Пожаловаться. В рамках празднования Масленичной недели для ребят начальной школы состоялось праздничное мероприятие "ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА". Вся неделя на масленицу именовалась не иначе как «честная, широкая, веселая, боярыня‑масленица, госпожа масленица». История, традиции, неизвестные факты о Масленице, а также простой рецепт вкусных блинов | «Hoff Вдохновение». Так как на масляной неделе принято наряжать соломенное чучело Масленицы, то и конкурс «Гламурный прикид» с этим связан напрямую.
Масленица - история и традиции.
история праздника, значение, как и когда появился, традиции, фото и видео Что такое. История праздника Масленица: что происходит во время праздника, описание дней Масленицы, откуда пошло название, как праздновать и т.д. Ребятам из 4 класса Селятинской школы №1 рассказали об истории Масленичной недели, её древних и современных традициях. Карпова О.Д. рассказала ребятам об истории возникновения «Масленицы», традициях праздника. гуляньях и играх на масленицу. Само название Масленица — это народное название Сырной седмицы, последней недели перед Великим постом. Даты Масленой недели подвижны и зависят от Пасхи: Масленица начинается за 56 дней до христианского праздника.
Масленица – История праздника, что означает, как и когда появился, традиции, фото и видео
Конечно, с проводов зимы. Масленица — самый веселый, шумный, любимый народный праздник. В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают весну. Гостями мероприятия стали учащиеся 2б класса.
Спасибо им! Ведь проводы зимы — мероприятие коллективное, невозможно водить хороводы, играть в снежки и сидеть у самовара в одиночку. Так что наш праздник получился настоящим часом общения! Даже было чучело!
На мероприятии присутствовало 15 человек. Колосковская библиотека "Масленица хороша — широка её душа! Гостей под веселую музыку встречала хозяйка праздника — заведующая сельским клубом Н. Библиотекарь Василенко Л. Присутствующие узнали о том, как называется каждый день масленой недели. Продолжилось мероприятие игровой программой, где молодёжь участвовала в различных конкурсах, проявляя интеллектуальные способности, отвечая на вопросы викторины и отгадывая загадки. Не забыли и про очень важный, смысловой обряд - сжигание чучела Масленицы, ведь костер символизирует жар земли, пробуждающейся ото сна, а чучело — холодную зиму, лишённую своей власти.
Сжигая зиму на костре, наши предки-славяне призывали весну, чтобы снова начать возделывать землю и растить. А какая Масленица без традиционного угощения — блинов?! Блины с вареньем, приготовленные гостеприимной хозяйкой праздника, удались на славу и порадовали всех! В мероприятии приняли участие 30 человек. Лобановская библиотека 09 марта в Лобановской библиотеки прошла развлекательная программа "Боярыня Масленица". Для посетителей были подготовлены разнообразные весёлые конкурсы и игры, пели песни, водили хоровод, зиму провожали, весну встречали. Всех желающих горячим чаем да блинами с вареньем и медом угощали.
Кульминацией программы по традиции стало сжигание чучела. Посетили наше мероприятие 70 человек. Луганская библиотека Девятого марта, в разгар масленичной недели, заведующая Луганской сельской библиотекой Павицкая Светлана Степановна совместно с работниками культуры провели дляучащихся 5-6 классов и жителей с. Луганское развлекательную программу «Широкая масленица». Под звуки задорной музыки участники театральной студии «Истоки» - скоморохи — Харченко Ирина и Белецкий Данил зазывали жителей села на весёлое представление. Под звучание русской народной мелодии на праздник пожаловали Баба Яга Сергеева Настя и Весна Ким Настя , в традициях русской национальной культуры они приветствовали зрителей и пригласили участвовать всех в народной забаве «Карусель». На протяжении всей программы зрители принимали участие в весёлых конкурсах: «Поедание блинов», «Бой подушками», «спортивная эстафета», «танцевальный конкурс».
Кульминацией праздника стала встреча Весны и сжигание чучела Зимы, все присутствующие стали в широкий хоровод и, не разнимая рук, танцевали до полного сгорания костра.
Люди задабривали бога весеннего солнца и плодородия Ярило и «скотьего бога» Велеса, который отвечал в том числе за крупный рогатый скот, землю, леса и богатство. Люди верили, что Велес, который превращался в медведя, входил в число высших богов славянского пантеона. При этом считается, что до появления Масленицы на Руси был похожий праздник — Комоедица. Люди поклонялись Кому — медвежьему богу. По традиции первые испеченные блины на Масленицу относили в лес, где раскладывали на пнях как угощение для пробудившихся от зимней спячки медведей. Именно с этой традицией и связывают пословицу «Первый блин комом», но последнее слово указывают как «комам» — медведям Считается, что в древние времена празднование длилось не одну, а сразу две недели: семь дней до равноденствия и семь дней после. Однако после принятия христианства празднование сократили до одной недели, а даты перенесли, потому что гулянья выпадали на Великий пост. В результате праздник стали отмечать в последнюю неделю перед Великим постом. В рамках подготовки к Великому посту на этой неделе нельзя есть мясо, но можно и даже нужно питаться сырами и другими молочными продуктами.
У историков нет единой версии происхождения народного названия праздника. Как Масленица получила свое название: По одной из версий, люди пытались задобрить весну, которая пришла на смену зиме — умаслить ее. Отсюда праздник и получил свое название — Масленица. Другая версия тоже связана с маслом, которое на Руси считали символом достатка. Коровы начинали давать молоко, из которого можно было сбить масло, именно весной. Из-за своей ценности этот продукт стал обязательным атрибутом такого важного праздника, как проводы зимы и встреча весны. Третья версия связана с приходом христианства. Праздничные дни выпадают на неделю перед Великим постом — в это время нельзя есть мясо, но можно молочные продукты. Считается, что свое название Масленица получила потому, что люди пекли блины и обильно поливали их маслом. За семь дней Масленицы люди хотели успеть не только наесться впрок перед Великим постом, но и вдоволь повеселиться.
Поэтому они строили снежные крепости, горки и катки, ходили в гости друг к другу, катались на санях, а также гуляли и пели песни. Во время гуляний совершали различные ритуалы, которые помогали «убить» зиму и привлечь хороший урожай, задобрив красавицу-весну.
Мария Польская, главный библиотекарь Огромное значение Масленице веками придавалось в народной культуре Псковской области, богатой уникальными обрядами, песнями и традициями. Особенно важно познакомить с историей Псковской Масленицы подрастающее поколение, донести до них глубину этого прекрасного праздника. На программах учащиеся узнали, какое значение имела Масленица в старину, какой была структура праздничной недели, чем отличались именно псковские масленичные традиции, какие песни пели, в какие игры играли и в какие приметы верили наши предки. Благодаря таким мероприятиям юные читатели приобщаются к культуре, традициям и истории родной Псковской земли, больше узнают о своем народе и лучше понимают значение популярных праздников и обрядов.
Госпаблики рассказывают об истории масленицы
История праздника. Масленица-древнейший праздник на Руси, корни которого уходят вглубь веков. Это праздник прощания с зимой и встречи Весны, солнца, жизни.
Так было и на Руси. Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица. Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием. Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом.
Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом. Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года.
К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего. И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Пост — это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения.
Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе. Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной. Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи. Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия Брянчанинова. Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями. Язычество никогда не умирало «до конца». В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть — безраздельная хозяйка. Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха.
Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин. Сумеречное, магическое сознание способно все истолковывать и переиначивать под себя, способно добавлять свою ложку дегтя в любое количества меда, уничтожая ценность последнего. Это, как мне кажется, касается и масленицы. Праздновать ее в смысле проводов зимы и встречи долгожданного весеннего тепла было не зазорно и в годы государственно-атеистической идеологии. Там речь не шла о подготовке к Великому посту и постепенному отказу от скоромной пищи. Смысл евангельских чтений о блудном сыне, о Страшном суде и Адамовом изгнании не разъяснялся гуляющим массам. Вместо этого как «наше», «родное» преподносились горячие блины и водка, особенно вкусные на морозе, сжигание чучела, звуки гармошки, катанье с горок, женский визг, коньки, бубенцы далекой тройки… — одним словом, все то, что вкладывается в понятие «а-ля рюс» и михалковскую стилистику «Сибирского цирюльника». Да оно и ладно. Есть в жизни место и время для здорового смеха, шутки и вкусной еды.
Только называть это надо своими именами, а не «духовным возрождением» или «возвратом традиций».
За ним плавно двигалась гондола с государыней, одетой в костюм ост-фридландской крестьянки; окружавшие её знатные и придворные дамы были в аравийских одеждах. Маскарадные шуты сидели в разных смешных положениях, в длинных и широких санях, сделанных наподобие драконовой пасти. Они были наряжены разными птицами и зверями; здесь были журавли, лебеди, огненные змеи, волки, медведи, лисицы и прочие и прочие. Уже поздно вечером шествие это было встречено в Кремле пушечными выстрелами. Празднество продолжалось четыре дня, закончившись грандиознейшим фейерверком» [4]. Эпоха Екатерины II: маскарад «Торжествующая Минерва» В описаниях масленичных торжеств 1763 года встречается такой эпизод: «На Масленицу императрица устраивает грандиозный маскарад. Устройство маскарада поручено Фёдору Волкову — талантливому актёру, основателю первого национального русского театра в Ярославле. Волков горячо берётся за это дело.
Сам выходец из народа, он мечтает создать на улицах Москвы красочное зрелище и лицом к лицу встретиться с многотысячной народной аудиторией. Это было мечтой всей его жизни. Это было то, чего не хватало ему в созданном им Ярославском театре… Празднество началось в разгар Масленицы. В двухстах колесницах едут четыре тысячи участников маскарада. В каждую колесницу впряжены 12 разукрашенных волов. С десяти часов утра и до позднего вечера по Немецкой, по обеим Басманным, по Мясницкой и Покровке движется маскарадное шествие. Пляшут нимфы и вакханки. Сатиры едут на козлах, на свиньях, на обезьянах. Вокруг нестройный хор музыки; музыканты наряжены в костюмы животных.
Музыканты пятятся задом, платье надето наизнанку, хористы едут верхом на быках, коровах, верблюдах. Слуги в ливреях везут карету — в карете лежит лошадь. Несколько карлиц с трудом поспевают за великанами. Медленно движется громадная люлька. В люльке лежит спелёнатый старик. Старика кормит грудью младенец.
Ребята участвовали веселых играх и эстафетах, перетягивали канат, отгадывали загадки, пускались в пляс под задорные частушки. Говорят «Без пирогов — не именины, а без блинов - не Масленица». В конце праздника все собрались за праздничным столом и лакомились румяными блинчиками. Повсюду царила атмосфера радости и веселья.
Выставка «Масленица» в Музее истории религии
Масленица по-библиотечному | Ребята с удовольствием слушали рассказ о самом празднике, активно участвовали в беседе, электронная презентация «Широкая Масленица» помогла детям лучше запомнить называния. |
Масленица – пышка на улицу вышла | Приближалась Масленица и по традиции в последний день масленичной недели в посёлке должны были состояться массовые гулянья. |
Читайте также:
- Описание изображения
- Смысл и традиции Масленицы - Новости
- Детская библиотека рекомендует
- История и традиции Масленицы в картинах известных художников — Яндекс Погода
- Как появился праздник Масленица
- "Масленица.История праздника." - мероприятие под таким названием прошло в музее.☀
Бакшевская Масляница 2023
Наши предки были уверены, что если не веселится как следует в масленичную неделю, то весь год потом окажется печальным и грустным. одно из святилищ Масленицы. Приближалась Масленица и по традиции в последний день масленичной недели в посёлке должны были состояться массовые гулянья. [моё] Истории из жизни Рассказ Семья Счастье Масленица Традиции Память Длиннопост. Библиотекарь Джемилова Д.Э рассказала историю Масленицы, о том, как именно величают каждый из дней масленичной недели. один из самых почитаемых русских праздников, символизирующих проводы зимы и обновление природы, который длится в течение недели: с понедельника-встречи до.
Масленица – пышка на улицу вышла
В 2022 году по всей России масленичная неделя проходит с 28 февраля по 6 марта. В завершающий день Масленицы — 6 марта его ещё называют Прощённое воскресенье принято просить друг у друга прощенье, участвовать в народных гуляньях, ну и сжигать с заходом солнца чучело.
Блины к приходу матери пекла дочь — жена зятя. Теща приводила с собой подруг, чтобы похвастаться перед ними, за какого хорошего парня выдала свою дочку. День 6. Золовкины посиделки В субботу молодые невестки уделяли внимание своим золовкам — сестрам и родственницам мужа. Девушки собирались, чтобы поесть, пообщаться и посплетничать. Кроме золовок приглашали и подруг, и свою родню, причем, если сестры мужа были замужем, то подруг приглашали замужних, и наоборот. Доброй приметой считалось сделать всем пришедшим в гости какие-то небольшие, но приятные подарки.
Это интересно Православная церковь в масленичную субботу празднует Собор всех преподобных отцов — в этот день почитают всех, кто заслужил место среди святых своим монашеским подвигом. День 7. Проводы, или Прощеное воскресенье Самый важный день всей Сырной седмицы. В воскресенье совершалось заговенье перед Великим постом. Верующие просили прощения друг у друга, а в ответ слышали «Бог простит, и я прощаю». В этот день было принято поминать усопших и посещать кладбища. Прощеное воскресенье — последний день, когда в пищу можно было употреблять продукты животного происхождения. Всю праздничную еду, которую наготовили в течение недели, нужно было доесть. Остатки или раздавали нищим, или сжигали — дурной приметой считалось выбросить еду или дать ей пропасть.
Днем было принято ходить в баню, а вечером собираться на площади — конечно же, чтобы торжественно сжечь чучело Масленицы.
Названия дней масляничной недели: понедельник — Встреча; вторник — Заигрыш; среда — Лакомка, четверг — Разгуляй, пятница — Тещины вечерки; суббота — Золовкины посиделки, воскресенье — Прощеное воскресенье. Самым важным днём считается последний день Масленицы, он всегда приходится на воскресенье.
В 2022 году по всей России масленичная неделя проходит с 28 февраля по 6 марта.
Троицкой библиотекой-музеем Закрыть 1. При помощи электронной почты на адрес: b-hol-cb ya. По телефону Жители г. Белая Холуница могут воспользоваться телефонной связью для получения справки по какому-либо вопросу. Номера телефонов:.
Подпишитесь на новости
- Масленица. История и традиции праздника
- Почему так называется?
- Когда будет Масленица в 2023 году
- Все материалы
- МБУ "Централизованная библиотечная система Прокопьевского муниципального округа" | Новости
- "Масленица.История праздника." - мероприятие под таким названием прошло в музее.☀
Масленица: история, традиции и обычаи
Любопытные факты о Масленице | Школьники смогли ответить на вопросы викторины, послушали стихотворения о чудесном празднике – Масленице, поиграли в русские народные игры. |
МБУ "Централизованная библиотечная система Прокопьевского муниципального округа" | Новости | 28 февраля на площадке нашего Центра состоялась акция «Масленица – история праздника». |
Продление онлайн | С принятием христианства время празднования Масленицы сдвинулось и сократилось на целую неделю. |
Масленица по-библиотечному | Дети узнали, что означает каждый день Масленичной недели, почему масленичный блин является не просто праздничным угощением, а символом солнца. |
Масленица. История и традиции праздника
Поскольку праздничное разгулье противоречило духу поста, Масленицу пришлось сместить на последнюю неделю перед Великим постом. Об истории главного масленичного блюда и о том, как приготовить идеальные блины, мы поговорили с нашим экспертом, главным технологом компании АКАДЕМИЯ ВКУСНЫХ БЛЮД. 11 марта в России начинается Масленица, которая продлится до 17 числа. Так, в 2023 году масленица начнется в понедельник, 20 февраля, и будет продолжаться до 26 числа. Народное гулянье длится неделю и завершается Прощенным ицу начинают пра. Какие традиции есть на Масленицу, что можно и нельзя делать в Масленичную неделю, как правильно встречать Масленицу и провожать зиму, почему главным лакомством на.
Поговорим о масленице
В одних регионах куклу закапывали в землю, в других — разрывали на части и разбрасывали по полю. Иногда Марену или Масленицу изображал человек, а его «похороны» были чисто символическими. Изучая архаичные обряды Масленицы, фольклорист Владимир Пропп выдвинул теорию о происхождении праздника. Пропп считал, что Масленица возникла как земледельческий обряд для плодовитости. Она входила в единый цикл с другими аграрными праздниками: Семиком, Троицей , Иваном Купалой и «похоронами Костромы».
Люди верили, что мертвые, находясь в земле, могут влиять на плодородие почвы. Блины были поминальным блюдом , их носили на могилы или оставляли на окне «Первый блин покойникам» , чтобы заручиться помощью покойных в земледельчестве. В последний день Масленицы — Прощеное воскресенье — ходили «прощаться» на кладбище. Древнейшая фаза состоит в том, что воплощением силы является дерево.
У нас это чаще всего березка — как дерево, ранее других одевающееся в нарядную зелень...
Чаще мы имеем не живого человека, а изображение его — куклу. Постепенно связь с деревом может забываться, и тогда куклы эти могут делаться из любого материала, например, из тряпья", — говорил он. Традиции, связанные с блинами Были и свои "блинные" традиции. Например, считалось, что "первый блин покойнику". Его не ели, а клали на подоконник, ведь он был поминальным.
Часто первые блины отдавали нищим, чтобы они молились за усопших. Тонкий и красивый — к сытной богатой жизни. Блин комом нужно было съесть, пока его никто не увидел, иначе быть беде. С помощью блинов также привораживали. Девицы шептали над тестом, чтобы блин был красивым, а судьба — счастливой. Народный календарь Масленичной недели Каждый день Масленичной недели имеет свое название и определенные приметы и ритуалы, которые важно было соблюдать.
Нетяжелый понедельник встреча Масленицы На Руси невеста переезжала в дом мужа. С утра девушки шли в гости к родителям, а на ужин приходили уже зять со сватами.
Именно в честь Солнца в этот праздник пекут блины, ведь они круглые, желтые и теплые, как солнышко. Соколова Библиотекари пригласили жителей поселка Вербенский на веселое гулянье «Без блина не Масленица! Программу мероприятия наполнили увлекательные конкурсы, которые вызвали азарт и смех у гостей. Первым испытанием стало угадывание блинной начинки.
Участники наперебой называли самые необычные и изысканные варианты, а потом с удовольствием пробовали различные угощения, пытаясь угадать их состав. Следующий конкурс, «Попади снежком в корзину», потребовал от участников меткости и ловкости. Не обошлось и без традиционных состязаний на силу и ловкость. В «Бою добрых молодцев» участники проявили свою богатырскую удаль, а в «Стенке на стенку» сплоченность и напор помогли одержать победу одной из команд. В «Поднятии гири» отличились самые сильные участники, которые установили новый рекорд мероприятия. Очень весело прошел конкурс «Съешь блин на скорость».
Участники с удовольствием поглощали аппетитные блины, пытаясь превзойти друг друга. Порадовали гостей русские народные пословицы, поговорки и детские загадки. Победители всех конкурсов были награждены призами от спонсора мероприятия - Администрации Красносулинского городского поселения. В завершение праздника все гости полакомились традиционными блинами, а также сладостями.
Спешим развеять это мнимое противоречие. Дело в том, что готовиться к встрече с Человеколюбцем Христом нужно, свершая шесть дел евангельского милосердия: жаждущего напоить, голодного накормить, странника ввести в дом, нагого одеть, посетить больного и навестить томящегося в темнице. Масленица с ее русским гостеприимством и дает нам возможность потрудиться в деятельном милосердии. Общая трапеза имеет свойство смягчать и примирять сердца.
А ведь не случайно последнее воскресенье перед Великим постом именуется прощеным! Будем готовиться к нему, взаимно прощая и утешая всех ближних и дальних во славу Божию! Протоиерей Димитрий Мерцев председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол» : — Несмотря на то, что в наше время масленица — уже больше этнография, народная традиция, не имеющая языческого ритуального значения, тем не менее к христианству она никого отношения не имеет. Проводить масленичную а, вернее, Сырную, или мясопустную неделю надо в динамике настроя на покаяние, и эта динамика как раз дается церковным уставом. Церковь уже загодя готовит нас к Великому посту евангельскими притчами о мытаре и фарисее, о блудном сыне и, наконец, напоминанием о Страшном суде. И хотя на неделе о мытаре и фарисее мы еще вкушаем скоромное, Церковь нам уже напоминает, что надо настраиваться на такую молитву, как у мытаря, чтобы она была принята Богом. В этом смысле и масленица не исключает умеренного веселья, и в то же время она уже озарена приближением Великого поста. В этот период православным можно, к примеру, провести литературно-музыкальный вечер: почитать стихи христианского содержания, послушать духовные песнопения с настроем на покаяние допустим, балладу о Кудеяре — о двенадцати разбойниках.
Такого рода развлечения перед Великим постом вполне уместны. Отношение нецерковных людей к этому празднику известно: «Скоро масленицы звонкой закипит веселый пир…». Однако верующим на масленицу недопустимо участвовать во всеобщем разгуле, объедении и пьянстве. Святитель Тихон Задонский говорил: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют масленицу». В эту неделю, последнюю перед Великим постом, хорошо бы помнить совет преподобного Сергия Радонежского: «Воздержания держитесь». Начало поста немыслимо без подготовки телесной, которую предлагает нам Православная Церковь. Понедельник 1-й седмицы Великого поста называется Чистым понедельником: чистая совесть, чистая душа — потому что было Прощеное воскресенье. Также надо быть чистым и в телесном составе, если человек — Божий, поэтому должно быть воздержание.
По слову святых отцов, Великий пост — это весна духа, ведь когда мы себя ограничиваем телесно, расцветает наш дух. Кто вкусил эту радость Великого поста, тот уже дорожит этими днями, ждет их. Только невоздержанная душа, человек, ублажающий свою плоть, воспринимает пост как нечто тягостное. Когда человек держится церковного устава, проникается духом богослужения, готовит себя ко вступлению в Четыредесятницу, тогда и те ограничения, которые связаны с великопостным периодом, воспринимаются им органично. Церковь по отношению к своим чадам имеет характер материнский. Это и ласковость, и строгость педагогики, чтобы довести нас до Христа. Церковь всегда во всем дает нам постепенность. В то время, как уже начинается постепенное введение в покаянные образы церковным богослужением «Покаяния отверзи мне двери…», молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» , еще дается возможность подкреплять себя скоромной пищей, и только потом наступает уже Великий пост.
Есть люди, которые имеют навык поста: им легко, они с радостью вступают в Великий пост. А есть те, кто только начинает воцерковляться: им трудно, и Церковь их очень ласково и нежно ведет. Как сказал преподобный Серафим Саровский, «не может человек вступить в подвиг, пока не очистит чувства», поэтому и нам нельзя воспринимать Великий пост как только ограничения, запреты. Это, с одной стороны, аскеза, ограничивающая нашу телесность, а с другой — особый характер богослужения, которое возвышает душу. И одно дополняет другое. Так действует любящая мать по отношению к чаду: она и приласкает, и пожурит, даст уже видимое какое-то задание и следит за тем, чтобы чадо послушалось. Так же нас ведет и Церковь. Думаю, что та антиномия, которая существует и ярко выражается в масленичные дни, объясняется этим характером.
Священник Алексий Зайцев клирик Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия» : — История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий. Говоря о масленице точнее, Сырной неделе , мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская». Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему. Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях — Великий пост для них будет сорван. В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии. Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию. Поэтому светская традиция видела в масленице те дни, когда можно было выпустить «последние пары», повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста.
Масленичная неделя в 2024 году
Ребята дошкольного возраста узнали о традициях и обычаях во время Масленицы. В ходе мероприятия читателям расскажут интересные факты об истории празднования Масленицы и покажут электронную презентацию «Здравствуй, Масленица!». Традиции и обычаи Масленицы в России — это устоявшиеся народные деяния, которые народ делает в масленичную неделю. Вся неделя на масленицу именовалась не иначе как «честная, широкая, веселая, боярыня‑масленица, госпожа масленица». До конца этой масленичной недели там действует выставка «Масленица. Слушая рассказ о соломенной кукле Масленице или Зиме, ребята узнали, что её сжигают, прощаясь с зимой.