В ноябре 2023 года основателя образовательной компании, крупного предпринимателя – Аяза Шабутдинова, обвинили в мошенничестве в особо крупном размере. Глава «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина, комментируя уголовное дело в отношении Аяза Шабутдинова, заявила, что эту новость «ждали с весны». В столице России ФСБ задержала блогера-миллионника Аяза Шабутдинова по подозрению в мошенничестве с образовательными курсами, передает «360».
Аяз Шабутдинов, его несуществующий миллиард и фейковые ученики
Позиционирование барбершопа с рисунками на голове и бороде как некоего мужского клуба и сообщества одного из комментаторов «наводит на смутные сомнения в ориентации» участников. Как же получилось, что великий бизнесмен Аяз Шабутдинов и все его маркетологи не сумели просчитать элементарную проблему неготовности аудитории к таким резким нововведениям? Судя по тегам уже бывшего «Лайк Барбершопа», не просчитали. Мальчик из провинции, поселившись в башне «Федерация», уже и забыл, как живут в небольших городах и какие парикмахерские там нужны. Выводы получаются однозначными Работающей схемой можно назвать только продажу тренингов и франшиз. Сами бизнес-модели, продаваемые франчайзи, совершенно нежизнеспособны.
Реальные расходы в разы отличаются от заявленных. Более-менее держаться на плаву какое-то время можно только в одном случае — если ты сам стоишь на кофе-точке и разливаешь утренний американо зевающим клиентам, содержишь сомнительной легальности хостел в унаследованной от бабушки квартире или стрижешь роту солдат ежедневно. Понятно, что «свой бизнес» в идеальных мечтах молодых и амбициозных — это офис в «Москва-Сити», спортивный автомобиль и ноутбук под пальмой. Именно на эти красивые картинки и ведутся посетители бесконечных гастрольных туров Шабутдинова. Только вот почему-то количество картинок со столь же впечатляющими результатами не увеличивается.
И о дальнейшей судьбе тысяч новоявленных юных «бизнесменов» «Лайк Центр» не заботится. По сути, так называемый холдинг «Лайк» — трансформированная копия «Бизнес-молодости». Проект, в котором основным источником денег становятся неопытные новички, мечтающие о «пенсии в 35». После того как Аяз прошел обучение в «Бизнес-молодости», он стал по той же схеме гастролировать по разным городам с речами о легких миллионах, которые может зарабатывать каждый, стоит только захотеть. Сам Шабутдинов обижается, когда его проект сравнивают с оригиналом, и уверяет, что разница между ними ключевая: «БМ», дескать, зарабатывают на студентах, а Аяз — исключительно на продаже и обслуживании франшиз.
Редакция «Навики» разницы не видит, поскольку результат один и тот же — тренеры гастролируют, бизнесы открываются, а прибыль есть только у тренеров и только от выступлений, у учеников по-прежнему одни убытки. Очень четкое описание этой схемы есть на сайте «Альфа-клиент»: «Наверху управляющая компания с юристами, финансистами, маркетологами, под ней множество бизнес-проектов. В каждом есть партнер, который отвечает за оперативную работу, франчайзи и торговый дом, который и приносит основные деньги. Работает система так. Обычно идею бизнеса в Like приносит опытный партнер, затем он открывает новую собственную точку в другом городе как правило, Ижевске , чтобы обкатать бизнес-модель; и наконец стартуют продажи франшизы и бурный рост.
Задача Аяза — помочь с масштабированием и обеспечить поток франчайзи». Кроме того, как вы уже заметили, в случае неудачи все шишки летят на «открывателя», потому как именно с ним заключаются договоры, именно он становится ответственным за все огрехи. Аяз — медийный фейк Собственно, в эту схему вполне вписывается реальная роль Аяза Шабутдинова — лица в достаточной мере убедительного для того, чтобы обманывать вдохновлять молодых и малоопытных. Прекрасный проект для сбора легковерных юношей и девушек, которых как раз и можно чаще всего увидеть на тренингах «вундеркинда». Так же как и его «коллега» Дмитрий Портнягин, Аяз — блогер, свадебный генерал с блестящими аксельбантами.
И без него бизнес по продаже псевдофраншиз будет стоить ровно ноль. Если Сергей Шнуров продаст группу «Ленинград», на последующие концерты не будет куплено ни одного билета. Какими бы гениальными музыкантами ни были покупатели группы. И даже если допустить, что за Шнура музыку и тексты напишет какой-то литературный негр, все хотят слушать голос харизматичного мужика «из Ленинграда». Или если тренинги Ирины Хакамады со всем их содержимым продать другой даме, то на них тоже никто не пойдет.
Личный бренд, как сейчас модно говорить. Ходят слухи, что за холдингом Аяза стоят некие «большие дяди», но редакция «Навики» не нашла тому никаких доказательств. К тому же любые «дяди», будучи серьезными игроками рынка, объяснили бы нанятому на роль гуру мальчику, почему следует хотя бы минимально заботиться о репутации и смотреть хотя бы на шаг вперед. Тот же факт, что Аяз постоянно врет, попадается и снова врет, не заботясь даже о правдоподобии текущего вранья, намекает на его самостоятельность. Ну и на влияние «Бизнес-молодости».
Именно на тренингах «Бизнес-молодости» Аяза и еще не один десяток юных инфобизнесменов научили публично брать на себя заведомо невыполнимые обязательства, а когда наступает срок исполнения, торжественно врать, что они были выполнены. Именно так у Шабутдинова и появился миллиард, рождающий слухи о «дядях» за его спиной, — дескать, если у мальчика миллиардная прибыль, он явно не сам по себе мальчик. Гипотеза логичная, но опирается она на неверную предпосылку — никакой миллиардной прибыли, как мы уже выяснили, у Аяза нет. И все его «смелые» метания, новые провальные идеи и прочий шумный пиар не стоят на плечах у неких теневых исполинов, а базируются на банальном непонимании, как важны для инфобизнеса этичность и репутация. Так что можно не слушать сплетни и последовать совету Наполеона Бонапарта — не объяснять злым умыслом то, что объясняется простой глупостью.
А может быть, мы неправы в своих подозрениях и на самом деле на франшизе от Аяза реально заработать? Начать со сколачивания кроватей для хостела, а через несколько месяцев привлечь инвесторов и стать миллиардером? Вот вам главная вдохновляющая история Шабутдинова — 10 миллионов инвестиций, 4 миллиона прибыли. Отличный результат для 20-летнего мальчика, который еще вчера сам мастерил кровати из бруса для своего первого квартирного хостела, начав с кредита в 100 тысяч и бесплатной стиральной машинки, пожертвованной доброй подругой. Но вопрос: где деньги?
Посмотрите на отчетность по «Лайк Хостелу» за 2013 год. Никакие 10 миллионов заемных средств здесь не фигурируют. Заемные средства — 736 тысяч рублей в долгосрочном периоде, 400 тысяч — в краткосрочном. Куда остальное делось? И, судя по всему, «Лайк Хостел» даже в исполнении самого Аяза с его, казалось бы, уже легендарной бизнес-хваткой — не особо-то прибыльная модель.
Очень похоже на еще один старый анекдот о том, как заяц открыл в лесу обменный пункт. Меняет доллар на два. Звери в удивлении. Как так? В чем обман?
Лиса обменяла, все нормально, не обманул, деньги настоящие. Другие звери прибежали, всю наличность из нор выгребли, поменяли. Дошла наконец весть до медведя. Еще один вопрос вдогонку: как это при декларируемых Аязом со сцены многомиллионных и даже миллиардных доходах все еще применяется упрощенная система налогообложения? Но те, кто приходит на его тренинги, слишком молоды и неопытны, чтобы знать, как проверяются подобные данные.
Юным и полным надежд важны голливудские сценарии, большие цифры и вера в собственную исключительность. По мнению бывшего руководителя отдела технологий бизнес-издания Rubase, феномен Аяза Шабутдинова — это умелая работа с аудиторией, а также моделирование курсов «Бизнес-молодости». Легкий слог, грамотные иллюстрации, формат реалити-шоу. Все это делает квазибизнесмена популярным среди молодежи. Истории успеха только липовые В качестве доказательств адепты Аяза неоднократно размахивали регалиями учеников и самых успешных последователей «Лайк Центра».
И здесь шило тоже вылезло из мешка. На вранье и подтасовке фактов Аяз попадается регулярно. Один из самых скандальных эпизодов — липовая история успеха Азы Мисакян, якобы создавшей свой бизнес в США. Скрыть этот провал или хотя бы замолчать самые неприятные детали у Аяза не получилось. На своем выступлении во время очередного бизнес-тренинга Шабутдинов вдохновенно вещал, как он помог девушке Азе открыть в Лос-Анджелесе Музей иллюзий.
Аяз демонстрирует свое восхищение Азой: «Я вообще не понимаю, как ты это все сделала». Аза кокетничает: «Да, блин, ты же сам объяснил, как сделать». Вдохновенно рассыпавшись в благодарностях за тренинги и науку управления собственным бизнесом, Аза даже прислала данные о выручке по проекту около полумиллиона долларов. Вот только одна деталь: этот бизнес не принадлежит Азе и никакого права раскрывать конфиденциальные финансовые отчеты и бухгалтерские документы у нее не было. Как «опытный бизнесмен», Аяз консультировал фигурантку, тем более присвоил себе ее фейковый успех и при этом не знал реального положения дел в компании?
Реальный хозяин Музея иллюзий Александр Донской был сильно удивлен и озадачен, когда узнал, что на тренинге «Трансформация» Аяз взахлеб рассказывает, как многого добилась Аза Мисакян, которая сама, без посторонней помощи открыла в Лос-Анджелесе музей. Объездила кучу мест, проанализировала конкурентов и теперь владеет бизнесом. Ничего, что всю эту работу проделывал именно Александр? Довольно быстро история разлетелась по Сети, и выяснилось, что Аза Мисакян — просто недорогая наемная сотрудница, да еще и не самая расторопная. Александр Донской, реальный руководитель проекта «Музей иллюзий», был шокирован той ложью, которая стала частью «тренинга» Шабутдинова.
И не постеснялся осветить события так, как они происходили на самом деле. Аза — наемный сотрудник, и ее приходилось постоянно пинать. Даже при этом проект был сдан не вовремя, а «Лайк Центр» уж точно не имеет к нему никакого отношения. И каким образом можно было превратить чужую идею во франшизу, которую, кстати, успешно завалили, как и ряд других франшизных идей? Девушка Аза в свое оправдание снова заявила, что таки у Аяза училась, что действительно изучала «механики конкурентов» и что это она как-то неверно донесла информацию о том, что данный бизнес принадлежит ей.
Ну ведь она же запускала Музей иллюзий в Лос-Анджелесе? И очень удивлялась, почему Донской так разозлен из-за упоминания «Лайк Центра», который присвоил себе этот проект. Наверное, потому что Аяз Шабутдинов во время своего выступления совершенно четко сказал, что Музей иллюзий — франшизная заслуга «Лайк Центра», при этом фамилия Донского в истории даже не фигурировала. А Донской совершенно не обрадовался, когда цифры его бизнеса вдруг оказались обнародованы, да еще приписаны каким-то посторонним людям, и теперь «Лайк Центр» собрался плодить ему конкурентов, украв чужой бренд и дискредитируя деловую репутацию Музея иллюзий. Дружеский найм?
Дружеская помощь?
Как отреагировала общественность Наталья Калистратова рассказала, что в соцсетях ей пишут люди, тоже желающие вернуть деньги, уплаченные «Like Центру», с просьбой помочь в их ситуации. Однако есть и противоположная реакция: в соцсетях предприниматели, блогеры и ученики «Like Центра» публикуют слова поддержки с хештегом АязМыСТобой вот, например, посты во «ВКонтакте ».
Фото: официальная страница « Лайк Центр » во «ВКонтакте» Также в телеграм-канале Шабутдинова сообщается , что крупные предприниматели подписали ходатайство в защиту блогера. Кроме того, на портале Change. Её уже подписали более 4700 человек.
Как сообщает «Коммерсантъ», в поддержку Шабутдинова выступил уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов. Избранную судом меру пресечения в виде ареста бизнес-омбудсмен счёл чрезмерной, а также увидел в деле ещё несколько «болевых точек» — прежде всего, криминализацию отношений в рамках договора оказания услуг. Омбудсмен также дал комментарий Business FM, в котором подчеркнул : «С точки зрения правовой, конечно, сразу бросается в глаза, что идут разбирательства в гражданских судах, арбитражных судах, и когда, по-видимому, там позиция у заявителей слабая, они начинают обращаться в следственные органы и возбуждать уголовное дело.
Всегда мы были за то, что если есть экономические претензии, они должны решаться в гражданском судопроизводстве». Более того, Титов подчеркнул значимость образовательного проекта Аяза Шабутдинова, назвав его одним из важных институтов корпоративной среды. Это всё составные части процесса бизнес-образования.
Если кому-то не понравилось, что-то недоработали, это надо решать, ещё раз, через гражданские суды», — резюмировал уполномоченный по защите прав предпринимателей. Также бизнес-тренера поддержала Ксения Собчак. В своём телеграм-канале журналистка заявила , что избранная мера пресечения слишком сурова для вменяемой статьи.
Она назвала ажиотаж, возникший из-за задержания блогера, пляской на костях, подчеркнув, что дело ещё не расследовано, а приговор не вынесен. Представители сферы EdTech, похоже, заняли выжидательную позицию. Она была посвящена бизнес-итогам третьего квартала 2023 года, однако в контексте там упомянули и ситуацию вокруг «Like Центра».
Участники мероприятия отметили, что всё только началось, поэтому пока непонятно, к чему это приведёт. Но серийный технологический предприниматель, основатель бизнес-клуба Reforma и сооснователь «Нетологии-групп» Максим Спиридонов высказался в своём личном телеграм-канале подробнее. Из его поста следует, что фактически он рассматривает дело Аяза Шабутдинова как определённый этап развития сферы инфобизнеса.
Но станет ли арест главы «Like Центра» апогеем решения «проблемы инфобиза» со стороны государства или за этим последуют дела других крупных инфобизнесменов — вопрос, по его мнению, открытый. Рассуждая о причинах этой ситуации, Максим Спиридонов сравнил контроль в сфере онлайн-образования с регулированием интернета. Ведь поначалу вообще никакого законодательного регулирования для него не существовало, однако к нынешнему моменту ситуация кардинально изменилась.
Отношение к инфобизнесу и к необходимости как-то его контролировать и регулировать власти тоже сформировали не сразу, а лишь накопив информацию. Главный вывод, который сделал автор поста: ударив по инфобизнесменам из числа наиболее заметных, государство подчёркивает необходимость платить налоги в полном объёме, выполнять данные клиенту обещания и держать качество образовательных услуг в разумных пределах. Соответственно, инфобизнесу придётся «увеличить финансовую чистоплотность» и заняться самоцензурой в продукте и маркетинге, чтобы не обманывать клиентов.
Максим Спиридонов Фото: личный архив Максима Спиридонова Максим Спиридонов также отметил , что полноценная защита прав клиентов существует только в устоявшихся сегментах бизнеса, а в новых требуется время на выработку подходов. Чем моложе сфера бизнеса, тем больше рисков берёт на себя потребитель, и «тем больше моральной ответственности лежит на продавце за то, чтобы донести всё многообразие нюансов его продукта». Тем не менее начало регулирования этой сферы было неизбежным.
Оно появляется, «когда набрано достаточное количество наблюдений, жалоб потребителей, медийных событий, судебных процессов и общественных реакций на них».
В настоящее время бизнес-тренеру предъявлены обвинения по 15 эпизодам мошенничества в отношении его учеников. Также сотрудники правоохранительных органов проводят проверку по факту ещё 25 заявлений в отношении Шабутдинова, поступивших в полицию. Читайте также: В уголовном деле Шабутдинова появился новый фигурант. Источники в правоохранительных органах сообщали журналистам, что операцию по задержанию проводило Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции совместно со столичным УФСБ. Через некоторое время стало известно, что на основателя образовательного "Лайк центра" пожаловались ученики : на тот момент восемь потерпевших утверждали, что отдали суммарно 5 млн рублей за рекомендации, которые фактически состояли из совета "верить в себя".
Хороший тренинг — это эдакий ментальный душ, который надо иногда принимать, чтобы морально не стухнуть. Тренинг — это мощная инъекция нового окружения и мотивации. С этой задачей лучше всего справляется наш продукт «Концентрат». Ответ: Не согласен категорически, потому что я и сам... Смотрите, в чем дело. Просто сухая информация о бизнесе, вычитанная из книг или форумов мало помогает. Нам важен контекст этой информации. Возможность задать тренеру напрямую интересующий вопрос, оценить, что делают другие, посмеяться над самыми распространенными ошибками. Познакомиться с людьми со схожими ценностями. Люди, купившие одну из франшиз Like, не всегда становятся успешными.
Я горжусь, что мало кто из наших партнеров закрывается. Такие случаи всегда исключительны. К сожалению, не все готовы работать по-настоящему, преодолевая закономерные трудности и барьеры. Сейчас наша задача — не подпускать тех, кто не готов, к нашим франшизам. Ответ: Да, не всегда. Франшиза — это не кнопка «получить деньги». Франшиза — это тщательно собранная практическая информация о том, как люди заработали денег на какой-то теме в другом городе. Франшиза — это когда вам дают лопату и говорят в каком месте копать. Но если вы не будете копать или станете вяло тыкать приступом в землю, то до результата вы не дороетесь. Аяз выманивает деньги из подписчиков в соцсетях!
Он выманил 210 тысяч у читательницы и уехал с ними из России, так пишет журнал Mash! Если вдуматься, сама постановка вопроса шизофренична: вряд ли я бы стал убегать за границу с суммой в 210 тысяч рублей. Все мои бизнесы стоят намного дороже. Жалко, что в эпоху беспощадного хайпа люди верят в то, что даже звучит нелогично. Надеюсь, у меня получилось прояснить ситуацию по всем пунктам. И сейчас мне хочется вставить сюда пункт 9, чтобы вы не думали, что я пытаюсь нарисовать из себя непогрешимого ангела. Все мы люди и все мы ошибаемся. Ответ: Жалко, что журнал Mash не указал, что деньги из подписчицы выманил не я, а мошенник, который создал копию моей страницы во «ВКонтакте». Да, в последнее время мы столкнулись с такой проблемой: всякие жулики активно нас копируют и пытаются, прикрываясь нашим брендом, продать наши курсы в два-три раза дешевле номинала. Естественно, перечислив деньги, никаких курсов вы в ответ не получите.
Мы сотрудничаем по этому вопросу с правоохранительными органами. Хочется надеяться, что все мошенники получат по заслугам. В феврале 2018 года со сцены нашего мероприятия прозвучала информация о том, что наша выпускница сумела открыть Музей иллюзий в Лос-Анджелесе. Мы стараемся, чтобы даже наши промахи работали на нас. Бизнес ошибается — и это факт. Если вы будете строить бизнес, вы тоже будете ошибаться, с этой мыслью лучше смириться сразу. Важно то, что происходит после ошибки. Ошибка — это подсказка Вселенной: «Чувак, выбери другой путь к своей цели, этот не работает». Слушайте себя, любите мир, приходите на наши мероприятия! На самом деле эта девушка — наемная сотрудница в компании Александра Донского, которому и принадлежит этот музей.
Отдала больше миллиона: костромичка на всю страну рассказала об обмане компании Аяза Шабутдинова
По данным СМИ, Шабутдинов, который в последнее время проживал за рубежом, вернулся в Москву, а уже спустя короткое время в его съемные апартаменты наведались сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. Операция проводилась совместно со столичным главном ФСБ. Блогера обвиняют в мошенничестве при продаже образовательных курсов. Представитель Шабутдинова в беседе с Telegram-каналом Baza заявила, что блогера не задерживали. Не знаем, откуда пошла новость», — заявила она. Впоследствии в центре, открытом Аязом, пообещали предоставить уточненную информацию.
Успешный успех Свой путь в бизнесе Аяз начал в 2013 году, открыв хостел в родном Ижевске. Небольшой стартап перерос в сеть, а за хостелами последовало открытие кофеен. Очередной продукт Шабутдинов планировал запустить 3 ноября — в день своего задержания. На его аккаунты подписаны почти 2 миллиона человек. На сайте сообщества говорится, что оно «поможет найти друзей, единомышленников и партнеров по бизнесу».
Поэтому я хочу вам помочь! Вероятно, продаваемые образовательные курсы не гарантируют достижения тех финансовых целей, о которых говорил блогер. Возможно, именно этим путем следствие будет доказывать вину», — добавил юрист. Шабутдинов действительно использует популярные среди инфобизнесменов стратегии продаж, говорит юрист Ассоциации блогеров и агентств АБА Валерия Минина. Часто в офертах онлайн-курсов инфобизнесменов результатом оказанных услуг является только предоставление доступа к материалам курса, обращает внимание она: «Гарантии успеха никогда не пропишут в документах». В случае с «обиженным учеником» следствию надо будет доказать, что деньги организаторами курсов были получены именно обманом или со злоупотреблением доверием, в этом суть состава «мошенничество», рассуждает в свою очередь юрист Павел Катков. Также надо уделять внимание тому, как работал сам ученик, насколько точно он выполнял рекомендации школы», — резюмировал Катков.
Разбираемся в ситуации. Сегодня, 3 ноября, арестовали популярного блогера Аяза Шабутдинова. Он только-только прилетел из-за границы в Москву и отправился в съёмную квартиру. Не успел товарищ отдохнуть после дороги, как его задержали. Полиция обвинила парня в крупном мошенничестве, а также оповестила, что к нему "есть вопросики и по налогам". У Аяза два миллиона подписчиков в социальных сетях. Он активно рассказывал о своей красивой жизни, снимал видеоролики и призывал людей к такому же успеху. На данный момент он является автором обучающих курсов, программ и тренингов по развитию новых направлений бизнеса. В 2013 году у Шабутдинова появился проект Coffee Like. Мини-кофейни одна за другой открывались в регионах, где в этой сфере было относительно свободно. Вскоре бизнесмен упаковал всё во франшизу и стал торговать ею. Шабутдинов работал и над другими проектами: туристическими агентствами, барбершопами, пиццериями, языковыми школами. Но в итоге он решил сконцентрироваться на одном деле и открыл образовательную компанию "Like центр". В последние годы блогер Аяз занимался инвестициями и продажей обучающих курсов про "успешный успех".
Он занимался инфомошенничеством, обманывал людей и уклонялся от уплаты налогов. Также Мизулина ожидает, что правоохранительные органы скоро начнут проверку блогеров Михаила Литвина, который прославился разнообразными способами уничтожения очень дорогих автомобилей и Гусейна Гасанова, который учит «мышлению миллионера». Председатель ЭС по непрерывному образованию ГосДумы, член ОС при Минобрнауки РФ Евгений Сжёнов также предвидит новые аресты и считает, что это положительно скажется на нише образовательных услуг: — Правоохранительные органы всерьёз взялись на блогеров, продающих образовательные и квазиобразовательные услуги. Так, после г-жи Блиновской проблемы возникли у блогера—миллионника Аяза Шабутдинова. Для вузов с их программами ДПО это хорошая новость и повод повысить качество своих программ, маркетинга и оргсопровождения, т. Впрочем, у полиции есть свой «чёрный список» блогеров, к которым у правоохранителей вопросы. Ходили слухи, что такой список есть и у налоговиков, но в ФНС это отрицают , поясняя, что действуют по ситуации. Блогерам теперь стоит быть вдвойне внимательными, поскольку подход силовиков кардинально изменился. Если в начале года претензии были только к уплате налогов, и дела могли завершаться после погашения задолженности, то теперь уже речь идёт о мошенничестве. Шабутдинову грозит не просто штраф, а тюремное заключение сроком до 10 лет.
Аяз Шабутдинов, его несуществующий миллиард и фейковые ученики
Как сообщает телеграм-канал Mash, 32-летний блогер заплакал в зале суда в ходе рассмотрения апелляции на его арест. Сидя за решеткой, он напомнил, что у него есть дети, взросление которых он может не увидеть из-за угрожающего ему срока. Он попросил освободить его из СИЗО, предложил залог в 15 миллионов рублей и развернул плакат с надписью «Предприниматель», который запретили снимать. Фото: кадр с видео Mash На заседании присутствовали трое пострадавших по его делу, которые рассказали, что на сеансах в рамках своих курсов Шабутдинов проводил медитации, на которых их поили странным кофе, вызывавшим приступ эйфории.
Дав тем самым понять, что причиной возбуждения дела стало именно обращение указанных восьмерых пострадавших одна из которых — Дарья Калистратова, заплатившая пресловутые 1,9 миллиона — уже жалуется на преследование со стороны фанатов Шабутдинова , общий ущерб для которых составил 4 миллиона рублей. Ирония в том, что если суд согласится с версией прокуратуры и подведет предложенное описание действий под статью 159 ч. Ведь прокуроры описали, по сути, принцип работы каждого «инфоцыгана» в России. Все эти бизнес-коучи точно так же продают курсы и вебинары, где обещают три короба — а граждане, «убежденные в высокой результативности», платят бешеные деньги. И если Шабутдинова посадят, то, соответственно, под угрозой посадки окажутся и все остальные «инфоцыгане». И им придется либо жить с риском посадки, либо отказываться от «тренинговой» части своего бизнеса.
А это, на минуточку, рынок, где крутятся миллиарды рублей. Неудивительно, что участники или интересанты этого бизнеса крайне не заинтересованы в том, чтобы Шабутдинов получил срок. В поддержку блогера уже высказались многие медийные лица. Кто сейчас за него активно заступается», — говорит известный российский бизнесмен Игорь Рыбаков известный не только как промышленник, но и как автор видеороликов с названиями типа «Секрет миллиардера: как быстро заработать деньги». Другие указывают вину самих покупателей «курсов» Шабутдинова.
По этой статье Аязу Шабутдинову грозит до 10 лет колонии. Его арестовали до 16 декабря, защита будет обжаловать арест. Свою вину блогер не признал. Не согласны с задержанием и ученики бизнес-тренера.
В соцсетях они публикуют посты со словами поддержки своему наставнику. О деле высказалась и журналист Ксения Собчак. Она считает, что арестовывать Шабутдинова не следовало. Но есть и другая сторона. Есть очень много людей, в том числе и моих знакомых, которые говорят, что Аяз им помог: научил, вдохновил, мотивировал. Очевидно, не представляет реальной опасности для окружающих. Я считаю, что СИЗО — это очень жестко для такой статьи. Да, инфобизнес — штука сомнительная, но по таким статьям сажать в СИЗО и правда как-то жестко», — отметила журналист Ксения Собчак. В этом году правоохранительные органы, похоже, всерьез решили заняться инфоблогерами.
Но, по заявлению истца, этого не произошло, и уже на первом разделе обучения его убытки составили 60 тыс. Поскольку никаких навыков и заработка курс не принёс, истец решил от него отказаться и вернуть денежные средства. В связи с этим Шевыряев просил не приводить в исполнение решение суда о взыскания стоимости договора и неустойки в размере 51 тыс. Кроме того, по этой же причине было решено не удовлетворять заявленные истцом требования, и в апреле этого года в деле была поставлена точка. Ранее журналисты писали о том, что как минимум двое белгородцев дошли до суда из-за курсов задержанного Шабутдинова. Также Бел. Ру белгородец рассказал о своём негативном опыте посещения вебинара Аяза Шабутдинова: по его словам, он ушёл через полчаса после начала мероприятия — «стало неприятно». Узнать подробнее Читайте также:.
Проще, чем дошик заварить. Как успешный успех довел Аяза Шабутдинова до тюрьмы
Глава «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина, комментируя уголовное дело в отношении Аяза Шабутдинова, заявила, что эту новость «ждали с весны». Глава «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина, комментируя уголовное дело в отношении Аяза Шабутдинова, заявила, что эту новость «ждали с весны». Основатель бизнес-школы «Like Центр» Аяз Шабутдинов назвал свой арест «недоразумением» и «нездоровым сигналом» для бизнеса. Блогера Аяза Шабутдинова обвинили в мошенничестве. На оперативном видео лицо Аяза Шабутдинова закрыто, так требуют правила задержаний. Бизнес-тренер Аяз Шабутдинов находится сейчас в эпицентре скандала: блогера обвиняют в крупном мошенничестве. Сейчас же следственные органы обратили внимание на одного из главных представителей этого бизнеса в России — Аяза Шабутдинова.
В Москве задержан Аяз Шабутдинов. На чем заработал коуч-миллиардер, обвиняемый в мошенничестве?
Только вот другие преподаватели не гарантируют студентам миллионные доходы после обучения. Напрячься стоит исключительно тем, кто использует агрессивный маркетинг и намеренно завышает ожидания клиентов. Друзья, согласны с адвокатом Аяза? К чему приведёт прецедент?
Сами, дураки, виноваты. Комментарий юриста по корпоративному праву, анонимно: «Аяз очень честно подходит к работе. Не врет, просто недоговаривает. А люди читают ровно то, что хотят прочитать.
И чаще всего — не мелкий шрифт. Его аудитория — молодые, абсолютно неопытные юноши с максимализмом в голове. Насмотрелись картинок, вдохновились и уже рисуют в своем сознании образы будущих миллионов и кругосветных путешествий. Самое главное, что цена этой иллюзии невелика — всего 100—300 тысяч, деньги, которые даже 18-летний недоросль может взять у мамы или как потребительский кредит в банке. Что Аяз предлагает за эти деньги? На сайте так и написано: информацию о том, куда можно их вложить. Он не продает бизнес, он не входит в круг ответственных за результаты. Он просто работает таким информационным агентом между людьми, которые хотят получить деньги на свою авантюру, и людьми, которые хотят потратить деньги на свою иллюзию.
Помните анекдот про Вовочку, у которого папа трансформатором работает? Получает 220, домой приносит 127, на остальные — гудит! Вот примерно такая же схема. Аяз — посредник между двумя мечтателями. Его инвестиционный клуб — это отличная попытка сыграть на высокорисковой системе чужими руками. Банки не дают кредиты бизнесу, у которого нет оборотных средств. На сайте инвестиционного клуба мы видим совершенно "никакие" требования к участникам инвестиционной программы. Потому что инвестиционному клубу "Лайк Центр" абсолютно все равно, прогорит это предприятие или пойдет в гору.
Будущим бизнесменам он тоже ничего не обещает, кроме того, что найдет для высокорисковых проектов достаточно глупого и достаточно самонадеянного инвестора или нескольких , которые дадут денег. А вот это мифическое "личное поручительство" прекрасно решает проблему финансовых претензий: в крайнем случае можно быстро объявить себя банкротом и все долги списать. В качестве пушечного мяса привлекаются молодые дарования — они неопытны и пока много чего не знают. Как птенцы, которых выкинули из гнезда. Крыльями замахал и полетел — молодец. Не получилось — ну и ладно. Опять же никакой заинтересованности. Хотя, на мой взгляд, госпоже Беляевой стоило бы привлечь Аяза к коллективной субсидиарной ответственности за проблемы с ее туристическим бизнесом.
Так как он числится в составе учредителей, это можно было сделать. Но здесь мы и видим проявление той самой неопытности и подростковой инфантильности: дама просто не в курсе, как решаются вопросы в таких случаях, она понадеялась на партнеров, а партнеры не спешат расставаться с деньгами, предпочитая бросить леди под танки. Нездоровая схема, но для российского бизнеса нового поколения — нормальная». Подобных «факапов» случалось несколько, просто со сцены о них не рассказывают. Например, «не зашла» тема с «Лайк Барбершопами». Начнем с цифр. Обратите внимание: основной вид деятельности «Лайк Барбершопа» — это оказание услуг парикмахерскому бизнесу, а не носителям пышных усов и бород. С самого начала эта структура задумывалась не как мужская парикмахерская, а как еще одна «вертикаль власти» по схеме, похожей на «Лайк Тревел».
И здесь снова фигурируют заказные отзывы, которые копирайтеры-фрилансеры даже ленятся писать заново для разных ресурсов. Вот мы видим некоего Ивана, зашедшего постричься и привести в порядок бороду, а потом восхищенного мужской атмосферой, предложенными напитками и качеством услуг: Некий ivan. Остался крайне доволен. А вот этот Иван магическим образом становится Филиппом, и ему снова нравится «фри-бар», он снова пьет две чашки кофе и снова общается с барбером на многие темы, а потом обещает прийти еще. А вот про «Лайк» в 2017 году пишет некий Евгений, уверяя, что результат один в один как на фотографии, которую принес для примера. Ничего удивительного в отзыве бы не было, если бы он слово в слово не повторял отзыв на барбершоп ChopChop, оставленный тем же Евгением четыре года назад. Некоторые франчайзи все-таки успели сообразить, что от ассоциации с «Лайк-холдингом» одни неприятности, поэтому провели ребрендинг и публично об этом объявили. Так и родились хештеги большенелайк и вжопулайк.
С барбершопами по всей стране это была изначально плохая бизнес-идея. За пределами МКАДа данная культура вряд ли приживется в ближайшие годы. У большинства людей в провинции возникает четкий ассоциативный ряд «гламурный барбершоп — нетрадиционная ориентация». Хипстеров предлагается слать к собачьим… так сказать, гениталиям вместе с пафосом и килограммом понтов. Позиционирование барбершопа с рисунками на голове и бороде как некоего мужского клуба и сообщества одного из комментаторов «наводит на смутные сомнения в ориентации» участников. Как же получилось, что великий бизнесмен Аяз Шабутдинов и все его маркетологи не сумели просчитать элементарную проблему неготовности аудитории к таким резким нововведениям? Судя по тегам уже бывшего «Лайк Барбершопа», не просчитали. Мальчик из провинции, поселившись в башне «Федерация», уже и забыл, как живут в небольших городах и какие парикмахерские там нужны.
Выводы получаются однозначными Работающей схемой можно назвать только продажу тренингов и франшиз. Сами бизнес-модели, продаваемые франчайзи, совершенно нежизнеспособны. Реальные расходы в разы отличаются от заявленных. Более-менее держаться на плаву какое-то время можно только в одном случае — если ты сам стоишь на кофе-точке и разливаешь утренний американо зевающим клиентам, содержишь сомнительной легальности хостел в унаследованной от бабушки квартире или стрижешь роту солдат ежедневно. Понятно, что «свой бизнес» в идеальных мечтах молодых и амбициозных — это офис в «Москва-Сити», спортивный автомобиль и ноутбук под пальмой. Именно на эти красивые картинки и ведутся посетители бесконечных гастрольных туров Шабутдинова. Только вот почему-то количество картинок со столь же впечатляющими результатами не увеличивается. И о дальнейшей судьбе тысяч новоявленных юных «бизнесменов» «Лайк Центр» не заботится.
По сути, так называемый холдинг «Лайк» — трансформированная копия «Бизнес-молодости». Проект, в котором основным источником денег становятся неопытные новички, мечтающие о «пенсии в 35». После того как Аяз прошел обучение в «Бизнес-молодости», он стал по той же схеме гастролировать по разным городам с речами о легких миллионах, которые может зарабатывать каждый, стоит только захотеть. Сам Шабутдинов обижается, когда его проект сравнивают с оригиналом, и уверяет, что разница между ними ключевая: «БМ», дескать, зарабатывают на студентах, а Аяз — исключительно на продаже и обслуживании франшиз. Редакция «Навики» разницы не видит, поскольку результат один и тот же — тренеры гастролируют, бизнесы открываются, а прибыль есть только у тренеров и только от выступлений, у учеников по-прежнему одни убытки. Очень четкое описание этой схемы есть на сайте «Альфа-клиент»: «Наверху управляющая компания с юристами, финансистами, маркетологами, под ней множество бизнес-проектов. В каждом есть партнер, который отвечает за оперативную работу, франчайзи и торговый дом, который и приносит основные деньги. Работает система так.
Обычно идею бизнеса в Like приносит опытный партнер, затем он открывает новую собственную точку в другом городе как правило, Ижевске , чтобы обкатать бизнес-модель; и наконец стартуют продажи франшизы и бурный рост. Задача Аяза — помочь с масштабированием и обеспечить поток франчайзи». Кроме того, как вы уже заметили, в случае неудачи все шишки летят на «открывателя», потому как именно с ним заключаются договоры, именно он становится ответственным за все огрехи. Аяз — медийный фейк Собственно, в эту схему вполне вписывается реальная роль Аяза Шабутдинова — лица в достаточной мере убедительного для того, чтобы обманывать вдохновлять молодых и малоопытных. Прекрасный проект для сбора легковерных юношей и девушек, которых как раз и можно чаще всего увидеть на тренингах «вундеркинда». Так же как и его «коллега» Дмитрий Портнягин, Аяз — блогер, свадебный генерал с блестящими аксельбантами. И без него бизнес по продаже псевдофраншиз будет стоить ровно ноль. Если Сергей Шнуров продаст группу «Ленинград», на последующие концерты не будет куплено ни одного билета.
Какими бы гениальными музыкантами ни были покупатели группы. И даже если допустить, что за Шнура музыку и тексты напишет какой-то литературный негр, все хотят слушать голос харизматичного мужика «из Ленинграда». Или если тренинги Ирины Хакамады со всем их содержимым продать другой даме, то на них тоже никто не пойдет. Личный бренд, как сейчас модно говорить. Ходят слухи, что за холдингом Аяза стоят некие «большие дяди», но редакция «Навики» не нашла тому никаких доказательств. К тому же любые «дяди», будучи серьезными игроками рынка, объяснили бы нанятому на роль гуру мальчику, почему следует хотя бы минимально заботиться о репутации и смотреть хотя бы на шаг вперед. Тот же факт, что Аяз постоянно врет, попадается и снова врет, не заботясь даже о правдоподобии текущего вранья, намекает на его самостоятельность. Ну и на влияние «Бизнес-молодости».
Именно на тренингах «Бизнес-молодости» Аяза и еще не один десяток юных инфобизнесменов научили публично брать на себя заведомо невыполнимые обязательства, а когда наступает срок исполнения, торжественно врать, что они были выполнены. Именно так у Шабутдинова и появился миллиард, рождающий слухи о «дядях» за его спиной, — дескать, если у мальчика миллиардная прибыль, он явно не сам по себе мальчик. Гипотеза логичная, но опирается она на неверную предпосылку — никакой миллиардной прибыли, как мы уже выяснили, у Аяза нет. И все его «смелые» метания, новые провальные идеи и прочий шумный пиар не стоят на плечах у неких теневых исполинов, а базируются на банальном непонимании, как важны для инфобизнеса этичность и репутация. Так что можно не слушать сплетни и последовать совету Наполеона Бонапарта — не объяснять злым умыслом то, что объясняется простой глупостью. А может быть, мы неправы в своих подозрениях и на самом деле на франшизе от Аяза реально заработать? Начать со сколачивания кроватей для хостела, а через несколько месяцев привлечь инвесторов и стать миллиардером? Вот вам главная вдохновляющая история Шабутдинова — 10 миллионов инвестиций, 4 миллиона прибыли.
И здесь шило тоже вылезло из мешка. На вранье и подтасовке фактов Аяз попадается регулярно. Один из самых скандальных эпизодов — липовая история успеха Азы Мисакян, якобы создавшей свой бизнес в США. Скрыть этот провал или хотя бы замолчать самые неприятные детали у Аяза не получилось. На своем выступлении во время очередного бизнес-тренинга Шабутдинов вдохновенно вещал, как он помог девушке Азе открыть в Лос-Анджелесе Музей иллюзий. Аяз демонстрирует свое восхищение Азой: «Я вообще не понимаю, как ты это все сделала». Аза кокетничает: «Да, блин, ты же сам объяснил, как сделать».
Вдохновенно рассыпавшись в благодарностях за тренинги и науку управления собственным бизнесом, Аза даже прислала данные о выручке по проекту около полумиллиона долларов. Вот только одна деталь: этот бизнес не принадлежит Азе и никакого права раскрывать конфиденциальные финансовые отчеты и бухгалтерские документы у нее не было. Как «опытный бизнесмен», Аяз консультировал фигурантку, тем более присвоил себе ее фейковый успех и при этом не знал реального положения дел в компании? Реальный хозяин Музея иллюзий Александр Донской был сильно удивлен и озадачен, когда узнал, что на тренинге «Трансформация» Аяз взахлеб рассказывает, как многого добилась Аза Мисакян, которая сама, без посторонней помощи открыла в Лос-Анджелесе музей. Объездила кучу мест, проанализировала конкурентов и теперь владеет бизнесом. Ничего, что всю эту работу проделывал именно Александр? Довольно быстро история разлетелась по Сети, и выяснилось, что Аза Мисакян — просто недорогая наемная сотрудница, да еще и не самая расторопная.
Александр Донской, реальный руководитель проекта «Музей иллюзий», был шокирован той ложью, которая стала частью «тренинга» Шабутдинова. И не постеснялся осветить события так, как они происходили на самом деле. Аза — наемный сотрудник, и ее приходилось постоянно пинать. Даже при этом проект был сдан не вовремя, а «Лайк Центр» уж точно не имеет к нему никакого отношения. И каким образом можно было превратить чужую идею во франшизу, которую, кстати, успешно завалили, как и ряд других франшизных идей? Девушка Аза в свое оправдание снова заявила, что таки у Аяза училась, что действительно изучала «механики конкурентов» и что это она как-то неверно донесла информацию о том, что данный бизнес принадлежит ей. Ну ведь она же запускала Музей иллюзий в Лос-Анджелесе?
И очень удивлялась, почему Донской так разозлен из-за упоминания «Лайк Центра», который присвоил себе этот проект. Наверное, потому что Аяз Шабутдинов во время своего выступления совершенно четко сказал, что Музей иллюзий — франшизная заслуга «Лайк Центра», при этом фамилия Донского в истории даже не фигурировала. А Донской совершенно не обрадовался, когда цифры его бизнеса вдруг оказались обнародованы, да еще приписаны каким-то посторонним людям, и теперь «Лайк Центр» собрался плодить ему конкурентов, украв чужой бренд и дискредитируя деловую репутацию Музея иллюзий. Дружеский найм? Дружеская помощь? Пусть даже так, но в любом случае зачем рассказывать посторонним людям, сколько зарабатывают ваши друзья, к проектам которых вы имеете некоторое отношение и получаете от них деньги? В западных компаниях за раскрытие конфиденциальной финансовой информации сотрудники получают многомиллионные иски.
Неужели Аяз не научил Азу элементарным правилам бизнеса, тем более в Америке? Времени не хватило или программой не предусмотрено? Или бизнес-император сам не в курсе, что озвучивать доходы клиентов можно только с их разрешения, желательно письменного? А вот еще одна странная, но занятная бизнес-история. В ней снова мелькают успешные ученики, суммы с огромным количеством нулей, красивые спортивные машины, гламурные фотографии и чужие имена, не имеющие отношения к реальности. Но кто из новоиспеченных адептов вундеркинд-блога будет настойчиво проверять информацию? В блоге Аяза Шабутдинова появился молодой человек Даниил, поставивший перед собой амбициозную цель заработать на «БМВ» за год.
Юноша постил красивые картинки и уверенно рассказывал о своих достижениях. Ровно до момента, когда выяснилось, что нет никакого Даниила, а есть Вадим, который вообще понятия не имеет, что его фотографии используют для блога «Из Куеды». Аяз моментально отбрил недовольных, заявив, что это просто кто-то копирует группу. Тогда возникает резонный вопрос: почему эти группы-клоны до сих пор существуют и администрация социальной сети «ВКонтакте» их не удаляет по жалобе правообладателя? Мы проверили: клоны на месте. Александр Милиненков написал в своем фейсбучном профиле, что был серьезно озадачен, когда нашел в блоге Аяза Шабутдинова «Из Куеды» фотографии своего друга. Только в блоге он Даниил, а в жизни — Влад, и никаких целей купить «БМВ» за год он перед собой не ставил.
А ведь красивую историю для блога можно создать за пару дней, не имея ничего, кроме пары тысяч долларов на аренду необходимого реквизита. Достаточно обратиться к профессионалам: Как видите, сделать медийного персонажа можно из кого угодно, было бы желание поработать над красивой упаковкой и видеопроектом. История про Золушку на новый лад Насчет карьеры и старта с нуля Шабутдинов тоже не слишком честен с учениками. По официальной версии взлета к вершинам бизнеса, сначала обычный паренек Аяз учился в университете. Он писал стихи на заказ и занимался заготовкой леса, а попутно искал коммерческое вдохновение у «мужиков с уголовным прошлым». А теперь смотрим на факты: Свою карьеру Аяз начал не на сайте для юных поэтов, а на пивоконсервном заводе родителей. И работал он там в неполные двадцать лет сразу на должности топ-менеджера — директором по развитию.
Впрочем, это не единственная нестыковка автобиографии Аяза с его реальной биографией. Например, Аяз приводит фрагмент из свой книги: «Когда мне было 14 лет, родители отправили меня в международный лагерь в Турцию… В лагере же я встретился лицом к лицу с детьми из действительно богатых московских семей. На две недели карманными расходами мне выдали сто долларов… …Я высчитывал, в какой день мне скушать бургер, а эти ребята на великолепном позитиве бронировали столики в местных глянцевых клубах, заказывая тот кальян, который им хотелось, ту выпивку, которую им вздумалось, кадря тех девочек, которые им приглянулись». Четырнадцатилетние дети. Кальян и алкоголь. В международном лагере, где за голову каждого богатого ребенка организаторы отвечают жизнью? Вы можете себе представить что-то подобное?
Как дети ночами убегают в гламурные клубы, где, не спрашивая паспорт, их сразу пускают внутрь, наливают от души и подносят кальяны? У вас не складывается впечатление, что это отрывок из какого-то взрослого рассказа, но никак не из воспоминания 14-летнего ребенка? Комментаторы поста задаются этим же вопросом, однако ответа нет. Моя картина мира оказалась разбита вдрызг». Стоимость бургера в стамбульском «Макдоналдсе» — около 3 долларов. Если поделить 100 долларов на две недели, получается 7 долларов в день. Вполне хватает на два бургера.
Впрочем, в турецкой истории много и других нестыковок. Как и во всем, что пишет о себе Аяз: «Я пребывал в одиночестве, в том состоянии, в котором хочется плакать оттого, что у тебя никого и ничего нет. Но лучше одиночество, чем иллюзия дружбы». Откуда тогда несколькими строчками выше обо всех подробностях про клубы, девочек, кальяны и алкоголь знал мальчик-изгой, не имевший денег даже на бургер в «Макдоналдсе»? В общем, если это отрывок из книги, то похоже, что редактор к ней даже не прикасался. Хотя в блоге Аяза пафосно рассказывается, как долго и «параноидально» он обсуждал контракт с издательством. И еще занятный момент.
В своем комментарии Аяз пишет: «Я бы хотел, чтобы бедным в нашей стране должно было быть стыдно. Но пока, к сожалению, люди как будто гордятся тем, что они бедные, гордятся своей беспомощностью. И это ведь не их вина, а все потому что кто-то им также в детстве сказал, что "если кто-то заработал, значит, кто-то потерял", и они в это поверили. Говорить о том, что у кого-то было тяжелое детство? У всех оно было тяжелым, у каждого здесь разная история, и у Паши тоже. В начале концентрата все видели слайд с парнем, который сидит в инвалидном кресле и, несмотря на это, заработал 300 тысяч рублей. После таких историй, на мой взгляд, стыдно и вообще невозможно найти оправдание собственной беспомощности».
При этом он рассказывает, как гордится своим отцом, который, по словам Аяза, был далеко не богатым Буратино. По крайней мере любые попытки назвать Шабутдинова-старшего успешным дельцом Аяз активно отвергает и рассказывает, что бизнес его был почти на грани банкротства, и жил он в «комнатенке» с неудобным пластиковым стулом. На самом деле Аяз вовсе не выходец из «комнатенки» с пластиковой мебелью. Его родители — локальные олигархи с интересной бизнес-моделью: большое количество фирм, которые открываются, закрываются, записываются на имя то мужа, то жены, вовлекаются в судебные процессы, проигрывают часть дел, закрываются, снова открываются. В должности генерального директора пивзавода Рифат Рафкатович успешно сменил Геннадия Малькова, который, в свою очередь, получил этот завод практически даром — бывшая государственная собственность в девяностые оказалась практически брошенной и существовала чуть ли не на дотации. Затем Малькова привлекла идея сделать политическую карьеру, а Рифат Рафкатович выборы в народные избранники проиграл, зато стал генеральным директором пивзавода и назначил сына на должность директора по развитию. Однако в качестве развивающего управленца Аяз оказался не особо эффективным.
В мае 2018 года завод, де-факто занимавшийся дюжиной различных видов деятельности, от финансового управления до продажи канцелярской бумаги… закрылся как убыточное предприятие! И у нее тоже была некая партнерша с огромным списком открытых и ликвидированных компаний, и подозрительные судебные процессы тоже присутствовали. Вот, кстати, список фирм, учрежденных за достаточно короткое время Шабутдиновыми-старшими: А вот гигантский список организаций, где по той же схеме отметился уже сам Аяз: Как видите, половина предприятий уже не действует. На классическую честную бизнес-схему это не похоже. Вместо того чтобы сосредоточить свое внимание на одном, максимум двух смежных проектах и их активно развивать, представители деловой династии мечутся между полуубыточными фирмами, одни закрывают, другие открывают. Это очень сильно напоминает типичную систему создания фирм-однодневок, с помощью которых легко обналичиваются деньги. У экспертов, да и у обычных людей, что-то понимающих в бизнесе, часто возникает к Аязу закономерный вопрос: зачем собирать квазибренды, как фантики, и как можно разорваться на сорок частей, чтобы управлять каждым из бизнесов, контролировать, запускать, чинить и обновлять при необходимости?
При этом внимание!
Публикуем ее рассказ от первого лица. О чем курсы?
В Екатеринбурге люди могут покупать курсы, смотреть их онлайн дома или в коворкинге Names, приходить на лекции от местных спикеров, общаться с другими бизнесменами, слушать вебинары в записи в общей комнате. Отдельно резидентство стоило от 16 до 200 тысяч, тогда в коворкинге можно занять рабочее место. Как устроена продажа курсов: сначала приглашают на бесплатный вебинар, где Аяз и его выпускники рассказывают историю «успешного успеха», говорят, что пару лет назад были бедными, но после вебинаров стали зарабатывать миллионы.
Есть несколько видов онлайн-курсов. Последний стоит соответственно, и это индивидуальное сопровождение бизнеса самим Аязом. А курсы делятся по специальностям и рассчитаны примерно на месяц.
На лекциях в Екатеринбурге выступают местные эксперты Источник: читатель E1. RU Участники выбирают свою нишу и в будни работают онлайн по своим направлениям с наставниками — консалтинг, наставничество, бьюти, продажи и так далее. В выходные проходили онлайн-лекции и в коворкинг еще приглашали спикера из Екатеринбурга, там же предприниматели общались между собой.
Там якобы учат открывать бизнес, зарабатывать на нем и масштабировать свое дело. Занятия вел даже не Аяз, а те, кто прошли у него обучение. Он появлялся в записях иногда.
Курсы представляют собой инструкции, как стать, например, продюсером для эксперта, как делать продажи, что такое воронка продаж, какие маркетинговые инструменты работают или не работают кстати, там не всегда была актуальная информация.
Владелец кофеен и бизнес-коуч. Кто такой Аяз Шабутдинов и за что его задержали
В Москве по подозрению в мошенничестве с курсами задержали Аяза Шабутдинова. Расширяйте кругозор вместе с онлайн-курсами Синхронизации. Изучайте литературу, кино, искусство, психологию и многое другое по годовой подписке со скидкой 65. В Москве задержали и завели уголовное дело по обвинению в мошенничестве на известного бизнес-тренера Аяза Шабутдинова.
Кто такой Аяз Шабутдинов и за что его задержали. Только важное и интересное
Блогера обвиняют в мошенничестве при продаже образовательных курсов. Представитель Шабутдинова в беседе с Telegram-каналом Baza заявила, что блогера не задерживали. Не знаем, откуда пошла новость», — заявила она. Впоследствии в центре, открытом Аязом, пообещали предоставить уточненную информацию. Успешный успех Свой путь в бизнесе Аяз начал в 2013 году, открыв хостел в родном Ижевске.
Небольшой стартап перерос в сеть, а за хостелами последовало открытие кофеен. Очередной продукт Шабутдинов планировал запустить 3 ноября — в день своего задержания. На его аккаунты подписаны почти 2 миллиона человек. На сайте сообщества говорится, что оно «поможет найти друзей, единомышленников и партнеров по бизнесу».
Также последователям Аяза предлагается «узнать точки роста» и увеличить доход от бизнеса likecentre. Стоимость самых дорогих курсов, которые предусматривают личное сопровождение от создателя центра, достигает 5 миллионов рублей.
Пока они только считывают сигналы из новостных лент и сходятся во мнении, что началась охота на ведьм. Я так не считаю. Я думаю, что важно соблюдать то немногое из того, что уже есть. К примеру, налоговое законодательство», — высказался Рыбаков. Он заметил, что сегодня в России очень велик запрос на бизнес-обучение. Поэтому следует задать ему правильный вектор. Через это уже прошли в США, настал черед проделать этот путь и в нашей стране.
По мнению Рыбакова , законодательное регулирование поможет разобраться и в деле Шабутдинова. И кто сейчас за него активно заступается», — прокомментировал миллиардер и сооснователь «Рыбаков фонда». Почему бизнес-омбудсмен Титов заступается за Шабутдинова Если большинство высказались по поводу дела Шабутдинова по горячим следам его ареста, то федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов выдержал паузу, прежде чем прокомментировал ситуацию. Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей посвятил резонансной теме сразу два достаточно объемных поста в своем телеграм-канале. И, судя по всему, симпатии Титова на данный момент больше на стороне арестованного бизнес-тренера и блогера. По крайней мере, пока. Суть обвинения более широкая — мошенничество. Дескать, обещал, но обманул. И вот именно эта широта и вызывает больше всего вопросов», — отметил Борис Титов.
По его словам, выходец из Удмуртии и Пермского края построил то, что «сейчас модно называть экосистемой — огромное сообщество людей, внутри которого циркулируют собственные потоки энергии, есть свои цели, стимулы, ориентиры, образцы для подражания». Но разве «настоящий» шоу-бизнес не продает то же самое: эмоции, вдохновение, радость и печаль? Рассуждая о деле Шабутдинова , нужно исходить от обратного: что можно, а что нельзя. Если коротко, то вдохновлять вне разрешенных рамок теперь, видимо, нельзя.
Он попросил освободить его из СИЗО, предложил залог в 15 миллионов рублей и развернул плакат с надписью «Предприниматель», который запретили снимать. Фото: кадр с видео Mash На заседании присутствовали трое пострадавших по его делу, которые рассказали, что на сеансах в рамках своих курсов Шабутдинов проводил медитации, на которых их поили странным кофе, вызывавшим приступ эйфории. Как утверждает одна из женщин, в напиток подмешивали «непонятные зеленые таблетки. По словам адвоката, именно столько составлял ущерб по вмененным блогеру восьми эпизодам мошенничества.
Об этом сообщил telegram-канал Baza. По информации канала, еще как минимум семь человек обвиняют его в хищении денежных средств.
Олег вспомнил, что в мае 2018 года он заплатил за курсы Аяза около 180000 рублей, но в его жизни так ничего и не изменилось», — говорится в сообщении. По данным канала, такой же суммой якобы лишилась и 26-летняя Людмила. Отмечается, что остальные пострадавшие заявили, что они отдали за курсы около 300 тысяч рублей. Авторы канала сообщили, что история у пострадавших одинаковая. Якобы Шабутдинов и гендиректор «Лайк Центра» Василий Алексеев убедили их в высокой результативности образовательной программы и те, поверив мошенникам, платили им деньги.
Разоблачение Аяза Шабутдинова
Блогера Аяза Шабутдинова обвинили в мошенничестве. На оперативном видео лицо Аяза Шабутдинова закрыто, так требуют правила задержаний. В Москве задержали и завели уголовное дело по обвинению в мошенничестве на известного бизнес-тренера Аяза Шабутдинова. Расширяйте кругозор вместе с онлайн-курсами Синхронизации. Изучайте литературу, кино, искусство, психологию и многое другое по годовой подписке со скидкой 65.
Кто такой Аяз Шабутдинов, которого задержали в Москве за мошенничество?
На блогера-коуча Аяза Шабутдинова поступило еще несколько заявлений в полицию. Стоп мошеннику-инфоцыгану Аязу Шабутдинову Читайте с самого начала группы Для вас мы выложили в группе достаточно доказательств того, что Аяз обычный мошенник-инфоцыган! Если вы уже внимательно просмотрели все видео курсы, выступления. Инициатор задержания Аяза Шабутдинова Наталья Калистратова утверждает, что таких как она — недовольных курсом — около семи ТЫСЯЧ человек. Глава «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина, комментируя уголовное дело в отношении Аяза Шабутдинова, заявила, что эту новость «ждали с весны». Известного блогера Аяза Шабутдинова московский городской суд оставил под арестом до 16 декабря. Аязу Шабутдинов обещал предоставить мне уникальные и ценные знания, которые не доступны в открытом доступе.