Нет сомнений, что выставка «Великие репинские ученики» станет ярчайшим событием в российской художественной жизни и даст импульс дальнейшему изучению педагогического наследия Ильи Ефимовича Репина! В Академии художеств имени Ильи Репина прошёл мастер-класс для школьников и студентов Петербурга и города-побратима Мариуполя.
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"
- День учителя: Репин и его знаменитые ученики в галерее «Веллум»
- Учитель - ученик: И. Е. Репин и И. И. Бродский - Музей Академии Художеств
- Цикл «Учитель-ученик» представит выставку «Репин и Бродский»
- В "Новом Иерусалиме" 29 февраля откроется выставка работ Репина и его учеников
Новая выставка Репина и его учеников в музее «Новый Иерусалим»
Эта организация, председателем которой стал Комашка, сразу стала претендовать на лидерство в художественном процессе Украины. Подобно теоретикам РАПХ, Комашка настаивал, что художников следует разделять по их социальному происхождению. В 1931 году был издан его доклад «За пролетарскую гегемонию в пространственном искусстве», где он выступал за создание Всеукраинской федерации художественных объединений. В Харькове деятельность Антона Комашки получила международный масштаб.
Это было время появления художников-интернационалистов, которые считали искусство «оружием в классовой борьбе мирового пролетариата». В течение нескольких последующих лет МБРХ занималось организацией выставок и изданием плакатов, направленных в поддержку мирового пролетариата. В 1931 году Комашка написал статью для каталога выставки бельгийского графика Франса Мазереля, которая прошла в Харькове, Киеве и Одессе.
Творчество этого художника-экспрессиониста, посвященное революционной борьбе пролетариата, на тот момент было близким по духу и по форме «пролетарскому стилю» Антона Комашки. Расцвет творчества Комашки приходится на харьковский период его жизни. Он теперь - persona grata.
У него заискивают. Он делает оценки всем и всему», - писал М. Фёдоров И.
Репину 19. Скрипника и командующего войсками Украинского военного округа И. Он отправил несколько фотографий своих работ в «Пенаты», например, фотографию портрета юноши 1929 года с дарственной надписью «Дорогому Илье Ефимовичу Репину».
Юрию Ильичу он сообщил, что имеет хорошие отзывы в печати о своих работах, а этот портрет приобретен Украинской государственной галереей. Юноша на портрете, романтик и строитель новой жизни, внешне напоминает самого Комашку, а условный пейзаж с заводскими корпусами заимствован с агитационного фарфора. Несколько лет Комашка работал над полотном «В штабе Первой Конной армии» 1932, местонахождение неизвестно , используя созданные им во время Гражданской войны зарисовки бойцов и командиров.
Это групповой портрет, на котором изображены командующий Первой Конной С. Буденный, члены Реввоенсовета К. Ворошилов, Е.
Щаденко и С. Минин, командиры дивизий С. Тимошено и О.
Городовиков, начальник полевого штаба С. Зотов, комбриги Н. Ракитин и В.
На композицию картины повлияла работа В. Шухаева «Полк на позициях» 1917, ГРМ. Подражая монументальной живописи «бойчукистов», Комашка попытался стилизовать полотно под старую фреску, но обнаружил недостаток академического образования.
К этому произведению подходит фраза Чуковского из письма Репину 12. К этому историческому событию Комашка приурочил создание галереи портретов рабочих-ударников строительства завода. Портреты получили высокую оценку наркома просвещения Украины Н.
Скрипника, а также известных художников И. Бродского, В. Сварога, Е.
Лансере, Ф. Кричевского и стали вершиной творчества А. Комашки, поскольку точно и лаконично отразили эпоху первой пятилетки.
Выразительные лица рабочих словно иллюстрировали роман Н. Островского «Как закалялась сталь», написанный примерно в то же время. Вскоре несколько работ Комашки из серии «ХТЗ» подверглись язвительной критике за их несоответствие новому этапу построения социализма.
В газете «Комсомолец Украины» была напечатана статья «Бомбы в Олимп» 16. Это же старый алкоголик и кокаинист, кандидат на Сабурову дачу», «Разве это энтузиаст от строительства? Это же громила, злодей, с которым страшно встретится в темном переулке».
Так официальная критика стала отзываться на прямолинейное без идеализации изображение советского человека. Критически относился к творчеству Антона Комашки и Митрофан Фёдоров. Репину он писал: «Вы спрашиваете, что он представляет собою в художественном отношении.
В 1929 году в письме Юрию Репину Фёдоров выразил надежду на то, что Комашка «может перейти в разряд обыкновенных смертных, то есть будет лишен тех огромных полномочий, какими он по своему положению «партийного» пользуется сейчас». Предположение Митрофана Фёдорова сбылось. В 1932 году Комашка был отстранен от должности ректора Харьковского института, а в следующем году и от педагогической деятельности.
Комашка видел Андреева лишь однажды в Москве, а для работы использовал фотографию. В результате портрет из-за несходства с оригиналом был забракован экспертной комиссией, в состав которой входили известные художники Ф. Кричевский и А.
Но главную роль в отклонении портрета сыграл упомянутый выше Лев Ципман. В 1934 году на Украине вышел альманах «Образотворче мистецтво», где критика в адрес Комашки переросла в настоящий погром. Его обвинили в том, что украинские художники не приняли участие в грандиозной выставке «15 лет РККА» Москва, Ленинград, 1933.
Говорили о том, что Комашка получил письмо из Реввоенсовета СССР, в котором шла речь о готовящейся выставке, но скрыл его от своих коллег, поскольку на эту выставку отказались взять его собственную картину. В довершении всего на страницах альманаха ставилось под сомнение, имеет ли право Комашка вообще называть себя художником. Комашко дуже погано малюэ i дуже богато про себе думаэ», - писал украинский критик А.
Отстранение Комашки от ректорства было связано со знаменитым постановлением ЦК ВКП б от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», вслед за которым последовал роспуск всех художественных объединений и учрежден Союз советских художников, ядром которого стала АХРР. Тогда острой критике подверглись ассоциации пролетарских художников за насаждение грубого администрирования и нигилизм. В Большой Советской Энциклопедии Т.
Комашка и др. Критика в адрес Антона Комашки за «дегенеративный облик» изображенных им ударников продолжалась не одно десятилетие. Вот текст 1956 года, где упоминается возглавляемая им в прошлом ассоциация ВУАПМИТ: «Антинародная политика руководства этой организации принесла много вреда украинскому изобразительному искусству.
Достаточно вспомнить портреты ударников строительства Харьковского тракторного завода работы А. Комашко, извращавшие образы передовых людей и вызвавшие возмущение общественности и прессы». В мае 1934 года, работая художником на Электромеханическом заводе им.
Сталина, он отправил письмо И. Бродскому, который возглавил Всероссийскую Академию художеств. Комашка поздравил последнего с присвоением высокой правительственной награды — орденом В.
Ленина и напомнил о себе: «Верьте, Исаак Израилевич, что мне всегда было очень дорого Ваше внимание ко мне и те оценки, какие Вы давали моим работам, особенно потому, что Вы это начали с «Пенат», когда я, начинающий, ученик делился восхищенно о Ваших работах с чудесным прекрасным нашим Ильей Ефимовичем. Бродский пригласил Комашку на курсы повышения квалификации при Академии художеств. Оказавшись в положении «гонимого», Комашка принял приглашение с нескрываемой радостью.
Харьков он покинул в трагический период в истории Украины. Расцвет украинской культуры 1920-х гг. В июле того же года после обвинения в националистическом уклоне он покончил жизнь самоубийством.
Началась волна репрессий, жертвами которой стали многие видные деятели украинской культуры. С октября 1934 года до июля 1935 года Комашка занимался в Академии на живописном факультете в мастерской И. После того, как Бродский возглавил Академию, базой художественного образования в СССР стало возвращение к традициям реализма и изучение классического наследия.
Классическим представителем соцреализма он так и не стал, но получил диплом о высшем образовании и возможность работать над государственными заказами. До конца жизни он остался верным суровому «пролетарскому стилю», избегал помпезности. Там он был назначен на почетную и ответственную должность заместителя главного художника ВСХВ и стал жителем столицы.
Выставка должна была рассказать об успехах коллективизации, но постепенно переросла в небывалый по масштабам и финансированию проект, ставший пропагандой советского образа жизни. Торжественное открытие ВСХВ состоялось 1 августа 1939 года. В 1943 году он добровольцем отправился на фронт в составе 11-й гвардейской армии в качестве военного художника, затем служил в политуправлении 3-го Белорусского фронта, дошел до Кенигсберга ныне Калининград.
В послевоенное время основной сферой деятельности Комашки стало преподавание рисунка.
Репин считал, что профессор-руководитель должен с кистью в руках демонстрировать свой творческий метод, а не излагать законы художественного ремесла по трактатам. Он не стремился прививать ученикам свое мировосприятие и не требовал повторять формальные приемы своего живописного языка. Мастерская Репина вместо положенных тридцати, иногда насчитывала более девяноста учеников. Через нее прошли И. Билибин, И. Грабарь, Д.
Фешин и другие. Одним из самых любимых учеников Репина стал Исаак Бродский, который привлек его внимание незаурядными способностями, упорством и одержимостью искусством. Достаточно быстро между ними установились теплые дружеские отношения, продолжавшиеся до самых последних дней жизни Репина. Впоследствии многих поражало, что Бродский был совершенно непохож на своего учителя и ничего не унаследовал от него в технике письма и композиционных решениях. Он прежде всего был пейзажист и как таковой сумел очень своеобразно определиться задолго до революции», — писал П. Однако можно с уверенностью сказать, что взгляды учителя на искусство всецело были восприняты Бродским и заложили прочный фундамент для формирования его творческого мировоззрения. Влияние Репина сказалось в стремлении к простоте, к достижению правдивости, точности и строгости в передаче натуры, в презрении ко всякой приблизительности, случайности приема, к формальным ухищрениям. Бродский вспоминал о Репине: «Достоинства Репина как педагога заключались в том, что он на деле показывал, как нужно работать. Он… брал кисть и палитру и на уроке показывал ученикам, как нужно писать. Эти минуты, когда Репин брал кисть, были особенно значительными; все бросали работу и смотрели, что делает Репин. Такие случаи бывали не часто, так как Репин приходил в мастерскую редко и бывал в ней часа полтора-два.
Мастер - в непривычной одежде, черном фраке и бабочке, - был бледен и взволнован. Чтобы успеть, нужно работать с молниеносной быстротой и абсолютной точностью. Правда, наготове помощники с карандашами и большими листами бумаги на мольбертах. Кроме того, они принесли тяжелый громоздкий фотоаппарат, установили его на треноге. Предварительно получив подробную консультацию у академического фотографа, Илья Ефимович в тот день сделал свой первый снимок. Он получился хорошим и послужил потом вспомогательным материалом. Репина волновало и другое: сцена выходила чересчур статичной. Как преодолеть застылость, придать собранию сановников хоть какую-то динамику? Нужно объединить с кульминационным моментом события предыдущие, более живые: раздачу памятных медалей. Такое решение потребовало добавления на холсте к членам Государственного Совета статс-секретарей государственной канцелярии. Число персонажей картины выросло до восьмидесяти одного! Задача усложнилась. Зато композиция сильно выиграла. Заседание продолжалось недолго. Минуты летели наперегонки. И когда преисполненные величия члены императорской фамилии и царедворцы поднялись с мест, чтобы проследовать в дворцовую церковь на благодарственный молебен, эскиз размером 40,5х88,5 см был готов! Репин остался доволен. Ученики смотрели на него восхищенно. Однако мастера по-прежнему занимала проблема композиции: даже при соединении двух эпизодов не исчезало ощущение монотонности. Картина разваливалась. Нужны были акценты на переднем плане. Чтобы уравновесить и оживить композицию из десятков сидящих фигур, Репин предложил слева изобразить во весь рост графа Бобринского статс-секретарь Государственного Совета, а справа - служащего канцелярии помощник статс-секретаря князь Д. В центре стоял государственный секретарь Плеве, читающий высочайший указ. Если три стоящие фигуры мысленно соединить, образуется треугольник, который дает ощущение пространства. Это прекрасно выявило перспективу. И еще существенную деталь внес Репин: решил, что служащий с перьями в руках помощник статс-секретаря В. Лыщинский должен идти через зал по диагонали. Это внесло легкое неуловимое движение во всю картину. Репин написал второй, уточненный эскиз. По условиям договора требовалось высочайшее одобрение. Увидев холст, придворные пришли в ужас: грубейшее нарушение этикета! Произвольно искажен ход церемонии! Мыслимое ли дело - Лыщинский гуляет по залу, когда должен замереть и весь обратиться в слух; сенатор Иващенков сидит спиной к государю; генерал Игнатьев отвернулся от императора; помощник статс-секретаря барон Дистерло отвлекает посторонним разговором академика Семенова... Да и другие участники торжественного заседания в трактовке господина живописца ведут себя непозволительно! Николай II согласился с замыслом живописца. Как-никак царь получил блестящее образование, свободно владел четырьмя языками, постоянно находился в окружении художественных шедевров и не мог не испытывать их воздействия. Многие Романовы обладали верным вкусом, не был его лишен и последний российский самодержец. После утверждения эскиза Репин два месяца приходил в Мариинский дворец, усаживался на облюбованное место и рисовал общие планы, фигуры, лица... Заполнил два альбома. Кроме того, получил специально для него составленный список членов Государственного Совета с необходимыми сведениями: в каком чине, в каком мундире, какими орденами награжден... На этом списке и в альбомах живописец делал пометки, помогающие уловить характер и внешность человека: Константин Победоносцев - "совсем сова"; граф Алексей Игнатьев - "гастроном, глаза хитрые, умные"; бывший начальник Главного тюремного управления Михаил Галкин-Враской - "сперва баки, затем уж лицо"... В конце июля автомобиль доставил в Мариинский дворец гигантский рулон.
Один день Ильи Репина в Академии художеств
Мастер приучал своих воспитанников внимательно относиться к окружающей действительности, требовал проверки сделанного рисунка по натуре. Репин сыграл огромную роль в творческом становлении нескольких поколений русских художников, воспитал целую плеяду живописцев, развивших в своем творчестве реалистические традиции русского искусства, — отметили в музее. Выставка представляет восемь работ, посмотреть их можно до 29 мая.
В своих всемирно известных полотнах «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Илья Репин сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность. В Ярославском художественном музее с 1 октября по 18 декабря открыта выставка «Илья Ефимович Репин и ученики», представляющая Репина как художника универсальных возможностей и многогранного таланта. Осуществление этого проекта стало возможным благодаря музеям Вологды, Иванова, Ростова, Рыбинска, Твери, Ярославля, предоставившим известные произведения из своих собраний и право первого показа значительной части графических работ. Открытием для зрителей являются полотна Репина на евангельские сюжеты.
Государственный музей ИЗО Республики Татарстан Но надо сказать, что в некоторых произведениях самого Репина уже были заложены разные стилевые тенденции, получившие затем развитие в творчестве его питомцев. Одни из них обогатили новыми формами его реализм В. Серов, Б. Кустодиев, С. Колесников, И. Бродский , другие подхватили импрессионистичность манеры учителя О. Браз, И. Грабарь , третьи — экспрессивный напор его живописи Ф. Малявин, Н. Многие ученики Репина вошли в объединение «Мир искусства», в стилистике которого соединились разные тенденции, но главными являлись символизм и модерн К. Сомов, Б. Кустодиев, Н. Рерих, Ф. Малявин, И. Грабарь, В. В Советском Союзе при активном содействии И. Бродского из Репина сделали идеологического художника, объявив его чуть ли не провозвестником социалистического реализма. Серов В.
Напомним, что Ульяновский художественный музей и Академию связывает давнее сотрудничество. Первая выставка «Мастер и ученик» тогда еще Московской школы акварели С. Андрияки прошла в 2005 году в Ульяновске. Тогда же были проведены первые мастер-классы художников-педагогов из Москвы с воспитанниками детских домов и школ искусств. Затем столичные любители и знатоки искусства познакомились с коллекцией русского рисунка и акварели из собрания Ульяновского художественного музея, которая вошла в цикл «Шедевры из музеев России».
Последние события
- МАСТЕР ИЛЬЯ РЕПИН И ЕГО УЧЕНИКИ
- Юрий Репин. ОТШЕЛЬНИК ИЗ «ПЕНАТОВ»
- Учитель и ученики: в Истре открывается выставка к 180-летию Ильи Репина // Новости НТВ
- В Ярославле открылась выставка "Илья Ефимович Репин и ученики"
Выставка "Пушкин в творчестве Репина и его учеников" проходит в Санкт-Петербурге
Одним из самых любимых учеников Репина был Исаак Бродский, который привлек его внимание незаурядными способностями, упорством и одержимостью искусством. Организаторы выставки подчеркивают, что собрать в едином пространстве работы учеников и самого Репина было непросто. В Академии художеств имени Ильи Репина прошёл мастер-класс для школьников и студентов Петербурга и города-побратима Мариуполя. 1835 год», Репин сокрушался: «В 1897 году я воспылал написать его портрет, в натур. величину всю фигуру, хотя бы декоративно, к празднованию его памяти, — чем были полны тогда все его почитатели.
Юрий Репин. ОТШЕЛЬНИК ИЗ «ПЕНАТОВ»
Старейшее и крупнейшее в России художественное учебное заведение — Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина — является наследницей традиций Императорской Академии художеств, основанной во второй половине XVIII века. Об этом процессе «учитель — ученики» мы и говорим с посетителем, представляя работы, отражающие творческий путь и педагогический подход Ильи Репина», — рассказала директор историко-художественного музея «Новый Иерусалим» Анна Антипенко. Работы студентов академии живописи, скульптуры и архитектуры им И. Е. Репина. Выставка знакомит посетителей с основными принципами творчества Репина, которые оказали огромное влияние на его учеников. Аннотация к книге "Репин и его знаменитые ученики". Еще при жизни реальный Репин превратился в фигуру мифологическую. Forbes Life разобрался, в чем заключался преподавательский метод Репина и какие отношения связывали его с учениками и ученицами.
Выставка Ильи Репина и его учеников открылась в музее «Новый Иерусалим»
Например, благодаря куки, в следующий раз вы этого сообщения не увидите.
В 1894 году Илья Ефимович вошел в преподавательский состав Высшего художественного училища при Академии Художеств в качестве профессора-руководителя мастерской живописи, и в этой должности оставался практически четырнадцать лет, до 1907 года. Помимо этого, художник с 1894 по 1898 год преподавал в частной художественной студии, которую финансировала близкий друг И. Репина известная общественная деятельница, художник-эмальер, меценат и коллекционер М. Тенишева 1858—1928. Были у мастера и частные ученики. Свою главную задачу как преподавателя И.
Репин видел в развитии у начинающего художника только ему присущих способностей и считал, что лучший успех, которого надо добиваться в искусстве это обретение своего пути, своего лица. Именно из репинской мастерской вышли такие яркие таланты как Ф. Малявин и А. Остроумова-Лебедева, Б.
Репин считал, что профессор-руководитель должен с кистью в руках демонстрировать свой творческий метод и свои приемы письма, а не излагать по трактатам о живописи законы художественного ремесла. Он не стремился прививать ученикам свое мировосприятие и не требовал повторять формальные приемы своего живописного языка. Одним из самых любимых учеников Репина стал Исаак Бродский, который привлек его внимание незаурядными способностями, упорством и одержимостью искусством. Достаточно быстро между ними установились теплые дружеские отношения, продолжавшиеся до самых последних дней жизни Репина», — отмечают в музее.
Картины можно будет посмотреть в екатеринбургском музее изобразительных искусств. На выставке будет представлено более 100 произведений живописи и графики Ильи Репина и его знаменитых учеников из девяти российских музеев и частного собрания. Выставка будет работать со вторника по воскресеньям до 26 апреля на Воеводина, 5.
Онлайн-курсы
- Другие новости раздела
- МАСТЕР ИЛЬЯ РЕПИН И ЕГО УЧЕНИКИ
- Один день Ильи Репина в Академии художеств / Skillbox Media
- Репин и ученики в Ярославском художественном музее
- Откройте свой Мир!
Презентация «Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина: ученики и наставники»
И то что соединились эти два явления в современной культуре это замечательно. Хорошо, что эта выставка открыта, она свободна. В Ярославле многие их них экспонируются впервые. Другое открытие - картины на библейские сюжеты. Универсальные возможности мастера видны в любых темах. Виктор Костин - заместитель председателя правительства Ярославской области: «Эта замечательная выставка, она сегодня доступна каждомугорожанину. Любой сегодня может прийти в музей и бесплатно посетить эту выставку.
На выставке можно познакомиться с широко известными произведениями Репина: «Пушкин на берегу Черного моря» 1887, совместно с И. Айвазовским , знаменитой картиной «Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года» и живописным эскизом к ней 1911 , полотном «Дон Жуан и донна Анна» 1889 , иллюстрациями к роману в стихах «Евгений Онегин» — сценой дуэли Онегина с Ленским, выполненной акварелью 1899 и в технике живописи 1901 , а также с репинскими рисунками «Пушкин у Карла Брюллова» и ростовым этюдом фигуры поэта. Над образом Пушкина художник работал с полной самоотдачей, погружаясь в исторические детали, тщательно изучая иконографию. Не всегда эти поиски приводили к безоговорочным удачам.
Кардовского и Б. Кустодиева, как преподавателей Академии. Репин очень ценил в людях и, конечно, в своих учениках, талант. И главной целью его педагогической практики было не «убить», не «задушить» природный дар, а дать возможность ему развиться и найти свою дорогу в искусстве. Очень ёмко мастер выразил это в своем наставлении: «Идите своим собственным путем, ищите свой почерк, не подражайте никому, искусство не терпит трафарета». Именно поэтому все знаменитые репинские ученики не стали его эпигонами, а, восприняв репинский реализм и пройдя этот необходимый этап своего становления и развития, пошли самостоятельной дорогой, выработав индивидуальные живописные манеры. Но надо сказать, что в некоторых произведениях самого Репина уже были заложены разные стилевые тенденции, получившие затем развитие в творчестве его питомцев. Одни из них обогатили новыми формами его реализм В. Серов, Б. Кустодиев, С. Колесников, И. Бродский , другие подхватили импрессионистичность манеры учителя О. Браз, И. Грабарь , третьи — экспрессивный напор его живописи Ф. Малявин, Н. Многие ученики Репина вошли в объединение «Мир искусства», в стилистике которого соединились разные тенденции, но главными являлись символизм и модерн К. Сомов, Б.
Валентин Серов с 15 лет жил в доме у Репина, отданный художнику слишком занятой для воспитания ребенка мамой. Других подопечных Илья Ефимович «кормил» работой — давал заказы. Ксения Новохатько: «Он предложил им брать заказы под свое имя, чтобы они их выполняли, а он их финишировал. Такая манера у Рубенса тоже была, когда мастерская Рубенса получала заказ, и в зависимости от того, сколько там было Рубенса, работа стоила больше или меньше». В 1910 году Репин раскритиковал и заставил частично стереть портрет Исаака Бродского, своего самого верного ученика. Через семь лет грянет революция, Репин окажется вне России и больше не вернется, несмотря на уговоры. Исаак Бродский станет директором той самой академии, где когда-то учился, и с его подачи Репина зачислят в предтечи соцреализма, будут выставлять и почитать. Неизвестно, как бы к этому отнесся сам мастер — он умер в 1930 году, не общаясь с большей частью своих учеников. Картина дня.
В столицу Урала привезут картины Репина и его учеников
Тексты художника издавались книгой несколько раз, впервые еще в 1901 году. Сборник мемуаров, статей и писем об искусстве «Далекое и близкое», переживший десятки переизданий появился уже после смерти Репина — в 1937 году под редакцией Корнея Чуковского. В автобиографической части он особенно подробно и образно описывает свои детство, отрочество, юность — почти как Толстой. Например, так художник описывает мастера Персанова — своего чугуевского учителя: «Я копировал большую гуашь английской работы: в тенистом зеленом парке башня замка отражалась в воде. Персанов добродушно смотрел на мои старания скопировать оригинал, потом подвел меня к окну над Донцом, за которым уже начинался лес. Из собрания ГТГ «Не ждали», 1884—1888 годы Самая популярная картина из «народнической» трилогии, которая целиком хранится в Третьяковской галерее. Туда также входят «Арест пропагандиста» и «Перед исповедью». Широко известен итоговый вариант «Не ждали»: в комнату скромной интеллигентской квартиры с портретами Тараса Шевченко и Николая Некрасова на стене входит «блудный сын».
Напомним исторический контекст: уже случилось цареубийство, казнь виновных. Выражение лиц детей, траурный наряд женщины видимо, матери , тревожный взгляд девушки в дверях, сам облик главного героя вызывают вопросы: а что собственно происходит, почему «не ждали»? Если герой возвращается из ссылки, то откуда удивление? Или его считали мертвым? Большинство картин Репина, в том числе «Не ждали» — как будто-то бы концентрированный кинофильм, где все действие — в одном кадре. В Третьяковской галерее хранится еще одна версия «Не ждали», первоначальная — вместо изможденного юноши там изображена девушка-курсистка. Александр Бенуа писал: «Увидев картину, я как-то даже забыл о самом сюжете — до такой степени я был зачарован…» Манифестация 17 октября 1905 года, 1907—11 годы.
Из собрания ГРМ Революция 1905 года В послереволюционной России картина Репина «17 октября 1905 года» была почти забыта, видимо из-за неоднозначности образов, во всяком случае ее репродукции не тиражировались миллионами копий и не оказывались на обертках шоколада. Историческую несправедливость недавно восстановил бизнесмен Андрей Филатов — он поместил фотографию репинской картины на этикетку вина La Grace Dieu Des Prieurs. Мир узнал об этом неожиданно: из инстаграмма футболиста Дэвида Бэкхема, который распивал напиток ценой более 2 тысяч евро за бутылку на яхте Элтона Джона. Портрет П. Третьякова, 1876 год. Из собрания ГТГ Третьяков С меценатом Третьяковым Репин познакомился во время своей работы над «Бурлаками»: Павел Михайлович оценил эскизы и очень хотел картину себе, однако она уже была «забронирована» братом императора Великим князем Владимиром Александровичем — он пообещал за нее 3000 рублей. Третьякову пришлось довольствоваться эскизом на картоне.
Собиратель серьезно помог художнику во время его пенсионерства во Франции: денег от Академии Художеств не хватало — заказы Третьякова выручали. Сохранилась трогательная дружеская переписка, в которой художник делился размышлениями об искусстве и давал коллекционеру рекомендации по поводу работ других авторов. Вот что он пишет Третьякову в 1883 году, будучи уже известным и состоятельным: «Искусство вследствие необыкновенной потребности в последнее время время реакций всегда этим отличается сделалось выгодным ремеслом. В самом деле, какой же другой личный труд оплачивается так высоко? Но нельзя было просто взять и купить холст у Репина. Художник мог запросто приехать в галерею в отсутствие Павла Михайловича и «подправить» уже приобретенную работу. Так произошло с «Не ждали», «Иваном грозным», «Крестным ходом в Курской губернии»: Как-то Репин прибыл в Москву, обманул сотрудников галереи и начал «вносить правки».
Хранитель коллекции Н. Доверять эту работу автору он побоялся: «Репин все перекрасит и, может быть, сделает хуже». Борис Кустодиев. На террасе, 1906 год. Николай Фешин. Дама в лиловом, 1908 год.
Однако интуитивное постижение возможной участи сына жило в сознании Юрия Репина, находя творческое выражение. В 1937 году он создает психологически экспрессивную композицию «Заключенные на этапе» частное собрание, Швеция - реквием-видение всем погребенным заживо.
Понимание образной системы Юрия Репина требует от зрителя умения воспринять страдание - в этом во многом и кроется творческий рок его судьбы в истории искусств. Ибо могу ли я не возражать при превращении храма Божьего - Еговы и Мессии - в театр? Во многом это объяснялось той тягой к России, которая жила в них и в результате которой Юрию Репину довелось первый и последний раз побывать в Ленинграде в 1926 году. В последние годы художник вел отрешенный образ жизни, ходил и зимой, и летом в черной рясе, в сандалиях на босу ногу, продолжая писать и давать частные уроки живописи. В 1954 году, изможденный и изнищавший, открывая окно во время болезни, он выпал по неосторожности из окна четвертого этажа дома Армии Спасения. Несмотря на трагический разлом жизни, работы Юрия Репина 1930-1950-х годов полны гармонии и любования красотой окружающего мира. Совершенно особое место в его творчестве этого периода как и более раннего занимают религиозные композиции, которые можно разделить на две интерпретационные группы - произведения, связанные с канонической системой церковного искусства иконы, резьба , и работы экспрессивно-ассоциативного плана, инспирированные молитвенно-поэтическим состоянием. Органичным сочетанием гармонии и экспрессии отмечены и другие композиции Юрия Репина на евангельские темы «Религиозный мотив», 1930-1940-e, частное собрание.
Говоря о выдающемся художественном даре Юрия Ильича, нельзя не упомянуть об одной из последних его работ - о двухъярусном резном дубовом иконостасе, который был исполнен в память об отце для церкви Ильи Пророка 1953, архитектор - Иван Кудрявцев на православном кладбище в Хельсинки [33]. Именно на этом кладбище Юрий Ильич и покоится ныне под одним крестом со старшей сестрой. Надпись на мраморной плите на старорусском и финском языках: «Художница. Артистка Вера Ильинична Репина. Поборник гуманизма Юрий Ильич Репин. В настоящее время о земном пути Юрия Ильича Репина свидетельствуют его работы, как литературные, так и живописные, преисполненные той силы духовного здравомыслия и лирического потенциала, которые дали художнику евангельские заветы, до конца дней остававшиеся основой его жизни. Научнобиблиографический архив РАХ. Далее: Ю.
Письмо И. Письма к художникам и художественным деятелям. Далее: Репин. Письма к художникам... Репина к А. Избранные письма: В 2 т. Далее: Репин, 1969. Репина к М.
Там же. Бя- лыницкому-Бируле. Живопись Юрия Репина 1877-1954. К 140-летию со дня рождения: Каталог выставки: 9 апреля - 9 июня 2017. Далее: «Я не искал себе славы. Репина к «Обществу А. Репина и В. ОР ГРМ.
Репина к Д. Подробнее см. Каталог собрания. Письмо А. Боткиной к И. Письмо Ю. Репина к И. Репина к Н.
Репина к Ю. Комашко Комашка А. Три года с Репиным. Письмо В. Репиной к П. Бородина Т. Надзор сыскной полиции Финляндии за И. После первой публикации статьи обнаружились новые факты, подвергающие сомнению утвердившуюся в научном кругу версию об авторстве Юрия Ильича Репина.
Согласно документальным источникам автором иконостаса Ильинской церкви на православном кладбище в Хельсинки был племенник Ильи Ефимовича - Илья Васильевич Репин см. Фонд И. История постройки и росписи каменного храма в Ярвенпаа; Смирнова О. К вопросу об авторстве иконостаса Ильинской церкви в Хельсинки. В настоящее время данный эпизод нуждается в дальнейшем тщательном научном исследовании. Иллюстрации Ю. Репина «Великий вождь Петр I перед Полтавской баталией ». В славной смерти вечная жизнь.
Кувшинки в пруду «Пенатов».
В Петербурге он перебивался случайными заработками, но учёба занимала столько времени, что много их быть не могло, следовательно, не могло быть и денег на полноценные обеды. Несмотря на трудные условия, учился Репин настолько успешно, что за написанные в студенческие годы работы получил несколько наград. Например, серебряную медаль — за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворождённых египтян», малую золотую медаль — за работу «Иов и его друзья». А картина «Воскрешение дочери Иаира» стала его дипломной работой, и он получил за неё первую золотую медаль, звание художника первой степени, а также право на шестилетнюю поездку за границу за счёт Академии.
К концу учёбы Репин уже обеспечивал себя, принимая заказы как живописец. Изображение: Илья Репин, «Воскрешение дочери Иаира», 1871 г. Но тут нужно пояснить, что в шестидесятые годы XIX века в художественном мире, в том числе в Императорской академии, шёл спор между «классиками», то есть теми, кто культивировал копирование высокого стиля итальянских образцов, и представителями нового поколения, желавшими реалистично изображать сцены окружающей жизни. Среди таких бунтарей-реалистов был Иван Крамской — с ним Репин подружился на курсах рисования ещё до поступления в Академию и тоже проникся идеями свободного реалистического искусства. Однажды студентам Академии задали создать эскиз на классическую тему «Ангел смерти истребляет первенцев египетскиx».
Под влиянием отрицания классицизма Репин выполнил задание «c сугубой реальностью», то есть очень натуралистично изобразил, как ангел душит юношу, схватив зa горлo и упёршись коленом ему в живот. Преподавателям-классикам такая трактовка библейского сюжета могла показаться слишком смелой. Действительно, преподаватели сняли с экзамена целую серию эскизов, в том числе репинский. Илья Ефимович с трепетом ждал вызова к инспектopy Академии — «выслушать объяснение и назиданиe». Больше всего он боялся, что за такой «дерзкое» изображение ангела его переведут из студентов в вольнослушатели.
Но у инспектора Репина ждал ласковый приём.
Выставка представит уникальную возможность увидеть рядом два портрета Софьи Драгомировой, написанных учителем Репиным и его учеником Валентином Серовым в ходе одной постановки. Серов — один из любимых учеников Репина, художественные способности которого Илья Ефимович разглядел очень рано: «Всё с величайшей любовью и невероятной усидчивостью переписывал мальчик Серов, доводя до полной прелести свои маленькие холсты масляными красками».
Русский музей отправил на выставку 13 произведений. Драгомировой», «На академической даче».
Выставка работ Репина и его учеников
Два преподавателя подрались прямо в деканате Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. Репин считал Серова лучшим из современных художников и ставил рисунки Серова в пример своим ученикам. Эпизоды из жизни учителя и учеников» открылась 29 февраля в музее «Новый Иерусалим». Одним из самых любимых учеников Репина был Исаак Бродский, который привлек его внимание незаурядными способностями, упорством и одержимостью искусством.