15 февраля весь православный мир отметит Сретение Господне – это один из великих двунадесятых праздников. Сретение Господне — это двунадесятый непреходящий праздник, который отмечается ежегодно 15 февраля, 2 февраля по старому стилю. Сретение 2023: приметы на 15 февраля, традиции и обряды. Православие сегодня Праздники Праздник Сретение Господне: что читают и поют в храме +когда и зачем освящают свечи.
Когда и какого числа отмечают праздник Сретение Господне в 2023 году
Православный праздник Сретение Господне, который христиане отмечают 15 февраля (2 февраля по старому стилю), напомнит о традициях, царивших среди иудеев. В праздник Сретения Господня, перед началом Божественной Литургии, в конце чинопоследования 6 часа, на амвоне перед, Царскими Вратами происходит освящение свеч, и последующая их раздача верующим. Сретение Господне — один из 12 главных церковных праздников. Как гласит предание, в этот день в иерусалимский храм принесли Иисуса, где младенца увидел праведный старец Симеон. В Византии Сретение Господне было признано великим, двунадесятым, праздником только в VI веке — и все благодаря чуду. Праздник Сретения Господня установлен в память о встрече мудрого старца Симеона и младенца Христа.
Сретение Господне 2023: традиции и обычаи праздника
Традиционно Сретение принимается славянами как долгожданная встреча уходящей и ослабевающей зимы с наступающей весной. Уходят холода и тёмные ранние вечера, световой день постепенно увеличивается, а это означает, что весна уже очень близко. Что можно и что нельзя делать в Сретение? На Руси Сретение как праздник любили за то, что в этот день прежде всего нужно было веселиться и отдыхать, в то время как ссоры, брань и излишне усердная работа были неуместны, так как могли обидеть солнце. На Руси в Сретение принято было гулять на свежем воздухе, угощаться блинами, которые символизируют светило, всячески веселиться и радоваться скорейшему приближению весенней поры. Не зря мы уже неоднократно упомянули солнце — праздник Сретение напрямую связан с обрядами «ублажением небесного светила», которое является самым ярким природным символом весны. На Сретение нельзя печалиться и скучать, а также не принято выполнять работу. Даже все дела по дому и быту, кроме приготовления пищи, оказывались под запретом.
Также не принято было в этот день совершать уборку в доме, подметать и работать на дворе и в огородах. По поверью считалось, что такие действия могут навлечь беды не только на человека, но и на его близких и даже на всю деревню. Кстати, стирка и мытьё тоже оказывались в Сретение под запретом.
Также важно обратиться к Деве Марии. Такие слова в этот день наделены особым смыслом. Просьбы касаются благополучия в семье, защиты детей, процветания и просветления: Богородица Дева, радуйся! Благодатная Мария, Господь с Тобою.
Благословенна Ты меж женами и благословен Плод чрева Твоего. От непорочного зачатия Ты родила Спасителя душ наших. Также молитвы возносятся к Иисусу, родители просят его о здравии и благополучии своих детей: Господь наш Всемилостивый. Как тебя Дева Мария привела в храм на поклон, так и мы просим за наших детей. Защити их от горя и печали, защити от нечистого и осади в их душах радости бытия. Стань их надеждой и поддержкой в жизни, и мы, рабы Твои грешные, будем молиться за Тебя и за ангелов, которые проповедуют слово Твое! Подари мне свое благословение и прощение.
Молю Тебя, избавь меня от грехов, наставь на путь истинный. Каюсь я во всех своих поступках грешных и прошу Тебя, Святая Мария, подари мне благополучие и счастье да убереги от всех бед. Да восславлю я имя Твое! Во веки веков. Я прошу Тебя подарить мне счастье земное и благо духовное. Молю, услышь меня в этот светлый день, не отрекайся от меня, дай мне сил. Прости меня грешного и отпусти все грехи мои, ибо каюсь я и желаю встать на путь истинный, чтобы быть ближе к Тебе, мой Господь.
Молю Тебя, подари мне счастье, благополучие и радость в жизни. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. На Сретение почитают икону Пресвятой Богородицы, называемую «Утоли мои печали».
Эта традиция стала своеобразным компромиссом, совмещающем и дохристианские традиции и христианство, ведь в народе верили, что сретенские свечи могут защитить дом от молнии и пожара. Православные же относятся к сретенским свечам благоговейно: их хранят весь год и зажигают во время домашней молитвы и особых прошений. В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое: встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия: в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной, что породило массу пословиц и поговорок, например, "на Сретение зима с весною встретилась", "в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила". Последние зимние холода и первые весенние оттепели называли Сретенскими, а после праздника крестьяне начинали множество уже совсем "весенних" дел; выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья и, конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья. Кстати, не нужно гадать, какой будет весна и когда она придет - вся информация уже есть в нашем материале.
В Автограде ждут прихожан на радостную встречу в храме Серафима Саровского - он обзавелся сияющими золотыми куполами. Расставляя иконы дома, помните, что "красный угол" требует вашего особого внимания!
Традиции празднования Сретения Господня не зависят от того, на какой день недели выпадет число 15 февраля, потому что этот праздник входит в 12 самых главных двунадесятых церковных дат. Хотя в 2024 году этот праздник выпадает на будний день 15 февраля — среда , Святая церковь рекомендует православным соблюдать строгие традиции. Лучше всего начать день с посещения храма. Если же у вас не получается попасть в церковь утром, обязательно зайдите в нее после работы Что нужно сделать, придя во храм?
Побывать на службе, помолиться соборно, приложиться к иконе, выставленной в честь праздника на аналое, поставить свечи, подать записки на литургию. Также в день празднования рекомендуется причаститься и исповедоваться. Принесите домой свечи, которые вы освятили на празднике Сретения Господня. Храните их рядом с домашним иконостасом и зажигайте лишь по особым случаям. Согласно православной традиции и народным приметам, эти освященные свечи берегут от болезней и защищают жилище от пожара. Если вы в ссоре — помиритесь. Простите всех, обиду к кому вы все еще остро ощущаете.
Соберитесь с родными и близкими за праздничным ужином. На стол подайте свежеиспеченные блины — своей формой и цветом они означают дарующее жизнь Солнце, которое, в свою очередь, заставляет нас думать об Иисусе. Домашнее празднование лучше всего провести без алкоголя. Православные традиции, народные приметы, картинки для поздравления с праздником, как организовать празднование и что означает слово «Сретение» — ищите у нас ответы на все эти вопросы! На Сретение Господне нельзя: Делать грязную и тяжелую работу. Заранее спланируйте свой календарь так, она выпала на другое число. Топить баню.
Отправляться в дорогу: авиабилеты и все другие билеты лучше приобрести на другое число. Проведите двунадесятый праздник дома, в уюте и спокойствие. Народная традиция считает, что те, кто начинает странствие 15 февраля, рискуют столкнуться с повышенной опасностью и необычными трудностями в дороге. Иди тем более, самому в лес или рощу. Конфликтовать, ругаться, пререкаться, гневаться. Решайте все домашние недоразумения исключительно мирным путем. Грустить, унывать, говорить о своих страданиях, жаловаться на тяжелую долю и несправедливую судьбу.
Празднование Сретения Господня должно пройти в атмосфере радости и доброты. Оставлять деньги на кухонном столе — к безденежью. Точно так же, как пропадают выставленные на стол блюда, пропадут и деньги. Вышивать, вязать, рукодельничать — все эти занятия на двунадесятый праздник по народной традиции притягивают беды и болезни. Выносить из дома мусор — по примете, вместе с ним вы выносите деньги, счастье и удачу. Выделите в календаре 15 февраля: к этой дате вы должны прийти свободными от грехов, с чистой душой и сердцем. Гоните от себя плохие, злые, нечистые мысли — исправьтесь и покайтесь.
Также число 15 февраля означает собой момент, когда православные начинают готовиться к грядущему Великому посту. Народные приметы на Сретение Господне Праздник 15 февраля окружен множеством народных примет, по которым предсказывали погоду.
Сретение Господне. История встречи человека со Спасителем
Праздник Сретения Господне связан с событием принесения младенца Иисуса Богородицей и праведным Иосифом в Иерусалимский храм, где его увидел старец Симеон. Сретение Господне. Свое название он получил в связи с празднуемым Церковью событием, которое произошло вскоре после Рождества младенца Иисуса. Православие сегодня Праздники Праздник Сретение Господне: что читают и поют в храме +когда и зачем освящают свечи. Христианский праздник Сретение Господне православные отмечают 15 февраля, а католики на две недели раньше — 2 февраля.
Сретение Господне 15 февраля: в чем суть праздника и что категорически нельзя делать
Итак, праздник Сретение Господне, на Западе установленный, может быть, в V веке, на Востоке празднуем был еще с III века. Праздник Сретения Господня является непереходящим и ежегодно отмечается через 40 дней после празднования Рождества Христова, то есть – 15 февраля (2 февраля по старому стилю). В отличие от многих других христианских праздников, даты которых меняются каждый год, Сретение Господне всегда отмечается 15 февраля. необычный праздник: в отличие ото всех остальных, посвященных, условно, кому-то одному, он одновременно Господский и Богородичный.
Сретение что это за праздник , как его отмечают (+ молитвы)
Начался он в Эфиопии... Некоторые города так сильно были им объяты, что и вовсе обезлюдели. Так что и я, описавший это,... Я же возвращаюсь туда, откуда отступил, и расскажу остальное о Юстиниане» [31]. И вновь, как и у Прокопия, — ни слова о празднике Сретения. Ясно, что он не имеет к этой чуме никакого отношения. Обратим внимание и на то обстоятельство, что традиционная дата появления чумы в Константинополе 542 г. А ее начало, согласно Евагрию, относится ко второму же году «по взятии Антиохии персами».
Отсчитывая, таким образом, четыре года от завоевания Антиохии 540 г. Неудивительно, что эти даты фигурируют у некоторых историков, в том числе у цитируемого далее кардинала Цезаря Барония 544-й год [32]. Прокопий и Евагрий, пережившие все ужасы чумного мора, были бы весьма озадачены утверждением минейной легенды о том, что бедствия «кончились в тот же день», т. Рассмотренные византийские источники красноречиво свидетельствуют о полной непричастности природных бедствий шестого века к установлению богослужебного чествования Сретения Господня и подтверждают как акцентируемое нами сообщение Никифора Каллиста, связывающего реформу праздника с окончанием Пятого Вселенского Собора 553-го года [35], так и краткие, но важные заметки Георгия Амартола , разграничивающего введение и последующее изменение литургического статуса этого торжества. Так завершается византийская церковно-историческая традиция в отношении праздника Сретения, — традиция, как мы убедились, фактологически корректная и заслуживающая доверия. Можно было бы ожидать, что именно она послужит в дальнейшем основанием для официальной церковной версии об установлении Сретения. К сожалению, этого, по каким-то причинам, не произошло.
История формирования уже знакомой нам позднесредневековой легенды, которой до сих пор вынуждены поучаться христиане на праздник Сретения Господня, не является целью настоящей работы. Попытаемся лишь кратко наметить характерные пути ее становления. Чума в Византии и праздник Сретения: истоки и формирование легенды Обращаясь к истокам этого странного сказания, устанавливающего причинно-следственную связь между богослужебным чествованием сорокового дня земной жизни Спасителя и чумой, поразившей Византийскую империю в середине VI -го века, обнаруживаем, что его первоначальные варианты принадлежат, очевидно, западным летописцам, чья осведомленность в церковной жизни Константинополя не может быть сопоставлена, разумеется, с осведомленностью рассмотренных выше византийских авторов, живших внутри своей церковно-исторической традиции. Не будучи «свободными исследователями», но — церковными историографами, они, тем не менее, не перешли здесь тот важный рубеж между достоверной традицией и псевдоблагочестивым вымыслом, отсутствие которого в отечественной церковной историографии прошлого и нашего времени столь неприятно поражает интеллигентного читателя. Действительно, знаменательное ибо первое по времени сообщение Павла Диакона устанавливает между чумой и праздником Сретения лишь формально-хронологическую связь, хотя заинтересованный историк легко может истолковать эту предельно лаконичную, к сожалению, фразу в желательном для него контексте. Спор здесь попросту невозможен. Однако более поздняя и пространная хроникальная заметка, принадлежащая перу анонимного «монаха из Урсикампа» ок.
Здесь мы читаем следующее: «542-й год. В ту пору, когда великий мор поразил Константинополь, учреждается праздник Очищения Блаженной Марии, который по-гречески зовется «Hypante», что означает «Сретение», ибо в этот день Симеон пришел в Храм, когда туда принесли Господа; после чего бедствие то отступило от города]» [33]. Эта заметка, как видим, уже ясно и несомненно формулирует генетическую зависимость между чумой и праздником Сретения. Более ранняя заметка подобного рода пока не обнаружена. В его также популярной всемирной Хронике, составленной по указанию папы Климента IV , о празднике Сретения сказано следующее: «В те времена [при императоре Юстиниане Великом. Среди поздних второстепенных по своей источниковой ценности свидетельств об обстоятельствах введения в византийской церковный календарь праздника Сретения выделяется заметка из знаменитых Церковных Анналов римского кардинала Цезаря Барония 1538—1607. Библиотекарь в Ватикане , блестящий знаток рукописной церковной историографии Востока и Запада, Бароний выступает здесь не как средневековый летописец-компилятор, но как ученый историк, пытаясь предпринять обзор к сожалению, далеко не полный доступных ему источников и дать хотя бы беглую критику некоторых из них.
В этой связи он пишет следующее. Когда же протекло времени не долее трех месяцев с той поры, как мор охватил Константинополь, случилось чудо. Хотя не свидетельствуют о том ни Прокопий, ни Евагрий [sic! Ибо столь великое благодеяние — установление торжественно справляемого праздника в честь Божией Матери Марии, повторяемого в ежегодном церковном круге, — осталось навеки запечатленным в памяти потомков. Этот праздник ввел в Западной Церкви папа Геласий [492—496], уничтожив языческий праздник Луперкалий: мы упомянули о том в примечаниях к Римскому Мартирологию [Februarii II]. Кроме того, об этом празднике в честь Богородицы... Обратим внимание на деликатные и даже скрытые — но именно поэтому совершенно замечательные — упреки в адрес Прокопия Кесарийского и Евагрия Схоластика, — упреки, разумеется, несправедливые: ведь не могли же добросовестные византийские авторы VI столетия свидетельствовать о том, чего не было в действительности!
Выражая их в форме сожаления, Бароний вместе с тем прекрасно понимает, что единственно достоверными историками буквально «свидетелями» событий юстинианова времени могут быть только наблюдавшие их современники [36] , поэтому он и не противопоставляет здесь открыто Прокопию и Евагрию историков и хронистов позднейшего времени, опиравшихся на предшествовавшую традицию, степень достоверности которой они не всегда могли либо просто не желали критически проанализировать. В обстоятельных примечаниях к Римскому Мартирологию кардинала Барония находим некоторые дополнительные сведения: «Очищение». Об этом празднике сообщает Беда [37] и другие латинские писатели; греки также указывают этот день, что известно из Менология [Месяцеслова] и постановления императора Мануила о праздниках. В древних рукописях праздник, справляемый в этот день 2-го февраля , известен под разными названиями: «Праздник Симеона и Анны», «Представление», «Встреча». Во времена императора Юстиниана этот праздник начали отмечать в Константинополе, о чем свидетельствуют как греческие, так и латинские авторы: Никифор, Павел Диакон, Георгий Кедрин под 9-м годом царствования Юстина. Сигеберт в Хронике под 542-м годом так говорит о причине, послужившей поводом установления праздника [... Некоторые полагают, что не следует доверять Никифору [Каллисту] о времени установления этого праздника [39].
Таким образом, список конкретных авторов, сообщающих о введении Сретения в Константинополе, ограничивается у Барония всего лишь четырьмя именами, и потому наша подборка свидетельств о древнейшем периоде существования этого праздника в Восточной Церкви является на сегодняшний день наиболее полной [40]. Весьма знаменательна здесь и деликатная, но достаточно ясно отражающая историографическую позицию Барония характеристика Никифора Каллиста. Действительно, хроникальная заметка последнего о причинах возвеличения праздника Сретения имп. Юстинианом даже при самом большом желании не может быть согласована со сказанием о чуде во время чумы, явно импонировавшим ученому кардиналу. Подводя предварительные итоги, наметим наиболее вероятную, на наш взгляд, схему образования этой противоречивой традиции. При этом временные и пространственные координаты целого ряда независимых друг от друга событий, на него наслаивавшихся, окончательно перепутались. Откровение о надписи на воротах антиохийских домов «Христос с нами, стойте!
Популяризаторов этой легенды, воспроизводящих ее вплоть до сего дня, не смущали ни конкретные свидетельства древних источников об установлении праздника императором Юстином, ни то, что ни один византийский хронист, относящий это событие ко времени его преемника, императора Юстиниана, не ставит церковное торжество в генетическую зависимость от губительного мора и землетрясений не одновременных чуме , ни даже то, что современники бедствий юстинианова времени не только ничего не знают о спасительном для всех сретенском богослужении в разгар чумы, но свидетельствуют прямо противоположное, говоря о тщетных попытках отчаявшихся людей найти спасение в святых храмах! Серьезных же церковных историков, таких как кардинал Цезарь Бароний или наш протоиерей Григорий Дебольский , эти вопиющие противоречия между фактами и вымыслом, безусловно, смущали, но они, по понятным причинам, должны были отстаивать официальную версию событий. Литература Рубан Ю. Сретение Господне Опыт историко-литургического исследования. Так греки называют Храм Гроба Господня , Воскресение. В переводе И. Помяловского, во второй фразе цитируемого отрывка, допущена серьезная неточность: сущ.
VII, вып. О «службе» в собственном смысле, т. Patrologia Orientalis, t. XXXVI, fasc.
Это и объясняет основной смысл праздника — встречу, сближение человека с Богом. Традиции праздника Сретение один из 12 главных церковных праздников и дата его ежегодно не меняется. Это всегда 15 февраля. Нередко свечам, освященным на Сретение приписываются чудесные свойства: способность отгонять злых духов или, к примеру, оберегать дом от попадания молнии.
В прошлом Сретение праздновали 2 февраля. Изменения произошли после перехода православных христиан с юлианского календаря на григорианский. Какой это праздник и что он означает Чтобы понять значение праздника, необходимо изучить историю. Как говорится в священном писании, однажды у священнослужителя Симеона было ведение, в котором к нему явились ангелы. Святые поведали представителю духовенства о том, что однажды он встретится с сыном Божьим и выполнит важную миссию. После этого прошло много десятков лет, однако знаменательное событие все не наступало. И вот однажды в храм пришла Дева Мария с ребенком на руках. Старец сразу почувствовал, что момент настал. Он аккуратно взял дитя на руки, посмотрел на его и отдал обратно матери. Симеон понял, что он держит на руках Спасителя человечества, и что люди будут находиться под божьей защитой. Спустя некоторое время священнослужитель умер. В народе его прозвали Симеоном Богоприимцем. Смысл праздника заключается в том, что случилась знаменательная встреча Иисуса с народом в лице священнослужителя. Она олицетворяла единение и гармонию. Еще одно значение, которым наделяет церковь этот праздник — это встреча Нового и Ветхого Завета. Дата вошла в историю и ее начали отмечать последователи Иисуса. В этот день верующие открывают Господу душу и принимают его с умиротворением и радостью, как это в свое время делал Симеон. До этого периода знаменательная дата не являлась самостоятельным событием и завершала празднование рождения Сына Божьего. С тех пор на протяжении более чем 1400 лет в этот день ежегодно во всех церквях и храмах собираются верующие. Представители духовенства надевают самые лучшие одеяния белого или голубого цвета.
По необходимости помыться в праздник можно. Народный запрет на мытьё был связан с посещением бани. Растопить её — большой труд. Зимой посещение кладбищ на Руси прекращалось из-за снежных заносов. Сейчас помолиться за упокой над могилой на Сретенье церковь не запрещает.
Приметы на 15 февраля: что нельзя делать в Сретение Господне
Сре́тение Госпо́дне, также Сретение Господа нашего Иисуса Христа (церк.-слав. срѣтеніе — «встреча»), Принесе́ние во Храм. Если в ночь с 14 на 15 февраля начать вбивать в поисковик церковное слово "Сретение", а праздник Сретения Господня отмечают именно 15 февраля, то, к великому изумлению, можно узнать об этом дне много совершенно невероятного. Православный праздник Сретение Господне, который христиане отмечают 15 февраля (2 февраля по старому стилю), напомнит о традициях, царивших среди иудеев. Сретение Господне входит в список 12 самых значимых — двунадесятых — праздников в году, посвященных событиям земной жизни Спасителя и Пресвятой Богородицы. Большой христианский праздник Сретение Господне отмечается 15 февраля.
15 февраля 2025 года – Сретение Господне: история, смысл, молитвы (+видео)
Рассказываем, какого числа Сретение Господне в 2024 году, традиции празднования и народные приметы на Сретение. Большой христианский праздник Сретение Господне отмечается 15 февраля. Праздник Сретения Господня установлен в память о встрече мудрого старца Симеона и младенца Христа. Сретение Господне. Православный праздник Сретение Господне, который христиане отмечают 15 февраля (2 февраля по старому стилю), напомнит о традициях, царивших среди иудеев.