Прозрачный бетон, кирпич из стекла, теплоизоляционную вакуумную панель показали атомщикам инноваторы МГСУ. Кирпичи мы делаем из использованной стеклянной тары, которую собираем в петербургских барах и ресторанах.
Вершина стеклоделия: в Петербурге возродили производство кирпичей Фальконье
Город - 7 мая 2023 - Новости Санкт-Петербурга. Увидеть оригинальный стеклянный кирпич Фальконье и его современные интерпретации можно в Музее архитектуры имени А.В. Щусева: команда собрала более 100 объектов. Стеклянный кирпич фальконье стал вдохновением для ювелирного спецпроекта в рамках выставки. Наталья Шашкова директор Музея архитектуры «Этот стеклянный кирпич производится только ремесленным способом. Стеклянные кирпичи этой марки были изобретены швейцарским инженером Гюставом Фальконье в 1880-е годы.
Стеклянные кирпичи Фальконье нашли на фасаде дома Ерошенко
Проект знаменитого Нидерландского бюро MVRDV и правда единственный в мире дом с несущим фасадом из стеклянных кирпичей – Самые лучшие и интересные новости по теме. Стеклянный кирпич Фальконье – в центре внимания выставки в Музее архитектуры имени Щусева. Стеклянный кирпич фальконье стал вдохновением для ювелирного спецпроекта в рамках выставки.
Более 60 тыс. человек посетили выставку о стеклянном кирпиче фальконье в музее им. Щусева
Поэтому долгое время мы пытались разгадать загадку: что же это за витражи? Ведь место для подобного остекления окон довольно специфическое — это чердачное пространство на фасаде здания, — рассказал главный архитектор проекта Олег Кузеванов. Как сообщили в комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры КГИОП , все сохранившиеся стеклянные кирпичи будут аккуратно демонтированы и отправлены на реставрацию для последующей музеефикации на историческом месте. Справка Доходный дом потомственного почетного гражданина Санкт-Петербурга владельца банкирской конторы Алексея Ивановича Ерошенко был построен в Басковом переулке, 5, в 1903 году по проекту архитектора Федора Федоровича фон Постельса.
Фасады здания выполнены в стиле модерн. На них можно увидеть не только окна, выложенные стеклянными кирпичами, но и фрагменты удивительной лепнины, которая в ходе реставрации также будет воссоздана. Сам дом имеет одно-единственное парадное, в котором некогда находился роскошный наборный витраж, почти весь утраченный в 1990-е.
Квартиры дома Ерошенко на протяжении последних лет были приспособлены под офисы, но и в них осталось несколько уникальных керамических печей, изготовленных в конце XIX века на разных заводах России.
Сначала кирпичи производили в Польше, но вскоре патент купили несколько российских заводов. Строительный материал стал популярен, его использовали в том числе всемирно известные архитекторы: Эктор Гимар, Гюстав Перре, Ле Корбюзье. В начале XX века кирпичи Фальконье применяли на фасадах и в интерьерах, в окнах и перегородках, в декоративных панно и эркерах и даже в зимних садах и оранжереях. После Второй мировой войны стеклянные кирпичи уступили место стеклоблокам. Их изготавливали промышленным способом, без применения ручного труда: просто спаивали две отпрессованные пластины в единое целое. В результате получалось гораздо больше продукции и меньше брака — так ушла эпоха кирпичей Фальконье. Я впервые увидел кирпичи Фальконье, когда был студентом Академии Штиглица.
На увлечение историей архитектуры наложилась моя любовь к руфингу. Я искал новые крыши, лазал по заброшенным домам, изучал исторические детали, а находки публиковал в соцсетях. Однажды, гуляя по заброшенному дому инженера Басевича в Петербурге, увидел растресканное окно. Оно было выложено нетипичными зеленого-голубыми стеклянными кирпичами. Парочку выпавших образцов забрал себе. После нескольких прогулок собрал небольшую коллекцию. Стал разбираться, что это. В архивных материалах исследователи архитектуры описывали блоки как шестигранные или ромбовидные стеклянные кирпичи — при этом нигде не встречалась фамилия Фальконье.
В 2018 году он опубликовал анонс выставки «Мечта архитектора. Стеклянный кирпич Фальконье» в швейцарском городе Ньюон, где родился их создатель. Связался с сотрудниками Государственного музея архитектуры имени Щусева МУАР , чтобы поделиться информацией о стеклянных кирпичах. Дальше все сошлось: вместе с куратором музея Анной Кистановой посетили выставку в Ньюоне. В процессе подготовки проекта появилась идея украсить часть проемов пространства флигеля «Руина» в музее архитектуры, где будет проходить выставка, стеклянными кирпичами. Использовать ценные оригиналы для этой цели не хотели, поэтому решили попробовать восстановить утраченную технологию. Тогда я обратился к настоящему экспериментатору в стеклоделии, преподавателю технологии материалов в Академии Штиглица и технологу мастерской NWGlass.
Архитектура света», посвященную истории изобретения и применения оригинального строительного материала — стеклянного кирпича Фальконье Falconnier. Свое название кирпич получил по имени изобретателя — швейцарского архитектора и инженера Гюстава Фальконье 1845 — 1913 гг. Основываясь на многолетнем опыте стеклоделия, он создал материал, занявший место в мировой строительной практике на полувековой период.
Разработка форм и моделей пустотелых стеклянных кирпичей, которые изготавливались ручным способом выдувания, началась в 1880-х годах и продолжалась Фальконье на протяжении всей его дальнейшей жизни. Портрет инженера и архитектора Гюстава Фальконье, фотограф Жак Люшер, 1900-е. Новый строительный материал прекрасно приглушал и рассеивал солнечный свет, отличался прочностью при малом весе, обладал как функциональными, так и эстетическими качествами. Фальконье применялись для остекления уличных и коридорных окон, куполов верхнего света, перекрытия зимних садов, оранжерей и парников, садово-парковых и торгово-выставочных павильонов и других сооружений. В 1893 году изобретение было представлено на Всемирной выставке в Чикаго, после чего технология получила распространение по всей Европе и Российской империи. Пик популярности материала пришелся на 1900 — 1910-е годы.
Они были изготовлены петербургским заводом «М. Все сохранившиеся стеклянные кирпичи будут аккуратно демонтированы для реставрации и последующей музеефикации на историческом месте, отмечают в комитете. Однако использование их для лицевого фасада здания — редкость, отмечают специалисты.
Рынок стекла
В здании проводится капремонт. Карты Специалисты ведомства осмотрели объект на Фрунзе, 87-89 и зафиксировали повреждения. А непригодные к реставрации отправят в музей и будут использовать как учебные экспонаты. Вместе с тем собственникам напомнили, что в их обязанности входит сохранение памятника культуры.
С Музеем архитектуры мы дружим давно и плодотворно. Вместе мы открыли две уникальные выставки — к 100-летию Высших художественно-технических мастерских и о творчестве гениального инженера Владимира Шухова, которую кроме Москвы высоко оценили в Нижнем Новгороде и Выксе. Рады возможности присоединиться к новому, важному для российской культуры проекту. Издание о стеклянных кирпичах Фальконье будет интересно как профессиональному сообществу, так и широкой публике.
Никита Андреев также показал в своей презентации примеры работ, выполненных для объектов культурного наследия: в частности, это витражное окно в доме Шелухиной в Нижнем Новгороде и окно в склепе семьи Кноп на Введенском кладбище в Москве. А самым масштабным и сложным объектом стал доходный дом А. Ерошенко в Петербурге — единственный известный пример декоративного использования кирпичей Фальконье в экстерьере здания. ПАО «Газпром», организатор фестиваля «Друзья Петербурга», оказывает поддержку театрам и музеям, участвует в восстановлении историко-культурного наследия.
С 5 по 8 октября в рамках фестиваля «Друзья Петербурга» действовали 38 площадок: музеи, галереи, выставочные и концертные пространства, а также ведущие вузы города. В программе было более 250 мероприятий — концерты и представления, мастер-классы, экскурсионные маршруты по городу и музеям, дискуссионные сессии при участии экспертов в сфере культуры, архитектуры и урбанистики, — которые можно было посетить бесплатно после регистрации. Главная миссия многофункционального социального проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» — содействие в сохранении культурного наследия и исторической идентичности Петербурга в современном мире.
Елизавета Лихачева, директор Государственного музея архитектуры имени А. Щусева 2017 — 2023 гг.
Стекло, как и керамика, появилось в результате творчества самой природы, но именно человек, работая с этими материалами и применяя различные технологии их обработки, придает им изящество и законченность форм, закладывая в облик предмета культурные коды, свойственные его эпохе, а иногда и предвосхищающие будущее. Архитектура объединяет культурное наследие поколений и прокладывает дорогу к новому времени. Благодаря выставке Музея архитектуры современные архитекторы и дизайнеры могут вдохновиться наследием прошлого и заново открыть для себя стеклянные фальконье, «камни света», переосмыслить это удивительное изобретение и дать ему новую жизнь. Как производители, проводники инноваций и большие ценители искусства, дизайна и архитектуры, мы рады выступить партнерами и участниками этого проекта. Игорь Левченков, товаров для ванной комнаты AQUATON и Santek — официальных партнеров выставки Стеклянный кирпич фальконье стал вдохновением для ювелирного спецпроекта в рамках выставки. Музей архитектуры и его официальный ювелирный партнер — бренд Epic Jewellery — представят капсульную коллекцию подвесок и браслетов из серебра и позолоты с цветными камнями аметистами, цитринами, топазами и другими , ограненными в стиле фальконье.
Огранка разработана специально для проекта. Украшения поступят в продажу в магазин Музея архитектуры. Выставку сопроводят экскурсионная, просветительская и инклюзивная программы.
Дом из лилового стекла
В Санкт-Петербурге, в Басковом переулке, при обследовании фасада доходного дома Ерошенко специалисты обнаружили стеклянные кирпичи системы Фальконье. На стеклянные кирпичи не могли не обратить внимание конструктивисты, и в Париже строится Maison de Verre («стеклянный дом»). Но к 30-м годам производство изящных и дорогостоящих кирпичиков остановили, а вскоре утратили и оборудование. А как вам идея стеклянных стен в доме? Этот строительный материал, своего рода полые кирпичи, изготавливались методом выдувания стекла в форму и запаивания его при высокой температуре.
Вторая жизнь Фальконье: как петербуржцы возродили производство стеклянных кирпичей
Стеклянный кирпич — звучит как-то ненадёжно. В Санкт-Петербурге при обследовании фасада доходного дома Ерошенко специалисты наткнулись на стеклянные кирпичи системы Фальконье. Но особый интерес у меня всегда вызывали стеклянные кирпичи Фальконье, которых осталось в столице единицы. Собрана сумма в 221 тысячу рублей, кирпичи будут заказаны в Санкт-Петербурге. Так почему же в Советском союзе прижились эти невзрачные стеклянные квадраты. Новый эпизод подкаста AD “У стен есть уши” посвящен необычной теме — старинному архитектурному элементу, а именно стеклянному кирпичу Фальконье.