Митрополит Московский Филипп, которого в понедельник вспоминают в Русской церкви, согласно житию, был убит главой опричников Малютой Скуратовым, но прямо говорить, что это было сделано по указанию Ивана Грозного, невозможно, рассказал РИА Новости. Святитель Филипп, Митрополит Московский и всея России Чудотворец.
Какого числа день памяти Филиппа Московского в 2024 году
Святитель Филипп митрополит МосковскийВ 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена. Митрополи́т Фили́пп II — епископ Русской церкви, митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 год, известный обличением злодейств опричников царя Ивана Грозного. По окончании Литургии Святейший Патриарх совершил славление и прочитал молитву у мощей святителя Филиппа. Святитель Филипп, Митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное ме. В 1912 г. святителя назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода.
22 января. Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России чудотворец
Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его. Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.
Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий пальмовых ветвей и верб называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением. Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает.
Ещё в детстве будущий царь подружился с юным боярином Фёдором Колычёвым. Блестяще образованный, обученный воинским навыкам, Фёдор выделялся своим благочестием, скромностью и целомудрием.
Детская привязанность к нему государя была безгранична, она обещала молодому придворному блестящую будущность. Но Бог приготовил ему другой путь. Через многие годы Федор Колычёв станет Московским митрополитом Филиппом. До той поры произойдёт множество событий.
Малолетство Иоанна Грозного было наполнено смутами и раздорами среди бояр. Род Колычёвых тоже участвовал в этой борьбе. Боярин Фёдор переживает казнь ближайших родственников. Набожный, склонный к молитвенному уединению, он всё больше тяготится придворной жизнью.
И в 1537 году Фёдор тайно уходит в отдалённый монастырь на Соловках, где принимает монашеский постриг с именем Филипп. Там, в Соловецкой обители, он находит то, к чему стремилась его душа. Своими трудами и подвижнической жизнью Филипп заслуживает всеобщее уважение. Братия монастыря избирает его настоятелем.
В течение 20 лет он управляет обителью. Слава о нём, как о человеке святой жизни, мудром и кротком правителе, разносится по всей Руси. Не забывает Филиппа и царь. Почти ежегодно он жертвует Соловецкому монастырю то земли, то богатые вклады.
А однажды гонец привозит на Соловки царскую грамоту. Иоанн Грозный очень ласково обращается к игумену Филиппу и зовёт его немедленно в Москву для духовного совета. При первом же свидании с царём соловецкий игумен узнаёт, что для него назначена кафедра митрополита. Со слезами умоляет он Иоанна не разлучать его с монастырём; но царь непреклонен.
Духовенство и бояре уговаривают Филиппа согласиться. Одни - в угоду царю, другие - в надежде обрести в лице святителя заступника перед государем. А в заступнике тогда нуждались многие.
Тело святого сначала похоронили в Отроче монастыре.
В 1591 году монахи Соловецкого монастыря получили разрешение на перенесение мощей святого митрополита в родную для него обитель. В 1652 году митрополит Никон будущий патриарх по благословению патриарха Иосифа торжественно доставил мощи в Москву. В руки святителя была вложена покаянная грамота царя Алексея Михайловича, в которой он молил о прощении грехов своего прадеда Ивана Грозного.
И вот, стоя на том же месте, где я стою сейчас, святитель Филипп не дал благословения царю, за что и был умерщвлен, а память его хранится в Церкви, он причислен к лику святых. Меняются политические вкусы, симпатии, антипатии, формируются различные политические группы, коалиции, партии, у каждого своя цель, каждый идет своим путем. А Церковь вне всякой партии, потому что само слово «партия» означает часть, то есть часть целого. А Церковь не часть — она для всего народа, и потому никакие симпатии в отношении тех или иных политических сил не могут быть официально провозглашены как церковное учение и не могут официально провозглашаться в церковной проповеди. А что может провозглашаться? И кого Церковь может и должна поддерживать? Всех тех политиков или общественных деятелей, которые ратуют за единство всего нашего народа, за единство нашей Церкви, за подлинную независимость страны от различных могущественных сил, будь то на Востоке, или на Западе, или в иных местах нашей планеты.
Потому что Церковь опасается, что политическая зависимость может оказать отрицательное воздействие на духовную жизнь, как бывало в прошлом. Именно поэтому Церковь поддерживает подлинную независимость и все деяния власти, направленные на сохранение этой независимости от политических сил, находящихся вне нашей страны. И это не означает участия в политике — это означает заботу о благополучии людей, о сохранении нашей подлинности, о сохранении веры православной и тех ценностей, которыми живет еще по милости Божией наш народ. Тех духовных ценностей, которые идут от наших предков, тех ценностей, за которые проливали кровь наши мученики и новомученики Церкви Русской. Сегодня, вспоминая имя святителя Филиппа, мы обращаем к нему молитвы, чтобы он предстательством своим пред лицом Божиим сохранил державу Российскую от всяких напастей и извне, и изнутри, чтобы сохранялось единство народа, единство Церкви нашей, чтобы власть имела своим приоритетом заботу о сохранении Отечества нашего как независимого государства, а также о сохранении тех ценностей, которые впитаны в духовную культуру наших людей и которые во многом были сформированы под духовным влиянием Русской Православной Церкви. Памятуя о подвиге святителя Филиппа, мы сегодня возносим особые молитвы и о властях, и о воинстве, и о народе нашем, дабы в мире, единомыслии, духовной чистоте и вере протекала наша национальная жизнь, формируя ту внутреннюю силу, которая способна обеспечить полную независимость и свободу нашего народа.
В селе Маково почтили память святителя Филиппа, митрополита Московского
Так же митрополита Московского можно увидеть среди других святителей на иконах соборов святых. Святитель Филипп до избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря, проявив себя там крепким хозяйственником и руководителем, при этом являя образец и в монашеском делании. 22 января Церковь чтит память святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, одного из самых трагичных святых в русской истории, который ради спасения людей не побоялся пойти против царя Иоанна Грозного. Сегодня, 22 января, церковь празднует день памяти Святителя Филиппа, митрополита Московского. Тропарь святителю Филиппу (Колычеву), митрополиту Московскому, глас 8.
22 января — Память святителя Филиппа, митрополита Московского (1569)
Сегодня Православная Церковь празднует память перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, всея России чудотворца. Игумена Филиппа вызвали в Москву для духовного совета, где при первом же свидании с царем, он узнал, что для него назначена кафедра митрополита. Митрополит Филипп был лишен сана, отправлен в заточение и зверски убит. Так же митрополита Московского можно увидеть среди других святителей на иконах соборов святых. В день перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, в храме Рождества Богородицы села Маково состоялась Божественная литургия, которую совершил иерей Сергий Куликов. Ревностный первосвятитель Русской Церкви святой митрополит Филипп не вытерпел того, что творилось, и громко обличил царя.
16 июля — перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского
У вас хороший подход: все разумно, эргономично и вместе с тем просто, ясно, так что этим удобно пользоваться. Это хорошая основа для плодотворной работы. Когда мы говорим о церковных сайтах — нужна строгая, изящная, интеллигентная простота во всем».
Но ведь правду Божию утаить невозможно — это истина для всех народов, для всех времен, в том числе и для нашего времени. Иногда мы совершаем что-то плохое, думая, что никто не видит, не слышит. Но Господь-то все видит и все слышит! Затевает что-то плохое муж в отношении жены, но так, чтобы она не видела и не слышала, — а Господь видит и слышит. Делает жена что-то плохое по отношению к мужу, думая, что он не узнает, — а Господь видит и слышит.
И все это на Страшном суде будет открыто и послужит наказанию людей, которые, находясь в браке, совершали недоброе, злое, греховное друг против друга. Я привел пример брака, но ведь это можно отнести к любым отношениям со всеми, с кем нам приходится по жизни встречаться. Наученные этим событием, мы знаем, что никогда не надо добиваться своих целей злом, особенно таким, которое может нанести другому непоправимый ущерб. Никакая карьера, никакая политическая выгода, никакие материальные приобретения за счет жизненной катастрофы не будут оправданы и не принесут никакой пользы. А если мы научены, то должны включить и этот урок в свое сознание, свою память и свой образ действий. Если же кто-то намерен причинить вред другому человеку, пусть вспомнит историю святителя Филиппа и Малюты Скуратова, то, что Малюта вошел в историю России как изверг и убийца, а митрополит Филипп — как святой человек.
Перевод: Первосвятители Российские, истинные хранители апостольских преданий, непоколебимые столпы, наставники Православия, Петр, Алексей, Иона, Филипп и Ермоген, Владыку всех молите даровать мир вселенной и душам нашим великую милость. Как имеющий дерзновение ко Христу, моли за Отечество наше, город и людей, почитающих по достоинству святую память твою. Перевод: Радостный воссиял день светлого торжества: сегодня расширяются церковные недра, принимая неоскудеваемое сотворенное Богом сокровище духовных даров, неисчерпаемый поток благодати из обильного источника чудес, чудотворные и священные мощи твои, святитель Филипп. Потому моли прославившего тебя Дародателя Христа Бога о воспевающих тебя и поклоняющихся священным мощам твоим.
В руки святителя была вложена покаянная грамота царя Алексея Михайловича, в которой он молил о прощении грехов своего прадеда Ивана Грозного. Мощи святителя Филиппа были поставлены в Успенском соборе у южной двери алтаря. На месте встречи святыни московским духовенством и народом поставили крест, от которого получила свое название Крестовская застава в Москве у Рижского вокзала.
Митрополит Филипп не побоялся сказать правду сильным мира сего
Проповедь в день памяти святителя Филиппа Московского / | Родился будущий святитель, митрополит Московский в 1507 году в знатной боярской семье Колычевых. |
СЕТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ PRIHOD.RU - ПРИХОД.РУ | Святейший Патриарх напомнил об эпохе Ивана Грозного и о мученической кончине святителя Филиппа, митрополита Московского. |
Храм святителя Филиппа, митр. Московского – Telegram | Святителя Филиппа, митрополита Московского. |
В Лавре молитвенно почтили свт. Филиппа, митрополита Московского | Ревностный первосвятитель Русской Церкви святой митрополит Филипп не вытерпел того, что творилось, и громко обличил царя. |
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА | Святитель Филипп хорошо был известен всей Церкви, он прославился еще будучи настоятелем Соловецкого монастыря, проведя строительные работы, которые до сих пор восхищают всех, кто посещает нашу Северную Фиваиду. |
Жития святых. Филипп, митрополит Московский
Со слезами умоляет он Иоанна не разлучать его с монастырём; но царь непреклонен. Духовенство и бояре уговаривают Филиппа согласиться. Одни - в угоду царю, другие - в надежде обрести в лице святителя заступника перед государем. А в заступнике тогда нуждались многие. Начинается самая мрачная страница правления Ивана Грозного. Царь создаёт особую систему управления - опричнину. Внешним отличием опричников служат собачья голова и метла, прикреплённые к седлу, в знак того, что они грызут и выметают изменников. Из опричников Грозный формирует подобие монашеского братства. Вместе они посещают богослужения, молятся, поют в церковном хоре. И так же вместе пируют, пытают и казнят обвинённых в измене бояр. Кровь льётся рекой.
И ни в ком царь не встречает противодействия. Всё это известно святителю Филиппу. Он понимает: кроме него никто не скажет правду грозному царю. Скрепя сердце, Филипп даёт согласие занять престол митрополитов Московских. Не добившись отмены опричнины, он оставляет за собой право заступаться за опальных. И поначалу его заступничество приносит плоды. Кроткие и мудрые увещевания святителя смягчают свирепый нрав Иоанна. Пытки и казни на время прекращаются, страна отдыхает от крови. Но спокойствие и тишина продолжаются недолго. Обострение отношений с Литвой и Польшей вызывает новую волну террора.
Опять бесчинствуют опричники, опять Русь замирает от страха. И вновь святитель Филипп обращается к Грозному; снова и снова обличает он беззакония, которые творят опричники. Но уже не так благосклонно слушает царь митрополита. Всё чаще гневно прерывает его, а порой приходит в бешенство.
Рака со святыми мощами святителя Филиппа, митрополита Московского с 1652 года находится в Успенском соборе Московского Кремля. На Патриаршем подворье в Переделкино левый придел храма Преображения Господня посвящен святителю Филиппу, и там также есть икона с частицей его мощей.
Стоит отметить, что участие в строительстве храма в Переделкино принял сам святитель еще до своего предстоятельства — Переделкино было вотчиной бояр Колычевых. В настоящее время святителю Филиппу можно поклониться еще в нескольких московских храмах: - Храм свт. Мартина Исповедника, папы Римского Частица мощей святителя есть в мощевике под иконой Всех святых в южной стороне храма святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе ул. Александра Солженицына, д. Среди святынь храма — икона с частицей мощей святителя Филиппа. Образ не считается чудотворным, но обладает исторической ценностью: он был написан в память перенесения мощей святителя в Москву всего через пять лет после события.
Филарет Вознесенский , - то воспоминание о нем очень назидательно в отношении того, что его житие, его удивительный подвиг, когда он не испугался самого Иоанна Грозного, а безстрашно и прямо его обличал, указывает нам на правильное отношение Церкви Христовой к так называемой "политике", то есть, как должна Церковь относиться к политическим вопросам. Точный христианский ответ: не вмешиваясь в них непосредственно, Церковь должна их освещать лучами Божией правды, Христова Евангельского закона. И вот так точно и поступил святитель митрополит Филипп. Как безстрашно он обличил грозного царя за его кровавые злодеяния! Иоанна все трепетали, а святителем Филиппом исполнено слово псалма, где говорится: "Глаголах о свидениях Твоих, - о законах Твоих, - пред цари и не стыдяхся" Пс. То есть, я говорю прямо, не стыдясь и не боясь.
Так и возвещал грозному царю. Прямо и в лицо, пред всеми. А в то же самое время, если б в этот момент царю Иоанну стала бы грозить какая-нибудь опасность, то митрополит Филипп первый пошел бы за него и положил бы жизнь за государя своего, как его верноподданный. Во всех его обличениях нет ни тени бунта против царской власти. И нет примет, скажут, и укоров сколь-либо оскорбительных, а только указание на неправоту того, что делал Иоанн. Это - он говорил прямо.
Прямо, как говорят, ставил все точки над i. А в то же самое время, повторяю, - говорил как верноподданный, и если нужно было бы, жизнь бы свою за государя, за этого самого, которого он обличал, он сейчас же, не задумываясь - положил. Вот так и нужно нам помнить, что Церковь - вне политики, она не должна в нее вмешиваться, ибо она тогда принижает себя, опускает до наших бытовых условий. Она должна быть - выше этого. Но, повторяю, - освещать все, что бывает в жизни, в частности, и политические события лучом правды Христовой она должна. Ибо она - есть провозвестница этой правды в мiре.
И вот когда так Церковь действует и действуют ея служители, то это - самый правильный, чистый христианский путь, которым шел митрополит Филипп, которого Церковь и прославила за то, что он, как говорится в молитвословиях церковных, "не убоялся ярости царевой", а пошел - прямо за правду, пострадал за нее, Церковью наречен священномучеником, и теперь за свою верность и за свое безстрашие и мужество христианское увенчан венцом священномученика и исповедника в Царстве Небесном. Тропарь святителю Филиппу, митрополиту Московскому и всея России чудотворцу, глас 8: Первопрестольников преемниче, столпе православия, истины поборниче, новый исповедниче, святителю Филиппе, положивый душу за паству твою: темже яко имея дерзновение ко Христу, моли за императора православнаго, за град же и люди, чтущыя достойно святую память твою. Тропарь, глас 5 Перенесение мощей : Радостный возсия день светлаго торжества: днесь церковная расширяются недра, приемлюще духовных даров неоскудеемо боготворное сокровище, струю благодатей неисчерпаемую, источника чудесем обильна, чудотворивыя и священныя мощи твоя, святителю Филиппе. Темже моли прославившаго тя Дародателя Христа Бога о воспевающих тя и кланяющихся священным мощем твоим. Кондак, глас 3: Православия наставника, и истины провозвестника, Златоустаго ревнителя, Российскаго светильника, Филиппа премудраго восхвалим, пищею словес своих разумно чада своя питающа.
Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса». Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев! Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его. Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне.
Набожный, склонный к молитвенному уединению, он всё больше тяготится придворной жизнью. И в 1537 году Фёдор тайно уходит в отдалённый монастырь на Соловках, где принимает монашеский постриг с именем Филипп. Там, в Соловецкой обители, он находит то, к чему стремилась его душа. Своими трудами и подвижнической жизнью Филипп заслуживает всеобщее уважение. Братия монастыря избирает его настоятелем. В течение 20 лет он управляет обителью. Слава о нём, как о человеке святой жизни, мудром и кротком правителе, разносится по всей Руси. Не забывает Филиппа и царь. Почти ежегодно он жертвует Соловецкому монастырю то земли, то богатые вклады. А однажды гонец привозит на Соловки царскую грамоту. Иоанн Грозный очень ласково обращается к игумену Филиппу и зовёт его немедленно в Москву для духовного совета. При первом же свидании с царём соловецкий игумен узнаёт, что для него назначена кафедра митрополита. Со слезами умоляет он Иоанна не разлучать его с монастырём; но царь непреклонен. Духовенство и бояре уговаривают Филиппа согласиться. Одни - в угоду царю, другие - в надежде обрести в лице святителя заступника перед государем. А в заступнике тогда нуждались многие. Начинается самая мрачная страница правления Ивана Грозного. Царь создаёт особую систему управления - опричнину. Внешним отличием опричников служат собачья голова и метла, прикреплённые к седлу, в знак того, что они грызут и выметают изменников. Из опричников Грозный формирует подобие монашеского братства. Вместе они посещают богослужения, молятся, поют в церковном хоре. И так же вместе пируют, пытают и казнят обвинённых в измене бояр. Кровь льётся рекой. И ни в ком царь не встречает противодействия. Всё это известно святителю Филиппу.
В РПЦ допустили исправление жития митрополита Филиппа после слов Путина
Святитель Филипп, Митрополит Московский, в миру Феодор, родился в 1507 году и происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе. Тропарь святителю Филиппу (Колычеву), митрополиту Московскому, глас 8. В 1875 году святитель Иннокентий, митрополит Московский, предложил включить святого Филиппа в список других святых. Смотрите видео онлайн «СВЯТИТЕЛЬ ФИЛИПП, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ. Митрополит Филипп Московский вернулся на свою кафедру – с которой был изгнан, пережив предательство близких людей, гонения, наконец, мученическую кончину.
Проповедь в день памяти святителя Филиппа Московского
По отпусте Литургии был совершен молебен святителю Филиппу, митрополиту Московскому, по окончании которого настоятель храма протоиерей Иоанн приветствовал Преосвященного епископа Иоанна и вручил ему букет цветов. Митрополит Московский Филипп, которого в понедельник вспоминают в Русской церкви, согласно житию, был убит главой опричников Малютой Скуратовым, но прямо говорить, что это было сделано по указанию Ивана Грозного, невозможно, рассказал РИА Новости. СВЯТОЙ ДНЯ Сегодня церковь чтит память святителя Филиппа II. Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых. «Святой Филипп, митрополит Московский» — замечательная работа великого философа и историка Федотова о святителе Филиппе (Колычеве), отстаивавшего христианские идеалы в кровавую эпоху Ивана Грозного. Святитель ФИЛИПП, митрополит Московский и Всея Руси, чудотворец (†1569). Однако жизнь и деяния святителя не ограничиваются только этим значимым эпизодом, хотя именно он выявил в митрополите Филиппе невероятную нравственную стойкость, подобную стойкости и вере первых христиан во время гонений.
Святитель Филипп II Московский и всея Руси (Колычев)
Духовной близости с Иоанном он не чувствовал. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость. Наконец, Грозный царь и святой митрополит пришли к уговору, чтобы святому Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного управления, не уходить с митрополии в случаях, если царь не сможет исполнить его пожеланий, быть опорой и советником царя, как были опорой московских государей прежние митрополиты. Иоанн Грозный, один из величайших и самых противоречивых исторических деятелей России, жил напряженной деятельной жизнью, был талантливым писателем и библиофилом, сам вмешивался в составление летописей и сам внезапно оборвал нить московского летописания , вникал в тонкости монастырского устава, не раз думал об отречении от престола и монашестве. Каждый шаг государственного служения, все крутые меры, предпринятые им для коренной перестройки всей русской государственной и общественной жизни, Грозный стремился осмыслить как проявление Промысла Божия, как действие Божие в истории. Его излюбленными духовными образцами были святой Михаил Черниговский память 20 сентября и святой Феодор Черный память 19 сентября , воины и деятели сложной противоречивой судьбы, мужественно шедшие к святой цели, сквозь любые препятствия, встававшие пред ними в исполнении долга перед Родиной и перед Святой Церковью. Чем сильнее сгущалась тьма вокруг Грозного, тем решительнее требовала его душа духовного очищения и искупления. Приехав на богомолье в Кириллов Белозерский монастырь, он возвестил игумену и соборным старцам о желании постричься в монахи. Гордый самодержец пал в ноги настоятелю, и тот благословил его намерение. С тех пор всю жизнь, писал Грозный, "мнится мне, окаянному, что наполовину я уже чернец".
Сама опричнина была задумана Грозным по образу иноческого братства: послужив Богу оружием и ратными подвигами, опричники должны были облачаться в иноческие одежды и идти к церковной службе, долгой и уставной, длившейся от 4 до 10 часов утра. На "братию", не явившуюся к молебну в четыре часа утра, царь-игумен накладывал епитимию. Сам Иоанн с сыновьями старался усердно молиться и пел в церковном хоре. Из церкви шли в трапезную, и пока опричники ели, царь стоял возле них. Оставшиеся яства опричники собирали со стола и раздавали нищим при выходе из трапезной. Слезами покаяния Грозный, желая быть почитателем святых подвижников, учителей покаяния, хотел смыть и выжечь грехи свои и своих соратников, питая уверенность, что и страшные жестокие деяния вершатся им ко благу России и торжеству православия. Наиболее ярко духовное делание и иноческое трезвение Грозного раскрывается в его "Синодике": незадолго до смерти по его велению были составлены полные списки убиенных им и его опричниками людей, которые были затем разосланы по всем русским монастырям. Весь грех перед народом Иоанн брал на себя и молил святых иноков молить Бога о прощении его исстрадавшейся души. Самозванное иночество Грозного, мрачным игом тяготевшее над Россией, возмущало святителя Филиппа, считавшего, что нельзя смешивать земного и небесного, служения креста и служения меча.
Тем более, что святой Филипп видел, как много нераскаянной злобы и ненависти скрывается под черными шлыками опричников. Были среди них и просто убийцы, очерствевшие в безнаказанном кровопролитии, и мздоимцы-грабители, закоренелые в грехе и преступлении. Попущением Божиим история часто делается руками нечестивцев, и как бы ни желал Грозный обелить пред Богом свое черное братство, кровь, пролитая его именем насильниками и изуверами, взывала к небу. Святитель Филипп решился противостать Грозному.
Возможно, только сталинское время может сравниться с тем временем по своей жестокости, бесчеловечности и тотальной профанации постулируемых государством и его правителями принципов и законов жизни.
С тверским краем была связана жизнь нескольких предстоятелей Русской церкви. Из Старицкого Успенского мужского монастыря вышел первый патриарх Русской Православной Церкви — святитель Иов 1527-1607 , ставший первосвятителем в 1589 г. Патриарх Иоасаф II, правивший с 1667 по 1672 гг. Никона на Патриаршем престоле, происходил из новоторжской земли и даже носил прозвище Новоторжец. Последний патриарх императорской России хотя он и был избран на престол в 1918 г.
Также и святитель Филипп оказался связан с нашей тверской землей.
А все это требовало от России силы, и не только военной, но силы духовной; и потому царь Иван Грозный, будучи человеком благочестивым, очень многое делал для укрепления церковной жизни. Но по природе свой он был вспыльчив и подозрителен, и именно эти отрицательные черты и привели к трагедии в Тверском Отрочем монастыре, где проживал святитель Филипп. Дошли до царя слухи, что святитель задумал недоброе, что он вместе с боярами хочет противостоять централизации власти и особой миссии, которую царь Иван Грозный на себя возложил. И царь, движимый особенностями своего характера, совершил преступление, и не где-нибудь, а в том месте, где мы с вами сейчас находимся. Здесь совершалась служба, святитель стоял на стасидии, по обычаю тогдашних Предстоятелей Русской Церкви, а царь стоял вот на этом месте; и, казалось бы, ничто не предвещало трагической развязки. Но царь, как уже сказано, был человек возбудимый — по всей вероятности, врачи могли бы сейчас диагноз поставить, что не очень-то он мог совладать с болезненным состоянием своей нервной системы. Подозревая митрополита Филиппа в сговоре с боярами, в его готовности противостоять царской власти, Иван Грозный заточил святителя, а затем тот был сослан в Отроч монастырь, где его убил посланник царя Малюта Скуратов. Вот такая трагическая история.
Вообще она свидетельствует о том, что Церковь по своей природе не должна вмешиваться в государственные дела. У каждого члена Церкви есть право высказываться по любым вопросам, в том числе политическим, участвовать в избрании различных должностных лиц, а Церковь как институт, единственный в нашей стране, объединяет всех. В Церкви могут найти место люди разных политических убеждений, и правые, и левые, при одном только условии: эти взгляды не должны приносить зла другим, не должны нарушать мир, покой и благоденствие Отечества и не должны нести смуту внутрицерковную. Все эти требования сегодня в достаточной мере осуществляются, и Церковь, будучи духовной силой, оказывающей большое влияние на жизнь народа, не вмешивается в политические процессы, не выступает за одних против других. Потому что всякое участие в такого рода действиях влечет за собой разделение людей, а Церковь призвана соединять всех вне зависимости от политических убеждений, от национальности, от историософских взглядов и т.
И перед иконой святителя Филиппа Московского молятся об: Исцелении различных, в том числе неизлечимых болезней; Заступничестве обездоленных, стариков, сирот; Укреплении духа в тяжелое время; Обретении правильных духовных ориентиров в тяжелое для семьи и страны время; Вразумление ума в том числе за других, даже вышестоящих людей ; Освобождении осужденных безвинно. Храмы Церкви, часовни и престолы, посвященные Филиппу, митрополиту Московскому есть по всей России: Валдайский Иверский Святоозерский монастырь;.