Подводная лодка «Комсомолец» была уникальной, единственной представительницей проекта «685» «Плавник». День гибели подлодки "Комсомолец" считается в России Днем памяти погибших подводников. Именно такая история связана с расследованием причин и обстоятельств гибели атомной подводной лодки "Комсомолец" 7 апреля 1989 года в Норвежском море.
Испытание глубиной
- На Северном флоте проходят памятные мероприятия, посвященные гибели АПЛ «Комсомолец»
- «Золотая рыбка»
- Тайна гибели подводной лодки «Комсомолец». 30 лет спустя | Телеканал Санкт-Петербург
- 7 апреля День памяти всех погибших подводников
В Мурманской области прошли мероприятия, посвященные 25-й годовщине гибели АПЛ К-278 «Комсомолец»
В то же время по составу боевых и технических средств, в том числе по системам управления и системам, обеспечивающим живучесть корабля, она практически ничем не отличалась от находящихся в то время в эксплуатации подводных лодок. Лодка была построена в 1983 году, введена в строй в августе 1984 года и в течение последующих лет проходила опытную эксплуатацию. В этот период проверялись надежность конструкторских решений, соответствие эксплуатационных характеристик и расчетных параметров. Ее испытания проводились интенсивно в самых различных условиях плавания, в том числе на зонную автономность. Как и при любых испытаниях, имели место отдельные неисправности, но ни одной серьезной поломки не про- ззошло. Экипажи подводной лодки по опыту лдазания высоко оценивали ее эксплуатационные свойства. При условии успешного окончания опытной эксплуатации подводной лодки планировалось принять решение о строительстве серии таких кораблей. Вахтенный отсека доложил, что отсек осмотрен, сопротивление изоляции и газовый состав воздуха в норме. Но уже в 11 часов 03 минуты по записи в вахтенном журнале в 7-м отсеке возник объемный пожар большой интенсивности с разгерметизацией системы воздуха высокого давления, что вызвало быстрое повышение давления и температуры в отсеке. Возможной причиной было возгорание электрооборудования в системе рулевой гидравлики или системе сепарации масла из-за разрегулирования устройств управления и защиты этого оборудования или из-за неконтролируемой подачи кислорода в отсек.
По уставу обнаруживший огонь в отсеке должен срочно задраить переборки отсеков, чтобы не допустить распространения пожара в другие отсеки, и тушить пожар имеющимися подручными средствами: пенным огнетушителем, песком и водой. Когда был обнаружен пожар в 7-м отсеке, на центральном посту корабля по общекорабельной системе связи пытались связаться с аварийным отсеком, но ответа не последовало. Вахтенный 7-го отсека очевидно погиб в борьбе с огнем. Учитывая, что пожар в аварийном отсеке не ликвидирован, было принято решение на применение в этом отсеке лодочной объемной химической системы пожаротушения ЛОХ. Но система, которая должна была нейтрализовать пожар высокой интенсивности, оказалась бессильной его остановить. В связи с тем, что команда на перекрытие магистралей воздуха высокого давления и гидравлики, идущих в аварийный 7-й отсек, не была дана, это привело к усилению пожара, потере корабельных запасов воздуха, а также к выходу из строя системы судовой гидравлики. В 11 часов 06 минут на пульте вахтенного механика зажегся сигнал: «Температура в седьмом отсеке больше 70 градусов». Вахтенный механик немедленно объявил: «Аварийная тревога. Всплытие на глубину 50 м».
Подводная лодка увеличила ход и стала всплывать. Но продувание кормовых цистерн главного балласта воздухом высокого давления вызвало усиление пожара в 7-м отсеке. Более того, огонь перекинулся в 6-й отсек. Из-за непроизведенной герметизации переборок по всем отсекам в дальнейшем произошло задымление 2-го, 3-го и 5-го отсеков. На глубине 150 м сработала аварийная защита реактора, который обеспечивал электропитание лодки, и она потеряла ход. В дополнение к этому заклинило вертикальный руль, прервалась межотсечная связь, повредилась система шланговых дыхательных аппаратов, в результате чего часть экипажа получила тяжелые отравления. В 11 часов 16 минут подводная лодка после продувания цистерн главного балласта всплыла в надводное положение с нулевым креном и дифферентом и частично продутой цистерной главного балласта правого борта и не продутой цистерной левого борта. Горячие газы из 7-го отсека по трубе аварийного продувания поступали только в цистерны правого борта, что и дало крен на левый борт. Через 1—2 минуты после всплытия крен достиг 4— 6 градусов на левый борт.
В процессе всплытия были неуправляемы вертикальный руль и кормовые горизонтальные рули. От резкого повышения температуры нарушилась герметизация трубопроводов высокого давления и огонь усилился в 6-м отсеке, возникли местные возгорания в 5-м, 4-м и 3-м отсеках. В дальнейшем при работе комиссии, расследующей причины гибели подводной лодки, было установлено, что пожар, возникший в кормовом 7-м отсеке лодки из-за возгорания электрооборудования привода рулевой системы, привел к воспламенению горючих отделочных материалов. В течение 2—3 минут температура в отсеке значительно повысилась, что в силу конструктивных недостатков привело к разгерметизации магистрали воздуха высокого давления. Поступление в отсек воздуха под большим давлением еще больше увеличило интенсивность пожара, ликвидировать который не удалось. Недостаточная температурная стойкость элементов конструкции лодки и средств борьбы с пожаром не позволили экипажу эффективно противостоять нарастающей аварии. За первые 30 минут развития аварийной ситуации вышли из строя система управления рулями и связь между отсеками, стало невозможным дистанционное управление общекорабельными системами кормовых отсеков, прекратила работу главная энергетическая установка, развился пожар в 6-м отсеке и возникли возгорания в 5-м, 4-м и 3-м отсеках. Сильный пожар вызвал потерю герметичности ряда систем и устройств в 7-м и 6-м отсеках и прилегающих к ним цистерн главного балласта, что привело к поступлению забортной воды в кормовые балластные системы и внутрь прочного корпуса подводной лодки. В акте комиссии отмечена особенность аварии на подводной лодке — редчайшее наложение двух факторов, определивших высокую интенсивность и скоротечность развития пожара, а именно: возникновение пожара и близкое по времени нарушение прочности воздушной магистрали.
Это стечение обстоятельств, требующих принципиально противоположных действий экипажа, — герметизации отсеков при возгорании и раскрытие их в случае поступления избыточного воздуха — существенно осложнило борьбу за живучесть подводной лодки. В 11 часов 23 минут экипаж заглушил реактор. Через 11 минут после этого крен на левый борт лодки увеличился до 8 градусов. По мнению специалистов промышленности, это произошло из-за того, что давление в 7-м отсеке росло от поступления в него воздуха среднего и высокого давления и горячий воздух с продуктами горения через разрушенный трубопровод аварийного продувания стал поступать в цистерну главного балласта правого борта и продувать ее. Разгерметизация трубопроводов гидравлики в 7-м отсеке привела к потере рабочей жидкости в системе судовой гидравлики. По состоянию на 12 часов 10 минут отсеки лодки были задымлены до предела поступающими дымовыми газами, так как не было возможности запустить вытяжной электровентилятор и провентилировать отсеки. Люди в отсеках и на центральном посту вынуждены были находиться в шланговых дыхательных аппаратах, предназначенных для обеспечения дыхания в задымленной атмосфере отсеков. Некоторые из них начали терять сознание. В связи с этим была дана команда о подготовке всплывающей спасательной камеры ВСК подводной лодки.
Эта камера, отделяющаяся от корпуса корабля, предназначена для спасения всего личного состава лодки с глубины, превышающей предельную глубину ее погружения. В 13 часов удалось запустить дизель-генератор, что позволило подать питание на распределительный щит, запустить насос охлаждения и вытяжной генератор. В это же время были освобождены 6 человек из тамбура-шлюза между 4-м и 5-м отсеками и начато вентилирование 3-го отсека. В это время уже предпринимались активные действия по оказанию помощи аварийной подводной лодке. Условный сигнал об аварии с подводной лодки передавался с 11 часов 20 минут до 12 часов 17 минут восемь раз. Первый из них был услышан в Главном штабе ВМФ и на командном пункте Северного флота в 11 часов 41 минуту, но сигнал был неразборчивым и только в 12 часов 19 минут сигнал об аварии был принят. С этого момента на всех уровнях управления стали приниматься меры по оказанию помощи и спасению лодки и ее экипажа. Спустя еще два с половиной часа на командном пункте Северного флота был принят сигнал об усилении пожара на лодке и необходимости эвакуации личного состава. Для спасения лодки и ее экипажа в период с 12 часов 34 минуты до 13 часов 10 минут из г.
Северодвинск вышел отряд кораблей в составе спасательного судна подводных лодок и спасательного буксира.
Традиционно, в этот день в Николо-Богоявленском Морском соборе Петербурга собираются тысячи подводников и родных. Ванина и членов его экипажа — капитана 2 ранга О. Аванесова и ст. Маркова 34 года со дня гибели АПЛ К-278 «Комсомолец» 7 апреля 1989 года в Норвежском море в районе острова Медвежий в результате пожара погибла атомная подводная лодка «Комсомолец» К-278. В память об этом трагическом событии приказом Главнокомандующего ВМФ РФ в 1996 году был установлен «День памяти погибших подводников» - 7 апреля. Во время аварии погибло 42 подводника. Только 27 членов экипажа удалось спасти прибывшим спасателям.
Рыбопромысловая база «Алексей Хлобыстов» одного за другим подобрала моряков. К этому моменту многие подводники погибли от переохлаждения - на борт подняли 30 живых и 16 погибших моряков. Как только члены команды были подняты на борт, судовые врачи начали борьбу за спасение моряков, десять из которых были уже без признаков жизни. Рыбопромысловая база «Алексей Хлобыстов» Троих спасти не удалось, хотя квалифицированные медики, доставленные к месту происшествия на крейсере «Киров», сделали всё возможное. На пути к Североморску использовали все медицинские средства, пригодные в такой ситуации. Произвели тщательное растирание. Моряки были помещены в теплые ванны. Врачи вели круглосуточное дежурство. Состояние троих моряков было средней тяжести. Они прошли курс лечения в палате интенсивной терапии.
Не догнать по холодным волнам. В общем, если коротко: корабль погубила цепь трагических случайностей. Командир всегда последним покидает корабль. Ванин не мог поступить иначе. Мы вместе поднимались с ним по трапу. Думали — позади живых нет. В какой-то момент я обернулся — командир стремительно спускался вниз. Видимо, что-то услышал, понял, что в отсеках кто-то еще есть. Бросить их? Как потом оказалось, Ванин помог спастись из тонущего атомохода мичману Слюсаренко. Наверное, ушли вскоре со службы, тяжело ведь, пережив такое!.. Ходил в дальние походы, правда — на надводных кораблях. Вырастил смену — сын Григорий стал кадровым флотским офицером, служит в Калининграде. Одним из тех, кто после гибели «Комсомольца» в составе госкомиссии разбирался в обстоятельствах трагедии, был капитан 2 ранга Александр Покровский, ныне известный писатель-маринист. Но не был её членом. И акт подписывал не я. Задача же была одна: выяснить причины пожара в кормовом отсеке лодки. Мы выяснили: неисправный дозатор кислорода. Важно всё. Так вот о дозиметре. Из-за его неисправности, кислород поступал в кормовой отсек в неконтролируемых количествах. Это показали расчеты. Расчеты были грубые, поскольку конкретное время выхода дозатора из строя установить не удалось. При такой концентрации возможно самовозгорание ветоши, одежды, паров масла и т. Вот и возгорелось… Выгорело два кормовых отсека. Лодка потеряла продольную остойчивость и затонула. Или пропустила? Все указывало на конструктивные недостатки. А также на человеческий фактор. Очень много было наложений двух этих составляющих. Например, на уникальную лодку, каковой являлся «Комсомолец», с количеством членов экипажа менее 70 человек поставили стандартную кислородную установку К-4 четыре кубометра кислорода в час. Хотя достаточно было разработать и установку на два кубометра — это небольшие деньги. Как результат, К-4 работала на пониженных параметрах. А в случае неисправности дозатора в открытом положении способна была закислородить отсек очень быстро.
7 апреля - день гибели экипажа атомной подводной лодки Северного флота «Комсомолец»
7 апреля - день гибели экипажа атомной подводной лодки Северного флота «Комсомолец» | Характеристика подводной лодки «Комсомолец». Подлодку «Комсомолец» К-278 проекта 685 “Плавник” спустили на воду в 1983-м. |
К-278 "Комсомольц" рекорд погружения — Сообщество «Это интересно знать...» на DRIVE2 | И ещё, что заставляет задуматься – после гибели «Комсомольца» было принято решение прекратить проектирование и строительство титановых подводных лодок. |
Гибель ПЛА «Комсомолец» в 1989 — Teletype | Уголовное дело № 2697-89 о катастрофе атомной подводной лодки «Комсомолец» приостановить. |
"Тех, кто не вернулся": в Приморье почтили память моряков с уникальной подлодки ВМФ СССР | Больше 30 лет назад в Норвежском море затонула атомная подлодка «Комсомолец» — гордость советского флота. |
Гибель «Комсомольца». Почему затонула советская атомная подлодка? | 7 апреля 1989 года затонула атомная подводная лодка "Комсомолец".Дата ее гибели провозглашена в России как День памяти погибших подводников и, наряду с Днем подводника, стала поводом еще раз воздать почести тем морякам, кто до конца исполнял свой долг. |
Гибель «Комсомольца»
Причина гибели подлодки Комсомолец. Атомная подводная лодка «Комсомолец» была сверходорогим и сверхсекретным аппаратом — это одна из причин, по которым Советский Союз не стал обращаться за помощью к Норвегии для спасения моряков. В 1989 году затонул «Комсомолец» — самая дорогая субмарина в СССР. 1. Неразрешимый спор С момента гибели чуда подводного кораблестроения – ПЛА «Комсомолец» – прошло уже более 9 лет. И ещё, что заставляет задуматься – после гибели «Комсомольца» было принято решение прекратить проектирование и строительство титановых подводных лодок.
«Дайте сколько просят…»
- Гибель атомной подводной лодки «Комсомолец». ТАСС уполномочен… промолчать
- «Ушла за считанные минуты»: тайна гибели «Комсомольца»
- Что еще почитать
- 30 лет спустя: В Нижнем Новгороде вспомнили погибших на подлодке «Комсомолец» горьковчан
- Гибель атомной подводной лодки « Комсомолец» | Пикабу
- Тайна гибели подводной лодки «Комсомолец». 30 лет спустя
Триумф и трагедия АПЛ Комсомолец
К тому моменту, как "Комсомолец" всплыл на поверхность, внутри подлодки уже горели шестой и седьмой отсеки, а через несколько минут после всплытия пожар охватил и три соседних — второй, третий и пятый отсеки. Атомная подводная лодка К‑278 «Комсомолец» была спроектирована в ЦКБ‑18 в 1966—1974 годах. 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» — гордость подводного флота СССР. Перед боевым походом подводная лодка «Комсомолец» совершила контрольный выход.
Навсегда подводная: как затонул «Комсомольск»
В ходе ее требовалось добиться минимизации радиационной опасности, исходящей из аварийной подводной лодки. На эту экспедицию были возложены следующие основные задачи: изучение радиационной обстановки непосредственно на лодке и вокруг ее; герметизация носовой части лодки с тем, чтобы уменьшить водоток через открытые волнорезные щиты торпедных аппаратов и воспрепятствовать возможному выносу продуктов разрушения ядерных боеголовок торпед; проведение океанологических исследований для определения направлений возможного переноса радиоактивных веществ из корпуса затонувшей лодки; обследование всплывающей спасательной камеры лодки, которую не удалось поднять во время предыдущей экспедиции. Общее руководство по подготовке и проведению пятой экспедиции было возложено на МЧС России, которое утверждало проекты работ, принимало важнейшие решения по их осуществлению, обеспечивало финансирование работ и контроль за их выполнением. По предложению Министерства была четко определена сфера ответственности привлеченных к работам организаций и предприятий. Так, наиболее масштабные и трудоемкие работы были поручены ЦКБ морской техники «Рубин», где и создавалась подводная лодка «Комсомолец». Сотрудникам этой организации легче, чем кому-либо другому, было предложить технические решения по предотвращению возможных негативных последствий нахождения поврежденной подводной лодки на дне Норвежского моря. Обладая функциями головного исполнителя работ, ЦКБ морской техники «Рубин» смогло обеспечить разработку проекта герметизации лодки и технических средств, необходимых для реализации проекта. Оценку и контроль радиационной обстановки осуществляли НПО «Радиевый институт им. Хлопина» и Российский научный центр «Курчатовский институт». Океанографическими исследованиями в районе гибели подводной лодки занимались Институт океанологии им. В апреле 1994 года ЦКБ «Рубин» и МЧС России приняли к реализации вариант установки жестких заглушек из титана с резиновой отделкой по контуру и механическим креплением их к корпусу лодки.
Работы по герметизации носовой части подводной лодки не имели прецедента и проводились впервые в мировой практике. Перекрыть отверстия носовой части было предложено с помощью двух глубоководных обитаемых аппаратов «Мир». Одним из наиболее сложных этапов операции явилась доставка титановых заглушек и установка их на нишах торпедных аппаратов лодки. В пятой экспедиции по ликвидации последствий катастрофы подводной лодки участвовали научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш» и океанографическое судно вспомогательного флота ВМФ России «Семен Дежнев». С приходом судов в район гибели подводной лодки началась напряженная работа, основные трудности которой выпали на долю экипажей «Мир». Каждое погружение аппаратов было сопряжено с большой опасностью и риском для жизни людей. Члены экипажа аппарата находились и вынуждены были работать в весьма ограниченном пространстве. Погружения проводились при волнении моря и требовали от членов команды отточенных и уверенных действий. Аппараты с максимальной осторожностью опускались с борта корабля мощным краном. Когда отцепляли буксировочный трос, они начинали автономное движение.
При каждом погружении на одном из них крепили титановую заглушку, второй аппарат под водой снимал ее и устанавливал на намеченное отверстие. Работы выполнялись с помощью манипуляторов. Каждый из них : пособен поднимать вес до 80 кг и имеет семь направлений движения: боковые, вертикальные, диагональные и др. Кроме того, корпус аппаратов «Мир» обеспечивал радиационную безопасность людей. Для установки герметизирующих заглушек ЦКБ морской техники «Рубин» разработало и изготовило оригинальные струбцины, которые крепились к комингсам волнорезных щитов торпедных аппаратов. Эта крайне сложная операция потребовала высокого мастерства от пилотов глу боководных аппаратов. В целях радиационной разведки проводились экспресс-анализы проб и гамма-спектрометрия в местах запланированных работ. Ответственные за погружение аппаратов внимательно следили за тем, чтобы в ходе локализации источников радиоактивного загрязнения не допускалось механическое или какое-то крутое воздействие на ядерные боеприпасы, что могло повлечь интенсивный выход плутония. Предусматривались также мероприятия по. Важной частью экспедиции стали океанологические исследования для определения реального переноса радиоактивных веществ из корпуса подводной лодки.
В ходе экспедиции были получены фотоматериалы, свидетельствующие о постоянном присутствии морских механизмов в непосредственной близости от лодки. В связи с этим была необходима надежная консервация лодки, чтобы исключить перенос ими радиоактивных веществ или свести его к минимуму. Это основной и очень серьезный вывод океанологического мониторинга, проведенного на месте затопления подводной лодки и в других слоях. Этого вполне достаточно для того, чтобы вымыть из 1-го отсека способные там образовываться продукты коррозии торпед. Взятые специалистами точечные пробы взвесей показали, что выхода техногенного урана-238 и ощутимых концентраций плутония внутри первого отсека и рядом с лодкой не зафиксировано. Однако, поскольку был обнаружен водоток, требовалось заблокировать возможные пути выхода радионуклидов. Обследование всплывающей спасательной камеры подводной лодки позволило установить, что зацеп камеры для ее подъема в будущем возможен. В результате пятой экспедиции в районе гибели подводной лодки «Комсомолец» был выполнен большой объем научных исследований и подводно-технических работ, проведена частичная герметизация носовой оконечности подводной лодки в целях снижения водотока через проемы волнорезных щитов торпедных аппаратов и разрушения в носовой части. С помощью аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» установлено шесть больших заглушек на проемы и три заглушки меньшего диаметра на разрушения в районе первого отсека. Экспедиция 1994 года заложила надежный фундамент для решения последующей важнейшей задачи — максимального снижения вероятности и интенсивности возможного выноса продуктов коррозионного разрушения торпед из разрушенного корпуса корабля.
Завершила работы по герметизации носового отсека затонувшей подводной лодки шестая экспедиция в 1995 году, подготовка которой проходила достаточно сложно. Задача состояла прежде всего в том, чтобы четко определить приоритетные направления предстоящих научных исследований и подводно-технических работ в условиях ограниченного выделения финансовых средств на экспедицию. С точки зрения конструкторов, следовало обязательно провести весь объем работ по максимальной герметизации корпуса, в том числе снять бытующее мнение о таящейся в подводной лодке серьезной опасности для окружающей среды и здоровья людей. И только потом уже заняться дальнейшими исследованиями. Доводы же исследователей сводились к тому, что лодку вообще нет нужды герметизировать, поскольку имеющиеся данные свидетельствуют об отсутствии сколько-нибудь значительной угрозы. Полезнее направить все финансовые средства на мониторинг и исследования, а с герметизацией не торопиться и провести эти работы, когда будет возможно их финансирование. После обстоятельных обсуждений было принято решение о герметизации корпуса лодки, а операции по подъему всплывающей спасательной камеры и дальнейшие исследовательские работы отодвинулись на более поздний срок. Хлопотина», ЦНИИ им. Ширшова РАН и ряда других учреждений и организаций. Баумана, впервые участвующие в подобных работах.
В этом НИИ заблаговременно подготовили технические предложения по созданию механизма многоразового использования для герметизации разлома корпуса подводной лодки. Ученым института принадлежит идея объемной гидролокализации разрушенных участков лодки и верхних торпедных аппаратов. Демин», с которого осуществлялся мониторинг окружающей среды. Сложные работы по консервации лодки выполнялись с бортов двух аппаратов «Мир», прекрасно зарекомендовавших себя в предыдущей экспедиции. Их первое парное погружение состоялось 5 июля.
Все моряки прошли медикаментозное лечение, в результате чего у большинства состояние было признано удовлетворительным. Это тем более удивительно, если вдуматься, что мужчины провели в ледяной морской воде практически 1,5 часа. Что дальше? Во-первых, детально установить момент начала развития аварийной ситуации невозможно в силу уникальности лодки — в составе ВМФ СССР отсутствовала однотипная К-278 субмарина, на которой можно было бы провести следственные действия. Во-вторых, по мнению ряда специалистов, одной из главных причин уже последующего неблагоприятного развития аварии стала малочисленность экипажа — к этому времени в ВМФ СССР, в том числе в силу хронического дефицита кадров, характерного для советской экономики в принципе, сделали ставку на «малолюдные» лодки с высокой степенью автоматизации. Исходно проект 685 должен был иметь экипаж из 41 человека, в процессе проектирования и строительства он был доведен до 64. Для сравнения, на близких по размеру американских подлодках типа «Лос-Анджелес», строившихся в тот же период, численность экипажа составляет 129 человек, на несколько меньших британских «Трафальгарах» — 130. Отдельно стоит отметить, что в практике советского подплава вторые экипажи в основном были «береговыми» и имели меньший опыт обращения с лодкой и подготовки в целом, чем основные. В случае с К-278 эта проблема усугублялась тем, что в силу уникальности субмарины найти достаточное число специалистов с опытом службы на этом проекте для второго экипажа было невозможно. Часть офицеров и мичманов получили такой опыт, участвуя в качестве прикомандированных в автономках и учебных выходах в море первого экипажа лодки, но проблемы в целом это не решало. Первое — большее насыщение внутреннего объема лодки механизмами осложняет, в случае аварии в кормовых отсеках турбинные и вспомогательных механизмов , быструю локализацию ее источника и начало борьбы за живучесть. Второе — малочисленность боевых смен также не позволяет быстро реагировать на ситуацию. По этому сценарию развивались события и на «Комсомольце», где в 7-м отсеке в момент начала развития аварии находился единственный член экипажа — вахтенный матрос Нодари Бухникашвили, сразу же погибший. В дальнейшем неблагоприятное развитие событий приводит к серийным отказам систем лодки, дополнительно осложняя борьбу за живучесть для сокращенного экипажа. В данном случае сложно говорить о том, насколько эти обстоятельства сыграли роль в катастрофе К-141 «Курск» в августе 2000 года, учитывая, что в этом происшествии по-прежнему нет ясности с действительной картиной событий, включая возможное участие иностранных подлодок. Так, американские АПЛ типа «Вирджиния» имеют экипаж из 135 человек, тогда как заметно более крупные и несущие большее количество разнообразного оборудования и вооружения отечественные субмарины проекта 885 имеют экипаж в составе 85—90 человек по разным данным. Близкую к «Вирджиниям» численность экипажа будет иметь еще более крупная и насыщенная сложным оборудованием атомная подводная лодка специального назначения «Белгород» — 130 человек. Уроки из гибели «Комсомольца» все-таки были извлечены: внесенные в программу подготовки экипажей изменения позволили, по имеющейся информации, избежать тяжелых последствий в ряде опасных ситуаций уже позднее, в 1990—2000-е годы. Попутно отпраздновал я день рождения, кок испек торт. Вообще настроение в том походе у всех было приподнятое — нам удалось обнаружить несколько американских подводных лодок. Это огромная удача! А пока я отдыхал у себя в каюте. Кушать не стал, нас кормили пять раз в день, физически столько не съесть. Около полудня вышел на построение и инструктаж. Как потом выяснилось, матрос там погиб сразу. На разведку пошел мичман — и тоже погиб. Срочно начали всплывать. Но ситуация ухудшалась с каждой секундой. Шестой и седьмой отсеки в огне. На лодке 400 баллонов со сжатым воздухом. Огонь и кислород — гремучая смесь. Начало гореть даже то, что гореть не должно. Я был в спасательной группе. Задача — загерметизировать и изолировать горящие отсеки. Мы едва успевали вытаскивать раненых и обожженных ребят. Казалось, вокруг ад — теснота, дым, нечем дышать, и я выношу своего товарища, который остался без кожи. Начались электрические замыкания. Мы не знали, что творится в шестом и седьмом отсеках, но в остальных ликвидировать возгорание удалось. На базе знали о ситуации. Над лодкой уже кружили два военных самолета. Нам сообщили, что на помощь идут гражданские суда, люди начали эвакуироваться — прыгать в воду. А мы, спасательная команда, вдохнули свежего воздуха — и полезли обратно в лодку. Надо было забрать секретную документацию и аппаратуру. В этот момент лодка накренилась. И пошла ко дну. Пожар 07 апреля 07. Примерно в одиннадцать утра в электрооборудовании 7 отсека начался пожар, который быстро распространился на остальные отсеки. Огонь привел к нарушению герметичности 6-го и 7-го отсеков, что привело к поступлению в кормовые цистерны и корпус судна внешних вод. За каких-то полчаса аварийной ситуации, пожар развился и стал причиной возгорания в других отсеках: 5-ом, 4-ом, 3-ем. Стало невозможным и дистанционное управление системами корабля. Так как, в аварийном отсеке пожар не был ликвидирован в срочном порядке что требовал устав , встала необходимость нейтрализовать огонь с помощью объемной химической системы пожаротушения. Однако, система оказалась бессильной перед пожаром высокой интенсивности. Комиссия, расследовавшая причины гибели подлодки, установила, что в концевом 7 отсеке судна пожар возник, так как электрооборудование привода рулевой системы загорелось и перекинулось на горючие отделочные материалы.
Военные моряки почтили память погибших товарищей минутой молчания под сигналы корабельных тифонов. Атомная подводная лодка «Комсомолец» была спущена на воду 9 мая 1983 г. По своим тактико-техническим характеристикам этот корабль опережал своё время на четверть века.
Хауге согласился с Элисе Хельдал в том, что радиационное загрязнение от К-278 «Комсомолец» практически не скажется на пищевой цепочке человека. Между тем эколог обратил внимание на гораздо более серьезную и актуальную на сегодняшний момент угрозу, исходящую от еще одной российской АПЛ — находящейся на глубине 248 метров в Баренцевом море севернее Кольского залива в местах рыбного промысла субмарине К-159 проекта 627А «Кит». Проржавевшая советская субмарина 30 августа 2003 года якобы из-за шторма утонула по пути буксировки из отстойника в закрытом городе Островной Мурманская область на плановую утилизацию в город воинской славы Полярный. В результате инцидента погибли девять человек. АПЛ К-159 перед буксировкой на плановую утилизацию Фото: Wikipedia Любопытно, что на утилизацию К-159 и других 15 атомных субмарин из отстойника западные страны выделили России около 200 миллионов долларов. По словам руководителя операции по буксировке К-159 капитана второго ранга Сергея Жемчужнова, впоследствии обвиняемого в инциденте с АПЛ в 2005 году уголовное дело в отношении военного из-за недоказанности было прекращено , зарубежные «деньги требовалось как можно быстрее освоить, отрапортовав в Москву об очистке баз Северного флота». В интервью «Коммерсантъ» военный рассказывал , что понтоны-двухсоттонники ССП-200, с помощью которых подлодка держалась на плаву, были изготовлены в 1940-х годах, предназначались для подъема кораблей, а не буксировки и крепились к проржавевшему «корпусу, прочность которого в некоторых местах была сопоставима с прочностью обыкновенной фольги». Но так как я по образованию не являюсь судоводителем, в данном случае я полагался на мнение специалистов, которые готовили проект и осуществляли контроль за подготовкой АПЛ к переходу», — утверждал Жемчужнов. К-159, как отмечается в презентации Курчатовского института , представляет серьезную актуальную опасность для радиационной обстановки в Баренцевом море. Причина этого заключается, помимо сравнительно неглубокого залегания субмарины и неудовлетворительного состояния ее корпуса, в самом устройстве АПЛ, где фактически отсутствуют надежные защитные барьеры между отработавшим ядерным топливом ОЯТ и морской средой. Все для людей Как напоминает The Barents Observer — норвежское издание, заблокированное в феврале 2019 года Роскомнадзором «за пропаганду самоубийства» из-за материала про саамского гея Дэна Эрикссона — в двух реакторах К-159 находится ядерное топливо из двуокиси урана с алюминиевой матрицей в оболочке из нержавеющей стали, что при уровне обогащения примерно в 20 процентов позволяет оценить общую массу находящегося на морском дне радиоактивного изотопа уран-235 в 50-60 килограммов. Материалы по теме: 5 июля 2019 Однако, например, еще в августе 2011 года мурманские «Вести» сообщали , что К-159 содержит 800 килограммов отработавшего ядерного топлива, в связи с чем «Росатом» решил поднять эту и «еще одну атомную подводную лодку, которая потерпела крушение на востоке Карского моря». В октябре того же года руководитель проектного офиса комплексной утилизации АПЛ дирекции ядерной и радиационной безопасности госкорпорации Анатолий Захарчев заявил РИА Новости , что подъем К-278 «Комсомолец» Россия самостоятельно в ближайшие десять лет провести не сможет, а перед этим имеет смысл извлечь советскую К-27 — единственную АПЛ проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя, у которой еще в мае 1968 года в реакторе левого борта произошел перегрев тепловыделяющих элементов. Тогда аварийный корабль на реакторе правого борта сумел добраться до базы. В результате инцидента погибли девять человек, остальные члены экипажа были переоблучены. В сентябре 1981 года К-27 с законсервированными реакторами затопили у полуострова Степового в Карском море, где до сих пор субмарина и находится на глубине около 70 метров. Стоимость работ по извлечению К-27 Захарчев оценил в «50 миллионов долларов плюс-минус 10-15 миллионов».
Тайна гибели подводной лодки «Комсомолец». 30 лет спустя
7 апреля 1989 года затонула атомная подводная лодка "Комсомолец".Дата ее гибели провозглашена в России как День памяти погибших подводников и, наряду с Днем подводника, стала поводом еще раз воздать почести тем морякам, кто до конца исполнял свой долг. День гибели подлодки "Комсомолец" считается в России Днем памяти погибших подводников. обзоры пользователей. Спустя четыре года после гибели в море капитана 1 ранга Ванина вдова командира атомной подводной лодки "Комсомолец" узнала, что тело мужа подняли вместе со спасательной камерой, которая затонула рядом с атомариной. 30 лет назад в Норвежском море затонула подводная лодка «Комсомолец». «Подводная лодка проекта 685 «Комсомолец» на тот момент была самой совершенной многоцелевой субмариной.
7 апреля День памяти всех погибших подводников
По своим тактико-техническим характеристикам этот корабль опережал своё время на четверть века. Лодка имела сверхпрочный титановый корпус, глубину погружения более 1000 метров ей принадлежит аб-солютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок - 1027 м , подводное водоиз-мещение 8500 тонн, скорость хода более 30 узлов. Корпус подводной лодки до сих пор находится на дне Норвежского моря на более чем полуторакилометровой глубине. Общественная приемная.
Лишь в сентябре 1971 года АПЛ проекта 661 была направлена на боевую службу. Эта подводная лодка с обтекаемым корпусом и мощной энергетической установкой показала рекордную скорость 44,7 узла. Однако этот проект не пошёл в серию, причиной чего явилась несовершенство атомной установки. А вот титан оправдал все надежды… Когда в 1959 году СКБ-143 предложили создать малогабаритную, одновальную комплексно-автоматизированную высокоскоростную АПЛ с минимальным экипажем, вопрос о титановом корпусе ещё не стоял. Анатолий Борисович Петров, назначенный руководителем проекта 705, имел недостаточно опыта в конструировании, и с 1963 года на этой должности его сменил Михаил Георгиевич Русанов 1909 — 1986 гг.
К творческим идеям А. Петрова Русанов добавил свой опыт конструктора, в результате чего получился шедевр кораблестроения. По многим техническим показателям АПЛ проекта 705 намного опередил своё время… В зарубежных военно-морских кругах эту АПЛ называют уважительно — «голубой дельфин». Эта атомная подводная лодка строилась как опытная, имела титановый корпус торпедообразной формы и была одновальной. На стабилизаторах располагались двигатели и гребные винты экономического хода. Корпус снаружи покрывался резиновым антигидролокационным слоем. Была предусмотрена всплывающая спасательная камера, рассчитанная на весь экипаж корабля, но она никого не спасла, потому что экипаж не знал основного свойства корпуса своего корабля, о чём я скажу ниже. Рабочая глубина составляла 1 000 метров, а предельная — 1 250 метров!
На такой глубине лодка была неуязвима для противолодочных сил и средств. В 1977 году умер Н. Климов и проект доводил Ю. Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 685, получившая название «Комсомолец», предназначалась для действий против подводных лодок, авианосных соединений и для других операций. Лодка действительно была уникальной и ей принадлежит рекорд глубины для подводных лодок.
Военные моряки почтят память погибших товарищей минутой молчания под сигналы корабельных тифонов. Затем в храме Святителя Николая Чудотворца, расположенном в городе Заозёрске, пройдет поминальная литургия. На Северном флоте особое внимание уделяется развитию поисково-спасательных сил и совершенствованию методик проведения спасательных операций. Ежегодно проводятся учения, в ходе которых моделируются различные чрезвычайные ситуации на борту подводных кораблей и отрабатываются действия спасателей.
Наше общество, наш военный флот, следуя инстинкту самосохранения, просто обязаны из первых уст узнать, как велось расследование и к каким выводам в итоге пришло. И почему результаты той многолетней напряженной работы были негласно дезавуированы - по устному приказу, одним росчерком пера. Слово - Борису Сергеевичу Попову. Дело о катастрофе атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец" было возбуждено 9 апреля 1989 года военным прокурором Северного флота по признакам преступления, предусмотренного п. Предварительное следствие на первом этапе проводилось следователем по особо важным делам военной прокуратуры Северного флота майором юстиции Луневым С.
Через некоторое время, по указанию Главного военного прокурора по результатам изучения дела, оно было передано в производство старшего следователя по особо важным делам при Главном военном прокуроре. Им стал подполковник юстиции Целовальников Г. С того же времени надзор за исполнением законов при производстве предварительного следствия и контроль расследования по данному делу были возложены на Шеина B. Следствие проводилось в условиях обозначившегося с первых же дней после катастрофы противостояния позиций представителей ВМФ, с одной стороны, проектировщиков и строителей лодки - с другой стороны, относительно причин гибели корабля и 42 членов экипажа. Конечно, не учитывать эти позиции, как и другие заявления в связи с катастрофой, было нельзя.
При этом Целовальников и Шеин понимали, что только всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела, независимо от чьих бы то ни было мнений и желаний, позволит установить обстоятельства катастрофы АПЛ К-278. Требовалось дать мотивированные ответы на вопросы о соответствии нормам и правилам действий и решений тех должностных лиц, которые участвовали: а в проектировании, строительстве, испытаниях, приемке в состав ВМФ и эксплуатации погибшей АПЛ; б в формировании и боевой подготовке 604-го экипажа; в в направлении АПЛ с 604-м экипажем на боевую службу; г в обнаружении пожара в 7-м отсеке, в его тушении и борьбе за живучесть лодки; д в организации спасания экипажа. С самого начала следствия Целовальников завел алфавитный именной указатель, куда вносил фамилии, имена, отчества и должности лиц, которые упоминались в уже имеющихся материалах дела - со ссылкой на источник этих сведений. Такой указатель ежедневно пополнялся данными, полученными в ходе проводившихся следственных действий. Кроме того, каждый член следственной группы вел свой календарный план - план работы на текущий и последующие 2-5 дней.
На запланированные следственные действия, например, допрос свидетеля - члена 604 экипажа, составлялся отдельный план, что требовало знания относящихся к предмету предстоящего следственного действия данных. Много времени было уделено организации по делу экспертиз и подбору экспертов, поскольку по целому ряду вопросов требовались специальные познания, а экспертных учреждений по данным вопросам не было. При этом были учтены пожелания руководства Военно-Морского флота о включении в состав экспертов вполне конкретных лиц. Шеин, с учетом его загруженности другими делами, находящимися в производстве следователей отдела, изучал материалы этого дела как в Москве, куда они представлялись следователем, так и в Санкт-Петербурге, куда он неоднократно выезжал для работы по данному делу, в том числе для допроса ряда свидетелей. В частности, бывшего командующего 1-й флотилией атомных подводных лодок - руководителя опытной эксплуатации АПЛ К-278 в 1984-1986 годах вице-адмирала Чернова Е.
В мае-сентябре 1989 года он, будучи в то время заместителем начальника Военно-морской академии имени Н. Кузнецова, совместно со специалистами академии выполнил с разрешения главнокомандующего ВМФ анализ аварии на АПЛ К-278 и действий 604-го экипажа при борьбе за живучесть в ходе этой аварии "Анализ действий личного состава АПЛ-К-278 при борьбе за живучесть подводной лодки 7 апреля 1989г. Вице-адмирала Чернова старший следователь Целовальников с участием Шеина допрашивал в течение нескольких рабочих дней.