Компания демонстрирует устойчивый системный уровень культуры безопасности и является безусловным лидером в горно-металлургической индустрии, – считает партнер консалтинговой компании «Экопси» Михаил Балакшин. Культура безопасности организации делится на пять уровней: патологический, реактивный, расчётливый, инициативный и созидательный. Культура безопасности организации делится на пять уровней: патологический, реактивный, расчётливый, инициативный и созидательный. Значение уровней культуры безопасности Уровни культуры безопасности в РЖД играют важную роль в обеспечении безопасности как для сотрудников, так и для пассажиров и посетителей.
Сколько существует уровней зрелости культуры безопасности на пути к достижению устойчивого успеха?
Уровень зрелости культуры безопасности по элементам СМБД (группа 2). Сколько уровней зрелости у культуры безопасности. Культура безопасности по Хадсону. 6. Уровни зрелости культуры безопасности. 7. Групповая работа по личным и организационным мероприятиям для развития приверженности безопасности и совершенствования культуры безопасности в организации. Популярной моделью зрелости культуры безопасности, признанной на международном уровне, являются «Лестница культуры безопасности» Патрика Хадсона, с помощью которой можно оценить на каком уровне находится ваша организация. Уровни зрелости культуры безопасности в ОАО РЖД. Позитивная культура безопасности Количественная оценка отражающая соответствующие уровни зрелости культуры безопасности движения.
Металлоинвест вышел на лидерский уровень зрелости культуры безопасности труда
Об утверждении Методических рекомендаций по оценке зрелости культуры безопасности в холдинге "РЖД". Высокий уровень Культуры безопасности является индикатором зрелости компании и работников в отношении охраны труда. Уровни зрелости культуры безопасности в ОАО РЖД. Данная классификация уровней — результат анализа наиболее известных моделей зрелости культуры безопасности (Westrum, Hudson et al., Fleming & Meakin, Dupont, UK Oil Industry Step Change).
Культура безопасности движения поездов
Взаимосвязь распределения ролей и структуры организации. Системы оценки результативности Группы показателей эффективности, их разница и взаимосвязь между собой. Актуальные показатели для измерения уровня зрелости на каждом этапе. Люди и их компетенции Матрицы компетенций персонала. Виды обучения. Оптимальные наборы мягких и профессиональных навыков. Система материальной и нематериальной мотивации Влияние политики по безопасности на систему мотивации. Типы мотивации сотрудников и их вовлечение в развитие КБ соответственно типам. Системы сбора данных Работа с данными на каждом уровне зрелости культуры безопасности.
Ниже в таблицах 5, 6 и на рисунках 9, 10, 11 и 12 представлены результаты анкетирования руководителей среднего звена и руководителей дистанции. По значениям средних баллов, можно определить степень зрелости культуры безопасности движения на предприятии: от 1 до 1,8 включительно - низкий уровень; от более чем 1,8 до 2,6 включительно - посредственный уровень; от более чем 2,6 до 3,4 включительно - средний уровень; от более чем 3,4 до 4,2 включительно - предпозитивный уровень; от более чем 4,2 до 5 включительно - позитивный уровень. По данным анкетирования видно, что значения средних баллов колеблются в диапазоне от 3,4 до 4,2,таким образом можно сделать вывод, что уровень зрелости культуры безопасности движения является предпозитивным. Рисунок 13 - Уровни зрелости культуры безопасности движения группа 1 Рисунок 14 - Уровни зрелости культуры безопасности движения группа 2 Проанализировав средние значения баллов, полученных при ответах на каждый из вопросов, приходим к выводу, существует определенные расхождения в оценках участников анкетирования.
По полученным данным средних значений баллов приходим к выводу, что признак: а «Управляемость всех процессов деятельности, связанных с безопасностью движения, и ведущая роль менеджмента в ресурсном обеспечении этих процессов и демонстрации личного примера» находится на предпозитивном и позитивном уровне среднее значение баллов группа 1 - 3,8, группа 2 - 4,3. В целом уровень культуры безопасности находится на уровне «вовлечения персонала» или среднем уровне и предпозитивном уровне или «сотрудничество». Наибольшие расхождения в средних оценках наблюдается по вопросам 1, 3 и 5. Следовательно, можно сделать вывод, что руководители и линейный персонал следует неодинаковым принципам в работе, что не способствует гармоничному развитию организации.
Данная ситуация подтверждается результатами расчета коэффициента адекватности менеджмента. Коэффициент адекватности менеджмента вычисляется по следующей формуле 3. Рисунок 15 - Коэффициент адекватности менеджмента Как видим, значение коэффициента попадает в зону переоценки, что отражает расхождения мнений руководителей и работников о положении в организации. В этом случае управленческие решения будут сталкиваться с внутренним сопротивлением коллектива, а разного рода преобразования, инициируемые руководством, будут абсолютно неэффективными.
Далее проведем оценку состояния культуры безопасности движения по элементам СМБД.
Первый уровень — «Осознание» — позволяет сотрудникам осознать важность соблюдения безопасных правил и требований. Это создает основу для развития культуры безопасности и формирует правильные представления о работе на железной дороге. Второй уровень — «Соблюдение» — включает в себя соблюдение всех нормативов и инструкций, связанных с безопасностью. Работники должны строго следить за правилами, чтобы минимизировать риски и обеспечить безопасность себе и окружающим. Третий уровень — «Лидерство» — предполагает активное участие руководителей и руководителей подразделений в развитии культуры безопасности. Важно, чтобы лидеры демонстрировали высокий уровень ответственности и вести своих подчиненных на пути безопасности. Четвертый уровень — «Интеграция» — подразумевает внедрение безопасности во все сферы деятельности РЖД.
Культура безопасности должна пронизывать все аспекты работы компании, чтобы минимизировать риски и обеспечить безопасную и надежную эксплуатацию железнодорожной системы.
Изменение культуры безопасности — это длительный процесс, поэтому ожидания компаниями быстрых результатов можно назвать нереалистичными. Изменение мышления Проблема изменения мышления работников была выделена респондентами как основное препятствие при реализации программ повышения зрелости культуры безопасности при этом такое же число респондентов не выделили никаких препятствий.
Хотя с трудностями при изменении поведения и мышления работников сталкиваются многие компании, зачастую при планировании руководители не уделяют этому аспекту должного внимания. Также неожиданным оказалось отношение руководства к повышению зрелости культуры безопасности: ни один участник исследования не выделил низкую вовлеченность высшего руководства в качестве препятствия. Привлечение внешних экспертов По результатам опроса становится понятно, что многие компании привлекают сторонние организации для внедрения практик развития культуры безопасности.
Сюда относится также обучение работников и руководителей в области культуры безопасности и разработка документации в рамках системы управления ОТиПБ. Это может свидетельствовать об отсутствии у компаний достаточных ресурсов для самостоятельного внедрения изменений, в том числе необходимого опыта. При этом треть респондентов отметили, что инициативы в области культуры безопасности их компании реализовали своими силами.
Источник лучших практик Развитие культуры безопасности — это повестка большинства крупнейших мировых производственных компаний, а также ряда ведущих российских компаний, применяющих международные практики для повышения уровня зрелости культуры безопасности. Несмотря на это, для значительной части респондентов основным источником лучших практик является не мировой опыт, а требования законодательства Российской Федерации. Наша практика показывает, что для появления значительных и устойчивых перемен в культуре безопасности требуется время.
Понимая это, одна из австралийских горнодобывающих компаний разработала долгосрочную программу развития зрелости культуры безопасности. Эта программа была запущена в 2013 году и продолжается до сих пор. Стремясь к нулевому смертельному травматизму, компания заложила в основу стратегии развития в области ОТ, ПБ и ООС четыре ключевые ценности: заботу, доверие, сплоченность и совершенство в работе.
Следуя за своими ценностями, компания внесла изменения в организационную структуру, наделяя работников полномочиями проводить оценку рисков до начала выполнения работ и внедрять дополнительные меры по их снижению, что, в свою очередь, привело к переработке подхода к планированию работ. Совершенствуя подход к управлению вопросами безопасности, компании удалось последовательно продемонстрировать работникам, что ее ключевые ценности действительно являются основой ее функционирования. Перспективные направления развития культуры безопасности для российских компаний Проанализировав особенности текущего состояния и практики повышения уровня зрелости культуры безопасности в российских производственных компаниях, мы выявили несколько основных зон для развития, оказывающих наибольшее влияние на переход к более зрелой культуре безопасности.
Лидерство в сфере производственной безопасности По мнению большинства международных экспертов, лидерство является решающим фактором при внедрении изменений в культуре безопасности организации.
Сколько уровней зрелости культуры безопасности
Мы еще не знаем как, но пытаемся. На расчетливом и инициативном уровне по Хадсону и независимом уровне по Брэдли мы приняли для себя правила, мы следуем, но нам требуется опора на инструкции, правила, цифры, данные. Мы еще не до конца уверены в правильности своих действий и сверяемся с тем, как надо. На созидательном уровне по Хадсону и на взаимозависимом уровне по Брэдли мы действуем безопасно по привычке. Безопасность вшита в нас, в наше сознание, наше мышление. Мы уже сами является носителем этого «вируса» и готовы прививать свои знания каждому, кто в нашем окружении.
Когда кол-во привитых достигает критической отметки, фокус на безопасность переходит на уровень коллективного бессознательного. В модели эволюции мышления зрелость культуры безопасного труда влияет не только на снижение травматизма, но и на отношение к жизни и здоровью и идея звучит так: чем выше уровень зрелости культуры безопасного труда, тем выше ценность жизни и здоровья, тем ниже уровень травматизма.
На предприятии СКАД в Дивногорске реализованы проекты по оснащению мостовых кранов и погрузчиков световыми маркерами опасных зон. Самосвалы Компании оснащаются звуковой сигнализацией поднятого кузова. Материалы Методических рекомендаций включены во все инструктажи по охране труда, знание документа проверяется в ходе обходов производственных площадок. В Компании разработаны Методические рекомендации «Береги свою жизнь! В Рекомендациях определены семь ключевых опасностей на рабочих местах: складирование и размещение грузов, обращение с расплавами, замкнутые пространства, грузоподъемные механизмы, опасные поражения электрическим током, работы на высоте, вращающееся оборудование и движущиеся механизмы.
В рамках проекта проводится анализ личностных черт и процессов безопасности по десяти элементам культуры безопасности и по трем глобальным категориям персонала от топ-менеджмента до рабочих. С помощью построенной математической модели по каждому элементу культуры измеряются и обрабатываются от 30 до 50 показателей. На основе комплексного анализа данных формируется матрица Safety Skills для каждого работника, она строится в трех направлениях: -Развитие Hard skills, которые включают профессиональные навыки, технические или гуманитарные и приемы безопасного выполнения работ; - Развитие Soft Skills - коммуникаций, управления эмоциями, самоорганизации, критического мышления, управленческих навыков, открытости к опыту, добросовестности и эмпатии; - Развитие корпоративных знаний - внутренних правил и стандартов коммуникаций, целей и задач подразделения, основ корпоративной культуры и ценностей. В продолжение выступления Дмитрия Чеботкевич Александр, начальник отдела охраны труда и профессионального здоровья ОК «РУСАЛ», рассказал об этапах внедрения проекта на предприятиях российской алюминиевой компании.
Формируют и влияют на культуру безопасности: 1 Приверженность руководства обеспечению безопасности труда, независимо от того, активно ли организация предотвращает инциденты, устраняет опасные ситуации и проблемы или реагирует только на проблемы по мере их возникновения. Уровни культуры безопасности: Наиболее популярной моделью зрелости культуры безопасности является «Лестница культуры безопасности» Патрика Хадсона, с помощью которой можно оценить на каком уровне находится культура безопасности любой организации. Более подробно рассмотрим каждый из уровней лестницы. Патологический уровень - "Работа по охране труда не ведется": Ответственность за охрану труда игнорируется. Нарушения и травмы скрываются. В компании считают, что причинами несчастных случаев являются сами работники. Информация о несчастных случаях скрывается. Работники не заботятся о безопасности, считается достаточным выполнять только обязательные требования нормативных документов. На этом уровне большинство инструментов безопасности неэффективны или существуют формально, так как безопасность в производственном процессе рассматривается как препятствие для бизнеса. Деятельности в области охраны труда направлена на то, чтобы избежать лишнего внимания со стороны государственных органов и не получить штрафные санкции. Реактивный уровень - "Решаем проблемы по мере их поступления": Охрана труда нацелена на расследование несчастных случаев, а не на их предотвращение. В компании к безопасности относятся серьезно, но только после происшествий. Несчастные случаи имеют повторяющих характер, поскольку мероприятии направлены только на устранение непосредственных причин происшествия. Уровень травматизма соответствует среднему показателю по отрасли. Руководство прилагает усилия по предотвращению происшествий и убеждено, что причиной большинства происшествий является небезопасное поведение линейного персонала.
Критерии уровней зрелости «Культуры безопасности»
Что такое культура безопасности на производстве и какие цели достигаются с помощью данной концепции? С этими уровнями зрелости в табличной форме увязываются критерии эффективности деятельности, а также ключевые процессы в области развития культуры безопасности. В данном исследовании выполнена оценка уровня культуры производственной безопасности предприятия ТЭК России на основе использования метода двухэтапного анкетирования работников, для реализации которого были специально разработаны две анкеты. Определенный уровень зрелости культуры безопасности. Уровни зрелости компаний по защите информации. Уровни зрелости культуры безопасности можно разделить на несколько категорий.
Оценка состояния культуры безопасности
Рисунок 2. Модель Культуры безопасности Как видно из модели — это планомерное развитие Культуры безопасности, которое начинается с системы управления, приверженности руководителей всех уровней и приводит к индивидуальной приверженности каждого работника Общества. Исследование культуры безопасности состояло из проведения: интервью с руководителями всех уровней производственной вертикали; фокус-групповых исследований в общей сложности было проведено 5 фокус-групп, в котором приняло участие более 50 работников анкетирования, в котором приняли участие около 100 работников. Остановимся на показателях культуры безопасности с низким уровнем. По базовой составляющей «Система управления» отмечены следующие показатели с низким уровнем [3]: 1. Обмен опытом по актуальным вопросам культуры безопасности.
В настоящий момент отмечается недостаток обмена опытом по вопросам эксплуатации оборудования и безопасного производства работ как внутри Общества между структурными подразделениями, так и за его пределами с другими предприятиями. Существует высокая потребность и полезность в семинарах, конференциях, рабочих встречах. Цитирую высказывания работников: «единственная эффективная практика — это спросить «по-быстрому у своих» как устранить или исправить проблему». Связь системы поощрений работников с безопасным поведением. В Обществе не прослеживается связь системы поощрения материальной и нематериальной с безопасным поведением работника, наряду с высоким уровнем системы наказаний.
Для примера процитирую работников: руководители говорят: «отсутствие наказания и есть ваше поощрение», «не хочешь, не нравится — за забором другие стоят, они за тебя сделают». Наличие и доступность системы сообщений о проблемах безопасности. Работники отметили, что такой системы в Обществе нет, что готовы сообщать руководству о проблемах и ошибках. Но есть случаи, когда руководители игнорируют сообщения о проблемах безопасности, не транслируют работникам свои ожидания.
Уровень активного взаимодействия. На этом уровне компания активно взаимодействует с департаментами, специалистами и подразделениями, работающими в сфере безопасности. Здесь уже проводятся регулярные обучающие мероприятия и тренировки, а также анализируются происшествия и их причины. Уровень прогнозирования и реагирования. На этом уровне компания опережает возможные проблемы и разрабатывает меры по их предотвращению. Здесь используются современные технологии и анализ данных для определения потенциальных угроз и принятия своевременных мер безопасности. Уровень саморегуляции и постоянного совершенствования. На этом уровне компания обладает высокой степенью зрелости в области безопасности. Здесь применяются инновационные подходы и стандарты, регулярно проводятся аудиты и анализ результатов. Культура безопасности находится в крови каждого сотрудника и становится частью корпоративной идентичности. Целью создания уровней зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД является создание надежной и безопасной среды для работы и развития. Каждый отдельный уровень стремится сделать все лучше и безопаснее, повышая комплексный уровень безопасности холдинга в целом.
Успешно применяются в большинстве российских компаний. Потенциальные — скорее всего, подойдут многим компаниям. Компании, применяющие у себя эти практики, отметили их эффективность. Планируя дальнейшее развитие культуры безопасности, стоит в первую очередь обратить внимание именно на эти практики. Опрос показал, что самые распространенные инструменты — «Риски сегодня» и «Прямой разговор с руководителем», а самый эффективный по оценке экспертов — «Совместное решение проблем в стиле "Одна команда"» и «Светофор развития безопасности». Все они попадают в зону рабочих лошадок, где еще содержится практика «Расследование «неслучившихся» происшествий см. Как видно на рисунке, наиболее эффективными инструментами являются практики культуры открытости и доверия. Очень показательным в этом смысле стал проект на Кольской АЭС, о котором мы подготовили отдельный материал. Рисунок 3. Карта инструментов «Безопасность II» Ключевые выводы Подводя итоги первого блока исследования, хотелось бы отметить вывод, который оказался для нас неожиданным: уже 7 из 10 компаний, эффективно работающих с безопасностью и имеющих снижающийся уровень травматизма, думают, что их будущее — реализация принципов стратегии «Безопасность II». Мы ожидали, что пока эта концепция не так сильно распространена даже среди лучших. Из более ожидаемых выводов: наиболее эффективными инструментами являются те, которые формируют культуру открытости и доверия. Это лишний раз подтверждает тот факт, что корпоративная культура и культура безопасности очень тесно связаны между собой см. Вопрос 2. Ключевые показатели эффективности КПЭ и мотивация на безопасность: кому и за что платят в компаниях? Эта тема всегда беспокоит руководство всех компаний: за что платить или не платить персоналу в вопросах безопасности, какие показатели эффективности установить. Исследование показало, что «успешные» компании с понижающимся уровнем травматизма используют комбинированные показатели — реактивные и проактивные, при этом последние имеют доминирующее значение. Реактивные показатели отслеживают то, что уже произошло, на них невозможно повлиять в будущем, обычно речь идет об уже случившихся событиях: смертельные случаи и тяжелые травмы, коэффициент травматизма. Чаще всего именно такие показатели безопасности труда установлены в компаниях с повышающимся или неизменным уровнем травматизма см. Проактивные показатели — это то, что можно изменять ежедневно: количество сотрудников, прошедших обучение; улучшения в области безопасности; поведенческие аудиты безопасности ПАБы ; результативность проверок и т. Конечно, реактивные показатели пока в приоритете, но в компаниях с уменьшающимся травматизмом проактивных показателей значительно больше, чем в менее успешных. Рисунок 4. Показатели безопасности труда, установленные на предприятиях—участниках опроса в 2019 г. Наиболее распространенный и сильнее всего влияющий на доход показатель — реактивный, «Коэффициент травматизма». Из проактивных показателей наиболее распространены «Количество проведенных ПАБ диалогов о безопасности » и «Количество представленных улучшений в области безопасности труда». При этом мы видим два противоположных показателя «Барометр безопасности» и «Коэффициент результативности проверок»: одним сотрудникам ставится задача найти больше нарушений, другим — устранить больше нарушений. Правильный баланс этих сил существенно помогает влиять на безопасность на производстве. По сути, это оценка уровня культуры безопасности внешними аудиторами и он зависит от всех — и от проверяющих, и от контролирующих, когда все в одной упряжке. Это показывает, что спрос на качественную внешнюю экспертизу в области ОТиПБ будет только расти. Чем выше уровень должности в структуре управления, тем больше КПЭ по безопасности имеют распространение и влияние на доход см. Именно это становится частой причиной нарастающего по иерархии желания скрыть несчастные случаи: никто не хочется лишаться премиальных из-за происшествий на производстве. Почему реактивные показатели плохи? Чем больше реактивных показателей установлены для сотрудников на высоких должностях, тем выше вероятность сокрытия. Если у рабочего не стоит реактивный показатель, а у руководителя стоит, возможно, рабочий и сообщит об инциденте, но руководитель постарается, чтобы оформили все как бытовую травму. Если же у самого рабочего стоит КПЭ по количеству травм, то он, вероятно, вообще никому ничего не расскажет. В этом смысле и хороши проактивные показатели. Логика их работы в том, что если работнику ничего проактивного делать не надо, он и не делает, а если такие показатели перед сотрудником стоят, он понимает, как может на них повлиять, поэтому старается и делает.
На этом уровне в холдинге РЖД определяется общий подход к безопасности, строятся механизмы взаимодействия различных подразделений и структур, разрабатываются межведомственные соглашения о координации действий по обеспечению безопасности. Стратегический уровень зрелости культуры безопасности включает в себя такие ключевые элементы, как: Высокий уровень обязательства руководства: от заявлений и деклараций до регулярных внутренних и внешних проверок выполнения мероприятий в области безопасности. Установление целей и задач: определение краткосрочных и долгосрочных целей безопасности, разработка решений и планов по их достижению. Разработка и внедрение политики безопасности: создание системы правовых и организационных основ безопасности, разработка и внедрение соответствующих документов и процедур. Установление ответственности и надзора: определение должностных обязанностей и полномочий сотрудников в области безопасности, реализация механизмов контроля и надзора за выполнением мероприятий. Создание и поддержание системы мониторинга и оценки: разработка и внедрение системы сбора, анализа и оценки информации о безопасности. На стратегическом уровне зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД уделяется особое внимание обеспечению эффективного взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами, включая государственные и регулирующие органы, партнеров, клиентов и представителей общественности. Стратегический уровень зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД формирует основу для разработки и реализации конкретных мероприятий на таких уровнях, как тактический и операционный. Он позволяет обеспечить целостность и согласованность действий, а также снизить риски и повысить эффективность системы безопасности в холдинге РЖД. Определение важности культуры безопасности Культура безопасности включает в себя не только соблюдение правил и инструкций, но и осознание каждым сотрудником своей ответственности за свою личную и общую безопасность. Это также включает обучение и повышение квалификации сотрудников в области безопасности, создание системы взаимной поддержки и сообщества безопасности.