с Памира. До того, как принял решение поехать в Донбасс добровольцем, Джамшед с семьёй жил в Ростове. Супруга решение мужа поддержала. Перед тем как ехать, я посоветовался с нашими старейшинами и получил их благословение», — поделился Джамшед.
В процессе взаимодействия происходило смешение культур, что позволяло сформировать поистине уникальный этнос. Объединённые религией Несмотря на то, что у современных памирцев нет собственного государства, а представители этого народа проживают на территории разных стран, существует важнейший объединяющий фактор. Это религия. Именно благодаря исмаилизму памирцы остаются сплочёнными племенами. От себя хочу отметить, что данное религиозное направление является весьма необычным в регионе. Практически все соседи памирцев — мусульмане суннитского толка, а вот памирцы остаются шиитами-исмаилитами.
Особенности ислама в Памире заключаются и в том, что здесь его не пришлось насаждать огнём и мечом, карая иноверцев. Поскольку в данном направлении мусульманских верований вполне лояльно относились к старинным религиозным воззрениям, памирцы приняли новую веру вполне мирно и спокойно. Важную роль в обществе играет духовный лидер. У памирцев эта должность передаётся по наследству. Этот человек является не просто представителем духовенства, а опорой для своего народа. Известно, что в тяжёлые времена, в периоды войн и бедствий духовный лидер был тем, кто вселял силы в измученных людей, не давая им погрузиться в отчаяние. Дзен Жизнь по старинным принципам Если приехать в современную памирскую деревню, станет заметно, что значительная часть людей продолжают дела своих предков, ведут традиционный уклад жизни, что был заведен ещё много веков тому назад.
Снова его оскорбили и унизительно обошлись с ним, но на этот раз физического насилия не было. Через несколько недель его снова допросили КГБ. Он покинул страну, опасаясь, что одно из служб безопасности в любой момент может задержать и привлечь его к ответственности. Уважаемые общественные деятели памирской диаспоры, политические активисты и другие инакомыслящие были принудительно возвращены или тайно выданы из Российской Федерации в сотрудничестве с российскими службами безопасности и задержаны сразу после прибытия в Таджикистан. В течение нескольких месяцев после мая 2022 года многим памирцам в России, выражавшим политическое инакомыслие или добровольно участвовавшим в общественной деятельности памирской диаспоры, неофициально угрожали насильственным возвращением со стороны сотрудников таджикских или российских служб безопасности. Многим памирским беженцам грозила депортация из ряда стран Европы и других стран, где они искали международной защиты. Вернувшись в Таджикистан, многие члены семей памирских беженцев неоднократно подвергались посещениям и угрозам со стороны таджикских служб безопасности по поводу местонахождения членов их семей за границей. Страны, насильно возвращающие памирцев в Таджикистан, нарушают принцип невыдворения, краеугольный камень международного права в области прав человека и права беженцев, который запрещает перевод кого-либо в место, где он может подвергнуться преследованиям или другим серьезным нарушениям прав человека. Насильно возвращенным в Таджикистан памирцам грозят произвольные задержания, пытки и другие виды жестокого обращения, насильственные исчезновения и несправедливые судебные разбирательства. Риски для граждан Таджикистана, на которых нацелены власти и которые были принудительно возвращены в Таджикистан, видны на примере Абдуллохи Шамсиддина. Несмотря на многократные предупреждения о риске задержания и пыток в Таджикистане, 18 января 2023 года Германия депортировала его в Таджикистан. Он является этническим таджиком и тесно связан с несколькими лидерами оппозиционной партии Исламского возрождения Таджикистана. По прибытии в Таджикистан его подвергли принудительному исчезновению, а затем, как сообщается, содержали в одиночном заключении сотрудники КГБ. Amnesty International провела интервью с двумя лицами, которые были допрошены различными службами безопасности во время или после подавления в мае 2022 года, но не были арестованы и могли покинуть страну, а также с пятью лицами, которые были задержаны или допрошены до мая 2022 года. Почти все собеседники, которые говорили при строгой анонимности, сообщили о вербальном насилии во время допросов, которое направлялось не только на допрашиваемого, но и на его родственниц, этнических памирцев и их религиозное общество исмаилитов. Многие собеседники также сообщили о физическом насилии во время допросов, включая избиение кулаками, дубинами и металлическими предметами, электрические удары и лишение сна.
Эта субгаплогруппа указывает на происхождение из Волго-Уральского региона и может свидетельствовать о доисторических миграциях древних скотоводческих народов из евразийских степей на восточный Памир [20]. Религия[ править править код ] С установлением начиная с конца I тыс. Особенно сильны были позиции зороастризма в Шугнане , где на возвышенностях строились открытые храмы огня , некоторые из которых действовали вплоть до XIV в. Другой важной религией Памира был буддизм , проникавший сюда из Индии караванным путём. Особенно сильны позиции буддизма были в Вахане, через который массово двигались буддистские проповедники из Индии и паломники из Хотана и Китая. Сегодняшние памирцы — преимущественно шииты - исмаилиты - низариты и следуют Ага-хану [22]. Есть также памирцы- сунниты , численность которых в настоящее время составляет примерно несколько тысяч человек [23]. Предки этих памирцев приняли суннитский ислам примерно в XIX веке [24]. Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам — духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты- сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции. Язгулямцы, под влиянием Дарваза, в конце XIX века приняли суннизм [25]. Этническая самоидентификация[ править править код ] Исходя из сходства в обычаях и традициях этнической общности и из конфессиональной общности то есть принадлежности к исмаилизму , все малые народы Памира именуют себя «памирцами» — тадж. В сознании как самих памирцев, так и таджиков это понятие ассоциируется не с региональной, а прежде всего с языковой, культурной и конфессиональной принадлежностью к определённому сообществу. Таджикоязычные жители Памира — дарвазцы и ванджцы, исповедующие суннизм, не причисляют себя к памирцам, в то время как таджикоязычные горонцы-исмаилиты считают себя памирцами [11] [26]. Язгулямцы, говорящие на одном из памирских языков — язгулямском, но перешедшие на суннизм, не относят себя ни к памирцам, ни к таджикам [27]. Согласно исследованиям советского и постсоветского периода, вне пределов Горно-Бадахшанской области ГБАО , представители памирских народов из ГБАО называют себя «памирскими таджиками» [28] [11] [29] [30]. Согласно данным анонимного опроса памирцев, проведённого в Таджикистане не назвавшими себя представителями НКО Мемориал , властями Таджикистана осуществляется политика насаждения образа «таджикистанца», под которой подразумевается объединение всех граждан Таджикистана, независимо от народности, под обобщённое понятие таджик в этническом плане. По заявлениям респондентов — памирцы отказываются признавать себя таджиками [31]. Исследователи этнической самоидентификации и этнической принадлежности народов Памира [4] отмечают, что однозначного ответа на вопрос об этнической принадлежности памирцев нет, что объясняется как объективными так и субъективными обстоятельствами. По их мнению, объективно этническое самосознание памирцев не вполне укладывается в рамки принятых критериев. Субъективные обстоятельства возникли впоследствии того, что по идеологическим соображениям этнические особенности народов Памира умышленно отрицаются. Они утверждают, что для памирцев понятия национальной и этнической принадлежности неравнозначны. Национальная принадлежность в сознании памирцев ассоциируется с отнесением себя к более обширному, нежели локальная этническая общность, — к этнокультурному сообществу родственных народов, по отношению к которому с давних времён имел хождение этноним таджик. Как можно заметить, этноним таджик в данном случае употребляется в двух значениях: во-первых, он определяет генетическую и этноязыковую общность людей, для которых фарси-таджикский язык — родной, и во-вторых, в более широком смысле это слово означает генетическую и культурную общность ряда ираноязычных народов Центральной Азии за исключением пуштунов , что вполне сравнимо с понятием « славяне » и «славянской национальности» [4]. Ученые отмечают [4] , что понятие «национальная принадлежность» — это всего лишь одна, верхняя, ступень этнического самосознания ираноязычных народов Памира. Но это не означает, что у жителей «Крыши Мира» нет иного этнического самосознания или они, кроме особенностей речи, не видят у себя иных признаков этнической самоидентификации. Напротив, это чувство у памирцев развито сильно, и оно даёт им возможность различать ещё несколько других местных сообществ людей. Памирские и таджикские девочки в афганской провинции Бадахшан Первая и изначальная ступень этнического самосознания малых народов Памира — это ощущение общности, свойственной только им. То есть единение людей, у которых один и тот же язык, жизненный уклад, одни и те же традиции и обычаи; всем им присущи также некоторые сходные психологические особенности и по своему менталитету они отличаются от окружающих их народов. По этим признакам они считают себя прежде всего шугнанцами, рушанцами, бартангцами, сарыкольцами, ишкашимцами, мунджанцами и ваханцами.
Кто они - эти памирцы ?
Однако никто из завоевателей не акцентировался на кучке людей, живущих где-то в горах. В результате завоевания носили больше номинальный характер — изменений в жизни памирцев они не вносили. Потому, наверное, народ Памира очень спокойно относится к отсутствию независимости. Слишком мало внешнее управление оказывало влияние на их жизнь, чтобы воспринимать его как угрозу. Сейчас Бадахшан разделен между четырьмя государствами: Китаем, Таджикистаном, Афганистаном и Пакистаном. Но его жители все еще считают себя единой нацией — памирцами. Исчезающие языки Несмотря на минимальность влияния завоевателей и внешних правителей, проблема отсутствия своего государства есть. Она отражается в постепенном исчезновении аутентичных памирских языков. Люди Памира говорят на нескольких своих языках, среди которых шунанский, ваханский, рушанский. Однако в силу разделения между разными государствами, имеющими свои официальные языки, знание родных наречий постепенно снижается.
Например, каландар — это узорчатый платок, который покрывает голову. Он символизирует желание человека скрыть свои мысли и эмоции от других. Современный мир ставит перед памирцами новые вызовы, однако они продолжают сохранять свои уникальные традиции и культуру. Такие мероприятия, как праздники, могут являться отличным способом знакомства с этим замечательным народом и его традициями. Что делает памирцев уникальными? Памирский народ — это уникальный этнос, который издавна живет в экстремальных климатических условиях. Однако не только суровость климата, но и культура, а также традиции, сделали памирцев такими, какие они есть. Памирцы обладают богатым культурным наследием, которое до сих пор переживает свой расцвет.
Они известны своими тканями, яркими нарядами, украшениями из семян баобаба и кускуса. Их мастерство вышивки и гобелена — просто бесподобно. Необычайно тесная связь с природой оставила отпечаток на культуре этой этногруппы. Так, например, у памирцев нет привычки утилизировать алюминиевые банки, они не принимают возможность использования пластика, предпочитая ему традиционные материалы. Уникальность памирцев проявляется также в их архитектуре. Они строят дома в виде куполов, которые украшены различными цветами и другими растительными мотивами. Будь то крепость, замок или жилое строение — в нем всегда есть что-то, что является воплощением света и тепла. Возможно, самая удивительная черта, которая делает памирцев уникальными — это связь поколения со старшими.
Их язык и традиции передаются из поколения в поколение. И это, пожалуй, самая главная черта, которая выделяет памирцев как самобытный и уникальный народ. Современная жизнь памирцев Памирцы — уникальный народ, обладающий богатой историей и культурой. Они живут в горных районах Центральной Азии и знают, как приспосабливаться к жестким условиям жизни в горах. Современные технологии не обошли их стороной, и сегодня памирцы сохраняют свои традиции и культурные особенности, но также активно взаимодействуют с современным миром. Одна из главных особенностей памирцев — гостеприимство. Они очень радушные и душевные люди, которые любят проводить время с гостями. И по сей день памирцы сохраняют эту традицию и охотно принимают гостей со всего мира.
В то же время они сами также активно путешествуют и общаются с людьми из других культур.
При этом встречаются ребята, которые тоже бы рады иметь прочные знания и хорошие оценки по математике, но в силу своего возраста и некоторой неорганизованности, они не в силах вовремя выделить тему, над которой необходимо дополнительно поработать. Ребенок может начать отставать по математике после перехода в старшую школу 5-6 класс или после поступления в университет.
Новая обстановка не всегда дает возможность сконцентрироваться на учебе и поэтому начинают возникать проблемы с оценками. Кому нужен репетитор по математике Сейчас довольно распространены частные уроки или репетиторство. Благодаря качественным и системным занятиям с репетитором ученик может устранить пробелы в знаниях, подготовиться к контрольной работе, экзамену или олимпиаде.
У школьного учителя просто физически нет времени на индивидуальную работу с каждым учеником.
Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Molecular Biology and Evolution. Центральная Азия представляет собой регион, в котором в разные эпохи соприкасались крупные культурные и языковые общности.
Так, первые исследования, основанные на изучении митохондриальной ДНК и Y-хромосомных линий, показали, что генетическое разнообразие жителей этого региона — одно из самых высоких в Евразии. Это объясняется многочисленными волнами потоков генов в регион из Европы, Западной, Южной и Восточной Азии, включая те, что произошли уже в историческую эпоху. Анализ древней ДНК показал, что в происхождении популяций Центральной Азии приняли участие некоторые крупные общности.
Среди них выделяется население Бактрийско-Маргианского археологического комплекса — одной из цивилизаций бронзового века. Генетически эта популяция восходит в первую очередь к земледельцам эпохи неолита, жившим в Передней Азии. В эпоху развитой и поздней бронзы на обширных землях к северу от нее, от Каспия до Енисея, проживали представители андроновской археологической культуры.
Кроме того, с железного века по Центральной Азии распространяется восточная предковая компонента. Вместе с тем в регионе долгое время проживали и относительно изолированные группы, сохранявшие свою генетическую самобытность. Например, в минувшем году выяснилось , что популяция Таримского бассейна ранней и средней бронзы, от которой до наших дней сохранились многочисленные мумии, происходила главным образом от древних северных евразийцев, оказавшихся в Сибири еще в эпоху палеолита.
Люди Памира
южная служба новостей лого. Памирцы: какая нация обитает на Памире? Древний народ Памира нация памирец кто такие. А как вы думаете?, Вот настоящий Памирец кто знает его пишите в комент., ПАМИРЦЫ. ПОТОМКИ АССАСИНОВ, Гиды, история нации и культуры, Таджикистан и культур Памира.
Памирец что за нация. Кто такие памирцы, где живут, культура, традиции
Ученые выяснили, что популяции памирцев объединяет общее прошлое с населением Таримского бассейна раннего бронзового века, которое известно благодаря таримским мумиям. Там проживает субэтническая таджикская группа — памирцы, они находятся и в Афганистане, и частично в Пакистане. Компания отморозков-«памирцев» терроризировала москвичей и попала в суд Негатив, Мигранты, Насилие, Длиннопост.
Памирцы — чем интересен народ “крыши мира”?
Излюбленным местом для тусовок у них был один из торговых центров в Чертаново. Чаще всего жертвами становились молодые люди, которые приходили на фудкорт с девушками и в ходе перепалки были вынуждены защищать своих спутниц. Об этом «МК» рассказал хакер, который долгое время следил за «памирцами» в интернете, вступая в их закрытые чаты. По его словам, в последнее время они перешли границу. Их жертвы, как правило, подростки, там на роликах видны унижения и избиения.
Они подходили к парням, которые выглядели как то не так. Одного парня они избили за татуировку. Уж как эти видео попали в общий доступ, не знаю.
Влияние на них персидского языка таджикского , затрагивающее все пласты лексики, уходит вглубь веков, и, вероятно, билингвами со вторым таджикским языком население Памира по крайней мере социально активная его часть является уже очень давно. Персидский язык издавна является для памирцев языком религии, литературы и в большинстве случаев устного народного творчества. Междолинное персидское койне — это также универсальное средство международного общения. Процесс вытеснения памирских языков таджикским происходил постепенно вверх по Пянджу и его притокам и продолжается в настоящее время. Наиболее слабы позиции язгулямского и ишкашимского языков, всё больше выходящих из употребления и в бытовом общении. Относительно благополучная ситуация складывается у ваханского , рушанского , бартангского и шугнанского. Последний даже после провозглашения независимости Таджикистана и ослабления жёсткой этнолингвистической политики СССР, фактически не признававшей памирцев отдельными народами, пережил некоторое возрождение, на нём стали печататься статьи в хорогской газете, появились шугнанские стихи и песни.
Будучи самым многочисленным памирским языком шугнанский сохраняет некоторое значение языка междолинного общения, особенно у шугнано-рушанцев. На нём же ведётся обучение в школах, однако на афганском берегу их мало и большинство афганских памирцев попросту безграмотны. На территории Пакистана сильно влияние на ваханский и йидга официального языка страны — урду. Китайские «таджики» таджикским языком не владеют, языком межнационального общения, официальных учреждений и образования у них является уйгурский. Этногенез и история Происхождение говорящих на разнородных восточноиранских языках памирцев связывается с экспансией кочевых саков , проходившей, по всей вероятности, несколькими волнами, разными путями, и участвовали в заселении Памира разные ираноязычные общности, выделившиеся ещё за пределами региона [2]. Одна из них — праваханцы, была изначально близка к сакам Хотана и Кашгара и проникла в Вахан, по всей видимости, с востока — из Алайской долины. В историческое время этим же путём на Памир пришли киргизы. Праишкашимцы сформировались в таджикском и афганском Бадахшане и проникли сюда с юго-запада. Мунджанский язык демонстрирует наибольшую близость с бактрийским языком и более отдалённую — с пушту. Вероятно, мунджанцы — остаток бактрийской общности , уцелевший в горах подобно ягнобцам — остаткам согдийцев.
Северопамирская общность, распавшаяся на ванджцев, язгулямцев и шугнано-рушанцев, судя по диалектному членению, проникала на Памир с запада вдоль Пянджа и экспансия её закончилась в Шугнане. Приблизительные сроки начала иранизации края по языковым данным и археологическим раскопкам сакских могильников — VII—VI вв. Наиболее ранними волнами являются праваханцы и праишкашимцы. Следует учесть, что изначально памирцы населяли только бассейн Пянджа и его притоков. Экспансия сарыкольцев в Синьцзян , йидга и ваханцев — в долину Инда относятся к позднейшей эпохе. Издавна, вероятно ещё задолго до иранизации, горы Бадахшана были одним из основных поставщиков лазурита и рубина для древнего мира. Тем не менее жизнь древних бадахшанцев оставалась весьма замкнутой. Изоляция памирцев оказалась прерванной начиная с II в. Многочисленные попытки завоевания Памира мировыми империями Сасанидами , тюрками , китайцами , арабами , монголами , Тимуридами и др. Фактически до XIX в.
В ходе Большой Игры и борьбы за Среднюю Азию после 1895 г. Российская империя и Эмират Афганистан , находившийся под влиянием Британской империи , окончательно утвердили рубежи зон влияния, на востоке Средней Азии граница прошла по Пянджу. При этом Ваханский коридор отходил к Афганистану в качестве буфера между Российской и Британской империями. Русское правительство помогло своему зависимому Бухарскому эмирату подчинить памирские княжества. Граница по р. Пяндж между Афганистаном и Бухарой, а в дальнейшем и СССР по сути прошла «по живому», разделив памирские народы по берегам реки и прервав внутридолинные связи. Религия С установлением начиная с конца I тыс. Особенно сильны были позиции зороастризма в Шугнане , где на возвышенностях строились открытые храмы огня , некоторые из которых действовали вплоть до XIV в. Другой важной религией Памира был буддизм , проникавший сюда из Индии караванным путём. Особенно сильны позиции буддизма были в Вахане, через который массово двигались буддистские проповедники из Индии и паломники из Хотана и Китая.
Широко почитаемый при жизни и после смерти Насир Хосров стал духовным наставником местного населения и инициатором широкой пропаганды исмаилизма в других памирских областях. Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам — духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты- сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции. Этническая самоидентификация Исследователи этнической самоидентификации и этнической принадлежности народов Памира [2] отмечают, что однозначного ответа на вопрос об этнической принадлежности памирцев нет, что объясняется как объективными так и субъективными обстоятельствами. По их мнению, объективно этническое самосознание памирцев не вполне укладывается в рамки принятых критериев.
В документе сообщается о том, что команду на уничтожение мирных граждан дал сам президент республики, что репрессии в отношении памирцев продолжаются до сих пор. Цитата «С момента убийства, правительство Рахмона закрыло регион для независимых журналистов, международных организаций и правозащитников и буквально взялось за террор местного населения.
В связи с этим, памирская диаспора, проживающая за пределами Таджикистана, выражает свое глубокое соболезнование семьям и близким погибших, арестованных, преследуемых властями соотечественников», говорится в обращении.
Когда он приехал впервые, жена встречала его в аэропорту с сыном и каким-то другим ребенком того же возраста. Абдумамад узнал. Чужой ребенок глядел по сторонам и пританцовывал, а его собственный не отрывал глаз от выхода из аэропорта — ждал отца, которого никогда не видел. Музыканты, поэты и строители Мы разговариваем с Абдумамадом в маленькой чайхане возле метро «Рязанский проспект». Я рассказываю ему, как меня удивило, что памирский священнослужитель, он называется «халифа», у которого мы останавливались на ночлег во время путешествия по Бадахшану несколько лет назад, целый день работал в поле как простой крестьянин. Оказывается, в Москве памирские священники тоже трудятся наравне со всеми.
Лишь очень немногие из памирцев находят работу по специальности в Москве, рассказывает Карамшо Мамаднасимов. Хотя у многих есть диплом о высшем образовании, в России многие учреждения не признают таджикские дипломы. А главное, у людей совсем нет времени искать работу, получать опыт, повышать квалификацию. С первого дня в Москве мигрант должен что-то зарабатывать, чтобы оплачивать трудовой патент, квартиру, питание, а еще и отправлять что-то домой. Поэтому большинство выходцев из Бадахшана трудятся простыми рабочими. Средний заработок небольшой — от 40 тыс. Это при том, что рабочий день может длиться и 10, и 12 часов, а выходных может и вовсе не быть. Карамшо Мамаднасимов В отличие от многих других диаспор у памирцев нет «своего» национального бизнеса.
Торговля на Памире действительно никогда не была в почете. Крестьяне и ремесленники, поэты и музыканты, горцы даже в советское время почти никогда не работали в торговле. На памирских базарах продавцы, как правило, приезжие. Чаще всего узбеки из Оша. Сейчас руководство диаспоры с завистью смотрит на другие этнические общины, которые, бывает, контролируют целые сектора экономики. Карамшо Мамаднасимов говорит: — Нет, никакого своего бизнеса у нас пока нет. К сожалению. Я говорю «к сожалению», потому что сейчас памирцы выходят на рынок труда поодиночке.
И поэтому находятся в уязвимом положении. А есть как минимум две сферы, в которых мы могли бы преуспеть. Во-первых, медицина. Несмотря ни на что, у нас только в Москве сейчас более 120 практикующих врачей. Ну и, во-вторых, строительная отрасль. Если здесь создать какой-то проект, то он бы генерировал дополнительный капитал, который нам нужен для наших социальных задач. Если в бизнесе памирцы пока не преуспели, то в социальной и культурной сфере у них есть чему поучиться. За четверть века трудовой миграции они выработали здесь огромный опыт.
Началось все с организации. Выходцы из одной деревни связаны друг с другом. Когда-то, еще до эры интернета, они лично встречались каждую неделю, обсуждали свои проблемы, планировали общие дела. Теперь вместо уличных встреч — чаты в вотсапе. В таком чате может быть от сотни до 300—400 человек. Во главе группы стоит «раис», на иранских языках — председатель. Он отслеживает, какие проблемы возникают у земляков. Кто заболел, кто потерял работу, у кого трудности с жильем или с документами, а кто не может оформить ребенка в школу или детский сад.
Кишлачные группы объединяются по районам Бадахшана — шугнанский, рушанский, ишкашимский и т. Все вместе они образуют единую сеть, которая в 2012 году была зарегистрирована как региональная общественная организация «Нур». Каждый памирец ежемесячно отчисляет из своих заработков несколько сотен рублей в общий котел. Это основной доход диаспоры. Правда, есть и еще один источник дохода. Небольшие суммы памирское землячество получает от Фонда развития духовного лидера исмаилитов Ага-хана IV. На эти деньги «Нур» арендует офис и платит две ставки — бухгалтеру и офис-менеджеру.
Многонациональный Петербург. Кто такие памирцы?
Подписаться на рассылку главных новостей сайта Получать оперативные новости в официальном канале. Через несколько лет «культурная специфика памирцев отмечалась (вновь) исследователями, составлявшими этнографическую карту Средней Азии в начале 1920-х гг. Памирцы Таджикистана действительно представляют собой особую группа населения этой нищей республики, живущей за счёт финансовых поступлений из России и стран Запада.
Таджикистан. Религия памирцев — шиизм-исмаилизм.
Он пишет о том, чем живет сам и тысячи его соотечественников, оказавшихся в чужой стране. В переводе эти песни звучат как сухая проза, но когда слышишь их вживую, то они трогают сердце: Сегодня все мы вдали от родины, От своих родителей, от детей и от родных, На чужбине скучаем, От родителей, от детей и от дома далеки, В чужой стране мы в разлуке, Или место ищем, или дорогу, или работу, Мир неспокойный, везде опасно. В сентябре 2012-го Абдумамад впервые за 20 лет вышел на сцену как драматический актер. В московском Театре. На сцену выходили трое — уборщица, плиточник и помощник маляра. Они рассказывали свои истории. Простые, бесхитростные. О том, на какой стройке лучше работать, о том, как доехать от Памира до Москвы, о войне, о смерти и о доме. Каждый рассказ сопровождался песней. Стихи к песням писал Абдумамад, музыку использовали народную.
Каждый раз спектакль проходил при полном зале. В 2014-м авторы и исполнители «Акын-оперы» получили главную российскую театральную премию — «Золотую маску». Церемония награждения происходила в Большом театре. Абдумамад пришел после рабочего дня на стройке, он едва успел переодеться. Ему вручили приз «за преданность традиционной музыкальной культуре своего народа в экстремальных жизненных условиях». Мы сантехники и обои клеим… Этот странный переход от сцены к стройке, от шпателя к микрофону в его жизни случается постоянно. На репетиции в театре Абдумамад часто приходил с опозданием. Его задерживали на работе. А как-то раз их с братом избили у метро скинхеды.
Он попал в больницу, а на следующий день у него был спектакль. Он пришел и сыграл свою роль прямо с больничными бинтами на лице. Настоящее народное искусство так и создавалось веками в коротких перерывах между тяжелой, изнурительной работой. Его творили мужчины и женщины, рассказывавшие о своей доле, о своих мечтах и страхах. Среди ночи приходит с работы, а рано утром уходит, На цыпочках ходит по квартире, чтобы не разбудить других, Наши красавицы вот так работают в Москве, Мое сердце, сестренка, обливается кровью, Не знаю, как помочь, никто не будет жалеть тебя. Только ты сама себе можешь помочь, Скажите тогда: нужно такое государство и такая Родина? За 21 год он только трижды был дома. За это время у него родились и выросли трое детей. Когда он приехал впервые, жена встречала его в аэропорту с сыном и каким-то другим ребенком того же возраста.
Абдумамад узнал. Чужой ребенок глядел по сторонам и пританцовывал, а его собственный не отрывал глаз от выхода из аэропорта — ждал отца, которого никогда не видел. Музыканты, поэты и строители Мы разговариваем с Абдумамадом в маленькой чайхане возле метро «Рязанский проспект». Я рассказываю ему, как меня удивило, что памирский священнослужитель, он называется «халифа», у которого мы останавливались на ночлег во время путешествия по Бадахшану несколько лет назад, целый день работал в поле как простой крестьянин. Оказывается, в Москве памирские священники тоже трудятся наравне со всеми. Лишь очень немногие из памирцев находят работу по специальности в Москве, рассказывает Карамшо Мамаднасимов. Хотя у многих есть диплом о высшем образовании, в России многие учреждения не признают таджикские дипломы. А главное, у людей совсем нет времени искать работу, получать опыт, повышать квалификацию. С первого дня в Москве мигрант должен что-то зарабатывать, чтобы оплачивать трудовой патент, квартиру, питание, а еще и отправлять что-то домой.
Поэтому большинство выходцев из Бадахшана трудятся простыми рабочими. Средний заработок небольшой — от 40 тыс. Это при том, что рабочий день может длиться и 10, и 12 часов, а выходных может и вовсе не быть. Карамшо Мамаднасимов В отличие от многих других диаспор у памирцев нет «своего» национального бизнеса. Торговля на Памире действительно никогда не была в почете. Крестьяне и ремесленники, поэты и музыканты, горцы даже в советское время почти никогда не работали в торговле. На памирских базарах продавцы, как правило, приезжие. Чаще всего узбеки из Оша.
Это объясняется многочисленными волнами потоков генов в регион из Европы, Западной, Южной и Восточной Азии, включая те, что произошли уже в историческую эпоху. Анализ древней ДНК показал, что в происхождении популяций Центральной Азии приняли участие некоторые крупные общности. Среди них выделяется население Бактрийско-Маргианского археологического комплекса — одной из цивилизаций бронзового века. Генетически эта популяция восходит в первую очередь к земледельцам эпохи неолита, жившим в Передней Азии. В эпоху развитой и поздней бронзы на обширных землях к северу от нее, от Каспия до Енисея, проживали представители андроновской археологической культуры. Кроме того, с железного века по Центральной Азии распространяется восточная предковая компонента. Вместе с тем в регионе долгое время проживали и относительно изолированные группы, сохранявшие свою генетическую самобытность. Например, в минувшем году выяснилось , что популяция Таримского бассейна ранней и средней бронзы, от которой до наших дней сохранились многочисленные мумии, происходила главным образом от древних северных евразийцев, оказавшихся в Сибири еще в эпоху палеолита. Для этого они прочитали с высоким покрытием более 30 раз геномы 131 человека, относящихся к двум языковым семьям. Кроме того, они привлекли 121 ранее опубликованный геном людей из соседних регионов Центральной Азии, прочитанный с высоким покрытием, после чего объединили полученные данные с уже известными древними и современными геномами. Метод главных компонент показал, что таджики отличались от памирских популяций, благодаря, вероятно, более высокому вкладу, связанному с неолитическим населением Анатолии.
Он рассказывал, как строятся отношения мужчины и женщины в их культуре. Жених и невеста не имеют близких отношений до свадьбы — «иначе неинтересно». И жена должна зависеть от мужчины. Тогда у него уже была невеста, и как только Мирфарозу заплатили деньги на стройке, он решил сыграть свадьбу. Невеста оказалась из соседней памирской деревни, но познакомились они в Москве. Она работает уборщицей в банке. Басхотун, мама Мирфароза, тоже приехала на свадьбу и привезла мне в подарок памирский сушеный урюк. Сказала, что за несколько дней в Москве ощутила скуку: «Здесь как будто все крутится вокруг тебя, а ты стоишь на месте». Отцы молодоженов не приехали, остались следить за домашним хозяйством. На свадьбе гуляло 500 человек. Думаю, больше половины из них Мирфароз и его невеста даже не знали. Стол был накрыт скромно, но вкусно. Обошлись без алкоголя — не принято. Платье невесты взяли в аренду, зато заказали лимузин. Я шутила по этому поводу, что «женятся трудовые мигранты, а свадьба с лимузином». На что они мне ответили: «Вот ты едешь в горы, тратишь там свои деньги, потому что тебе это интересно и важно. А нам горы неинтересны, нам интересны торговые центры и лимузин на свадьбу». Но лимузин, кстати, на их свадьбу так и не доехал — в этот день патриарх освещал церковь, и дороги были перекрыты. Это что-то вроде местного священнослужителя. Он проповедует закон Корана, проводит религиозные ритуалы на свадьбах, при рождении детей, по пятницам читает молитвы для всего кишлака. Это знание передается по отцовской линии: его отец и дед тоже были халифами. А вот сын Холика халифой не стал. Карим уже 7 лет работает в Москве грузчиком, чтобы прокормить семью. Когда мы пришли к нему в дом в Москве, я попросила прочитать молитву после еды. Он не вспомнил ее текст. Хотя, возможно, стеснялся. Карим очень скромный парень. Живет в Подмосковье с женой. От него я впервые услышала о том, что жены памирцев приезжают к мужьям в Москву, беременеют, оставляют ребенка в Памире бабушками и дедушкам, а сами возвращаются к мужьям в Москву. Дочери Карима три года, и он ее ни разу не видел.
До того, как принял решение поехать в Донбасс добровольцем, Джамшед с семьёй жил в Ростове. Супруга решение мужа поддержала. Перед тем как ехать, я посоветовался с нашими старейшинами и получил их благословение», — поделился Джамшед. Отмечается, что пока у памирца нет боевого опыта, но его он получит в ходе обучения. В Донецкой Народной Республике уже знают о добровольце и ждут в одном из подразделений.