Торжественно-траурные мероприятия, посвященные памяти экипажа АПЛ "Комсомолец" (Заозерск) — 5 – 7 апреля 2023 (11 волонтеров подали заявку). О последних минутах "Комсомольца" — в материале РИА Новости. Дату гибели АПЛ "Комсомолец" объявили Днем памяти погибших подводников.
Торжественно-траурные мероприятия, посвященные памяти экипажа АПЛ "Комсомолец"
- ВЗГЛЯД / Память моряков затонувшей АПЛ «Комсомолец» почтили в Мурманской области :: Новости дня
- На Северном флоте проходят памятные мероприятия, посвященные гибели АПЛ «Комсомолец»
- Выставка "Памяти АПЛ К-278 "Комсомолец"
- Тайна гибели советской подлодки надёжно хранится на дне
- Подлодка не «фоняет»: Норвежцы расшевелили затонувшую 30 лет назад АПЛ «Комсомолец»
- Подводная лодка «Комсомолец»: смерть из-за флотского бардака
Пожар на «Комсомольце»: тайна гибели лучшей советской АПЛ
Получил специальность тракториста-машиниста в Мичуринском профессионально-техническом училище. Работал трактористом на сахарном заводе «Никифоровский». Срочную службу проходил в военно-морском флоте матросом атомной подводной лодки «Комсомолец». В своих письмах родственникам и друзьям Андрей восторженно писал о море и о своей службе. В составе команды подводной лодки К-278 Андрей Михалёв ушёл в свой последний, ставший трагическим, поход 7 апреля 1989 года. На субмарине произошёл пожар, в результате которого она затонула в Норвежском море, в нескольких километрах от Медвежьего острова.
Основной задачей учёных является сбор данных о состоянии морской среды для оценки возможных последствий её загрязнения радиоактивными продуктами с борта субмарины, сообщает Русское географическое общество. Рейс пройдёт в рамках одного из направлений государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» — этапа 2021 года «Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике». В акватории Норвежского моря в месте гибели подводной лодки «Комсомолец» учёные возьмут пробы воды с различных горизонтов, пробы донных отложений, пробы радиоактивных аэрозолей, проведут предварительное концентрирование водных проб и оперативную оценку уровня загрязнения объектов окружающей среды радиоактивными веществами.
Спасшийся экипаж сплотился вокруг перевернувшегося плотика и большая часть людей возле него выжила. У командира была возможность спастись вместе с нами, но учитывая то, что в подлодке оставались люди, он принял решение спустится вниз. Плавающие рядом ребята помогли защелкнуть ему люк. Лодка начала тонуть, большая часть экипажа осталась на воде. В дальнейшем мы какое-то время находились на воде, приблизительно полтора часа, после этого прибыли рыбаки. Во время аварии погибли 42 человека и 27 остались в живых. Два матроса в 7 и 6 отсеках сгорели, часть экипажа погибли в при тушении пожара, большая часть экипажа погибли при охлаждении. Я считаю, что большая часть, погибших в море, погибли из-за того, что обессиленный организм переложил функции спасения на группу спасателей - мы не учли, что рыбакам от горизонта до нас еще полчаса ходу». Ее спуск на воду состоялся 3 июня 1983 года. В конце декабря того же года уникальная подлодка с титановым корпусом вступила в строй. Подводной лодке принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения до 1500 метров, ей принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метров. Во втором и третьем отсеках сформировали так называемую зону спасения, ограниченную поперечными переборками, выдерживающими большое давление.
Субмарина совершила экстренное всплытие на поверхность. На момент аварии лодка находилась примерно посередине между побережьем Норвегии и архипелагом Шпицберген. После сигнала в штаб к аварийной лодке поспешили спасательные самолёты и находящиеся в районе советские рыболовецкие суда. Следствием пожара стала утрата герметичности прочным корпусом лодки, и она стремительно затонула. Выжившие после пожара люди оказались в ледяной воде, не имея навыков правильного применения спасательных плотов. Сколько из них погибло при пожаре, а сколько — от последующего переохлаждения, точно выяснить так и не удалось. В условиях 5-балльного волнения моря посадка спасательного самолёта оказалась невозможной. Только с подходом советской рыболовецкой плавбазы «Алексей Хлобыстов» удалось подобрать из воды 30 подводников, трое из которых скончались уже по пути в порт. В числе погибших оказался и командир К-278 Евгений Ванин. Выжившие подводники с АПЛ «Комсомолец» перед подъёмом на борт советского судна О причинах возникновения пожара точных данных не имеется, а различные версии на этот счёт выдвигаются вплоть до настоящего времени. Известно, что возгорание началось в седьмом отсеке, а в связи с гибелью находившихся там моряков его причине суждено остаться тайной. Основной версией пожара считаются сильные перепады напряжения в корабельной электросети из-за неисправности системы защиты турбогенератора. В кормовом отсеке это оказалось сопряжено с высокой концентрацией кислорода, возникшей в отсутствие контрольной системы, незадолго до того вышедшей из строя. Это привело к возгоранию промасленной ветоши от искр с электрощита, которое тут же превратилось в обширный пожар, с которым система пожаротушения не справлялась. В условиях разрастания пожара и продолжающихся скачков напряжения в электросети автоматическая защита произвела отключение парогенераторов, и подлодка остановила движение. После этого была подана признанная впоследствии ошибочной команда продуть основной балласт. В аварийном седьмом отсеке на тот момент уже был повреждён трубопровод высокого давления, воздух из которого начал поступать прямо в горящий отсек, нагнетая огонь. После этого гибель подлодки «Комсомолец» была, по сути, предопределена.
Авария на АПЛ «Комсомолец»: как экипажу удалось спастись с подводной лодки
Но кто-то углядел оранжевый мешок погибшего Черникова, и тогда спасатели увидели меня. И направили к небольшому надувному плоту, за который держались мои товарищи. Их было около 60 человек. Подходили суда. Но спасти удалось не всех. Люди умирали, даже когда их переносили на палубу. Переохлаждение, потеря сил...
Нас отогрели, покормили. Я плохо это помню. Только почувствовал облегчение, когда натерли коньяком ноги, которых не чувствовал. Меня часто спрашивали, было ли страшно. Ну, может, несколько секунд. Когда висел на поручне, сверху лилась вода и понимал, что это - всё.
Еще мелькнуло в голове: досадно, что молодая жена выйдет замуж после моей смерти. А потом события настолько быстро менялись, что не до страха. Надо было действовать. Многие ребята с "Комсомольца" продолжили службу. Я не захотел. Был выбор - уехать в Москву, Питер, Одессу, Крым.
Мы с женой выбрали Киев - спокойный город и от родной Винницкой области недалеко. Получили квартиру, через год у нас родилась двойня - мальчишки. Фото: Сергей Кузнецов В третьем походе на борту К-278 находился 604-й флотский экипаж в составе 69 человек. В результате катастрофы и гибели корабля 42 человека погибло, 27 — выжили. Тела умерших были преданы земле. Остальные 20 погибших остались в море: капитан 3-го ранга А.
Испенков, а также вахтенные 6-го и 7-го отсеков: мичман Владимир Колотилин и старший матрос Н. Бухникашвили — на борту корабля. Тела трех членов экипажа, включая командира корабля Е. Ванина, остались на дне в ВСК, но большинство — утонули в ледяной воде, не дождавшись подхода спасателей. Траурная процессия во время похорон моряков подводной лодки «Комсомолец», 1989 год. Фото: РИА Новости.
Кузнецов Фотокорреспондент С. Кузнецов: "Уже в Москве, я печатал фотографии в номер. На одном из негативов - вытянувшаяся в форме эллипса группа людей, прощавшихся с героями-моряками. Еще тогда, стоя на крыше и глядя через объектив, я понял: да ведь это слеза. Когда изображение появилось на фотобумаге, меня заколотило. Как и в тот день на палубе...
Подводная лодка «Комсомолец» вот уже четверть века покоится на глубине 1650 метров на дне Норвежского моря. В район гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир» в 1989 — 1998 годах было проведено 7 экспедиций, в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, где находятся торпеды с ядерными боеголовками, с целью обеспечения радиационной безопасности.
Причина возгорания до сих пор точно неизвестна, хотя наиболее вероятной версией считается воспламенение электрического оборудования.
Шесть часов экипаж боролся за спасение корабля, однако после взрывов в отсеках лодка ушла на дно. Спасение прибыло к «Комсомольцу» только через несколько часов после начала аварии, подошедшая плавбаза Северного флота «Алексей Хлобыстов» приступила к спасению людей после 18 часов вечера. К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 16 человек, на борт «Алексея Хлобыстова» подняли 30 живых и 16 погибших моряков.
На борту умерли еще трое из тридцати спасенных. Всего в результате катастрофы и гибели корабля 42 человека погибло, 27 — выжили. Тела умерших были преданы земле.
На фото: репродукция рисунка «Норвежское море. Вскоре во внутренний корпус К-278 стала поступать вода, после чего субмарина затонула на глубину около 1800 м. Четыре члена экипажа погибли во время пожара, 38 умерли от переохлаждения или утонули. В конце XX века к нему было организовано семь экспедиций с помощью аппаратов «Мир».
Пожар стремительно охватил весь 7-й отсек и унёс жизнь вахтенного матроса Нодари Бухникашвили. Когда сигнал о пожаре поступил на центральный пульт, была предпринята попытка использовать лодочную объёмную химическую систему пожаротушения ЛОХ , однако это не дало результата. Температура в 7-м отсеке достигала 1000 градусов, огонь проник и в 6-й отсек, где погиб мичман Владимир Колотилин. К этому моменту на лодке была объявлена аварийная тревога, «Комсомолец» начал всплытие. На глубине 150 метров из-за вызванных пожаром повреждений она потеряла ход, и дальнейшее всплытие происходило за счёт продувки цистерн главного балласта. В 11:16, спустя 13 минут после начала пожара, лодка достигла поверхности.
Когда позже начнутся поиски виновных и экипаж «Комсомольца» начнут обвинять в некомпетентности, тот самый заместитель командира дивизии, находившийся на лодке, капитан 1-го ранга Коляда заметит — если бы экипаж был некомпетентен, то лодка бы не поднялась на поверхность. Борьба за живучесть Положение на «Комсомольце» было очень тяжёлым — 6-й и 7-й отсек охвачены огнём, 2-й, 3-й и 5-й задымлены. В экипаже много обожжённых и отравившихся. Сработала аварийная защита, автоматически заблокировавшая атомный реактор лодки, «Комсомолец» перешёл на использование аккумуляторов. Первый сигнал об аварии был подан в 11:37, но из-за нарастающих неполадок в штабе он был принят лишь в 12:19. К месту аварии был отправлен самолёт Ил-38 с аварийно-спасательными контейнерами. Ил-38 не может садиться на воду, поэтому в данной ситуации он мог только наблюдать и наводить на место аварии идущие на помощь корабли. К тому же первые сообщения от капитана Ванина были достаточно спокойными — корабль всплыл, экипаж ведёт борьбу за живучесть. Ил-38 под командованием лётчика Геннадия Петроградского занял позицию над районом аварии в 14:20. К этому времени на помощь «Комсомольцу» на всех парах шла плавбаза «Алексей Хлобыстов», которая должна была прибыть на место к 18:00.
К трём часам дня показалось, что всё самое страшное позади. Над районом кружили три советских самолёта, корабли на всех парах мчались к месту аварии, пожар, хоть и не был потушен, но был локализован. Помощь должна была прибыть уже скоро. Большая часть экипажа находилась на верхней палубе без спасательных жилетов. Люди, выбравшиеся из задымлённых отсеков, были уверены в непотопляемости «Комсомольца» и не предполагали, что им вскоре придётся покидать корабль. Лодка затонула за несколько минут В 16:35 экипаж Ил-38 обратил внимание, что К-278 стала оседать на корму.
7 апреля День памяти всех погибших подводников
Выжившие подводники «Комсомольца» зажигают свечи и читают молитвы // Новости НТВ | Атомная подводная лодка «Комсомолец» была сверходорогим и сверхсекретным аппаратом — это одна из причин. |
Выжившие подводники «Комсомольца» зажигают свечи и читают молитвы | Память моряков экипажа атомной подводной лодки Комсомолец, которая в 1989 году затонула в результате аварии, почтили в Мурманской области. |
Трагическая годовщина: как погибала подлодка «Комсомолец» - МК Карелия | Они традиционно проводятся в день гибели АПЛ «Комсомолец», которая потерпела аварию и затонула в Норвежском море в 1989 году. |
Атомная подводная лодка «Комсомолец»: история создания, основное вооружение | Катастрофа на атомной подводной лодке «Комсомолец» произошла 7 апреля 1989 года, когда субмарина возвращалась с боевой службы. |
Российская экспедиция подходит к месту гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море
Технический проект подводной лодки «Комсомолец» был разработан с противопожарной системой ЛОХ, имеющей дистанционное управление из центрального поста. Сегодня, 7 апреля, исполняется 34 года со дня гибели атомной субмарины «Комсомолец», на которой служил матросом Андрей Михалёв. атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец", которые еще не были известны стране.
7 апреля: гибель атомной подводной лодки «Комсомолец», на борту которой был туляк
Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» погибла 7 апреля 1989 года. 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла подводная лодка К-278 «Комсомолец» — гордость подводного флота СССР. Очень жизненная песня про АПЛ Комсомолец: Александр Викторов – Памяти АПЛ "Комсомолец" (Автономка-2). 7 апреля в Севастополе прошло памятное мероприятие, посвященное погибшим членам экипажа АПЛ К-278 «Комсомолец». Эта работа была произведена, и с тех пор интерес к «Комсомольцу» пошёл на убыль, а трагедия в августе 2000 года АПЛ «Курск» вообще затмила трагедию «Комсомольца». Траурный митинг завершился возложением венков к монументу экипажу АПЛ "Комсомолец".
Как погибла лучшая советская подлодка
Плюс 2 градуса. Волны - полтора-два метра. До ближайшей земли более 700 километров. Было жутко. Пришла в голову мысль, что после такой передряги я не могу так просто сдаться и умереть.
И я поплыл. В ледяной воде люди умирают через 15-20 минут. Я продержался 40... Мимо прошло судно, но в волнах меня не заметили.
Но кто-то углядел оранжевый мешок погибшего Черникова, и тогда спасатели увидели меня. И направили к небольшому надувному плоту, за который держались мои товарищи. Их было около 60 человек. Подходили суда.
Но спасти удалось не всех. Люди умирали, даже когда их переносили на палубу. Переохлаждение, потеря сил... Нас отогрели, покормили.
Я плохо это помню. Только почувствовал облегчение, когда натерли коньяком ноги, которых не чувствовал. Меня часто спрашивали, было ли страшно. Ну, может, несколько секунд.
Когда висел на поручне, сверху лилась вода и понимал, что это - всё. Еще мелькнуло в голове: досадно, что молодая жена выйдет замуж после моей смерти. А потом события настолько быстро менялись, что не до страха. Надо было действовать.
Многие ребята с "Комсомольца" продолжили службу. Я не захотел. Был выбор - уехать в Москву, Питер, Одессу, Крым. Мы с женой выбрали Киев - спокойный город и от родной Винницкой области недалеко.
Получили квартиру, через год у нас родилась двойня - мальчишки. Фото: Сергей Кузнецов В третьем походе на борту К-278 находился 604-й флотский экипаж в составе 69 человек. В результате катастрофы и гибели корабля 42 человека погибло, 27 — выжили. Тела умерших были преданы земле.
Остальные 20 погибших остались в море: капитан 3-го ранга А. Испенков, а также вахтенные 6-го и 7-го отсеков: мичман Владимир Колотилин и старший матрос Н. Бухникашвили — на борту корабля. Тела трех членов экипажа, включая командира корабля Е.
Ванина, остались на дне в ВСК, но большинство — утонули в ледяной воде, не дождавшись подхода спасателей. Траурная процессия во время похорон моряков подводной лодки «Комсомолец», 1989 год.
После 8 марта она на связь не вышла. Предпринятые силами флота поисковые действия результата не дали. К-129 погибла по неустановленным причинам. На ней находились 98 человек. Последней тяжелой утратой стала гибель 14 моряков-подводников во время пожара на научно-исследовательском глубоководном аппарате в Баренцевом море 1 июля 2019 г. Никитина И.
Уникальная фотография, сделанная с советского военного самолета, кружившего над местом трагедии. Моряки из последних сил держатся за спасательный плот. Именно в эти часы и погибло большинство из них. Замерзших и неудержавшихся забирало холодное Норвежское море. У других помочь им не было сил. Боровшиеся за жизнь подводники цеплялись за нее зубами. В буквальном смысле. Теперь они живут за себя и за тех парней.
Юрий Парамонов, 7 апреля 1989 г. Как выжили, уже никто из оставшихся вам уже не скажет. Это чудо. Я надеюсь, Господь нам дал этот случай, для того чтобы мы прожили эту жизнь за наших ребят и быть достойными их». На Серафимовское кладбище возложить цветы на могилы моряков «Комсомольца» сегодня тоже пришли десятки людей. Как и на все мероприятия, посвященные 25-летию трагедии.
Погибли 42 человека. Причины катастрофы до сих пор точно не установлены. В августе 1985 года экипаж установил рекорд погружения. Он не побит до сих пор. Прямо в рубке офицеры качали на руках генерального конструктора. Такой корабль на такую глубину можно было сделать только из прочного титана", - говорит генеральный конструктор АПЛ "Комсомолец" Юрий Кормилицин. Уникальный корабль почти сразу встал на боевое дежурство. Но служить субмарине суждено было меньше пяти лет. Его причины остаются загадкой до сих пор. Известно только одно: загорелся самый крайний, кормовой отсек. За считанные минуты температура достигла 1000 градусов. Пламя подступило к атомному реактору. Андрей Махота, один из выживших в аварии, понимал, что обречен - в его отсеке противогазы не предусмотрены, в фильтрах накапливаются радионуклиды.
7 апреля: гибель атомной подводной лодки «Комсомолец», на борту которой был туляк
Сегодня в России — день памяти моряков-подводников. Новости. Первый канал | Однако погибшие на «Комсомольце» моряки, до конца сохранившие верность присяге, и, всеми силами пытавшиеся спасти свою подводную лодку, безусловно, заслуживают того, чтобы. |
День памяти погибших подводников | Командир первого экипажа атомной подводной лодки «Комсомолец» Юрий Зеленский считает, что эксперты из Норвегии могли «что-то подложить». |
Научная деятельность | Дату гибели АПЛ "Комсомолец" объявили Днем памяти погибших подводников. |
К-278 "Комсомольц" рекорд погружения | Сегодня, 7 апреля, исполняется 34 года со дня гибели атомной субмарины «Комсомолец», на которой служил матросом Андрей Михалёв. |
Уроженец Никифоровского района 34 года назад погиб на подлодке «Комсомолец» | Знамя | атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец", которые еще не были известны стране. |
Атомная подводная лодка «Комсомолец»: история создания, основное вооружение
Заместитель командующего Северным флотом по работе с личным составом контр-адмирал Анатолий Минаков, выступая перед собравшимися, отметил что «нынешнее поколение моряков-североморцев делает сегодня всё необходимое, чтобы подобные трагические моменты больше никогда не повторялись». Во второй половине дня в гарнизонах Северного флота, где базируются подводные лодки, пройдут митинги, посвященные памяти не вернувшихся в мирное время из морских глубин подводников. Личный состав соединений подводных лодок пройдёт торжественным маршем. В памятных мероприятиях примут участие командование подводных Северного флота, представители администрации Мурманской области и закрытого административно-территориального образования Заозёрск, ветераны-подводники, личный состав соединений подводных лодок.
В Свято-Никольском храме на Братском кладбище Северной стороны, где похоронены подводники-севастопольцы, члены экипажей подводных лодок «Комсомолец» и «Курск», была отслужена лития по морякам, погибшим в море в мирное время. Справка: 7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате аварии погибла атомная подводная лодка «Комсомолец», экипаж которой в течение 6 часов героически боролся со стихией. Из 69 членов экипажа погибли 42 человека, пятеро из них были севастопольцами. В соответствии с приказом Главнокомандующего ВМФ, с 1995 года 7 апреля объявлено «Днем памяти погибших подводников».
Однако корпус лодки развалился, и извлечь со дна моря удалось лишь фрагмент носовой части — ракеты и секретные коды американцам так и не достались. Дальнейшие попытки по подъему были прекращены.
Информация о затонувшей К-129, на борту которой находился экипаж в количестве 98 человек, оставалась засекреченной 30 лет. А вообще список потерь атомных подводных лодок открыли США. Погибли 112 военных моряков и 17 гражданских специалистов.
Ее испытания проводились в северной Атлантике в 220 милях к востоку от Бостона. Фрагменты корпуса были обнаружены на глубине 2600 метров. Она погибла при невыясненных обстоятельствах 22 мая 1968 года со всем экипажем в составе 99 подводников во время несения боевой службы в районе Азорских островов в центральной Атлантике.
Фрагменты корпуса обнаружены на глубине 3600 метров. Советские АПЛ тонули чаще — в числе безвозвратных потерь четыре подлодки. Погибло 52 подводника.
Взорвались компоненты ракетного топлива.
Атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" погибла 7 апреля 1989 года в Норвежском море. В России этот день объявлен Днем памяти всех подводников, не вернувшихся из походов. В 17 часов 08 минут, признанных официальным временем гибели АПЛ "Комсомолец", все корабли Северного флота приспускают Андреевский флаг.
Подлодка не «фоняет»: Норвежцы расшевелили затонувшую 30 лет назад АПЛ «Комсомолец»
Российские подводники усомнились в данных об уровне излучения в районе гибели «Комсомольца» | На момент катастрофы атомной подводной лодке «Комсомолец» было всего чуть более пяти лет. |
Погибла советская атомная подлодка «Комсомолец» - Знаменательное событие | Всего в результате этой трагедии вместе с капитаном АПЛ «Комсомолец» погибло 42 человека, большая часть умерла от переохлаждения или утонула. |
7 апреля - день гибели экипажа атомной подводной лодки Северного флота «Комсомолец» | Катастрофа на атомной подводной лодке «Комсомолец» произошла 7 апреля 1989 года, когда субмарина возвращалась с боевой службы. |
Депутаты областной Думы почтили память экипажа АПЛ «Комсомолец» | К-278 «Комсомолец» — советская атомная подводная лодка (АПЛ) 3-го поколения, единственная лодка проекта 685 «Плавник». |
Память моряков затонувшей АПЛ «Комсомолец» почтили в Мурманской области
Технический проект подводной лодки «Комсомолец» был разработан с противопожарной системой ЛОХ, имеющей дистанционное управление из центрального поста. 7 апреля 1989 г. в Норвежском море произошел пожар на атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец». Митинг-реквием в память о гибели атомной подводной лодки «Комсомолец». Это гибель 7 апреля 1989 года атомной подводной лодки ВМФ СССР К-278 «Комсомолец». 7 апреля 1989 года погибла атомная подводная лодка «Комсомолец» – самая быстрая, самая бесшумная, самая глубоководная, самая совершенная из подводных лодок своего времени.