Этот не просто первый день осени по старому стилю — 1 сентября, но и день, когда начинается новый церковный год.
История Нового года в России
ДОХРИСТИАНСКИЙ НОВЫЙ ГОД НА РУСИ. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников | Славянский праздник зимнего солнцеворота посвящен Богу Коляде и рождению нового, молодого солнца. |
Новый год. Древнерусская версия | Новый год стал «второсортным» праздником. |
Начало и празднование Нового года в России - Иван Васильевич Баженов - читать, скачать | Почему наши предки отмечали Новый Год сначала в марте, потом в сентябре, и как менялись традиции январского празднования – в материале |
История русской ёлки. Начало | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов | В преддверии Нового года хотелось бы поговорить немного об истории этого праздника, конкретно, как назывался, как отмечался, когда начинали отмечать новый год древние славяне, наши предки. |
Колядки и вареники с сюрпризом: как праздновали старый Новый год / Новости города / Сайт Москвы | А Новый год стали отмечать 1 сентября (если переносить эту дату в 2023 год, она будет соответствовать 14 сентября). |
Колядки и вареники с сюрпризом: как праздновали старый Новый год
Инициатор шел в гости, предлагая мир, и отказать ему было нельзя. Праздник сопровождался гуляньями, пением обрядовых песен и колядок. Исторические приметы… С этим днем было связано множество народных примет. Например, чем веселее проведешь Васильев день, тем счастливее будет год, а чем богаче стол — тем меньше тягот у семьи. В Васильев день старались не давать денег в долг, чтобы в течение года в них не было недостатка. А вот получить деньги в этот день предвещало скорую прибыль. Если первым гостем в этот день оказывался мужчина, да к тому же из многодетной семьи, это сулило большую удачу, а женщина — беду.
Столь же рискованными занятиями, как и принимать в качестве первой гостьи женщину, было считать мелочь к слезам , произносить слово «тринадцать» не к добру и выносить мусор с ним можно вынести и счастье. Погодные приметы предсказывали, каким будет год: если задует южный ветер, жди жаркого лета, если западный — будет много молока и рыбы. А чистое звездное небо сулило обилие ягод. К примеру, первое встреченное на улице животное обещало девушке «похожего» на него суженого: встретила овцу — муж будет тихим и спокойным, попадется собака — агрессивным и крикливым. Мечтавшие увидеть суженого во сне клали под подушку гребешок со словами: «Суженый-ряженый, расчеши мне голову».
А еще изготавливали специальные маски, чтобы человека никто не мог узнать. В таком виде ряженые танцевали, пели и колядовали по дворам, желая благополучия каждому дому и требуя взамен подарки. Обряды на Коляду Основное предназначение Коляды — это проведение обрядов, посвященных рождественскому сочельнику. Главными традициями, которые сохранились в той или иной степени по сей день, являются: облачение в разнообразные наряды, в частности сделанные из шкур и рогов животных; использование масок; благодарение колядовщиков и одаривание их сладостями и монетами; игры молодых людей; гадания незамужних девушек.
Еда на Коляду Колядам предшествовал строгий шестинедельный пост, во время которого необходимо было придерживаться многочисленных ограничений в еде и поведении. Поэтому праздник ждали с большим нетерпением. Во время Коляд обязательно проводили три обрядовых ужина-кутьи с разницей примерно в неделю. Сначала праздновали бедную постную кутью, затем богатую щедрую , третья кутья снова была постной водяной.
Рассказываем об истории и традициях праздника 14 марта 2018, 11:40, ИА Амител В старину На Руси было принято отмечать Новый год 1 марта 14 марта по старому стилю , когда приступали к весенним сельскохозяйственным работам.
О том как праздновали Новый год наши предки, читайте в рубрике вопрос-ответ. Наши предки считали, что весной, когда земля пробуждается, начинается новая жизнь. В это время уже начинались весенние сельскохозяйственные работы. Даже после принятия христианства люди продолжали отмечать Новый год 14 марта, с началом весны. Такое решение было принято в 325 году на Первом Вселенском соборе в Никее.
Тогда постановили, что начало Нового года переносится с 1 марта на 1 сентября. Затем в 1699 году Петр I снова перенес дату праздника и установил ее на 1 января. Традиции праздника сильно не изменились. Праздник встречали тогда так же, как и сегодня - ночью.
Славяно-Арийский календарь — Коляды Дар дар Бога Коляды основан на древнейшей шестнадцатеричной системе счисления. Лето состоит из 9 Сороковников месяцев по 40 дней , которые поделены на 3 сезона: Оусень, Зима и Весна.
Режим труда и отдыха у наших предков был исключительно сбалансирован. Судите сами: А славянские сутки вообще непостижимая романтика! Смотришь на эту упорядоченность и понимаешь, вот мы то нынешние — просто ВЖИКИ в сравнении с праотцами. Стремительно живем, быстро передвигаемся. Под бой курантов за 12 секунд успеваем съесть сгоревшую записку с пожеланиями, стрельнуть пробкой, поцеловать рядом стоящего и выглянуть в окно вдруг машину новую кто подарил! При этом наши архаичные предки имели весьма странные меры времени, которые знали и умели использовать с малолетства.
Вопрос у меня: за какими непонятными надобностями использовались эти величины? Это куда же так сигАли «дикие разрозненные племена язычников», как утверждают некоторые, с позволения сказать, ученые мужи? Кто только не реформировал и календарь, и веру, и систему ценностей Славян? В 998 году в современном летоисчислении после Крещение Руси князем Киевским Владимиром на Руси введено новое летоисчисление и Юлианский календарь с датой Нового года 1 сентября. Переход этот затянулся почти на 800 лет, народ не спешил пользоваться навязанными новшествами, использовали по старинке свой родной Коляды дар. В стране появилось много новых христианских традиций и обрядов.
Новый год превратился в формальность. Главным стал зимний праздник Рождества! Изменения претерпели и остальные системы летоисчисления. Появились 4 сезона, 12 месяцев, 7 семидневная неделя Бог создал Землю за 7 дней и исчезло 5500 лет русской истории. Советская власть тоже внесла свою лепту в реформирование календарей. Как и любое переходное время, оно предназначено для духовных практик.
Считается, что это время — не для материальных дел. Православные люди стараются отпустить обиды, оставить ссоры, разрешить конфликты.
Языческий «новый год» как новая русская национальная идея
Почему наши предки отмечали Новый Год сначала в марте, потом в сентябре, и как менялись традиции январского празднования – в материале Славянский Новый год традиционно наступает 14 сентября (по старому стилю 1 сентября). Весенний Новый год (Комоедица) славяне-солнцепоклонники праздновали в марте, когда Земля начинала пробуждаться и Солнце-Ярило набирало силы. Славянский Новый год отмечают 14 марта. Рассказываем об истории и традициях праздника.
Комоедица: почему славяне праздновали Новый год в марте
В христианском варианте Маланка — дочь знатных родителей, после замужества посвятила себя Богу. С мужем поселилась в монастыре, имущество расходовала на постройку церквей, выкуп пленных христиан, другие богоугодные дела. Если хозяева впускали колядующих в дом, те разыгрывали шумные веселые сценки, славили хозяев, желали богатства, здоровья. Если за порог не приглашали, они останавливались возле ворот, пели песни во славу хозяев, желали достатка. В знак благодарности им выносили мясные пироги, сладости, могли одарить небольшими деньгами. Обойдя село, заканчивали колядовать до полуночи. Молодежь делила подарки, устраивала гуляния с песнями, играми, катанием на санях со снежных гор. Все Санки Одним из обычаев, проводимых в то время, было так называемое посевание. В первый день нового года молодые люди и мужчины отправлялись в гости к родственникам, рассыпали зерно посевали , желали большого урожая. Зерна хозяева собирали, смешивали с остальным посевным материалом. Девушкам и женщинам не доверяли обряд посевания: считалось, что их сил недостаточно для его положительной реализации.
Во многих местах проводили обряд варения каши. Хозяйка ночью доставала крупу, обычно гречневую. Хозяин приносил колодезную воду. Все ставили на стол и не трогали, топили печь. Как только печь была истоплена, семья занимала места вокруг стола, старшая из женщин начинала помешивать крупу, добавляя воды. После этого горшок с крупой отправляли в печь, смотрели результат варки.
В ярко освещенной зале столы, накрытые белоснежными скатертями, были уставлены изящными елочками, украшенными золотыми орехами и конфетами. Под ними лежали милые подарки — игрушки, кружевные платьица, маленькие веера, барабаны и трубы. Восторг детей был полнейшим. Неудивительно, что на следующий год, многим представителям высшего света захотелось повторить праздник у себя дома с обязательным приглашением гостей. Так, традиция украшать ёлку все шире распространялась среди знатных и богатых семей. А уж затем, делом времени ну и финансов, конечно стало и вхождение её в моду среди остальных слоев населения. История, кстати, не только российская. В Британии ёлка стала праздничным символом Рождества в 40-х гг. Очень большой вклад в «пиар-компанию» праздника внесли журналисты. Это тоже была примета времени — массовая печать набирала силу, в том числе и по части информирования читателя обо всех модных новинках. В газетах начали писать о «прелестных ёлках, украшенных фонариками и гирляндами». Заметки сопровождали иллюстрации, радовавшие глаз и одновременно выступавшие наглядными инструкциями для тех, кто хотел повторить это «чудо» у себя дома. В середине 40-х г. Подарок на Рождество» - детям обещается, что если они будут хорошо учиться и прилично себя вести, то получат на Рождество ёлку, украшенную конфетами, фруктами и золочеными орехами, которые можно будет взять себе, также как и другие подарки. В 1839 г. В эту увлекательную игру — подготовку дома к празднику включается всё больше людей, причем взрослые радуются приятным хлопотам едва ли не больше, чем дети. Подключается к теме и торговля - появляются ёлочные базары; для тех, кто не стеснен в средствах - в модных кондитерских на Невском продают ёлки «под ключ»: украшенные игрушками, конфетами, пирожными и пряниками. Стоили они фантастически — до 200 рублей, но спрос порой перекрывал предложение. И это неудивительно: в иных домах на ёлках в качестве украшений используют и настоящие драгоценности. Сам обычай настолько входит в обиход, что над ним уже иронизируют. Современник пишет: «…все помешаны на ёлках…Начиная от бедной комнаты чиновника и до великолепного салона везде…блестят, горят и мерцают ёлки…Что и за праздник, коли не было ёлки? А скоро словом «ёлка» начинают называть и само торжество: повсюду звучат фразы «пойдем на ёлку», «пригласим на ёлку», «подарим на ёлку». Дольше всех держались помещичьи усадьбы, праздновавшие старинные «народные святки», но затем «сдались» и они. К концу века повсеместно практикуется устройство большой ёлки в барском доме, порой с приглашением крестьянских детей те же праздники в Ясной поляне, устраиваемые С. Кроме того, уже с середины XIX в. Первой в 1852 году - стал открытый для широкой публики праздник в петербургском Екатерингофском вокзале. Не отставала и древняя столица, где ежегодно устраивались праздники в здании Благородного собрания. Обычай «зажигать ёлку» широко распространился по стране. Во всех городских домах, а в деревнях - в школах обязательно старались порадовать детей ёлками. Взрослые тоже хотели получать свою долю «зимнего волшебства», и в моду вошли «ёлки для взрослых» - новогодние балы-маскарады, где зеленая красавица стала главной деталью праздничного убранства и центром, вокруг которого «вертелось» все действо. Теперь уже никто не считает её мрачной: ею любуются, её ждут и гордятся ей.
Также крестьяне благодарили уходящий год за собранный урожай, за его богатство, а также просили такого же в следующем году. Впервые у людей появлялась возможность отдохнуть, поскольку все полевые работы заканчивались. Женщины устраивали засидки, собираясь в одном большом доме и занимаясь рукоделием, а вечером все шли на общие гуляния, в ходе которых разжигали большой костер. Люди пели песни, водили хороводы, танцевали, устраивали различные состязания, обязательными из которых считались прыжки через костер. Дома в этот день сверкали особенной чистотой, а на столах в вазах стояли веточки рябины, над дверью висели яркие ягодные грозди. Хозяйки готовились к празднику основательно, готовя блюда из овощей нового урожая. Особенным блюдом праздника считался большой румяный каравай, в котором использовали свежую муку нового помола.
Праздничный стол Вершиной новогоднего стола у наших предков был пирог. Недаром хлеб воспринимался как главное блюдо и источник жизни. Перед праздничным ужином насыпали на стол семена ржи, пшеницы, овса. Затем стол покрывали чистой скатертью. У русских, украинцев и белорусов в числе обязательных яств были сладкая каша кутья, блины. Кашу варили из цельных зерен, используя несколько видов злаков. Люди верили, что обильная праздничная трапеза ознаменует достаток в доме на весь год. Из теста лепили и выпекали фигурки коз, коров, телят, лошадей и прочего домашнего скота. А позже, когда в дом приходили колядовать, гостям дарили эту выпечку. Вообще же, до середины XIX века Новый год отмечали без богатого застолья. Стол накрывали очень просто даже в домах знати— важнее был праздничный бал. Чаще всего в меню присутствовали соления, грибы, салат из редьки, отварная в вине форель, жареный поросенок, телячье фрикасе. Как правило, подавали также свежие фрукты: абрикосы, виноград, груши и даже апельсины. Зимой их выращивали в оранжереях Петербурга и Москвы, которые тогда вошли в моду. Во второй половине XIX века на новогоднем столе уже появилась икра, семга, треска и сыры, подавали также прохладительные напитки и коньяки, мороженое и арбуз. Именно в то время к торжеству начали готовить блюдо, ставшее традиционным новогодним угощением, — поросенка с гречневой кашей, которого иногда заменяли дичиной. На рубеже XIX и XX веков на праздничном столе присутствовало изобилие алкогольных напитков — домашнее и немецкое пиво, водка, настойки, наливки. Из Европы привозили вина, появились даже, подобные шампанскому, донские игристые вина. Меню также стало более разнообразным — его пополнили сардины, анчоусы и омары. Обязательно присутствовал поросенок с гречневой кашей или гусь, запеченный с яблоками, часто их заменяли индейками и рябчиками. После Октябрьской революции Новый год отменили как религиозный праздник. Правда, люди все равно продолжали его отмечать, но уже более тихо и скромно, тайно наряжая запрещенную елку. Одновременно вернулась традиция украшать елку и устраивать шумные танцы. Однако стол тогда был очень скромным, и главным его лакомством была разве что «нарезка» из вареной колбасы.
Славянский Новый год
Почему наши предки отмечали Новый Год сначала в марте, потом в сентябре, и как менялись традиции январского празднования – в материале Сам Новый год славяне праздновали в марте, потому что это логично, природа пробудилась, злая зима закончилась, значит наступил новый год. Славянский Новый год отмечают 14 марта. Рассказываем об истории и традициях праздника. Старый Новый год отмечают и в северо-восточных кантонах Швейцарии, жители которых отказались следовать папской календарной реформе 1582 года. Расскажем вам о том как и когда отмечали праздник Нового Года наши славянские предки. А Новый год стали отмечать 1 сентября (если переносить эту дату в 2023 год, она будет соответствовать 14 сентября).
Новый год на Руси до указа Ивана
Что такое славянский Новый год, его традиции и когда отмечают | Славянский Новый год всегда символизировал огонь: накануне 14 сентября гасили очаг, утром праздничного дня – разводили новый огонь, читая старинные приговоры. |
Языческий Новый год: почему отмечали в марте и какие традиции соблюдали | Если сегодня Новый год принято отмечать в семейном кругу, то славянское Новолетие, как и Коляда – это общинный праздник, который праздновали, собираясь вместе с близкими родами. |
Откуда на Руси повелось праздновать Новый год | Васильев вечер (канун Нового года в славянской традиции) — день народного календаря у славян[1], приходящийся на 31 декабря (13 января). |
Языческий «новый год» как новая русская национальная идея
Старый Новый год празднуют не так пышно, как ночь с 31 декабря на 1 января. В Вавилоне Новый год праздновали в день весеннего равноденствия, когда природа начинает пробуждаться от зимнего сна. Празднование Нового года на первое января было перенесено Петром 1, а до этого славяне считали наступление подобных праздников самым важным событием.
Новый год на Руси до указа Ивана
Считалось, что в это время над миром берёт свою власть грозный Карачун — подземный бог, повелевающий морозами, ветрами и метелями. Исследователи склоняются к тому, что Карачун — одна из ипостасей могущественного и страшного языческого Чернобога — противоположности Белобога, воплощавшего чистоту и свет. Впрочем, есть теория, предполагающая, что Карачуном называли Кощея. Вот только не привычного нам сказочного персонажа, а его прообраз — сильное божество, управлявшее холодами и смертью. Грозен был нрав Карачуна. Давайте повнимательнее приглядимся к образу этого божества: суровый статный старец с седыми волосами и бородой, непременно в тёплой шубе белого или синего цвета. В руках сурового Карачуна посох: коснётся водной глади и тут же скуёт реки и озёра льдом, дотронется до дерева — вмиг укроет инеем леса. Свита старца страшна: волки, медведи-шатуны да хищные ночные птицы. Со временем черты сурового Карачуна значительно смягчились: превратилось древнее божество сначала в Мороза Ивановича, а затем, уже при советской власти, в любимца детей и взрослых Деда Мороза.
Что ни говори, а прошлое у главного новогоднего сказочного персонажа тёмное, хотя не всё так однозначно. Карачун символизировал переход в жизненном цикле, наступление нового года. Наши предки верили, что в день зимнего Солнцеворота тёмные силы подступали особенно близко к миру живых, а Солнце умирало, поэтому разводили огонь, жгли костры, чтобы защититься от тьмы, и помогали тем самым возродиться Солнцу. Скандинавские викинги в это же время отмечали Йоль — свой самый главный, священный и могущественный праздник. Как и древние славяне, жители центральной и северной Европы во время зимнего Солнцестояния проводили обряды с огнём.
А в 1918-м, вслед за большинством стран Западной Европы, перешла на более точный — григорианский. Но духовенство не приняло эту реформу и от юлианского календаря не отказалось. Русская православная церковь наряду с некоторыми другими до сих пор использует юлианский календарь, поэтому Рождество в России отмечают 7 января, а в католических странах — 25 декабря. То же самое произошло и с Новым годом — официально страна празднует его одновременно со всем миром, 1 января, а неофициально — в ночь с 13 на 14 января как дань традиции. При этом разница между юлианским и григорианским календарями постоянно увеличивается и к началу 2100-х годов достигнет 14 дней. В 2101 году старый Новый год будет праздноваться в ночь с 14 на 15 января. Васильев вечер Впрочем, с давних пор 14 января на Руси — особенный день. Христианская церковь чтит память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. В народном календаре этот день назывался Васильевым днем, а вечер 13 января — Васильевым вечером по-другому — Щедрец, Богатый вечер, Овсень, Маланья. На стол в этот праздник ставили пироги, мясо, блины, кутью, кашу, пиво, вино и другие хмельные напитки. Главным блюдом был жареный поросенок. В Васильев вечер было принято мириться с друзьями и соседями.
Детям готовили костюмы, поэтому детский вечер напоминал маскарад. Маскарады были излюбленным рождественским развлечением и у взрослых. Примерно с середины XIX века костюмированные балы стали непременным атрибутом праздника, а каждая аристократическая семья считала своим долгом устроить рождественский маскарад у себя дома, на который созывался весь высший свет. Кроме широких гуляний распространены были и частные визиты в праздничные дни. Мужчины в обязательном порядке должны были посещать родственников и знакомых. Встречи были короткими: гость заходил в дом, поздравлял и дарил подарки, а в ответ получал угощение от хозяев. В конце XIX века начали выпускать рождественские открытки, которые стали пользоваться невероятной популярностью. Их дарили друг другу, стараясь найти наиболее красочные и необычные экземпляры. Вообще рождественское время было особенно радостным и веселым. Устраивались театрализованные представления, катки, ледяные горки, катания на лошадях. Различные забавы, а особливо маскарады устраивались все время Святок — праздничной недели от Рождества до Крещения, и многие любители светских развлечений проводили в маскарадных гуляниях все рождественские дни. Важнейшее место в рождественских гуляниях занимали колядки. Сакральный смысл этой традиции заключался в прославлении родившегося Христа. Ряженые колядующие пели песни и заходили в дома, где их ждали хозяева с угощениями... Расскажем подробнее об этом интереснейшем явлении старой русской жизни. Святочное действо Перенесемся, однако, из шумных городов в народные толщи, в деревню, где до революции проживало подавляющее большинство народонаселения Российской империи. Именно в деревенской исконной Руси святочное действо сохраняло многое идущее от языческой древности, хотя и было освящено христианством. В крестьянском быту восточных славян Святки — самый большой шумный и веселый праздник, длящийся от Николина дня 6 декабря по старому стилю до Крещения 6 января по старому стилю ; в некоторых областях они начинались с Рождественского сочельника 6 января и заканчивались Крещением 19 января. По церковному календарю крайние даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане. К этому времени заканчивался цикл сельскохозяйственных работ, и для сельских тружеников наступала беззаботная пора. Святки были праздником прежде всего молодежи — своеобразным состязанием, на котором нельзя было ударить лицом в грязь. Готовились к Святкам целый год. Девушки шили платья, парни готовили маскарадные костюмы. Кульминацией приготовлений к деревенскому балу была аренда «дворца». Как правило, специально для этих целей в складчину снимали избу, называемую «жировая». При этом девушки вносили плату наравне с сильным полом. Игрища Происходили главным образом ночью… Вдруг в избу вваливается толпа парней с вымазанными сажей лицами и с подвешенными седыми бородами. Главным героем этого представления был «кузнец». Из одежды на нем только штаны, а верхняя голая часть туловища разукрашена симметрично расположенными кружками, изображающими собой пуговицы. В руках у «артиста» большой деревянный молот. За «кузнецом» вносят высокую скамейку, покрытую широким, спускающимся до земли пологом, под которым прячутся человек пять-шесть ребятишек. Та, разумеется, конфузится и не соглашается. Тогда «кузнец» говорит одному из ряженых стариков: «Ну-ка ты, старый, полезай под наковальню, я тебя перекую! Изюминка игры состояла в том, что при каждом ударе у кузнеца сваливаются портки, и он остается совершенно обнаженным. Когда всех стариков «перекуют» на молодых, кузнец обращается к девушкам, спрашивая у каждой: «Тебе, красавица, что сковать? Тебе, умница, что сковать? Игра в «кузнеца» была популярнейшим святочным представлением, а было их бесчисленное множество. Собравшиеся на святочные посиделки играли «в молчанку». По команде «раз, два, три» все парни и девушки замолкали, словно набрав в рот воды... Не выдержавшие испытания подвергались условленному наказанию, например съесть пригоршню угля, поцеловать какую-нибудь старуху, позволить облить себя водой с ног до головы, бросить в рот горсть пепла, сходить на гумно и принести сноп соломы. Последняя санкция считалась одним из тягчайших, так как ночью на гумно не ходят из опасения попасть в лапы «огуменника». Бывало, в «жировую» избу врывалась целая ватага «нечисти» — парни наряжались в белые длинные рубахи с рукавами до пола, вывернутые тулупы, надевали страшные маски и с шумом и гиком заскакивали в избу и пугали девушек. Когда первый испуг проходил, девушки, конечно же, знавшие о возможности прихода подобных «гостей», начинали выгонять нечистую силу. Игра не только носила веселый и развлекательный характер, но и имела магический смысл: выгнав из дома нечисть, пусть ряженую, были уверены, что обезопасили наступающий год, расчистили дорогу приближающемуся Новому году.
Также «в знак веселия» горожане должны были поздравлять друг друга с Новым годом, а с 1 по 7 января по ночам «огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы», или наполненных ими смоляных бочек. Главное действие планировалось проводить на Красной площади: зажигать «огненные потехи», стрелять трижды из мушкетов, а напоследок «выпустить несколько ракет». Говоря современным языком, устраивать фейерверки и взрывать петарды. Так праздник отошел от церковных традиций и стал светским. Колокольный звон смешался с пушечной пальбой, а улицы осветились иллюминацией. После петровского правления массовые гулянья постепенно исчезали из новогодней традиции — масштабные празднества проводились в основном в дворянских и императорских домах. При Елизавете I, любившей роскошь, появилась традиция новогодних балов-маскарадов. Гостей поили разными водками и наилучшими виноградными винами, а также кофеем, шоколадом, чаем, оршадом и лимонадом. А в XIX веке появились и другие атрибуты праздника — шампанское , елочные украшения , открытки. В 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала — увеселительного павильона — установили первую публичную елку. После революции в 1918 году большевики перешли на западный, григорианский календарь.