7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла подводная лодка К-278 «Комсомолец» — гордость подводного флота СССР. 7 апреля 1989 года произошла страшная авария, приведшая к гибели 42-х моряков с атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец». Гибель атомной подлодки «Комсомолец»: Пока подводники ждали помощи, пели «Врагу не сдается наш гордый «Варяг».
Секрет ядерного гонщика: почему на самом деле затонула подлодка "Комсомолец"
Тросы длиной около 1700 метров будут слишком тяжелыми», — сказал ученый. Хауге согласился с Элисе Хельдал в том, что радиационное загрязнение от К-278 «Комсомолец» практически не скажется на пищевой цепочке человека. Между тем эколог обратил внимание на гораздо более серьезную и актуальную на сегодняшний момент угрозу, исходящую от еще одной российской АПЛ — находящейся на глубине 248 метров в Баренцевом море севернее Кольского залива в местах рыбного промысла субмарине К-159 проекта 627А «Кит». Проржавевшая советская субмарина 30 августа 2003 года якобы из-за шторма утонула по пути буксировки из отстойника в закрытом городе Островной Мурманская область на плановую утилизацию в город воинской славы Полярный. В результате инцидента погибли девять человек. АПЛ К-159 перед буксировкой на плановую утилизацию Фото: Wikipedia Любопытно, что на утилизацию К-159 и других 15 атомных субмарин из отстойника западные страны выделили России около 200 миллионов долларов. По словам руководителя операции по буксировке К-159 капитана второго ранга Сергея Жемчужнова, впоследствии обвиняемого в инциденте с АПЛ в 2005 году уголовное дело в отношении военного из-за недоказанности было прекращено , зарубежные «деньги требовалось как можно быстрее освоить, отрапортовав в Москву об очистке баз Северного флота». В интервью «Коммерсантъ» военный рассказывал , что понтоны-двухсоттонники ССП-200, с помощью которых подлодка держалась на плаву, были изготовлены в 1940-х годах, предназначались для подъема кораблей, а не буксировки и крепились к проржавевшему «корпусу, прочность которого в некоторых местах была сопоставима с прочностью обыкновенной фольги».
Но так как я по образованию не являюсь судоводителем, в данном случае я полагался на мнение специалистов, которые готовили проект и осуществляли контроль за подготовкой АПЛ к переходу», — утверждал Жемчужнов. К-159, как отмечается в презентации Курчатовского института , представляет серьезную актуальную опасность для радиационной обстановки в Баренцевом море. Причина этого заключается, помимо сравнительно неглубокого залегания субмарины и неудовлетворительного состояния ее корпуса, в самом устройстве АПЛ, где фактически отсутствуют надежные защитные барьеры между отработавшим ядерным топливом ОЯТ и морской средой. Все для людей Как напоминает The Barents Observer — норвежское издание, заблокированное в феврале 2019 года Роскомнадзором «за пропаганду самоубийства» из-за материала про саамского гея Дэна Эрикссона — в двух реакторах К-159 находится ядерное топливо из двуокиси урана с алюминиевой матрицей в оболочке из нержавеющей стали, что при уровне обогащения примерно в 20 процентов позволяет оценить общую массу находящегося на морском дне радиоактивного изотопа уран-235 в 50-60 килограммов. Материалы по теме: 5 июля 2019 Однако, например, еще в августе 2011 года мурманские «Вести» сообщали , что К-159 содержит 800 килограммов отработавшего ядерного топлива, в связи с чем «Росатом» решил поднять эту и «еще одну атомную подводную лодку, которая потерпела крушение на востоке Карского моря». В октябре того же года руководитель проектного офиса комплексной утилизации АПЛ дирекции ядерной и радиационной безопасности госкорпорации Анатолий Захарчев заявил РИА Новости , что подъем К-278 «Комсомолец» Россия самостоятельно в ближайшие десять лет провести не сможет, а перед этим имеет смысл извлечь советскую К-27 — единственную АПЛ проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя, у которой еще в мае 1968 года в реакторе левого борта произошел перегрев тепловыделяющих элементов. Тогда аварийный корабль на реакторе правого борта сумел добраться до базы.
В результате инцидента погибли девять человек, остальные члены экипажа были переоблучены. В сентябре 1981 года К-27 с законсервированными реакторами затопили у полуострова Степового в Карском море, где до сих пор субмарина и находится на глубине около 70 метров.
Ядовитый дым распространялся по всей лодке. Температура в охваченных пламенем отсеках была настолько высокой, что плавился металл.
В пятом отсеке обнаружили обгоревших людей, ну а в шестом и седьмом, конечно, все были мертвы. Матрос в седьмом даже не успел сообщить о начале пожара. В шестом отсеке погиб мичман Колотилин. Его последние слова были: "Что-то черное надвигается".
И все — связь прервалась". В это время Андрей Махота и мичман Михаил Валявин выбрались наружу, чтобы отдышаться. Им поручили вскрыть пятый отсек. В отсеке было темно, светильники выгорели, кругом дым.
Сразу увидели людей, лежащих на палубе. Кто-то смог встать, кому-то помогали выйти. На руках выносили матроса Кулапина, не знали тогда, что он уже мертв. В это время я зацепился маской дыхательного аппарата за какой-то выступ, маска сдвинулась, я глотнул дыма.
Сразу стало плохо, затошнило, голова закружилась, начало рвать. Я остался внутри ограждения выдвижных устройств. Ненадолго отключился и не услышал команды покинуть корабль". Кузнецов Женщина плачет у портрета сына.
Похороны моряков подводной лодки "Комсомолец" Последнее погружение Первый сигнал об аварии на берегу приняли только через час после начала пожара. Сначала на берегу не могли понять и точно определить, какая лодка и где горит. Мы дали повторно. Только после этого к месту аварии полетели самолеты и направились ближайшие корабли", — вспоминает Степанов.
На помощь аварийной подлодке вылетели несколько бортов и выдвинулась плавбаза "Алексей Хлобыстов". Все это время экипаж ни на минуту не прекращал борьбу за живучесть, моряки пытались ликвидировать пожар и сохранить лодку на плаву.
Через несколько часов после аварии стало ясно, что, несмотря на принимаемые экипажем меры, лодку не спасти. Капитан 3-го ранга С. Богданов Наградной лист С. Фрунзе старший лейтенант Сергей Петрович Богданов активно включился в работу по спасению экипажа, помог привести в боевое положение механизмы отдачи спасательных плотиков, проверить готовность других спасательных средств. Затем вместе с корабельным врачом С.
Бывшие моряки утверждают: время не лечит. Большинство из них с того страшного дня не ступали на борт корабля. Вновь оказаться на подводной лодке — не просто ностальгия. Подводники вместе с родственниками побывали на атомоходе "Воронеж". Проходя по отсекам, вспоминают о былых временах, с теплотой и болью обсуждают свои первые походы в море, сравнивают устройство лодки со своей. Проходил, увидел свои системы, которые я обслуживал. Меняется, конечно, но в основном все знакомо", — признался бывший командир группы дистанционного управления ядерной установкой атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец" Игорь Орлов. Позже члены экипажа "Комсомольца" возложили цветы к мемориальной доске и почтили память погибших товарищей, а также посетили музей истории Заозерска. На отдельном стенде, посвященном аварии, — хронология событий, рядом — фотографии моряков, в госпитале после аварии, имена погибших. В 17 часов митинг у мемориала "Героическому экипажу подводной лодки "Комсомолец".
День памяти погибших подводников
100 лет ВКР. Гибель «Комсомольца» | Атомная подводная лодка «Комсомолец» была сверходорогим и сверхсекретным аппаратом — это одна из причин, по которым Советский Союз не стал обращаться за помощью к Норвегии для спасения моряков. |
В Мурманской области прошли мероприятия, посвященные 25-й годовщине гибели АПЛ К-278 «Комсомолец» | наш земляк, жил буквально рядом, на доме сейчас мемориальная табличка. |
Гибель ПЛА «Комсомолец» в 1989 — Teletype | Атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" Северного флота затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море при возвращении с боевой службы, получив критические повреждения в результате пожара. |
Конец «Комсомольца». Как погибла лучшая советская подлодка | Атомная подводная лодка «Комсомолец» была сверходорогим и сверхсекретным аппаратом — это одна из причин, по которым Советский Союз не стал обращаться за помощью к Норвегии для спасения моряков. |
Гибель ПЛА «Комсомолец» в 1989 — Teletype | Перед боевым походом подводная лодка «Комсомолец» совершила контрольный выход. |
ДО И ПОСЛЕ
- Погода этим летом в России будет жаркой — синоптики
- Подводная лодка «Комсомолец»: смерть из-за флотского бардака
- Читайте также:
- Список погибших на АПЛ Комсомолец
- Трагическая годовщина: как погибала подлодка «Комсомолец» - МК Карелия
- Несостоявшийся Герой
Трагическая годовщина: как погибала подлодка «Комсомолец»
На борту подлодки находились 69 человек, 42 из них спасти не удалось. Субмарина была построена в Северодвинске в 1983 году. Основной версией считается возгорание электрооборудования. Была предпринята попытка использовать объёмную химическую систему пожаротушения, но это не дало результата.
Вдруг случается то, чего уже никто не ждет. Вдалеке показывается корабль. Наверное, они слишком рано обрадовались и решили, что спасены», — размышляет Игорь. Он и сам потерял сознание.
Следующее, что он помнит, — как он лежит на палубе спасательной лодки. Эвакуация была сложная. Кто-то отчаянно кричал о помощи и уже не мог плыть». Приходилось прощаться с товарищами. Лодка идет ко дну кормой вниз, а с нею — еще шесть человек. Но уникальность «Комсомольца» заключалась еще и в том, что это была единственная подводная лодка со встроенным спасательным аппаратом — всплывающей капсулой. С ее помощью те шестеро могли спастись — и среди них капитан Евгений Ванин.
Он был на верхней палубе, но когда подлодка пошла ко дну, он без сомнений задраил за собой люк. Капитан не бросит своего судна раньше матросов. Но и здесь теория и практика разошлись. Лодка погружается все глубже, а выпустить капсулу не удается — заклинило. Это из-за того, что лодка тонула вертикально, считает Коляда. На глубине почти 1 700 метров «Комсомолец» достигает дна. Наконец, спасательная капсула отстреливается и начинает всплывать.
Но даже она не гарантирует спасения. Уже у самой поверхности от разницы давления срывает люк, и ее затапливает водой. Выбраться удается лишь одному моряку из пяти. Заполненная водой капсула навсегда исчезает в пучине. Бессильные очевидцы На единственном спасательном плоту выжившие держатся изо всех сил. Некоторые висят за бортом и хватаются за леер. Над суровым и безлюдным морем нависло ожидание смерти.
Над моряками уже какое-то время кружит советский самолет Ил-38 и тщетно пытается сбросить спасательные плоты. Но их уносит волнами и ветром — то же самое произошло с плотами самой подлодки. К месту происшествия прилетает и норвежский самолет «Орион».
Целью экспедиции, организованной Норвежским агентством по радиационной и ядерной безопасности и Институтом морских исследований Норвегия при участии Центра радиоактивности окружающей среды Норвегия и научно-производственного объединения «Тайфун» Россия , стало исследование радиационной обстановки вблизи затонувшей подлодки. Научно-исследовательское судно G. Sars Фото: Straalevernet Согласно предварительным данным, обнародованным специалистами, наибольшая удельная объемная активность цезия-137, составившая 800 беккерелей на литр, наблюдалась в образце воды, взятом непосредственно из вентиляционной трубы реакторного отсека субмарины. Данный показатель в 800 тысяч раз превышает естественный уровень радиации в Норвежском море, равный 0,001 беккереля на литр.
Показатель радиоактивности другой пробы, взятой из той же вентиляционной трубы, как ранее сообщали ученые, составил 100 беккерелей на литр. Содержание радионуклидов в других пробах оказалось значительно ниже. Например, заборы, проведенные на высоте нескольких метров над вентиляционной трубой, не продемонстрировали значимого превышения допустимого уровня радиации. Такое объяснение фактически предполагает, что при сохранении текущей обстановки в регионе находящийся на морском дне радиоактивный К-278 «Комсомолец» не представляет угрозы. Пока угрозы нет Полученные предварительные данные не удивили ученых. Только Россия с момента аварии провела семь экспедиций к К-278 «Комсомолец». Последнее российское погружение к субмарине состоялось в марте 2007 года.
Тогда же и была подтверждена утечка радиации в районе одной из вентиляционных труб реакторного отсека, ранее фиксируемая в российских и норвежских экспедициях. Поскольку К-278 «Комсомолец» находится на глубине 1680 метров, где практически отсутствуют течения и крайне мало морских животных, вероятность попадания радиоактивных веществ в трофическую цепь человека ученые считают очень низкой. Тем не менее действующие в Норвегии нормы измененные после аварии на Чернобыльской атомной электростанции, ЧАЭС, в апреле 1986 года устанавливают предельную удельную объемную активность в пищевых продуктах в 600 беккерелей на килограмм, что все же ниже, чем наблюдаемый максимальный уровень радиации от АПЛ. Во всех пробах, взятых не вблизи вентиляционной трубы, загрязнение не обнаружено», — сказала The Barents Observer руководитель экспедиции к К-278 «Комсомолец» Хильде Элисе Хельдал. Специалист подчеркнула важность регулярного мониторинга радиационной обстановки вокруг субмарины, поскольку Норвежское и Баренцево моря выступают одними из основных источников рыбы в Европе и имеют важное экономическое значение для Норвегии и России. Лицо кирпичом Реакция некоторых российских комментаторов на экспедицию норвежцев традиционно оказалась своеобразной.
Богатырёв В июне 1987 года была завершена опытная эксплуатация. АПЛ К-278 стала считаться не опытной, а боевой субмариной. В августе-октябре того же года корабль с первым экипажем на борту, успешно выполнил задачи второй боевой службы. За достижения в боевой подготовке 31 января 1989 года подводная лодка получила название «Комсомолец». Но, к сожалению, переименование « Плавник» в «Комсомолец» оказалось фатальным. Через 67 дней после переименования, при возвращении с третьей боевой службы АПЛ К-278 затонула в Норвежском море, а большая часть ее экипажа трагически погибла К этому времени в СССР уже шла «Перестройка», открывшая стране «Гласность», и, в многочисленных статьях, опубликованных в ряде газет и журналов, началось бурное обсуждение причин гибели советской атомной подводной лодки «Комсомолец Представителями Военно-морского флота высказаны различные предположения о причинах трагедии. Смысл их сводился к множеству технических несовершенств в различных системах подводной лодки. Их наличие полностью относилось на счет недоработок конструкторов, судостроителей, а также недопустимого либерализма при приемке корабля. И делался главный вывод: «Несмотря на самоотверженные и технически грамотные действия личного состава, спасти подводную лодку было невозможно». Смысл их сводится к тому, что основная причина гибели АПЛ К-278 состоит в недостатках организации специальной подготовки и подготовке по борьбе за живучесть второго экипажа подводной лодки. Прежде всего, игнорирование требований руководящих документов по БП и недопустимое снижение требовательности командования соединений к подготовленности экипажа, в условиях, когда выход в море завизирован вышестоящим командованием. Как обычно бывает, истина лежит между этими крайними мнениями заинтересованных лиц, а установить её можно, только скрупулезно исследуя факты, установленной правительственной комиссией по результатам изучения обстоятельств катастрофы. А они таковы: На третью боевую службу АПЛ «Комсомолец» ушла со вторым экипажем, под командованием капитана 1 ранга Ванина. В 1988 году экипаж прошел переподготовку в учебном центре и в сентябре был аттестован с неудовлетворительной оценкой по борьбе за живучесть корабля. Средний балл, полученный экипажем при сдаче задач по борьбе за живучесть, составил всего лишь 2,7 по пятибалльной шкале. К началу похода экипаж состоял из 64 человек: 30 офицеров, 22 мичманов и 12 старшин и матросов срочной службы. При этом восемь офицеров были в звании лейтенантов, т е. Экипаж лодку практически не держал, так как весь срок опытной эксплуатации и две предыдущие боевые службы корабль обслуживался первым экипажем. Для лодки «Комсомолец» не было разработано «Руководство по боевому использованию технических средств» РБИТС , хотя исходные данные для этой цели бюро-проектант выдало еще в 1983 году. РБИТС входит в комплект обязательной документации по живучести подводной лодки, и при отсутствии этого документа, вышестоящее руководство не имело права принимать у экипажа зачет по борьбе за живучесть корабля, а подводную лодку, по окончанию опытной эксплуатации, выпускать в море. В отсутствии РБИТС, экипаж капитана 1-го ранга Ванина не знал всего набора конкретных действий, применяемых в процессе борьбы за живучесть, а мог только, в отсутствие навыков, с той или иной степенью успешности, импровизировать. Комиссией установлено, что АПЛ вышла на боевое дежурство с неисправными газоанализаторами на кислород в 5-м и 7-м отсеках. Функции прибора заключаются в осуществлении постоянного контроля процентного содержания кислорода в атмосфере отсека и управлении автоматическим включением и выключением раздатчика кислорода. В 5-м и 7-м отсеках клапаны автоматической подачи кислорода были постоянно открыты, хотя такой режим подачи кислорода в отсеки не предусмотрен инструкцией по эксплуатации системы электрохимической регенерации воздуха. Неисправность газоанализатора стала первой объективной предпосылкой к созданию пожароопасной обстановки в отсеке. Второй предпосылкой стало размещение в 7-м отсеке, рядом с банками регенерации, запаса хлеба, консервированного спиртом, хотя проектной документацией его хранение здесь не предусмотрено. Как говорит начальник химслужбы капитан-лейтенант В. Лишь по чистой случайности, заспиртованный хлеб ёщё не загрузили в нем не возник пожар. Аварийная ситуация, перешедшая в катастрофу начала развиваться на 37 сутки боевой службы, когда АПЛ К-278 шла под ГТЗА со скоростью 8 узлов на глубине 380 метров, находясь в нейтральных водах, в 180 км к юго-западу от острова Медвежий и в 490 км от норвежского побережья. По свидетельству мичмана Геращенко, выжившего после катастрофы, за 10 минут до 11 часов стал мигать свет. Это могло свидетельствовать о колебании напряжения в общекорабельной сети. Есть предположение, что это были первые проявления начавшегося пожара, произошедшего не позднее 10 часов 55 минут, ещё до того, когда вахтенные отсеков начали докладывать об осмотре. Колебания напряжения, объясняемые, неисправной работой АРН турбогенератора, могли вызвать искрение в станции управления электродвигателем системы гидравлики в 7-м отсеке. Искры, в условиях повышенного содержания кислорода, вызвали возгорание паров спирта, консервирующего хлеб. При высоком содержании кислорода очаг возгорания мог возникнуть из-за любой, самой безобидной, причины нагрев какого-либо оборудования, промасленная ветошь, статическое электричество. В таком случае зафиксированные мигания ламп освещения были вызваны повреждением электрооборудования в ходе пожара. С этого места начинаются несоответствия в показаниях свидетелей выживших после аварии. Лейтенанты Дворов и а Федотко утверждают, что они лично слышали доклад вахтенного об осмотре 7-го отсека Из показаний к 1р Коляда: …«Предположительно, матрос Бухникашвили доложил без одной минуты 11, что 7-й осмотрен, замечаний нет…. А буквально через 3 минуты, из 7-го отсека поступил доклад: «Аварийная тревога, пожар в 7-м отсеке…». Вызывает сомнение, что был доклад об успешном осмотре отсека. Скорей всего вахтенный 7-го отсека, сразу после начала пожара, обнаружил возгорание и начал его тушить, используя систему ВПЛ. Около 11 часов, не имея доклада об осмотре 7-го отсека, командир дивизиона живучести связался с вахтенным отсека и получил сообщение о пожаре. Хотя не исключено, что вахтенный обнаружил разгорающийся пожар после своего доклада, когда выгорели пары спирта, и пошел черный дым от горящего полиэтилена. В центральном посту, узнав о пожаре, отдали команду вахтенному 7-го отсека о включении системы ЛОХ «на себя» и о переходе в 6-й отсек — эта команда зафиксирована в вахтенном журнале в 11 часов 3 минуты. Вахтенный 7-го отсека выполнить ее не смог и погиб в борьбе с огнем. На пультах управления появились сигналы о высокой температуре в 7-м отсеке и о низком сопротивлении электрической изоляции сети. Была объявлена аварийная тревога, и отдан приказ о всплытии лодки на глубину 50 метров. Личный состав начал занимать места по аварийной тревоге. Моряки 6-го и 7-го отсеков ждали своих командиров в 5-м отсеке, пока капитан-лейтенанты Дворов и Волков получали в центральном посту задание попытаться эвакуировать тело вахтенного 7-го отсека матроса Бухникашвили. Прибывший в центральный пост Заместитель командира 6-й дивизии капитан 1-го ранга Коляда посоветовал дать ЛОХ в 7-й отсек. Технический проект подводной лодки «Комсомолец» был разработан с противопожарной системой ЛОХ, имеющей дистанционное управление из центрального поста. Однако совместным решением Министерства судостроительной промышленности СССР и Военно-морского флота в 1975 году, из-за якобы недостаточной надежности дистанционно управляемых электромагнитных клапанов, было предписано, на всех подводных лодках, перейти на ручное управление системой ЛОХ. ЦП стал вызывать вахтенного энергетических отсеков мичмана Колотилина, чтобы дать ему указание о включении ЛОХ на 7-й отсек из 6-го. На связь Колотилин вышел в 11. Все объективные данные говорят о том, что фреон в 7-й отсек не подавался. Нет об этом и записей в вахтенном журнале. При всплытии на рулях, на глубине 150 м сработала аварийная защита паротурбинной установки, лодка потеряла ход, и так как была тяжела, начала тонуть. От пожара в 7-м отсеке лопнула труба ВВД, идущая через отсек к ЦГБ, и воздух с давлением 400атм стал поступать в 7-й отсек, активизируя бушующее пламя. Температура в отсеке приблизилась к температуре мартеновской печи, когда горит то, что обычно гореть не может. Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения, начал поступать в цистерну слива масла главной турбины, расположенную в соседнем, 6 отсеке. Избыточным давлением масло «обратным ходом» было выдавлено в отсек и распылено по оборудованию. Начался объёмный пожар в 6-м отсеке, погубивший мичмана Колотилина. По этой же причине капитан-лейтенанты Дворов и Волков не успели эвакуировать тело погибшего вахтенного 7-го отсека матроса Бухникашвили. Лодка всплыла на поверхность при нулевом крене и дифференте. Сработала аварийная защита ЯР. Остановились турбогенераторы, энергообеспечение производилось от аккумуляторной батареи, имеющей ограниченную ёмкость. Отдана команда на запуск аварийного дизель-генератора. Но из-за недостатков в специальной подготовке и отсутствия навыков обслуживания ДГ, его смогли ввести в действие лишь через два с половиной часа. Так как горячие газы из 7-го отсека, через разорванный трубопровод, непрерывно продували цистерну главного балласта правого борта, возник крен на левый борт до 6 градусов. Наряду с объёмным пожаром в 6 и 7 отсеках, из-за неумелой герметизации отсеков, вот где сказалась отсутствие РБИТС! Чуть позже, происходит возгорание пульта в ЦП и вспышка горючих газов в 5-м отсеке. Некоторых моряков сильно обожгло, другие загорелись.
Авария на АПЛ «Комсомолец»: как экипажу удалось спастись с подводной лодки
Игорь Калинин, член экипажа АПЛ "Комсомолец": "Командир подлодки капитан 1 ранга Ванин поднялся наверх, но учитывая, что на лодке оставались люди, он принял решение погрузиться вниз и уйти с ними". Сначала подлодку планировали поднять, чтобы установить причины возгорания, но потом от этой идеи отказались, так как носовая часть была сильно разрушена. Ядерные реакторы решили просто загерметизировать.
Секретный объект, атомная подводная лодка с титановым корпусом. Игорь Калинин гордился тем, что попал служить именно на нее. Еще бы, в 20 с небольшим ему выпала честь участвовать в уникальном событии: «Комсомолец» смог погрузиться на глубину тысячу метров и выполнил оттуда пуск торпед - рекорд до сих пор остается непревзойденным. На фото - молодые парни, сослуживцы инженера-гидроакустика Калинина, которому удалось вернуться из последнего похода.
Им - нет. Вот только что был корабль, технически совершенный, на наш взгляд, - и больше половины экипажа просто куда-то исчезло», - говорит Игорь Калинин, в 1989 году - капитан-лейтенант, инженер-гидроакустик АПЛ «Комсомолец». Норвежское море, здесь на глубине более 1,5 километра лежит «Комсомолец».
Что мешает дирижеру заказать нужную ему музыку? Поэтому на начальной его стадии совершенно необходимо широко привлекать боевой опыт Великой Отечественной войны и математическое моделирование вероятных ситуаций. При проектировании «Комсомольца», насколько я знаю, к этой процедуре не обращались. Но главная причина в ином. Катастрофа стала закономерным следствием ошибок, просчетов и просто волюнтаристских решений послевоенного периода строительства нашего ВМФ. В середине 50-х годов в советском ВМФ произошли два события, которые в значительной мере определили ход его дальнейшего развития. Было упразднено Министерство ВМФ и произведена смена первого лица флота.
Главнокомандующий адмирал Н. Кузнецов, вынесший всю тяжесть военного времени и сталинского периода, был заменен адмиралом С. Ликвидация министерства означало большее, чем просто очередную перестройку системы управления. Флот стал рядовым видом вооруженных сил. Между командованием ВМФ и первыми лицами государства возник фильтр — Министерство обороны, которое к тому же тянуло бюджетное одеяло на наземные рода войск. К несчастью для флота, именно в этот момент советские ученые и инженеры создали баллистическое ракетное оружие, способное доставлять ядерный боезапас на далекий американский континент. Охватившая военно-политическое руководство СССР эйфория по поводу достигнутого паритета с США в «холодной войне» подвигла его на переоценку возможностей традиционных видов вооруженных сил. Угодливость нашей военной науки, низкий авторитет главного командования ВМФ и волюнтаризм советского руководства привели к тому, что флот начали резко сокращать. Значительные удары были нанесены по корабельному составу, системе базирования, кадрам и институту их подготовки... В частности, в 1960 году, после того как наши ракетчики сбили над Уралом американский высотный самолет-разведчик У-26, последовала реорганизация противовоздушной обороны страны, в ходе которой ВМФ лишился истребительной авиации.
А ведь опыт второй мировой войны и только что закончившейся перед этим корейской войны показал, что морская авиация является универсальным боевым средством флота. А советские моряки не могли теперь господствовать даже в ограниченных районах военно-морских театров. С той поры военно-морская доктрина в СССР практически отсутствовала и развитие флота диктовалось потребностями «холодной войны», а не осмыслением геополитического положения страны и возможностями экономики. А научно-техническую политику на флоте фактически стал определять советский ВПК. Вот откуда возник разрыв между технической и человеческой составляющими подводных лодок. И вот почему новейшие конструкторские разработки в ПЛ соседствовали с совершенно неудовлетворительными решениями. Яркий пример последнего: удачно сконструированная, но пожаронестойкая система забортной воды концевого отсека «Комсомольца» привела к его затоплению, а затем опрокидыванию ПЛ. Советская межконтинентальная баллистическая ракета с ядерным боезапасом вызвала психологический шок у военно-политического руководства США. Еще бы! Впервые за двухсотлетнюю историю этой страны у ее потенциального противника появилась возможность наносить удары по американской территории.
По причине разрыва трубопровода и стравливания кормовых перемычек воздуха высокого давления в седьмой отсек применение системы ЛОХ оказалось не эффективным, пожар распространился на смежные отсеки, а по причине коротких замыканий цепей управления произошло локальное возгорание в центральном посту. Вместе с кораблем в районе затопления утонуло 23 члена экипажа, всего погибло 42 подводника, тела погибших и оставшиеся в живых подняты на борт рыбопромысловой базы «Алексей Хлобыстов» и промыслового судна «Ома». В момент, когда ПЛ накренилась и стало ясно, что она утонет, члены экипажа запели песню «Варяг», прощаясь с теми, кто навсегда остался на борту «Комсомольца». Вскоре подошла помощь. Рыбопромысловая база «Алексей Хлобыстов» одного за другим подобрала моряков. К этому моменту многие подводники погибли от переохлаждения - на борт подняли 30 живых и 16 погибших моряков. Как только члены команды были подняты на борт, судовые врачи начали борьбу за спасение моряков, десять из которых были уже без признаков жизни. Рыбопромысловая база «Алексей Хлобыстов» Троих спасти не удалось, хотя квалифицированные медики, доставленные к месту происшествия на крейсере «Киров», сделали всё возможное. На пути к Североморску использовали все медицинские средства, пригодные в такой ситуации. Произвели тщательное растирание.
Гибель «Комсомольца». Почему затонула советская атомная подлодка?
Гибель атомной подводной лодки «Комсомолец». ТАСС уполномочен… промолчать | атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец", которые еще не были известны стране. |
«Ушла за считанные минуты»: тайна гибели «Комсомольца» | "Ушла за минуты": выжившие моряки рассказали о гибели АПЛ "Комсомолец". |
Судьба атомной подлодки К-278 «Комсомолец» – крейсера который опередил время | наш земляк, жил буквально рядом, на доме сейчас мемориальная табличка. |
Секрет ядерного гонщика: почему на самом деле затонула подлодка "Комсомолец" | Подлодка К-278 "Комсомолец" была единственной построенной подводной лодкой проекта "Плавник". |
«Ушла за считанные минуты»: тайна гибели «Комсомольца»
Про это погружение и его достижения не писали в газетах — вся информация была строго секретной. Даже среди подводников нельзя было обсуждать «Комсомольца». Но не думаю, что экипаж не был награжден из-за секретности. Нас дважды представляли к награде. Черкашин считает, что все потому, что во время погружения на борту не было ни одного начальника политуправления. Мне кажется, награждений не было потому, что опытная программа «Комсомольца» не заканчивалась на нашем погружении. А когда подлодка наконец прошла испытания, случилась трагедия в Норвежском море.
Последнее погружение В 1989 году «Комсомолец» совершал уже третью автономную боевую службу под руководством капитана 1-го ранга Евгения Ванина. Поход длился больше месяца и подлодка уже возвращалась в порт. Судно двигалось на глубине 380 метров по Норвежскому морю, когда 7 апреля в 11:03 в 7 отсеке вдруг вспыхнул мощный пожар. Аварийная тревога подняла на ноги весь экипаж — все уже знали, что это не учения: на подлодках из-за необходимости звукомаскировки в случае учебной тревоги ее объявляют голосом. Старший матрос Нодари Бухникашвили из 7 отсека уже не выходил на связь с вахтенным механиком — отсек превратился в огненную топку, а пламя начало перекидываться на соседний. Включение лодочной химической системы пожаротушения не помогло справиться с пожаром.
Было решено вывести «Комсомольца» с глубины, но прежде надо было проверить, что на поверхности нет суден, с которыми может столкнуться подлодка. Лодка достигла поверхности через 13 минут и подала сигнал об аварии в штаб. Из-за высокого давления углекислый газ стремительно распространялся по отсекам подлодки, достигая смертельных значений в воздухе — противогазы не помогали. В бортовом журнале начали появляться записи: «12. Задымленность в 4—м отсеке очень большая.
Валы захлестывают плот, и моряки то и дело оказываются под водой. У некоторых уже нет сил держаться. Их уносит волна. Вдруг случается то, чего уже никто не ждет. Вдалеке показывается корабль.
Наверное, они слишком рано обрадовались и решили, что спасены», — размышляет Игорь. Он и сам потерял сознание. Следующее, что он помнит, — как он лежит на палубе спасательной лодки. Эвакуация была сложная. Кто-то отчаянно кричал о помощи и уже не мог плыть». Приходилось прощаться с товарищами. Лодка идет ко дну кормой вниз, а с нею — еще шесть человек. Но уникальность «Комсомольца» заключалась еще и в том, что это была единственная подводная лодка со встроенным спасательным аппаратом — всплывающей капсулой. С ее помощью те шестеро могли спастись — и среди них капитан Евгений Ванин. Он был на верхней палубе, но когда подлодка пошла ко дну, он без сомнений задраил за собой люк.
Капитан не бросит своего судна раньше матросов. Но и здесь теория и практика разошлись. Лодка погружается все глубже, а выпустить капсулу не удается — заклинило. Это из-за того, что лодка тонула вертикально, считает Коляда. На глубине почти 1 700 метров «Комсомолец» достигает дна. Наконец, спасательная капсула отстреливается и начинает всплывать. Но даже она не гарантирует спасения. Уже у самой поверхности от разницы давления срывает люк, и ее затапливает водой. Выбраться удается лишь одному моряку из пяти. Заполненная водой капсула навсегда исчезает в пучине.
Бессильные очевидцы На единственном спасательном плоту выжившие держатся изо всех сил. Некоторые висят за бортом и хватаются за леер. Над суровым и безлюдным морем нависло ожидание смерти.
Редакция сайта не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии: mirtesen , smi2.
Состояние главной энергетической установки: заглушен реактор всеми поглотителями. У Кулапина пульса нет. Дворов потерял сознание в 3-м отсеке. В 5-м отсеке людей нет, 5-й отсек осмотрен. Бондарь поднят наверх без сознания. Слюсаренко, Третьяков — страхующие, Юдин, Апанасевич — аварийная партия в 6-й отсек. Кулапин и Бондарь — умерли. Заключение врача». Лишь через 3,5 часа после начала пожара к месту аварии добрался самолет Ил-36, который передавал направляющейся на помощь «Комсомольцу» плавбазе «Алексей Хлобыстов» координаты, но прибыть она могла лишь к 18. Корпус подлодки начал содрогаться от взрывов в отсеках, где был пожар, и в 17 часов «Комсомолец» начал тонуть — по всей видимости, произошла разгерметизация корпуса. Началась срочная эвакуация экипажа: 61 человек поднялся на палубу, не успевая спустить спасательные плоты; в небе беспомощно кружил Ил-36. Надышавшиеся угарным газом моряки оказались в ледяной воде Норвежского моря. Но еще 5 человек, включая командира лодки Евгений Ванина, не успели покинуть идущего ко дну «Комсомольца»: по приказу штурмана им пришлось остаться в рубке, чтобы уничтожить секретную аппаратуру. Когда они начали эвакуацию, лодка почти вертикально начала погружаться на глубину. С большим трудом им удалось добраться до спасательной камеры, которая отделилась от «Комсомольца», когда он уже почти достиг дна. Камеру с моряками вытолкнуло на поверхность, но остался в живых лишь мичман Виктор Слюсаренко. Несколько человек скончались на борту плавбазы вопреки усилиям медиков. Итог: из 69 членов экипажа выжили лишь 27.
Читайте также:
- Проектирование
- Погода этим летом в России будет жаркой — синоптики
- 100 лет ВКР. Глава 61. Гибель «Комсомольца»
- Гибель атомной подводной лодки «Комсомолец»
- Форма поиска
- «Дайте сколько просят…»
«Мы уходим на дно в этот раз навсегда»: 7 апреля россияне чтут память всех погибших подводников
Военные моряки почтили память погибших товарищей минутой молчания под сигналы корабельных тифонов. Атомная подводная лодка «Комсомолец» была спущена на воду 9 мая 1983 г. По своим тактико-техническим характеристикам этот корабль опережал своё время на четверть века.
Через некоторое время его из ледяной воды достали спасатели. Во время нахождения в ледяной воде большинство членов экипажа утонули или погибли от переохлаждения. Команду разбросало волнами, добраться до единственного уцелевшего плота удалось немногим, да и рассчитан он был всего лишь на двадцать человек. В итоге из 69 членов экипажа 42 человека погибли, 27 выжили. Подлодка-невидимка «Комсомолец» был необычной лодкой. В то время это была одна из самых больших и быстроходных подлодок в мире. Кроме того, эта АПЛ умела нырять так глубоко, как никакая другая в мире: намного глубже, чем аналогичные американские субмарины.
Во время испытаний подлодка установила абсолютный рекорд — свыше 1 тысячи метров! Закладка лодки на предприятии в Северодвинске состоялась в 1978 году, а на воду К-278 была спущена в 1983 году. Атомная подлодка была вооружена торпедами и крылатыми ракетами. Система вооружения позволяла К-278 в подводном положении атаковать корабли и подлодки противника из глубин океана, оставаясь для них недосягаемой. В январе 1989 года подлодке К-278 было присвоено имя «Комсомолец». Спустя месяц субмарина отправилась в своё последнее автономное плавание. На этот раз управлял кораблем сменный экипаж, который возглавил капитан 1-го ранга Евгений Ванин.
На руках выносили матроса Кулапина, не знали тогда, что он уже мертв. В это время я зацепился маской дыхательного аппарата за какой-то выступ, маска сдвинулась, я глотнул дыма. Сразу стало плохо, затошнило, голова закружилась, начало рвать. Я остался внутри ограждения выдвижных устройств. Ненадолго отключился и не услышал команды покинуть корабль". Женщина плачет у портрета сына. Кузнецов Последнее погружение Первый сигнал об аварии на берегу приняли только через час после начала пожара. Сначала на берегу не могли понять и точно определить, какая лодка и где горит. Мы дали повторно. Только после этого к месту аварии полетели самолеты и направились ближайшие корабли", — вспоминает Степанов. На помощь аварийной подлодке вылетели несколько бортов и выдвинулась плавбаза "Алексей Хлобыстов". Все это время экипаж ни на минуту не прекращал борьбу за живучесть, моряки пытались ликвидировать пожар и сохранить лодку на плаву. Андрей Махота был одним из последних, кто успел покинуть тонущую лодку: "Мне неожиданно по ногам ударила вода. Уровень начал резко подниматься, сначала по колено, потом по грудь. Вода ледяная — дыхание сдавило. Когда выплыл наверх, лодка уже свечкой стоит. За корпус подержался недолго, и она стала уходить вниз. Думаю, сейчас воронка будет, меня затянет, но крутануло несильно. Удалось отплыть в сторону, увидел, что все направляются к плоту. На плот мне удалось залезть только на полкорпуса, руки и ноги свело. В таком положении и ждали помощь". Репродукция рисунка "Норвежское море. Но выжил только мичман Виктор Слюсаренко.
Из 69 человек погибли 42, в том числе и командир. Игорь Калинин, член экипажа АПЛ "Комсомолец": "Командир подлодки капитан 1 ранга Ванин поднялся наверх, но учитывая, что на лодке оставались люди, он принял решение погрузиться вниз и уйти с ними". Сначала подлодку планировали поднять, чтобы установить причины возгорания, но потом от этой идеи отказались, так как носовая часть была сильно разрушена.
ВСЁ ЛИ МЫ ЗНАЕМ О ГИБЕЛИ АТОМНОЙ ПОДЛОДКИ «КОМСОМОЛЕЦ»
- 11 комментариев к “Гибель «Комсомольца».”
- Гибель "Комсомольца"
- В Мурманской области прошли мероприятия, посвященные 25-й годовщине гибели АПЛ К-278 «Комсомолец»
- Сигналы SOS
- В годовщину гибели АПЛ "Комсомолец" открылся неожиданный поворот в расследовании катастрофы
- Рассылка новостей
"Ушла за минуты": выжившие моряки рассказали о гибели АПЛ "Комсомолец"
В апреле 1989 года погибла и затонула в Норвежском море советская атомная подводная лодка «Комсомолец». Подводная лодка К-278 «Комсомолец». 33 года назад, весной 1989 года, в Норвежском море затонула советская атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» (проекта 685 «Плавник»). Атомная подводная лодка с титановым корпусом затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море. День гибели подлодки "Комсомолец" считается в России Днем памяти погибших подводников. Атомная подлодка «Комсомолец» была гордостью советского флота.
Гибель "Комсомольца": выводы не сделаны
Атомная подводная лодка «Комсомолец» погибла в 1989 году, возвращаясь с третьей боевой службы, которая длилась меньше двух месяцев, с 28 февраля 1989 года по 7 апреля 1989 года. Подводная лодка «Комсомолец» была уникальной, единственной представительницей проекта «685» «Плавник». Подлодка К-278 "Комсомолец" была единственной построенной подводной лодкой проекта "Плавник".
Тайна гибели подводной лодки «Комсомолец». 30 лет спустя
И ещё, что заставляет задуматься – после гибели «Комсомольца» было принято решение прекратить проектирование и строительство титановых подводных лодок. Спустя четыре года после гибели в море капитана 1 ранга Ванина вдова командира атомной подводной лодки "Комсомолец" узнала, что тело мужа подняли вместе со спасательной камерой, которая затонула рядом с атомариной. И ещё, что заставляет задуматься – после гибели «Комсомольца» было принято решение прекратить проектирование и строительство титановых подводных лодок. Атомная подводная лодка «Комсомолец» погибла в 1989 году, возвращаясь с третьей боевой службы, которая длилась меньше двух месяцев, с 28 февраля 1989 года по 7 апреля 1989 года. 1. Неразрешимый спор С момента гибели чуда подводного кораблестроения – ПЛА «Комсомолец» – прошло уже более 9 лет.